Жития святых. Земная жизнь Пресвятой Богородицы

С первых времен христианства Пресвятая Дева Мария за Свои великие добродетели, Божие избрание и помощь нуждающимся пользовалась почитанием и благоговением среди христиан.

Слава Девы Марии началась с того времени, когда Архангел Гавриил, приветствуя Ее: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою! Благословенна Ты в женах!" возвестил Ей непостижимую для людей тайну воплощения Сына Божия. Этим же приветствием с прибавлением слов: "Благословен плод чрева Твоего," встретила Пречистую праведная Елизавета, которой Дух Святой открыл, что перед нею Матерь Божия (Лк. 1:28-42).

Благоговейное почитание Пресвятой Богородицы в христианской Церкви выражается многими праздниками, которыми Церковь отмечает воспоминания разных событий из жизни Пресвятой Девы.

Великие подвижники и учители Церкви слагали в честь Девы Марии хвалебные песни, акафисты, произносили вдохновенные слова… При таком благоговейном почитании Пресвятой Девы Марии, конечно, утешительно и назидательно знать, как Она жила, как готовилась, как созрела до такой высоты, чтобы стать вместилищем невместимого Бога-Слова.

Ветхозаветные Писания, предсказывая о воплощении Сына Божия, предсказывали и о святой Деве Марии. Так, первое обетование об Искупителе, данное падшему человеку, заключало уже в себе пророчество о Пресв. Деве в словах осуждения змия: "Вражду положу между тобою и между Женою, и между семенем твоим и между Семенем Ее" (Быт. 3:15). Пророчество о Деве Марии заключается в том, что будущий Искупитель называется здесь Семенем Жены, в то время, как во всех других случаях потомки назывались семенем кого-либо из мужских предков. Святой пророк Исаия уточняет это пророчество, указывая, что Жена, имеющая родить Мессию-Эммануила, будет девой: "Сам Господь даст вам знамение," - говорит пророк маловерующим потомкам царя Давида, - "се, Дева (Ис. 7:14). И хотя слово "Дева" казалось неуместным древним евреям, во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил, что значит: с нами Бог" потому что рождение непременно предполагает супружеское общение, но все же заменить слово "Дева" другим словом, например, "женщина" не посмели.

Евангелист Лука, знавший близко святую Деву Марию, записал с Ее слов несколько важных событий, относящихся к ранним годам Ее жизни. Будучи врачом и художником Он, по преданию, написал и Ее портрет-икону, с которой позднейшие иконописцы делали копии.

Рождество Пресвятой Девы Марии. Когда приблизилось время родиться Спасителю мира, в галилейском городе Назарете жил потомок царя Давида Иоаким с своею женою Анною. Оба они были люди благочестивые и были известны своим смирением и милосердием. Они дожили до глубокой старости, а детей не имели. Это очень огорчало их. Но, несмотря на свою старость, они не переставали просить у Бога, чтобы Он послал им дитя и дали обет (обещание), - если у них родится младенец, посвятить его на служение Богу. В то время не иметь детей считалось наказанием Божиим за грехи. Особенно тяжело переживал бездетность Иоаким, потому что по пророчествам в его роде должен был родиться Мессия-Христос. За терпение и веру Господь послал Иоакиму и Анне великую радость: наконец, у них родилась дочь. Ей дано было имя Мария, что значит по-еврейски "Госпожа, Надежда."

Введение во храм. Когда Деве Марии исполнилось три года, благочестивые родители Ее приготовились исполнить свой обет: они повели Ее в Иерусалимский храм для посвящения Богу. Мария осталась жить при храме. Там Она вместе с другими девицами обучалась Закону Божию и рукоделию, молилась и читала Священное Писание. При храме Божием Пресвятая Мария жила около одиннадцати лет и выросла глубоко благочестивой, во всем покорной Богу, необычайно скромной и трудолюбивой. Желая служить только Богу, Она дала обещание не выходить замуж и навсегда остаться Девою.

Пресвятая Дева Мария у Иосифа. Престарелые Иоаким и Анна долго не жили, и Дева Мария осталась сиротой. Когда Ей исполнилось четырнадцать лет, по закону Ей нельзя было оставаться больше при храме, но нужно было выйти замуж. Первосвященник, зная ее обещание, чтобы не нарушать закон о супружестве формально обручил Ее с дальним родственником, овдовевшим восьмидесятилетним старцем Иосифом. Он обязался заботиться о Ней и охранять Ее девство. Иосиф жил в городе Назарете. Он также происходил из царского рода Давидова, но человек он был небогатый и работал плотником. От первого брака у Иосифа были дети Иуда, Иосий, Симон и Иаков, которые в Евангелиях именуются "братьями" Иисуса. Пресвятая Дева Мария вела в доме Иосифа такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Благовещение. В шестой месяц после явления Архангела Гавриила Захарии по поводу рождения пророка Иоанна Крестителя тот же Архангел был послан Богом в город Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью, что Господь избрал Ее быть Матерью Спасителя мира. Ангел, явившись, сказал Ей: "Радуйся, Благодатная! (то-есть исполненная благодати) - Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами." Мария смутилась от слов Ангела и думала: что значит это приветствие? Ангел же продолжал говорить Ей: "Не бойся, Мария, ибо ты обрела благодать у Бога. И, вот, Ты родишь Сына и наречешь имя Ему Иисус. Он будет велик, и назовется сыном Всевышнего, и Царству Его не будет конца." Мария в недоумении спросила Ангела: "Как это будет, когда Я мужа не знаю?" Ангел ответил Ей, что это совершится силою всемогущего Бога: "Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и Рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот, и родственница Твоя, Елизавета, не имевшая детей до глубокой старости, скоро родит сына; ибо у Бога не останется бессильным никакое слово." Тогда Мария со смирением сказала: "Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему." И Архангел Гавриил отошел от Нее.

Посещение Праведной Елизаветы. Пресвятая Дева Мария, узнав от Ангела, что у Ее родственницы Елизаветы, жены священника Захарии, скоро родится сын, поспешила навестить ее. Войдя в дом, Она приветствовала Елизавету. Услышав это приветствие, Елизавета исполнилась Святого Духа, и узнала, что Мария удостоилась быть Матерью Божиею. Она громко воскликнула и сказала: "Благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! И откуда это мне такая радость, что Матерь Господа моего пришла ко мне?" Пресвятая Дева Мария в ответ на слова Елизаветы прославила Бога словами: "Величит (прославляет) душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, потому что Он призрел (обратил милостивое внимание) на смирение рабы Своей; отныне будут ублажать (прославлять) Меня все роды (все племена людей). Так сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его; и милость Его в роды родов к боящимся Его." Около трех месяцев пробыла Дева Мария у Елизаветы, а затем возвратилась домой в Назарет.

