Профилактика травм опорно двигательной системы. Опорно-двигательная система

Профилактика заболеваний

Опорно-двигательного аппарата (ОДА).

Когда говорят о заболеваниях опорно-двигательного аппарата, это свидетельствует, как правило, об ослаблении всего организма. Все родители хотят, чтобы их дети росли активными и крепкими. Но, к сожалению, в настоящее время врачи бьют тревогу: состояние здоровья молодого поколения ухудшается год от года. Особенно часто среди детей и подростков стали встречаться различные заболевания опорно-двигательного аппарата. Неумолимая медицинская статистика свидетельствует, что у 40% детей и подростков отмечаются патологии суставов, а у 80% школьников старших классов имеются нарушения осанки.

Какие же нарушения осанки чаще всего встречаются в детском возрасте?

1. Плоская спина - формируется в том случае, если у ребёнка не выражены физиологические изгибы позвоночника. У такого пациента страдает амортизация при движениях и ходьбе, что является прямой причиной развития заболеваний межпозвоночных дисков. В этом случае помочь может лечебная физкультура, лечение позой и положением, а также специальные корсеты.

2 . Вялая осанка - при этом виде нарушения у ребёнка опущены и сведены вперёд плечи, наблюдается переразгибание в пояснице, мышцы брюшного пояса ослаблены. При этом в начальных стадиях осанка исправляется при выведении плечевого пояса в нормальное положение. Это нарушение также хорошо корректируется занятиями физкультурой.

3. Круглая спина - не исправляется, если попытаться "расправить" плечи, так как при этом виде нарушения осанки изменения возникают уже на уровне тел позвонков. Могут страдать даже внутренние органы - сердце и лёгкие (при выраженной деформации). В этом случае полностью устранить нарушение осанки, к сожалению, не удастся, но упомянутые уже занятия лечебной физкультурой и ношение специального корсета способны замедлить прогрессирование заболевания.
Кроме перечисленных выше видов нарушений осанки, довольно распространён среди детей и сколиоз - это заболевание опорно-двигательного аппарата, характеризующееся искривлением позвоночника во фронтальной (боковой) плоскости с разворотом позвонков вокруг своей оси, ведущее к нарушению функции грудной клетки, а также к косметическим дефектам. Осложнения не леченого сколиоза: деформация грудной клетки, ограничение функций лёгких, сердечная недостаточность (из-за повышенного давления со стороны грудной клетки), холецистит, простатит, бронхиальная астма.

Нарушения осанки приводят к повышению нагрузки на тазобедренный сустав и свод стопы, формируя плоскостопие - изменение формы , характеризующееся опущением её продольного и поперечного сводов. Плоскостопие предрасполагает к развитию . Боли в стопах, коленях, бедрах, спине. Неестественная походка и осанка. Легче согнуться, чем присесть на корточки; присев, тяжело удержать равновесие. «Тяжелая» походка, косолапие при ходьбе. Тошнота и рвота. Деформированные стопы (плоская стопа, искривленные, непропорциональной длины пальцы ног, «косточка» на большом пальце, безобразно широкая стопа). Колени (прогнутые наружу или внутрь); бедра (вывернутые), непропорционально развитые или недоразвитые мышцы ног и голени.

Искривление осанки это далеко не безобидная патология, грозящая лишь косметическим дефектом. Она приводит к тому, что в межпозвонковых хрящах начинают происходить дегенеративные изменения, что ведет к ущемлению нервных волокон, кровеносных сосудов питающих спинной и головной мозг. В итоге даже у детей может диагностироваться остеохондроз .

Остеохондроз - комплекс дистрофических нарушений в суставных хрящах . Может развиваться практически в любом суставе , но чаще всего поражаются межпозвоночные диски . В зависимости от локализации выделяют шейный, грудной и поясничный остеохондроз.

Отрицательно сказываются на дисках нерациональная и несимметричная работа мышц позвоночника , а именно: при неправильных привычных позах, при недостаточной разминке, при ношении сумок на плече, при использовании мягких подушек и матрацев.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать (прописано в ФГТ к основной образовательной программе). Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.

В этимологическом словаре слово “проект” заимствоно из латыни и означает “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”.

Было выявлено, что понятие “проект” – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершённая работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для её решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Суть “метода проектов” в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий? проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. “Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания применить” – вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой).

Выделены три этапа в развитии проектной деятельности у детей дошкольного возраста, которые и представляют собой одну из педагогических технологий проектной деятельности, включающую в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих.

Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему.

Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. У детей развиваются самоконтроль и самооценка, они способны достаточно объективно оценивать как собственные поступки, так и поступки сверстников. В этом возрасте дети принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения результата деятельности. Они не только проявляют готовность участвовать в проектах, предложенных взрослым, но и самостоятельно находят проблемы.

Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Взрослому очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её.

Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо “наводить” ребёнка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и “втягивать” детей в совместный проект, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой.

Планирование проектной деятельности начинается с вопросов: “Для чего нужен проект?”, “Ради чего он осуществляется?”, “Что станет продуктом проектной деятельности?”, “В какой форме будет презентован продукт?”,

Работа над проектом, включающая составление обоснованного плана действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода, проходит несколько этапов. На каждом из этапов взаимодействие педагога с детьми носит личностно-ориентированный характер.

Работа над проектом

Первый этап – “выбор темы”.

Задача педагога – осуществлять вместе с детьми выбор темы для более глубокого изучения, составить план познавательной деятельности. Один из способов введения в тему связан с использованием моделей “трёх вопросов”: Что знаю? Чего хочу узнать?, Как узнать?. Диалог с детьми, организованный педагогом, способствует не только развитию саморефлексии ребёнка в области познания собственных интересов, оценке имеющихся и приобретению новых тематических знаний в свободной раскованной атмосфере, а и развитию речи и собственно речевого аппарата. Сбор информации и планирование воспитательно-образовательной работы в рамках проекта. Задача воспитателя создать условия для реализации познавательной деятельности детей.

Второй этап – реализация проекта.

Задача воспитателя создать в группе условия для осуществления детских замыслов. Реализация проектов происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную). Уникальность применения проектного метода в данном случае заключается в том, что третий этап способствует многостороннему развитию, как психических функций, так и личности ребёнка. Исследовательская активность на данном этапе побуждается проблемным обсуждением, которое помогает обнаруживать всё новые проблемы, использованием операций сравнения и сопоставления, проблемным изложением педагога, организацией опытов и экспериментов.

Третий этап – презентация.

Важно, чтобы в основу презентации был положен материальный продукт, имеющий ценность для детей. В ходе создания продукта раскрывается творческий потенциал дошкольников, находят применения сведения, полученные в ходе реализации проекта. Задача воспитателя создать условия для того, чтобы дети имели возможность рассказать о своей работе, испытать чувство гордости за достижения, осмыслить результаты своей деятельности. В процессе своего выступления перед сверстниками, ребёнок приобретает навыки владения своей эмоциональной сферой и невербальными средствами общения (жесты, мимика и т.д.).

Четвёртый этап – рефлексия.

Взаимодействие педагога и ребёнка в проектной деятельности может изменяться по мере нарастания детской активности. Позиция педагога выстраивается поэтапно по мере развития исследовательских умений и нарастания самостоятельной деятельности от обучающе-организующей на первых этапах к направляющей и корректирующей к окончанию проекта.

Также технология проектной деятельности может быть использована и в рамках специально организованного обучения детей (в рамках занятий). Такие занятия имеют определённую структуру и включают в себя: создание мотивации проектной деятельности; введение в проблему; поэтапное решение проблемы в процессе исследовательской деятельности; обсуждение результатов; систематизация информации; получение продукта деятельности; презентация результатов проектной деятельности.

Проекты могут быть: долгосрочные (1,2,3 года), несколько месяцев, 1 месяц, несколько недель, 1 неделя и даже 1 день.

Последовательность работы педагога над проектом:

  • педагог ставит перед собой цель, исходя из потребностей и интересов ребёнка;
  • вовлекает дошкольников в решение проблемы;
  • намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  • обсуждает план с семьями на родительском собрании;
  • обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ;
  • вместе с детьми и родителями составляет план? схему проведения проекта;
  • собирает информацию, материал;
  • проводит занятия, игры, наблюдения, поездки (мероприятия основной части проекта),
  • даёт домашние задания родителям и детям;
  • поощряет самостоятельные творческие работы детей и родителей (поиск материалов, информации, изготовление поделок, рисунков, альбомов и т. д.);
  • организует презентацию проекта (праздник, занятие, досуг), составляет книгу, альбом совместно с детьми;
  • подводит итоги (выступает на педсовете, обобщает опыт работы).

Таким образом, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Литература:

  1. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ; от теории к практике. Приложение к журналу “Управление ДОУ” Сфера.2010 г.
  2. Хабарова Т. В. Педагогические технологии в дошкольном образовании. Санкт-Петербург. Детство-Пресс. 2011 г.
  3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Журнал “Управление дошкольным образовательным учреждением” №4. 2004 г.

