Практикум по русскому языку: Орфография и пунктуация: Учебное пособие. Воспитание интереса к книге материал на тему «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга

Светлана Романова
«Островок семейного чтения». Сценарий заседания клуба «Молодая семья»

Цель : подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет

огромную роль для их всестороннего развития.

Задачи : расширять представления родителей о роли книг в воспитании

стимулировать самообразование родителей;

прививать навыки читательской культуры.

Материалы и оборудование : книга, 2 мольберта, цитаты известных людей, проектор, «книжки-малышки» , модуль, буклеты «Читаем в кругу семьи » , театр «Репка» , «Теремок» .

1. Вступительная часть

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. В прошлый раз мы с вами побывали в школе, а сегодня мы посетим библиотеку семейного чтения .

Мы читаем книги вместе

С папой каждый выходной.

У меня картинок двести,

А у папы ни одной.

У меня слоны, жирафы -

Звери все до одного. И бизоны, и удавы,

А у папы - никого!

У меня в пустыне дикой Нарисован львиный след.

Папу жаль. Ну что за книга,

Если в ней картинок нет?

Сказка учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать.

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый - его защитить! Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Окружающий мир познают.

(Стихотворение рассказывают двое детей подготовительной группы)

А. Лесных

Наше время - время великих достижений науки, техники время замечательных открытий, компьютера и интернета. Но есть ещё одно чудо света. Оно знакомо каждому из нас, но мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над его ценностью, А чудо это всегда лежит под рукой и, как настоящий друг, готово в любую минуту прийти на помощь. Научить, посоветовать, ободрить, рассказать. И как вы догадались – это КНИГА!

Книга, как птица,

Может весь мир облететь.

Книга -царица :

Может сердцам повелеть.

Книга -богиня :

Чудо свершает порой

Книга -рабыня :

Часто проходит сквозь строй.

КНИГА! Она входит в нашу жизнь с самого детства, и мы привыкаем к ней. Как к воздуху, как к солнцу.

КНИГА! Как много мы узнаём с её помощью!

В книге заключен огромный духовный мир человечества.

«Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко, убедительно, как было велико мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир» (А. М. Горький) . Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать для детей такие книги, которые ответили бы на все их «почему» .

«Прозорливые родители всегда стремятся к тому, чтобы дети имели собственные книги и,чтобы таких книг было много. Они читают малышам вслух, а те сосредоточенно слушают. Однако такая картинка из жизни несколько идеализирована. Сегодня многим детям вообще никто ничего не читает, некоторым от случая к случаю читают что-нибудь по вечерам или в выходные. А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги. Дети, получившие "книжную прививку" в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят

Воспитатель. Тема нашей встречи - «Островок детского чтения » .

Сегодня нам предстоит ответить на главный вопрос : какое место в семейном воспитании ребенка принадлежит книге? Теоретическую часть нашей встречи мы подготовили для вас в буклетах, а мы займемся практической стороной вопроса.

Обозначение проблемы. Упражнение «Выбери дистанцию»

Воспитатель. Сегодня символ обсуждаемой темы - детская книга (кладу ее на куб в центре комнаты) .

Задание родителям : Вам нужно встать от книги на такое расстояние, которое продемонстрирует вашу близость или отдаленность по отношению к теме встречи. А затем одной фразой объясните выбранное вами расстояние. Начну с себя. Я встала очень близко к книге, т. к. я не могу представить себя без книг. Во первых я люблю художественную литературу особенно исторические романы, а во вторых моя профессия подразумевает постоянное общение с книгой.

Так давайте возьмемся все за руки постараемся как можно ближе подойти к книге и подвести к ней наших детей, т. к. без помощи взрослых ребенок не сможет войти в прекрасный мир книги.

Родители выполняют здание.

Воспитатель. Чтобы нам сегодня было легче общаться друг с другом и решать поставленные задачи, давайте проведем небольшую разминку.

2. Литературная викторина для родителей.

Взрослым – Вам нужно продолжить стихотворение, назвать автора.

Белая берёза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой

(С. Есенин “Берёза”) Однажды в студеную, зимнюю пору

Я из лесу вышел, был сильный мороз.

Гляжу, поднимается медленно в гору

Лошадка, везущая хворосту воз”.

(Н. Некрасов “Мужичок с ноготок”)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь она завоет,

То заплачет как дитя

(А. Пушкин “Зимний вечер”)

Вот моя деревня,

Вот мой дом родной,

Вот качусь я в санках

По горе крутой.

(И. Суриков “Детство”)

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз воевода дозором

Обходит владенья свои.

(Некрасов Н. из поэмы “Красный нос”) Сел он утром на кровать,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки,

Оказалось, это брюки.

(С. Маршак “Вот какой рассеянный”)

3. Из опыта семейного воспитания

Родители представляют любимые книги своих детей, рассказывают почему ребенок любит эту книгу, кто чаще всего читает малышу.

Уважаемые родители! У каждого ребенка есть любимая книжка. Мы сейчас попросим вас представить ее нам. Какая эта книга? Как называется? Почему она нравится вашему ребенку.

Самые разные книжки нравятся нашим деткам, но выбирать книги нужно согласно возрасту и наиболее важный критерий литературы для детей этого возраста – иллюстрации. В книгах для 2-3–летних читателей они играют роль главного источника информации, поэтому при выборе книжки руководствуйтесь правилом – максимум картинок, минимум текста. а Сами картинки должны быть крупными, красочными, и главное понятными ребенку.

4. Мультимедийная презентация «Ребенок и книга в детском саду»

В наших группах также есть театральные уголки, где дети с удовольствием сами перевоплощаются в сказочных героев.

5. Театр и малыш.

Огромную, ни с чем не сравнимую радость доставляет детям театр, праздничное и радостное представление. Дети очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. Такой театр можно организовать и дома. Сейчас я вам предлагаю стать участниками театрализованной деятельности.

(Родители условно делятся на 3 команды и им предлагается инсценировать сказку по жеребьевке : «Колобок» , «Репка» , «Курочка Ряба» ).

- Театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств : это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово, и чудесная музыка. Увиденное и пережитое в настоящем театре и в их самодеятельных театрализованных представлениях расширяет кругозор детей, создает обстановку, требующую от ребят вступить в беседу, рассказывать о спектакле товарищам и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию личности, умению вести диалог и передавать свои впечатления.

