На пути из африки в южную америку. Путешествие по южной африке на машине

Способы изготовления не менялись у человечества сотни тысячелетий - самые старые из найденных в Африке орудий с двухсторонней отточкой относятся к 800000 году до нашей эры. Критские находки ограничены именно по этим технологиям с использованием местного кварцевого сырья.

Ранее считалось, что самое древнее человеческое поселение на Крите возникло лишь девять тысяч лет назад. Традиционные теории утверждали, что населявшие Южную Европу и Ближний Восток племена фермеров освоили строительство морских судов и таким образом заселили Крит и другие острова Средиземного моря. При этом их предки пришли в Старый Свет из Африки обходным путем по суше. Однако у ученых уже было доказательство того, что первобытные люди умели покорять морскую стихию. Примером того может послужить заселение Индонезии, которое произошло по крайней мере 800 тысяч лет назад. Этот остров достаточно давно отсоединился от материка, поэтому никакие другие теории не могут объяснить технологии миграции древних гоминидов в Юго-Восточной Азии.

Похоже, что подобная ситуация происходила и во время пути Homo erectus из Африки в Европу. Остров Крит, равно как и другие острова и архипелаги Средиземного моря, служил временной стоянкой во время сложного путешествия. Вместе с тем, первобытные люди не задерживались здесь надолго - каменистая почва и скудный растительный мир не делали Крит особо привлекательным для постоянного проживания. Пока ученые не могут дать подробного описания способа, который использовался Homo erectus для путешествия через Средиземное море. Но огромное количество инструментов говорит о том, что переселенцы провели на острове Крита достаточно много времени. Возможно, за этот период оседлого существования, могло смениться поколение или даже несколько.

Крит долгое время оставался загадкой для ученых. Несмотря на то, что этот остров сформировался более полумиллиона лет назад, он часто подвергался тектоническому воздействию. Историки считали, что люди начали заселять Крит только 6000 лет назад, затем этот срок увеличили до 9000. Лишь недавно палеоантропологии предположили, что остров мог быть обитаемым еще десятки тысяч лет назад. Доказать это помог случай, когда разразившееся на Крите землетрясение перевернуло часть слоев почвы, подняв на поверхность культурный слой, датирующийся 150000-130000 годами до нашей эры. Там археологи и нашли предметы первобытного обихода. Кроме того, было обнаружено несколько находок, относящихся к более поздним эпизодам колонизации Крита - к 110000, 85000 и 45000 годам до нашей эры.

Освоение моря явно произошло раньше, чем это ранее предполагали истории. Даже неандертальцы изобрели способ пересекать крупные водные преграды. Об этом говорят исследования, доказавшие, что Homo neanderthalensis добрались до Испании и Южной Франции через Гибралтарский пролив, преодолев его или вплавь, или используя сооружения вроде плотов.

Португалия и Испания первыми среди европейских стран предприняли поиски морских путей в Африку и в Индию. В поисках были заинтересованы дворяне, купцы, духовенство и королевская власть этих стран. С окончанием реконкисты (в Португалии она окончилась в середине XIII в., а в Испании - в конце XV в.) масса мелкопоместных дворян - идальго, для которых война с маврами была единственным занятием,- осталась без дела. Эти дворяне презирали все виды деятельности, кроме войны, и, когда вследствие развития товарно-денежного хозяйства увеличилась их нужда в деньгах, многие из них очень скоро оказались в долгу у городских ростовщиков. Поэтому идея разбогатеть в Африке или и восточных странах представлялась этим рыцарям реконкисты, оставшимся без дела и без денег, особенно увлекательной. Умение воевать, приобретённое ими в войнах с маврами, любовь к приключениям, жажда военной добычи и славы вполне годились для нового трудного и опасного дела - открытия и завоевания неизвестных торговых путей, стран и земель. Именно из среды небогатых португальских и испанских дворян вышли в XV-XVI вв. смелые мореплаватели, жестокие завоеватели-конкистадоры, уничтожившие государства ацтеков и инков, алчные колониальные чиновники. «Они шли с крестом в руках и с ненасытной жаждой золота в сердце»,- пишет об испанских конкистадорах один современник. Богатые горожане Португалии и Испании охотно давали деньги на морские экспедиции, которые сулили им обладание важнейшими торговыми путями, быстрое обопщение и главенствующее положение в европейской торговле. Католическое духовенство освящало религиозным знаменем кровавые дела конкистадоров, так как благодаря последним оно приобретало новую паству за счёт новообращённых в католичество племен и народов и увеличивало свои земельные владения и доходы. В открытии новых стран и торговых путей была не менее заинтересована и королевская власть Португалии и Испании. Нищее, испытывавшее тяжёлый феодальный гнёт крестьянство и малоразвитые города не могли дать королям достаточно денег, чтобы покрыть те расходы, которых требовал абсолютистский режим; в обладании важнейшими торговыми путями и колониями короли видели выход из денежных затруднений. Кроме того, многочисленные воинственные дворяне, оставшиеся без дела после реконкисты, представляли серьёзную опасность для короля и городов, так как их могли легко использовать крупные феодалы в борьбе против объединения страны и усиления королевской власти. Короли Португалии и Испании стремились поэтому увлечь дворян идеей открытия и завоевания новых стран и торговых путей.

