Внесудебные органы были ликвидированы в каком году. Внесудебные органы репрессии ВЧК

Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключения, в СССР в 1934 - 1956 подразделение НКВД (МВД), осуществлявшее руководство системой исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ). Специальные управления ГУЛАГа объединяли многие ИТЛ в разных районах страны: Карагандинский ИТЛ (Карлаг), Дальстрой НКВД/МВД СССР, Соловецкий ИТЛ (УСЛОН), Беломорско-Балтийский ИТЛ и комбинат НКВД, Воркутинский ИТЛ, Норильский ИТЛ и др. В лагерях были установлены тяжелейшие условия, не соблюдались элементарные человеческие права, применялись суровые наказания за малейшие нарушения режима. Заключенные бесплатно работали на строительстве каналов, дорог, промышленных и других объектах на Крайнем Севере, Дальнем Востоке и в других регионах. После выхода в свет книги А. И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" (1973), где он показал систему массовых репрессий и произвола в Советском государстве, термин "ГУЛАГ" стал синонимом лагерей и тюрем НКВД, тоталитарного режима в целом.

Работа ГУЛАГа как инструмента репрессий не всегда была одинаково интенсивной. Наибольшие обороты этот карательный механизм совершал во второй половине 30-х годов. Вот статистика только смертных приговоров в эти годы:

1937 год - 353.074

1938 год - 328.618

1939 год - 2.552

1940 год - 1.649

За период 1937 - 1938 годов было вынесено 681.692 сметных приговоров (около 1000 приговоров в день!), за период же 1950 - 1957 годов - 3.894 смертных приговоров (около 1000 приговоров в год). (Сметная казнь не действовала с 26 марта 1947 по 12 января 1950 года).

После войны численность осужденных по политическим обвинениям составляла:

1946 год - 123.294

1947 год - 78.810

1949 год - 28.800

при общем количестве осужденных, например, в 1947 году - 1.490.959.

Приведенная статистика показывает постепенное свертывание работы репрессивного аппарата и уменьшения значения ГУЛАГа, который к 1956 году полностью себя изжил.

2. Система карательных органов

ГУЛАГ существовал как часть системы карательных органов советского государства. Основу же этой системы составляли органы, которые обобщенно можно назвать политической полицией. Таковая постоянно перестраивалась, меня названия и руководителей, но всегда сохраняла свою суть, действовала как политическая полиция.

Первоначально, с 1917 года, на территории страны действуют:

ВРК - Военно-Революционные Комитеты, органы внесудебной расправы с потенциальными противниками. Комитеты децентрализованы и совершают насилия, превентивные аресты, захват заложников и казни по собственной инициативе или по согласованию с ЦК РКП(б).

Параллельно создается структура, имеющая видимость законного органа власти -

НКВД - Народный Комиссариат Внутренних Дел РСФСР, который был образован одновременно с остальными Комиссариатами 26 октября (8 ноября) 1917 года и действовал в таком качестве вплоть до 15 декабря 1930 года (но в те годы НКВД не выполнял задач главного карательного органа, которые вновь обрел после восстановления в 1934 году. Но об этом чуть ниже). Кратковременным (8-17 ноября 1817 года) руководителем НКВД был Рыков. Затем первый НКВД возглавлял Г.И.Петровкий (ноябрь 1917 - март 1919 гг.).

Несколько позже, а именно 20 декабря 1917 года, создается более эффективное орудие по уничтожению носителей оппозиционных воззрений, поставленное под централизованный контроль (чего не было у ВРК) и не связанное иллюзиями законности (как первый НКВД), -

ВЧК - Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе к контрреволюцией (позднее - и со спекуляцией). Председателем ВЧК на весь период ее существования был Ф.Э.Дзержинский, который тогда же одновременно был и наркомом внутренних дел (март 1919 - 1923 гг.).

Раздвоение руководимого одними и теми же людьми (и по сути своей работы единого) органа было преодолено 6 февраля (также 1 марта) 1922 года. ВЧК была преобразована в

ГПУ - Государственное Политическое Управление НКВД РСФСР. Председателем ГПУ остался, естественно, Ф.Э.Дзержинский (1922 - 1923 годы) и аппарат остался прежний.

Стоявшие перед руководством партии задачи предусматривали в ближайшем будущем значительное "усиление классовой борьбы", к которому следовало хорошенько подготовиться. 23 ноября 1923 года (отчасти начиная уже с июля) статус главного карательного органа был повышен: из подчинения наркомата его перевели в прямое подчинение правительству, были скорректированы структура и название -

ОГПУ - Объединенное Государственное Политическое Управление при СНК СССР. Руководитель оставался прежним с 1923 и по июль 1926 года (Ф.Э.Дзержинский скоропостижно сокнчался), а затем ОГПУ возглавил В.Р.Менжинский (с июля 1926 по июль 1934 гг.).

К 1934 году назрела нужда резко увеличить обороты карательной машины. В июле 1934 года еще никто не знал о грядущем убийстве С.М.Кирова и о кампании по обвинению во всех смертных грехах Зиновьева и Каменева (скорее всего, в недрах карательного аппарата замышлялась какая-то масштабная провокация, нужда в которой отпала после выстрела ревнивого мужа в своего обидчика, которым случайно и весьма кстати оказался секретарь Ленинградского горкома партии С.М.Киров). Однако нужда в совершенствовании машины репрессий назрела именно в 1934 году. 10 июля был образован Союзно-республиканский НКВД (см. Постановление центрального исполнительного комитета союза ССР об образовании общесоюзного народного комиссариата внутренних дел от 10 июля 1934 г.), в состав которого было включено ОГПУ, переименованное в

ГУГБ - Главное Управление Государственной Безопасности. Функции прежнего ОГПУ перешли к НКВД СССР. Наркомами внутренних дел поочередно становились Г.Г.Ягода (июль 1934 - сентябрь 1936), Н.И.Ежов (сентябрь 1936 - декабрь 1938), Л.П.Берия (декабрь 1938 - январь 1946). С 1941 года глава ведомства именуется Генеральный комиссар государственной безопасности.

3 февраля 1941 НКВД СССР разделен на два самостоятельных органа: НКВД СССР, который по-прежнему возглавляется Л.П.Берия и занимается собственно внутренними делами и

НКГБ - Народный Комиссариат Государственной Безопасности СССР, который возглавляет В.Н.Меркулов (1941). Однако начало войны побуждает высшую власть произвести обратную операцию. НКГБ СССР и НКВД СССР сливаются в единый орган НКВД СССР во главе с Л.П.Берия.