6. Очумелые ручки.

Сегодня мы увидели, что наши мамы не только знают и умеют читать стихи и сказки, перевоплотиться в сказочных героев, они у нас еще и рукодельницы.

Среди родителей детей младшего возраста был объявлен конкурс на тему : «Книжка малышка»

Вам было дано домашнее задание своими руками сделать «книжку малышку» . Практически ни одна семья не осталась равнодушной к заданию и вот результат, целая выставка самых разнообразных и интересных книг. Сейчас вы сами будете оценивать книги. Родители группы «Капельки» будут выбирать самую интересную книгу из группы «Колобок» и наоборот.

Вручение призов.

Оказывается сколько интересного можно сделать своими руками. а если еще в процессе изготовления книги и ребенок принимал участие, то ей вообще нет цены, пусть даже его помощь была только символической, но общение с ребенком в этот момент принесет столько пользы, сколько не принесёт ни один даже самый грамотный педагог.

7. Итог встречи.

В итоге нашей встрече хочу сказать, долг каждого взрослого - научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. В воспитании и развитии ребенка огромную роль играет книга. Нужно помнить, что работа эта очень важная и её нужно проводить систематически. Оттого, насколько дружно мы будем ей заниматься,зависит будущее наших детей : какими они вырастут взрослыми читателями, и какими людьми. Подтверждением сказанного могут служить слова С.Лупана : “Привить ребёнку вкус к чтению - лучший подарок , который мы можем ему сделать”.

«Где есть поветрие на чтенье ,

В чести там грамота, перо.

Где грамота – там просвещенье,

Где просвещенье – там добро»

«Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает предо мной окно в новый, неведомый мир».

Именно эти слова А. М. Горького стали эпиграфом мероприятия, которое организовали для наших детей, своих воспитанников, педагоги детского сада № 14 Чистова А. В., Дубова Е. П., Кислякова Н. Р., Попова Т. А.

Подготовка к «Книжной неделе» началась заранее: дети читали сказки, рассказы, готовили стихи, загадки, рисовали обложки своих любимых книг, разучивали песни. По сценарию мероприятия ребята пели, читали стихи и загадки, угадывали сказочных героев, называли литературные произведения и их авторов по прочитанным отрывкам, отвечали на вопросы викторины. Познавательно и интересно было не только детям, но и их родителям. Алла Владимировна, ведущая этого мероприятия, сумела создать атмосферу настоящего праздника и торжества знаний. Наши дети смогли показать свои способности, эрудицию, продемонстрировать таланты и достижения. Мы, родители, очень благодарны воспитателям за всестороннее развитие наших детей и за воспитание уважения и любви к книге.

Знаками препинания на границе членений, представляющих собою предложения (сочетания сказуемного типа), являются запятая, точка с запятой, двоеточие, реже-тире (или запятая с тире), скобки (о многоточии ниже).

Два первых возможны при членениях и бессоюзных и вводимых союзами, три других (кроме специально оговариваемых ниже случаев) - употребляются в принципе на границах бессоюзных членений (о запятой с тире см. ниже).

Запятой во фразе отделяются друг от друга предложения, обыкновенно - относительно небольшого размера, сочинённые союзами или перечислительной интонацией; предложения главные - от придаточных (безразлично от порядка следования), вводимых союзами или союзными (относительными) словами. Выделяются запятыми придаточные, находящиеся среди частей главных предложений:

7. Он [Нагульнов] всё убыстрял шаги, кое-где переходя на рысь. Из-под шапки его катился пот, рубаха на спине потемнела, губы

пересохли, а на щеках всё ярче проступал нездоровый, плитами румянец... (Шолох.). В эту осень завизжали пилы, затяпали топоры, заскрипели вековые деревья в сутягинском лесу... и кишмя кишел народ там, где и зверь редко появлялся... (Панф.). ...Но флот всё- таки рос, мои ученики становились красными командирами и корабельными инженерами, многие из них командуют миноносцами, у них есть горизонты, цели страны стали для них личными целями (Лидин). .

2. Сначала я предполагала устроить помещение для нас обоих в боковом флигеле... но в нём издавна жили голуби и утки, и очистить его было невозможно без того, чтобы не разрушить множество гнёзд (Чех.). Ночь вздувалась тьмой, тьмой кутала дырявые крыши хибар, затирала разноцветную черепицу на доме Егора Степаныча Чухлява, и даже вздыбленная солома казалась причёсанной, приглаженной... (Панф.). Иногда ночное небо в разных местах освещалось дальним заревом от выжигаемого по лугам и рекам сухого тростника, и тёмная вереница лебедей, летевших на север, вдруг освещалась серебряно розовым светом, и тогда казалось, что красные платки летали по тёмному небу (Гог.). Начал ветер разгонять хляби, но всё ещё не умело солнце пробраться к земле (Леон.).

3. Кто не является своеобразным мыслителем в образах, кто

не является человеком ярких переживаний, тот не художник (Лунач.). Мы никогда не ели того, что выходило из-под наших рук, предпочитая кренделям чёрный хлеб (Горьк.). Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго (Тург.). Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир (Горьк.). Ему [Нагульнову] уже казалось, что положение его вовсе не такое непоправимое и безнадёжное, каким представлялось несколько часов назад (Шолох.). Едва лишь Макар стал подходить к коню, как тот норовисто махнул головой (Шолох.). Мысль о смерти ему пришла только в момент, когда Павел Быков, ломом сшиб его с ног, но потом, когда его выволокли из толпы и принесли в избу, он уже больше старался не думать о смерти и всеми силами хватался за жизнь (Панф.). "

4. Как же вам таскаться по болотам, когда ваше платье, ко- торое не во всякой речи при л ично на з в ать по имени, проветривается и теперь ещё? (Гог.).

Трещина, которую дала одна из стен нашей дружеской храмины, увеличилась, как всегда это бывает, мелочами, недоразумениями, ненужной откровенностью там, где лучше было молчать, и вредным молчанием там, где необходимо было говорить (Герцен).

Запятая, однако, не ставится на границе предложений:

1. Перед союзом и, если соединяемые на правах сочинения предложения интонационно чётко параллельны друг другу.

