Символом чего является эйфелева башня. Эйфелева башня - железная дама парижа

Эйфелева Башня - это самая известная архитектурная достопримечательность Парижа, известная как символ Франции, воздвигнутая на марсовом поле и названная в честь своего конструктора Гюстафа Эйфеля.

Она является самым узнаваемым и высоким зданием в Париже, её высота вместе с новой антенной составляет 324 метра, что примерно равняется с домом в 81 этаж!

Эйфелева Башня была построена в 1889 году и имеет удивительную историю происхождения. В 1889 году в Париже, в память столетнего юбилея Французской революции, была проведена Всемирная выставка, именно благодаря выставке городские власти поручили придумать и воздвигнуть временное сооружение служащее ей входной аркой.

Конец XIX века ознаменовался множеством изобретений, коренным образом изменивших человеческую жизнь: от телефона до гоночных автомобилей. «Грандиозная железная леди» Густава Эйфеля стала олицетворением творческого подъема того периода, иногда называемым «весной технологий», и символизировала начало крупномасштабных перемен в жизни человечества, продолжающихся и поныне.

В Великобритании конструкции из чугуна впервые начали применять в строительстве с 1779 года, во Франции с 1803 года. Примерно в 1845 году, прочный ковкий чугун ознаменовал собой будущие изменения в концепции строительства. Использование металла в архитектуре стало одним из самых оригинальных форм творческого выражения 19 века. Благодаря своей легкости и прочности, он позволял быстрое и экономичное строительство высоких сооружений.

Обще-французский конкурс архитектурных и инженерных проектов, которые должны были определить архитектурный облик будущей Всемирной выставки, стартовал 1 мая 1886 года. В конкурсе приняли участие 107 претендентов , большинство из которых в той или иной степени уже повторяли проект башни, предложенный Эйфелем . Таким образом проект Эйфеля становится одним из четырёх победителей, и тогда инженер вносит в него окончательные изменения, находя компромисс между первоначальной чисто инженерной схемой конструкции и декоративным вариантом.

Проекты участников конкурса должны соответствовать двум главным требованиям:

Самоокупаемость;

Возможность демонтажа по окончании работы Всемирной выставки.

Как ни странно, подобный проект строительства башни составили два главных инженера компании Эйфеля (Морис Кёхлен и Эмиль Нугье ) еще в июне 1884 года, задолго до объявления конкурса французским правительством. Она имела форму высокой пирамидальной колонны с четырьмя опорами в нижней части, по мере поднятия верх колонны соединялись вместе. Проект строительства башни стал смелым переносом основных принципов мостостроения на высоту 300 метров, эквивалентной символической цифре 1000 футов.

1 мая 1886 началось рассмотрение архитектурных и инженерных проектов, определяющих архитектурный облик будущей Всемирной выставки. В конкурсе принимают участие 107 претендентов. Предпочтение отдали проекту Густава Эйфеля.

Но для того, чтобы башня отмечалась большей изысканностью и отвечала вкусам требовательной парижской публики, архитектору Стефану Совестру было поручено поработать над ее художественным обликом. Он предложил обшить цокольные опоры башни камнем, связать её опоры и площадку первого этажа с помощью величественных арок, которые стали бы одновременно главным входом на выставку, разместить на этажах башни просторные застеклённые залы, придать верхушке башни округлую форму и использовать разнообразные декоративные элементы для её украшения.

Исполнительный комитет по проведению Выставки предоставил лишь около четверти необходимых средств для сооружения. Густав заключил сделку, сделавшей его очень богатым человеком: он согласился финансировать строительства башни из собственных средства, но настоял на единоличном контроле и получении прибыли на протяжении двадцати лет. Согласие была достигнуто. Неожиданностью для всех стало то, что все расходы на ее строительство окупились в течение первого года эксплуатации.

В январе 1887 года Эйфель, государство и муниципалитет Парижа подписали договор, согласно которому Эйфелю предоставлялась в личное пользование эксплуатационная аренда башни сроком на 25 лет, а также предусматривалась выплата денежной субсидии в размере 1,5 млн золотых франков, составившую 25 % всех расходов на строительство башни. Итоговый бюджет строительства составил 7,8 млн франков.

Все компоненты башни изготавливались на заводе Эйфеля в Леваллуа-Перре вблизи Парижа. Каждую из 18 000 деталей рассчитали и расчертили с точностью до десятой доли миллиметра.

300 рабочих в течение двух лет, двух месяцев и пяти дней выполняли строительные работы. Рекордным срокам возведения способствовали чертежи чрезвычайно высокого качества с указанием точных размеров. И уже 31 марта 1889 года, меньше чем через26 месяцев после начала рытья котлованов, Эйфель пригласил нескольких более-менее физически выносливых чиновников к первому подъему на 1 710 ступеней!

Сооружение имело потрясающий и незамедлительный успех. За шесть месяцев работы выставки посмотреть «железную даму» пришли более 2 миллионов посетителей.

Но и противников у Эйфелевой Башни также хватало, начиная от самого начала её строительства. В таком лике выступила творческая интеллигенция Парижа и Франции, они опасались, что металлическая конструкция будет подавлять архитектуру города, нарушать неповторимый стиль столицы, складывавшийся на протяжении веков, в связи с чем посылали в мэрию Парижа негодования и требования прекратить постройку башни, а после постройки требования демонтажа.

Протесты предшествовали строительству таких выдающихся сооружений как Национальный центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду и Пирамида музея Лувр, но с течением времени парижане быстро привыкали и изменяли свое отношение.

Показательной стала опубликованная в газете Le Temps статья «Протест против строительства башни месье Эйфеля», адресованная назначенному директору по организации проведения Всемирной выставки месье Альфанду. Статью подписали ряд громких имен в мире литературы и искусства: Мопассан, Эмиль Золя, Шарль Гарнье, Александр Дюма младший. В письме, в частности, указывалось: «Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы и любители красоты Парижа, искренне выражаем наше возмущение во имя защиты французского стиля, архитектуры и истории, против нецелесообразной и ужасной Эйфелевой башни».

Другие критики проекта пошли еще дальше, публикуя статьи с оскорбительными выражениями: «самый высокий фонарный столб в мире «, «железный монстр», «скелет колокольни», «металлическая опора гимнастического снаряда, незавершенная, путанная и деформированная», «высокая и худая пирамида железных лестниц, этот гигантский неуклюжий скелет на фундаменте, построенный, судя по всему, для того, чтобы выдержать огромный монумент Циклопа «,»недостроенная фабричная труба, гриль в виде колокольни, решето в виде свечи «.

Но от планировавшегося по договору сноса, через 20 лет после выставки, башню спасли радиоантенны, установленные на самом верху, - это была эпоха внедрения радио!

На протяжении своей истории башня неоднократно меняла цвет своей покраски - от желтого до красно-коричневого. Последние десятилетия Эйфелева башня неизменно красится в так называемый «коричневый-эйфелевый» - официально запатентованный цвет, близкий к естественному оттенку бронзы

Вес металлической конструкции башни - 7 300 тонн (полный вес 10 100 тонн).

Нижний этаж представляет собой пирамиду, образуемую 4 колоннами, соединяющимися на высоте 57,63 метров арочным сводом; на своде находится первая платформа Эйфелевой башни , представляющая собой квадрат.

На этой платформе поднимается вторая пирамида-башня, образуемая также 4 колоннами, соединяющимися сводом, на котором находится вторая платформа.

Четыре колонны, возвышающиеся на второй платформе, пирамидально сближаясь и постепенно переплетаясь, образуют колоссальную пирамидальную колонну, несущую на себе третью платформу, также квадратной формы; на ней высится маяк с куполом, над которым на высоте 300 метров находится площадка. На башню ведут лестницы из 1792 ступеней и лифты.

На первой платформе возведены залы ресторана; на второй платформе резервуары с машинным маслом для лифта и ресторан в стеклянной галерее. На третьей платформе размещались астрономическая и метеорологическая обсерватории и физический кабинет. Свет маяка был виден на расстоянии 10 километров!

По некоторым подсчётам Эйфелеву Башню посетили уже более чем 200,000,000 человек начиная с ее строительства в 1889 году! Она является наиболее посещаемым туристическим памятником в мире!