14 апреля 1943 года их опять разделяют на НКГБ СССР и НКВД СССР под руководством опять-таки Л.П.Берия и В.Н.Меркулова. В январе 1946 года Л.П.Берию сменяет В.С.Абакумов

МГБ - Министерство Государственной Безопасности СССР во главе с В.С.Абакумовым (ноябрь 1951 - июнь 1951) и

После смерти И.Сталина, 15 марта 1953 года министерства сливаются в одно МВД СССР. Почти через год, 13 марта 1954 года функции государственной безопасности передаются вновь созданному

КГБ - Комитету Государственной Безопасности при Совете Министров СССР. Такая структура сохраняется вплоть до развала СССР (органы безопасности были развалены несколько раньше СССР). Для внешнего наблюдателя заметны только смены руководителей (председателей) КГБ:

Серов И.А. - с марта 1954 года по декабрь 1958 года,

Семичастный В.Ф. - с октября 1961 года по июнь 1967 года,

Андропов Ю.В. - с июня 1967 года по май 1982 года,

Федорчук В.Ф. - с мая по декабрь 1982 года,

Чебриков В.М. - с декабря 1982 года по июнь 1988 года,

Крючков В.А - с июня 1988 года по август 1991 года,

После чего КГБ был расформирован (формально) на отдельные составные части:

ФСБ - Федеральная Служба Безопасности,

ФСК - Федеральная Служба Контрразведки,

Наряду с более или менее обычными органами государственного принуждения была создана особая система органов, специально предназначенных для борьбы с политическими противниками Советской власти.

Октябрьская революция, победившая малой кровью, скоро, однако, стала встречать все возраставшее сопротивление тех, кого она не устраивала. Соответственно различные органы государства (ВРК, отдел борьбы с контрреволюцией ВЦИК и др.) начали борьбу с контрреволюционерами.

Особой формой антисоветской борьбы явился чиновничий саботаж, вылившийся в попытках организовать всеобщую забастовку служащих. Это послужило поводом для создания Всероссийской Чрезвычайной Комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем, что нашло отражение в постановлении СНК от 7 декабря 1917 г.

В структурном отношении ВЧК следовала опыту ВРК, имея отделы: информационный, организационный, по борьбе с контрреволюцией и саботажем, должностными преступлениями и др. Во главе ВЧК стоял Президиум из председателя, двух его заместителей и двух секретарей. Аппарат ВЧК был весьма немногочисленным. В декабре 1917 г. он состоял из 40, а в марте 1918 г.-из 120 человек.

К середине 1918 г. работало уже 40 губернских, а также 365 уездных чрезвычайных комиссий. Их деятельность координировалась ВЧК. Чрезвычайные комиссии находились в тесном контакте с партийными и советскими органами на местах и отчитывались перед ними.

Система чрезвычайных органов включала специализированные органы: летом 1918 г. были созданы пограничные ЧК, в ноябре 1920 г. на особый отдел ВЧК была возложена функция по охране границ, ему были переданы (от управления охраны границ Наркомата внешней торговли) пограничные воинские части. Летом 1918 г. были созданы транспортные органы ВЧК, осуществлявшие борьбу “с контрреволюцией, преступлениями по должности и спекуляцией на транспорте”. В армии и на флоте в конце 1918 г. создавались особые отделы ВЧК, в феврале 1919 г. ВЦИК принял Положение об особых отделах ВЧК.

Помимо борьбы с саботажем ВЧК разоблачало шпионскую, диверсионную, террористическую, заговорщическую деятельность антисоветских элементов и организаций.

При наличии разветвленной сети местных органов ВЧК превращалась в мощный аппарат политических репрессий. По окончании следствия ЧК не передавали дела в трибуналы, а сами рассматривали их по существу и определяли меры наказания, “общественно опасные элементы” могли подвергаться тюремному заключению в административном, внесудебном порядке. Столь широкие полномочия ВЧК и местные ЧК получили в период с сентября 1918 г. по февраль 1919 г., известный как период “красного террора”. В феврале 1919 г. ВЦИК принимает Положения о ВЧК, в котором право выносить приговоры по делам, проводимым ЧК, предоставлялось ревтрибуналам, на них же возлагалась обязанность проверять следственные действия ЧК. Однако в особых случаях органы ВЧК по-прежнему могли применять внесудебную расправу (в местностях, объявленных на военном положении и при вооруженных выступлениях).

В марте 1920 г. ВЦИК своим Декретом отменяет право ЧК применять внесудебные репрессии, обязывая их передавать дела на рассмотрение в ревтрибуналы. Однако уже в мае 1920 г. в связи с обострившейся военной и политической ситуацией, ВЦИК вновь расширяет права органов ВЧК на применение особых репрессивных мер.

В конце 1921 г. Девятый Всероссийский съезд Советов принял решение об упразднении ВЧК. В новых социально-экономических условиях чрезвычайный орган “борьбы с контрреволюцией” трансформировался в Главное политическое управление (ГПУ) при НКВД.

VIII. Государство и право в период перехода к социализму. Государственно-политическая система.

Государство и право в период перехода к социализму

(1920-начало 30-х гг.)

В ходе гражданской войны в стране укрепился новый политический ритм. К концу 1920 г. “белые” армии были разгромлены, в целом ликвидирована внутренняя оппозиция. При помощи резервно-политического аппарата происходило оформление партийной диктатуры.

Концентрация власти внутри партии совпадает с концентрализацией власти в государственных органах: одни и те же люди управляли делами партии и государства. Происходил процесс перехода власти от одних центральных органов (съезда, ВЦИК) к другим, более узким (СНК), от местных органов к центральным. Право принятия всех основных политических решений переходило к партийным органам. Производилась ликвидация любой оппозиции внутри правящей партии.

Милитаризацию труда должны были осуществить профсоюзы. Хозяйственные задачи должны были рассматриваться как военные.

В марте 1921 г. проходил десятый съезд РКП(б). Наряду с другими его решениями одним из важнейших стал принятый съездом запрет на образование внутрипартийных оппозиционных фракций. Был провозглашен принцип партийного политического единства.

Реорганизация советской системы привела к уничтожению функций всех государственных органов. Директивные указания вырабатывались партийными органами и съездами Советов. В 1924–1925 гг. были проведены перевыборы местных Советов.

