Воробей французская певица. Секретное оружие Эдит Пиаф: как некрасивая и неразборчивая певица сводила с ума мужчин

Не только песни этой великой французской артистки, но и ее биография вот уже более полувека волнуют людей во всем мире. Может быть, потому, что Пиаф была чуть ли не первой, кто воплотил известный теперь миф о подростке из подворотни, волею таланта и удачи шагнувшем к громкому успеху и славе. Элвис и ливерпульская четверка объявятся позже.

Эдит Пиаф прожила всего 48 лет, оставив после себя массу прекрасных песенных записей, до сих пор толком не занятый трон королевы французского шансона, а также яркую и весьма поучительную судьбу.

Девочка из вертепа

Родилась Эдит Гасьон (таково ее настоящее имя) в декабре 1915 года в семье уличных артистов цирка. По легенде, мать не успела добраться до роддома, и девочка появилась на свет прямо на улице - на плаще полицейского. Шла война, отца вскоре забрали на фронт, легкомысленная мамаша отдала малышку на воспитание своим родителям-алкоголикам. За девочкой никто не ухаживал, она заболела и, практически, ослепла.

Вернувшись с войны, отец забрал Эдит к своей матери. Та внучку обожала, однако ее занятие было не из обычных - бабушка содержала дом терпимости. Правда, девушки из заведения полюбили малышку, устроили коллективную молитву за ее здоровье, и произошло чудо - к Эдит вернулось зрение. Зато в школе она поучилась всего год. Родители других детей были категорически против девочки из позорной среды. Тогда отец, трудившийся уличным акробатом, взял Эдит к себе в партнеры. Сначала она просто собирала деньги с публики, затем иногда стала петь. И, наконец, стало не совсем ясно, что же приносит доход - акробатические трюки отца или пение его юной дочери.

В 15 лет Эдит решила уйти от отца и занялась уличными выступлениями в компании сводной сестры и двух приятелей. Очень рано будущая звезда стала вступать в связь с мужчинами, в 17 лет она уже родила дочь - единственного ребенка в своей жизни. Дочь вскоре умерла, с ее непутевым папашей Эдит рассталась, как она будет и впредь всегда первой расставаться с мужчинами.

В октябре 1935 года Эдит Гасьон повстречала человека, которого не без оснований стала называть "папой". Его звали Луи Лепле, он содержал небольшой ресторанчик. "Папаша" Лепле угадал в уличной девчонке большой талант, вывел ее на сцену в своем ресторане, он же придумал ей псевдоним "Пиаф", что по-французски означает "воробышек". Посетители ресторанчика сразу обратили внимание на необычную певицу, не прибегавшую к банальным сценическим приемам эстрадных артистов, не выдававшую себя ни за кого, кроме той, кем она в действительности являлась.

У новоявленной певицы Эдит Пиаф начал складываться репертуар и стиль, пришел первый успех. Но судьба уже готовила удар: "папаша" Лепле был убит. К этому убийству газеты приплели имя Пиаф, казалось, репутация ее навсегда испорчена, место работы потеряно, поклонники обратились к другим кумирам.

Париж, Франция, весь мир...

Возрождению певицы к славе способствовал Раймон Ассо - автор текстов для песен, человек образованный и умный. Они сошлись. Новый серьезный любовник взялся за личность Эдит - научил ее писать и читать, обучил хорошим манерам, умению вести себя в обществе, со вкусом одеваться, подавать себя. Он же сочинял тексты для нового репертуара Пиаф, нашел для нее прекрасного композитора - Маргерит Моно.

И вот Эдит Пиаф предстала перед искушенной публикой на сцене самого прославленного парижского мюзик-холла "АБЦ". Первый же концерт сделал Эдит столичной знаменитостью. Она хорошо усвоила уроки Лепле и Ассо - всегда очень тщательно отбирала песни для своей программы, проникалась смыслом этих песен и присваивала их себе, своему имиджу - маленького, серенького, но гордого и независимого парижского воробышка.

Верная себе, Пиаф бросалась от одного мужчины к другому, избранниками чаще всего были люди круга ее детства - легионер, начинающий актер, спортсмен. После войны она познакомилась с боксером Марселем Серданом, затем уехала на гастроли в США, где вскоре объявился и Сердан. Вспыхнули страстные чувства. С этим сильным и роскошным человеком Пиаф нашла свою, может быть, единственную настоящую любовь. Во всяком случае, он был тем самым мужчиной, которого она не смогла оставить сама. Они жили открыто, но Марсель так и не бросил жену с тремя сыновьями. Влюбленные то шумно ссорились, то радостно мирились... И вдруг известие: Марсель Сердан погиб в авиакатастрофе.

Очередной удар судьбы Пиаф переносила плохо: начала пить, впала в разгул, выходила неузнанной в старом тряпье на улицу и пела прохожим. В довершение несчастий сама Эдит попала в автокатастрофу, очутилась в больнице, пристрастилась к болеутоляющим наркотическим средствам. Лечилась от наркотиков и снова возвращалась к ним. Делала попытки покончить жизнь самоубийством.

Последняя песня

От сумасшествия и смерти ее спасла, конечно же, привязанность к сцене. Публика обожала своего "воробышка", Эдит Пиаф прощали все - срывающийся голос, безвкусный облик, нетрезвую походку. Никакие приметы обыденной жизни уже не могли отнять у Пиаф величие и титул первой певицы Франции.

У нее обнаружили рак, руки Пиаф были скованы артритом, она не могла расстаться с алкоголем... И все же, ее умение очаровывать мужчин не подвело Эдит и в поздние годы. В 47 лет она вышла замуж за парикмахера Тео Сарапо, который был моложе ее на два десятилетия. Он был талантлив, Пиаф даже успела вывести его на сцену, но сделать из него настоящую звезду эстрады, как это было когда-то у нее с Ивом Монтаном, на этот раз певица не смогла. Осенью 1963 года она скончалась.

Ее последний возлюбленный Тео Сарапо пережил свою знаменитую супругу всего на семь лет. По странной прихоти рока он погиб в автокатастрофе и был похоронен в одной могиле со своей великой Эдит Пиаф.

Эдит Пиаф (фр. Edith Piaf, настоящее имя Эдит Джованна Гассион, Edith Giovanna Gassion; 19 декабря 1915, Париж - 10 октября 1963, Грасс) - французская певица и актриса.

Распространённая легенда гласит, что Эдит Пиаф родилась под уличным фонарём в Бельвиле, но это вряд ли соответствует действительности.

Когда любовь остывает, её нужно или разогреть, или выбросить. Это не тот продукт, который хранится в прохладном месте.

Пиаф Эдит

Матерью Эдит была неудачливая актриса Анита Майяр, выступавшая под псевдонимом Лина Марса. Отцом был уличный акробат Луи Гассион. В начале Первой мировой войны он отправился добровольцем на фронт. Первый раз он получил двухдневный отпуск только в конце 1915 года, чтобы повидать свою новорожденную дочь Эдит.

Через два года Луи Гассион узнал, что жена его бросила, а дочь отдала на воспитание своим родителям. Условия, в которых жила Эдит, были совершенно ужасающими, и Луи отвёз дочь в Нормандию к своей матери, содержавшей публичный дом.

Тут выяснилось, что Эдит совершенно слепа. Как оказалось, в первые же месяцы жизни у Эдит начал развиваться кератит, но чета Майар, видимо, этого просто не заметила.

Если у мужчины красивые руки, по-настоящему красивые, он не может быть уродливым внутри. Руки не лгут, как лица. Я пою не для всех - я пою для каждого.

Пиаф Эдит

Когда никаких других надежд не оставалось, бабушка повезла Эдит в Лизье к святой Терезе, куда ежегодно собираются тысячи паломников со всей Франции. Поездку назначили на 19 августа 1921 года, а 25 августа 1921 года Эдит прозрела. Ей было шесть лет.

Вскоре Эдит пошла в школу, окруженная заботами любящей бабушки, но добропорядочные обыватели не хотели видеть рядом со своими детьми ребенка, живущего в публичном доме, и учёба для девочки очень быстро закончилась.

Тогда отец забрал Эдит в Париж, где они начали вместе работать на площадях - отец показывал акробатические трюки, а его девятилетняя дочь пела. Эдит зарабатывала пением на улице до тех пор, пока её не взяли в кабаре «Жуан-ле-Пен».

