Кикимора. кикимора болотная — кто она

В славянской миологии существовало много необычных поверий и фантастических персонажей, легенды о которых до сих пор передаются из уст в уста. Так, до сих пор мы с легкостью объясняем, кто такие и водяной, и , ведьмак и кикимора. Трактовка каждого персонажа предполагает глубинный подтекст, уходящий корнями в древние времена.

История создания

История кикимор и биография рода берет начало в дремучих временах. Кикимора олицетворяет дух ночных кошмаров. Происхождение восточнославянского персонажа объясняется мифологией. По народным поверьям, это существо обитает в жилищах у славян и приносит всевозможный вред. Существует две вариации появления имени героини. По первому она звалась «шишимора». «Шиш» соответствовало нечисти, а «мора» – богине Морене. В другом объяснении «кики» расшифровывается как «горбатая».

Олицетворение нечистой силы, кикимора не имела друзей и ни с кем не общалась. У нее не было своего жилья, поэтому существо обитало в доме, где живет простой крестьянин. Кикимора не имела родственников и была неприкаянной. Сказки на вопрос, где живет существо в доме, отвечают, что она предпочитала располагаться за печкой. О своем присутствии она сообщала стуком, свистом, падением предметов и другими неприятными выходками.


Бытовало мнение, что в кикимор превращаются нелюбимые дети, а также маленькие некрещеные утопленницы. Кикиморы появлялись в результате романтического союза вдов и дев с огненным змием в обличии прекрасного царевича.

Древние славяне верили, что плотники и печники призывали кикимору, используя специальную куклу. Запрятав ее между стенами домов, мастера могли произнести заклинание, тем самым призвав бестию в дом. Поэтому мастерам всегда исправно платили за работу.

Жители Урала верили, что дети, пропавшие на болотах, были украдены кикиморами болотными. Они якобы обвивали ребенка веревками, затягивая в топи. Большинство деревенских легенд и баек, связанных с пропажей детей на болотах, повествовали о кикиморах. Мистические персонажи лишали своих жертв памяти и здравого сознания.

В славянской мифологии


Мифология предлагает множество объяснений появления образа болотной кикиморы. Самым правдоподобным является изображение невинных девиц, утонувших в грязной трясине болота. Некоторые байки описывали кикимору как жену . Выйдя замуж за этого персонажа, странное существо обретало возможность проживания в человеческих домах. Если же ее избранником становился леший, то болото навеки оставалось ее родным домом.

По легендам и преданиям кикимора была отрицательным персонажем с негативной энергетикой, направляемой на хозяйку жилища. Мифическое создание мешало вести домашнюю работу и налаживать быт. Кикиморы плели нити в обратную сторону и постоянно находились в движении, поэтому путали любую женскую работу. Помимо жилого пространства, существа избирали для поселения другие места. Им нравились хлева и бани, курятники и кабаки. Главным ориентиром для кикимор становились места скопления негатива. Поэтому чудовища выбирали грязные углы, где лежали старые ненужные вещи.


Изображение кикиморы было составлено благодаря народным поверьям, описывавшим внешность существа. Обычно ее представляли старой и страшной женщиной, горбатой, с всклокоченными волосами. Костюм был собран из старых обносков и лохмотьев. Голову венчал кокошник. У героини было худощавое телосложение. Ветер легко переносил бы ее с места на место.

Экранизации

Многосерийный мультфильм «Глаша и кикимора» – известный анимационный проект, рассказывающий о жизни фантастический вымышленных существ. Работа над ним велась с 1978 по 1995 год.

В 2011 году на большие экраны вышел художественный фильм «Кикимора, которая смеется», повествующий о психологических основах строения личности. Актриса Анна Троянская сыграла главную роль в ленте. Фото исполнительницы было использовано при оформлении афиш для проката картины.


Персонаж фигурировал и в мультипликационном проекте 2013 года «Как поймать перо Жар-птицы».

Несмотря на малое количество медиа-ресурсов, рассказывающих о фантастическом существе, оно входило в число популярных мифологических образов, воспеваемых славянами. Композитор Анатолий Лядов в 1909 году написал симфонию под названием «Кикимора».

