Педагогические труды песталоцци. Педагогические взгляды песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827).

Родился Песталоцци в семье врача. Мальчик рано потерял отца и оказался под большим влиянием своей матери и служанки. Получив школьное образование, несколько лет проучился в Каролинуме - высшей школе, где готовился вначале к пасторской, а потом юридической деятельности, но не довел обучение до конца. В годы учения он много читает, в том числе сочинения Я.А. Коменского и Дж. Локка. В ранние годы увлекся произведениями Руссо.

Купив в 1769 г. участок земли в Нейгофе, он энергично ведет хозяйство в своей усадьбе в течение 5 лет (до 1774 г.).И в это время он решается на новый эксперимент, который ему представляется истинным служением народу.

Он организовал "Учреждение для бедных" , в котором намеревался соединить обучение с производительным трудом.

В 1775 г. он взял к себе в дом несколько десятков сирот 8 -15 лет. Обучал их письму, чтению, географии и одновременно приучал работать в прядильной и ткацкой мастерских. Летом отправлял их в поле и на огороды. По мнению Песталоцци, дети, овладев ремеслом, в будущем будут спасены от бедности. Он стремился воплотить в своем опыте прекрасную идею - соединить обучение и труд , но не смог найти методов осуществления этой связи. Одной из важных задач педагогики Песталоцци является трудовое воспитание!

Педагогические идеи Песталоцци нашли поддержку и дальнейшее развитие в западноевропейской педагогике.

Основные даты жизни и деятельности.

1746 - Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе.

1769- 1774 - эксперимент в Нейгофе по ведению образцового хозяйства.

1775 -1780 - создание и деятельность "Учреждения для бедных" в Нейгофе.

1789 - работа в сиротском доме в городе Станце.

1800- 1826 - руководство Бургдорфским и Ивердонским учебными заведениями.

1827 - Иоганн Генрих Песталоцци скончался.

Основные работы:

1781- 1787 - "Лингард и Гертруда".

1801 - "Как Гертруда учит своих детей".

1826 - "Лебединая песня".

Педагогические идеи:

Всестороннее гармоничное развитие - это цель школы, оно предполагает обеспечение единства умственного, нравственного и физического развития и подготовку к труду. Песталоцци выделяет и характеризует составные части образования:

1. Интеллектуальное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие умственных задатков, самостоятельности суждений и владения навыками интеллектуальной работы.

2. Физическое элементарное образование - это всестороннее развитие физических задатков человека, что нужно для "физической самостоятельности" и владения "физическими навыками".

3. Нравственное элементарное образование, целью которого является всестороннее развитие нравственных задатков, необходимых для "обеспечения самостоятельности нравственных суждений и привития определенных нравственных навыков". Оно предполагает умение и желание творить добро.

Только единство всех частей образования обеспечивает гармоничное развитие природных задатков человека, одностороннее умственное или физическое развитие приносит только вред.

Идея природосообразности в понимании Песталоцци - это развитие "сил и задатков человеческого сердца, человеческого ума и человеческих умений". Сама человеческая природа определяет естественный ход развития. Действительно, природосообразно то, что захватывает человека, действует "в совокупности на сердце, ум и руку ".

Каждая из этих природных сил развивается благодаря упражнению " внешних чувств", органов тела, актов мышления. Потребность в упражнениях заложена в самом человеке. "Глаз хочет смотреть, ухо - слышать, нога - ходить и рука - хватать. Но также и сердце - верить и любить. Ум хочет мыслить", - пишет Песталоцци в "Лебединой песне".

Необходимо искусное направление воспитателем развития задатков и способностей детей. При этом "не воспитатель вкладывает новые силы и способности в человека и вдыхает в него жизнь". Моральные, умственные и практические силы человека "должны воспитываться внутри его".

Методы обучения Песталоцци вытекают из понимания им воспитания как последовательного развития ребенка путем соответствующих упражнений, подобранных так, чтобы обеспечить гармонию в проявлении его природных задатков. Основой обучения Песталоцци выделил - это число, форма, слово, а элементарное обучение должно научить ребенка считать, измерять, владеть речью. Дитя учится, развивается благодаря чувственному восприятию и собственному опыту деятельности, "получая впечатления и обогащаясь опытом".

"Главная цель первоначального обучения не в том, чтобы наделить знанием учащегося, а в том, чтобы развить и увеличить его умственные силы" , - утверждает Песталоцци.

Педагог выступал за максимальное упрощение средств обучения: "От более легкого к более трудному; шагая в ногу с ростом сил воспитанника" - основное правило, которым должен руководствоваться учитель.

И.Г.Песталоцци утверждал, что обучение математике является могущественным средством воспитания ума: "Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность и создает основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов. Не торопитесь ни с одной из преподаваемых вами областей знания так, как с закладкой этого фундамента".

В «Лебединой песне» Песталоцци излагает свои мысли и разочарование в модном в то время «развивающем обучении» Я.А.Коменского. Имея возможность сравнить обычных крестьянских детей (Нойгоф, Станец) и «круглых всамделишных отличников» всевозможных графов и баронов (Ивердон), он пришел к выводу, что природу обмануть невозможно, и многое закладывается в ребенке именно ей.

В « Лебединой песне » четко описывается работа по осуществлению обучения через методы развития речи и преподавания элементов формы и числа. Основу мышления и суждения Песталоцци видел в наблюдении.

Песталоцци рассматривал « Лебединую песню » , как итог всей педагогической деятельности, основные идеи и взгляды можно представить в виде схемы, позволяющей наглядно увидеть связи и зависимости в педагогической концепции Песталоцци и его видение природосообразного воспитания:

Природосообразное воспитание по И.Г.Песталоцци.

Целостная педагогическая концепция, изложенная в « Лебединой песне », представляется нам в виде взаимосвязи всех видов обучения и воспитания, методов и средств обучения, элементов и составляющих процесса обучения.

Педагогическая концепция И.Г.Песталоцци

Иоганн Генрих Песталоцци (нем. Johann Heinrich Pestalozzi, 12 января 1746, Цюрих - 17 февраля 1827, Бругг) - швейцарский педагог, один из крупнейших педагогов-гуманистов конца XVIII - начала XIX века, внёсший значительный вклад в развитие педагогической теории и практики.

Разработанная Иоганном Генрихом Песталоцци теория элементарного природосообразного воспитания и обучения представляет собой не только исторический интерес, но продолжает сохранять актуальность. Он первым высказал мысль о необходимости параллельного и гармоничного развития всех задатков человеческой личности - интеллектуальных, физических, нравственных.

Именно Песталоцци одним из первых указал на значимость развивающего обучения, базирующегося не на мёртвых азбучных истинах, а на непосредственном наблюдении и размышлении ребёнка под руководством учителя. По словам русского педагога К. Д. Ушинского, «идея развивающего обучения - великое открытие Песталоцци».

Особый вклад внёс И. Г. Песталоцци в методику первоначального обучения детей - обучения родному языку, письму, счёту, рисованию, гимнастике, а также в методику нравственного воспитания здоровой личности. Нельзя сказать, конечно, что эти методики в чистом виде могут быть использованы в наши дни, однако они представляют несомненный интерес если не конкретным набором предлагаемых Песталоцци упражнений, то самими принципами, положенными им в основу первоначального природосообразного обучения.

К. Д. Ушинский полагал, что «метод Песталоцци» является открытием, дающим право его автору считаться первым народным учителем. И. Г. Песталоцци разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования. Его идеи развивали крупнейшие педагоги мира: Ф. В. А. Дистервег, Ф. Фребель, К. Д. Ушинский, А. А. Хованский.