Здоровье опорно-двигательной системы имеет важное значение. Ведь именно она обеспечивает красивую и правильную осанку, защищает внутренние органы, дает возможность свободно передвигаться и принимать различные позы. Увы, но сегодня все больше людей жалуются на боли в руках, ногах и спине, которые ограничивают возможность свободно передвигаться или вовсе приводят к потере некоторых функций локомоторной системы. Поэтому очень важно вовремя обратиться за помощью. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата поможет остановить развитие патологии на ранних стадиях, восстановить утраченные функции и предотвратить хирургическое вмешательство.

Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата является комплексом методов и способов, которые подбираются специалистами индивидуально для каждого пациента. Узнать больше о методиках можно . Причиной появления заболеваний опорно-двигательного аппарата может быть малоподвижный образ жизни и сидячая работа, наличие патологий или травма. Большинство людей с такими болезнями ограничены в передвижении. Поэтому основной целью профилактики является восстановление возможности самостоятельно передвигаться и обслуживать себя.

Заболевания опорно-двигательного аппарата можно разделить на болезни спины и болезни суставов. Также они делятся на:

  • первичные заболевания - самостоятельные нарушения, при которых поражается костно-мышечный аппарат;
  • вторичные заболевания - нарушения, которые возникли в результате осложнения других патологических процессов в организме.

Патологические процессы разделяют на такие группы:

  • воспалительные заболевания: ревматический артрит, миозит, остеомиелит и другие;
  • обменно-дистрофические нарушения: артроз, остеохондроз и другие;
  • онкологические заболевания;
  • врожденные пороки;
  • травмы: растяжения, вывихи, переломы и прочее.

Независимо от природы заболевания своевременная профилактика травматизма и заболеваний опорно-двигательного аппарата имеет важное значение и может гарантировать положительный результат. В большинстве случаев пациенту требуется физическая реабилитация.


Когда нужна профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата

Болезни скелетно-мышечной системы лучше предотвратить, чем лечить. Поэтому так важна своевременная профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата. Сегодня все больше людей находится в зоне риска. Основными факторами развития патологий костно-мышечной системы являются:

  • инфекционные, нейроэндокринные и аутоиммунные заболевания;
  • наследственность;
  • неправильное питание пагубные привычки;
  • лишний вес;
  • постоянные физические нагрузки;
  • отсутствие физической активности.

Минимизировать все эти факторы поможет профилактика и коррекция опорно-двигательного аппарата, которую предлагают специалисты медицинского центра восстановительного лечения «Эвексия».

Профилактика патологий опорно-двигательного аппарата: методы и их особенности

Сегодня восстановительная медицина предлагает следующие методы реабилитации и профилактики:

  • Лечебная физкультура, которая включает в себя комплекс общеукрепляющих и специализированных упражнений, направленные на восстановление утраченных функций костно-мышечной системой, а также на повышение выносливости. Занятия на тренажерах позволяют улучшить координацию, чувство равновесия, помогают поддерживать тонус мышц и развивать вестибулярный аппарат.
  • Физиотерапия. Кинезиотерапия, посещение бассейна помогут быстро восстановиться после травмы, восстановить утраченные функции опорно-двигательной системы.

Также возможно медикаментозное лечение. Особое значение играет психологическая поддержка, которая помогает человек быстрее социализироваться и максимально приблизиться к прежнему образу жизни.

Профилактика и коррекция опорно-двигательного аппарата состоит из обследования организма, изучения анамнеза и предрасположенностей к тому или иному заболеванию. Своевременное обнаружение факторов риска позволяет минимизировать последствия или вовсе предотвратить развитие патологии. Человек также может самостоятельно снизить риски путем ведения здорового образа жизни, отказа от вредных привычек, выполнения регулярных физических нагрузок, активного отдыха и сбалансированного питания. Также не нужно забывать о соблюдение питьевого режима, следить за своим весом и проходить плановые обследования у врача.

Сложно переоценить значение опорно-двигательной системы. Более 200 костей, 400 мышц, сотни сухожилий придают человеку форму, перемещают в пространстве, защищают внутренние органы…

Профилактика заболеваний опорно-двигательной системы – это соблюдение здорового образа жизни: правильное питание, физическая активность, отказ от курения и алкоголя. Так же желательно избавиться от лишнего веса – это облегчит работу опорно-двигательного аппарата.

