Прощеное воскресенье — праздник с глубоким смыслом. Прощеное воскресенье Прощение праздник

Прощенное воскресение относится к дате переменной, приходится на последний день широкой масленицы . В этот день принято прощать обиды и просить простить за допущенные ошибки в отношениях с людьми.

Какого числа прощенное воскресение в 2020 году

Прощенное воскресенье предшествует великому посту. В 2020 году выпадает на 1 марта. В этот день принято прощаться не только с зимой и всем негативом что произошел в жизни за год, но и просить прощение. В первую очередь простить себя просят старшие по возрасту, на работе еще и по званию. После присоединяются молодые. Традиция имеет древние корни, но сохранена и по сей день.

Важно. В прощенное воскресенье посетите ушедших родственников, прощение и память мертвым играет свою роль.

История даты

Корни прощенного воскресенья идут от древних жрецов уходящих на время поста в пустыню. Проверка веры и силы духа часто оказывалась смертельной, из пустыни возвращались не все. Со временем перед уходом на великий пост верующие просили прощения у всех окружающих, готовясь уйти в мир иной с чистой душой. Ведь никто не знал переживет ли он лишения или нет. Сейчас, конечно, в пустыню никто не уходит. Верующие христиане проводят пост в лишениях и молитве, просветлению не должны мешать мелкие грехи и обиды, поэтому традиция не лишенная смысла.

В день прощенного воскресения православные поздравляют друг друга со светлым праздником, прощают обиды, мирятся. В церкви читается проповедь о важности добродетелей и жизни по совести. Здесь говорится о том как важно простить близких и получить прощение для очищения души.

Как и зачем мы просим прощения

Прощение – это главный ключ к примирению и ладу в семье.

В современном мире многие относятся к данной дате как к игре, по типу пройди квест, попроси прощения у всех кто есть в телефонном справочнике, в друзьях социально сети и живет рядом. На самом деле это не совсем верный подход. Каждый человек в процессе жизни приносит боль тем кого любит, близким, родным, коллегам и просто встречным. Чаще всего это происходит невольно. Причин может быть множество: плохое настроение, неудачи на работе или в личной жизни, усталость. Мы не всегда даже осознаем что причинили боль своим поступком или словом, а это случается. В день прощенного воскресения самое время попросить прощения у близких и коллег за обиды и зло, причиненные по неосторожности. Для этого достаточно просто фразы: «прости меня». В случае большой обиды прощения просится за поступок повлекший ее. Чем больше людей нас простит. Чем больше мы простим сами, тем теплее станут отношения. Даже не являясь верующим не стоит отказываться от этой традиции.

Прощение - это ключ к ладу, миру и согласию. Отсутствие обид сближает людей.

Как отмечается прощенное воскресение

Каждая дата имеет свои традиции и нормы чтоделать можно. А от чего лучше воздержаться.

    Большой грех на прощенное воскресенье конфликтовать, ссориться, ругаться, выяснять отношения.

    При употреблении алкоголя в этот день ждите неприятностей в сфере здоровья на весь год.

    Поминать умерших и прощать их принято с утра. Не стоит откладывать до обеда поход на кладбище, лучше пойти с утра.

    Прощение у близких просят ближе к вечеру во время или после службы в церкви.

    Перед вечерней службой принято посетить баню и надеть лучшую одежду.

Празднование масленицы не противоречит выбору лучшей одежды, посещения бани и прощения.

Приметы

    При вечерней трапезе не убирайте со стола крошки до утра, по народным поверьям это принесет достаток в дом.

    Ежели все блины будут съедены до полудня, ждите прибавления. А если останутся на ночь, на столе, прибранные под ручник - придет благополучие.

  • дождь на прощенное воскресение сулит урожайность в новом году.

Обязательным атрибутом масленичной недели является блин, в прощенное воскресенье их пекли в достаточном количестве и с самого утра. Приготовление данного блюда было поводом погадать на замужество одиноким девушкам. Если самый первый блинок получился удачно и сразу отлепился от сковороды, быть свадьбе. А вот если блин не желает отставать, то и девушке год еще дома остаться.

    Вечером девушка шла на улицу с блинами и угощала встречных мужчин, именем первого отведавшего и будут звать ее будущего мужа.

Но блинное гадание это скорее языческая традиция, христианство отрицает гадания, а уж тем более ворожбу.

Масленичная неделя завершается одним из наиболее важных дней в году, который в православной традиции принято называть прощеное воскресенье. Еще одно наименование этого дня - Неделя Адамова изгнания. Конечно же, современные люди доподлинно не могут знать, когда именно произошло изгнание первых людей, Адама и Евы, из райского сада, но в данном случае не дата важна. Главное то, что мы осмысляем поступок библейских прародителей и размышляем над сутью феномена прощения.

За столетия появилось большое количество традиций и правил, как правильно прощать и просить прощения, а также на что обращать внимание в это воскресенье. Соблюдать их желательно, но главное - не следовать традиции машинально, а все обдумывать, каждое свое слово и действие, вкладывая в них глубокий смысл. Эта добрая традиция ежегодно призывает нас вспомнить обо всех своих неблаговидных поступках, переосмыслить их и снять с души камень вины. Давайте подробнее разберемся в том, как правильно просить прощения в этот особый день и что это приносит человеку с точки зрения священнослужителей.

У прощеного воскресенья нет фиксированный даты, поскольку оно напрямую связано с Пасхой, которая, как известно, каждый год приходится на новое число. В обоих случаях неизменным является то, что их празднуют в последний день недели. Для того чтобы узнать, когда же выпадает прощальное воскресенье, воспользуйтесь православным календарем с расписанными важными событиями года. Если нет такой возможности, тогда и отнимите от нее семь воскресений - последнее из них и будет искомым. Еще о том, какого числа прощенное воскресенье можно справиться непосредственно в церкви, где вам подскажут ответ.

