Михаил ширвиндт ведущий. Михаил Ширвиндт: биография

Наш сегодняшний герой – Александр Ширвиндт. Его пик популярности пришелся на то время, когда еще существовало СССР. Самой известной работой актера является роль в популярнейшей советской кинокартине «Ирония Судьбы». Не считая «Иронии», у Александра большое количество ролей в кинофильмах того времени.

К тому же, он очень востребован на театральной сцене, где у него также больше ста различных ролей, которые он играл в самых известных театрах Москвы. Обладатель звания Народного Артиста РСФСР за 1989 год. Нельзя не упомянуть театральный постановки, в которых он выступал в качестве режиссера и сценариста.

Рост, вес, возраст. Сколько лет Александру Ширвиндту

Многих поклонниц того времени интересовали некоторые внешние данные известного актера, такие рост, вес, возраст. Сколько лет Александру Ширвиндту – также интересующий многих вопрос по сей день. Итак, владея некоторыми биографическими данными можно сказать, что на данный момент, рост Александра составляет примерно 182 сантиметра. Вес же равен приблизительно 92 килограмма. Родился Народный Артист РСФСР в 1934 году, а значит, на данный момент ему 82 года.

Биография Александра Ширвиндта

Биография Александра Ширвиндта берет свое начало в столице СССР, Москве. Появился на свет он в июле 1934 года. С детства, актера окружало все, связанное с музыкой и творчеством. В доме его семьи частыми гостями были различные композиторы и писатели.

Большую часть он проводил с бабушкой, которая занималась его воспитанием. Это связано с тем, что родители часто находились на гастролях и заезжали домой на короткий промежуток времени.

Начальная школа находилась в городе Чердынь. Остальное обучение в школе проходило на родине, в Москве. Он заканчивает одну из самых «аристократичных» школ, которые заканчивали известные люди, к примеру, С. Хрущев.

Попутно, Александр обучается в музыкальной школе. Однако это длилось не долго, т.к. было понятно, что музыка привлекает слабо. Нельзя не упомянуть обучение в танцевальной школе. С детства Александр понял для себя, что в дальнейшем по жизни хочет связать свою судьбу с кино и театром.

После школы, актер поступает в известное театральное училище им. Щукина. Многие преподаватели сразу замечали талант Александра и предсказывали большую актерскую карьеру. Обучение давалось легко, и защитив дипломную работу, на которой играл роль в театральной постановке, заканчивают «Щуку» на отлично.

Затем, он приходит на «Мосфильм». Тут ему дают второстепенные роли. Тем не менее, на вырученные средства он покупает себе автомашину.

Со временем, он сам начинает ставить спектакли. На его счету большое количество талантливых театральных постановок.

Затем, начинается его кинокарьера. Одна из самых известных работ в ней – это «Ирония Судьбы», которая приносит ему большую популярность среди телезрителей СССР.

После, Александр написал несколько сборников. Одна из самых известных в читательских кругах работ – книга Александра Ширвиндта «Склероз рассеянный по жизни».

Личная жизнь Александра Ширвиндта

Личная жизнь Александра Ширвиндта не насыщена большим количеством романов и «похождений». Со своей женой он познакомился еще в 1950-х годах. Познакомились они в одном из дачных поселков. Самого Александра привлекло хозяйство Натальи, в котором была корова, а актер без ума от домашнего молока. Но, она была продана, чтобы оплатить свадьбу и по злому року, Александру так и не получилось выпить молока.

После регистрации брака, супруги жили на Котельнической набережной, популярной среди многих знаменитостей того времени.

В 1958 году у них рождается сын Миша, который продолжает творческий путь отца.

Семья Александра Ширвиндта

Семья Александра Ширвиндта была очень тесно связана с искусством. Отец Анатолий был учителем музыке в классе скрипки. Был участником оркестра Большого Театра. После этого он уходит работать в музыкальный техникум.

Мама Раиса работала в Московской консерватории. Она составляла программу концертов, в частности, для коммунистической партии.

Родственники Александра были неразрывно связаны с медициной. Его дедушка работал в больнице, где был на хорошем счету. Дядя также был врачом в инфекционном отделении. Имеет звание старшего научного сотрудника.

Сын Александра Ширвиндта – Михаил

От первого и последнего брака у актера есть ребенок. Сын Александр Ширвиндта – Михаил родился в 1958 году. Пошел по стопам своего отца, и стал телеведущим и продюсером. Обучался в трех школах, из которых его отчисляли за неуспеваемость или плохое поведение.

В 1975 году начинает обучение в «Щуке», но спустя 2 курса был отчислен за суровый проступок – надругательство над флагом. Затем работает в театре, где знакомится со своей женой.

С 1992 года работает на телевидении, в различных телепередачах – «Лото-Миллион», «Дог-шоу» и т.д.

Жена Александра Ширвиндта – Наталья Белоусова

Жена Александра Ширвиндта – Наталья Белоусова в советское время работала архитектором. Появилась на свет в 1935 году. Приходится племянницей химику Б. Белоусову. Познакомились они в 1955 году, и через 3 годы сыграли свадьбу. Кстати, стоит отметить, что семья Натальи тоже прочно связана с архитектурным делом.

На её счету большое количество театров и санаториев, которые повсеместно строились в советское время. В 1958 году у них рождается сын, а в 81-м внук, которого назвали Андрей.

Инстаграм и Википедия Александра Ширвиндта

Инстаграм и Википедия Александра Ширвиндта содержит большое количество информации о жизни, карьере и свободном времени актера. Известно пристрастье Александра – рыбалка, фотографии с которой часто всплывают в социальной сети. Нельзя не упомянуть любительскую игру на скрипке. Кстати, неотъемлемой частью образа Александра Ширвиндта является трубка, с которой он часто появляется в телешоу или посещает другие заведения.

В инстаграме есть достаточное количество фотографий со всей многочисленной семьей, с которой актер любит проводить свободное время. По совместительству, он числится как руководитель Театра Сатиры. Кстати, стоит упомянуть любимую футбольную команду Александра Ширвиндта – «Торпедо».

В 2016 году он был приглашен на телепередачу «Вечерний Ургант», где рассказал подробности своей свежей постановки.

Жизнь артистических семей представляется полной чудес, волшебных встреч и высоких отношений. «Временами Мишу и на улицу было вывести некому: бабка слепая, мать в больнице, а папаша валяется пьяный…» - так живописует счастливое детство сына Александр Ширвиндт .

Отец: Когда-то, в стародавние времена, прабабушка сына моего, Михаила Александровича, когда у нее родился очередной ребенок, написала письмо Толстому: «Лев Николаевич, вы - мудрец, дайте совет.

Моему ребенку месяц: как правильно его воспитывать?» Писатель ответил: «Во-первых, вы опоздали на месяц, а во-вторых, будь совершенна сама, будут совершенны и дети, тогда и воспитывать не надо будет…» И я с ним полностью согласен. Если говорить серьезно, я верю только в генетику и совершенно не верю в воспитание. Воспитание - придуманная формация, человеческая личность не воспитывается. Можно держать ребенка в строгости или баловать, лупить его или с ним нежничать, образовывать по всем направлениям, но все равно рано или поздно, в том или ином качестве, вылезут гены. И чем воспитанней, образованней, чем больше с детства скрупулезно выстроенный ребенок, тем непредсказуемей дальнейшая катастрофа. А если не вмешиваться, пустить это дело на самотек, все-таки есть надежда, что пронесет… - Трудно поверить, что вы с Наталией Николаевной занимали в этом вопросе позицию наблюдателей.

Хоть какие-то действия по части воспитания сына предпринимали?

Сын: (С улыбкой.) Ну да, а как же? Били.

- Чем?!

Отец: (Невозмутимо.) Да всем чем ни попадя. Что под рукой оказывалось. Как правило, попадались оглобли или заводная ручка от нашего автомобиля «Победа». Пробежал сынок мимо - и… по шее его, чтобы знал и впредь думал, что делает…

Сын: И еще родители на меня всегда орали. Особенно отец. Я привык. Потом, став старше, понял, что орет он только на тех, кого любит.

