Как происходит духовное развитие человека. С чего начать духовное развитие: пошаговое руководство

Джим Керри - О том что реально и что нет

Начиная с детских лет, каждый из людей, сознательно или нет, развивается. И происходит это не только с телом. Ученые не могут объяснить понятие «души человека», однако все люди, с самого раннего момента самоосознания знают, что у них есть душа.

Что подразумевает под собой понятие духовного развития? Кто-то говорит, что это развитие человека с помощью разнообразных культурных программ, которые изобилуют в театрах, на выставках искусства или концертах. Кто-то утверждает, что для духовного развития необходимо читать книги оккультного содержания, поддержать ауру с помощью йоги и медитации. Некоторые связывают это понятие с чтением священных книг и походами в храмы и места паломничества.

Дмитрий Лапшинов интервью о секретах праноедения, о чистках, о фруктарианстве и родительстве.

Психологи пришли к выводу, что духовное развитие человека – это его обучение и принятие всевозможных действий для поддержания его жизнедеятельности в позитивном и созидательном русле. Душа человека для психолога подразумевает абстрактное понятие, включающее в себя совместную работу сознания и подсознания человека. Поэтому специалисты в области психологии пришли к выводу, что духовное развитие включает в себя:

  1. Самосовершенствование человека;
  2. Поддержание в хорошем состоянии физического тела человека;
  3. Придание мыслям и эмоциям позитивного характера;
  4. Выполнение действий, помогающих человеку войти в гармонию с собой и окружающим миром, будь то или прослушивание музыки.

На сегодняшний день проблемы духовного развития относят скорее к оккультным, чем к психологическим или даже философским.

Верить или нет?

Малинов Денис Евгеньевич. Как узнать свой духовный уровень?

Люди, достигшие некоторых высот в этой области, не редко передают свой опыт через книги или аудиозаписи другим людям. Почему же так много разных методик и вариантов духовного развития? На самом деле ответ на этот вопрос прост: для каждого человека существует свой путь, и другие могут не подойти. Для более простого сравнения можно использовать пример вкусового или музыкального восприятия.

Помнишь, как ты умел выдохнуть обидный день. Евгений Гришковец

Ведь даже те люди, которые едят одинаково приготовленное блюдо или слушают одну и ту же понравившуюся им песню воспринимают это по-разному. Поэтому методика, которая помогла одному человеку, может не воздействовать или даже оказать обратный эффект на другого. Это зависит и от восприятия, и от состояния, и от настроя и даже от характера индивида.

Ченнелинг. Серафим Саровский о сути Духовного роста

Какой путь развития выбрать?

Как уже говорилось выше, пути развития выбирать стоит индивидуально. Просмотрите описание работ авторов книг данной тематики, определитесь, что ближе Вам, ознакомьтесь со всевозможными вариантами. Некоторые люди составляют свой путь духовного развития, собрав и объединив несколько методик.

Есть люди, которым достаточно просто выйти на природу для обретения гармонии, а есть люди, которым необходимо общество определенных людей. Поэтому всегда стремитесь к тому, что помогает Вам прийти в «равновесие». Но даже выбранной методике не доверяйте слепо, всегда прислушивайтесь к себе и анализируйте результат.

Муджи. Осознанность и лень

А как же окружающий мир?

Если человеку ближе путь духовного развития, подразумевающий единение с природой, все равно этому человеку замыкаться не стоит. Достаточно просто уделять некоторое время, которое можно побыть в свое «стезе», выходить за город после работы, к примеру. Человек – социальное существо, и, так или иначе, не будет чувствовать себя хорошо в полном одиночестве . Если же окружающие люди раздражают, легче всего найти единомышленников и в свободное время уделять внимание им и своему внутреннему миру. Но не отстраняться от других!

Мини просветление Проффесора | Кто такой Я? Природа ума. Институт Б

Если в жизни все плохо и позитивные стороны найти не получается, можно в целях саморазвития организовать себе поход в дома сирот или туда, где обитают бездомные. Проблем, конечно, хватает у всех, и каждому человеку кажется, что его проблемы серьезнее, чем у других. Поэтому заставьте себя «трезво» посмотреть по сторонам и понять, что всегда есть те, кому хуже. Да, бывают и те, кому лучше, но ведь это лишний повод к чему-то стремиться!

