Как выбрать профессию: советы и рекомендации для школьников и взрослых. Обоснование выбора моей будущей профессии Выбор оптимального варианта профессии таблица 28

Асабина И.И., учитель технологии МОУ «СОШ № 3 г. Ртищево Саратовской области»

Пояснительная записка

Элективный ориентационный курс для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы предназначен для предпрофильного обучения. В Конституции РФ говорится, что каждый имеет право распоряжаться своими способностями к труду, выбрать род деятельности и профессию. Подготовка к профессиональному самоопределению и карьере – важный шаг в жизни каждого молодого человека. Сегодняшним девятиклассникам следует определиться не только в выборе сферы деятельности, но выбрать соответствующий профиль обучения в старшей школе. Осуществить свободный выбор профессии очень не просто. Программа элективного курса «Проектирование ситуации выбора профессии» направлена на оказание помощи школьникам в выборе из нескольких тысяч профессий и специальностей именно «своей» сферы деятельности. Концептуальную основу программы составляет современный теоретический подход к формированию у школьников личностной и социально-психологической компетентности, способности выбирать сферу будущей профессиональной деятельности, оптимально соответствующую своим личностным особенностям и запросам рынка труда. Особенностью предлагаемой программы является использование исследовательских и проектных технологий и методов обучения. Преимущества тренинговых и диагностических форм проведения занятий состоит в осознании учащимися личной ответственности за свой выбор. Основная цель курса - оказать помощь учащимся в выборе профиля обучения в старшей школе и дальнейшем профессиональном самоопределении, формирование культуры выбора профессии.

Задачи курса:

Проанализировать основные факторы ситуации выбора профессии, чтобы найти оптимальные варианты выбора сферы деятельности;

Ознакомить учащихся с методами самопознания, выявления своих профессиональных интересов, способностей и возможностей;

Вооружить учащихся знаниями основ профессиональной деятельности;

Проанализировать ситуацию на рынке труда в своем городе, области, стране;

Спроектировать индивидуальный путь профессионального самоопределения.

Планируемые результаты – учащиеся получат знания и навыки самодиагностики по выявлению своих интересов, склонностей и способностей, а также проектирования индивидуального пути профессионального самоопределения;

Презентационная проектно-исследовательская работа позволит сформировать и развить умения и навыки проектирования и исследования у школьников.

Структура программы: программа курса рассчитана на 10 академических часов по 1 часу в неделю. Первое занятие направлено на знакомство со стратегией выбора профессии и анализ ее основных факторов. Дальнейшие занятия направлены на исследование и диагностику собственных склонностей и возможностей, а также анализ рынка труда. Заключительное занятие посвящено проектированию индивидуального пути профессионального самоопределения.

Оценка достижений обучающихся проходит по результатам психологического тестирования и анализу образовательного продукта – модели индивидуального пути предпрофильной и профильной подготовки. Оценку результатов курса осуществляют обучающиеся и учитель.

Учебно-тематический план

Тема занятия Кол-во часов Виды и формы деятельности учащихся
1 Стратегия выбора профессии 1 Анализ факторов выбора профессии, тренинг
2 Фактор «хочу» в выборе профессии 2 Беседа, самостоятельная работа, тестирование
3 Фактор «могу» в выборе профессии 2 Беседа, самостоятельная и практическая работа, тестирование
4 Требования, предъявляемые профессией к человеку 2 Беседа, самостоятельная работа
5 Фактор «надо» в выборе профессии 1 Беседа, самостоятельная работа, экскурсия в центр занятости населения
6 Личный профессиональный план 2 Проектирование, защита проекта

Тема 1. Стратегия выбора профессии

Цель: Проанализировать три основных фактора стратегии выбора профессии, сформулировать правильность выбора профессии.

Этапы занятия:

1. Выяснить роль труда в жизни общества и отдельного человека. Игра «Пришельцы» (приложение 1).

2. Анализ ситуации выбора, в том числе и выбора профессии. Для примера проанализировать ситуацию выбора покупки. Как нужно вести себя, выбирая профессию, чтобы не ошибиться? Во-первых, знать мир профессий. Во-вторых, знать себя – свои интересы, склонности, возможности, состояние здоровья. В-третьих, знать правила выбора, знать как «примерить» профессию к себе и как ее получить. Правила выбора профессии психологи называют стратегией. Зона оптимального выбора профессии – зона совпадения интересов, возможностей личности с потребностями общества.

3. Анализ стратегии выбора профессии. Стратегия выбора профессии такова: анализ трех основных факторов: «хочу», «могу», «надо». Что же такое «хочу»? Это желания, интересы, склонности человека. Интерес – направленность на предмет, на его познание («хочу знать»). Интересы могут быть – активными и пассивными, широкими и узкими, поверхностными и глубокими. Для выбора профессии очень важен познавательный интерес, особенностью которого является сам процесс познавания предмета. Что такое «могу»? это возможности человека: способности, состояние здоровья, физические особенности человека, уровень образованности. Соответствие возможностей человека его профессии делает его конкурентоспособным. Что такое «надо»? Это потребность общества в специалистах, осознание общественной необходимости и значения профессии, какое учебное заведение надо закончить. Потребность общества проявляется в спросе на кадры. При обдумывании будущего трудового жизненного пути важно принимать во внимание реальную жизненную ситуацию, возможность дальнейшего трудоустройства, продумать запасной вариант.

4. Тренинг – игра «Оптимисты и скептики». Учащиеся делятся на две группы: оптимистов и скептиков. (Оптимизм – мироощущение, проникнутое жизнерадостностью, верой в будущее, в успех, склонность во всем видеть хорошие, светлые стороны. Пессимизм – противоположное оптимизму мироощущение, проникнутое унынием, неверием в лучшее будущее; склонность во всем видеть только плохое. Скептицизм – критическое, недоверчивое отношение к чему-либо, сомнение в правильности чего-либо). Берется одна профессия, например, геолог. Оптимисты называют все хорошее об этой профессии (смена впечатлений, полезность, высокая зарплата и т.д.). Скептики – все плохое (постоянные командировки, отрыв от семьи и т.д.). Часто получается, что хорошо для одного, плохо для другого. Игра показывает, насколько выбор профессии зависит от личности человека, его интересов, склонностей, часто – возможностей. В то же время учащиеся анализируют сегодняшнюю жизненную ситуацию: возможность трудоустройства, есть ли средства для обучения этой профессии, как материально обеспечивает эта профессия.

5. Вывод: сделать правильный выбор – значит выбрать работу, которая, во-первых, доступна и посильна для тебя, во-вторых, нужна людям и обществу, и может приносить тебе удовлетворение, радость. Коротко: «хочу», «смогу», «нужно». Как писал баснописец И.А.Крылов, «Берись за то, к чему ты сроден, коль хочешь, чтоб в делах успешным был конец». Т.е., хотеть нужно то, что сможешь, а мочь важно то, что полезно для людей и необходимо для тебя.

Тема 2. Фактор «хочу» в выборе профессии

Цель: определение или уточнение интересов учащихся к различным группам профессий, ознакомление с понятиями «мотивы выбора» и «личные смысл и цель», ответственность за свой профессиональный выбор.

Этапы занятия:

1. Провести устный опрос учащихся по вопросам, которые позволят начать анализ первого фактора в выборе профессиональной деятельности: Пытались ли вы оценить свои интересы и склонности? Представляете ли, чем вы хотите заниматься каждый свой рабочий день? Какие профессии вам нравятся?

2. Письменно выполнить задание: составить список известных вам профессий, разбив их на четыре категории (самые престижные, самые оплачиваемые, самые гуманные и самые непрестижные), и заполнить таблицу (приложение 2). Чем вы руководствовались, распределяя профессии по тем или иным графам?