  • Болотные и домашние кикиморы отмечают день рождения в марте. Праздник, посвященный богине Маре (Море), приходится на 2 марта. Считается, что в этот день наступает весна. В этот день наши предки проводили ритуалы, чтобы задобрить божество. Первым ритуалом становилась генеральная уборка. Старой метлой выметали сор из дома, а затем сжигали ее. Ненужную одежду и посуду выкидывали со двора или оставляли на дороге.
  • Изгнать кикимору можно было, призвав на помощь батюшку и обработав дом церковным ладаном. Чтобы сберечь дом и хозяйство, крестьяне окропляли животных, урожай и строения, делая мистические заговоры.

Кикимора домовая – богиня сновидений и иллюзий, дивная чародейка ночей, хранительница тайн славянского рода, первая помощница Макоши – богини Судьбы….

У незримой высоты снова встретят на дороге.

Мокошь их опять зовет на заснеженной поляне,

Дева дивная встает, пусть заманит, не обманет.

Мы за ней идем туда, в сказку века золотого,

И последняя звезда освещает путь наш снова.

На болоте и в лесу, в каждом доме вместе с нами,

Тайну знания несут, нашими владеют снами.

О, Кикимора моя, будь со мною откровенна,

Где-то там, в огне сгоря, ты восстанешь непременно.

Птица сказочная снов, снова будешь где-то рядом,

Дев, зверюшек и котов, обижать нам всем не надо,

Кто бы знал, какая мощь, скрыта в них, какая сила.

И опять спешит помочь нам Кикимора красивая.

Если спят богини там, за неведомым болотом,

То шагает по следам, у нее всегда заботы.

Не забыты мы в глуши, там, где капищ нет в помине

Девы, ангелы, коты, нас с тобою не покинут.

Как хранители в тиши, нет, они нас не оставят.

И Кикиморы в глуши снова этим миром правят.

Девы, ангелы, коты, в мире, где заснули бог

У незримой высоты снова встретят на дороге. (Любовь Сушко)

Кикимора (шишимора, суседка, мара) — персонаж восточнославянской мифологии, один из видов злого духа - домового-женщины (жена домового). Кикимора в облике карлика или маленькой женщины, с маленькой как напёрсток головой и телом тонким, как соломинка. Несмотря на свое убожество, видит она далеко по поднебесью, скоро бегает по земле, пробирается в жилище и поселяется и живёт в доме за печью, занимается прядением и тканьём, а также проказит по ночам, например, рвёт или путает нитки и пряжу. Кикимора может вредить домашним животным, в частности курам, выщипывая у них все перья, бросает и бьёт посуду, мешает спать, шумит по ночам. Избавиться от кикиморы чрезвычайно трудно. Оберегом от неё служит «куриный бог» — камень с естественным отверстием или горлышко разбитого кувшина с лоскутом кумача, которое вешали над насестом, чтобы кикимора не мучила кур, а также можжевельник, пояском из которого обвязывали солонки.

Можно все в избе перемыть настойкой горького корня папоротника: кикимора его очень любит и за угождение может всех оставить в покое.

Но самое лучшее и надежное - призвать на Герасима-грачевника (4/17 марта) знахаря, и особыми, потайными заговорами изгнать непрошеную гостью.

Весьма помогает комок верблюжьей шерсти с ладаном, подложенной под шесток с присловьем: «Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее, а не то задерут тебя каменными прутьями, сожгут огнем-полымем, зальют черной смолою!»

Боятся кикиморы медведей, и в прошлом часто сергачей (медвежьих поводырей) нарочно приглашали для отпугивания этой нечисти.

Считается, что кикиморами становятся младенцы, умершие некрещеными. Крестьяне верят, что кикимору могут «напустить» при строительстве дома плотники или печники, желающие по какой-либо причине навредить хозяевам. Для этого мастера делали из щепок и тряпок фигурку «кикиморы» и закладывали её под матицу (главную балку) или в переднем углу дома. Сейчас считается, что кикимора - это жертва аборта женщины - сколько абортов сделала женщина, столько кикимор она и породила. В момент смерти женщины все её кикиморы приходят к ней, чтобы увлечь её душу в адские миры. Кикимора - проявление злого духа Мары (Кики-Мара). Мара — это общеиндоевропейское имя ночного демона, насылающего наваждения и страшные сны (отсюда "кош-мар"). В европейских легендах Мара садится на грудь спящего, вызывая удушье. Кикимора схожа с мокушей — злым духом, продолжающим образ славянской богини Мокоши.

