Творческий процесс. Творческий процесс: феноменология и динамика Подсознательный этап творческого процесса

англ. creative process). Многие гениальные люди сообщали о том, что их открытия являются результатом того, что решение "как-то само" возникает в их сознании и что им остается только записать "услышанное" или "увиденное". Подобные обстоятельства сопровождали, к примеру, рождение у Д. И. Менделеева идеи Периодической системы элементов и у нем. химика А. Кекуле циклической формулы бензольного ядра. Таинственность акта "озарения" издавна связывалась с наличием внешнего, иногда божественного источника творческого вдохновения.

Используя данные самонаблюдения известных ученых (напр., Г. Гельмгольца и А. Пуанкаре), амер. психолог Грэхэм Уоллес (1926) разработал схему 4 стадий Т. п. Согласно этой схеме, в ходе разрешения сложных проблем люди вначале проходят 1-ю стадию длительного и трудоемкого анализа проблемы, накопления и обработки информации, осуществляют попытки сознательного решения задачи. Как правило, эта фаза оканчивается безрезультатно и человек отступает, "забывая" о проблеме на дни и недели. В это время развивается 2-я стадия Т. п. - созревание (incubation). Для нее характерно отсутствие видимого прогресса в решении задачи. Затем следует 3-я стадия - озарение (инсайт), за которой идет 4-я стадия - проверка правильности решения. См. также Мышление продуктивное (стадии).

На стадии созревания, по-видимому, важное значение имеет активная работа подсознания. По данным самонаблюдения, человек, внешне забывая о задаче, занимает свое сознание и внимание др. делами. Тем не менее по прошествии некоторого времени "творческая" задача самостоятельно всплывает в сознании, причем часто оказывается, что если не решение, то хотя бы понимание проблемы оказалось продвинутым. Т. о., возникает впечатление о бессознательно протекающих процессах решения. Однако важной предпосылкой продуктивной работы подсознания является 1-я стадия - настойчивые сознательные попытки решения задачи.

Анализ самонаблюдений показывает, что процесс "озарения" нередко являет собой не одномоментную вспышку, а как бы распределяется во времени. В ходе упорного сознательного процесса решения появляются элементы понимания и продвижения в верном направлении. Т. о., условием т. н. "озарения", как правило, служит упорный труд. Сознательные усилия как бы приводят в действие, "раскручивают" мощную, но довольно инерционную машину бессознательного творчества. Те же факты, что иногда решение возникает в периоды покоя, безделья, утром после сна или во время завтрака, говорят, возможно, лишь о том, что эти периоды обычно занимают у человека много времени.

В исследованиях межполушарной организации психических процессов выдвинуто предположение, что лобные доли правого и левого полушарий вносят разный вклад в осуществление отдельных фаз Т. п. Фазы созревания и озарения, по этой гипотезе, связаны с работой лобной доли правого полушария, фазы первичного накопления информации и критического рассмотрения продуктов творчества - с работой лобной доли левого (доминантного) полушария.

Способность к творчеству (креативность) не находится в сильной корреляции с интеллектуальными способностями, хотя выдающиеся творческие личности, несомненно, обладают очень высоким коэффициентом интеллекта. С т. зр. теории семантических сетей, принципиальное отличие интеллектуальной и творческой деятельности, по-видимому, заключается в направленности на решение разных типов задач: понимание смысла и порождение нового смысла. Корреляция этих видов деятельности очевидна, хотя существуют примеры их независимого существования. Креативность нередко проявляется при внешней интеллектуальной "заторможенности", но чаще отмечается наличие хороших интеллектуальных способностей без развитого творческого начала.

Один из вариантов интерпретации терминов "понимать" и "порождать" м. б. связан со след. рассуждениями. Термин "понимать" подразумевает способности к отслеживанию хода чужих рассуждений, т. е. способность человека в ходе обучения формировать новые связи между знакомыми понятиями и сами новые понятия. Слово "формировать" в данном контексте используется в смысле "формировать по инструкциям". "Человек понимающий" должен постоянно следовать за внешним носителем этих связей и понятий, напр, вслед за учителем, книгой и т. д. Он должен также иметь точные рецепты для своих пошаговых мыслительных действий.

"Человек творящий", напротив, обладает способностью к порождению понятий, которые ничем внешне не обусловлены, способностью делать неожиданные для большинства людей выводы, которые непосредственно ниоткуда не следуют и рассматриваются как некие "прыжки" мышления (сознательного или бессознательного), разрывы в обычной, стандартной логике рассуждений. В этой связи отметим, что хорошо структурированная область знаний обычно представляется семантической сетью, узлы которой не находятся вблизи друг друга; скорее, они создают причудливые с т. зр. топологии и принципиально некомпактные структуры. Др. словами, можно предполагать, что если некоторая устоявшаяся система фактов и теоретических положений со временем приобретает вид компактного участка сети, то после совершения определенного творческого акта в эту сеть включаются некие неожиданные, странные и, следовательно, удаленные (в исходном пространстве) узлы знаний. В плане понимания механизмов Т. п. является уместной аналогия между структурой семантической сети и структурой нейронного ансамбля.

При сравнении актов "порождения" и "понимания" выявляется определенный парадокс. Характерная особенность "человека понимающего" состоит в способности усвоить некоторую систему знаний, т. е. сформировать у себя копию связей между понятиями, созданную ранее "человеком творческим". Данная работа по копированию участка семантической сети это не чисто механический акт и требует осуществления ряда сложных предварительных операций формирования: исходных понятий, списков атрибутов (свойств) этих понятий, новой системы приоритетов среди атрибутов и т. д. Т. о., разница между пониманием и творчеством - это, в лучшем случае, разница между оригиналом и копией! На самом деле это разница между актом творения оригинала, который для внешнего наблюдателя возникает как чудо, и актом добросовестного, трудоемкого, но лишенного всякой тайны копирования.

Эффективность Т. п. в плане механизмов семантических сетей, возможно, связана с комбинацией нескольких факторов (способностей).

1. Способности к быстрому и, главное, постоянно идущему перебору множества вариантов связей между уже существующими понятиями (узлами сети). Следует учитывать, что в данной модели каждый узел сети представляет собой набор или список атрибутов, описывающих данное понятие, а реализация полного перебора требует, вообще говоря, катастрофически быстро растущих затрат времени и памяти. В связи с этим выход из проблемы перебора связан с наличием способностей, определяющих возможность формирования процедур "усеченного", неполного, выборочного перебора. Важное значение в этом плане имеют несколько типов след. способностей.

2. Способность к формированию открытого, в смысле постоянно генерируемого (дополняемого и изменяемого), списка атрибутов к.-л. Явления или понятия. Очевидно, списки атрибутов и их приоритетов должны меняться в зависимости от задачи и предметной области. Эта способность важна ввиду того, что характеристики изучаемых явлений представляют собой наборы исходных параметров, используемых для перебора комбинаций.

3. Способность к формированию удачной системы приоритетов среди вариантов связей, подготавливаемых к перебору. Механизм этого процесса, в частности, м. б. связан с установлением пар хорошо сочетающихся атрибутов, где в пару входит по одному атрибуту от каждого понятия, включаемого в связь. При этом системы приоритетов должны меняться в зависимости от решаемой задачи (предметной области).

4. Способность к формированию новых понятий (узлов). Данная процедура может рассматриваться как циклический (итерационный) процесс формирования способа построения дедуктивного и/или индуктивного рассуждения на основании имеющихся фактов и понятий, т. е. с опорой на ранее образованные участки сети и связи между ними.

В рамках такой модели становятся понятны как индивидуальные различия в креативности, так и различия творческих успехов у одних и тех же людей в разных предметных областях. Действительно, предположим, что на к.-л. этапе рассуждения у некоторого человека сложилась "удачная" система приоритетов вариантов перебора признаков (или др. элементов рассуждения). В результате этот человек в данной ситуации проявит себя как творческая личность. Однако в случае проведения рассуждения в др. предметной области тот же субъект будет пользоваться др., иначе организованной базой знаний, которая сложилась, напр., в результате менее удачного процесса обучения (плохой учитель, неудачный учебник) или в результате отсутствия интереса к данной области знаний. В итоге он не проявит себя как творческая личность. (В. М. Кроль.)

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС (англ. creative process). Многие гениальные люди сообщали о том, что их открытия являются результатом того, что решение «как-то само» возникает в их сознании и что им остается только записать «услышанное» или «увиденное». Подобные обстоятельства сопровождали, к примеру, рождение у Д. И. Менделеева идеи Периодической системы элементов и у нем. химика А. Кекуле циклической формулы бензольного ядра. Таинственность акта «озарения» издавна связывалась с наличием внешнего, иногда божественного источника творческого вдохновения.

