Начинающим о вышивке крестом: материалы и инструменты. Инструменты, необходимые для вышивания Инструменты и приспособления для вышивания


Прочно вошедшее в моду рукоделие имеет несколько основных направлений. Наиболее популярны сейчас вышивка и бисероплетение, не забыто также вязание и шитье.
Каждый вид требует различные инструменты и материалы для выполнения работы.

В вышивании используют различных нити в зависимости от типа вышивки, применяемого материала, на котором осуществляется вышивка, и назначения полученного изделия.

Нити, применяемые для вышивания салфеток, нельзя сравнивать с нитями для гобеленов или рисунка на подушках - они различные. Кроме того, вышивка предполагает использование спец. оборудования: иголок разной толщины, в зависимости от плотности основы (ткани), а также пялец различного диаметра.

Требует кропотливой работы, правильного подбора фурнитуры, точного сочетания цветов. Поэтому запаситесь терпением и начинайте изучать все премудрости выбранного вами вида рукоделия.

Нитки для вышивания

Для вышивания используйте нитки типа мулине. Наматывают мулине в пасмы, в каждой из которых шесть нитей. При работе по мере необходимости отрезают пасму и отделяют нужное количество нитей. Можно разнообразить цветовую гамму, соединив нити разных оттенков. Очень красиво выглядят работы с использованием нитей ирис. Они туго скручены и обладают блеском, поэтому рисунок получается объемным. Такая вышивка хорошо подойдет для украшения одежды.

В большинстве схем указывают нитки одной двух палитр. Но на самом деле выбор мулине значительно больше. В готовых наборах для вышивания уже есть и мулине, и все остальное, что нужно для работы. Но если у вас есть нитки других палитр, их тоже можно применить, ориентируйтесь на цветное изображение или описание цвета в черно белой схеме.

Есть одно правило: нитка не должна превышать длину 50–60 см, иначе она изнашивается быстрее, путается, а вышивка будет выглядеть неопрятно. Обязательно следите за качеством используемых ниток.

Нитки плохого качества могут линять при стирке, и тогда ваша картина будет безнадежно испорчена. Поэтому лучше покупать мулине известных марок.
Если качество мулине вызывает у вас сомнение, проверьте нитки следующим образом: намочите нитки в горячей воде и протяните с силой через светлую ткань. Нестойкий краситель оставит на ней след. Такие нитки лучше не использовать.

Вышивать можно и меланжевыми нитками мулине - в них цвет плавно переходит из одного в другой. При работе с ними пользуются двумя способами. Для получения более насыщенных цветов выполняйте кресты сразу.

Для получения более «смазанного» эффекта выполните сначала ряд полукрестом, потом вернитесь в исходную точку. С помощью меланжевых ниток можно не только добиться интересного цветового эффекта в вашей работе, но и уменьшить количество цветов в схеме. Попробуйте также использовать обычную нить вместе с меланжевой. Например, при такой вышивке осенние листья получатся более натуральными. Не надо бояться экспериментировать.

Еще один вид ниток для вышивания , о котором стоит рассказать, - это металлические нити . Первоначально их изготавливали из драгоценных металлов и украшали ими лишь одежду королей и священнослужителей. В современных технологиях используется полиэстер.

Металлические мулине могут быть делимыми и неделимыми. Делимые нити можно комбинировать с обычными хлопковыми. Выбирая нитки, обратите внимание на их фактуру: они должны хорошо проскальзывать через отверстия в ткани. Когда вдеваете нить в иглу, не забудьте зафиксировать ее, завязав маленький узелок, иначе она будет выскальзывать. Стирать вещи с вышивкой металлическими нитями надо очень аккуратно, в прохладной воде с использованием жидкого моющего средства. Затем следует прогладить работу слабо нагретым утюгом - от высокой температуры нитки могут расплавиться.

Канва, ткани для вышивания

Крестом вышивают по канве , полотну и тканям полотняного переплетения, где переплетения нитей составляют квадраты и имеют одинаковую толщину. Каждый крестик захватывает одинаковое число нитей полотна в высоту и в ширину, например по 2, по 3 или по 4. Вышивальщицам, которые только начинают изучать технику вышивания, лучше шить по канве. В зависимости от того, какой номер канвы вы выберете, рисунок получится крупнее или мельче. Обычно в схемах предлагается наиболее подходящий номер канвы и указывается размер готовой вышивки. В продаже имеется канва разнообразных цветов. Таким образом, ее цвет может стать фоном для вашей работы.