Когда я не умираю от любви, когда мне не от чего умирать, - вот тогда я готова издохнуть!

Пиаф Эдит

В 1932 году познакомилась с Луи Дюпоном (фр. Louis Dupont), через год у неё родилась дочь Марсель (фр. Marcelle). Однако Луи не устраивало, что Эдит слишком много времени уделяет своей работе, и он потребовал оставить её. Эдит отказалась, и они расстались. Вначале дочь оставалась с матерью, но однажды, придя домой, Эдит не обнаружила её.

Луи Дюпон забрал дочь к себе, рассчитывая, что любимая женщина вернётся к нему. В это время в Европе свирепствовала «испанка», и дочь Эдит заболела и попала в больницу. После посещений дочери заболела сама Эдит.

В то время эта болезнь излечивалась плохо, не было подходящих медикаментов, и врачи зачастую могли просто наблюдать за болезнью в надежде на благополучный исход. В результате Эдит выздоровела, а Марсель скончалась (1935). Она была единственным ребёнком, родившимся у Пиаф.

Я умираю от любви пятьсот раз за вечер.

Пиаф Эдит

В 1935 году, когда Эдит исполнилось двадцать лет, её заметил на улице Луи Лепле (фр. Louis Leplee), владелец кабаре «Жернис» (фр. le Gerny’s) на Елисейских Полях, и пригласил выступать в своей программе.

Он научил её репетировать с аккомпаниатором, выбирать и режиссировать песни, объяснил, какое огромное значение имеют костюм артиста, его жесты, мимика, поведение на сцене. Именно Лепле нашёл для Эдит имя - Пиаф (на парижском арго значит «воробышек»). В «Жернисе» на афишах её имя было напечатано как «Малышка Пиаф», и успех первых же выступлений был огромным.

17 февраля 1936 года Эдит Пиаф выступила в большом концерте в цирке «Медрано» вместе с такими звездами французской эстрады, как Морис Шевалье, Мистингетт, Мари Дюба. Однако успешный взлёт был прерван трагедией: вскоре выстрелом в голову был убит Луи Лепле, и Эдит Пиаф оказалась в числе подозреваемых, так как он в завещании оставил ей небольшую сумму.

Артисты и публика не должны встречаться. После того, как занавес падает, актер должен исчезнуть, как по мановению волшебной палочки.

Пиаф Эдит

Газеты раздули эту историю, и посетители кабаре, в котором выступала Эдит Пиаф, вели себя враждебно, считая, что они вправе «наказать преступницу».

Вскоре Эдит познакомилась с Раймоном Ассо, который окончательно определил дальнейший жизненный путь певицы. Именно ему во многом принадлежит заслуга появления на свет «Великой Эдит Пиаф». Он научил Эдит не только тому, что непосредственно относилось к её профессии, но и всему тому, что ей было необходимо в жизни: правилам этикета, умению выбирать одежду и многому другому.

Реймон Ассо создал «стиль Пиаф», исходя из индивидуальности Эдит, он написал песни, подходящие только ей, «сделанные на заказ»: «Париж - Средиземноморье», «Она жила на улице Пигаль», «Мой легионер», «Вымпел для легиона».

Я всегда отличала друзей от наперстников. С друзьями мне приятно поговорить, от наперсников я ничего не скрываю.

Пиаф Эдит

Именно он добился того, чтобы Эдит выступила в мюзик-холле «АВС» на Больших бульварах - самом знаменитом мюзик-холле Парижа. Выступление в «АВС» считалось выходом на «большую воду», посвящением в профессию.

Он также убедил её сменить сценический псевдоним «Малышка Пиаф» на «Эдит Пиаф». После успеха выступления в «АВС» пресса написала об Эдит: «Вчера на сцене „АВС“ во Франции родилась великая певица». Необыкновенный голос, истинный драматический талант, трудолюбие и упрямство уличной девчонки в достижении цели быстро привели Эдит к вершинам успеха.

С началом Второй мировой войны Эдит рассталась с Реймоном Ассо. В это время она встретилась со знаменитым французским режиссёром Жаном Кокто.

От любовного пожара не застрахуешься.

Пиаф Эдит

Он предложил ей сыграть в небольшой пьесе его сочинения «Равнодушный красавец». Репетиции прошли удачно, и пьеса имела большой успех. Впервые она была показана в сезоне 1940 года. Кинорежиссёр Жорж Лакомб решил снять по пьесе фильм. И в 1941 году был снят фильм «Монмартр на Сене», в котором Эдит получила главную роль.

Однажды, Чарли Чаплин сказал, что Эдит Пиаф в своем творчестве, т. е. в песне, делала то же, что и он в кинематографе. И это правда. Во время войны Эдит Пиаф выступала в лагерях для французских военнопленных. В одном лагере военнопленные всегда были рады увидеть свою соотечественницу, тем более знаменитую певицу.

Эдит Пиаф внезапно выразила желание сфотографироваться с ними. Немецкие власти не смогли отказать знаменитой певице. Эдит сфотографировалась среди ста двадцати пленных и попросила карточку на память. В Париже фотография была отдана в подпольную мастерскую, где тщательнейшим образом проделали следующие работы: лицо каждого пленного пересняли на отдельную карточку, увеличили и приклеили к фальшивому удостоверению личности.

Момент, когда колешься не для того, чтобы тебе стало хорошо, а чтобы не было плохо, наступает очень быстро.
(Во время лечения от наркомании)

Пиаф Эдит

Проходит некоторое время, и она обращается к немецким властям с просьбой разрешить ей снова побывать в этом лагере. Она получает разрешение. И вместе со своей секретаршей, в чемодане с двойным дном прячет сто двадцать удостоверений личности, а затем тайком провозит их в лагерь. Что произошло дальше?

Каждому из ста двадцати пленных, под видом раздачи автографов, она раздавала фальшивые документы. Пленным оставалось только поставить подпись и бежать при первом удобном случае.

Кого-то она увезла из лагеря под видом музыкантов из оркестра, с их фальшивыми удостоверениями… Их было сто двадцать, и все они благодаря Эдит Пиаф получили долгожданную свободу. Уже потом, много лет спустя они приходили иногда во время концертов, чтобы обнять ее, чтобы поплакать вместе… (из воспоминаний кинорежиссера Марселя Блистена)

Эдит помогла найти себя и начать свой путь к успеху многим начинающим исполнителям - Иву Монтану, ансамблю «Компаньон-де ла Шансон», Эдди Константену, Шарлю Азнавуру и другим.

Послевоенное время стало для неё периодом небывалого успеха. Её с восхищением слушали жители парижских предместий и утончённые ценители искусства, рабочие и будущая королева Англии. В январе 1950 года ей предстоял сольный концерт в зале «Плейель», пресса писала «песни улиц в храме классической музыки». Это был очередной триумф.

Несмотря на любовь слушателей, жизнь, полностью посвящённая песне, делала её одинокой. Эдит сама это хорошо понимала: «Публика втягивает тебя в свои объятия, открывает своё сердце и поглощает тебя целиком. Ты переполняешься её любовью, а она - твоей. Потом в гаснущем свете зала ты слышишь шум уходящих шагов. Они ещё твои. Ты уже больше не содрогаешься от восторга, но тебе хорошо. А потом улицы, мрак, сердцу становится холодно, ты одна».

В 1952 году Эдит попала подряд в две автокатастрофы; чтобы облегчить страдания, вызванные переломами руки и рёбер, врачи делали ей уколы морфия, и Эдит попала в наркотическую зависимость.

В 1954 году Эдит Пиаф снялась в историческом фильме «Если мне расскажут о Версале» вместе с Жаном Маре.

В 1958 году Эдит начала выступать в концертном зале «Олимпия»; успех был ошеломительный. После этого она отправилась в 11-месячное турне по Америке, после - очередные выступления в «Олимпии», турне по Франции. Такие физические, а главное, эмоциональные нагрузки сильно подорвали её здоровье. В 1961 году, в возрасте 46 лет Эдит Пиаф узнала, что она неизлечимо больна раком печени (гепатоцеллюлярная карцинома).

25 сентября 1962 года Эдит пела с высоты Эйфелевой башни по случаю премьеры фильма «Самый длинный день» песни «Нет, я ни о чём не жалею», «Толпа», «Милорд», «Ты не слышишь», «Право любить». Её слушал весь Париж.