Корни праздника уходят глубоко в историю и связаны с чином прощения, заведенным у монахов древних Палестины и Египта. Столетия назад у священнослужителей тех мест была особая традиция: перед началом Великого поста они уходили молиться в пустыню, как это сделал, согласно библейскому сказанию, Иисус Христос. Монахи покидали свою обитель по очереди и направлялись в пустынные места, где в одиночестве должны были провести сорок дней. Таким образом они желали усилить свою молитву.

Но существование в пустыне связано с рядом тягот и невзгод - от проблемы с добыванием воды до вероятности нападения диких животных или змей. Поэтому спустя сорок дней одинокого скитания далеко не все из ушедших монахов возвращались в ворота монастыря. Зная всю опасность будущего предприятия, монахи завели традицию просить прощения друг у друга перед отправлением в пустыню, как это обычно делают люди на смертном одре. У них не было уверенности, что в условленный срок они вновь увидятся, поэтому заранее прощали прегрешения друг другу, чтобы в последний час быть свободными от греха обиды.

Спустя годы эта традиция в несколько измененном виде перешла в православие. Современные священнослужители объясняют необходимость соблюдения правил прощеного воскресенья тем, что на следующий день начинается Великий пост. Чтобы человеку правильно поститься, предварительно ему нужно избавить свою душу от гнетущих дум, которые зачастую связаны именно с какими-то неразрешенными ситуациями в их окружении. Эти душевные терзания будут отвлекать его от духовной работы, что является основной целью любого поста - в ином случае это будет просто диета, а никак не пост. Поэтому, чтобы не отвлекаться на лишние думы, верующие люди должны накануне Великого поста искренне решить все проблемы с родными и близкими.

Кроме того, в Нагорной Проповеди прямо указывается на то, что человек должен прощать обиды ближним своим, иначе он не сможет получить отпущения грехов у Всевышнего. Также некоторые священники говорят о том, что путь непрощения мало того что сам является греховным, так еще и тянет за собой целый ряд других грехов. Например, если человеку была нанесена обида, и он не хочет или не может простить своего обидчика, то спустя время душевные муки лишь усугубятся воспоминаниями об обиде. А вслед за этим в душе зародится и вскоре окрепнет раздражение, жажда мести и, в конце концов, одни из смертных грехов - гнев и уныние. Потому прощать надо, и от всей души. Многие священнослужители советуют отпускать «долги» во время прощеного воскресенья так, как вы хотите, чтобы вам отпускал ваши прегрешения сам Господь Бог.

В течение всего дня прощеного воскресенья нужно соблюдать душевное спокойствие и не злиться. В случае возникновения конфликтных ситуаций необходимо постараться не потерять самообладание и разобраться в сложившейся проблеме.

Ищите за собой конкретную вину

Классическая схема общения во время прощеного воскресенья подразумевает обмен между людьми специальными репликами. Один просит прощения, произнося фразу: «Прости меня, если в чем виноват пред тобой». Второй ему на это отвечает: «Бог простит, и я прощаю». Обратите особое внимание на то, что принята именно форма «прости», а не «извини». Кажется, что это какая-то прихоть, но на самом деле, у священнослужителей есть объяснение этому правилу. Считается, что семантически «извини» может быть расценено, как «сними с меня вину». В то же время, слово «прости» рассматривается так, что человек осознал свою провинность и дает обещание впредь не повторять ошибку, из-за которой между людьми произошла размолвка.

В современном мире мы все чаще сталкиваемся с тем, что во время прощеного воскресенья друзья, родные и знакомые перезваниваются и просят прощения, хотя в общем-то сами понимают: не за что их прощать. Особенно это касается людей, живущих далеко друг от друга, которые даже в течение года могут ни разу и не встретиться, не то чтобы успеть поссориться. В таких ситуациях четко прослеживается тенденция к тому, что важная религиозная традиция с глубочайшим подтекстом становится механической. Люди совершают определенные действия потому что знают, что так нужно делать, но при этом даже не вкладывают в них никакого смысла. Такое отрешенное следование традиции недопустимо. Уж лучше в этом случае пожелать всего доброго, но не поминать Бога всуе, пытаясь простить несуществующую обиду. Ведь главная цель прощеного воскресенья - не обзвонить всех близких и дальних знакомых, а действительно очистить свою совесть, отпустить негативную эмоцию, которая не давала вам покоя месяцами, а то и годами.

Потому наиболее разумным решением будет вспомнить тех, кого вы действительно обидели, чтобы попросить у них прощения за вполне конкретные эпизоды. Аналогично нужно поступить с теми, кто нанес вам обиду. И этот шаг будет даже гораздо сложнее, поскольку первым протянуть руку обидчику поначалу может показаться невероятной, просто-таки невыполнимой миссией. Но зачастую такой поступок по достоинству будет оценен другим человеком и приведет к восстановлению мира между вами. И даже если ваша добрая воля натолкнется на стену непонимания, будет утешать мысль о том, что вы сделали все возможное и чисты перед Отцом Небесным.

В идеале, в зависимости от ситуации, просьба о прощении за какой-либо поступок подразумевает не только слова, но и действия. Раз вы нанесли человеку материальный ущерб, его необходимо возместить. Если кто-то был публично оговорен или оскорблен, то и извинения ему надо принести также при скоплении свидетелей. Загладить вину нужно полностью и безоговорочно. Нужно не забывать, что прощеный ритуал - это не судилище. Принося извинения, человек не просит о кропотливом разборе произошедшего конфликта. Он безоговорочно признает за собой вину за причиненные страдания и выражает свое сожаление.

