Что такое довсе? Договор об обычных вооруженных силах в европе.

В России вступил в силу мораторий на действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Соответствующий указ Владимир Путин подписал в середине июля. Москва дала Европе 150 дней на реанимацию договора. Но консультации в Вене ни к чему не привели. Осенью Дума и Совфед одобрили решение президента. Тем не менее Россия не отказывается продолжать переговоры, чтобы установить контроль за обычными вооружениями в Европе.

Ровно в полночь со вторника на среду в России вступил в силу мораторий на действие Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Это было вызвано «исключительными обстоятельствами, относящимися к содержанию ДОВСЕ, затрагивающими безопасность России и требующими принятия безотлагательных мер», говорится в указе президента России Владимира Путина.

«Все предпринятые Россией меры для ускорения ратификации договора западными партнерами не увенчались успехом»

Москва призывала зарубежных партнеров к диалогу для поиска компромисса по договору, но, кроме призывов вернуться к исполнению ДОВСЕ, Россия ничего не услышала.

Точку в вопросе поставил президент, когда в конце ноября о приостановлении действия ДОВСЕ.

Впервые о возможном выходе России из ДОВСЕ Владимир Путин предупредил в своем ежегодном послании к Федеральному собранию в апреле этого года. А в середине июля он подписал указ о моратории на исполнение Россией обязательств по договору. В указе говорилось, что это сделано в связи «с исключительными обстоятельствами, относящимися к содержанию Договора об обычных вооруженных силах в Европе от 19 ноября 1990 года, затрагивающими безопасность Российской Федерации и требующими принятия безотлагательных мер».

Пояснялось, что мораторий просуществует до тех пор, «пока страны НАТО не ратифицируют соглашение об адаптации и не начнут добросовестно выполнять этот документ».

«Исключительные обстоятельства» – это присоединившиеся в недавнее время к НАТО страны, которые не исполняют ДОВСЕ. В результате расширения Североатлантического альянса групповые ограничения превышены. Помимо этого, планируемое размещение на территории Болгарии и Румынии обычных вооружений США негативно воздействует на соблюдение групповых ограничений ДОВСЕ.

Осенью проблематика ДОВСЕ обсуждалась обеими палатами российского парламента. Депутаты и сенаторы единогласно поддержали президента.

Решение России не исполнять условия договора отразилось на сотрудничестве между . Заседание Совета Россия – НАТО, которое прошло в Брюсселе в конце прошлой недели, провалилось.

По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, США блокировали программу сотрудничества России с альянсом на следующий год. Лавров рассказал, что американские коллеги настаивали на отмене Россией моратория на ДОВСЕ.

ДОВСЕ был подписан 19 декабря 1990 года в Париже 16 государствами – членами НАТО и 6 странами – участницами Организации Варшавского договора. Договор оставался действенным и эффективным до начала 90-х годов – уравновешивал силы государств – участников двух военно-политических союзов на пониженных уровнях.

ДОВСЕ количественно ограничивает пять основных категорий обычных вооружений: боевые танки, боевые бронированные машины, артиллерию, ударные вертолеты и боевые самолеты.

После распада СССР договор во многом устарел. Теперь он не отвечает новым военно-политическим реалиям, о чем и говорил Владимир Путин. С целью реанимировать договор государства-участники 19 ноября 1999 года в Стамбуле подписали Соглашение об адаптации ДОВСЕ. Оно изменяет «зонально-групповую основу договора (по признаку членства в военно-политических союзах) в систему национальных и территориальных уровней для государства-участника». Новая система нейтрализует угрозу создания потенциалов для проведения крупномасштабных наступательных операций.

В нарушение принятых обязательств страны – члены НАТО так и не ратифицировали соглашение об адаптации. Это побудило Россию приостановить действие договора.

После июльского указа Владимира Путина Европа и США сожалели о намерении России. Они надеялись, что дискуссии с Россией дадут результат. Однако этого не произошло. Москва инициировала многодневную конференцию по ДОВСЕ в Вене. Но она провалилась – позиции России никто не поддержал.

Перед парламентскими слушаниями в Госдуме, когда депутатам предстояло решить, одобрять президентский указ по ДОВСЕ или нет, председатель думского Комитета по международным делам Константин Косачев пояснил, что Москва не хочет разрушать систему ограничения вооружений, а призывает партнеров присоединиться к адаптированному ДОВСЕ.

Господин Косачев заявил, что Россия выполняла требования договора. Вместе с тем еще в 2004 году при обсуждении Госдумой постановления в связи с планами НАТО о размещении своих военных баз вблизи российских границ парламентарии попросили руководство страны принять меры по обеспечению безопасности России (в том числе и касающиеся Договора по ограничению вооруженных сил в Европе).

Директор Института политического и военного анализа Александр Шаравин говорил газете ВЗГЛЯД, что шаг Владимира Путина был ожидаем, потому что все предпринятые Россией меры для ускорения ратификации договора западными партнерами не увенчались успехом. «Россия не раз заявляла о том, что ситуация патовая, терпеть больше нельзя, прошло слишком много времени. Однако западные страны не шли навстречу», – заявил Шаравин.

