Анкета для педагогов и администрации. Анкета для родителей «Профессиональные и личные качества учителя Анкета профессиональные качества педагога ординарность увлеченность

  • Портфолио педагога. Профессионально-значимые качества педагога. Самоанализ педагога (Документ)
  • Ответы на вопросы к экзамену (Шпаргалка)
  • Щуркова Н.Е. Собранье пёстрых дел - Методический материал для школьного педагога (Документ)
  • Сорочинська В.Є. Організація роботи соціального педагога (Документ)
  • Дневник по социально-педагогической практике (Документ)
  • Курсовая работа - Технологии работы социального педагога с семьей (Курсовая)
  • Отчет по практике - Ознакомительная практика социального педагога (Дипломная работа)
  • Методологическая культура педагога-музыканта (Документ)
  • Шакурова М.В. Методика и технологии работы социального педагога: Лабораторный практикум (Документ)
  • Курсовая работа - Деятельность социального педагога по профилактике девиантного поведения подростков в условиях общеобразовательного учреждения (Курсовая)
  • n1.doc

    Анкета

    Профессия педагог

    1.1 Что преобразует, изменяет педагог в процессе своей деятельности? К чему прикладывает свои трудовые усилия? (перечислите)

    Учитель изменяет условия для гармоничного развития личности, подготавливает подрастающее поколение к труду и иным формам участия в жизни общества. А так же самосовершенствует себя.

    Необходимо внутри групповое и межгрупповое общение, опираясь на возможности ученика выявить развить и раскрыть все ценное в человеке. Необходима способность к саморазвитию, самовоспитанию.

    1.2. К чему стремиться педагог в процессе своей деятельности? Чего он желает достичь? Каковы цели его деятельности?

    Педагог стремится в первую очередь правильно и доходчиво преподнести свой предмет разнообразными способами. Заинтересовать ученика своим предметом, своими знаниями и самим собой. Развить в человеке умение существовать в социуме.

    Стремления и желания часто совпадают. Каждый педагог стремится воплотить все свои цели, но не всегда итог бывает оправдан.

    1.3 Что использует педагог для достижения цели? Какими средствами он пользуется? Каковы «орудия» педагогического труда? (перечислите)

    Новыми технологиями, мультимедийная установка, телевизор

    1.4. Какие средства педагог должен применять для достижения цели?

    Для осуществления определенных целей в обучение, у педагога должен быть составлен учебный план. Педагог должен постоянно включаться в новые для себя виды деятельности, работать в новых условиях, использовать новые средства, менять круг общения.

    Педагог должен иметь широкий и разнообразный круг общения. Педагог должен быть уверен, что способен обучиться новым методам работы и адаптироваться к изменениям.

    Педагог должен быть уверен в возможности получения качественной информации, необходимой для удовлетворения потребностей в его профессиональном развитии. Статус педагога в коллективе должен зависеть от уровня его компетентности и образованности.

    1.5 Что можно считать результатами педагогической деятельности?

    Проявление детьми самостоятельности, повышенный уровень знаний, заинтересованность к внеклассной работе, участие в школьной жизни, посещение секций, участие в олимпиадах, выбор бедующей профессии.

    1.6 . По каким показателям педагог может судить о достижении результатов в своей повседневной деятельности?

    По срезовым, самостоятельным, контрольным работам, тестам. По процентам усвоенного материала. По самостоятельной работе сделанной дома по не разобранной теме. Участие в олимпиаде.

    1.7 . Назовите основные трудности, с которыми приходится сталкиваться педагогу, преграды, которые приходится ему преодолевать в своей деятельности?

    Нежелание детей учиться, снижение интереса к обучению, дисциплина, сложности с коллективом, конфликты с преподавателем.

    2.1. К аковы преимущества условий педагогической деятельности по сравнению с другими профессиями?

    Официальный рабочий день длится 5-6 часов, возможность работать дома, разнообразие труда, отпуск длится 56 дней, в каникулярное время есть методические дни, общение с молодым поколением.

    2.2. Чем, по сравнению с другими профессиями, хуже условия труда педагога?

    Возможность стрессовых ситуаций, постоянная ответственность за учеников (около 25 детей), за их здоровье и безопасность, повышенный шумовой фон, большие нагрузки, ненормированный рабочий день. Высокая ответственность за усвоение материала, низкая заработная плата, низкая возможность карьерного роста. Работа со сложными детьми и семьями.

    3.1 . Какими качествами должен обладать педагог? Какие особенности личности способствуют успеху педагогической деятельности?

    Требования к современному педагогу:


    • Потребность и способность к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности.