Но как поступить человеку, если он и хочет простить, но в данный момент не находит в себе душевных сил на это? В таком случае он может ответить, что надеется на то, что Всевышний обязательно отпустит обидчику грех, но сам же он пока несилен духом для прощения. Таким образом человек признает тот факт, что прощение в руках Божьих, и только ему оценивать наши деяния.

Все-таки нужно стараться отпускать свои обиды, какими бы серьезными они ни были, чтобы не носить внутри себя кровоточащую душевную рану.

Угощение блинами и баня

В старину к традициям прощеного воскресенья все относились очень ответственно. Нормальным явлением считалось, чтобы старшие и самые сильные в семье извинялись перед слабыми. Также это распространялось в более широком смысле: на службе высшие чины приносили извинения низшим, благородные господа не считали зазорным хотя бы раз в году извиниться перед своими слугами. И даже царственные особы не гнушались испросить прощения. Представители венценосных семейств объезжали войска, а другие ездили на покаяние по монастырям.

Обычно последний день Масленицы предполагал ряд действий:

  • посещение церкви;
  • поход на кладбище;
  • гуляния возле костра;
  • праздничный ужин;
  • баня.

Начинался день с похода в церковь на праздничную службу. Затем люди направлялись на кладбище, чтобы помянуть усопших. Обязательно на кладбище брали свежеиспеченные блины. Дома у наших предков устраивались пиршества, так как во время прощеного воскресенья в последний раз перед Великим постом можно есть скоромную пищу. Правда, мяса кушать нельзя, как и пить спиртные напитки. Но на праздничный стол допустимо выставлять такие продукты:

  • сливочное масло;
  • твердый сыр;
  • творог;
  • молоко;
  • сметану;
  • яйца.

Праздничное меню составляется из блюд, приготовленных с этими ингредиентами, включая разнообразные десерты.

Традиции и приметы прощеного воскресенья

Что принято делать Почему так поступали
Обязательными на столе считаются блины и вареники. Ими можно себя напоследок побаловать перед строгим постом.
На следующий день подобную пищу уже нельзя есть, а потому наши предки никогда не оставляли дома ее остатки. Если что-то из продуктов не доели, то, чтобы они не портились, их отдавали животным либо сжигали в печи. А затем этим пеплом посыпали поля, чтобы те дали в новом полевом сезоне хороший урожай.
Даже посуду хозяйки вымывали тщательнейшим образом. Так делали, чтобы на мисках не осталось частичек непостных блюд.
Ужинать люди садились не поздно, так как им еще необходимо было в этот день посетить баню. Считалось, что в Великий пост нужно входить чистым не только духовно, чему способствовали правила прощеного воскресенья, но и физически. После бани люди облачались в чистую одежду и отправлялись спать - не позднее полуночи.
Также в течение всего дня люди наблюдали за происходящим вокруг, чтобы подметить особые знаки. Считалось, что, если в это воскресенье первым в дом войдет мужчина, это сулит достаток, а вот женщина считалась предвестником печали. Зато семейная пара с ребенком была признаком пополнения новым членом семьи.
Наблюдали также за погодой. Больше всего ждали дождя, который обещал урожайный год.

Несмотря на всю смысловую глубину прощеного воскресенья не стоит забывать о том, что это завершающий этап праздника Масленицы - одного из наиболее ярких событий для православных. А потому люди издавна в этот день участвовали в различных увеселительных мероприятиях. Одно из ярчайших событий, происходящих во время прощеного воскресенья, - сжигание чучела Масленицы. Это символическое действо означает стремление народа к скорейшему приходу весны, перерождению природы, обновлению жизни. Сжигая чучело, гулящие избавляются от морозной зимы.

Но интересно, что зимушку не только громогласно ругали за лютые холода, но и искренне благодарили за веселые зимние забавы. Примечательно, что в этот же день было принято растапливать ледяные горки, ранее принесшие столько радости, тем самым прокладывая дорогу теплой погоде. Вокруг огромного костра, на которой взгромождали чучело, устраивались шумные веселые танцы и игрища. Когда костер практически угасал, молодые люди прыгали через него, демонстрируя свою удаль.

Интересно проходит празднование прощеного воскресения и у других народов, исповедующих православие. В Болгарии его называют «Прошка» или «Сирни заговезни». Основной смысл у этого дня такой же, как и в наших краях. Люди собираются семьями, чтобы отпраздновать окончание Масленицы. Только ключевыми блюдами на праздничном столе здесь являются не блины, а белая ореховая халва и слоеный пирог, который называется «баницу». Схожая традиция заключается в том, что молодые люди в этот день просят прощения у своих родителей и бабушек-дедушек.

В Греции сама масленичная седмица растягивается на целых три недели. 21 день сплошного празднования насыщен многочисленными карнавалами. Причем каждый крупный город славится своим неповторимым шествием. Три недели до начала Великого поста жизнелюбивые греки балуют себя вкусностями и развлечениями. А вот последний день Масленицы посвящают походу в гости к своим родителям и пожилым членам семьи. Они также просят прощения друг у друга, целуют руки родителям.

У греков на прощеном воскресенье принято одаривать друг друга подарками. Их вручают буквально всем и каждому - от близких родственников до просто знакомых людей.

https://www.youtube.com/watch?v=

Традиционно проводы Масленицы совпадают с не менее важным событием - Прощеным воскресеньем. В этот день обязательно пообщайтесь с близкими людьми и попросите у них прощения.

Порой каждый из нас совершает поступки, за которые нужно извиниться. Не всегда мы можем простить своего обидчика, но еще сложнее попросить прощения за собственные ошибки. Прощеное воскресенье — особенный праздник. В этот день у вас появится возможность произнести слова раскаяния перед своими близкими. Однако не забывайте, что ваши извинения должны быть искренними.

Ежегодно Прощеное воскресенье празднуют в последний день масленичной недели. Сразу же после этого начнется долгий период Великого поста.