Вышивку располагайте в центре ткани так, чтобы все поля были одинаковы. Их не зашивают, поля необходимы при натягивании ткани на пяльцы, и на картон при оформлении в рамку готовой вышивки. Самый оптимальный размер поля - 5 см с каждой стороны.

Также канву можно использовать при вышивании по ткани без хорошо видного переплетения нитей. Это может быть как просто ткань более подходящего для работы цвета, так и полотенце или деталь одежды - платье, блузка, шорты. В продаже вы можете найти сильно накрахмаленную канву или не накрахмаленную вообще. При наложении канвы на ткань лучше все таки использовать вторую.

Перед началом работы обязательно постирайте материал, на котором предполагаете вышивать, чтобы все возможные изменения, присущие новой ткани или новой вещи, - усадка, линька - произошли до начала работы.

Вырежьте канву на пару сантиметров больше чем будущий рисунок и хорошо закрепите на ткани: даже незначительный перекос может испортить готовую работу. Приметайте канву в нескольких местах, заранее прогладив и разровняв на поверхности. При работе игла не должна прокалывать нити канвы, так как это впоследствии может осложнить их вытаскивание. Для вытаскивания нитей лучше использовать косметические щипцы среднего размера - они гораздо надежнее пальцев.
Правда, есть вероятность обрыва нити при вытаскивании, поэтому делайте это осторожно и медленно. У этого варианта есть недостаток: натяжение нити при вышивании было рассчитано на толщину ткани и канвы, а если теперь вытащить нити канвы, то крестики получатся пустотелыми и будут смотреться не так аккуратно, как до вытаскивания канвы.

Существует и другой способ: вытащите только нити по краям, на которых нет вышитых крестиков. После этого всю получившуюся по краям бахрому аккуратно обрежьте лезвием под основание крестиков. Используйте этот метод и крестики останутся такими же ровными, как во время вышивания, а сама вышивка получается плотной.

Иглы

Существует несколько различных видов иголок для вышивания крестом . Они отличаются как номером (то есть размером), так и формой. Для вышивания используют короткие иглы (до 3 см). Затупленные иглы используют в основном при вышивании крестом, когда нужно избежать прокалывания нитей ткани и уже вышитых крестиков. В данном случае крестики выходят одинаковыми и более ровными. Острые иглы можно использовать при вышивании по ткани.

Вышивальные иглы , как правило, имеют длинное ушко, это облегчает продевание многослойных нитей мулине. Толщина иголок с овальным ушком увеличивается от острого конца к тупому, что позволяет расположить сразу несколько нитей. Иглы с круглым ушком обладают одинаковой толщиной по всей длине. Это необходимо при вышивании французских узлов - игла не делает узел свободнее при прохождении через него. Нужный номер иглы вы можете определить следующим образом. Слишком толстая игла для выбранной ткани будет расширять расстояние между нитями. Слишком тонкая игла при проведения с нитью через ткань требует дополнительного усилие, нить при этом пройдет, но дополнительное усилие, которому будет подвергаться ушко, приводит к быстрому изнашиванию иглы.

Придерживайтесь таких соответствий: плотность переплетения (число стежков в 1 дюйме) - размер иглы - число нитей.

Существуют также специальные двусторонние иглы: две иглы имеют одно общее ушко посередине и как будто соприкасаются встык.
Такие иглы дают возможность вышивать сразу двумя руками. Одну руку держите над закрепленной на пяльцах вышивкой, другую - под ней. Таким образом вам не придется совершать лишних движений. Однако такие иглы требуют специальной сноровки, так как управляться с ними достаточно непросто.

Для вышивания бисером используйте специальные иглы. Они длинные, тонкие и очень острые. Во время работы будьте аккуратны: такой иглой легко поранить пальцы.
Также следует особо упомянуть иглы для вышивания шерстью. Они гораздо крупнее обычных, имеют затупленный кончик и достаточно большое ушко.

Пяльцы

Пяльцы предохраняют вышивку от стягивания, делают работу легче и улучшают ее качество. Это специальная рамка прямоугольной или круглой формы, предназначенная для того, чтобы держать материал в натянутом состоянии.