Биография

Иоганн Генрих Песталоцци родился 12 января 1746 года в небогатой семье хирурга (по другим источникам - глазного врача). Он рано лишился отца и воспитывался матерью. В 1751 году он поступил в начальную немецкую школу, где мальчики занимались чтением, письмом, элементарным счётом, заучиванием молитв, текстов из Библии и катехизиса. В школе он считался неспособным учеником и был предметом насмешек своих товарищей. По собственному признанию Песталоцци, он учился очень неровно: улавливая обычно быстро и правильно сущность материала, он в то же время не преуспевал там, где требовалось напряжённое внимание; особенно не давалась ему орфография.

Завершив начальное образование, Песталоцци в 1754 году поступает в среднюю латинскую школу, а в 1763 году - в высшую Цюрихскую школу Коллегиум Каролинум, готовившую как к духовной карьере, так и к занятию различных государственных должностей, для которых требовалось образование гуманитарного направления.

Поступая в университет, Песталоцци видел себя богословом. В это время в Коллегиум Каролинум преподавали такие известные цюрихские учёные, как Яков Бодмер и Иоганн Брейтингер. оказавшие большое влияние на мировоззрение молодого Песталоцци. Обучение в Коллегиум Каролинум дало Песталоцци основательное классическое образование, однако к 1765 году он принял решение отказаться от духовной карьеры и оставил это учебное заведение.

В студенческие годы Песталоцци принимал активное участие в буржуазно-демократическом движении, возникшем в 50-60-х годах XVIII века в среде передовой швейцарской интеллигенции. Чтение «Эмиля» Руссо оказало на Песталоцци особое влияние. Обладая замечательным мягким характером, чувствительный и отзывчивый к людскому горю, Песталоцци эмоционально воспринимал окружающий мир.

По уходу в 1765 году из Коллегиум Каролинум Песталоцци, как полагают некоторые его биографы, самостоятельно готовился к деятельности юриста, однако необходимость скорейшего создания себе обеспеченного материального положения (эта необходимость диктовалась тем, что Песталоцци избрал себе невесту - Анну Шультгес - из богатой и именитой купеческой семьи) заставила его осенью 1767 года заняться сельским хозяйством в имении Киршфельд. Осенью 1769 года состоялась свадьба Иоганна Генриха Песталоцци и Анны Шультгес.

Введение

песталоцци образование педагог воспитание

Иоганн Генрих Песталоцци - швейцарский педагог-демократ, один из основоположников дидактики начального обучения. Он развил два чрезвычайно важных положения. Первое - это доказательство необходимости наглядности в процессе обучения. Другим важным положением является идея о развивающем обучении. Суть данного процесса обучения заключается в том, чтобы дети не просто накапливали знания, но и развивали свои способности, то есть задатки. Эти положения послужили основой для развития идей других выдающихся педагогов, например, таких как, Фребель, Гербарт, Дистерверг.

Особые политические и социальные взгляды И.Г. Песталоцци выражены в его трудах и в самом жизненном пути, он тоже заслуживают нашего внимания, но основной нашей задачей является изучение его педагогических взглядов, рассмотрение их сути.

И.Г. Песталоцци является автором многочисленных педагогических трудов, многие из них получили мировую известность, например, "Лингард и Гертруда"(1781-1787), "Как Гертруда учит своих детей"(1801), "Письмо к другу о пребывание в Станце"(1799), "Лебединая песня"(1826).

В воспитании считал, что оно должно быть природосообразным, что оно должно развивать физические и духовные силы ребенка, который стремится к различному развитию своей деятельности. Теория элементарного образования Песталоцци состоит из нравственного, умственного, физического и трудового. Эти составляющие должны находиться в тесной связи между собой, чтобы обеспечить всестороннее гармоничное развитие ребенка.

Также Песталоцци выступал за создание школы, о которой Крупская отзывалась следующим образом "…удовлетворила бы потребности народных масс, охотно бы принималась ими и была бы в значительной мерее созданием их собственных рук".

Тема нашей курсовой работы является актуальной потому, что в педагогике необходима гармоничная реализация природных задатков детей, совершенствование их способностей. Именно эти идеи раскрывает в своих трудах И.Г. Песталоцци.


1. Жизнь и деятельность И.Г. Песталоцци


Иоганн Генрих Песталоцци родился в Швейцарии, в Цюрихе, в семье врача. Его отец имел большую практику, поэтому семья считалась зажиточной. У Песталоцци был брат и сестра. Отец и мать обладали мягким характером, жизнь семьи складывалась благополучно. Но неожиданная смерть отца изменила положение семьи. Теперь она оказалась в тяжелом материальном положение. Песталоцци близко познакомился с тяжелым положением крестьян и с малых лет проникся глубоким сочувствием к народу.

После смерти отца на Песталоцци большое влияние оказывали мать и преданная служанка простая крестьянка Бабэль. По сути Бабэль стала главой в семье. Все мелочные материальные заботы она взяла на себя, чтобы жизнь семьи стала сносной.

Вскоре после смерти отца умер брат Песталоцци, поэтому вся любовь матери сосредоточилась на нем и его сестре. Генрих часто называл себя "маменьким сынком". Также из-за доброй семейной обстановки он вырос доверчивым ко всем людям, считал каждого человека прекрасным по- своему. Одно из важных качеств, которых сформировала Бабэль, было чистоплотность. Служанка очень не любила беспорядок, и любое маленькое пятнышко выводило ее из себя. Но главным недостатком его детства была отстраненность от жизни. Такая атмосфера повлияла на развитие в нем чрезвычайной сосредоточенности, постоянной вдумчивостью во все .

Общество мягких и добрых женщин в его детстве сформировало в нем сосредоточенность на том, что касается чувств, а не разума. Я.В. Абрамов в своей книге пишет о том, что вид раздавленного червяка заставлял плакать Генриха, встречаясь с нищим, он отдавал все, что у него было, и часто оставался голодным, так как относил свою обеденную порцию какому-нибудь бедняку . Эта чувствительность к чужому горю, к чужому страданию осталась в Песталоцци на всю жизнь.

Открытое влияние на такое отношение к бедным, нуждающимся оказали дед и дядя. Дед Песталоцци был деревенским пастором. Вся его жизнь была посвящена прихожанам и их нуждам. Дедушка не только свято выполнял свой долг, но и горячо и искренне любил сельчан, а к горожанам его отношение было скептическим. И если его симпатия к ним была инстинктивной, и он мог повлиять только на чувства маленького Песталоцци, то его дядя Гётце был сознательным их сторонником. Последний все время вел горячие речи, которые не могли не подействовать на ум мальчика, об угнетенном положение сельчан.

Теперь после всего изложенного выше нам становится понятным эта необычайная любовь к простому народу. Природная доброта и справедливость соединились с влиянием на Песталоцци двух женщин из крестьянского сословия, так воздействие деда, всецело отдавшегося служению народа, с влиянием дяди, которыи был убежденным демократом, а также, разумеется, с непосредственным наблюдением за положением крестьян.

Начальное образования он получил сначала от дедушки, затем окончил обычную немецкую, затем - традиционную латинскую школу. Следом он поступил в колледж, окончив курс, он стал задумываться о дальнейшем выборе своей деятельности.