    • Тактичность, чувство эмпатии, терпеливость и терпимость в отношениях с детьми и взрослыми, готовность принимать и поддерживать их.

    • Понимания своеобразия и относительной автономности саморазвития личности.

    • Умение обеспечить внутригрупповое и межгрупповое общение, предотвращать конфликты в детском и взрослом сообществах.

    • Знания особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и стремление вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития.

    • Способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.
    Особенности личности: доброта, терпение, коммуникабельность, креативность, общительность, справедливость, вежливость.

    3.2 . К акие знания и умения наиболее необходимы педагогу?

    Необходимо, конечно же, знание своего предмета, но знания не должны ограничиваться только им, учитель должен быть всесторонне развит. Умение - преподнести знание так, чтобы каждый понял. Так же необходимо умение найти общий язык с каждым из учеников. Также необходим навык анализа и обобщения педагогической деятельности и навык владения информационными и компьютерными технологиями. Психолого-педагогичесие и социально-пелагогические умения.

    3.3 . Какие учителя нравятся детям?

    Требовательные и справедливые, умеющие заинтересовать своим предметом., проводящие интересные мероприятия после уроков. Честные, не высокомерные, интересные, интересующиеся проблемами детей, умеющие понимать их.

    3.4 . К акие требования предъявляет к педагогу администрация?

    Выполнение трудовой дисциплины, выполнение должностных инструкций.

    3.5 . Какие качества педагога наиболее значимы при взаимодействии с коллегами?

    Наиболее значимы для педагога при взаимодействии с коллегами такие качества как отзывчивость, открытость, терпение, взаимопонимание, общительность, толерантность.

    3.6 . Каких педагогов желают родители своим детям?

    3.7 . Как влияет педагогическая деятельность на самого педагога?

    Педагог общается с молодым поколением. Он душевно становится моложе. Педагог получает дополнительные знания, имеет возможность задуматься о решении многих жизненных ситуациях.

    3.8. Кому противопоказано быть педагогом? Каким не должен быть педагог?

    Не уравновешенным, малотерпимым, грубым, судимым, неответственным, предвзятым, имеющим алкогольную и наркотическую зависимость, имеющим психические заболевания.

    4.1 . Перечислите основные должностные обязанности учителя.

    1) осуществление обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, развивает их разнообразную творческую деятельность.

    2) способствует социализации, формированию общей культуры личности, социализации, осознанному выбору и последующему освоению образовательных программ.

    3) обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.

    4) обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования.

    5) соблюдает права и свободы обучающихся, поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

    6) осуществляет связь с родителями обучающихся (лицами, их заменяющих).

    7) обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса.

    8) выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

    9) соблюдение этических норм поведения в школе, быту и общественных местах, соответствующих общественному положению педагога.

    4.2. Какие права имеет педагог?

    1)участвовать в управлении образовательного учреждения, защищать свою профессиональную честь и достоинство.

    2)вносить предложения в проекты программ и планов по совершенствованию образовательного процесса школы, представлять на рассмотрение директора предложения по вопросам своей деятельности.

    3) вносить предложения по совершенствованию методической работы в школе.

    4) получать от директора и его заместителей информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

    5) требовать от администрации школы оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей.

    6) на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, на получение от директора школы достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте.

    7) повышать свою квалификацию не реже одного раза в 5 лет.

    8) аттестоваться на добровольной основе на квалификационную категорию.

    9) осуществлять свою работу в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации в условиях, отвечающих требованиям норм и правил охраны труда.

    4.3. Как оплачивается труд педагога?

    Труд педагога оплачивается двумя «валютами». Первая – это материальная, то есть денежная (надо сказать, что это не самая высокооплачиваемая работа, хотя и более трудоемкая, по сравнению с другими). И вторая «валюта» - это духовная. Дети, которые выучились в будущем благодарны своим педагогам за то, что они их такими воспитали (в большинстве случаев).

    4.4 . Как может педагог влиять на условия своего труда?

    Организовать время, сделать рабочее место более удобным.

    4.5. Какие существуют пути повышения педагогической квалификации?

    Сдать аттестацию на добровольной основе на повышение педагогической квалификации.

    4.6 . Какие перспективы профессионального и социального продвижения имеет педагог?

    Есть возможность стать завучем, директором, работником комитета образования. Повышать категории (первая, высшая), защита диссертации, написание учебников, книг по педагогике, разработка собственных методик обучения.

    4.7 . Перечислите предметы профессиональной гордости педагога. Чем он может гордиться?

    Педагог может гордиться своими учениками, занявшими какие-либо места в олимпиадах или просто участвующие в них. Может гордиться какими-то проектами учеников. Может гордится своими умениями, навыками.

