Почему на поминках нельзя есть вилками: традиции или здравый смысл? Поминальные суеверия — что можно и нельзя Почему на похоронах нельзя есть вилкой.

Говорят, что по православным канонам нельзя размещать на могильном памятнике фотографию или скульптурное изображение похороненного человека. Так ли это и почему? Ведь на могилах, в частности, известных личностей, у нас всегда ставили либо их скульптуры, либо барельефы с их изображением.


Православный христианин, осознавая необходимость внешнего выражения памяти об усопшем, все же внутренне старается всегда помнить о главном и самом важном нашем долге перед почившими. Это молитвенный долг, как приношение любви, и как самая благоугодная Богу наша жертва памяти об умершем человеке.

Переступившему порог вечности, по большому счету, не нужен ни гроб, ни могила, ни цветы на ней, ни долгие застолья с речами. Все внимание души в этот страшный час сосредотачивается только на тех препятствиях, которые преграждают ей путь в Царство Божие. В первую очередь, такими препятствиями являются нераскаянные, неосознанные грехи, не прощеные обиды, не исправленные пути жизни. После смерти человек уже ничего не может изменить и ждет от нас, от членов Церкви Христовой и близких в земной жизни людей, имеющих благодатную возможность молиться Богу сыновней молитвой,— ждет о нас только как можно более частого и теплого молитвенного воздыхания.

Поэтому на могильном холме достаточно одного лишь православного креста, который ставится в ноги усопшему, как бы для того, чтобы он взирал на него, как на свою последнюю надежду. Крестная смерть Христа является тем событием, с которого власть смерти над родом человеческим упразднена Сошествием в ад Самого Бога.

Приходя на могилу, даже самого известного человека (тем более, если он нам так дорог) мы не должны отвлекаться на воспоминание о внешности или заслугах умершего, рассматривая его фотографию или скульптуру, но наш долг обратить всю силу молитвенного внимания на простые и самые необходимые слова: Покой, Господи, душу усопшего раба Твоего.

Можно ли фотографировать или снимать на видео во время похорон?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Похороны, как правило, проходят в сосредоточенной, если не молитвенной, то, по крайней мере, благоговейной атмосфере. Каждый из присутствующих на похоронах соприкасается с Таинством смерти и думает о многом, в том числе, наверное, и о своем исходе из этой жизни. В такие святые минуты создавать какие-либо неудобства людям, не совсем правильно. Фотографирование всегда связано с неким вторжением во внутренний мир, в этом и заключается сила этого искусства. А внутренний мир человека перед лицом смерти, когда он видит ее и как бы вспоминает о ней,— это таинственная минута, нарушать которую неприлично. Конечно же, исключение составляют похороны известных личностей, когда это подается как новость, как некая дань информационному сообществу. Но все же и в этом случае надо помнить о родных и близких усопшего, ведь каким бы широкоизвестным человеком он ни был, всегда есть те, для кого умерший — просто близкий человек, без регалий и наград.

Почему на поминках запрещается пользоваться вилками и ножами?

Отвечает иеромонах Дорофей (Баранов), клирик
Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали"

Такого запрета не существует. Если кто-то смущает Вас подобными вымыслами, Вы имеет полное право потребовать объяснения, почему же нельзя этого делать. Если ответ будет здравым, что в принципе невозможно, то поступайте по Вашему усмотрению. Но лучше не засорять голову такими мелочами, а подумать более о молитвенном поминовении усопшего.

К сожалению, вместе с общей культурой ушла в небытие и культура поминальных трапез, которые изначально были продолжением заупокойного церковного богослужения. Но, несмотря на это, надо приложить максимум усилий, чтобы поминальный обед сопровождала атмосфера благоговения и тишины, а не стремление соблюсти самые невразумительные приметы.

Можно ли поминать усопших водкой?


Это то, с чем приходится не только сталкиваться, но и бороться, и даже запрещать такого рода поминовение как не имеющее ничего общего с христианским. Усопшим прежде всего нужны наши молитвы и добрые дела, совершаемые в память о нем. Отпевание в храме свидетельствует о том, что человек умер в мире с Церковью, и Церковь молится о нем, о прощении его согрешений. А поминальная трапеза представляет собой своего рода доброе дело, которое направлено на тех, кто живет рядом. Обычно на нее приглашались люди близкие, знакомые, а также люди неимущие, нищие, которые, побывав на обеде, могли бы вознести молитву о душе усопшего.