3. Сформировать понятия «мотивы выбора», «личные смысл и цель». Каждый человек характеризуется наличием мотивационной сферы, обуславливающей его поведение в течение всей жизни. Суть человека выразит пословица: «Скажи мне, чего ты хочешь, и я скажу, кто ты». Состояние нужды человека (или живого существа) в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования или развития, характеризуется потребностью. Потребности есть у всех живых существ, и этим, в частности, живая природа отличается от неживой. Потребность активизирует организм, порождает его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Меньше всего потребностей у растений. Больше всего потребностей у человека, у которого, кроме органических потребностей, есть еще материальные, духовные и социальные. В отличие от потребностей, мотивы есть только у человека. Мотив – это тот предмет, который, отвечая потребности, т.е. выступая в качестве средства ее удовлетворения, организует и направляет поведение (мотив – в переводе с латинского – «приводить в движение, толкать»). Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности. Каждое действие человека совершается для чего-то (цель) и почему-то (мотив). Большинство наших мотивов выражаются в виде ответа на вопрос: ради чего я поступаю определенным образом. Цель жизни – осознание человеком конечных результатов своей жизнедеятельности. Цели могут быть близкими и далекими. Смысл жизни – осознание своей жизни не как серии случайных, разрозненных событий, а как цельного процесса, имеющего определенное направление, преемственность и смысл; осознание того, во имя чего человек живет.

4. Проанализировать свои мотивы профессионального выбора, используя классификационную схему (приложение 3). Сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если он глубоко мотивирован: человек правильно оценивает свои склонности и возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять.

5. Сформировать понятия «интересы» и «склонности». Иногда мы спрашиваем: «Интересная книга?» или «Интересный фильм?». Однако эти вопросы бессмысленны, т.к. интерес это не свойство вещи (книга, фильм и т.д.), а свойство личности. Одному человеку может показаться какая-то книга интересной, другому так себе, а третьему и вовсе неинтересной. Нет неинтересных предметов, а есть незаинтересованные ими люди. Потребности лежат и в основе интересов. Мы интересуемся теми предметами и явлениями, которые способны удовлетворить ту или иную потребность. Эти предметы и явления привлекают к себе внимание, мы думаем о них, стремимся к ним. Интерес нередко заставляет нас действовать в определенном направлении, выступает в качестве мотива деятельности. При этом одна и та же деятельность у разных людей может быть мотивирована разными интересами и может удовлетворять разные потребности. Иногда ошибочно считают, что интересы и склонности – это одно и то же. Интересы проявляются в стремлении к познанию объекта, основательному изучению его во всех деталях. Склонность – стремление выполнять соответствующую деятельность (избирательно-положительное отношение к деятельности). Интересы можно выразить формулой «хочу знать», а склонность – «хочу делать».

6. Выявление устойчивых интересов (приложение 4). Для того, чтобы выбрать профессию с учетом интересов, нужно оценить ряд утверждений в карте интересов о различных видах занятий.

7. Рефлексивный анализ занятия. Продолжить предложения или ответить на вопросы:

Что я получил от этого занятия?

Сегодня на занятии я научился …

Тема 3. Фактор «могу» в выборе профессии

Цель: ознакомление с понятиями «способности» и «профессиональная пригодность», диагностика профессиональной готовности.

Этапы занятия:

1. Провести беседу с учащимися по вопросам, которые позволят провести анализ второго фактора в выборе профессии: Знаете ли вы о своих способностях и умениях? Пытались ли вы «примерить» их к выбираемой профессии? Знаете ли вы, какие требования выбираемая профессия может предъявить вам?

2. Сформировать понятие «способности». Интересы и склонности к определенной деятельности развиваются обычно с развитием способностей к ней. Например, интерес и склонность ученика к математике заставляют его усиленно заниматься этим предметом, что в свою очередь развивает математические способности. Развивающиеся математические способности обеспечивают определенные достижения, успехи в области математики, которые вызывают у ученика радостное чувство удовлетворения. Это чувство вызывает еще более глубокий интерес к предмету, склонность еще больше заниматься им. Способности – индивидуально-психологиские особенности человека, которые помогают ему добиться успеха в какой-либо деятельности. Способности могут быть общие (интеллект, работоспособность, целеустремленность и др.) и специальные (педагогические, спортивные, технические, математические, художественные, организаторские и др.). Для успеха в деятельности, кроме наличия специальных способностей, интересов и склонностей, необходим ряд черт характера, прежде всего трудолюбие, организованность, сосредоточенность, настойчивость. Все эти качества можно определить с помощью специальных психологических тестов. Способности, как и другие качества личности, не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней. Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей.

3. Здоровье и выбор профессии. Способности, интересы, склонности, о необходимости учета которых мы говорили, представляют собой психологическое «Я» личности. Но при выборе профессии нужно считаться и с физическими особенностями, с состоянием здоровья человека. Поэтому посмотрим на себя с точки зрения медицины и соотнесем ее требования с будущей профессией. Проанализировав таблицу ограничений профессиональной пригодности, выясните, нет ли медицинских противопоказаний для вас (приложение 5).

4. Практическая работа. Общее понятие здоровья включает в себя, кроме физического здоровья, душевное, психологическое и социальное благополучие. Попробуем разобраться в состоянии своего здоровья, выявить среднюю норму психофизического благополучия (приложение 6).

5. Формирование понятия «профессиональная пригодность». Ответы учащихся на вопрос: Пригоден ли карандаш для того, чтобы им писать? Как ни странно, вопрос поставлен неправильно. Почему? Потому, что в нем не сказано, на чем писать?: на скале? На стекле? На металле? На стене дома? На полотнище для будущего лозунга? Чтобы писать на бумаге, карандаш пригоден. На дереве писать уже неудобно, зато чиркать отметки для отпила удобно. Для того чтобы писать по стеклу, обычный карандаш и вовсе не пригоден. А ведь писать нужно: лаборанту, медсестре очень важно делать надписи, отметки на стеклянной посуде. Тут нужен особый карандаш, изготовленный, например, из смеси жира, воска, краски. Может быть, только карандаши имеют такое странное свойство, что у них нет пригодности вообще, а только пригодность по типу «здесь и сейчас»? нет, дело не в карандаше, а в самом понятии пригодности. О многих признаках можно сказать, что они присущи определенному предмету или человеку (или отсутствуют). Например, если тот же карандаш круглый, то он останется с этим признаком, пишем ли мы на бумаге, на стекле или на дереве. Если граненый – то же самое. Также и с человеком. Если у него голубые глаза, то этот цвет он «носит с собой». Не так дело обстоит с признаком пригодности к деятельности. Конечно, человек – носитель устойчивых личных качеств, особенностей, в том числе внутренних регуляторов деятельности – убеждений, знаний, интересов, способностей, характера. Эти внутренние регуляторы обнаруживаются в высказываниях, поступках, действиях. Общаясь с человеком, можно более или менее точно определить его особенности, личные качества. А вот с признаками пригодности к деятельности. К профессии дело обстоит по-особому. Нет профпригодности вообще, как признака, который человек носит с собой. Этот признак присущ не человеку, а сложной ситуации «человек-профессия». Иначе говоря, надо всякий раз разбираться, о каком конкретно человеке идет речь и о какой конкретно профессии. Таким образом, профессиональная пригодность – взаимное соответствие человека и дела. Пригодность к профессии характеризуют такие показатели, как: 1) успешность овладения профессией и 2) удовлетворенность человека своим трудом.

6. Тестирование. Следует отметить, что профессиональная пригодность – качество формируемое, и во многом находится в руках человека. Сейчас мы можем определить профессиональную готовность (приложение 7).

Тема 4. Требования, предъявляемые профессией к человеку

Цель: ознакомление учащихся с требованиями, которые предъявляют к человеку различные группы профессий.

Этапы занятия:

1. Анализ требований к психологическим качествам человека, которые предъявляют выбранные профессии. Тестирование по опроснику ОПГ выявило предпочтения к типу профессий (по Е.А.Климову). Описание тех требований, которые профессиональная деятельность предъявляет к психике человека, содержатся в психограмме профессии. Анализ психограмм каждого типа профессий дает возможность оценить собственные личностные качества и соотнести их с требованиями профессии (приложение 8).

2. Проектирование деятельности по диагностике и коррекции собственных личностных качеств, необходимых для будущей профессии. Если в результате анализа выяснилось, что вы в недостаточной степени обладаете теми или иными психологическими качествами, необходимыми для достижения высокого уровня выбранной профессиональной деятельности, психологи вам могут предложить специальные упражнения для коррекции нужных качеств. Ваша задача объективно оценить свои способности и возможности и наметить план по их коррекции.

Тема 5. Фактор «надо» в выборе профессии

Цель: проанализировать потребность общества в специалистах, а также возможности, предоставляемые обществом в трудоустройстве.