Используя данные самонаблюдения известных ученых (напр., Г. Гельмгольца и А. Пуанкаре), амер. психолог Грэхэм Уоллес (1926) разработал схему 4 стадий Т. п. Согласно этой схеме, в ходе разрешения сложных проблем люди вначале проходят 1-ю стадию длительного и трудоемкого анализа проблемы, накопления и обработки информации, осуществляют попытки сознательного решения задачи. Как правило, эта фаза оканчивается безрезультатно и человек отступает, «забывая» о проблеме на дни и недели. В это время развивается 2-я стадия Т. п. - созревание (incubation). Для нее характерно отсутствие видимого прогресса в решении задачи. Затем следует 3-я стадия - озарение (инсайт), за которой идет 4-я стадия - проверка правильности решения. См. также Мышление продуктивное (стадии).

На стадии созревания, по-видимому, важное значение имеет активная работа подсознания. По данным самонаблюдения, человек, внешне забывая о задаче, занимает свое сознание и внимание др. делами. Тем не менее по прошествии некоторого времени «творческая» задача самостоятельно всплывает в сознании, причем часто оказывается, что если не решение, то хотя бы понимание проблемы оказалось продвинутым. Т. о., возникает впечатление о бессознательно протекающих процессах решения. Однако важной предпосылкой продуктивной работы подсознания является 1-я стадия - настойчивые сознательные попытки решения задачи.

Анализ самонаблюдений показывает, что процесс «озарения» нередко являет собой не одномоментную вспышку, а как бы распределяется во времени. В ходе упорного сознательного процесса решения появляются элементы понимания и продвижения в верном направлении. Т. о., условием т. н. «озарения», как правило, служит упорный труд. Сознательные усилия как бы приводят в действие, «раскручивают» мощную, но довольно инерционную машину бессознательного творчества. Те же факты, что иногда решение возникает в периоды покоя, безделья, утром после сна или во время завтрака, говорят, возможно, лишь о том, что эти периоды обычно занимают у человека много времени.

В исследованиях межполушарной организации психических процессов выдвинуто предположение, что лобные доли правого и левого полушарий вносят разный вклад в осуществление отдельных фаз Т. п. Фазы созревания и озарения, по этой гипотезе, связаны с работой лобной доли правого полушария, фазы первичного накопления информации и критического рассмотрения продуктов творчества - с работой лобной доли левого (доминантного) полушария.

Способность к творчеству (креативность) не находится в сильной корреляции с интеллектуальными способностями, хотя выдающиеся творческие личности, несомненно, обладают очень высоким коэффициентом интеллекта. С т. зр. теории семантических сетей, принципиальное отличие интеллектуальной и творческой деятельности, по-видимому, заключается в направленности на решение разных типов задач: понимание смысла и порождение нового смысла. Корреляция этих видов деятельности очевидна, хотя существуют примеры их независимого существования. Креативность нередко проявляется при внешней интеллектуальной «заторможенности», но чаще отмечается наличие хороших интеллектуальных способностей без развитого творческого начала.

Один из вариантов интерпретации терминов «понимать» и «порождать» м. б. связан со след. рассуждениями. Термин «понимать» подразумевает способности к отслеживанию хода чужих рассуждений, т. е. способность человека в ходе обучения формировать новые связи между знакомыми понятиями и сами новые понятия. Слово «формировать» в данном контексте используется в смысле «формировать по инструкциям». «Человек понимающий» должен постоянно следовать за внешним носителем этих связей и понятий, напр. вслед за учителем, книгой и т. д. Он должен также иметь точные рецепты для своих пошаговых мыслительных действий.

«Человек творящий», напротив, обладает способностью к порождению понятий, которые ничем внешне не обусловлены, способностью делать неожиданные для большинства людей выводы, которые непосредственно ниоткуда не следуют и рассматриваются как некие «прыжки» мышления (сознательного или бессознательного), разрывы в обычной, стандартной логике рассуждений. В этой связи отметим, что хорошо структурированная область знаний обычно представляется семантической сетью, узлы которой не находятся вблизи друг друга; скорее, они создают причудливые с т. зр. топологии и принципиально некомпактные структуры. Др. словами, можно предполагать, что если некоторая устоявшаяся система фактов и теоретических положений со временем приобретает вид компактного участка сети, то после совершения определенного творческого акта в эту сеть включаются некие неожиданные, странные и, следовательно, удаленные (в исходном пространстве) узлы знаний. В плане понимания механизмов Т. п. является уместной аналогия между структурой семантической сети и структурой нейронного ансамбля.

При сравнении актов «порождения» и «понимания» выявляется определенный парадокс. Характерная особенность «человека понимающего» состоит в способности усвоить некоторую систему знаний, т. е. сформировать у себя копию связей между понятиями, созданную ранее «человеком творческим». Данная работа по копированию участка семантической сети это не чисто механический акт и требует осуществления ряда сложных предварительных операций формирования: исходных понятий, списков атрибутов (свойств) этих понятий, новой системы приоритетов среди атрибутов и т. д. Т. о., разница между пониманием и творчеством - это, в лучшем случае, разница между оригиналом и копией! На самом деле это разница между актом творения оригинала, который для внешнего наблюдателя возникает как чудо, и актом добросовестного, трудоемкого, но лишенного всякой тайны копирования.

Эффективность Т. п. в плане механизмов семантических сетей, возможно, связана с комбинацией нескольких факторов (способностей).
1. Способности к быстрому и, главное, постоянно идущему перебору множества вариантов связей между уже существующими понятиями (узлами сети). Следует учитывать, что в данной модели каждый узел сети представляет собой набор или список атрибутов, описывающих данное понятие, а реализация полного перебора требует, вообще говоря, катастрофически быстро растущих затрат времени и памяти. В связи с этим выход из проблемы перебора связан с наличием способностей, определяющих возможность формирования процедур «усеченного», неполного, выборочного перебора. Важное значение в этом плане имеют несколько типов след. способностей.
2. Способность к формированию открытого, в смысле постоянно генерируемого (дополняемого и изменяемого), списка атрибутов к.-л. явления или понятия. Очевидно, списки атрибутов и их приоритетов должны меняться в зависимости от задачи и предметной области. Эта способность важна ввиду того, что характеристики изучаемых явлений представляют собой наборы исходных параметров, используемых для перебора комбинаций.
3. Способность к формированию удачной системы приоритетов среди вариантов связей, подготавливаемых к перебору. Механизм этого процесса, в частности, м. б. связан с установлением пар хорошо сочетающихся атрибутов, где в пару входит по одному атрибуту от каждого понятия, включаемого в связь. При этом системы приоритетов должны меняться в зависимости от решаемой задачи (предметной области).
4. Способность к формированию новых понятий (узлов). Данная процедура может рассматриваться как циклический (итерационный) процесс формирования способа построения дедуктивного и/или индуктивного рассуждения на основании имеющихся фактов и понятий, т. е. с опорой на ранее образованные участки сети и связи между ними.

В рамках такой модели становятся понятны как индивидуальные различия в креативности, так и различия творческих успехов у одних и тех же людей в разных предметных областях. Действительно, предположим, что на к.-л. этапе рассуждения у некоторого человека сложилась «удачная» система приоритетов вариантов перебора признаков (или др. элементов рассуждения). В результате этот человек в данной ситуации проявит себя как творческая личность. Однако в случае проведения рассуждения в др. предметной области тот же субъект будет пользоваться др., иначе организованной базой знаний, которая сложилась, напр., в результате менее удачного процесса обучения (плохой учитель, неудачный учебник) или в результате отсутствия интереса к данной области знаний. В итоге он не проявит себя как творческая личность. (В. М. Кроль.)

Творчеством называется деятельность, порождающая нечто новое, уникальное. Ученые считают, что способность к творчеству - общее свойство человека как биологического вида. Разным людям оно присуще в разной мере: есть более, есть менее творческие люди. Творчество как феноменальное свойство человека заключается в способности создавать и объективно новое (то, что раньше не существовало в мире вообще) и субъективно новое (то, что уже имеется, но для данного человека ново, создается впервые, без ориентации на существующие аналоги) .

Существует мнение, что в любой деятельности присутствует элемент творчества, то есть момент нового, оригинального подхода к ее выполнению. В этом случае в качестве творческого элемента может выступать любой этап деятельности - от постановки проблемы до поиска способов выполнения действий. Когда творчество направлено на поиск нового, оптимального, возможно, ранее неизвестного решения, оно обретает статус деятельности и представляет собой сложную многоуровневую систему. В этой системе выделяют специфические мотивы, цели, способы действия, фиксируются особенности их динамики .

Античный философ Платон отождествлял творчество с богом Эросом и понимал его как своеобразную устремленность или одержимости человека к достижению высшего или «умного» созерцания мира. В средние века понятие творчества связывалось с представлением о Боге как о личности, свободно творящей мир, вызывая бытие из небытия. В эпоху Возрождения возникает культ гения, объектом познания становится сам творческий акт. Однако, в тот же период Джордано Бруно, провозгласивший идею о новом творческом или «страстном» человеке, поплатился за это своей жизнью на костре инквизиции.