Интересно проследить, как возникла традиция устраивать поминальные трапезы. Раньше отпевание совершалось после литургии, и гроб с усопшим находился в храме. Люди приходили утром натощак, а процедура захоронения заканчивалась, как правило, уже во второй половине дня. Естественно, что люди нуждались в естественном подкреплении сил. Но сама идея поминовения, идея молитвы совершенно несовместима с распитием спиртных напитков, это кощунство. Прискорбно, когда поминальные трапезы превращаются в шумные застолья, к концу которых становится неясно, по какой причине все собрались.

Можно ли ставить на поминальный стол тарелку борща, стакан с водкой и хлебом «на дорожку» усопшему?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Эта традиция не имеет отношения к Православию. По христианскому убеждению земная жизнь человека, который принадлежит Церкви по крещению, является временем, когда он может засвидетельствовать свое желание быть с Богом или, наоборот, своими делами показать, что служит каким-то другим целям и убеждением. Человек реализует свою свободу — быть с Богом либо без Него. И после смерти это волеизъявление быть сделано уже не может. Однако, по милости Божией, до всеобщего суда загробная участь крещеного человек, почившего в мире с Церковью, может быть изменена посредством молитвы Церкви и молитвенного предстательства ближних о его душе, сопряженного с милостыней.

Говоря об усопшем, часто добавляют «Пусть земля будет пухом»… Можно ли так делать?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Бог создал человека, чтобы тот разделил с Ним радость бытия в Царствии Небесном. Это главная и конечная цель жизни человека. Поэтому лучшее пожелание усопшему — пожелание вечной памяти (не в том смысле, что мы должны вечно помнить о нем, а вечной памяти Бога о его душе), и пожелание Царствия Небесного, которое является своего рода молитвой и упованием на милость Божию.

Правда ли, что «земельку» после отпевания нельзя домой заносить и нельзя ничего брать с собой с кладбища?

Отвечает священник Анатолий Страхов, настоятель
Свято-Никольского храма на Елшанском кладбище г. Саратова

Вопрос о «земельке» отражает языческое представление людей об обряде погребения, не имеющее ничего общего с церковной традицией и христианским отношением к смерти. Очень часто нерадивые родственники сначала хоронят усопшего и лишь потом вспоминают, что он был крещен. И, приходя в храм вместо того, чтобы попросить отпеть человека, начинают требовать «землю». Приходится объяснять, что земля не является главным в отпевании и не содержит сакрального смысла. Она имеет лишь символическое значение, является напоминанием слов Священного Писания о том, что человек — земля, и в землю возвратится. Это не пропуск в Царствие Небесное. Поэтому заносить землю домой или не заносить — значения не имеет. Если отпевание совершается в храме, то речь об этом вообще не идет — священник крестообразно посыпает усопшего землей прямо в храме, а если сопровождает гроб на кладбище, то сыплет землю в могилу со словами: «Господня земля, и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» (Пс. 23, 1).

Поэтому вопрос о «земельке» возникает у тех, кто просит отпеть своего усопшего родственника заочно. Раньше такое отпевание совершалось в исключительных случаях, если, к примеру, человек погибал на войне, и его невозможно было отпеть в храме. По большому счету заочное отпевание — ненормальное и недопустимое явление, совершаемое Церковью лишь по снисхождению к современному невоцерковленному обществу. Таковы последствия безбожного времени, когда люди, будучи причислены к Церкви и называющие себя христианами, являются православными только лишь по крещению, живут вне храма, и естественно, что после смерти они так же вне храма и погребаются. Но священники всё равно идут людям навстречу и совершают обряд, поскольку нельзя лишить православного человека молитвы.

На поминальном обеде нельзя использовать вилки. Люди предпочитают ложками, хотя это не всегда удобно.

Бытовые версии

Одна из самых распространенных версий возникновения такого ограничения весьма проста: еще несколько веков назад вилки были не известны народу, ведь даже в советских столовых преимущественно ели ложками. Может, именно это послужило основанием для того, вилками на «грех».

В советские времена объясняли традицию еще более банально: вилки предметы острые, «поминающие», те, кто пришел проводить усопшего в последний путь, могли нанести телесные повреждения друг другу, например, в пылу эмоций, при дележе наследства и пр.

Версии традиционные

– поминальная каша из пшеницы с медом, растворенным в воде (сыто). Кутью готовят не только на поминки, но и в канун Рождества, Крещения.

Более объективно и правдоподобно с точки зрения истории выглядит версия о том, что изначально главное поминальное блюдо – кутью - ели ложками, а блюда, которые требовалось делить на куски, попросту ломались.