Создатель башни нередко с юмором говорил о своем детище: «Мне следовало бы испытывать чувство ревности к башне. Ведь она гораздо известнее меня» . Позолоченный бюст Гюстава Эйфеля установлен у северной «ноги» башни с простой надписью: «Эйфель: 1832 - 1923».

Карьера Эйфеля как предпринимателя завершилась с провалом проекта Панамского канала, где он работал инженером и поставлял машины, изготовленные на принадлежащем ему машиностроительном заводе Левалуа-Перре близ Парижа. Густава обвинили в махинациях, связанных со строительством Панамского канала, суд приговорил его к 2 годам тюрьмы и 20 000 франкам штрафа. Кассационный суд, правда, отменил приговор в связи с истечением срока давности.

С тех пор Эйфель посвятил все свое время работе башни и проведению различных научных экспериментов. После первых успешных передач радиосигналов в 1898 году, Эйфель сделал предложение военному руководству Франции использовать башню в качестве радиоантенны для передачи сигналов на большие расстояния. Действительно, именно благодаря этим экспериментам Эйфелева башня продолжила свое существование, поскольку рассчитана простоять всего 20 лет, до 1909 года, а затем ее собирались демонтировать! Еще до 1909 года ее пытались несколько раз демонтировать. Спас от демонтажа сам Эйфель, убедивший военное руководство в целесообразности использовать ее для передачи радиосигналов. Именно Эйфелю мир обязан сохранением одной из самых красивых башен и инженерных чудес в истории человечества. С признанием научной практичности, она завоевала право быть сохраненной в качестве памятника. Сегодня Эйфелева башня насчитывает несколько десятков антенн, в том числе телевизионную антенну высотой 324 метра.

Эйфель и представить не мог, что реализация его проекта станет всемирно известным символом Парижа, воспроизводимым в различных уголках планеты. Как одна из наиболее знаковых фигур в мире, Эйфелева башня стала источником вдохновения для создания многих подобных сооружений по всей планете. Копию башни построили в более 30 городах мира, в том числе Лас-Вегасе, Токио, Берлине. Она неразрывно связана с тем, что мы сегодня называем «Седьмым искусством»: кино. Эйфель желал использовать образ башни в своих коммерческих интересах, но, столкнувшись с общим протестом, отказался от своих прав и позволил символу стать общественным достоянием.

В 2003 году «Железную леди» посетил 200 млн посетитель за 114 лет своего существования. Члены королевских семей, кинозвезды, туристы, мировые знаменитости, путешественники — эти «граждане Эйфелевой башни» все вместе стали частью истории одной из самых знаменитых достопримечательностей французской столицы. Наравне с египетскими пирамидами, Пизанской башней, Акрополем, Колизеем и Статуей Свободы, Эйфелева башня вызывает любопытство и восхищение миллионов. Начиная с 1998 года, более 6 млн человек посещают этот архитектурный памятник ежегодно! Это наиболее признанное архитектурное сооружение мира.

История башни неразрывно связанна с многим историческим событиям Франции. Так, в годы Второй мировой войны она была “союзником” французского сопротивления. После оккупации Парижа в 1940 году, французы вывели из строя все лифты, и в итоге Гитлер так и не смог подняться на башню во время своего “визита триумфатора” в Париж, ограничившись фотографированием на ее фоне. Вспоминая этот эпизод, во Франции говорят “Башня победила Гитлера”. Кстати, немцы так и не смогли толком закрепить свой флаг на ее вершине. Опять же из-за отсутствия возможности подняться на самую верхушку сооружения. Сломанные лифты, которые немецкие оккупанты не смогли несколько лет отремонтировать, странным образом заработали буквально на следующий день после освобождения Парижа.

Размеры и форму Эйфелевой башни использовали для создания сложных и оригинальных инноваций в освещении. Она выполняла функцию парижского маяка, на ней устанавливались рекламные знаки, осветительные приборы, ее превращали в новогоднюю елку и театр фейерверков. Ее искусственная иллюминация постоянно развивалась и улучшалась на протяжении многих лет, используя самые современные достижения в области освещения: с газа на электричество, из ламп накаливания до неоновых и натриевых ламп.

Впервые Эйфелеву башню осветили в день открытия в 1889 году. Тогда освещение состояло из 10 тысяч газовых фонарей, двух прожекторов и установленного на верхушке маяка, свет которого символизировал цвет национального флага Франции: синий, белый и красный. В 1900 году на конструкциях “Железной леди” появились электрические лампы. В 1925 году Андре Ситроен разместил на башне рекламу, названную им “Эйфелева башня в огне”. 125 тысяч электрических лампочек поочередно изображали силуэт башни, звездный дождь, полет комет, знаки Зодиака, год создания башни, текущий год и, наконец, фамилию Ситроен. Эта рекламная акция продолжалась до 1934 года, а башня стала самым высоким местом в мире для рекламы.

Новую систему освещения официально открыли 31 декабря 1985. Создана Пером Бидо, дизайнером освещения, она состояла из 336 прожекторов, оснащенных натриевыми лампами, освещавших башню желтоватым цветом. Направленные вверх лучи света освещали ее каркас изнутри. Эта система заменила собой предыдущую, установленную еще в 1958 году и встретила всеобщее признание в мире. Многие другие крупные города начали использовать подобную систему для освещения ночью своих памятников. Летом 2003 года башня “оделась” в новые осветительные одеяния. За несколько месяцев бригада верхолазов из тридцати человек опутала конструкции башни 40 километрами проводов и установила 20 тысяч лампочек, изготовленных по специальному заказу одной из французских компаний. Новая иллюминация, стоившая 4,6 млн. евро, напоминала освещение в Новогоднюю ночь 2000 года.

9 мая 2006 года, в честь 20-летия празднования Дня Европы, Эйфелеву башню впервые на короткий период подсветили синим цветом. А с 1 июля по 31 декабря 2008, во время председательства французского президента в Совете Европейского Союза, она на долгое время кардинально поменяла свою традиционную подсветку.

Посетители могут пользоваться лестницей или лифтами для поднятия на Эйфелеву башню.

Лестницы являются открытыми для всех желающих и ведут только на площадку второго этажа (115 м).

На башне установлены три лифта, но все вместе они никогда не работают в связи с необходимостью ежедневного технического обслуживания и вопросами безопасности.

Чтобы добраться до вершины (276 м), посетители должны воспользоваться еще одним лифтом со второго этажа. С высоты открывается чудесная панорама Парижа. Во время наибольшего наплыва туристов (май-сентябрь), приходится долго ждать в очереди для подъема наверх.

Магазин “Эйфелевой башни” предлагает большой выбор сувениров, главной тематикой служит Париж, “Железная леди”, брелки, почтовые открытки, медали, канцелярские принадлежности, одежда, посуда. Большинство этих предметов можно приобрести только здесь.

Эйфелева башня имеет два ресторана на втором этаже с панорамным видом на город, и бар на самом верху.
Зимой, на втором этаже Эйфелевой башни открывают небольшой каток.

Башня открыта ежедневно круглый год без выходных:

На Пасху и во время весенних каникул башня остается открытой до полуночи.

Доступ к вершине башни может быть временно закрытым из-за неблагоприятных погодных условий или большого наплыва посетителей.

Кликабельно

источники

http://tourist-area.com

http://eifeleva-bashnya.ru

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Эйфелева башня - не просто символ Парижа или Франции. Это - достопримечательность с мировым именем. Сооружение, названное автором «300-метровой башней», сегодня входит в число объектов, обязательных для посещения туристами.

Ежегодно башню посещает более 7 миллионов человек. Она, бесспорно, является самым известным рукотворным объектом Парижа. Если спросить людей, никогда не бывавших в столице Франции о том, что они знают о городе, большинство с уверенностью ответит: «Там находится Эйфелева башня».

Эйфелева башня: памятник сотому юбилею французской революции

Главный символ французской столицы сегодня считается наиболее популярной «коммерческой» (то есть той, посещение которой оплачивается) достопримечательностью в мире. А ведь во время проектирования и строительства - это сооружение не только не пользовалось вниманием, но и было объектом насмешек для горожан. Конструкция настолько не вписывалась в архитектурный ансамбль города, что ее возведение вызвало волну критики.