ВЦИК меняет свой характер представительного органа и сосредоточивается на более конкретных вопросах. Наркомат РКИ был реорганизован из Народного комиссариата государственного контроля в 1920 г. При переходе к НЭПу центры и главки ВСНХ были преобразованы в органы планирования и контроля.

Распределительный механизм, созданный государством еще в годы гражданской войны, широко использовал работу потребительской кооперации. В январе 1920 г. имущество производственных и кредитных кооперативов было передано потребительской кооперации, была создана единая сеть кооперации во главе с бюрократизировавшемся Центросоюзом. Завершилось огосударствление кооперации.

В 1923 г. была проведена денежная реформа, в обращение была введена новая денежная единица с золотым обеспечением и проведен обмен старых денег на новые. В ходе реформы сформировалась финансовая “ортодоксальная” политика (сбалансированный бюджет, твердые налоговые поступления, активный внешнеторговый баланс).

Переход к новой экономической политике и интенсивное развитие торгового оборота определили специфику всех организационно-правовых форм хозяйствования и соответствующих им правовых институтов. с организационной точки зрения юридические лица делились на корпорации и учреждения. Характерными чертами юридического лица являлись: субъективность (самостоятельность в обороте), производительность и инструментальность его органов, единство (целостность), бессрочность и единообразие этого института (юридические лица) при различном его содержании.

В мае 1922 г. ВЦИК утвердил Положение о прокурорском надзоре. При разработке проекта большинство членов комиссии высказались за двойное подчинение органов прокуратуры: по вертикали _ вышестоящим прокурорским органам и по горизонтали-местным исполкомам. В.И.Ленин возражал принципам “двойного подчинения”, настаивал на единственном вертикальном подчинении. Его концепция составила основу Положения о прокурорском надзоре.

Создавалась единая судебная система. Наряду с ней появились специальные суды: военные трибуналы, военно-транспортные трибуналы, трудовые комиссии народных судов, земельные комиссии, а также арбитражные.

По окончании гражданской войны были предприняты новые меры против церкви. Были конфискованы церковные драгоценности. Сопротивление, вызванное этой мерой, подавлялось военными и административными средствами. Все это проходило на фоне расширяющейся атеистической пропаганды.

В 1917 г. Декларация прав народов России провозгласила право на самоопределение для каждой нации. Она не сформировала идеи государственного устройства (унитарное или федеративное) будущего государства. Федерация мыслилась как переходный этап на пути к союзу, преодолению национальных различий и к мировой революции. Основу договоров составляло соглашение о тесном военном и финансово-экономическом союзе республик. Полномочный орган РСФСР, ведавший определенной областью экономики и финансов, назначал своего представителя с правом решающего голоса в республиканский СНК.

В декабре 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Декларацию и договор об образовании СССР, подписанные четырьмя республиками: РСФСР, Украиной, Белоруссией и ЗСФСР. Съезд советов СССР принял решение о разработке общесоюзной конституции.

Конституция СССР состояла из 2-х разделов: Декларации об образовании СССР и Договора об образовании СССР. Договор состоял из 11 глав. По конституции в исключительное ведение союза входили внешние отношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства.

Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов. Юрисдикция республиканских органов власти и управления стала распространяться на те сферы и вопросы, которые не составляли исключительную компетенцию Союза. Положения Конституции давали центру значительные полномочия для контролирования периферии и были направлены на создание новой политической культуры, “пролетарской по содержанию и национальной по форме” (И.В.Сталин).

На рубеже 20-30-х г.г. в стране формируется тоталитарная система власти. Предпосылкой ее возникновения стала монополия РКП(б)–ВКП(б) на власть, возникшая, когда в стране осталась единственная правящая партия. После ликвидации оппозиции ее власть стала бесконтрольной. В такой ситуации предполагалось появление единоличной диктатуры вождя.

Партийная власть быстро срасталась с властью государственного аппарата. Сформировавшийся привилегированный слой бюрократии, занимавшей места в партийных, советских, военных, хозяйственных, репрессивных и иных органах, начал борьбу в руководстве партии, что привело к укреплению единоличной власти. XVII съезд партии (январе 1934г.) окончательно укрепил позиции Сталина. К этому времени усиливаются политические репрессивные меры, завершается коллективизация индивидуальных крестьянских хозяйств, устанавливается уголовная ответственность для семей репрессированных и пр.

Еще в 1924г. Сталин сформулировал лозунг о “построении социализма в отдельно взятой стране”. На XIV съезде партии в 1925г. из этого лозунга был сделан практический вывод: СССР должен завоевать экономическую самостоятельность, чтобы превратиться из “страны, ввозящей машины и оборудование”, в страну, их производящую. Это была идеологическая предпосылка индустриализации.

Весной 1929г. появилась необходимость радикального преобразования аграрного сектора. Темпы коллективизации сельского хозяйства были резко повышены. В июне 1929г. началась массовая коллективизация. В декабре 1930г. была разработана программа борьбы с кулачеством. Старая общинная структура подверглась сильной реформации в ходе районирования, когда старая система административного устройства: губерния-уезд-волость-была ликвидирована, на ее месте возникла новая: область (край)-округ-район. В 1935 г. сплошная коллективизация завершилась, частный сектор в сельском хозяйстве был окончательно ликвидирован.

Начавшаяся индустриализация потребовала обновления технических кадров. Наступление на старые кадры и широкое выдвижение на руководящие посты рабочих–членов партии негативно сказалось на развитии производства.

Важнейшим инструментом управления экономики стало планирование. Хозяйственный кризис 1925 г. (срыв хлебозаготовок) привел к нарастанию планово–регулирующих элементов в экономике. Организационные формы хозяйствования (тресты, синдикаты, артели) с 1929г. стали ориентироваться исключительно на план.

В конце 1933 г. было утверждено положение о прокуратуре СССР, образованной в июне того же года. Регламентировались функции Прокуратуры СССР и Верховного Суда СССР. На первую возлагались обязанности: по надзору за соответствием всех постановлений, принимаемых центральными и местными органами власти и управления, положениями Конституции; за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями; за законностью действий органов милиции; по поддержанию обвинения в суде.

Таким образом, формирование командно-административной системы оказалось сложным и длительным процессом, который нередко содержал взаимоисключающие черты и тенденции (централизация–децентрализация, ужесточение регулирования–либерализация и пр.). Основным итогом ее становления было сращивание государственного и партийного аппаратов, установление приоритета плановых и распределительных функций хозяйствования, унификация правовой системы и правоприменительной практики.