Чаще всего это бывает в случаях, если соединяемые таким образом предложения имеют какой-либо общий смысловой член, относящийся и к тому и к другому:

На круглом столе была накрыта скатерть и стоял китайский прибор и серебряный спиртовой чайник (Л. Толст.); ср.: На круглом столе была накрыта скатерть - на круглом столе стоял китайский прибор и серебряный спиртовой чайник.- В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры (Л. Толст.). В экипаже правил солдат и сидела под кожаным верхом за фартуком женщина, вся обвязанная платками (Л. Толст.). У него [Челкаша] сладострастно вздрагивали усы и в глазах разгорался огонёк (Горьк.).

Но возможен ритмомелодический параллелизм и без этого условия. Он относительно часто наблюдается, напр., когда союзом и предложение связывается с предшествующими, сопровождавшимися перечислительной интонацией,- положение, при котором запятая обычно ощущается лишней ине ставится:

Коптила лампа, изредка потрескивала заслонка печи и корки испеченного хлеба на полках тоже трещали (Горьк.).

2. Связанные союзом и соподчинённые предложения (если это и не имеет характера перечисления и соответствующей интонации) со времени выхода стабильных учебников по русскому языку для средней школы, когда соответственные случаи были впервые категорически урегулированы (1933), запятой не отделяются: ,

Дьяк взошёл, покряхтывая и потирая руки, и рассказал, что у него не был никто и что он сердечно рад этому случаю погулять немного у неё и не испугался метели (Гог.). Раевский доносил, что войска твёрдо стоят на своих местах и что французы не смеют атаковать более (Л. Толст.). Она расспрашивала Геньку о Москве. Он рассказывал, сколько там автомобилей, как строят метро, как все спешат и какие все счастливые (Эренб.). Вальтер Штраль сообщал, что смазочное масло начинает густеть от холода на высоте и что нужно снижаться в более тёплые слои воздуха, иначе два металлических сердца застынут (Лаврен.).

3. .В тех случаях, когда за союзами а, и, но, ибо, что, чтобы и др. следует союз если, когда или хотя. Союзы эти вводят придаточные предложения, с которыми сочетаются главные, допускающие союзы то и но, однако. При наличии последних ясно выступает невозможность считать а, и, но, ибо, что, чтобы... в водящим и только подчиняющую часть и обособлять одну подчинённую.

Он замечал, что если речь идёт о героях и учителях, -её лицо странно напрягается и голубые глаза мерцают, точно у ребёнка, слушающего волшебную сказку (Горьк.).

Ср.: «...то её лицо странно напрягается»: ...что если... то...

Я думаю, что если бы нам удалось в этом направлении достичь некоторых результатов, то, безусловно, они высказались благотворно и на производстве (из речи). Мы не хотели этого и устроились так: ноги и туловище сунули в дыру, где было очень прохладно, а головы оставили на солнце, в отверстии дыры, так что если бы глыба камня над нами захотела упасть, то она только раздавила бы нам черепа (Горък.).

4. В случаях - когда сочетание с придаточным предложением превратилось фактически в цельное речение: добиться во что бы то ни стало, делать как следует, встретиться как ни в чём не бывало и под.:

И обещать, ваше степенство, не могу. Вот лиса -та вам что хотите обещает, а*я - не могу (Салт.-Щедр.).

Точка с запятой -знак, употребляемый вместо точки в случаях, когда связь между сочиняемы ми (равноправно связываемыми) предложениями представляется более тесной, чем при фразных членениях, и ритмомелодика не даёт соответственно рисунка типичной для фразы законченности, а только в большей или меньшей мере приближается к ней:

1. Сквозь тонкие высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; жёлтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесённый бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще (Гог.). Солдаты, утопая по колена в грязи, на руках подхватывали орудия и фуры; бились кнуты, скользили копыта, лопались постромки и надрывались криками груди (Л. Толст.). Несколько баталионов солдат в одних рубахах, несмотря на холодный ветер, как белые муравьи, копошились на этих укреплениях; из-за вала невидимо кем беспрестанно выкидывались лопаты красной глины (Л. Толст.). - Другие примеры см. ниже.

2. Кучка молодёжи весело тащила по улице гремучий пожарный насос, торопливо шагали старики; один из них, в сиреневой рубахе и белых холщёвых портах, седенький, точно высеребренный, и глазастый, как сыч, выкрикивал:- Это, обязательно, кузнец!.. (Горьк.). И в самом деле, послышались голоса внизу; встревоженная бабушка стала о чём-то быстро спрашивать (Чех.). Наде казалось, что она очень взволнована, что на душе у неё тяжело, как никогда, что теперь до самого отъезда придётся страдать и мучительно думать; но едва она пришла к себе наверх и прилегла на постель, как тотчас же уснула и спала крепко, с заплакантм лицом, с улыбкой, до самого вечера (Чех.).

Двоеточие-знак препинания, употребляемый на границе между предложениями, из которых второе (простое или сложное) соединяется с первым на правах подчинения, выражаемого бессоюзно - средствами ритмомелодики, с интонацией мотивирования, или, при передаче прямой речи, за словами, обозначаювціми, что кто-то сказал, подумал и под.,- с интонацией предупредительной:

1. ...Да ведь и солнцу часто очень грустно смотреть на людей:

так много потрудилось оно для них, а не удались людишки (Горьк.). Он влюблён в гул собраний, в споры,в ругань, за которой чувствуется любовь, в духоту и в возбуждение: здесь рождается воля (Эренб.). Верно, дело это было весьма давно: Пека и Лекса ещё без штанишек бегали, а у Катая ещё не слезились глаза и в мороз он совсем без рубашки ходил (Панф.). Он [Андрей] с усмешкою посматривал на баб, но в душе испытывал некоторую тревогу: уж больно суровы на вид были казаки, томившиеся сзади, за белым ромашковым полем сплошных бабьих платков (Шолох.). 1827 года, весною, в одном из домов венского предместия, несколько любителей музыки разыгрывали новый квартет Бетховена, только что вышедший из печати. С изумлением и досадой следовали они за безобразными порывами ослабевшего гения: так изменилось перо его (В. Одоевск.). Она оторвалась от книги, молча и вопросительно посмотрела на него: он никогда ещё не видел столь оскорбительного чужого взгляда (Коновалов). -

2. Он [Глеб] сошёл в бурьян и козырнул в радостном волнении: «Здравия эюелаю, товарищи женщины!» (Гладк.). Всякий раз, замечая, что при появлении его Марья Филипповна утирает распухшие от слёз глаза, медик заботливо спрашивал: - Али чем больны? (Гл. Усп.).

