Социальное и биологическое в человеке. Философия: проблема соотношения биологического и социального в человеке

Как мы уже оговаривали, центральное место в психологической науке занимает проблема психического развития индивида. В истории науки, первое, с чем столкнулись исследователи при обращении к изучению психологического развития индивида - это вопрос о соотношении в нем биологического и социального. Были перебраны практически все возможные формально-логические связи между понятиями психологическое, социальное и биологическое. Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального; и как производный только от биологического, или только от социального развития, либо как результат их параллельного действия на индивида или взаимодействия и т.д.

В биологических концепциях психическое развитие рассматривается как функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. Все особенности психических процессов, состояний и свойств человека здесь пытаются вывести из биологических законов. При этом нередко используют законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма.

Наиболее ярко суть биологических концепций выразил немецкий психолог и философ Вильям Штерн: «Человеческий индивид в первые месяцы младенческого периода, с преобладанием низших чувств, с неосмысленным рефлекторным и импульсивным существованием, находятся в стадии млекопитающего; во второе полугодие, развив деятельность хватания и разностороннего подражания, он достигает развития высшего млекопитающего - обезьяны и на втором году, овладев вертикальной походкой и речью - элементарного человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок, он стоит на ступени первобытных народов. Затем следуют поступление в школу, более напряженное внедрение в социальное целое с определенными обязанностями, - онтогенетическая параллель вступления человека в культуру с ее государственными и экономическими организациями. В первые школьные годы простое содержание античного и ветхозаветного мира наиболее адекватно детскому духу, средние годы носят черты фанатизма христианской культуры и только в периоде зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры нового времени» .

Человеческий индивид рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые и выступают в роли такой основы. Вся генетически закрепленная система свойств и механизмов является общей исходной предпосылкой дальнейшего развития индивида, обеспечивает универсальную его готовность к развитию, в том числе и психическому. Для психологического исследования личности важно содержание жизнедеятельности индивида в каждом временном интервале.

Отечественный психолог Б.Ф.Ломов, развивая системный подход к пониманию сущности личности, пытаются вскрыть всю сложность и неоднозначность решения проблемы соотношения социального и биологического в личности. Его взгляды на эту проблему сводятся к следующим основным положениям. Исследуя развитие индивида, психология, конечно, не ограничивается анализом только отдельных психических функций и состояний. Ее прежде всего интересует формирование и развитие личности человека. В этой связи проблема соотношений биологического и социального выступает преимущественно как проблема организм и личность. Одно из этих понятий сформировалось в контексте биологических, другое - социальных наук, но и то и другое относится к индивиду как представителю вида «человек разумный» и как члену общества. Вместе с тем в каждом из этих понятий фиксируются две разные системы свойств человека: в понятии организм - структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии личности - его включенность в жизнь общества. Как уже отмечалось исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит из марксистского положения личности как социальном качестве индивида. Вне общества это качество индивида не существует, а потому вне анализа отношений индивид - общество не может быть понятым. Объективным же основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в котором он живет и развивается.

Концепция системного подхода является одной из ведущих в современном научном познании. Она отражает системность мироустройства. Одна из областей человеческого знания, где системный подход органически обусловлен и интенсивно развивается, - это область человекознания. Здесь должно быть сочетание знаний, лежащих как бы в разных плоскостях, но неизменно пересекающих область психологического знания. В результате, компоненты психологического знания оказываются включенными в следование самых различных гуманитарных и естественных наук, а в психологии открываются новые перспективы осмысления психического.

С точки зрения системного подхода «человек разумный» понимается как некая целостность, обусловленная единством биологического и социального. Человек - это с одной стороны, а с другой стороны энергетическое существо, с третьей - существо общественное. Это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности.

Соотношение социального и биологического в психике человека многомерно, многоуровнево и динамично. Оно определяется конкретными обстоятельствами психического развития индивида и по-разному складывается на разных ступенях этого развития и на разных его уровнях.

