Правила поведения в синагоге для женщин. Этикет поведения в православном или католическом храме, синагоге или мечети

(Андрей)

Отвечает Михаил , раввин мессианской общины Винницы:

Ш алом, Андрей.

Хотелось бы понять, что именно Вас интересует:

1. Можно ли ходить христианину в синагогу с точки зрения правил христианского приличия? То есть, не будет ли это грехом?
2. Можно ли ходить христианину в синагогу с точки зрения представителей ортодоксального иудаизма — разрешат ли христианину туда войти?
3. Полезно ли христианину ходить в синагогу, будет ли это для него назидательно?
4. Можно ли христианину ходить в синагогу, чтобы проповедовать там Евангелие?

Давайте разберемся по порядку.

1. Не будет ли это грехом?Вот, например, что говорит по этому поводу известный московский священник, протоирей Олег Стеняев: «Апостольские правила, правила Вселенских и Поместных Соборов запрещают православным христианам посещать синагоги, еретические собрания, слушать их поучения, читать их книги.»

А вот и кое-что из Апостольских правил:

«70. Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из списка клира, постится с иудеями, или празднует с ними, или принимает от них дары праздников их, как-то: опресноки, или нечто подобное: да будет извержен. Если же мирянин, да будет отлучен.

71. Если какой христианин принесет елей в капище языческое или в синагогу иудейскую, в их праздники, или зажжет свечу: да будет отлучен от общения церковного.»

Более того, кроме посещения синагог и празднования еврейских праздников (Что имеется в виду? Библейские праздники Израиля? ), постановлениями церковных соборов запрещается, также, лечиться у еврейских врачей и даже мыться с евреями в бане. Вот, в частности, 11-е правило Трулльского («Пятошестого», 691 - 692 г.) Вселенского Собора:

«Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, или вступать в содружество с ними, ни в болезнях призывать их, и врачества принимать от них, ни в банях купно с ними мытися. Если же кто дерзнет сие творить: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен.»

Заодно, правилами этого собора, как пережитки язычества, запрещались, гадания, карнавалы ряженых и даже ученые медведи. Позже фраза «обвиняемый был замечен принимающим баню» стала обычной в отчетах инквизиции, как несомненное доказательство ереси.

Формально и сегодня любой православный может быть отлучен от Церкви за совместный поход в баню с евреем. По признанию сотрудника отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата священника Всеволода Чаплина, «церковь испытывает большие затруднения в связи с тем, что наше каноническое право сегодня не всегда можно применять буквально. Иначе всех нужно отлучить от Церкви. Если православный ходит в баню, то он должен следить за тем, нет ли рядом еврея. Ведь по каноническим правилам православному нельзя мыться в бане с евреем ».

Так что, если в своем христианстве человек руководствуется вышеперечисленными постановлениями, то ему категорически не рекомендуется заходить в синагогу. Если же заглянуть в Библию, то можно увидеть, что такие новозаветные личности, как Павел и соратники, например, ничего греховного в том, чтобы заходить в синагогу, не находили. Более того, приходя в разные города неизвестной им, языческой Европы, они первым делом искали синагогу и служили какое-то время именно там:

Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они пришли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. Павел, по своему обыкновению (!), вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, (Деян. 17:1,2)

В той же главе:

В ожидании их в Афинах Павел возмутился духом при виде этого города, полного идолов. Итак он рассуждал в синагоге с Иудеями и с чтущими [Бога], и ежедневно на площади со встречающимися.

После сего Павел, оставив Афины, пришел в Коринф… Во всякую же субботу он говорил в синагоге и убеждал Иудеев и Еллинов. (Деян. 18:1,4)

Сравните, Андрей, эти места из Писания с тем, что написано в т.н. Апостольских правилах, и выбирайте, что Вам ближе.

Вообще, идея запретить верующим заходить в синагоги, появилась по причине того, что, бывало, многих неукрепленных, необученных в церкви верующих проповеди раввинов отваживали от посещений церковных храмов и разубеждали в божественности личности Машиаха Иешуа. Необразованные, иногда даже не умеющие читать, священники зачастую просто бледно выглядели на фоне хорошо подкованных в своем деле синагогальных проповедников. Ничего лучше, чем запретить, под страхом отлучения и проклятия, нееврейским верующим (как правило, номинальным христианам из простолюдинов, хотя среди них иногда находились и высокопоставленные личности – например, таковым был духовник одного из вестготских королей Испании) заходить в синагоги, авторы подобных постановлений не нашли.