Бог возвестил также и праведному старцу Иосифу о скором рождении Спасителя от Пресвятой Девы Марии. Ангел Божий, явившись ему во сне, открыл, что у Марии родится Сын, по действию Святого Духа, как возвестил о том Господь Бог чрез пророка Исаию (7:14) и повелел дать Ему имя "Иисус (Иешуа) по-еврейски значит Спаситель, потому что Он спасет людей от грехов их."

Дальнейшие Евангельские повествования упоминают о Пресв. Деве Марии в связи с событиями в жизни Ее Сына - Господа нашего Иисуса Христа. Так, они говорят о Ней в связи с рождеством Христовым в Вифлееме, потом - обрезанием, поклонением волхвов, принесением жертвы во храм на 40-й день, бегством в Египет, поселением в Назарете, путешествием в Иерусалим на праздник Пасхи, когда Ему исполнилось 12-ть лет и так далее. Эти события мы не будем здесь излагать. Надо отметить, однако, что хотя Евангельские упоминания о Деве Марии кратки, они дают читателю ясное представление о Ее великой нравственной высоте: Ее скромности, великой вере, терпении, мужестве, покорности воли Божией, любви и преданности Своему Божественному Сыну. Мы видим, почему Она, по слову Ангела, удостоилась "обрести благодать у Бога."

Первое чудо, совершенное Иисусом Христом на браке (свадьбе) в Кане Галилейской, дает нам яркий образ Девы Марии, как Заступницы перед Своим Сыном за всех людей, находящихся в трудных обстоятельствах. Заметив недостаток в вине на свадебном угощении, Дева Мария обратила на это внимание Своего Сына, и хотя Господь ответил Ей уклончиво - "Что Мне и Тебе, Жено? Еще не пришел час Мой." Она не смутилась этим полуотказом, будучи уверена, что Сын не оставит Ее просьбы без внимания, и сказала служителям: "Что скажет Он вам, то сделайте." Как видна в этом предупреждении слуг сострадательная заботливость Бжией Матери о том, чтобы начатое Ею дело было доведено до благоприятного конца! Действительно, Ее заступничество не осталось без плода, и Иисус Христос совершил здесь Свое первое чудо, выведя из затруднительного положения небогатых людей, после чего "уверовали в Него ученики Его" (Иоан. 2:11.).

В дальнейших повествованиях Евангелие изображает нам Божию Матерь, находящуюся в постоянной тревоге за Своего Сына, следовавшую за Его странствованиями, приходящую к Нему в разных трудных случаях, заботящуюся об устройстве Его домашнего отдыха и покоя, на что Он, по-видимому, никогда не соглашался. Наконец, мы видим Ее, стоящую в неописуемой скорби у креста Своего Распятого Сына, слышащую Его последние слова и заветы, поручившего Ее заботам Своего любимого ученика. Ни одного слова укора или отчаяния не слетает с Ее уст. Она все предает воле Божией.

Кратко еще упоминается о Деве Марии в книге Деяний Святых Апостолов, когда на Нее и на апостолов в день Пятидесятницы сошел Дух Святой в виде огненных языков. После этого, по преданию, Она жила еще 10-20 лет. Апостол Иоанн Богослов, по завещанию Господа Иисуса Христа, принял Ее к себе в дом и с великой любовью, как родной сын, заботился о Ней до самой Ее кончины. Когда вера христианская распространилась в других странах, то многие христиане приходили из дальних стран увидеть и послушать Ее. С тех пор Пресвятая Дева Мария стала для всех учеников Христовых общею Матерью и высоким примером для подражания.

Успение. Однажды, когда Пресвятая Мария молилась на Елеонской горе (около Иерусалима), явился Ей Архангел Гавриил с райскою финиковою ветвью в руках и сказал Ей, что через три дня окончится Ее земная жизнь, и Господь возьмет Ее к Себе. Господь так устроил, что к этому времени апостолы из разных стран собрались в Иерусалиме. В час кончины необыкновенный свет осветил комнату, где лежала Дева Мария. Сам Господь Иисус Христос, окруженный ангелами, явился и принял Ее пречистую душу. Апостолы похоронили пречистое тело Божией Матери, по Ее желанию, у подножия Елеонской горы в Гефсиманском саду, в пещере, где покоились тела Ее родителей и праведного Иосифа. При погребении совершилось много чудес. От прикосновения к одру Божией Матери, слепые прозревали, бесы изгонялись и всякая болезнь исцелялась.

Через три дня после погребения Божией Матери прибыл в Иерусалим и опоздавший на погребение апостол Фома. Он был очень опечален, что не попрощался с Божией Матерью и всею душою желал поклониться Ее пречистому телу. Когда открыли пещеру, где была похоронена Дева Мария, то не нашли в ней Ее тела, а только одни погребальные пелены. Изумленные апостолы возвратились в дом. Вечером во время молитвы они услышали ангельское пение. Посмотрев наверх, апостолы увидели в воздухе Деву Марию, окруженную ангелами, в сиянии небесной славы. Она сказала апостолам: "Радуйтесь! Я с вами во все дни!"

Это обещание быть помощницей и заступницей христиан Она исполняет и по сей день, став нашей небесной Матерью. За Ее великую любовь и всесильную помощь христиане с древнейших времен чтят Ее и обращаются к ней за помощью, именуя Ее "Заступница усердная рода христианского," "Радость всех скорбящих," "во успении Своем нас не оставляющая." С древнейших времен, по примеру пророка Исаии и праведной Елизаветы, христиане Ее стали именовать Матерью Господа и Богородицею. Это название вытекает из того факта, что Она дала плоть Тому, Кто всегда был и будет истинным Богом.

Пресвятая Дева Мария являет собой и великий пример для подражания всем тем, которые стремятся угодить Богу. Она была первой, кто решил всецело посвятить свою жизнь Богу. Она показала, что добровольное девство выше семейной и брачной жизни. Подражая Ей, начиная с первых веков, многие христиане стали проводить девственную жизнь в молитве, посте и богомыслии. Так возникло и утвердилось монашество. К сожалению, современный инославный мир совершенно не ценит и даже высмеивает подвиг девства, забывая слова Господа: "Есть скопцы (девственники), которые сами себя сделали скопцами для Царства Небесного," добавив при этом: "Кто может вместить, да вместит!" (Мт. 19:1).

Суммируя этот краткий обзор земной жизни Пресвятой Девы Марии, следует сказать, что Она, как в момент Своей величайшей славы, когда была избрана стать Матерью Спасителя мира, так и в часы Своего величайшего горя, когда у подножья креста, по пророчеству праведного Симеона, "оружие прошло Ее душу," проявила полное самообладание. Этим она обнаружила всю силу и красоту Своих добродетелей: смирения, непоколебимой веры, терпения, мужества, надежды на Бога и любви к Нему! Поэтому мы, православные, так высоко чтим Ее и стараемся Ей подражать.

«Земная жизнь Пресвятой Богородицы» («Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери»)

Цели :

1.Дать учащимся информацию о земной жизни Богородицы, о чудесах, явленных по молитвам к Богородице и Её иконам, об истории иконописи.