Проблема соотношения биологического и социального в личности - одна из центральных проблем современной психологии. В истории развития психологии как науки рассматривались практически все возможные связи между понятиями"психическое","социальное"и"биологическое"Психическое развитие трактовалось и как полностью спонтанный процесс, который не зависит ни от биологического, ни от социального, и как производный только от би ологичного или только социального развития, и как результат их параллельного действия на индивида и т.д.. Можно выделить несколько групп концепций, которые по-разному рассматривают соотношение социального, психического и биологического і біологічного.

В концепциях, в которых приходится спонтанность психической развития, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связано ни с биологическим, ни с соц ных. Человеческий организм является лишь той оболочкой, содержащей психическую деятельность. Такие взгляды чаще встречаются в тех авторов, которые доказывают божественное происхождение психических объявленияищ.

биологизаторские концепции рассматривают психическое как линейную функцию развития организма, как то, что следует за этим развитием. Все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются в особенностями биологической структуры, а их развитие подчиняется исключительно биологическим законам. Нередко при этом используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфики р озвитку человеческого организма. В этих концепциях часто используют основной биогенетический закон - закон рекапитуляции для объяснения психического развития. Согласно этому закону, в развитии индивида воспр юеться в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит. Крайним проявлением данной позиции является утверждение о том, что психическое как самостоятельное явление в природе не существует, поскольку все психические явления м ожна описать и объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий. Следует отметить, что такая точка зрения весьма распространена среди физиологов, и ее придерживался и. ИППавлоП.Павлов.

На идеи рекапитуляции основываются и социологизаторськи концепции. В рамках этих концепций утверждается, что психическое развитие индивида является сокращенным воспроизведением основных ступеней процессов исторического р развития общества, прежде всего развития его духовной жизни, культуры. Сущность подобных концепций можно найти в. ВШтерна. По его мнению, принцип рекапитуляции охватывает и эволюцию психики животных, и и тория духовного развития общества. Он писал:"Человеческий индивид в первые месяцы периода младенца с преобладанием низших чувств, с неосмысленным рефлекторным и импульсивным существованием находится на стадии млекопитающего, во втором полугодии, развив деятельность хватания и разностороннего подражания, он достигает развития высшего млекопитающего - обезьяны, и на втором году, овладев вертикальной походкой и речью, - е лементарного человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Затем идет поступление в школу, более напряженное внедрение в социальное целое с определенными обязанностями - онт огенетична параллель вступления человека в культуру с ее государственными и экономическими организациями. В первые школьные годы простое содержание античности и ветхозаветного мира наиболее адекватный детскому духу, сэр. Эдни года носят черты фанатизма христианской культуры, и только в периоде зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры нового времениго часу".

Безусловно, человек рождается как представитель определенного биологического вида время человек после рождения оказывается в определенном социальном окружении и поэтому развивается не только как биологический объект, но и как представитель определенного общества. Эти две тенденции отражаются в закономерностях развития человека, находятся в постоянной взаимосвязику.

Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что исходной предпосылкой психического развития индивида является его биологическое развитие. Индивид рождается с определенным набором биологических свойств и физио ологичних механизмов, которые выступают основой его психического развития. Но эти предпосылки реализуются лишь в условиях человеческого обществва.

Среди представителей различных психологических школ и между отдельными исследователями существуют разногласия в вопросе соотношения биологического и социального и роли каждого из этих факторов, хотя эти взгляды скорее е всего дополняют друг друга.

Известный российский психолог. БФ. Ломов, исследуя проблемы формирования личности, пытался раскрыть всю сложность и неоднозначность соотношения биологического и социального. Его взгляды можно выкл ласты в таких тезисзах.

Во-первых, исследуя развитие индивида, нельзя ограничиться лишь анализом отдельных психических функций и состояний. Все психические функции должны рассматриваться в контексте формирования и развития личности. То ом проблема соотношения биологического и социального выступает преимущественно как проблема соотношения организма и личноститі.