Изредка встречаются случаи, где связь мотивирующего характера, обыкновенно обозначаемая двоеточием, осложнена тем, что первый член фразы - вопросительный и таким образом тональный рисунок её не совпадает с обычным при подобных соединениях (вопросительная интонация частично захватывает и вторую часть). В этих случаях после первой (вопросительной) части фразы ставится вопросительный знак, но, в отличие от общего правила, вторую часть начинают не с прописной, а со строчной буквы.

Зачем же вам ходить далеко за сеном? мы сами рады служить вашей милости (фолькл.). Нужно ли вернуть материалы? судя по всему, они копия. - Но где достать лучший микроскоп? ведь он стоит очень дорого (из попул. статьи). Зачем возражать? все доводы бессильны.

Ср. также случай, когда и мотивирующее (второе) предложение носит вопросительный характер: Чему смеются басурмане? разве гробовщик - гаер святочный? (Пушк.).

Подобная же трудность возникает и в случаях, если первая часть - восклицательная. Обыкновенно предпочитают в таких фразах, сохраняя интонацию мотивирования, восклицательный знак ставить только после второго члена (в к о н ц е фразы): Ах, обмануть меня не трудно: я сам обманываться рад! (Пушк.). Но возможна и практика, параллельная случаям с вопросительной интонацией: Развяжите меня! я не буду говорить связанный (Горьк.).

Как знак между предложениями тире ставится при наличии противопоставления, условности первого и под. Употребление этого знака относится только к случаям бессоюзности (за исключением малоупотребительных противительного и результативного и). Момент интонационный при тире резко выражен:

Любишь кататься - люби и саночки возить (поел.). Волков бояться - в лес не ходить (поел.). Велев ему [казаку] выложить чемодан и отпустить извозчика, я стал звать хозяина - молчат; стучу - молчат... что это? (Лерм.). Но нахмурится ночь - разгорится костёр, И виясь затрещит можжевельник... (Фет). Скажешь дело - выпущу на волю (Майк.). Нести не могу - И несу мою ношу. Хочу её бросить-И знаю, Не брошу! (Маяковск.).

Тире является также по преимуществу пунктуационным знаком предупредительной интонации: вывода («поэтому», «значит», «а именно» и под.), случаев, где интонационно подчёркивается вторая часть высказывания.

(О двоеточии при предупредительной интонации со значением, что кто-то сказал, подумал и под., см. стр. 429).

Ветер подул - будет дождь. Хлопала парадная дверь - сосед отправлялся на дальнюю службу (Лидин). Но стрельцы, как сырые дрова, шипели, не загорались - не занималось зарево бунта (А. Н. Толст.). Ребёнок не дождался предостережений матери- он уже давно на дворе (Гонч.). И ещё толпа походила на чёрную птицу - широко раскинув свои крылья, она насторожилась, готовая подняться и лететь, а Павел был её клювом (Горьк.). И каждый думал о своей, Припомнив ту весну, И каждый знал - дорога к ней Ведёт через войну (Исаковский).

Реже употребляется тире вместо двоеточия при интонации мотивирования:

Но Гриша всё ещё глядел на воду-ему казалось, что он может различить на воде слабый след (Эренб.).

Заметим ещё, что в практике на границе между предложениями всё чаще предпочитают вместо тире употреблять запятую с тире, подчёркивая этим выдержанность напряжения тона и длину паузы.

К колеблющимся в практике случаям относятся сочетания предложений, где второе раскрывает сообщение первого («а именно»). При большой длине одного из предложений, вызывающей некоторое снижение тона первой части фразы, предпочитается двоеточие.

Он видит: женщина из вод, Их рассекая, выплывает Вся на поверхность и поёт... (Полонск.). Я смотрел, куда старуха указывала своей дрожащей рукой с кривыми пальцами, и видел: там плыли тени, их было много, и одна из них, темней и гуще, чем другие, плыла быстрей и ниже сестёр... (Горьк.). Я посмотрела в окно сквозь ветви ясеней и вижу: река вся голубая от луны, а он, в белой рубахе и в широком кушаке с распущенными на боку концами, стоит одной ногой в лодке, а другой на берегу (Горьк.). Песня на реке зазвучала слышнее, старик вскочил и, прикрыв глаза ладонью, уставился на реку: лодка, точно цветами нагружённая, тяжело плыла против течения (Горьк.). ...И лишь только мелькнёт где-нибудь девичий платок,- мгновенно преображается ленивый с виду, неповоротливый Дымок: он коротким, точным движением, по-ястребиному быстро поворачивает голову, выпрямляется (Шолох.).

Иногда на выбор двоеточия предпочтительно перед тире влияет и такой, напр., факт, как преобладание силы ударения на логическом центре первой половины фразы:

Подписи не было. Почерк был такой же, как всегда: ничто не выдавало волнения писавшей (Лаврен.).

Запятая с тире -знак, заменяющий тире во всех случаях, когда является потребность удлинить паузу на границе предложений или когда перед полагающимся по правилам тире должна выступать запятая в предшествующем членении. В последнем случае, однако, практику нельзя считать установившейся. Естественно, что чаще всего обращаются к запятой с тире как к знаку препинания на границе «перелома» периода - перехода от повышения к понижению.

Примеры 1-го:

Впервые слышал я эти мысли в такой резкой форме, хотя и раньше сталкивался с ними,- они более живучи и шире распространены, чем принято думать (Горьк.). Кирька спустился в подпол. А Зинка сначала заикала и тоненько заскулила, потом, когда уже Кирька совсем огляделся в подполе,- она заголосила, закричала, криком резанула Кирьку... (Панф.).

Примеры 2-го: Сразу узнал: старуха - жинка слесаря Лошака; задняя, цветущая смехом, - жинка слесаря Громады, а средняя - чужая, не видел ни разу (Гладк.). Сергей в их школьной группе, как не раз приходилось слышать от них самих,- самый способный, самый любимый товарищ.