(Договор об обычных вооруженных силах в Европе). Об этом заявил российский МИД. Наверняка ряд мировых СМИ представит этот факт как демарш Москвы, угрозу безопасности Европы. На самом деле это всего лишь официальная констатация давно существующей реальности: ДОВСЕ умер много лет назад, несмотря на попытки его реанимации. Многолетние заклинания политиков на тему «пациент скорее жив, чем мертв», лишь оттягивали его мучения. Теперь, наконец, поставлен окончательный и точный диагноз: надежд больше нет, ДОВСЕ — политический труп.

Хотелось бы напомнить: ДОВСЕ был подписан в других политических реалиях, в 1990-м году, еще во времена противостояния «Варшавского договора» и НАТО. 19 ноября 1990 года в Париже его подписали 22 государства, входящих в оба военных альянса. Позже, уже после распада СССР, разделения Чехословакии и объединения Германии его участниками стали 30 государств.

Основной целью документа было установление военного баланса в Европе за счет сокращения вооруженных сил, обычных вооружений и техники: танков, бронемашин, артиллерии калибра 100 мм и выше, боевых самолетов, ударных вертолетов. Для контроля за выполнением положений договора предусматривался постоянный обмен информацией и широкая инспекционная деятельность.

Для каждого из участников договора устанавливались максимальные уровни вооружений и техники (ОДВТ - ограничиваемые договором вооружения и техника). Сверх этих уровней все подлежало сокращению. К середине 90-х годов выход на установленные уровни в основном был завершен. При этом было сокращено более 59 тыс. единиц обычных вооружений.

Главная проблема ДОВСЕ в том, что практически сразу после его подписания распался СССР, а следом и «Варшавский договор», из которого ряд европейских стран очень скоро вошел в НАТО, кардинально изменив расклад сил договаривающихся сторон. Потому 19 ноября 1999 года на саммите ОБСЕ в Стамбуле было подписано Соглашение об адаптации ДОВСЕ, которое предусматривало переход от блоковых ограничений к национальным и территориальным. В частности, были установлены пониженные территориальные уровни вооружений Польши, Венгрии, Чехии и Словакии. Принято решение больше не пересматривать в сторону увеличения территориальные уровни этих стран, а также уровни вооружений Германии, Украины и Белоруссии. Страны НАТО обязались не размещать на территории новых членов Альянса на постоянной основе существенные боевые силы, включая авиацию.

Россия в ответ взяла добровольные обязательства о сдержанности в размещении сил на территории Калининградской и Псковской областей, о выводе излишков вооружений из Грузии и всех ОДВТ из Молдавии. Эти обязательства имели политический характер и не подлежали ратификации, однако стали частью пакета, формирующего единый режим адаптированного ДОВСЕ.

Документ должен был вступить в силу после ратификации всеми участниками базового ДОВСЕ. Но его ратифицировали только четыре страны: Белоруссия, Украина, Казахстан и Россия. Фактически только они все эти годы его и выполняли. Остальные страны увязали вопрос ратификации с политическими условиями взаимоотношений России с Молдавией и Грузией.

Ряд экспертов считает, что для Запада это было лишь поводом, чтобы не ратифицировать адаптированный ДОВСЕ, так как к этому времени НАТО уже вовсю активно двигался к границам России.

В результате весной 2007 года Владимир Путин в послании Федеральному Собранию предложил объявить мораторий на исполнение Россией ДОВСЕ. 12-15 июня 2007 года по просьбе России в Вене была созвана чрезвычайная конференция стран-участниц ДОВСЕ, на которой российская делегация внесла на рассмотрение пакет предложений по восстановлению жизнеспособности ДОВСЕ. Однако итоговый документ сторонам согласовать так и не удалось.

После чего 13 июля 2007 года президент Путин подписал указ о приостановлении Россией ДОВСЕ от 1990 года. связанных с ним договоров и стамбульского Соглашения об адаптации ДОВСЕ от 1999 года. В ноябре этот указ одобрила Госдума, и с декабря 2007 года Россия прекратила передачу информации о перемещении своих войск, вооружений и техники, предусмотренную договором и приостановила прием и проведение инспекций.

И вот теперь, как заявил руководитель российской делегации на переговорах в Вене по вопросам военной безопасности и контроля над вооружениями Антон Мазур, начиная с 11 марта нынешнего года Россия приостанавливает участие в заседаниях Совместной консультативной группы (СКГ) по ДОВСЕ. Интересы Москвы в СКГ будет представлять Белоруссия. Пока.

Сколько продлиться это «пока» неясно. Но, как заявил директор департамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями МИД РФ Михаил Ульянов, «я думаю, что ни при каких обстоятельствах мы не вернемся к ДОВСЕ».

Подобное вряд ли теперь возможно — сегодня не 90-е годы. ДОВСЕ вполне мог быть еще какое-то время жизнеспособным, если бы соблюдался всеми сторонами-подписантами. Но этого не произошло. Потому окончательный выход России из ДОВСЕ, который в нынешних условиях ограничивает ее оборонительные возможности, по мнению не только российских, но даже и многих западных экспертов, является оправданным и логичным.