    4.8. Что стимулирует педагога хорошо выполнять свои обязанности?

    Для каждого педагога есть свои стимулы, чтобы хорошо выполнять свою работу. Для некоторых это премии, для других – это благодарность учеников, для третьих – это просто любовь к предмету.

    4.9. Почему люди выбирают профессию педагога?

    У каждого свой выбор. Некоторым просто нравится, некоторые хотели стать такими как их родители или как первый учитель. Кому-то просто нравится обучать детей. Кто-то захотел воспитать будущее поколение.

    5.1 . Перечислите, пожалуйста, основные трудовые операции, совершаемые педагогом. Что делает педагог в процессе своей деятельности?

    Педагог обучает молодое поколение необходимым навыкам и дает им необходимые знания. Помогает самореализоваться ученикам как творческим личностям. Развивает командный дух класса.

    Уважаемый коллега!

    Просим Вас принять участие в изучении организационной культуры нашего детского сада. Ваши ответы позволят определить особенности наших взаимоотношений, выявить наши сильные и слабые стороны и определить пути развития коллектива. Заранее благодарны!

    Оцените, пожалуйста, какие проявления, отношения характерны, на Ваш взгляд, для нашего коллектива. Выберите те варианты ответов, которые совпадают с Вашим мнением и постарайтесь дополнить, расширить их, отразив свое мнение.

    1) Для нашего коллектива наиболее ценно:

    · здоровье

    · образование

    2) Для нашего коллектива значимы следующие условия работы и вещи материального мира:

    · удобный график работы

    · комфортные условия работы

    3) В нашем коллективе приняты следующие высказывания и выражения:

    · Дети - это наше все!

    · Пересменка.

    · ________________

    4) Наши действия по отношению друг к другу:

    · взаимопомощь

    · соперничество

    · опоздание

    · взаимоподдержка

    · наставничество

    · _________________

    5) Наши чувства можно охарактеризовать как:

    · все переживают друг за друга

    · каждый заботится об общем деле

    · ______________________________________________________

    Определите Ваше отношение к каждому из предложенных высказываний, используя следующие оценки:

    а – данное утверждение полностью соответствует характеру отношений, сложившихся в нашем коллективе;

    б – данное утверждение, в общем характерно для нашего коллектива;

    в – данное утверждение лишь в незначительной степени применимо к нашему коллективу;

    г – данное утверждение не характерно для системы отношений, сложившихся в нашем коллективе.

    Утверждение а б в г
    1. Дух бескорыстия и взаимопомощи отличает наш коллектив.
    2. Каждый из нас достаточно инициативен, чтобы в случае необходимости взять на себя ответственность за какое – то дело.
    3. Большинство из нас всегда может поступиться личным ради общего дела.
    4. Наш коллектив обычно не ждет указаний и инициативы ему не занимать.
    5. В нашем коллективе каждый ощущает себя ответственным за ее успех.
    6. Как правило, при решении важных вопросов мы всегда единодушны.
    7. Наш коллектив достаточно сплочен и организован.
    8. Когда с нами нет руководителя, мы не теряемся и работаем на менее эффективно, чем в его присутствии.
    9. Наш коллектив способен к риску и готов к нововведениям.
    10. Администрация доступна и открыта к контактам со всеми сотрудниками.
    11. Обсуждение и принятие важных вопросов (проблем) осуществляется всем коллективом.
    12. В нашем коллективе педагогов многое связывает, и чей- то уход в другое образовательное учреждение маловероятен.
    13. Возможности для профессионального роста в нашем ДОУ у педагогов не меньше, чем в другом.
    14. Все члены коллектива – патриоты ДОУ.
    15. Работая в нашем коллективе, педагоги могут реализовать свои способности лучше, чем в другом месте.
    16. В нашем коллективе случаются конфликты между педагогами.
    17. Мы стараемся отмечать праздники вместе.
    18. Все члены коллектива переживают неудачи и испытывают гордость за успехи ДОУ.
    19. После работы мы нередко свободное время проводим вместе.
    20. У нас принято делиться своими семейными радостями и заботами.
    21. У нас тоже есть «диады» и «триады», но это не мешает нам чувствовать себя дружной единой семьей.
    22. Наша сплоченность, скорее всего не пострадает, если в группу вольется сразу несколько новых членов.
    23. При сравнении коллектива нашего учреждения с другим каждый из педагогов найдет в нем много преимуществ.
    24. Вознаграждение и признание прямо пропорционально эффективности работы коллектива.
    25. Члены нашего коллектива следуют своим обязательствам и обещаниям.
    26. Каждый член нашего коллектива получает признание за свой личный вклад в общую работу.
    27. В нашем коллективе конфликты разрешаются эффективно.