Последнее её выступление на сцене состоялось 18 марта 1963 года. Зал стоя устроил ей пятиминутную овацию.

10 октября 1963 года Эдит Пиаф не стало. Тело певицы было перевезено из города Грасса, где она скончалась, в Париж в обстановке секретности, и официально о её кончине было объявлено в Париже только 11 октября 1963 года (с чем связаны ошибки в некоторых источниках). В тот же день, 11 октября 1963 ушёл из жизни друг Пиаф Жан Кокто. Существует мнение, что он скончался, узнав о смерти Пиаф.

Похороны певицы состоялись на кладбище Пер-Лашез. На них собралось более 40 тысяч человек, многие не скрывали своих слез, цветов было столько, что люди были вынуждены идти прямо по ним.

Фильмография
* 1936 - / La garconne
* 1941 - Монмартр на Сене / Montmartre-sur-Seine
* 1945 - Звезда без света / Etoile sans lumiere
* 1947 - Девять парней, одно сердце / Neuf garcons, un coeur
* 1950 - Париж всегда поет /Paris chante toujours
* 1954 - Если мне расскажут о Версале / Si Versailles m’etait conte
* 1954 - Французский канкан French cancan
* 1959 - Любовники завтрашнего дня / Les amants de demain

Песни
1. A l’enseigne de la fille sans cur (1951)
2. A quoi ca sert l’amour? (1962)
3. Adieu mon cur (1946)
4. Au bal de la chance (1952)
5. Avant l’heure (1951)
6. Avant nous (1956)
7. Avec ce soleil (1954)
8. Bal dans ma rue
9. Boulevard du crime
10. Bravo pour le clown (1953)
11. Browning
12. C’est a Hambourg
13. C’est d’la faute a tes yeux
14. C’est l’amour
15. C’est lui que mon cur a choisi
16. C’est merveilleux
17. C’est peut-etre ca
18. C’est pour ca
19. C’est toi le plus fort
20. C’est un gars
21. C’est un homme terrible
22. C’est un monsieur tres distingue
23. C’etait pas moi
24. C’etait un jour de fete
25. C’etait une histoire d’amour
26. Ca fait drole
27. Carmen’s story
28. Celine
29. Celui qui ne savait pas pleurer
30. `Chand d’habits
31. Chanson bleue
32. Chanson de Catherine
33. Comme moi
34. Comme un moineau
35. Correque et reguyer
36. Coup de grisou
37. Cri du cur
38. Dans leur baiser
39. Dans ma rue
40. Dans un bouge du vieux port
41. De l’autre cote de la rue
42. Demain (il fera jour)
43. Des histoires
44. Ding din dong
45. Du matin jusqu’au soir
46. Eden blues
47. Elle a dit
48. Elle frequentait la rue Pigalle
49. Embrasse-moi
50. Emporte-moi
51. Enfin le printemps
52. Entre Saint-Ouen et Clignancourt
53. Escale
54. Et ca gueule ca madame
55. Et moi
56. Et pourtant
57. Exodus
58. Fais comme si
59. Fais-moi valser…
60. Fallait-il
61. Faut pas qu’il se figure
62. Heureuse
63. Hymne a l’amour (1949)
64. Il a chante
65. Il fait bon t’aimer
66. Il n’est pas distingue
67. Il pleut
68. Il y avait
69. Inconnu, excepte de Dieu
70. J’m’en fous pas mal
71. J’ai danse avec l’amour
72. J’ai qu’a l’regarder…
73. J’en ai tant vu
74. J’entends la sirene
75. J’suis mordue
76. Je m’imagine
77. Je me souviens d’une chanson
78. Je n’en connais pas la fin
79. Je sais comment
80. Je suis a toi
81. Je t’ai dans la peau
82. Jean et Martine
83. Jerusalem
84. Jezabel
85. Jimmy c’est lui
86. Johnny, tu n’es pas un ange
87. Kiosque a journaux
88. L’accordeoniste (1940)
89. L’effet qu` tu m` fais
90. L’escale
91. L’etranger
92. L’homme a la moto
93. L’homme au piano
94. L’homme de Berlin
95. L’homme des bars
96. L’homme que j’aimerai
97. L’orgue des amoureux
98. La belle histoire d’amour
99. La demoiselle du cinquieme
100. La fete continue
101. La foule (1957)
102. La goualante du pauvre Jean
103. La java de Cezigue
104. La Julie jolie
105. La p’tite marie
106. La petite boutique
107. La rue aux chansons
108. La serenade du pave
109. La valse de l’amour
110. La vie en rose (1946)
111. La vie, l’amour
112. La ville inconnue
113. Le ballet des curs
114. Le billard electrique
115. Le bleu de tes yeux
116. Le bruit des villes
117. Le brun et le blond
118. Le chacal
119. Le chant d’amour
120. Le chant du pirate
121. Le chasseur de l’hotel
122. Le chemin des forains
123. Le chevalier de Paris
124. Le ciel est ferme
125. Le contrebandier
126. Le diable de la Bastille
127. Le disque use
128. Le droit d’aimer
129. Le Fanion de la Legion
130. Le gitan et la fille
131. Le grand voyage du pauvre negre
132. Le mauvais matelot
133. Le metro de Paris
134. Le petit brouillard
135. Le petit homme
136. Le petit monsieur triste
137. Le prisonnier de la tour
138. Le rendez-vous
139. Le roi a fait battre tambour
140. Le vagabond
141. Le vieux piano
142. Legende
143. Les amants
144. Les amants d’un jour (1956)
145. Les amants de demain
146. Les amants de Paris
147. Les amants de Teruel
148. Les amants de Venise
149. Les amants merveilleux
150. Les bleuets d’azur
151. Les blouses blanches
152. Les deux copains
153. Les deux menetriers (galop macabre)
154. Les deux rengaines
155. Les flon-flons du bal
156. Les gars qui marchaient
157. Les gens
158. Les grognards
159. Les hiboux
160. Les marins, ca fait des voyages
161. Les momes de la cloche (1936)
162. Les mots d’amour
163. Les neiges de Finlande
164. Les prisons du roy
165. Les trois cloches (1946)
166. Madeleine qui avait du cur
167. Margot cur gros
168. Mariage
169. Marie la francaise
170. Marie-trottoir
171. Mea culpa
172. Milord (1959)
173. Misericorde
174. Mon amant de la coloniale
175. Mon ami m’a donne
176. Mon apero
177. Mon Dieu
178. Mon homme
179. Mon legionnaire (1937)
180. Mon manege a moi
181. Mon vieux Lucien
182. Monsieur Ernest a reussi
183. Monsieur et madame
184. Monsieur Incognito
185. Monsieur Lenoble
186. Monsieur Saint-Pierre
187. Musique a tout va
188. N’y vas pas, Manuel
189. Non, je ne regrette rien (1960)
190. Non, la vie n’est pas triste
191. Notre-Dame de Paris
192. On cherche un Auguste
193. On danse sur ma chanson
194. Opinion publique
195. Ou sont-ils, tous mes copains?
196. Ouragan
197. Padam… Padam… (1951)
198. Paris
199. Paris-Mediterranee
200. Pleure pas
201. Plus bleu que tes yeux
202. Polichinelle
203. Pour moi tout` seule
204. Pour qu’elle soit jolie, ma chanson
205. Qu’as-tu fait, John?
206. Qu’il etait triste, cet anglais
207. Quand meme
208. Quand tu dors
209. Quatorze juillet
210. Regarde-moi toujours comme ca
211. Reste
212. Retour
213. Rien de rien
214. Roulez tambours
215. Salle d’attente
216. Si si
217. Si tu partais
218. Simple comme bonjour
219. Soeur Anne
220. Soudain une vallee
221. Sous le ciel de Paris (1954)
222. Sur une colline
223. T’es beau, tu sais
224. T’es l’homme qu’il me faut
225. Tant qu’il y aura des jours
226. Tatave
227. Telegramme
228. Tiens v’la un marin!
229. Toi qui sais
230. Toi, tu l’entends pas
231. Toujours aimer
232. Tous les amoureux chantent
233. Tout fout l’camp
234. Traque
235. Tu es partout
236. Un coin tout bleu
237. Un etranger
238. Un grand amour qui s’acheve
239. Un homme comme les autres
240. Un jeune homme chantait (1937)
241. Un monsieur me suit dans la rue
242. Un refrain courait dans la rue
243. Une chanson a trois temps (1947)
244. Une dame
245. Une enfant
246. Une valse
247. Va danser
248. Y a pas d’printemps
249. Y avait du soleil
250. Y en a un d’trop

Певица



«Моя жизнь была отвратительной - это правда. Но моя жизнь была и восхитительной. Потому, что я любила, прежде всего, ее, жизнь. И потому, что я любила людей, своих друзей, своих любовников». Эдит Пиаф.