Цивилизация: другая сторона медали

Вред опорно-двигательной системе наносит поднятие тяжестей, чрезмерная физическая нагрузка, переохлаждение, ношение обуви с зауженными носками и высоких каблуков, твердый, плоский пол - не физиологичный для человека в отличии от песка, травы и мягкой земли.

У животных, ходящих на четырех лапах, практически не бывает проблем с позвоночником. Человек дорого платит за свое прямохождение. Боли в спине - не редкость. Особенно страдают поясничный и крестцовый отделы: на них приходится огромная нагрузка.

Усугубляет ситуацию то, что у многих людей очень низкий уровень физической активности. Человек сидит практически половину суток. С утра – на работе, в школе. Вечером – у телевизора или компьютера. Лифт, автомобиль, метро – цивилизация приучает нас двигаться все меньше и меньше - болезней стопы и позвоночника все больше.

А сколько людей занимается спортом?

Из-за низкой физической активности населения все чаще встречается заболевание спондилоартроз. Раньше этим недугом страдали люди только преклонного возраста (в 60-70 лет). Теперь же заболевание встречается и у молодых людей.

Нога – корень здоровья

У женщин деформация стоп встречается чаще, чем у мужчин. Дело в том, что изначально у женщин слабее связочный аппарат. А мода у прекрасного пола на каблуки и зауженные носки усугубляют ситуацию - говорит доктор Сергей Нефедьев , кандидат медико-технических наук, врач коррекционной хирургии (ортопедия и хирургия стопы).

Многие заболевания опорно-двигательного аппарата передаются по наследству. Поэтому если, например, у матери вальгусная деформация стопы , то есть вероятность, что болезнь разовьется и у дочери. В подобных случаях не стоит закрывать глаза, затыкать уши и надеяться, что все обойдется… Правильнее с самого раннего возраста заняться профилактикой. Ребенку следует уже с двух лет носить обувь с индивидуальными ортопедическими стельками.

Индивидуальные стельки не купить в аптеке: там вам предложат товар для среднестатистического пациента со среднестатистической патологией стопы. Но у всех людей ноги разные! Например, высота свода стопы может колебаться от пяти миллиметров до четырех сантиметров. – поясняет Сергей Нефедьев . - Стельки изготавливаются индивидуально, по ноге пациента. Они учитывают все анатомические особенности.

«Умные» стельки применяют при лечении и профилактике заболеваний опорно-двигательной системы. Подробнее об индивидуальных ортопедических стельках .

Профилактика у детей

Посмотрите, сколько учебников несет ребенок в школу… Не каждый взрослый таскает такие тяжести. А ребенок, с неокрепшим опорно-двигательным аппаратом, каждый день бегает в школу с рюкзаком, битком набитым учебниками...

Поэтому профилактикой заболеваний опорно-двигательной системы нужно заниматься с раннего возраста. Если ребенок после школы катается на горках, играет до вечера в футбол – то, скорее всего, ему хватает этой нагрузки. Отдавать его в спортивную секцию следует только по желанию. А вот если школьник все время сидит – сначала в школе, потом делает дома уроки, потом до ночи играет в компьютер – то ваше вмешательство необходимо!

Спросите, какой спорт нравится ребенку, в какие секции ходят его друзья. Не понравилось каратэ – попробуйте танцы. Не понравились танцы – купите чаду сноуборд.

Многие родители не отдают детей в спорт потому, что, мол, у ребенка времени свободного нет, целыми днями уроки делает… Но вот почему-то одноклассник Вася весь вечер на улице бегает, фигурным катанием занимается, да еще и учится лучше… Не только на собственном опыте скажу, что спорт повышает работоспособность!

Пример родителей

Важно, чтобы место, где ребенок занимается уроками, было удобным. Следите за его осанкой – в идеале спина должна быть прямой. А если одно плечо выше другого, то наведайтесь к ортопеду. Это может быть признаком искривления позвоночника, сколиоза.

Чтобы ребенок чаще бывал на свежем воздухе, можно завести собаку. Тогда у всех членов семьи будет повод побывать на улице, чтобы погулять и поиграть с четвероногим другом.

Родители должны воспитывать ребенка своим примером. Зимой по выходным катайтесь всей семьей на лыжах, на коньках, летом - берите с собой на прогулку мяч, бадминтон – и ребенок с детства приучится, что спорт – норма жизни.

Боль – это крик о помощи

Немало людей страдает от болей в спине. Нужно это воспринимать не как наказание, а как крик о помощи. Организму можно помочь лечебной физической культурой (посмотрите комплексы упражнений в Интернете, проконсультируйтесь с ортопедом). Так же облегчить боль помогает массаж, а в острый период – обезболивающие с противовоспалительным эффектом.