    Ø Какие из существующих в ДОУ обрядов, ритуалов, символов и т.д. помогут новому сотруднику, познакомится с историей нашего учреждения, выработанными коллективом ценностями, принятыми нормами поведения:

    Ø Какие из приемов поддержания организационной культуры, используемые администрацией ДОУ, на ваш взгляд, являются более эффективными:

    · организационные символы;

    обряды, традиции;

    · увольнение «неугодных» сотрудников;

    · личный пример старшего воспитателя или заведующей;

    · предъявляемые требования к продвижению сотрудника в ДОУ;

    · предъявляемые требование при приеме на работу;

    · повседневная помощь в работе;

    · контроль за выполнением педагогами принятых в учреждении правил и норм поведения;

    · укажите свой вариант…

    Ø Укажите, что из представленных характеристик присуще ДОУ с приведением примеров:

    · определены оценки, касающиеся поведения педагогов (укажите, что будет резко осуждено коллективом в поведении педагога…; а что вызовет одобрение…)

    · установлены нормы, регулирующие неформальные отношения между педагогами (обязательно здороваться утром с коллегами, интересоваться их самочувствием; вечером сообщать коллеге как вели себя дети во вторую половину дня, давать рекомендации к подготовке следующего дня): приведите пример …;

    · каково назначение нашего детского сада…;

    · установлены ли критерии, методы, периодичность измерения достигнутых педагогами результатов в профессиональной деятельности: приведите пример…;

    · определены ли санкции к педагогам, не выполнившим работу на должном уровне, приведите пример…;

    Ø Какие ценностные ориентации (нормы и правила поведения) провозглашены в ДОУ:

    А) необходимо заботится о здоровье всех субъектах педагогического процесса;

    Б) не прибегать к насилию (физическому и психологическому) при воспитании детей;

    В) активно взаимодействовать с семьей воспитанников;

    Г) свой вариант…;

    Ø Как Вы были ознакомлены с ними:

    А) узнали от заведующей или старшего воспитателя;

    Б) прочитали в документации ДОУ;

    В) рассказали коллеги;

    Г) свой вариант…;

    Ø Какое из проводимых мероприятий в нашем детском саду, Вам наиболее заполнилось и понравилось? Почему? (могут быть проанализированы такие мероприятия, как: ритуал принятия нового сотрудника на работу; традиция чествования ухода сотрудника на пенсию; традиция празднования именин сотрудников; традиция празднования Дня Рождения ДОУ; совместное празднование знаменательных дат календаря (Новый год, День учителя, 8 Марта и д.т.); совместное посещение театров, концертов, музеев; организация совместного посещения бассейна, аэробики и т.д.)

    Ø Кто является инициатором совместных мероприятий, направленных на развитие педагогического коллектива? Часто ли Вы выступаете инициатором таких мероприятий?

    Ø Кто решает, какие из предложенных мероприятий будут проводиться, а какие нет?...

    Ø Какие мероприятия Вы хотели бы, чтоб проводились в нашем детском саду и в будущем, возможно, стали бы традиционными?

    Ø Проранжируйте факторы, которые определяют отношение к работе (труду) по степени их значимости для Вас (1-самый значимый фактор; 2-менее значимый фактор и т.д.).

    Ø Оцените, пожалуйста, характер взаимоотношений в нашем коллектива. Перед Вами 2 колонки с противоположными по смыслу суждениями. Между ними 5-балльная шкала. Чем ближе к левому или правому суждению в каждой паре Вы делаете отметку, тем более выражен данный признак в коллективе (Методика «Оценка психологического климата в коллектива» В.В.Шпалинского. Предложенные нормативы: от 13 до 39 – благоприятный психологический климат в коллективе, от 40 до 65 – негативный психологический климат в коллективе).