Круглые пяльцы представляют собой два пластмассовых или деревянных обруча, входящих один в другой. Материал натянуть на круглые пяльцы достаточно просто. На кольцо меньшего размера кладут канву или материал для вышивания. Сверху накладывают большое кольцо, нажимают, и ткань натянута. Следите за тем, чтобы материал натянулся туго, для этого вы можете меньшее кольцо обернуть узкой полоской мягкой ткани или марли.
Некоторые швы выполняются без пяльцев.

Чтобы вышивка не стягивалась, натяните ткань на три пальца левой руки, придерживая большим пальцем и мизинцем. При вкалывании иголки в ткань, иглу средним пальцем правой руки, на который надет наперсток.

Главное требование к пяльцам: они должны достаточно сильно натягивать и закреплять ткань. При этом конструкция пялец и материал, из которого они изготовлены, не имеют существенного значения. Нужно, чтобы пяльцы подходили под размер заправляемого в них кусочка ткани.

Если скатерти и салфетки можно перепяливать (то есть сдвигать пяльцы по полотну), то с вышитыми картинами так лучше не поступать, так как на готовой работе может остаться след. Канву можно натянуть на деревянную рамку подходящего размера и закрепить на ней кнопками.
Приобретая пяльцы, предпочтительнее выбрать не клееные, а выполненные из цельного бука, с винтом.

Если вы вышиваете по канве, то пяльцы использовать необязательно. В продаже имеется достаточно жесткая и хорошо накрахмаленная канва, на которой удобнее вышивать, просто придерживая ее руками.

Помимо затягивающихся, существуют квадратные пяльцы с прокручивающимися перекладинами. Они состоят из двух круглых и двух квадратных перекладин, в которых имеются круглые отверстия под размер первых. Ткань или канву закрепляют на круглых перекладинах. Такая рама очень удобна, поскольку ткань всегда натянута, при этом вышитые крестики не теряют формы и на ткани не образуются изломы. Но есть и недостатки. Во-первых, масса. Рама, как правило, делается из дерева, и ее тяжело держать в одной руке. Во вторых, ограниченность размера.

Перед тем, как искать вдохновение в огромном море схем для вышивки крестиком и начинать работу, позаботьтесь о том, чтобы у вас под рукой был весь необходимый инструментарий.

В отличие от многих видов рукоделия вышивка крестом не потребует ни специальных приборов, ни дорогостоящих средств или особенных инструментов, но для того, чтобы работа приносила удовольствие, крайне важно, чтобы все нужное было у вас под рукой. Лучше, если все необходимые для вышивки будет храниться в отдельном коробе, ящике или корзине — своеобразном сундучке для вышивки.

К основным инструментам, которые необходимы при вышивании, принадлежат ножницы, иголки, пяльцы или другие рамки для натягивания ткани, маркеры для разметки, а также собственно принадлежности для вышивки — нитки, текстиль, бисер или другие элементы отделки. Также в набор не забудьте добавить наперсток, удобную игольницу, линейку или сантиметр, увеличительное стекло и при возможности — специальную лампу для подсветки.

Ножницы

Несмотря на то, что обязательным атрибутом вышивки крестиком считаются небольшие, компактные вышивальные ножницы с острыми лезвиями, которые легко обрезают кончики даже самых коротких ниток и позволяют работать очень точно при закреплении нити на ткани, в набор для вышивания лучше включить две пары ножниц — одни собственно для обрезания ниток с не более чем 6-сантиметровыми лезвиями с обязательно скругленными концами и одни большие, которые позволят нарезать нити на фрагменты и раскроить текстиль.

Иглы для вышивания крестиком

Иглы для вышивания используют специальные — затупленные, короткие, с большим удобным ушком, в которое легко продевать нить без специальных держателей, тонкие, ровные и очень практичные. Их правильнее назвать гобеленовыми, но если вы спросите в магазине вышивальные иголки, вас наверняка поймут.

Обязательно приобретите иголки разного диаметра для ткани с разной текстурой. Обычно размер иголки для каждой схемы прописывают в рекомендациях, но если вы не нашли такую информацию, попробуйте начать со средней иглы и замените ее в процессе, если вам будет неудобно работать. Для вышивки на Аиде 14 обычной считается игла под номеров 24 или 26.

