Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Презентация к методическому материалу "концепция развития математического образования в российской федерации" Презентация рудакова концепция матем образования


Ключевые идеи концепции математического образования Математика является, важным элементом национальной культуры, национальной идеи, предметом нашей гордости и конкурентным преимуществом России. Выработанные в математике, осваиваемые человеком в его образовании важнейшие понятия: определения, утверждения, доказательства, алгоритма, измерения и модели сегодня являются универсальными, общекультурными, значимыми и применяемыми далеко за пределами математики. В современном обществе каждый гражданин должен обладать необходимой математической компетентностью, формирование которой - задача образования, начиная с раннего, дошкольного возраста. Информационная, цифровая цивилизация, экономика, основанная на знании, требуют новых видов и уровней математической грамотности, культуры и компетентности от профессионалов. В частности, создание средств и инструментов ИКТ является, прежде всего, математической деятельностью.


Ключевые идеи концепции математического образования Освоение математики должно происходить, в первую очередь, в процессе решения содержательных задач на основе точно сформулированных правил. Математическая деятельность - ключевой элемент всей системы математического образования. Использование современных технологий и инструментов деятельности, сред взаимодействия становится ключевым фактором в эффективности и результативности образования. Различные сегменты математического образования важны и взаимно необходимы. Среди них: совершенствование в ходе сотрудничества мировых математических лидеров; освоение фундаментальной математики студентами направлений прикладной математики, информационных технологий, будущими инженерами, профессионалами экономики и управления; создание сред и ситуаций математического открытия и взаимодействия для дошкольников, подготовка их воспитателей и родителей.


Ключевые идеи концепции математического образования Необходимо создать условия в ведущих университетах и исследовательских центрах для привлечения российских и мировых лидеров к математическим исследованиям и подготовке кадров в России. Также необходимо создать условия для появления новых перспективных организаций. Особую поддержку и свободу профессиональной деятельности должны получить лидеры: среди школ профессиональной математики и из числа общеобразовательных учреждений, а также отдельные выдающиеся педагоги. Необходимы меры для повышения среднего и минимального уровня освоения математики на каждой ступени общего образования. Профессионально-общественная активность математиков, педагогов-математиков, осознание и реализация ими своей общественной миссии и ответственности необходимы для развития математического образования.


Ключевые идеи концепции математического образования Ряд проблем математического образования не может быть решен внутри него, он связан с более широким кругом вопросов; создание, обсуждение и реализация Концепции может помочь эти вопросы выявить, сформулировать и, возможно, продвинуться в их решении. Проблема качества педагогов-математиков должна получить системное решение, включающее: ориентацию и отбор школьников, деятельностную подготовку, студентов, в том числе склонных к педагогической работе из непедагогических вузов, аттестацию учителей по достигаемому ими приращению математической компетентности учеников, предложение альтернативной деятельности педагогам с пониженными результатами аттестации

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Основные проблемы и перспективы школьного математического образования Выполнили: Вайланд Анна Павловна, учитель математики МАОУ СОШ №3, г. Балаково

2 слайд

Описание слайда:

«Математик, как и художник, и поэт, создает узоры. И если его узоры долговечнее, то это, потому что они сотканы из идей» Г.Г. Харди

3 слайд

Описание слайда:

Подтверждая слова известного философа, следует сказать, что математика является царицей всех наук. Но и сама она служит верой и правдой всем наукам.

4 слайд

Описание слайда:

1. ЗНАЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Образовательный, развивающий потенциал математики огромен. Универсальный элемент мышления - логика. Полноценное развитие мышления современного человека, осуществляемое в ходе самопознания и общения с другими людьми, в ходе рассуждений и знакомства с образцами мышления, невозможно без формирования известной логической культуры. Искусство построения правильно логического анализа ситуаций и вывода следствий из известных фактов путем логических рассуждений,

5 слайд

Описание слайда:

2. ЦЕЛИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Основными целями математического образования являются: интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе; - овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; - воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности; - формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности.