Этапы занятия:

1. Провести беседу с учащимися по вопросам, которые позволят провести анализ второго фактора в выборе профессии: Требуются ли специалисты выбираемой вами профессии в настоящее или ближайшее будущее в нашем регионе? Представляется ли вам, как и где можно обучиться выбираемой вами специальности? Насколько реально найти желаемую вами работу по выбранной профессии?

2. Анализ банка данных трудовых вакансий города, области. Встреча с представителем городского центра занятости населения.

3. Проектирование личной стратегии выбора профессии.

Тема 6. Личный профессиональный план

Цель: ознакомить учащихся с возможными путями получения профессионального образования, спроектировать индивидуальный план профессионального самоопределения.

Этапы занятия:

1. Беседа с учащимися по вопросам: Задумывались ли вы о том, кем хотите стать? Говорили ли вы с кем-нибудь об этом? Как вы узнали о выбранной профессии? Что вы о ней знаете? Знаете ли вы, где можно овладеть этой профессией? Как вы готовитесь к выбору профессии? Есть ли у вас запасной вариант профессии в случае, если возникнут непреодолимые препятствия для получения основной профессии?

2. Составление личного профессионального плана. Многие молодые люди, оканчивая школу, пытаются найти свой жизненный путь, однако не всем удается достичь желаемых успехов. Одна из причин заключается в том, что личные профессиональные и жизненные планы не всегда хорошо продуманы, составлены без учета своих способностей и возможных препятствий. Личный профессиональный план – главная штурманская карта, важнейший регулятор профессионального пути. Анализ ситуации выбора профессии («могу», «хочу», «надо») позволил соотнести собственные возможности с требованиями выбранной профессии. Теперь вы можете спроектировать собственную ситуацию выбора профессии, составить личный профессиональный план. Намечая план действий по осуществлению этого плана, не забывайте, что уже к концу учебного года вам предстоит выбрать профиль обучения, соответствующий вашему плану. Примерная схема составления личного профессионального плана разработана психологами (приложение 9).

3. Защита проекта по профессиональному самоопределению. Защита проекта включает обоснование (актуальность, потребность, проблема, задачи, гипотеза), итоги проведенного исследования, достигнутые результаты и выводы, пути профессионального самоопределения.

Литература, использованная при подготовке программы

2. Элективные курсы психолого-педагогического сопровождения. Под общ. ред. Губановой Е.В. / Под научн. ред. Михайлиной М.Ю. / Министерство образования Саратовской области. – ГОУ ДПО «СарИПКиПРО» - Саратов: ООО издательство «Научная книга», 2006. – 204с.

Литература для учителя

1. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера». Книга для учителя. Под ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 1998. – 112с.

2. Основы профессиональной культуры. Под ред. В.Д.Симоненко. – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета, 1997. – 307с.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. Пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 384с.

4. Человек – труд – профессия. Методические материалы по курсу для учителей общеобразовательных школ Ульяновской области. Под общей редакцией М.А.Большаковой. – Ульяновск: Ульяновский областной центр профориентации, 1992. – 210с.

Литература для учащихся

1. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию: учебное пособие для старших классов средней школы. М.: Просвещение, 1991. – 144с.

2. Технология профессионального успеха: Экспериментальный учебник для 10-11 классов естественнонаучного профиля. Под ред. С.Н.Чистяковой. – М.: Просвещение, 2001. – 144с.

3. Технология: Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. Под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Графф, 2002. – 288с.

Шаг 1. Выявление проблемыОпределение проблемной области
проекта:
Окончание 9-11 классов, сдача
экзаменов;(подробно описать
трудности);
Определение учебного заведения и
название специальности получаемой
в этом учебном заведении.
Определение состояния здоровья.

Шаг 2. Осознание проблемной области

Шаг 3. Выявление конкретной потребности

Является ли потребность выбора
конкретной профессии, в
соответствии с вашими
интересами и возможностями,
первостепенной или нет?
Дайте своему ответу подробное
обоснование.

Шаг 4. Определение конкретной задачи и ее формулировка

Анализ конкретной профессии,
выявление ее основных
требований к человеку и
выявление возможностей
овладения данной профессией.
Формулировка основной задачи
проекта.

Шаг 5. Выявление основных параметров.

1. Выбираемая профессия должна удовлетворять
индивидуальным личностным и психофизическим
характеристикам.
2.Необходима доступность обучения
профессии(наличие учебного заведения).
3. Материальные затраты на получение
специальности должны соответствовать
финансовым возможностям семьи.
4.Востребованность профессии на рынке труда.

Шаг 6. Выявление традиций, истории, тенденций.

Правильный выбор основывается на сборе
информации о профессии. Вам необходимо
выявить, как со временем изменяются
требования к подготовке специалистов.
Источники информации:
1.Родители, друзья, учителя.
2Художественная литература.
3.Интернет.
4.Средства массовой информации.

Шаг 7. Анализ деятельности

Опираясь на данный алгоритм, составьте и проанализируйте
свою схему размышлений.
Алгоритм профессионального самоопределения.
1. Определение интересов и склонностей.
2. Анализ профессиональной деятельности в соответствии с
интересами и склонностями.
3. Выявление индивидуальных личностных и
психофизических характеристик.
4.Соответствие индивидуальных характеристик с
требованиями профессиональной деятельности.
5. Определение социально-экономических факторов выбора
профессии: пути и условия получения профобразования,
материальные затраты на обучение.
6. Профессиональная проба.
7.Профессиональные планы и перспектива.

Шаг8. Выработка идей, вариантов, альтернатив.

1. На основании методики ОПГ
определить сферу профессиональной
деятельности (ч-ч; ч-т; ч-х; ч-п; ч-з.)
2. Используя интернет-сайты, в
которых приводится описания и
характеристики профессий, выписать
ряд специальностей, принадлежащих к
выбранной сфере профессиональной
деятельности.

Шаг 9. Определение требований к профессиональной деятельности.

1.Выделить параметры, относящиеся к вашей сфере
профессиональной деятельности.
Пример: Работа должна:
- Быть разнообразной;
- Иметь преобразующий, творческий характер;
- Стимулировать повышение уровня знаний и
умений;
- Соответствовать психофизическим и социальным
потребностям человека.
2. Выписать основные требования к будущей
профессиональной деятельности, сделать вывод.

Шаг 10. Анализ и синтез идей

Из всех перечисленных выше
профессий выбрать самую
подходящую оценив в балах(от 1 до 5)
по основным параметрам.
Проанализировать полученные в
таблице результаты. Сделать вывод
(является ли этот вариант лучшим).

Выбор оптимального варианта профессии

Специальн
Востреб Соответс
Соответстпрофессии
Материа Кол-во
ВыборДоступ
оптимального
варианта
ость
ность
ованнос твие
вие
льные
баллов
обучен ть на
личност психофиз затраты
ия
рынке
ным
ическим на
труда
характер характер получени
истикам истикам
е
професси
и
Учитель
технологи
и
2
1
4
4
2
13
Учитель
рисования
3
3
5
5
3
19

Шаг 11. Изучение содержания будущей профессии

Составить
профессиограмму и
психограмму(описание
психологических
характеристик
деятельности) будущей
профессии (Составить для 23профессий из шага10).

Пример: Профессия учитель - ЧПФМ

1. Типы профессий(по предметам труда):
Ч-П;Ч-Т;Ч-Ч;Ч-З;Ч-Х.
2. Классы профессий(по целям труда):
Г-гностический(исследовать, распознавать,
отличать); П-преобразующий(обработкой,
перемещением, составлением); Иизыскательский(поисковые, изобретательские).
3. Отделы профессий (по орудиям труда):
Р-Ручные; М-машинно-ручные;
А-автоматизированные; Ф-функциональные.
4. Группы профессий(по условиям труда):
Б-бытовой микроклимат; О-на открытом воздухе;
Н- необычные условия; М-моральная
ответственность

ПСИХОГРАММА ШАХМАТИСТА

1. Хороший запас физических сил и общего состояния
здоровья.
2. Крепкие нервы.
3. Самообладание.
4. Способность равномерно распределять внимание.
5. Способность воспринимать динамические отношения.
6. Созерцательный тип психики.
7. Высокий уровень интеллектуального развития.
8. Предметный характер мышления.
9. Объективный характер мышления.
10. С и л ь н а я „шахматная" память.
11. Синтетическая сила мышления и представления.
12. Комбинаторная способность.
13. Дисциплинированная воля.