Знакомство с Абрахам. контакты ченнелинги с иными цивилизациями мирами

Когда стоит начинать духовное развитие?

Лучше всего начинать его в момент осознания, что оно необходимо. Каждый человек приходит к такому выводу в свое время. Как его осуществлять – зависит от самого человека. На самом деле, люди развиваются духовно с момента своего осознания. Этому способствует и семья, и детский сад, и школа… Многое в жизни человека осуществляется не сознательно. Сознательно развиваться можно только после осознания индивидом такой необходимости.

Что может помешать в духовном развитии человеку?

Конечно, современный человек подвержен «тенденции быстротечности времени», трудно все успевать, да еще и обращать при этом внимание на свой внутренний мир. Однако, реальная помеха – это сам человек: его постоянная спешка, нежелание обращать внимание на «мелочи» или использовать все свои возможности. Каждый может найти время на себя. Просто не все тратят это время с пользой.

Ирина Чикунова

Что может привести к деградации?

На этот вопрос психологи отвечают даже более однозначно, чем на вопрос пути духовного развития. По советам специалистов, следует:

  1. избегать лишних стрессов и стрессовых ситуаций;
  2. не позволять себе впадать в апатию;
  3. не позволять ежедневным бытовым проблемам занимать себя весь день;
  4. убрать злые эмоциональные состояния насколько это возможно;
  5. уделять ежедневно время себе, обращать внимание на интуицию и чувства подсознательного «Я».

Ченнелинг 1994 08 17 Ченнелинги Волжской группы

Можно ли остановиться в духовном развитии?

Сборник Башара

По сути, духовное развитие можно сравнить с развитием тела. Если человек перестает развиваться физически – он либо начинает ускоренно стареть, либо деградирует. «Застывание» на одной позиции духовного развития можно также приравнивать к деградации. К тому же, подсознание, находясь в неапатичном состоянии, само подвержено изменениям в связи с изменениями мира вокруг человека, а сознание человека может легко контролировать восприятие и последствия таких изменений. Поэтому человек и задумывается о своем духовном развитии. И как раз из-за преимущественной работы несознательного в области такого развития для человека трудно выработать себе правильную методику.

Анная. Духовность - что это? Как не уйти влево

Сеанс посещения Тонкого Мира, Беседа с Высшим Аспектом, Высшим Я. Жидкое Зеркало. Александр Царёв.

Творение. Новые знания о мироздании

Эра Водолея

Скрытый смысл. Мифологемы пути и поезда в кино

  • Религия. Вера, следование библейским заповедям – это путь к развитию духовности.
  • Образование. Духовность предполагает душевное богатство; один из способов его достижения – это получение новых знаний.
  • Волонтерство и благотворительность. Помогая тем, кто слабее, тем, кто попал в сложную жизненную ситуацию, человек не только проявляет духовность, но и развивает ее.
  • Работа над собой. Развивать в себе духовность – это значит бороться с собственными эгоизмом, невосприимчивостью, равнодушием и бездеятельностью.
  • Общение с высокодуховными людьми – священнослужителями, учеными, людьми искусства, почтение к их опыту и знаниям помогает развить в себе духовность. Не зря в христианстве существует понятие «духовного наставничества».

Душевность

Душевность - тесное единство духовной и чувственной жизни, внутреннего содержания души.

В англoязычной психологии «soul» (душа) вытеснилось понятием «mind», которое указывает на «ум», на деятельность мозга. Стоит лишь употребить слово «душа» не только в психологическом, но даже в философском или эстетическом исследовании - и сразу тебя обвинят в неточности, ненаучности. Но нет неточных слов. Есть люди и целые научные школы, концепции, направления, непонятливые или нечувствительные к словам. Если слово существует, оно ничем не заменимо, у него есть свой предельно точный смысл.

Что же такое душевность? Мы будем говорить не о «душе» как понятии метафизическом, но о душевности как человеческом свойстве, которое присуще далеко не всем, но знакомо и наблюдаемо почти всеми. Душевность - это не просто одушевленность, т. е. наличие души, но мера ее деятельности, интенсивный способ ее проявления в характере и межличностном общении. По каким признакам мы выделяем душевность?