Гюстав Эйфель, кстати, не является единоличным «отцом» башни. Приуроченная к сотому юбилею французской революции Всемирная выставка 1889 г. вызвала широкий ажиотаж. На Марсовом поле, в центре Парижа, организаторами было решено установить монумент в честь значимого события в истории страны. Он же должен был служить и входом на выставку. Консалтинговая и строительная фирма, принадлежавшая известному в то время по строительству мостов Эйфелю, среди других представила собственный концепт.

Автором идеи был сотрудник фирмы, с которым владелец инженерного бюро ранее уже сотрудничал - Морис Кешлен. Вместе они трудились за несколько лет до этого над созданием металлической арматуры для не менее знаменитой Статуи Свободы в США. Чертежи Кешлена были доработаны другим наемным архитектором, Эмилем Нурье (он, кстати, тоже принимал участие в создании первоначального эскиза, разработанного еще в 1884 г).

В объявленном правительством конкурсе принимало участие 107 работ, многие из которых были достойны внимания. После того, как представленный Эйфелем проект был утвержден в качестве победителя, архитектор Стефан Совестр внес в него ряд правок, чтобы обеспечить «художественную ценность» проекта.

Изначально представленный вариант Эйфелевой башни не обладал особой изысканностью и представлял собой перенос принципов мостостроения в вертикальную плоскость. На чертежах до момента внесения конструкторских правок была изображена пирамидальная колонна, четыре опоры которой, поднимаясь вверх, постепенно объединялись. Благодаря Совестру башня получила декоративные элементы, арки, стеклянные залы, каменную обшивку опор и т.д.

Судьба уникального проекта

Интересно, что в первой половине XIX в. строительство из металла только начинало набирать популярность, отвоевывая «поле» у каменной архитектуры. Появившийся в середине века прочный чугун стал одним из ключевых этапов в преображении строительства. Стоит понимать, что выбравший этот материал Эйфель был еще и предпринимателем, одной из задач которого было намерение продемонстрировать пригодность материала для масштабных работ. Заметим, что перед всеми участниками конкурса стояли и две цели, поставленные организаторами: самоокупаемость проекта и возможность сноса после окончания выставки.

Эйфель был человеком весьма предприимчивым, поэтому грамотно смог оценить перспективы проекта. В результате, получив совместно с Кешленом и Нурье патент, он затем выкупил у них все права на конструкцию.

Забегая вперед, скажем, что заработать на Эйфелевой башне пытались весьма оригинальными способами. Например, целых девять лет (по 1936 г.) сооружение использовалось как гигантский билборд: 125 тысяч разноцветных лампочек, вспыхивая поочередно, на Рождество 1925 г. складывались в изображение самого здания, звездного дождя, знаков зодиака и, наконец, превратились в надпись «Citroën», которая вспыхивала в последующие годы регулярно после заката. Название автопроизводителя демонстрировалось с трех сторон башни.

От опор до флагштока: «рождение» Эйфелевой башни

Казалось бы, строительство столь значимого объекта для события, на которое планировалось привлечь миллионы гостей со всего света, должно было быть профинансировано правительством. Но нет, Исполнительным комитетом Выставки на работы выделено лишь 25% от требуемой сумм. В итоге, при бюджете в 7,8 миллиона франков 2,5 миллиона вложены лично Эйфелем. Значимая часть всех средств были привлеченными и кредитами.

Эйфель не был человеком, готовым на жертвы в ущерб себе. Он заключил с представителями государственной власти и муниципалитетом столицы договор, по которому здание отходило ему на 25 лет в эксплуатационную аренду. В течение этого срока архитектор получал и все доходы от работы Эйфелевой башни.

Само строительство весьма сложной для конца прошлого века конструкции велось ударными темпами. Благодаря привлечению 300 рабочих, а также оригинальному решению по подготовке деталей конструкции, работы удалось завершить в срок. Строительство Эйфелевой башни напоминало сбор конструктора: заранее были подготовлены заклепки, просверлены отверстия для них в балках, а сами балки были таких размеров, чтобы вес их не превышал 3 тонн. Это позволяло использовать мобильные краны, перемещавшиеся по рельсам будущих лифтов. Из 18 тысяч деталей не было ни одной, которая бы ни была заранее рассчитана с точностью до миллиметра. В итоге за два года и два месяца (и еще пять дней) строительство было завершено. Даже сегодня этот результат выглядит впечатляющим, с учетом масштабов: только металлические элементы Эйфелевой башни весят – 7,3 тысячи тонн, а вес всего строения достигает 10 тысяч тонн.

Первая прогулка к вершине детища Эйфеля была совершена парижскими чиновниками. Среди них отобрали несколько наиболее физически выносливых - визит к вершине не был легким, ведь предстояло преодолеть подъем по 1710 ступеням.

Конечно, обычным гражданам такое испытание не предлагалось - наверх гостей должен был поднимать лифт. Первая подъемная конструкция была весьма неудобной: работала она благодаря гидравлическим насосам. Давление в них создавалось с помощью двух больших емкостей с водой. В зимний период они работать не могли, что создавало сложности с попаданием на верхние ярусы. В настоящее время на Эйфелевой башне установлены электромоторы для лифтов, но старые конструкции также сохранены, и желающие могут их осмотреть.

Эйфелева башня - строительство
Эйфелева башня - После открытия

Выше - только звезды

Трехсотметровое сооружение, построенное в период с 26 января 1887 по 31 марта 1889, вплоть до 1930 года считалось высочайшим зданием в мире. Сам автор назвал свой проект «самым высоким флагштоком». Общая высота в 300 м на тот момент почти вдвое превышала «рекорд» предыдущего гиганта - 169-метрового монумента Вашингтона. Через 31 год после открытия «Железной дамы» нью-йоркский Крайслер-Билдинг возвысился на 304 м, опередив «француженку». Восстановить статус-кво удалось в 1957 г., когда на вершине Эйфелевой башни появилась телевизионная антенна. Общая высота конструкции достигла отметки в 320,75 м. Но к тому времени первенство уже захватил выросший на Манхэттене Эмпайр-стейт-билдинг. Между тем, «рост» Эйфелевой башни и сейчас весьма впечатляет - ее можно сравнить с 81-этажным небоскребом.

Нужно отметить, что эта высота с первых лет существования башни привлекала экстремалов, некоторые из которых платили жизнью за безумные трюки на одной из самых узнаваемых достопримечательностей Европы. Уже в 1912 г. здесь погиб Франц Райхельт - портной, попытавшийся взлететь с первого этажа с помощью изобретенного им «плаща-парашюта». А еще через 14 лет здесь погиб пилот Леон Колло, попытавшийся пролететь на самолете под ярусом Эйфелевой башни, но зацепивший антенну.

Удивительно, что при своей огромной высоте Эйфелева башня почти не подвержена влиянию даже самых сильных ветров. Так, во время урагана 1999 года был зафиксирован 12-сантиметровый наклон конструкции. Подобная цифра на самом деле - отличный показатель для столь оригинальной постройки. Она показывает мастерство архитектора, который сумел обеспечить подвижность сооружения по причине бурь не более чем на 15 см. Достижение безопасности при ветровой нагрузке было весьма важным моментом, поскольку мир еще помнил крушение самого длинного на то время моста Тай Бридж. Эта переправа, не выдержав порыва ветра, упала вместе с находившимся на ней поездом. А ведь нельзя забывать, что Эйфель демонстрировал своей башней надежность и перспективность металлических каркасов для высотного строительства.

При этом весьма занятно, что куда большее воздействие на Эйфелеву башню оказывает солнце. Обращенная к светилу сторона сооружения расширяется от нагрева, что приводит к отклонению вершины в сторону до 18 см.


Эйфелева башня - символ Парижа, главная достопримечательность Франции

Первые критики Эйфелевой башни

Планы строительства воодушевили далеко не всех. Сегодня мы считаем Эйфелеву башню одним из символов романтики. А век назад парижане отнеслись к чужеродному элементу в ансамбле городской архитектуры весьма настороженно. Еще до начала работ по возведению, 300 представителей французской интеллигенции подготовили манифест, в котором излагали свое возмущение по поводу появления в столице «бесполезной и чудовищной» Эйфелевой башни. Скульпторы, архитекторы и просто «страстные поклонники красоты» отмечали, что под угрозой оказываются парижское искусство и история города. «Жемчужина» мирового градостроения, Париж, по мнению авторов манифеста, должен был лишиться своей изящности. «Гигантская черная заводская труба» , предполагалось, станет угнетать столь дорогие сердцу жителей столицы здания, как Нотр-Дам и Дворец инвалидов. Послание было опубликовано в газете «Ле Темпс» на День св. Валентина.