ТАСС-ДОСЬЕ. 10 лет назад - 13 июля 2007 г. - президент РФ Владимир Путин подписал указ о приостановлении Россией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал об этом Договоре, проблемах его адаптации, ратификации и выполнения.

Базовый ДОВСЕ

Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ) был подписан 19 ноября 1990 г. 16 государствами НАТО и шестью странами Организации Варшавского Договора (ОВД). Целью документа было установление безопасного военного баланса в Европе за счет сокращения вооружений обычных вооруженных сил. Для каждого блока были установлены максимальные уровни вооружений и техники: 20 тыс. танков, 30 тыс. боевых бронированных машин, 20 тыс. артиллерийских систем, 6,8 тыс. боевых самолетов и 2 тыс. ударных вертолетов.

Вооружение и техника сверх этих уровней подлежали сокращению в течение 40 месяцев. Кроме того, вводились ограничения в так называемых фланговых зонах (для ОВД - Болгария, Румыния, Закавказский, Ленинградский, Северо-Кавказский, Одесский военные округа СССР; для НАТО - Греция, Исландия, Норвегия и Турция). На флангах каждой стороне разрешалось иметь не более 4,7 тыс. танков, 5,9 тыс. бронемашин и 6 тыс. артиллерийских систем. Для контроля за соблюдением договора вводилась система взаимных инспекций.

После распада СССР, роспуска ОВД, разделения Чехословакии и объединения Германии участниками ДОВСЕ стали 30 государств. Квота СССР была разделена между новыми независимыми государствами. Соглашение об этом 15 мая 1992 г. в Ташкенте подписали Россия, Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Молдавия, Украина и Грузия (Латвия, Литва и Эстония остались вне договора). Россия обязалась иметь не более 6,4 тыс. танков, 11 тыс. 480 бронемашин, 6 тыс. 415 артсистем, 3 тыс. 450 самолетов и 890 вертолетов.
9 ноября 1992 г. ДОВСЕ вступил в силу. Выход на установленные уровни в основном был завершен в 1995 г.

К этому моменту у России возникли трудности с реализацией положений документа, касающихся фланговой зоны, в частности Ленинградского и Северо-Кавказского военных округов. В этих округах допустимые лимиты были превышены, в том числе из-за боевых действий в Чечне. Поправкой к ДОВСЕ от 31 мая 1996 г. границы фланговых зон были пересмотрены: из них были исключены Псковская, Волгоградская, Астраханская области, а также восточная часть Ростовской области и коридор на юге Краснодарского края. Тогда же сроки выполнения Россией обязательств по ДОВСЕ были отодвинуты на конец мая 1999 г.

Всего в рамках ДОВСЕ было ликвидировано 59 тыс. единиц вооружений, и проведено около 60 тыс. инспекций.

Адаптированный ДОВСЕ

К концу 1990-х гг., когда часть бывших членов Организации Варшавского договора вступила в НАТО, существующие лимиты боевой техники для блоков потеряли смысл. В связи с этим участники ДОВСЕ приняли решение об обновлении договоренностей. В итоге 19 ноября 1999 г. на саммите ОБСЕ в Стамбуле было подписано Соглашение об адаптации ДОВСЕ.

Этот документ предусматривал переход от блоковых ограничений к национальным и территориальным, в том числе был введен лимит на размещение на территории суверенных государств боевой техники других стран. Национальная квота для России несколько сократилась и составила 6 тыс. 350 танков, 11 тыс. 280 бронемашин, 6 тыс. 315 артсистем, 3 тыс. 416 самолетов и 855 вертолетов. Фланговые лимиты - 1,3 тыс. танков, 2 тыс. 140 бронемашин и 1 тыс. 680 артиллерийских систем.

Общая квота НАТО на момент подписания документа составила 19 тыс. 96 танков, 31 тыс. 787 бронемашин, 19 тыс. 529 артиллерийских систем, 7 тыс. 273 самолетов, 2 тыс. 282 вертолетов.

Заключительный акт переговоров по адаптации договора

Одновременно с Соглашением об адаптации ДОВСЕ 19 ноября 1999 г. в Стамбуле был принят Заключительный акт переговоров по адаптации договора, в котором были зафиксированы политические обязательства государств. Так, страны НАТО обязались не размещать на территории новых членов на постоянной основе существенные боевые силы, включая авиацию; были понижены территориальные уровни вооружений для Польши, Венгрии, Чехии и Словакии.

Россия взяла обязательства о сдержанности в размещении сил на территории Калининградской и Псковской областей, о выводе излишков вооружений из Грузии и всех вооружений из Молдавии. Все эти обязательства имели политический характер и не подлежали ратификации, но они являлись частью пакета, формирующего единый режим адаптированного ДОВСЕ.

Кризис ДОВСЕ

Адаптированный ДОВСЕ должны были ратифицировать все участники базового договора. Однако процесс ратификации завершили лишь четыре страны - Белоруссия, Украина, Казахстан и Россия.