2. Разрешат ли христианину туда войти?

Насколько мне известно, не существует никаких препятствий для того, чтобы нееврей смог зайти в синагогу. Единственное, о чем могут попросить при входе, так это чтобы человек надел на голову кипу, которую могут тут же предложить. Но, вместо нее подойдет и любой другой головной убор, шапка или бейсболка.

3. Будет ли это для него назидательно?

Полезно ли христианину нееврею ходить в синагогу? Ну, если кому-то будет интересно послушать чтение из Писаний на непонятном для него языке, то можно походить и послушать. Большинство евреев, кстати, во время синагогальных служений по субботам, проводящихся на территории бывшего СССР, тоже не понимают, о чем идет речь, так как не знают иврит. Во многих синагогах служения проводятся сейчас крайне нерегулярно, из-за отсутствия миньяна, т.е., минимально необходимого количества евреев-мужчин в десять человек.

4. Можно ли там проповедовать Евангелие?

Если речь идет о положении дел на территории бывшего Советского Союза, то синагога, на сегодняшний день, не лучшее место для проповеди Евангелия. Хотя бы потому, что иногда там сложно вообще кого-то найти даже в Шаббат.

Бывает так, что христианин-нееврей находит для себя в Писаниях Божий призыв свидетельствовать евреям о спасении через Иешуа Мессию. Далее, он видит в Библии, как тот же рабби Шауль (ап.Павел) регулярно проповедовал в синагогах и очень в этом преуспел. Какое решение может созреть в голове у такого верующего христианина-нееврея? Правильно, идти в синагогу и спасать Израиль. Но вот в чем разница между ситуацией в синагоге времен Павла и положением дел там в наше время:

Подписывайтесь:

1) В первом веке синагоги были регулярно заполнены евреями, знающими Тору и пророчества. Слово Павла падало на благодатную почву, если кто-то из слушающих хотел действительно разобраться в теме;

2) Сейчас же люди, приходящие на собрания в синагогу могут даже не верить в Бога, не говоря уже о хоть каком-то знании Священного Писания. Более того, мне сложно понять, как нееврей может получить слово в синагоге, во время собрания там, чтобы проповедовать Евангелие? Разве что, пытаться говорить без разрешения, что будет продолжаться недолго и, скорее всего, приведет к результатам, прямо противоположным от ожидаемых.

Подавляющая масса евреев на постсоветской территории сейчас находится вне синагоги. И если у христианина-нееврея есть желание засвидетельствовать еврею о спасении, ему сейчас совсем не обязательно начинать это делать в синагоге. Скорее, наоборот.

Ковчег

Прямо перед входящим находится святейшее место синагоги, ковчег – это углубление в стене, в котором хранятся свитки Торы – Пятикнижия. Эти свитки – главная ценность общины прихожан, и все они написаны от руки специально обученным писцом. В тяжелые для иудеев времена эти свитки были первым, что спасали при пожаре или погроме.

Чтение свитков Торы

Перед ковчегом находится небольшое возвышение – бима, с него еженедельно читают вслух Тору. За год священнослужители успевают прочесть все пять книг Торы, от сотворения Адама до получения Моисеем Закона Божьего на горе Синай, чтобы в новом году начать читать все сначала. Читать вслух в синагоге считается почетным делом, и помимо раввинов на такие чтения зовут почетных членов общества и тех, кому хотят оказать уважение.

Время работы

Открывается синагога на рассвете для проведения утренней молитвы и остается открытой весь день. За это время в ней пройдут еще две молитвы – полуденная и вечерняя.

Особые дни в синагоге – пятница и суббота. Именно вечером в пятницу в синагоге проходит чтение свитка Торы. В этот же день звучат дополнительные благословения и молитвы в преддверии священного дня субботы. Те, кто не мог прийти в синагогу в будние дни, собираются в ней именно в пятницу, поэтому в этот день тут очень людно. Многие приходят целыми семьями и после служения отправляются домой к праздничному столу.

В субботу молитвы длиннее, поскольку никто не спешит на работу. По субботам после утренней или дневной молитвы в синагоге часто собираются члены общины для изучения Торы.

Отправляясь в синагогу, оденьтесь в соответствии с традициями

Перед походом в синагогу позаботьтесь о головном уборе. Это обязательное правило и для мужчин, и для женщин.

