Скр свирепый походы 1986 1989. Евгений Воробьёв

Проект 1135 с кодовым названием «Буревестник» разрабатывался Северным ПКБ с 1964 по 1966 гт. и предусматривал создание большого противолодочного корабля, основным вооружением которого должны были стать ракето-торпеды 84-Р комплекса «Метель» (УРПК-4). Особенностью корабля являлось наличие, наряду с гидроакустической станцией «Титан-2», расположенной в носовом обтекателе, станции с буксируемой антенной «Вега». При этом из-за относительно небольшой дальности действия гидроакустических станций корабли этого проекта планировалось использовать парами: один поисковый, второй ударный.

Корабли проекта 1135 «Буревестник» - видео

Не исключалась также возможность взаимодействия кораблей с противолодочной авиацией, в частности, с вертолетами ПЛО берегового базирования (своего вертолета ПЛО корабли не имеют). С 1979 г. корабли проекта 1135 классифицируются как сторожевые. Всего с 1982 г. судостроительными заводами им. А. А. Жданова в г. Ленинград, «Янтарь» в г. Калининград и «Залив» в г. Керчь построен 21 сторожевой корабль проекта 1135.
Сторожевые корабли проекта 1135 имеют полубачную архитектуру со сравнительно высоким надводным бортом, что позволяет им хорошо держаться в море при сильном волнении. Благодаря наличию системы стабилизации с бортовыми килями и выдвижными управляемыми рулями успокоения качки, возможно использование оружия при волнении моря до 5 баллов, а буксируемой антенны гидроакустической станции - до 4 баллов.
Корпус корабля - с двойным дном, целиком выполнен из стали. Для обеспечения непотопляемости разделен водонепроницаемыми переборками на 13 отсеков. Надстройки выполнены из легких магниево-алюминиевых сплавов и конструктивно разделены на три блока. Имеется оборудование для действий в условиях применения оружия массового поражения.
Главная энергетическая установка - газотурбинная двух-вальная. На каждый вал работают одна основная (форсажная) турбина М8К мощностью 18 000 л.с. и одна маршевая М62 (для экономичных скоростей хода) мощностью 6000 л.с. Благодаря наличию специальной маршевой редукторной приставки, каждый из маршевых газотурбинных двигателей может работать на оба валопровода, что позволяет повысить экономичность энергетической установки на 25% и довести дальность плавания 14-узловым ходом до 3950 км. Наибольшая скорость хода составляет 30 узлов. Электроэнергетическая система состоит из пяти дизель-генераторов мощностью 500 кВт каждый. Напряжение в сети - 380 В.
При проектировании главной энергетической установки и корабля в целом особое внимание уделялось снижению акустического поля корабля и уровня помех при работе гидроакустической станции. Комплекс реализованных на корабле мероприятий, таких как размещение главных механизмов на подвесных платформах с применением двухкаскадной амортизации, вибродемпфирующего покрытия, малошумные гребные винты и т. п., создал условия для получения хороших акустических характеристик, по величине которых корабли проекта 1135 в свое время были лучшими надводными кораблями в советском флоте.

Основное вооружение корабля проекта 1135 состоит из ракетного противолодочного комплекса «Метель» (УРПК-4) с автономной радиокомандной системой управления «Муссон». Поворотная четырехконтейнерная пусковая установка комплекса «Метель» смонтирована на палубе полубака в носовой части корабля. Благодаря возможности наведения ее в горизонтальной плоскости, атака подводной лодки производится без дополнительного маневрирования кораблем. Стрельба из пусковой установки ведется одиночными ракетами или двухракетным залпом по данным целеуказания от собственного гидроакустического комплекса корабля и внешних источников целеуказания (надводные корабли, вертолеты, гидроакустические буи). Дальность стрельбы ракеты 84-Р - около 50 км, ее боевая часть представляет собой самонаводящуюся торпеду АТ-2УМ, которая в расчетной точке отделяется от ракеты, приводняется на парашюте, осуществляет циркуляционный поиск цели, наводится на цель системой самонаведения и поражает ее.


Необходимо отметить, что такое артиллерийское вооружение оценивалось как недостаточно эффективное уже на этапе технического проектирования и была предусмотрена возможность замены 76-мм артустановок 100-мм установками. Это было реализовано на кораблях проекта 1135М. Впрочем, кроме малого калибра артустановок, нельзя признать удачным и их расположение - обе они находятся в кормовой части корабля. Корабли проекта 1135 приспособлены для постановки минных заграждений. Максимальное число принимаемых на борт мин заграждения - 20 штук.
Основу радиоэлектронного вооружения составляет боевая информадионно-управляющая система «Планшет-35». На корабле установлены РЛС управления огнем артустановок АК-726 «Турель» (МР-105), РЛС обнаружения воздушных целей «Фрегат-МА» или «Ангара А» и навигационные РЛС «Вай-гач» и «Дон-2». Имеются также комплекс радиоэлектронной борьбы «Старт» и пассивные средства радиоэлектронного противодействия.

К противолодочному вооружению относятся также два четырехтрубных 533-мм торпедных аппарата и две двенадцатиствольные 213-мм бомбометные установки РБУ-6000. Поиск подводных лодок осуществляется с помощью гидроакустической станции с подкильной антенной «Титан» или «Титан-2» и станции с буксируемой антенной «Вега».
Зенитное вооружение включает два зенитных ракетных комплекса «Оса-МА» и две спаренные 76-мм артиллерийские установки АК-726.
Необходимо отметить, что такое артиллерийское вооружение оценивалось как недостаточно эффективное уже на этапе технического проектирования и была предусмотрена возможность замены 76-мм артустановок 100-мм установками. Это было реализовано на кораблях проекта 1135М. Впрочем, кроме малого калибра артустановок, нельзя признать удачным и их расположение - обе они находятся в кормовой части корабля.
Корабли проекта 1135 приспособлены для постановки минных заграждений. Максимальное число принимаемых на борт мин заграждения - 20 штук.

Основу радиоэлектронного вооружения составляет боевая информадионно-управляющая система «Планшет-35». На корабле установлены РЛС управления огнем артустановок АК-726 «Турель» (МР-105), РЛС обнаружения воздушных целей «Фрегат-МА» или «Ангара А» и навигационные РЛС «Вайгач» и «Дон-2». Имеются также комплекс радиоэлектронной борьбы «Старт» и пассивные средства радиоэлектронного противодействия.
Совершенствование вооружения некоторых кораблей проекта 1135 было осуществлено в конце 80-х годов в ходе их модернизации. Так, корабли «Легкий», «Пылкий» и «Летучий» были модернизированы по проекту 11352. При этом на них демонтировали РБУ-6000, установили две четырехконтейнерные пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса «Уран» и внесли соответствующие изменения в состав радиоэлектронного вооружения. Сторожевик «Жаркий» модернизирован по проекту 11353 с установкой нового гидроакустического комплекса с подкильной и буксируемой антеннами «Звезда-М1».

Тактико-технические характеристики корабля проекта 1135 «Буревестник»

Водоизмещение, т:
стандартное 2810
полное 3200

Главные размерения, м:
длина наибольшая (по КВЛ) 123 (113)
ширина наибольшая (по КВЛ) 14,2 (13,2)
осадка при полном водоизмещении 4,57

Главная энергетическая установка:
тип газотурбинная (форсажная + маршевая)
форсажных ГТД - суммарная мощность, л. с. 2 х М8К - 36 000
маршевых ГТД - суммарная мощность, л. с. 2 х М62 - 12 000

Скорость хода наибольшая, узлов 30

Дальность плавания, мили:
ходом 14 узлов 3950
ходом 30 узлов 630

Вооружение:
Противолодочные ракетные комплексы:
тип комплекса «Метель» или «Раструб-Б»
количество ПУ х направляющих 1 х 4 (КТ-106У)
боекомплект 4 ПЛУР 85-Р или 85-РУ

Зенитные ракетные комплексы:
количество х тип комплекса 2 х «Оса-МА»
количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2x2 (ЗИФ-122)
боекомплект 40 ЗУР 9МЗЗ

Артиллерийский комплекс:
тип АУ АК-726
количество АУ х стволов 2x2
калибр, мм/длина ствола, калибров 76/60
боекомплект, выстрелов 1600

Противолодочное:
тип ТА палубные поворотные
количество ТА х труб - калибр 2x4 - 533-мм
боекомплект 8 торпед 53-65К и СЭТ-65
тип РБУ РБУ-6000
количество РБУ х стволов - калибр 2 х 12 - 213-мм
боекомплект 96 РГБ-60 или «Запад»

Минное:
количество мин заграждения до 20

Экипаж (в том числе офицеров), человек 194 (22)

Фото корабля проекта 1135 «Буревестник»

СКР "Свирепый" отличался своенравным норовом и очень дружным экипажем. Тем что и позволяло ему своевременно решать поставленные перед ним и экипажем всякого рода военные задачи, правда, с учётом своего норовистого характера не всегда так как хотелось бы командованию, но всегда с высшими оценками.