Кроме специальных игл, обязательно добавьте в набор обычные швейные с острым концом, которые позволят выполнять полукресты и четверти, а также облегчат обводку; тонкие и острые иглы с маленьким ушком для наиболее сложных декоративных швов. Лучше, если и острые иглы в вашем наборе будут представлены несколькими размерами.

Пяльцы

Собственно пяльцы бывают самыми разными — от пластика до натурального дерева и метала, от классических круглых до овальных или даже прямоугольных, от совсем маленьких, не больше блюдечка, до огромных. При выборе пялец ориентируйтесь на их удобство, подержите их в руках, оцените вес, плотность примыкания внутренней и внешней рамы, практичность и удобство «замка», возможности регулирования натяжения ткани.

Маркеры для ткани

Маркеры для тканей — незаменимые современные помощники, которые помогут легко справиться со счетом, избавиться от необходимости прометывать линии на канве и создавать вручную нитками клеточный рисунок. Они бывают самыми разными: одни исчезают через определенное время, другие — только после контакта с водой, третьи после проглаживания. Кроме того, в магазинах вы сможете найти как маркеры для белых, так и для цветных или темных тканей для вышивки.

Нитки для вышивки

Самой знаменитой нитью для вышивания является мулине — натуральная хлопковая нить, скрученная в одно сложение по 6 ниток и продающаяся в специфических и знакомых всем рукодельницам мотках. Цветовая палитра, длина нити, ее стойкость и качество зависят о производителя, как и цена. Кроме того, для вышивки крестом можно использовать металлическую нить, тонкую шерсть или акрил, ирис, мягкий хлопок и жемчужный хлопок, гобеленовую и ковровую шерсть, тонкую пряжу для вязания и крученный шелк.

Ткань

Выбор тканей ничуть не уступает выбору ниток для вышивания. Традиционная канва — ткань с четкими ячейками, которые полностью перекрываются крестиками, создана специально для вышивки крестом. Разные размеры, производители, исходные материалы, окраска позволяют выбрать подходящую основу для любого проекта.

Наиболее знаменитой канвой является Аида. Кроме стандартной хлопковой канвы в продаже можно найти крупноклеточную, пластиковую, гобеленовую или коверную, двойную и т.д.

Ткани с четким переплетением нитей, так называемые счетные больше известны у нас как полотно. Их можно использовать для счетной вышивки, они служат отличным ровным фоном, но работа с ними требует несколько большей концентрации внимания, чем с обычной канвой с уже выделенными клеточками.

Условно все полотно можно разделить на хлопковое и льняное. Кроме того, вышивать можно на обычных тканях, накладывая поверх тонкую канву, нити которой вытягиваются по одной после завершения работы, узорчатую ткань, комбинированное полотно со вставками из счетной ткани (скатерти, полотенца), миткаль и пр.

Дополнительные инструменты

Мягкий сантиметр или небольшая линейка нужны для разметки ткани, определения размера изделия или его частей, для подсчета необходимых материалов или при выполнении швейных работ с вышитыми элементами.

Наперсток понадобится вам обязательно, но не в процессе основной вышивки, а когда придет черед работать с острыми иголками, подшивать французские узелки или бисер с лентами, делать обводку, подшивать край изделия, прикреплять ткань. Обязательно подберите наперсток по размеру своего пальца: он не должен с него спадать, но и сжимать, причинять дискомфорт также не должен.

Условия для вышивки

Сколь бы совершенным не был набор инструментов и сколь бы удобной не была схема для вышивки, работать нужно в оптимальных условиях. Вышивкой лучше заниматься в естественных или максимально приближенных к ним условиях освещения, так, чтобы свет падал равномерно на место работы и освещал ткань будущей вышивки.

Инструменты для вышивки размещают так, чтобы ими было удобнее всего пользоваться: ножницы должны находиться справа, схема — непосредственно перед вами. Если вы работаете не за столом, позаботьтесь о подушке, которая позволит не нагибаться слишком низко над тканью, подложке под схему, указателе-линейке, который позволит следить за передвижением по ней. Нитки для вышивания удобнее размещать на краю стола.