Эдит Джованна Гассион родилась ночью 19 декабря 1915 года на тротуаре парижской улицы. Ее мама циркачка Анетт Майар завернула новорожденную девочку в плащ прибежавшего на крики полицейского, назвала Эдит, и через месяц отдала на воспитание своим родителям.Папа Эдит - уличный акробат Луи Гассион вскоре послерождения дочери попал на фронт во время Первой Мировой войны.

Родители Анетт Майар отнеслись к воспитанию внучки очень своеобразно. Старики практически не следили за ребенком. В их меню основным блюдом считалось вино, которое они не стеснялись давать своей маленькой внучке, смешивая его с молоком. Безграмотная бабушка не мыла девочку, и с маленькой Эдит практически никто не разговаривал. Когда Луи Гассион приехал в 1917 году в отпуск, он нашел свою дочь не совсем здоровой, и оставлять далее девочку у родителей Анетт Луи не захотел. Забрать Эдит к себе согласилась его мать Луиза Гассион, работавшая кухаркой в публичном доме, где девочку отмыли, одели в новое платье, и оказалось, что под коркой грязи скрывалось прелестное существо, но, увы, абсолютно слепое. Выяснилось, что в первые месяцы жизни у Эдит развилась катаракта, но бабушка и дедушка этого просто не заметили.

Луиза Гассион не жалела денег на лечение девочки, но врачи оказались бессильны. А так как женщины из дома терпимости очень трепетно относились к внучке Луизы и были очень набожны, то искренне верили в чудеса и решили помолиться святой Терезе, чтобы она исцелила Эдит. Хозяйка заведения даже обещала пожертвовать церкви 10 000 франков, если чудо состоится. Все обитательницы публичного дома вместе с Луизой и маленькой Эдит отправились на богомолье, после которого вернулись домой и стали ждать исцеления, решив, что оно произойдет 25 августа в день святого Людовика и день рождения отца Эдит. Спустя некоторое время выяснилось, что Эдит, действительно - прозрела. Позже она рассказывала: «Моя жизнь началась с чуда. В два года я заболела и ослепла. Я жила тогда у бабушки в Нормандии. Бабушка отвезла меня в Лизье к алтарю святой Терезии и вымолила у нее мое прозрение. С тех самых пор я не расстаюсь с образами святой Терезии и младенца Иисуса. А оттого, что я верующая, смерть не страшит меня. Был период в моей жизни после смерти дорогого мне человека, когда я сама призывала ее. Я потеряла все надежды. Меня спасла вера. Я всегда считала, что период жизни во мраке дал мне способность чувствовать не так, как другие люди. Много позднее, когда мне хотелось полнее понять, услышать, «увидеть» песню, я закрывала глаза».

Когда закончилась война, вернулся домой отец Эдит и отправил девочку в школу. Но родители других детей не хотели, чтобы рядом с их отпрысками учился ребенок, живущий в публичном доме, и учеба Эдит быстро закончилась. В двенадцать лет Эдит стала работать вместе с отцом на улицах и площадях Парижа. Луи демонстрировал публике трюки, а Эдит пела и собирала деньги. Отец пытался учить дочку акробатике и истории Франции, но к первому Эдит была абсолютно не способна, а для второго не годился Луи. В четырнадцать лет Эдит решила, что может обеспечить себя самостоятельно, и после вымогательств очередной мачехи ушла от отца, устроившись работать в молочную лавку. Но ранние подъемы и прогулки с кучей молочных бутылок быстро надоели девочке, и Эдит вернулась к прежнему ремеслу. Вначале она работала с двумя друзьями, а потом со сводной сестрой Симоной, младшей дочерью ее отца. В день сестры зарабатывали около 300 франков, и этих денег им хватало, чтобы оплачивать комнату в плохой гостинице, покупать новую одежду, когда от старой начинала отваливаться грязь, и не испытывать недостатка в вине и консервах. Сестры не особенно задумались о том, что вещи можно стирать, из продуктов готовить, а посуду мыть.

В жизни Эдит рано появились мужчины. Она регулярно влюблялась, так же регулярно бросала любовников, и отец ее ребенка Луи Дюпон не был исключением. С ним Эдит познакомилась, когда ей было семнадцать лет, он был старше ее на год, и зарабатывал на жизнь, развозя продукты на велосипеде. Он переехал к сестрам в тот же день, когда познакомился с Эдит, а через год у нее родилась дочка, которую родители назвали Марсель. Ее рождение практически не изменило жизнь Эдит, она по-прежнему много работала, а если Луи не мог сидеть с ребенком, брала дочку с собой. Когда Эдит стала петь в кабаре «Жуан-ле-Пен», Дюпон предложил Эдит выбирать между ним и работой. После того, как выбор Эдит оказался в пользу работы, сестры снова стали жить вдвоем, а так как Эдит каждую ночь пела, дочка оставалась одна в гостинице. После одного из своих выступлений Эдит обнаружила, что дочку забрал Луи, которому она была не нужна, но он таким образом надеялся вернуть возлюбленную. НоЭдит к нему не вернулась, а маленькая Сесиль заболела испанским гриппом, попала больницу и вскоре умерла на руках у Эдит, которая недолго горевала, и уже через несколько дней после похорон веселилась в компании друзей, не зная, что больше никогда не сможет иметь детей.


Когда Эдит исполнилось двадцать два года, она познакомилась с владельцем кабаре «Жернис» Луи Лепле. Это случилось, когда озябшая Эдит стояла в октябре на улице в большом не по росту пальто с ободраными локтями и в туфлях, надетых на босу ногу. Она была вся взъерошена и долго стояла на перекрестке в ожидании, что кто-нибудь из прохожих даст монетку уличной певице. Один из прохожих произнес: «Да ты с ума сошла — петь на улице в такую погоду!» Фраза принадлежала холеному господину лет сорока, в элегантном костюме и лайковых перчатках. В его словах незнакомца Эдит услышала насмешку, и грубо ответила: «А есть-то мне что-то надо!» Она повернулась и пошла прочь, но мужчина спросил ее: «Хочешь выступать в кабаре?» - и Эдит остановилась. «Меня зовут Луи Лепле, — продолжил мужчина. — Я владелец кабаре «Жернис». Если хочешь, приходи завтра в четыре, я тебя послушаю». Он оторвал от газеты клочок бумаги и написал на нем адрес. «Да, и вот еще что, купи себе поесть», — незнакомец протянул Эдит пятифранковую банкноту.

В назначенное время она опаздала на встречу. Сердитый Лепле, стоявший у входа, сказал: «Так-так. Опоздание на час. Детка, что же будет дальше?» Они вошли в здание кабаре, и у Эдит перехватило дух. Такой роскоши она никогда не видела. Она не знала, что «Жернис» — самое модное парижское кабаре, где собираются сливки светского общества. «Встань на сцену и пой все песни, которые знаешь», — сказал Лепле. Интуиция опытного продюсера подсказала: он нашел самородок. Прослушав Эдит два часа, он сказал: «Через неделю я устрою тебе дебют в «Жернис», а до этого будешь каждый день приходить ко мне на репетиции». И еще, тебе нужно придумать псевдоним». Внимательно рассмотрев Эдит, Лепле сказал: «Ну, конечно, ты же такая маленькая и хрупкая, что тебе подойдет имя — Малютка Пиаф» (на французском «пиаф» означает «воробышек»).

За день до своего дебюта Эдит купила в лавке три мотка черной шерсти и ночью связала платье, не успев связать к вечеру следующего дня один рукав. Она пришла в кабаре со своим вязанием, и Лепле застал ее в гримерке со спицами в руках: «Тебе через пять минут нужно быть на сцене!» Лепле вышел из гримерки и через минутувернулся с белым шарфом, сказав: «Прикрой голую руку». Выйдя на сцену, Эдит поняла, что никогда в жизни не испытывала такого страха, как в эти минуты. Из зала на нее смотрели дамы в бриллиантах и меховых боа, мужчины в смокингах и бабочках. Для них Эдит в нелепом платье, со смешной прической и ярко намазанным красным ртом была подобна обезьянке из зоопарка. Публика в зале весело смеялась, разговаривала и смачно поедала деликатесы. Эдит разозлилась, и отчаянно и проникновенно запела.

