Модуль 2.
А.И.Куприн (1870-1932)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ«ГРАНАТОВЫЙ БРАСЛЕТ»
Работа с текстом
Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение содержания рассказа.
_____________________________________________________________________________
Действие рассказа разворачивается в начале ХХ века на черноморском побережье. Княгиня Вера Николаевна отмечает свои именины на даче. К ней съезжаются гости- большей частью родственники. В самый разгар застолья Вере Николаевне передают сверток, в котором она обнаруживает гранатовый браслет грубой работы и записку, подписанную инициалами Г.С.Ж. Вера Николаевна узнает почерк человека, до замужества преследующего ее дерзкими и полными обожания письмами. Она показывает письмо мужу, вскоре новость об очередном письме Г.С.Ж. становится известной всем гостям. Муж Веры Николаевны, Василий Львович, и её брат, Николай Николаевич, принимают решение найти Г.С.Ж. и пресечь его переписку с княгиней Верой. Вечером Вера Николаевна и ее сестра Анна провожают своего названного дедушку, генерала Аносова, до экипажа. Генерал Аносов спрашивает внучку об истории с Г.С.Ж.. Та без утайки все рассказывает. Аносов сожалеет о том, что на свете нет настоящей, бескорыстной любви. Во всяком случае, он ни разу такой не видел. Он рассказывает Вере о двух подобных чувствах, закончившихся печально для влюбленных. Но может быть, этот Г.С.Ж. и есть та самая настоящая Верина любовь? Княгиня Вера провожает Аносова до экипажа и с неприятным чувством возвращается домой. Через некоторое время Шеин и Мирза-Булат-Тугановский наносят визит Г.С.Ж., оказавшемуся мелким чиновником Желтковым. Придя в его скромное жилище, они встречают человека лет 30, растерянного и нервного. Николай Николаевич начинает требовать Желткова прекратить всякое общение с Верой Николаевной, угрожать ему полицией. Вначале Желтков слушает его внимательно и признает за собой все, что вменяется ему в вину, но когда начинаются угрозы, Желтков просто перестает замечать Булат-Тугановского и дальнейшее объяснение происходит между Желтковым и Шеиным. Хозяин объясняет гостям, что не в силах разлюбить Веру Николаевну, и только она властна им распоряжаться. Он звонит княгине, она не желает говорить с ним.. Желтков возвращается к гостям, обещает больше не доставлять беспокойств семье Шеиных и просит только дозволения написать последнее письмо Вере Николаевне. Шеин соглашается. Вечером Василий Львович передает жене содержание разговора. Она подавлена. Ей кажется, что Желтков собирается убить себя. На следующий день Вера Николаевна узнает из газеты о смерти своего тайного обожателя. Весь день ее одолевает беспокойство, ей вспоминаются слова генерала Аносова о настоящей любви. Вечером ей приходит прощальное письмо от Желткова. Он вспоминает об их первой встрече и просит Веру сыграть в его память сонату Бетховена. Вера Николаевна решается ехать в город и поглядеть на умершего. На следующий день она без труда находит дом Желткова и, глядя на его тело, понимает, что «главная любовь ее жизни прошла мимо нее». Квартирная хозяйка передает ей записку от Желткова с названием все той же сонаты Бетховена. Вера Николаевна приезжает домой. Она рада, что в доме нет ни мужа, ни брата. Княгиня просит свою подругу-пианистку сыграть ту сонату в память Желткова. Прижавшись к стволу акации, Вера рыдает. На расспросы подруги она отвечает, что теперь все хорошо, и что он, должно быть, уже простил ее. ===================
образ Желткова;
образ Веры Николаевны Шеиной;
образ Василия Львовича Шеина;
образ Анны Николаевны Фриессе;
образ Николая Николаевича Мирза-Булат-Тугановский;
образ генерала Аносова.
В чем, на Ваш взгляд, проявляется жанровое своеобразие рассказа?
Определите и проанализируйте кульминационную сцену в рассказе.