Поминальный обед традиционно начинается с того, что все съедают ровно три ложки кутьи. Хлеб люди берут руками. В современной традиции, к слову, при проведении кутью нередко заменяют на блины, которые непременно должна испечь вдова или вдовец, а в их отсутствие – ближайший родственник усопшего.

Первый поминальный ужин открывал собою шесть траурных недель, в период которых в доме не должно быть увеселений, а в семье праздников и свадеб.

В старых церковных книгах нередко можно встретить высказывания, будто вилка – предмет бесовской (вспомните, что у дьявола есть трезубец, а черти наделены хвостом с крючкообразным острием). Впрочем, подобные воззрения характерны были в период введения в обиход нового предмета, ведь отвергать все новое свойственно консервативному человеческому мышлению. Сегодня такие речи можно слышать от старообрядцев, которые по старинке пользуются только ложками даже в повседневной жизни.

Современные священнослужители разъясняют, что канонического запрета на использование вилок на похоронах не существует, однако это традиция, которую неплохо было бы соблюдать. Однако гораздо важнее соблюсти похоронный церемониал: отпеть усопшего, провести погребальный обряд с молитвою и смирением, а также совершить церковное поминание на девятый и сороковой день после похорон.

ПОЧЕМУ НА ПОМИНКАХ ЕДЯТ ЛОЖКАМИ Вчера была на поминках, на поминальном столе, из приборов, только ложки. Так неудобно ложками рыбу, колбасу, винегрет... Но, других приборов нет - не положено. Кем и почему не положено? Решила я в этом вопросе разобраться. Православные верующие после похорон проводят несколько поминальных дней по умершим. Это происходит в день похорон, на третий день после смерти, на девятый, сороковой и на год. Потом ежегодно умершего поминают в годовщину смерти. Естественно, родственники умершего желают провести поминальный день по всем правилам православной веры. Но при этом мало кому удаётся избежать скатывания в языческие обряды и прочую ересь. Православные верования оказываются обильно сдобрены предрассудками. Например, чего стоит только один обычай оставлять на могиле умершего рюмку водки с куском чёрного хлеба, или втыкать зажжённую сигарету в могилу, если покойный был заядлым курильщиком. Человек умер, материальный мир его уже не интересует. Всё, чем родственники могут помочь ему, это вспоминать его в своих молитвах, раздавать милостыню от его имени, говорить о нём добрые слова и проводить достойные поминальные обряды. Одно из таких суеверий – это запрет на использование колюще-режущих предметов (вилок и ножей) во время поминального обеда. Церковь уже заявляла, что сервировка стола вилками и ножами никоим образом не противоречит канонам православной веры. Но данный предмет сервировки упорно не используется во время поминок, чем создаёт трудности участникам обряда при приёме пищи. Ведь разделывать крупный кусок мяса при помощи ножа и вилки намного удобнее, чем раздавливать его ложкой. Откуда же взялось заблуждение, что на поминках можно есть только ложками? Есть несколько версий возникновения этого суеверия. Как известно, на Руси ножи и вилки стали использоваться во время еды только при Петре I, который привёз этот обычай из Европы. Многие из его нововведений воспринимались консервативной частью населения (то есть, большинством) в штыки, и вилки также не были исключением. Староверы увидели в ней сходство с чёртовым хвостом или чёртовыми вилами, и считали грехом использовать на христианских поминках «дьявольское» изделие. И продолжали пользоваться за столом только ложками, причём не только на поминках, но и в повседневной жизни. Ещё одна версия связана с тем, что одним из обязательных блюд на поминальном столе является кутья, которая символизирует сладость Царствия Небесное. В этом случае суеверие гласит, что ткнув в неё острым предметом, можно потревожить покой усопшего, так сказать, «уколоть» его. Есть ещё одна историческая версия о причине того, что на поминках нельзя есть вилками. Когда умирал человек, а особенно богатый и могущественный, то на его похороны съезжались множество близких и дальних родственников. Отнюдь не всегда их целью было оказать почёт умершему и достойно проводить его в последний путь. Первоочередной причиной присутствия на похоронах был делёж наследства. И очень часто этот нервный и возбуждающий процесс начинался прямо во время поминальных обедов. Множество малознакомых людей, жаждущие урвать лишний кусок богатого наследства, подогретые спиртными напитками, предъявляли свои права, обоснованные и не очень, на наследство покойного. И вполне естественно, что дискуссия потенциальных наследников вскоре выходила за рамки словесных оскорблений и угроз, и начиналась массовая драка. Наличие на столе острых предметов грозило их активным применением в побоище и нанесением его участникам тяжёлых травм. С тех пор на столе во время поминального обеда находятся только ложки, которые крайне сложно использовать в качестве оружия. Это единственная версия, которая имеет рациональную основу, а не религиозную. Наиболее правдоподобная версия (также исторического генезиса) следующая. Как известно, канонический поминальный обед состоит из трёх блюд: кутьи, блинов и киселя. Кутью едят ложками (вилкой это будет просто неудобно), блины берут руками, а компот пьют из сосуда. Вилка и нож просто не нужны для такого поминального меню! Нечего резать, нечего накалывать. Видимо, именно поэтому их не было на столах, просто за ненадобностью. На самом деле, и вилка, и нож, могут быть спокойно использованы при сервировке на поминках. Гораздо важнее соблюдать поминальные дни, проводить обряды по усопшему, молить за его пребывание в Царствии Небесном, и творить добрые дела в память о нём. Это истинно православные и общечеловеческие ценности, а не языческие суеверия. (из инета)