Отец: Причем чем громче крик, тем сильнее чувство. С людьми же мне безразличными я тих и интеллигентен. А на сына мы орали осмысленно. От безысходности. Другого выхода не было. «Не надо, не надо, не надо!!!» - кричали любовно. Иногда взывали: «Прекрати! Когда ты, наконец, прекратишь?» И опять: «Не надо, не надо…» А так как он все время делал то, что не надо, то даже в период каких-то проблесков правильного поведения все равно на всякий случай упреждали: «Не надо, не надо...»

- Михаил, а что вы такое вытворяли?

Отец: …типа утопания в реке, падения в водопроводный стояк-трубу, обожжения в костре, взрывания унитазов в школе химическими реактивами и бесконечных двоек по всем предметам…

- Вот у вашего сына неприятности в школе - набедокурил.

Вы шли разбираться, гасить конфликт?

Отец: Шла Наталия Николаевна. Раз шла, два шла, три… после чего подключался я и переводил его в другую школу. И как только в очередной школе нам начинали рассказывать о плохом поведении нашего ребенка или о том, что он с кем-то не сошелся характером, мы говорили: «Нет-нет, не продолжайте. Спасибо…» И забирали документы. К счастью, в Москве было много школ.

Сын: В итоге отдали меня в ту, что расположена возле Даниловского рынка, тогда как в то время мы уже жили на Котельнической набережной. Ясно, заботливые мама с папой думали о мальчике.

Удобно же: всего три пересадки, и я в школе!

Отец: А это потому, что ни в одну из ближних школ его уже не брали. Только у Даниловского рынка еще не знали всех масштабов катастрофы.

Сын: Скоро узнали. Около школы открылся один из первых в Советском Союзе магазин самообслуживания. Мы, шестиклассники, зашли туда и совершенно опупели. Как так: берешь, что тебе надо, и идешь. Фантастика!.. И вот я сказал своему другу, который впоследствии стал начальником УГРО: «Так здесь же можно все переть!» Он усомнился: «Заметут». Я говорю: «Не». Он: «Ну, слабо спереть что-нибудь, хоть сметану?» Я вдохновился: «Не слабо». - «Спорим?» - «Спорим!» Ударили по рукам. Я взял пачку сметаны, положил ее в шапку и все это - в портфель. Никто ничего не увидел.

Но зачем-то я еще засунул в карман сырок... Когда подошел к кассе, меня передали стражу порядка. Друг тут же ушел на улицу и наблюдал за развитием событий уже из-за витрины. Рассказывал потом, что у меня были глаза тонущей лошади. Началась разборка с директором магазина по поводу этого сырка. Стали звонить домой. Дома - бабка. Она все выслушала и сказала: «Позор семьи! Вы уж отпустите его. Пусть только придет домой, уж он у нас тут получит!» Меня выпустили. Друга уже не было и в помине. Я пошел к нему домой. Там сказал: «Отдавай проспоренное». Он: «Нет, это ты давай. Мы же спорили, что ты упрешь сметану, а ты не упер». Я открыл портфель, достал из него шапку и продемонстрировал сметану. На сметане-то меня не замели. Самое главное в этой истории то, что бабка, мама отца, никому ничего не сказала… Мы с ней очень дружили. Она была единственной, кто знал про меня все, и покрывала во всем, что бы со мной ни случилось.

Мы вместе придумывали, как правильнее соврать родителям или учителям… Мать с отцом очень часто вечерами после спектакля уезжали в гости. И как только за ними закрывалась дверь, я, маленький, вставал, поднимал бабку, и мы шли на кухню - пили там чай, обо всем разговаривали. Подолгу чаевничали. И все мои друзья ее обожали. Она всегда сидела с нами за столом. Казалось бы, дикость: родителей нет, подростки без контроля, фри флэт - свободная квартира, оттягивайся на всю катушку! Нет, бабку за стол тащим. И она с удовольствием общалась с нами, анекдоты рассказывала, и нам вместе было прекрасно.

Отец: А так как последние 15 лет жизни она была слепая, они могли приводить в дом кого угодно, любых баб, хоть проституток с улицы - мать все равно ничего не видела…

Я говорил ей: «Мам, не расстраивайся, смотреть совершенно не на что…»

Сын: Когда я уже учился в Щукинском театральном училище, произошла история, выходящая за рамки, скрыть которую было невозможно. Тут уж на ноги были подняты все. В канун празднования 60-летия Советской власти мы с ребятами сняли флаг с крыши архитектурного института. Причем и раньше мы не раз делали подобное - прикольно же было прийти в гости на праздник с флагом. И все эти стяги валялись у нас на даче в сарае. И никогда мы не попадались, а тут замели. При свидетелях поймали. Идиотская история, о ней потом Сережа Урсуляк фильм «Русский рег­тайм» снял. Зато теперь я могу утверждать, что был предтечей перестройки. Нам же запросто могли влепить политическую статью: проведение антисоветской акции.

- Неужели и тут не воспитывали, Александр Анатольевич?

Поздно уже было.

Да и что я должен был сказать: «Прекрати снимать советские флаги со зданий столицы!»? Это кошмар. Он был подвергнут обструкции со всех сторон: дома с ним не разговаривали, из института его выгнали, погнали и из комсомола…

- А вы сами росли пай-мальчиком, были примерным учеником?

Я был бы паем, но... В школе мне суждено было занимать нишу вечного идиотского клоуна по кличке Ширва. Оставшиеся в живых школьные старики и сейчас так меня зовут при встречах. Класс наш был совершенно ненормальный, а судя по тому, что мы до сих пор - спустя почти 60 лет - собираемся раз в году на традиционную встречу, мы и сейчас очень похожи на сумасшедших...

Я жил в Скатертном переулке, а учился в находящейся рядом 110-й школе. Она считалась элитной, поскольку в ней учились дети вождей. Моим одноклассником, к примеру, был Сережа Хрущев. Разумеется, брать меня туда совсем не хотели. Сын скрипача и редактора Московской филармонии ни по каким статьям не подходил под параметры того контингента. Но не взять меня было нельзя, потому что мой дом находился рядом со школой… Учился я чудовищно и, безусловно, был бы изгнан из достойного учебного заведения, если бы стараниями мамы там не организовывались концерты, на которых выступали лучшие артисты: Иван Козловский и Надежда Обухова, Ростислав Плятт и Рина Зеленая… Эти благородные люди своим талантом помогали подруге довести ее сына-оболтуса (который только на выпускном экзамене узнал, что химии есть две: органическая и неорганическая) до получения аттестата зрелости…

Кроме того, я ненавидел музыкальное образование, которым меня настойчиво хотели одарить родители и педагоги музыкальной школы. Всеми возможными способами я увиливал от этого прекрасного дара, допустим, когда дома за мной гонялись со скрипкой, пытаясь достать смычком, я скрывался в спасительном сортире. В конце концов из музыкальной школы, при всем уважении к моему отцу, я был изгнан. А что касается обучения в средней школе… На нас, учениках, там пробовали все педагогические новшества - логику нам вводили, этику, латынь. До сих пор могу блеснуть в незамысловатой компании какой-нибудь латинской поговоркой… И вот однажды пришла пора очередного новаторства - по части нашего атлетического совершенствования.

Привели к нам нового физрука. А с физкультурой дело в школе обстояло отвратительно - все учащиеся были маменькиными детьми, совершенно неспортивными. И этот полковник, огромный такой амбал, сразу же жестко взялся за нас. Первым делом сказал: «Завтра же чтоб все были в форме - трусы и майка!» Школьники в ужасе: «Как?!» - «Кто не придет в трусах и майке - в карцер!» Или что-то типа того. Ну, все: ха-ха-ха. Назавтра опять явились кто в чем. А он действительно: кого-то схватил за шкирку, подзатыльника дал, другого кастрировал, третьего вообще убил, и народ понял, что дело серьезное. На следующее занятие все пришли в трусах и в майках. И я тоже. Но чтобы поддерживать реноме самого остроумного человека в школе, мне надо было все время что-то придумывать…

У меня была замечательная бабушка, Эмилия Наумовна. Очень тонких кровей старуха. И я выкрал у нее длинные панталончики с кружевами внизу и в комплекте к ним кружевную ночную полурубашечку, расшитую бисером… В школе, как опытный эстрадник, взял паузу, выждал, пока эта несчастная шпана напялила на себя в закутке семейные трусы и майки и, хлюпая носами, встала во всем этом великолепии в линейку в зале. Слышу, физрук, проведя перекличку, спрашивает: «А где Ширвинх?» - так он произносил мою фамилию. «Еще не в форме», - ответствовал я из закутка. Он сказал: «Выходи как есть». И я вышел - в бабкином нижнем белье… Разборка была страшная. Я пытался оправдываться - мол, предупреждал же, что я еще не в форме, он сам велел выходить, и что тут такого, если я ношу такое белье... Выгнали из школы на две недели…

В те славные годы, когда мы переводили Мишку из одного образовательного учреждения в другое, я всегда наставлял его: «Учиться надо хорошо, вот папа в твоем возрасте был отличником.