Кикимора болотная (лесная)

Жена лешего (лешачиха, лопаста), которая живёт в лесу или болоте (кикимора болотная, кикимора лесная). Описывается в образе маленькой сгорбленной безобразной старухи, одетой в лохмотья, неряшливой и чудаковатой. Обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полешко. Присутствие кикиморы в доме можно было легко определить по мокрым следам.

Кикимора болотная - любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Но людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом. Маленькая женщина, путающая пряжу и ворующая маленьких детей, затаскивает зазевавшихся путников в трясину, где она и обитает.

Её иногда изображали и красавицей. Глаза — зеленее некуда. Причёска — не прикопаешься. Пышная грива изумрудных волос, с аккуратно вплетёнными цветами и ягодами. Лягушачья грация в движениях рук. Весёлый незлобивый характер. Она обожала играть, балуясь. передразнивала всех подряд соседей. С самого утра на болоте был слышен её заливистый смешок вперемешку с голосами птиц и лягушек. Подражала их голосам виртуозно, поэтому ее и путали постоянно с кем-то.

....Она выходит в этот час опять,

Когда русалки в полночь отдыхают,

Природу дивным танцем чаровать…

Куриный бог

Прочие предметы

(кикимара, шишимора, шишимара, суседка, мара ) - восточнославянский женский мифологический персонаж, обитающий в жилище человека, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям.

Происхождение имени

По мнению С. Максимова, слово кикимора является двусоставным: кик и мор .

  • «кик» - птичий крик;
  • «мор» - мрачность, темнота, туман, призрак.

Альтернативное прозвище - «шишимора» есть затабуированное название кикиморы, так «шишами» называли нечистую силу. Есть теория, что оно восходит к глаголам русского диалектного происхождения «шишить, шишать» - «копошиться, шевелиться, делать украдкой».

Мифологический образ

Согласно славянским поверьям, кикиморы поселяются в помещениях, если под ними был зарыт «неправильный» покойник: труп ребёнка, повешенный или неотпетый покойник, также в доме, где по какой-либо причине умер ребёнок. Известны поверья о кикиморах как детях, похищенных или обмененных нечистой силой. Иногда считалось, что кикиморы появляются от любовной связи девушек с нечистым в образе огненного змея. Может быть наслана колдуном.

Считалось что кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляться в виде оставленного на дороге ребёнка; подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. Её представляли по-разному: как хозяйку избы, жену домового или лешего. Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полено. Присутствие её в доме определяли по мокрым следам. считалось что защититься от кикиморы можно молитвой или же, наоборот, бранью.

Любимое занятие кикимор - тканье и пряжа. В ночь под Рождество они треплют и жгут кудель, оставленную без молитвы рассеянными пряхами на прялках. Эта особенность в занятиях кикиморы роднит ей с языческой богиней Мокошью, влияние культа которой, вероятно, оставило свой след в образе этого домашнего духа. Изредка кикимору даже считали женской помощницей в выпечке хлеба, мытье посуды, по уходу за скотиной и в убаюкивании детей.

В Вологодской губернии считали, что кикиморы во время Святок рожают своих детей-шуликунов. Шуликуны вылетвют из дома через трубу на улицу, где находятся до Крещения.

Считалось, что кикимору можно увидеть перед особыми событиями, значимыми для членов семьи, часто на пороге. Если она плачет или громко стучит коклюшками для кружевного плетения, это предвещает беду, если прядёт, то следовало ожидать чью-то смерть. Если вопросить кикимору, то та может ответить стуком.

Пойманную кикимору можно было превратить в человека, если выстричь на её темени волосы в виде креста. Однако навсегда останется какой-либо напоминающий о прошлом недостаток: заикание, сутулость, слабый ум.

