Что такое деэскалация в сирии. Зоны деэскалации в сирии включают в себя уже более двух тысяч населенных пунктов

В Сирии, подписанный Россией, Турцией и Ираном накануне в рамках встречи в Астане. Четыре зоны в различных частях страны должны быть созданы сроком на шесть месяцев. Там будет запрещено применение оружия, начнется восстановление инфраструктуры, будут вести работу гуманитарные организации. Авторы инициативы надеются, что это положит начало возвращению жителей. Меморандум поддержали власти Сирии, а также оппозиция, хотя и с оговорками.

В документе, подписанном в Астане, указано: "Создание зон деэскалации и зон безопасности - это временная мера, срок действия которой составит шесть месяцев. Она будет автоматически продлена на основе консенсуса стран-гарантов… Настоящий меморандум вступает в силу на следующий день после подписания". (Цитата по ТАСС.)

Первоначально мирные зоны очерчены приблизительно. По данным СМИ, их четыре: в провинции Идлиб, к северу от Хомса, в Восточной Гуте и на юге Сирии. С 6 мая все боевые действия на этих территориях должны быть прекращены.

Предполагается, что "спустя две недели после подписания меморандума страны-гаранты сформируют рабочую группу по деэскалации, состоящую из их полномочных представителей, для обозначения границ зон деэскалации и зон безопасности, а также решат другие операционные и технические вопросы, связанные с имплементацией меморандума". К 4 июня должны быть готовы карты этих зон, а также карты для отделения вооруженных оппозиционных группировок от террористов. Этим будет заниматься совместная экспертная группа, созданная странами-гарантами.

"Дальнейшее соблюдение режима прекращения боевых действий в большой степени будет зависеть непосредственно от тех формирований вооруженной оппозиции, которые находятся в зонах деэскалации, но и от террористических организаций, прежде всего "Джебхат ан-Нусры"*, присутствие которых на этих территориях достаточно значительно", - заявлял накануне глава российской делегации в Астане Александр Лаврентьев.

Кроме того, в зоны деэскалации будет предоставлен быстрый, безопасный и беспрепятственный гуманитарный доступ; созданы условия для доставки медицинской помощи для местного населения и для удовлетворения базовых нужд гражданских; будут созданы условия для безопасного и добровольного возвращения беженцев и вынужденных мигрантов внутри страны, отмечается в меморандуме. "Вдоль линий зон деэскалации будут установлены зоны безопасности для предотвращения инцидентов и военных столкновений между конфликтующими сторонами", - говорится в документе.

"Страны-гаранты будут продолжать усилия по присоединению к режиму прекращения огня вооруженных оппозиционных группировок, которые еще не присоединились к нему. Страны-гаранты примут все необходимые меры для обеспечения исполнения режима прекращения огня конфликтующими сторонами", - указано в меморандуме.

Сирийская оппозиция поддерживает инициативу, но против Ирана

Министерство иностранных дел Сирии сообщило, что правительство страны поддерживает идею создания зон деэскалации, представители сирийской оппозиции также приветствовали инициативу Москвы.

В то же время делегация сирийской вооруженной оппозиции заявила по итогам переговоров в Астане, что отвергает роль Ирана в качестве гаранта перемирия в Сирии. "Делегация революционных сил хотела бы повторить, что любое соглашение не будет приемлемым, если оно не включает следующих пунктов, - цитирует ТАСС заявление этой делегации. - Отказ от любой роли Ирана и связанных с ним отрядов и отказ от того, что Иран выступает в качестве гаранта или в любой другой роли".

При этом представитель делегации Усама Абу Зейд, по сообщению "Интерфакса" , заявил, что вооруженная сирийская оппозиция готова продолжать диалог по политическому урегулированию в Сирии, в частности в Астане.

Российский спецпредставитель сказал на пресс-конференции по итогам переговоров, что говорить о выводе из Сирии подконтрольных Ирану сил можно будет в случае эффективной реализации договоренностей о зонах деэскалации.

Иран в Сирии поддерживает боевые отряды организации "Хизбаллах", которые воюют на стороне армии Башара Асада.

Генсек ООН приветствует соглашение

ООН поддерживает достигнутое в Астане соглашение по снижению насилия в Сирии, заявил Генеральный секретарь организации Антониу Гутерриш.

"Генеральный секретарь воодушевлен достигнутым сегодня соглашением в Астане между странами-гарантами Ираном, Россией и Турцией по деэскалации насилия в ключевых зонах Сирии. Крайне важно, чтобы это соглашение действительно послужило улучшению жизни сирийцев", - цитирует ТАСС пресс-секретаря ООН Стефана Дюжаррика.

Гуттериш надеется на прекращение использования всех видов оружия, а также на обеспечение быстрого и безопасного гуманитарного доступа. "Принятые обязательства не должны повлиять на права сирийцев искать и получать убежище", - подчеркивается в сообщении. *"Джебхат ан-Нусра" - террористическая группировка, запрещенная в РФ.