При воплощении замысла будущего произведения личность включается в художественное творчество, которое предстает как одна из разновидностей процесса моделирования действительности. При этом в любом литературном и публицистическом произведении могут быть одновременно представлены модели двух объектов - явления действительности и личности автора. Включаясь в художественное творчество, творцы интегрируют, по мнению Л.Н. Столовича, различные виды человеческой деятельности, возникающие в «силовом поле» многообразных субъектно-объектных и личностно-общественных отношений :

  • 1. Познавательную деятельность, в результате которой художник отражает объективную действительность, познает взаимосвязи между личностью и обществом в каждую конкретную историческую эпоху.
  • 2. Преобразовательную деятельность, состоящую в том, что художник в процессе творчества преобразовывает в создаваемом им образе природный материал (краски, формы, звуки и т.д.) и материал жизни человека и общества, трансформируя его в различных сюжетно-композиционных отношениях, видоизменяя пространственно-временные связи для выражения авторской концепции.
  • 3. Воспитательную деятельность - стремление воздействовать на духовный мир реципиентов.
  • 4. Оценочную деятельность, благодаря которой художник выражает свое ценностное мироощущение, отражая явления действительности сквозь призму своих интересов, потребностей, вкусов, идеалов.
  • 5. Коммуникативную деятельность, предполагающую прямое или косвенное общение художника с реципиентом своего произведения .

При субъектно-объектных отношениях личность, с одной стороны, может познавать объект (в данном случае осуществляется его познавательная деятельность), а с другой - отражать объект в своем сознании, оценивая или преобразуя его в различных образах. На основе этих видов субъектно-объектных отношений и возникают основные виды человеческой деятельности: познавательная, преобразовательная, оценочная .

Анализ исследовательских работ в области психологии творчества позволяет выделить следующие значимые ее направления:

  • 1. Механизмы творческого процесса
  • 2. Творческая способность или креативность
  • 3. Приемы, методы и средства, способствующие активизации мышления и решению творческих задач .

Социальная суть творчества - это труд, направленный на создание существенно нового продукта, который отвечает материальным или духовным потребностям людей. В развитом обществе творчество, как и всякий труд, институализируется и приобретает специализированный характер. У человека множество потребностей. Общество, как организм, объединяющий людей, имеет этих потребностей еще больше. Чтобы получать определенные предметы для их удовлетворения, оказываются необходимы соответствующие области творчества. Они возникают, оформляясь в определенные социальные институты .

Творчеству научиться нельзя, но можно научиться профессиональному способу той или иной творческой деятельности. В современном обществе все области творчества знают две формы организации: творчество любительское и творчество профессиональное. Всякое творчество рождается как любительское - это первая фаза его развития: вне рамок должностных обязанностей, спецподготовки и жесткой ответственности за результат; стихийно, в зависимости от задатков личности. Творчество профессиональное формируется на базе любительского в ходе процесса разделения труда: становится для человека основным занятием, протекает в рамках сотрудничества с определенной профессиональной общностью, связано с исполнением обязанностей и ответственностью за качество; тут возникает нужда в специальной подготовке.

То есть различие любительского и профессионального творчества в том, что любительское возникает стихийно, а профессиональное основывается на сознательном изучении закономерностей и стремление следовать им.

Виды творчества соответствуют видам практической и духовной деятельности: изобретательское, научное, правовое, политическое, социальное, организаторское, предпринимательское, философское, культурное, педагогическое, художественное, мифологическое, религиозное, музыкальное, повседневно-бытовое, спортивное, игровое [вики].

ти от системы обучения. У учеников, обучавшихся по традиционной системе, хуже развита самостоятельность деятельности, но лучше развита оценка ее результатов. Ученики, обучавшиеся по системам развивающего обучения, умеют планировать свою учебную деятельность, самостоятельно ее выполнять, но не ориентированы на ее оценку.

Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что система обучения, которую использует учитель в своей работе, не всегда способствует личностному развитию учеников. Страх учителя оказаться несостоятельным в своей профессиональной деятельности, нежелание или неумение учителя организовать взаимодействие с учениками как равноправными партнерами образовательного процесса, отсутствие ориентации на возрастные особенности учеников приводят к тому, что школьник остается в роли объекта воздействия. Строя образовательное пространство, необходимо опираться на субъективный опыт ребенка, поддерживать его желание быть участником образовательного процесса.

Формирование саморегуляции учебной деятельности предполагает целенаправленно организованный учителем процесс оказания помощи ребенку в развитии тех качеств его личности, которые позволят ему быть субъектом собственной учебной деятельности, т. е. сознательно управлять ею.

Развитая саморегуляция характеризуется:

Принятием учащимся требований учителя, коллектива соучеников или требований, вытекающих из самой ситуации учения на уроке;

Умением оценивать учащимся свои возможности для выполнения предъявленных требований;

Умением предъявлять требования самому себе (связь внешних требований со своими потребностями и их удовлетворение, то есть внутреннее принятие целей, требований);

Умением превозмочь те или иные желания, которые мешают справиться с предъявляемыми и принятыми требованиями;

Анализ возникших затруднений и поиск путей их преодоления.

Проведенное нами исследование показало, что создание учителем условий для развития саморегуляции учебной деятельности у младших подростков способствует формированию умений планировать свою деятельность, самостоятельно ее осуществлять, контролировать и оценивать, а также влияет на развитие и становление личности в целом.

Примечания

1. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980; Моросано-ва В. И. Стилевые особенности саморегуляции в учеб-

ной деятельности студентов и успешность обучения // Науч. труды Моск. пед. госуниверситета им. В. И. Ленина. М., 1995. С. 28-35.

2. Конопкин О. А. Указ. соч.

3. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.

4. Занков Л. В. Избранные педагогические труды. М.: Просвещение, 1990.

Е. В. Гетманская

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ПРИЗНАКИ, ЭТАПЫ И КРИТЕРИИ

Многомерность творческого процесса обусловливает объективную трудность выявления его операциональных и качественных характеристик. Представленные в статье признаки, этапы и критерии позволят не только диагностировать уровень протекания мыслительного процесса как творческого, но и начать поиск закономерностей его воспроизведения в познавательной деятельности.

Multidimensionality of creative process causes objective difficulty of revealing its operational and qualitative characteristics. The attributes, stages and criteria presented by the author will allow not only to diagnose a level of thought process as a creative one, but also to start investigating the laws of its reproduction in cognitive activity.

Ключевые слова: адаптивное поведение, преобразование, побочный продукт, бессознательность, ненормативный характер, спонтанность.

Keywords: аdaptive behaviour, transformation, collateral product, unconsciousness, abnormative character, spontaneity

Психология творческой мыслительной деятельности человека всегда предмет пристального внимания учёных. Это связано с тем, насколько широко или узко интерпретируется термин «творческий». «Если мы намерены рассматривать всю сложную деятельность человека по решению задач как творческую, то удачные программы для механизмов, которые имитируют человека, решающего задачу, уже существуют, и известен ряд их основных характеристик. Если мы оставляем термин "творческий" для деятельности, подобной открытию специальной теории относительности или созданию бетховенской Седьмой симфонии, то в настоящее время не существует примеров творческих механизмов» . Нам представляется возможным участвовать в этой дискуссии, анализируя отечественный и зарубежный опыт по выявлению признаков, этапов и критериев творческого процесса, востребованных в процессе универсальной жизнедеятельности че-

© Гетманская Е. В., 2010

ловека. и прежде всего в его познавательной деятельности.

Если говорить о признаках творческого процесса, то круг их определён, несмотря на отсутствие единообразия наименований в отечественных и зарубежных концепциях. В то же время некоторая «ненаучность» или метафоричность в определениях признаков, бесспорно, связана с иррациональностью и трансцендентностью самого творческого процесса. Что такое творческий процесс? Отечественная психология «проверяет» его наличием преобразовательной активности человека. В. Н. Дружинин выделяет две формы внешней активности человека: адаптивное поведение и преобразование. «Адаптивное поведение включает реактивное поведение, целенаправленное и осуществляемое по типу реакции на изменение среды. Преобразование включает творчество и разрушение» . Предметная деятельность в системе В. Н. Дружинина принадлежит адаптивным формам поведения, поскольку она, как и все формы такого поведения, осуществляется по принципу «отрицательной обратной связи»: достижение цели исчерпывает цикл деятельности.

Способность человека к творчеству обусловливается характером его жизнедеятельности. «Предметная деятельность человека, в отличие таковой у животных, связана с непременным изменением формы природных предметов. Даже простейшие галечниковые орудия не имели аналогов в предметной действительности. А творчество - это всегда создание чего-то принципиально нового, это всегда обогащение бытия» . Развитие социальных отношений, человеческого интеллекта, эстетического и энергетического сознания, воображения, фантазии создало новые возможности для креативной деятельности, для разработки идеальных и материальных конструкций, не имеющих аналогов. Усилия психологов направлены здесь на выявление сущностных признаков и закономерностей творческого процесса, разработку методов его диагностики и стимуляции.