Шла осень 1985 года, отряд боевых кораблей под командованием командира дивизии вышел в дальний поход для решения задач защиты Отечества на дальних морских рубежах. Позади остались три месяца нервотрёпки и бесконечных инструктажей, проверок всех уровней, устранение выявленных замечаний и получение новых За всей этой суматохой экипаж под руководством офицеров еле успевал подготовится к дальнему рассчитанному на многие месяцы одиночного плавания походу. И вот всё тише и тише слышны звуки традиционного марша «Прощание славянки», слышны только чёткие команды штурмана на руль и спокойно-утвердительное «Добро» командира. И вот счастливый миг, остались за кормой входные молы Балтийска, «Свирепый» увернулся от встречной волны, которая попробовала его на крепость, и уверенно пошёл давить встречные волны всей мощью своих главных двигателей. Море нехотя расступалось перед острым форштевнем и быстренько смыкалось за кормой, пытаясь скрыть следы своего поражения перед этим совершенным творением военно-морской мысли.

Шёл обед второго дня плавания, когда в кают-компанию влетел главный минёр флота капитан 1 ранга Ж.. Над его головой непокорённым стягом развевалась последняя прядь когда-то пышной шевелюры, и сам он весь дышал праведным возмущением и гневом. Отдать должное ему главный минёр не был злым человеком, но был беспощаден к врагам минно-торпедного дела и всем тем, кто только замысливал прикоснуться немытыми руками к святому минному образу. Но всегда карал сам и грудью стоял на защите своих «румын», как называют на флоте моряков – минёров после Потёмкинских событий.

Вот и сейчас, подлетая к командиру минно-торпедной боевой части капитан-лейтенанту Тютькину, он хищно и плотоядно улыбался, и разговор начал издалека.

А скажите мне, товарищ капитан-лейтенант, как вы относитесь к приметам?

Уважительно отношусь, - ответил Миша Тютькин и радостно улыбнулся, внутренне сжимаясь от предчувствия какого-то подвоха.

А вот третий день над кораблём чёрный ворон летает, к чему бы это?

Да какой там ворон, товарищ капитан 1 ранга! Уже и берега как второй день не видно! Откуда ему взяться? - защищался командир БЧ-3, судорожно ища ответ на этот, ох какой непростой, вопрос!

Вот и я подумал - откуда!, - вскричал капитан 1 ранга, вскочил в порыве из-за стола и заметался как тот ворон вокруг сжавшегося в комок Тютькина. Пока главный минёр исполнял танец коршуна из «Лебединого озера», снаружи действительно раздалось разгневанное карканье. И все обернулись в сторону иллюминатора. Вдоль борта пронеслась чёрная тень ворона и исчезла взмыв вверх.

Я давно за ней слежу, потом смотрю она шмыг и под мамеринец «Муссона», я за ней. Смотрю, а она там гнездо свила! Я её палкой, а она в ответ мне – Кар-р-р!

Тютькин, вы когда последний раз туда заглядывали?

Перед выходом в море, не моргнув глазом, чётко доложил корабельный минёр, не заглядывавший туда ни разу с момента назначения его командиром БЧ-3. «Не иначе как в последний день, ветер был сильный, и дождь шёл, вот бедная птица там и спряталась, вылезти боялась, а там ведь сухо, тепло и чисто».

Насчёт чисто - это сильно сказано, вы теперь это воронье гуано будете до района боевой службы выгребать, а я лично всё буду контролировать, - плотоядно улыбаясь, сказал главный минёр флота.

- «Есть, лично выгребать воронье гуано!», - под громкий смех офицеров корабля ответил корабельный балагур и любимец главного минёра флота капитан-лейтенант Тютькин, сурово посмотрев на командира группы управления, в заведовании которого находилась злополучная антенна.

1 - Мамеринец - приспособление в виде резиновой юбки вокруг антенных устройств и вращающихся механизмов предохраняющее от попадания под них морской воды

2 - «Муссон» система управления противолодочных ракето-торпед.

Появление кораблей проекта 1135 (кодовое наименование «Буревестник») для отечественного флота стало настоящим прорывом в будущее. Проект, разработанный советскими конструкторами почти полвека назад, оказался настолько удачным, что его модификации строятся по сей день.

На протяжении нескольких десятилетий советские сторожевые корабли (СКР) фактически являлись миноносцами — ударными боевыми единицами ближней морской зоны. Однако появление у США атомных субмарин с баллистическими ракетами заставило СССР пересмотреть приоритеты. Теперь перед советским ВМФ ставилась задача не подпустить потенциального противника к своим берегам на дальность ракетного залпа. Большие противолодочные корабли (ВПК) из-за своей малочисленности выполнить эту задачу не могли. Возникла необходимость в новом корабле — достаточно мореходном для самостоятельных действий в океане, но при этом относительно недорогом и пригодном для крупносерийной постройки.

ПРОЕКТ

Техзадание на разработку СКР проекта 1135 было выдано в 1964 году. Конструкторам предстояло создать поистине новаторский корабль. Новая технология постройки, широкое использование нетрадиционных конструкционных материалов (титана и модных тогда алюминиево-магниевых сплавов), совершенные системы автоматики и радиоэлектронной борьбы — вот только некоторые из примененных в проекте новшеств. Головной корабль, получивший имя «Бдительный», заложили на заводе «Янтарь» в Калининграде в июне 1968 года. 31 декабря (дата, очень характерная для эпохи плановой экономики) 1970-го он официально вошел в строй, хотя испытания и сдача различных систем продолжались еще в течение нескольких месяцев. Примечательно, что по своим характеристикам головной «Буревестник» настолько отличался от предшественников — СКР проектов 50,35 и 159, что его поначалу отнесли к классу ВПК. Лишь в 1977 году корабли проекта 1135 вновь переклассифицировали в СКР, каковыми они и значились в процессе их разработки.

ОПИСАНИЕ

Цельносварной корпус корабля проекта 1135 имел удлиненный полубак и принципиально новые обводы, обеспечивавшие хорошую мореходность. Внутри корпус разделялся на 14 главных водонепроницаемых отсеков. Весьма оригинальной была энергетическая установка — две пары газовых турбин, маршевых и форсажных, работавших на валы через редукторы и шинно-пневматические муфты. Все механизмы имели вибродемпфирующие покрытия и специальные амортизаторы. Кроме того, акустическое поле корабля снижала система подводной пузырьковой маскировки. В результате «Буревестники» на то время стали самыми малошумными кораблями советского ВМФ. Для выполнения главной задачи — борьбы с подводными лодками — использовались ракетоторпеды «Метель» и очень мощные гидроакустические станции (ГАС): подкильная «Титан» и буксируемая «Вега». По сравнению с прототипом — американской системой АСРОК — противолодочный комплекс «Метель» обладал существенно лучшими характеристиками. Управляемая ракета 85-Р имела дальность стрельбы до 50 км (АСРОК — около 10 км).

В качестве боевой части использовалась торпеда АТ-2У. Она сбрасывалась в заданной точке на парашюте и, попав в воду, двигалась по спирали, постепенно погружаясь все глубже и глубже. Система активного самонаведения все это время вела непрерывный поиск подводной лодки; как только аппаратура захватывала цель, торпеда немедленно направлялась на нее и увеличивала скорость до 40 узлов. Позднее ракеты 85-Р были заменены новыми ракетами 85-РУ «Раструб», которые могли применяться и против надводных целей.