В образе кикиморы мы имеем остаток какого-то низшего божества древних славян. Вера в них, вероятно, находится в связи с культом душ усопших предков. Некоторые отожествляют кикимору с французским духом cauchemar.

Внешний вид и описание

Народ представлял себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище - тонкое, как соломинка. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние, не носят ни одежды, ни обуви - это вечно юные девочки, маленькие и неугомонные. По другим поверьям, кикимора похожа на маленькую скрюченную и безобразную старушку, одетую в рваные лохмотья, смешную и неряшливую, которая боится, что её унесёт ветром, а потому не покидает дом. Изредка кикимору представляли в облике мужчины. Изредка в облике девы с распущенными волосами или длинной косой, совсем неодетой или в одноцветной рубахе. Изредка - в облике замужней женщины в повойнике. Существовали поверья, что кикимора показывалась похожей на собаку, свинью, утку, а также подобной зайцу, хомяку.

Занятия и образ жизни

Кикиморы обычно живут за печкой, под полом, в курятнике, в хлеву, на чердаке. Могут также обитать в заброшенных строениях, во дворе, в бане, на гумнах, даже в кабаке. Днём от людей прячутся, активны ночью, порой надоедают хозяевам шумом и вознёй. В тихие ночи бывает слышно, как они подпрыгивают, прядут и сучат нитки. Могут допрясть оставленную пряжу, вот только не слева направо, а наоборот, но чаще обрывают и мусолят нити, жгут кудель, запутывают шерсть, которая была брошена без благословения. Шьют плохо, стёжки кикиморы - неравномерные, неровные: «От кикиморы рубахи не дождёшься» (русская пословица).

Проделки кикиморы

Согласно поверьям, кикиморы являются постоянным источником неприятностей, появляясь в доме творят мелкие пакости: мешают спать шуршанием, воем, писком, плачем, разбивают посуду, сбрасывают одежду, загоняют по ночам лошадей, стригут перья у кур и шерсть у овец:

Иногда в припадке шаловливости кикиморы, подобно домовым, наваливаются на хозяев и душат их по ночам, могут дёргать за волосы. Была популярна следующая быличка:

Одна из проделок кикиморы описана в романе Алексея Толстого «Хождение по мукам»:

Текстологический анализ показывает, что А. Н. Толстой использовал протоколы реальных допросов Тайной канцелярии. На их основе можно заключить, что кикимора была замечена в 1722 году и, следовательно, является старейшей зафиксированной в Санкт-Петербурге нечистью.

Магия предметов, связанных с кикиморой

Куколки-кикиморы

Существовало поверье, что кикимор насылают на хозяев печники или плотники, недовольные или обиженные при расчёте за постройку. Сделанная из щепок или сшитая из тряпочек куколка, изображающая собой кикимору, закладывается где-либо в доме, часто между брёвен или балок, после чего в доме появляется «насаженная кикимора», насылающая на хозяев всевозможные наваждения: им показываются то заяц, то поросенок, то собака, то бык, мерещатся песни-пляски, сами собой открываются двери.

Чтобы прекратить бесчинства кикиморы, следовало найти и сжечь подкинутую куколку. Или выбросить её в отдалённой местности.

Куриный бог

Универсальным оберегом от кикиморы считался « куриный бог » - чёрный камень величиною с гусиное яйцо и с отверстием природного происхождения, целое горлышко от разбитого кувшина или поношенный лапоть. «Куриный бог» на Вологодчине также называли «кикиморой одноглазым» . 2 (15) января, в «Сильвестров день», его вешали за нитку на стене курятника, чтобы уберечь кур от домовых и кикимор.

Прочие предметы

Считалось что кикимора не любит можжевельник, из веточек которого делали оплетение для солонки, чтобы кикимора не таскала соль. Настоем из папоротникаомывали горшки и другую посуду, чтобы кикимора их не трогала. В одном лечебнике XVIII столетия для избавления от кикиморы предлагалось положить в доме верблюжью шерсть с ладаном.