Творческий процесс относится к преобразованию как форме внешней активности и принципиально отличается от предметной деятельности. На это отличие обращают внимание многие философы и психологи. В частности, Я. А. Пономарёв считает основным признаком деятельности как формы активности потенциальное соответствие цели деятельности её результату, тогда как для творческого процесса характерно противоположное - рассогласование цели (замысла, программы) и результата. Творческий процесс может возникать в предметной деятельности, и тогда он связан с порождением «побочного продукта», который и является в итоге творческим результатом. Суть творчества как психоло-

гического свойства, по Я. А. Пономарёву, «сводится к интеллектуальной активности и чувствительности (сензитивности) к побочным продуктам своей деятельности. Творческий человек видит побочные результаты, которые являются творением нового, а нетворческий видит только результаты по достижении цели, проходя мимо новизны» . К. Роджерс под творческим процессом понимает «создание с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, а с другой - обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни» .

Выделяя признаки творческого процесса, практически все исследователи подчёркивают его бессознательность, спонтанность, неконтролируемость волей и разумом, а также изменённость состояния сознания. С бессознательностью мысли, с ведущей ролью подсознания, доминированием его над сознанием в процессе творческого акта связан ряд других особенностей творческого процесса, в частности эффект «бессилия воли» при вдохновении. В момент творчества, непроизвольной активности психики человек не способен управлять потоком образов, произвольно воспроизводить образы и переживания. Образы зарождаются и исчезают спонтанно, борются с первичным замыслом, более яркие и динамичные вытесняют из сознания менее яркие. Сознание при этом выполняет роль экрана, на котором человеческое бессознательное отображает себя. Сознание в творческом процессе пассивно и лишь воспринимает творческий продукт. Бессознательное активно порождает творческий продукт и представляет его сознанию. Таким образом, обобщённо формулируется первый признак творческого процесса - его бессознательность.

Второй признак - спонтанность, внезапность, кажущаяся независимость от внешних причин. Потребность в творчестве возникает даже тогда, когда она нежелательна и невозможна: сознание как бы провоцирует активность бессознательного. Творческий акт всегда совершается с отключением логики. «В акте творчества учёный вырывается из-под власти науки, логики, гасю и погружается в пучину бессознательного, отдаётся мифологическим исканиям духа» , - подчёркивает А. Косарев. Таким образом, одним из условий творческого процесса может стать целенаправленная работа по погружению в подсознание. В этом смысле большую роль играет мифология, «разработавшая тончайшие технологии и способы целенаправленного погружения человека в состояние творчества, до которых современная наука ещё не доросла и неизвестно, дорастёт ли когда-нибудь, если не преодолеет своей рациональной зашоренности» . Бесспорно, привлечение учёным такой категории, как

мифология, относится к метафоре, что не всегда поощряется в научных определениях того или иного процесса, но, как нам представляется, ми-фологичность сознания здесь отождествляется учёным с трансцендентными свойствами творческой мыслительной деятельности, со способностью сознания выйти за пределы предлагаемой ситуации.

Таким образом, можно говорить о том, что в творческом процессе присутствуют два вида мышления: научное и мифологическое (второе характерно для фазы созревания и инсайта). В мифе мир познаётся не так, как в науке. В нём человек не формулирует чётких познавательных задач и не стремится к получению логически выверенных результатов. Он просто задаёт себе вопросы и просто пытается на них ответить. При этом ответы он ищет не в окружающем мире, а в себе самом, в своих чувствах, мечтах, фантазиях и грёзах, которые являются необходимым элементом творчества. В. Н. Дружинин в связи с этим подчёркивает, что главное в творчестве - не внешняя активность, а внутренняя. Без них оно попросту не существует. Чувства создают эмоциональный настрой на творчество, мечты стимулируют его, в своих фантазиях человек конструирует возможные модели ответов. Но непреложным остаётся одно: в творческом акте господствуют чувства, мечты, грёзы, но не логика.

Многими исследователями творческий процесс определяется как выход за пределы заданного, отказ от стереотипного, общепринятого поведения, что позволяет соотнести поведение творческой личности и человека с психическими нарушениями. Ф. Баррон полагает, что творческий индивидуум имеет «другое» видение мира во многом за счёт определённых эмоциональных нарушений. «Творческий процесс ориентирует на интенсификацию как когнитивных, так и эмоциональных его аспектов, что повышает возможность ситуации эмоционального истощения, утомления» . Установка на творческий процесс предполагает постановку проблем и разнообразное их разрешение. Ко всему происходящему, к окружающим объектам вырабатывается специфическое отношение: поиск смысла, попытка видения скрытого, стоящего за воспринимаемым. Подобная установка предполагает постоянное стремление нарушать внутреннее равновесие, что может быть источником дискомфорта. Творческий акт сопровождается возбуждением и нервной напряжённостью. Ф. Баррон утверждает: чтобы быть творческим, надо быть немного невротиком. Невротичность -побочный результат творческой активности. Необходимо по мере возможности нейтрализовывать этот побочный результат.

Творческий процесс является специфичным для разных областей знания, но обладает неко-

торыми общими характеристиками. В частности, такой общей характеристикой являются этапы творческого процесса. Я. А. Пономарёв выделяет четыре этапа творческого процесса в зависимости от активности сознания или бессознательного на каждом этапе:

1) фаза постановки проблемы, собирания материала, накопления знания. Я. А. Пономарёв называет её начальным этапом творческого процесса, при котором активным является сознание субъекта;

2) фаза созревания, или инкубации, когда работает в основном подсознание, а на уровне сознательных регуляций человек может заниматься совсем другой деятельностью;

3) фаза озарения, когда решение часто совершенно неожиданно и целиком появляется в сознании. Вторую и третью фазы Я. А. Пономарёв называет этапом решения, когда активно бессознательное;

4) фаза контроля, или проверки, которая требует полной включённости сознания. Её Я. А. Пономарёв называет этапом отбора и проверки правильности, при котором активно сознание.

Крмтермй творческого процесса - уровневый переход. Потребность в новом знании складывается на высшем (логическом) уровне; средства удовлетворения этой потребности - на низшем (интуитивном) уровне. Низший уровень включается в процесс, происходящий на высшем уровне, и таким образом возникает новое знание. В связи с диагностикой творческого процесса возникает вопрос о «единице измерения» творчества. Я. А. Пономарёв предлагает использовать в качестве таковой разность уровней (интуитивного и логического) при постановке и решении задач.

Общими для всех творческих процессов являются также критерии отнесения определённого процесса к творческому. С. Д. Смирнов на основе анализа исследований по данной проблеме выделяет следующие критерии творческого процесса:

1) критерий новизны результата, продукта деятельности;

2) критерий новизны процесса, с помощью которого этот продукт был получен (новый метод, приём, способ действия);

3) критерий преодоления логического разрыва на пути от условий задачи к её решению. «Процесс можно назвать творческим только в том случае, если его нельзя получить в результате простого логического вывода или действия по алгоритму. Преодоление логического разрыва возможно за счет иррационального начала, интуиции» ;

4) критерий способности самостоятельно увидеть и сформулировать проблему;

5) критерий ярко выраженного эмоционального переживания, предшествующего моменту нахождения решения;

6) критерий устойчивой, длительной или более кратковременной, но очень сильной мотивации.

Психология творческого процесса требует ответа на вопрос, является ли творческий процесс «нормативным» или он доступен только определённым индивидам в редкие моменты времени. Если творческий процесс признать нормативным, можно заключить, что он присущ любому - взрослому, ребёнку и даже компьютеру. Значит, творческий процесс можно тренировать, и это полезно для каждого. Однако Ф. Баррон, X. Груббер и Т. Амабель считают, что способность к творчеству тренировать нельзя, так как творческий процесс возникает только в результате благоприятного сочетания многих факторов: структуры индивидуальности, необходимых навыков, наличия проблем, специального окружения .

Д. Фельдман выделяет два уровня творческого процесса: «большой, который вносит изменения и дополнения в существующее знание, и малый, например умение украшать комнату цветами» . Некоторую тенденцию к нормативному имеет малый уровень. Большой, по мнению учёного, является ненормативным.

Общей для любого творческого процесса является также его структура. Я. А. Пономарёвым разработана структурно-уровневая модель центрального звена психологического механизма творчества, которая представлена в виде «двух проникающих одна в другую сфер. Их внешние границы - абстрактные пределы мышления. Снизу находится сфера интуитивного, сверху - логического мышления» .