Традиции проведения погребальных церемоний имеют древние корни. Современные люди, придерживаясь их, совершенно не понимают, что они означают. Поминальную трапезу в древние времена принято было поедать непосредственно над могилой, и только со временем ее перенесли в более удобное место - домой. Но при этом изначально заложенное значение осталось.

Сегодня уже практически никто не может правильно объяснить, почему нельзя использовать вилки на поминках. Кто и когда сказал, что нельзя на поминальной трапезе пользоваться этим столовыми приборами? Церковью это не возбраняется. Значит — это суеверие пришло к нам из языческих времен?

Имеется одно очень похожее на правду объяснение. Всеми известно, что в каноническое поминальное меню входят три блюда:

  • Кутья.
  • Блины.
  • Кисель.
  1. Все перечисленные блюда есть вилкой очень неудобно. При том, что на начальном этапе трапезы каждому ее участнику полагалось съесть не менее трех ложек кутьи.
  2. Чтобы съесть блин, его надо взять руками, а кисель пился из кружек. Хлеб и пироги ломались руками, с их же помощью елись. То есть не было необходимости в использовании вилки, так как нечего было накалывать.
  3. Еще одно объяснение берет свое начало в языческих временах. Тогда существовал обычай, согласно которому все приходящие на поминки должны были предварительно сложить любые виды оружия, в том числе и режуще-колющие.
  4. Не исключена возможность того, что именно эта традиция, исключающая присутствие на столе любых предметов, которые потенциально могли быть использованы как оружие, и положила начало существующему порядку.
  5. Но имеются и другие версии. Согласно одной из них — поминки предназначались изначально для того, чтобы покормить нищих и бедных, которые должны были помолиться за душу усопшего в благодарность за еду. А люди из этого класса просто не умели пользоваться ничем кроме ложки, которые им и подавались.
  6. Кстати, этим же людям раздавались после обеда и вещи, принадлежащие усопшему. И за это они должны были возносить молитвы за покойного. И тогда, и сегодня священнослужители говорят, что чем большее количество людей обратиться к Богу с молитвой, тем легче и быстрей душа его найдет дорогу в рай.
  7. Обязательно наличие кутьи на поминальной трапезе, которая служит символом сладости Царствия Небесного, породило еще одно объяснение. В нем говорится, что если это блюдо тыкать вилкой, то можно потревожить покой усопшего, «уколов» его. Чтобы исключить такую возможность, не подают на поминальный стол вилки.
  8. Имеется на эту тему объяснение и от эзотериков. По их мнению, когда проходит поминальная трапеза, за одним столом с родственниками и друзьями находится и душа упокоившегося. И ее можно невзначай поранить с помощью вилки, которая вонзившись в дух, причиняет существенный ущерб душе почившего в Бозе.
  9. Во времена развитого социализма поминки зачастую проводились в столовых. А эти очаги общепита часто просто не имели достаточного количества вилок, и подавали на столы только ложки. То есть рассказами о греховности использования вилок на поминках просто прикрывалось элементарное их отсутствие.

Почему на поминки нельзя есть вилками

Ложка для русских являлась традиционным столовым прибором, используемых как для первых, так и для всех остальных блюд. Вилки начали входить в обиход при Петре I, подсмотревшим обычай пользоваться этим столовым прибором в Европе, но народом это нововведение было воспринято негативно.

Для староверов, называвших вилки дьявольским оружием и бесовщиной, они имели много общего с дьявольским трезубцем и острым хвостом черта. Поэтому среди них царь Петр считался антихристом, главной целью которого являлось привести к погибели христианскую душу русского народа, который принципиально использовал во время еды только ложки.