В числе непреложных доказательств преступлений советского периода обычно приводят широкое использование в первой половине XX века чрезвычайных мер и внесудебных органов. Отвлечёмся на время от истории формирования образа сталинских репрессий и рассмотрим подробнее этот важный для темы книги вопрос.

Претензии исследователей, стоящих на антисоветских позициях, опираются, как правило, на две укоренившиеся в конце XX века либеральные идеологемы - о неприкосновенности частной собственности и о примате права. Соответственно, любые действия, ведущие к изъятию собственности или внесудебному разбирательству (лишённому состязательности и права на защиту), объявляются неправовыми, а следовательно, преступными.

Сегодня мы знаем, что эти идеологемы не абсолютны, рынок в период кризисов легко переходит к планированию, игнорируя как примат права, так и частную собственность в тех объёмах, насколько велика глубина кризиса.

В обществах же, не знавших идеологии либерализма (не стоит забывать, что эта идеология - порождение Европы последних веков), изложенные выше идеи и вовсе способны вызвать лишь недоумение.

Широко известные нам из истории земские суды, суды офицерской чести, товарищеские суды являются типичными внесудебными органами, и разница между ними, с точки зрения современного права, лишь в уровне санкций, которые они вольны применять. Если один неправовым образом (не с точки зрения кодифицированных правил - законов, а с точки зрения справедливости) решал имущественные вопросы, то другие при особых обстоятельствах - вопросы жизни и смерти.

Рассматривая под призмой либерализма преступления большевиков, авторы старательно делают вид, что чрезвычайные меры были большевиками изобретены и реализованы как метод изощрённого преступления против народа. Ярчайшим примером является продразвёрстка, предшественник раскулачивания и коллективизации - чрезвычайная мера, введённая для обеспечения города и фронта продовольствием в период Гражданской войны.

При этом традиционно забывают, что история продразверстки шире большевистского периода, впервые она была введена ещё в 1916 году для снабжения фронта Первой мировой по постановлению министра земледелия царского правительства Александра Риттиха.

И в этом случае переход к прямому изъятию продовольствия не был уникальным, он наследовал политике предыдущих лет «не доедим, но вывезем», обеспечивавшей хлебный экспорт царской России. У России того времени не было нефти и газа, основной статьей экспорта был хлеб, и в этом отношении большевики, уже гораздо позже, при Сталине, отличались от царского правительства только тем, что централизованно закупали на полученные деньги станки и технологии, позволившие провести индустриализацию и выиграть Великую Отечественную войну.



Кстати, после Октябрьской революции 1917 года практика продразверстки была прекращена, и вновь возобновлена в отдельных губерниях лишь в конце 1918 года, а на территории Советской России - в январе 1919 года. Просуществовала она при большевиках до 1922 года, когда, в связи с окончанием Гражданской войны, была заменена на продналог, что ознаменовало начало НЭПа.

Аналогично выглядит ситуация с внесудебными репрессивными органами. Чрезвычайная комиссия (ЧК, ВЧК), созданная в 1917 году как специальный орган по борьбе с контрреволюцией и саботажем, первоначально имела полномочия лишь на предание саботажников и контрреволюционеров суду Военно-революционного трибунала. Но уже в 1918 году, с началом Гражданской войны и общим обострением ситуации, ВЧК была наделена внесудебными функциями: получила право непосредственно расстреливать шпионов, диверсантов и других активных врагов революции.

Такое положение, впрочем, просуществовало лишь один год. Уже в 1919-м постановлением ВЦИК внесудебные полномочия ВЧК были отменены, а рассмотрение всех дел ВЧК было передано трибуналам. За чекистами оставалось лишь право на применение наказания в областях, объявленных на военном положении, и только за преступления, особо оговорённые в постановлении о военном положении.

Конечно, в условиях военного времени и послереволюционной разрухи это не могло предотвратить всех злоупотреблений, но налицо стремление большевиков максимально снизить число эксцессов и чётко регламентировать действия главной спецслужбы.



Но и сама ВЧК просуществовала лишь до 1922 года, то есть 5 лет, из которых только год была наделена широкими внесудебными полномочиями. С окончанием Гражданской войны необходимость в чрезвычайном органе отпала. 9-й Всероссийский съезд Советов, отметив заслуги органов ВЧК в деле охраны и укрепления завоеваний революции, принял решение о сужении компетенции органов ВЧК и её реорганизации в Государственное политическое управление (ГПУ). Новая структура была лишена судебных функций, её полномочия строго ограничивались: она имела право лишь на розыск, дознание, предварительное следствие. Задержание подследственных на срок свыше двух месяцев не допускалось.

Большевики активно строили мирную жизнь, руководствуясь подчас совершенно идеалистическими принципами. Для того чтобы страна зажила мирной жизнью, недостаточно большого желания и либерализации законодательства. Последнее, напротив, существенно вредит в ситуации, когда в стране существует политическая и общественная нестабильность.

В условиях разгула преступности, несовершенства правоохранительных органов и судебной системы уже в конце 1922 года ГПУ были вновь предоставлены внесудебные полномочия. Их осуществление возлагалось не на всю организацию, а на отдельный орган - Особое совещание при ОГПУ, в задачу которого входило рассмотрение дел по государственным преступлениям. Позже внесудебные полномочия были предоставлены также Судебной коллегии ОГПУ и межведомственным органам, так называемым «тройкам».

В 1934 году Сталин упразднил все внесудебные органы ОГПУ - Судебную коллегию, Особое совещание при ОГПУ и «тройки». Их функции были централизованы и отходили к только что созданному Особому совещанию при НКВД СССР, в задачи которого входило рассмотрение дел о государственных преступлениях.

Попытка возродить внесудебные органы прошлых лет - «тройки» (глава НКВД области, секретарь обкома и прокурор области), «двойки» (глава НКВД и прокурор) была предпринята в августе 1937 года, но уже 17 ноября 1938 года постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) они были вновь упразднены.

Таким образом, широко известные по беллетристике и публицистике «тройки», ответственные якобы за большинство несправедливых приговоров периода сталинских репрессий, просуществовали чуть более года (точнее, 14 месяцев). Они были структурами краевого или областного масштаба и физически не могли нести ответственность за массовые репрессии этого периода. Их негативный образ, скорее всего, напрямую связан с докладом Хрущева на XX съезде КПСС и его трактовкой «Большого террора» 1937 года, когда под волну репрессий попало значительное число руководящих кадров партии. Ниже этот вопрос мы рассмотрим подробнее.