Тот факт, что Эйфелева башня все же была построена, несмотря на протест, к которому присоединились именитые граждане Французской республики, показывает, сколь высок был авторитет автора проекта в глазах властей. И он оказался прав - результат мужественного труда сотен рабочих на протяжении двух лет уже в течение нескольких дней стал известен едва ли не всему миру.

Несмотря на замечания современников, именовавших сооружение «самым высоким фонарным столбом», «железным монстром» и «скелетом колокольни», на свои места все расставило время. Уже в первый год работы сооружение посетило более 2 миллионов человек. При этом расходы на строительство полностью окупились в течение 10 месяцев, только за 1989 год туристы возвратили 2/3 всех затрат. И сегодня Эйфелева башня не уступает по популярности у туристов знаменитым и холму .

Практическая значимость Эйфелевой башни

Конструкция оказалась настолько удачной, что буквально с первых лет ее используют для разного рода экспериментов. Парижское правительство планировало получить свою долю выгоды от существования Эйфелевой башни после ее демонтажа, разобрав сооружение на металлолом. Но сам Эйфель спас свое детище от возможного уничтожения, предложив городу использовать самое высокое здание города в качестве радиоантенны.

А еще раньше для своих опытов с беспроволочным телеграфом использовал верхний ярус генерал Феррье. Кстати, именно здесь состоялся один из первых в стране сеансов телефонной связи - между Эйфелевой башней и , в 1898 году. При этом Эйфель, понимавший, что ему нужно найти аргументы в пользу дальнейшего сохранения здания, на свои деньги финансировал эксперименты с беспроводной телеграфией. В результате возможность отправки и приема сообщений была по достоинству оценена представителями городских властей. Понимая значимость такого способа связи, они продлили концессию с архитектором, хотя договор истекал в 1909 г.

Сегодня Эйфелева башня служит не только местом для паломничества туристов, но еще и опорой для десятков различных антенн, в том числе и телевизионных. Более 100 из них обеспечивают прием и передачу сигналов по всему миру. Антенны на башне при этом принесли практическую пользу вооруженным силам. Французские военные использовали их, чтобы перехватывать сообщения, отправляемые врагами из Берлина в ходе Первой мировой войны. Именно благодаря им французы сумели провести контрнаступление при битве на Марне, когда стало известно, что немцы остановили продвижение в этом направлении.

В 1917 г. с Эйфелевой башни было перехвачено закодированное сообщение между Германией и Францией с подробным описанием «Operative H-21». Это сообщение стало одним из доказательств виновности Маты Хари, обвиненной в шпионаже в пользу Германии, а позже казненной.

Эйфелева башня - первый уровень
Интерьер ресторана Жуль Верн
Эйфелева башня - лифт и лестницы

Эйфелева башня: Исторические факты

Кстати, о Германии. Пожалуй, единственным человеком, побывавшим рядом с Эйфелевой башней и не сумевшим на нее подняться, был «турист», не испытывающий проблем со здоровьем. Во время войны, прямо перед визитом этого гостя, «случайно» порвался трос лифта, поэтому Адольф Гитлер увидеть Париж с высоты 300 метров так и не смог. Именно Гитлер хотел прекратить существование конструкции: при отступлении немецкой армии, парижскому военному коменданту был отдан приказ взорвать это сооружение, как и многие другие достопримечательности Парижа. Тому, к счастью, хватило благоразумия не выполнить приказ фюрера.

Эйфелева башня долгое время служила и объектом научных исследований. На вершине конструкции была организована лаборатория, в которой французские ученые и сам автор башни проводили эксперименты и изучали астрономию, метеорологию, аэродинамику и физиологию. В 1909 г. у подножия здания была установлена аэродинамическая труба, в которой провели тысячи тестов. В том числе самолетов братьев Райт и автомобилей Porsche.

В память о французских ученых и инженерах под первым балконом были выгравированы на металле имена «Списка 72», в который, в основном, вошли представители точных наук. Кстати, с ним был связан весьма громкий скандал со стороны представительниц феминистических движений: в числе увековеченных имен нет ни одного женского. В начале XX в. имена закрасили, но компания Société Nouvelle d’exploitation de la Tour Eiffe в 1986 г. надписи восстановила.

Эйфелева башня - вечерняя иллюминация
Эйфелева башня - подсветка в цветах флага ЕС

Уход за «Железной дамой»

Раз в семь лет - это гигантское сооружение подвергается окраске. За свою историю оно перекрашивалось в различные цвета. Первая краска, которой была полита конструкция, имела красновато-коричневый цвет. В последующие десятилетия «Железная леди» была последовательно покрыта желтым, желтовато-коричневым и каштановым. Последние несколько десятков лет башня красится в специально для нее разработанный и запатентованный оттенок «коричневый-эйфелевый» - похожий на естественный оттенок бронзы. Этот колер смешан в 1968 г. и с тех пор не менял свой состав. За время работ по покраске Эйфелевой башни затрачивается до 60 тонн красящих веществ, а времени на их нанесение требуется от 15 до 18 месяцев.

Поскольку Эйфелева башня открыта для туристов 365 дней в году, не удивительно, что здесь проводятся регулярные уборки: чтобы провести очистку всех ярусов от мусора и следов присутствия гостей, требуется 4 тонны чистящих тканей, 400 литров моющего средства, 25 тысяч пакетов для мусора. Все это делается для того, чтобы посещать главную достопримечательность французской столицы было и интересно, и приятно. Кстати, позаботились здесь и об инвалидах. Так, прикованные к коляске гости могут на лифте подняться до второго уровня. При этом никаких ограничений в перемещении не предусмотрено. Удивительно, но каждый из лифтов за год проезжает более 100 тысяч км. общего пути.

Сегодня Эйфелева башня принадлежит городу, и управляется нанятой мэрией Парижа специальной компанией. В 2010 году на вершине установили новую антенну, и высота конструкции достигла 324 метров.

Тысячи фонарей Эйфелевой башни

В момент постройки башни ее освещение состояло из двух прожекторов на верхушке и 10 тысяч газовых фонарей. В 2003 году подсветка конструкции была в очередной раз модернизирована. Сегодня Эйфелева башня окутана почти 40 километрами проводов, которые питают 20 тысяч специально разработанных для башни ламп. Новая подсветка обошлась в 4,6 млн евро. Иллюминация Эйфелевой башни включается с наступлением темноты, а в начале каждого часа, в течение трех минут, башня сверкает потрясающим сиянием - вспыхивающими серебристыми огнями. С верхушки башни светит маяк, вращающийся вокруг своей оси и испускающий два мощных световых луча.

Кстати, подсветка нередко используется во время праздничных, или, напротив, трагических событий. Тогда иллюминацию полностью отключают в знак солидарности с пострадавшими после террористических актов, либо проецируют на сооружение флаг страны, в которой случилась трагедия.

Что посмотреть внутри Эйфелевой башни?

На первом этаже Эйфелевой башни, который находится относительно невысоко над землей (всего в 57 м), гостей ждут невероятные ощущения от передвижения по стеклянному полу. Бояться не нужно, он совершенно безопасен. Но незабываемые впечатления гарантированы. Здесь расположились буфет, скромный музей с экспонатами из истории «Железной дамы», кинозал, транслирующий фильм о башне. В специальном магазине можно запастись сувенирами, полюбоваться видом Парижа из зоны отдыха и увидеть часть старой лестницы, некогда провожавшей к кабинету Эйфеля. На первом этаже есть и ресторан - знаменитый «58 Tour Eiffel ».

Второй этаж находится на уровне 115 м. над землей. Подняться на него можно также на лифте или по лестнице. Любителям пеших прогулок стоит быть готовыми к тому, что их ждут 674 ступени. Почти такое же количество ступенек нужно пройти, чтобы подняться на 25 этаж в стандартных высотках. Здесь тоже есть ресторан, буфет и сувенирный киоск. Но особого внимания заслуживает обзорная площадка с панорамными окнами. Любители истории могут посетить «историческое окно» - выставку, повествующую об этапах строительства Эйфелевой башни, а также об особенностях работы ее лифтов.
Подъем на третий этаж ограничен для гостей лишь стеклянным лифтом (хотя лестница есть и сюда). Здесь, на высоте в 300 м., уникальная смотровая площадка, уступающая в Европе по высоте только своей «сопернице» в Останкинской башне. Поскольку площадь этажа весьма скромная, всего 250 кв.м., объектов на нем немного: кабинет Эйфеля с восстановленным интерьером и фигурами из воска, бар, модель этажа с дизайном 1889 г. и панорамные карты. С помощью последних можно определить, где относительно Эйфелевой башни расположены другие достопримечательности.