Только из-за интриг и антисемитизма не закончил десятилетку с золотой медалью. А ты...» (Со вздохом.) Да-а… Но однажды Мишка нашел мои школьные дневники - на даче, валяющиеся на какой-то полке в чулане. Других отметок, кроме двоек, там не было. Изучив находку, сын сделал спокойное лицо, хлопнул дверью и ушел...

Сын: И больше не учился никогда ничему.

Отец: А я закрыл рот навсегда. И больше не пытался убеждать своим примером.

Сын: Зато когда убеждал… Я считаю, что мое главное становление проходило в коммуналке. Там я был свидетелем многих историй, достаточно вспомнить, как ты падал пьяный.

Отец: Да, это историческая классика. Я жил с родителями и бабушкой в восьмикомнатной коммунальной квартире. Кроме нас - еще пять семей. Потом к нам приехала моя жена, Наталия Николаевна, - архитектор, вскоре родился Михаил - лежал где-то в углу и наблюдал за окружающей жизнью. И в этих двух комнатах мы все вместе жили очень долго и счастливо.

Сын: Там было здорово: большая тусовка - я лазил ко всем в гости, носился по этой огромной квартире, на велосипеде по коридору катался.

Отец: Кто-то рассказывает, что в коммуналках крыс друг другу в суп подбрасывали.

Это все вранье. Интриги, конечно, бывали, но была и настоящая коммуна: ребенка оставить, пока занят, можно и похлебки одолжить у соседа, когда прижало... Нормальные такие кибуцы… А в то время у нас с Аркановым была большая страсть - бега. Мы на ипподроме всю зарплату спускали. В семье на слово «бега» было табу. При его упоминании Наталия Николаевна становилась сама на себя непохожая... Так вот однажды зимой жена сломала ногу и оказалась в больнице. Дома оставались слепая мать и семилетний Миша, ученик 1-го «Б» класса. В тот день он сидел в углу и делал вид, что выполняет домашнее задание - рисует крестики. А я приехал с бегов. Несчастные с проигрыша, мы с Аркашей на морозе выпили водки… Я зашел в квартиру. Мишке в это время позвонил друг, Хабибулин, сын дворничихи, и они по общему телефону, висевшему в коридоре, стали разговаривать о жизни.

Я, сильно уставший и нетвердо стоявший на ногах, зайдя в комнату, наступил на мандариновую корку, словно специально оставленную кем-то на полу. Поскользнулся на ней и, проехав на жопе от двери до слепой матери, врезался в нее, едва не сбив с ног. В ужасе замер. Услышал мамин отчаянный возглас: «Это конец! Ты уже и днем!..» Поняв, что отвечать нечего и незачем, потихоньку забился в угол... В наступившей звенящей тишине был слышен только голос Миши.

Сын: Друг спрашивает: «Ты гулять выйдешь?» А один я выйти не мог, меня надо было перевести через дорогу. Оценив ситуацию дома, я сказал: «Нет, меня некому вести: бабка слепая, мать в больнице, а папаша валяется пьяный…»

Отец: Нормальная жизнь интеллигентной семьи в будний день: слепая бабка, в больнице умирающая мать, и бухой отец среди бела дня лежит в углу.

И некому несчастного ребенка вывести на бульварчик - покопаться в песочнице с сыном дворничихи…

- Михаил, вот с бабушкой вы делились своими проблемами, а с родителями говорили по душам?

Нет. Зачем? Это вообще порочный круг. Никогда не надо доверяться родителям. Если разобраться: кто они такие? Прежде всего - соперники. Люди из другого лагеря, которые всегда хотят ребенку зла. Поэтому с ними надо просто находить форму сосуществования.

Отец: В сложных случаях родители, как правило, начинают воспитывать. Говорю же, по большому счету, они несут только одну функцию - постоянно произносят две фразы: «Не надо!»

и «Перестань!» Нет, еще есть парочка: «Опомнись!» и «Когда это кончится?!» Вот эти четыре наставления и лежат в основе всех воспитательных процессов.

- Все-таки в вашей семье была особая атмосфера. У вас ведь собирались творческие люди, ставшие потом знаменитыми.

Сын: (Смеясь.) Да в гробу я их всех видел! Мне до всех этих знаменитостей дела не было. Какой интерес мне, маленькому, до Козакова, или Гердта, или Горина?.. Ну приходят взрослые дядьки, ну сидят с родителями, выпивают… Был, правда, от этого один большой плюс: они отвлекали маму с отцом, те теряли бдительность и не обращали на меня внимания, благодаря чему я мог делать что хочу. Это потом, когда я уже вырос и...

Отец: …и действительно увидел их в гробу, тогда ты понял, что потерял.

А ведь это на самом деле были несерийные люди, их отличала штучность. Вот Сталин говорил, что незаменимых людей нет. По-моему, это бред. ТЕХ заменить невозможно…

Сын: Ну конечно, повзрослев, я оценил масштаб этих личностей. А тогда ведь как все было? Они вели себя словно шпана. Когда часа в три ночи гости наконец начинали расходиться и счастливые жены обретали надежду: слава тебе, Господи, закончилось, можно и поспать, в этот момент Марк Захаров, стоя уже одетым, в дверях, вдруг говорил: «А вообще глупо было бы сейчас расстаться». И… все начиналось заново. Однажды они таким образом, спонтанно, рванули в Шереметьево. Даже меня взяли - разжечь три костра.

Причем расположились пикником практически на взлетной полосе. И Миронов метался по полю и, размахивая руками, приглашал авиалайнеры сесть к нашим кострам. А Захаров, наоборот, носился с криками: «Кыш! Кыш!» - прогонял самолеты... Вот такие фантазии приходили в голову этим масштабным личностям. Жены их все это ненавидели, но не могли не признавать талант и искрометность своих половин. А мне было просто весело - приключения же…

- Постоянно видя в телевизоре своего отца и его друзей, ощущали себя в среде сверстников избранным?

Никогда. Во-первых, я рос, когда папа еще не был знаменитым артистом. Это потом, постепенно стало накапливаться. А класса до шестого- седьмого никакой всепоглощающей славы у отца не было.

Широко известен он был в узких кругах благодаря капустникам. А славу-то делает кино. Он тогда, конечно, снялся в «Майоре «Вихре», в «Атамане Кодр», но это не были фильмы первого экрана. То есть с «Бриллиантовой рукой» не сравнить… Вот когда этот фильм вышел на экраны, одноклассники меня одолели: «А ты живого Миронова видел?» - «Видел». - «Трогал?» - «Трогал». - «Врешь…» И тогда я взял у Андрея автограф, жаль, потом кто-то у меня эту открытку из серии «Актеры советского кино» с его портретом упер. А он на обороте написал: «Миша, твой папа тоже хороший артист. С уважением, Андрей Миронов». Это был первый и последний автограф, который я взял в своей жизни, и мой авторитет среди учеников тогда поднялся на небывалую высоту. Следующий автограф в нашей семье мой папа давал моей дочери. Когда на экраны вышел «Титаник», Саша совершенно потеряла голову от Леонардо Ди Каприо.

И тут пронесся слух, что голливудская звезда приезжает в Москву. Дочка стала просить отвести ее туда, где будет Он. Когда выяснилось, что это невозможно, она где-то раздобыла открытку с изображением Лео и попросила деда добыть ей автограф. В итоге папаша подарил ей открытку, на которой был росчерк латиницей: «Di Capr…» Она поверила и была счастлива.

- Интересно, а профессию вы оба выбирали в контакте с родителями?