6 слайд

Описание слайда:

Проблемы математического образования в школе Проблемы, которые при этом встают, связанны с отбором обязательных предметов и предметов по выбору, с определением учебного времени на эти группы предметов. В связи с этим различные формы дифференциации станут жизнеспособными, если будут подкреплены соответствующими учебниками. Более способным учащимся предпочтительны отдельные учебники. Менее способным - интегрированные. Но на сегодняшний день в наших школах их практически нет. В каждой школе имеется немало учеников, у которых нет математических наклонностей, желающих выразить себя совсем в других областях знаний.

7 слайд

Описание слайда:

Еще одна очень важная проблема: стране нужны одаренные люди. Поэтому так важно распознать способности учащихся, развить их, дать почувствовать ответственность перед обществом, перед самим собой за этот дар природы. Дифференциация обучения - один из мостков к школе будущего, какой она видится сегодня нашему обществу, всем нам. Важным звеном процесса обучения математике является контроль знаний и умений школьников. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность учебной работы. Именно поэтому уделяют серьезное внимание способам организации контроля и его содержанию.

Выступление на пед.совете по теме:

«Ключевые идеи концепции развития математического образования".

2015

«Нет детей, не способных к математике»

Россия имеет значительный опыт в математическом образовании и науке, накопленный в 1950 - 1980 годах. Форсированное развитие математического образования и науки, обеспечивающее прорыв в таких емких стратегических направлениях, как информационные технологии, моделирование в машиностроении, энергетике и экономике, прогнозирование природных и техногенных катастроф, биомедицина, будет способствовать улучшению положения и повышению престижа России в мире. Система математического образования, сложившаяся в России, является прямой наследницей советской системы. Необходимо сохранить ее достоинства и преодолеть серьезные недостатки. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства.

Сегодня Россия выходит на ведущие позиции в области математического образования, уступая лишь китайской, корейской и японской школе.

Об этом свидетельствуют итоги международных исследований:

по Российская Федерация находится на 6 месте из 42-х стран (2011г.).

На в неофициальном командном зачёте российская команда оказалась на 8 месте из 100 команд, участвующих в Олимпиаде (2015г.).

Между тем достижения российских школьников редко отражаются в средствах массовой информации, их имена не звучат, фамилии учителей также нигде не упоминаются.
(Например, 2007 году команда школьников из России заняла 1-е место в международной математической олимпиаде, но это событие совершенно не получило никакой огласки на фоне победы Д.Билана на Евровидении).

Начало 2014 года ознаменовалось знаковым событием – Правительство РФ утвердило Концепцию развития математического образования в Российской Федерации.

Цель концепции – вывести российское математическое образование на лидирующие позиции в мире. Для этого авторы документа предлагают сохранить достоинства советской системы математического образования и преодолеть существующие на сегодняшний день «серьезные недостатки». Одна из главных задач на ближайшие годы – усиление преподавания математики в школах и вузах.

    модернизация содержания учебных программ математического образования (с обеспечением их преемственности);

    обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях для каждого обучающегося;

    обеспечение наличия общедоступных информационных ресурсов, необходимых для реализации учебных программ математического образования;

    повышение качества работы преподавателей математики;

    обеспечение обучающимся, имеющим высокую мотивацию и проявляющим выдающиеся математические способности;

    популяризация математических знаний и математического образования.

Концепция развития математического образования Российской Федерации состоит из пяти основных частей.

Проблемы развития математического образования:

В процессе социальных изменений обострились проблемы развития математического образования и науки, которые могут быть объединены в следующие основные группы – мотивационные ; (Низкая учебная мотивация школьников связана: с общественной недооценкой значимости математического образования; с перегруженностью образовательных программ, а также оценочных и методических материалов техническими элементами и устаревшим содержанием; с отсутствием программ, отвечающих потребностям обучающихся и действительному уровню их подготовки.)
– содержательного характера; (содержание математического образования продолжает устаревать и остается формальным и оторванным от жизни; потребности будущих специалистов в математических знаниях учитываются недостаточно; подмена обучения «натаскиванием» на экзамен.)
– кадровые (В Российской Федерации не хватает учителей с высшим образованием, которые могут качественно преподавать математику, развивая и формируя учебные и жизненые интересы. Выпускники образовательных организаций высшего образования педагогической направленности в своем большинстве не отвечают квалификационным требованиям, профессиональным стандартам, имеют мало опыта педагогической деятельности.)

Основные направления концепция развития математического образования в РФ

Дошкольное и начальное образование:

создание условий, способствующих развитию логико-математических и коммуникативных способностей;

использование математических, логических и стратегических игр, соревнований.