Эйфелева башня: посещение

При посещении Эйфелевой башни стоит учитывать ее популярность у туристов. Время ожидания в очередях в билетные кассы, а затем на лифт может достигать нескольких часов. При этом попасть на первый этаж можно пешком, поднявшись по лестнице из 347 ступеней, что полезно для здоровья и кошелька - билет на лифт обойдется в 1,5 раза дороже.
Несмотря на то, что за комфортом и удобством посетителей регулярно наблюдают 500 служащих (включая персонал ресторанов, музеев и т.д.), большое количество желающих посетить достопримечательность практически не дает очередям сократиться.

На официальном сайте башни можно заранее приобрести билеты online на нужное время и дату. Билеты доступны за 90 дней до даты посещения, но чаще всего билеты быстро раскупаются уже за несколько дней до планируемого визита их может не быть.

В Эйфелевой башне действуют два ресторана ««58 Tour Eiffel » и «Жюль Верн ». При бронировании столика подъём на нужный ярус осуществляется через отдельный лифт, вне очереди.

Лайфхак
Наиболее физически подготовленный посетители, могут попытаться сэкономить время стояния в очередях поднявшись на первый ярус башни по лестнице. Обычно очередь в кассы на подъем по лестнице намного меньше нежели к билетным кассам лифтов. Билетная касса и вход на лестницу находятся в правой дальней опоре башни, если смотреть на нее от реки.
Поднявшись по лестнице, уже на первом уровне можно купить билет для подъёма на верхний ярус на лифте (очереди здесь могут быть меньше).

Эйфелева башня Время работы и стоимость посещения:

Часы работы:
Зимой 9:00 - 23:00
Летом 9:00 - 00:00

Стоимость:

От 3 до 17 евро в зависимости от этажа и возраста посетителя.
Стоимость уточняйте на официальном сайте Эйфелевой башни.

Строительство Эйфелевой Башни , впоследствии ставшей символом Парижа, завершилось в 1889 году, первоначально она задумывалась как временное сооружение, служившее входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года.

Выставка проходила в Париже и была приурочена к столетнему юбилею Великой французской революции. Парижская городская администрация обратилась к известным французским инженерам с предложением принять участие в архитектурном конкурсе. На таком конкурсе следовало найти сооружение, зримо демонстрирующее инженерные и технологические достижения страны.


Саша Митрахович 19.01.2016 13:02


1886 год. Через три года в Париже начнёт работу Всемирная промышленная выставка EXPO. Организаторы экспозиции объявили конкурс на временное архитектурное сооружение, которое служило бы входом на выставку и олицетворяло бы собой техническую революцию своего времени, начало грандиозных преобразований в жизни человечества. Предполагаемая постройка должна была приносить доход и быть легко демонтируемой.

1 мая 1886 г. во Франции открылся конкурс архитектурных и инженерных проектов для будущей Всемирной выставки, в котором приняли участие 107 претендентов. На рассмотрении были различные экстравагантные идеи, среди них, например, гигантская гильотина, которая должна была напоминать о Французской революции 1789 года.

Среди участников конкурса был инженер и конструктор Гюстав Эйфель, предложивший проект, невиданный ещё тогда в мировом строительстве, - 300-метровую металлическую башню, - самое высокое сооружение в мире. Саму же идею башни он почерпнул из чертежей сотрудников своей компании Мориса Кёхлена и Эмиля Нугье. Густав Эйфель получает совместный с ними патент на проект, а впоследствии выкупает у них же и исключительное право на будущую Эйфелеву башню .

Проект Эйфеля становится одним из 4-х победителей и тогда инженер вносит в него окончательные изменения, находя компромисс между первоначальной чисто инженерной схемой конструкции и декоративным вариантом. Благодаря изменениям, внесённым инженером в декоративное оформление башни, организаторы конкурса отдали предпочтение его «Железной леди».

В конце концов комитет останавливается на плане Эйфеля, хотя сама идея башни принадлежала не ему, а двум его сотрудникам: Морису Кёхлену и Эмилю Нугье. Собрать в течение двух лет такое сложное сооружение, как башня, возможно было только потому, что Эйфель применил особые конструкционные методы. Этим и объясняется решение выставочного комитета в пользу этого проекта.

Для того, что бы башня более отвечала эстетическим вкусам требовательной парижской публики, архитектор Стефан Совестр предложил обшить цокольные опоры башни камнем, связать ее опоры и площадку первого этажа с помощью величественных арок, которые стали бы одновременно главным входом на выставку, разместить на этажах башни просторные застекленные залы, придать верхушке башни округлую форму и использовать разнообразные декоративные элементы для её украшения.

В январе 1887 г. Эйфель, государство и муниципалитет Парижа подписали договор, согласно которому Эйфелю предоставлялась в личное пользование эксплуатационная аренда башни сроком на 25 лет, а также предусматривалась выплата денежной субсидии в размере 1,5 млн золотых франков, составившую 25% всех расходов на строительство башни. 31 декабря 1888 г. с целью привлечения недостающих средств, создается акционерное общество с уставным фондом 5 млн франков. Половина этой суммы — средства, внесенные тремя банками, вторая половина — личные средства самого Эйфеля.

Итоговый бюджет строительства составил 7,8 млн франков.

  • Эйфелева башня - это эмблема Парижа и высотная антенна.
  • Одновременно на башне может находиться 10 000 человек.
  • Проект составил архитектор Стефан Совестр, но строил башню инженер Гюстав Эйфель (1823-1923), более известный публике. Другие работы Эйфеля: Понте де Дона Мария Пиа, виадук де Гараби, железный каркас для нью-йоркской статуи Свободы.
  • С момента появления башни её посетило около 250 миллионов человек.
  • Масса металлической части конструкции — 7 300 тонн, а всей башни — 10 100 тонн.
  • В 1925 году проходимцу Виктору Люстигу удалось продать железную конструкцию на металлолом, причём он смог провернуть этот трюк два раза!
  • В хорошую погоду с вершины башни Париж и его окрестности можно обозревать в радиусе до 70 километров. Считается, что оптимальное время для посещения Эйфелевой башни, обеспечивающее наилучшую видимость — за час до заката.
  • Башне принадлежит и печальный рекорд — около 400 человек покончили с собой, бросившись вниз с её верхней площадки. В 2009 году террасу оградили защитными барьерами и теперь это место очень популярно у романтичных парочек, целующихся на глазах у всего Парижа.

Саша Митрахович 19.01.2016 13:32


Одним из наиболее талантливых аферистов XX века был граф Виктор Люстиг (1890-1947). Этот человек владел пятью языками, получил отличное воспитание. Он был дерзок и бесстрашен. Известно 45 его псевдонимов, и только в США его арестовывали 50 раз.

«Покуда есть на свете дураки, Обманом жить нам, стало быть, с руки.»

Умных мошенников, которые используют в своих целях не слишком умных сограждан - великое множество. Но чтобы твое имя вошло не только в криминальные хроники, но и в легенды - нужно поистине обладать незаурядными способностями. Один из таких мошенников - Виктор Люстиг.

Среди его подвигов числятся как мелкие прегрешения, так и грандиозные аферы. Юноша из небогатой чешской семьи представлялся разорившимся австрийским графом. И настолько умело придерживался этой роли - что ни у кого не возникло сомнения в его титуле. Свободное владение пятью языками, знание всех тонокстей светского и делового этикета, умение свободно держаться в обществе - вот те качества, благодаря которым он был своим как в высшем свете, так и в гангстерской среде. Впрочем, кроме родной «графской» фамилии аферист использовал для своей деятельости еще несколько десятков псевдонимов. Под ними Виктор ездил в различные круизы и устраивал на борту судов различные розыгрыши и лотереи из тех, которые мы сегодня привычно называем «лохотронами».