    Признаки коллектива Шкала Признаки коллектива
    1. Я редко вижу в начале рабочего дня хмурые и постные лица своих коллег. 1-2-3-4-5 1. Большинство членов коллектива приходят на работу с будничным настроением, не ощущая подъема и приподнятости.
    2. Большинство из нас радуются, когда появляется возможность пообщаться друг с другом. 1-2-3-4-5 2. Члены нашего коллектива проявляют безразличие к эмоциональному общению.
    3. Доброжелательные и доверительные интонации преобладают в нашем деловом общении. 1-2-3-4-5 3. Нервозность, явная или скрытая раздражительность окрашивают наши деловые отношения.
    4. Успехи каждого из нас искренне радуют всех остальных и почти ни у кого не вызывают зависти. 1-2-3-4-5 4. Успех почти любого из нас может вызвать болезненную реакцию окружающих.
    5. В нашем коллективе новичок, скорее всего встретит доброжелательность и радушие. 1-2-3-4-5 5. В нашем коллективе новичок еще долго будет чувствовать себя «чужаком».
    6. В случае неприятностей мы не спешим обвинять друг друга, а пытаемся спокойно разобраться в их причинах. 1-2-3-4-5 6. В случае неприятностей у нас будут пытаться свалить вину друг на друга или найдут «виноватого».
    7. Когда рядом с нами наш руководитель, мы чувствуем себя естественно и раскованно. 1-2-3-4-5 7. В присутствии руководителя многие их, нас чувствуют себя скованно и напряженно.
    8. У нас обычно принято делиться своими семейными радостями и заботами. 1-2-3-4-5 8. Многие из нас предпочитают «свое» носить в «себе».
    9. Неожиданный вызов к руководителю у большинства из нас не вызовет отрицательных эмоций. 1-2-3-4-5 9. Неожиданный вызов к руководителю у многих из нас сопровождается отрицательными эмоциями.
    10. Нарушитель трудовой дисциплины будет у нас держать ответ не только перед руководителем, но и всем коллективом. 1-2-3-4-5 10. Нарушитель трудовой дисциплины у нас будет держать ответ перед руководителем.
    11. Большинство критических замечаний мы высказываем друг другу тактично, исходя из лучших побуждений. 1-2-3-4-5 11. У нас чаще критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов.
    12. Появление руководителя у нас вызывает приятное оживление. 1-2-3-4-5 12. Появление руководителя у большинства из нас особых восторгов не вызывает.
    13. В нашем коллективе гласность - это норма жизни. 1-2-3-4-5 13. До настоящей гласности в нашем коллективе еще далеко.

    Анкета "Мотивационная готовность педагогического коллектива
    к освоению новшеств"

    Инструкция: Уважаемый педагог! Если вы интересуетесь инновациями, применяете новшества, что вас побуждает к этому? Выберите не более трех ответов и поставьте напротив них "галочку".

    1. Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить.

    2. Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов.

    3. Потребность в контактах с интересными, творческими людьми.

    4. Желание создать хорошую, эффективную школу для детей.

    5. Потребность в новизне, смене обстановки, преодолении рутины.

    6. Потребность в лидерстве.

    7. Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей.

    8. Потребность в самовыражении, самосовершенствовании.

    9. Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.

    10. Желание проверить на практике полученные знания о новшествах.

    11. Потребность в риске.

    12. Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д.

    13. Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.

    Спасибо!

    Обработка результатов

    Обработка результатов производится путем анализа ответов. Чем сильнее у учителей преобладают мотивы, связанные с возможностью самореализации личности (пп. 2, 6, 8, 13), тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.

    Анкета "Барьеры, препятствующие освоению инноваций"

    Инструкция: Уважаемый педагог! Если вы не интересуетесь инновациями и не применяете новшеств, – укажите причины (поставьте "галочку" напротив выбранных утверждений).

    1. Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях.

    2. Убеждение, что эффективно учить можно и по-старому.

    3. Плохое здоровье, другие личные причины.

    4.

    5. Небольшой опыт работы, при котором не получается и традиционная форма обучения.

    6. Отсутствие материальных стимулов.

    7. Чувство страха перед отрицательными результатами.

    8. Отсутствие помощи.

    9. Разногласия, конфликты в коллективе.

    Спасибо!

    Обработка результатов

    Обработка результатов производится путем анализа ответов. Чем меньше инновационных барьеров у учителей, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.

    Анкета "Определение уровня новаторства учителей
    в школьном коллективе"

    Инструкция: Уважаемый педагог! К какой группе учителей, на ваш взгляд, вы относитесь? Поставьте "галочку" напротив выбранной группы.

    Группа А. Вы поглощены новшествами, постоянно ими интересуетесь, всегда воспринимаете их первыми, смело внедряете, идете на риск.

    Группа В. Вы интересуетесь новшествами, но не внедряете их вслепую, рассчитываете целесообразность нововведения. Считаете, что новшества следует внедрять сразу после того, как их успешно опробовали в условиях, близких к вашим.

    Группа С. Вы воспринимаете новшества умеренно. Не стремитесь быть среди первых, но и не хотите быть среди последних. Как только новое будет воспринято большей частью вашего педагогического коллектива, воспримите его и вы.

    Группа D. Вы больше сомневаетесь, чем верите в новое. Отдаете предпочтение старому. Воспринимаете новое только тогда, когда его воспринимает большинство школ и учителей.