Основная школа:

многообразие приложений;

компьютерные инструменты и модели.

Старшая школа: выделить три потока, обеспечивающих

базовую математическую компетентность для учащихся, (уровень математических знаний,необходимых для дальнейшей жизни в обществе)

широкую общекультурную программу математической подготовки; (для выпускников математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования с математической направленостью и в сфере информационных технологий)

Углубленное изучение математики (для практической деятельности математических исследованиях).

Для развития математического образования необходимо :

1. Создание условий для качественного математического образования детей и удовлетворения их учебных потребностей.

2. Проблемы преемственности и профилизации обучения математике.

3. Организация работы с одаренными детьми.

4. Организация работы с детьми группы риска.

5. Систематическое повышение профес-сиональной квалификации.

6. Эффективное использование новых информационных технологий в обучении.

Каждый регион разработал план мероприятий по реализации Концепции…

Нами тоже разработан план по реализации данной концепции, в который включено:

Разработка и утверждение плана работы по реализации Концепции;

Разработка и утверждение положений о массовых мероприятиях среди обучающихся (конференции и др.), направленных на развитие математического образования;

Подготовка и участие в мониторингах (внутреннем и внешнем 7 - 11 классы

Подготовка и организация участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников по математике;

Организация участия учащихся в дистанционных олимпиадах, конкурсах, конференциях по математике;

Организация участия учащихся в творческих конкурсах, направленных на развитие математической культуры;

Организация и проведение элективных курсов, кружков математической направленности;

Организация повышения квалификации учителей математики с использованием различных форм (курсы повышения квалификации, учебные и методические семинары);

Проведение заседаний ШМО по вопросам реализации Концепции развития

Изучение и распространение опыта работы учителей начальных классов и учителей математики математического образования;

Анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ по математике и результатов ГИА в 9,11 классах, формирование предложений по совершенствованию математического образования в следующем учебном году;

Создание тематического раздела по вопросам реализации Концепции на официальном сайте школы;

Организация внеурочной деятельности математической направленности (по развитию логического мышления, математических способностей и пр.);

Проведение общешкольного родительского собрания по реализации мероприятий в рамках «Концепции математического образования в школе»

Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень математического образования, что улучшит преподавание других предметов и ускорит развитие не только математики, но и других наук и технологий. Это позволит России занять лидирующее положение в мире.

    Глубокое изучение нормативных документов,

    разработка планов реализации Концепции н,

    анализ результатов итоговой аттестации,

    учет требований Федеральных государственных образовательных стандартов

– есть механизм успешной реализации Концепции математического образования.

« Школы существуют ради детей...…и всё, что мы делаем, должно соответствовать этой единственной цели»

КОНЦЕПЦИЯ развития математического образования в Российской Федерации Крауц Ольга Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 65» г. Кемерово

Концепция развития математического образования в РФ 1. Значение математики в современном мире и в России Математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно­технического прогресса Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе Без высокого уровня математического образования невозможны выполнение поставленной задачи по созданию инновационной экономики, реализация долгосрочных целей и задач социально­ экономического развития Российской Федерации

Концепция развития математического образования в РФ 2. Проблемы развития математического образования: – мотивационные; – содержательного характера; – кадровые.

Концепция развития математического образования в РФ 3. Цели и задачи Концепции Основная цель: вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире.

Концепция развития математического образования в РФ 3. Цели и задачи Концепции Задача российского педагогического сообщества заключается в том, чтобы математика в России стала передовой и привлекательной областью знания и деятельности, а получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом.

Концепция развития математического образования в РФ 4. Основные направления реализации Концепции 1) Дошкольное и начальное общее образование 2) Основное общее и среднее общее образование 3) Профессиональное образование 4) Дополнительное профессиональное образование, подготовка научно­педагогических работников образовательных организаций высшего образования и научных работников научных организаций, математическая наука 5) Математическое просвещение и популяризация математики, дополнительное образование

Концепция развития математического образования в РФ Дошкольное и начальное общее образование Система учебных программ математического образования в дошкольном и начальном образовании при участии семьи должна обеспечить: в дошкольном образовании ­ условия (прежде всего предметно­ пространственную и информационную среду, образовательные ситуации, средства педагогической поддержки ребенка) для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных математических представлений и образов, используемых в жизни; в начальном общем образовании ­ широкий спектр математической активности (занятий) обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности (прежде всего решение логических и арифметических задач, построение алгоритмов в визуальной и игровой среде), материальные, информационные и кадровые условия для развития обучающихся средствами математики.