Кикимора в народном календаре

По некоторым местным поверьям, кикимора до Святок живёт на улице или на гумне, а потом уходит неведомо куда. В Вологодской губернии считали, что на Святках кикимора рожает детей. Новорождённые вылетают в трубу на улицу, где и живут до Крещения, это - шулыканы (шушканы). В святочные гулянья старухи изображали «шишимор»: надевали рваную одежду и с длинной заостренной палкой садились на полати, свесив ног и с бруса и, поставив прялку меж ног, пряли. Девушки, смеясь, хватали их за ноги, а «кикимора» отбивалась от них палкой. Иногда же кикимору изображал парень, одетый в старушечьи лохмотья и с глиняным горшком на голове, заменяющим кокошник. После того, как горшок разбивали, «кикимора» превращалась в обычного парня.

Святая Мариамна, чей день памяти отмечается церковью 17 февраля (2 марта) , в народе нарекалась Маремьяной-Кикиморой и нередко отмечалась на день раньше - 16 февраля (1 марта). «В Малороссии явно таскают по улицам при встрече весны (1 марта) с пением веснянок чучело, называемое марой или мареной».

4 (17) марта, в день «Герасима Грачевника», кикимору можно было выжить из дома, в эту пору они становятся смирными. Для изгнания кикиморы пользовались заговором: «Ах ты, гой еси, кикимора домовая, выходи из горюнина дома скорее!»

Славянская мифология богата разнообразными мелкими духами, поведение которых неоднозначно. Кикимора или шишимора - это слабая нечисть, которая любит приносить людям неприятности. В большинстве случаев с ней легко справиться с помощью оберегов и молитв. Однако, одна из ее разновидностей - кикимора болотная, представляет серьезную опасность для человека. Она заманивает путника в трясину и съедает его.

С кикиморой легко справиться при помощи молитв

Основная характеристика существа

Кикимора - персонаж , который может быть как хорошим, так и плохим. Множество противоречивых легенд не вносят ясности в ее образ. Только в середине XIX в. исследователям удалось структурировать разрозненные сведения об этом существе.

Особенности имени

Филологи рассматривают слово «кикимора» как составное. У него выделяют две части «кик-» и «мора».

Часть «кик-» имеет значения:

  • возводится к древнему балто-славянскому корню «кик-/кык-/кук-», что значит - горбатость, скрученность;
  • производное от глагола «кыкать» - кричать, завывать;
  • от праиндоевропейского слова «кукан» - болотный дух.

Вторая часть «мора» тоже имеет несколько значений:

  • производное от самостоятельного слова «мора/мара», обозначающее женских демонов;
  • однокоренное со словом «моръ» - смерть или то, что несет ее;
  • восходит к праиндоевропейскому корню «ма-» - махать руками, кивать головой, морочить, обманывать;
  • или что первоначально означало болото и стоячую воду.

Можно встретить написание слова «кикимора» как «шишимора». Это тот же самый дух, но его название является производным от русского диалекта:

  • шишить/шишать - копошиться, незаметно что-то делать;
  • шиш, шишига - название мелкой нечистой болотной или лесной силы.

Однако точно определить его конкретное значение из-за большого количества вариантов нельзя.

Классификация

Как и другая нечистая сила, она имеет несколько разновидностей. В зависимости от места жительства существуют:

  1. Лесная шишимора. Обитает преимущественно на лесных опушках, но может заглядывать и в дома людей.
  2. Болотная. Родина таких существ - болота или любые водоемы со стоячей водой. Покидает свое убежище по ночам и свободно разгуливает, где захочет.
  3. Домашняя. Селится в жилищах людей или в хозяйственных постройках.

Лесная

Одна из разновидностей кикимор носит название лесной благодаря своему месту жительства. По поверьям - это маленький злобный дух, который обитает в корнях и больших дуплах деревьев.

Как и прочие кикиморы, лесная любит по ночам пугать заблудших путников. Она скрипит ветками, завывает страшными голосами и насылает мороки. Однако, если человек будет добр и учтив к ней, она поможет ему найти верную тропинку из леса и оградит от прочей нечисти.

Некоторые исследователи славянского фольклора находят легенды, по которым лесная шишимора считалась женой лешего.

Болотная

Кикимора болотная - самый страшный и злобный представитель шишимор. Эти духи не помогали, а только губили людей. Своими криками пугали путников и заставляли их сходить с тропы, а затем утягивали в трясину.