Душевность связана с такими свойствами, которые противоположны сухости, холодности, жесткости. Это своего рода теплая влажность, текучесть внутреннего состава человека. В душевном человеке ощутима прежде всего его открытость душе другого, готовность вбирать ее


Состояния и делиться своими. Душевный человек течет, переливается в других людей. Он неравен себе, он колышется, как волна или пламя, его то больше, то меньше. Береговую линию вокруг него трудно провести, она смывается приливом - отливом. Его душе не сидится на месте, она бродит вокруг да около.

Но душевность никоим образом нельзя путать с общительностью, (экстравертностью). Человек необщительный, замкнутый, погруженный в себя (интроверт) - тоже может быть очень душевным. Его часто посещают лирические состояния, которые уводят его далеко и высоко от реальности и даже от какой-то определенной внутренней темы. Он любит замечтаться, задуматься, уплыть во все и в никуда. Это не работа ума, или памяти, или воображения, которая сосредоточена на определенных понятиях или образах. Это именно работа души, которая пытается вызвать в себе какие-то всеохватные состояния или справиться с ними. Душевный интроверт часто входит во внутреннее общение с другим человеком, мысленно пребывает с ним в одном пространстве, носится с ним по волнам любви, дружбы, понимания, вдохновения.

Таким образом, душевность может быть экстравертной и интровертной, причем в одном и том же человеке. Душевность проявляется вовне как симпатия, способность сопереживать другим людям, принимать близко к сердцу их беды и радости и доверять им свои; а внутренне - как лиризм, способность сливаться с окружающей природой или искусством, выходить за границы своего «я», за пределы места и времени, уноситься к чему-то или кому-то дальнему. Душевность - это подвижность внутренней жизни, которая не ставит преграды между своим и чужим, между «я» и миром, которая склонна отвлекаться от дела, от существа, от понятия, от истины и пользы и расплываться вокруг да около каким-то щедрым мазком, вольной волной, воздушным облаком. По словам Новалиса, «место души там, где соприкасаются внешний и внутренний миры, где они проникают друг в друга. Оно в каждой точке проникновения».

Наконец мы и подошли к понятию что же такое счастье - это духовность плюс душевность.

Инструкция

Духовного человека отличает доброта. Это качество было присуще всем известным духовным лидерам, а значит необходимо к ней идти. Достигается она прощением. Это возможность перестать держать обиды на окружающих, перестать злиться и переживать из-за всего, что происходит. Простить нужно и тех, кто сейчас рядом, и тех кто был когда-то. Большинство начинают работу с самых близких: жен и мужей, родителей, детей. Специальные техники помогают поднять даже самые древние и почти забытые эмоции и отпустить их.

Духовный человек лоялен ко всему окружающему. Он не осуждает других, а принимает их выбор. Он готов с улыбкой смотреть, слушать и не сопротивляться. При необходимости он может подсказать, как поступить, высказать свое мнение, но лишь по запросу. Научиться принимать нужно всех, но сделать это можно лишь работая с собой. Принять себя - это большой труд, это стремление к познанию себя, к открытию в себе разных сторон, и безропотное соглашение с тем, что это есть внутри. И когда работа с собой будет окончена, придет удивление, что возникнет аналогичное ощущение и ко всем людям вокруг.

Благодарность - это великое качество, к нему стоит стремиться, чтобы достигнуть духовности. Благодарность должна быть за все, что происходит и окружает. Это возможность сформировать особое отношение, когда все что вокруг - это благо, это урок, который позволяет достичь еще большего уровня. Любую неприятность нужно благодарить и искать в ней зерно развития, любое оскорбление принимать и анализировать, что вызвало эту реакцию, и так же становится еще мудрее.

Духовный человек верит в высшие силы. Осознание, что есть что-то больше, чем земная жизнь - это обязательное условие духовности. В каждой религии и школе свои боги, свои представление, но не важно во что верить, главное иметь это чувство. Ощущение того, что эта жизнь не конечная, что есть что-то другое после смерти, что существует нечто особенное, вера в это дает силы жить. Вера - это огромная сила, и чем больше человек ее познает, тем более многогранным он становится.

Наличие веры рождает молитву. Научиться молиться должен каждый человек. Это набор волшебных слов, обращенных во вне или вглубь себя. Это слова благодарности, извинения, принятия, которые звучат от чистого сердца. Это искреннее обращение к сущему, которое дарует спокойствие и гармонию внутри. Молитва - это не просьба, а обращение, стремление найти диалог с высшим.