Отец: Насколько я имел возможность наблюдать в течение своей жизни, все артистические семьи руками, ногами и всеми остальными органами всегда пытаются оттолкнуть своих детей от этой сомнительной деятельности, от всех кошмаров, связанных с кино- и театральным искусством.

- То есть ваши родители тоже сопротивлялись?

Отец: Абсолютно.

Буквально отталкивали меня. Я даже специально для них поступал в МГУ на юридический факультет. Но параллельно потащился в «Щуку». И когда это вскрылось, пришлось уже родителям звонить педагогам и молить: «Ну, вы понимаете, он же из творческой семьи, возьмите из сострадания…» И с этим, моим, было то же самое. Ну куда его еще? Он же интеллигентнейший человек, у него четыре средних образования. (Смеясь.) Где ему еще быть с таким грузом знаний?

Сын: Со мной сразу все было понятно. Хотя у меня по второй части семьи, с маминой стороны, все архитекторы, я не мог даже по линейке прямую линию нарисовать...

Отец: Впрочем, как и они...

(Смеются.)

Сын: Поэтому у нас в стране так и строят... Короче, из двух зол я просто выбрал меньшее - театральный. Я же бесконечно ездил с родителями на гастроли, практически жил за кулисами, и никаких сомнений по поводу своего дальнейшего пути у меня не было.

Отец: Это у детей артистов зарождается на эмбриональном уровне. И когда благодаря ро дителям они уже влипают в это дело, в другую сторону, как правило, не сворачивают. Мало я знаю таких, кто уходит из этой профессии. Она как мания, как клещ, как крест. Бывает, людей выгоняют, бывает, спиваются трагически, но чтобы по собственной воле... А между прочим, Мишка нашел в себе мужество уйти.

Причем ушел сам. После окончания Щукинского училища начал работать в «Сатириконе», у Кости Райкина. Попрыгал вместе с другими его артистами несколько лет, но потом ушел, как и его друг Сережа Урсуляк. Не потому, что их попросили пойти вон, а потому, что они поняли, что качественно этим делом заниматься не смогут. В итоге Сережа стал замечательным режиссером, а Мишка, к моему удивлению, блестяще проявил себя в качестве продюсера, менеджера и телеведущего. Постоянно придумывает новые интересные проекты. И вообще, из непредсказуемого шалопая превратился в серьезного профессионала, трудоголика. И это, полагаю, самый явный мой ген в его организме. Вон недавно в сообществе других деятелей культуры получил от президента грант. Как написано в официальном указе: «На осуществление проекта по созданию цикла телевизионных сюжетов о культурно-историческом наследии России в телевизионной программе «Хочу знать» с Михаилом Ширвиндтом».

А что, есть чем гордиться. Я и внуками своими горжусь, их у меня двое.

Сын: Старший, Андрей, родился в результате моего первого брака. К счастью, сейчас мы с семьей Елены дружим. Лена была экономистом, поженились мы с ней когда-то спонтанно, по молодости. Но наш молодежный союз не выдержал испытания временем. А вот брак с Татьяной, в котором родилась Саша, проверку на прочность прошел…

Отец: И вот на сегодняшний день к внуку Андрею все наше семейство относится не только с огромной любовью, но и с великим почтением, к которому примешивается неподдельный ужас. Дело в том, что он окончил факультет истории, политологии и права РГГУ, затем стал магистром права Манчестерского университета, аспирантом РАН.

Владеет пятью европейскими языками. Сейчас является Государственным советником юстиции 3-го класса, ассистентом кафедры гражданского права юридического факультета МГУ. Преподает, планирует заниматься наукой. К театру никогда в жизни близко не подходил. Еще одно большое достоинство моего внука заключается в том, что он сделал меня прадедом. С 9-летней Асей мы крепко дружим, она называет меня Шурой. А родившаяся год назад Элла еще никак не обзывает, но смотрит подозрительно, с прищуром. Внучка, Саша тоже, по-моему, себе на уме. Она у нас высокая - выше меня ростом, красавица, но, невзирая на это, - умница. Искусствовед, специализируется по итальянской живописи, занимается выставочной деятельностью.

- Александр Анатольевич, верно ли, что у вас первая влюбленность...

Отец: …стала последней?

Ну да, приблизительно так вы некогда и рассказывали о вашей жене.

Отец: Да как-то где-то кому-то рассказывал.

Но разве можно о чем-то судить по таким обрывочным рассказам? Нельзя. Надо всегда держать в уме: все, что рассказывают, - это вранье. Красивое, менее красивое, глупое, умное, но в любом случае - вранье. А как иначе? Без этого невозможно. Врать надо красиво, интеллигентно, с юмором и лучше со слезами на глазах. Что мы сейчас и демонстрируем: Мишка - с юмором, я - со слезами... Но журналу «7 Дней» я буду отвечать откровенно и честно.

Больше, конечно, честно, чем откровенно...

- То есть вы вообще не приемлете слово «влюбленность»?

Нет, почему... Просто у нас с Наталией Николаевной влюбленность была слишком старомодная. 50-й год. Это же середина прошлого века. Ничего себе... (Смеется.) Так что наша влюбленность включала в себя все эти невинные «риориты», костры в компаниях, дачные посиделки с танцами и шарадами, нежные вздохи при луне... Ну и кому сейчас могут быть интересны эти ветхие отношения, когда со страниц «7 Дней» мы узнаем о настоящей, страстной любви среди джакузи, яхт и бассейнов, зародившейся под палящим экваториальным солнцем Багамских островов. Я думаю, что грамотный читатель журнала, прочтя про мои наивные ухаживания, или перестанет выписывать его, или выскажет пожелание: «Просим в дальнейшем этих маразматиков на страницы нашего любимого издания не допускать».

- Ну а пока этого не произошло и в надежде на то, что не произойдет, скажите, как все-таки у вас сложилась и протекала семейная жизнь?

Все зародилось летом в дачном поселке НИЛ (Наука.

Искусство. Литература.) в Новом Иерусалиме, где отдыхали наши семьи. Тате было 15 лет, мне - 16. Теперь можно смело признаться: это был банальный дачный роман. Только я никак не подходил моей избраннице - столбовой дворянке по материнской линии и купчихе по отцовской. Но я уперся и решил сделать ей предложение. Притащился среди зимы в Ботанический сад, добыл там за очень приличные деньги сирень, после чего вручил своей будущей жене дефицитный букет огромных размеров.

Чем навсегда потряс ее сознание, психику и воображение.

Сын: На их золотой свадьбе мама на вопрос, как ей удалось так долго продержаться в одном браке, сказала: «Я просто жила по совету моего любимого писателя Сергея Довлатова. Чтобы быть идеальной женой, надо искренне верить в гениальность мужа, кормить его и... оставить в покое».

Отец: При этом она никогда не растворялась во мне и не жила только моей жизнью, контролируя каждый мой шаг. У нее всегда была своя работа, свои друзья, свое творчество, своя очень насыщенная жизнь. Гораздо более правильная, чем моя. Наталия Николаевна архитектор потомственный. Ее дед, Владимир Николаевич Семенов, в 30-е годы был главным архитектором Москвы, академиком, директором Института градостроительства.

Позже ее брат много лет возглавлял этот институт. И все другие ее родственники тоже архитекторы. Сама Тата более трех десятков лет проработала ведущим архитектором в ЦНИИ спортивных сооружений и зрелищных зданий имени Мезенцева. В ее послужном списке - дома отдыха и санатории в Сочи и в Гаграх, Омский музыкальный театр, гостиничный комплекс при архивно-библиотечном центре в Москве… В том, насколько Тата заслуженный человек, я убедился очень давно, еще в молодости, когда однажды мы с ней решили отметить Новый год за городом. Жена тогда достала дефицитные путевки в одну из ведомственных здравниц - дом отдыха, принадлежавший Союзу архитекторов. Получив путевки на руки, мы прочитали, что в них было написано: «Белоусова Наталия Николаевна, член Союза архитекторов, и Ширвиндт Александр Анатольевич, муж члена…»

Она действительно была знаменита в своей профессии. Но энное количество лет тому назад я сказал Наталии Николаевне: «Хватит тебе уже строить сооружения! Пора на отдых. Вот научишься делать фаршированную рыбу - отпущу на пенсию». А у меня, большого любителя фаршированной рыбы, эта мысль возникла после того, как я поел ее в гостях у Зямы Гердта. Я прекрасно понимал всю утопичность своего заявления, но Тата собрала своих еврейских однокашниц, и они научили ее правильной рецептуре. Рыба была блистательно приготовлена и подана на стол, после чего потомственная дворянка и купчиха Наталия Белоусова гордо ушла на пенсию. С той поры она готовит фаршированную рыбу из карпов, которых я - страстный адепт рыбной ловли - вылавливаю.