Основным внесудебным органом, действовавшим весь период репрессий (вплоть до 1953 года), было Особое совещание при НКВД СССР (впоследствии при МГБ СССР) - ОСО. В его полномочия входило рассмотрение уголовных дел и вынесение приговоров по контрреволюционным преступлениям в рамках существующего Уголовного кодекса. Выносить приговоры о высшей мере наказания ОСО права не имело, за исключением периода ВОВ 1941–1945 годов.

Интересно, что и ОСО (как и его предшественники «тройки») не является исключительным изобретением большевиков. Их история прослеживается со времён Петра I, когда были созданы наделённые внесудебными полномочиями «Особые комиссии по расследованию», состоящие из трёх офицеров гвардии. В XIX веке при Министерстве внутренних дел царской России действовало Особое совещание, в полномочия которого входило рассмотрение дел по положению о государственной охране. Дела революционеров, будущих руководителей Советского государства, также рассматривало царское ОСО.

Как мы видим, ничего специфически нового большевики не изобретали, предпочтя подстраивать под свои нужды исторически сложившиеся в России институты. Осуждение Советской России за практику применения чрезвычайных и внесудебных органов, по сути, равносильно осуждению всей российской истории, в ходе которой они также активно применялись. Забывчивость современных авторов, которые предпочитают не вспоминать исторические корни этих явлений, выдают в них идеологическую заданность, нацеленную на очернение советского периода.

Ещё одно важное замечание, касающееся применения внесудебных органов. Мало кто ставит под сомнение право царского ОСО выносить приговоры российским революционерам XIX - начала XX веков. Однако в случае с аналогичными органами Советской России все приговоры ОСО априори считаются политическими и отметаются как сфабрикованные.

Глава 9. Депортация народов

Как правило, сторонники примата права не способны рассуждать вне правовых понятий: «Закон не прав, но это закон». В этих критериях все остальные аргументы априори ставятся ниже требований закона.

Рассмотрим с этой точки зрения депортацию народов на примере депортации чеченцев, ингушей и крымских татар в 1944 году.

Документально подтверждено, что в период Великой Отечественной войны Чечено-Ингушскую АССР охватил массовый бандитизм, значительная часть мужского населения встала на сторону врага либо ушла в горы с оружием в руках. Не менее утешительно выглядит и ситуация с крымскими татарами. Это больные страницы истории, но их приходится ворошить.

«…товарищу СТАЛИНУ И. В.

Органами НКВД и НКГБ проводится в Крыму работа по выявлению и изъятию агентуры противника, изменников Родине, пособников немецко-фашистских оккупантов и другого антисоветского элемента. […]

Следственным и агентурным путём, а также заявлениями местных жителей установлено, что значительная часть татарского населения Крыма активно сотрудничала с немецко-фашистскими оккупантами и вела борьбу против Советской власти. Из частей Красной Армии в 1941 году дезертировало свыше 20 тысяч татар, которые изменили Родине, перешли на службу к немцам и с оружием в руках боролись против Красной Армии. […]

„Татарские национальные комитеты“ широко содействовали немцам в организации и сколачивании из числа дезертиров и татарской молодёжи татарских воинских частей карательных и полицейских отрядов для действий против частей Красной Армии и советских партизан. В качестве карателей и полицейских татары отличались особой жестокостью. […]

„Татарские национальные комитеты“ принимали активное участие вместе с немецкой полицией в организации угона в Германию свыше 50 тысяч советских граждан…»

Не думаю, что кто-либо из молодого поколения может полностью представить себе, что скрыто за строками этого документа, что чувствовали люди, читая: «В качестве карателей … отличались особой жестокостью» или «принимали активное участие вместе с немецкой полицией в организации угона в Германию».

В условиях Великой Отечественной войны и действующих на тот момент законов военного времени кара за подобные преступления была одна: расстрел. И следует отметить, что подавляющее большинство населения СССР, испытавшее на себе ужасы фашизма, поддержало бы это решение. В том, что у Сталина была возможность осуществить «правовое решение вопроса», сомневаться не приходится - в 1944 году в воюющей стране нашлись силы и средства для переселения целых народов за тысячи километров.

Выселено и погружено в эшелоны 180.014 человек. Эшелоны отправлены к местам нового расселения - в Узбекскую ССР.

Во время операции по выселению изъято оружия: миномётов - 49, пулемётов - 622, автоматов - 724, винтовок - 9.888 и боепатронов - 326.887.

Происшествий во время операции не было».

Итак, правовое решение вопроса означало бы расстрел большей части мужского населения крымских татар, как и чеченского и ингушского народов. То есть геноцид. Не знаю, отдают ли себе в этом отчёт сторонники примата права, но любое другое решение являлось бы неправовым. И в ряде серьёзных публикаций можно встретить утверждения, что сами народы прекрасно понимали нависшую над ними угрозу: женщины плакали, узнав, что их только выселяют, а окружившие селения войска НКВД не поведут немедленно их мужей на расстрел.

И. В. Сталин недаром занимал до 1922 года пост паркома по делам национальностей. Как бы это ни прозвучало, он умел карать как отдельных людей, так и целые народы. Можно сказать, что в выборе между законностью и гуманизмом Сталин предпочёл гуманизм, но думается, что подобный выбор перед ним просто не стоял. Он не был воспитан в либеральной традиции и выбора «народ или закон (геноцид)» не делал. Оторвав народ от почвы, от корней, переместив в иную культуру, он достаточно его наказал, и в этом Сталин, надо полагать, прекрасно отдавал себе отчёт.

Предвоенные депортации из стран Прибалтики не шли пи в какое сравнение с депортациями народов Крыма и Северного Кавказа, но и их последствия подмечены достаточно точно. Историк Александр Дюков в основанной на материалах Нюрнбергского процесса книге «За что сражались советские люди»отмечает:

«За одну ночь в Каунасе озверевшими националистами было убито более полутора тысяч человек… В Риге к началу июня были, как говорилось в докладе шефа полиции безопасности и СД, „разрушены все синагоги, расстреляно порядка 400 евреев“. То, что на территории Латвии в уничтожении евреев на первых порах удалось достичь лишь весьма скромных успехов, бригаденфюрер Штальэккер объяснял весьма доходчиво:

„В основном это объяснялось тем, что национальное руководство было угнано Советами. Однако путём оказания влияния на латышскую вспомогательную полицию удалось организовать еврейский погром“».