Поступая в университет, Песталоцци хотел стать богословом. Однако вскоре он начинает задумываться о нуждах народа, о том, как ему помочь. Главной причиной этого было увлечение Песталоцци просветительскими и революционными идеями, пришедшими из Франции, прежде всего идеями Жан - Жака Руссо, озабоченностью судьбами простого народа, жившего в нищете и невежестве. Песталоцци хорошо знал произведения французских просветителей и семнадцати лет прочел "Эмиля" Руссо. Эта книга, как и "Общественный договор", произвела на юношу огромное впечатление и укрепила его намерение самоотверженно служить народу. Молодые цюрихцы, в том числе и Песталоцци, организовали полулегальный кружок. На собраниях они обсуждали вопросы истории, политики, морали, проблемы воспитания нового человека в духе Руссо. Вскоре кружок был закрыт городскими властями, а юный Песталоцци в числе других был ненадолго арестован.

Но этот арест не охладил в Песталоцци желания помогать людям. Поэтому он начинает изучать сельское хозяйство. И в 1774 году он открыл в Нейгофе (нем. Neuhof - новый двор) "Учреждение для бедных", в котором собрал до пятидесяти сирот и беспризорных детей, среди которых было множество детей, часто не имевших родителей и вообще не имевших пристанища. Желая, чтобы начатое им дело не прошло бесследно для страны, чтобы этот приют был не только первым учреждением такого рода, а чтобы за ним последовал целый ряд подобных же учреждений во всех концах Швейцарии, Песталоцци с первых дней существования этого своего приюта стал знакомить с положением дел в нем швейцарское общество. Абсолютно новая идея педагога привлекала внимание людей, так же ее стали пропагандировать многие известные швейцарские публицисты. Мысль Песталоцци вызвала общее сочувствие, также особое внимание было обращено на оригинальное заведение в Нейгофе. К сожалению, это сочувствие швейцарского общества было чисто платоническим.

Одной из наиболее важных целей, которую преследовал Песталоцци в своем приюте - воспитание бродяжных детей. Данная цель была осуществима благодаря тому, что Песталоцци горячо полюбил своих подопечных и вкладывал всю свою душу в начатое им дело. Обязанности воспитателя и вообще все заботы об этом огромном количестве детей разных возрастов и нередко с самыми дурными привычками, приобретенными во время бродяжеской жизни, лежали всецело на Песталоцци, так как содержать помощников было не на что. Единственным помощником воспитателя была его жена. Вдвоем они заботились о том, чтобы многочисленные жители Нейгофы были сыты и одеты. Они учили их труду, учили читать, надзирали за ними. Дети, как бы ни были они испорчены, всегда ценят ласку и привязываются к тем, кто их любит. Из книги Я.В.Абрамова мы узнали о том, что через год собранные в Нейгофе бродяжки были неузнаваемы. Это были опрятные, послушные, милые дети, которые изо всех сил старались вознаградить своего "отца" самой прилежной работой, усердным учением и безукоризненным поведением. Такой результат был достигнут при отсутствии в Нейгофе каких-либо наказаний и искусственных мер поощрения при полном поддержании детской живости и склонности к забавам и играм.

Песталоцци хотел, чтобы его приют содержался на средства, заработанные самими детьми. Воспитанники должны были работать в поле, а также на ткацких и прядильных станках. Он самоотверженно посвятил все свои силы, обучая их летом полевым работам, а зимой - ремеслу. Таким образом, Песталоцци делал в своем учреждении попытки соединения обучения детей с производительным трудом.

Дети могли окупить своим трудом приют, в котором они жили и работали, только непосильным физическим трудом, но Песталоцци не мог и не хотел эксплуатировать своих воспитанников. Он видел в детском труде, прежде всего, средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей детей, стремился дать детям не узкие ремесленные навыки, а разностороннюю подготовку. В этом заключается важнейшее педагогическое значение нейгофского опыта Песталоцци. Не имея материальных средств для продолжения своего эксперимента, Песталоцци закрыл свой приют. Однако и эта неудача не разубедила его в избранном им пути. В течение последующих восемнадцати лет Песталоцци стал заниматься литературной деятельностью. Он стремился привлечь внимание к решению все того же вопроса: как возродить хозяйство крестьян, сделать жизнь их обеспеченной, как поднять нравственное и умственное состояние детей? Он издает социально-педагогический роман "Лингард и Гертруда" (1781-1787), в котором развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей. Роман имел большой успех. Он был переведен на другие языки. В романе рассказывается о том, как простая умная и уважаемая в своей деревне крестьянка умело воспитывая своих детей, убедила односельчан открыть в деревне школу. От неопределённых и пылких мечтаний Песталоцци переходит к суровой прозе жизни: "заткнуть дыру, из которой текут народные бедствия" можно только тогда, когда поднимется уровень образования народа[ цит. по 1]. Но поскольку у народа нет ни средств, ни сил для обустройства большого количества школ, то образование, по убеждению Песталоцци, должно быть передано матерям. Для облегчения этой задачи матерей необходимо снабдить специальным руководством, которое и было написано Песталоцци.

Законодательное собрание Французской республики в 1792 году наградило Песталоцци за роман "Лингард и Гертруда" и за его выдающуюся педагогическую деятельность званием "французского гражданина". К старости Пистолоцци пришлось вернуться к своей педагогической деятельности. В 1798 году в Швейцарии произошла буржуазная революция, особенно пострадал в это время Унтервальдене город Станц. Швейцарское правительства предложила Песталоцци взять на себя воспитание беспризорных детей, которые бродили по развалинам города. И он снова собрал вокруг себя ребят, не имея помощников, сам справлялся с сотней не самых примерных детей. Правительство выделило ему помещение: " Помещение под детский приют было отведено в соседнем женском монастыре, давно заброшенном. Это был ряд огромных, сырых и холодных комнат, требовавших капитального ремонта, чтобы быть годными для жилья. О ремонте не могло быть и речи, так как нужно было немедленно собрать детей, которые гибли среди развалин от голода и холода (дело было в декабре). Средства, отпущенные в распоряжение Песталоцци, были крайне скудны, и приют постоянно терпел недостаток в самом необходимом." .

Тот же недостаток средств вынуждал Песталоцци быть не только начальником учебного заведения, но учителем, казначеем, дворником, ночного сторожа и даже сиделкой в одном лице. Преодолеть все трудности ему помогли сердечность, душевная отзывчивость и любовь к детям. Песталоцци стремился сделать приют большой семьей, он стал для детей заботливым отцом и лучшим другом. Здесь он особо тщательно организовал и исследовал воспитывающий труд и развивающее обучение и вел исследовательскую работу по этим проблемам . В письме к одному из друзей о своем пребывании в Станце он впоследствии писал: "С утра до вечера я был один среди них...Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они". На отеческую заботу Песталоцци воспитанники приюта отвечали искренней привязанностью и любовью. Старшие ребята вскоре стали помощниками Песталоцци. Педагогическая деятельность педагога была неожиданно прервана, так как французским войскам понадобилось помещение под госпиталь, и он вынужден был закрыть школу и отдать здание в распоряжение правительства.

Вскоре ему удалось открыть в Бургдорфе среднюю школу с интернатом и при ней отделение для подготовки учителей. В 1805 году Песталоцци перевел свой институт во французскую часть Швейцарии - в Ивердон (немецкое наименование - Ифертен) и в предоставленном ему замке создал большой институт (средняя школа и педагогическое учебное заведение). Там известность педагога достигает вершины. Ученые, писатели, политические деятели посещали этот институт. В нем училось много детей аристократов, состоятельных буржуа, готовившихся в университеты или к чиновничьей карьере. Песталоцци испытывал большую неудовлетворенность оттого, что его учение и деятельность использовались не для народных масс, а в интересах знатных и богатых. В 1825 он вынужден был закрыть институт из-за полного отсутствия средств. Разочарованный Песталоцци возвращается в Нейгоф, в котором полвека назад начал свою педагогическую деятельность. Здесь он уже восьмидесятилетним стариком написал свое последнее произведение - "Лебедина я песнь" (1826).