Морской путь, связывавший итальянские торговые города со странами Северо-Западной Европы, проходил через Гибралтарский пролив и огибал Пиренейский полуостров. С развитием морской торговли в XIV-XV вв. повысилось значение прибрежных португальских и испанских городов. Однако экспансия Португалии и Испании была возможна только в сторону неведомого Атлантического океана, потому что торговля по Средиземному морю уже ранее была захвачена могущественными морскими городами республиками Италии, а торговля по Северному и Балтийскому морям - союзом немецких городов - Ганзой. Географическое положение Пиренейского полуострова, выдвинутого далеко на запад в Атлантический океан, благоприятствовало такому направлению экспансии Португалии и Испании. Когда же в XV в. в Европе усилилась необходимость искать новые морские пути на Восток, менее всего в этих поисках была заинтересована монополизировавшая в своих руках всю торговлю между странами Северо-Западной Европы Ганза, а равным образом Венеция, продолжавшая извлекать прибыль из средиземноморской торговли.

Вследствие этих причин внутреннего и внешнего характера Португалия и Испания оказались пионерами в поисках новых морских путей через Атлантический океан.

Первыми на океанические пути вышли португальцы. После завоевания португальскими войсками в 1415 г. марокканского порта Сеуты - крепости мавританских пиратов, расположенной на южном берегу Гибралтарского пролива, началось продвижение португальцев на юг, вдоль западного побережья Африки к Западному Судану, откуда по суше на север привозились золотой песок, рабы и слоновая кость. Португальцы стремились проникнуть далее на юг от Сеуты, в «море мрака», как тогда называли неизвестную европейцам южную часть Атлантического океана. Сильные арабские государства в Северо-Западной Африке не позволяли португальцам осуществить экспансию на восток, вдоль средиземноморского побережья Африки. Западная часть Средиземного моря фактически была в руках арабских пиратов.

В организации экспедиций португальцев в первой половине XV в. вдоль западного африканского побережья принял участие португальский принц Энрико, более известный в истории под именем Генриха Мореплавателя. На юго-западном берегу Португалии, в Сагрише, на каменистом мысе, далеко выступающем в океан, были построены обсерватория и верфи для строительства кораблей, а также основана мореходная школа. Сагриш стал для Португалии морской академией. В нём португальские рыбаки и матросы под руководством итальянских и каталонских моряков проходили обучение морскому делу, там занимались усовершенствованием кораблей и навигационных приборов, вычерчивались по сведениям, привозимым португальскими мореходами, морские карты и разрабатывались планы новых экспедиций на юг. Со времён реконкисты португальцы были знакомы с арабской математикой, географией, навигацией, картографией и астрономией. Средства на подготовку путешествий Генрих черпал из доходов возглавляемого им духовно-рыцарского ордена Иисуса, а также получал путём организации ряда торговых компаний на паях у богатых дворян и купцов, рассчитывавших увеличить свои доходы посредством заморской торговли.

Сначала мореплавание развивалось в Португалии медленно; трудно было найти смельчаков, которые рискнули бы отправиться в «море мрака». Но положение значительно улучшилось после того, как на западе португальцы овладели в 1432 г. Азорскими островами, а в 1434 г. Жил Эанниш обогнул мыс Бохадор, южнее которого жизнь считалась в средние века невозможной; через 10 лет после этого другой португальский моряк прошёл на 400 миль южнее этого мыса и привёз в Португалию золото и рабов-негров, положив начало португальской работорговле. В середине 40-х годов португальцы уже обогнули Зелёный Мыс и достигли побережья между реками Сенегал и Гамбия, густозаселённого и богатого золотым песком, слоновой костью и пряностями. Вслед за этим они проникли в глубь материка. Принц Генрих Мореплаватель, возражая на словах против работорговли, на деле всячески поощрял её; в Западную Африку стали регулярно отправляться его корабли для ловли невольников и приобретения золотого песка, слоновой кости и пряностей, вымениваемых у негров на безделушки; обычно принц получал значительную долю привозимой добычи.

Надежда на ограбление всего африканского побережья ускорила португальской продвижение на юг. В 60-70-х годах португальские моряки достигли побережья Гвинейского залива и пересекли экватор; на португальских картах Африки появились новые характерные названия: «Перечный берег», «Берег слоновой кости», «Невольничий берег», «Золотой берег». В начале 80-х годов моряк Диего Као совершил три путешествия на юг ох Золотого берега, прошёл устье реки Конго и у южного тропика поставил свой «падран» - каменный столб, воздвигаемый на открытой территории в знак её присоединения к владениям короля Португалии. Наконец, Бартоломсу Диас в 1487 г. достиг мыса Доброй Надежды, обогнул его и вышел в Индийский океан. Однако экипаж его кораблей, утомлённый трудностями пути, отказался продолжать плавание, и Диас был вынужден вернуться в Лиссабон, не достигнув берегов Индии. Но он утверждал, что от Южной Африки можно пройти морем до берегов Индии. Это же подтвердил и Педро Ковельяно, посланный в 1487 г. португальским королём на поиски кратчайшего пути в Индию через страны Северной Африки и Красное море и побывавший на малабарском побережье Индии, в городах Восточной Африки и на Мадагаскаре; в своём донесении королю, посланном из Каира, он, по словам современника, сообщал, что португальские каравеллы, «которые ведут торговлю в Гвинее, плавая от одной страны к другой курсом на этот остров (Мадагаскар) и Софалу, легко смогут пройти в эти восточные моря и подойти к Каликуту, ибо, как он узнал, здесь всюду находится море».