«Латыши, в том числе и находящиеся на руководящих постах, держали себя по отношению к евреям совершенно пассивно и не отваживались против них выступить, - значится в ещё одном документе СД, приводимом Дюковым. - Значительно ослабляет активность латышского населения то обстоятельство, что за две недели до возникновения войны русские вывезли около 500 латышских семей, которые можно считать относящимися к интеллигенции, в глубь страны».

Тут сложно давать оценки преступной политике Сталина.

Некоторые функции ВЧК преданы в ГПУ (государственное политическое управление), после образования СССР называется ОГПУ (объединенное). В конце 20-х полномочия ОГПУ расширяются постановлениями ВЦИК СССР - у ОГПУ право вне судебной репрессии, например, запрещение проживать в определенных местах лицам после ссылки и каторги. В конце 20-х образовано особое совещание ОГПУ СССР. Увеличивается число отделов у ОГПУ, в сентябре 30 г. особый отдел, который занимался государственной безопасностью в Красной Армии, Шпионажем, в 31 г. секретно политический отдел, работа среди бывших членов партий (эсеров и т.д.). Всего 8 отделов, в них образованы “тройки” с правом вне судебной репрессии.

НКВД по Конституции 1924 г. республиканские органы.

В 1930 г. милиция и уголовный розыск под началом ОГПУ.

В 1932 г. при ОГПУ главное управление рабоче-крестьянской милиции.

В 1934 г. ликвидируются НКВД республик, создается НКВД СССР, изменение функций и структуры. В республиках НКВД занимался пожарной охраной и т.д. сейчас же: главное управление по государственной безопасности, ГУЛАГ - главное управление лагерей еще созданное в составе ОГПУ. В этом же году ОГПУ объединяется с НКВД, все его отделы (ОГПУ) входят в ГУГБ. Численность НКВД: 1935 - 8 тыс., 1940 - 33 тыс. служащих. Возглавляет Дзержинский.

Особое совещание при НКВД состоит из: заместителя НКВД, уполномоченный НКВД по РСФСР, начальник ГУРКМ, прокурор СССР и его заместитель. Рассматривало дела заочно.

Создавались “тройки” на местах из 1-го секретаря обкома или ЦК, начальника соответствующего НКВД, прокурор края, области или республики. Прокуратуры возглавлял Вышинский. Создание специальных репрессивных органов было необходимо для устрашения населения, зачастую они выносили оправдательные приговоры и не нарушали процессуальный порядок. Активизируется военные трибуналы. 59. Причины и сущность формирования в СССР тоталитарного политического режима.

Социальная структура общества изменилась, ликвидированы бывшие эксплуататорские класс, экономическими методами. В СССР ликвидированы возможности обширного капиталистического производства, реально вкладывать деньги в производство не возможно, вывоз капитала так же не возможен. Прибыль частного сектора шла на потребление. Большевики такой политикой утрачивают возможность не использовать средства при индустриализации.

Кулаки и буржуазия не многочисленны и бедны, окулачиванию мешала налоговая политика и уравнительное землепользование. С конца 20-х г. - начало коллективизации, которая ударила по кулачеству и постепенно её уничтожает.

Рабочий класс привилегированная и защищенная КЗОТом группа. Ухудшение качественного состава пролетариата, основная масса крестьяне, мало образованы и заняты в основном на черновых работах. Сливается прослойка кадровых рабочих, именно эта категория мобилизована во время войны, часть умерло, а часть отправлена в деревню на сельхоз. работы.

Крестьянство - сейчас активно изучается - люди занятые аграрным трудом. Те люди, которые работали на своих участках, входе коллективизации ликвидированы, появилась колхозная собственность и колхозы.

Интеллигенция - формировалась большими темпами, старая же - часть репрессирована, а часть лишена возможности высказывать своё мнение (т.е. работать). В 1921 г. часть интеллигенции выехала за границу. Создаются рабфаки, курсы, партийные школы, ускоренные способы получения высшего образования. Интеллигенция не класс, а прослойка.

В итоге социальная структура выглядит так:

Рабочий класс.

Между ними прослойка интеллигенции.

Крестьянство. Политический строй меняется в центре партия. Укрепление номенклатуры: расширяется число должностей, совершенствуется система кадров. Партия сращивается с государственным и хозяйственным аппаратом. Формируется элита советского общества, но наиболее подвержена репрессиям. Разные мнения о репрессиях: 1. Поддерживали эту группу в мобильном виде, мешали ей бюрократизации, препятствовали коррупции, 2. Репрессии сыграли роковую роль в судьбе социализма, т.к. погибли лучшие представители элиты, в результате быстрое выдвижение вторых секретарей (Брежнев, Суслов, Черненко и др.). Изменение в государственном строе зафиксировала Конституция СССР 1936 г. 60. Развитие органов суда и прокуратуры в СССР (1929-1941 гг.).

Суд и прокуратура. Правосудие осущ. Верх. судом СССР, верховными судами союзных республик, краевыми, областными, окружными судами. нар. суды избирались гражданами района на 3 года. **Избират. право -с 18лет. Кандидатов выставляли общ. орг-ции, общества трудящихся. Кандидат отчитывался о своей работе перед ними. Мог быть в любое время отозван по решению б-ства избирателей. Но нововведение сводилось на нет распространеной практикой выдвижения единственного кандидата в депутаты, подобранного парт. органами. В составе СССР уже было не 4, а 11 республик: Казахстан, Киргизия, Закавк. респубилка =Арм, Азерб, Грузия +Узбекистан, Туркменистан. В самый разгар творимого в стране беззакония новые статьи Кции объявили о введении в стране принципа открытого суд. процесса, подтверждались права обвиняемых на защиту, провозглаша свободу печати и собраний, неприкос-сть личности и жилища. Глава 13: Порядок измен. Кции: только 2/3 голосов в каждой из палат Верх. Совета.

Конституция СССР 1936 г. и принятый в 1938 г . Закон о судоустройстве не внесли принципиальных изменений в судебную систему. Они, скорее, обобщили накопившийся опыт.