Женщина должна покрыть голову платком, шляпой или даже париком, мужчина – надеть кипу. Кипа – религиозный головной убор евреев. Если кипы не оказалось под рукой, ее можно приобрести при входе в храм. Если не получилось найти кипу, наденьте любой другой головной убор: шляпу, кепку и т.д.

Не позволяйте себе приходить в синагогу в чересчур яркой или пляжной одежде и в спортивном костюме, это вызовет неодобрение среди прихожан.

Женщинам полагается быть в юбке ниже колен и с закрытыми до локтя руками.

Правила поведения в синагоге

Оказавшись в синагоге впервые, внимательно наблюдайте за поведением прихожан, чтобы не попасть в неудобное положение.

Соблюдайте ритуалы на входе

Прежде чем зайти в синагогу, выключите мобильный телефон. Затем омойте руки из специальной раковины с ковшом, расположенной у входа, – сначала правую руку, затем левую. Входя в синагогу, помните, что в традиционных храмах мужчины и женщины молятся раздельно и попадают внутрь тоже через разные входы. Мужчинам полагается находиться в центральной части синагоги, в молитвенном зале, женщинам – на втором этаже, на балконе или в галерее, с которых хорошо виден ковчег. Эти балконы часто отгорожены прозрачной занавеской, которую ни в коем случае не надо поднимать.

В праздники ограничения на передвижения в синагоге отменяются, и мужчины могут заходить на женские балконы и галереи, а женщины – спускаться в молитвенный зал.

Находясь в синагоге, старайтесь исключить все тактильные контакты с вашими попутчиками противоположного пола.

На территории синагоги мужчине позволительно дотрагиваться до женщины, только если она является его ближайшей родственницей.

Во время молитвы постарайтесь не разговаривать

Некоторые молитвы читаются только священнослужителем. Если вы неопытный посетитель синагоги, вы можете не знать, когда именно следует помолчать. Кроме того, у иудеев есть правило, по которому женщинам категорически запрещается петь соло перед мужчиной, даже молитву.

Иудеи молятся стоя и сидя, поэтому справа и слева от алтаря установлены скамьи, на которые можно присесть, если возникнет такая потребность.

Но обычно эти скамьи заняты пожилыми людьми, которым позволительно не вставать во время молитвы.

Синагога также служит местом проведения религиозных праздненств

Когда отмечают бар-мицву (переход во взрослую жизнь, мальчики достигают религиозного совершеннолетия в 13 лет, а девочки в 12), в синагоге устраивается шумное празднование, и женщины кидают с галерей в зал конфеты и сладости. Дети, девочки до 12 лет и мальчики до 13, не обязаны молиться как взрослые, обычно они, нарядно одетые, играют на улице.

Для некоторых частей молитвы необходим миньян

Это собрание десяти взрослых мужчин-евреев.

При необходимости они могут выйти на улицу и попросить прохожего зайти помолиться вместе с ними. Не смущайтесь, если к вам обратятся с подобной просьбой, а иногда просто с вопросом: «Вы – еврей?», но и не соглашайтесь, если оказались возле синагоги случайно или в качестве туриста, чтобы не вводить собравшихся в заблуждение.

В Петербурге существует несколько синагог, наиболее интенсивно из которых действует Большая хоральная синагога на Лермонтовском проспекте. Она включает в себя малую хоральную синагогу, где собирается хасидская община, а также помещение грузинского миньяна. Отличие грузинского миньяна от хасидского или какого-либо иного состоит разве что в превалировании этнического коэффициента в заявленном названии. Миньяном можно назвать молитвенную единицу в десять человек, наличие которой легитиматизирует службу, либо молитву. Летом, когда город пустеет, может наблюдаться такое явление, как роспуск миньяна и закрытие синагоги. Оставшиеся члены общины посещают другой миньян, без всякого ущерба целостности своим религиозным представлениям, поскольку в иудаизме вместе могут молиться представители нескольких течений иудаизма: от ортодоксального до реформистского.

Иудаизм не имеет геометрически оформленного коммуникативного пространства. Сакральное пространство задается любыми стенами и общиной, молитвенным кворумом, (в виде означенных десяти человек). В архитектурном контексте здание синагоги не выделяется как эстетическая доминанта. Даже в Иерусалиме синагоги ничем не отличаются от обыкновенных домов и опознаются только благодаря вывеске. Отсутствие императива на эстетическое воздействие объясняется историческими условиями бытования иудаизма в течение последних двух тысячелетий. Отсутствие государственности не привело к созданию строгой иерархии. Отличительной чертой современного иудаизма можно назвать особую плюралистичность религиозной идеологии, избегающей авторитарной институализации какого-либо одного мнения.