Считается близкой подругой лешего и женой водяного или болотника. Приходится матерью лесным созданиям - лисавкам, мелким незлобным духам, которые путают тропинки и пугают путников, но сильного вреда причинить не могут.

Согласно своему названию, проживает в болотах, но может селиться в зарослях камыша, в реках и озерах. Встречаются легенды, в которых упоминаются шишиморы, живущие в заброшенных колодцах.

Кикимора болотная — самая опасная разновидность

Домашняя

Существо, которое проживает в домах, построенных на местах с плохой энергетикой. Это может быть участок, где раньше располагалось кладбище или массово гибли люди.

Селяне верили, что неправильно похороненный человека, а особенно ребенок может вернуться в дом в образе шишиморы.

Кикимора домашняя - незлобный дух, который спит днем и шалит по ночам. Эти существа любят выполнять домашние дела, а особенно прясть и вышивать. Однако делают они это очень плохо, и хозяйкам приходиться все за ними переделывать.

Промышляют мелкими пакостями, любят пугать людей и насылать на них плохие сны. Но если они рассердятся на кого-то из членов семьи, то начинают приносить серьезные проблемы: ломать мебель, бить посуды, издеваться над домашней живностью.

История появления

Как появилась настоящая кикимора болотная или первая из рода неизвестно. Исследователи полагают, что это был ребенок одной из водяных богинь, который утонул в болоте или был похищен нечистью.

Согласно легендам, кикиморами становились только дети, которые умерли при определенных условиях или были связаны с темной силой при жизни.

Существуют такие варианты:

  • кикиморами становятся дети, которые покончили свою жизнь самоубийством;
  • некрещеные младенцы, мертворожденные или выкидыши, от которых избавлялись матери, топя их в болоте;
  • дети от связи земных женщин с огненным змеем;
  • похищенные темными силами младенцы;
  • дети, которых еще до рождения прокляли родители.

Внешний вид

То, как выглядит кикимора, зависит от ее места обитания. Некоторые представляют ее как старуху, другим видится она как красивая дева. Встречаются сказания, где она упоминается в виде химеры с человеческим туловищем и рыбьим хвостом.

Однако можно выделить обобщенные понятия, которые встречаются более часто при описании ее внешности:

  1. Маленький рост, который не превышает 50 см.
  2. Длинные, непослушные волосы, которые стоят дыбом. Обычно черного цвета иногда с зеленоватым оттенком.
  3. Худое, морщинистое тело и непропорционально длинные конечности.
  4. Узловатые и скрюченные пальцы.
  5. Лапы мохнатые, что позволяет ей быстро и бесшумно передвигаться.
  6. Большие глаза и длинный нос.

В зависимости от места жительства она может носить разные одежды.

Лесная одета в кору деревьев и в листья. На голове может быть венок из засохших цветов или шляпка гриба. За спиной она носит короб, куда собирает шишки, ядовитые грибы и ягоды. Их она любит подкладывать в лукошко людей, когда они этого не видят.

Домашняя выглядит более опрятно. Она носит простую рубаху белого или серого цвета, на голову может повязать платок. Если она сердится на хозяев, то предстает перед ними в образе старухи в рваном грязном платье.

Легенды по-разному описывают то, как выглядит кикимора болотная. Однако большинство источников утверждают, что это создание страшнее, чем его родственницы. От длительного пребывания в воде нечисть вся покрывается тиной и приобретает характерный болотный запах. Кожа у нее зеленая и покрыта большим количеством бородавок. Одеждами ей служит мох и водоросли. Часто она украшает свои волосы рыбными костями и водяными цветами.

Кикимора домашняя может выглядеть как неопрятная старуха

Способности

Шишимора любого вида обладает рядом сверхъестественных умений. К ним относятся:

  1. Умение становиться невидимой. В таком виде кикиморы проводят большую часть времени.
  2. Быстро перемещаются. Человеческий глаз не способен отследить скорость их движения.
  3. Способность видеть людские страхи.
  4. Могут создавать иллюзии и насылать кошмары.
  5. Умеют превращаться в животных и птиц.
  6. Обладают отличным зрением. Могут видеть на большие расстояния и через предметы.
  7. У них есть необыкновенный голос, с помощью которого они могут заманивать неосторожных людей.