В бессоюзных сочетаниях, в которых к мотивирующему или раскрывающему содержание члену есть ещё мотивирующий или раскрывающий и его, обыкновенно избегают одинаковых знаков препинания, и это соответствует изменению в характере ритмомелодики такой фразы сравнительно с двучленной подобного рода. Чаще всего встречаем здесь постановку двоеточия перед первым предложением (ср. спадающую интонацию этой части членения) и тире - перед вторым. Обнаруживается тенденция мелодический рисунок подобных фраз строить по типу: Наконец итальянцу наскучила эта комедия: не ему было понять душу Магдалины-онуехал (В. Одоевск.). Теперь, когда Челкаш шепнул: «кордоны/», Гаврила дрогнул: острая жгучая мысль прошла сквозь него, прошла и задела по туго натянутым нервам - он хотел крикнуть, позвать людей на помощь к себе..., т. е. по типу таких, где интонация, предшествующая последнему члену,- предупредительная (со значением «а именно», «поэтому» и под.), а на нём сильное логическое ударение. Глаза его сверкали от гордости: ему доверяют такое опасное и лихое дело - усмирить дикого коня (Ян). Ср. и такие случаи, где по характеру мысли требовалось бы перед первым предложением поставить.тире, а перед вторым двоеточие; на самом деле, знаки препинания расставлены подобным же образом: Знайте и верьте, друзья: благодатна Всякая буря душе молодой-Зреет и крепнет душа под грозой (Некр.). Существо высказывания сосредоточено в последнем члене, и интонация мотивирования в нём уступила место предупредительной на границе между ним и предшествующим, а ослабленности из-за этого логического ударения в предшествующем соответствует постановка перед ним двоеточия. Реже можно встретить предпочтение противоположной пунктуации: Чтоб одного возвеличить, борьба Тысячи слабых уносит - Даром ничто не даётся: судьба Жертв искупительных просит (Некр.). Шиллер, Тёте, Байрон являли ему мрачную сторону человечества - светлой он не замечал: ему было не до неё (Гонч.).

Не исключена, однако, и постановка двоеточий перед обоими мотивирующими или раскрывающими содержание отрезками; ср.: Давали «Травиату». Тенька всё время вертелся: его раздражала эта слезливая история, притом он украдкой поглядывал на Лёлю: у неё на щеке золотой пушок, а глаза синие (Эренб.). В данном примере ещё и отступ, образуемый членением, начинающимся словами «притом он...», облегчил возможность второй мотивирующей интонации и соответствующего ей знака препинания. Керн не солгал: комната действительно была очень хороша: светлая, просторная и уютно обставленная (А. Беляев).

Иногда в подобных случаях вместо тире ставится запятая с тире: Не долга моя ночь: Завтра раненько пойду на охоту,- До свету надо покрепче уснуть... (Некр.).

Около конца XIX века двоеточие перестаёт употребляться как знак между повышением и понижением развёрнутого периода, уступая в этой функции место тире с Запятой. Раньше писали, напр.: Хотя сердцу человеческому свойственно доброжелательствовать республикам, основанным на коренных правах вольности, ему любезных; хотя самые опасности и беспокойства её, питая великодушие, пленяют ум, в особенности юный, мало опытный; хотя новгородцы, имея правление народное, общий дух торговли и связь с образованнейшими немцами, без сомнения, отличались бла- . городными качествами от других россиян, униженных тиранством монголов: однакож история должна прославить в сём случае ум Иоанна, ибо"государственная мудрость предписывала ему усилить Россию твёрдым соединением частей в целое, чтобы она достигла независимости и величия, т. е. чтобы не погибла от ударов нового Батыя или Витовта (Карамз.).

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было моё изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает предо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которых я не знал, не видел. Мне казалось даже, что жизнь, окружающая меня, всё то суровое, грязное и жестокое, что ежедневно развёртывалось предо мною, всё это – не настоящее, ненужное; настоящее и нужное только в книгах, где всё более разумно, красиво и человечно. В книгах говорилось тоже о грубости, о глупости людей, об их страданиях, изображались злые и подлые, но рядом с ними были другие люди, каких я не видал, о которых даже не слышал, – люди честные, сильные духом, правдивые, всегда готовые хоть на смерть ради торжества правды, ради красивого подвига.

Первое время, опьянённый новизною и духовной значительностью мира, открытого для меня книгами, я стал считать их лучше, интереснее, ближе людей и – как будто – немного ослеп, глядя на действительную жизнь сквозь книги. Но суровая умница-жизнь позаботилась вылечить меня от этой приятной слепоты.

По воскресеньям, когда хозяева уходили в гости или гулять, я вылезал из окна душной, пропахшей жиром кухни на крышу и там читал. По двору плавали, как сомы, полупьяные или сонные землекопы, визжали горничные, прачки и кухарки от жестоких нежностей денщиков, я – посматривал с высоты на двор и величественно презирал эту грязненькую, пьяную, распутную жизнь.

Один из землекопов был десятник, или «нарядчик», как они звали его, угловатый, неладно сделанный из тонких костей и синих жил старичок Степан Лешин, человек с глазами голодного кота и седенькой, смешно рассеянной бородкой на коричневом лице, на жилистой шее и в ушах. Оборванный, грязный, хуже всех землекопов, он был самый общительный среди них, но они заметно боялись его, и даже сам подрядчик говорил с ним, понижая свой крикливый, всегда раздражённый голос. Я не раз слышал, как рабочие ругали Лешина за глаза:

– Скупой чёрт! Иуда! Холуй!

Старичок Лешин был очень подвижен, но не суетлив, он как-то тихонько, незаметно являлся то в одном углу двора, то в другом, везде, где собиралось двое-трое людей: подойдёт, улыбнётся кошачьими глазами и, шмыгнув широким носом, спрашивает:

– Ну, что, а?

Мне казалось, что он всегда чего-то ищет, ждёт какого-то слова.

Однажды, когда я сидел на крыше сарая, Лешин, покрякивая, влез ко мне по лестнице, сел рядом и, понюхав воздух, сказал:

– Сенцом пахнет… Это ты хорошо место нашёл – и чисто, и от людей в стороне… Чего читаешь?

Он смотрел на меня ласково, и я охотно рассказал ему о том, что читал.

– Так, – сказал он, покачивая головой. – Так – так!