Проанализируйте композиционное своеобразие рассказа.
- Исследуйте стилистические особенности рассказа.
Анализ проблематики
Раскройте купринское понимание темы любви.
Охарактеризуйте романтические черты, использованные при создании образа Желткова
Традиции Ф.М.Достоевского в трактовке темы «униженных и оскорбленных» в рассказе Куприна.
_____________________
Истоки темы «униженных и оскорбленных» следует искать глубоко в русской литературе. Иначе говоря, это переформулированные социальные темы, которые мы находим еще у Радищева в «Путешествии из Петербурга в Москву».Очень близка к ней тема «маленького человека», освещенная в «Станционном смотрителе» Пушкина и «Шинели» Гоголя. Тема «униженных и оскорбленных», впервые прозвучавшая в одноименной повести Ф.М.Достоевского, нашла свой отголосок в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет». А.Куприн очень своеобразно трактует эту тему. Желтков, главный герой рассказа, мелкий чиновничек, еле сводящий концы с концами, самым главным и смелым поступком которого, на первый взгляд, является растрата казенных денег. Казалось бы, перед нами очередной Акакий Акакиевич, маленький «серый» человечек, обреченный влачить жалкое существование до конца дней. Однако, присмотревшись к Желткову, читатель понимает, что для Куприна этот образ не так однозначен. Я бы даже назвала образ Желткова в рассказе «Гранатовый браслет» амбивалентным. Внешней непримечательности, обыденности героя автор противопоставляет его сильнейшее чувство. Нельзя не брать в расчет, что на подобные чувства способны только сильные персонажи. Это несоответствие было бы довольно странным, если бы Желтков не объяснял его сам: «…случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота у будущем счастии людей- для меня вся жизнь заключается только в Вас...» То есть Желтков для автора при всей своей внешней заурядности- необычайная личность, возможно, не встреть Желтков Веру Николаевну, он смог бы доказать это обществу. Но случилось так, что всю свою энергию он направил во имя служения «прекрасной даме». У Желткова два лица: одно из них- лицо пошлого чиновника-растратчика он показывает всему миру, другое, настоящее, лик любви и обожания, он оборачивает к Вере Николаевне. Куприн не случайно выбрал для влюбленного героя именно такой образ. Как известно, чем больше влюблен человек, тем сильнее он может поменяться ради своего возлюбленного. Две крайности одной и той же сущности Желткова доказывают исключительность его чувства. Ведь, будь он светским повесой, читатель был бы менее склонен верить в святость его любви. Трактовка темы «униженных и оскорбленных» в творчестве Куприна необычайно интересна. Впервые в русской литературе «маленький человек» из жалкого страдальца превращается чуть ли не в святого. При этом автор искусно лавирует между такими полярными понятиями, как смерть во имя любви и казенная растрата в одно и то же время, не опошляя при этом образа главного героя. Для Куприна проработка этой темы не является самоцелью, основной темой рассказа, но средством художественной выразительности текста. ===================
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ
Тема любви в прозе И.Бунина и А.Куприна.
Особенности изображения образа природы в рассказе «Гранатовый браслет»
Своеобразие конфликта в рассказе А.Куприна «Гранатовый браслет».
А.А. Блок (1880-1921)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯЛИРИКА
Работа с текстами
Расположите все программные стихотворения Блока в хронологическом порядке, указывая год написания и цикл, в который они включены.
эволюцию образа Прекрасной Дамы;
трактовку темы поэта и поэзии;
образ России.
Из программных стихотворений приведите цитаты, иллюстрирующие
(указывайте цитируемое стихотворение).
_____________________ =================== _____________________ ===================Развитие навыков литературоведческого анализа
Уточните свои представления о символизме как литературном направлении. Каким образом символистское мировосприятие Блока преломляется в его лирике?
Проанализируйте композиционное своеобразие цикла «На поле Куликовом».
Найдите в программных стихотворениях христианские символы и определите их роль.