Борьба с кикиморой

В зависимости от вида шишиморы люди разработали несколько ритуалов, чтобы задобрить разбушевавшееся существо или прогнать его.

Лесной и болотной

Одолеть нечисть, которая жила в лесу или на болоте, помогали ведунские или волховские заговоры.

Применяли также множество оберегов, которых боялась кикимора болотная:

  1. Куриный бог - камень с дыркой по центру.
  2. Холщевые ладанки, в которых хранили можжевельник или засушенную плакун-траву.
  3. или обычные деревянные, предварительно вымоченные в отваре папоротника.
  4. Путешественники носили с собой святую воду и соль, с помощью которой отбивались от расшалившейся кикиморы.
  5. Также оберегами служили пучки засушенной полыни, которые носили с собой и раскладывали в укромных уголках в доме.

Люди верили, что с помощью даров можно вызвать мужей шишимор - лешего или водяного - и попросить их угомонить своих жен.

Домашней

Способы борьбы с домашним видом кикимор отличаются в зависимости от того, как она попала в дом.

Если она пришла сама - это знак, что не все благополучно в семье и хозяйстве. Чтобы она не приносила проблем, нужно было окропить каждый угол дома святой водой, выкинуть старые и поломанные вещи, поддерживать в семье атмосферу духовности и чистоты.

Если же ее наслали колдуны или завистливые люди, то изгнать ее непросто. Необходимо найти источник ее силы. Обычно им выступала маленькая кукла, которую закапывали недалеко от порога дома или на тропе, ведущей к нему. Куклу необходимо было посыпать солью и сжечь на открытом огне.

Естественные враги злобного духа

Врагами кикимор являются домашние животные: кошки, собаки и петухи. Если они смогут приструнить разбушевавшееся существо, то шишимора признавала поражение и вела себя смирно, а то и вовсе покидала дом.

Но если верх одерживала она, то домашнему скоту приходилось постоянно терпеть ее нападки. В таком случае приструнить ее можно было только специальным обрядом.

Петух — природный враг кикиморы

Прототипы в других культурах

В мифологии других народов встречаются упоминания о существах, похожих на кикимор.

  1. Болотница - сестра русалки, которая живет в болоте. Обладает прекрасной внешностью и чарующим голосом, благодаря чему заманивает людей в болота.
  2. Элеиномы - в древнегреческой мифологии болот.
  3. Тими - существа, которые живут в лесах или водоемах. Они похожи на людей, но внешность у них обезображенная многочисленными морщинами и бородавками.
  4. Очертянык - в украинском фольклоре болотный дух, который заманивает неосторожных путников в трясину.
  5. Лойма - кикимора болотная в белорусской мифологии, коварный дух болот только женского пола.

Кикимора (кикимара, шишимора, шишимара, суседка, мара и т. д.) — преимущественно отрицательный персонаж славянской мифологии, один из видов домового.

Кикиморы бывают разного происхождения:

  • это младенцы, умершие некрещеными, мертворожденные, недоноски, выкидыши, уродцы без рук и без ног
  • дети от порочной связи с огненным змеем;
  • дети, проклятые своими родителями и потому похищенные или обмененные нечистой силой.

Кикиморы как правило поселяются в помещениях, если под ними был зарыт труп ребёнка, повешенный или неотпетый покойник, также в доме, где по какой-либо причине умерло дитя. Может быть наслана колдуном.

Кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляются в виде покинутого на пути ребенка; подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. Её представляли по-разному: как хозяйку избы, жену домового или лешего. Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное поленце. Присутствие её в доме можно было легко определить по мокрым следам. От кикиморы можно было защититься словом молитвы, призыванием имени Божьего или же, наоборот, бранью.

Любимое занятие кикимор — тканье и пряжа. В ночь под Рождество они треплют и жгут кудель, оставленную без молитвы рассеянными пряхами на прялках. Эта особенность в занятиях кикиморы роднит ей с языческой богиней Мокошью, влияние культа которой, вероятно, оставило свой след в образе этого домашнего духа. Изредка кикимору даже считали женской помощницей в выпечке хлеба, мытье посуды, по уходу за скотиной и в убаюкивании детей.