Польша, Венгрия, Чехия, Словакия, Болгария и Румыния, ранее входившие в ОВД, не оформили свой переход из "восточной" в "западную" группу стран, в связи с чем возникли серьезные диспропорции в пользу Североатлантического альянса. Вступление в НАТО Литвы, Латвии, Эстонии и Словении, вообще не являющихся участниками ДОВСЕ, также создавало дисбаланс обычных вооружений. В 2007 г. 22 страны Североатлантического альянса, участвующие в ДОВСЕ, имели 22 тыс. 424 танков, 36 тыс. 570 бронемашин, 23 тыс. 137 артсистем, 8 тыс. 38 самолетов и 2 тыс. 509 вертолетов, что превышало пороговые уровни, изначально установленные договором для НАТО в 1990 г.

12-15 июня 2007 г. в Вене состоялась чрезвычайная конференция стран-участниц ДОВСЕ. Она была созвана по просьбе России в связи с предложением президента РФ Владимира Путина объявить мораторий на исполнение договора. Российская делегация внесла на рассмотрение участников конференции пакет предложений по восстановлению обязательств по ДОВСЕ. Среди них - присоединение к договору стран Прибалтики, а также сокращение общего уровня численности вооружений и техники стран НАТО для компенсации потенциала, приобретенного в результате расширения блока. Однако согласовать итоговый документ не удалось.

Мораторий на исполнение Россией

13 июля 2007 г. Путин подписал указ о приостановлении Россией действия договора 1990 г. и связанных с ним документов. В справке к президентскому указу от 13 июля 2007 г. пояснялось, что причинами этого шага стали уклонение бывших участников ОВД от переоформления их вооружений в западный блок, прямое превышение блоком НАТО установленных лимитов, развертывание на территории Болгарии и Румынии военных баз США, невыполнение странами НАТО обязательств по ратификации адаптированного ДОВСЕ, образование в Европе "серых зон", возникших в связи со вступлением в НАТО Литвы, Латвии, Эстонии и Словении, не являющихся участниками ДОВСЕ и др.

Действие документа приостанавливалось "до тех пор, пока страны НАТО не ратифицируют Соглашение об адаптации и не начнут добросовестно выполнять этот документ". Госдума одобрила указ президента 7 ноября, Совет Федерации - 16 ноября. Мораторий был введен в ночь на 12 декабря 2007 г., через 150 дней с даты получения его депозитарием (Нидерланды). Тогда же Россия прекратила предоставление партнерам по договору информации о перемещении войск, вооружений и техники, приостановила прием и проведение инспекций, а 11 марта 2015 г. - участие в заседаниях Совместной консультативной группы по ДОВСЕ.

Хотя в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 69/47 от 2 декабря 2014 г. ДОВСЕ оценивается как "краеугольный камень европейской безопасности", Россия считает, что договор безнадежно устарел и давно не отражает изменившегося положения вещей. Глава МИД Сергей Лавров в ноябре 2014 г. заявил: "Мы приостановили выполнение, но он (ДОВСЕ - прим. ТАСС-ДОСЬЕ) для нас мертв, и возвращения к нему не будет. Никто из членов НАТО не исполняет этот договор, и нам не хочется выглядеть, как будто мы участвуем в театре абсурда".

договор, подписанный 19 декабря 1990 г. в Париже полномочными представителями 16 государств-участников НАТО и 6 государств (после объединения Германии) государств-участников ОВД.

Договором ограничиваются следующие категории вооружений: боевые танки, боевые бронированные машины (БТР, БМП и боевые машины с вооружением калибра свыше 75 мм), артиллерия калибра 100 мм и более (орудия, минометы, реактивные системы залпового огня – РС30), боевые самолеты (самолеты фронтовой, тактической авиации, средние бомбардировщики, истребители ПВО, учебно-боевые самолеты), ударные вертолеты (вертолеты, имеющие управляемое оружие).

Кроме этого, некоторыми ограничительными мерами охвачены: танковые мостоукладчики, БМП и БТР (и им подобная техника), учебно-тренировочные самолеты, вертолеты боевого обеспечения, невооруженные транспортные вертолеты, вертолеты Ми-24К и Ми-24Р.

Договором предусмотрены коллективные уровни вооружений для каждой из групп государств, входивших в НАТО и ОВД:

1. Региональные ограничения:

Центральная Европа (на стороне НАТО – Германия, страны Бенилюкс; на стороне ОВД – Польша, Венгрия, Чехословакия);

Расширенная Центральная Европа (Центральная Европа с включением на стороне НАТО Франции, Великобритании, Италии, Дании, а на стороне ОВД – военных округов СССР – Прибалтийского, Белорусского, Прикарпатского, Киевского). При этом устанавливаются ограничения на общее количество вооружений в Киевском военном округе;

Расширенная Центральная Европа с включением тылового района (расширенная Центральная Европа с включением на стороне НАТО – Испании и Португалии, а на стороне ОВД – Московского и Приволжско-Уральского военных округов СССР);

Фланговые районы (НАТО – Норвегия, Исландия, Турция, Греция; ОВД – Болгария, Румыния, Ленинградский, Одесский, Северо-Кавказский, Закавказский военные округа СССР).

2. Предельные уровни вооружений (уровни достаточности) для одного государства в составе каждого союза.