И у нас получается абсолютно безотходное производство… Как-то на один из юбилеев нашей совместной жизни Гриша Горин написал в виде посвящения Наталии Николаевне: «Как самый счастливый билет в лотерее, так русская женщина в доме еврея…» Тата - мой счастливый билет.

- Михаил, а в вашей жизни как обстояли дела с влюбленностями?

Самая первая и, пожалуй, самая трагическая произошла в Ялте, в санатории «Актер» - меня тогда как раз выставили из первой школы.

Отец: И перевели во вторую...

Сын: И я влюбился в девушку. Она была очень молода, но немножко старше меня: ей -18 лет, а мне - 8. Она актриса. Я был серьезно влюблен, она выказывала мне знаки внимания, и я полагал, что это чувство - взаимное.

Носил ей в одноэтажный, разделенный на комнатки барак цветы. И вот однажды ранним утром я вылез из нашей конуры и, по обыкновению, пошел на клумбу, чтобы нарвать цветов. Понес свой дежурный букет к ее порогу. И вдруг дверь дамы моего сердца открылась, и из этого бунгало вышел артист Александр Збруев. А она провожала его, нежно целуя на прощание… Они увидели меня, я увидел их, и мы все втроем все поняли.

Отец: И ты отхлестал Сашку этим букетом по лицу, да?

Сын: Мы с Сашей до сих пор вспоминаем об этом. Я ему как-то сказал со смехом: «Как же ты мог тогда так поступить?!» И он ответил: «На самом деле ты зря шутишь, я очень долго переживал из-за того, что так нехорошо получилось…»

Более ярких эмоций в моей жизни не было...

Отец: И это несмотря на то, что он женат, у него двое детей, внучки...

- Родительского благословения не спрашивали?

Сын: На что?

На брак.

Сын: (Смеясь.) Все время спрашиваю, на все браки спрашиваю.

Отец: Иногда поздновато. Когда он привез Таньку Морозову к нам знакомиться, она чуть не родила на лестничной клетке, помнишь?

Сын: Что будет, когда она прочтет это в журнале?

Отец: Хана нам будет. Она у нас очень строгая.

Сын: Мы с Таней познакомились в «Сатириконе». Тихо встретились, поухаживались, тихо поженились.

- А что отличает атмосферу семейных отношений Ширвиндтов?

Отец: То, что все женщины вокруг - лучше нас. Это абсолютная правда, и в этом наша с Мишкой боль и страдание - мы все время должны чувствовать себя перед ними виноватыми. Так и есть. Мы постоянно бываем виноваты.

- В чем?

Отец: Во всем: в образе жизни, в неправильно выбранном пути, в профессии, в самом факте своего существования. Начиная от «Зачем ты вчера так сказал?»

и кончая: «А почему ты вчера так не сказал?..» И они всегда и во всем правы, потому что они цельные, мудрые, а мы - идиоты.

- А существуют ли какие-то наработанные ходы для правильного выстраивания отношений с женами?

Отец: Ходы, уходы, отходы… Есть! Нельзя заниматься одной профессией. Не стоит все время находиться нос в нос - это чревато. В идеале - чтобы жены совсем не знали, где муж работает. Это вообще залог долголетия.

Сын: Я сумел достичь этого. У меня столько разъездов, что Татьяна практически не имеет представления, где я бываю по работе.

Отец: Возможно, она еще и не знает, где я работаю. Хотя служит у меня в театре балетмейстером. (Смеются.) Татьяна у нас человек замечательный - красивая, музыкальная, пластичная, актриса прекрасная, работала во МХАТе, в «Сатириконе», танцевала в трио «Экспрессия»…

- Михаил, а вы были допущены на капустники, которые принесли славу вашему отцу, или вас изолировали?

Все же порой там проскакивала довольно острая сатира, что не приветствовалось вышестоящими органами.

Дело в том, что, когда там была крамола, я этого еще не понимал, потому что в 60-м мне стукнуло два года, а «оттепель» пришлась как раз на 60-е. А когда вырос, естественно, стал пролезать на все эти капустники и в ВТО, и в Дом актера. Любым способом - через какие-то закрытые проходы, через канализационные и вентиляционные люки… Отец: Когда удавалось выдать что-то «через нельзя», мы испытывали потрясающий восторг.

Это для всех - и для артистов, и для зрителей - было настоящим эмоциональным взрывом. А потом, когда все стало дозволено и все захлебнулись от воли и безнадзорности, это ощущение пропало. Перестало быть понятно, куда плыть. Больше чем догола раздеться-то нельзя… Хотя есть, есть всплески. Вот смотрю сейчас, предположим, на Максика Галкина или на замечательных ребят из «Прожектора…» и думаю: если исключить эту их абсолютную стопроцентную раскрепощенность, то чем-то подобным мы занимались 50 лет назад… Урганта я знал, по-моему, с той поры, когда он еще не родился. Но уже тогда, как, впрочем, и потом, родственники не представляли, что с ним делать. Вот как и мы не знали, что делать со своим. Вечная была катастрофа… Концерты в Доме актера были бесплатными, но зато нас там подкармливали.

На шестом этаже рядом с залом был буфет, где мы собирались ночью после спектаклей и репетировали эти капустники. Там была замечательная буфетчица, по-моему, ее звали Сима, - огромная, с грудью, наверное, сотого размера, она у нее вот так стояла, причем без всякого силикона, которого тогда не было и в помине. И мы все время держали пари: есть у Симы лифчик или нет... А у нее был любовник - могильщик с Ваганьковского кладбища, по тем временам - миллиардер. И он всегда привозил с могил цветы. И еду, очевидно, с них же. И каждый раз мы, голодные, молодые, придумывая шутки, ждали его. Кричали Симе: «Леша приехал?» - «Нет еще…» А как только появлялся Леха с букетом могильных цветов и с объедками с панихид, у нас начинался банкет.

Сейчас думаешь: какой-то ужас, а тогда ничего - на ура проходило…

- Александр Анатольевич, к процессу воспитания в семье вы относитесь с откровенной иронией. Однако волею судеб являетесь не только педагогом в театральном училище, но и руководителем театра. А эти должности просто обязывают быть воспитателем. Как же справляетесь?

Точно так, как и в семье. Употребляю все те же четыре тезиса: «Не надо!», «Перестань!», «Опомнись!» и «Когда это кончится?!» Абсолютно аналогично бью провинившихся чем ни попадя, прощаю то, за что нельзя прощать. Что бы они ни врали, делаю вид, что верю. Иногда подкармливаю. Ужас. И так продолжается все те 12 лет, что я «трублю» в Театре сатиры в качестве художественного руководителя, и все те 54 года в Институте имени Щукина, где я начинал свою преподавательскую деятельность как педагог по фехтованию и сцендвижению и постепенно добрел до статуса профессора актерского мастерства.

Благодаря чему в здешней театральной труппе около 30 моих учеников… Вообще, самое ужасное - осознавать, что ученики уходят раньше. Андрюша Миронов, Наташа Гундарева, Сашка Пороховщиков… Масса людей ушли, а ты все сидишь и кого-то воспитываешь. Кошмар!.. До студентов я всегда пытаюсь донести простую истину: счастливее, чем эти четыре года в инкубаторе, ничего у них в жизни не будет. Дальше начнутся творческие муки, зависть, интриги, игры случаев, поэтому во время учебы, вбирая в себя все что можно - было бы от кого, надо пользоваться своим счастьем на всю катушку.

- В театре вы управляете целым коллективом, решились стать начальником над своими коллегами, друзьями. Как открыли в себе дар менеджера, администратора?