В феврале 1827 года Песталоцци заболел. Он встретил смерть спокойно. Последними его словами были: "Я прощаю врагам, да живут они в мире, а я переселяюсь к вечному миру. Я желал бы еще пожить хотя месяц, чтобы окончить мои последние труды; но все-таки благодарю Провидение за то, что оно отзывает меня от земной жизни. А вы, мои близкие, живите в спокойствии, ищите счастья в тихом домашнем кругу" [цит. по 9,с.339].

февраля 1828 года Песталоцци умер. Его тело было захоронено в местечке Бирр.

В Нейгофе и Станце И.Г Песталоцци сделал большое количество наблюдений и выводов из своей практической работы, их он изложил во многих своих известных сочинениях: "Лингард и Гертруда"(1781-1787), "Письмо другу о пребывании в Станце" (1799) и некоторых других. Он много обдумывал свою проделанную работу и пришел к выводу, что для развития в детях природных сил требуется упрощение приемов и методов обучения в начальной школе. Так у него зародилась идея об элементарном (поэлементном) первоначальном обучении как инструменте развития личности воспитанника.

В те годы жизни, когда Песталоцци руководил "институтами" в Бургдорфе и Ивердоне, он решил превратить идею об элементарном первоначальном обучении в определенную концепцию, которая стала известной под названием "Метод Песталоцци". Под данным методом понималась система обучения детей, ориентированная на их всестороннее развитие, формирование "ума, сердца и руки". Сущность своего метода И.Г.Песталоцци изложил в ряде сочинений: "Метод. Памятная записка Песталоцци" (1800), "Как Гертруда учит своих детей" (1801), "Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода" (1802), "Что дает метод уму и сердцу" (1806), "Памятная записка о семинарии в Кантоне Во" (1806) и др.

Ведущей в его педагогической концепции была новая трактовка идеи природосообразности воспитания, понимаемого как необходимость строить его в соответствии с внутренней природой ребенка. В этом и состоит общечеловеческая сущность воспитания и его задач.

Песталоцци предположил, что задатки, которые ребенку даны от рождения, способны развиваться. Им он выделил силы человеческой природы:

) силы знания, состоящие в предрасположенности к внешнему и внутреннему созерцанию;

) силы умения, вырастающие из задатков к всестороннему развитию тела;

) силы души, вырастающие из задатков к тому, чтобы любить, стыдиться и владеть собой .

Соответственно этим пунктам и элементарное обучение подразделял на умственное, физическое и нравственное. Песталоцци хотел подчеркнуть, что эти составляющие должны развиваться во взаимном действии, чтобы одна из сторон личности не получила большего развития за счет остальных.

Так как И.Г Песталоцци рассматривал гармонию развития сил человеческой природы в качестве идеала воспитания, то целью воспитания он считал выработку у воспитуемых некой "совокупной силы". Именно благодаря ей можно устанавливать известное равновесие между умственными, физическими и нравственными силами любой личности. Выявление такого равновесия сил И.Г Песталоцци считал одной из ведущих задач первоначального обучения. При всем значимым моментом было то, что теоретические знания ребенка не должны быть оторваны от практических умений. Именно во взаимодействии познания и умений И.Г.Песталоцци предполагал основу саморазвития.

Метод элементарного образования - это определенная система упражнений по развитию способностей ребенка. Песталоцци разработал систему упражнений для развития в детях природной силы, опираясь на теоретические идеи:

) ребенок от рождения обладает задатками, потенциальными внутренними силами, которым свойственно стремление к развитию;

) многосторонняя и многообразная деятельность детей в процессе обучения - основа развития и совершенствования внутренних сил, их целостного развития;

) активность ребенка в познавательной деятельности - необходимое условие усвоения знаний, более совершенное познание окружающего мира.

И.Г. Песталоцци считал, что первоначальное обучение детей должно строиться с учетом их возрастных особенностей, для чего следует пристально изучать самого ребенка. Различные педагогические средства, которые служат для развития всех внутренних и внешних сил ребенка, должны руководствоваться знаниями детской природы, их потребностями и устремлениями.

Начальным моментом в познании Песталоцци считал чувственное восприятие предметов и явлений окружающего мира. Именно поэтому особенное значение в обучении детей он придавал принципу наглядности. Наблюдение он рассматривал как важнейший источник познания. В процессе обучения И.Г. Песталоцци рекомендовал руководствоваться тремя правилами: учить смотреть на каждый предмет как на целое, знакомить с формой каждого предмета, его мерой и пропорциями, знакомить с наименованием наблюдаемых явлений. В связи с этим им была разработана так называемая азбука наблюдений, состоящая из последовательных рядов упражнений, которые помогают ребенку устанавливать и определять характерные признаки наблюдаемого объекта, группировать их на основе признака и тем самым формировать его образ. Конечно,такого рода упражнения продуктивны. Но на практике нередко возникали проблемы из-за переоценки роли механических упражнений в развитии личности.

Разрабатывая идеи развивающего школьного образования и элементарного обучения, И.Г. Песталоцци был одним из основоположников концепции развивающего образования: предметы преподавания рассматривались им больше как средство целенаправленного развития способностей, чем как средство приобретения знаний. Идею Песталоцци о развивающем обучении великий русский педагог К.Д. Ушинский назвал "великим открытием Песталоцци". Выделение и обоснование развивающей функции обучения ставило перед педагогом принципиально новые задачи: выработку у учеников ясных понятий с целью активизации их познавательных сил. Идея развивающего обучения в концепции Песталоцци несла в себе потенциально новаторскую силу, став предметом пристального изучения и разработки в педагогических теориях выдающихся педагогов XIX--XX вв.

Рассматривая задачи народной школы, И.Г. Песталоцци выделял особую ее роль в нравственном воспитании, так как конечные результаты школьного образования и всех его средств состоят в достижении общей цели - воспитании истинной человечности. Основу для нравственного развития ребенка И.Г. Песталоцци видел в разумных семейных отношениях, и школьное воспитание может быть успешным лишь в том случае, если будет действовать в полном согласии с семейным. Любовь и расположение друг к другу воспитателей и воспитанников - вот те начала, на которые необходимо опираться в учебно-воспитательных учреждениях.

Простейшим исходным элементом физического развития И.Г. Песталоцци считал способность к движению в суставах ребенка. На основе естественной повседневной деятельности ребенка он предлагал строить и систему школьной элементарной гимнастики. В содержание физического воспитания он включал также и развитие органов чувств. Поэтому теория элементарного образования считается центром педагогической системы Песталоцци. Согласно с этой теорией воспитание должно начинаться с самого простого и постепенно переходить к более сложному.

Теория элементарного образования состоит из физического, трудового, нравственного и умственного воспитания. Каждая из сторон должна развиваться, тесно взаимодействуя с другими. Только тогда человек получит гармоничное развитие.

Развитие и укрепление всех физических сил и возможностей ребенка Песталоцци считал целью физического воспитания. Его основой выступало естественное желание ребенка двигаться, за все хвататься и т.д.

Песталоцци считал, что физическое воспитание должно быть первым. Мать, кормящая ребенка и ухаживающая за ним, должна уже в это время заниматься его физическим развитием. Упражнять силы детей можно благодаря выполнению простейших движений, которые каждый ребенок производит, когда есть, пьет, ходит или поднимает что-то. Если систематизировать такие упражнения, то это разовьет ребенка в физическом отношении и подготовит его к труду.