3. Национальные уровни ограничений вооружений СССР (по соглашению между государствами-членами ОВД).

4. Количество вооружений для СССР на флангах (Ленинградский, Одесский, Северокавказский, Закавказский военные округа). Складское хранение сверх согласованных уровней (4700 танков, 5900 ББМ, 6000 артиллерийских систем в регулярных войсках – Статья V, п.1) разрешено для Одесского и южной части Ленинградского военных округов.

5. Морская авиация наземного базирования.

6. Вооружения в полувоенных формированиях (КГБ СССР, МВД СССР, ДОСААФ).

Вооружения и техника, ограничиваемые Договором в других видах ВС, в общий уровень ограничений по Договору не включаются, но по ним государства-участницы Договора обмениваются информацией.

Договором определены периодичность обмена информацией, порядок подсчета вооружений и квоты инспекций.

Период сокращений до согласованных уровней должен составлять не более 40 мес. с момента вступления Договора в силу. За этот срок все вооружения и техника, подлежащие сокращению, должны быть частично уничтожены, частично переоборудованы в гражданскую (до 750 танков, 3000 ББМ) технику. Переоборудование техники допускается осуществить в течение 5 лет, причем, в первые 3 года она должна быть приведена в небоеспособное состояние.

Предполагалось, что сокращения осуществляются в 3 этапа. К концу первого этапа (через 16 мес. после вступления Договора в силу) каждое государство должно ликвидировать 25% излишествующих вооружений и техники, к концу второго этапа (через 28 мес.) – 60%, к концу третьего (через 40 мес.) – все остальные вооружения и технику.

Договор предусматривает устранение материальной основы конфронтации, ликвидацию вооружений, излишних для обеспечения надежной обороны, как отдельного государства, так и групп государств.

Договор позволил главам государств и правительств Европы, а также США и Канады заявить о том, что отныне отношения их государств будут основываться на взаимном уважении, сотрудничестве и равной безопасности, что отныне в Европе уже нет противников и нет военного противостояния двух групп государств.

На стамбульском саммите ОБСЕ 19 ноября 1999 г. было подписано Соглашение об адаптации Договора об обычных вооруженных силах в Европе (далее именуется как Договор). К настоящему времени из 30 государств – участников Договора это Соглашение ратифицировали Белоруссия и Украина. Для вступления в силу адаптированного Договора необходима его ратификация всеми государствами-участниками.

Параллельно с подписанием указанного Соглашения и в связи с ним на встрече ОБСЕ на высшем уровне в г. Стамбуле был принят Заключительный акт Конференции государств-участников Договора (не требует ратификации). К нему приложены заявления 4 центрально-европейских государств – Венгрии, Польши, Чехии и Словакии о будущем понижении их территориальных предельных уровней (ТПУ), а также Белоруссии, Германии и Украины – об отказе от использования механизмов, позволяющих увеличивать свои ТПУ, России – относительно сдержанности и использования договорных гибкостей в Калининградской и Псковской областях, Молдовы – об отказе принимать на своей территории иностранные обычные вооружения на условиях временного развертывания. К Заключительному акту прилагается также российско-грузинское заявление, фиксирующее в том числе обязательства России относительно сокращения излишков российских вооружений и техники, ограничиваемых Договором (ОДВТ), и вывода (утилизации) ОДВТ, находящихся на российских военных базах в городах Вазиани, Гудауте и на ремонтных предприятиях в г. Тбилиси. Эти обязательства Российской Федерацией полностью выполнены. В Заключительном акте зафиксированы также обязательства РФ вывести (уничтожить) к концу 2001 г. российские ОДВТ, находящиеся на территории Молдовы.

Все названные политические обязательства являются частью пакета, формирующего единый режим обновленного Договора.

Рассматривая Договор как важнейший инструмент поддержания военно-политической стабильности в Европе, Россия принимала самое активное участие в переговорах по его модернизации (1996-1999 гг.), которые проводились по ее инициативе. В ходе этих переговоров в целом были решены главные для России задачи: сдержано усиление военного потенциала НАТО на важнейших для РФ стратегических направлениях (прежде всего в Центральной и Восточной Европе) и, одновременно обеспечена возможность сохранения существовавшей по состоянию на 1 января 1999 г. военной группировки на Кавказе при закреплении жесткого режима ограничений для соседних с Россией фланговых государств-участников. Стамбульские решения об адаптации Договора способствуют повышению стабильности в области обычных вооружений, безопасности России и ослабляют негативные последствия расширения НАТО. Их реализация, наряду с ориентированным на уже обозримую перспективу решением открыть Договор для участия в нем других государств-членов ОБСЕ, является важным фактором, дополняющим усилия в направлении формирования единого пространства безопасности на Европейском континенте, обеспечения условий равной безопасности для всех участников Договора, независимо от их членства в союзах.

В результате выполнения адаптированного Договора будет существенно уменьшен потенциал обычных вооруженных сил крупных в военном отношении европейских государств, США и Канады и снижены их наступательные возможности. Суммарное сокращение национальных уровней вооружений 19 государств-членов НАТО по сравнению с действующими составит: по танкам – около 4800 ед., по ББМ – 4000 ед., по артиллерии – более 4000 ед., что соответствует вооружению примерно 10 отмобилизованных дивизий натовского стандарта.