Большинство авторов сходятся на том, что творческому процессу невозможно научить, но можно создать условия, благоприятствующие развитию творческих способностей. Для выявления таких условий необходимо проанализировать психологические особенности мышления людей, склонных к творчеству. Прежде всего, рассмотрим связь творческого процесса с другими когнитивными процессами, в частности с интеллектом. Психологические эксперименты показывают, что нет лиц с низким интеллектом, обладающих способностью к творчеству, то есть достаточный уровень интеллекта является необходимым его условием. Но также установлено, что слишком высокий уровень интеллекта препятствует творчеству (так называемая «пороговая теория»). В творческом процессе присутствует «яну-сианское мышление», которое выражается в способности активно обдумывать две противополож-

ные вещи одновременно, отрабатывать две несоизмеримые точки зрения на предмет.

Характерной чертой творческого процесса является также ориентация не на выполнение требований, а на сам процесс (эта черта отмечена Д. Б. Богоявленской). В случае ориентации на выполнение предъявляемых требований, на внешний успех деятельность обрывается, как только первые выполнены. Если же самоценным является сам процесс деятельности, то в этом случае он не обрывается, а развивается. Возникает феномен самодвижущейся деятельности, который приводит к выходу за пределы заданного, позволяет увидеть «непредвиденное». В способности к продолжению познания за рамками требований заданной ситуации и кроется тайна высших форм творчества. Ориентацию на сам творческий процесс Д. Б. Богоявленская определяет как «ситуативно нестимулируемую продуктивную деятельность», принимая данный феномен за единицу анализа творческого процесса .

Я. А. Пономарёв выделяет два основных личностных качества, способствующих творческому процессу:

Способность действовать «в уме», определяемая как высокий уровень внутреннего плана действий;

Интенсивность поисковой информации и чувствительность к побочным образованиям.

Некоторые исследователи выделяют следующие составляющие творческого потенциала: стремление к развитию, духовному росту; способность удивляться, «приходить в замешательство при столкновении с новым или необычным», способность полностью ориентироваться в проблеме, отдавать себе отчёт в ее состоянии; спонтанность, непосредственность, спонтанную и адаптивную гибкость; оригинальность; дивергентное мышление; способность к быстрому приобретению новых знаний; восприимчивость по отношению к новому опыту; способность легко преодолевать умственные границы и перегородки; способность уступать, отказываться от своих теорий; способность «рождаться каждый день заново»; способность отбрасывать несущественное и второстепенное; способность к тяжёлому упорному труду, к составлению сложных структур из элементов, к синтезу.

Ещё один важный психологический аспект творческого процесса - его диагностика. Существующие до 50-х гг. XX в. методы диагностики позволяли определить наличие творческих способностей в ходе решения проблемных ситуаций, но не позволяли отделить творческие способности от общих (например, от интеллекта). В 50-е гг. оформилось стремление выделить некоторую специфическую способность к творчеству, не сводящуюся только к интеллекту. Дж. Гилфорд выде-

Качественный признак Репродуктивный (алгоритмический) мыслительный процесс Творческий (продуктивный) мыслительный процесс

Характер активности человека Адаптивное поведение человека Преобразовательная активность человека

Цель Соответствие цели деятельности её результату Рассогласование цели и результата творческой деятельности

Продукт Репродуктивное мышление не «видит» побочные результаты, которые являются творением нового Творческий продукт - побочный продукт

Степень рациональности Логичность, рациональность репродуктивного процесса Бессознательность, спонтанность творческого процесса

Структурированность Нормативность Ненормативность

Характер мышления Конвергентное мышление. Основано на стратегии точного использования предварительно усвоенных алгоритмов решения определённой задачи. Дивергентное мышление. Метод творческого мышления, применяемый обычно для решения проблем и задач. Заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы.

лил специфический фактор, соответствующий, по его мнению, собственно творческим способностям - дивергентное мышление (способность мыслить в разных направлениях), подчёркивая одновременно как особенность нетворческого мышления его конвергентность . В качестве одного из показателей дивергентности выступает оригинальность мышления. Такой подход привел к выводу, что творческие способности существуют параллельно и независимо от общих и специальных способностей. Появляется понятие творческой одарённости (в отличие от понятия общей одарённости). Творческая одарённость как системное образование личности является координатором, регулятором и стимулятором творческой деятельности.

Принципиальная спонтанность творческого процесса делает его неуловимым для естественнонаучных методов. Для диагностики последнего используются различные методы: анализ решения проблемных ситуаций и творческих задач, некоторые шкалы проективных тестов, метод экспертных оценок, метод анализа продуктов деятельности для определения степени новизны и оригинальности. Все их можно разделить на две группы: диагностирующие творческий процесс по его результату и диагностирующие особенности его протекания. Большинство существующих и используемых в настоящее время методов относятся к первой группе. Но актуальным является поиск методов второй группы, которые позволили бы определить закономерности творческого процесса, его сущностные характеристики, а не результат (в существующих определениях творчества как создания нового представлен результат творческого процесса, а не его сущностные характеристики, что делает определения неполными).

В заключение отметим, что не всегда творческий процесс, особенно большой, по Д. Фельдма-

ну, который вносит изменения в существующее знание, признаётся обществом как творческий. К. Роджерс замечает, что в реальности история свидетельствует: чем оригинальнее продукт творчества - будь то идея, произведение искусства или научное открытие, - тем скорее всего он будет считаться ошибочным, плохим или глупым.

Творческий процесс при всей своей многомерности и сложности имеет в современной психологии устоявшиеся качественные признаки: ненормативность, дивергентность, интуитивность и т. д. Полагаем, что эти разноуровневые, порой метафорически выстроенные признаки могут приобрести категориальный статус, если ставить их в условия перманентного сопоставления со степенью выраженности данного признака в репродуктивном мыслительном процессе. Данные такого эмпирического сопоставления могут соотноситься как теза и антитеза.

Вместе с тем, если иметь в виду диагностику и воспроизводимость творческого процесса, следует опираться на более операциональные параметры оценки и к ним следует отнести представленные в статье этапы и критерии творческого процесса.

Анализ изложенных в статье стратегий изучения творческого процесса не является полным. Несмотря на большое количество работ по данной проблеме отечественных и зарубежных авторов и длительный период, посвящённый изучению творческого процесса, не все психологические аспекты последнего достаточно изучены. В частности, не в полной мере выявлены закономерности, позволяющие воспроизводить творческий процесс, это сложно в силу спонтанности последнего. Дальнейшая систематизация критериев, этапов и признаков творческого процесса позволит приблизиться к модели его структурирования и как максимум его воспроизведения в познавательной деятельности.

Примечания

1. Психология мышления / под ред. Ю. Б. Гиппен-рейтер, В. А. Спиридонова, М. В. Фаликман, В. В. Пе-тухова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: АСТ: Астрель, 2008. С. 132.

2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. М., 1995. С. 21.

3. Салов Ю. И. Психолого-педагогическая антропология. М.: Изд-во «Владос-пресс», 2003. С. 214.

4. Пономарёв Я. А. Психология творчества. М., 1976. С. 57.

5. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1994. С. 211.

6. Косарев А. Философия мифа: Мифология и её эвристическая значимость: учеб. пособие для вузов. М., 2000. С. 179.

7. Там же. С. 181.

8. Барон Ф. Личность как функция проектирования человеком самого себя // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 23.

9. Андреев В. И. Эвристика для творческого саморазвития. Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1994; Аернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.

10. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М., 1995. С. 112.

11. Барон Ф. Указ. соч.; Gruber H, Devis S. Inching our way up Mount Olympus: the evolvingsystem approach to creative thinking // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 243-270; Amabile T. M. Social psychology of creativity: A consensual assessment technique // Pers. & Soc. Psychol. 1982. V. 43.

12. Feldman D. N. Creativity: dreams, insights and trans-formation. Cambridge: Camb. Press, 1988.

13. Пономарёв Я. А. Указ. соч. С. 113.

14. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д, 1983. С. 149.

15. Gullford Y. P. The nature of human intelligence. Me Gaw Hill, 1967.

E. В. Левченко, С. С. Федосина

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КОНЦЕПТОВ «ЭМОЦИЯ», «ЧУВСТВО», «ПЕРЕЖИВАНИЕ» У СТУДЕНТОВ

Концепт рассматривается как сложное когнитивное образование, включающее в себя два компонента: понятийный компонент, представленный в виде дефиниции, и образный компонент, основу которого составляет прототип. Выявлены различия в содержании и структуре синонимичных концептов «эмоция», «чувство», «переживание» у студентов.

Concept is considered to be a complex cognitive structure, including two components. The first one is organized on definitional principle; the second one has a prototype as its basis. The particular content of three synonymic concepts ("emotion", "feeling" and "experience") for students is described.

Ключевые слова: концепт, понятие, прототип, эмоция, чувство, переживание.

Keywords: concept, notion, prototype, emotion, feeling, experience.