Ничего этого нет у меня. Вообще, должность худрука - отдельный вольер в зоопарке. Со своими параметрами. Вот покойный Плучек был замечательным худруком. Так же как Гончаров. Или Захаров, Любимов. Они - типичные художественные руководители театров. У них к этому делу генетическая предрасположенность. Они умеют варьировать. Кто-то из них считал, что руководить можно только при помощи кнута и пряника. Гончаров четко держался позиции: каждой твари - по паре. И это гениально. Нельзя, чтоб был один премьер или одна премьерша. Тогда все - хана театру… Словом, в этой деятельности есть масса хитрых клавиш и рычагов управления, которые изучить невозможно, их можно только придумать и воплотить.

А я могу быть замечательным актером, режиссером, педагогом и… совершенно никаким худруком. Но. Когда к своим 90 годам Валентин Николаевич Плучек заболел всерьез и уже не мог возглавлять театр, вопрос встал ребром: «А кто же?» Оказалось, я. Для меня это был очень болезненный процесс, но победил самый главный тезис - сохранить театр…

А сейчас очень боюсь, чтобы со мной не произошла история - пародия на плучековскую ситуацию. Не хочется, чтобы так получилось. Я же помню все это: как же так, старика, который отдал жизнь театру, начинают гнобить… Это все бред собачий, но я на себе это начинаю ощущать. Мы все, которым сейчас под восемьдесят, проходим этот период. Ну действительно, невозможно же!

Как говорит мой друг Захаров: нужна молодая энергетика. И в сегодняшней круговерти особенно нужны молодые темпераменты, молодое хулиганство. К восьмидесяти никакими инъекциями этого в себя не введешь… А вокруг напор: где гениальные свершения, где новаторство?! У вас же богадельня! Да, богадельня. У нас многим - за 90, и среди них есть люди, которые десятилетиями не выходят на сцену. Но я знаю: этот коллектив столько лет отдал театру, столько сделал для его существования и процветания, что заслужил право быть защищенным. Поэтому я не тронул ни одного человека, ни один волос не упал ни с чьей головы. Это мой принцип. С ним и отойду… (Со вздохом.) Хотя на самом деле так жить нельзя. Но и соединить несоединимое невозможно. Есть же штатное расписание, и за его рамки не выскочишь. Так что ждем, пока наверху не решатся, наконец, создать закон о театре с введением контрактной, договорной системы, при которой можно будет изыскивать способы манипулировать.

Но пока наша труппа существует в качестве советского репертуарного театра, при том что вокруг - рыночная экономика. И вот я, сидя в кресле руководителя советского репертуарного театра и ратуя за него, жду рыночных перемен. Хотя прекрасно понимаю, что это - гибель. И все это - бред собачий... К счастью, я еще работаю артистом. Мой кабинет руководителя театра находится на четвертом этаже. А чуть ниже, на третьем, расположены мужские гримерные. И когда я спускаюсь вниз и перед спектаклем начинаю мазать лицо, постоянно слышу разговоры через стенку: «Нет уже никаких сил! Давайте пойдем к Нему и все скажем! Ну что это, действительно, такое - вялый, добренький, хорошенький для всех, невозможно же так!»

И я всегда поддерживаю эту полемику и больше всех ору: «И правда, пора кончать с ним! Пойдемте, наконец! Ударим, в конце концов, кулаком по столу! Доколе терпеть это безобразие?!» А потом вдруг все соображают, что это они разговаривают со мной. И накал страстей стихает.

Александр Ширвиндт – знаменитый советский и российский актер театра и кино, театральный режиссер, художественный руководитель Московского театра сатиры, Народный артист РСФСР (1989).

Ширвиндт – мастер второго плана, он практически никогда не исполнял главные роли в кино, однако всегда умел своим появлением украсить любой фильм. Это невероятно харизматичный актер со своим стилем, отличающей его импозантностью и тонким чувством юмора.

Детство

Александр Ширвиндт родился в Москве в исключительно интеллигентной семье. Его отец, Анатолий Густавович, был скрипачом в оркестре Большого театра и преподавал музыку, а мать, Раиса Самойловна, была редактором Московской филармонии. Дедушка Александра, Густав Моисеевич, был врачом.


Детство Александр провел с бабушкой, так как его родители много гастролировали. Начальную школу Александр Анатольевич закончил в Пермской области в городе Чердынь. Остальные школьные годы молодой Саша провел в Москве.


Помимо обычной школы Александр учился в музыкальной и занимался танцами. В доме Ширвиндтов частыми гостьями были деятели искусств и звезды эстрады, например, Рина Зеленая, Леонид Утесов . Все это в итоге вдохновило Александра стать актером театра и кино.


В 1951 году Ширвиндт поступил в Щукинское театральное училище, где попал на курс Веры Константиновны Львовой. Уже во время учебы ему прочили большое актерское будущее. Дипломной работой Александра стали роли в спектаклях «Трудовой хлеб» и «Ночь ошибок», где он блестяще справился со своей работой.

Актерская карьера

После отличного окончания училища Ширвиндта приняли в труппу Государственного театра киноактера, в это же время Александр стал сниматься на Мосфильме. Его дебютом стала роль второго плана в мелодраматической комедии с Георгием Вициным «Она вас любит». На заработанные в этом фильме деньги Ширвиндт покупает свой первый автомобиль «Победа».


Позднее Александр Анатольевич перешел в театр имени Ленинского комсомола, где его первой ролью стал спектакль «Первая Конная». Позднее Ширвиндт был уже задействован почти во всех спектаклях театра, таких как «До свидания, мальчики!», «Колесо счастья», «О Лермонтове». Крупный успех Ширвиндту на театральной сцене принесли роли Тригорина в «Чайке», Людовика в «Мольере», Гудериана в спектакле «Каждому свое». С этих работ и началась звездная карьера Александра Ширвиндта в театре.


В это время Ширвиндт продолжил сниматься в кино, он сыграл небольшие, но яркие роли в музыкальной комедии «Приходите завтра» (1962) с Екатериной Савиновой и Анатолием Папановым в главных ролях и мини-сериале «Майор «Вихрь» (1967). В 1968 году актер перешел в Московский драматический театр на Малой Бронной, где сыграл в спектаклях «Ромео и Джульетта», «Счастливые дни несчастного человека» и многих других.


Уже через два года в списке его работодателей добавился Театр Сатиры, где впоследствии Ширвиндт сыграл более 30 ролей. Сыгранную им в этом театре роль графа Альмавива в комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» позднее назовут лучшей в его театральной карьере. Среди его лучших спектаклей – «Обыкновенное чудо», «Дом, где разбиваются сердца», «Ревизор».


В этом театре Александр Анатольевич начал работать и как режиссер, сначала организовывая постановки в сотрудничестве с Марком Захаровым и Андреем Мироновым , а потом уже и самостоятельно. Всего Ширвиндтом было поставлено более 20 спектаклей, в том числе «Молчи, грусть, молчи...», «Спартак», «Маленькие комедии большого дома», «Недоросль».

Александр Ширвиндт в комедии «Трое в лодке, не считая собаки» (трейлер)

В 70-е годы Ширвиндт продолжил сниматься в кино: он сыграл в фильмах «Двенадцать стульев», «Инкогнито из Петербурга», «Небесные ласточки». Хитом с его участием стала комедия «Трое в лодке, не считая собаки», где появилась великолепное трио своего времени – Ширвиндт, Андрей Миронов и Михаил Державин . С последним Александр Анатольевич не раз снялся в кино и сыграл на театральной сцене, а любителям тонкого и не пошлого юмора навсегда запомнился их комедийный дуэт.

Александр Ширвиндт и Михаил Державин. Интермедия «Иностранец в Москве»

А вот на всю страну прославился Ширвиндт на всю страну после роли одной из друзей Жени Лукашина в «Ирония судьбы, или с легким паром!» Эльдара Рязанова . Рязанову импонировал молодой актер, и он снова и снова приглашал его сниматься в своих фильмах: «Вокзал для двоих» (1982), «Забытая мелодия для флейты» (1987).


В это время Ширвиндт не только снимался в фильмах, но и преподает в театральном училище имени Щукина. Его студентами в разное время были Андрей Миронов, Алла Демидова , Наталья Гундарева, Александр Пороховщиков , Мария Голубкина , Леонид Ярмольник .