Смысл Прощеного воскресенья

В Прощеное воскресенье принято не только извиняться перед другими людьми, но и прощать обидчиков. В этом и заключается главный смысл праздника. Священнослужители рекомендуют просить прощения только у тех, кого вы действительно обидели словом или действием.

Однако если вы посетите церковь в этот день, то заметите, как люди выстраиваются в цепочку и просят прощения друг у друга. Эта старинная церковная традиция зародилась еще на Афоне и со временем пришла и в нашу страну. Считается, что Прощеное воскресенье предназначено не только для раскаяния перед теми, кто в обиде на вас, но и для очищения души. В этот день принято не только извиняться и прощать других людей, но и заниматься богоугодными делами. Вступать в конфликты , жаловаться на других людей и распускать слухи категорически запрещено.

Если в этот день перед вами извинится человек, в ответ обязательно скажите: «Бог простит, и я прощаю» . Таким образом вы даете понять, что обида — это не повод становиться врагами. Научившись прощать людей, вы сможете изменить свою жизнь в лучшую сторону.

Что обязательно нужно сделать в Прощеное воскресенье

Посетите церковь. Прощеное воскресенье — важный день для православных верующих. Необходимо посетить храм и побывать на богослужении, во время которого священник и другие прихожане попросят прощения друг у друга.

Извинитесь перед своими близкими. В первую очередь, попросите прощения у своих родных. Необязательно перечислять все обиды, лишний раз напоминая о них. Просто скажите: «Прости меня» . Во время покаяния ваши слова должны исходить из души, иначе смысла в них не будет.

Простите своих обидчиков. Некоторые обиды забыть сложно , но отказать человеку в прощении — страшный грех. Постарайтесь простить своих обидчиков и отпустите негативные воспоминания из своих мыслей. Однажды вы поймете, что небольшие конфликты не стоят испорченных отношений.

Проведите время с семьей. Помимо Прощеного воскресенья, в этот день принято отмечать Масленицу. Старинный праздник славится развлечениями и массовыми гуляньями. Однако вечером обязательно проведите время в кругу семьи. Скажите своим близким хотя бы пару теплых слов и еще раз попросите прощения.

Попросите прощения у покойных родственников. Не только живые, но и умершие родственники должны услышать ваши извинения. Посетите могилы покойных и попросите у них прощения. Обязательно простите мертвых за обиды, чтобы успокоить их и снять тяжесть со своей души.

Покайтесь перед Господом. Каждый человек совершает греховные деяния, и за них вас может простить только Бог. Неважно, сознательно вы совершили грех или нет, в Прощеное воскресенье обязательно посетите храм и произнесите молитву о прощении . Перед этим вы должны полностью осознать свои ошибки и раскаяться, иначе ваши извинения будут ложными.

Подготовьтесь к началу Великого поста. В это время каждый верующий начинает подготовку к Великому посту, начало которого приходится уже на следующий день. Попросив прощения у своих близких, не забудьте простить обиды и отпустите негативные мысли. Со следующей недели вы сможете начать жизнь с чистого листа, а неприятные воспоминания лучше оставить в прошлом.

Великий пост — серьезное испытание для православных верующих. В этот период вам придется изменить свой рацион питания, исключив из него запрещенные продукты. Однако телесный пост без духовного очищения не имеет смысла. Чтобы очистить не только тело, но и душу, рекомендуется каждое утро начинать с сильной молитвы . Мы желаем вам крепкой веры и благополучия, и не забывайте нажимать на кнопки и

13.02.2018 07:59

Каждый православный верующий стремится прожить свою жизнь в праведности, без грешных поступков. Но даже самые...

В этот день просят прощения друг у друга, а также устраивают проводы Масленицы, непременно сжигая масленичное чучело.

Когда Прощеное воскресенье 2019

Дата Масленицы 2019, а, значит, и дата Прощеного воскресенья, зависит от даты . Ведь масленичная неделя проходит точно накануне .

Прощеное воскресенье 2019 выпало на 10 марта. А Прощеное воскресенье 2020 будет отмечаться 1 марта.

Прощеное воскресенье: что за праздник

Что говорить в Прощеное воскресенье

В Прощеное воскресенье просят простить , а не извинить . Ведь по смыслу, когда человек просит "извинить", он подразумевает, что в проступке нет его вины, просто так получилось: к примеру, кого-то случайно толкнул в толпе. Просить прощения – это в первую очередь признание своей вины (пусть и случайной), более глубокое раскаяние.

В ответ на "Прости меня" православный человек должен ответить искренне, от всего сердца: "Бог простит и я прощаю". Тем самым он свидетельствует, что как Господь прощает причиненную обиду, так и человек не держит зла.

Прощеное воскресенье: стихи

Я искренне прошу прощенья

За все обиды, что порой

В житейских буднях наносила,

Зла не имея за душой.

Я искренне прошу прощенья

За все намеренное зло,

За все, что ранило Вам сердце

И огорченье принесло.

Пусть не страдают наши души

Под грузом мелочных обид.

Простите мне, как я прощаю,

И пусть Господь нас всех простит.

В день прощенья, в воскресенье,

Просят души очищенья.

Я прошу меня простить

И обиды не копить.

Всех сердечно поздравляю,

Всех я искренне прощаю.

Этот день с любовью встретим,

Пусть он будет чист и светел.

Пекут блины. Стоит веселый чад.

На масленицу – всюду разговенье!

Сегодня на Руси, как говорят,

Прощеное святое воскресенье!

И тут, в весенне-радужном огне,

Веселая, как утренняя тучка,

Впорхнула вместо ангела ко мне

Моя самостоятельная внучка.

Хохочет заразительно и звонко,

Способная всю землю обойти,

Совсем еще зеленая девчонка

И совершенно взрослая почти.