Традиционно синагога посещается по субботам и религиозным праздникам. Счет времени ведется по восточной традиции, т.е. с вечера, поэтому суббота начинается с вечера пятницы. Общепринято это время проводить в покое, т.е. не выполняя никакой работы, связанной с потенциально производственными действиями. В этом отношении иудаизм следует древним нормам, кодифицированным в Талмуде, а еще раньше - в Библии. Изменяющаяся повседневная реальность не приводит к смягчению запретов, связанных с использованием автомобиля или общественного транспорта. Прогресс идет лишь в технологическом направлении. Дома религиозных евреев оборудуются специальными датчиками, включающими и выключающими свет, кухонную плиту и т.п. Лифты в субботу переключаются на режим «субботнего дня», т.е. с остановками на каждом этаже.

Для Петербурга, где на весь город существует всего несколько синагог, проблема посещения молитвенного собрания в субботу не актуальна, хотя и сказывается на посещаемости. Как правило, в синагогу ходят либо близживущие, либо решающиеся нарушить запрет на «работу» в день покоя, поскольку пользование общественным транспортом предполагает работу другого, пусть и нееврея, и в то же время - пользование деньгами, которые в субботу брать в руки или иметь в карманах нельзя. В советское время люди выходили из положения, пользуясь автобусными карточками, которые деньгами не являлись. Сам визит в синагогу подразумевает пешее к ней приближение (длинной пути не более километра), без поклажи в руках. Ключи от дома, как подразумевается ортодоксальными нормами, тоже нельзя класть в карман или нести в руках. Выходом из положения является особое приспособление из шнурков, к которым поверх одежды привешивается ключ. Строгость ритуала не является обязательной для выполнения. Как правило, на службу прибывают каждый возможным для него способом. Участие в ритуале подразумевает не пассивное выслушивание (или выстаивание) текста, а непосредственное его чтения. Для этих целей раздаются специальные молитвословы, которыми пользуется данная община. Многие члены общины хранят свои молитвословы прямо в синагоге. Во время службы можно молится и по молитвослову, отличающемуся от общепринятого. Вся суть состоит лишь в том, чтобы вовремя вступать в общезначимые моменты богослужения, такие как чтения молитв «Шма» и «Амида». Чтение производится вслух и нараспев кантором, который ведет богослужение. Его функция состоит лишь в озвучивании молитв и слежении за тем, чтобы каждый раздел службы начинался сообща.

Поведение и ритуальные жесты не регламентированы. Каждый занимает удобное для себя место. Поскольку в синагоге нет сакрального пространства и сакрального центра в строгом смысле этого слова (если не считать таковыми арон кодеш для хранения свитка Торы и биму - специальное возвышение для чтения священного текста), то молящиеся регламентированы только лишь в направлении молитвы - в сторону Иерусалима (в самом Иерусалиме - это, разумеется, Стена Плача). Молящийся может стоять, прислонившись к стене, опершись на спинки сидений, расхаживать с молитвословом по залу, здороваться со знакомыми, переговариваться. На задних рядах можно видеть евреев, которые в момент службы заняты разговором по мобильному телефону (что запрещено в субботу как работа) или веселым комментированием происходящего. На втором этаже, предназначенном для женщин, собираются любопытствующие обоих полов, которые не стесняются в проявлении критический замечаний в адрес молящихся. Это не кажется странным, поскольку доминантой религиозного сознания иудея является предельно трансцендированный Бог, в то время как в христианстве таковой доминантой служит ритуал, полицентричный во временной и пространственной реализации. На степень религиозного усердия в синагоге никто не обращает внимания, отчего действия молящихся кажутся беспорядочными и произвольными. Слуховое впечатление от католического храма, православной церкви и синагоги сопоставляется как отношение между тишиной, речью (пением) и шепотом, поскольку в синагоге молящийся сам решает, с какой фонетической интенсивностью ему произносить текст молитв. Т.о. позиционирование своей религиозности осуществляется не коллективно, а произвольно, в рамках приличия.

Эта нестройность службы объясняется отсутствием установки на эмоциональное единение. Собственно, традиционное разделение синагоги на женскую и мужскую часть не создает предпосылок для такого единения, поскольку эмоциональная и религиозная активность женщин ограничена их удаленностью от происходящего.