2.Вселить в души учащихся уверенность в необходимости возрождения почитания Божьей Матери в наше время.

3. Воспитать любовь и уважение учащихся к своим матерям.

Х О Д З А Н Я Т И Я

I. ПРИВЕТСТВИЕ. Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, ребята. Сегодняшнее классный час мы проведем в форме круглого стола. В работе будут принимать участие специалисты, исследователи земной жизни и иконографии Божьей Матери и, конечно, вы, ребята. (Роль специалистов исполняют подготовленные учащиеся класса). Хотелось бы начать работу нашего круглого стола с вопроса, адресованного всем вам:

К кому обращаетесь вы с горестями?

Кто всегда защитит в беде, утешит, успокоит?

Конечно, в скорбях и радостях, различных затруднениях любимая и любящая мама – самый близкий и нужный человек. Ребенок вырастает, становится взрослым, а отношение к матери остается неизменно трепетным.

Любовь матери к своему ребенку – особенная жертвенная любовь. Мать готова жизнь свою отдать за родное дитя. Такую любовь Бог считает наивысшей.

Сегодня мы поговорим о самой Великой Матери в истории человечества – о Деве Марии.

Послушайте рассказ о земной жизни Богородицы. (По ходу иллюстрируются иконы двунадесятых праздников, посвященных Богородице и обращается внимание учащихся на перечень праздников.)

II.РАССКАЗ О ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ БОГОРОДИЦЫ.

1.Рождество Пресвятой Девы Марии празднуется Св. Православной Церковью 21 сентября.

Ученик:

События рождества Пресвятой Богородицы произошли в небольшом городе Назарете, где жили Ее престарелые родители. Иоаким и Анна любили Господа всем сердцем. Это были очень добрые, скромные, пожилые люди, которые с полным правом могли бы быть в почете у людей, если б у них были дети... Но безплодие вступало в противоречие с повелением Божиим «Плодитесь и размножайтесь!» Оно считалось в Израиле большим несчастьем. Небесное благословение люди видели в многочисленном потомстве.

Старики привыкли к насмешкам и находили утешение в Храме. Но однажды на праздник Иоакима не пустили к жертвеннику: «Не должно принимать от тебя дары, потому что ты не имеешь наследников, а, значит, наказывает тебя Господь; наверное, есть у тебя какие-то тайные грехи, в которых ты не хочешь раскаяться».

От горя, позора, обиды он ушел в пустынное место, к пастухам, стыдясь вернуться в дом и надеясь вымолить у Бога прощение. Бедная Анна во всем винила себя. Плакала, молилась и обещала, что если свершится чудо и снимется с нее поношение, она посвятит дитя Богу.

По древнему преданию, Иоаким в пустыне, а Анна в горнице, получили радостную весть от Ангела, что услышана их молитва. Рано утром они поспешили с благодарностью в Храм и встретились у Золотых ворот.

А через девять месяцев у них появилась девочка - Мария. Ей суждено было стать первым шагом в деле спасения рода человеческого от греха, проклятия и смерти.

2.Введение во храм Пресвятой Девы Марии празднуется Св. Православного Церковью 4 декабря.

Ученик:

Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по Церковному преданию, следующим образом.. Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песен, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил Богоотроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Мария, как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник Захария, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.
Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой.
Во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу.

3.Благовещение Пресвятой Деве Марии празднуется Св. Православного Церковью 7 апреля.

Ученик:

До 14 лет Пресвятая Дева воспитывалась в храме, а затем, по закону, должна была оставить храм, как достигшая совершеннолетия, и либо возвращаться к родителям, либо выйти замуж. Священники хотели выдать Ее замуж, но Мария объявила им о своем обещании Богу - остаться навсегда Девою. Тогда священники обручили Ее дальнему родственнику, восьмидесятилетнему старцу Иосифу, чтобы он заботился о Ней и охранял Ее девство. Живя в Галилейском городе Назарете, в доме Иосифа, Пресвятая Дева Мария вела такую же скромную и уединенную жизнь, как и при храме.

Спустя четыре месяца после обручения, Ангел явился Марии, когда Она читала Священное Писание и, войдя к Ней, сказал: "радуйся Благодатная! (то есть исполненная благодати Божией - даров Святого Духа). Господь с Тобою! Благословенна Ты между женами". Архангел Гавриил возвестил Ей, что Она обрела величайшую благодать у Бога - быть Материю Сына Божия.

Мария в недоумении спросила Ангела, как может родиться сын у той, которая не знает мужа. И тогда Архангел открыл Ей истину, которую он принес от Всемогущего Бога: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Постигнув волю Божию и всецело предавая Себя ей, Пресвятая Дева отвечала: «Се, раба Господня; да будет Мне по слову твоему».

Через архангела Гавриила Господь просит согласия Марии. И только после ее согласия, Слово становится плотью.

Учитель:

После рождения Иисуса Христа Мария растила и воспитывала Его вместе с Иосифом, испытала трудности бегства в Египет, чтобы спасти Богомладенца от казни царя Ирода. Все время Она была рядом с Христом и также стояла у Креста во время его Распятия, претерпевая великие материнские страдания. Затем испытала великую радость Воскресения Сына и Его Вознесения.

4.Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы празднуется Св. Православной Церковью 28 августа.

Ученик:

Последние годы земной жизни Дева Мария, по преданию, провела в доме Иоанна Богослова на Сионской горе и часто посещала памятные для Нее места, освященные присутствием Иисуса Христа, приходила молиться и на Голгофу, и на Елеонскую гору. Служа апостолам, служа Богу вместе с ними, частью души Она была уже не на земле, стремясь к Небу, к соединению с Сыном. И вот, в один из дней, Архангел Гавриил известил Ее о приближающемся часе Ее ухода из мира, что должно было совершиться через три дня. Для удостоверения в истине этого извещения, Он подал Ей райскую ветвь, оставшуюся у Ней на руках, когда явление закончилось. Для Девы Марии это была весть радостная, долгожданная. Она видела, что основание и устроение Церкви на земле совершилось, и готова была к переходу в Царство Небесное с чувством спокойствия за учеников Христа.

Перед кончиной Она обещала собравшимся в доме Иоанна Богослова апостолам не оставить мира в сиротстве и подавать помощь всем, прибегающим к Ней в молитве, и завещала перенести Ее тело в Гефсиманию, туда, где провел последнюю свою ночь перед крестными страданиями Ее Сын. Безболезненным, мирным было Ее разрешение от земных уз. Глаза Ее уже видели Бога, и последними словами Ее было радостное приветствие, как в юности, когда Она получила благую весть о предстоящем рождении от Нее Спасителя: «Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге Спасителе Моем…».