Исламская Республика Иран, Российская Федерация и Турецкая Республика как страны-гаранты соблюдения режима прекращения боевых действий (РПБД) в Сирийской Арабской Республике (далее – Гаранты):

руководствуясь положениями резолюции Совета Безопасности ООН № 2254 (2015);

подтверждая приверженность суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности Сирийской Арабской Республики;

заявляя о стремлении снизить уровень военного противостояния и обеспечить безопасность мирных граждан Сирийской Арабской Республики,

договорились о нижеследующем.

  1. В целях скорейшего прекращения насилия, улучшения гуманитарной ситуации и формирования благоприятных условий для продвижения политического урегулирования конфликта в Сирийской Арабской Республике будут созданы следующие зоны деэскалации:
  • провинция Идлиб, а также определенные части соседних провинций (провинции Латакия, Хама и Алеппо),
  • определенные части на севере провинции Хомс,
  • Восточная Гута,
  • определенные районы на юге Сирии (провинции Деръа и Кунейтра).

Создание зон деэскалации и полос безопасности является временной мерой, продолжительность которой составит 6 месяцев с автоматическим продлением на основе консенсуса Гарантов.

  1. В границах зон деэскалации:
  • прекращаются боевые действия между конфликтующими сторонами (Правительство САР и формированиями вооруженной оппозиции, которые уже присоединились или присоединятся к РПБД), в том числе применение любых видов вооружений, включая авиационные удары;
  • обеспечивается быстрый, безопасный и беспрепятственный гуманитарный доступ;
  • создаются условия для оказания населению медицинской помощи и удовлетворения первоочередных нужд граждан;
  • принимаются меры по восстановлению объектов инфраструктуры, в первую очередь водо- и энергоснабжения;
  • создаются условия для безопасного, добровольного возвращения беженцев и внутренне перемещенных лиц.

3. Для предотвращения инцидентов и боевых столкновений между конфликтующими сторонами вдоль границ зон деэскалации создаются полосы безопасности.

4. Полосы безопасности включают:

  • контрольно-пропускные пункты – для обеспечения беспрепятственного перемещения гражданского населения без оружия, доставки гуманитарной помощи и содействия экономической деятельности;
  • наблюдательные пункты – для обеспечения соблюдения РПБД.

Работа контрольно-пропускных и наблюдательных пунктов, а также управление зонами безопасности, будет осуществляться силами Гарантов на основе консенсуса. При необходимости могут быть использованы силы третьих сторон на основе консенсуса Гарантов.

5. Гаранты обязуются:

  • принять все необходимые меры для обеспечения выполнения противоборствующими сторонами РПБД;
  • принять все необходимые меры для продолжения борьбы с ИГИЛ, «Джабхат ан-Нусрой» и всеми другими лицами, группами, предприятиями и организациями, связанными с «Аль-Каидой» или ИГИЛ, и прочими террористическими группами, которые признал таковыми Совет Безопасности Организации Объединенных Наций как внутри, так и за пределами зон деэскалации;
  • продолжить усилия по присоединению к РПБД формирований вооруженной оппозиции, которые до настоящего времени не присоединились к РПБД.

6. Для определения границ зон деэскалации и полос безопасности, а также решения других оперативных и технических вопросов выполнения настоящего Меморандума Гаранты в течение двух недель после его подписания создадут Совместную рабочую группу по деэскалации (далее – Совместная рабочая группа), состоящую из уполномоченных представителей.

Гаранты предпримут шаги для завершения подготовки карт зон деэскалации и полос безопасности до 4 июня 2017 г., а также отмежевания формирований вооруженной оппозиции от террористических группировок, указанных в параграфе 5 Меморандума.

К этому же сроку Совместная рабочая группа подготовит для утверждения Гарантами на основе консенсуса карты зон деэскалации и полос безопасности, а также проект Положения о Совместной рабочей группе.

Совместная рабочая группа докладывает о результатах своей деятельности в ходе Международных встреч по Сирии в Астане.

Настоящий Меморандум вступает в силу на следующий день после подписания.

Совершено в г. Астана 4 мая 2017 г. в трех экземплярах каждый на английском языке, все тексты имеют одинаковую силу.

Подписано:

За Исламскую Республику Иран За Российскую Федерацию За Турецкую Республику

Меморандум о создании в Сирии четырех «зон деэскалации» называют историческим и переводящим затянувшийся конфликт на новую стадию. Интерес при этом вызывает не только вопрос о том, почему выбраны именно эти четыре участка на карте, но и каково их значение в военно-стратегическом плане. Что там происходит такого, для чего пришлось изобретать новый миротворческий формат?

Примерное расположение в Сирии было очевидно изначально, но более конкретные границы утверждались с трудом. На практике это действительно сложная история, поскольку только в одном случае – в Идлибе – зону можно сформировать по имеющейся устойчивой линии фронта. Она и так уже давно превратилась , разбираться с которым – отдельная история и тяжелый труд.

«Военные недоумевали, почему боевикам позволялся выезд в «заповедник Идлиб» в ситуации, когда их можно уничтожить»

В обозримом будущем сложно представить, как именно нужно обойтись с этой зоной и кто в итоге будет нести за нее ответственность. Даже Турция, к границе которой провинция Идлиб примыкает, не стремится установить там тотальный контроль, ограничиваясь манипуляциями с протурецкими группировками.