Анализ проблематики
Проанализируйте некрасовские и лермонтовские мотивы в лирике Блока.
Проследите на примере программных стихотворений усиление реалистического начала в художественном сознании Блока.
Проанализируйте конфликт мечты и реальности в лирике Блока.
«ДВЕНАДЦАТЬ»
Работа с текстом
_____________________ ===================образ Катьки;
образ Петьки;
образ Андрюхи;
образ России.
Приведите цитаты, иллюстрирующие
гипербола;
катахреза.
метафора;
Приведите и прокомментируйте примеры, иллюстрирующие:
ритмическое своеобразие поэмы;
своеобразие рифм;
своеобразие инструментовки стиха.
Развитие навыков литературоведческого анализа
_____________________ ===================Проанализируйте стилистические особенности поэмы.
Проанализируйте систему образов поэмы.
Анализ проблематики
Как современники отреагировали на появление поэмы (рассмотрите трактовки И.А. Бунина, Вяч. Иванова, З. Гиппиус)?
Как преломились в поэме идеи Достоевского?
Как соотносятся образы России и Катьки?
Определите ключевую роль любовной интриги в поэме.
Как Вы понимаете идейно-художественную функцию образа Христа в поэме? Как этот образ соотносится с евангельской проблематикой?
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ
Основные мотивы лирики Блока.
Образ России в поэзии Блока и Некрасова.
Лирический герой поэзии Блока.
С.А. Есенин (1895-1925)
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯЛИРИКА
Работа с текстами
Расположите все программные стихотворения Есенина в хронологическом порядке, указывая год написания и сборник, в который они включены.
Приведите наиболее важные цитаты, характеризующие лирического героя (указывайте цитируемое стихотворение).
своеобразие цветовых эпитетов;
образ России;
образ любимой.
Приведите наиболее выразительные цитаты, иллюстрирующие
Развитие навыков литературоведческого анализа
Уточните свои представления об имажинизме как литературном течении. Охарактеризуйте формы проявления поэтики имажинизма в лирике Есенина (уделите особое внимание своеобразию есенинской метафоры).
Определите своеобразие хронотопа в лирике Есенина.
Проанализируйте любые три программных стихотворения в соответствии со схемой разбора лирического произведения, приведенной в разделе «Принципы анализа литературных произведений».
Приведите примеры использования приема олицетворения и определите его художественную функцию.
Анализ проблематики
Рассмотрите тему России в лирике Есенина. Сопоставьте есенинскую трактовку темы с блоковской.
Рассмотрите природный мир как основу поэтики Есенина, проследите эволюцию образа природного мира.
В чем, с Вашей точки зрения, выражается народность творчества Есенина?
Сформулируйте и раскройте основные философские мотивы лирики Есенина.
«АННА СНЕГИНА»
Работа с текстом
Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение содержания поэмы.
Приведите цитаты, иллюстрирующие следующие художественные приемы:
гипербола;
метафора;
сравнение;
Приведите цитаты, иллюстрирующие наиболее значимые характеристики героев.
Развитие навыков литературоведческого анализа
Проанализируйте композиционное своеобразие поэмы.
Рассмотрите письма как одну из форм раскрытия внутреннего мира героев поэмы и как средство анализа происходящих в общественной жизни процессов.
Проанализируйте жанровые особенности поэмы как лиро-эпического произведения.
Проанализируйте метафоры и метафорические эпитеты как средство раскрытия мироощущения лирического героя.
Анализ проблематики
Определите своеобразие есенинской трактовки темы Родины в поэме.
Соотнесите любовную и общественную коллизии в поэме.
- Изложение
Тема любви всегда интересовала творческих людей, не были исключениями и Иван Бунин с Александром Куприным. Теме любви они посвятили не один прекрасный рассказ.
А. И. Куприн (1870-1932) вопросы и задания «гранатовый браслет» Работа с текстом Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение (5)
ИзложениеВера Николаевна Шеина со своей семьей временно живет на даче, так как в ее городском доме ремонт. На улице сентябрь, наступают именины Веры Николаевны.