Большое место в данном виде воспитания Песталоцци отводил военным упражнениям. В Ифертенском институте все эти занятия близко сочетались со спортивными играми, походами и экскурсиями. Физическое воспитание проходило в теснейшей связи с нравственным и трудовым воспитанием. Песталоцци полагал, что если правильно организовывать физическую работу детей, то это посодействует их нравственному и умственному развитию. Песталоцци хотел создать особую "Азбуку умений", которая содержала бы физические упражнения в области простейших видов трудовой деятельности: бить, носить, бросать, толкать, махать, бороться и т. п. Овладев такой азбукой, ребенок мог бы всесторонне развить свои физические силы, а так же освоить основные трудовые умения, которые будут необходимы в любой социальной и профессиональной деятельности.

Песталоцци полагал, что главная задача воспитания - сформировать гармонически развитого человека, который должен принять в будущем полезное участие в жизни общества. Нравственность вырабатывается в ребенке в результате постоянных упражнений в делах, которые приносят пользу кому-то другому. Простейшим элементом данного воспитания Песталоцци считал любовь ребенка к матери, она возникает из-за удовлетворенных потребностей детского организма. Именно в семье закладываются основы нравственного поведения ребенка. Поэтому Песталоцци называл отчий дом школой нравов. Дальнейшее развитие нравственных сил ребенка должно проходить в школе, в которой отношения учителя к детям строятся на основе его отеческой любви к ним.

Песталоцци настаивал на том, что нравственное воспитание детей формируется благодаря развитию моральных чувств и нравственных наклонностей, а не путем нравоучений. Он также считал важным упражнения детей в нравственных поступках, которые требуют от них самообладания и выдержки, формируют их волю.

Нравственное воспитание у Песталоцци тесно связано с религиозным. Песталоцци критикует обрядовую религию и говорит о естественной. Ее он понимал как развития высоких моральных чувств.

Размышления Песталоцци об умственном образовании богато и содержательно. Песталоцци считал, что любое обучение должно строиться на наблюдении и опыте и подниматься к выводам и обобщениям. В результате наблюдений ребенок получает зрительные, слуховые, которые пробуждают в нем мысль и потребность говорить. Стремясь упростить и психологизировать обучение, Песталоцци пришел к мысли о том, что существуют простейшие элементы всякого знания о вещах и предметах, усваивая которые человек познает окружающий его мир. Этими элементами он считал число, форму, слово. В процессе обучения ребенок овладевает формой путем измерения, числом посредством счета, а словом благодаря развитию речи. Таким образом, элементарное обучение сводится прежде всего к умению измерять, считать и владеть речью.

Песталоцци сильно изменил содержание образования начальной школы того времени. Он включил в него чтение, письмо, арифметику с геометрией, измерение, рисование, пение, гимнастику, необходимые знания по географии, истории и естествознанию. Так же он значительно расширил учебный план и создал новую методику обучения, которая помогает развивать умственные силы у детей.

Важнейшей основой обучения Песталоцци считал наглядность. Без применения наглядности невозможно добиться правильных представлений об окружающем, а так же развивать мышление, речь. Песталоцци строил весь процесс обучения путем постепенного и последовательного перехода от части к целому. Такой путь он пытался сделать универсальным. По его мнению, обучение должно идти в строго последовательности. Но это не является правильным, так как в обучение равноправно могут существовать два перехода: от части к целому, от целого к части.

Так же Песталоцци считал, что учитель не только должен наполнять умы детей, но и развивать практические навыки. Он утверждал, что если ребенок овладел знаниями, но не умеет ими пользоваться, то это большой порок.

Так же Песталоцци отводил большую роль учителю. Учителем он считал не просто образованного человека, которые готов передавать знания детям, а человека, способного, прежде всего, искренне полюбить детей, стать для них отцом, давать соответствующий материал ребенку для развития его природных сил. А это возможно только в том случае, если учитель будет строить свое воспитание на основе знания физических и психических особенностей учащихся. Песталоцци изначально поставил перед собой задачу обучения и воспитания крестьянских детей, так же создание народной школы. Для осуществления своих задач И.Г Песталоцци попытался создать свои методики начального обучения.

Итак, в основу создания методик по преподаванию родного языка педагог считал развитие речи у ребенка и пополнение его словарного запаса. Песталоцци предлагал звуковой метод обучения грамоте, что было крайне важно в то время.

Педагог создает ряд указаний для увеличения словарного запаса у ребенка, для этого он тесно связывает обучение родному языку с наглядностью и со знаниями естествознания, географии и истории.

Через сложные упражнения И.Г. Песталоцци пытался добиться положительных результатов, объединяя все компоненты воедино, но на практике получились формальные упражнения по составлению предложении, где описывались признаки предметов.

Чтобы научиться писать педагог рекомендовал заранее проводить упражнения по изображению линий, которые являются элементами букв. Даже в настоящее время, в школах, используется этот метод обучению письма. Так же для развития речи И.Г. Песталоцци связал его с обучением измерению. То есть дети берут квадрат и разделяют его на части, в результате получаются различные фигуры. Обучающие должны зарисовать их, это послужит основой для письма.

На основе методов швейцарского педагога основан современный арифметический ящик. Он возражал против методов обучения арифметике и сформировал понятие о числе, начиная с элемента каждого целого числа- единицы. Сначала ребенок обучается работать с единицей, а потом постепенно усложняется счет. Чтобы обучить детей дробям, он брал квадрат и показывал на нем соотношение частей и целого.

Так же И.Г. Песталоцци предложил свои методы и по преподаванию географии. В основу он положил принцип от близкого к далекому, то есть на основе непосредственных наблюдений окружающей детей местности ведет к восприятию более сложных географических представлений. Так же он предлагал для лучшего восприятия лепить из глины рельефы, а потом только переходить к картам для изучения их.

Таким образом, И.Г. Песталоцци создал довольно обширную школьную программу для начальных классов и даже дал методические указания для положительного эффекта.


Заключение


Песталоцци был выдающимся педагогом прошлого. Теперь мы можешь для себя понять, почему часто И.Г. Песталоцци считают "отцом современной педагогики". Легко заметить, что наша современная педагогика многое заимствовала у Песталоцци.

Швейцарский педагог самоотверженно отдал все силы воспитанию бедныз детей. Огромная его заслуга заключается в том, что огромная роль должна уделяться воспитанию ребенка,а так же в том, что оно должно осуществляться постепенно от простого к сложному.

Перед воспитанием Песталоцци выдвинул прогрессивную задачу - гармонически развивать все природные силы и способности человека. Педагог развил ряд важных идей о физическом, трудовом, нравственном, умственном воспитании ребенка, настаивал на расширении содержания образования в начальной школе, стремился сделать ее близкой народу, уделял большое внимание трудовому обучению детей, их подготовке к жизни. Песталоцци разработал общие основы первоначального обучения и частные методики начального образования.

Однако педагог переоценивал иногда роль механических упражнений в развитии мышления, становился на путь оправдания теории формального образования.

Но идея, которую выдвинул И.Г. Песталоцци о школьном обучении, несомненно, оказала положительное влияние на дальнейшее развитие педагогической деятельности.

Нам кажется, что современная педагогика, должна вспомнить великие педагогические начала знаменитого педагога и отметить истинное их значение для народного образования и педагогической системы, в основе которой лежать любовь и уважение к детям к их нравственной и умственной личности.