Концепция развития математического образования в РФ Основное общее и среднее общее образование Математическое образование должно: предоставлять каждому обучающемуся возможность достижения уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной жизни в обществе; обеспечивать каждого обучающегося развивающей интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность; обеспечивать необходимое стране число выпускников, математическая подготовка которых достаточна для продолжения образования в различных направлениях и для практической деятельности, включая преподавание математики, математические исследования, работу в сфере информационных технологий

Концепция развития математического образования в РФ Будет преодолена тенденция последних десятилетий по снижению уровня 5. В результате реализации концепции математического образования, достигнуто лидирующее положение российского математического образования в мире математиков Повысится профессиональный уровень работающих и будущих педагогов­ Увеличится доступность математического образования Повысится математическая образованность различных категорий граждан Получат поддержку лидеры математического образования: институты и Повысится уровень фундаментальных математических исследований Проведение прикладных математических исследований в промышленности Повысится общественный престиж математики и интерес к ней. и обороне будут обеспечены кадрами необходимой компетентности. отдельные педагоги

УМК «Перспективная начальная школа» Результат многолетней работы сотрудников РАН, МГПУ, АПК и ППРО, а так же сотрудников РАО. Программа прошла экспертизу в 2002 году в Министерстве образования РФ., полностью соответствует стандартам второго поколения.

Цели изучения математики в начальной школе (стандарты второго поколения и УМК «ПНШ») Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей: Математическое развитие младших школьников: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации. Курс математики в УМК «ПНШ» имеет цель не только ввести в ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, охватывающих весь материал обязательного навыки ориентации в той реальной минимума начального математического образования, но и дать первоначальные действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом, как разнообразие классов конечных равночисленных множеств и т.п., а так же предложить ребенку соответствующие способы познания окружающей действительности.

Цели изучения математики в стандартах второго поколения и в УМК «ПНШ» Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей: Освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики: вести поиск информации (фактов, сходств, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования. Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знаниями в повседневной жизни. Имеется полное согласование целей данного курса и целей, предусмотренных обязательным минимумом начального общего образования, которое заключается необходимыми для успешного решения в овладении знаниями и умениями, учебных и практических задач и продолжения образования; развитие личности ребенка, его мышления как основы развития других психических процессов: памяти, внимания, воображения, математической речи и способов деятельности; формирование основ общих учебных умений и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение), способов организации учебной деятельности (планирование, самоконтроль, самооценка).

Основное содержание (стандарты и УМК «ПНШ») Содержание курса УМК «ПНШ»­ взаимосвязанное развитие «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с данными» пяти основных содержательных линий: арифметической, геометрической, величинной, алгоритмической (обучение решению задач), и алгебраической.

Основное содержание примерной программы Основное содержание примерной программы представлено в двух частях: содержание курса математики в начальной школе и основные виды учебной деятельности школьника. Преломление видов деятельности в предметном содержании отражено в тематическом планировании в графе «Характеристика деятельности учащихся» Раздел «Тематическое планирование» представлен тремя вариантами: базовым вариантом и двумя вариантами с расширенным изучением отдельных разделов курса.

«Тематическое планирование» (стандарты и УМК «ПНШ») 1. Расширяет представления о математических отношениях и закономерностях окружающего мира, расширяет эрудицию, воспитывает математическую культуру; Курс математики «ПНШ» имеет цель не только ввести в ребенка в абстрактный мир математических понятий и их свойств, но и дать первоначальные навыки ориентации в той реальной действительности, которая описывается (моделируется) с помощью этих понятий, а именно: окружающий мир как множество форм, множество предметов, отличающихся величиной, которую можно выразить числом. Особенностью данного курса является строгое следование математической сути понятий.