Считалось, что кикимору можно увидеть перед особыми событиями, значимыми для членов семьи, часто на пороге. Если она плачет или громко стучит коклюшками для кружевного плетения, это предвещает беду, если прядёт, то следовало ожидать чью-то смерть. Если вопросить кикимору, то та может ответить стуком.

Пойманную кикимору можно было превратить в человека, если выстричь на её темени волосы в виде креста. Однако навсегда останется какой-либо напоминающий о прошлом недостаток: заикание, сутулость, слабый ум.

В лице кикиморы мы имеем остаток какого-то низшего божества древних славян. Вера в них, вероятно, находится в связи с культом душ усопших предков.

Описание

Народ представляет себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище — тонкое, как соломинка. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние, не носят ни одежды, ни обуви — это вечно юные девочки, маленькие и неугомонные. По другим описаниям, кикимора похожа на маленькую скрюченную и безобразную старушку, одетую в рваные лохмотья, смешную и неряшливую, которая боится что её унесёт ветром, а потому не покидает дом. Изредка кикимору представляли в облике мужчины. Изредка в облике девы с распущенными волосами или длинной косой, совсем неодетой или в одноцветной рубахе. Изредка — в облике замужней женщины в повойнике. Есть поверья, что кикимора показывалась похожей на собаку, свинью, утку, а также подобной зайцу, хомяку.

По сродству с домовыми духами, кикиморы обычно живут за печкой, под полом, на чердаке. Могут также обитать в заброшенных строениях, во дворе, в бане, в хлеву, на гумнах, в курятнике; даже — в кабаке. Днём от людей прячется, активна ночью, порой надоедают хозяевам шумом и вознёй. В тихие ночи бывает слышно, как они подпрыгивают, прядут и сучат нитки. Может допрясть оставленную пряжу, вот только не слева направо, а наоборот, но чаще обрывает и мусолит нити, жжет кудель, запутывает шерсть, которая была брошена без благословения. Шьёт плохо, стежки кикиморы — неравномерные, неровные:

«От кикиморы рубахи не дождешься»

(русская пословица)

Появляясь в доме, кикиморы являются постоянным источником неприятностей, творят мелкие пакости: мешают спать шуршанием, воем, писком, плачем, разбивают посуду, кидают из подполья луковицы, сбрасывают одежду, загоняют по ночам лошадей, стригут перья у кур и шерсть у овец:

Появляясь в доме, кикиморы являются постоянным источником неприятностей, творят мелкие пакости: мешают спать шуршанием, воем, писком, плачем, разбивают посуду, кидают из подполья луковицы, сбрасывают одежду, загоняют по ночам лошадей, стригут перья у кур и шерсть у овец:

У одного хозяина кикимора сильно мучила овец, выстригала у них шерсть, и как ни старались избавиться от нее, ничего не выходило. Тогда хозяева решили переехать в другую деревню. Надеялись, что кикимора на старом месте останется. Как вещи на подводу уложили, хозяин спрашивает: «Все взяли из дома?» А с подводы раздался тоненький голос: «Все ли вы взяли, не знаю, а я свои ножницы взяла!»

Иногда в припадке шаловливости кикиморы, подобно домовым, наваливаются на хозяев и душат их по ночам, могут дергать за волосы. Была популярна следующая быличка:

В одной избе завелась кикимора, она ходила целые ночи по полу и сильно топала ногами. Потом она стала греметь посудой и бить плошки. Хозяевам пришлось уехать из этого дома, и он остался в запустении. Через некоторое время там поселились цыгане с медведем. Кикимора, не зная, с кем связалась, набросилась на медведя, но тот сильно помял ее. Кикимора убежала из этого дома. Когда хозяева узнали, что в доме перестало «пугать», они вернулись туда. Через месяц подошла к дому кикимора в образе обычной женщины и спросила у детей: — Ушла ли от вас большая кошка? — Кошка жива и котят принесла, — ответили ей: ребята. Кикимора пошла обратно, бормоча на ходу: «теперь совсем беда, зла была кошка, а с котятами к ней вообще не подступишься».