Чуть покружившись ярким мотыльком,

Уселась на диване и сказала:

– Сегодня День прощенья. Значит, в нем

Сплелись, быть может, лучшие начала.

И вот, во имя этакого дня,

Коль в чем-то провинилась, допускаю,

Уж ты прости, пожалуйста, меня. –

И, поцелуем сердце опьяня,

Торжественно:

– И я тебя прощаю!

– С древнейших лет на свете говорят,

Что тот, кто душам праведным подобен,

Тот людям окружающим способен

Прощать буквально все грехи подряд. –

И, возбужденно вскакивая с места,

Воскликнула: – Вот я тебя спрошу

Не ради там какого-нибудь теста,

А просто для души. Итак, прошу!

Вот ты готов врагов своих простить?

– Смотря каких... – сказал я осторожно.

– Нет, ну с тобою просто невозможно!

Давай иначе будем говорить:

Ну мог бы ты простить, к примеру, ложь?

– Ложь? – я сказал, – уж очень это скверно.

Но если лгун раскаялся, ну что ж,

И больше не солжет – прощу, наверно.

– Ну, а любовь? Вот кто-то полюбил,

Потом – конец! И чувства не осталось...

Простил бы ты?

– Пожалуй бы простил,

Когда б она мне искренне призналась.

– Ну, а теперь... Не будем говорить,

Кто в мире злей, а кто добрей душою.

Вопрос вот так стоит перед тобою:

А смог бы ты предательство простить? –

Какой ответ сейчас я должен дать?

Вопрос мне задан ясно и солидно.

Как просто тем, кто может все прощать!

А я молчу... Мне нечего сказать...

Нет, не бывать мне в праведниках, видно!

Эдуард Асадов (1995)

Последняя приготовительная неделя (последний день перед ) называется Неделей сыропустной . Этим днем оканчивается вкушение молока, сыра и яиц. В этот день за службой вспоминается грехопадение Адама и Еввы: первые люди были изгнаны из Рая, потому что преступили, нарушили заповедь Божию. Нам следует вспомнить о своих грехах, ведь подготовка к великому празднику начинается с покаяния, поста и молитвы.

Прощеное воскресенье. Богослужение и «чин прощения»

Прощеное воскресенье перед Великим постом - день взаимного покаяния и умиротворения всех случившихся между нами недоразумений и разногласий, когда говорим друг другу: «Прости! », чтобы с чистым сердцем и радостной душою приступить к предстоящему подвигу. В евангельском чтении этого дня указывается, что истинный пост должен начинаться взаимным прощением обид и оскорблений:

Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14–15)

На этом основывается обычай православных христиан в последний перед постом воскресный день испрашивать прощения друг у друга, почему и самый день этот в народе называется обыкновенно прощеным воскресением . Издавна принято в этот день просить прощения, мириться и прощать нанесенные обиды, чтобы с чистой душой приступить к духовным подвигам Великого поста, перед священником свои грехи и причаститься . Ибо что такое пост, коленопреклонения и прочие труды телесные, которыми смиряем свои плотские страсти и вожделения? Это только наше оружие в духовной брани, путь к внутреннему самосовершенствованию и стяжанию евангельских добродетелей.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Кор. 5, 22–23).

Но как плоды не могут расти сами по себе, без питающих их корня и дерева, так и плод духовный - результат многолетнего подвига воздержания и отсечения плотских похотений, чтобы очистить сердце и душу и сделать их достойными к восприятию Божьей благодати.

Обычно в старообрядческих храмах в Прощеное воскресенье вечером совершается служба - вечерня и павечерница. После этого совершается чин взаимного прощения , когда прихожане земно кланяются настоятелю, прося прощения и благословения на Великий пост. Также и друг другу верующие кланяются со словами:

Прости Христа ради!

- «Бог простит, и ты меня прости Христа ради!».

Обычай этот древний. Так, француз Маржерет, находившийся на Руси на военной службе в начале XVII века, в своем сочинении «Состояние Российской державы и Великого княжества Московского» пишет:

На Масленице россияне посещают друг друга, целуются, прощаются, мирятся, если оскорбили один другого словом или делом, встречаясь даже на улице, - хотя бы никогда прежде не виделись, - целуются, приговаривая: «прости меня, пожалуйста», другой отвечает: «Бог тебя простит, и ты меня прости».

Известно, что «чин прощения» великих князей и царей Московских включал в себя посещение московских монастырей, иногда государь ездил и в Троице-Сергиеву Лавру, прощаясь с братией и прося благословения. Все это совершалось на , а в воскресенье совершался чин прощения в Успенском соборе. Царь просил прощения и благословения у патриарха, прощался со своими придворными. Также было принято в этот день давать свободу заключенным.

Вся четыредесятница (время от понедельника первой недели поста до пятницы шестой недели включительно) и являются ожиданием дня Пасхи и подготовкой к нему. Вот как говорится об этом в стихере, которая поется вечером в Прощеное воскресенье:

П 0стное врeмz свётлw начнє1мъ, въ п0двиги д¦Hвныz себE подвизaюще, њчи1стимъ дyшу и3 тёло. пости1мсz ћкоже въ снёдєхъ, си1це и3 t всsкіz стрaсти, добродётельми питaющесz д¦а. въ ни1хже пребyдемъ въ любви2, да спод0бимсz вси2 ви1дэти всечестнyю стrть хrтA бGа, и3 с™yю пaсху, д¦0внw рaдующесz.

Поэтичный и полный глубокого смысла церковно-славянский текст этой стихеры укрепляет молящихся, научает их тому, что пост - радостное время. На русский язык эту молитву можно перевести следующими словами:

Время поста начнем светло, радостно, побуждая себя к подвигам духовным, очистим душу и тело. Будем поститься не только от снедей (воздерживаясь от пищи), но и от страстей, питаясь добродетелями Духа. С любовью будем совершенствоваться в добродетелях, чтобы сподобиться всем нам видеть Страсти Христовы и в духовной радости встретить Святую Пасху.