«Тематическое планирование» (стандарты и УМК «ПНШ») 2. Усиление геометрической направленности курса во втором варианте планирования способствует более углубленному рассмотрению вопросов, связанных с геометрией. Отличительной чертой курса является значительное увеличение роли изучения геометрического материала и изучения величин, в которых затрагивается связь математики с окружающим миром. Без усиления этих содержательных линий невозможно достичь указанных целей, т.к. ребенок воспринимает окружающий мир прежде всего как совокупность реальных предметов, имеющих форму и величину.

«Тематическое планирование» (стандарты и УМК «ПНШ») 3. Ориентир на развитие умения работать с информацией. В нем расширен раздел, посвященный работе с данными. Школьники учатся самостоятельно составлять различные схемы, инструкции работать с таблицей (чтение и заполнение таблицы), диаграммой (чтение диаграмм)и т.д. В УМК «ПНШ» дети на каждом уроке работают с информацией, учатся ее анализировать, систематизировать, отбирать нужную, дополнять недостающую. Такая работа ведется при работе над задачами (запись данных в таблицу, использование диаграмм), при изучении величин и т.д. (учет перспективы)

Организация внеурочной деятельности учащихся Стандарты В сборник включены «Рекомендации по организации внеурочной деятельности учащихся» по математике. Внеурочная деятельность направлена на расширение и углубление математических представлений учащихся начальной школы и предполагает три направления: 1) участие в кружковой работе, 2) факультативных занятиях и 3) проектную деятельность. УМК «ПНШ» В программе «ПНШ» имеется программа факультативных занятий по математике. Основная цель внеурочной деятельности на факультативных занятиях – изучение окружающего мира математическими средствами. Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные знания на уроках по математике ЗНАНИЯ в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление. Программа факультативных занятия по математике служит продолжением уроков по математике и окружающему миру и предусматривает участие всех учащихся.

УМК «Перспективная начальная школа» Основная дидактическая идея курса – через рассмотрение частного к пониманию общего для решения частного. Знакомство с тем или иным математическим понятием осуществляется при рассмотрении конкретной реальной ситуации, соответствующий анализ которой позволяет обратить внимание ученика на суть данного математического понятия. (Пример: переместительное свойство сложения и умножения 1 кл. ч. 2, стр.8; 2 кл., ч.1, стр.100)

Отличительная особенность курса математики УМК «ПНШ» Практическая направленность: при введении новых понятий анализируется реальная правдоподобная ситуация (Пример: знакомство с понятием площади 3кл. Стр.52,53) Прикладной характер текстовых сюжетных задач, которые можно решить опираясь на те понятия и умения, которые узнали раньше (Пример: 3кл. Стр.78)

Алгоритмическая линия (решение арифметических сюжетных задач) Курс математики имеет прикладную направленность (умение применять полученные знания на практике) Важно не только научить решать задачи, но и правильно формулировать их. Под решением задачи понимается запись (описание) алгоритма, дающего возможность выполнить требование задачи

Каждому ученику должна быть предоставлена возможность: поработать с текстом учебника (поупражняться в самообразовании); самостоятельно поработать над учебным заданием (возможна помощь со стороны учителя или соседа по парте, учитывается мера помощи); поупражняться в коммуникативной деятельности; поупражняться в приемах мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и т.д.); поупражняться в целеполагании; дать самооценку своей деятельности на уроке, поупражняться в приеме самоконтроля, самооценке взаимоконтроля и взаимооценке; поупражняться в способности понимать текст, содержащий нужную информацию; текст, содержащий нормативную информацию (инструкцию); поупражняться в речевой деятельности.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Крауц Ольга Викторовна, учитель начальных классов

Cлайд 1

Концепция развития российского математического образования Презентация Дмитриевой Ольги Евгеньевны, учителя МБОУ «Большевсегодическая ООШ» Ковровского района, Владимирской области 2013г

Cлайд 2

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599 «Правительству Российской Федерации: а) обеспечить реализацию следующих мероприятий в области образования:… разработку и утверждение в декабре 2013 г. Концепции развития математического образования в Российской Федерации на основе аналитических данных о состоянии математического образования на различных уровнях образования…»

Cлайд 3

Математика в современном мире и ее значение для России Способы логического рассуждения, планирования и коммуникации, моделирования реального мира, реализуемые и прививаемые математикой, являются необходимым элементом общей культуры с более чем трехсот тысячелетней историей. Математика может стать важны элементом национальной идеи России XXI века, основой иновационно-технологического потенциала и полем наиболее эффективных инвестиций. Математическое образование должно фактически явиться предметом государственной программы (возможно, интегрированной в другие госпрограммы). Любое стратегическое направление развития страны будет требовать высокого уровня математического основания и сопровождения.