    Группа Е. Вы последним осваиваете новшества. Сомневаетесь в новаторах и инициаторах нововведений.

    Спасибо!

    Обработка результатов

    Обработка результатов производится путем анализа ответов. Чем малочисленнее группы D и Е, тем выше уровень инновационного потенциала педагогического коллектива.

    МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ
    мотивационной среды.

    Приложение 2

    Инструкция: Уважаемый педагог! Оцените соответствие предложенных ниже утверждений положению дел в вашем коллективе по 10-балльной шкале, где 0 баллов – полностью не соответствует, 10 баллов – полностью соответствует (обведите соответствующий балл ).

    1

    2

    Утверждения

    Баллы

    Ожидаемые от учителей результаты инновационной деятельности четко определены

    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Эти результаты известны каждому учителю

    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Существуют вознаграждения за достижение высоких результатов

    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Размеры вознаграждения известны каждому учителю

    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Вознаграждения имеют ценность

    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Отношение к учителю зависит от его активности в инновационной деятельности

    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Система контроля и экспертизы обеспечивает объективную оценку результатов работы

    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    И каждый учитель уверен в объективной оценке результатов его работы

    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Положительные результаты работы участников инновационной деятельности будут обязательно известны всему профессиональному сообществу ОУ

    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Получаемые вознаграждения соответствуют результатам труда в реализации инновационных проектов

    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Учителя не сомневаются в справедливости распределения вознаграждения

    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Учителя не сомневаются, что ожидаемые от них результаты соответствуют их возможностям

    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Достижение ожидаемых результатов не требует постоянного чрезмерного напряжения

    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Учителя не сомневаются, что существуют необходимые для достижения ожидаемых результатовусловия

    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    В процессе работы учителя испытывают положительные эмоции чаще, чем отрицательные

    0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

    Спасибо!

    Обработка результатов

    Обработка результатов производится путем простого математического подсчета суммы баллов всех заполненных анкет. Чем ближе полученная сумма к максимальному количеству баллов, тем благоприятнее созданные в ОУ условия для высокой мотивации педагогов на участие в инновационных проектах. Чем ниже результат, тем мотивационная среда менее благоприятна для работы.

    На основе полученных результатов может быть построен графический профиль мотивационной среды ОУ, а также определены демотивирующие факторы.

    АНКЕТА "Определение мотивов
    трудовой деятельности педагогов"

    Приложение 3

    Инструкция: Уважаемый педагог! Выберите из списка 5 наиболее важных лично для вас мотивирующих факторов и поставьте напротив "галочку". Затем напротив выбранных факторов в соответствии с их значимостью для вас поставьте цифры от 5 до 1 в порядке убывания (5 – самый значимый для вас фактор, 1 – наименее значимый из пяти выбранных).

    1

    2

    3

    Фактор

    Выбор

    Значимость

    Уровень доходов (заработная плата)

    Близость места работы к дому

    Возможность продвигаться по карьерной лестнице

    Возможность профессионального роста

    Возможность получения кредитов

    Возможность управления другими людьми

    Обучение за счет компании

    Большие полномочия

    Гибкий график работы

    Возможность самореализации

    Комфортные условия труда

    Нормированный рабочий день

    Отношения с непосредственным руководителем

    Признание, ощущение значимости в компании

    Работа по специальности, в соответствии с образованием

    Работа ради общения, возможность занять свободное время

    Спасибо!

    Обработка результатов

    Обработка результатов производится путем анализа ответов, может иметь графическую или табличную форму.

    АНКЕТА "Определение затруднений педагогов
    при организации учебного процесса"

    Инструкция: ).

    Степень затруднения

    Очень
    сильная

    Сильная

    Средняя

    Слабая или отсутствует

    1

    2

    3

    4

    5

    Тематическое планирование

    Поурочное планирование

    Планирование самообразования и повышение педагогического мастерства

    Овладение содержанием новых программ и учебников

    Умение ставить цели урока

    Умение отработать содержание материала к уроку в соответствии с поставленной задачей

    Использование эффективных форм на уроке

    Использование элементов современных педагогических технологий

    Умение провести самоанализ урока

    Проведение практических работ, предусмотренных программой

    Осуществление дифференцированного подхода
    к обучению

    Развитие у обучающихся интереса к предмету

    Использование межпредметных связей

    Описание своего опыта работы

    Умение провести анализ урока коллеги

    Обеспечение разумной дисциплины на уроке

    Учет, оценка знаний, умений и навыков
    учащихся

    Выявление типичных причин неуспеваемости учащихся

    Внедрение ППО, описанного в литературе

    Внедрение ППО коллег своей школы
    (другой школы)

    Организация внеклассной работы по учебному предмету

    Эффективное использование оснащения
    кабинета

    Работа с неуспевающими учащимися

    Работа с одаренными детьми

    Оснащение кабинета новыми наглядными пособиями

    Диагностика уровня обученности учащихся

    Организация научно-исследовательской деятельности с учащимися

    Спасибо!