Честная игра, или афера с Аль Капоне

Одной из легенд, связанных с именем Люстига, стала история его «сотрудничества» с Аль Капоне. Однажды, в 1926 году, высокий, хорошо одетый молодой человек посетил известного гангстера того времени. Человек представился как граф Виктор Люстиг. Он просил дать ему 50 тысяч долларов, чтобы удвоить эту сумму.

Гангстеру было совсем не жаль вложить в сомнительное предприятие столь незначительную сумму, и он дал их графу. Срок для выполнения задуманного — 2 месяца. Люстиг взял деньги, положил их в банковский сейф в Чикаго, а затем отправился в Нью-Йорк. Люстиг не делал попыток удвоить оставленную в Чикаго сумму.

Через два месяца он вернулся, забрал деньги из банка и отправился к гангстеру. Там он извинился, сказал, что план не сработал и отдал деньги обратно. На это гангстер ответил: «Я ожидал 100 тысяч долларов или ничего. Но… вернуть мои деньги назад… Да, вы честный человек! Если у вас затруднения, возьмите хоть это». И дал графу 5 тысяч долларов. Но эти 5 тысяч и были целью аферы Люстига!

Металлолом, или как продавали Эйфелеву Башню

Но что такое «премия» в пять тысяч? Да и те суммы, которые Виктор выручал в результате лотерей, махинаций с банками и не слишком честной игры в покер, казались ему мизерными. Душа требовала размаха. Чтобы махинация была грандиозной. Ну и вырученная сумма, конечно, тоже не должна отставать.

Люстиг жаждал дейстивя и подходящий случай не заставил себя долго ждать.В мае 1925 года Виктор Люстиг со своим приятелем и компаньоном Дэном Коллинсом прибыл в Париж. В первый же день по приезду их внимание привлекла статья в местной газете. В ней рассказывалось о том, что знаменитая находится в ужасном состоянии и городские власти рассматривают вариант ее демонтажа.

Идея гениальной аферы родилась мгновенно. Для ее реализации был снят шикарный номер номер в дорогом отеле и сделаны документы, утверждающие, что Виктор Люстиг - заместитель начальника Министерства Почты и Телеграфа. Затем были разосланы приглашения пяти самым крупным торговцам металлом. В письмах содержалось приглашение на важную и абсолютно засекреченную встречу с заместителем генерального директора департамента в отель «Криллон», в то время — самую престижную гостиницу Парижа.



Встретив гостей в роскошных апартаментах, Люстиг начал вести пространную речь о том, что содержание Эйфелевой башни обходится государству в копеечку. Что она была построена как временное сооружение для Всемирной выставки в Париже, и теперь, спустя 30 лет, обветшала настолько, что просто представляет угрозу для Парижа и городские власти рассматривают возможность сноса башни. Поэтому среди присутствующих был объявлен своего рода тендер на покупку башни.

Подобное предложение не могло невызвать интерес у приглашенных, но особенно им заинтересовался Андре Пуассон. Его воодушевляла не только очевидная финансовая выгода от сделки, но и возможность войти в историю. Может именно этот тщеславный интерес был замечен Люстигом и именно он стал причиной того, что спустя некоторое время именно мсье Пуассону была назначена конфиденциальная встреча.

Во время этой встречи Виктор Люстиг держался несколько неспокойно. Он сказал Пуассону, что у того есть все шансы выиграть тендер и для полной победы нужно лишь немного «продвинуть» свою кандидатуру при помощи небольшого вознаграждения лично Виктору. До этой встречи у мсье Пуассона возникали подозрения: почему все встречи, связанные с тендером, происходят в такой секретной обстановке, да еще не в кабинетах министерства, а номере отеля. Но подобное вымогательство со стороны чиновника, как ни странно, развеяло последние сомнения Пуассона относительно подозрительной сделки. Он отсчитал несколько крупных купюр и уговорил Люстига взять их, потом выписал чек на четверть миллиона франков, получил документы на Эйфелеву башню и отбыл довольный. Когда мсье Пуассон начал подозревать неладное, Виктор Люстиг уже скрылся в Вене с чемоданом наличных денег, полученных по выписанному им чеку.

Даже несмотря на то, что Виктор Люстиг попадался в руки полиции более пятидесяти раз - ему всегда удавалось выйти сухим из воды. Полицейским приходилось отпускать талантливого мошенника, потому что у них просто не было досточно улик, чтобы доказать его вину. Виктор Люстиг был не только талантливым аферистом, но и неплохим психологом. Большинство обманутых им жертв не обращались в полицию, не желая выглядеть дураками в глазах общественности. Даже мсье Пуассон, «купивший» Эйфелеву башню за солидную сумму был скорее готов расстаться с деньгами, чем стать посмешишем всего Парижа и утратить свою репутацию проницательного бизнесмена.

История с Эйфелевой башней стала лебединой песней Люстига. Через некоторое время после сделки с Пуассоном, он вернулся в Париж и решил продать башню еще раз одному из участников тендера. Но обманутый делец быстро раскусил мошенника и заявил в полицию. Люстигу удалось сбежать от французской полиции в Соединенные штаты. Но там он был пойман и преден суду. У американского правосудия тоже накопилось немало претензий к талантливому аферисту. В декабре 1935 года графа арестовали. Он получил 15 лет тюрьмы за подделку долларов, а также 5 лет за совершённый всего месяц назад побег из другой тюрьмы. Его перевели в известный остров-тюрьму Алькатраз возле Сан-Франциско, где он и умер от пневмонии в марте 1947 года.


Саша Митрахович 19.01.2016 14:08

Эйфелева башня, символ Парижа, имеет непростую историю. Сначала ее категорически не принимали, затем привыкли, а теперь невозможно представить столицу Франции без этого удивительного сооружения.

Местоположение

Знаменитый символ Парижа, придающий городу знакомый всему миру вид, располагается на бывшем военном плацу, который превращен в красивый парк. Он разделен на аллеи, украшенные небольшими водоемами и цветочными клумбами. Напротив башни находится Йенский мост. Изящная ажурная конструкция видна со многих точек в Париже, хотя Эйфель изначально этого не планировал. Башня должна была выполнить одну функцию - стать необычным входом на Всемирную выставку.

Утверждение проекта и назначение конструкции

История Эйфелевой башни началась в конце XIX века. В 1889 году в столице Франции должна была состояться Всемирная выставка. Это событие имело огромное значение для страны. Оно было приурочено к столетию со дня и должно было продолжаться в течение 6 месяцев.

Одна из задач выставки - демонстрация технических новинок, поэтому создатели павильонов соревновались, чей проект будет более всего отражать будущее. Входом на выставку должна была служить арка. Архитекторам дали задание подготовить проект сооружения, которое будет демонстрировать техническую мощь страны и достижения инженерной мысли.

Предложение об участии в конкурсе от парижской администрации поступило во все инженерные и конструкторские бюро города, в том числе и к Гюставу Эйфелю. У него не было готовых решений, и он решил поискать что-нибудь подходящее в проектах, которые были отложены. Там-то он и нашел эскиз башни, созданный Морисом Кешленом, его сотрудником. С помощью Эмиля Нугье проект сооружения был доработан и представлен на конкурс Эйфелем. Предусмотрительный инженер сначала получил совместно с создателями проекта патент на него, а потом выкупил его у Кешлена и Нугье. Таким образом, владения на чертежи башни перешло к Гюставу Эйфелю.

На конкурс было предложено много интересных и неоднозначных проектов, и история Эйфелевой башни могла так и не начаться. Инженер внес в конструкцию изменения, чтобы придать ей большую декоративность, и из четырех оставшихся в конце конкурса претендентов комиссия выбрала его.

Эйфелева башня - год начала строительства и этапы возведения

К строительству гигантского сооружения приступили 28 января 1887 года. Оно продолжалось в течение двух лет, двух месяцев и пяти дней. По тем временам это была невиданная скорость. Объяснялось все высочайшей точностью чертежей, в которых был скрупулезно точно указан размер более 18 тысяч деталей конструкции. Кроме того, чтобы максимально ускорить темп работ, Эйфель применял заранее изготовленные части башни. Для соединения всех деталей конструкции было использовано два с половиной миллиона заклепок. В подготовленных заранее частях отверстия для заклепок уже были высверлены, а большая часть из них была установлена, что значительно ускоряло сборку.