В те дни в Иерусалиме к Церкви присоединились сотни людей, даже из числа бывших гонителей христиан. При перенесении Ее тела в Гефсиманию совершались исцеления и чудеса. Так, на глазах у всех был наказан хуливший Ее иудейский священник Афоний, получивший тут же и исцеление, после искреннего раскаяния, и присоединившийся к числу учеников. Милостивая при жизни, Она и в успении своем никого не хотела опечалить, прощая по заповеди даже врагов.

Всего через несколько дней апостолы стали свидетелями нового чуда. Тело Ее исчезло из гроба, остались лишь благоуханные пелены, а во время общей вечерней трапезы они вдруг увидели Деву Марию в воздухе в окружении ангелов, как будто сотканной из света, сияющей и прекрасной. Она приветствовала их словами: «Радуйтесь! Я с вами во все дни».

С тех пор Церковь празднует это событие. В нем все – воспоминание о земной жизни Божией Матери, грусть и радость, ведь это и день Ее рождения для жизни вечной, где Она поставлена выше ангельских чинов, день свидетельства о том, что обетования Господни непреложны, о жизни и о чуде Воскресения…

III.ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ В ИКОНОПИСИ.

Учитель:

Скажите, пожалуйста, как называют Деву Марию православные люди? (Матерь Божия, Богородица, Царица Небесная, Владычица, Всемилостивая, Покровительница, Заступница Усердная).

Много чудотворных икон Богородицы

Как вы понимаете значение слова «чудотворная»? Какие чудотворные иконы Богородицы вы знаете?

-«Казанская икона Божьей Матери» (от внешних врагов)

-«Владимирская икона Божьей Матери»

-«Смоленская икона Божьей Матери»

-«Неупиваемая Чаша» (помогает в избавлении от алкоголизма и наркомании)

-«Скорбящая Божия Матерь» (от болезней)

-«Неопалимая Купина» (от пожаров)

-«Спорительница хлебов» (от неурожая)

Каждая из Богородиц, а их около 300, обладает особой чудесной благодатью. Эта многогранность образа Девы Марии позволяет считать Её центром жизни.

Рассмотрите иконы. Что общего в образе Богородицы? (красота, грустные глаза)

Почему в образе грустные, скорбные глаза? (Богородица знала, что должна пройти через муки материнского страдания, знала, что должна потерять Сына во имя спасения человечества от грехов).

С какой печалью и милосердием Она глядит на нас! В этих очах великая мольба: «Люди, будьте добрее!»

Сын, еще не зная истинную причину скорби Матери, изо всех детских сил старается утешить Её. Он прижался к Матери, всматривается в Её очи и как бы говорит: «Мама, я с тобой! Я не дам тебя в обиду».

Все современники, удостоившиеся счастья видеть Пресвятую Богородицу во время земной Её жизни, удостоверяют, что ее внешность сияла дивною красотою. Одежда ее всегда была чужда роскоши и скромная; поступь величественная и твердая, взгляд серьезный и приятный; речь кроткая.

Вся красота Её Божественной души отпечаталась на Её лице. В каждом деле Она исполнена кроткого величия и целомудрия.

Именно Ей посвятил свои строки Максимилиан Волошин.

Ученик: Не на троне – на Её руке,

Левой ручкой обнимая шею,-

Взор во взор, щекой припав к щеке,

Неотступно требует… Немею –

Нет ни сил, ни слов на языке…

А Она в тревоге и в печали

Через зыбь грядущего глядит

В мировые рдеющие дали,

Где закат пожарами повит

И такое скорбное волненье

В чистых девичьих чертах, что Лик

В пламени молитвы каждый миг

Как живой меняет выраженье.

. . .

Не дрожит от бронзового гуда

Древний Кремль, и не цветут цветы:

В мире нет слепительнее чуда

Откровенья вечной Красоты!

(отрывок из стихотворения «Владимирская Богоматерь»)

Учитель:

Бесчисленные чудеса совершились по молитвам перед чудотворными иконами Божьей Матери.

IV.БОЖИИ ЧУДЕСА ПО МОЛИТВАМ К БОГОРОДИЦЕ.

Ученик:

Протоиерей Василий Швец в книге "Чудеса от казанской иконы божией матери" пишет: "Перед самым началом Великой Отечественной войны (1941 г.) одному старцу Валаамского монастыря было три видения во время службы в храме:

1. Он увидел Божию Матерь, Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя о том, чтобы Он не оставил Россию. Спаситель отвечал, что в России так велика мерзость запустения, что невозможно терпеть эти беззакония. Все эти святые с Богородицей продолжали молить Его со слезами, и, наконец, Спаситель сказал: "Я не оставлю Россию".

2. Матерь Божия и святой Иоанн Креститель стоят перед престолом Спасителя и молят Его о спасении России. Он ответил: "Я не оставлю Россию".

3. Матерь Божия одна стоит перед Сыном Своим и со слезами молит Его о спасении России. Она сказала: "Вспомни, Сын Мой, как Я стояла у Креста Твоего и хотела встать на колени перед Ним". Спаситель сказал: "Не надо, Я знаю, как Ты любишь Россию, и ради слов Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню...".

Ученик:

Стояла зима 1941 г. Немцы рвались к Москве. Страна находилась на грани катастрофы, и в те дни в победу многие не верили, были паника, страх, уныние. Очень немного истинных друзей оставалось у России.

В это время Промыслом Божиим другом России и молитвенником стал монах из братской Церкви– митрополит гор Ливанских Илия. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего (кроме иконы Божией Матери). Владыка затворился там, не вкушая пищи, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился перед иконой Божией Матери с лампадой. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых и о том, куда дошел враг. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет.

Для спасения России «должны быть открыты по всей стране храмы, монастыри, духовные семинарии и академии. Священники, возращенные с фронтов и отпущенные из тюрем, должны начать служить. Город на Неве сдавать нельзя. Для его спасения пусть вынесут из Владимирского собора чудотворную Казанскую икону Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на его святую землю. Перед Казанской иконой нужно отслужить молебен и в Москве. Затем она должна быть и в Сталинграде, который тоже сдавать врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России, а когда война кончится, митрополит Илия приедет в Россию и расскажет, как она была спасена».

Блокада Ленинграда была прорвана.

Ученик

Чудом, явленным молитвами и заступничеством Божией Матери, была спасена и Москва. Немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дороге валялась брошенная техника, и никто из немецких и наших генералов не мог понять, как и почему это произошло. Волоколамское шоссе было свободно и ничто не мешало немцам войти в Москву.

Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград. Там перед ней шла непрестанная служба – молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла среди наших войск на правом берегу Волги. и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали. Был момент, когда защитники города остались на маленьком пятачке у Волги, но немцы не смогли столкнуть наших воинов, ибо там была Казанская икона Божией Матери. Немцы в панике бежали. По дорогам валялась брошенная техника.