А. И. Куприн (1870-1932) вопросы и задания «гранатовый браслет» Работа с текстом Дайте лаконичное и стилистически корректное изложение (3)
ИзложениеУ Веры Николаевны Шеиной - именины. Она вынуждена праздновать их на даче, так как в её городской квартире ещё не закончен ремонт. На празднике, помимо супруга именинницы, Василия Львовича Шеина, присутствуют гости: сестра Веры, Анна
Темы, идеи, образы повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».
Сентиментализм – одно из самых значительных литературных направлений хvъъ веке в России, ярчайшим представителем
которого стал Н.М. Карамзин. Писатели – сентименталисты проявляли интерес к изображению обыкновенных людей и
обыкновенных человеческих чувств. В отличие от классицистов, разуму они предпочитали чувство, отвлеченным гражданским
доблестям – глубину простого человеческого сердца, тайны души.
Русские повести, главным содержанием которых являлся рассказ автора о чем-либо, а величайшей ценностью –
чувствительность, появилась и до Карамзина, но именно «Бедной Лизе» предстояло стать лучшим произведением
сентиментализма, а ее героям и идеям прочно выйти не только в литературу, но и в саму культуру и быт людей.
По выражению самого Карамзина, повесть «Бедная Лиза» - «сказка весьма не замысловатая». Сюжет повести прост. Это
история любви бедной крестьянской девушки Лизы и богатого молодого дворянина Эраста. Эраст – светский молодой человек «
с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ведренным». Общественная жизнь и светские
удовольствия ему надоели. Он постоянно скучал и «жаловался на судьбу свою». Эраст «читывал романы идиллии» и мечтал о
том счастливом времени, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизациями, жили беспечно на лоне
природы. Думая только о своем удовольствии, он «искал его в забавах».
С появлением в его жизни любви все меняется. Влюбляется Эраст в чистую «дочь природы» - крестьянку Лизу. Целомудренная,
наивная, радостно доверчивая к людям, Лиза представляется прекрасной пастушкой. Начитавшись романов, в которых «все люди
беспечно гуляли по лучам, купались в чистых родниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами», он решил,
что «нашел в Лизе то, что сердце его давно искало».
Лиза, хотя и «дочь богатого поселянина», всего лишь крестьянка, которая вынуждена сама зарабатывать себе на жизнь; «…
не щадя своей нежной молодости, не щадя редкой красоты своей, трудилась день и ночь – ткала холсты, вязала чулки, весною
рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве».
Чувственность – высшая ценность сентиментализма - толкает героев в объятья друг к другу, дает им миг счастья. Картина
чистый первый влюбленности нарисована в повести
Очень трогательно. «Теперь думаю, - говорит Лиза Эрасту, - что без тебя
жизнь не жизнь, а грусть и скука. Без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голоса скучен соловей поющий…»
Эраст тоже восхищается своей « пастушкой». «Все блестящие забавы большого света представлялись ему ничтожными в
сравнении с теми удовольствиями, которыми страстная дружба невинной души питала сердце его». Но когда Лиза отдается ему,
пресыщенный молодой человек начинает охладевать в своих чувствах к ней.
Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое
состояние и в конце концов женится на богатой вдове.
А обманутая в лучших надеждах и чувствах Лиза забывает душу свою» - бросается в пруд около Симонова монастыря. Эраст
тоже наказан за свое решение оставить Лизу: он будет вечно корить себя за ее смерть. «Он не мог утешиться и почитал себя
убийцею». Их встреча, «примирение» возможна лишь на небесах.
Повестью «Богатая Лиза», по существу, открывается в русской литературе тема «маленького человека», хотя социальный
аспект в отношении Лизы и Эраста несколько приглушен. Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой
очень велика, но Лиза в повести меньше всего похожа на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на
сентиментальных романов.
Тема «Бедной Лизы» появляется во многих произведения А.С. Пушкина. Когда он писал «Барышню - крестьянку» то совершенно
определенно ориентировался на « Бедную Лизу», превратив «печальную быль» в «роман» со счастливым концом.