Шаг 12. Опрделение путей получения профессии и выбор места обучения

Потребительская
корзина(руб.)
Престижность
Условия
обучения(очное,
заочное,дневное
, вечернее).
Стоимость
обучения(руб.)
Выбор места
обучения(назван
ие учебного
заведения)
Вид учебного
заведения(государс
твенное или
комерческое).
Расположение
учебного
заведения
(адрес)
Срок
обучения(лет,
месяцев)
Период
поступления
(дата)
Предоставлени
е общежития

Шаг 13.Прогнозирование дальнейшей профессиональной карьеры

Составить индивидуальную программу
самосовершенствования и развития.(
Каких успехов вы хотите и можете
достичь в вашей будущей профессии).
Все свои профессиональные планы и
размышления отразите в виде
прогноза профессионального роста и
карьеры.

Шаг14. Вывод

Проанализировать
выполненные шаги и
самостоятельно дать
себе оценку.

Условие оптимального выбора профессии

ХОЧУ -- стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

МОГУ -- возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

НАДО -- потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.

Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы:

· От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?

· Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?

· Какие учебные предметы у вас любимые?

· Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?

· О какой работе вы мечтаете?

· Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?

· Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?

· Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)

· Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?

· Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?

· Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?

· С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?

· И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.

Темперамент и стиль деятельности

Каждый учащийся должен сделать выбор, где он будет продолжать обучение после школы. И для того, чтобы не ошибиться, необходимо учитывать свои индивидуальные особенности. Такие индивидуальные особенности как интересы, склонности весьма непостоянны и изменчивы. Поэтому нужно стимулировать их развитие. Однако есть и другой тип индивидуальных особенностей, которые изменить практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, так как они влияют на деятельность, на поведение, на взаимоотношения с окружающими. К таким особенностям и относится темперамент.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Сегодня существует несколько разных типологий темперамента, но чаще всего наблюдаются те четыре типа, которые известны нам из классического учения о темпераментах: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический. В большинстве случаев в людях сочетаются черты всех четырех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, а другие слабее. Можно говорить не о темпераменте, а о "темпераментной структуре", которая включает в себя все типы.

Темперамент непосредственно сказывается на стиле работы, хотя степень его влияния на труд зависит от производственных условий и подготовленности рабочего или учащегося к данному виду труда и его направленности.

Стиль работы -- это совокупность манер поведения работника в труде, выражающаяся в целеустремленности, интересе, продолжительности врабатываемости, в темпе и производительности труда, в ритмичности трудового процесса, в требовательности к качеству результатов труда.

Сангвиник

Может быть надежным в любой работе, кроме автоматической, однообразной и медлительной. Он более способен к живой, подвижной деятельности, требующей смекалки, находчивости и активности. Сангвиник обычно целеустремлен, работает не ради самой работы по необходимости, а с определенной целью достичь желаемого, причем настойчиво и терпеливо добивается намеченного результата. Но эта целеустремленность и настойчивость проявляются им, когда работа разнообразна и удовлетворяет его склонность к смене впечатлений. Во всех делах в меру сдержан и спокоен. Однако не терпит помех в работе с чьей-либо стороны. В случае таких задержек в работе часто "опускает руки", проявляет уже безразличие к делу и даже апатию.

Холерик

Наиболее успешно выполняет работы с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется более спокойной работой другого характера до следующего цикла. Но он может со временем приспособиться и к равномерному ритму работы, которую хорошо освоит, и будет иметь в ней неизменный успех. Следует иметь в виду, что холерический темперамент более других способствует напряженности при выполнении опасных и ответственных действий, в которых допускаются те или иные неточности. Поэтому очень важно побуждать и укреплять его уверенность в успехе. Ему свойственно плохое самообладание. В случаях неудач -- а они в период обучения у него бывают часто -- он может принять опрометчивые решения. Холерикам предписывается деятельность, позволяющая установить нормальный порядок в труде и отдыхе, работу умеренно-деятельную, поскольку утомляющие физические и умственные занятия неблагоприятны для представителей данного типа темперамента. Вместе с тем они не должны выбирать профессию, требующую сидячего образа жизни, а также занятий, связанных с длительным пребыванием у огня (горны, печи) и, вообще, с высокими температурами, так как это тоже вредно для их здоровья.

Флегматик

Наиболее соответствует такая учебная и производственная работа, где нет необходимости в быстром выполнении сноровистых и разнообразных действий. Флегматик приступает к работе не спеша, но готовится к ней обстоятельно, ничего не упуская из поля своего внимания. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Темп работы не высок. Однако благодаря обстоятельной подготовке к работе, упорству и настойчивости производительность его труда может быть вполне удовлетворительной. Он требователен к качеству своей работы, но не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Не склонен к смене видов деятельности и их целей. Более расположен к однообразной, хорошо им освоенной работе. Флегматика приходится поторапливать. И при этом, учитывая его упорство и настойчивость в работе, а также то, что он и без понукания работает с большим, хотя и не ярко выраженным, напряжением, его нельзя упрекать в медлительности, потому что это его свойство не зависит от его воли. Его нужно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности в действиях и излишне не опекая.

Меланхолик

В отношении эмоциональной возбудимости и впечатлительности -- полная противоположность флегматику. Некоторое сходство их можно заметить лишь в вялом реагировании на раздражители, поступающие из окружающей среды, и в медлительности действий, хотя причины вялости и медлительности у них различны. Он может вполне успешно работать в спокойной и безопасной обстановке, не требующей от него быстрых реакций и частой смены характера деятельности. Однако длительное время, переживая обиды и даже незначительные "уколы" самолюбия, часто отвлекается в своих мыслях от выполняемой работы, допуская невнимательность и ошибки, поэтому врабатывается в нормальный ритм труда медленно и сохраняет его недолго в результате периодических появлений апатии и вялости. Темп работы непостоянен. Плодотворность труда может быть весьма высокой при бодром настроении и низкой -- при подавленном. Предпочитает работать в одиночку. Благодаря своей высокой чувствительности, он легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а так же в искусстве, литературе, музыке. Меланхолику подходит работа, требующая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали. Ему противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями.

Следует отметить, что любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов. Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи. Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.

Таким образом, влияние свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности) и связанных с ними типологических особенностей личности на мотивацию деятельности проявляется в том, что у людей с определенным темпераментом обнаруживается предпочтение определенному типу профессиональной деятельности.

Классный час

«Условия оптимального выбора профессии»

Цель: помочь учащимся в правильном выборе профессионального пути.

Задачи :

Нацелить учащихся на серьезное осмысление в поиске выбора профессии. Объяснить, какие факторы влияют на выбор будущей профессии. Ознакомить с правилами выбора профессии с учетом личностных особенностей и требований рынка труда. Рассказать ребятам об особенностях классификации профессиональной деятельности человека Дать возможность сориентироваться в типах профессий, выявить свои стремления, желания и наклонности. Формировать осознанность, ответственность за выбор будущей профессии. Предоставить информацию о результатах анкетирования.

Оформление доски:

1. Цитаты

«Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само отыщет вас»

«Причина почти всех неурядиц в обществе – это неудавшиеся призвания, насилие над склонностями, навязанные профессии и происходящие отсюда неудовольствия и злобные страсти» Сен-Симон

«Заблуждение относительно наших способностей к определенной профессии – это ошибка, которая мстит за себя…» К. Маркс

2. Диаграммы с результатами проведенного анкетирования.

3. Формула выбора профессии.

План:

1. Вступление.

2. Ошибки в выборе профессии.

3. Что такое профессия?

4. Условия профессиональной трудовой деятельности.

5. Психологические типы профессий

6. Прохождение тестирования.

7. Подведение итогов анкетирования.

8. Формула выбора профессии.

9. Заключение.

Ход урока

Ведущий 2 :

У меня растут года,
Будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
Чем заниматься?

(В. Маяковский)

Ведущий 1 : «Каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых зависит, как в дальнейшем складывается личная жизнь. Это выбор профессии и выбор спутника жизни. Сегодня мы поговорим о первом – выборе профессии.


Это очень важно, потому что нередко выбор профессии происходит на уровне интуиции, а то и под влиянием настроения, поверхностных впечатлений, родительской прихоти, путем проб и ошибок.