А у нас, у девчонок, ни кола, ни двора.

У верченых-крученых, эх, в кармане дыра.

Хорошо бы девчонке скоротать вечерок.

Хорошо бы девчонку приголубил дружок…

Ничего подобного посетители «Жернис» не слышали. Гул в зале смолк, и был слышен только полный драматизма голос певицы. Эдит твердила про себя: «Победить! Победить!» Когда песня кончилась, не было слышно ни аплодисментов, ни голосов — в зале стояла абсолютная тишина. И вдруг раздался шквал аплодисментов. За кулисами довольный Лепле потирал руки от удовольствия.


Эдит Пиаф начала получать за выступление по 50 франков — для нее это были огромные деньги, но даже их она умудрялась сразу потратить. В этом ей помогали друзья- сутенеры с площади Пигаль, заезжие моряки и солдаты Иностранного легиона. ХотяПиаф перестала петь на улице, круг ее общения остался прежним. Лепле смотрел на образ жизни новой звезды своего кабаре сквозь пальцы. Он понимал, что Эдит перевоспитать невозможно, и сам иногда присоединялся к шумной компании, оплачивая из своего кармана ужин разношерстным поклонникам Эдит. Лепле искренне верил в талант певицы и, используя все свои связи, старался организовать Пиаф концерты на большой сцене. Вскоре представился подходящий случай. В Каннах должен был пройти ежегодный благотворительный бал-концерт, где по традиции выступали самые прославленные французские артисты. Благодаря хлопотам Лепле Пиаф доверили выступить в компании суперзвезд — Мориса Шевалье и Мари Дюбуа. Но ночью накануне концерта Луи Лепле был убит. Обвинение пало на Эдит, и все газеты пестрели заголовками «Сенсация, сенсация! Убит владелец «Жернис»! В деле замешана Малютка Пиаф». Эдит осталась без работы, и решила пока не уляжется скандал отправиться из Парижа в провинцию. Но слухи преследовали ее и там, работы не было и ей пришлось опять вернуться на улицу. Неизвестно, чем бы все закончилось, если бы не записка, обнаруженная ею в дырявом кармане под подкладкой пальто В ней было написано «Реймон Ассо» и номер телефона. Эдит напрягла всю свою память, чтобы вспомнить, кто бы это мог быть? «Кажется, поэт. Ну да, точно. Мы познакомились с ним в «Жернисе». Он сказал, что рад будет мне чем-нибудь помочь». Эдит вернулась в Париж и набрала номер. «Реймон Ассо слушает». — «Это Эдит, то есть Малютка Пиаф». — «Эдит, куда же вы запропастились? » — «Я, я… на вокзале, только что вернулась в Париж». — «Немедленно приезжайте ко мне, запоминайте адрес».

После того, как Эдит приехала к Реймону, он ей сказал: «Я знаю эту профессию и помогу тебе. Но ты будешь делать то, что я тебе скажу. Парни, загулы — с этим должно быть покончено». Никто и никогда не разговаривал так с Эдит, но она промолчала, потому что больше всего на свете хотела петь. И в тот момент Пиаф понимала, что без помощи Реймона она на сцену может не вернуться.


Реймон сдержал слово и муштровал певицу по полной программе. «Не чавкай, не разговаривай с полным ртом», «Не наливай стакан до краев», — объяснял он Эдит. А узнав, что его подопечная не умеет толком писать, Реймон придумал для Эдит несколько вариантов автографов. Выводя по десять раз на дню корявым почерком: «В знак большой симпатии» и «От всего сердца», Эдит чертыхалась про себя, так как Реймон запретил ей выражаться открыто. Одновременно Реймон писал для Эдит репертуар. Каждый день они обсуждали новые песни и репетировали. Вскоре их упорство принесло первые плоды. Директор крупнейшего концертного зала Парижа АВС согласился отдать первое отделение одного из концертов Эдит. В этот день певица впервые выступила не как Малютка Пиаф, а как Эдит Пиаф. Она исполнила новые песни, разученные с Реймоном и огромный зал ревел от восторга, публика не желала ее отпускать. Ей пришлось петь еще на бис песни из своего старого репертуара. А пресса на следующий день, захлебываясь от восторга, писала: «Вчера на сцене АВС родилась великая певица Франции».


Финансовое положение Эдит резко изменилось - она смогла позволить себе купить собственный дом в центре Парижа, чьей отделкой занимались лучшие французские дизайнеры. Но Эдит, въехав в особняк, предпочла спать в комнате консьержки - там она чувствовала себя уютнее, чем в огромной спальне с антикварной мебелью. Ее дом всегда был открыт для многочисленных друзей. Некоторые из них ухитрялись жить у Эдит по месяцу, а то и больше. Шампанское и икра на кухне не переводились, но если бы кто-то спросил у Эдит: «Сколько денег на вашем счету?», то вряд ли получил бы ответ. Она всегда жила по принципу: есть деньги — хорошо, нет — заработаю. Было в ее жизни и еще одно правило, о котором она позже написала в своей книге: «Когда любовь остывает, ее нужно или разогреть, или выбросить. Это не тот продукт, который хранится в прохладном месте».


После начала Второй мировой войны Эдит рассталась с Раймоном Ассо. В это время она встретилась со знаменитым французским режиссёром Жаном Кокто, который предложил ей сыграть в небольшой пьесе его сочинения «Равнодушный красавец». Репетиции прошли удачно, и пьеса имела большой успех. Она впервые была показана в сезоне 1940 года, и вскоре кинорежиссёр Жорж Лакомб решил снять по ней фильм. В 1941 году был снят фильм «Монмартр на Сене», в котором Эдит получила главную роль. Жан Кокто позже рассказывал: «…Для меня она была больше чем певицей. Она была душой, зеркалом, живым отражением человеческого горя, отчаянным криком страдания, символом нашего одиночества и нашей печали. Как только она начинала петь, на сцене происходило чудо. Люди уже не видели этой маленькой славной женщины, одетой в черное, почти незначительной, их охватывало большое чувство, этот сильный, несравненный голос, который вас пронизывает, заставляет вас почувствовать всю нищету и отчаяние человечества. Эдит Пиаф была более чем замечательным мастером песни. Она была медиумом. Ее влияние было очень велико, но она была единственной, она была велика, потому что она познала страдание, и это страдание придавало ей искренность, страдание, которого не хватало ее последователям, взявшим от нее только ее внешнюю «маску».


Во время войны французы смогли по достоинству оценить личное мужество Пиаф, выступавшей в Германии перед французскими военнопленными. После концерта вместе с автографами она передавала им все необходимое для побега. Эдит Пиаф так же устраивала концерты в пользу семей погибших, а послевоенное время для неё стало периодом небывалого успеха. Её с восхищением слушали жители парижских предместий и утончённые ценители искусства, рабочие и будущая королева Англии. Эдит помогла начать свой путь к успеху многим начинающим исполнителям — Иву Монтану, ансамблю «Компаньон де ла Шансон», Эдди Константену и Шарлю Азнавуру.

Когда тиражи пластинок Эдит во Франции стали издаваться миллионными тиражами, ей заинтересовались американские импресарио и предложили устроить турне по городам США. Отправляясь за океан, Эдит не подозревала, что встретит там самую большую любовь своей жизни — француза Марселя Сердана, чемпиона мира по боксу.