Для завершения поисков морского пути в Индию португальский король Маноэль отправил экспедицию во главе с одним из своих придворных, Васко да Гамой, происходившим из небогатых дворян. Летом 1497 г. четыре корабля под его начальством вышли из Лиссабона и, обогнув Африку, прошли вдоль её восточного побережья доМалинди, богатого арабского города, непосредственно торговавшего с Индией. Португальцы заключили «союз» с султаном этого города, позволившим им взять с собой в качестве лоцмана знаменитого Ахмеда ибн Маджида, под руководством которого они и завершили своё плавание. 20 мая 1498 г. корабли Васко да Гамы бросили якорь у индийского города Каликут, одного из крупнейших торговых центров Азии, «пристани всего Индийского моря», как назвал этот город русский купец Афанасий Никитин, побывавший в Индии во второй половине XV в. С разрешения местного раджи они начали скупать в городе пряности. Арабские купцы, державшие в своих руках всю заморскую торговлю города, увидели в этом угрозу своей монополии и стали восстанавливать раджу и население города против португальцев. Португальцам пришлось спешно покинуть Каликут и отправиться в обратный путь. В сентябре 1499 г. Васко да Гама вернулся в Лиссабон. К концу двухлетнего трудного плавания уцелело менее половины команды.

Возвращение в Лиссабон португальских кораблей с грузом пряностей из Индии было торжественно отпраздновано.

С открытием морского пути в Индию Португалия начала овладевать всей морской торговлей Южной и Восточной Азии. Португальцы повели жестокую борьбу с арабской торговлей и судоходством в Индийском океане и стали захватывать важнейшие торговые и стратегические пункты Южной Азии. В 1501 г. мореплаватель Кабрал с военной флотилией прибыл в индийские воды, бомбардировал Каликут и закупил груз пряностей в Кочине. Через два года в Индийский океан снова отправился Васко да Гама; в качестве «адмирала Индии» он грабил и топил суда арабских купцов и, возвращаясь в Лиссабон с огромной добычей, оставил в индийских водах постоянную военную эскадру для пиратского грабежа судов, курсировавших между Египтом и Индией. Вскоре португальцы захватили остров Сокотру, у входа в Аденский залив, и крепость Диу на северо-западном побережье Индии и установили, таким образом, свой контроль над морскими путями, соединяющими Красное море и Южную Азию. «Пополнения стали приходить к ним из Португалии, и они начали пересекать дорогу мусульманам, забирая в плен, грабя и захватывая насильно всякие суда», - сообщает один арабский историк XVI в. Захваченные ими в Индии земли и города стали оплотом дальнейшей экспансии Португалии в Азию. Вице-король Португальской Индии д"Альбукерке овладел крепостью Гоа на западном побережье Индии и иранским портом Ормуз, а в 1511 г. взял Малакку, богатый торговый город в Малаккском проливе, запирающий вход в Индийский океан с востока. «Лучшее из всего, что есть на свете», - так оценивал Малакку Альбукерке. С взятием Малакки португальцы перерезали главный путь, связывающий страны Передней Азии с основным поставщиком пряностей - Молуккскими островами, и вышли в Тихий океан. Ещё через несколько лет они захватывают эти острова и завязывают морскую торговлю с Южным Китаем. Наконец, в 1542 г. они достигают берегов далёкой Японии и основывают там первую европейскую факторию.

Осуществляя эту экспансию на Восток, португальские завоеватели пользовались приёмами судовождения мореходов Востока, арабскими и яванскими картами стран и морей Южной Азии. На одной карте яванского кормчего, попавшей в руки португальцев в 1512 г., были изображены мыс Доброй Надежды, португальские владения, Красное море, Молуккские острова, морские пути китайцев с прямыми дорогами, где проходят корабли, и с внутренними частями страны. По этой карте и двигались португальские корабли через моря Малайского архипелага к Молуккским островам, Капитанам португальских судов инструкциями предписывалось привлекать в качестве лоцманов цейлонских и яванских кормчих.

Таким образом был открыт морской путь из Западной Европы в Индию и в Восточную Азию. Вместе с этим открытием посредством захватов была создана огромная колониальная империя Португалии, простиравшаяся от Гибралтара до Малаккского пролива. Португальскому вице-королю Индии, находившемуся в Гоа, подчинялись пять губернаторов, управляющих Мозамбиком, Ормузом, Маскатом, Цейлоном и Малаккой. Португальцы подчинили своему влиянию также крупнейшие города Восточной Африки. Важнейшее в истории человечества открытие морского пути, связавшего Европу с Азией, было использовано феодальной Португалией для собственного обогащения, для грабежа и угнетения народов Африки и Азии.

С этого времени вплоть до прорытия Суэцкого канала в 60-х годах XIX в. морской путь вокруг Южной Африки был главной дорогой, по которой велась торговля между странами Европы и Азии и происходило проникновение европейцев в бассейны Индийского и Тихого океанов.

Larissa

Случайности закономерны для случайностей. Так получилось, что мне случилась необходимость пробыть в Южной Африке больше месяца. По идее, я хотела за это время побывать и на Мадагаскаре и в Танзании, а если была бы возможность и в других странах африканского континента. Но, во-первых, Эбола закрыла путь в некоторые регионы, во-вторых, паспорт, который застрял в индийском посольстве, а я “застряла” в внутри страны. Что делать? Делать лимонад.