Во-вторых, следует иметь в виду, что одно из этих понятий сформировалось в рамках биологических наук, а другое - в рамках социальных наук. Однако и то, и другое одновременно относится к человеку и как представителя вида H Homo sapiens, и как к члену общества. Вместе с тем в каждом из них отражены различные системы свойств человека: в понятии организм - структура человеческого индивида как биологической системы, а в понятии личность - включенность человека в жизни обществва.

В-третьих, исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит из того, что личность - это социальное качество индивида, в которой человек выступает как член человеческого общества. Вне с обществом это качество индивида не существует, а потому вне анализа отношений"индивид - общество"она не может быть понята. Объективным же основанием личностных свойств индивида является система обще ных отношений, в которой он живет и развиваетсявається.

В-четвертых, формирование и развитие личности необходимо рассматривать как усвоение ею специальных программ, сложившихся в данном обществе на определенном историческом этапе. Это означает, что этот процесс спря ямовуеться обществом посредством специальных социальных институтов, прежде всего системой воспитания и образованийи.

Исходя из этого, можно сказать, что факторы, которые определяют характер развития индивида, имеют системный характер и отмечаются динамичностью, т.е. играют на каждом этапе различную роль. При этом во они содержат как социальные, так и биологические детерминанты. Попытка представить эти детерминанты как сумму двух параллельных или взаимосвязанных рядов, определяющих характер психического развития индивида, - ц е довольно грубое упрощение, которое искажает суть дела. Вряд ли существует какой-либо универсальный принцип организации взаимосвязи психического и биологического. Эти связи многоплановы и многогранны биолого логическому может выступать по отношению к психическому как некий его механизм, как предпосылка развития психического, как содержание психического отражения, как фактор, влияющий на психические явления, как причина отдельны их актов поведения, как условие возникновения психических явлений и т.п.. Еще более многогранные связи психического и социальногльного.

Проблема соотношения биологического и социального в личности человека - одна из центральных проблем современности. Рассматривая проблему выделяют 3 уровня организации человека: биологический, социальный и психический. Речь идет о взаимодействии в триаде «биологическое-психическое-социальное». Человек рождается биологическим существом, а личностью становится в процессе онтогенеза путем усвоения общественно-исторического опыта человечества.

Исследуя развитие индивида, нельзя ограничиваться только анализом отдельных психических функций и состояний. Все психические функции должны рассматриваться в контексте формирования и развития личности. Личность - целостное интегративное образование, включающее в себя все особенности человека, в том числе биологические, психические и социальные.

Индивид рождается с определенным набором биологических свойств и физиологических механизмов, которые и выступают в роли основы его психического развития. Но эти предпосылки реализуются лишь тогда, когда человек находится в условиях человеческого общества.

Факторы, определяющие характер развития индивида, имеют системный характер и отличаются высокой динамичностью, т. е. на каждом этапе развития они играют различную роль. При этом они содержат как социальные, так и биологические детерминанты. Вряд ли существует какой-либо универсальный принцип организации взаимосвязи психического и биологического. Эти связи многоплановы и многогранны. Биологическое может выступать по отношению к психическому как его некий механизм, как предпосылка развития психического, как содержание психического отражения. Еще более многообразны и многоплановы связи психического и социального.

На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех сторон:

1. Блок психических явлений (мотивационный) - направленность (устойчивая система мотивов):

влечения желания, стремления, интересы, идеалы, мировоззрение, убеждения, потребности);

2. Опыт личности - обретение человеком общественного опыта (социализация). Этот опыт включает необходимые для его жизнедеятельности знания, умения, навыки:

3. Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля) включае формы психических познавательных процессов, в частности: индивидуальные особенности ощущений, восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, воображения, мышления, речи;

4. Биологически обусловленные свойства и качества личности:

Антропологические признаки - расовые, половые, - возрастные и др.; физические особенности;функционально-анатомические особенности; биохимические особенности и патологии выделенных элементов; свойства и типы темперамента.

Производными от этих основных подструктур являются:

Характер – это совокупность основных, отличительных свойства человека, проявляющихся в особенностях его поведения и отношения к окружающей действительности; целостное образование личности, определяющее особенности его деятельности и поведения.