В «Станционном смотрителе» Дуню соблазняет и увозит гусар, и ее отец, не выдержав горя, спивается и умирает.
В « Пиковой даме» просматривается дальнейшая жизнь карамзинской Лизы, судьба, которая ожидала бы Лизу, если бы она не
покончила жизнь самоубийством.
Лиза живет и в романе «Воскресенье» Л.Т. Толстого. Соблазненная Нехлюдовым Катюша Маслова решает броситься под поезд.
Хотя она остается жит, но жизнь ее полна грязи и унижений.
Образ героини Карамзина Существовал и в произведениях других писателей. Именно в этой повести зарождается признанный во
всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы.
Найти все анализы рассказа Карамзина «Бедная Лиза» Сочинения по Карамзину Сочинения по произведению «Бедная Лиза»
Немалым успехом у читателей начала прошлого века пользовалась повесть Карамзина “Бедная Лиза”, которая оказала существенное воздействие на становление и развитие новой русской литературы. Сюжет этой повести очень простой: он сводится к грустной истории любви бедной крестьянской девушки Лизы и состоятельного молодого дворянина Эраста. Центральный интерес повествования заключен в добросердечной жизни Лизы, в истории расцвета и трагического увядания любви.
Психологически доподлинно показано состояние молодого, целомудренного
И наивного девичества с радостным доверием к жизни, слитой с яркими красками солнечного дня, цветущей природы. Потом переплетается тревожный период недоумения перед новым, незнакомым ей чувством после встречи с Эрастом. Он сменяется трогательной картиной чистой первой влюбленности, райской и духовно окрыленной. Но когда бедная Лиза отдается Эрасту, чистые восхищения девушки омрачаются сознанием чего-то беззаконного, что вмешалось в ее любовь. И на это новое душевное состояние откликается по своему природа: “Между тем блеснула молния, и грянул гром. Лиза вся задрожала: “Эраст, Эраст! – сказала она.- Мне страшно! Я боюсь, чтобы гром не убил меня как преступницу!”
Беспокойство оказывается ненапрасным: пресыщенный молодой дворянин начинает охладевать в своих чувствах к Лизе. А в ее душе страх потерять любимого сменяется надеждой на возможность вернуть утраченное счастье. Тут Эраст надолго покидает Лизу, отправляясь в военный поход, где он проигрывает в карты все свое состояние, и по возвращении решает поправить дело женитьбой на богатой вдове. Узнав об этом из уст самого Эраста, Лиза впадает в отчаяние. Обманутая в лучших надеждах и чувствах, девушка бросается в пруд около Симонова монастыря – места ее счастливых свиданий с Эрастом.
В характере Эраста Карамзин предвосхищает распространенный в новой русской литературе тип разочарованного человека. По натуре Эраст добрый, но слабый и ветреный. Общественная жизнь и светские удовольствия ему надоели, он скучает и жалуется на свою судьбу. Под влиянием сентиментальных романов, которых Эраст вдоволь начитался, он мечтает о счастливых временах, когда люди, не обремененные условностями и правилами цивилизации, жили беспечно и дружно на лоне природы. Разочаровавшись в свете, в людях своего круга, Эраст ищет новых впечатлений. Встреча с Лизой удовлетворяет его мечты о гармонической жизни вдали от общества, в природной простоте нравов и обычаев. Но пастушеская идиллия ему вскоре надоедает.
Мотивы повести, связанные с Эрастом, в разных вариациях будут звучать в нашей литературе – в пушкинских “Цыганах”, в поздней драме Л. Н. Толстого “Живой труп” и романе “Воскресение”. А судьба Лизы отзовется в “Станционном смотрителе” Пушкина, в “Бедных людях” Достоевского. По существу, “Бедной Лизой” открывается ключевая в отечественной литературе тема “маленького человека”.