Я начала с Кейптауна и его окрестностей, которые и делают Кейптаун таким привлекательным местом как для жизни, так и для туризма. На небольшом полуострове сосредоточены все: неописуемой красоты пейзажи, богатая винодельная культура, развитая городская инфраструктура, и самое главное – кейптаунцы, люди, которые делают город. Но об этом я уже писала.

Жить в Кейптауне лучше всего либо в Waterfront, Greenpoint, либо в центре, хотя все эти районы в 10 минутной досягаемости друг от друга. Да и вообще передвигаться можно легко либо на общественном транспорте “MyCiti” (по пластиковому абонементу), либо на такси, которое тут не очень дорогое. Кстати, здесь работает UBER.


Пару слов о безопасности. В Кейптауне, да, и в целом в Южной Африке, я чувствую себя спокойно. Обычные меры предосторожности: не заходить в незнакомые “темные” районы одной, не оставлять на виду вещи в машине. К примеру, камерой я спокойно пользовалась в любом месте, без опаски, в отличии от Южной Америки, где постоянно оглядываешься, чтобы кто-нибудь не подбежал и не выхватил ее из рук. Также, в Южной Африке одна из лучших банковских систем в мире. ПОС-терминалами оснащен каждый “киоск”, а ATM стоят на каждом шагу. Кейптаун – “белый” город. Как в плане правящей политической партии, так и в основном населении. Черное население живет в пригородах.


Сухой контекст Южной Африки:
– Страна прошла путь бескровной “революции”, освободившись от апартеида только 20 лет назад.
– 11 официальных языков. Практически все говорят на английском в том числе.
– Правительство инвестирует в развитие туризма. В том числе и в строительство дорог.
– Цены низкие. Национальная валюта – ранд, одна из стабильных валют. Обеспечена золотом, добываемым здесь же. Ну и бриллиантами надо полагать.

Если же планировать свой “отпуск” в Южной Африке, то я бы посоветовала начать именно отсюда, и затем двигаться вдоль побережья до тех пор, пока у вас хватит времени. Моего времени хватило на то, чтобы проехать “от берега до берега” – от Атлантики до Индийского Океана, вплоть до границы с Мозамбиком в национальном заповеднике “Кругер”.

Лучше всего это делать на машине по нескольким причинам:
аренда машин дешевая. (20-50 долларов в день, механика или автомат).
Единственное, к чему предстоит привыкнуть – к правостороннему движению. Привыкание происходит на второй день. Лучше бронировать через интернет заранее. Особенно в высоко-туристские сезоны: декабрь – февраль. Не забывайте, что это лето для Африки.
при аренде можно не брать GPS за доп.плату, а подключить googlemaps через свой смартфон в аудиосистему
не забудьте купить местную сим-карту с планом интернета (отдельно покупается время для разговоров (airtime), и отдельно пакет-данные интернета)
– дороги отличные. движение спокойное.
– пейзажи на каждом шагу захватывают дух
– 1 л бензина стоит примерно 1,2 доллара

Мой маршрут был таким:
Кейптаун и окрестности – неделя

Полуостров. Дневной маршрут вокруг Кейптауна:
Kalk Bay – небольшой городок полный антикварных лавок. Такого выбора я не видела давно. А может и нигде.

Penguin Boulder – свободные южно-африканские пингвины! Это заповедник.

Cape Point – самая южная точка Африки. Ну или почти самая. Самая – это Cape Agulhas, что в 3 часах езды. Но Cape Point стоит посещения.




Обратно возвращайтесь через другую сторону (см. карту) – там встречайте закат.

Stellenbosch (Стелленбош). 2-4 дня.

Винный район в часе езды от Кейптауна. В районе более 40 виноделен от простых “исторических”, до high-end с отелем, рестораном. В каждой винодельне предлагается дегустация (в среднем 15 у.е. за подборку вин). На многих кроме вина производят либо оливковое масло, либо сыр. За день можно объехать до 4-6. Лучше всего, остановиться на ночь в какой-нибудь из них. Винные холмы, вкусная еда, умиротворение, закат…


Graff

Tokara – high end – через дорогу от Graff

Muratie – лучший портвейн ЮАР


Muratie – портвейн

Fairview – самый крупный производитель козьего сыра (!), рядом, так называемый Spice Route.

Garden Route / 4 дня минимум / 1800 км


От Кейптауна езжайте в:

Hermanus (Эрманус)


Городок, известный как точка наблюдения за китами (сезон: август – сентябрь). Но сама дорогая – это постоянный экстаз для визуала, не перестаешь захлебываться эмоциями от видов, сочетающих океан и горы. Дорогая идет вдоль побережья и это самый красивый highway, который я когда-либо видела. С ним я бы сравнила дорогу вдоль побережья Италии до Поситано, или вдоль Orange County до Laguna Beach.
Проведите там день, прогуляйтесь вдоль Cliff Path. В соседнем городе можно поехать посмотреть на акул. Для любителей экстрима, можно и нырнуть в клетке. Но мне показалось это негуманным, в основном по отношению к акулам, которых там можно сказать “дразнят”, чтобы показать ныряльщикам.


Cape Agulhas (Кейп Агулас) – самая южная точка Африки, место, где сливаются два океана. Делать там особенно нечего, кроме как поставить галочку в своей тур.книжке.