Способности - психическое свойство личности, являющееся условием успешного выполнения определенных видов деятельности.

Скачать готовые ответы к экзамену, шпаргалки и другие учебные материалы в формате Word Вы можете в

Воспользуйтесь формой поиска

4. Соотношение биологического и социального в личности человека

релевантные научные источники:

  • Ответы к экзамену по социальной философии

    | Ответы к зачету/экзамену

    Философская антропология, ее место в системе знаний о человеке. Многообразие подходов к моделированию антропосоциогенеза. Античные представления о человеке. Специфика восточной культурной традиции в

  • Основы Философии - ответы на экзамен

    | Ответы к зачету/экзамену | 2017 | Россия | docx | 0.15 Мб

    Философская антропология, ее место в системе знаний о человеке. 2. Многообразие подходов к моделированию антропосоциогенеза. 3. Античные представления о человеке. 4. Специфика восточной культурной

  • | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 1.04 Мб

    1.Понятие криминологии как науки Предмет криминологии и его структура. 3.Функции, цели, задачи и проблемы криминологии. 4.Система криминологии и ее связь с другими науками. 5.Значение криминологии

  • Ответы к экзамену по криминологии

    | Ответы к зачету/экзамену | 2016 | Россия | docx | 0.93 Мб

    1. Понятие и предмет криминологии 2. Место криминологии среди других отраслей научных знаний 3. Понятие преступности, ее признаки 4. Преступность как социальное явление и относительно-массовое

Проблема соотношения биологического и социального в личности человека долгое время была предметом ожесточенных споров среди психологов-теоретиков. Интересно, что до того, как Ч. Дарвин развил свою теорию эволюции, показав, что основой ее является естественный отбор, вопрос о соотношении биологического и социального в личности почти не поднимался. О происхождении человека раньше были лишь очень смутные представления, в основном замешанные на религии и вообще мистике.

В процессе становления объективной науки были рассмотрены практически все возможные связи между понятиями «психическое», «социальное» и «биологическое»:

Психическое развитие трактовалось как полностью спонтанный процесс, независимый ни от биологического, ни от социального,

Оно же трактовалось как производное только от биологического,

Или только от социального,

Или от параллельного воздействия биологического и социального.

В первой группе концепций, в которых доказывается спонтанность психического развития, психическое рассматривается как явление, полностью подчиненное своим внутренним законам, никак не связанным ни с биологическим, ни с социальным. Организм обычно рассматривался как некоторое "вместилище" психической деятельности. Воззрения древних философов и теологов можно отнести именно к этой группе, потому что источники развития психики искались только в самой психике.

В биологизаторских концепциях психическое рассматривается как линейная функция развития организма, как нечто, однозначно следующее за этим развитием. Все особенности психических процессов, состояний и свойств человека определяются особенностями биологической структуры, а их развитие подчинено исключительно биологическим законам. Нередко используются законы, открытые при изучении животных, которые не учитывают специфику развития человеческого организма. К месту и не к месту для объяснения психического развития ссылаются на биогенетический закон (закон рекапитуляции), согласно которому в развитии индивида воспроизводится в главных чертах эволюция вида, к которому этот индивид принадлежит.

Биологизаторы утверждают, что психического как самостоятельного явления в природе не существует, поскольку все психические явления можно описать или объяснить с помощью биологических (физиологических) понятий. Можно, но такие описания и объяснения получаются очень и очень натянутыми. К сожалению (или к радости?) человек настолько глубоко погружен в общество, в цивилизацию, в культуру, в нас настолько развит разум, что описывать поведение человека через физиологическое - значит крайне упрощать и искажать реальные закономерности такого поведения.

В противовес биологизаторским, как уже говорилось, существуют социологизаторские концепции, утверждающие приоритет социального над биологическим. Интересно, что тот же закон рекапитуляции применяется и здесь, но в другом смысле: индивид в своем онтогенезе воспроизводит основные ступени процесса исторического развития общества, прежде всего развития его духовной жизни, культуры.