Cлайд 4

Области математической деятельности и математического образования Основными областями математической деятельности являются: фундаментальная математика прикладная математика создание ИКТ профессиональное применение математики (в том числе ИКТ как математических инструментов) общечеловеческое применение математики Элементы математической деятельности присутствуют в работе педагогов ‐ математиков. Математическая компетентность формируются благодаря их работе.

Cлайд 5

Педагог‐математик – основной фактор качества математического образования Основная задача педагога‐математика – формирование у обучающихся модели деятельности, в частности – умения и готовности ставить и решать новые, ранее не встречавшиеся (отдельному человеку или человечеству) задачи в соответствующих областях. Педагог, учитель, преподаватель математики, независимо от того, в системе образования какого уровня он работает: сам делает то, чему учит; сам постоянно учится этому.

Cлайд 6

Для поддержания текущей активности, нужны условия: поощрение – в форме учета при оплате труда, конкурсах на замещение вакантной должности оплата сопутствующих расходов – командирования на конференции, стажировки, подписку на электронные издания и доступ к базам данных, приобретение средств ИКТ, оплата приезда специалистов из других организаций, дистанционных курсов и программ выделение грантов внутри самой организации на перспективные темы, естественно, с соответствующим контролем и поощрением результатов поощрение деятельности учеников педагога‐математика планирование и отчетность

Cлайд 7

Цели и содержание общего и профессионального математического образования Важной чертой отечественного математического образования является центральная роль самостоятельного решения задач, в том числе – принципиально новых, неожиданных, находящихся на границе возможностей ученика. Школьная математика была и остается областью, в наибольшей степени выражающей активный, деятельностный приоритет, в отличие от пассивного запоминания фактов. Поддержание этого приоритета, его реализация при освоении приложений математики, математического компонента во всех направлениях высшего образования, является важнейшим базовым принципом Концепции.

Cлайд 8

Непрерывное образование математических лидеров и их роль в системе образования Создание наиболее благоприятных условий для поддержки и развития ведущих общеобразовательных школ и наставников, минимизация барьеров и ограничений, достойная поддержка государства будут важным направлением реализации концепции. Одним из нормативных закреплений их роли может быть введение статусов, аналогичным статусам сильнейших вузов (федеральная школа, национальная исследовательская школа – имеется в виду школа, где идут педагогические исследования, и т. д.). Соответствующий статус – федерального учителя, национального учителя‐исследователя может присуждаться и учителю, и наставнику. Позитивный опыт этого в нашей стране имеется.

Cлайд 9

Математическое просвещение Элементы математического просвещения (в том числе – в форме занимательных задач, игр, головоломок, телеконкурсов) насытят среду обитания, интегрируются в массовую культуру (вплоть до настенных календарей, социальной рекламы и телешоу). Поддержание математической формы, интерес к последним достижениям в математике и ее приложениях станут социально значимыми и престижными. Решение математической задачки, условие которой размещено на автобусной остановке или в вагоне метро, станет национальной особенностью. Форматы математических соревнований могут включать блиц‐ответы по телефону, брейн‐ринги, дистанционные командные турниры. Школы, детские сады, учреждения дополнительного образования детей, высшего и дополнительного профессионального образования станут очагами математической культуры в обществе

Cлайд 10

Математика в общем образовании Для каждого ребенка необходимо индивидуально проектировать его «коридор ближайшего развития». Понятие «ребенок, не способный к математике» исчезнет из лексикона учителей, родителей, школьников и общества. Особую роль приобретает создание условий, сред и ситуаций в дошкольном и начальном образовании, содействующих развитию логико‐математических и коммуникативных способностей; использование математических, логических и стратегических игр, предметных и экранных сред, соревнований. Процесс реализации принципов современной педагогики, создания материальной и информационной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка, сейчас активно идет в России. В основной школе интерес к математике будет поддерживаться в том числе и многообразием ее приложений, компьютерными инструментами и моделями.