Эйфелем было предусмотрено, чтобы ни одна из заготовленных заранее балок и других частей конструкции не весила более 3 тонн - так их легче было поднимать кранами. Когда же высота башни переросла размер подъемных устройств, на помощь пришли сконструированные архитектором специально для этого мобильные краны, которые двигались по рельсам, созданным для будущих лифтов.

Самым сложным для были не работы на самом верху, на 300-метровой высоте, а возведение первой платформы башни. Наполненные песком металлические цилиндры удерживали вес четырех наклонных опор. Постепенно выпуская песок, их можно было установить в правильном положении. Когда это было сделано, первую платформу установили строго горизонтально.

Стоимость работ по возведению башни составила почти 8 миллионов франков. Затраты на строительство удалось окупить в течение времени работы выставки (6 месяцев).

Вес и размер сооружения

Сколько метров Эйфелева башня имела в высоту сначала? Она составляла 300 метров и была намного больше поражающей воображение своими размерами (93 метра вместе с гранитным пьедесталом).

А сколько метров Эйфелева башня в высоту имеет сейчас? После установки новой антенны она стала на 24 метра выше. Общий вес башни составляет 10 тысяч тонн. С каждой покраской вес здания увеличивается еще на 60 тонн.

Судьба башни после выставки и отношение к ней парижан

По договору, заключенному с Эйфелем, башню должны были демонтировать через 20 лет после возведения. Успех ее был оглушительным - за время работы выставки более двух миллионов человек захотели посмотреть на гениальное сооружение, не имевшее равных в мире. За год удалось окупить большую часть расходов на строительство. Но восхищение посетителей выставки не разделяла творческая интеллигенция Парижа. Эйфелева башня (Франция не знала более противоречивого мнения о каком-либо другом сооружении) вызывала возмущение и раздражение у художников и писателей. Они считали ее уродливой, похожей на фабричную трубу, и опасались, что она нарушит уникальный облик Парижа, складывающийся столетиями.

История Эйфелевой башни могла закончиться ее демонтажем, если бы не наступившая эра радио. На здании были установлены радиоантенны, и постройка приобрела значительную стратегическую ценность. О сносе башни теперь не могло идти речи. В 1906 году в Эйфелевой башне разместили радиостанцию, а в 1957 году на ее вершине появилась телевизионная антенна.

Описание Эйфелевой башни и причины особенности ее конструкции

Нижний этаж сооружения представляет собой пирамиду. Она образована четырьмя наклонными опорами. На них покоится первая квадратная (65 метров в поперечнике) платформа башни. Опоры соединены арочными ажурными сводами. Выше на четырех опорах лежит вторая платформа. Следующие четыре колонны башни начинают переплетаться и соединяются в огромную колонну. На ней находится третья платформа. Выше ее расположены маяк и небольшая площадка чуть больше метра в поперечнике.

На первой площадке, по задумке архитектора, располагался ресторан. На второй находились еще один ресторан и емкости с машинным маслом для обслуживания лифтов. Третья площадка была отдана под лаборатории (астрономическую и метеорологическую).

За необычную форму башни в свое время Эйфель был раскритикован. На самом деле гениальный инженер и архитектор прекрасно понимал, что для такого высокого строения главную опасность представляет сильный ветер. Конструкция и форма башни призваны выдерживать большие ветровые нагрузки.

Эйфелева башня: интересное о знаменитом символе Парижа

Адольф Гитлер во время оккупации Франции немецкими войсками побывал в Париже и изъявил желание подняться на Эйфелеву башню. Но прямо перед его приездом привод лифта был серьезно поврежден, а чинить его в военных условиях не представлялось возможным. Лидер Германии так и не смог подняться на башню. После освобождения столицы Франции лифт заработал через несколько часов.

Архитектор Эйфелевой башни был очень озабочен вопросами безопасности, поскольку работа велась на очень большой высоте. За всю историю строительства ни один из рабочих не погиб - это настоящее достижение для тех лет.

С Эйфелевой башней связаны и неприятные события - в 2009 году ей присудили третье место по популярности у самоубийц.

Для того чтобы перекрасить башню, понадобится полтора года работы и 60 тонн краски.

В день башня потребляет столько же электроэнергии, как небольшая деревня в сто домов.

Знаменитый символ Парижа имеет собственный запатентованный цвет - «коричневый эйфелевый». Он максимально приближен к настоящему бронзовому оттенку конструкций сооружения.

В мире существует более 300 копий знаменитой башни. Несколько из них находятся на территории России: в Москве, Красноярске, Перми, Воронеже и Иркутске.

Эйфелева башня в культуре

Знаменитое сооружение не раз становилось объектом интереса художников, поэтов, писателей и режиссеров.

История Эйфелевой башни зафиксирована в документальных источниках, а ее возможное будущее не раз было показано в апокалиптических лентах. Один из наиболее интересных фильмов - документальная лента «Будущее планеты: жизнь после людей». В ней показано, что без обслуживания Эйфелева башня долго не сможет противостоять своим главным врагам: ржавчине и ветру. Примерно через 150-300 лет ее верхняя часть на уровне третьей платформы разрушится и упадет.

Но чаще всего Эйфелеву башню можно увидеть на полотнах художников. Жан Беро, известный своими жанровыми работами, изображающими повседневную жизнь Парижа, создал картину «Около Эйфелевой башни», на которой парижанка с удивлением рассматривает огромное сооружение. Очень много работ творению Эйфеля посвятил Марк Шагал.

Заключение

Одной из самых узнаваемых построек мира является Эйфелева башня. Франция по праву гордится этим удивительным символом Парижа. Вид, который открывается с вершины башни на город, великолепен.

Полюбоваться им можно в любой день - гениальное творение Гюстава Эйфеля открыто для посетителей и в выходные дни.

Известный всему миру символ Франции, самая знаменитая достопримечательность Парижа, снятая в сотнях фильмов, воспетая в стихах, миллионы раз воспроизведённая в сувенирах и на открытках, объект восхищения и насмешек, запечатлённый в живописных полотнах и карикатурах – всё это Эйфелева башня. Вызвавшая поначалу множество споров и массовое недовольство, она стала любимым местом встреч парижан и неотъемлемой частью облика Парижа. Ежегодно башню посещает более 6 млн. человек, по популярности она занимает первое место в мире среди платных достопримечательностей. Всего же за время её существования Эйфелеву башню посетило свыше четверти миллиарда человек.

История Эйфелевой башни

«Нет ничего более постоянного, чем временное» - это расхожее выражение с полным основанием применимо к Эйфелевой башне. В 1889 году в Париже планировалось проведение Всемирной промышленной выставки, на которой предполагалось представить все последние достижения человечества в науке и технике. Год проведения выставки выбрали не случайно – Франция готовилась отметить 100-летие взятия Бастилии.

По замыслу оргкомитета, символом выставки должно было стать сооружение, олицетворяющее научно-технический прогресс и демонстрирующее достижения страны. Был объявлен конкурс, на который представили 107 проектов. Среди них были весьма своеобразные, например, огромная модель гильотины, печального атрибута Великой французской революции. Одним из требований к проекту была лёгкость демонтажа будущего сооружения, поскольку после выставки её намеревались убрать.














Победителем конкурса оказался французский инженер и промышленник Густав Эйфель, представивший проект ажурной конструкции из ковкого чугуна высотой 300 метров. Полноправными партнёрами Эйфеля были его сотрудники Морис Кёшлен и Эмиль Нугье, предложившие саму идею каркасной башни из металла.

В первоначальном варианте будущая конструкция имела слишком «индустриальный» вид, и парижская публика активно воспротивилась появлению подобного сооружения, разрушавшего, по её мнению, эстетический облик Парижа. Художественную обработку проекта поручили архитектору Стефану Совестру, предложившему оформить нижнюю опорную часть башни в виде арок и устроить под ними вход на выставку. Сами опоры предполагалось обложить каменными плитами, соорудить на некоторых этажах остеклённые залы и добавить ряд декоративных элементов.

Проект был запатентован Эйфелем и двумя его соавторами. Позже Эйфель выкупил доли Кёшлена и Нугье и стал единственным владельцем авторских прав.

Сметная стоимость работ составляла 6 миллионов франков, но в итоге выросла до 7,8 млн. Государство и муниципалитет могли выделить лишь 1,5 млн. франков, и Эйфель принял на себя обязательство изыскать недостающие средства при условии предоставления ему башни в аренду на 20 лет, до момента демонтажа. После подписания договора Эйфель создал акционерное общество с капиталом в 5 млн. франков, половину из которых внёс сам инженер, половину – три парижских банка.