Ведущий 2 : А теперь давайте вместе подумаем, какие ошибки могут допустить молодые люди, выбирая профессию (ребята называют).

Затем ведущие открывают на доске классификацию распространенных ошибок:

1. Незнание правил выбора профессии:

Ø выбор профессии за компанию

Ø перенос отношения к человеку на саму профессию

Ø отождествление учебного предмета с профессией

Ø ориентация сразу на профессию высокой квалификации

Ø неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя:

Ø незнание или недооценка своих физических и психологических особенностей

Ø неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. Незнание мира профессий:

Ø увлечение только внешней стороной профессии

Ø незнание требований профессии к человеку.

Ведущий 1 : Что же такое профессия?

Докладчик 1. Термин «профессия» происходит от латинского корня, означающего: говорить, объявлять, заявлять. Отсюда слово «профессор».

Число профессий неодинаково в странах с различными общественно-экономическими условиями . В документе «Единый тарифно-квалификационный справочник», насчитывается более 7000 названий профессий, имеющихся в России, хотя спросом пользуется несколько сот.

Накопленные в каждой группе людей знания и навыки передавались из поколения в поколение. Появилось разделение труда, возникли профессии.

Выбрать себе профессию – значит не только выбрать себе работу, но и быть принятым в определённую группу людей, принять её этические нормы, правила, принципы, ценности, образ жизни.

Профессия – это социальная характеристика человека, указывающая на его принадлежность к определённой категории людей, которые занимаются одинаковым видом трудовой деятельности

Профессиональную судьбу мы намечаем, как правило, по окончании школы.

Кто-то находит работу, не требующую специального обучения. Большинство же старается сначала получить образование (в ВУЗах, на курсах, колледжах), очерчивая тем самым круг будущих карьерных возможностей.

Чтобы сделать правильный выбор, нужно: иметь представление о существующих профессиях и, зная собственные склонности, реально оценивать свои возможности.

Ведущий 2 : Наряду со словом «профессия» часто упоминаются и другие термины.

«Специальность » – обозначение того, чем и как занят человек, что он знает и умеет, в чем совершенствует свое мастерство.

Например , профессия – врач. Специальность – стоматолог , хирург . Узкая специализация – нейрохирург.

Таким образом, профессия – это группа родственных специальностей.

Ведущий 1 :

Упражнение 1 . Из списка назвать специальности:

v директор школы,

v пианист,

v преподаватель,


v монтажник,

v художник,

v ткачиха.

Ведущий 2 :

Упражнение 2 . Из списка выбрать профессии:

v учитель,

v резчик по камню,

v продавец книг,

v инженер,

v парикмахер,

v водитель,

v учитель истории.

Ведущий 1 : Что такое профессиональная трудовая деятельность человека?

Докладчик 2. Трудовая деятельность человека является профессиональной, если выполняются следующие условия:

ü профессия характеризуется наличием определённого уровня квалификации, мастерства, умения, профессиональной подготовки, специально полученных знаний и навыков, которые часто подтверждаются специальными документами о профессиональном образовании : дипломами, свидетельствами, аттестатами, сертификатами.

ü профессия является своего рода товаром, который человек может продавать на рынке труда. Причём, товаром, который пользуется спросом, за который другие люди готовы платить. То есть профессиональная деятельность может служить источником доходов человека.

Ведущий 2 : Давайте поговорим о психологических типах профессий.

Докладчик 3. Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда.

По предмету труда можно выделить пять типов профессий:

Ø к профессиям типа «человек-человек» относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).

Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.

Ø тип «человек-техника» включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтёр по ремонту оборудования).

Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

Ø тип «человек - знаковая система» объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертёжник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист).

Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлечённому мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.

Ø к типу «человек - художественный образ» можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актёр, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор).

От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

Ø к типу «человек-природа» можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар

Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.

Ведущий 1 : Давайте немножко отдохнем и поработаем с тестом.

Подумай и ответь, согласен ли ты с утверждениями и запиши, с какими ты согласен, а с какими нет:

· профессия выбирается раз и навсегда.

· выбор профессии зависит от толщины кошелька.

· нужно найти ту профессию, в которой ты будешь лучшим.

· профессия предназначена человеку от рождения.

· по названию вуза можно судить о том, кого он готовит.

· профессии можно выбрать, опираясь на знания родителей и друзей.

· профессию следует выбирать, уже став взрослым.

· чтобы получить хорошее образование, нужно идти в престижный вуз.

· если у тебя есть деньги, то профориентация не нужна.

· психолог – не помощник в выборе профессии.

(на самом деле все утверждения являются ложными)

Ведущий 2 : Посчитай, со сколькими заблуждениями ты согласился.

· 0-2. Ты прекрасно справляешься с проблемой выбора профессии, твой уровень информированности о мире профессии и том, как выбирать, почти равен компетентности специалиста.

· 3-5. Тебе не хватает информации и уверенности в том, как выбирать профессию.

· 5 и больше . Попробуй честно ответить на вопрос: “ Почему мне так трудно взять ответственность на себя?” Возможно, ответив на него, ты сможешь понять, как стать более самостоятельным.

Ведущий 1 : Две недели назад более 70 учеников 9 – 11 классов приняли участие в анкетировании «Твой выбор». Старшеклассникам было предложено ответить на несколько вопросов, связанных с их будущей профессией, причинами, по которым они выбрали ту или иную профессию, а также востребованность своей профессии на рынке труда г. Тольятти.

Ведущий 2 : Обработав ваши ответы, мы получили следующие результаты:

Список наиболее популярных профессий:

1. Экономист (18,3%)

2. Менеджер (11,2%)

3. Автомеханик (8,6%)

4. Лингвист-переводчик (8,6%)

5. Юрист (7,6%)

6. Дизайнер (5,8%)

7. Хирург (5,6%)

8. Программист (5,6%)

9. Инженер (4,4%)

Список наиболее часто встречающихся критериев выбора:

1. Высокооплачиваемая (36,5 %)

2. Интересная (28 %)

3. Престижная (24,3 %)

4. Популярная (15,8 %)

5. Легкая (12,1 %)

6. Востребованность (10,3%)

7. Легкие экзамены при поступлении (2,4%)

8. Перспективная (1, 2% )

9. Близость учебного заведения (1,2%)

10. Качества личности (1,2 %)

Ведущий 1 : Проанализировав спрос на рынке последних лет, а так же сложившуюся ситуацию в мире на данный момент можно смело указать десятку профессий, на которые в ближайшее время будет самый большой спрос. На наш взгляд это:

1. Специалисты по Финансам

2. Специалисты по Продажам

3. Технический персонал

4. Инженерный персонал

5. IT-сфера

6. Специалисты по Страхованию

7. Строители

8. Специалисты по Недвижимости

9. Консультаторы

10. Администраторы

Ведущий 2 : Соотнеся списки профессий, полученных при исследовании области «ХОЧУ» и области «НАДО», можно составить список тех профессий , которые одновременно желаемы старшеклассниками и востребованы в ближайшем будущем:

1. экономист;

2. менеджер;

3. автомеханик;

4. программист;

5. инженер.

Ведущий 1 : Какая же существует формула для оптимального выбора профессии?

Докладчик 2. Выбор профессии – сложное дело. Когда человек выбирает профессию, он принимает важное решение. Таким образом, для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, нужно еще определить условия выбора профессии. Для этого надо:

· определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности, мечты о профессии (ХОЧУ)

· оценить, каковы ваши профессионально-важные качества: способности, состояние здоровья, характер, темперамент и т. п. (МОГУ)

· узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда (НАДО)

Формула выбора профессии: ХОЧУ + МОГУ + НАДО

Сделать правильный выбор – значит, найти профессию, которая:

Интересна и привлекательна «ХОЧУ».

Это занятия и действия, которые ты выполняешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом , больше зарабатывать.

Задумайся, действительно ли ты выбираешь профессию?

Доступна и посильна «МОГУ».

Это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. В каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаёшь, начинаешь нервничать, злиться, теряться, а в других – за тобой не угонишься, занимаешься с удовольствием и не устаёшь. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.

Имеется спрос на рынке труда «НАДО».

Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный – невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования.

Ведущий 2 : Как выбрать профессию, чтобы потом не сожалеть?

Знать и очень хорошо представлять себе, чего ты хочешь от жизни.