Духовность — это особый вид чистой энергии, которой человек обогащается в процессе жизни, в результате высокой нравственности, совершения добрых дел, гуманных поступков и приобретения духовных знаний.

Духовность — это вовсе не высшее институтское образование, это не масса технических знаний и не постоянные моления в церкви. Это всегда совокупность многого.

Что же входит в это понятие «многого»?

Прежде всего, и самое главное — духовности нельзя добиться без высокой нравственности , а нравственность - это, прежде всего, внутреннее значение тех действий, которые не причинят вреда другим; знания, которые доходят до автоматизма, то есть человек, не задумываясь, всегда любую ситуацию поворачивает на добро, на непричинение другим зла.

Духовность включает в себя и совокупность знаний о жизни , чтобы суметь дать полезный совет другим, разрешить их жизненную ситуацию или проблему.

Духовность — это умение принять чужую боль как свою собственную и по мере сил попытаться облегчить её, смягчить удар судьбы, направить сбившегося с пути на правильную дорогу жизни, открыть кому-то во мраке его путеводную звезду.

Духовность - это, значит, вобрать в себя столько доброты, света, любви , чтобы источать их самому, чтобы люди, соприкасаясь с тобой, черпали из тебя как из родника с чистой водой, чтобы в соприкосновении с тобой очищали свою душу, испытывали облегчение и успокоение. Но эта великая сила благости и любви должна исходить из души, из сердца, и только тогда она приобретёт врачующую, целебную силу.

Святые накапливали эту чистую энергию молитвами и в таком количестве, что аура их начинала светиться, появлялись золотые ореолы. Сергий Радонежский, к примеру, столько накопил молитвами духовной энергии, что излечивал ею и при жизни, и после смерти: его кости продолжают источать энергию вот уже несколько веков.

А чтобы дойти до этого, надо многое понять и переосмыслить в жизни самому, надо научиться милосердию и добру, любви и самоотдаче, надо уметь жертвовать собой во имя другого, то есть это всё основы и принципы высокой нравственности и моральных качеств.

Но если говорить более конкретно, то духовность приобретают через совокупность действий, поступков, знаний, мышления, религию . Но самое главное, за счёт чего духовность приобретает особое качество и чудодейственную силу — это добро или самоотдача.

Количественный набор духовности должен обязательно перейти в качество за счёт преобразования уже набранного количественного запаса энергии. Преобразование количества в качество осуществляется за счёт действия и только действия, но не какого-либо, а определённого — ведущего к добру.

Если не будет действия, приносящего добро другим людям или существам, или Космосу, то человек останется замкнутым на себя, и никакого преобразования духовной энергии производиться в нём не будет.

До определённого количественного уровня энергетика у человека накапливается без действия. Этот предел обычно равен 350 условным единицам. А чтобы произошёл дальнейший рост духовной энергии, необходимы уже дела, добрые поступки, нужны действия. Не будет действия, и энергетика у человека выше 350 единиц подниматься не будет. (Можно предположить, что у различных групп людей этот предел тоже индивидуален).

Мать Тереза, испанская монахиня, занималась благотворительностью, её духовность за счёт этого возросла до 600 единиц.

Дыхательные упражнения, когда они идут как дополнение к вышеперечисленному, тоже способствует подъёму уровня энергии. Но если использовать только последний способ, то это приведёт к раскрытию низкого психизма и всяких отрицательных сторон характера человека.

Таким образом, можно набирать энергию до определённой величины (350 ед.) любыми способами, но в зависимости от того, какой способ человек изберёт дальше: добрые дела, благотворительность и т.д. или начнёт искать славы и строить из себя всемогущего мага, манипулируя энергиями, будет зависеть, во что обратится эта энергия — в духовность или послужит развитию дальнейшего эгоизма и себялюбия личности.

Технические знания не дают никакой духовности. И инженер с высшим образованием может иметь 5 единиц духовной энергии, если принять некоторую относительную шкалу от «О» до «100». Также и академик-технократ может иметь только 13 единиц, потому что его, кроме своих технических наук, ничего больше в жизни не интересовало. А технические науки всегда уводят в сторону от духовности. В то же время иная безграмотная женщина имеет духовность 70 ед., потому что она делает добро другим, сострадает сердцем каждому несчастному и готова всё отдать, чтобы облегчить его участь.