Вышивка крестиком давно стала одним из самых популярных женских хобби. При этом многие хэндмейдеры считают, что такая вышивка - не самое креативное занятие. Схема есть, технология проста и понятна, результат заранее известен. К тому же наборов для вышивки крестиком тысячи, и там уже и канву с нитками нарезали, и иголочку вложили. Но любая вышивальщица скажет вам, что креатив - это КАК, а не ЧТО. Вышивка крестом - это одновременно и квест, и паззл. Откуда начать, куда и каким путем идти, сколькими цветами одновременно работать, озаботиться ли идеальной изнанкой? А с паззлами вышивку роднит то особое удовольствие, когда рисунок начинает проявляться из ниоткуда; недаром многие вышивальщицы фотографируют стадии вышивки. Готовая работа вполне может оказаться им не особенно интересна: я, например, похваставшись результатом онлайн и оффлайн, сворачиваю вышитую картину в рулончик или складываю в папку и забываю о ней.

Рано или поздно работать с готовыми наборами становится уже не так занимательно, как раньше. Многочисленные схемы для вышивки в Интернете, тематические журналы по вышиванию крестиком, подсмотренные у друзей дизайны... И вот тут-то мы сталкиваемся с необходимостью самостоятельно выбирать все то, что в наборе получали «на блюдечке». От выбора голова идет кругом, и хочется найти какую-то точку опоры. Попробуем разобраться, что к чему (и как не потратить весь семейный бюджет).

Вот магазин «Всё для рукоделия». Всё?! Лично у меня уже давно подобраны нитки под большую работу, но они лежат без толку - потому что, как выяснилось, понятие «ВСЁ» не включает в себя нужный оттенок и каунт голубой канвы. К тому же в «магазинах шаговой доступности» (и, чего греха таить, в некоторых сетевых магазинах для творчества) продавцы фактически не в теме, а ассортимент - никакой. Помнится, в свое время, когда в России открылись фирменные магазины Burda, в них стояли огромные очереди. Там не было мулине DMC, но зато были отлично подготовленные продавцы, которые могли вытащить откуда-то из-под прилавка маленькую книжечку и потратить полчаса на то, чтобы помочь перевести нумерацию цветов из одной системы в другую. Сейчас я почти не знаю таких мест! В ответ на молитвы и проклятия вышивальщиц, схемы стали печататься сразу с несколькими цветовыми системами.

Открою вам страшный секрет - в краткосрочной перспективе купить набор дешевле. Например, для работы средней сложности примерно 20×30 см скорее всего понадобится около 30 цветов (если брать привычное DMC, моточек обойдется примерно в 45-50 рублей). Умножаем на 30 и получаем полторы тысячи (только за нитки!) Да, вы можете сказать, что нитки у вас все равно останутся - но если вышивание не входит в число ваших ежедневных занятий, еще неизвестно, когда эти цвета вам снова пригодятся. Дальше, канва. На работу такого размера у вас уйдет канва от 70-100 до 300-400 рублей.

Отсюда, наш первый совет. Подумайте, насколько вы зависите от крестиков и стоит ли начинать путь длиною в жизнь. Все мои знакомые собирают коллекции схем, вожделенную полную карту цветов и накапливают кусочки канвы всевозможных фактур и оттенков.

Нитки

Вышивальщицы вышивают мулине. Мулине - это такая нить из хлопка, чаще египетского, которая, в свою очередь, разделяется на 6 тоненьких ниточек. Обычно мулине продаются в мотках по 8 или 10 метров, и на каждом мотке написан номер, обозначающий оттенок в карте цветов конкретного производителя. Большинство журнальных схем снабжены расшифровкой в нескольких системах, и в России это обычно DMC, Anchor, Madeira и Gamma. По опыту скажу, что покупать нитки на одну работу от разных производителей - идея не лучшая: как и иностранные языки, цветовые системы не переводятся друг в друга «дословно».

Отсюда наш второй совет. Выбирайте систему как спутника жизни - она с вами надолго.


Пример цветовой карты ниток Anchor

Идеальное мулине не красится, не имеет фабричного брака в виде утолщений или узелков, не мохрится во время работы, не скручивается в жгут через каждую пару стежков, стоит недорого, есть во всех магазинах и имеет 500-600 оттенков. Скажу сразу: такого не бывает!