Великие трудности встали на пути наших воинов при освобождении старой немецкой твердыни – Кёнигсберга. Вот что рассказывает офицер, бывший в самом центре битвы за город: «Наши войска уже совсем выдохлись, а немцы были еще сильны. Вдруг видим: приехал командующий фронтом, офицеры, с ними – священники с иконой.

Священники отслужили молебен и пошли – с иконой – к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут? Их же всех перебьют! Но они спокойно шли в огонь.

Вдруг стрельба прекратилась с немецкой стороны одновременно по всему фронту. Тогда был дан сигнал, наши войска начали штурм города-крепости с суши и с моря. Немцы гибли тысячами. Пленные потом рассказывали, что перед штурмом русских в небе появилась Мадонна, которая была видна всей немецкой армии, и абсолютно у всех отказало оружие. В тот момент наши войска сломили сопротивление врага и взяли город. Увидев явление Божией Матери, немцы падали на колени; многие из них поняли, Кто помогает русским».

V.ИСТОРИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ.

Ученик:

Владимирская икона Божией Матери – это великая, заветная святыня русской земли. По преданию, она написана св.евангелистом Лукой на доске из того стола, на котором трапезничали Иисус Христос с Пречистою Своею Матерью и Иосифом.

Икона оставалась в Иерусалиме до 450 года, когда при императоре Феодосии Младшем она была перенесена в Константинополь. В начале Х11 века патриарх цареградский Лука Хрисоверг прислал ее в Киев к великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Здесь она была поставлена в девичьем монастыре Киевского Вышгорода, принадлежавшем некогда равноапостольной княгине Ольге, где прославила себя великими чудесами. В 1155 году Вышгород стал уделом сына Юрия, князя Андрея. Однажды клирики Вышгородской обители увидели, что икона сошла со своего места и стоит среди церкви на воздухе. Они поставили икону на новое место, но вскоре снова увидели ее стоящей на воздухе. Тогда все поняли, что икона хочет, чтобы ее перенесли в другое место. Слух об этом дошел до князя Андрея, и, отправляясь в свой новый удел, на север, в землю Суздальскую, он, втайне от отца, взял икону с собой. Не доезжая нескольких верст до Владимира, на берегу Клязьмы, кони, везшие икону, остановились и не могли идти дальше. Ночью в чудесном явлении Богоматерь открыла князю Андрею свою волю, чтобы икона осталась во Владимире, а на месте явления была построена святая обитель. Построив во Владимире великолепный храм в честь Успения Божией Матери, князь Андрей перенес в него чудотворную икону и украсил ее золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом так богато, что одного золота употреблено было более 30 гривен, то есть около 12 кг. Икона Богоматери с тех пор стала именоваться Владимирской, а князь Андрей получил прозвание Боголюбского, как и основанный им монастырь на месте чудесного явления Богоматери.

Ученик:

Прошло 15 лет после Куликовской битвы. Был год 1395-й, на Руси княжил сын Дмитрия Донского – Василий I. Наступала страшная гроза. Тамерлан шел раздавить Русь, отомстить за поражение на поле Куликовом и восстановить господство татаро-монголов. Много сильных воинов погибло на Куликовом поле, а новые еще не народились, не выросли, не возмужали.

Наскоро собранное слабое ополчение стояло за Коломною. Тамерлан был уже в пределах нынешней Орловской области и двинулся вверх по берегу Дона, но по дороге остановился. Страшные муки переживала Москва. В этой скорби ждали спасения только от Бога: послали во Владимир за славною уже чудотворениями иконою Владимирской Богоматери. Покаянием и постом готовил себя народ московский к принятию святыни. Икона приближалась. 26 августа далеко за город пошел народ Москвы в сретенье ее.

То был торжественный час. Исстрадавшийся народ с громкими рыданиями встречал чудотворный лик Заступницы христиан; не было человека, который бы не плакал в покаянии за свои грехи. Упав ниц, соединяясь в одной мольбе, народ взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» - и тогда вдруг всех объяло предчувствие спасения – люди уже благодарили небо.

В тот же день Тамерлан из Рязанской земли внезапно поднялся и обратился в бегство. Какая причина вызвала бегство татар? В час сретения иконы в Москве Тамерлан отдыхал и увидел поразительный сон. Стояла высочайшая гора, и с горы шли к нему святители с золотыми жезлами в руках, наводя на него ужас. И вот над святителями в воздушном пространстве восстала Жена в багряных ризах, множеством воинства, жестоко угрожая ему. И внезапно он содрогнулся, вскочил с одра и, трясясь и трепеща, воскликнул:

О, что это?

Князья же и воеводы Тамерлановы расспрашивали его, чтобы узнать, что было. Долго не мог он прийти в себя. Когда же рассказал свое видение, повелел обратить вспять бесчисленную рать свою и побежал, гонимый Божиим гневом и силою Пречистой Девы. После этого икона Владимирская была устроена в нарочно воздвигнутом храме, у Владимирских ворот, а потом навеки поставлена в Успенском соборе Кремля за заступление и охранение царствующего града.

На месте сретения иконы стоит Сретенский монастырь, куда ежегодно 26 августа совершается крестный ход.

VI.МАТЕРЬ БОЖИЯ ВСЕГДА ЗАЩИЩАЕТ И МИЛУЕТ.

Учитель:

Очень многих спасла Богородица в беде и помогла при испытании тяжелых трудностей.

И вас при нужде спасет и поможет. Обращайтесь к Ней от сердца, как к родной матери, церковными молитвами или своими словами.

В связи с этим кто-то из народа сказал поэтически:

Грусть ли обнимет меня непомерная,

Жизнь ли меня истомит здесь борьбой,

Прямо иду я к Тебе, Благодатная,

С немощной грешной моею мольбой…

Ведаешь все Ты, спасенья Поручница,

Немощи наши и злобу врагов;

Грешников бедных Святая Заступница,

Ты их надежда, и мощь, и покров.

VII. РАБОТА С ФОТОСТЕНДОМ.

« Мать - имя Бога»

(На плакате размещены фотографии мам с ребенком на руках)

Посмотрите на своих мам. Сколько любви, нежности, заботы в их глазах.

Счастлив тот человек, за которого молится мама. А молитва матери за своих детей – самая сильная на свете.

Ученик: Слово «мама» - дорогое, мамой нужно дорожить,

С ее лаской и заботой легче нам на свете жить.

Если мать еще живая, счастлив ты, что на земле

Есть кому, переживая, помолиться о тебе.

Помнишь, был еще младенцем, и она в тиши ночной,

Словно Ангел, у постели охраняла твой покой.

Помнишь, был еще ребенком и не знал, как трудно жить

Мать трудилась, чтобы было чем кормить и чем поить.

И, оставшись одинокой, в сердце ревностью горя,

Ко Христу с мольбой глубокой мать просила за тебя.

VIII.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Вспомните пятую Божию заповедь:

«Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлить дни твои на земле.»

Да, Мать – Священное слово.

Любовь к отцу и матери – закон жизни, залог нравственного и физического здоровья человека и нации. Здоровья вам всем, мира и любви в ваших семьях.