Вводимая в обновленном Договоре жесткая система национально-территориальных ограничений устанавливает потолок для размещения ограничиваемых Договором наземных вооружений и техники и четкие временные и количественные рамки возможных изменений этого потолка без подрыва общей и региональной стабильности в районе применения (ограничение воздушного компонента ОДВТ будет осуществляться в рамках национальных уровней государств-участников Договора и заявления НАТО о неразмещении на постоянной основе сил альянса на территориях его новых членов). Новая система ограничивает перераспределение ОДВТ между государствами-участниками, снимает угрозу накопления потенциалов для проведения крупномасштабных наступательных операций и фактически нейтрализует возможность опасных концентраций тяжелых вооружений и техники в приграничных с Россией районах.

Вступление в силу Соглашения об адаптации Договора не влечет за собой понижения обороноспособности России. Российские уровни ОДВТ соответствуют параметрам ныне действующего Договора: по танкам – 6350 ед., по ББМ – 11280 ед., по артиллерийским системам – 6315 ед., по боевым самолетам – 3416 ед., по ударным вертолетам – 855 ед. Более того, увеличена российская квота вооружений для регулярных частей.

В соответствии с фланговым режимом адаптированного Договора Россия получает возможность иметь в новой фланговой зоне (ЛенВО – без Псковской области, СКВО – без Волгоградской, Астраханской и восточной части Ростовской областей) почти в четыре раза больше ББМ: 2140 вместо 580 ед. в регулярных частях по ныне действующему Договору. По танкам и артиллерии России разрешено использовать право на дополнительное временное развертывание (153 танка и 140 артсистем). Россия сохранила возможность переброски вооружений и техники из северного района в кризисный южный район фланговой зоны.

Обновленный Договор позволяет сохранить присутствие российских вооружений и техники в Армении и на Украине. В рамках двусторонних договоренностей в контексте адаптированного Договора было получено согласие Грузии на сохранение на ее территории российских ОДВТ в параметрах базового временного развертывания (153 танка, 241 ББМ, 140 артсистем). Что касается Молдовы, то в соответствии с ее Конституцией на молдавской территории запрещено присутствие иностранных вооруженных сил, что нашло отражение в стамбульских решениях ОБСЕ.

С учетом пронатовских устремлений Болгарии и Румынии, а также неустойчивой ситуации в Грузии, Азербайджане и Молдове принципиальное значение имеет запрет на чрезвычайные временные развертывания (ЧВР) 459 танков, 723 ББМ и 420 артсистем во фланговом районе. Не допускаются ЧВР также в Греции, Турции и Норвегии. Дополнительной гарантией против дестабилизирующей концентрации обычных вооружений и техники во фланговом районе является положение Договора, согласно которому перераспределение там национальных и территориальных уровней вооружений возможно только между фланговыми государствами.

Режим адаптированного Договора создает основу для формирования широкой зоны стабильности в Центральной и Восточной Европе. Он ограничивает возможности развертывания в этом регионе обычных вооруженных сил государств-членов НАТО. Польша, Венгрия, Чехия и Словакия взяли обязательства до конца 2002 г. (Польша – до конца 2003 г.) сократить свои территориальные и национальные уровни по сравнению с существующими на 595 танков, 665 ББМ и 440 артсистем. Территориальные уровни этих государств, а также Германии не будут пересматриваться в сторону повышения. Взяли обязательства дополнительно сократить свои уровни Германия (по танкам территориальный и национальный предельные уровни снижаются на 200 ед.) и Италия (территориальный предельный уровень понижается на 81 танк, 167 ББМ и 137 артсистем).

Кроме того, вне рамок Договора государства-члены НАТО приняли обязательство политического характера: не размещать на постоянной основе свои существенные боевые силы на территориях новых членов альянса. В результате возможное развертывание сил НАТО на территориях Польши, Венгрии и Чехии не приведет к опасной дестабилизации военной обстановки в регионе.

Со своей стороны Россия заявила, что будет проявлять адекватную сдержанность в Калининградской и Псковской областях и не станет размещать там дополнительно на постоянной основе существенные боевые силы.

Адаптированный Договор ограничивает возможности размещения сил на территории иностранных государств. Такое размещение должно осуществляться с явно выраженного согласия принимающего эти силы государства-участника Договора. Оно имеет право на подобное размещение как в счет заполнения зазора между своим ТПУ и реальным наличием собственных вооружений и техники, так и путем временного превышения ТПУ на фиксированные величины базового и, в случае кризисных ситуаций, чрезвычайного временного развертывания. Осуществление обоих видов временных развертывании подлежит контролю и подпадает под дополнительные меры транспарентности.

В случае временного развертывания с превышением ТПУ более чем на 153 танка, 241 ББМ и 140 артсистем предусмотрен и политический ограничитель – безотлагательный созыв конференции государств-участников, на которой принимающие и осуществляющие развертывание государства-участники должны объяснить его причины. Задействуется механизм ОБСЕ – об итогах конференции информируется Постоянный совет ОБСЕ, который может принять необходимые политические меры для урегулирования ситуаций, связанных с этим развертыванием.