Список литературы


1.Абрамов Я.В. Иоганн Генрих Песталоцци. Его жизнь и педагогическая деятельность [Электронный ресурс] :-Режим доступа: http://az.lib.ru

2.Джуринский А.Н. История педагогики [Текст]: Учеб.пособие для студ. Педвузов/А.Н. Джуринский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

3.Джуринский А.Н.Зарубежная школа: история и современность [Текст]/А.Н. Джуринский. - М., 1992.

Духавнева А.В., История зарубежной педагогики и философия образования[Текст] Серия "Учебники, учебные пособия"/А.В. Духавнева, А.Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.- 480с.

Кларин В.М., Педагогическое наследие[Текст]/В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. - М.: "Педагогика", 1987 г.-398с.

Коджаспирова Г. М. История образования и педагогической мысли: таблицы, схемы, опорные конспекты[Текст]/Г.М. Коджаспирова.- М., 2003. - С.83.

Константинов Н.А. История педагогики [Текст]/ Н.А.Константинов Е.Н.Медынский, М.Ф. Шабаева.- М.:"Просвещение",1982 г. - 447с.

Макаревич М.В.Хрестоматия по истории педагогики[Текст]/ М.В. Макаревич И.Е. Лакин, А.Х. Рычагов. Минск.: Издательство "Высшая школа", 1971 г. - 560с.

Павленков Ф.Библиографическая библиотека. Жизнь замечательных людей: в 3т.,т.2[Тект]/Ф.Павленков. -М.: ОЛМА-ПРЕСС,2001-800с.

10.Пискунов А.И. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в: Учеб. пособие для педагогических учеб.заведений[Текст]/ А.И. Пискунов. - М.:ТЦ "Сфера", 2001.-512с.

11.Смирнов В.З. История педагогики[Текст]/В.З. Смирнов.- М.: "Просвещение", 1965 г. - 279c.

Тимофеев К. Генрих Песталоцци: Биогр. Очерк.[Текст]/К. Тимофеев. - СПб.; Тип. Акад. наук, 1856.- 89 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Представительство Башкирского Государственного университета

Отделение психологии и педагогики

Р Е Ф Е Р А Т

тема: «Педагогическая деятельность и теория

элементарного образования»

И. Г. Песталоцци

Выполнила:

Велькова

Ольга Александровна

Проверил:

П Л А Н

1. Жизнь и педагогическая деятельность Песталоцци.

2. Основные положения педагогической теории.

3. Основы дидактики Песталоцци. Теория элементарного образования.

4. Создание частных методик начального обучения.

5. Значения педагогической теории Песталоцци.


ЛИТЕРАТУРА

1. В.З. Смирнов. История педагогики. Просвещение. 1965 г.

2. М.В. Макаревич, И.Е. Лакин, А.Х. Рычагов. Хрестоматия по истории педагогики. Издательство «Высшая школа». Минск. 1971 г.

3. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. Педагогическое наследие. Москва. «Педагогика» 1987 г.


Жизнь и педагогическая деятельность

Песталоцци.

Швейцария - родина Песталоцци. Генрих Песталоцци родился в Цюрихе в1746 году. Его отец, врач, умер рано. Воспитывали мальчика мать и преданная служанка. Материальное положение семьи было тяжелым. Еще ребенком, наблюдая жизнь швейцарских крестьян, Песталоцци видел как жестоко угнетали их и дворяне - помещики, и владельцы мануфактур, раздававшие работу крестьянам на дом. Мальчик проникся убеждением, что «все зло из города», и заявлял: «Буду большим стану помогать крестьянам».

Образование Песталоцци получил сперва в немецкой начальной школе, а затем в средней латинской школе, Эта школа с ее убогой программой и неподготовленными учителями оставила у юноши тяжелые воспоминания,

Некоторые профессора высшей школы, в которой учился Песталоцци, широко знакомили молодежь с разного рода философской и политической литературой, Еще 17-летним юношей Песталоцци прочел «Эмиля» Руссо, Появление «Общественного двора» Руссо произвели на Песталоцци сильнейшее впечатление и укрепило его убеждение в необходимости служить народу, Молодые цюрихцы, в том числе и Песталоцци, организовали полулегальный кружок, На собраниях этого кружка обсуждались вопросы истории политики, морали, проблемы воспитания нового человека в духе Руссо, Вскоре кружок был закрыт городскими властями, а юный Песталоцци в числе других был ненадолго арестован,

Арест не охладил Песталоцци; он по-прежнему стремился помочь народу, крестьянству. Жизнь крестьян справедливо представлялась ему исключительно тяжелой. Для того, чтобы помочь крестьянам, Песталоцци изучает сельское хозяйство. В 1774 году он осуществляет попытку помочь народу: открывает на своей ферме Нейгоф приют для сирот и беспризорных детей. По его мысли, приют должен был содержаться на те средства, которые зарабатывают сами дети. Песталоцци обучал детей чтению, письму и счету. Их учили также прясть и ткать. Он намеревался таким образом соединить обучение с производительным трудом. Песталоцци не мог, конечно, вступить на путь эксплуатации детского труда. Средств у Песталоцци не хватило, и в 1780 году вынужден был закрыть свой приют. 18 лет Песталоцци посвятил подытоживанию своего опыта и литературной работы. В 1781 году он заканчивает и издает свой знаменитый педагогический роман «Лингард и Гертруда». Этот роман имел большой успех, так как в нем автор хотел показать, как именно следует перестроить жизнь крестьян на новых основах. В этом романе изображена жизнь деревни в Швейцарии в тот период, когда вековые устои феодального строя начали там разрушаться мануфактурное производство получило уже широкое распространение. В этих условиях швейцарское крестьянство переживало острый процесс обнищания трудовых хозяйств. Песталоцци показывает в своем романе 3 основные группы крестьянства: зажиточные хозяйства; средние и разорившиеся хозяйства.

Главная героиня романа разумная крестьянка Гертруда, учитель, пастор и помещик объединенными усилиями добиваются того, что крестьяне улучшают свое материальное положение, устанавливают патриархальные взаимоотношения и ведут благочестивый образ жизни. Гертруда показала пример ведения рациональной системы хозяйства и соединила обучение своих детей с их трудом. Учитель вел обучение в школе по образцу Гертруды. Таким образом, в романе «Лингард и Гертруда» Песталоцци наметил пути помощи крестьянам и вместе с тем показал, что каждая мать должна уметь обучать детей,

Роман имел большой успех. Он был переведен на другие языки. В романе ясно выражена идеализация помещика. Но основное содержание романа отражало чаяния не только Песталоцци. Мечты о возможном улучшении жизни трудящихся волновало умы всей передовой буржуазной интелегенции того времени.

Законодательное собрание Французской республики в 1792 году наградило Песталоцци за роман «Лингард и Гертруда» и за его выдающуюся педагогическую деятельность званием «французского гражданина».

Когда в Швейцарии произошла буржуазная революция (1798),Песталоцци с согласия правительства молодой республики направился в Станц и открыл приют для беспризорных, в который было принято 80 детей в возрасте 5- 10 лет. Состояние детей как в физическом, так и в моральном отношении было плохое. Песталоцци сообщает, что «многие поступали с закоренелой чесоткой, многие с проломленными головами или в лохмотьях,худые,как скелеты, желтые, с оскаленными зубами и в то же время со страхом в глазах; некоторые были наглы, с привычками попрошайничества; другие подавлены бедствием, терпеливы, но недоверчивы, жестокосердны и робки.