И пусть поможет нам всем Богородица – усердная заступница и путеводительница наша.


По словам преподобного Иоанна Дамаскина, «Богоматерь явила всем неизреченную бездну любви Божией к людям. Благодаря Ей прекратилась наша долговечная вражда с Творцом. Благодаря Ей было устроено наше с Ним примирение, нам были дарованы мир и благодать, вместе с Ангелами ликуют люди, и мы, прежде осужденные, стали чадами Божиими. С Нее мы сорвали гроздь жизни; от Нее взяли отрасль нетления. Она стала посредницей для нас во всех благах. В Ней Бог стал человеком и человек — Богом». О земной жизни Пресвятой Богородицы рассказывает книга с одноименным называнием, вышедшая в свет в Издательстве Сибирская Благозвонница. Об этой книге - далее в нашей программе. ***

Се отныне ублажат Мя всu роди: яко сотвори Мне величие Сильный (Л к. 1, 48, 49), — ответствовала Пресвятая Богороди-ца на приветствие праведной Елисаветы, и длинный ряд веков, протекших с того времени, как изречены эти слова, служит подтверждением их непреложности. Имя Божией Матери чтится и прославляется всеми христианами. Предызбрание Ее для великой тайны воплощения Сына Божия, чистота и высокая святость жизни, служение домостроительству Божию о спасении людей, предстательство пред Престолом Божиим о всем мире и непрерывный ряд благодеяний требующим помощи Ее - вот лучи несравненной славы, принадлежащей Честнейшей Херувим и Славнейшей Серафим.

Все, что относится к славе Пресвятой Богородицы, как общей Матери всех христиан, должно быть дорого для сердца каждого право верующего человека. Вот почему, в искреннем благоговении к Пресвятой Деве, предлагается благочестивому читателю эта книга о земной жизни Божией Матери, составленная на основании повествования Священного Писания, свидетельств святых отцов и церковных преданий. Первые две части книги рассматривают пророчества и прообразования Пресвятой Богородицы в Ветхом Завете. Затем следуют повествования, которые помогают читателю проследить жизнь Девы Марии от Ее рождения до Успения. Далее издатели предлагают читателям познакомиться с учением Православной Церкви о Божией Матери. А завершает книгу рассказ о благодатном покрове Заступницы нашей, который Она простирает над Россией на протяжении многих веков.

Сегодня Святая Церковь празднует один из двунадесятых праздников, которым завершается годовой богослужебный круг - Успение Пресвятой Богородицы. О том, что предшествовало этому событию, автор данной книги пишет следующее: «Посещая часто гору Елеонскую, Пресвятая Дева долго там молилась. Здесь так же, как на Голгофе, все вызывало воспоминания в Ее сердце: и сад Гефсиманский, сохранивший память последней молитвы и кровавого пота Божественного Сына Ее, и поток Кедронский, поивший Его своими струями, и лежащая далее долина Иоасафатова, усеянная могилами Израиля и хранящая в самом названии своем великое значе-ние, и пещерный склеп Гефсиманский, где покоился прах Ее родителей и праведного обручника Ее, и над всем этим гора, с вер-шины которой вознесся на небо любимый Сын Ее!

Уподобляясь Иисусу, Дева Мария часто целые дни и ночи проводила в молитве посреди масличного сада. О чем молилась Она? Молилась, без сомнения, о скорейшем распро-странении спасительной веры в Сына Ее по всему лицу земли, молилась об обращении к вере и познанию истины погибавшего в неверии и ожесточении иудейского на-рода, молилась о новых Церквах, которые в разных странах и у разных народов со-зидались апостолами, молилась, без сомне-ния, и о всех будущих Церквах, которые будут созданы их учениками и преемни-ками, следовательно, молилась и о нас. Но все молитвы Ее оканчивались прошением о скорейшем разрешении Ее от уз плоти, чтобы видеть всегда лицом к лицу Того, Который по вознесении Своем на небо не являлся Ей уже более. Об этом как на Елеоне, так и на Голгофе чаще всего Она молилась, возводя слезные очи Свои к небу.

Однажды, во время такой пламенной молитвы, перед Приснодевой предстал Архангел Гавриил и с сияющим радостью лицом возвестил Ей волю Божию о Ее успении, которое совершится через три дня. «Сын Твой и Бог наш, — говорил небесный вест-ник, — ждет Тебя со всеми Архангелами и Ангелами, Херувимами и Серафимами, со всеми небесными духами и душами пра-ведных, чтобы взять Тебя, Матерь Свою, в горнее Царство, где Ты будешь жить и царствовать с Ним вечно!» В знамение же торжества Благодатной над телесной смертью, которая не будет иметь над Ней власти и от которой Она должна воспрянуть как от тихого сна к бессмертной жизни и славе в свете лица Гос-подня, Архангел вручил Ей райскую ветвь от финикового дерева, сияющую небес-ным светом. И сказал, чтобы эту ветвь несли перед гробом Преблагословенной в день погребения пречистого тела Ее».

Как отмечает автор, «Пресвятая Дева несказанно обрадовалась этой вести и от всего сердца возблагодарила за нее Творца и Сына Своего. И хотя жизнь Ее могла окончиться иначе, потому что если Енох и Илия были взяты на небо, не испытав смерти, то неужели в этом предпочтении было бы отказано Матери Того, Кто сказал: Аз есмь воскре-шение и живот; веруяй в Мя, аще и умрет, оживет (Ип. 11, 25)? Но Ей должно, было подобно Ему умереть, быть во гробе и в третий день силой Его всемогущества воскреснуть, чтобы сбылись слова псалмо-певца: Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Кивот святыни Твоея (Пс. 131, 8). Она должна была иметь обыкновенный исход человеческий», чтобы не сомневались люди «проходить на небо теми же врата-ми смерти, которыми прошла и Царица Небесная, разделяя участь земнородных.

Господу было угодно, чтобы Пречистая Его Матерь вкусила смерть, подобно всем людям. «Нужно, — замечает св. Иоанн Дамаскин, - чтобы тело через смерть, как бы через огонь в горниле, подобно золоту, очистившись от всего мрачного и от грубой тяжести брения, восстало из гроба нетленным, чистым и озаренным светом бессмертия». Поэтому, приняв со смирением благовестие об Успении и совершив последнюю молитву на горе Елеонской, Пресвятая Богородица возвратилась домой. «Все поколебалось от Божественной силы, окружавшей Ее. Лицо Ее, и без того всегда сиявшее благодатью большей, чем лицо Моисея, теперь озари-лось еще блистательнейшей славой».

*** Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева Мария, родившая Спасителя. Сегодня уже нелегко представить, что у Царицы Небесной когда-то была земная жизнь с человеческими заботами, радостями и страданиями. Но об этом свидетельствует Священное Писание, об этом пишут святые отцы, летописцы Церкви и современники Девы Марии. И на основе их свидетельств написана данная книга, которая, как надеются издатели, будет принята и прочитана с искренними чувствами любви и благоговения к Пресвятой Деве Богородице, Заступнице нашей.