Артиллерийское вооружение первоначально состояло из двух спаренных 76-мм артустановок АК-726. Позже, начиная с 22-го корпуса, их заменили двумя более мощными 100-мм универсальными орудиями АК-100 с новой системой управления МР-145 «Лев». Проект корабля с усиленным артиллерийским вооружением получил обозначение 1135М.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ

Корабли этого типа с 1968 по 1981 год серийно строились на трех заводах: в Калининграде, Ленинграде и Керчи. Всего в состав советского ВМФ вступили 32 единицы, в том числе 11 проекта 1135М. Показательно, что служившие на «Буревестниках» моряки единодушно оценивают их исключительно с положительной стороны, отмечая высокую надежность механизмов, отличные мореходные и маневренные качества, мощное вооружение и совершенную электронику. Однако в ходе эксплуатации кораблей выявились и их недостатки, главнейший из которых — несоответствие дальности действия противолодочного ракетного комплекса «Метель» и гидроакустических средств обнаружения. Сколь ни совершенны были ГАС «Титан» и «Вега», все равно им обычно удавалось установить надежный контакт с подводной лодкой потенциального противника на расстоянии 10-15 км, то есть в несколько раз меньшем, чем дальность полета ракетоторпеды. Эту проблему мог бы решить вертолет с соответствующей поисковой аппаратурой, но разместить его на борту корабля без радикальной переделки проекта было невозможно.

МОДЕРНИЗАЦИИ

В конце 1980-х годов планировалось провести глубокую модернизацию СКР: обе ГАС заменить гидроакустическим комплексом нового поколения «Звезда-М1», установить РЛС «Фрегат-МА», а вместо реактивных бомбометов — две счетверенные пусковые установки противокорабельных ракет «Уран». До распада СССР успели провести работы только на трех кораблях, да и то на одном из них («Жарком») — лишь частично, без замены РЛС и демонтажа РБУ. «Буревестник» стал прародителем семейства пограничных сторожевых кораблей проекта 11351 и многоцелевых фрегатов проекта 11356. Последние строились для ВМС Индии, а ныне серийная постройка их модифицированного варианта ведется для российского флота. Впрочем, эти корабли заслуживают отдельного рассказа.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ. СКР «БДИТЕЛЬНЫЙ» (ПРОЕКТ 1135)

  • Водоизмещение/ т:
    — стандартное: 2835
    — полное: 3200
  • Размеренна, м:
    — длина максимальная: 122,9
    — ширина максимальная: 14,2
    — осадка средняя: 7,2
  • ГЭУ: газотурбинная общей мощностью 52 000 л. с.
  • Скорость максимальная, узлы: 32 (59 км/ч)
  • Дальность плавания, миль: 4000 (на скорости 14 узлов)
  • Вооружение: 4 ПУ ПЛРК «Метель», 2 ПУ ЗРК «Оса» (40 ЗУР), 2 х 76-мм артустановки АК-726,2 х 533-мм торпедных аппарата, 2 РБУ-6000
  • Экипаж, чел.: 192 (включая 22 офицера)

Сторожевые корабли проекта 1135.

Сторожевые корабли проекта 1135 (шифр «Буревестник», код NATO — Krivak I, II, III). Головной корабль — «Бдительный». До 1977 года классифицировались как большие противолодочные корабли.

Сторожевой корабль Бдительный.

Сторожевой корабль Бдительный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 28 марта 1970г. и вступил в строй 31 декабря 1970г., и уже 20 февраля 1971г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). С июня по июль 1972г. выполнял задачу по оказанию помощи вооружённым силам Египта и Сирии. В июне 1993г. участвовал в учениях НАТО «Балтопс-93». В 1992г. на корабле поднят Андреевский Военно-морской флаг. Бортовые номера: 500(1970), 509(1974), 502(1974), 520(1974), 205(1975), 512, 515, 250(1977), 700(1978), 719(1982), 744(1983), 713(1987), 744(1989), 707(1991). Списан: 1996г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Безукоризненный.




…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Беззаветный.

Сторожевой корабль Беззаветный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 07 мая 1977г. и вступил в строй 30 декабря 1977г. и уже 17 февраля 1978г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). В 1988г. вытеснял, вместе с СКР-6, зашедший в территориальные воды СССР у берегов Крыма ракетного крейсера "Йорктаун" и эсминец "Кэрон" ВМС США. Бортовые номера: 195, 192(1978), 805(1978), 878(1978), 811(1981), 817(1984), 807(1997). 01 августа 1997 г. передан ВМС Украины и переименован в “Днепропетровск” (U134).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Бодрый.

Сторожевой корабль Бодрый - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 28 апреля 1971 г. и вступил в строй 31 декабря 1971г., и уже 14 февраля 1972 г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). С июня по июль 1972г., выполнял задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. 31 октября 1974г. был награжден вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть». 26 июля 199 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 220(1970), 503(1971), 222(1972), 517, 508(1974), 204(1975), 513(1975), 505(1977), 514(1978), 788(1978), 705(1979), 724(1981), 704(1984), 722(1988), 710(1990). Списан: 1997г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Деятельный.


Сторожевой корабль Деятельный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 5 апреля 1975г., и вступил в строй 25 декабря 1975г., и уже 19 февраля 1976г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). Бортовые номера: 193, 192(1976), 533(1976), 196(1976), 800(1979), 801(1980), 810, 814(1984), 813(1986), 811(1992). Списан: 1995г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Доблестный.



Сторожевой корабль Доблестный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 22 февраля 1973г., и вступил в строй 28 декабря 1973г., и уже 17 февраля 1974г. вошел в состав 10 БрПЛК 2 ДПЛК Краснознаменного Северного флота (КСФ). По итогам 1975г. кораблю было присвоено звание «отличный корабль», а корабельный противолодочный расчёт объявлен лучшим на КСФ. В 1982 году был переподчинён в состав 130 БрПЛК. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 167(1974), 544(1976), 257(1977), 944(1978), 912, 983(1985), 949(1989). Списан: 1992г. …………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Достойный.

Сторожевой корабль Достойный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 8 мая 1971г., и вступил в строй 31 декабря 1971г. и уже 28 апреля 1972г. вошел в состав 10 БрПЛК Краснознаменного Северного флота (КСФ). В 1975г. принимал участие в учениях «Океан-75», а в 1977г. в учениях «Север-77». В 1982г. был переподчинён в состав 130 БрПЛК. Далее в 1983г. принял участие в учениях «Океан-83» и «Магистраль-83». С 19 по 24 мая 1984г. в составе КПУГ принял участие в учениях с кораблями объединённой эскадры стран участниц Варшавского Договора «Эскадра-84». 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 550(1973), 557(1975), 542(1976), 255(1976), 503(1979), 971(1983), 976, 944(1989), 978(1990). Списан: 1993г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Задорный.


Сторожевой корабль Задорный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 25 марта 1979г., и вступил в строй 31 августа 1979г. и уже 13 сентября 1979г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). В 1981 г. принимает участие в учении «Авангард-81», а 5 июля 1981 г. - участвует в учении «Север-81» и 19 сентября 1983г. - принимает участие в учении «Океан-83» . 31 августа 1984г. корабль объявлен лучшим противолодочным кораблем КСФ. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. . В 1996г. участвует в параде Победы в городе Герое Мурманске и в этом же году участвует в параде в городе Архангельске в честь 300-летия ВМФ. В мае 1997г. участвовал в совместных учениях с фрегатом ВМС Великобритании в Баренцевом море. В Августе 2001 г. участие в учении «Дервиш-2001». Бортовые номера: 965, 909, 948(1983), 937(1985), 959(1988), 955(1998). Списан: 2005г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Ладный.


Сторожевой корабль Ладный - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 07 мая 1980г., вступил в строй 29 декабря 1980г. и уже 25 января 1981г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). В 1994г. участвовал в совместных учениях стран НАТО, а 08 мая 1995г. - в международном морском параде, посвященном 50-летию Победы в Великой Отечественной войне. 27 июля 1997г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. В августе 2008г. корабль принимал участие в совместной со странами НАТО антитеррористической операции "Активные усилия", осуществляя контроль над судоходством в районе Суэцкого канала. В настоящее время находится в составе Черноморского флота РФ. Бортовые номера: 802, 815(1981), 824(1986), 801(05.1990).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Летучий.