Knysna (Найсна) – красивый прибрежный город, со своей лагуной, островком, китами, едой. Делать там ничего не надо. Надо просто быть.



Tsitsikamma (Цицикамма) – это отдельная песня.


Блоукранс – самый высокий мост в мире

Помимо Bloukrans (Блоукранс) – самого высокого моста в мире, с которого совершаются прыжки, надо обязательно заехать в сам национальный парк. Либо на день, либо остановиться там на пару дней. Поразительный бушующий океанический берег! Если вы остановитесь в отеле при парке, то волны будут бить практически в ваше окно. Представьте себе как это просыпаться в таком месте.: с одной стороны супер-волны, с другой – горные леса.


Нац.парк “Цицикамма”

Jeffreys Bay (Джеффрис Бей) – рай для серфингистов. На знаменитых SuperTubes (супер-волны), проводятся мировые чемпионаты по серфингу.



Если вы после этого возвращаетесь обратно в Кейптаун, то можно поехать уже не вдоль берега, а немного вглубь и посетить пещеры.

Но. Если вы решите ехать дальше, то ваш путь лежит в Transkei. Трайнскай – это дикий рай. Здесь вы не найдете “отелей”, а только backpackers или в лучшем случае B&B. Но если вы любите нетронутую природу, отсутствие туристов, пешие походы, то вам понравится.



Из Транскай нужно ехать в Drakensberg (Дракенсберг) – еще одно “дикое”, но совершенно потрясающее место, где расположен национальный парк Royal Natal. Ехать туда стоит за горами. За такими горами, который стоят как амфитеатр, собственно, так и называется это горная гряда.

За один день доехать можно, но тяжко (этот отрезок дороги в одну полосу), лучше остановиться на ночь в Durban (Дурбан). Как мне показалось в Дурбане больше, чем на ночь останавливаться не за чем. Город непривлекательный, а пляжей вы уже насмотритесь и лучше.

А дальше уже в заповедник Kruger (Круга). Опять же, можно доехать и за день, но я остановилась в Nelspruit (Нельспрут), городок, в часе езды от Кругера. Остановиться надо под нескольким причинам: 1) время в дороге от Дракенсберга до Кругера 8 часов. 2) Ворота в Кругер (а это “мир животных”) закрывают в 18.00. 3) в Нельспруте есть B&B, в котором так хорошо отдохнуть в пути. А утром спокойно въехать в заповедник.

Kruger National Park (Национальный заповедник Кругер).

Кругер стал моим первым опытом “сафари”. Не знаю как вы представляли это себе сами, но мне казалось, что это должно быть “дико”: палатка, москиты, рычание львов по ночам. Оказалось, что все проще. Это больше похоже на огромный мир животных, с островками для ночлега людей. Островки эти вполне цивилизованные, как огражденные лагеря гостиничного типа, с заправками, магазинами, и, понятно, домиками. Рано в 6 утра ворота лагерей открываются, и люди выезжают на своих авто, чтобы потеряться в саванне на день, ровно до 18.00, когда ворота снова закрываются. Ночные сафари разрешены только с экспедиторами (типа экскурсии, называются game drive). Геймдрайв – это такая “экскурсия”, когда вас сажают в миниавтобус открытого типа и везут в проверенные места, где точно есть животные. Ну они есть везде, но, например, львов или леопардов самим найти сложно, а экспедиторы знают “злачные” места. В общем, даже если вы будете ездить сами, возьмите 1-2 геймдрайва.


Я в Кругере провела 4 ночи, каждую в разном лагере. Каждый лагерь расположен в “другой” зоне, отличающейся как пейзажами, так и даже климатом, и, соответственно животными. На самоезде я увидела всех “BIG5” (Большую Пятерку: слон, носорог, лев, леопард, буйвол), кроме леопарда. А также десятки жирафов, косуль, антилоп, мангустов, диких собак, и прочих прочих прочих животных и птиц. Сегодня разговаривала с одной парой, которые приезжают в ЮАР четвертый раз и ни разу не видели леопарда. А другие видят их постоянно. В общем, тут как повезет.

Небольшой дискомфорт только в том, что ездить приходится целый день, а выходить из машины нельзя. Но можно, например, выехать рано утром, затем вернуться днем, а затем выехать ближе к закату. Но, если честно, так увлекательно, что останавливаться днем невозможно. Кстати говоря, многие приезжают в парк со своим кэмпингом, и в этих же лагерях арендуют не бунгало, а место, где разбивают свои тенты и живут тут неделями. Особенно семьи, и пенсионеры.

Про семьи. Мне кажется, что для детей это один из самых одновременно захватывающих и полезных видов отдыха. Какой там Микки-Маус, говорите?

Несколько советов:
Бронировать “отели” нужно заранее. Это очень популярное направление.
Можно остановиться как в “отелях”, принадлежащих нац.парку, а можно в частных, последние – luxury, и, соответственно в 3-4 раза дороже.
Можно остановиться и вне парка, а парк заезжать на день, но тогда вы не сможете исследовать парк рано утром, или ночью, а это стоит того.
Машина нужна обязательно. Парк работает по принципу – self-drive, то есть ты сам ездишь по нему. Можно, конечно приехать на день с тур.автобусом….
Парк – огромный. Максимальная скорость передвижения – 50 км/ч. Чтобы проехать от одного лагеря к другому, например, расстояние в 100 км. может уйти несколько часов, так как вы же на животных приехали смотреть, а не передвигаться от точки А до точки Б.
Дороги в парке асфальтированные, а те, что неасфальтированные все-равно хорошо укатанные, поэтому обычная малолитражка спокойно подойдет.
Если останавливаться в лагерях парка, то они self-catered. То есть, все бунгало оснащены кухнями, где вы можете готовить еду сами. Во всех лагерях есть большие или небольшие продуктовые магазины. Также, в большинстве из них работают и кафе-рестораны. Где-то лучше, где-то хуже.