При рассмотрении вопроса о ЧВР новые члены НАТО – Польша, Венгрия и Чехия, а также Словакия зарезервировали за собой право принимать на своей территории ЧВР сверх своих ТПУ. В то же время, поскольку они обязались при этом понизить уровни своих сил, осуществление потенциальных ЧВР не приведет к дестабилизации обстановки в Центральной Европе.

Принципиально новое качество обновленного Договора – охват ограничительным, инспекционным и информационным режимами динамических изменений количества ОДВТ. Помимо ЧВР, подлежат уведомлению и контролю все значимые в военном отношении (30 танков, 30 ББМ и 10 артсистем) трансграничные перемещения наземных ОДВТ. Договор ограничивает также транзитные переброски вооружений и техники по времени – как совокупному для всех государств, так и по сроку пребывания транзитных вооружений на территории одного государства-участника.

Качественно модифицированы информационный и контрольный механизмы Договора. В него включены положения, позволяющие более оперативно отслеживать изменения в количестве вооружений, структуре и дислокации обычных вооруженных сил государств-участников в районе применения Договора. Обновленный режим инспекций позволяет составить более полное представление о масштабах мероприятий, в рамках которых осуществляется развертывание дополнительного количества вооружений, и о динамике передислокаций существенных в военном отношении группировок войск.

При заключении Соглашения стороны условились о его последующей ратификации.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НЕЗАВИСИМОЕ ВОЕННОЕ ОБОЗРЕНИЕ № 23 (20.07.2007)

ДОВСЕ: история с недоверием

Виктор Литовкин

Москва решила показать, что слов на ветер не бросает

14 июля 2007 года президент Владимир Путин подписал Указ «О приостановлении Российской Федерацией действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе и связанных с ним международных договоров». Среди последних - Будапештское соглашение 1990 года, Ташкентское соглашение 1992 года, Венский документ 1996 года, Стамбульское соглашение об адаптации ДОВСЕ 1999 года и ряд других. Все эти документы развивали и модернизировали в применении к изменившимся исторической и геополитической ситуациям основной договор, подписанный в Париже 19 ноября 1990 года и вступивший в силу 9 ноября 1992 года.

О ЧЕМ ДОГОВОРИЛИСЬ?

ДОВСЕ (Договор об обычных вооруженных силах в Европе) заключили между собой два военно-политических союза - НАТО и Организация Варшавского договора. Он был призван, как сказано в тексте этого документа, установить безопасный и стабильный баланс обычных вооружений в Старом свете на более низких уровнях по сравнению с прежними. Требовал ликвидировать неравенство в вооружениях, наносящее ущерб стабильности и безопасности, ликвидировать потенциал для осуществления внезапного нападения и начала крупномасштабных наступательных действий. Для достижения названных целей договор резко - почти в два раза - ограничил количество танков, боевых бронированных машин, артиллерийских орудий калибром выше 100 мм, а также ударных самолетов и вертолетов для каждой из сторон.

По словам президента Академии геополитических наук генерал-полковника Леонида Ивашова, ДОВСЕ был очень полезен: он уменьшал риск возникновения войны, так как резко снижал уровень военного противостояния. При этом (см. таблицу 1) больше всех вооружений - свыше 12 тыс. единиц - сократила Россия. Причем в одностороннем порядке мы ликвидировали еще 20 тыс. единиц боевой техники. Но главное - договор предусматривал конкретные меры контроля за выполнением квот вооружений. Каждое из государств-участников обязано было два раза в год информировать партнеров о состоянии и количестве своего оружия в районах, входивших в сферу применения ДОВСЕ, а зарубежные военные делегации имели возможность посетить те или иные части и проверить соответствие указанных данных реальному положению дел.

Доверие и открытость между партнерами по ДОВСЕ стали его важнейшей непреходящей ценностью.

Но вскоре распалась Организация Варшавского договора, а за ним и Советский Союз. Отдельные страны бывшего ОВД вступили в НАТО, резко изменился баланс вооруженных сил на континенте. Вскоре - в 1994 году - на Северном Кавказе началась первая чеченская кампания Российской армии. Квоты, установленные для нее на флангах ДОВСЕ, оказались крайне малы. Страны - участницы договора согласились увеличить их на время военных операций. И уже через два года «подписанты» Парижских соглашений решили провести «капитальный ремонт» ДОВСЕ.

РЕМОНТ НА ХОДУ

В 1999 году состоялось Стамбульское совещание. Участвовавшие в нем лидеры ряда европейских и североамериканских государств постановили разделить предусмотренные договором блоковые квоты вооружений на каждую страну в отдельности. ДОВСЕ стал называться адаптированным. А для его вступления в силу он должен был пройти ратификацию во всех странах-участницах. Ее провели только Россия, Казахстан, Белоруссия и Украина. Остальные участники ДОВСЕ к ратификации не приступали, ссылаясь на то, что там же, в Стамбуле, Москва обязалась вывести свои войска из Молдавии и Грузии.