На концерт Эдит Марсель попал случайно. У него было свободное время, и он решил посетить концерт Пиаф, о которой в тот момент американские газеты писали как о «самой потрясающей певице». Потом боксер набрался смелости, и позвонил певице в гостиницу, чтобы договориться о встрече. Марсель считал, что в таланте Эдит Пиаф есть что-то сверхъестественное. Он говорил: «Эдит, ведь ты всего треть от моего веса, я дуну на тебя, и ты рассыплешься! Но какой у тебя голос! В голове не укладывается!» Рядом с певицей чемпион по боксу очень робел, и поэтому в присутствии Эдит старался очень мало говорить и выполнял ее любую прихоть. Он купил Эдит ее первое норковое манто. Она могла купить себе сама десять таких манто. «Но… Мне бы в жизни такое в голову не пришло, а он догадался», — рассказывала певица. В ответ она дарила Марселю бриллиантовые запонки, костюмы и обувь из крокодиловой кожи. В Америке они везде появлялись вдвоем — лучшая французская певица и лучший французский боксер. Но в Касабланке Марселя ждала жена Маринетта и сыновья Марсель и Рене, к которым со временем добавился маленький Поль. И Марсель соблюдал приличия ради семьи. Однажды Эдит во время своего очередного турне по Америке с нетерпением ждала приезда Сердана из Парижа. Но он должен был приехать только через неделю, и Эдит позвонила ему во Францию и попросила: «Марсель, ради Бога, скорей приезжай. Пароходом, самолетом — как хочешь! Я не могу без тебя!» — «Хорошо, дорогая, завтра я вылечу. Я тебя люблю».

Эдит стояла за кулисами нью-йоркского зала «Версаль», готовясь к выступлению, когда ей передали, что самолет, на котором Сердан летел в Америку, разбился на Азорских островах. Марсель был среди погибших пассажиров. Его труп опознали по часам, которые знаменитый боксер имел привычку носить на обеих руках. Никто не думал, что Эдит сможет после этого петь. Но она вышла на сцену и глухим голосом произнесла: «Я буду петь в честь Марселя Сердана. Только ради него».


После этой трагедии у Эдит началась тяжелейшая депрессия. Она стала пить, искала спасения от тоски в спиритизме. Она выходила на улицы, одевшись в старую одежду, пела и радовалась, что ее никто не узнает. Она возвращалась домой, приводя с собой мужчин, имен которых к утру не могла вспомнить. Тоска по Марселю, казалось, убила в ней все желания, а однажды, получив телеграмму от жены своего возлюбленного, она среди ночи отправилась в аэропорт, села в самолет и улетела в Касабланку. Смерть Марселя объединила этих двух женщин, и общие слезы сделали их подругами. Сыновья Марселя были буквально очарованы «тетей Зизи», Эдит привезла все семейство к себе в гости, и они гостили у Эдит некоторое время. Вскоре Маринетта с сыновьями вернулась домой, но дружба вдовы и любовницы Марселя Сердана продолжалась еще довольно долго.

Через несколько лет после гибели Сердана Эдит Пиаф попала в автомобильную катастрофу. Она сломала руку и два ребра, но полученные травмы не представляли угрозы для жизни. Зато они причиняли сильную боль, и чтобы снять ее, Эдит кололи наркотики. Она быстро поправилась, боли прошли, но ее начал мучить артрит, и она продолжала принимать наркотики, что начинало отражаться на ее психическом здоровье. Однажды певица попыталась выброситься из окна, и только присутствие ее подруги Маргерит Моно спасло ей жизнь. После этого Эдит справлялась со своим горем так, как умела: окружала себя людьми, пила, но реальное спасение ей приносили только концерты. Эдит говорила: «Я живу только на сцене... Я всегда буду петь, а в тот день, когда перестану - умру».


Здоровье певицы расшатывалось с огромной скоростью, она почти не выходила из больниц. После смерти Марселя Эдит пережила четыре курса дезинтоксикации (лечение алкоголизма и наркомании), три гепатические комы, два приступа белой горячки, семь операций и две бронхопневмонии. А потом врачи поставили диагноз — «рак», хотя сама пациентка об этом так и не узнала. Но заболевание оказало большое влияние на ее внешность. Эдит Пиаф сильно похудела, она остригла волосы, и ее лицо, по отзывам очевидцев, напоминало «череп, обтянутый кожей». Однако, несмотря на проблемы со здоровьем Пиаф продолжала притягивать мужчин. Одним из ее мужчин был музыкант Жак Льебрар, за ним последовали галерист Андре Шеллер и шансонье Жорж Мустаки. Все они были моложе Эдит, которая с грустью говорила: «Популярность имеет свои минусы. Теперь все мужчины, когда спят со мной, ни на минуту не забывают, что имеют дело с самой Пиаф».


В сорок с небольшим лет певица выглядела на шестьдесят.

В этот период своей жизни певица исполнила свои лучшие песни, в которых боль и горечь соединились с отчаянным вызовом судьбе, с желанием по-прежнему жить и любить.



Это и «Падам, падам», написанная ее старым другом Анри Конте, и «Милорд», слова которой принадлежат Мустаки.



И, конечно, «Я не жалею ни о чем» — бессмертный шедевр, который в сентябре 1960 года принес Пиаф молодой поэт Шарль Дюмон.

«Non! Rien de rien...
Non! Je ne regrette rien…
Ni le bien qu’on m’a fait,
Ni le mal tout c5 a m’est bien e’gal…»

«Нет! Ничего ни о чем...
Нет! Я не жалею ни о чем —
Ни о добре, которое мне сделали,
Ни о зле, которого не помню».

«Я начинаю жизнь с нуля» — так кончалась песня, после которой громадный зал Олимпии сотрясали овации.

Со своим последним супругом 26-летнем греческим парикмахером Теофанисом Ламбукасом Пиаф познакомилась, когда в очередной раз попала в больницу. «Мадам, в коридоре какой-то молодой человек просит разрешения пройти к вам в палату». «Наверное, поклонник», — подумала Эдит, и кивнула в знак согласия. На пороге появился высокий юноша, одетый во все черное, с темными волосами и такими же глазами. «Меня зовут Тео. Месяц назад нас представили друг другу, но вы были слишком заняты, чтобы поговорить со мной». Он подошел и протянул ей маленькую куклу. От неожиданности Эдит засмеялась: «Знаете, я уже вышла из этого возраста». — «Но это необычная кукла. Она из Греции, с моей родины. Она принесет вам удачу». На следующий день он пришел с цветами. Так продолжалось неделю. И каждый раз он приносил какой-то пустяк. Эдит, потратившая состояния на подарки мужчинам, вдруг поняла, что ценно только искреннее внимание. «Через несколько месяцев Тео спросил Эдит: «Хочешь быть моей женой?» Пиаф ответила: «Тео, это невозможно!.. У меня была очень сложная жизнь… Мое прошлое тянется за мной, как тяжкий груз… Я намного старше тебя, почти в два раза». — «Для меня ты родилась в тот день, когда я тебя увидел» - ответил ей Тео. У Эдит не хватило сил отказать ему, и позже она признавалась: «По-настоящему я любила только Марселя Сердана. И всю свою жизнь ждала только Тео Сарапо». Фамилия Сарапо появилась, когда Пиаф решила сделать из Тео звезду эстрады. Единственная известная ей греческая фраза, означавшая «Я тебя люблю» звучала «сарапо».

Перед свадьбой Тео познакомил невесту со своими родителями и двумя сестрами. И Эдит впервые для себя открыла радость жизни в атмосфере настоящей семьи. Торжественное бракосочетание состоялось 9 октября 1962 года в православной церкви, к которой принадлежал Тео. Вскоре после этого счастливая Эдит дала концерт впарижской «Олимпии», после выступления в которой публика стоя скандировала: «Гип-гип-ура, Эдит!» Но только Тео знал о мнении врачей — Эдит Пиаф оставалось жить максимум год.


В апреле 1963 года у Эдит отказала печень, и она в бессознательном состоянии попала в больницу города Нейи. После лечения ее состояние стало улучшаться, и она уехала на юг, в деревушку Пласкасье. Но вскоре стало ясно, что спасти певицу невозможно.

Эдит не могла есть, мучилась от страшных болей, а ее вес уменьшился до 34-х килограммов. Она умерла, не приходя в сознание 10 октября 1963 года, но официальной датой ее смерти стало 11 октября, когда тело на специальном самолете доставили в Париж.

Официальный орган Ватикана, «Л"Оссерваторе Романо» запретил хоронить Эдит Пиаф в соответствии с религиозным обрядом, и обвинил ее в том, что она жила «в состоянии публичного греха». «Это был, - объявил он, - идол сфабрикованного счастья». Нопарижский архиепископ придерживался другого мнения: «Если ей не могут быть оказаны церковные почести, - сказал он, - духовник театральных актеров и музыкантов придет помолиться за артистку на кладбище Пер-Лашез». Дружеские чувства ниццского прелата, монсеньора Мартена, смягчили ватиканскую строгость, и он как частное лицоблагословил Эдит Пиаф в последний путь за несколько часов до предания его земле 14 октября 1963 года.