По причине эстетической невыразительности богослужения течение службы редко нарушается назойливым внимание иностранцев и других любопытствующих.

Кроме религиозной функции синагога является к тому же этническим и культурным центром. При Петербургской синагоге работает магазин кошерных продуктов, действуют различные образовательные программы, декларируется религиозно и этнически значимая информация (например, о возможности репатриации в Израиль).

Коммуникационно община открыта всякому посетителю. Взаимодействие с посетителями происходит через служащих синагоги - сторожей и смотрителей, не являющихся ни евреями, ни иудеями. Поэтому посетители не подвергаются катехизаторскому гнету, как это часто бывает в христианских церквях. В иудаизме религиозные ценности переживаются скорее этически и интеллектуально, нежели психологически и эмоционально, поэтому посещение синагоги в праздничные дни не несет функции религиозной интеграции или религиозной социализации. На вопрос одного прихожанина, можно ли в субботу пользоваться машиной, раввин ответил уклончиво: «Пользоваться автомобилем в субботу нельзя. Лучше оставайтесь дома. Но если вы намерены свой вынужденный досуг посвятить друзьям или развлечениям, то лучше садитесь в машину и езжайте в синагогу». Т.о. посещение синагоги подразумевается как мера дисциплинарного воздействия.

Как правильно вести себя при посещении молельных домов различных религиозных направлений? Общие нормы этикета и основные отличия. Православный храм

Как правило, православные храмы имеют три входа: главный (западный, противоположный алтарю), северный и южный. Все церковное здание делится на алтарь, собственно храм и притвор. Алтарь отгорожен от собственно храма иконостасом, доходящим в большинстве случаев до потолка. В алтаре находятся престол и жертвенник. В алтарь ведут Царские врата (центральные), а также северные и южные двери.

Женщинам запрещено входить в алтарь. Мужчины могут заходить в алтарь только по разрешению священников, и то лишь через северные или южные двери. Через Царские врата в алтарь входят только священнослужители.

Непосредственно к иконостасу примыкает солея - возвышенная площадка вдоль всего алтаря. Напротив царских врат находится амвон - центральная часть солеи. Без разрешения священнослужителей на амвон и солею также восходить не разрешается.

С древнейших времен установлено совершать богослужение три раза в день: вечером, утром и днем - литургию. Следует знать, что церковный день начинается не в 0 часов календарного дня, а в 18 часов предыдущего дня.

Вход в храм с улицы устраивается обычно в виде паперти - площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Подходя к храму, нужно совершать крестное знамение и поясной поклон. Поднимаясь на паперть, перед входом в двери, снова нужно осенить себя крестным знамением. Не следует, стоя на улице, молиться долго и напоказ.

Приходить в храм следует за 10-15 минут до начала богослужения. За это время можно подать записки, положить пожертвование на канун, купить свечи, поставить их и приложиться к иконам. В случае опоздания нужно вести себя так, чтобы не помешать молитве других. Если нет возможности свободно подойти к иконам и поставить свечи, попросите передать свечи через других людей.

Во время богослужения мужчины должны стоять в правой части храма, женщины - в левой, оставляя свободным проход от главных дверей к Царским вратам. В православном храме запрещается сидеть, исключением может быть только нездоровье или сильное утомление прихожанина.

В храме неприлично проявлять любопытство и рассматривать окружающих. Недопустимо осуждать и осмеивать невольные ошибки служащих или присутствующих в храме. Во время богослужения запрещается разговаривать. Не следует осуждать и одергивать новичка, не знающего церковных правил. Лучше помочь ему вежливым и добрым советом. Свечи следует покупать только в том храме, в который вы пришли. По возможности не следует покидать храм до окончания богослужения.

При посещении храмов полагается одеваться так, чтобы большая часть тела была прикрыта. Не принято ходить в храм в шортах и спортивной одежде. По возможности мужчинам и женщинам следует избегать также маек и рубашек с короткими рукавами. Голова женщины должна быть покрыта. Мужчины перед входом в храм обязаны снять головной убор.

В неофициальной обстановке священнослужителей принято именовать следующим образом:

  • Патриарха - Святейший владыко;
  • епископа - владыко;
  • священника - батюшка;
  • игуменью - матушка;
  • диакона - диакон.