Правда, социальный аспект в отношениях Лизы и Эраста приглушен: Карамзин более всего озабочен в повести доказательством того, что “и крестьянки любить умеют”. Но именно потому социальный колорит в изображении характера Лизы у Карамзина отсутствует. Это является, пожалуй, самым слабым местом повести, ибо Лиза менее всего похожа на крестьянку, а более – на милую светскую барышню эпохи Карамзина, воспитанную на чувствительных сентиментальных романах. Ныне такой писательский подход к изображению людей из народа кажется наивным и нехудожественным. Но современники Карамзина, еще не читавшие ни Крылова, ни Пушкина, ни Гоголя, не только не чувствовали этой фальши, но восхищались до слез художественной правдой повести. Пруд у Симонова монастыря стал местом паломничества почитателей таланта Карамзина и получил название “Лизин пруд”. Сюда сходились на свидание сентиментальные парочки, сюда приходили тосковать и предаваться “меланхолии” люди с чувствительными и разбитыми сердцами. Так, один из светских остряков написал по этому поводу такое объявление:
“Здесь в воду бросилась Эрастова невеста,- Топитесь, девушки, в пруду довольно места!” А монахи прекратили эти паломничества просто: обнесли пруд забором и вывесили надпись, что пруд этот вовсе не называется Лизиным.
Все это и сейчас не может не вызывать улыбки, наивность и простодушие людей далекой от нас эпохи. Но при зрелом размышлении нельзя не согласиться, что “привязанную” к крестьянке устарелым литературным языком – историю девической любви с ее зарождения до катастрофы Карамзин передал с психологической достоверностью, в ее зерне уже содержится и будущий Тургенев, певец “первой любви” и тонкий знаток девичьего сердца, и Лев Толстой с проникновением в душевное течение с его формами и законами. Узнаваемый во всем мире изощренный психологизм русской художественной прозы предчувствуется, появляется в кажущейся ныне наивной и даже неумелой повести этого писателя.
Это плод усилий многих людей. От работников оперативных служб фестиваля, возглавляемых бессменным директором Генриеттой Ягибековой, до губернатора Ленинградской области Валерия Сердюкова, который возглавляет оргкомитет смотра отнюдь не формально, а решает самые острые - как нетрудно догадаться, - финансовые проблемы.
Еще одна привлекательная особенность проводящегося при информационной поддержке "Труда" фестиваля - обращенность к рядовому зрителю. В этот раз состоялось около 90 киносеансов (в основном бесплатных), школьники на них приходили целыми классами: привить любовь к хорошей литературе, настоящему кино, большому экрану - одна из "сверхзадач" смотра. Прошло более 30 встреч писателей, режиссеров, музыкантов со зрителями в библиотеках и школах. Одна из встреч прошла в Свирском авиаполку, прямо на летном поле.
Гатчинцы гордятся своей землей и с удовольствием показывают местные достопримечательности: дворцы и парки Павловской эпохи, единственный в стране музей литературного персонажа - Дом станционного смотрителя в Выре, избу няни Пушкина Арины Родионовны в Кобрине, памятники, связанные с именами Рылеева и Фофанова, Северянина и Куприна. Незабываемое впечатление оставило посещение фамильного дома Набокова в Рождествено, пять лет назад пострадавшего от пожара. Гостей фестиваля встретил директор музея Александр Семочкин в рабочем ватнике, с пилой в руках. Этот удивительный человек - эрудит и фанат своего дела - рассказал об уникальном памятнике XVIII века, о ходе его восстановления.
Но главное на фестивале, разумеется, кино. Зрители увидели тематические ретроспективы, посвященные знаменательным датам и юбилеям фильмов, их создателей и писателей. Эти ленты представляли такие признанные мастера, как Юлия Борисова, Жанна Прохоренко, Кирилл Столяров, Людмила Чурсина, Геннадий Юхтин, Ирина Скобцева, Наталья Варлей, Людмила Зайцева, Георгий Натансон. Но основной фестивальный сюжет разворачивался, конечно, вокруг картин, представленных на конкурс.