    Обработка результатов

    Обработка результатов производится путем анализа ответов и выделения проблемных зон.

    АНКЕТА "Выявление затруднений учителя
    при осуществлении воспитательного процесса"

    Приложение 5

    Инструкция: Уважаемый педагог! Определите степень своих затруднений в приведенных ниже аспектах педагогической деятельности (поставьте "галочку" в соответствующей графе ).

    Аспект педагогической деятельности

    Степень затруднения

    Очень сильная

    Сильная

    Средняя

    Слабая или
    отсутствует

    1

    2

    3

    4

    5

    Планирование воспитательной работы

    Умение поставить цель и задачи в воспитательной работе

    Знание современных воспитательных технологий

    Введение инновационных форм воспитательной работы

    Использование современных воспитательных технологий

    Знание детской возрастной психологии

    Работа с "трудными" учащимися

    Работа с родителями учащихся

    Проведение родительских собраний

    Индивидуальная работа с учащимися

    Проведение классных часов

    Знание эффективных форм работы с детьми

    Знание и использование методики коллективного творческого дела (по И.П. Иванову)

    Организация детей для участия в общественной жизни школы

    Система воспитательной работы классного руководителя

    Анкеты разработаны на основе модифицированного опросника для оценки уровня инновационного потенциала педагогического коллектива Т.С. Соловьевой. – Примеч. авт.

    Примеч. авт.

    Разработана на основе “Диагностики структуры мотивов трудовой деятельности” Т.Л. Бадоева и “Структуры мотивации трудовой деятельности” К. Замфир. – Примеч. авт.

    1. Каждая трудовая деятельность направлена на какой-то предмет или явление с целью преобразования, изменения его и, при помощи различных средств, орудий, инструментов, на достижение определенных результатов

      Что преобразует, изменяет педагог в процессе своей деятельности? К чему прикладывает свои трудовые усилия? (перечислите)

      К чему стремится педагог в процессе своей деятельности? Чего он желает достичь? Каковы цели его деятельности?

      Что использует педагог для достижения цели? Какими средствами он пользуется? Каковы «орудия» педагогического труда? (перечис­лите)

    1 4. Какие средства педагог должен применять для достижения цели? 1.5 Что можно считать результатами педагогической деятельности"?

      По каким показателям педагог может судить о достижении резуль­татов в своей повседневной деятельности?

      Назовите основные трудности, с которыми приходится сталкивать­ся педагогу, преграды, которые приходится ему преодолевать в сво­ей деятельности"?

    2 Каждая профессиональная деятельность протекает в определенных условиях.

      Каковы преимущества условий педагогической деятельности по срав­нению с другими профессиями?

      Чем, по сравнению с другими профессиями, хуже условия труда педагога?

    3. Для успешной деятельности необходимо быть подготовленным соот- ветствующим образом. Профессионал должен обладать определенными качествами, иметь необходимые знания, уметь выполнять различные опе- рации.

      Какими качествами должен обладать педагог? Какие особенности личности способствуют успеху педагогической деятельности?

      Какие знания и умения наиболее необходимы педагогу?

      Какие учителя нравятся детям?

      Какие требования предъявляет к педагогу администрация?

      Какие качества педагога наиболее значимы при взаимодействии с коллегами?

      Каких педагогов желают родители своим детям?

      Как влияет педагогическая деятельность на самого педагога?

      Кому противопоказано быть педагогом? Каким не должен быть пе­дагог?

    4. Любой труд связан с выполнением определенных обязанностей и пре- доставляет определенные права.

      Перечислите основные должностные обязанности учителя.

      Какие права имеет педагог?

      Как оплачивается труд педагога?

      Как может педагог влиять на условия своего труда?

      Какие существуют пути повышения педагогической квалификации?

      Какие перспективы профессионального и социального продвиже­ния имеет педагог?

      Перечислите предметы профессиональной гордости педагога. Чем он может гордиться?

      Что стимулирует педагога хорошо выполнять свои обязанности?

      Почему люди выбирают профессию педагога?

    5. Любая профессиональная деятельность предполагает выполнение определенных трудовых операций (трудовых действий).

    5.1. Перечислите, пожалуйста, основные трудовые операции, соверша­емые педагогом. Что делает педагог в процессе своей деятельно­сти?