Но вернёмся опять к способам подъёма духовности .

Религия, чтение религиозной литературы и книг , написанных контактёрами, такими как Сведенборг, Рерихи, а также современными контактёрами, повышает энергетический уровень души, потому что их тексты заряжены энергией. И молитвы построены таким образом, что каждая несёт в себе определённый энергетический заряд.

При чтении молитв или заряженного текста часть заряда передаётся человеку, за счёт чего его общий энергетический уровень повышается. При этом соблюдается индивидуальность: каждый человек усваивает свой определённый энергетический объём. После чтения молитвы «Отче наш...» у одного энергия может повыситься на 10 ед., у другого — на 25. Всё зависит от готовности души принять, вобрать в себя эту чистую духовную энергию.

Дыхательные упражнения тоже повышают энергетический заряд через окислительно-восстановительные реакции, в результате которых вырабатывается тонкая энергия, и ею насыщается тонкое тело. Кстати, молитвы — тоже дыхательные упражнения, молитва создаёт ритм дыхания.

В результате однодневных упражнений или молитв энергетика человека может сразу повыситься на 50 и более единиц, но через некоторое время спадёт, так как организм ещё не способен удержать в себе такой объём. Он маломощен. Энергия в нём накапливается постепенно и по крупицам изо дня в день. Только систематические занятия в течение года могут повысить энергетический заряд человека с 20 ед., к примеру, до 40. (Если же человек занимается в течение месяца ежедневно, а потом бросает, то, как показали замеры, уже через две недели вся приобретённая энергия спадает и человек остаётся на том же уровне, что и был)

Помимо этих механических способов человек обязан расширять своё сознание соответствующими знаниями Космоса, его законов, чтобы правильно воспринимать все те изменения, которые с ним могут происходить.

Повышают духовность и все виды искусства , но в то же время не любое и каждое произведение, а только те из них, которые достигли уровня классики. Это классическая музыка, классические картины, литература, любые шедевры человеческого созидания. Они формируют в человеке правильный эстетический вкус, вырабатывают правильные морально-нравственные нормы и включают в себя ту гармонию, на которой строятся светлые миры.

Правда, люди часто к классическим произведениям приписывают и недостойные, но это уже ошибки общества в целом. Люди не понимают, что такое классика и для чего она выделена в особую категорию. Конечно, не для того, чтобы увековечить чьи-то фамилии, а для того, чтобы воспитывать и устремлять души ввысь. Всё, что тянет душу вниз или способствует хотя бы малейшей её деградации, не должно иметь никакого отношения к классике.

Классика — это не просто свод устарелых норм и канонов, традиций, это определённые кодовые энергетические сочетания, которые передают человеку, доросшему в своём развитии до её понимания, ту энергетику высших миров, на основе которых создаётся их гармония и достигаются высшие планы сознания.

Духовное развитие человека - процесс, включающий в себя намеренную эволюцию личностных качеств, которая заключается в совершенствовании внутреннего мира ради рационального взаимодействия его с внешней средой. По сути, оно становится актом интеллектуального самосовершенствования. В результате, на основе сравнения своего опыта с великими историческими достижениями в разных сферах, осмысливается собственное предназначение в этом мире, вероятность занять в нём достойное место.Духовное совершенствование - долгий и тернистый путь, полный падений и взлётов. В идеале он бесконечен. Достигнув определённых результатов, человек только приближается к истине, но не познаёт её окончательно. Любая остановка, уверенность в том, что достигнуто всё, ведёт к деградации. Развитие личности возможно лишь в направлении от простого к более сложному и постоянном улучшении достигнутого.

А как это сделать? Учиться! У тех, кто уже достиг определенных высот в своей биографии.Развитие духовности, её уровень, проверяется жизнью. Сдвиги в эволюции личности можно считать действительно позитивными только тогда, когда их с благодарностью отметит окружение человека: его близкие и коллеги. Только так происходит карьерный рост в любом из существующих дел. Духовно развитый субъект может оказывать значительное влияние на людей. Это поможет ему решать многие, неразрешимые прежде, проблемы.Обратной стороной этой вовлеченности в окружающее становится замкнутость на себе самом. Такая личность постоянно обрастает новыми знаниями и возможностями, но никак не реализует их вовне. Человек мог бы улучшить положение других людей вокруг, но не делает этого. Он только воображает, что всё в его силах. Пользы от его существования обществу – никакой. Такая духовность обычно пуста, и, в конечном итоге, приводит только к разочарованию и мыслям о напрасно потраченной жизни.