Ближе всего к идеалу - нитки DMC (их основной недостаток - высокая цена). Это старейший производитель мулине в мире: фирма была основана аж в 1746 году, а мулине начали делать в 19 веке. Сейчас все производится в Китае, но «made in China» на качестве не сказывается. Мулине DMC - это роскошная карта порядка 600 цветов основной гаммы плюс затейливые дополнения в виде флюоресцентных, меланжевых, металлизированных и «винтажных» (цвета а-ля натюрель) ниток. DMC можно относительно легко найти в большинстве рукодельных магазинов, кроме самых маленьких и бюджетных. Развита торговля через Интернет, где некоторые поставщики продают мулине DMC почти что по оптовой цене.

Нюансы: мулине DMC гладкое, шелковистое, не склонное к скручиванию, хорошей плотной прокраски. Оттенки одного и того же номера минимально различаются в разных партиях. При работе тонкими иглами на каунте 16-18 перетирание нитей происходит достаточно быстро. Важно: не теряем бумажечки с номерами - восстановить номер мотка по оттенку крайне тяжело.

Фирма дает почти вековую гарантию на отсутствие выцветания. Не знаю, так ли это на самом деле - я еще столько не прожила.

Anchor - ближайший аналог DMC на нашем рынке. Его добыть гораздо труднее, но он часто включен в английские наборы. Могу сказать, что сами оттенки Anchor мне зачастую нравятся даже больше, чем DMC, потому что цвета очень чистые, сочные и при этом довольно «сложные» - особенно хорошо смотрятся с ними винтажные схемы. Как и DMC, Anchor недешев. В целом же плюсы и минусы этих брендов между собой схожи.

Madeira - исторически первые нитки, которые вышли на российский рынок, и Burda торговала именно ими. Сейчас их может быть несколько сложнее найти, чем DMC, но если поблизости есть фирменный магазин «Золотого Руна», Мадейра там будет. Большинство наборов «Золотого Руна» также комплектуются этим мулине. У Мадейры нестандартная упаковка спиралью в плоском пакетике, по 10 метров, так что ее больше, чем DMC и Anchor - у тех по 8 метров.

Нюансы : Мадейра кажется более матовой (и мутноватой) и - по субъективному ощущению - толще и жестче, чем Anchor и DMC. Лично у меня Madeira в процессе вышивки быстро разлохмачивается и даже рвется (может быть, потому, что я очень быстро вышиваю). При всем вышеперечисленном, Madeira - вовсе не бюджетное мулине.

Лично я - вышивальный сноб. Если уж и тратить месяцы жизни на серьезный проект, я не хочу сначала долго мучиться с путающимися нитками или несовпадающими оттенками, а потом грустить над выгоревшей или вылинявшей картиной. Поэтому бюджетные виды мулине я опишу скорее для справки. Мне почти не случалось работать с мулине Гамма, но большинство моих знакомых утверждает, что из дешевых ниток это самые лучшие. Для их изготовления сейчас тоже используется египетский хлопок, у них достаточно большая карта цветов, и она более или менее подогнана под стандартные европейские карты. Учитывая, что мулине Гамма стоит в два раза дешевле DMC, это отличный вариант.

Гамма быстро обогнала по популярности мулине «Киров», одним из серьезнейших недостатков которого является ограниченная цветовая гамма. Из «новых» лидеров бюджетного сегмента отметим китайское мулине Bestex, старательно мимикрирующее под DMC (но у меня нет желания проверять, что будет с вышитой работой через пару лет).

За последнюю четверть века на российском рынке появлялись и ичезали (и могут вам попасться) нитки мулине таких брендов, как Mayflower, Presencia, Ariadna, Rosace, Sullivan и др. Может, они и не хуже лидеров рынка, но если серьезно заниматься вышивкой, я не вижу большого смысла покупать их. Полную карту вы все равно не соберете, найти их в продаже трудно, и большинство создателей схем и программ не берут их в расчет.

Совет номер три . Безымянные китайские производители (без маркировок, дешевые) нас вообще интересовать не должны. Брать такое мулине для вышивки - это сэкономить рубль и потерять сто.

Совет номер четыре : выбор бренда мулине всегда связан с назначением конкретной работы. Если Вы вышиваете картину под стекло или открытку, можно спокойно сэкономить, купив Гамму, Киров или Bestex. Если же это нечто более функциональное (подушка, полотенце, скатерть, декор одежды...), я советую ставить на более дорогие бренды - они лучше выдерживают нагрузки и периодические стирки.