Не принято при встречах приветствовать духовных лиц возгласами: "Здравствуйте, батюшка!" или "Здравствуйте, владыко!". Следует говорить: "Батюшка, благословите!" или "Владыко, благословите!".

Не следует просить благословения у диаконов и простых монахов, так как они это делать не вправе. Благословляют священники и епископы, а также настоятельницы монастырей в сане игумений. Принимая благословение, следует складывать ладони крестообразно (правую ладонь поверх левой) и целовать правую, благословляющую руку священнослужителя, креститься перед этим не надо.

Католический храм

Католический храм имеет в целом то же устройство, что и православный. Самым существенным отличием, бросающимся в глаза, является отсутствие иконостаса. Вместо него существует невысокая алтарная преграда. В храме выделяется центральная часть - алтарная, или пресвитерий - место, где происходит богослужение и где хранятся Святые Дары - пресуществленные в Тело и Кровь Христа хлеб и вино. Узнать это место можно по неугасимой лампаде, горящей перед дарохранительницей.

Кроме центрального алтаря, могут быть боковые приделы в честь святых. В храме также выделяется специальное место для хора и ризница (отдельное помещение для служителей храма и хранения литургических одеяний и предметов).

Мужчины при входе в храм обязательно должны снимать головные уборы. Для женщин косынки не требуются. Не существует также особых норм в одежде или использовании косметики. Появление в храме в шортах или чересчур открытой одежде не приветствуется, а в некоторых храмах, в том числе в соборе святого Петра в Ватикане - запрещено.

При входе в храм располагается сосуд с освященной водой, или кропильница, в которую окунают пальцы правой руки и затем крестятся.

Сразу же при входе в храм совершается коленопреклонение (правое колено) перед дарохранительницей. И впоследствии, проходя мимо дарохранительницы, совершают коленопреклонение или хотя бы склоняют голову. Крестятся католики в отличном от православных порядке - сначала левое плечо, потом правое. Особых моментов вне литургии, когда требуется совершать крестное знамение, нет.

В храме стоят ряды молитвенных скамеек, а внизу - низеньких скамеечек (на них преклоняют колени во время богослужения). Исповедь в католическом храме совершается в специальных исповедальнях - небольших кабинках для священника и исповедующегося. Если в исповедальне кто-либо беседует, не следует находиться в пределах слышимости, равно как и приближаться к священнику во время его беседы с кем-то - это может быть разговор сугубо духовный и личный. Не следует прерывать молитву или молчаливое созерцание верующих, надо подождать, пока они закончат.

Собственно, этим ограничиваются основные правила поведения в католическом храме.

Главой католической церкви является Папа Римский.

Обращения к лицам духовного звания:

  • к Папе Римскому - Ваше святейшество;
  • к кардиналу и архиепископу - Ваше высокопреосвященство;
  • к епископу - Ваше преосвященство (личное - владыка).

К лицам, принадлежащим к высшей церковной иерархии, употребляется также обращение "монсеньор", добавляемое к титулу. К настоятелю храма обращаются "Ваше высокопреподобие". В личной беседе ко всем священникам можно обращаться "отец", к монахам - "брат", к монахиням - "сестра".

Отличить один ранг от другого в повседневной жизни весьма трудно, поэтому, готовясь к встрече со священником, надо узнать заранее его титул. Однако наличие красного пояса, пиуски (красной епископской шапочки или сутаны не черного цвета), как правило, свидетельствует о принадлежности к высшей иерархии. Правда, в повседневной жизни священство носит обычные темные костюмы с темными рубашками и белой полоской под воротником.

В общении со священством нужно различать два уровня - тот, когда во время встречи священник призван совершать богослужение, или таинство, и обычную беседу. На беседу распространяются правила обычного этикета.

Католическое священство дает обет безбрачия, поэтому интересоваться собеседника бестактно. Еще одна особенность - как правило, священник первым подает руку, в том числе и женщинам.

Синагога

Центром религиозной и общественной жизни иудейской общины является синагога.

В настоящее время в иудаизме сосуществуют различные течения - от ультраортодоксальных до ультралиберальных. Соответственно, синагогальные богослужения в различных еврейских общинах могут значительно различаться между собой. Древние традиции в наибольшей степени сохранились в ортодоксальном иудаизме.

Богослужения в ортодоксальных синагогах обычно проводятся трижды в день; в праздничные и субботние дни читаются дополнительные молитвы. Чтобы богослужение состоялось, необходимо присутствие как минимум десяти мужчин старше 13 лет, которые составляют миньян (кворум).