Проблема изучения концепта «эмоция» в современной психологии была поставлена еще в работе Джемса «Что такое эмоция?» (1884). В ответах на этот вопрос мало согласия. Еще меньше его в научных взглядах на то, где кончается эмоция и начинается что-то другое. Нет формального критерия для того, чтобы четко различать, что является эмоцией, а что нет. Понимается ли эмоция как свойство мозга, действие или стремление к действию, рефлекс, инстинкт, отношение, познавательная структура, мотив, ощущение или чувство? Список употребляющихся в обыденной жизни слов, таких, как страх, гнев и счастье, делит эмоции по категориям, с которых начинается периодическая таблица эмоциональных атомов. «Концепты эмоции, страха, гнева и так далее есть части житейской теории. Эти концепты долгое время позволяли осуществлять предсказание и объяснение и в настоящее время являются частью здравого смысла» .

Некоторые житейские концепты переплавились в орудия работы психолога, другие же оказались слишком частными или малопригодными для научных целей, «поэтому каждый житейский концепт должен быть тщательным образом проверен с точки зрения его полезности для науки» .

Эмоции как феномен обыденного сознания в современной психологии изучаются представителями как классического, так и прототипи-ческого подхода к пониманию сущности концепта.

© Левченко Е. В., Федосина С. С., 2010

Исследования творческого процесса связаны с выделением различных его стадий (актов, ступеней, фаз, моментов, этапов и т.п.). Различные классификации этапов, предложенные многими авторами, имеют, по мнению Я.А. Пономарева, приблизительно следующее содержание:

1. Сознательная работа – подготовка, особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи;

2. Бессознательная работа – созерцание, бессознательная работа над проблемой, инкубация направляющей идеи;

3. Переход бессознательного в сознание – вдохновение; в результате бессознательной работы в сферу сознания поступает идея изобретения, открытия, материала;

4. Сознательная работа – развитие идеи, ее окончательное оформление.

Соглашаясь в целом с тем, что в творческом процессе задействованы различные сферы человеческой психики, все же отметим, что мы вряд ли можем говорить о четком чередовании сознательной и бессознательной деятельности мозга. Ни то, ни другое не отключаются ни на минуту и доминирование на различных этапах творчества одного из уровней психики еще не доказано. Представляется более целесообразным описывать этапы творчества не с точки зрения того, какой отдел психики за них отвечает, а с точки зрения того, что же именно происходит на этих этапах. И в последнем случае мы наблюдаем обязательную последовательность процессов :

1. Консервация информации – сложнейший психологический процесс по переработке информации, в который включены интеллект, эмоции, воля, все уровни психики;

2. Рекомбинация – воссоединение старых элементов на новой основе, в новых связях (на информационном уровне!), рожденная желанием создать уникальное;

3. Репродукция на базе сложившихся у человека историко-культурных представлений.

Наличие первого этапа осознается далеко не всеми исследователями, однако в двух последних не сомневается никто. А. Маслоу называет их первичной и вторичной фазой творчества. Первичную фазу отличает воодушевление, интенсивный интерес. Здесь человек понимает задачу, видит идеальное ее решение и импровизирует в поиске путей его достижения. Вторичная фаза творчества заключается в разработке материала, родившего вдохновение. Здесь уже требуются конкретные действия, владение методами творчества, мастерство. Через первую фазу проходят многие, а вот освоение второй фазы дается тяжелым трудом, и здесь одного вдохновения мало. Особенность же журналистского творчества заключается в доминировании этой последней фазы, последнего этапа. Для журналистики справедливо замечание А.Маслоу: «…Взлеты и вдохновение дешево стоят. Различие между вдохновением и конечным продуктом заключается в огромном количестве тяжелой работы».



Все обозначенные нами этапы протекают более или менее успешно в зависимости от таких качеств личности, как способность к концентрации (поскольку журналисту приходится работать в условиях, где отвлекающий фактор очень велик), эмпатия (позволяет журналисту получить больше валидной информации, эффективнее работать с собеседником), перераспределение внимания.

С позиции психологии творчество в широком смысле выступает как механизм развития личности и социума. Функционирование механизма творчества распадается на несколько фаз:

1. Онтогический анализ проблемы – приложение наличных знаний, возникновение потребности в новизне;

2. Интуитивное решение – удовлетворение потребности в новизне;

3. Вербалиация интуитивного решения – приобретение нового знания;

4. Формализация нового знания – формулирование логического решения.

Еще в 1926 году английский социолог Грехам Уоллс почти так же описал шаги творчества: подготовка, инкубация, озарение, проверка. А основатель Фонда творческого образования в Нью-Йорке Алекс Осборн дал более подробное описание процесса творчества:

1. Ориентация – определение задачи;

2. Подготовка – сбор информации по задаче;

3. Анализ – изучение собранного материала;

4. Формирование идеи – выработка вариантов;

5. Инкубация – осмысление вариантов;

6. Синтез – разработка решения;

7. Оценка – рассмотрение идеи.

Исследователи процесса журналистского творчества обычно отмечают, что в журналистике ярко выражена стадиальность творческого акта: он предстает как единство двух относительно самостоятельных частей – стадии получения информации и стадии образования текста. Рассмотрим эти стадии и их составляющие с точки зрения психологических знаний.

1. Стадия познавательной деятельности

Итак, начало любого творческого процесса связано с накоплением информации. Освоение действительности – обязательное условие исходного момента творческого акта. Это самое освоение происходит по-разному в зависимости от типа творчества. Писатели и поэты, например, чаще всего не ставят перед собой явной цели наблюдать, запоминать. Художники и музыканты – тем более. Их освоение действительности можно назвать спонтанным. Хотя и они пользуются записными книжками. Широко известны в литературе записные книжки А.П. Чехова или дневники Ф.М. Достоевского. Писатели остаются в них собой, и читать эти тексты также интересно, как сами художественные произведения. А знаменитая киноактриса Марлен Дитрих помимо мемуаров оставила нам еще и «Азбуку моей жизни», в которой есть заметки об известных личностях, кулинарные рецепты, философские рассуждения на разные темы, бытовые подробности биографии. Гораздо ярче выражен этот этап в творчестве ученых. Нередко именно он занимает большее время. В любом случае первый этап мы можем назвать – восприятие.

Как бы мы ни получали информацию – произвольно, в результате наблюдения, или специального поиска, в конечном счете мы получаем ее благодаря процессу восприятия. Творческое восприятие отличается несколькими особенностями:

1. Сочетанием целого и деталей, которое позволяет видеть объект объемно, во всех связях и отношениях и, следовательно, понимать его особенность и новизну;

2. Сочетанием внешней формы и внутреннего содержания, которое обеспечивает понимание подлинной сути вещей, скрытых от многих;

3. Сочетанием уникального и типичного в одном объекте, что позволяет типизировать и одновременно конкретизировать происходящее;

4. Сочетанием положительного и отрицательного, которое обеспечивает видение противоречий, контрастов.

В журналистике начальная стадия творческого акта по объему задач, по сложности условий представляет собой весьма специфическое явление: это осознанная, целенаправленная познавательная деятельность, предполагающая получение достаточно надежного оперативного знания о текущей действительности. Как правило, она совершается человеком в одиночку, в очень жестком временном режиме, да еще и в режиме межличностного общения, что непомерно усложняет задачу. На этом уровне деятельности журналист устанавливает факт, определяет его сущность и изучает его.

Многие опытные журналисты признаются, что оценивают почти любое событие, которое проходит перед ними, с точки зрения того, как его можно описать в материале (преобразующее видение). Такой профессиональный взгляд иногда становится навязчивым, но это – не отклонение только журналистской профессии. Врач, сам того не желая, при первом взгляде на человека определяет состояние его здоровья, учитель – уровень интеллекта, портной – качество одежды, парикмахер – прическу и т.д. Такой подход, своего рода профессиональная деформация, свойственен всем. В обыденной жизни он, пожалуй, мешает нам оценивать жизнь многопланово и разносторонне, однако журналисту он помогает, поскольку заслуживающее внимания явление можно зафиксировать и потом использовать в материале. Этот процесс основан на действии механизма установки: мы фиксируем в реальности те понятия, которые нас сейчас интересуют. Скажем, беременные женщины часто отмечают, что и не думали, что на улицах города так много беременных. Почти то же самое происходит с журналистом. Мозаичность восприятия, отмеченная еще Шпенглером, проявляется и на уровне профессиональной деятельности. И здесь огромную роль играет доминирование одного из уровней психики – сознания. С одной стороны, сознание тормозит спонтанное проявление творческой личности. Но с другой (и это важно для журналиста!) сознание является силой, побуждающей к преобразовательной, творческой деятельности. Оно позволяет журналисту ориентироваться в среде, адаптироваться к требованиям СМИ, находить адекватное место себе и своим материалам. Сознание постоянно «сверяет» внутренний и внешний опыт человека и позволяет журналисту обратить внимание на тему, с одной стороны, интересную для него, а с другой – для аудитории.