Что становится иллюзией духовного самосовершенствования

Люди задумываются над тем, как можно развить себя духовно. Популярными методами считаются:

  • чтение познавательной литературы;
  • посещение рейтинговых кинофильмов, концертов, театральных спектаклей;
  • религиозные или философские медитации;
  • отшельничество;
  • отрицание материального мира ради духовного.

Эти методы в какой-то степени правильны и позволяют поднять интеллектуальную планку на впечатляющую высоту. Вот только непосредственно к духовности каждое из этих действий и все они в целом прямого отношения не имеют. В лучшем случае они расширяют горизонты познания жизни.

Что дают книги и более-менее аналогичные им визуальные зрелища? Действительно, в них заключены знания и чувственный опыт. Но знания, не применённые в реальности, забываются быстро. Время, потраченное на их приобретение, можно считать потерянным бессмысленно.

Знать - не означает уметь. Умение, в отличие от знания, - категория чисто практическая. Это доведённая до автоматизма привычка. Она приобретается в постоянном использовании полученной информации в конкретном деле. Только так можно актуализировать знания и придать им общезначимую, духовную окраску.

То же касается и чувственного опыта. Чужой опыт, не соотносящийся с собственными ощущениями, может научить, но только абстрактно. Действовать или не действовать также, он не заставит не каждого. Для этого нужны личные переживания. Только они застревают в памяти и помогают в будущем.

Как это происходит? Основные постулаты сформулированы ещё в Библии, в нравственных наставлениях Моисея. Он подробно излагает, что не следует делать, дабы избежать осуждения общества. В более собранном виде это формулирует Кант, предлагая категорически не совершать тех поступков, которые считаешь недопустимыми по отношению к себе.

Медитация тоже не приводит к духовному развитию. Она лишь способствует концентрации биологической энергии для достижения собственной цели, не имеющей значения для окружающих. Гуманитарный фактор, являющийся одним из определяющих показателей духовности, здесь отсутствует.

Молитвы и всевозможные мантры дают возможность отвлечься от реальных проблем и перенести их решение на те или иные мифические источники. Духовный смысл им могут придать только многолюдные церемонии, объединяющие свою паству вокруг событий, одинаково ценных для всех. Например, касающихся войны и мира, жизни и смерти.

Отшельничество, как способ ухода от мира, было изначально призвано для сохранения ценностей, преследуемых современным обществом и почитаемых истинно правильными. В допетровской Руси такими были старообрядцы, в Древнем Китае - монахи отдалённых от столицы горных монастырей.
Культура отшельников, как и диких племён Южной Америки или Африки, носи оттенок даже высокой духовности, но она замкнута в пределах определённой территории и, в сущности, недоступна для других. Её значение имеет ограниченный характер на мировую цивилизацию.

Отказ от материального благополучия во имя духовного самосовершенствования - одна из крайних концепций. Аскетическое мировоззрение основано на убеждении, что только человек, раскрепощённый от постоянного поиска средств к существованию, способен свободно развивать себя.

Данную идею настойчиво пропагандируют многочисленные псевдорелигиозные секты. При этом истинной целью их становится обогащение проповедников с помощью полного ограбления своих адептов. Все сомнения в бескорыстности всевозможных духовных учителей подавляются силой.

На самом деле материальное благополучие личности нисколько не противоречит развитию её духовности. Напротив, оно только помогает этому процессу. Возможности состоятельного человека позволяют ему постоянно повышать своё образование, а также путешествовать, перенимая лучшее у других культур и цивилизаций и увеличивать, таким образом, духовный потенциал. Проблема заключается только в достижении гармонии между материальным и духовным развитием.

Что понимают под духовностью

Исчерпывающего определения духовности, способного убедить в её практической необходимости, не существует. Ясно только одно: человек, лишённый духовного потенциала, не окажет благотворного влияния ни на развитие общества, ни на счастливое определение собственной судьбы.