Занимаясь физкультурой ежедневное, вы сможете постепенно укрепить мышечный корсет, убрать спазм, улучшить кровообращение. Упражнения не должны быть тяжелыми, резкими. Прислушивайтесь к своему организму, он подскажет уровень нагрузки. Начинать следует с самых легких упражнений, а потом можно заниматься с эспандером, с небольшими гантелями, или на тренажерах. Но стоит исключать поднятие тяжести, осевую нагрузку на позвоночник (например, приседание со штангой нужно обходить стороной).

При профилактике и лечении любых заболеваний важен здоровый сон. Нет единого мнения, полезно ли спать человеку на абсолютно твердой поверхности. Ранее сторонников деревянного щита, положенного на кровать, было много. Сейчас, с появление ортопедических матрасов, кто-то эту теорию считает устаревшей. Однако все равно немало людей предпочитают мягким матрасам твердую поверхность. К тому же, любопытство (интересно, насколько хорош ортопедический матрас?) останавливает его немалая стоимость.

Что касается положения тела во время сна: самый полезный сон – лежа на спине. Также можно спать на боку. А вот на животе – не рекомендуется: позвоночник занимает неправильное положение.

За заболеваниями опорно-двигательной системы традиционно закреплена слава «возрастных» болезней: считается, что проблемы с костно-мышечной системой у человека могут начаться лишь в пенсионном возрасте. Частично это утверждение правильно: например, остеопорозом страдает каждая четвертая женщина старше 60 лет (мужчины – вчетверо реже), 55% болеющих остеоартрозом – люди старше 50 лет. С другой стороны, остеохондроз является достаточно «молодой» болезнью – поражающей по большей части молодых людей в возрасте от 20 до 40 лет. Все заболевания опорно-двигательной системы имеют серьезные последствия, и часть из них приводит к инвалидности. Например, переломы шейки бедра в 45% случаев заканчиваются инвалидностью, а в 20% случаев – летальным исходом. Общая заболеваемость болезнями опорно-двигательной системы в нашей стране составляет более 10% всего населения.

Наиболее распространенные заболевания опорно-двигательной системы:

Остеоартроз. Риск заболевания остеоартрозом увеличивается пропорционально возрасту: после 65 лет процент больных этим заболеванием составляет 87%, но уже после 45 лет риск увеличивается до 30% (по сравнению с 2% людей до 45 лет).

Остеопороз. Это системное заболевание, поражающее все кости скелета, сопровождающееся снижением плотности и прочности костей, что приводит к повышению риска переломов даже при минимальной травме. Чаще всего остеопороз встречается у женщин старше 60 лет (у мужчин – реже в 4 раза).

Остеохондроз. Это заболевание позвоночника, заключающееся в дегенеративно–дистрофическом поражении тел позвонков, их отростков, межпозвонковых дисков, мелких суставов позвоночника, мышц и связок.

Факторы риска:

Факторы риска можно разделить на две разновидности в соответствии с эффективностью их устранения: неустранимые и устранимые.

Неустранимые факторы риска – это данность, то, с чем нужно считаться, то, что вы не можете изменить.

Устранимые факторы риска – это, напротив, то, что вы можете изменить, приняв соответствующие меры или внеся коррективы в свой образ жизни.

Неустранимые факторы риска:

Возраст. После 45 лет у мужчин возраст становится одним из факторов риска развития остеоартроза.

Пол. Женщины в несколько раз чаще заболевают остеопорозом и остеоартрозом, чем мужчины, особенно после наступления менопаузы.

Наследственность. Если ваши родители или ближайшие родственники больны остеоартрозом, то ваш риск заболеть также увеличивается в несколько раз.

Дисплазии костей и суставов. Врожденные заболевания костей и суставов, встречаются у 2-12% населения земного шара.

Неустранимые факторы риска:

Избыточный вес. У людей, страдающих ожирением, в подавляющем большинстве случаев имеются проблемы с коленными и голеностопными суставами. Также вес в течение долгих лет оказывает давящее воздействие на костный аппарат, усугубляя все заболевания и вызывая деформации костей, нарушения в позвоночнике.

Систематическая тяжелая физическая нагрузка. Тяжелой физической нагрузкой считается такая, при которой вы большую часть дня проводите на ногах, активно двигаетесь, сильно устаете, поднимаете или переносите тяжести, выполняете много задач, связанных с физической активностью.