Опубликование окончательного проекта и условий договора вызвало шквал протестов французской интеллигенции. В муниципалитет была направлена петиция, которую подписало более трёхсот художников, архитекторов, литераторов и музыкантов, в том числе Мопассан, Шарль Гуно, Александр Дюма-сын. Башню именовали «фонарным столбом», «железным монстром», «ненавистной колонной», призывая власти не допустить появления в Париже сооружения, которое 20 лет будет уродовать его архитектурный облик.

Впрочем, настроение довольно быстро изменилось. Тот же Мопассан впоследствии любил обедать в одном из ресторанов башни. Когда ему указывали на непоследовательность его поведения, он спокойно отвечал, что Эйфелева башня – единственное место в Париже, откуда не видно её саму.

Вся конструкция состояла из 18 тысяч элементов, которые изготавливались на машиностроительном заводе самого Эйфеля в городке Леваллуа-Перре недалеко от Парижа. Вес каждой части не превышал трёх тонн, все крепёжные отверстия и детали тщательно подгонялись, чтобы максимально облегчить сборку и избежать переделок. Первые ярусы башни собирались с помощью башенных кранов, затем перешли к применению небольших кранов собственной конструкции Эйфеля, которые перемещались по рельсам, предназначенным для лифтов. Сами лифты предполагалось приводить в движение гидравлическими насосами.

Благодаря невиданной точности чертежей (погрешность составляла не более 0,1 мм.) и филигранной подгонке частей друг к другу уже на заводе, темпы работ были очень высокими. В строительстве принимали участие 300 рабочих. Работа на высоте была весьма рискованной, и Эйфель уделял особое внимание технике безопасности, благодаря чему на стройке не произошло ни одного несчастного случая со смертельным исходом.

Наконец, через 2 года и 2 месяца после закладки Эйфель пригласил муниципальных чиновников проинспектировать башню. Лифты ещё не работали, и несчастным служащим предстоял подъём по лестнице из 1710 ступеней.

Трёхсотметровая башня, ставшая самым высоким сооружением в мире, имела оглушительный успех. За первые полгода работы выставки на башне, окрещённой «железной дамой» за изящный грациозный силуэт, побывало около 2 миллионов посетителей. Доходы от продажи билетов, выпуска открыток и т. д. уже к концу 1889 года покрыли 75% затрат на строительство.

К моменту запланированного демонтажа башни в 1910 году стало ясно, что её лучше оставить на своём месте. Она активно использовалась для радио- и телеграфной связи, кроме того, башня пришлась по душе широкой публике и стала узнаваемым в мире символом Парижа. Договор аренды был продлён на 70 лет, однако впоследствии Эйфель отказался как от договора, так и от своих авторских прав в пользу государства.

С Эйфелевой башней связан ряд технических прорывов в области связи. В начале ХХ века на ней проводились эксперименты с беспроволочным телеграфом, а в 1906 году была установлена постоянно действующая радиостанция. Именно она позволила в 1914 году во время сражения на Марне произвести радиоперехват немецкой передачи и организовать контрнаступление. В 1925 году с башни был транслирован первый телесигнал, а 10 лет спустя началось постоянное телевещание. Благодаря установке телевизионных антенн высота башни выросла до 324 метров.

Широко известен случай с приездом Гитлера в оккупированный Париж в 1940 году. Фюрер собирался подняться на башню, но прямо перед его приездом рабочие, занимавшиеся обслуживанием лифтов, вывели их из строя. Гитлеру пришлось ограничиться прогулкой у подножия башни. Впоследствии из Германии были присланы специалисты, но им не удалось наладить работу лифтов, и германский флаг так и не взвился на верхушке символа Парижа. Вновь лифты заработали в 1944 году, через несколько часов после освобождения города.

История башни могла закончиться в том же 1944 году, когда Гитлер приказал взорвать её вместе со многими другими достопримечательностями, однако комендант Парижа Дитрих фон Хольтиц приказа не выполнил. Неприятных последствий для него это не имело, так как он сразу же сдался англичанам.

«Железная дама» Парижа

Сегодня Эйфелева башня является одним из самых популярных мест французской столицы, как среди туристов, так и среди самих парижан. По статистике наибольшее количество туристов, впервые приезжающих в Париж, идёт именно на Эйфелеву башню. Что касается жителей города, то среди молодых парижан распространена традиция объясняться в любви или делать предложение руки и сердца на Эйфелевой башне, как бы призывая в свидетели весь Париж.

Сам Эйфель, кстати, никогда не называл своё детище Эйфелевой башней – он говорил «трёхсотметровая».

Металлическая конструкция весит 7300 тонн и отличается большой прочностью и устойчивостью. Её отклонение в сильный ветер составляет 12 см., при высоких температурах – 18 см. Интересно, что в работе над конструкциями креплений Эйфель руководствовался не только техническими расчётами, но и работами палеонтолога Германа фон Майера, изучавшего строение суставов человека и животных, их способность переносить большую нагрузку.

Нижний этаж образуют четыре сходящиеся колонны, соединённые арочным сводом на высоте около 57 м. На поддерживаемой ими платформе также стоят четыре колонны, несущие квадратную площадку со стороной 35 м. Находится она на высоте 116 м. Верхняя часть башни представляет собой мощную колонну, на которой находится третья площадка (276 м.). Самая верхняя площадка (1,4 Х 1,4 м.) расположена на высоте 300 м. Подняться на башню можно на лифте или по лестнице в 1792 ступени.

Между третьей и четвёртой площадками установлено теле- и радиооборудование, антенны сотовой связи, маяк и метеостанция.

Первоначально башня освещалась газовыми фонарями, которых насчитывалось 10 тысяч. В 1900 году на башне смонтировали электрическое освещение. В 2003 году осветительная система была модернизирована, а в 2015 году начали применять светодиодные лампы. Лампочки (их 20 тысяч) легко сменяются, что позволяет при необходимости устраивать разноцветные иллюминации.

Цвет самой башни менялся неоднократно. Сейчас она имеет бронзовый оттенок, специально запатентованный именно для Эйфелевой башни. Красят её каждые 7 лет, затрачивая каждый раз по 57 тонн краски. Одновременно проводится осмотр всех частей башни, которые при необходимости заменяются новыми.

К услугам посетителей башни в колоннах первого яруса открыты сувенирные магазины, а в южной опоре – ещё и почта. Здесь же в отдельном помещении можно осмотреть гидравлические механизмы, некогда поднимавшие лифты.

На первой площадке находится ресторан «58 Eiffel», магазин сувениров и киноцентр, в котором демонстрируют фильмы о строительстве Эйфелевой башни. Здесь же начинается старая винтовая лестница, по которой некогда можно было подняться на верхние ярусы и в апартаменты самого Эйфеля, расположенные на третьей площадке. На парапете можно прочитать имена 72-х знаменитых учёных, инженеров и промышленников Франции. Зимой для любителей коньков на первом этаже заливают небольшой каток.

Квартира Эйфеля была его любимым местом времяпровождения, когда он приезжал в столицу. Она достаточно просторна, меблирована в стиле XIX века, здесь есть даже рояль. В ней инженер неоднократно принимал пришедших взглянуть на башню почётных гостей, в том числе Эдисона. Парижские богачи предлагали Эйфелю немалые деньги за апартаменты или хотя бы за право переночевать в них, но он каждый раз отказывал.

На второй платформе находится любимый ресторан Мопассана «Жюль Верн», смотровая площадка и неизменный сувенирный магазин. Здесь также можно ознакомиться с экспозицией, рассказывающей о постройке башни.

Подъём на третий этаж осуществляется с помощью трёх лифтов. Раньше здесь располагались обсерватория и метеорологическая лаборатория, сейчас же третья платформа – великолепная смотровая площадка с фантастическим видом на Париж. В центре площадки находится бар для желающих полюбоваться видом города с бокалом вина в руке.

Сейчас невозможно себе представить, что когда-то Эйфелеву башню собирались снести. Напротив, она является самой копируемой достопримечательностью мира. Всего известно более 30 копий башни разной степени точности, сколько же их, известных лишь местным жителям, на самом деле – не скажет никто.