На торжественной церемонии закрытия смотра председатель авторитетного жюри писатель Сергей Есин назвал победителей. Главная награда "Гранатовый браслет" досталась фильму "Бедная Лиза", поставленному Славой Цукерманом (США) по повести Николая Карамзина. Большим призом награжден Алексей Учитель за картину "Дневник его жены" об эпизодах эмигрантской жизни Ивана Бунина. Призами за лучшие мужскую, женскую роли и дебют удостоены снимавшиеся в этом фильме Андрей Смирнов, Галина Тюнина, Елена Морозова. Специальные призы присуждены анимационной ленте Сергея Серегина "Лукоморье. Няня" и фильму-балету Евгения Ростовского "Кроткая". Отмечены также актеры Евгений Миронов и Сергей Маковецкий.
Кроме официальных наград жюри, на Гатчинском киносмотре вручаются призы, учрежденные организациями и лицами, пожелавшими таким образом поддержать фестиваль. Приятно, что среди награжденных - постоянные авторы "Труда". Скажем, приз зрительских симпатий получил режиссер Константин Одегов за фильм "Игра на вылет" по повести "Небо падших". Ее автор - Юрий Поляков удостоен награды "Золотое перо". Отмечены также Владимир Войнович и Виктор Ерофеев, а Сергею Есину достался приз губернатора Ленинградской области, который он сам и вручил писателю.
Сочинение
«Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви?» - вспоминаются слова М.А. Булгакова, и хочется верить, что действительно она существует, что это чувство посетит и меня. Кроме «Мастера и Маргариты» существует множество трогательных и красивых произведений о любви. «Ромео и Джульетта», «Руслан и Людмила», «Бедная Лиза» всегда будут волновать душу читателя. Каждый автор касался темы любви в своем творчестве. Большинство рассказов, поэм, стихотворений, баллад, Романо, сказок посвящено «этой теме, и личной и мелкой, перепетой не раз и не пять». Но, на мой взгляд, самое лучшее, самое прекрасное и восхитительное произведение о любви – «Гранатовый браслет» Александра Ивановича Куприна. Только он смог так выразительно передать мир человеческих чувств. И, безусловно, требовалось мастерство и талант писателя, чтобы создать рассказ, полный музыки, ярких впечатлений и переживаний. И только настоящий кудесник слова может заставить плакать над своим произведением.
Почерк талантливого автора виден по первым строкам. Открывая книгу, понимаешь, что это необычное творение, музыка будет сопутствовать до последней страницы рассказа и сыграет немаловажную роль. Эпиграфом к «Гранатовому браслету» является не цитата, не стихотворение, не изречение, а название сенаты Бетховена. Музыка звучит и дальше: «Васючок пел в полголоса, под аккомпанемент Женни Рейтер, итальянские народные компоненты и рубинштейновские восточные песни», и потом пианистка сыграет «то самое место из Второй сенаты», «это исключительное, единственное по глубине произведение». Именно музыка Бетховена поможет главной героине понять Желткова и осмыслить то, что с ней произошло.
Исключительная роль принадлежит и пейзажу. Описания природы предвосхищают события, помогают понять внутренний мир героев. События происходят осенью, порой печальной и унылой. Это время года ассоциируется с расставанием, умиранием всего живого.
В первой главе рассказа описание природы предвещает плохой исход: «наступили отвратительные погоды», и даже обещает смерть: «пусть неделю повыбрасывало трупы рыбаков в разных местах берега», но все же «погода вдруг резко и совсем нежданно переменилась, что-то хорошее, светлое случилось с героями «Гранатового браслета»: «наступили тихие безоблачные дни, таких не было даже в июле» - как напоминание о чем-то добром и прекрасном, что произойдет с Верой.