Низкая физическая активность. Так же, как вредна избыточная нагрузка, так не полезна для костей и недостаточная физическая активность, которая приводит к атрофии мышечной ткани, а затем – и костной.

Профессиональные занятия спортом. Те виды спорта, которые связаны с хронической чрезмерной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат (тяжелая атлетика, бодибилдинг), в несколько раз увеличивают вероятность развития остеоартроза из-за постоянных перегрузок суставов.

Недостаток поступления кальция с пищей. Если вы получаете недостаточно кальция в сутки, это становится фактором развития заболеваний опорно-двигательной системы. Так как кальций – это основная составляющая костной ткани, кости ослабляются, становятся более хрупкими.

Курение. Курение в несколько раз увеличивает возможность развития остеопороза.

Злоупотребление алкоголем. Чрезмерное употребление алкоголя приводит к снижению всасывания кальция в кишечнике и, следовательно, к развитию остеопороза.

Тяжелые травмы позвоночника, конечностей. Тяжелые травмы позвоночника и конечностей даже при условии полноценного лечения могут приводить к стойким нарушениям функции опорно-двигательной системы.

Заболевания костей и суставов. Любые заболевания костей и суставов могут в дальнейшем привести к развитию других проблем и заболеваний опорно-двигательной системы.

Профилактика:

Правильное питание. Следите, чтобы в вашем рационе присутствовали все необходимые элементы, витамины, минералы. Если ваше питание небогато кальцием и витамином D, принимайте витаминные комплексы.

Физическая активность . Физические упражнения в достаточном объеме (не меньше 150 минут в неделю) укрепляют кости и развивают мышцы, что позволяет значительно снизить риск развития заболеваний опорно-двигательной системы и обеспечить достойную мышечную поддержку позвоночнику и костям.

Отказ от курения. Так как курение приводит к потере костной ткани (остеопороза), этот фактор является чрезвычайно сильным в общем списке причин развития заболеваний.

Ограничение потребления алкоголя . Чрезмерное употребление алкоголя приводит к снижению всасывания кальция в кишечнике и, следовательно, к развитию остеопороза.

Контроль веса. Избавьте свою костную систему от избыточного груза лишних килограммов. Главное – делайте это медленно и следите за тем, чтобы количество калорий не снижалось за счет продуктов, богатых кальцием.

. Если это возможно, дозируйте физическую нагрузку, достаточно отдыхайте, выделяйте время на реабилитацию.

Своевременное оказание медицинской помощи при травмах и заболеваниях опорно-двигательной системы. Обязательно доводите лечение травм до конца, полностью следуйте рекомендациям врача. Постарайтесь исключить из своей жизни факторы, которые привели к травме. Относитесь серьезно к лечению заболеваний костей и суставов, выполняйте все предписания лечащего врача, контролируйте выздоровление и принимайте профилактические меры, о которых вы можете справиться у своего врача.

Медицинский контроль.

При наблюдении за состоянием опорно-двигательной системы очень важно вовремя проходить медицинские обследования – особенно если вы входите в группу риска или испытываете болезненные ощущения в позвоночнике, костях, суставах.

Мужчины в возрасте старше 70 лет, женщины в возрасте старше 65 лет - денситометрия (определение плотности костной ткани).

Травмы опорно-двигательного аппарата относятся к числу распространенных, и происходят при различных обстоятельствах: падении, неловком или неожиданном движении, при автомобильной аварии.

Основные виды травм:

Переломы; Вывихи; Растяжения или разрывы связок; Растяжения или разрывы мышц и сухожилий.

Перелом - это нарушение целостности кости.

При закрытом переломе, кожный покров остается неповрежденным.

Для открытого перелома характерно наличие раны, например, в результате выхода наружу фрагментов сломанных костей. Открытый перелом более опасен, так как существует риск занесения инфекции в рану или потери крови.

Вывих - это стойкое смещение суставных концов сочленяющихся костей за пределы их физиологической подвижности; проявляется болью и выраженным нарушением функции сустава (невозможность совершения движении).

Растяжение связок происходит, при выходе кости за пределы обычной амплитуды движения. Тяжелые формы растяжений обычно вызывают сильную боль при малейшем движении сустава. Наиболее распространенными являются растяжения связок голеностопного и коленного суставов, пальцев и запястья. Сустав после растяжения или разрыва связок может стать менее устойчивым, что повышает вероятность повторной травмы.

Растяжение мышц и сухожилий обычно вызывается подъемом тяжестей, чрезмерной мышечной работой, резким или неловким движением. Наиболее распространенными являются растяжения мышц шеи, спины, бедра или голени.