Места для женщин в синагоге либо отделяются от мест для мужчин перегородкой, либо женщины занимают места на галерее.

Мужчинам запрещено находиться в синагоге с непокрытой головой, поэтому во время утренней молитвы они надевают особое молитвенное покрывало (талит), представляющее собой четырехугольный кусок шерстяной материи с четырьмя кистями по углам (цицит). В будние дни во время утренней молитвы мужчины надевают тфилин - кожаные коробочки с вложенными в них кусочками пергамента с отрывками Священного Писания. С помощью длинных ремешков эти коробочки привязываются ко лбу и левой руке молящихся.

Молитвы произносятся стоя или сидя: молящимся не разрешается простираться ниц или становиться на колени, за исключением отдельных моментов праздничных богослужений.

При входе в синагогу и чтении некоторых молитв принято склонять голову. Молитвы читаются на иврите, а ряд молитв - на арамите (арамейском), языке повседневного общения древних евреев.

Разработанный в течение веков порядок богослужения предусматривает произнесение определенных молитв, последовательность которых соответствует тому или иному дню религиозного календаря. Руководить богослужением может любой взрослый мужчина-еврей. В больших общинах обычно для чтения молитв по праздникам и субботам специально назначается особо почитаемый человек (хаззан), которому иногда сопутствует мужской хор. Некоторые части литургии поются всеми присутствующими в синагоге.

Во многих общинах, принадлежащих к другим направлениям иудаизма,- консервативному, реформистскому, либеральному, - синагогальные традиции могут значительно отличаться. Так, в реформистских общинах мужчины и женщины сидят вместе. Мужчины могут не надевать талит и тфилин, хотя нередко носят на голове специальную шапочку (кипу). В синагогальный хор в реформистских и многих консервативных синагогах входят женщины. Во многих странах часть богослужения может вестись на языке этой страны, причем соотношение количества молитв на иврите и молитв на другом языке различно в разных общинах. Меняется и сам состав молитв в богослужениях различных общин.

Раввины возглавляют еврейские общины и сегодня, хотя их руководство по большей части носит характер духовного наставничества. В обязанности раввинов входит организация торжественных религиозных церемоний - заключение браков, проведение похорон и т. д.

В различных странах мира функции и положение раввината могут отличаться. Так, в Израиле раввины являются государственными должностными лицами. Они утверждаются в должности верховными раввинами и министерством по делам религий и принимают на себя часть важных государственных и судебных функций.

В отличие от других религий, где существуют определенные правила этикета в общении со священнослужителями разного ранга, в иудаизме в целом таких правил нет. Единственное, при обращении к раввину по имени иногда добавляют слово "рабби".

Мечеть

Мечеть - молитвенное здание у мусульман. Она не является святым местом, храмом в полном смысле этого слова. Исключение составляет только Масджид аль-харам - "запретная мечеть", которая находится в Мекке. В центре Масджид аль-харам стоит Кааба - главная святыня мусульман.

В мечети организуются различные праздники, не обязательно религиозные, выступления исламских деятелей, проводятся конкурсы чтецов Корана и т. д. Кроме того, в мечети всегда может переночевать приезжий.

Пять раз в день, в строго определенное время, с минарета раздается азан - призыв на молитву. Его возглашает муэдзин. Внутри мечети направление молитвы определяет михраб - специальная ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Справа от михраба в соборной мечети стоит минбар - трибуна для проповедника.

Женщины обычно молятся на втором этаже или в отгороженной части первого этажа. Вход в мечеть для мужчин и женщин бывает как общим, так и раздельным. Хотя мечеть и не является святым местом, чествуют определенные правила, которые распространяются на любого, кто пришел в мечеть, независимо от вероисповедания.

Внешний облик посетителя мечети не должен оскорблять взгляд верующих: следует надеть чистую, скромную и достаточно закрытую одежду. У женщин одежда должна закрывать все тело, за исключением лица, кистей рук и ступней ног, цвет ее не должен быть вызывающе ярким, а силуэт - облегающим. Волосы женщинам следует полностью спрятать под платок.