Пресвятая Богородица занимает одну из главных позиций в Православной Церкви. Важна она и для католиков , которые предпочитают называть ее Дева Мария. На многих иконах, чаще всего присутствует Богородица и занимает там одну из центральных позиций. Биография Богородицы Девы Марии отлично показывает, центральную роль Богородицы во всей христианской культуре.

Но многие ли верующие знают, кто такая Пресвятая Богородица? Чтобы понять, насколько важна она в православии, необходимо знать ее историю.

История Девы Марии

О важных событиях из ранней и поздней жизни Девы Марии повествует апостол Лука, который был близко с ней знаком и даже написал ее икону, которая стала оригиналом для всех последующих образов.

Известно, что Мария была дочерью Иоакима и его жены Анны, которые были благочестивыми людьми, но не имели детей до старости. Они были известны по всему городу Назарету, где проживали своей кротостью и смирением. Иоаким происходил из рода царя Давида и знал, что по пророчествам, Мессия должен родиться в его роде. Поэтому они неустанно молились о ребенке и дали обет, отдать его на служение Господу.

Пречистая Дева Мария

Господь услышал их и послал им дочь - Марию. В три года девочка, выполняя обед родителей, была отдана на служение в храм и жила там с остальными благочестивыми девами, обучаясь Закону Божию.

Когда ей исполнилось 14 лет, священник обручил ее с плотником Иосифом, который также был из рода Давидова. Родители Марии к тому времени умерли. Через какое-то время после обручения, архангел Гавриил принес Марии радостную весть - она станет Богородицей.

Мария, оставшись Девою, зачала Сына. Ее сестра Елизавета в то же время носила ребенка - будущего Иоанна Крестителя . И она, как только Мария посетила ее, поняла, что та удостоилась чести стать Матерью Мессии.

Историю рождения Христа, бегства в Египет любой может прочитать в Евангелиях. Мария и Иосиф многое пережили в первые дни жизни Иисуса Христа, но со смирением приняли роль земных родителей самого Спасителя.

Первое же чудо Христа, во время свадьбы в Кане Галилейской, показывает сострадательность и заботливость Марии, ведь именно она попросила Христа помочь. Благодаря ее просьбе Мессия совершил там первое чудо. Читая Евангелия, можно увидеть Марию, приходящую к месту, где учил Христос. Она была на Голгофе, у подножия креста, где распинали ее Сына. После смерти Иисуса, ее сыном стал Иоанн Богослов.

Вся жизнь Девы Марии - это смирение. Она была отдана на службу Господу своими родителями и с достоинством выполнила обязательство. Ее кротость и смирение увидел Господь и презрел на нее, подарив ей важную роль - быть Мамой самого Мессии. Выносить и родить Спасителя этому грешному миру.

Успение Богородицы

Предания старцев, помимо описываемых чудес Богоматери, сообщают, что после смерти Иисуса Христа, она жила еще около 20 лет. Ее принял в свой дом Апостол Иоанн Богослов, как заповедал ему Христос, и заботился о ней, как о своей матери.

Существует предание, по которому, Богоматерь перед смертью молилась на Елеонской горе и увидела ангела, который сказал, что ей осталось жить не более 3 дней. В руках у ангела была финиковая ветвь. Так произошло, что в это время все апостолы, кроме Фомы, были в Иерусалиме, где и жила женщина. Они пришли к ней в день ее смерти и увидели чудную картину: комната наполнилась ярким светом, явился Христос с сонмом ангелов и принял душу своей Матери.

На эту тему написана икона «Успение Богородицы» где видно, всех участников того действа.

О других Богородичных иконах:

Успение Пресвятой Богородицы

Апостолы погребли тело Приснодевы в Гефсиманском саду, там, где молился Христос в свою последнюю свободную ночь, во гробе ее родителей и Иосифа, ее мужа. Во время ее погребения происходили множественные чудеса, слепые прозревали и хромые начинали прямо ходить.

Важно! Владычица Небесная была при жизни символом кротости перед Господом и неукоснительно выполняла Его слова и принимала их. Поэтому после смерти она удостоилась чести помогать верующим и слышать их молитвы, а также ходатайствовать перед Господом о верующих и просящих.

Наша духовная матерь

Почему православные верующие почитают Богородицу? Потому что это имеет под собой основание, изложенное в Евангелиях.

Когда Дева забеременела и разговаривала со своей сестрой Елизаветой, она сказала: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк.1, 48). Тут не идет речь о простом уважении, поскольку уважение подразумевает вежливое отношение. Богоматерь же говорит об ублажении, которое включает в себя молитву. Именно поэтому католики и православные имеют молитвенное почитание Пречистой, внедренное в богослужение.

Богородица с младенцем

Дева отличается своей кротостью перед Богом. Она не просто выполнила приказ, она желала его выполнить и была согласна, добровольно, выносить и родить ребенка, хотя это грозило ей смертью. Ведь раньше, в Израиле, девушку, которая выходила замуж уже беременной, а Богородица только обручилась с Иосифом, побивали камнями. То есть Мария идет добровольно на риск потерять свою жизнь ради исполнения Господних слов.

Иисус Христос не мог родиться путем насилия доброй воли человека. Необходимо было полное согласие и принятие девушки. Однако в почитании легко уйти в грех.

Важно! Почитание Девы не должно в глазах верующих приравнивать ее к Господу. Поскольку это будет богохульство .

Существовала в 80-х годах прошлого века секта «Богородичный центр» , члены которой имели причастие не только Кровию и Плотью Христа, но слезами Богоматери. Это ересь и богохульство. Эти люди, члены секты, не знали Писания и повелений Господних. Они сравняли женщину, пусть непорочную, но женщину, с Господом нашим Иисусом Христом. Это недопустимо. Господь говорит в книге пророка Исаии в 42 главе: «Не дам славы Моей иному», а Преподобная про себя сказала: «Се, раба Господня».

Богородица является молитвенницей и духовной Матерью всех людей. Если через Еву все родились в мир, то через Марию все родились духовно. Существует множество свидетельств о Богородице, когда она отвечала на молитвы и молила Господа за верующих.

Молитвы ко Пресвятой Богородице:

Почти каждая ее икона известна великими чудесами. Слезы матери, которая молиться за своего ребенка никогда не останется без ответа, так может ли остаться без ответа молитва Владычицы Небесной, духовной Матери всех людей? Конечно, нет.