Признаки и симптомы травмы:Боль; Болезненность при ощупывании места травмы; Припухлость; Невозможность выполнения обычных движений;

Изменение цвета кожи в месте травмы; Деформация конечности; Наружное кровотечение;

Ощущение хруста в костях или щелкающий звук в момент получения травмы.

Мероприятия первой помощи:

Следует избегать любых движений, вызывающих боль. Помогите пострадавшему принять наиболее удобное для него положение. При подозрении на перелом оставьте пострадавшего в том же положении, в котором вы его обнаружили.

Обеспечение неподвижности (иммобилизация) поврежденной части тела.

Это необходимо только в том случае, если вы не ожидаете быстрого прибытия «Скорой помощи», или если намерены транспортировать пострадавшего самостоятельно.

До прибытия «Скорой помощи», вы можете зафиксировать поврежденную часть тела пострадавшего своими руками или другими предметами, например, подушками, одеялами, одеждой.

Иммобилизация поврежденной части направлена на:

Уменьшение боли;

Предотвращение дополнительных травм;

Уменьшение риска возможного кровотечения;

Уменьшение вероятности нарушения кровообращения в поврежденной части тела;

Предотвращение перехода закрытого перелома в открытый.

Фиксация поврежденной части может производиться путем наложения шины, поддерживающей повязки или бинтованием.

Шины бывают мягкими, жесткими и анатомическими.

В качестве мягких шин можно использовать сложенные одеяла, полотенца, подушки, поддерживающие повязки или бинты.

Поддерживающая повязка представляет собой косынку, которая завязывается сзади для обеспечения опоры поврежденной руке (например, запястью или кисти).

Туго свернутая материя или бинт успешно может быть использована для иммобилизации небольших частей тела (например, кисти или пальцев).

К жестким шинам относятся дощечки, полоски металла, картон, сложенные журналы и т.п. При анатомических шинах в качестве опоры используется тело самого пострадавшего. Например, поврежденная рука может быть прибинтована к груди пострадавшего, нога - к здоровой ноге.

Шина: Накладывается без изменения положения поврежденной части тела; Должна охватывать как область повреждения, так и суставы, расположенные выше и ниже области травмы; До и после наложения шины убедитесь в сохранности нормального кровообращения в поврежденной части тела; Уточните у пострадавшего, не немеют ли у него кончики пальцев поврежденной конечности; осмотрите их сами: они должны быть теплыми на ощупь и иметь розовый цвет в области ногтевой пластины; при жалобах на онемение, следует ослабить повязку; Зафиксируйте шину выше и ниже места повреждения.

Холод. При любой травме, за исключением открытого перелома, прикладывайте что-нибудь холодное (лед, замороженные продукты из морозильной камеры и т.д.) к месту повреждения. Холод помогает облегчить боль и уменьшить отечность, так как способствует сужению кровеносных сосудов. Обычно «холод» прикладывается на 15 минут через каждый час, при необходимости, это выполняется на протяжении первых двух суток после травмы.

Приподнятое положение. Поднятие поврежденной области помогает замедлить кровоток, что уменьшает припухлость. Поэтому, при возможности приподнимите поврежденную конечность выше уровня сердца.

Не следует приподнимать поврежденную конечность до тех пор, пока не будет наложена шина, или если это вызывает усиление боли.

Если вы считаете, что создалась угроза для жизни пострадавшего, не перевозите его самостоятельно - немедленно вызывайте «Скорую помощь».

Вывих.

Вывих - это смещение суставных концов костей, частично или полностью нарушающее их взаимное соприкосновение.

Понять, что это вывих, можно по неестественному расположению конечности и отсутствию полной подвижности сустава. Естественно, пострадавший испытывает сильные болевые ощущения. При этом часто наблюдается отёчность сустава, кровоизлияние в него. Не пытайтесь вправить вывих самостоятельно - этого нельзя допускать ни в коем случае! Вывихнутую конечность необходимо срочно зафиксировать в наиболее безболезненном для пострадавшего положении. С этой целью на повреждённый сустав наложите плотную повязку, а сверху прикрепите шину (лучший вариант - проволочная!). Это и будет первой необходимой помощью при травме-вывихе

Ушиб (контузия) - механическое повреждение тканей без нарушения целости кожи. В зависимости от силы удара и локализации травмы возникают различные по тяжести ушибы: от небольших, не нарушающих функций, до обширных повреждений, опасных для жизни (например, ушиб мозга, сердца, живота с повреждением внутренних органов).