Тем не менее некоторые нововведения были провозглашены. Изменился, в частности, порядок формирования народных судов. Для них вновь был введен принцип выборности непосредственно населением, правда, на практике пока что не проводившийся. Произошли перемены в статусе и формах деятельности верховных судов. Ключевым моментом здесь стали преобразования, касающиеся положения

Верховного Суда СССР. На протяжении 1933-1936 гг. компетенция высшего судебного органа страны расширяется. При создании Верховного Суда СССР законодатель считал основой его деятельности регулирование отношений Союза и республик в судебной сфере. Между тем Верховный Суд СССР постепенно превращался в обычный, хотя и стоящий во главе всей судебной системы судебный орган. Сначала, в сентябре 1933 г., он получил право давать директивные указания верховным судам союзных республик по вопросам судебной практики, обследовать судебные органы союзных республик. Он стал также отменять и изменять постановления, определения, решения и приговоры верховных судов союзных республик. Для этой работы была учреждена специальная судебно-надзорная коллегия.

Конституция 1936 г. подвела итоги эволюции статуса Верховного Суда: "Верховный Суд СССР, - говорилось в ней, - является высшим судебным органом. На Верховный Суд СССР возлагается надзор за судебной деятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик".

Единство и централизация судебной системы были закреплены и созданием в 1936 г. Народного комиссариата юстиции СССР, на который было возложено, в частности, и управление судами всего государства.

Законодательство предусматривало осуществление правосудия судами, и это действительно реализовывалось на практике, когда речь шла о гражданских и общеуголовных делах. Однако Конституция и Закон о судоустройстве 1938 г., перечисляя все возможные суды, не употребляли ограничивающего наречия - "только". Это позволяло толковать законодательство расширительно, т.е. сохранять и создавать органы внесудебной репрессии, нередко применяемой при обвинении в контрреволюционных преступлениях. Необходимость этого вытекала из особого характера производства по таким делам, когда часто приходилось использовать материалы оперативной разработки, которые выносить на суд было невозможно без раскрытия агентуры и особых методов дознания. Однако этой "производствен-, ной" необходимостью стали пользоваться для того, чтобы прикрыть прорехи следствия. Дела, плохо обоснованные доказательствами, которые не прошли бы в суде, "пропускали" через особые совещания, где с пониманием относились к затруднениям коллег. Имели место и случаи, когда большое, многофигурное дело разбивали на два. Главные подсудимые попадали в Военную коллегию Верховного Суда, а многочисленных мелких соучастников пропускали через особое совещание.

Особое совещание (ОСО) было образовано в 1934 г. в ходе создания НКВД СССР. Оно могло применять репрессию, подобно судебным органам, но без надлежащих процессуальных гарантий, даже без вызова самого обвиняемого. В Особое совещание входили серьезные лица - заместитель наркома внутренних дел СССР, уполномоченный НКВД СССР по РСФСР, начальник Главного управления милиции, народный комиссар внутренних дел союзной республики, на территории которой возникло дело. На заседаниях ОСО должен был присутствовать Прокурор СССР или его заместитель.

Особое совещание заменило собой судебную коллегию ОГПУ. По мнению В.М. Курицына это означало смягчение репрессии, ибо права ОСО были меньше, чем у судебной коллегии, которая могла даже в узком составе (три члена) применять любое наказание вплоть до расстрела. ОСО же, первоначально, могло назначать лишь ссыпку, высылку или заключение в исправительно-трудовые лагеря сроком до пяти лет. Правда, это послабление было вскоре ликвидировано, уже в 1937 г. ОСО получило все репрессивные права, вплоть до права применять расстрел.

Очевидно, со временем ОСО перестало справляться со все увеличивающимся количеством дел. Поэтому в 1935 г. с явным превышением власти приказом НКВД были созданы так называемые тройки, которые стали как бы филиалами ОСО на местах. В них входили: первый секретарь соответствующего обкома партии, начальник областного управления НКВД и областной прокурор. В 1937 г., в разгар массовых репрессий, эта конструкция была еще упрощена - из "троек" исключили представителей партийных органов, сделав "двойки". Впервые "тройки" были изобретены еще в пору сплошной коллективизации, причем не в центре, а на местах, местными партийными органами. Они не были санкционированы законом и лишь молчаливо приняты к сведению Политбюро ЦК ВКП(б)2. В середине 30-х гг. создавались также милицейские "тройки" для борьбы с мелкими правонарушителями в городах, для очистки городов от нежелательных элементов.

В результате деятельности всех карательных органов число заключенных к концу 30-х гг. выросло в несколько раз, достигнув 1,9 млн человек Следует отметить высокий процент политзаключенных - от 12,8 до 34,5% в разные годы.

Курс на развитие централизованных начал в государственном руководстве привел к реорганизации прокуратуры. Пропаганда объясняла это необходимостью укрепления законности. Объективно централизация прокуратуры действительно могла способствовать укреплению законности, хотя и не всегда достигала этой цели. В июне 1933 г. была организована Прокуратура СССР. На нее возлагались обязанности по надзору за соответствием постановлений и распоряжений ведомств, республиканских и местных органов Конституции и всему законодательству Союза, обязанности по судебному надзору, по возбуждению уголовного преследования и поддержанию обвинения, надзору за законностью действий органов ОГПУ, милиции, угрозыска и исправительно-трудовых учреждений. В соответствии с этим упразднялась Прокуратура Верховного Суда СССР, а ее функции передавались Прокурору СССР.

Учреждение Прокуратуры СССР завершало строительство системы прокурорских органов Советского государства. Однако полного единства эта система еще не достигла, так как прокуратуры союзных республик находились пока что в ведении наркоматов юстиции, хотя общее руководство деятельностью республиканских прокуратур оставалось за Прокурором СССР. Да и сам он находился как бы в двойном подчинении - не только ЦИК СССР, но и правительству, перед которым был ответствен. Даже оба постановления 1933 г. о создании Прокуратуры СССР были изданы совместно ЦИК и СНК СССР.

Образование в этот период специальных судов на транспорте (железнодорожных линейных и водных транспортных) обусловило и создание специальных прокуратур железнодорожного и водного транспорта.

Конституция 1936 г. завершила централизацию системы прокурорских органов страны, подчинив республиканские органам Союза. В то же время и статус прокуратуры повысился: она вышла из подчинения правительства и стала зависеть только от высшего органа власти Союза - Верховного Совета.

Централизация была полезна, но сама по себе она не могла решить всех проблем, в том числе кадровой. Так, в 1937 г. лишь 9,3% следователей в СССР имели высшее юридическое образование1.