Помнить, что невозможно сделать выбор раз и навсегда, что нужно быть готовым к постоянным изменениям.

Разные пути ведут к одной и той же цели, и даже препятствия можно превратить в инструмент для тренировок.

Работа – это важная, но все-таки только часть жизни.

Американский психолог Джон Голланд считает, что каждому типу личности соответствует определённый тип профессий. Если человек выбирает профессию, соответствующую его типу личности, обеспечивающую реализацию его ценностей, то он сможет достичь в ней наибольших успехов.

Ведущий 1 : А сейчас мы хотим раздать Вам буклеты , которые содержат правила выбора профессии. И завершаем наш классный час такими словами:

У всех у вас растут года,
Стало вам 16.
Где работать вам, друзья,
Чем заниматься?

Приложение 1

Анкета, предложенная старшеклассникам

Приложение 2

Результаты анкетирования

Приложение 3

Распространенные ошибки при выборе профессии

Приложение 4

Тестирование

Приложение 5

Формула выбора профессии

Всероссийский фестиваль педагогического творчества

2014-2015 уч. год

Номинация: «Проектная и творческая деятельность учащихся»

Творческий проект

«МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ - ИНЖЕНЕР»

Фефилов Николай, 11а класс

под руководством

Соловьевой Анны Леонидовны

МБОУ СОШ № 49

г. Екатеринбурга

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА I

1.1. Проведение диагностик индивидуальных личностных и психофизических качеств и способностей……………………………………...

1.2.Анализ специальностей профессии инженер……………………………….

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА II

2.1. Выбор образовательного учреждения профессионального образования в городе Екатеринбург……………………………………………………………...

2.2. Профессиональная проба …………………………………………………....

2.3. Самоанализ…………………………………………………………………....

Заключение………………………………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………………..

Приложения………………………………………………………………………..

Введение

Над выбором своей будущей профессии я задумался еще в 9 классе. Ведь тогда мне и моим одноклассникам нужно было решить, что же делать дальше? Пойти в 10 класс и продолжить обучение в школе или же выбрать иной путь и попробовать себя в колледже, техникуме? Многие из нас выбрали первый вариант. Конечно же, на этот выбор в большей степени повлияли родители, да и если честно не очень хотелось на тот период менять уже сложившуюся привычную школьную жизнь, на неизвестную учебу в техникуме или колледже.

Проживая в районе Уралмаш г. Екатеринбурга – районе, построенном около промышленного гиганта «Уральского завода тяжелого машиностроения» - ты проникаешься его историей, узнаешь для себя очень много новых интересных фактов о жизни района и его жителях.

Первая экскурсия на завод «Уралмаш» запала мне очень сильно в память. Я был поражен впечатляющими размерами оборудования, двигают и управляют которым сильные руки рабочих завода, узнал, что именно завод «Уралмаш» в годы Великой Отечественной войны выпустил десятки тысяч боевой и танковой артиллерии и боеприпасов, именно на нем была внедрена уникальная технология отливки башен танков Т-34. Очень интересно было увидеть работу макета самого большого шагающего экскаватора, выпущенного в СССР – ЭКГ – 5А [Приложение 2].

В школе одними из моих любимых предметов были черчение и технология. Особенно мне нравилось выполнять различные макеты, развертки деталей, от точности чертежа которых зависит результат всей дальнейшей работы по созданию какого-либо изделия.

Отсюда и мой интерес к профессии инженера, создающего проекты будущих сооружений, оборудования и техники. Я понимаю, что это очень, ответственная, трудная и сложная работа, и обучение этой профессии будет довольно продолжительным и нелегким, но я все-таки хочу попробовать свои силы в этой области.

Актуальность проблемы исследования : Многообразие специальностей профессии инженера дает большие возможности для выбора, но свой выбор нужно остановить всего лишь на одной из них.

Объект исследования: профессия инженер

Предмет исследования : специальности профессии инженер

Цель : Провести анализ множества специальностей профессии инженер.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи :

    Провести анализ литературы и других информационных источников по проблеме исследования.

    Провести диагностику своих личностных и психофизических индивидуальных особенностей.

    Изучить индивидуальные особенности на соответствие требованиям к профессии инженер.

    Провести сравнительный анализ вариантов специальностей профессии инженер, выбрав для себя наиболее оптимальный.

    Изучить содержание будущей профессии посредством «Профессиональной пробы».

    Осуществить выбор будущего профессионального образовательного учреждения.

ГЛАВА I . ВЫЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЛИЧНОСТНЫХ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК

    1. Проведение диагностик индивидуальных личностных и психофизических качеств и способностей.


В 9 классе на занятиях предмета «Твоя профессиональная карьера» для определения сферы профессиональной деятельности я участвовал в следующих анкетированиях по профессиональной ориентации: «Опросник профессиональных предпочтений», тест «Определение типа будущей профессии» (по классификации Е.А. Климова), «Дифференциально-диагностический опросник», «Матрица выбора профессии» Г.В. Резапкиной и ряда других, а также были изучены характер, темперамент, внимание, мотивация и самооценка .

С помощью данных методик удалось определить сферу профессиональных предпочтений – «Человек - техника» и перечень возможных технических специальностей: архитектор, автомеханик, слесарь, инженер - конструктор, инженер – проектировщик, инженер по охране труда, техник, электрик, электрогазосварщик и другие.

Изучив информацию из различных источников об интересующих меня профессиях из этого перечня, посетив экскурсии, я остановил свой выбор на профессии инженера, поэтому дальнейшее мое обучение продолжилось в 10 классе, так как прием на обучение на инженерные направления происходит на базе 11 классов или после окончания колледжа по профильным специальностям.

Для установления соответствия личностных и психофизиологических индивидуальных особенностей требованиям к профессии инженер [Приложение 1] я воспользовался методиками «Определение профессиональной направленности личности» Дж. Голланда и «Тип мышления» .

Результатом проведенной методики Дж. Голланда «Определение профессиональной направленности личности» стали два типа личности: «Реалистичный тип», представители которого отдают предпочтение занятиям, требующим моторных навыков, ловкости, конкретности, и соответствующие этому типу профессии – механик, электрик, моряк, инженер, водитель и т.п.; «Интеллектуальный» тип – ориентированный на умственный труд, нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления, профессии – математик, физик, астроном и т.д.

Тип наглядно-образное мышление, которым обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что будет, и то чего никогда не было и не будет - художники, поэты, писатели, архитекторы, инженеры, конструкторы определился в методике «Тип мышления».

Таким образом, по результатам проведенных тестовых методик, можно сделать вывод, что мои способности и склонности имеют соответствия с требованиями, предъявляемыми профессией инженер.

1.2. Анализ специальностей профессии инженер

Для того чтобы определиться с выбором будущей профессии нами выбраны 5 параметров для сравнения специальностей профессии инженер:

    Доступность обучения – территориальная близость ВУЗа, временная занятость (первая/вторая смена).

    Востребованность на рынке труда г. Екатеринбурга – соотношение емкости спроса и предложения данных специалистов, причем количество предложений не удовлетворяет имеющийся спрос.

    Соответствие личностных характеристик – волевых качеств, самооценки, мотивации, лидерских качеств, ответственности и других характеристик личности требованиям предъявляемых профессией к человеку.

    Соответствие психофизических характеристик – соответствие темперамента, мышления, внимания, воображения, физического здоровья и др., требованиям предъявляемых профессией к человеку.

    Материальные затраты на получение профессии – форма обучения (бюджет/внебюджет), стоимость обучения, жилье (предоставление общежития иногородним), поощрение успехов в учебе (выплаты стипендии).

    Возможности карьерного роста – продвижение и рост в профессиональном плане.

В таблице 1 представлен анализ некоторых специальностей профессии инженер . Оценка производится по шкале от 1 – 5 баллов (1 - «низкая» до 5 – «высокая»).

Таблица * 1

Выбор оптимального варианта профессии

Специальность

Требования к специальности

Доступность обучения

Востребованность на рынке труда

г. Екатеринбурга

Соответствие

Материальные затраты на получение профессии

Возможности карьерного роста

Количество баллов

Личностных характеристик

Психофизических характеристик

Инженер - конструктор

Инженер - технолог

Инженер путей сообщения

Инженер-сметчик

Инженер- энергетик

Инженер-эколог

Инженер по охране труда

В результате анализа специальностей профессии инженер приведенного выше наибольшее количество баллов набрали три специальности: инженер-конструктор, инженер-технолог, инженер путей сообщения.