В. Штерн писал: "Человеческий индивид в первые месяцы младенческого периода с преобладанием низших чувств, с неосмысленным рефлекторным и импульсивным существованием, находится в стадии млекопитающего; во второе полугодие, развив деятельность хватания и разностороннего подражания, он достигает развития высшего млекопитающего - обезьяны, и на втором году, овладев вертикальной походкой и речью, - элементарного человеческого состояния. В первые пять лет игры и сказок он стоит на ступени первобытных народов. Затем следует поступление в школу, более напряженное внедрение в социальное целое с определенными обязанностями, - онтогенетическая параллель вступления человека в культуру с ее государственными и экономическими организациями. В первые школьные годы простое содержание античного и ветхозаветного мира наиболее адекватно детскому духу, средние годы носят черты фанатизма христианской культуры, и только в периоде зрелости достигается духовная дифференциация, соответствующая состоянию культуры Нового времени". Конечно, это представление Штерна может (и должно) быть подвергнуто развернутой критике. Можно отметить, что человек в первобытное время не столько играл и слушал сказки, сколько находился в постоянной борьбе за выживание, сражаясь с врагами и добывая пропитание. Христианство было распространено только в европейских странах. И так далее. Однако - пусть и небольшие - параллели между развитием цивилизации и развитием индивида усмотреть действительно можно.

В настоящее время споры между учеными по поводу роли биологического и социального почти прекратились. Если где и продолжаются, то в основном по спекулятивным причинам - чтобы изобразить деятельность неких "психологических школ".

Никто уже не оспаривает тот факт, что человек рождается как представитель определенного биологического вида, со своими физиологическими особенностями, с рефлексами, инстинктами и т.д. Широко известны, с другой стороны, случаи, когда маленькие дети попадали на воспитание к животным (так называемые "дети-маугли"), в результате чего по уровню своего развития не могли превзойти обычного 3-4 летнего ребенка. Человек после рождения оказывается в определенном социальном окружении и поэтому развивается не только как биологический объект, но и как представитель конкретного общества.

В последнее время появляется много интересных научных сообщений о роли социального у животных. Оказывается, и животные (в первую очередь высшие) не живут только по программе, определенной природой, но и впитывают в себя активно социальный опыт. Те же кошки благодаря инстинктам умеют охотиться на мелких грызунов и птиц, но эта врожденная способность развивается в игре и обучении. Взрослые кошки учат своих котят приемам эффективной охоты. Если у котенка не было учителя или учитель был плохой, охотничьи умения и навыки у него будут развиты хуже. Интересно, что стремление к обучению у кошки тоже в свою очередь является инстинктом.

Роль инстинктов в поведении человека тоже велика, хотя и не так заметна. Если молодая мама учит своего ребенка ходить и говорить, чем это обусловлено: инстинктами или социальным опытом (знанием, что так надо делать)? В большинстве случаев инстинктивное и социальное у человека образует своего рода сплав, "амальгаму". Только в отличие от обычного сплава или амальгамы здесь "разделить и посчитать в процентах" невозможно и лишено практического смысла.

Физиологическое в поведении не сводится только к инстинктам. Например, слуховой анализатор человека так устроен, что слушая определенные сочетания звуков, решая "звуковые интеллектуальные загадки" человек может испытывать сильное удовольствие. Отсюда рождается увлечение музыкой. Отсюда много разных социальных эффектов: от организации дискотек до побуждающих на подвиг революционных песен. Не было бы этой физиологической особенности - социальная жизнь была бы иной. В свою очередь общение с другими людьми может побудить человека сменить свои музыкальные пристрастия, обратить внимания на новый жанры, новых композиторов и исполнителей. Слишком сильное увлечение громкой музыкой может привести к ранней глухоте. Можно посчитать, каков процент биологического и социального в этой ранней глухоте? Нет.