Но в целом, мир животных меня заворожил… Представьте себе, что в метре от вас вдруг выходит жираф и как ни в чем ни бывало начинает жевать высокий куст, в котором сидит антилопа, а рядом пасется стадо слонов. При этом в чувство тебя приводит опасность, так как все они – дикие животные. Так, если слон начинает коситься на вас и при этом “распускает” уши, лучше потихоньку отъехать в сторону.

Как вы поняли, ЮАР я очень сильно рекомендую. Более того, думаю, что я постараюсь организовать что-нибудь с друзьями по поводу поездки сюда. И если вам нужны будут советы по организации вашего путешествия, не стесняйтесь, обращайтесь, буду рада помочь, если смогу.

*Единственный город, который мне все рекомендуют избегать это Йоханнесбург, как самый опасный и криминогенный, из-за большого количества нелегальных иммигрантов, которые захватили целые жилые районы и из-за отсутствия возможности легально работать промышляют разбойными нападениями. Поэтому туда я не поехала.

: она отправилась в Африку, чтобы провести там медовый месяц. И ни разу об этом не пожалела.

В моих дерзких планах увидеть весь мир идея поехать в ЮАР не опережала мечты о Новой Зеландии, Австралии, Японии, Исландии и еще как минимум десятке сказочно красивых стран ровно до тех пор, пока мне не поступило предложение выйти замуж, а вместе с ним, как водится, отправиться в медовый месяц. Время от времени вращая глобус в поисках лучшего места для начала семейной жизни, мы с тогда еще будущим мужем никак не могли определиться с конечным направлением. Однажды я, перебирая в инстаграме геотеги завидных путешественников, наткнулась на серию кадров одного фотографа, менявших некое стереотипное, сформировавшееся еще в детстве на основе небезызвестной сказки представление об Африке. Высокая контрастность присутствовала не только в изображениях, но и в целостном видении этой незнакомой мне страны: от знойных пустынь до густых тропических лесов, от шумных водопадов до спрятанных в облаках горных вершин, от переполненных мегаполисов до безлюдных пляжей – через призму чужого объектива я видела то, о чем умалчивает интернет. Тогда и было принято бесповоротное решение отправиться в самую южную точку африканского континента.

Первым делом мы обнаружили, что перелет в ЮАР немногим дороже, скажем, аэрофлотовских билетов до Парижа. Следующим пунктом стали отели: один только booking.com предлагал более 13 000 вариантов размещения по всей стране со средним ценником на комфортное жилье в пределах 100 евро. Пазл продолжал складываться и дальше: в марте этого года обладатели российских паспортов получили право на безвизовый въезд в Южно-Африканскую республику сроком до 90 дней. Друзья и знакомые, однако, не скрывали своего удивления, узнав, что мы «дикарями» едем в столь экзотичное место.

За неделями шли месяцы, а я продолжала заносить на карту все «обязательные к посещению» локации. «Моя» Африка собралась из сотен снимков, и я все ждала, когда увижу эти снимки в отражении глаз такого же безумца, решившего начать ханимун (от англ. honeymoon – медовый месяц – прим. авт.) в городе с дурной славой – Йоханнесбурге . И вот настал день, когда мы отправились навстречу неизвестности. Концентрация адреналина увеличивалась по мере сокращения количества километров до криминального центра ЮАР.

Приземлились, прошли паспортный контроль, с опаской поменяли первую пару сотен евро на рэнды (южноафриканский рэнд – национальная ден. единица ЮАР – прим. авт.).

Сумерки задушили город в темных объятиях, пока мы доехали до отеля. Нас встретила добродушная хозяйка, которая за широкой белозубой улыбкой прятала объяснения насчет неработающего интернета и по-зимнему холодной комнаты. Мы, изможденные долгой дорогой, вызвали Uber , добрались до ближайшего ресторана, отмеченного звездочкой на нашей карте, и оказались в привычной обстановке большого города, где обсуждения планов на вечер смешались с ароматами ожидающих блюд в тарелках снующих официантов. В тот вечер обжигающее предвкушение нового дня в одном из опаснейших городов мира мы запивали красным южноафриканским вином – по цене московского американо.

Следующее утро началось с аренды машины. Мы взяли скромный Ford и, выехав на шоссе, первые минут 15 провели в тишине, прикрывающей еще не отпустившее нас напряжение. Ужасающие легенды про Йоханнесбург таяли подобно миражам: от всех прочих городов этот город отличался лишь… отсутствием «белых» прохожих на улицах (светлокожие люди передвигаются здесь исключительно на авто). ЮАР называют радужной страной: под этой метафорой скрывается многонациональность общества, которое и сейчас преодолевает разделения, восходящие к эпохе апартеида. Я не хочу заполнять пространство сухими историческими справками, но Африка хранит в себе удивительную историю, про которую, увы, не рассказывают в школе.