Совет пятый. Решили экспериментировать - отшейте пробник и постирайте его. На пробники лучше брать синий, черный, красный, зеленый цвета (самые насыщенные и нестойкие). Возможно, стойкость красителя - вообще самый главный показатель качества ниток, потому что волокно сейчас почти у всех одинаковое.

Букв много, но на практике все не так страшно. Как только Вы сделали выбор в пользу какого-то бренда, выписали номера и закупили нитки - полдела сделано. Теперь вопрос: на чем вышивать? О тканях для счетной вышивки - вторая часть нашего обзора.

Сегодня я не буду томить вас загадочными фотографиями создания шедевров высокой моды, надеюсь, вы уже посмотрели детально летнюю коллекцию Chanel и вдохновились на подвиги, так что предлагаю от созерцания перейти к делу и разобраться с чего же все-таки начинается вышивка люневильским крючком. А именно какие материалы и инструменты должны быть в нашем арсенале, чтобы сделать первый шаг в этот увлекательный мир.

- Пяльца.

Их существует великое множество и для каждого отдельного фрагмента можно использовать пяльца разной формы и диаметра. Думаю, у некоторых еще со школьных лет остались чудесные маленькие круглые пяльца. Такие тоже подойдут для небольших работ. Лично я пользуюсь разборными пяльцами прямоугольной формы, они состоят из четырех частей, соединяя которые между собой, можно добиться необходимой формы и натяжения ткани. Хорошее и равномерное натяжение ткани снижает риск того, что крючок зацепится за нее и, как следствие, ее порвет. А это, как вы понимаете, сразу два шага назад)

- Ткань.

Впоследствии, воплощая свои самые смелые fashion-мечты, можно использовать и шелк, и темные материалы, и даже бархат, но для начала пусть это будет прозрачная шелковая органза. Она должна быть прочной и желательно полупрозрачной, вышивать ведь придется с изнаночной стороны)
- Лента.

Если используются большие пяльца, где необходимо растянуть материал для большей площади работы, для натяжения материала основы на сами пяльца используют ленту. Она должна быть мягкой, достаточно плотной, чтобы выдержать такое натяжение в течение долгого времени, ведь ткань будет в натянутом состоянии до тех пор, пока вы не закончите работу. Лента, в свою очередь, крепится к материалу основы с помощью булавок.

- Крючок.

Люневильсий крючок (crocket de Luneville) обязательно французский. Просто примите это за правило. И его цена колеблется около 50 евро. Он состоит из трех частей: ручки, иглы и винта, который как держит иглу в колбе, так и показывает направление прорези на игле. В эту прорезь входит нить, чтобы затем стать петлей в цепочке тамбурного шва. Иглы имеют разный размер и меняются в зависимости от толщины и плотности ткани, вида работ, которые вы выполняете и нитей, которыми вы работаете.


- Декоративные элементы.

Вся эта техника с прорисовыванием узора, подготовкой заранее декорированной ткани к раскрою, не имеет, конечно же, смысла, без тех материалов, которые в последствии и служат украшением изделия. Пайетки, бисер, камни и стразы, в их выборе можно утонуть и забыть зачем ты, собственно говоря, пришел в магазин. Здесь выбор зависит от результата, к которому вы стремитесь. Но, думаю, не стоит повторять, что эти материалы должны быть качественными. Бисер лучше использовать чешский, а пайетки французские. Тут вообще, если не хотите промахнуться, лучше использоваться все французское) Если из купленного вами пакетика бисера в 4 из 10 бисеринок не пролезает ушко бисерной иглы, - вам нужен другой бисер, или есть риск вместо творческой медитации получить нервный срыв)


- Нити.

Толщина, как и состав, будут зависеть от работы, которая будет выполняться с использованием этих нитей. Они могут быть как и шелковые, так и 100% polyester, так и полностью хлопковые, но эти используются преимущественно для нашивания декора с помощью иглы. При работе крючком правил немного: нить должна быть очень прочной и хорошо завязываться в узелки. И почти при любой вышивке, кроме, пожалуй, темной, хорошо использовать цвет близкий к цвету ivory, он почти невидим глазу и почти всегда к месту. Можно использовать немецкие Mettler Seralene №120 или Gutermann №100, обе 100% polyester.


- Ножницы.