Симптомы, течение. Боль, припухлость, кровоподтек. Осложнения: повреждение внутренних органов, нервов, сосудов. Особенно важно исключить закрытое повреждение внутренних органов.

При обширных ушибах и малейшем подозрении на травму внутренних органов показана срочная госпитализация и лечение. При неосложненных ушибах в первые дни назначают холод, покой, а затем тепло.

Растяжение (дисторсия) - повреждение связок, мышц, сухожилий и других тканей без нарушения их анатомической целости. Чаще всего наблюдается растяжение связок голеностопного или коленного сустава. Патологоанатомические изменения при растяжении заключаются в надрыве отдельных волокон связок с кровоизлиянием в их толщу. Эта форма травматического повреждения возникает при чрезмерном механическом воздействии на сустав (удар, падение, переразгибание, подвертывание), приводящем к перенапряжению сустава как единого целого и его составляющих (суставная сумка, связки).

Признаки растяжения: появление внезапных сильных болей, припухлости, нарушение движений в суставах, кровоизлияние в мягкие ткани. При ощупывании места растяжения проявляется болезненность.

Первая помощь предусматривает обеспечение покоя пострадавшему, иммобилизация раненого сустава. Для этой цели при небольшой опухоли можно применить эластичный бинт. Если есть жидкость Бурова, то ее можно использовать для приготовления компресса, так как этот препарат уменьшает опухоль. При любом растяжении необходимо обратиться за помощью к врачу - травматологу, так как при таком повреждении не исключается трещина кости.

Перелом - это нарушение целости кости, вызванное насилием или патологическим процессом. Открытые переломы характеризуются наличием в области перелома раны, а закрытые характеризуются отсутствием нарушения целостности покровов (кожи или слизистой оболочки). Следует помнить, что перелом может сопровождаться осложнениями: повреждением острыми концами отломков кости крупных кровеносных сосудов, что приводит к наружному кровотечению (при наличии открытой раны) или внутритканевому кровоизлиянию (при закрытом переломе); повреждением нервных стволов, вызывающим шок или паралич; инфицированием раны и развитием флегмоны, возникновением остеомиелита или общей гнойной инфекции; повреждением внутренних органов (мозга, легких, печени, почек, селезенки и др.).

Признаки перелома: сильные боли, деформация и нарушение двигательной функции конечности, укорочение конечности, своеобразный костный хруст.

При переломах черепа будут наблюдаться тошнота, рвота, нарушение сознания, замедление пульса, признаки сотрясения (ушиба) головного мозга, кровотечение из носа и ушей.

Переломы таза всегда сопровождаются значительной кровопотерей и в 30% случаях развитием травматического шока. Такое состояние возникает в связи с тем, что в тазовой области повреждаются крупные кровеносные сосуды и нервные стволы. Возникают нарушения мочеиспускания и дефекации, появляется кровь в моче и кале.

Переломы позвоночника - одна из самых серьезных травм, нередко заканчивающаяся смертельным исходом. Анатомически позвоночный столб состоит из прилегающих друг к другу позвонков, которые соединены между собой межпозвонковыми дисками, суставными отростками и связками. В специальном канале расположен спинной мозг, который может также пострадать при травме. Весьма опасны травмы шейного отдела позвоночника, приводящие к серьезным нарушением сердечно-сосудистой и дыхательной систем. При повреждении спинного мозга и его корешков нарушается его проводимость.

Первая помощь при переломах костей должна включать остановку кровотечения, обезболивание, наложение повязки при наличии раны и транспортную иммобилизацию.

Иммобилизация - это создание условий для неподвижности поврежденной части тела. Иммобилизация обязательно должна быть применена при переломах костей, суставов, повреждении нервов, крупных сосудов, обширных повреждениях мышц, ожогах большой площади тела. В этих ситуациях движения, которые совершает пациент произвольно, или непроизвольно при транспортировке могут нанести вред его здоровью.

Транспортная иммобилизация - это создание неподвижности конечности на время, необходимое для доставки пациента в травмопункт или больницу. Она позволяет избежать дальнейшего повреждения окружающих место перелома сосудов, нервов, мягких тканей острыми костными отломками и, таким образом, уменьшает опасность развития травматического шока, значительной кровопотери и инфекционных осложнений. Транспортная иммобилизация накладывается на несколько часов, иногда на несколько дней, если стационар оказывается далеко от места происшествия.

Иммобилизация сломанных конечностей проводится при помощи табельных шин:·лестничных ·проволочных ·фанерных ·сетчатых.