Песталоцци считал необходимым построить приют по типу семьи, перевоспитать детей, вести там обучение, соединенное с производительным трудом. Всего себя отдал Песталоцци этим детям. «Моя рука лежала в их руке,мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка следовала за их улыбкой. Они были вне мира, вне Станца, они были со мной, и я был с ними. Их пища была моей пищей, их питье- моим питьем. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они. Я спал вместе с ними: вечером в постели я беседовал с ними и учил их, пока они не засыпали, - они сами так хотели». Песталоцци не обучал своих детей ни морали, ни религии, пример самого Песталоцци являлся для школьников образцом.

Однако деятельность Песталоцци в Станце продолжалась несколько месяцев. В связи с военными действиями помещение приюта было использовано для лазарета и приют был закрыт. Это было тяжелым ударом для него.

Вскоре Песталоцци получает место учителя в Бургдорфе, а несколько позже он, со своими сотрудниками открывает свой институт. Там он развертывает начатые в Станце опыты упрощенного обучения, ставя себе задачу установить такие методы, при помощи которых каждая мать легко могла бы обучать своих детей. В самом начале 19 века вышли в свет сочинения Песталоцци: «Как Гертруда учит своих детей», «Книга для матерей», «Азбука наблюдения», «Наглядное учение о числе».

После переезда института в Мюнхенбухзее, а потом в Ифертен Песталоцци в предоставленном ему замке продолжает деятельность своего института; это было большое учебное заведение.Песталоцци становится известным педагогом, его ценят в самых различных кругах. Состав учащихся института резко меняется: это уже не дети крестьян, не беспризорники, а в значительном большинстве дети аристократов, помещиков, зажиточных людей.

Песталоцци не удовлетворен теперь своей деятельностью. Он чувствует, что стоит уже далеко от народа, много дальше, чем раньше. Усталость и неудовлетворенность- все это, вместе взятое, тяжело отразилось как на здоровье, так и на его деятельности.

В 1825году, после 20 летнего пребывания Ифертене, Песталоцци распустил институт и вернулся к внуку в Нейгоф, туда, где он полвека назад начал свою педагогическую деятельность. Здесь уже 80 летним старцем Песталоцци написал свое последнее произведение - «Лебединую песнь». В 1827 году, 82 лет от роду, Песталоцци умер. На надгробном памятнике было написано: «Спаситель бедных в Нейгофе, народный проповедник в «Лингарде и Гертруде» , отец сирот ву Станце, основатель новой народной школы в Бурдорфе и в Ивердоне, воспитатель человечества. Человек, христианин, гражданин. Все для других, ничего для себя.»

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ПЕСТАЛОЦЦИ

Важнейшая цель воспитания, по мнению Песталоцци, развитие природных способностей человека, постоянное его совершенствование. Песталоцци проповедовал гармоническое развитие сил и способностей человека; все хорошие задатки человека должны быть максимально развиты. Силы человеку даны природой, надо уметь только развивать, укреплять, направлять их и устранять вредные внешние влияния и препятствия, могущие нарушить естественный ход развития, а для этого надо владеть законами развития «физической и духовной природы ребенка». Центром всего воспитания является формирование человека, его нравственного облика. «Деятельная любовь к людям» вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. Религиозное начало у Песталоцци растворяется в нравственности. К официальной религии и ее служителям Песталоцци относится отрицательно.

Огромное значение придает Песталоцци семейному воспитанию. В деле общественного воспитания, подчеркивает он в одном из своих произведений, следует подражать тем преимуществам, которые заключаются в семейном воспитании. Песталоцци указывает, что чувство любви к детям, доверие к ним, дисциплина, чувство благодарности, терпения, долга, моральные чувства и т.п. возникают из отношения ребенка к матери.

Как же следует развивать заложенные в природе человека силы и способности? Путем упражнений. Каждая способность, заложенная в человеке, сама требует и заставляет человека упражнять ее.

Реферат по социальной работе в Германии

«Социально-педагогическая деятельность Иоганн Генриха Песталоцци».

    Введение.

    Краткая биография И.Г. Песталоцци.

    Основные положения педагогической теории И.Г.Песталоцци.

    Основа дидактики Песталоцци. Теория элементарного образования.

    Физическое и трудовое воспитание.

    Нравственное воспитание.

    Умственное образование.

    Создание частных методик начального образования.

    Значение педагогической теории И.Г.Песталоцци.

    Актуальность социально-педагогического творчества И.Г.Песталоцци в наши дни.

    Литература.

Введение.

Цель исследования:

Выявить значение социально-педагогической деятельности И.Г.Песталоцци в наши дни.

    Ознакомиться с социально-педагогической деятельностью И.Г.Песталоцци.

    Ознакомиться с его произведениями.

    На основе выше сказанного, подвести итог о значимости социально-педагогического творчества И.Г.Песталоцци в наши дни.

И.Г. Песталоцци – педагог-практик. Он разработал общие основы и частные методики начального обучения. Не всегда удачный опыт педагогической деятельности Песталоцци не может умалить значение его идей, их влияния на развитие педагогической мысли. Деятельность Песталоцци при его жизни приобрела широкую международную известность. Его наследие высоко оценивал К.Д. Ушинский.

Это был народник в лучшем значении слова. Песталоцци горячо пропагандировал необходимость образования для всех сословий, особенно крестьян. Мечта об улучшении положения народа воплотилась в конкретных хозяйственных и социально-педагогических проектах, которые не выдержали испытания реальными общественно-экономическими условиями. Несостоятельные экономически, проекты И.Г. Песталоцци дали бесценный педагогический материал.

Краткая биография И.Г.Песталоцци.

Швейцария - родина Песталоцци. Генрих Песталоцци родился в Цюрихе в1746 году. Его отец, врач, умер рано. Воспитывали мальчика мать и преданная служанка. Материальное положение семьи было тяжелым. Еще ребенком, наблюдая жизнь швейцарских крестьян, Песталоцци видел как жестоко угнетали их и дворяне - помещики, и владельцы мануфактур, раздававшие работу крестьянам на дом. Мальчик проникся убеждением, что "все зло из города", и заявлял: "Буду большим стану помогать крестьянам".

Песталоцци хорошо знал произведения французских просветителей и семнадцати лет прочел «Эмиля» Руссо. Эта книга, как и «Общественный договор», произвела на юношу огромное впечатление и укрепила его намерение самоотверженно служить народу.

Передовая молодежь Цюриха организовала кружок под названием «Гельветическое (т. е. швейцарское) общество у скорняков» (его собрания проходили в доме цеха кожевников). Члены кружка, именовавшие себя «патриотами», обсуждали проблемы морали, воспитания, политики, занимались разоблачением должностных лиц, обиравших крестьян. В 1767 году кружок был закрыт городскими властями, а юный Песталоцци в числе других его членов подвергнут аресту. Не закончив коллегиум, он решил заняться осуществлением своей заветной мечты об улучшении положения народа. В 1769 году он начал свой социальный эксперимент. На занятые им деньги он купил небольшое имение, названное им «Нейгоф» («Новый двор»), в котором хотел организовать показательную ферму, с тем чтобы научить окрестных крестьян рационально вести свое хозяйство. Песталоцци был непрактичным и неопытным хозяином, он скоро разорился.

В 1774 году он открыл в Нейгофе «Учреждение для бедных», в котором собрал до пятидесяти сирот и беспризорных детей. По мысли Песталоцци, его приют должен был содержаться на средства, заработанные самими детьми. Воспитанники работали в поле, а также на ткацких и прядильных станках. Сам Песталоцци обучал детей чтению, письму и счету, занимался их воспитанием, а ремесленники учили их прясть и ткать. Таким образом, Песталоцци делал в своем учреждении попытки соединения обучения детей с производительным трудом.