Сторожевой корабль Летучий - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 19 марта 1978г., и вступил в строй 10 августа 1978г., и уже 20 сентября 1978г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 510(1978), 845, 713(1980), 646(1980), 699(1981), 686(1983), 645(1990), 661(1996). Списан: 2005г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Порывистый.


Сторожевой корабль Порывистый - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 16 мая 1981г, и вступил в строй 29 декабря 1981г., и уже 9 февраля 1982г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). В период с 18.9.1983 по 27.2.1984 совершил межфлотский переход вокруг Африки из Севастополя во Владивосток. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 859(1981), 806(1984), 628(1985), 641(1986), 626(1989), 670(1990), 618(1990). Списан: 1994г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Пылкий.

Сторожевой корабль Пылкий - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 20 августа 1978г. и вступил в строй 28 декабря 1978г. и уже 24 января 1979г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ) и вскоре в этом же году перешел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). После модернизации, по проекту 11352, в 1993г. был возвращён в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 26.07.1992 г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 518(1978), 806(1981), 810, 819, 813, 807(1982), 808(1984), 758(1985), 809(1987), 807(1988), 702(1993). В настоящее время находится в составе Балтийского флота РФ.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Свирепый.



Сторожевой корабль Свирепый - Построен по проекту 1135. Спущен на воду 27 января 1971г., и вступил в строй 29 декабря 1972г., и уже 31 января 1973г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 517(1974), 502(1975), 504, 507(1977), 715(1978), 742(1980), 758(1984), 725(1987), 719(1990). Списан: 1993г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

В 1975 году появился СКР нового проекта - 1135М. На нем была установлена 100-мм артиллерийская установка и два 533-мм четырехтрубных торпедных аппарата. Головной корабль - «Резвый».

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

- Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 30 мая 1975г. и вступил в строй 30 декабря 1975г. и уже 19 февраля 1976г. вошел в состав 10 БрПЛК Краснознаменного Северного флота (КСФ). В 1981г принял участие в учении «Запад-81» под руководством Министра Обороны СССР. В 1984г. участвовал в учении «Атлантика-84». В 1986г. охранял голландское судно «Дипватер-2» во время глубоководной операции по подъёму золотых слитков с погибшего во время Второй Мировой войны в Баренцевом море английского крейсера «Эдинбург». Доля золота СССР на корабле была доставлена в Мурманск. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. 11 июля 1995г. корабль в составе ОБК участвовал в учении «Кумжа-2». Бортовые номера: 210(1976), 212(1977), 958(1980), 916(1981), 942(1983), 930(1985), 210(1986), 930(1985), 970(1987), 952(1991), 916(1996). Списан: 2001г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

- Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 11 апреля 1978г. и вступил в строй 30 сентября 1978г. и уже 23 ноября 1978г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). С 26 по 30 августа 1991г. участвовал в проводке конвоя «Дер-виш-91» из Кольского залива в Архангельск, посвященного 50-летию начала движения союзных конвоев. 26.7.1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 794(1977), 926(1979), 916(1979), 757(1980), 935(1985), 962(1986), 968(1990). Списан: 1998г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

- Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 3 мая 1979г., и вступил в строй 20 сентября 1979г. и уже 17 октября 1979г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 777(1979), 758(1980), 621(1985), 643(1987), 670(1987), 641(16.03.1993). Списан: 1994г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 7 февраля 1977г. и вступил в строй 30 сентября 1977г., и уже 29 ноября 1977г. вошел в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота (КТОФ). В 1978г. совершил межфлотский переход из Балтийска в Черное море, а в следующем 1979г. переход вокруг Африки из Севастополя во Владивосток. 26 июля 1992г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 758(1980), 695(1982), 648(1987), 678(1990), 620(1990), 643(1991), 621(1994). Списан: 1995г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

- Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 09 августа 1978г, и вступил в строй 26 декабря 1978г. и уже 09 февраля 1979г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота(КСФ). 26 июля 1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 931(1981), 913(1983), 967(1989), 933(1990), 963(1995). Списан: 1998г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Разительный.

Сторожевой корабль Разительный - Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 1 июля 1976г., и вступил в строй 31 декабря 1976г., и уже 5 февраля 1977г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 1 августа 1997 передан ВМС Украины и переименован в «Севастополь». Бортовые номера: 235(1976), 232(1977), 249(1977), 165(1978), 808(1978), 812(1979), 806(1980), 804(1984), 821(1987), 807(1989), 819(1990).

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Неукротимый.


Сторожевой корабль Неукротимый - Построен по проекту 1135М. Спущен на воду 7 сентября 1977г.,и вступил в строй 30 декабря 1977г., и уже 17 февраля 1978г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 2 ноября 1987г. переименован в «Комсомолец Литвы» , и 27 марта 1990г. кораблю возвращено его первоначальное имя - «Неукротимый» 26.7.1992 сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 517(1977), 720(1978), 700(1981), 317(1982), 701(1982), 733(1984), 755, 741(1988), 731(1990). Списан: 2009г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Пытливый.

Сторожевой корабль Пытливый - Построен по проекту 1135М. Cпущен на воду 16 апреля 1981г, и вступил в строй 30 октября 1981г., и уже 9 февраля 1982г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 28 июля 1996г. участвовал в международном морском параде в С.-Петербурге, по священном 300-летию Российского флота. 27 июля 1997г. сменил Военно-морской флаг СССР на Андреевский. Бортовые номера: 942(1981), 751(1981), 759, 888(1982), 826(1984), 889(1988), 808(1.05.1990). В настоящее время находится в составе Черноморского флота РФ.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Проект 1135 «Буревестник» возник как бы на перекрестке двух направлений в эволюции противолодочных кораблей нашего флота - малых (проекты 159 и 35) и больших (проект 61). В то время Советский ВМФ выходил в мировой океан, и его главной задачей считалась борьба с атомными подводными лодками потенциального противника. Именно тогда были созданы первые противолодочные корабли океанской зоны - крейсера-вертолетоносцы проекта 1123, БПК 1 ранга проектов 1134А и 1134Б, БПК 2 ранга проекта 61, проявившие себя с наилучшей стороны. Но их высокая стоимость вынудила руководство флотом дополнить арсенал противолодочных сил меньшими по водоизмещению и менее дорогостоящими кораблями ближней зоны, способными при этом действовать и в удаленных районах океана вместе с крейсерами и ВПК.

Первоначально разработку будущего «Буревестника» поручили Зеленодольскому КБ (в то время - ЦКБ-340), где ранее были созданы удачные противолодочные (позже - сторожевые) корабли проектов 159 и 35. Последние обладали сильным для своего ранга вооружением, мощной энергетикой и вполне эффективными средствами поиска вражеских подводных лодок в ближней зоне (до 1200 миль). Однако появление в американском флоте атомных субмарин типа «Джордж Вашингтон» с межконтинентальными баллистическими ракетами «Поларис» потребовало расширить контролируемую зону. Стало ясно, что новый корабль должен действовать на дальних рубежах - не менее, чем в 3000 миль от своих берегов.

Тем временем промышленность приступила к разработке новых средств противолодочной борьбы - ракетоторпедного комплекса «Метель» и весьма совершенных для своего времени гидроакустических станций (ГАС) «Вега» и «Титан». Сочетание подкильной и буксируемой ГАС обещало увеличить дальность обнаружения ПЛ в три раза и устойчиво держать контакт с подводной целью на дистанциях до 100 кбт. При этом общая эффективность (выражаясь профессиональным языком, «поисковая производительность») также должна была увеличиться втрое. Все это выводило будущий сторожевой корабль на качественно иной уровень, но одновременно влекло за собой значительный рост водоизмещения. А поскольку ЦКБ-340 традиционно специализировалось на создании малых боевых кораблей, разработку проекта «Буревестника» передали в Ленинград, в ЦКБ-53 (впоследствии Северное ПКБ). Главным конструктором был назначен Н.П.Соболев, главным наблюдающим от ВМФ - И.М.Стецюра. Общее руководство осуществлял начальник ЦКБ-53 В.Е.Юхнин.