А.И. Куприн передает состояние природы с помощью метафор («тяжело лежал густой туман»), сравнений («мелкий, как водяная пыль, дождик»), эпитетов («ласковому соленому ветерку»). Искусное использование ярких и выразительных художественных средств языка делает произведение необыкновенно красивым и доказывает, что Куприн – мастер и волшебник слова. Природа также помогает определить характер героев. Вера и Анна Николаевна обладают уникальным зрением и восприятием всего прекрасного. Она увидела, что в «лунном свете есть какой-то розовый оттенок», но над ней все смеялись, хотя художник, человек, все примечающий, сказал, что давно об этом знает. О тонком восприятии героинь говорят и метафоры, используемые в разговоре: «А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты бисером». Вера и Анна обладают удивительной чувствительностью, природа вызывает у них бурю эмоций и чувств. Автор наделил героев также прекрасным обонянием: «только белая акация пахла … да и та конфетами», а Анна сделала для себя открытие, что морская вода пахнет резедой. Тонким слухом, уникальным обонянием, осязанием, зрением обладают честный, благородный, искренний генерал Аносов, Вера Шеина и Анна Фриессе.
Веру и Анну Николаевну кроме любви к природе и всему прекрасному объединяет также страсть к азарту. Но в остальном они непохожи. Вера «пошла в мать, красавицу англичанку», была экономна, «строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна».Очаровательная покатость плеч сочеталась с лебединой шеей. Отсюда и фамилия – Шеина.
«Анна, наоборот, унаследовала монгольскую кровь отца», «живая и легкомысленная, насмешница». Об ее утонченном вкусе говорит подарок, сделанный Вере, - записная книжка, купленная в антикварном магазине.
Еще одна вещь, подаренная княгине говорит о том, кто ее преподнес. Муж, уезжая, положил на столик «»прекрасные серьги из грушевидных жемчужин». Дорогое украшение, но холодное, одаренное не от души. Василий Львович даже не сказал теплые слова поздравления жене.
Вере Николаевне подарили еще одно украшение, «низкопробное», но преподнесенное от всего сердца. Гранатовый браслет был для Желткова очень дорого и ценен, как фамильная драгоценность, и вложил он в свой подарок больше чувств, чем князь Шеин. А сколько любви и преданности было в его словах: «… я осмелюсь препроводить Вам мое скромное верноподданническое подношение», «на всем свете не найдется сокровища, достойного украсить Вас».
Желтков любит искренне, но безответно, и это чувство обладает разрушающей силой: в жизни его больше ничего не интересует.
Он готов умереть, только бы Вера Николаевна была счастлива. «Смешная» фамилия Желтков произошла от реальной – Жолтиков, человек, который тоже был безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен. А желтый цвет является символом печали и разлуки.
Печальные чувства «Г.С.Ж.» понимает Василий Шеин, он чувствует, что присутствует при «громадной трагедии души». И только товарищу прокурора не подвластны пониманию чувства, боль и страдания Желткова.
Разговаривая с ним, он делает жест, точно бросает правой рукой на землю от груди какой-то невидимый предмет. Его слова превратились в брошенную «невидимую тяжесть». Он черств и жесток в обращении с людьми, не щадит их чувств, и, конечно, он никогда искренне не полюбит и никогда не поймет Желткова. И только Вера Шеина осознала, что это была «настоящая, самоотверженная, истинная любовь», что она пересекла ее жизненный путь.
В «Гранатовом браслете» А.И. Куприн показал «в нежных звуках» и доказал, что любовь способна полностью преобразить человека, открыть ему необъятную глубину его внутреннего мира. Искусно используя преобразительные средства языка, через описания природы, речевую и портретную характеристики, писатель превосходно изобразил героев, их мысли, чувства. Создание такой великолепной жемчужины русской литературы, как «Гранатовый браслет», говорит о таланте и мастерстве писателя и подтверждает, что А.И. Куприн – настоящий художник слова, певец, провозглашающий искреннюю любовь.
Произведение поражает красотой и великолепием, и я соглашусь со словами одного из классиков, что «один из благоуханных и томительных рассказов о любви – и самых печальных – куприновский «Гранатовый браслет».