Пресвятая Богородица дает нам завещание

Земная жизнь Пресвятой Богородицы (часть1). РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ Пресвятая Матерь Божия родилась от престарелых бесплодных родителей в городе Назарете, лежащем на откосе горы, на три дня расстояния от Иерусалима. Во всей Галилее не было более маловажного городка, как Назарет. «От Назарета может ли что добро быти», - говорили евреи, когда услышали, что оттуда явился великий пророк Иисус. Согласно с предсказаниями пророков, обетованный Спаситель мира должен был произойти из царского племени Давидова. Но со времени Вавилонского плена потомки царя Давида теряли мало-помалу свои права, и, когда возвысилось племя Маккавеев, исчезло все отличие царского племени и стало оно наряду с простым народом. Когда в предсказанное пророками время скипетр царский перешел к чужеземцу Ироду; когда наступило железное, все разбивающее царство Римское; когда обнаружился общий упадок нравственности и религии, - тогда иудеи сознали, что седмицы Данииловы приходят к концу, и с нетерпением стали ожидать появления Мессии, надеясь видеть Его в образе великого царя-завоевателя, который освободит их от чужеземного ига и предоставит им господство над другими народами. В Назарете жила благочестивая чета - Иоаким и Анна. Иоаким происходил из колена Иудина, царского племени, Анна была младшею дочерью священника от племени Ааронова, Матфана, у которого было три дочери: Мария, София и Анна; у Софии была дочь Елисавета, которая была матерью Иоанна Предтечи. Иоаким и Анна были праведны пред Господом и чистым сердцем соблюдали заповеди его, и всем были известны не столько знатностью своего происхождения, сколько своим смирением и милосердием. Так достигли они глубокой старости. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и милосердием к ближним: ежегодно выделяли они из своих значительных доходов две трети: одну жертвовали в храм Божий, другую раздавали бедным и странникам; остальное же употребляли для собственных потребностей. Они были счастливы, но бесча-дие преисполняло скорбию их сердца: по понятиям того времени, бесчадие считалось бесславием и тяжелым наказанием, тем более прискорбным, что потомкам Давида дана была надежда сделаться орудиями спасения человеческого рода чрез рождение обещанного Мессии. Прошло 50 лет их брачной жизни, а они терпели поношение бесчадства. По закону, поддерживаемому фарисеями, Иоаким имел право требовать развода за неплодство жены; но Иоаким, муж праведный, любил и почитал жену свою Анну за ее необыкновенную кротость и высокие добродетели и не хотел разлучиться с нею. С сердечною скорбию, но безропотно они несли тяжесть испытания и продолжали вести жизнь свою в посте, молитве и милостынях, укрепляя друг друга взаимною любовью и не теряя надежды, что Бог всегда силен помиловать рабов своих. В великие праздники они имели обыкновение ходить в Иерусалим. Ко дню обновления храма пришел Иоаким во храм, чтобы вместе с другими своими соотечественниками принести жертву; но архиерей Иссахар отверг приношение Иоакима и, укорив его бесчадием, сказал: «Господь, ради каких-нибудь тайных грехов твоих, отнял от тебя Свое благословение». Другие из предстоящих единоплеменников тоже поносили его: «Непозволительно тебе приносить с нами дары твои, ибо ты не сотворил семени во Израиле». Тяжело было Иоакиму слышать такие нарекания всенародно, и не возвратился он домой, но ушел в пустыню. Сорок дней и сорок ночей праведный старец плакал, постился и молился, растворяя скорбь свою слезами умиления, взывая к Богу, чтобы отняты были от него позор и нарекания, чтобы даровано было ему чадо в старости. В то же время, узнав об оскорблении, нанесенном ее мужу, Анна плакала неутешно и, чтобы скрыть от домашних свою скорбь, ушла в сад. Сидя под лавровым деревом, она не переставала плакать и молиться с непоколебимою верою, что Бог силен и невозможное по-человечески сделать возможным! В это время, подняв глаза к небу, она увидала среди ветвей лаврового дерева гнездо с неоперившимися птенцами - еще сильнее полились из ее глаз слезы, еще жалобнее изливались из ее сердца моления: «Горе мне, одинокой, - вопияла она, - все в мире утешаются детьми: и птицы небесные, и звери земные плодородны у Тебя, Господи, и земля приносит вовремя плоды свои, и все благословляют Тебя! Одна я, как степь безводная, без жизни и растительности! Воззри на меня, Господи, и услышь молитву мою!» Вдруг пред нею явился ангел Господень и сказал: «Анна! Господь услышал молитвы твои, и Ты родишь чадо, и о семени твоем благословятся все роды земные. Имя твоей дочери да будет Мария, и ею дастся спасение всему миру». Ангел повелел Анне идти в Иерусалим, предсказав ей, что мужа своего она встретит у золотых ворот. Исполнившись благоговейной радости, Анна воскликнула: «Жив Господь Бог мой! Если будет у меня дочь, отдам ее на служение Богу, и пусть она служит Ему день и ночь, восхваляя святое имя Его». И, произнеся этот обет, она поспешила в Иерусалим воздать хвалу и благодарение Всевышнему. Ангел Божий явился и праведному Иоакиму, стоявшему на молитве в пустыне, и сказал: «Господь принял твои молитвы: жена твоя родит тебе дочь, о которой все будут радоваться. Иди в Иерусалим и там, у золотых ворот найдешь жену твою, которой я возвестил это». Они встретились; вместе принесли благодарственные жертвы в храме Божием, вместе возвратились домой, с твердой верою, что получат по обетованию Господа. Православная Церковь с древних времен празднует в 9-й день декабря Зачатие Пресвятой Богородицы от престарелых, лишенных чадородия родителей, - для того, чтобы рожденное дитя было всеми признано за особый дар Божий, потому что чудесами надлежало приготовить главнейшее чудо, единственную благодатную весть, что от Девы родится Спаситель мира. По учению Православной Церкви, Пресвятая Дева Мария зачата и рождена по обетованию Божию от мужа и жены; един Господь Иисус Христос родился от Приснодевы Марии безмужно, по наитию Духа Святого. Пресвятая Дева Мария родилась в малоизвестном местечке Назарете от униженного, некогда знаменитого дома Давидова, утратившего уже блеск своего величия. Ни блеск, ни слава мира не окружали ее колыбели: все эти земные преимущества померкли при свете незримой славы, уготованной от века Матери Божией, называемой, по свидетельству Евангелия, благодатною и благословенною со дня воплощения от Нее Спасителя мира. Вечная премудрость сокрыла эту благодатную тайну от ограниченного человеческого ума: верою приемлется благодатная тайна. По обычаю иудейскому, в 15-й день по рождении младенца дано было Ей имя, указанное ангелом Божиим, Мария, что значит по-еврейски: «госпожа», «надежда». Мария, сделавшись Матерью Творца, явилась госпожою и надеждою всех тварей. В воспоминание рождества Пресвятой Богородицы издревле установлен Церковью праздник: еще в IV веке равноапостольная Елена соорудила храм в честь и память рождества Матери Божией. Праздник этот великий, двунадесятый, вселенский, установлен 8 сентября: это праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился и печаль праматери Евы переменилась в радость.