За три дня, проведенных в Йоханнесбурге, мы успели всем сердцем полюбить Южную Африку. Открытые, доброжелательные люди, аутентичные рестораны и стильные кофейни, уникальная близость с природой, доступные цены – мы ровным счетом не нашли здесь ни одного недостатка и уехали с твердым намерением вернуться вновь.

Далее в нашем кропотливо составленном маршруте значился Национальный парк Крюгера, где, подобно журналисту National Geographic, можно понаблюдать за животными в их естественной среде обитания. Сложно уместить в несколько слов все те эмоции, которые испытываешь, когда видишь слона на расстоянии вдвое меньше его хобота, или преграждающего тебе путь носорога, или вальяжно идущего под вспышки фотокамер, словно по красной дорожке, льва. В такие мгновения чувство благодарности за возможность лицезреть обнаженную красоту природы становится сильнее детского восторга.

По мере приближения к океану мы объездили, пожалуй, все самые колоритные уголки северо-восточной части ЮАР: третий по величине каньон в мире Blyde River Canyon в окружении скал-близнецов Three Rondavels; засветившуюся в фильме «Наверное, боги сошли с ума» смотровую площадку God’s window; выточенное водой творение природы с забавным названием «Ухабы удачи Бурка» (Bourke’s Luck Potholes); Драконовы горы (Drakensberg), окутанные клубами дыма, будто выпускаемого из ноздрей спящего дракона; безмолвное озеро Sterkfontein Dam и небольшие заповедники, где можно, например, поиграть с тигром-малышом. Так мы добрались до шумного Дурбана, чей соленый воздух предвещал встречу с океаном – неистовым и вольным. За неделю Африка настолько избаловала нас видами, что следующий отрезок пути до Ист-Лондона показался скучным, пока мы преодолевали почти семь сотен километров, чтобы вновь увидеть сливающуюся с небом водную гладь. Приехав в национальный парк Тситсикамма (Tsitsikamma), мы в очередной раз отказывались верить своим глазам: в этой стране было «слишком» красиво. Хотелось остаться в каком-нибудь одиноком домике на берегу, чтобы по утрам пить кофе, слушая, как свирепые волны обрушиваются на скалы, рассыпая мириады брызг. Однако на карте значилось еще несколько городков, которые нельзя было пропустить.

Мы двинулись дальше по знаменитой «Дороге садов» (Garden Route) – в сторону прекрасной Найсны, где со смотровой Knysna Head впервые довелось увидеть кита, неохотно показывавшего брюхо из-под воды и где в районе Плеттенберг-Бэй мы гуляли по деревянным помостам, проложенным по бархатисто-зеленым утесам. Неподалеку от Джорджа прокатились по Montagu Pass – узкой, словно затерянной среди изумрудных гор дорожке, где можно насладиться уединением, слушая тишину. В Мосселбай мы застали миграцию дельфинов: их бесчисленные стаи, синхронно выпрыгивая из воды, стремительно уносились прочь, скрываясь в закатных сумерках. На следующий день, миновав страусовую ферму в Оудсхорне, добрались до пещер Канго, где природа демонстрирует человеку свои сотканные тысячелетиями труды. Потом живописная трасса R62 привела нас в «столицу белых акул» Гансбай, где мы даже забронировали сеанс дайвинга с этими хищными рыбами, однако неспокойный океан поменял наши планы, и мы отправились в Херманус – одно из лучших мест в мире для наблюдений за китами. Здесь и правда эти гиганты резвятся в 30 метрах, собирая десятки фотографов в ожидании лучшего кадра.

Так мы проехали через всю страну, но нам еще предстояло увидеть «сердце» ЮАР – Кейптаун .

Кейптаун, как и полагается столице, не похож на другие города своего региона. Здесь сразу ощущается ритм мегаполиса и бросается в глаза этническое многообразие. Только представьте, что здесь можно навестить пингвинов на пляже Болдерс, можно добраться до Мыса Доброй надежды, который не удалось обогнуть «Летучему голландцу», можно с вертолета увидеть остров Роббен, где в заключении провел часть своей жизни Нельсон Мандела, а можно достать до облаков, поднявшись на вершину Столовой горы. Чудеса южноафриканской природы гармонично уживаются с «признаками» большого города – популярными ресторанами с листом ожидания в месяц, модными галереями, колоритными кварталами вроде Бо-Каап и дорогими бутиками. Кейптаун стал квинтэссенцией нашего почти 3х-недельного путешествия по совершенно удивительной стране — стране, где сливаются два океана, где летом зима и где национальный женский день отмечают в августе.

Возвращаясь к самому часто задаваемому вопросу про безопасность, скажу, что Африка с неизлечимыми болезнями и жестокими убийствами осталась за чертой, которой современное общество пытается отгородиться от общечеловеческих проблем. В нашем мире, увы, угрозы жизни и здоровью меньше всего зависят от географического положения. Поэтому единственное, чего стоит бояться про ЮАР, — это отсутствия возможности увидеть ее своими глазами.

Фото — Анна Демидова , Jacques Crafford

Thank you! Your submission has been received!