Песталоцци писал, что он «хотел использовать значительную часть дохода, получаемого фабричной индустрией от человеческого труда, для создания настоящих воспитательных учреждений, которые бы соответствовали целиком потребностям человечества...» Однако дело, начатое Песталоцци, но не поддержанное теми, в чьих руках была политическая власть и материальные средства, быстро погибло. Дети могли окупить своим трудом приют, в котором они жили и работали, только непосильным напряжением своих физических сил, но, гуманист и демократ, Песталоцци не мог и не хотел пойти на то, чтобы эксплуатировать своих воспитанников. Он видел в детском труде, прежде всего средство развития физических сил, умственных и нравственных способностей детей, стремился дать детям не узкоремесленные навыки, а разностороннюю трудовую подготовку.

В этом заключается важнейшее педагогическое значение нейгофского опыта Песталоцци. Не имея материальных средств продолжать свой эксперимент, Песталоцци вскоре был вынужден закрыть приют. Однако постигшие неудачи не разубедили его в избранном им пути помощи народу.

В течение следующих восемнадцати лет Песталоцци занимается литературной деятельностью, стремясь привлечь внимание к решению все того же злободневного вопроса: как возродить хозяйство крестьян, сделать жизнь их обеспеченной, как поднять нравственное и умственное состояние трудящихся? Он издает социально-педагогический роман «Лингард и Гертруда» (1781-1787), в котором развивает свои идеи об улучшении крестьянской жизни посредством разумных методов ведения хозяйства и правильного воспитания детей.

Имя Песталоцци приобретает большую известность. В 1792 году Законодательное собрание революционной Франции наградило Песталоцци в числе восемнадцати иностранцев, прославивших себя как поборники свободы, высоким званием французского гражданина.

В 1798 году в Швейцарии произошла буржуазная революция и была создана Гельветическая (Швейцарская) республика. Когда в городе Станце вспыхнуло контрреволюционное восстание крестьян, спровоцированное дворянством и католическим духовенством, и после подавления восстания осталось много беспризорных детей, новое правительство поручило Песталоцци организовать для них воспитательное учреждение. В здании бывшего монастыря Песталоцци открыл приют для беспризорных, в который было принято 80 детей в возрасте от 5 до 10 лет. Состояние детей было как в физическом, так и в моральном отношении самое ужасное.

Песталоцци стремился сделать приют большой семьей, он стал для детей заботливым отцом и лучшим другом.

В письме к одному из друзей о своем пребывании в Станце он впоследствии писал: «С утра до вечера я был один среди них... Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли вместе с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они». На отеческую заботу Песталоцци воспитанники приюта отвечали искренней привязанностью и любовью, что благоприятствовало успешному осуществлению их нравственного воспитания.

В связи с военными действиями помещение приюта потребовалось для лазарета, и приют был закрыт. Песталоцци с 1799 года начинает проводить экспериментальную работу в школах г. Бургдорфа. Ему удалось доказать, что его методика обучения детей грамоте и счету имеет много преимуществ в сравнении с традиционными приемами обучения, и власти предоставили ему возможность применить эту методику в более широком масштабе.

В Бургдорфе была открыта средняя школа с интернатом и при ней отделение для подготовки учителей во главе с Песталоцци. В самом начале XIX века вышли в свет его сочинения: «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, или Руководство для матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Азбука наглядности, или Наглядное учение об измерении», «Наглядное учение о числе», в которых излагались новые методы начального обучения.

В 1805 году Песталоцци перевел свой институт во французскую часть Швейцарии - в Ивердон (немецкое наименование - Ифертен) и в предоставленном ему замке создал большой институт (средняя школа и педагогическое учебное заведение), который вскоре получил мировую известность. Ученые, писатели, политические деятели посещали этот институт. В нем училось много детей аристократов, состоятельных буржуа, готовившихся в университеты или к чиновничьей карьере.

Песталоцци испытывал большую неудовлетворенность оттого, что его учение и деятельность использовались не для народных масс, а в интересах знатных и богатых. В 1825 году разочарованный Песталоцци возвращается в Нейгоф, в котором полвека назад начал свою социально-педагогическую деятельность. Здесь он уже восьмидесятилетним стариком написал свое последнее произведение - «Лебединая песнь» (1826). Песталоцци умер в 1827 году, так и не поняв, почему он, самоотверженно отдав весь свой талант и свои силы трудящимся, не смог добиться улучшения их тяжелого социального и материального положения.

Основные положения педагогической теории И.Г.Песталоцци.

Важнейшая цель воспитания, по мнению Песталоцци, развитие природных способностей человека, постоянное его совершенствование. Песталоцци проповедовал гармоническое развитие сил и способностей человека; все хорошие задатки человека должны быть максимально развиты. Силы человеку даны природой, надо уметь только развивать, укреплять, направлять их и устранять вредные внешние влияния и препятствия, могущие нарушить естественный ход развития, а для этого надо владеть законами развития "физической и духовной природы ребенка". Центром всего воспитания является формирование человека, его нравственного облика. "Деятельная любовь к людям" вот что должно вести человека в нравственном отношении вперед. Религиозное начало у Песталоцци растворяется в нравственности. К официальной религии и ее служителям Песталоцци относится отрицательно.
Огромное значение придает Песталоцци семейному воспитанию. В деле общественного воспитания, подчеркивает он в одном из своих произведений, следует подражать тем преимуществам, которые заключаются в семейном воспитании. Песталоцци указывает, что чувство любви к детям, доверие к ним, дисциплина, чувство благодарности, терпения, долга, моральные чувства и т.п. возникают из отношения ребенка к матери.
Как же следует развивать заложенные в природе человека силы и способности? Путем упражнений. Каждая способность, заложенная в человеке, сама требует и заставляет человека упражнять ее.
Песталоцци не был революционером, но стремился улучшить положение беднейшей части крестьянства. Он считал, что труд в воспитании детей малообеспеченных родителей должен играть важнейшую роль, т. к. жизненное назначение этих детей - трудиться. По его мнению, трудовое воспитание детей крестьян и ремесленников должно быть главным средством улучшения положения народа.
Соединение обучения с производственным трудом (ремесленным и сельскохозяйственным) было одним из основных положений в педагогической практике и теории Песталоцци.
В школе дети по мысли Песталоцци ("Лингард и Гертруда") проводят целый день за прядильными и ткацкими станками; при школе имеется участок земли, и каждый ребенок отрабатывает три грядки, ухаживает за животными. Дети учатся обработке льна и шерсти, знакомятся с постановкой хозяйства в лучших хозяйствах деревни, а так же с работой кустарной часовой мастерской. Дети занимались древонасаждением, починкой деревянных мостов, обучением крестьян ведению счетных книг и т.д. Во время работы, а так же в часы отдыха, учитель ведет занятия с детьми по грамоте, счету сообщает им элементарные знания. Песталоцци подчеркивал воспитывающее значение трудового воспитания для формирования человека. Он стремился во время работы "согревать и развивать ум детей" ибо цель, которую он себе ставил, - воспитание человека, а "не земледелие, домашнее хозяйство, являющиеся средствами". Гармоническое развитие личности предполагает развитие ума, сердца и руки. Только на основе труда возможно развитие духовных сил и способностей человека. Трудовое воспитание по мысли Песталоцци, невозможно в отрыве от умственного и нравственного воспитания.
Однако такое "практическое" трудовое воспитание на самом деле снижало уровень общеобразовательной подготовки. Ясно, что такое сочетание общеобразовательных знаний с трудом носит чисто механический характер и не является органическим соединением обучения с производительным трудом.