Конечно, они должны быть удобными, небольшими и желательно с заостренным кончиком, но без фанатизма, чтобы снизить риск случайных повреждений, как материала, так и вышивальшицы) Я использую в меру острые, небольшие, удобные и красивые. И да, конечно же французские!)

А в следующей статье мы рассмотрим основы вышивки люневильским крючком и ее отличия от других техник.

Существуют три основных инструмента и приспособления, без которых не обходится ни одна вышивка – это нитки, иглы, ткань.

Для вышивки гладью существует большое разнообразие ниток. Выбор ниток зависит от выбора основы для вышивки. Чем плотнее и грубее ткань, тем толще нитки, используемые при вышивке. Например, если вы решили вышивать на плотных шерстяных, льняных тканях или драпу, то следует использовать толстые нитки: ирис, шерсть. Для вышивания по более тонким тканям подойдут шелковые или хлопчатобумажные нитки, мулине. Для вышивки шелковой нитью в одно сложение следует выбирать тончайший батист. Для начинающих вышивальщиц подойдут нитки , поскольку их можно приобрести в любом магазине для рукоделия. Нитки мулине представлены в широкой цветовой гамме, и толщину сомой нитки можно варьировать в зависимости от ткани. Так же в процессе работы понадобятся обычные катушечные нитки. Для самой вышивки они не годятся, но будут незаменимы при подготовке к вышивке гладью, например, наметке.

Второй в списке, но не менее важный инструмент вышивальщицы это иголки.

Иглы подбираются в зависимости от толщены ткани и выбранных нитей. Лучше всего использовать короткие иголки с большим ушком. Главное правило – иголка должна быть немного толще нитки. Если иголка тоньше нитки, то в такую иголку будет трудно вдеть нитки, а если иголка слишком толстая, то в ткани будут оставаться большие отверстия, из-за чего узор будет смотреться неаккуратно. Если ориентироваться на ткань, то по шелку и другим тонким материалам вышивают иглами с 1 по 3-й номер, по хлопку или шерсти средней толщины - иглами с 4 по 8-й номер, а по драпу и подобным тканям - иглами с 9 по 12-й номер.

Третья незаменимая вещь при вышивке это ткань.
Для вышивки гладью подходят самые разнообразные ткани от тончайшего шелка до плотного драпа. Выбор ткани зависит от назначения вышитого изделия. Если это будет картина в раме, то подойдет обычная хлопчатобумажная ткань или тонкий лен. Для скатертей, салфеток или дорожек подойдет лен поплотнее, чистый или с добавками, или суровое полотно. Для постельного белья выбирают бязь, сатин или шелк. Если речь идет о верхней одежде, подойдет тонкий драп. Так же важно как выглядит изнаночная сторона ткани. Внимательно рассмотрите текстуру и цвет ткани перед покупкой. Убедитесь что вам известен состав полотна и, что оно не требует специального ухода.

Теперь коротко об остальных инструментах и приспособлениях, которые могут понадобиться при вышивке гладью.

Как и в случае, вышивки крестом, ножниц должно быть минимум двое. Маленькие для обрезания нитки. Для этих целей замечательно подойдут ножницы «цапелька». Они маленькие и с длинными тонкими лезвиями. Так же в работе понадобятся партновские ножницы, для отрезания лоскута ткани для вышивания гладью. Это большие ножницы, с длинными толстыми лезвиями.

используются для натяжения ткани. Это необходимо для того, что бы ткань не деформировалась и рисунок не перекашивался. Но необходимо постоянно следить за натяжением ткани.

Еще одно маленькое приспособление для вышивки – это наперсток . При вышивке гладью наперсток помогает протолкнуть иголку через ткань. Он надевается на средний палец левой руки. Поначалу вы можете почувствовать дискомфорт, но со временем привыкните. Главное, что бы наперсток был подобран по размеру пальца.

Сантиметровая лента необходима для измерительных работ. Так же можно использовать линейку.

Копировальная бумага необходима для перевода рисунка на ткань при подготовке к вышивке.

Вот, пожалуй, и все основные инструменты и приспособления для вышивки гладью, которые могут понадобиться в работе. Для начинающих мастериц рекомендую приобретать наборы для вышивки гладью. В них есть все необходимое: нитки, ткань, игла, схема и инструкция. Вам же останется только докупить пяльцы и наперсток, а ножницы и линейка наверняка найдутся в каждом доме.

Переходим ко второму уроку: .