Oops! Something went wrong while submitting the form

Для многих туристов нет лучше способа убедиться в подлинности выражения «весь мир в одной стране», чем отправиться в трехдневное ознакомительное путешествие по Южной Африке на поезде «Rovos Rail» из Претории в Кейптаун или обратно. Путешествуя на роскошном поезде, Вы насладитесь красотой африканской природы, не испытывая неудобств дороги. У вас будет удивительная возможность увидеть золотые луга Хайвельда, горные цепи Большого Кару, винные провинции Капского региона и самый красивый город Южной Африки - Кейптаун. Во время этого путешествия вы познакомитесь с исторической деревней Матжиесфонтейн, основанной во время викторианской эпохи в 1890 г как место, где могут передохнуть усталые путники. Там же, на платформе, вас ждет огромное количество познавательных музеев и коллекция старинных машин. Во время остановки в Кимберли, где зародилась одна из известнейших в мире корпорация по добыче алмазов De Beers, вы сможете совершить ознакомительный тур по городу и посетить «Большую дыру» - самый большой в мире карьер, вырытый людьми без применения техники в поисках алмазов.

Стоимость на человека:
Купе Pulman 1500 дол, Deluxe 2290 дол, Royal Suite 3050 дол

Описание программы Претория-Кейптаун (начало путешествия в среду и пятницу):

День 1 .
15-00 - Отправление поезда от станции Rovos Rail в Капитал Парк. Гостям предлагается освежиться в своих номерах и присоединиться к остальным пассажирам в вагоне люкс в середине поезда, или в обсервационном вагоне, располагающемся в конце.
19-30 - Ужин в вагоне-ресторане

День 2 .
7-00 - Завтрак подается в вагоне-ресторане до 9-45.
9-30 - За 10 минут до прибытия в Кимберли, впереди, по правую руку от вас, будет небольшое озеро. Чаще всего пассажирам удается полюбоваться эффектными стаями фламинго (в которых насчитывается около 23-х тысяч птиц).
9-45 - Прибытие в Кимберли. Гостям предлагается отправиться на обзорную экскурсию по городу с посещением огромного алмазного рудника “Большая дыра” и музея шахт.
12-30 - Отправление из Кимберли.
13-00 - Обед в вагоне-ресторане.

День 3 .
8-00 - У гостей имеется возможность покинуть поезд в Whitehill Siding и проследовать на пешую экскурсию (5км) в Matjiesfontein (Мэтжисфонтейн) вместе с сопровождающим. Необходимо иметь при себе удобную обувь для ходьбы или бега.
8-25 - Прибытие в Мэтжисфонтейн, где вам будет предложено прогуляться по этому историческому поселению. У гостей имеется возможность посетить различные музеи, расположенные прямо на платформе, и полюбоваться роскошной коллекцией старинных машин и железнодорожных вагонов. Завтрак будет подаваться в вагоне-ресторане с 7-00 до 10-00.
10-30 - После отправления из Мэтжисфонтейн вы проедете через Tweedside и Touwns River. К 12-00 вы достигнете первого из четырех тоннелей на пути к Hex River Pass. Второй тоннель имеет длину в 13,5 км, поэтому не забудьте включить свет в своем номере, и будьте осторожны, когда вы находитесь вне него.
13-00 Подача обеда на пути через долину Hex River и г. Вустер.
18-00 - Прибытие на платформу 24 станции Кейптаун и конец путешествия.

Описание программы Кейптаун-Претория (начало путешествия в субботу и понедельник):

День 1.
11-00 - Отправление поезда с платформы 23 станции Кейптаун. Гостям предлагается освежиться в своих номерах и присоединиться к остальным пассажирам в вагоне-люкс в середине поезда, либо в вагоне с большими окнами в конце.
13-00 - Подача обеда в вагоне-ресторане.
15-00 - Вы проедете через г. Вустер на пути к Matjiesfontein (Матжиесфонтейн). К 15-30 мы проедем через первый из четырех тоннелей на пути к Hex River Pass. Третий тоннель имеет длину в 13,5 км, поэтому не забудьте включить свет в своем номере, и будьте осторожны, когда находитесь вне него.
17-45 - Вам будет предложено покинуть поезд, чтобы полюбоваться окрестностями Мэджисфонтейн. У гостей имеется возможность посетить различные музеи, расположенные прямо на платформе, и полюбоваться роскошной коллекцией старинных машин и железнодорожных вагонов. (для небольшой передышки мы рекомендуем бар в отеле Lord Milner).
19-00 - Отправление из Matjiesfontein.
19-30 - Подача ужина в вагоне-ресторане.

День 2.
7-00 - Завтрак подается в вагоне-ресторане до 10-00.
12-30 - Подача обеда в вагоне-ресторане.
14-30 - Прибытие в Кимберли. Гостям предлагается отправиться на обзорную экскурсию по городу с посещением огромного алмазного рудника “Большая дыра” и музея шахт.
16-00 - Возвращение на станцию Кимберли.
16-10 - Через 10 минут после отправления из Кимберли впереди по левую руку от вас будет небольшое озеро. Чаще всего пассажирам удается полюбоваться эффектными стаями фламинго (около 23-х тысяч птиц).
19-30 Ужин будет подан в вагоне-ресторане, пока вы проезжаете через Bloemhof и Leeudoringstad на пути к городу Клерксдорп.

День 3.
7-00 - Завтрак подается в вагоне-ресторане до 10-00. Вы продолжаете свой путь к Претории, проезжая такие города как Крюгерсдорп, Йоханнесбург и Джермистон.
10-45 - Мы прибываем в Centurion, где вас заберет наш локомотив Rovos Rail для заключительного этапа путешествия.
12-00 - Прибытие на станцию Rovos Rail в Капитал Парк, Претория