Кроме того, вилки не подавались во время поминального обеда, чтобы избежать травм, ведь на похороны зачастую сходилось очень много самого разного народа, особенно, если усопший был влиятельным и богатым человеком при жизни.

В таком случае родственники порой собирались не с целью отдания дани усопшему и поминания его, а для дележа имущества. Причем начинали это делать, еще находясь за поминальным столом. Люди, страсть к наживе у которых подогревалась спиртными напитками, теряли всякое представление о приличиях.

Иногда споры переходили в откровенную ругань, которая могла закончиться и дракой. И в этом случае наличие на столе колющих предметов могло стать причиной нанесения тяжелейших травм, а то убийств. Вот по этой причине, как гасит одна из версий, и не подавалось на стол предметы способные превратиться в оружие.

По мнению Православной церкви — не грех пользоваться за поминальным столом вилками. Священнослужители считают, что это вообще не имеет никакого значения, что будет использоваться для поглощения пищи. Ведь главное правильно отпеть усопшего, и соблюсти все правила при совершении погребального обряда, а ложка это или вилка - дело третье.

Рано или поздно каждый человек в своей жизни соприкасается с таким печальным ритуалом как похороны. С давних пор с этим горестным обрядом связано очень много суеверий и примет. Ведь в момент прощания с усопшим мы напрямую соприкасаемся с неведомым и страшным миром теней, который при неправильном поведении способен сильно навредить оставшимся на земле.

Значение поминального обряда

Поминки – это особенная часть похоронной церемонии. Её смысл заключается в том, чтобы с помощью своеобразного подаяния отблагодарить людей, пришедших проводить усопшего в последний путь, и одновременно вспомнить всё то хорошее, что осталось на земле после покойного. Традиция поминальной трапезы появилась в глубокой древности, когда пищу вкушали прямо над могилой. Со временем ритуал перенесли в более цивилизованные условия, но первоначальный его смысл сохранился до наших дней. Он содержит несколько основных условностей, среди которых одной из главных наряду со специальной поминальной едой остаётся предубеждение, что на столе не должно быть вилок и ножей. Что же означает эта условность?

Экскурс в историю

Для того, чтобы понять один из смыслов традиции отказываться от вилок, необходимо знать некоторые исторические факты.

На Руси в допетровские времена в домах бояр и простых людей пользовались исключительно ложками. Крестьяне ели деревянными изделиями, а состоятельные и богатые граждане использовали серебряные и даже золотые столовые приборы.

После принудительного введения в обиход «острозубого» предмета многие консерваторы продолжали относиться к нему настороженно, а старообрядцы так и вовсе сравнивали с вилами – любимым оружием дьявола.

Соображения безопасности

Наряду с ножом вилка является довольно травмоопасным предметом, способным причинить серьёзные увечья. Поэтому дальновидные родственники до сих пор на поминках предпочитают обходиться без этих столовых приборов. Ведь часто именно во время поминок начинается обсуждение видов на наследство, в ходе которого часто возникают разногласия, иногда переходящие в настоящую драку. В такой ситуации наличие под рукой вилки или ножа может оказаться опасным соседством. Ведь в пылу ссоры обуреваемые жадностью родичи способны на любой необдуманный поступок вплоть до членовредительства.

Церковные каноны

Христиане не одобряют серьёзное отношение к различным приметам, считая суеверие одним из грехов, с которым следует бороться. Любой православный священник объяснит, что для истинно верующего человека гораздо важнее точное соблюдение ритуалов при отпевании и поминальной службе. А наличие ножей и вилок на обеде не имеет никакого отношения к церковным традициям и обрядам.

Практические причины

Самое вероятное объяснение приметы лежит в весьма прозаической плоскости. На любом поминальном обеде самым первым и главным является сладкое ритуальное блюдо под названием «кутья». Её готовят из рисовой или пшенной крупы с добавлением изюма. Такое кушанье очень неудобно брать вилкой, поэтому она попросту не нужна. Кроме того, с помощью ложки гораздо удобнее пробовать и другие традиционные для поминального стола блюда вроде киселя с хлебом или блинов.

Эзотерическое объяснение

Мистически настроенные люди уверены, что во время поминок душа умершего находится среди людей, собравшихся за обедом. Когда вокруг находится так много острых орудий вроде вилок и ножей, то эзотерической сущности покойника очень легко с помощью них причинить боль. Вонзаясь, словно штыки или копья, острия вилок наносят непоправимый урон человеку, ушедшему в мир иной.