В тот момент, когда катафалк с телом певицы и следующие за ним три машины с цветамипересекали Париж, вышедшие на улицу жители Парижа превратили последний путь Эдит Пиаф в похороны национального масштаба. От дома №67 по бульвару Ланн до кладбища Пер-Лашез за ее гробом шло сорок тысяч человек, которых полиция не могла сдержать ни у ворот кладбища, ни около фамильного склепа. Во время прощального слова музыкальный издатель Жак Энош сказал: «Целое направление французской песни ушло со смертью Эдит Пиаф».

В книге Эдит Пиаф «Моя жизнь» было написано:

Мое истинное призвание — петь.
Петь, что бы ни случилось!
Мои песни — это я, моя плоть,
Моя голова, мое сердце, моя душа.
Мои песни — вот моя жизнь.


О жизни Эдит Пиаф был снят ряд документальных фильмов.



Текст подготовлен Татьяной Халиной (www.edithpiaf.forum24.ru
Симона Берто. «Эдит Пиаф»
Эдит Пиаф «Моя жизнь»
Пьер Дюкло, Жорж Мартена «Эдит Пиаф»

Пиаф Эдит (Piaf Édith) (1915–1963), французская певица и актриса.

Родилась 19 декабря 1915 в Менильмонтане, одном из беднейших районов Парижа. По рассказам, это событие произошло прямо на улице Бельвиль под уличным фонарем. Урожденная Эдит Джованна Гассьон (Édith Giovanna Gassion). Названа в честь английской медсестры Эдит Кейвел, героини Первой мировой войны, расстреляной немцами. Дочь бродячего акробата Луи Альфонса Гассьона (Louis Alphonse Gassion, 1881–1944) и его жены Аннеты Мейлар (Annetta Giovanna Maillard, 1895–1945). Мать девочки имела смешаное итало франко марроканское происхождение. Родилась в Ливорно. Выступала в уличных кафе под псевдонимом Лина Марса. Иногда подрабатывала проституцией; злоупотребляла алкоголем.

До года девочка находилась на попечении по материнской линии Эммы (Айши) Саид бен Мухаммед (1876–1930).

В 1916 отец отправил ее к своей матери, которая содержала небольшой публичный дом в городке Берней в Нормандии. С трех до семи лет девочка слабо слышала и плохо видела из за конъюнктивита. Проститутки проявляли о ней трогательную заботу и даже собрали деньги для паломничества к Святой Терезе. Обращение к высшим силам принесло ребенку исцеление.

В 1922 Эдит начала участвовать в представлениях своего отца на улицах Парижа: собирала деньги и исполняла незамысловатые песенки. Вскоре пение стало для нее смыслом жизни. Позднее воспоминания юности отразились в песенном творчестве («Elle fréquentait la Rue Pigalle», 1939) и др. В 1929 вместе со своей сводной Симон Берто (Simone Berteaut), по прозвищу Момон (Mômone), снимала номер в дешевой гостинице Гранд Отель де Клермон по улице Верон, 18. Часто меняла возлюбленных. От одного из них, рассыльного Луи Дюпонта в 1931 родила своего единственную дочь Марсель, которая умерла в возрасте двух лет от менингита. Находилась в зависимости от сутенера Альбера, который избивал ее и отнимал большую часть выручки.

В 1935 Эдит познакомилась с Луи Лепле (Louis Leplée), владельцем ночного клуба «Le Gerny» на Елисейских полях. Он по достоинству оценил ее талант и преподал первые уроки актерского мастерства. Луи Лепле создал оригинальный имидж певицы, главным атрибутом которого стало черное платье. Он же придумал сценический псевдоним Пиаф (Воробышек на парижском сленге). Имя очень точно подходило малышке Эдит: при росте 1, 47 см, она обладала дерзким и бесстрашным нравом. Пиаф быстро приобрела известность, подружилась со знаменитым шансонье Морисом Шевалье, поэтом Жаком Боржеа и др. В январе 1936 Пиаф записала первые диски на студии «Polydor». В том же году началось ее содружество с композитором и автором текстов Маргерит Монно.

Однако, карьера едва не оборвалась, толком не начавшись. 6 апреля 1936 Луи Лепле был застрелен в своей квартире. Полиция задержала убийц и установила, что все они ранее они были знакомы с Пиаф На нее пало подозрение в соучастии преступления. Несмотря на недостаток доказательств, репутация Пиаф сильно пострадала. В этот трудный момент близким другом Пиаф стал бывший легионер и поэт Раймон Ассо (Raymond Asso, 1901–1968). Он резко ограничил ее сомнительные связи, написал несколько песен («Un jeune homme chantait», «Paris Méditerranée» и др.). После того, как в 1939 Раймона Ассо призвали в армию, Пиаф сошлась с актером и певцом Полем Мериссом (Paul Gustave Pierre Meurisse, 1912–1979). Вместе с ним исполнила главные роли в одноактной пьесе Жана Кокто «Равнодушная красавица» (1940).
Во время оккупации Парижа Пиаф проживала в том же доме, где располагался респектабельный бордель для офицеров вермахта. Часто выступала в немецких воинских частях, за что впоследствии обвинялась в коллоборационизме.

По словам самой Пиаф, она выполняла задания руководителей движения Сопротивления. После концертов в лагерях для военнопленных фотографировалась вместе с французскими солдатами, якобы, на память. Затем фотографии заключенных вклеивались в фальшивые паспорта и использовались для побегов.

В послевоенные годы песни Пиаф завоевали всемирное признание. В 1947 она впервые побывала в Соединенных Штатах, затем совершила несколько триумфальных турне по Европе и Южной Америке. Пиаф восемь раз приглашалась в шоу Эда Салливана. В 1956 и 1957 выступала на сцене нью йоркского Карнеги Холла. С 1955 ее главной концертной площадкой в Париже являлся легендарный зал «Олимпия».

Пиаф охотно протежировала молодым начинающим певцам, которые нередко становились ее близкими друзьями. Так, в 1944 она вывела на сцену Ива Монтана (Yves Montand, 1921–1991), который через год стал одним из самых популярных французских шансонье. В 1951 Пиаф положила начало карьере Шарля Азнавура (Charles Aznavour, род. 1924), который сопровождал ее в поездке по Франции и США. Некоторое время Шарль Азнавур исполнял обязанности ее персонального секретаря и шофера. Вместе с ним Пиаф попала в жуткую автокатастрофу, сломала руку и два ребра. Для снятия боли начала принимать морфин.

Летом 1948 Пиаф познакомилась с Марселем Серданом (Marcel Cerdan, 1916–1949), чемпионом мира по боксу во втором полусреднем весе. Оба были охвачены глубоким, всепоглощающим чувством, которое даже не пытались скрывать. Марсель Сердан имел жену и троих , тем не менее открыто появлялся вместе с Пиаф на публике. Пресса широко обсуждала мельчайшие подробности их романа. Однако, оборвались трагически. 28 октября 1949 Марсель Сердан отправился в США на матч реванш с Джейком Ла Мотта. Перед боем он собирался встретиться с Пиаф в Нью Йорке. Самолет «Lockheed L 749 Constellation», на котором летел Марсель Сердан, разбился в районе Азорских островов. Все пассажиры и члены экипажа погибли. Для Пиаф гибель Марселя Сердана оказалась сильнейшим потрясением. Преодолеть затяжную депрессию Пиаф пыталась с помощью алкоголя. В память о Марселе Сердане она написала песню «Hymne a l’amour» (1949).

В 1952 Пиаф вышла замуж за певца Жака Пиллса (Jacques Pills, 1906–1970).

В конце 1958 П. начала сотрудничать с композитором Жоржем Мустаки (Georges Moustaki, род. 1934), который на несколько лет стал ее ближайшим другом. В соавторстве с ним написала знаменитую песню «Milord», которая в 1959 возглавляла все мировые хит парады. В том же году Пиаф сильно порезала лицо в очередной автоаварии. Ее физическое и моральное состояние было подорвано. Во время выступления в нью йоркской «Уолдорф Астория» Пиаф упала прямо на сцене из за резких болей в животе. Вскоре подобный приступ повторился в Стокгольме. Тем не менее, в 1960 Пиаф записала один из своих шедевров «Non je ne regrette rien», созданный в содружестве с Шарлем Дюмоном.