    Наконец, для самооценки коммуникативных и организаторских способностей можно использовать методику В. В. Синявского и Б. А. Федоришина, которую эти авторы предложили для тестиро­вания старшеклассников при выборе профессии.

    Ответьте на 40 вопросов. Против вопросов слева поставьте знак плюс, если ответ положительный, и минус, если отрицатель­ный.

    1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?

    2. Часто ли вам удается убедить большинство своих друзей в пра- воте вашего мнения?

      Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-то из ваших товарищей?

      Всегда ли вам трудно ориентироваться в создавшейся крити­ческой ситуации?

      Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?

      Нравится ли вам заниматься общественной работой?

      Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книга­ми или за каким-то занятием, чем с людьми?

      Если возникли некоторые помехи в осуществлении ваших пла­нов, намерений, то легко ли вы отступаете от своих намерений?

      Легко ли вы устанавливаете контакты с людьми, которые зна­чительно старше вас по возрасту?

    10. Любите ли вы придумывать и организовывать со своими това- рищами различные игры и развлечения?

    11. Трудно ли вам включаться в новые для вас компании?

    12. Часто ли вы откладываете на другие дни те дела, которые нуж- но было бы выполнить сегодня?

    13. Легко ли устанавливаете контакт с незнакомыми людьми?

    14. Стремитесь ли вы добиваться, чтобы товарищи действовали в соответствии с вашим мнением?

    15. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?

      Верно ли, что у вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?

      Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побе­седовать с новым человеком?

      Часто ли в решении важных дел вы принимаете инициативу на себя?

      Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам по­быть одному?

      Правда ли, что вы обычно плохо ориентируетесь в незнако­мой обстановке?

    21. Нравится ли вам находиться постоянно среди людей?

      Возникает ли у вас раздражение, если вам не удается закон­чить начатое дело?

      Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стес­нения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?

      Правда ли, что вы утомляетесь от частого общения с товари­щами?

    25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?

      Часто ли проявляете инициативу при решении вопросов, за­трагивающих интересы ваших товарищей?

      Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди мало­знакомых людей?

      Верно ли, что вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?

      Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда вне­сти оживление в малознакомую для вас компанию?

    30. Принимали ли вы участие в общественной работе в школе?

      Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?

      Верно ли, что вы не стремитесь отстаивать свое мнение или решение, если оно не было сразу принято вашими товарищами?

      Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую обстановку, компанию?

      Охотно ли вы приступаете к организации различных меропри­ятий?

    35. Правда ли, что вы чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?

      Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?

      Верно ли, что у вас много друзей?

      Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?

      Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товари­щей?

      Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окру­жении большой группы своих товарищей?

    Итак, вы ответили на сорок вопросов.

    Коммуникативные способности оцениваются по ответам на не­четные вопросы. Свои ответы в виде плюсов и минусов сравните с предлагаемыми «идеальными» плюс стоит рядом с вопросами 1,

    5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37; минус - против вопросов 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39. Подсчитайте количество ответов, совпадающих с «идеальными», разделите полученную сумму на 20 (количество нечетных вопросов). Полученная цифра - коэффи- циент коммуникативных способностей.

    0,10-0,45 - низкий уровень проявления способностей; 0,46-0,55 - ниже среднего; 0,56-0,65 - средний; 0,66-0,75 - высокий; 0,76-1,00 - очень высокий.

    Организаторские способности оцениваются при сравнении от­ветов на четные вопросы с «идеальными»: плюс стоит против 2,

    6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38, а минус - против 4, 8, 12, 20, 24, 28, 32, 36, 40. Далее проделайте уже знакомую операцию: ко- личество ответов, совпадающих с «идеальными», разделите на 20 (количество четных ответов). Вы получили коэффициент организа- торских способностей.

    0,20-0,55 - это низкий уровень проявления организаторских способностей;

    0,56-0,65 - ниже среднего; 0,66-0,70 - средний; 0,71-0,80 - высокий; 0,81-1,00 - очень высокий.

    Сделайте выводы. Продумайте программу личностного и про­фессионального развития. Желаем успехов.

    Леонтьева Т. В. Введение в педагогику: Базовое педагогическое обра­зование. Материалы к учебной программе (Методические рекомендации для преподавателей и студентов) - СПб., 1996.

    Леонтьева Т. В. и др. Введение в учительскую профессию: Методиче­ские рекомендации по проведению педагогической практики на ХГФ (1 курс). - Л., 1990.

    Прощицкая Е. Н. Выбирайте профессию: Учебное пособие для учащихся старших классов средней школы. - М., 1991.

    Крутецкий В. А. Психология. - М., 1986. - Глава «Некоторые вопросы психологии учителя».

    Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь - М, 2000.