Далее следует этап сбора предварительных данных. Суть этого этапа заключается в том, что журналист вспоминает все, что имеет отношение к предполагаемому объекту изучения и подбирает имеющийся в его распоряжении материал. Самое важное на этом этапе – определить адекватный источники информации по теме. Если информация исходит от человека, то основные критерии удачного выбора – компетентность, наличие навыков рассказчика. Желательные критерии – наличие навыков общения с журналистами (это существенно упрощает работу), наличие эксклюзивной информации, умение изложить ее в доступной форме.

На этапе предварительного накопления информации к нам поступает огромное количество данных и далеко не все из них интересны журналисту с профессиональной точки зрения. Существуют общие критерии того, что информация представляет определенный общественный интерес:

1. Наличие в информации конфликта;

2. Катастрофичность;

3. Информация, имеющая явные социальные последствия;

4. Отношение к знаменитостям;

5. Необычное, единичное;

6. Яркий эмоциональный фон события.

Далее следует определение конкретного предмета изучения. Из общего ряда фактов журналистом (или редактором) отбираются наиболее значимые для аудитории. Какой бы ни была информация, ее востребованность всегда зависит от сознательного или неосознанного выбора аудитории. И здесь тематические пристрастия аудитории меняются. Они представляют собой изменяемую величину и во многом формируются самими же журналистами.

Однако можно учитывать приоритетные темы аудитории:

1. Информация о закономерностях (о таких связях между хорошо знакомыми событиями, которые были нам неизвестны);

2. Упрощающая информация (расшифровывающая сложные явления). Ее еще называют антиинформацией, поскольку она позволяет нашему мозгу отдыхать;

3. Информация атавистических ощущений (огонь, гроза и т.п.);

4. Информация инстинктивных ощущений или о них;

5. Индивидуальный опыт, согласующийся с опытом большинства представителей аудитории, но оценивающийся ими как незначительно более успешный.

Когда предмет установлен, следует направленное изучение предмета.

В теории журналистского творчества определяются обычно две тактики поиска информации - ситуативная и прицельная.

На этом этапе журналист использует различные методы получения информации, в каждом из которых велика роль психологической составляющей.

Процесс поиска информации основан на способности человека к поисковой активности вообще - фактору глубоко детерминированному. Потребность в поиске генетически заложена в любом человеке и не в равной мере. Эта потребность должна реализовываться всякий раз, когда механизмы ее вступают в силу. В ситуации поиска решения или достижения результата причиной дистресса становится не трудность самой ситуации, а отказ от поиска (так называемый «стресс рухнувшей надежды»). А это делает организм более уязвимым. Существует даже определенный тип личности (коронарный) для которого «выигрыш» в ситуации поиска необходим как воздух, и если таким людям приходится признать поражение, это часто оборачивается значительным ухудшением здоровья.

Журналисты нередко относятся к такому типу людей. Однако некоторую компенсаторную функцию в этом смысле выполняет представление о том, что информацию можно найти везде. Так, опрос более чем трехсот журналистов показал, что наиболее емким с информационной точки зрения источником журналист определяет редакцию или телекомпанию (69%), а также коллег из других СМИ (66%). То есть на психологическом уровне у журналиста создается ощущение информированности даже если он просто присутствует на своем рабочем месте. Объективно это не так, но субъективно такое представление защищает журналиста от стрессового фактора.

Поисковая фаза включает работу всех уровней психики человека, но интенсивнее других – сознания, подсознания и сверхсознания. Сознание обеспечивает четкую постановку вопроса, конкретизацию концепции, цели. Подсознание в большей степени определяет способ реализации концепции, достижения цели (выбор жанра, ракурса, стиля и т.д.), рождение образа. Сверхсознание «запускает» механизмы озарения, интуитивного и мгновенного творческого решения задач.

Внешне эти процессы подкрепляются особыми методами поиска информации, которые применяются тогда, когда в силу каких-то обстоятельств нельзя получить информацию спонтанно. Целенаправленный поиск сведений может осуществляться несколькимиприемами:

Наблюдение;

Исследование документов;

Расследование ситуации;

Анкетирование;

Эксперимент;

Интервьюирование.

В основе наблюдения лежит способность человека к восприятию мира в процессе аудиовизуальных контактов с ним. Журналистское наблюдение отличается от простого тем, что имеет целенаправленный характер и, если можно так выразиться, сфокусировано под рабочую идею. Популярность этого метода обусловлена несколькими причинами:

1. Присутствие на месте события существенно повышает качество материала;

2. Непосредственное наблюдение позволяет увидеть или уловить интуитивно суть происходящего, какие-то тайные связи, которые ускользают в изложении других или официальной информации;

3. Наблюдение дает возможность делать независимые оценки и выводы;

4. При наблюдении отбор фактов к тексту происходит проще и раньше, чем при работе с документами (например, с пресс-релизом).

Наблюдение может быть включенным и невключенным. В первом случае журналист участвует в событии. И это – особое состояние личности. А потому существуют правила наблюдения, которых лучше придерживаться:

1. Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащих наблюдению, пользуясь четкими индикаторами;

2. Наблюдать один и тот же объект в разных ситуациях (например, героя материала);

3. Четко регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и их количественные характеристики (интенсивность, регулярность, периодичность, частоту);

4. Использовать графы для мнений и для фактуальных данных;

В работе с документами также следует соблюдать некоторые правила, диктуемые психологическими установками:

1. Различать описания событий и их интерпретацию (факты и мнения);

2. Определять, какими источниками информации пользовался составитель документа, является ли она первичной или вторичной;

3. Выявлять намерения, которыми руководствовался составитель документа;

4. Учитывать, как могла повлиять на качество документа обстановка, в которой он создавался;

5. Выявлять намерения, которыми руководствовался человек, снабдивший вас документом.

Что касается расследования, то уже на этапе его подготовки необходимо воспользоваться знаниями социальной психологии, например, в вопросе о резонансности темы. Нет смысла прибегать к такому опасному и трудному методу, чтобы выяснить факты, не интересующие аудиторию. Нужно иметь в виду, что читателей, прежде всего, интересуют обстоятельства, которые могут коснуться их лично или близких им людей.

В эксперименте объект является средством для создания искусственной ситуации. Делается это для того, чтобы журналист на практике мог проверить гипотезы, проиграть некие обстоятельства, которые позволили бы ему лучше узнать изучаемый объект. К тому же в любом эксперименте познавательный момент комбинируется с управленческим.

Этичность этого метода ставится под сомнение, но многие журналисты-практики и теоретики полагают, что метод не только допустим, но иногда и желателен. Особенно в тех случаях, где ситуация требует срочного прояснения, а разрешение ее затягивается.

Кашинская называет следующие побуждающие мотивы, которые вызывают необходимость проведения эксперимента:

1. Недостаточность информации для проверки или уточнения гипотезы журналиста;

2. Невозможность получить такую информацию другими методами;

3. Необходимость получения психологически достоверных аргументов.

Эксперимент связан с созданием искусственного импульса, призванного проявить те или иные стороны человека. Журналист может проводить эксперимент и на себе, внедрившись в какую-то ситуацию.

Нередко в журналистике используется биографический метод. Он заимствован из смежных областей познания: литературоведения, этнографии, истории, социологии и, прежде всего, психологии.

Метод заключается в опросе непосредственных участников события по социально значимым вопросам.

С самого начала отношение журналистов к биографическому методу было двойственным. Исследователь мог полагаться только на субъективное мнение очевидца событий, поэтому психологическое чутье было необходимо. Фактор субъективности при использовании этого метода проявляется во всем: и в житейском опыте человека, и в поведении, и в поступках, и в оценочных суждениях, и в мировоззренческих позициях. Например, если человек говорит: «было так страшно, что я не мог шевельнуться», значит ли это, что ситуация действительно была катастрофической, или перед нами просто впечатляемый человек? И тем не менее история жизни одного человека может помочь реконструировать динамику развития тех или иных процессов.

При использовании биографического метода нужно придерживаться правил:

1. Сопоставлять историю одного человека с историей общества, в котором он живет;

2. Разобраться в динамике биографии личности, не вырывать историю из контекста биографии;

3. Осмыслить поведение человека, вскрывая его мотивацию.

В журналистике с помощью биографического метода собираются различные свидетельства, наблюдения и воспоминания очевидцев.

2. Стадия создания текста

Результат этой стадии – готовый журналистский продукт. Однако и эта стадия проходит поэтапно.

1. Созревание. Этот этап свойственен любому творческому акту. Получив достаточно информации, мозг должен некоторое время заниматься тем, что можно определить как генерацию идеи. Обычно этот этап незаметен не только для окружающих, но и для самого творца. Однако в журналистике и этот этап обладает спецификой. И специфика заключается в таком простом требовании, как оперативность. Писатель, художник могут вынашивать свою идею годами, могут откладывать ее и вновь возвращаться спустя длительное время. Журналист не может себе этого позволить.