Душеполезное поучение в Прощеное воскресенье

Любовь и прощение взаимных обид - главные заповеди в христианстве, без исполнения которых никакие наши добрые дела не могут быть угодны перед Богом.

Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там твой дар перед жертвенником, и пойди, прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой (Мф. 5, 24-25).

Пост Святой Четыредесятницы преподобные отцы называют духовной десятиной , которую мы приносим в жертву Богу, посвящая это время сугубому воздержанию и молитве.

Пока мы живем на земле, душа и тело наши между собою неразлучны. Если мы христиане - и то, и другое должны посвящать на служение Богу. Есть заповеди для души, есть свои и для тела. Следуя примеру святых отцов и желая вечного спасения, не можем пренебречь или преступить ни малейшей из них. В «Древнем патерике» рассказывается об одном молодом иноке, который шел по городу в корчемницу и в ответ на увещания опытного старца-пустынника, по случаю оказавшегося на том же месте, говорил, что Бог ничего не требует, кроме чистоты сердца. Старец в горести воскликнул:

Я пятьдесят лет живу в пустыне, и не стяжал чистоты сердечной, а ты хочешь стяжать ее в корчемнице!

В скором времени тот нерадивый и самонадеянный инок впал в тяжкий грех, потому что не можем победить мы свои страсти и вожделения, если не будем удаляться от причины, их порождающей.

«Велик бывает в начале подвиг и труд приступающим к Богу в безмолвии и молчании; а потом - радость неизглаголанная. Как хотящие возжечь огнь сначала терпят дым и источают слезы, и не иначе достигают желаемой цели; так и желающие возжечь в себе огнь Божественный должны возжигать его со слезами и трудами, с безмолвием и молчанием» (Митерикон).

Когда мы беремся пропалывать летом свое поле, то поначалу работа, как говорится, «пугает глаза», но потихоньку, шаг за шагом, с трудом и поклонами, вырываем зловредное терние, могущее заглушить и уничтожить все добрые наши плоды. Так, с помощью Божьей, преодолевши первые трудности, начинаем замечать, что дальше становится уже легче. Легко и радостно оборачиваемся назад, когда видим воспрянувшие, очищенные благородные наши посадки. Легко и радостно собирать нам плоды по окончании долговременной кропотливой работы. Так и постное время: перед началом кажется тягостным и неудобным, но постепенно, день за днем, освобождая душу свою от греховного терния, ощутимо замечаем уже некоторое облегчение в подвиге. Особенная же радость - светлый пасхальный день, который встречаем с чувством выполненного долга ради перенесенных благих трудов и усилий.

Разумный и умеренный пост святые отцы называют основой и утверждением для всех добродетелей. В Прощеное воскресенье вспоминаем мы Адамово изгнание из Рая сладости, которое явилось следствием невоздержания и нарушением заповеди о посте, установленной и для первозданного человека. Посему, как потеряли мы нетление и чистоту через невоздержание от запрещенной снеди, равным способом и обретаем их вновь, утесняя свои телесные потребности, чтобы укрепить и утвердить душу к молитве и богомыслию.

«Не обманывайся, ты не можешь освободиться от мысленного фараона, ни узреть горней Пасхи, если не будешь всегда вкушать горького зелия и опресноков. Горькое зелие есть понуждение и терпение поста, а опресноки - ненадмевающееся мудрование. Да соединиться с дыханием твоим сие слово псалмопевца: Аз же, внегда <бесы> стужаху ми, облачахся во вретище и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро <души моей> возвратится (Пс. 34, 13).

Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата Рая и небесное наслаждение» («Лествица», слово 14).

Путь и пример здесь видим мы прежде всего от Самого Господа нашего Исуса Христа. Он постился в течении сорока дней в пустыни, оставив нам образ, чтобы без сомнения подражали Ему и шли Его стопами. И великие Божии угодники и пророки, удостоившиеся особенных высоких откровений и благодати - Моисей, Илия, Даниил, также проходили сорокадневное постное поприще. Никогда и нигде не хвалят святые отцы тех, кто работает своему чреву. Ибо сердце чревоугодника является вместилищем для всякой нечистоты и скверных пожеланий, а сердце смиренного постника-подвижника - обителью для Божьей благодати, если, конечно, при этом сохранять незлобие, рассудительность и прочие добродетели, без которых все наши дела не могут быть спасительными и богоугодными.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкопывают и крадут; но собирайте себе сокровище на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкопывают и не крадут. Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6, 19-21).

Истинное духовное наше сокровище - быть сопричастниками вечной пасхальной радости, которую Господь уготовал любящим Его. Пост телесный предполагает также и пост духовный, т.е. чтобы особенно чутко следить за своим внутренним человеком, за движениями сердца и души. Постника и безмолвника, питающего в сердце памятозлобие и осуждение ближних, святые отцы сравнивают с ядовитым аспидом, скрывающемся в своей норе. Если говорим «прости», а сами не прощаем, если только для видимости из показного тщеславия кланяемся оскорбившему нас брату, а, отошедши на сторону, снова помрачаемся гневом, то напрасно тогда и бдим и постимся, ибо и сам диавол никогда не ест и никогда не спит, но не перестает от этого быть диаволом. Сердце гневливого и сердитого человека - дом и пристанище лукавых бесов. Ничто так не обнажает нас от Божьей благодати, как злопамятство и осуждение, ненависть и клевета. Здесь видна дорога в самую глубину преисподней и сокровищница вечной муки.