Cлайд 11

Лучших учащихся, обладающих устойчивой и результативной мотивацией, нужно обеспечить: высококвалифицированными педагогами в своей школе, или возможностью обучения в специализированной школе для детей с той же мотивацией и соответствующими педагогами, или бесплатным основным, дополнительным и неформальным математическим образованием необходимой глубины, в том числе, с применением дистанционных образовательных технологий. Учащихся с низкими академическими результатами, с «накапливающимся незнанием», с ограниченными возможностями здоровья, пропустившие занятия по болезни, недостаточно владеющие русским языком нужно обеспечить тьюторской поддержкой, которая позволит им вернуться «в основной поток». Особо нужно обратить внимание на бесплатную тьюторскую помощь детям из с социально‐незащищенных семей.

Cлайд 12

В старшей школе будет выделено три потока, обеспечивающих: базовую математическую компетентность для учащихся, недостаточно освоивших программный материал начальной и основной школы, широкую общекультурную программу математической подготовки для тех, кто показал хорошие результаты в основной школе, но не планирует дальнейшей специализации в областях, требующих математики, углубленное изучение математики для продолжения образования и дальнейшей профессиональной деятельности, в том числе – в сферах образовании, ИКТ, математических исследований. Педагоги‐математики массовой общеобразовательной школы обязаны обладать математической компетентностью, существенно превосходящей максимум, ожидаемый от большинства учащихся соответствующих ступеней.

Cлайд 13

«Профессиональный» и «общий» бакалавриат В контексте Концепции должен быть решен вопрос о разделении потока подготовки бакалавров по ряду направлений на два различных: «профессиональный» и «общий». Профессиональный поток предполагает: высокие вступительные требования интенсивный образовательный процесс высокого уровня и с высокими требованиями, с возможностью перевода в общий поток высокую квалификацию и, возможно оплату, преподавателей стипендию, существенно превосходящую прожиточный минимум возможность кредитования под гарантии государств с постепенным погашением государством в случае работы в РФ по специальности гарантии трудоустройства по специальности в случае достижения определенного уровня итоговой аттестации

Cлайд 14

Подготовка учителей‐математиков Необходимо сформировать такую систему подготовки педагогов‐математиков для общего образования, при которой: учителя будут вырастать из школьников, обладающих высокой математической компетентностью; студенты получают нужный объем деятельности: математической (решение «нестандартных» задач из элементарной математики – в первую очередь) и педагогической (работа с учениками, начиная с первого‐второго курса), как основного компонента программ педагогического бакалавриата; для получения квалификации учителя при подготовке по программам физико‐математического и технического бакалавриата студенты также будут получать нужный объем математической и педагогической деятельности (работы в общем и дополнительном образовании детей), для них будет обеспечен доступ к фундаментальному предметному; Подготовка преподавателей, готовящих учителей, и преподавателей, повышающих их квалификацию Требования: Успешное завершение программ профессионального» бакалавриата Успешное завершение магистратуры в области математических наук Опыт высокого качества работы в общем образовании с соответствующей аттестацией Педагогическая ординатура Математическая или педагогическая аспирантура, защита кандидатской диссертации. Необходимо участие педагогов математических кафедр, готовящих учителей, в образовательном процессе общего образования (в частности, в экспертизе экзаменационных заданий.

Cлайд 17

Резюме ключевых идей Краткое перечисление ключевых идей Концепции: Математика, как национальная идея и конкурентное преимущество России. Математическая компетентность каждого гражданина и каждого профессионала. Профессионально‐общественная активность математиков. Математика – решение новых интересных задач, использующее точные правила. Математическая деятельность как ключевой элемент всей системы математического образования. Применение ИКТ в математическом образовании, как основа для опережения на мировом уровне.

Cлайд 18

Резюме ключевых идей Взаимная необходимость всех сегментов, слоев и уровней математического образования (от взаимного обучения мировых математических лидеров до дошкольников, их воспитателей и родителей). Особая поддержка школ – лидеров: в профессиональной математике, в образовании детей. Оценка качества работы педагога и школы по приращению математической компетентности, а не только по абсолютному уровню выпускников и педагогов. «Нет детей, не способных к математике». Системное решение проблемы качества педагогов‐математиков: отбор, деятельностная подготовка, аттестация, трудоустройство