Тактико-техническое задание (ТТЗ) на разработку проекта 1135 было выдано флотом в 1964 году. Основное назначение сторожевого корабля - «длительное патрулирование с целью поиска и уничтожения подводных лодок противника и охранение кораблей и судов на переходе морем». Первоначально ТТЗ предусматривало следующий состав вооружения: один ПЛРК, один пятитрубный 533-мм ТА для противолодочных торпед, два РБУ-6000, один ЗРК «Оса» и две спаренные 76-мм артиллерийские установки. В качестве основного средства обнаружения ПЛ предполагалась ГАС «Титан» (МГ-332). Водоизмещение ограничивалось величиной в 2100 т, но после окончательного утверждения в качестве ПЛРК комплекса «Метель» его пришлось увеличить до 3200 т. Это, в свою очередь, позволило разместить два ТА и два ЗРК «Оса», а также дополнить гидроакустические средства буксируемой ГАС «Вега» (МГ-325). Кроме того, уже на стадии проектирования оговаривалась возможность замены 76-мм артиллерии на 100-мм.

Впервые на кораблях данного класса предполагалось разместить автоматизированный боевой информационный пост (БИП), прообраз будущих боевых информационно-управляющих систем (БИУС); на головном корабле даже был открыт штат офицера-вычислителя. В целом «Буревестник» и по размерам, и по возможностям настолько перерос своих «одноклассников», что его уже на стадии проектирования переклассифицировали в БПК. Вновь в класс СКР корабли проекта 1135 вернули лишь в июне 1977 года.

Оглядываясь назад, невольно поражаешься темпам, размаху, смелости идей, с которыми создавался в те годы океанский флот нашей страны. Практически одновременно велась работа и над кораблями, и над их оружием и системами. К моменту разработки чертежей «одиннадцать - тридцать пятого» его основное вооружение - ПЛРК «Метель», ЗРК «Оса» - существовало лишь на бумаге, в эскизах, но, тем не менее, завершить создание технического проекта корабля удалось уже в 1966 году.

Вообще, конец 50-х - начало 70-х годов можно без преувеличения назвать временем прорыва в будущее. Тогда в военной промышленности оказались сконцентрированы лучшие научные и инженерные кадры страны и во многих аспектах советские боевые корабли были самыми совершенными в мире. «Буревестнику» посчастливилось родиться именно в этот период.

Строительство

Постройка серии кораблей проекта 1135 велась на трех заводах страны: Прибалтийском судостроительном «Янтарь» в Калининграде с 1968 года, судостроительном «Залив» имени Б.Е.Бутомы в Керчи с 1969 года и Ленинградском им. А.А.Жданова с 1974 года. Головным предприятием был выбран ПСЗ «Янтарь», и именно ему досталась труднейшая роль первопроходца. Ранее в Калининграде строились сторожевые корабли значительно меньшего водоизмещения (проекты 50, 35, 159), и очень скоро стало ясно, что выполнить новый заказ на существующих производственных мощностях невозможно. Поэтому в начале 1967 года на «Янтаре» приступили к сооружению специального стапеля, получившего название «Буревестник» - по аналогии с кодовым наименованием проекта. Параллельно с реконструкцией завода полным ходом шла технологическая обработка поступавших из ЦКБ-53 рабочих чертежей.

Новизна конструкции «одиннадцать-тридцать пятого» сочеталась с принципиально новой технологией его постройки. Так, при формировании корпуса корабля на стапеле был принят поточно-позиционный метод, когда собранные блоки по мере готовности передвигались с одной позиции на другую. В частности, на первой позиции производилась сборка второго и третьего блоков корпуса, а также погрузка платформ под маршевые двигатели. На второй устанавливались выгородки, фундаменты под механизмы и устройства, проводились испытания сварных швов и гидравлические испытания отсеков на непроницаемость. На третьей позиции - общая стыковка и сварка всех блоков между собой, установка успокоителей качки, кронштейнов гребных валов, монтаж надстроек, дымовой трубы и мачт.

Кроме того, на «Янтаре» впервые в СССР применили построечно-спусковую оснастку на шаровых опорах качения. Спусковые сани оборудовались сепараторами с металлическими шарами диаметром 101 мм, способными перемещаться по дорожкам стапеля, что позволило отказаться от использования традиционной насалки при спуске корабля и уменьшить трудоемкость этой ответственной операции.

После разбивки теоретического чертежа на плазе и разработки оснастки (шаблонов, каркасов и т. п.) корпусообразующий цех приступил к изготовлению деталей, а сборочно-сварочный - к сборке секций. Днищевые секции собирались в постелях, палубные - на горизонтальных стендах, а оконечности - в специальных кондукторах или каркасным методом. Готовые секции передавались стапельному цеху, который формировал из них блоки корпуса корабля. 21 июня 1968 года, после того, как на стапеле «Буревестник» занял свое место блок №3, состоялась официальная закладка головного корабля проекта 1135. Ему присвоили заводской номер 151, а несколько позже - наименование «Бдительный». Ответственным сдатчиком-строителем ВПК был назначен Л.Я.Змачинский, впоследствии ставший одним из директоров ОАО ПСЗ «Янтарь», его заместителем - Г.Н.Шолохов, главным конструктором механической части- А.В. Чертков. Военную приемку возглавлял капитан 1 ранга Городилов, вел заказ капитан 3 ранга Мархаров.

В технологическом отношении особенностью нового корабля было применение нетрадиционных конструкционных материалов - алюминиевых сплавов АМГ для всех надстроек, дымовой трубы и мачты, а также титана для сложных по своей конфигурации обтекателей подкильной и буксируемой гидроакустических станций. И если изготовление стальных деталей, сборка и сварка секций корпуса на стапеле особых проблем не вызывали, то при работе с конструкциями из цветных металлов возникли определенные трудности. Для расконсервации листового и профильного проката из АМГ от заводской смазки, его правки на «Янтаре» пришлось создать специализированный участок. Сборку и сварку надстроек из легкого сплава выполняла бригада сборщиков, которую возглавлял А.Н.Орехов. Несмотря на солидный опыт, судостроителям пришлось учиться заново, поскольку технология работы с АМГ в корне отличалась от применявшейся ранее. Так, после сварки надстройки на палубе ходовой рубки появились бухтины глубиной до 30 мм, и при хождении палуба «хлюпала». Как избавиться от этого дефекта, никто не знал. Нагрев полотна палубы газовым резаком «пятаками», аналогично правке стальных конструкций, положительных результатов не принес. Сдать ОТК и военпредам надстройку с деформированной палубой не представлялось возможным, а это грозило затянуть спуск корабля на неопределенный срок. К счастью, выход был найден: А.Н.Орехов экспериментальным путем выявил, что если бухтину выжать в обратную выгибу сторону и нагреть участок в пределах шпации аргонно-дуговой горелкой не «пятаками», а параллельными линиями, то после остывания металла деформация исчезает и больше не появляется.

Новым для завода стало и изготовление деталей из титана. Оно оказалось «не по зубам» существующему оборудованию. Пришлось применять плазменную ручную резку, однако при такой технологии требовалась механическая обработка кромок для удаления газонасыщенного слоя, поскольку в противном случае сварка титана оказывалась невозможной. Этот метод изготовления деталей увеличивал трудоемкость работ, но другого выхода, увы, не было.

Наибольшую сложность при строительстве БПК представляла доводка вооружения, особенно ЗРК «Оса». По сути дела, на «Бдительном» установили опытный образец этой системы, переделанный из сухопутного комплекса. Его «оморячивали» прямо на корабле, решая не свойственные армейскому варианту задачи - такие, как отработка углов качки, герметичность и влагозащищенность бортовой аппаратуры и др. Меньше хлопот было с противолодочным комплексом «Метель», изначально создававшемся как корабельное оружие. Серьезные трудности вызвал монтаж систем буксируемой ГАС «Вега». На испытаниях антенну на трос-кабеле упорно уводило на 35° к правому борту, пока не подобрали обтекатели и не отрегулировали рули.