В 1961 Пиаф встретила Тео Сарапо (Théo Sarapo, 1936–1970). Урожденный Теофанис Ламбукас (Theophanis Lamboukas). Выходец из Греции, работал в парикмахерском салоне, мечтал о карьере артиста. Как уже неоднократно случалось ранее, Пиаф полностью поддалась обаянию молодого таланта. 9 октября 1962 они зарегистрировали свой брак в мэрии 16-ого округа Парижа. Неравный союз вызвал много толков и пересудов. Пресса открыто называла Тео Сарапо охотником за золотом (gold digger). Несмотря на значительную разницу в возрасте, Тео Сарапо искренне любил Пиаф, окружил ее заботой и вниманием. Союз оказался довольно успешным в творческом плане. Вместе с Пиаф записала несколько песен, одна из которых («A quoi ca sert l’amour?») в 1962 стала хитом. Публика доброжелательно встретила выступление семейного дуэта на сцене театров «Олимпия» и «Бобино».

В 1963 у Эдит Пиаф диагностировали рак печени. Она впала в кому и последние месяцы жизни провела на своей вилле в Пласкассье на Французской Ривьере. Пиаф умерла 11 октября 1963, в один день со своим другом Жаном Кокто. Католическая церковь отказалась отпевать Пиаф, зато десятки тысяч поклонников проводили ее в последний путь на кладбище Пер Лашез в Париже.

В 1970 в соседней могиле был похоронен погибший в автокатастрофе Т. Сарапо.

09 октября 2017

10 октября 1963 года умерла великая французская певица, которая отдавалась многим, но любила лишь одного – погибшего по ее вине

Эдит Пиаф (Эдит Джованна Гассьон) , появилась на свет на уличном тротуаре, воспитывалась в борделе, который держала ее бабушка. Вскармливали ребенка не молоком, а с ранних лет вином. И уже в шесть лет, выступая с отцом-акробатом на улице, пела песенку о «потаскушке». Что, спрашивается, могло из нее вырасти?

Воробышек Парижа

Добрым гением будущей звезды стал владелец роскошного кабаре «Жернис» Луи Лепле , который и придумал ей сценическое имя Пиаф, на парижском арго – «воробышек». Эдит была похожа на эту хрупкую и неказистую птичку: «воробьиный» вес 40 кг, рост 147 см, полное отсутствие вкуса и мало-мальской красоты, как считали многие ее современницы.

При этом мужчины никогда ей не отказывали в любви. Наоборот, это они спешили на ее «огонек». Не подозревая, что стоит ему потухнуть, Эдит тут же избавится от кавалера, чтобы сразу найти другого.

Публикация от Irina Shakova-Sommerhalder (@irina_sommerhalder) Май 26 2017 в 12:50 PDT

На панель за гробом

wikimedia

В 16 лет уличная певунья встретила 19-летнего хозяина небольшого магазинчика Луи Дюпона . Эдит почти сразу забеременела, но любовник замуж ее так и не позвал.

Во время беременности юной девушке пришлось устроиться в мастерскую, где она плела похоронные венки, пытаясь поддержать разорившегося сожителя. В 17 Эдит родила дочь Марсель . Спустя два года малышка заболела менингитом и скончалась. Денег на похороны не было. Эдит напилась и вышла на панель, чтобы заработать на гробик. Первый же клиент, увидев ее белое лицо, спросил, зачем она это делает. Безутешная мать во всем призналась, и он просто так ей дал деньги на скорбные дела. Больше детей у Пиаф не было.

Неизвестно, насколько глубоко она запрятала свою боль, но имя Марсель стало для нее знаковым и принесло ей еще много счастья и горя.

Две звезды – две светлых повести

В 1942 году Пиаф в Марселе знакомится с режиссером Марселем Блистэном . На первом свидании она вспоминает свою дочку, и с тех пор между этими двумя людьми зарождается чистая дружба на долгие годы. Блистэн снял Эдит в двух своих фильмах. Сценарий для одного из них, под названием «Безымянная звезда», написан специально для Пиаф.

Кто-то посчитает крошку Эдит беспринципной и неразборчивой в связях женщиной. Она с юных лет крутила романы со всеми подряд: бедными, богатыми, простыми и не очень мужчинами. Одни ей помогали пробиться в мире искусства, как Луи Лепле, которого в итоге убили. Как оказалось, он был нетрадиционной ориентации, и вполне возможно, вместе со своей подопечной делил любовников.

Имя Эдит полоскали в связи с его гибелью, но преступника так и не поймали. Певица не сломалась, а, наоборот, нашла еще одного Пигмалиона .

Кому-то она сама помогла. Например, Иву Монтану : составила репертуар, посодействовала, чтобы он пробился на большую сцену. Но Эдит всегда поступала с мужчинами, руководствуясь одним принципом: «Женщина, которая позволяет, чтобы ее бросили, – круглая дура. Мужиков пруд пруди. Только нужно найти замену не после, а до. Если после, то тебя бросили, если до – то ты! Большая разница».

Я тебя никогда не забуду

Любовью всей жизни талантливого «воробышка», как она сама говорила, стал французский боксер, чемпион мира и Европы Сердан , которого тоже звали Марсель . Он был женат и имел троих детей, но свою любимую Эдит обожествлял и мечтал быть с ней. Позволял себя наряжать в «попугайские» наряды, терпел все слухи и сплетни. И однажды на пресс-конференции, чтобы заткнуть всех злопыхателей, твердо сказал, что любит ее больше жизни и она его любовница, а не жена лишь потому, что у него есть дети.

Марсель и Эдит не переносили разлуки. Как-то певица попросила любимого прилететь к ней на самолете, чтобы встреча произошла как можно скорее. Но Сердан так и не попал в ее объятия – разбился в авиакатастрофе. В этот день Пиаф принесли на сцену на руках – она не могла идти. И спела лишь одну песню – «Гимн любви». Эдит винила именно себя в смерти Марселя.

Она хотела умереть, пока не увлеклась спиритическими сеансами, пытаясь вызвать дух своего любимого. Пыталась ожить и спустя время вышла замуж за певца Жака Пилса , написавшего для нее свадебную песню.

Эдит тайком от него кололась морфием, у нее начались галлюцинации. Певица не могла найти выход на сцену, видела в углах пауков и мышей. Несколько раз лечилась, чтобы избавиться от зависимости. И подала на развод, считая, что ее мужу просто не повезло и нельзя жить с женщиной, потерявшей человеческий облик.

Лебединая песнь

В 47 лет Пиаф стала похожа на древнюю старуху. Еще больше похудела, лицо распухло и покрылось морщинами, волосы почти все вылезли. Однако она венчается в церкви с парикмахером – 27-летним Теофанисом Ламбукасом , похожим на прекрасного греческого бога. Певица пыталась сделать из своего юного мужа звезду и придумала ему псевдоним Тео Сарапо (от греч. «я тебя люблю»).


Над комичной парой смеялись, думая, что молодой человек связался с престарелой шансоньеткой из-за несметных богатств. Однако Пиаф давно осталась без средств к существованию: лекарства, наркотики, бездумные траты. Эдит жила на деньги мужа, и после смерти на нем повисли долги жены в сумме 45 миллионов франков.

Тео с обожанием смотрел на любимую женщину, которая была вся в шрамах и с распухшими руками, к тому же не могла сама за собой ухаживать. Но ему было все равно, он любил. Кормил с ложечки, нежно ухаживал, читал ей вслух, дарил подарки, показывал комедии. И до последнего ее вздоха давал понять, что она желанна и любима. Муж всегда был рядом со своим постаревшим, разбитым болью потерь и болезнями «воробышком», даже когда она его не узнавала.

Перед смертью Пиаф сказала: «Я не заслужила Тео, но я его получила». Они были вместе всего год. Певица умерла во сне 10 октября 1963 года на Лазурном берегу. Фактически на руках молодого мужа. И последнее, что видела «воробышек», засыпая – это глаза, полные любви к ней.

Ее тайно перевезли в Париж и только 11 октября официально сообщили о смерти великой Эдит Пиаф. В последний путь ее провожали 40 тысяч поклонников. Спустя семь лет Сарапо разбился в автокатастрофе и был упокоен рядом со своей любимой и венчанной женой.