Пол в мечети устлан коврами, обувь оставляют при входе. В больших мечетях специальные служащие принимают обувь и выдают жетон. Посетители мечети ведут себя очень раскованно: они сидят или лежат на полу, едят, спят, общаются между собой. Но при этом в любое время кто-то может совершать намаз, т. е. молиться. Верующие читают Коран или просто сосредоточиваются на мысли о Всевышнем. Поэтому не следует повышать голос, смеяться, браниться и т. д. Часть общепринятых молитв (Отче наш (Pater noster), Радуйся Мария (Ave Maria), ...) может звучать на латыни. Наличие в церкви органа. Прихожанину никогда не придет в голову зайти в храм в шортах, майке, сарафане (на голые плечи можно накинуть косынку) или мини. Но пришедшему туристу (город у нас курортный) не сделают замечания и не укажут на дверь, не спросят и вероисповедания – храм открыт для всех, все дети Его. Не обязательно пришедшему знать Чин Мессы (порядок службы) и строго соблюдать – достаточно вести себя тихо и уважительно к чувствам присутствующих.
В ведении службы католическому священнику может помогать мирянин – министрант. В Литургии Слова отрывок из Ветхого или Нового Завета может читать прихожанин или прихожанка (разницы между мужчиной и женщиной не делается). Сестра (монахиня) имеет право заходить за алтарь. Женщине не запрещается посещать храм в критические дни.
Кроме Мессы, почти ежедневно происходит Выставление Святых Даров (хлеб и вино, которые по молитве Церкви, силой Святого Духа становятся истинными Телом и Кровью Иисуса Христа) – приватная молитва прихожанина перед Святыми Дарами. Коллективная молитва Розария (на четках) и размышления о 15 тайнах из жизни Иисуса Христа и Богородицы.

В чем пойти в синагогу?

Уважаемый раввин... у меня есть к Вам вопрос - в какой одежде должны входить в синагогу женщины?

Вообще мне 15 лет - хочу пойти в синагогу (в первый раз) и даже не знаю, что делать. Можете ли Вы мне что-нибудь посоветовать?

Julijew
Киргизия

Никаких специальных одежд для посещения синагоги не существует. Есть лишь несколько непременных условий, которые еврейская женщина должна выполнять всегда и везде: чистота , аккуратность и скромность .

В шаббат (в субботу) и в праздники принято надевать что-то более нарядное. Но - не слишком яркое, не «вызывающее».

Еврейская женщина не носит брюки (см. на сайте ответ «Пиджак и дамские брюки - в чем разница? » ), не носит платья и блузки с большими вырезами. Юбки и рукава должны быть не короче определенной длины. Об этом мы уже писали на сайте (см. ответ «О женской одежде » ).

И еще: голову, согласно еврейской традиции (дома, на работе, на улице, в синагоге и т.д.), в любую погоду покрывают только замужние женщины (см. на сайте ответ «Женщины покрывают голову » ). Девушкам, если того не требуют погодные условия, не надо надевать головной убор (см. на сайте ответ «Девочки голову не покрывают » ).

Обычно в синагогу приходят (и мужчины и женщины), чтобы молиться вместе с общиной. На всякий случай (если Вы еще не знаете этого) отметим, что, согласно еврейской традиции, мужчины и женщины молятся отдельно. Скажем, мужчины - на первом этаже, женщины - на втором. Или для женщин, к примеру, в общем молитвенном зале выделяется некая «территория».

Для того, чтобы молиться с общиной, нужен определенный опыт. Понятно, что у Вас его пока еще нет. Но бояться или стесняться этого - не следует. Опыт постепенно накапливается, главное - начать. Перед тем, как пойти в синагогу в первый раз, возьмите сидур (сборник еврейских молитв) с русским переводов и дома внимательно просмотрите его содержание. Вы увидите, какие молитвы читают утром, днем и вечером (евреи читают молитвы три раза в день). А дальше… В любой синагоге найдутся люди, которые помогут Вам сориентироваться.

Вы, наверняка, обратили внимание на то, что все ответы на сайте (а их у нас уже более тысячи) распределены по темам (разделам). К примеру - «Мировоззрение», «История», «Ѓалаха и быт » и т.д.

Выберите и прочтите, прежде всего, те, которые разъяснят самые насущные для Вас на данный момент вопросы.

Советуем чаще заглядывать на наш сайт. Вы найдете здесь много интересного и полезного. Кроме того, полагаем, что его посещение (не только раздела «Спроси у раввина», но и - других) положит начало серьезному изучению еврейской традиции. А Вы, как нам представляется, хотите вернуться к своим «корням». Ведь не случайно у Вас появилось желание пойти в синагогу…

Текст составлен творческой группой сайта