2. Озарение. Уровень, на котором происходит вербализация или визуализация идеи в сознании.

Первая ступень этого процесса – окончательное формирование замысла. Она предполагает рождение целостного, хотя пока еще и не вполне отчетливого видения будущего произведения. Возникает такое видение на базе полученной во время изучения ситуации концепции. Однако оно не тождественно ей. Концепция – это знание о действительности плюс ее трактовка, отношение к ней. А замысел – уже мыслительный образ будущего произведения, включающий в себя в свернутом виде тему и идею, и принцип организации. То есть замысел и есть та конкретная цель, выработке которой была посвящена начальная стадия творческого акта и которой во время его завершающей стадии предстоит воплотиться в текст.

Превращение концепции в замысел – момент, связанный с интенсивными творческими поисками, сознаваемыми или неосознаваемыми. В некоторых случаях они идут параллельно процессу познания, и случается, что еще не собран материал, а журналист твердо знает, как он будет выглядеть в итоге. А бывает наоборот. Идея не генерируется. Почему? Если мы знаем, что замысел = тема+идея+ход (т.е. конкретные шаги реализации темы и идеи), есть достаточно простой способ помочь себе – прибегнуть к логике, осознав каждое из слагаемых. Чаще всего оказывается, что причина торможения – в отсутствии принципа организации текста, хода (его еще называют ключ, поворот). На поиске его и надо сосредоточиться.

В момент окончательного формирования журналистского замысла часто возникает острая проблема - когда остановиться? Иногда бывает так, что мы четко понимаем – этот вариант лучший и ничего более адекватного мы создать не сможем. Но бывает и так, что вроде бы все понятно, есть неплохая идея, но можно и еще подумать, вдруг появится лучший вариант. Здесь надо соблюдать определенное правило: как только появляется идея, которую вы оцениваете как приемлемую, надо ее зафиксировать на любом материальном носителе. Иначе в процессе последующего поиска она неминуемо «сотрется». Записав идею, можно продолжать размышления. Но до какого момента? Как правило, волевое решение принимается не самим автором. Либо торопит время, либо редактор, либо новое задание. И все же есть объективный показатель того, что, замысел сформирован, верно. Замысел созрел в том случае, если к тексту автоматически и точно формируется заголовок, если вам не приходится потом ломать над ним голову. Появление в сознании названия материала – знак готовности замысла. На этом этап озарения завершается.

3. Конкретизация замысла. У многих эта операция идет как составление плана. Иногда письменного, иногда устного. Вот, например, известный вам мэтр российской публицистики Анатолий Абрамович Аграновский всегда начинал работу над материалом с составления плана. Однажды его спросили, всегда ли он следует записанному плану. «Нет, - ответил Аграновский, - потом план может измениться. Но начинать без него не могу…» Такая оценка плана говорит о том, что мотивация лежит не в сфере организации текста (план не служит его каркасом), а преимущественно в сфере организации творческого процесса. Зачем в таком случае нужен план? Дело в том, что план психологически помогает почувствовать поле текста – на листе, в строках. План также свидетельствует о том, что процесс создания текста сдвинулся с мертвой точки. Наше сознание не может долго оперировать с мыслительными схемами. План представляет собой, как правило, многоуровневую конструкцию. А сознание способно удержать в комплексе только три порога, три уровня сложности.

Еще один способ конкретизации замысла – опережающий конспект, когда обозначаются не подтемы текста (как в плане), а миниидеи текстовых блоков. Например, у того же Аграновского: «Сокращение…самолета».

Подумать над этой неожиданной аналогией. Впрочем, заметить: аппарат – это механизм. Мы добиваемся совершенствования хозяйственного механизма».

Такой опережающий конспект обычно составляется, когда журналист, по мере ознакомления с материалом, глубоко проникает в проблему. У него, возможно. Уже выработались идеи и замечания, которые могут забыться.

Чаще всего используется комбинация плана и опережающего конспекта, когда расширение получают только те пункты плана, по которым уже сформировалась идея.

Иногда журналисты производят мозаичную фиксацию: выписывают подробно какие-то куски, а остальные части произведения оставляют на доработку. Это особенно удобно в том случае, когда используется метод лида в новостном материале. (записываются только лиды).

4. Отбор материала. Этот этап может совпадать с предыдущим, идти параллельно. Но чаще всего жесткие рамки материала требуют отдельной работы. Результатом этого этапа становятся отобранные факты, способствующие реализации основного замысла материала.

5. Реализация замысла. В ходе этой операции формируется структура текста – конкретный состав фактов, образов, нормативов, комбинируются методы их предъявления, оформляются текстовые элементы – микросмыслы, оформляются их монтажные связи, уточняется композиция и лексика, определяется сочетание текста и видео-, звукоряда. Здесь используется творческий инструментарий, соответствующий конкретному виду деятельности. И чем шире инструментарий, тем менее скован журналист в реализации своей креативности.

6. Авторское редактирование – работа с продуктом творчества. Редактирование как компонент входит и в предыдущий этап, но ему обязательно отводится отдельное место и время. В данном случае имеется в виду осознанная процедура творческого процесса, имеющая контрольный характер. Она требует взгляда со стороны, ведь расхождения могут быть не только с авторским замыслом, но и с профилем издания или канала, с теми материалами, в ряду которых пойдет этот материал. Несмотря на то, что редактором текст будет просматриваться, самому журналисту необходимо отредактировать его как можно более четко. Это связано с тем, что чем более сырой материал вы представите редактору, тем больше он внесет исправлений в соответствии со своим, а не вашим замыслом, и это исказит окончательный вариант текста. Важно помнить, что аудитория ориентирована, прежде всего, на познание нового, индивидуального и неповторимого. И это в первую очередь вызывает интерес и эстетическое переживание. Зритель не терпит шаблона, подражания, копирования. Л.Б. Ермолаева-Томина называет основные критерии оценки проявления творчества:

1. Отражение в конкретном всеобщего с новых, индивидуальных позиций;

2. Передача мыслей и отношений к реальности в неожиданной и точной форме;

3. Присутствие всех компонентов, соответствующих коренным духовным потребностям человека – в познании сущностных явлений, в гармонии с прекрасным миром, в пробуждении новых мыслей (сотворчестве).

Редактирование позволяет реализовать эти критерии в материале – прояснить неясное, подчеркнуть существенное, выделить главное.

7. Контроль трансляции (внутренний и внешний). Он, как правило, непроизвольно и совершенно естественно осуществляется журналистом, когда последний интересуется у представителей аудитории, каков эффект материала, или корректирует ход беседы в эфире.

Некоторые ученые отмечают сходство порождения текста с процессом родов, возвращая нас к психоаналитической теории. Так, А.Н. Лук не случайно напоминает о том, что психологи говорят о механизмах рождения идеи. А канадский врач и биолог Ганс Селье (автор учения о стрессе и общем адаптационном синдроме) разделил процесс творчества на семь этапов, похожих на стадии процесса размножения:

1. Любовь или желание. Первое условие творчества – живая заинтересованность, энтузиазм, влечение к достижению результата. Это стремление должно быть страстным, чтобы преодолевать трудности и препятствия;

2. Оплодотворение. Как бы ни был велик творческий потенциал журналиста, его ум останется стерильным, если он не оплодотворен знанием конкретных фактов, приобретенным в ходе обучения, наблюдений и других методов получения сведений;

3. Беременность. В течение этого периода журналист вынашивает идею. Этот период может не осознаваться долгое время, также как и беременность. Однако рано или поздно рождается напряжение;

4. Предродовые схватки. Когда идея выношена и созрела, журналист чувствует себя дискомфортно. Это своеобразное чувство «близости решения» знакомо лишь подлинным творцам. Тем, кто не испытывал его, легче всего представить это ощущение в ситуации, когда человек мучительно припоминает чье-то имя;

5. Роды. В отличие от настоящих родов рождение новой идеи не только не причиняет боли, но всегда доставляет радость и удовольствие. Начинается процесс создания произведения;

6. Осмотр и освидетельствование. Новорожденного немедленно осматривают, дабы удостовериться в его здоровье. Это справедливо и в отношении новорожденной идеи: ее подвергают логической и экспериментальной проверке. Материал монтируют, редактируют и т.д.;

7. Жизнь. После того, как идея испытана, она начинает жить в новом произведении. К сожалению, в журналистике в качестве конкретного материала она живет недолго, зато в качестве социального эффекта она может жить в веках.

Соответствие же процесса творчества процессу рождения способно отчасти объяснить то значение, которое предают творчеству сами творцы, и которое никогда не понять ремесленнику подобно тому, как мужчина никогда до конца не поймет чувства женщины, давшей жизнь своему ребенку.