Данные специальности выбраны мной, потому что наиболее востребованы на рынке труда, имеют наименьший срок обучения, мои личностные и психофизические особенности и склонности соответствуют требованиям, которые предъявляет профессия, возможные материальные затраты на обучение приблизительно одинаковые, вступительные экзамены на все три инженерные специальности: физика, математика, русский язык; подходящее для меня расположенность образовательных учреждений.

ГЛАВА II . ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОФЕССИИ И ВЫБОР МЕСТА ОБУЧЕНИЯ

2.1. Выбор образовательного учреждения профессионального образования в г. Екатеринбург

В таблице 2 представлены учреждения профессионального образования, а также направления, на которых можно пройти обучение и получить профессии, выделенные в результате проведенного сравнения специальностей и набравшие самые высокие баллы .

Таблица 2

Информация о ВУЗах г. Екатеринбурга, в которых ведется

обучение по инженерным направлениям

Название

ВУЗа

Институт (факультет)

Направление

подготовки

Вступительные экзамены

Срок обучения

Форма обучения

Квалификация

Электромеханический

190303 «Электрический транспорт железных дорог»

Специализация: Электровозы и электропоезда

Русский язык

Математика

Очная/ заочная

Инженер путей сообщения

190401 «Электроснабжение железных дорог»

Специализация: Электроснабжение железных дорог

Очная/ заочная

Электротехнический

230201 «Информационные системы и технологии »

Специализация: Информационные системы и технологии

Русский язык

Математика

Очная / заочная

190402 «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте»

Специализация: Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте;

Системы передачи и распределения информации на ж.д. транспорте

Инженер путей сообщения

УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Механико-машиностроительный

15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»

Русский язык

Математика

Прикладной бакалавриат

Очная/ заочная

Инженер-конструктор

15.03.04. «Автоматизация технологических процессов и производств»

Русский язык

Математика

Очная / заочная

Инженер-технолог

По данным таблицы 2 я могу выделить для себя направление, которое вызывает наибольший интерес и подходит мне по параметрам, оцененным в таблице 1 – 15.03.05. «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств».

2.2. Профессиональна проба


Этап профессиональной пробы является важным этапом в профессиональном самоопределении. Именно он дает возможность понять и прочувствовать, проверить и испытать на себе содержание профессиональной деятельности и сделать окончательный выбор.

Моя профессиональная проба проходила на уроках черчения и технологии. На них я узнал о свойствах и особенностях работы с древесиной, металлом, о правилах работы с чертежными и столярными инструментами, научился читать и выполнять чертежи деталей.

Около 3 лет назад мне подарили конструктор - сборную модель танка. Детали такого конструктора могут быть выполнены из фанеры, резины, пластика и других материалов.

Сборка конструкторов стала моим увлечением. Я собрал порядка 10 различных моделей, среди которых были корабли, танки и бронетехника.

Самой сложной моделью стал броненосный крейсер «Фюрст Бисмарк», состоящий из более 3000 деталей, разных по размерам и сложности соединения. Сборкой этой модели я занимался около 2 лет. Это была по - настоящему сложная и кропотливая работа.

Несмотря на все трудности, я не бросаю свое увлечение. Несколько моделей выполнены мною самостоятельно: от идеи модели, выполнения необходимых чертежей, подборки материалов, изготовления деталей и этапа сборки модели [Приложение 3].

Сейчас вместе с моим отцом на даче мы занимаемся еще более сложной работой – строим баню.

Данная работа позволяет понять сам технологический процесс. Я уже имею представление и могу выполнять, конечно не без помощи, некоторые операции, например, рассчитать необходимое количество материалов, знаю как заливать фундамент, укладывать стены и устанавливать крышу.

К сожалению, еще отсутствуют специальные знания и профессиональный опыт для того, чтобы пройти профессиональную пробу на производстве.

2.3. Самоанализ

Для того чтобы оценить проведенную работу по профессиональному самоопределению на основе анализа различных источников информации, методик были выбраны следующие показатели и критерии, представленные в таблице 3. Оценка производится по шкале от 1-3 баллов .

Таблица 3

Жизненные и профессиональные намерения.

    осознанность смысла и цели своей жизни;

Недостаточно четкая

    отношение к различным видам труда;

Положительное и уважительное отношение

    значение выбора профессии в жизни человека;

Правильно выбранная профессия может сделать человека счастливым по жизни

    выбор профессии;

Осуществлен выбор конкретной профессии

    намерения после 9 класса;

Продолжить учебу в 10 классе

    мотив выбора данной профессии;

Востребованность профессии на рынке труда, интерес к профессиональной деятельности

Знание будущей профессии.

    знание санитарно-гигиенических и экономических условий труда;

    знание требований избираемой профессии к человеку;

    наличие опыта работы по избираемой профессии;

На данном этапе отсутствует

    наличие первоначальных профессиональных знаний;

В процессе приобретения

    знание пути получения профессии;

Определены три варианта пути получения профессии

    знание перспектив профессионального роста.

Знание своих профессиональных возможностей.

    наличие интереса к будущей профессии;

Выбранная профессия соответствует моим желаниям

    наличие способностей к избираемому виду профессиональной деятельности;

В ходе диагностик выявленные способности и качества необходимые для овладения данной профессией

    соответствие здоровья требованиям профессии;

Соответствует

    наличие знаний по общеобразовательным предметам, непосредственно связанным с будущей профессией.

Оценка знаний по предметам, связанным с будущей профессией - «хорошо»

Анализ результатов проделанной работы показал, что необходимо еще изучить содержание и условия профессиональной деятельности, а также перспективы профессионального роста, сконцентрировать свои силы на восполнении пробелов по связанным с будущей профессией общеобразовательным предметам.

Заключение

При написании творческого проекта проведен анализ литературы по исследуемой теме, в результате которого изучены особенности профессии инженер и требования к ней, проведены диагностики индивидуальных личностных и психофизических особенностей.

В работе проведен анализ специальностей профессии инженер, рассмотрены образовательные учреждения высшего профессионального образования, где можно получить данную профессию, проанализированы индивидуальные способности и склонности, установлено их соответствие требованиям, предъявляемым профессией инженер, проведена профессиональная проба.

Полученные мною результаты очень воодушевляют меня на то, чтобы направить в настоящий момент все свои силы на подготовку к Единому государственному экзамену. Я испытываю волнение, так как это будет решающий этап профессиональной пробы, который я должен пойти.

На мой взгляд, я правильно выбрал свою будущую профессию. Я считаю, что получить результат профессионального самоопределения основываясь только лишь на соответствии индивидуальных склонностей и способностей требованиям, предъявляемых профессией нельзя, так как это не полное основание для этого. Ведь человек кроме этого должен еще иметь желание заниматься данным видом деятельности, иначе вся работа какой бы она не была, ему будет только в тягость.

На случай если мне не удастся воплотить в жизнь один из трех выбранных мною пути получения профессии, у меня есть четвертый путь, реализуя который, я получу профессию автомеханика в техникуме «Автоматика», направлении 23.01.03. «Автомеханик» [ 1 ] .

Список литературы

1. ГАОУ СПО СО ЕТ «Автоматика». Обучающимся [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.etavtomatika.ru/ucheba.html

2. Грецов, А. Г. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. / А. Г. Грецов, Т. Бедарева. – СПб.: Питер, 2009. – 272 с.: ил

3. Грецов, А. Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога/ А. Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2006. – 224 с.

4. Инженер. Википедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .

5 . Образование в Екатеринбурге [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http :// www . obrazovanie 66. ru / main _ faculties . php ? level =1& ids =333.

6 .Психология. Тесты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://azps.ru//tests/profmatr.html.

    Резапкина, Г.В. Секреты выбора профессии. М.: Генезис, 2005. - 144с.

    Резапкина, Г.В. Скорая помощь в выборе профессии – М., 2004.

    Самодиагностика. Сайт Г.В. Резапкиной [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .

    Технология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [А.Н. Богатырёв, О.П. Очинин, П.С. Самородский и др.]; под ред. В.Д. Симоненко. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 272 с.: ил.