«Скорые и строгие судии прегрешений ближнего потому сею страстию недугуют, что не имеют совершенной и постоянной памяти и попечений о своих согрешениях. Ибо если бы человек в точности, без покрывала самолюбия, увидел свои злые дела, то ни о чем другом, относящемся к земной жизни, не стал бы уже заботиться, помышляя, что на оплакивание и самого себя ему недостанет времени, хотя бы он и сто лет прожил и хотя бы увидел истекающим из очей своих целый Иордан слез. Я наблюдал за плачем истинного покаяния и не нашел в нем и следа злословия или осуждения» («Лествица», слово 10).

Как осы и мухи налетают на сладкое, так и дух лукавый устремляется против каждой добродетели, чтобы примешать к ней что-нибудь вредоносное и повернуть вспять спасительное начинание. Постное воздержание установили нам святые отцы для того, чтобы облегченною душою стяжали мы любовь и смирение, кротость и милосердие к ближним. Лукавые духи, напротив, стараются надмевать сердце постящегося тщеславием и возношением и учат его презирать слабейших своих собратьев. Человек самолюбивый всегда склонен к жестким и резким обличениям, тот же, кто говорит к брату по любви, будет говорить о деле так, словно бы рассказывая о своей собственной немощи, и, без сомнения, достигнет лучшего результата. Ибо известно, что жестокое и оскорбительное слово может смутить и доброго человека и подвигнуть его на гнев, тогда как слово доброе, сказанное с кротостью, действительно сильно в том, чтобы исправить зло в любом человеке и наставить его к добродетели.

Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Ты кто, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силен Господь поставить его (Рим. 14, 3,4).

Постимся ли, бдим ли, кладем ли многие поклоны и прочим образом смиряем свое тело, должно всегда еще при этом помнить, что это - не «самоцель», а лишь средство к достижению истинной цели: мира и очищения души. Что даже и сверхъестественное телесное подвижничество не принесет нам никакой пользы, если не будем при этом сохранять нашу первую заповедь о любви к Богу и ближнему. Когда мы живем в большой семье, то любим всех своих домочадцев, терпим и смиряемся с их немощами, переносим неприятности и досады, которые они нам причиняют, всегда думаем, как их поддержать и утешить. Но подобную и еще большую любовь должны мы иметь не только к близким своим родственникам, а также и ко всем окружающим людям. Истинная любовь познается именно в прощении злословия и оскорблений, тогда, когда претерпевши уничижение от ближнего, болеем душой не о себе, а о своем обидчике, и искренне хотим ему помочь и его успокоить.

Сотворение Адама и Евы. Первые люди предстоят пред Господом. Изгнание из Рая. Плач о потерянном Рае. Фрагмент северной двери иконостаса. Средняя Русь. Первая половина XVIII в.

«Прости» - слово любви и утешения, когда, примирившись с братом, надеемся на прощение и своих собственных прегрешений. Ибо вся наша праведность - как рубище нечистой жены перед Богом. И если можем еще рассчитывать на снисхождение, ради естественной своей немощи, при слабом прохождении телесных добродетелей, то затаенная ненависть в сердце не имеет для себя никакого разумного оправдания. И губит все наши труды и подвиги, навечно отлучая от Божьей благодати, ибо «не живет Дух Святой там, где есть гнев» (Никон Черногорец).

В прологе из жития святых (9-е февраля) есть одна очень трогательная история о святом мученике Никифоре (ок. 257), пострадавшем во времена суровых языческих гонений.

В городе Антиохии жили два друга - священник Саприкий и мирянин Никифор, любившие друг друга о Господе. Но диавол позавидовал их нелицемерной любви и посеял между ними вражду. И вражда эта так разгорелась, что если они даже встречались на улице, то бежали в разные стороны, ослепленные бесовской злобой. И так они оба - Саприкий и Никифор, забыв о законе Христовом, устремились к вечной погибели.
Но со временем мирянин Никифор раскаялся в своей злобе на иерея Саприкия и стал просить у него прощения. Трижды он присылал к нему своих друзей и соседей, считая себя грешным и недостойным приблизиться к оскорбленному им священнику, и трижды Саприкий отказывался от примирения. Наконец Никифор решился и сам пал к ногам своего бывшего друга со словами:

- Прости меня, отец, Господа ради прости!
Но Саприкий опять не захотел примириться со смиренным Никифором, ибо сатана овладел его сердцем.
В то время было страшное гонение на христиан, и Саприкия привели на судилище. Правитель потребовал от него принести жертвы идолам, но Саприкий мужественно ответил:

- О правитель! Мы - христиане. Наш Царь - Господь Исус Христос. Он - Единый, Истинный Бог, Творец земли и моря. Боги же ваши - бесы. Да погибнут они! Боги ваши - творения рук человеческих!
Его долго и жестоко мучили, но Саприкий и в страдании говорил начальнику:

- Ты имеешь власть над моим телом, но не над душою. Господь мой Исус Христос, создавший мою душу, Он Единый имеет над нею власть.
Видя непреклонность Саприкия, его осудили на смерть. Но когда уже палач вел его на место казни, Никифор, услыхав об этом, прибежал и пал ниц перед Саприкием, со слезами взывая:

- О, мученик Христов! Прости, прости меня! Я согрешил пред тобою!
Но Саприкий, ослепленный злобой, вновь отрекся от примирения.
Долго его упрашивал блаженный Никифор, но тщетно. И тогда сила Божия и благодать отступили от безумного священника, и Саприкий внезапно пал духом и отрекся от Господа Исуса Христа.

- О, брат мой возлюбленный, - воскликнул Никифор, - не делай этого! Не теряй венца небесного, который ты сплел многими страданиями! Вот уже Небесный Владыка готовится явиться тебе и вознаградить вечной радостью за временные страдания и смерть.
Но возненавидевший ближнего и за это оставленный Богом, Саприкий продолжал отрекаться. Тогда, укрепляемый Духом Святым, Никифор обратился к язычникам и сказал:

- Я - христианин! Я верую в Господа Исуса Христа и не принесу жертвы идолам. Я приму казнь вместо Саприкия.
Тогда по приказу правителя отступника освободили, а Никифору отрубили голову. С ликованием его чистая душа отлетела ко Господу и со всеми святыми мучениками предстала престолу Божию, Ему же держава и слава, честь и поклонение вовеки. Аминь.


Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми (Рим.12, 18).

Если не осмеливаемся мы нечистыми руками прикасаться к святыне или приходить к Божественной службе в нечистой одежде, тем более в нечистоте сердечной, т.е. в нераскаянной вражде и ненависти против своего брата - не можем приносить для Бога жертву духовную, чтобы вместо прощения грехов не навлечь на себя еще только больший гнев и осуждение. Слезы и покаяние - баня для души. Любовь и всепрощение - путь примирения с Богом, начало и конец пути спасения и совершенствования. Внутреннее и внешнее воздержание от греховных страстей и вожделений возводят человека в прежнее достояние, из которого ниспал по нерадению древний Адам. Но которое, по благодати Божией, вновь нам открыто, если только будем бдительно и усердно следовать всем премудрым Господним заповедям, ведущим нас к вечному спасению.

«Подвиг добродетелем отверзеся, хотящии пострадати внидите, препоясавшеся добрым подвигом поста. Иже бо законно страждущии, законно и венчаваются. И вземше вся оружия креста, врагу сопротивимся, яко стену нерушиму держаще веру, и яко броня молитву. И шлем милостыню. Вместо меча пост, иже отсекает от сердца всяку злобу. Творяй сия, истинный приимет венец, от всех Царя Христа, в День Судный». (Триодь Постная).

Прощеное воскресенье в народных традициях

Вот как описывает народные традиции «прощеного» воскресенья писатель и этнограф XIX в. С.В. Максимов .

Последний день масленицы называется «прощеным», и крестьяне посвящают его заговенью. Часа в 4 пополудни на сельской колокольне раздается печальный, великопостный благовест к вечерне и, заслышав его, подгулявшие мужички истово крестятся и стараются стряхнуть с себя веселое масленичное настроение: пустеют мало-помалу людные улицы, стихает праздничный говор и шум, прекращаются драки, игры, катанье. Словом, широкая, пьяная масленица круто останавливается и на смену ей приходит Великий пост. Приближение поста отражается и на душевном настроении крестьян, пробуждая у них мысль о покаянии и полном примирении с ближними. Едва смолкнет церковный звон и отойдет вечерня, как по избам начинают ходить родственники и соседи, прося друг у друга прощения. Низко, до самой земли кланяются крестьяне друг другу и говорят: «Прости, Христа ради, в чем я пред тобой согрешил». - «Прости и ты меня», - слышится в ответ та же просьба.

Впрочем, этот прекрасный, полный христианского смирения обычай стал понемногу вымирать. По свидетельству наших корреспондентов, в некоторых центральных губерниях он уже почти не существует, но зато в лесных губерниях севера, где обычаи вообще устойчивы и крепки, «прощание» соблюдается весьма строго и существует даже особый ритуал его. Пришедший просит прощения, становится около дверей на колени и, обращаясь к хозяевам, говорит: «Простите меня со всем вашим семейством, в чем я нагрубил вам за этот год». Хозяева же и все, находящиеся в хате, отвечают: «Бог вас простит и мы тут же». После этого пришедшие прощаться встают и хозяева, облобызавшись с ними, предлагают им угощение. А через какой-нибудь час прощаться идут уже сами хозяева, причем весь обряд, с угощением включительно, проделывается сначала.

Так, перекочевывая из избы в избу, ходят до света, причем, проходя по улице, и мужчины, и женщины считают долгом что есть мочи кричать: «Сударыня-масленица, потянися!» или: «Мокрогубая масленица, потянися!»

Что касается деревенской молодежи, то она или совсем не придерживается обычая прощаться, или же прощанье ее принимает шутливый характер. Вот что на этот счет сообщает наш орловский корреспондент: парни и девушки становятся в ряд и один из парней подходит к крайнему с правой стороны и говорит ему: «Прости меня, милый Иван (или милая Дарья), в чем я перед тобой согрешил». Тот (или та) отвечают: «Бог тебя простит и я тут же». После этого три раза целуют друг друга. Так проходит прощающийся весь ряд и становится к стороне, за первым идет прощаться второй и т. д. При прощании, конечно, не обходится без шуток.

Некоторую особенность представляет прощанье в семейном кругу. Вот как это происходит в Саратовской губернии. Вся семья садится за ужин (причем последним блюдом обязательно подается яичница), а после ужина все усердно молятся и затем самый младший начинает кланяться всем по очереди и, получив прощенье, отходит к стороне. За ним, в порядке старшинства, начинает кланяться следующий по возрасту член семьи (но младшему не кланяется и прощенья у него не просит) и т. д. Последнею кланяется хозяйка, причем просит прощения только у мужа, глава же семьи никому не кланяется.

Хотя обычай просить прощения у родных и соседей, как только что было сказано, заметно выходит из употребления, но зато чрезвычайно твердо держится обычай прощаться с покойниками. По крайней мере наши корреспонденты единодушно свидетельствуют, что такого рода прощанья сохранились повсюду. Обычай ходить на кладбище в последний день масленицы поддерживается, главным образом, бабами. В четвертом часу пополудни они кучками, в 10-12 человек, идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьет по три поклона, причем со слезами на глазах, шепчет: «Прости меня (имярек), забудь все, что я тебе нагрубила и навредила». Помолившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой так же молча, как и пришли. При этом считается хорошим признаком, если на третий день на могиле не остается ни блинов, ни водки: это значит, что покойнику живется на том свете недурно и что он не помнит зла и не сердится на принесшего угощение.