Потом долго молчал, ковыряя чёрным пальцем руки разбитый ноготь на левой ноге, и вдруг, скосив глаза на меня, заговорил, негромко и певуче, точно рассказывая:

– Был во Владимире учёный барин Сабанеев, большой человек, а у него – сын Петруша. Тоже всё книжки читал и других к тому приохочивал, так его – заарестовали.

– За что? – спросил я.

– За это самое! Не читай, а коли читаешь – помалкивай!

Он усмехнулся, подмигнул мне и сказал:

– Гляжу я на тебя – сурьёзный ты, не озоруешь. Ну, ничего, живи…

И, посидев на крыше ещё немножко, он спустился на двор. После этого я заметил, что Лешин присматривается ко мне, следит за мной. Он всё чаще подходил ко мне со своим вопросом:

– Ну, что, а?

Однажды я рассказал ему какую-то очень взволновавшую меня историю о победе доброго и разумного начала над злым, он выслушал меня очень внимательно и, качнув головою, сказал:

– Бывает.

– Бывает? – радостно спросил я.

– Да ведь – а как же? Всё бывает! – утвердил старик. – Вот я те поведаю…

И «поведал» мне тоже хорошую историю о живых, не книжных людях, а в заключение сказал, памятно:

– Конешно, ты эти дела вполне понять не можешь, однако – разумей главное: пустяков много, в пустяках запутался народ, ходу нет ему – к богу ходу нет, значит! Великое стеснение от пустяков, понимаешь?

Эти слова толкнули меня в сердце оживляющим толчком, я как будто прозрел после них. А ведь в самом деле, эта жизнь вокруг меня – пустяковая жизнь, со всеми её драками, распутством, мелким воровством и матерщиной, которая, может быть, потому так обильна, что человеку не хватает хороших, чистых слов.

Старик прожил на земле впятеро больше меня, он много знает и, если он говорит, что хорошее в жизни действительно «бывает», – надобно верить ему. Верить – хотелось, ибо книги уже внушили мне веру в человека. Я догадывался, что они изображают всё-таки настоящую жизнь, что их, так сказать, списывают с действительности, значит – думал я – и в действительности должны быть хорошие люди, отличные от дикого подрядчика, моих хозяев, пьяных офицеров и вообще всех людей, известных мне.

Это открытие было для меня огромною радостью, я стал веселее смотреть на всё и как-то лучше, внимательнее относиться к людям и, прочитав что-нибудь хорошее, праздничное, старался рассказать об этом землекопам, денщикам. Они не очень охотно слушали меня и, кажется, не верили мне, но Степан Лешин всегда говорил:

– Бывает. Всё бывает, браток!

Удивительно сильное значение имело для меня это краткое, мудрое слово! Чем чаще я слышал его, тем более оно будило во мне чувство бодрости и упрямства, острое желание «поставить на своём». Ведь если «всё бывает», значит, будет и то, чего мне хочется? Я замечал, что во дни наибольших обид и огорчений, наносимых мне жизнью, в тяжёлые дни, которых слишком много испытал я, именно в такие дни чувство бодрости и упрямства в достижении цели особенно повышается у меня, в эти дни меня с наибольшею силою охватывало юное Геркулесово желание чистить авгиевы конюшни жизни. Это осталось со мною и теперь, когда мне пятьдесят лет, останется до смерти, и этим свойством я обязан священному писанию человеческого духа – книгам, отражающим великие мучения и пытки растущей души человека, науке – поэзии разума, искусству – поэзии чувств.

Книги продолжали открывать предо мною новое; особенно много давали мне два иллюстрированных журнала: «Всемирная иллюстрация» и «Живописное обозрение». Их картинки, изображавшие города, людей и события иностранной жизни, всё более и более расширяли предо мною мир, и я чувствовал, как он растёт, огромный, интересный, наполненный великими деяниями.

Храмы и дворцы, не похожие на наши церкви и дома, иначе одетые люди, иначе украшенная человеком земля, чудесные машины, изумительные изделия – всё это внушало мне чувство какой-то непонятной бодрости и вызывало желание тоже что-то сделать, построить.

Всё было различно, непохоже, но однако я смутно сознавал, что всё насыщено одной и той же силой – творческой силою человека. И моё чувство внимания к людям, уважение к ним росло.

Я был совершенно потрясён, когда увидел в каком-то журнале портрет знаменитого учёного Фарадея, прочитал непонятную мне статью о нём и узнал из неё, что Фарадей – был простым рабочим. Это крепко ударило меня в мозг, показалось мне сказкой.

«Как же это? – недоверчиво думал я. – Значит – который-нибудь из землекопов тоже может сделаться учёным? И я – могу?»

Не верилось. Я стал доискиваться – нет ли ещё каких-нибудь знаменитых людей, которые были бы сначала рабочими? В журналах никого не нашёл; знакомый гимназист сказал мне, что очень многие известные люди были сначала рабочими, и назвал мне несколько имён, между прочим – Стефенсона, но я не поверил гимназисту.

Чем больше я читал, тем более книги роднили меня с миром, тем ярче, значительнее становилась для меня жизнь. Я видел, что есть люди, которые живут хуже, труднее меня, и это меня несколько утешало, не примиряя с оскорбительной действительностью; я видел также, что есть люди, умеющие жить интересно и празднично, как не умеет жить никто вокруг меня. И почти в каждой книге тихим звоном звучало что-то тревожное, увлекающее к неведомому, задевавшее за сердце. Все люди так или иначе страдали, все были недовольны жизнью, искали чего-то лучшего, и все они становились более близкими, понятными. Книги окутывали всю землю, весь мир печалью о лучшем, и каждая из них была как бы душой, запечатлённой на бумаге знаками и словами, которые оживали, как только мои глаза, мой разум соприкасались с ними.

Урок русского языка в 6 классе

Тема: «Употребление глаголов в речи»

(урок-исследование)

Цели:

Познавательные:

Создать условия для совершенствования знаний о роли глагола в речи;

С овершенствовать умения редактировать текст;

Обратить внимание на мастерское использование глаголов писателями и поэтами;

Показать, в чем состоит изобразительная сила глагола.

Развивающие:

Развивать орфографические и речевые навыки, языковую компетенцию обучающихся;

Совершенствовать умение анализировать текст;

Развивать речевую и мыслительную деятельности;

Обогащать словарный запас учащихся;

Формирование умения работать со словарями.