В процессе заводских испытаний в поисках оптимального варианта на «Бдительном» сменили три комплекта гребных винтов, причем первоначальный зарекомендовал себя лучше остальных. Примечательно, что предусмотренные конструкторами меры по снижению шумности пропульсивной установки оказались даже более эффективными, чем ожидалось. Гребные винты ни на каких оборотах не входили в кавитирующий режим, и установленная противокавитационная система «Пелена» практически не использовалась.

Всего в строительстве «Бдительного» принимали участие более 400 предприятий Советского Союза, в том числе из совершенно «сухопутных» регионов. Например, трос-кабель для буксируемой ГАС «Вега» был изготовлен в одном из НИИ Ташкента.

Главнокомандующий ВМФ С.Г.Горшков внимательно следил за ходом постройки головного БПК проекта 1135 и в целом оценил работу кораблестроителей весьма высоко. Во время одного из визитов на ПСЗ «Янтарь» он оставил в книге почетных посетителей следующую запись: «Завод и его славный коллектив рабочих, служащих, инженеров выполняет весьма ответственную работу по укреплению морской мощи нашей великой Родины. Военно-морской Флот отмечает высокое качество работ. Спасибо вам за этот труд».

Действительно, заводчане блестяще справились с поставленной задачей. От закладки до сдачи головного корабля прошло всего два с половиной года - и это при необычайной сложности объекта, вызвавшей необходимость радикального изменения технологии работ. Следующие три серийных ВПК построили с интервалами в 12 месяцев. Со временем темп увеличили до двух единиц в год.

Всего к декабрю 1981 года ПСЗ «Янтарь» сдал флоту 19 кораблей проектов 1135 и 1135М. При этом трудоемкость работ постоянно снижалась. И если для головного «Бдительного» она составила 2100 тыс. часов, то на последний корабль серии - «Пытливый» - потребовалось лишь 1301 тыс. нормо-часов. Общая стоимость головного заказа - около 26 млн. руб.

Интересно отметить, что при внедрении в серию «буревестников» удалось избежать мало-мальски серьезных конфликтов между строителями и проектировщиками (случай довольно редкий). По мнению калининградцев, Северное ПКБ (ЦКБ-53) настолько качественно выполнило все проработки, что в процессе строительства не пришлось прибегать к каким-либо существенным изменениям чертежей. Корректировка рабочей и технологической документации после сдачи головного корабля также прошла спокойно и по-деловому.

С 1969 года БПК проекта 1135 начали строить в Керчи. Темп - один корабль в два года. Всего СЗ «Залив» сдал флоту семь единиц, а затем перешел на выпуск пограничных сторожевых кораблей проекта 11351. Наконец, в 1974 году строительство «буревестников» развернулось в Ленинграде. Завод имени А.А.Жданова построил шесть кораблей, причем только по «чистому» проекту 1135.

№ заказа Название Дата подписания
приемного акта

ПСЗ «Янтарь», Калининград СКР (ВПК) проекта 1135
151 «Бдительный» 5.12.1970
152 «Бодрый» 23.11.1971
153 «Свирепый» 29.12.1972
154 «Сильный» 30.6.1973
155 «Сторожевой» 30.12.1973
156 «Разумный» 30.9.1974
157 «Разящий» 30.12.1974
158 «Дружный» 12.7.1975

ССЗ Им. Б.Е.Бутомы, Керчь
11 «Достойный» 31.12.1971
12 «Доблестный» 28.12.1973
13 «Деятельный» 25.12.1975
14 «Беззаветный» 30.12.1977
15 «Безукоризненный» 30.12.1979
16 «Ладный» 29.12.1980
17 «Порывистый» 29.12.1981

Лез Им. А.А. Жданова, Ленинград
711 «Жаркий» 29.6.1976
712 «Ретивый» 28.12.1976
713 «Ленинградский комсомолец» («Легкий») 29.9.1977
714 «Летучий» 20.8.1978
715 «Пылкий» 28.12.1978
716 «Задорный» 31.8.1979

ПСЗ «Янтарь», Калининград СКР проекта 1135М
159 «Резвый» 30.12.1975
160 «Резкий» 30.9.1976
161 «Разительный» 31.12.1976
162 «Грозящий» 30.9.1977
163 «Неукротимый» 30.12.1977
164 «Громкий» 30.9.1978
165 «Бессменный» 26.12.1978
166 «Горделивый» 28.9.1979
167 «Рьяный» 31.12.1979
168 «Ревностный» 27.12.1980
169 «Пытливый» 30.11.1981

ССЗ Им. Б.Е.Бутомы, Керчь ПСКР проекта 11351
201 «Менжинский» 29.12.1983
202 «Дзержинский» 29.12.1984
203 «Имени 27 съезда КПСС» («Орёл») 30.9.1986
204 «Имени 70-летия ВЧК-КГБ» («Псков») 1987
205 «Имени 70-летия погранвойск» 30.12.1988
206 «Кедров» 28.12.1989
207 «Воровский» 29.12.1990
208 «Гетьман Сагайдачний» («Киров») 11.7.1993
209 «Гетьман Вишневецкий» -

Модификации

В конце 1972 года на основании опытной эксплуатации «Бдительного» Северное ПКБ выполнило проработку предложений по повышению боевой эффективности кораблей этого типа. В результате появилась модификация 1135М, где были реализованы заранее предусмотренные модернизационные возможности по усилению артиллерии. Спаренные АУ АК-726 заменили одноствольными 100-мм АК-100 с РЛС управления огнем МР-143 «Лев-214». Артиллерийская мощь корабля возросла, но водоизмещение при этом увеличилось на 130 т. Всего по проекту 1135М было построено 11 СКР, все на заводе «Янтарь».

Следующий этап модернизации «буревестников» пришелся на 80-е годы. К тому времени взгляды на боевое использование надводных сил флота претерпели существенные изменения. Чисто противолодочному кораблю потребовалось стать более универсальным; теперь в одну из его боевых задач входила борьба с надводным противником. В связи с этим Северным ПКБ в 1983 году был разработан проект 11352 (Поначалу модификации проектов в документации обозначались как 1135.2, 1135.1 и т.д., но впоследствии точка из их написания исчезла. - Прим. ред.), предусматривавший переоснащение «буревестников» радиотехнической аппаратурой нового поколения и установку ударного оружия. ГАС «Титан» и «Вега» заменялись гидроакустическим комплексом нового поколения МГК-365 «Звезда-М1», объединявшим функции всех гидроакустических средств на более современной базе и имевшим лучшие характеристики. По замыслу, он должен был существенно увеличить дальность обнаружения ПЛ. Вместо РЛС МР-310 «Ангара-А» устанавливалась МР-755 «Фрегат». Новая станция, созданная на элементной базе 4-го поколения, отличалась сложным сигналом при пониженной мощности излучения. Рабочий диапазон - 12 - 15 см, дальность действия - более 200 км.

Принимались дополнительные меры по уменьшению физических полей корабля, устанавливались малошумные пятилопастные винты. В качестве ударного оружия предполагалось применить ПКР последнего поколения «Уран» - правда, чтобы освободить место для их размещения, пришлось демонтировать установки РБУ-6000.

К сожалению, развернувшаяся модернизация «буревестников» была прервана «перестройкой» и последующим развалом СССР. В итоге ее прошли только два корабля - «Пылкий» (на ПСЗ «Янтарь» в Калининграде) и «Легкий» (на СРЗ-35 в Мурманске). Третий СКР - «Жаркий» - несколько раньше был модернизирован на заводе имени А.А.Жданова в Ленинграде по сокращенной программе (проект 11353): на нем установили ГАК «Звезда», но РЛС и вооружение сохранили прежними. Кстати, из-за более тяжелого оружия и электронного оборудования водоизмещение «Жаркого» увеличилось на 350 т, в то время как по проекту 11352 этот рост не должен был превышать 190 т.

Следует заметить, что боевые возможности сторожевых кораблей после модернизации по проекту 11352, конечно же, улучшались, однако в целом целесообразность такой программы выглядит далеко не бесспорной. Если выгода от внедрения РЛС «Фрегат» не вызывает сомнений, то ситуация с гидроакустикой гораздо сложнее. Так, для установки «Звезды» пришлось не только менять носовой подкильный обтекатель на больший по объему, но и смонтировать еще один, дополнительный, а также удлинить носовую оконечность корпуса на 1,5 м. Большее по объему тело БУГАС и весьма громоздкая конструкция ПОУКБ вынудили значительно увеличить габариты надстройки, что, в свою очередь, уменьшило сектор обстрела кормовой артустановки АК-726. Да и само устройство БУГАС, и ранее вызывавшее нарекания из-за своей сложности, не стало проще.