ОПТУ-НКВД в данный период претерпели значительные изменения и вошли в историю не всегда с лучшей стороны.

ОГПУ, созданное при образовании СССР, занималось, по преимуществу, вопросами государственной безопасности, а также борьбой с политическими преступлениями. В 1934 г. при создании НКВД СССР оно было включено в Наркомвнудел в качестве Главного управления государственной безопасности.

Советская внешняя разведка, которой занимались армейские разведывательные органы и органы госбезопасности, была поставлена очень хорошо и давала порой удивительные результаты. К сожалению, данные разведки не всегда правильно воспринимались руководством страны, что, в частности, повлияло впоследствии и на неудачное начало Великой Отечественной войны.

Успехи советской разведки были обусловлены в большой мере тем, что она опиралась не только на платных сотрудников, но и на сочувствующих нам людей за границей, которые считали Советский Союз знаменосцем великих идей и поэтому бескорыстно выполняли трудную и опасную работу. Среди заграничных сотрудников разведки были и белые эмигранты, которые работали отчасти из нужды, а отчасти в надежде заслужить возвращение на родину.

Из идейных побуждений нам помогали и работники Коминтерна, считавшие Советский Союз родиной всех трудящихся.

К сожалению, и внешнюю разведку не обошли репрессии. Порой лучшие ее кадры погибали, а некоторые скрылись или даже перешли на сторону наших врагов.

Неплохо работала контрразведка. Ее усилиями, особенно в предвоенный период, обезврежен целый ряд подпольных организаций зарубежных разведок.

Однако наряду с борьбой против действительных врагов Советского Союза в середине 30-х гг. НКВД занялся и придумыванием врагов, когда ни в чем не повинные люди вдруг указывались якобы агентами японской, германской, английской и невесть еще каких разведок со всеми вытекающими отсюда последствиями. Многие коммунисты обвинялись в троцкизме, что тоже считалось преступлением не только против партии, но и против государства. К этому, правда, были некоторые основания, поскольку Л.Д. Троцкий, высланный в 1929 г. из СССР, действительно активно вредил не только лично Сталину, которого ненавидел, но и Советскому государству, пока в 1940 г. не был убит.

Многие советские граждане обвинялись в подготовке надуманных террористических актов, диверсий, вредительстве. Надо сказать, что какие-то основания для обвинения всегда находились. Например, на предприятиях нередко случались аварии, вызванные низким техническим уровнем рабочих, вчера еще пришедших из деревни, а также обычным разгильдяйством. Но когда дело попадало в руки следователей НКВД, они придавали ему политическую окраску, хотя обычно никакого контрреволюционного умысла у обвиняемых не было. Большое распространение получили дела об антисоветской пропаганде и агитации. Под ней понималась почти всякая критика существующих порядков. Это использовалось корыстными и недобросовестными людьми, когда хотелось, например, занять место начальника или отнять квартиру у соседей.

Постановления ОСО лишь завершали цепь беззаконий, творимых оперативными и следственными частями органов НКВД, готовивших материалы для окончательного решения по конкретным делам.

Нельзя сказать, что все эти беззакония не вызывали никаких протестов, и в первую очередь со стороны прокуратуры. Во всяком случае, факты активного противодействия беззаконию отмечаются в первой половине 30-х гг. Однако известны случаи, когда прокурорское реагирование на произвол приводило к тому, что и прокуроры оказывались за решеткой. Такая судьба постигла даже Прокурора СССР И.А. Акулова".

Впрочем, в 1935-1937 гг. и сами прокуроры были втянуты в творящиеся беззакония, будучи включены в пресловутые "тройки" и "двойки".

Вопрос об объеме репрессий 30-х гг. вызвал в публицистике широкие споры. Некоторые авторы исчисляли количество репрессированных десятками и чуть ли не сотнями миллионов человек. В последние годы было точно установлено число пострадавших от репрессий. За 1930-1953 гг. оно составило 3 778 234 осужденных всеми судебными и внесудебными органами, а не 110 млн, как утверждала одна из авторов; расстреляно было 786 098 человек. Конечно, это тоже огромное число. Однако следует иметь в виду, что в массе осужденных были как невиновные, так и виновные в государственных преступлениях. - С историей НКВД тесно связано развитие милиции. В 1930 г. были упразднены народные комиссариаты внутренних дел союзных и автономных республик, ведавшие весьма разнородными отраслями управления: коммунальным хозяйством, пожарной охраной, борьбой с преступностью и т.д. На базе их структурных подразделений были созданы отраслевые органы, непосредственно подчиненные совнаркомам республик, в том числе управления милиции и уголовного розыска1. В 1931 г. было издано Положение о Рабоче-крестьянской милиции Союза ССР, в котором впервые регламентировались ее организация и деятельность в масштабе Союза. Положение предусматривало более полное подчинение органов милиции ее центральным органам. Централизация была усилена еще больше, когда в 1932 г. было создано Главное управление Рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ, подчинившее республиканские управления милиции. При образовании в 1934 г. Наркомата внутренних дел СССР Главное управление милиции было включено в его состав. Централизация охраны общественного порядка, с одной стороны, позволяла более планомерно и масштабно организовывать борьбу с преступностью, но с другой - невольно сковывала инициативу местных работников, привыкших ожидать директив центра.

При создании НКВД СССР ему были подчинены и другие ведомства: Главное управление пограничных и внутренних войск. Главное управление пожарной охраны, Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений, отдел актов гражданского состояния. Позже в него вошли Главное управление шоссейных дорог, Главное управление геодезии и картографии, Главное архивное управление и др. НКВД очень разбух, к тому же ему приходилось руководить весьма разнородными сферами управления. Этим объясняют выделение из состава Наркомата внутренних дел в начале 1941 г. Главного управления Государственной безопасности, которое стало самостоятельным наркоматом, хотя есть и другие мнения.

Были реорганизованы и контрольные органы. По решению XVII съезда партии ЦКК РКИ была упразднена. Вместо нее создавались самостоятельные Комиссия партийного контроля и Комиссия советского контроля при СНК СССР. Партийный контроль, таким образом, был вновь отделен от государственного.

В 1940 г. Комиссию советского контроля ликвидировали и вместо нее создали Наркомат госконтроля. Это был уже сугубо чиновничий орган, не предусматривавший участия общественности. Главной его заботой стал финансовый контроль. О совершенствовании государственного аппарата, как это делала РКИ, он не заботился.