Воспитательные:

Способствовать воспитанию у шестиклассников любви к родному языку и прекрасному;

Содействовать воспитанию интереса к урокам русского языка.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, раздаточный материал

Ход урока

I .Организационно-мотивационный этап урока

Разминка. Орфоэпическая работа. СЛАЙД 1

Прочитайте данные слова в соответствии с нормами произношения:

Сверлит, принял, приняла, баловать, звонит, черпать, сорит, облегчит, ходатайствовать, упростит, ржаветь, пломбировать, включит, премировать.

Какая это часть речи? (это глагол, изучение которого мы закончили, повторили его лексические, грамматические и синтаксические признаки).

Какая же задача еще осталась не решенной? Кто попытается определить тему и цель урока?

II . Актуализация знаний

Учитель:

Сегодня мы проведём урок, результатом которого должна стать статья в газету на тему «Употребление глаголов в речи». На уроке подготовим материалы для статьи. Я – ваш главный редактор. Вы - сотрудники газеты- корреспонденты и корректоры, технические редакторы. Вы будете собирать материал для статьи, совершенствовать текст, исправлять его в соответствии с нормами языка. А домашним заданием и будет написание статьи под названием «Роль глагола в речи». В этом вам помогут сообщения ваших одноклассников об этой удивительной части речи.

Сообщения учеников (готовятся заранее)

1.Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием. Слово глагол заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение «слово, речь», и в этом значении встречается в поэзии А.С.Пушкина, А.Плещеева, А. Толстого, Н.Огарёва. Известны пушкинские строки из стихотворения «Пророк»:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.

2. На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели. А.Н. Толстой писал, например: «Движение и его выражение – глагол – являются основой языка. Найти верный глагол для фразы – это значит дать движение фразе».

«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая, артериальная кровь языка. Да ведь и назначение глагола – выражать само действие!» - это слова русского писателя А. Югова. А вот мнение нашего современника писателя Ю. Бондарева: «По моему глубокому убеждению, вся разительность прозы – в глаголе, ибо глагол – это действенность характера».


3.По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). В общий частотный список из 9 тысяч слов входит 2500 глаголов. Самыми частотными являются: быть, мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, думать, работать, любить и т.д.. Нужно отметить ещё одну особенность, резко отличающую глагол от имени существительного: он обладает вдвое большим количеством грамматических признаков.

III. Работа с классом. Повторение

А помним ли мы эти грамматические признаки? Игра «Продолжи предложения»

Правила: я читаю начало предложения, вы должны его закончить.

1.Глагол это часть речи – (обозначает действие, отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

2. Глагол изменяется – (по временам, числам и лицам)

3 Глаголы имеют постоянные признаки - (вид, спряжение, переходность)

4. Инфинитив – это (начальная форма глагола)

5. Ко II-ому спряжению относятся

(- все глаголы на -ить, кроме брить, стелить

Семь глаголов на -еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть

Четыре глагола на -ать: гнать, держать, дышать, слышать)

6. К I-ому спряжению относятся (остальные глаголы)

IV .Ознакомление с эпиграфом и планом урока.

У знаменитого русского поэта ХХ века Бориса Пастернака есть строка, в которой сформулированы жизненные цели: «Жить, думать, чувствовать, любить, свершать открытия…» Запишите цитату в тетрадь. Этот девиз с четко сформулированными принципами неплохо бы использовать в жизни. Попробуем его использовать и на нашем уроке. Этапы урока мы будем обозначать словами из этого высказывания.

V . Практическая часть

1.Первый этап - слово ЖИТЬ . Ведь движение – это основа жизни, а передающие движение глаголы – основа языка

1)Подбор синонимов к слову идти , который является наиболее частотным в современном русском языке.(назвать как можно больше синонимов)

Ходить, плестись, шагать, бежать, нестись, мчаться, ползти, передвигаться, тащиться, скакать, перемещаться, ступать, топать, переться, шествовать, следовать, переступать, чесать, шаркать, маршировать, дефилировать, катиться, направляться, семенить

2) Сравнительный анализ текстов (используем раздаточный материал) СЛАЙД 3

Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет с небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег. (А.Фет)

На дворе гуляет непогода,
Ночь стоит темным-темна,
И совою пучеглазою
Из-за туч глядит луна.
Под окошком ветви яблони
Так и ходят ходуном,
И березка с дубом шепчется,
Как со старым колдуном. (П. Комаров)

Определите стиль речи. (Художественный)

О чём говорится в этих стихотворениях? (О природе, о состоянии природы.)

Одинаковым ли вы видите пейзаж в стихотворениях?

1-ое стихотворение – неподвижная природа, спокойствие.

Как удается А.Фету подчеркнуть состояние покоя в природе?

(Нет ни одного глагола, только существительные и прилагательные)

2-ое стихотворение – подвижная, динамическая картина, природа в движении.

Какая часть речи помогает оживить картину? (Глагол)

Почему у Комарова так много глаголов? (Разгул непогоды)

Вывод: в том и другом случае дается описание природы (ночной пейзаж), но существительные создают картину неподвижности, покоя, глаголы подчеркивают действие, движение.

В чем особенность глаголов, употребленных П.Комаровым? Какова их роль?

(Глаголы в переносном значении придают выразительность, создают образную картину осенней непогоды, очеловечивают природу.)

Какой художественный прием использовал Комаров? (Олицетворение).

Какой глагол входит в устойчивое словосочетание – фразеологизм. Что он обозначает? (“Ходят ходуном” - сотрясаются, быстро двигаются.)

Вывод – глаголы обозначают действие, движение, динамику происходящего, также придают выразительность, образность тексту.

2. Второй этап – ДУМАТЬ.

Учитель: человек живет, пока он учится, а чтобы учиться, нужно ДУМАТЬ . Следующий этап предполагает работу вашего ума. Дело в том, что использование глаголов в речи не обходится без ошибок. Ваша задача - взять на себя роль корректоров.

1)Задание «Отредактируй текст»

В редакцию поступило сочинение одного ученика. Отредактируйте текст, устраните речевые и грамматические ошибки. Запишите текст в исправленном виде

Текст для редактирования. СЛАЙД 4

Любимая школа

Школа - наш второй дом. Мы здесь не только учимся, но и праздновали праздники, дружим с друзьями, общаемся. В нашей школе нас учат добрые учителя. Благодаря им каждый день мы узнаём что-то новое, открываем дверь в сокровищницу знаний и открываем тайны прошлого, делаем интересные открытия, решаем сложные задачи.