Александр Ширвиндт также покорил телевидение, особенно популярными были его передачи «Семь нас и джаз», «Терем-теремок» и «Театральные встречи». Также Ширвиндт в разное время озвучил мультфильмы «Новый Аладдин», «Алиса в Стране Чудес», «Пес в сапогах».


Умнейший человек и интересный рассказчик, Ширвиндт опубликовал несколько своих книг, преимущественно мемуаров, в которых он не только увлекательно повествует о золотом веке отечественного кино и театра, но и делится своими емкими афоризмами.


Личная жизнь Александра Ширвиндта

Александр Анатольевич Ширвиндт встретил свою супругу еще в 50-е годы. С будущей любовью всей своей жизни Натальей Белоусовой он познакомился в дачном поселке в Подмосковье, где они были соседями. Забавно, что согласно их семейной байке, сначала Ширвиндта привлекла корова на Наташиной даче, которая давала очень вкусное молоко – уж очень падок он всегда был на вкусненькое. А затем уже они начали встречаться. Через пару лет Ширвиндт сделал Наталье предложение, а в 1958 году у них родился сын Михаил, который впоследствии продолжил дело отца и стал успешным телеведущим. Александр Ширвиндт в программе «Гости по воскресеньям»

У Александра Ширвиндта есть внук и внучка. Внук Андрей преподает в МГУ, а внучка Александра работает искусствоведом. Сам Александр Анатольевич очень увлеченная натура, помимо актерства и режиссуры он любит играть в баскетбол, играет на скрипке, увлекается рыболовством. И, конечно, мы не можем представить Ширвиндта без его любимой трубки, с которой он практически не расстается.

Александр Ширвиндт сейчас

Последние десять лет Ширвиндт уже совсем не снимается в кино, а все свое свободное время отдает театру. Он также продолжает свое писательское дело: в 2018 году вышли его новые мемуары «В промежутках между», которые пользуются популярностью среди читателей. Ширвиндт сумел сохранить свое фирменное остроумие и ироничное отношение к жизни, что и сейчас притягивает внимание к его личности.

Вечерний Ургант. В гостях у Ивана Александр Ширвиндт

Михаил Ширвиндт - талантливый продюсер и телеведущий, придумавший множество развлекательных передач, которые запомнились любителям проводить досуг перед экраном телевизоров. Наверное, мало на свете людей, которые ни разу не смотрели «Дог-шоу. Я и моя собака» и занимательную программу «Хочу знать». Сегодня телеведущий позиционирует себя как блогер, занимаясь развитием собственного канала на видеохостинге YouTube.

Детство и юность

Михаил Ширвиндт родился 14 августа 1958 года в столице России. До 7 лет будущий телеведущий жил в 9-комнатной коммунальной квартире, находящейся в Скатертном переулке, что в центре Москвы. Он рос и воспитывался в не лишенной творчества семье.

Карьера

В «Сатириконе» Михаил Александрович служил 8 лет, и однажды выступать на подмостках театра ему наскучило. Ширвиндт переквалифицировался в телеведущего и начал новую творческую биографию перед телевизионными камерами. В 1992-м Михаил Ширвиндт предстал перед телезрителями в шоу «Лотто-Миллион», которое транслировалось в прямом эфире по четвергам.

В том же году талантливый телеведущий вместе с Александром Коняшовым создал студию «Весы» («Живые новости»), а через 3 года стал вести популярную передачу «Дог-шоу. Я и моя собака», которая была закрыта 28 августа 2005-го по той причине, что Первый канал (раньше шоу транслировалось на НТВ) изменил концепцию вещания.

В этой телевизионной игре принимали участие хозяева и их питомцы, любители собак демонстрировали таланты четвероногих друзей, причем в программе выступали все породы псов.

Дворняги, спаниели, тойтерьеры, лабрадоры и другие хвостатые показывали разные трюки перед членами жюри, среди которых были , и другие звезды шоу-бизнеса.

Помимо этого, Михаил Александрович выступал как продюсер телепередач. Благодаря ему зрители увидели «Путешествия натуралиста», где Павел Любимцев рассказывал о невиданных красотах нашей планеты, «Растительную жизнь» с , «Хоббитов» с , «Охотников за рецептами» с и и другие развлекательно-познавательные шоу, которые помогали набрать знаний в копилку.

В 2007 году Михаил Александрович Ширвиндт стал автором телепроекта «Хочу знать», где рассказывал взрослым и детям о самых удивительных открытиях и вещах, происходящих в странах мира.

Шоу просуществовало до 2013 года. Примечательно, что на вопросы любознательных зрителей отвечал не только Михаил Александрович, но и другие шоумены - , и т. д.

Ширвиндт перестал мелькать на федеральных каналах, так как не приемлет современное телевидение, в котором действуют «законы джунглей». По его словам, необходимо дождаться того момента, когда все встанет на свои места.

Личная жизнь

Телеведущий был женат дважды, от первой супруги Елены у него родился сын Андрей, названный в честь актера . Первый брак Михаил заключил еще в молодости, поэтому отношения не просуществовали долго. Супруги быстро и безболезненно расстались, сохранив дружеские отношения. Сын Андрей Михайлович Ширвиндт выбрал научную стезю и стал заниматься юриспруденцией.

Вторая жена Михаила, Татьяна Морозова, раньше выступала на подмостках театра, танцевала в трио , а потом стала заниматься журналистским ремеслом. От второго брака родилась дочь Александра, посвятившая жизнь искусствоведению. Дети телеведущего дружат между собой с детства.

Что касается личной жизни, то Ширвиндт долгие годы слыл примерным семьянином, однако журналисты привыкли придумывать сенсационные новости, порочащие репутацию медийных персон. Одно время в СМИ муссировался слух о том, что телеведущий развелся и окунулся в романтические отношения с .

Михаил Александрович реализовался не только как продюсер и телеведущий, а также возымел опыт ресторанного бизнеса. Ширвиндт инвестировал в рестораны Bronco, «Штольц» и кафе кошерной еврейской кухни «Семь сорок».

В 2019 году Ширвиндт удивил общественность заявлением о том, что после долгих лет брака . По словам Михаила Александровича, это не поспешное решение, а с супругой он не живет вместе уже на протяжении длительного времени. При этом муж и жена умудряются поддерживать дружеские и профессиональные отношения.

По заверениям продюсера, официальное расставание с Морозовой не связано с возможной женитьбой на новой пассии. Несмотря на то, что в Сети нередко появлялись фото Ширвиндта-младшего и его коллеги Анастасии Пономаревой, артист эти слухи не подтверждает.

Михаил Ширвиндт сейчас

Сейчас телеведущий активно осваивает интернет-пространство. Он создал собственный «Ютуб»-канал «Съедобное-несъедобное», в котором демонстрирует видео своих гастрономических путешествий по миру.

В блоге Ширвиндт знакомит подписчиков с поездками в Испанию, Италию, Израиль, Азербайджан, по городам Золотого кольца России. Анонсы роликов попадают на его страничку в «Инстаграме ».

Проекты

  • 1995-2005 – «Дог-шоу. Я и моя собака»
  • 2007-2013 – «Хочу знать»
  • 1999-2009 – «Путешествия натуралиста»
  • 2000-2006 – «Растительная жизнь» с Павлом Лобковым
  • 2006 – «Охотники за рецептами» с Любовью Полищук и Сергеем Цигалем»
  • 2004 – «Хоббиты с Василием Уткиным»
  • 2007 – «От смешного до великого»
  • 2017-н.в. – канал «Съедобное-несъедобное»

Биография, личная жизнь Михаила Ширвиндта интересуют многочисленных поклонников этого популярного телеведущего. Он начинал как театральный деятель, но карьеру построил благодаря телепрограммам. Его отец - знаменитый Александр Ширвиндт, народный артист РСФСР. Одни из заметных его проектов - "Хочу знать!" и "Дог-шоу".

Детство и юность

Рассказывать о биографии, личной жизни Михаила Ширвиндта начнем с детства героя нашей статьи. Он появился на свет в Москве в 1958 году. До 7-летнего возраста он жил в коммунальной квартире в Скатертном переулке, в самом центре российской столицы. Он рос в творческой семье, всегда был окружен яркими и талантливыми людьми.