Что касается ударного оружия, то по разным причинам (в том числе и финансовым) комплекс «Уран» до сих пор не принят на вооружение. «Пылкий» и «Легкий» по сей день плавают без ПКР. В итоге у модернизированных кораблей возможности по обнаружению вражеских подводных лодок увеличились, а по их поражению-уменьшились. И запланированной универсальности не получилось.

К концу 70-х годов возникла необходимость контроля обширных морских акваторий на Дальнем Востоке и Севере - прежде всего, 200-мильной экономической зоны. В связи с этим Северное ПКБ по заданию КГБ СССР на базе опробированного проекта 1135 разработало техпроект пограничного сторожевого корабля, получившего шифр 11351 «Нерей» (главный конструктор Н.П.Соболев; с 1980 года доработку проекта вел А.К.Шныров). Корпус, энергоустановка, главные механизмы и оборудование корабля остались прежними. Главное противолодочное оружие - УРПК «Метель» - убрали, оставив, однако, РБУ-6000 и торпедные аппараты. В носовой части установили одну башню АК-100. За счет сэкономленного веса на корме удалось разместить взлетную площадку и ангар для постоянного базирования вертолета Ка-27ПС. Зенитно-ракетный комплекс «Оса-М» остался только один, в носу. В кормовой части надстройки установили побортно по две автоматические 30-мм артустановки АК-630М. ГАС «Титан» и «Вега» заменили комплексами «Платина» и «Бронза». Водоизмещение возросло на 300 т, но в итоге получился универсальный корабль с вполне сбалансированными характеристиками. Строили «нереи» на керченском заводе «Залив». Всего вошло в строй восемь единиц, причем последний из кораблей - в состав ВМС Украины. Девятый ПСКР был законсервирован на стапеле. Он тоже перешел в собственность Украины, но перспективы его достройки выглядят нереальными. В 80-е годы стало ясно, что время «разделения труда» на флоте прошло. Вместо чисто противолодочных или ракетных кораблей появилась потребность в многофункциональных кораблях с универсальным вооружением. Базирование на кораблях вертолета также из «роскоши» превратилось в насущную необходимость. К этому времени был создан продолжатель династии «одиннадцать-тридцать пятых» и одновременно их соперник - СКР проекта 11540 «Ястреб», корабль нового поколения. Казалось бы, в истории «буревестников» можно было поставить точку. Но судьба распорядилась иначе: «ястребы», как и 20 лет назад «буревестники», закладывались в Калининграде на ПСЗ «Янтарь». Удалось построить только головной корабль - «Неустрашимый». Дальше начался всеобщий кризис. Калининградская область превратилась в отрезанный от России остров, и ввоз - вывоз сырья, комплектующих и материалов стал баснословно дорог. Тем более, что многие контрагенты перешли в категорию «иностранцев». Демократическая Россия оказалась не в состоянии развивать судостроение, а у «Неустрашимого» (как у любого головного корабля) выявились многочисленные проблемы, на решение которых катастрофически не хватало денег. Пытались найти выход, продав один из недостроенных «ястребов» за границу, но потенциальные заказчики из Индии, Ирана и Китая, видимо, не захотели брать на себя нашу «головную боль». В 1998 году Балтийск посетили представители индийских ВМС и вместе с представителями «Росвооружения» побывали на борту «Неукротимого» (проект 1135М). Командиру СКР капитану 2 ранга В.В.Хамутовскому было предписано ответить на все интересующие делегацию вопросы.

Индийские специалисты тщательно изучили корабль, проявив при этом редкостную осведомленность. И в конце концов отдали предпочтение «Буревестнику», отлично зарекомендовавшему себя в эксплуатации и отработанному в технологическом отношении.

Ближе всего к желаемому оказался пограничный «Нерей», а точнее - разработанный на его базе Северным ПКБ универсальный СКР проекта 11356, предназначенный для ведения боевых действий против НК и ПЛ как самостоятельно, так и в составе соединения. Первоначально на новом корабле планировалось установить ПКРК «Уран», ЗРК «Кинжал», малокалиберные зенитно-артиллерийские комплексы АК-630М1-2 с РЛС «Вымпел». Однако экономическая ситуация в России не оставляла надежд на строительство СКР для отечественного ВМФ. И санкт-петербургские корабелы получили добро на продажу своих разработок за рубеж.

ТТХ фрегата «Тальвар» (проект 11356)
Водоизмещение, т...........................................................3620
Размерения корпуса, м..................................................124,8x15,2x4,2
Мощность ГЭУ, кВт.......................................................41 220
Скорость полного хода, узлы........................................30
Дальность плавания, мили............................................4500
Мощность электростанции, кВт....................................4x800
Экипаж, чел..................................................................... около 200
Вооружение.................................................................... 8 УВП ПКРК «Club-N»;
1x1 ЗРК «Штиль-1» («Ураган»); 1 ЗРАК «Каштан» («Кортик») с двумя боевыми модулями; 1x1 100-мм АУ А-190; 2 двухтрубных торпедных аппарата ДТА-53; 1 РБУ-6000; 8 комплектов ПЗРК «Игла-1Э»; 1 вертолет Ка-28 или Ка-31.
Радиоэлектронное оборудование.................................... РЛС «Фрегат-М2ЭМ»; РЛС МР-212/201-1; РЛС «Bridge Master»; ГАС «Humsa» и SSN-137; комплект РЭБ.

Испытания и первый поход

Торжественный спуск со стапеля в плавучий док «Балтика» головного корабля проекта 1135 «Бдительный» состоялся на ПСЗ «Янтарь» 28 марта 1970 года. После монтажа нового обтекателя он сошел на воду и встал у достроечной набережной. Швартовные испытания механизмов и устройств завершились к сентябрю.

5 октября на корабле поселился военный экипаж. Немедленно начались интенсивные занятия по изучению матчасти. Командиром «Бдительного» был назначен один из опытнейших на флоте офицеров-противолодочников капитан 3 ранга Геннадий Михайлович Генералов. Ранее он командовал СКА-33, БО-342 и СКР проекта 35а «Гангутец». Командиры боевых частей также подбирались очень тщательно - ведь им предстояло осваивать принципиально новую технику.

Сразу после подъема Военно-морского флага, состоявшегося 5 декабря 1970 года, «Бдительный» впервые вышел в море. Правда, не обошлось без некоторых неприятностей: из-за несовершенства первой маршевой редукторной приставки на холостом ходу швартовный конец намотался на винт. В дальнейшем эту приставку модернизировали, и она могла работать на холостых оборотах в течение получаса (режим «стоп-винт»). Но первый раз в море пришлось выходить с намотанным на винт канатом, а именные часы от командующего флотом вместо командира получил водолаз, которому досталось незапланированное погружение в ледяную декабрьскую воду.

Ходовые испытания проводились с 26 по 31 декабря в Гданьском заливе и Южной Балтике, а испытания буксируемой гидроакустической станции - в районе Лиепаи, где позволяет глубина моря. На мерной линии «Бдительный» развил проектную скорость в 32 узла. Газотурбинная установка работала нормально, но однажды брызги со льдом забили воздухозаборник ГЭУ у носовой надстройки, и ВПК (напомним, поначалу «буревестники» классифицировались как большие противолодочные корабли) потерял ход. Для выхода из создавшегося положения к воздухозаборнику подвели паропровод. На последующих кораблях во избежание этого явления побортно установили «крылья» с дверями.

В течение всех госиспытаний на корабле находились военная и сдаточная (то есть состоявшая из заводских специалистов) команды, представители контрагентов, НИИ и других организаций. Присутствовал на борту и главный конструктор проекта Н.П.Соболев.

В целом испытания прошли вполне успешно, но все же головной заказ есть головной заказ. По возвращении на завод приемная комиссия и личный состав высказали около 3000 замечаний. Их в экстренном порядке устранили, и в соответствии с планом 31 декабря 1970 года корабль был сдан флоту - правда, без приема оружия.