"Противоречия" между природным и социальным в человеке часто рассматривают через противопоставление понятий "индивид" и "личность". Индивид - это некая подструктура, биологический компонент человека, его первоначало. Интересно, что "индивид" происходит от латинского individuum - неразделенное, нерасчлененное, а аналогом русского слова "личность" было persona - маска, роль.

Все современное человечество принадлежит к одному биологическому виду – человек разумный (Homo sapiens), представляющему собой уникальную жизненную форму, соединяющую биологическую и социальную сущности. Жизнедеятельность человеческого организма основывается на фундаментальных биологических механизмах, закономерностях обмена веществ и энергии, обусловленных морфофункциональными особенностями организма, которые обеспечивают адаптацию к окружающей среде. В то же время биологическая сущность проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. В процессе антропогенеза формировалась социальная сущность человека как система материальных и духовных факторов, межчеловеческих и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности. Социальный фактор оказывает существенное влияние на жизнедеятельность человека, на его здоровье.

Вопрос соотношения биологического и социального в человеке всегда интересовал ученых. Существуют два противоположных представления о закономерностях становления личности. Сторонники пан-биологизма объясняют все особенности человека его биологической сущностью, наследственными генетическими программами. Пансоциологизм считает, что наследственные факторы у всех людей одинаковы, а индивидуальные особенности личности развиваются под влиянием общественных отношений, обучения и воспитания.

В настоящее время в науке распространены представления о том, что человек является своеобразным и неотъемлемым компонентом биосферы. Особенность биологической сущности человека заключается в том, что она проявляется в условиях действия законов высшей, социальной формы движения материи. Из социальной сущности людей вытекают закономерности и направления исторического развития человечества. Биологическим процессам, происходящим в организме человека, принадлежит фундаментальная роль в обеспечении важнейших сторон жизнеспособности и развития. Тем не менее в популяциях людей эти процессы не приводят к результатам, обычным для остального мира живых существ. Так, естественный отбор – движущий фактор эволюции живых организмов – утратил свое значение (например, в видообразовании) в развитии человека, уступив ведущую роль социальным факторам. Процесс индивидуального развития человека базируется на информации двух видов. Первый вид представляет собой биологически целесообразную информацию, которая отбиралась и сохранялась в процессе эволюции предковых форм и зафиксирована в виде генетической информации в ДНК (универсальный для всех живых организмов механизм кодирования, хранения, реализации и передачи информации из поколения в поколение). Благодаря этому в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих его от других живых организмов. Второй вид информации представлен суммой знаний, умений, которые приобретаются, сохраняются и используются поколениями людей в ходе развития человеческого общества. Освоение этой информации индивидуумом происходит в процессе его воспитания, обучения и жизни в социуме. Данная особенность человека определяется понятием социальной наследственности, присущей исключительно человеческому обществу.

Происхождение человека как существа биосоциального явилось естественным и закономерным результатом развития одной из ветвей эволюции животного царства. Современное человечество представляет собой один вид – Homo sapiens, в пределах которого традиционно выделяют три основные расы: европеоидную (евразийскую), австрало-негроидную (экваториальную) и монголоидную (азиатско-американскую). Расы – это исторически сложившиеся группы людей, характеризующиеся общностью наследственных физических особенностей (цвет кожи, глаз и волос, разрез глаз, очертания головы и т. п.), являющихся второстепенными. По основным же признакам, характерным для человека (объем и строение головного мозга, строение кисти и стопы, форма позвоночного ствола, строение голосовых связок, способности к творческой и трудовой деятельности), расы не различаются. Образование рас – сложный процесс, многие расовые признаки возникали путем мутаций, но они могли возникать и в результате таких эволюционных факторов, как дрейф генов и изоляция. С развитием цивилизации роль естественного отбора и изоляции начинает снижаться. В результате усиления взаимодействия между народами начинает проявляться метисация (смешение рас), особенно ускоряющаяся в наши дни благодаря возрастающим масштабам миграции людей, разрушению социально-расовых барьеров и т. п. По-видимому, эти процессы приведут к исчезновению расовых различий, хотя на это и уйдут тысячи и тысячи лет.