Его отец в то время часто играл в дуэте с Михаилом Державиным. Он был одним из самых популярных артистов того времени, сыграв в лентах "Ирония судьбы, или с легким паром!", "Вокзал для двоих", "Двенадцать стульев". Мать героя нашей статьи - архитектор Наталья Николаевна.

В 1965 году Михаил Ширвиндт, биографии и личной жизни которого посвящена эта статья, пошел в школу. Учителя вспоминают, что ребенок стал настоящим кошмаром для учителей. Он был непоседой, душа к школьным предметам у него не лежала. Например, любил таскать разные порошки из кабинета химии, проворачивая опасные эксперименты в школьном туалете. По рассказам друзей и приятеля Михаила, одна из кабинок вышла из строя на целый месяц. Его постоянно исключали из школы, родителям приходилось искать новое место учебы. Он получал двойки практически по всем предметам, кроме физкультуры и труда.

Образование

Низкая успеваемость не помешала Михаилу поступить в Щукинское училище. Но закончить престижный театральный вуз ему было не суждено.

Вместе с однокурсниками он взобрался на крышу архитектурного института, откуда сорвал советский флаг. За такой проступок его сразу отчислили.

После этой неудачи отец устроил его на работу декоратором в театр "Современник", но и там все сложилось для него неудачно. Он сломал дорогостоящие декорации, за что его и уволили.

Оставшись без работы, Михаил Александрович Ширвиндт устроился простым грузчиком в вокально-инструментальный ансамбль "Самоцветы". Правда, таскать тяжести ему не пришлось. Его использовали в качестве няньки для юных Владимира Преснякова и Дмитрия Маликова, которых родителям приходилось брать с собой на гастроли.

Затем он все-таки взялся за ум, восстановится в институте, начал работать в театре "Сатирикон" у Аркадия Райкина.

Карьера телеведущего


В "Сатириконе" Михаил Александрович Ширвиндт проработал восемь лет. Но в какой-то момент ему наскучила такая работа. Его напрягало, что артист практически на 100 процентов зависит от режиссера, а Михаилу хотелось свободы. К тому же в России тогда набирало популярность телевидение, куда он и отправился работать.

Новый этап в его творческой биографии в 1992 году начался перед телекамерами. Его первым проектом стало шоу "Лотто-Миллион", которое выходило в эфир по четвергам в прямом эфире.

Продюсер фильмов


В том же году телеведущий Михаил Ширвиндт создает вместе с партнером Александром Коняшовым студию "Весы", которая приступает к созданию собственных проектов.

Также в этот период своей карьеры он занимался кинопродюсированием. Ширвиндт поучаствовал в создании драмы Сергея Урсуляка "Летние люди" по пьесе Максима Горького "Дачники", главные роли в которой исполнили Светлана Рябова, Сергей Маковецкий, Сергей Колтаков и Виктор Гвоздиков.

В 1993 году вышел еще один спродюсированный им фильм - драма Сергея Урсуляка под названием "Русский регтайм". В этом фильме сыграл отец героя нашей статьи, а также Дмитрия Марьянов, Николай Добрынин, Владимир Меньшов, Константин Райкин, Евгения Симонова.

Собачья эстафета


В 1995 году герой нашей статьи становится одним из самых популярных ведущих в нашей стране. Он начинает выпускать дог-шоу "Я и моя собака".

В этой игре приглашают трех участников вместе с их собаками. Шоу состоит из трех конкурсов. В "Домашнем задании" им предстоит продемонстрировать со своими питомцами заранее подготовленные номера.

Второй конкурс назывался "Собачьи вопросы". В нем каждый из участников отвечал на три вопроса, каждый из которых был связан с собаками.

Наконец, в заключительном этапе "Необыкновенный кросс" собакам вместе с их хозяевами предстояло преодолеть препятствия, которые появлялись на съемочной площадке. По результатам каждого из конкурсов участникам выставляют оценки члены жюри.

Дог-шоу "Я и моя собака" продержалось в эфире до 2002 года. За это время вышло более пятисот эпизодов. Программу закрыли только после изменения концепции вещания Первого канала, на котором оно выходило в последнее время.

Участие в шоу принимали собаки разных пород, а судьями становились знаменитости - Наталья Тенякова, Сергей Минаев, Лион Измайлов.

Продюсер на ТВ

На телевидении Ширвиндт нашел свое истинное призвание. Он работал не только ведущим, но и успешным продюсером.

Например, он курировал проект "Путешествия натуралиста" с Павлом Любимцевым, в котором ведущий рассказывал о необычных красотах нашей планеты.

Также Ширвиндт занимался созданием "Растительной жизни" с Павлом Лобковым, "Хоббитов" с Василием Уткиным, а также других разнообразных развлекательных и познавательных шоу.

Из этого перечня "Путешествия натуралиста" были, пожалуй, самым популярным проектом. Ведущий Павел Любимцев увлекательно и познавательно рассказывал о зоопарках, путешествиях в дальние страны, природе и животных. Передача выходила с 1999 по 2009 гг. на НТВ, Первом канале и канале "Культура".

Удивительные открытия


В 2007 году рассказывать зрителя об удивительных открытиях и невероятных местах на нашей планете начинает сам герой нашей статьи. Он запускает проект "Хочу знать" с Михаилом Ширвиндтом.

Передача была построена на письмах, которые зрители присылали в редакцию. В них они просили рассказать о тех или иных необычных вещах.

Так, Ширвиндт рассказывал, как приготовить аутентичные галушки с сыром, кто первым придумал пиццу, откуда появилось выражение "точить лясы".

Шоу выходило до 2013 года. Интересно, на удивительные истории рассказывал не только сам ведущий, но и приглашенные звезды - Александр Олешко, Дмитрий Дибров, Максим Виторган, Леонид Якубович, Александр Гордон.

Семья


Информацию о биографии, личной жизни Михаила Ширвиндта постоянно ищут его многочисленные поклонники. У телеведущего было две жены.

Есть ли дети у Михаила Ширвиндта? В первом браке, в 1981 году, родился сын Андрей. Герой нашей статьи назвал его в честь знаменитого актера Миронова, который согласился стать его крестным отцом. Сейчас он работает в Московском государственном университете. Андрей - доцент на кафедре гражданского права, он кандидат юридических наук.

Он подарил отцу уже двух внучек. В 2002 году родилась Анастасия, а в 2011-м - Элла.

Вторая жена Михаила Ширвиндта - актриса театра миниатюр Аркадия Райкина Татьяна Морозова. Она стала известно в трио "Экспрессия", в котором выступала вместе с Борисом Моисеевым, а затем занялась журналистикой. В настоящее время работает в телекомпании "Живые новости". В 1986 году у них родилась дочь Александра, которая стала искусствоведом.

Жена Михаила Ширвиндта всегда отмечала, что муж ее в жизни был примерным семьянином. Однако, в СМИ время от времени появляется информация о его романтических увлечениях. Например, о романе с Юлией Бордовских. Сам Михаил утверждает, что эти слухи появились только потому, что Марку Рубинштейну, который и распустил эту информацию, требовалась сенсация.

В настоящее время


Сейчас он увлекся ресторанным бизнесом. Герой нашей статьи инвестировал в кафе еврейской кошерной кухни "Семь сорок", рестораны "Штольц" и Bronco.

В данный момент Ширвиндту исполнилось уже 60 лет. В последние годы он перестал появляться на федеральных каналах. Герой нашей статьи утверждает, что телевидение сильно изменилось в худшую сторону, он ждет, когда ситуация начнет исправляться. По его словам, сейчас вместо профессиональных журналистов на экранах одни кричащие люди, которые заменили всех.

По последней информации, Ширвиндт занимается разработкой "Гастрономического путеводителя", в котором планирует тщательно исследовать кулинарную жизнь основных туристических центров планеты. Вместе со своими соавторами Ширвиндт планирует подробно рассказать о самых изысканных шедеврах кулинарного искусства, которые только можно встретить в этом мире, а также уделить время самым "невкусным" местам, бывать в которых категорически не стоит.

Уйдя с телевидения, Ширвиндт открыл свой собственный канал на YouTube. Там он начал выпускать проект "Съедобное-несъедобное", в котором и рассказывает о кухнях разных народов мира.

В 2018 году вышла его автобиографическая книга под названием "Мемуары двоечника".