    Технология: базовый уровень: 10-11 классы: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ [В.Д. Симоненко, О.П. Очинин, Н.В. Матяш]; под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 224 с.: ил.

    Уральский федеральный университет. Абитуриентам [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://urfu.ru/ru/applicant/.

    УрГУПС. Очное образование. Специальности и специализация [Электронный ресурс]. – Режим доступа: .

    Чистякова, С.Н. Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 - 9 класс / С.Н.Чистякова - М., 2010. - 159с.

Приложение 1

История и тенденции развития и становления инженерной специальности в России.

Название профессии имеет древние корни. Слово инженер произошло от латинского « ingenium », что означает - способный изобретать.

Первые инженеры занимались исключительно построением и эксплуатацией военных машин. Так происходило довольно продолжительное время, пока в 16 столетии не появились гражданские инженеры, которые строили мосты. Так зародилась гражданская инженерия.

В России первые инженеры появились благодаря Петру Первому, который отправлял талантливых молодых людей учиться за границей. В наше время инженерия включает в себя огромное количество видов и направлений, от простого инженера по охране труда до "инженера человеческих душ", как скромно называют себя психологи.

Инженер - это звучит гордо! Такое понимание профессии было во времена Советского Союза. Прежде всего, это было из-за того, что обучаться на инженерной специальности очень сложно и последующая работа, связана с миром формул и чертежей, практически закрытом для несведущего человека.

Современный инженер - это специалист, обладающий высокой культурой и хорошо знающий современную технику и технологии, экономику и организацию производства, умеющий пользоваться инженерными методами при решении инженерных задач и в то же время обладающий способностью к изобретательству.

Особенности профессии инженер. Инженер специалист, осуществляющий . Основным содержанием деятельности инженера является разработка новых и/или существующих инженерных решений. Например, (в т. ч. вариантное проектирование), оптимизация технологии, менеджмент и планирование, управление разработками и непосредственное контролирование производства. Новые инженерные решения зачастую выливаются в . В своей деятельности инженер опирается на и .

Плюсы и минусы профессии инженера. Каждая инженерная специальность имеет свои нюансы, которые определяются областью действия. В общем понимании, преимущество инженерных профессий представлено высоким спросом на грамотных специалистов, карьерным ростом, солидным денежным вознаграждением, способностью воплотить замысел в реальность.

К недостаткам можно отнести сложность обучения, что соответствует высокой ответственности профессии, высокую концентрация внимания и максимальную усидчивость на месте.

Конкретные задачи инженерного труда и требования профессии зависят от того, к какой профессиональной группе она принадлежит.

Условно можно выделить 4 такие группы:
1. Конструктор (разрабатывает конструкцию прибора, оборудования и др.).
2. Технолог (разрабатывает процесс изготовления, обработки изделия или продукта).
3. Экономист (занимается экономическим анализом и планированием путей достижения определенных экономических результатов).
4. Организатор (занимается хозяйственной деятельностью).

Личные качества. Каждый инженер в той или иной степени имеет дело с техникой, с техническими объектами и технологическими процессами. Поэтому интерес к технике, склонность к занятию с ней являются одним из условий успешности его деятельности. Важны для него и технические способности, техническая наблюдательность, техническое мышление, пространственное воображение.

Труд инженера носит творческий характер. В любой области настоящий инженер должен действовать самостоятельно, инициативно, творчески. Часто инженер выступает в роли руководителя определенного коллектива людей. Эта особенность деятельности инженера требует от него проявления организаторских способностей.

Большое значение для инженера имеет чувство ответственности, т.к. от его работы, способностей, организованности часто зависит рациональное использование фондов, техники, рабочей силы.

Образование. В первую очередь, инженер - это глубокая фундаментальная подготовка по таким техническим дисциплинам, как математический анализ в различных вариациях, инженерная графика (в более простом понимании - черчение), сопромат, материаловедение и множество других узкоспециализированных дисциплин, перечень которых зависит от конкретной направленности.

В процессе обучения студенты получают обстоятельную, общетехническую, физико-математическую и другую естественнонаучную подготовку в зависимости от специальности. В школе хорошо надо знать физику, математику, черчение.

В России многие ВУЗы, особенно промышленной направленности, имеют инженерные факультеты. Большинство университетов готовят инженеров в конкретной специализации.

Место работы и карьера. Инженер работает практически во всех отраслях народного хозяйства: на фабриках и заводах, на шахтах и стройках, в НИИ, в авиации, в военном деле, на транспорте и т.д. Он может занимать должности: мастера, ст. мастера, инженера, ст. инженера, руководителя предприятия, начальника смены, отдела, участка, лаборатории, ведущего инженера.

Компания "НИПИГОРМАШ" - одно из ведущих машиностроительных предприятий Уральского региона, специализирующееся на разработке и производстве широкой линейки продукции для подземных, а также открытых горных работ, приглашает на работу ведущего инженера-конструктора.

Средняя заработная плата инженера-конструктора в Уральском регионе составляет 65 000 рублей.

Требования к квалификации специалиста. Инженер I категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера II категории не менее 3 лет.

Инженер II категории: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности инженера или других инженерно-технических должностях, замещаемых специалистами с высшим профессиональным образованием, не менее 3 лет.

Инженер III категории: высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет либо других должностях, замещаемых специалистами со средним профессиональным образованием, не менее 5 лет.

Специальности профессии инженер. Можно выделить большое количество различных специальностей профессии инженер, специалисты которых работают в разных отраслях и сферах.

    Инженер-конструктор . Специальность предусматривает проектирование различного оборудования и техники. Технологические схемы, чертежи, расчеты, технические задания для производств – это основная часть работы инженера-конструктора. Кроме того, он должен проконтролировать изготовление и испытание сконструированного ним механизма.

    Инженер-технолог . Специалист в этой отрасли занимается тем, что разрабатывает схему производственного процесса и организовывает его. Специализации этой профессии зависят от направления деятельности предприятия. Инженер-технолог есть на любом предприятии, и является специалистом широкого профиля. Он подбирает оборудование и режимы для оптимальной работы производства, осуществляет контроль над выполнением процесса и ведет техническую документацию предприятия.

3. И нженер-энергетик . Специалист с высшим техническим образованием в области разработки, производства или эксплуатации систем, предназначенных для теплового или электрического обеспечения. А также специалист со средним техническим образованием, проработавший пять и более лет.

4. Инженер-сметчик - это категория специалистов по определению стоимости строительства. Инженеры-сметчики занимаются практической и/или теоретической деятельностью в сфере ценообразования, сметного нормирования, оценки, стоимостного инжиниринга, организации и проведения торгов и конкурсов.

5. Главный инженер - это технический руководитель производственного предприятия. Лицо, занимающее эту должность, является первым заместителем руководителя предприятия и отвечает за эффективную, плодотворную работу производственного процесса.

6. Инженер-проектировщик - специалист в области проектирования, строительства и эксплуатации объектов.

Должен знать: методы проектирования и проведения технико-экономических расчетов; принципы работы, технологии изготовления и монтажа оборудования и конструкций, виды и свойства материалов; постановления, распоряжения, приказы вышестоящих и других органов, методические и нормативные материалы по проектированию, строительству и эксплуатации объектов; стандарты, технические условия и другие руководящие материалы по разработке и оформлению проектно-сметной документации; технические средства проектирования и строительства; основы патентоведения; передовой отечественный и зарубежный опыт проектирования и строительства; технические, экономические, экологические и социальные требования к проектируемым объектам; организацию труда и производства; правила и нормы охраны труда.

7. Инженер путей сообщения – специалист в области проектирования транспортных развязок, шоссейных дорог, железных дорог и аэродромов, а также организует их строительство, обслуживание дорог.

Инженер путей сообщения должен:

    знать основы математики и естественных наук, связанные со строительством научные дисциплины, графику;

    знать основы архитектурного планирования и проектирования;

    разбираться в управлении строительством, а также в управлении процессами и организациями в целом, включая управление качеством;

    уметь оценивать стоимость строительства;

    знать строительные материалы, строительную механику, сопротивление материалов, строительную физику, принципы энергоэффективности;

    уметь составлять проекты строительства мостов, автомобильных и железных дорог согласно своей специализации;разбираться в организации и безопасности дорожного движения .

Приложение 2

Экскурсия на завод «УЗТМ»

Приложение 3

Фотографии моих работ