16 марта 1971 года «Бдительный» официально включили в состав 128-й бригады ракетных кораблей ДКБФ. В том же месяце в присутствии заместителя главнокомандующего флотом, начальника вооружения ВМФ адмирала П.Г.Котова состоялись первые испытания ПЛУР «Метель» в Гданьском заливе. При этом адмирал, желая посмотреть вблизи разворот пусковой установки, при повороте корабля едва не вылетел за борт. Спас адмирала матрос, подхватив его на леерах. В дальнейшем для отладки и испытаний ракетного оружия -«Метели» и «Осы» - ВПК решили отправить на Феодосийский полигон. Переход с Балтики через Атлантику и Средиземное море на Черное занял 20 дней - с 1 по 20 июня. Формально корабль еще не сдал курса боевой подготовки, но потребность в нем была столь велика, что руководство ВМФ пошло на определенный риск. Для обеспечения работы новейшей ГЭУ через военкоматы были призваны из запаса в качестве матросов и старшин около 30 специалистов-газотурбинистов, электриков, мотористов, рабочих Южного турбинного завода из Николаева. Но риск оправдался: переход завершился успешно, а турбины зарекомендовали себя отлично.

В нейтральных водах над кораблем, естественно, постоянно висела авиация НАТО - новейший корабль вызвал огромный интерес у «вероятного противника». На Западе «Бдительный» получил кличку «Krivak». В зарубежных средствах массовой информации появились провокационные сведения, будто новый советский корабль вооружен ударными ракетами с ядерными боевыми частями, способными поражать береговые объекты. Эти действия были направлены на подрыв доверия балтийских стран- Дании, Швеции, Норвегии и Финляндии - к Советскому Союзу. Однако очень быстро выяснилось, что эта информация - не более чем очередная «утка».

Старший на переходе командир 12-й дивизии капитан 1 ранга В.А.Лапенков и командир корабля капитан 2 ранга Г.М.Генералов 20 суток не сходили с мостика. Наконец, 20 июня 1971 года «Бдительный» прибыл в Севастополь, где его встречал командующий Черноморским флотом адмирал В.С.Сысоев.

В течение следующего месяца на Феодосийском полигоне проводились интенсивные испытания ПЛРК «Метель» и ЗРК «Оса». Последний, как уже упоминалось, был установлен без отработки углов качки и мер против забрызгивания. Эти задачи пришлось решать непосредственно на корабле.

Зенитная стрельба велась по мишени М-6. «Метель» комплектовалась ракетоторпедой без боевого зарядного отделения, стрельба отрабатывалась по подводной лодке-мишени, обшитой деревом. Управляли стрельбой лейтенанты Пронькин и Качанович (ныне контр-адмирал). Во время испытаний в Феодосии на корабль прибыл новый старпом - В.Г.Егоров (в дальнейшем командующий Балтийским флотом и губернатор Калининградской области). Следует отметить, что корабли типа «Бдительный» стали первой ступенькой в служебной лестнице для многих офицеров и адмиралов.

4 августа 1971 года в Севастополе состоялся показ корабля руководителям партии и правительства. «Бдительный» посетили генеральный секретарь ЦК КПСС Л.И.Брежнев, главком ВМФ С.Г.Горшков, руководство флота и судостроительной промышленности. Генсек осмотрел БПК, но особого интереса не проявил. Иное дело главком. Сергей Георгиевич всегда был в курсе состояния дел на каждом новом корабле, хотя их тогда ежегодно строились десятки. На «Бдительном» за период испытаний он побывал дважды. В этот раз для высоких гостей была проведена показательная стрельба двумя ракетоторпедами «Метель».

Акт об успешном завершении государственных испытаний ракетного оружия - ПЛРК «Метель», системы «Старт» и ЗРК «Оса-М» - был подписан 30 сентября 1971 года. На этом основании главнокомандующий ВМФ принял решение отправить корабль на боевую службу в Средиземное море. Такого еще не бывало. Формально «Бдительный» не сдал даже курс К-1, но проведенные за полгода испытания показали высокий уровень подготовки экипажа, который в течение всего периода постройки постоянно осваивал свой корабль. Представители науки и промышленности занимались не только «железом», но и обучением тех, кому будет доверено новейшее оружие. Занятия отличались глубокой теоретической проработкой всех вопросов, а у каждого офицера, старшины и матроса имелась секретная тетрадь с конспектами по устройству корабля и по матчасти своей специальности.

Приказ о приеме курсовых задач К-1 и К-2 был подписан командующим Балтийским флотом адмиралом В.В.Михайлиным 7 ноября, во время боевой службы. «Бдительный» выводился в первую линию и объявлялся по флоту «отличным кораблем». Триумф первого года карьеры головного «буревестника» завершился визитом в польский порт Гдыня (5 - 9 октября 1971 года). Это была его первая внешнеполитическая миссия по демонстрации флага.

26 октября «Бдительный» вернулся в Балтийск. С этого момента 128-ю бригаду можно было считать «колыбелью» сторожевых кораблей проекта 1135. Через нее затем прошли все «буревестники», построенные на заводе «Янтарь». На «Бдительном» отрабатывалась вся организация эксплуатации, ремонта, боевой подготовки и использования корабля. В последующем все вновь построенные единицы сразу после приема в состав ВМФ действовали по отработанной схеме: прохождение курса боевой подготовки в полном объеме и, зачастую, боевая служба.

Следует отметить, что в те годы, в разгар холодной войны, отношение государства к военному флоту было очень внимательным. В течение всех испытаний, а порой еще и продолжительное время после них на корабле находились представители науки и промышленности. Уже сданный флоту корабль опекали, помогали морякам, выявляли недостатки и модернизировали различные системы, устройства. Любую возникавшую техническую проблему решали сообща. Моряки знали, что они нужны стране, народу, а это, в свою очередь, способствовало воспитанию у них чувства патриотизма и ответственности. Макаровская заповедь «в море - дома» объективно становилась нормой.

За освоение новой техники командир «Бдительного» Г.М.Генералов был награжден орденом Красной Звезды. Государственные награды и премии получили также многие офицеры, ученые, инженеры и рабочие-кораблестроители.

В боевом соединении «Бдительный» оказался в самой гуще событий: недавно была сформирована 12-я дивизия, имевшая своей задачей противостоять американскому господству на Балтике. Советский ВМФ впервые начал практику боевых служб на большом удалении от своих баз, чтобы в случае необходимости предотвратить любую попытку ракетно-ядерной атаки СССР атомными подлодками потенциального противника на пределе досягаемости их баллистических ракет. Он прибыл кстати.

«Мятеж» на «Сторожевом»

«Прошу срочно доложить Политбюро ЦК КПСС и Советскому правительству, что на ВПК «Сторожевой» поднят флаг грядущей коммунистической революции» - такими словами начиналась радиограмма в адрес главкома ВМФ, переданная с борта «Сторожевого» 8 ноября 1975 года. Следуя примеру лейтенанта Шмидта, заместитель командира корабля капитан 3 ранга В.М.Саблин вывел ВПК в море, рассчитывая прийти в Ленинград и стать на якорь на Неве. Основное требование - предоставить возможность выступать в прямом эфире по центральному телевидению и радио, чтобы донести до народа правду о положении в стране.

Дальнейшее хорошо известно: событиям на «Сторожевом» посвящены книги Н.Черкашина «Последний парад» (М., «Андреевский флаг», 1992) и А.Майданова «Прямо по курсу - смерть» (Рига, «Лита», 1992), двухсерийный документальный фильм «Русская трагедия» (ассоциация «Экран века»), а также один из выпусков телепередачи «Как это было». 9 ноября «Сторожевой» взяли в кольцо пограничные корабли, поднятые в воздух самолеты сбросили по курсу ВПК бомбы и обстреляли его из пушек. Саблин был арестован, доставлен в Москву и впоследствии расстрелян.

Поступок В.М.Саблина до сих пор вызывает неоднозначные оценки. Самоотверженность и готовность пожертвовать собой во имя идеи сочетались в нем с поразительной наивностью. Совершенно очевидно: его действия изначально были обречены на провал.