И хотя никакой прямой юридической связи между двумя этими документами - адаптированным ДОВСЕ и обязательством вывести войска из названных стран - не было и нет, ни одно из государств НАТО до сих пор адаптированный договор не ратифицировало. Даже после того, как Россия фактически вывела свои войска из Грузии - там сегодня осталась так называемая «сдаточная команда», которая передает высвобожденные военные городки и казармы местной власти, - и вывезла всю тяжелую боевую технику из Приднестровья (Молдавия). Здесь находятся артиллерийские склады в селе Колбасно, где хранятся 20 тыс. тонн боеприпасов, которые приднестровская сторона считает своими и не позволяет не то что вывозить, но даже утилизировать. Российские солдаты - их около тысячи человек - вынуждены их охранять, чтобы снаряды не разграбили.

Тем не менее Брюссель продолжает настаивать на том, что «Москва не выполняет своих обязательств, а следовательно, страны НАТО не могут ратифицировать адаптированный ДОВСЕ». Доходит до смешного. Государства Балтии - Литва, Латвия и Эстония - не стали присоединяться к ДОВСЕ. На их территории фактически образовалась «серая зона», где можно разместить любое количество оружия и тяжелой боевой техники, которые не подлежат контролю со стороны России. Однако офицеры армий этих стран в качестве представителей НАТО инспектируют российские воинские части, расположенные в Калининградской, Псковской, Ленинградской областях.

ОДНОСТОРОННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ НЕ БЫВАЕТ

Между тем по тяжелым вооружениям Североатлантический альянс превосходит Россию в три-четыре раза (см. таблицу 2). Фактически создан потенциал первого внезапного удара, о котором говорят все учебники истории войн и военного искусства. Более того, на фоне требований о выводе российских войск из Молдавии США размещают в Румынии и Болгарии свои армейские контингенты численностью по пять тысяч «штыков». О каком доверии между участниками ДОВСЕ здесь можно говорить? С таким неравноправным положением, говорит генерал Ивашов, Россия мириться не может.

12-15 июня нынешнего года по инициативе Москвы в Вене прошло чрезвычайное совещание по выходу из кризиса, сложившегося с ратификацией адаптированного ДОВСЕ. Там представитель России поставил перед партнерами по договору ряд принципиальных условий. Это возвращение Литвы, Латвии и Эстонии в договорное поле. Понижение суммы разрешенных уровней и наличия обычных вооружений и боевой техники НАТО в целях компенсации потенциала, приобретенного альянсом в результате его расширения на восток. Принятие политического решения об отмене фланговых ограничений для территории России. Разработка общего понимания термина «существенные боевые силы» и проявление соответствующего сдерживания в период его согласования. А также вступление в силу или по крайней мере начало временного применения Соглашения об адаптации ДОВСЕ не позднее 1 июля 2008 года. Формулирование условий присоединения к договору новых участников и дальнейшая модернизация этого документа.

Невыполнение этих требований, подчеркнули российские представители, потребует от нашей страны, как и предлагал во время обращения к Федеральному собранию президент Путин, ввести мораторий на применение договора. Страны НАТО не прислушались к этим словам. А во время своего последнего визита в Москву в конце июня генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер заявил, что он «надеется, что Россия не станет приостанавливать свое участие в ДОВСЕ». В Брюсселе и в Вашингтоне не хотят признать, что односторонней безопасности не бывает. Президент России вынужден был доказать, что он не бросает слов на ветер.

Участие Российской Федерации в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе приостановлено. В соответствии с международным правом. Если к указанному сроку 1 июля 2008 года, как было заявлено в Вене, партнеры Москвы по ДОВСЕ не начнут ратификацию договора и не станут применять его на практике, Россия, видимо, выйдет из договора окончательно.

Но что означает приостановка действия ДОВСЕ? По словам генерал-лейтенанта Евгения Бужинского, начальника международно-договорного управления Главного управления международного военного сотрудничества Министерства обороны России, мы не будем информировать своих партнеров о перемещении воинских частей и боевой техники в европейской части страны и не станем принимать иностранные военные инспекции. Кстати, как сообщалось в «НВО», такие инспекции Россия перестала допускать на свою территорию сразу после чрезвычайного Венского совещания, на котором представители стран - участниц ДОВСЕ отказались отнестись с пониманием к озабоченности Москвы, возникшей из-за кризиса с выполнением положений договора.

Безусловно, это не повысит доверие между участниками ДОВСЕ, считают военные эксперты, но данный шаг России - вынужденный. Иначе заставить НАТО считаться с коренными интересами безопасности нашей страны не представляется возможным.

Таблица 1 Количество ограничиваемых ДОВСЕ вооружений НАТО и Организации Варшавского договора в Европе в 1990 году

Боевые танки

Боевые бронированные машины

Артиллерия

Боевые самолеты

Ударные вертолеты

в том числе СССР

Таблица сделана на основе текста Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ)

Таблица 2 Национальные предельные уровни ВВТ, ограничиваемых адаптированным ДОВСЕ в 1999 году

Боевые танки

Боевые бронированные машины

Артиллерия

Боевые самолеты

Ударные вертолеты

Суммарно члены НАТО