(Учащиеся устраняют повторы слов, тавтологию)

2) Задание «Исправь речевые ошибки» СЛАЙД 5

1)Я хотел закричать, но язык мой словно остолбенел.

2)Я хочу написать самый памятный день в жизни.

3)Следователь сказал версию.

4)Повар делает обед.

5) Твоя занятость не играет никакого значения.

3) Задание «Исправь грамматические ошибки» СЛАЙД 6

Исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм глаголов.

1) Сосед жгёт костёр уже второй день. (жжёт)

2) Ты не берегёшь себя . (бережёшь)

3) Мы стригёмся в парикмахерской. (стрижёмся)

4) Вы хочете спать? (хотите)

5)Ляжьте на диван, отдохните! (лягте)

4) Загадки

Класть или положить? СЛАЙД 7

Надеть или одеть? СЛАЙД 8

Автобус пришел или приехал? СЛАЙД 9

Я извиняюсь за совершенный поступок. В чем ошибка? СЛАЙД 10

5)Поставь глаголы в форме 1-го лица единственного числа

Победить, убедить, чудить, ощутить, очутиться, задудеть (неблагозвучность)

Толпиться, группироваться, съехаться, сбежаться (обозначает действия нескольких лиц)

Брезжить, рассветать, смеркаться (безличные)

Вывод: это - недостаточные глаголы.

6) Образуйте форму повелительного наклонения от глагола ехать (поезжай)

Вывод – правильно употребляй глаголы!

3.И следующий этап - слово ЧУВСТВОВАТЬ

Нам предстоит работа, позволяющая проверить, насколько развито ваше языковое чутьё, как вы умеете чувствовать свой язык, понимать чувства авторов различных текстов.

Работа с поэтическим текстом по вариантам: 1-ый выписывает глаголы повелительного наклонения и определяет их роль; 2-ой – фразеологические обороты, объясняя их значение (аудиозапись и распечатки) СЛАЙД 11

Прослушайте и прочитайте стихотворение Н. Заболоцкого. Назовите глаголы повелительного наклонения. Определите их значение. Какое средство изобразительности использует автор как основное? С какой целью? Найдите фразеологизмы. С какой целью вводит их автор? В чём заключается основная мысль стихотворения?

Николай Заболоцкий

НЕ ПОЗВОЛЯЙ ДУШЕ ЛЕНИТЬСЯ

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь.

Надеюсь, вы почувствовали «животворящую силу» глагола, способного в переносном значении «оживлять» предметы и делать нашу речь яркой и образной.

4.Следующий этап – ЛЮБИТЬ.

Предлагаю вам поработать с текстами о любви. К книге, к слову – к тому, без чего интеллигентным, образованным человеком быть невозможно.

Парная работа с взаимопроверкой. Лингвистический анализ текста СЛАЙДЫ 13-14

Прочитайте текст и выполните задания. (Текст распечатан)

Я, вероятно, (не)сумею п…р…дать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почу…ств…вал, что почти каждая книга как бы о…крыва…т передо мною окно в новый, неведомый мир, ра…каз…вает мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я (не)знал, (не)вид…л.

Книги г…в…рили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может (с,з)делать на земле.

Я говорю всем: любите книгу, она обле…чит вам жизнь, дружески поможе…т разобрат…ся в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она науч…т вас ув…жать человека и самих себя, она окрыля…т ум и сердце чувством любви к миру, к человеку... (По М. Горькому)

Задания (письменно) Вопросы (устно)

Какова тема текста? Основная мысль?

Вставьте пропущенные буквы в глаголы и проверьте друг у друга.

Определите роль глаголов в тексте. Как основная мысль текста связана с глаголами?

Найдите метафоры, олицетворения, выраженные глагольными формами. Их роль?

Какие глаголы придают особую выразительность? (Глаголы в переносном значении.)

Вывод: русский язык богат глаголами, что дает возможность выражать мысли более точно, ярко, образно Итак, умелое использование глаголов в переносном значении обогащают речь.

5.Последний этап - СВЕРШАТЬ ОТКРЫТИЯ

Пора подвести итоги. Давайте проверим, как насчёт «свершать открытия». Скажите, что вы открыли для себя на уроке.

А теперь посмотрим, насколько хорошо вы знакомы с глаголом и узнаете ли вы его в новом обличье

Работа с текстом на искусственном языке СЛАЙД 15

1. Прочитайте текст. В чём его необычность? Как вам кажется, о чём этот текст?
2. Найдите в тексте слова, которые по языковым признакам соотносимы с глаголами, определите их морфологические признаки.
Пуськи бятые

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку . И волит:
– Калушата, калушатоки! Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит:
– Оее? оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки .
А Калуша волит:
– Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
– Калушата подудонилась! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

(Л.Петрушевская)

Лингвистический эксперимент по определению процентного соотношения глаголов в разных стилях речи. (проверка дом. задания)

Художественный текст:

Край неба алеет. В березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается. Вот уже золотые полосы потянулись по небу, в оврагах клубятся пары. Жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул, и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо! (22,3 %: 76 слов, 17 глаголов) , . Времена года природы, как физические явления смены сезонов, привлекают не только в научной среде, но и вдохновляло немало деятелей культуры и искусства - поэтов, прозаиков, художников и музыкантов. Именно временам года природы посвящено множество стихов, прозы, тема смены настроения и облика природы раскрывалась в художественных и музыкальных образах восприятия человеком силы и красоты природы.(5,6 % :106 слов, 6 глаголов)

В научном стиле речи используется до 10%, а чаще всего в художественном – до 20%

В каких стилях речи употребляются глаголы? С какой целью?

(В научном – для достижения точности речи. В художественной речи глаголы придают особую выразительность.)

VI . Подведение итогов. Рефлексия.

Настало время подвести итоги.

Кто, на ваш взгляд, лучше всех работал на уроке?

Как вы оцениваете свою работу на уроке? Закончите фразу:

На уроке я работал… – Своей работой на уроке я… – Урок для меня показался… – За урок я…

Материал урока мне был…

Какие же открытия вы сделали сегодня на уроке?

VII . Домашнее задание:

1.Написать статью о роли глагола в речи.

2. Составить синквейн о глаголе