На что же тогда ориентироваться, чтобы выработать в себе качества, более-менее приближенные к духовному идеалу? Социологический опрос, проведённый среди студентов нескольких ведущих вузов страны, показал, что сознательный выбор у них сделан в пользу ряда жизненных установок. К главным из них относятся:

  1. всестороннее развитие личности;
  2. нравственность, обеспечивающая уважение в обществе;
  3. осмысленность своих поступков;
  4. формирование интеллектуального и духовного багажа, достаточного для продвижения карьеры;
  5. бескорыстие и преданность в дружбе;
  6. душевность в любви;
  7. равноправие в браке, где мужчина и женщина помогают и поддерживают друг друга, не нарушая душевный покой ненужными ссорами.

Молодые люди склонны вечным, признанным большинством, идеалам. Таким, например, как вера в Бога,цементирующим лучшие духовные традиции поколений. При этом само имя Господа у людей будет разным, знаменующим любую из мировых религий. Но будь это православие, ислам, иудаизм или буддизм, - понятие высшей справедливости, которую олицетворяет каждый из богов, остаётся одинаковым для представителей разной религии.

Важное место среди ценностей духовного плана занимает патриотизм. Это возвышенное чувство касается не только любви к близким и к стране, но и готовности всё это осознанно защищать в трудный час. Семья и общество должны прививать его уже с детства. Каждый ребёнок, родившись, становится гражданином, ответственным за своё отечество. Ему это нужно постоянно внедрять в сознание.

Современный человек, по мнению молодёжи, обязан постоянно совершенствоваться.

Только таким образом он сможет адекватно действовать в мире, изменяющемся с нарастающей скоростью. Наряду с получением информации, полезной для профессиональной деятельности, следует развивать и свою эмоционально-чувственную сферу, позволяющую гуманизировать, сделать более человечными, личные отношения различных людей.

Незаменимое средство для гармонизации своего внутреннего мира - общение с прекрасным. Так книги тренируют фантазию, изобразительное искусство расширяет круг визуальных представлений о жизни, подходящая погружает в сонм необычных звуков, способных создать любое настроение, которое комфортно в настоящий момент.

Многое из этого воспринимается бессознательно, на уровне затаённых инстинктов. Не всё принимается сразу. На первых этапах что-то из прочитанного, увиденного или услышанного может быть неправильно понято и отторгнуто. Только со временем, набираясь знаний и опыта, имея возможность сравнивать разные вещи, люди осознают, что для них не важно, а что необходимо, как воздух.

Зачем это нужно

Духовное развитие личности всегда даёт позитивный эффект. Каким бы оно ни представлялось второстепенным, на первый взгляд, в конечном итоге плоды его ощутимы в жизни.

В результате постоянного совершенствования внутреннего мира, оттачивания интеллекта и чувственной сферы, человек обретает способность не бояться трудностей и достигать поставленных целей, невзирая ни на какие преграды. На весы биографии у каждого из нас поставлена судьба. Обставить жизнь должным образом можно только во всеоружии, отчётливо представляя конечную цель и имея соответствующий духовный потенциал для её достижения. По-настоящему духовная личность исходит именно из этих соображений, дерзких, но правильных.

Единственными исключениями здесь становятся так называемые «злые гении», люди, направляющие свою неординарную энергию во вред другим. Последствия их деятельности в мировой истории и просто в быту ужасающи. Добро и зло, в понимании этих индивидуумов, не редко меняются местами. Справедливым выставляется насилие, страх, безбожие, дикость. Что можно противопоставить деятельности злодеев? На этот счёт существуют разные взгляды, в том числе и библейско-толстовское непротивление злу насилием. На практике, тем не менее, самым эффективным методом борьбы со злом чаще всего является грубая сила.

Слабая, невежественная натура чужда подобных противоречий. Её постоянно одолевают сомнения в своей уязвимости. Такие люди не уверены даже в возможности достижения какой-нибудь значительной цели. Она их пугает. Неудачи заставляют не искать новый вариант действия, а только оправдываться, ссылаясь на безобидные обстоятельства, которые из лености считают непреодолимыми. Существование подобных субъектов бессмысленно. Они не заслуживают уважения. Удел их - прозябание в жизни и забвение в её горьком финале.

Значение духовного возмужания для каждой личности и общества в целом переоценить очень трудно. Итогом его становится не только технический, но и социальный прогресс. Свидетельство этому – позитивное развитие мировой цивилизации, способной преодолевать всевозможные трудности, стоящие на её пути и двигаться через тернии к звёздам.