Остальные три «зоны деэскалации» представляют собой джихадистские анклавы, окруженные правительственными войсками. Они были обречены на уничтожение в той или иной степени раньше или позже, если бы не прекратили сопротивления. Более того, в двух из них речь уже шла о ликвидации смешанного типа: часть боевиков соглашалась уехать в Идлиб по проверенной схеме, а часть сдавалась под гарантии безопасности.

В первую очередь речь идет о Восточной Гуте – многострадальном спутнике Дамаска, практически самостоятельном городском образовании, которое было оплотом разнообразных боевиков более четырех лет. В последние полтора года бывшие городские кварталы многоквартирной застройки были практически разрушены в результате уличных боев, а территория, подконтрольная террористам, сократилась почти в десять раз. При этом открытые территории и вади – русла высохших рек – полностью перешли под контроль правительственных войск, а отдельные группы боевиков были отрезаны друг от друга и окружены.

В такой обстановке даже непримиримые части ИГИЛ* и «Аль-Каиды», окруженные в Восточной Гуте, периодически просили себе «билет в Идлиб», и им такую возможность периодически предоставляли, что вызывало критику даже внутри окружения Башара Асада. В первую очередь – среди военных, которые недоумевали, почему боевикам позволялся выезд в «заповедник Идлиб» в ситуации, когда их можно уничтожить.

Другое дело, что война до победного конца в Восточной Гуте могла затянуться надолго, пусть и не влекла за собой потери среди мирного населения – там такового практически не осталось. Жители застройки бежали в Дамаск еще три года назад, а пустынные жители («сахрауи») окрестностей и вади стоически переживали и оккупацию, и бои последних лет.

Создание в Восточной Гуте «зоны деэскалации» позволит исключить опасность для центральной части Дамаска. Другое дело, сложно представить, как именно будут налажены взаимоотношения между войсками по периметру, гражданскими властями и остающимися в Восточной Гуте непримиримыми частями джихадистов. По некоторым данным, общение с «непримиримыми» может быть возложено на те части «умеренных», которые участвуют в и присутствуют в Восточной Гуте в военном плане. Такие прецеденты уже были, главное, чтобы они в итоге не закончились резней, поскольку в этом случае все начинания пойдут прахом.

Остается добавить, что в целом в Гуте живут почти 600 тысяч человек, многие из которых регулярно выезжают через линию фронта в Дамаск на работу. При этом в зону безопасности не включены территории, контролируемые ИГИЛ.

Примерно такая же ситуация сложилась и севернее города Хомс, но там гораздо ярче представлены религиозная и этническая проблемы. Небольшие анклавы, которые удерживают джихадисты и «умеренные», протянулись узкой полосой севернее Хомса и блокируют несколько крупных населенных пунктов с алавитским и христианским населением. Ситуация в этом регионе особенно сложная – это не просто линия фронта, как в Идлибе или Алеппо, а соприкосновение напрямую противоборствующих религиозных сторон конфликта.

Продолжение военной операции в этом регионе предсказуемо привело бы к большим людским потерям. Например, в районе города Эр-Растан сконцентрировано до трех тысяч боевиков при населении более чем в 100 тысяч человек. Здесь особенно важно уже заявленное создание «полосы безопасности», что предоставит возможность избежать в дальнейшем блокады отдельных населенных пунктов с изолированным населением специфического вероисповедания.

Наконец, в предполагаемой «зоне деэскалации» на юге страны – в провинциях Дераа и Кунейтра – проживает до полумиллиона человек, а численность вооруженных отрядов джихадистов и умеренных оценивается примерно в 15 тысяч человек. Население там тоже смешанное, но из-за значительной концентрации шиитов у границы с Ливаном вести наблюдение за соблюдением перемирия предполагается со стороны Ирана.

Окончательное географическое размежевание по всем четырем зонам должно быть проведено до 22 мая, что само по себе говорит о сложности этого процесса. Только через пять дней после этого будет создана рабочая группа, которая разрешит практические вопросы собственно размежевания. По большому счету после определения точных границ всех зон основа работы будет именно гуманитарной. И дай бог, чтобы на этом удалось сосредоточиться.

* Организация, в отношении которой судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"

Напомним, только Россия и Иран присутствуют в Сирии по приглашению официальной власти. Все остальные участники конфликта могут считаться, по сути, оккупантами, поддерживающими сепаратистские боевые группировки. Итак, кто и чего добивается, находясь в Сирии?


Зоны деэскалации

1. Идлиб (вместе с северо-восточными районами Латакии, западом Алеппо и севером Хамы) — зона подответственная Турции. По некоторым оценкам, там орудует более 20 тыс. боевиков (в т. ч. «Нусра»* и «Исламское государство"*). Считается самым проблемным участком в стране.

2. Хомс (север провинции: населенные пункты Эр-Растан, Тель Биса). Там около 4 тыс. боевиков. И до 200 тысяч мирных жителей.

3. Восточная Гута — пригород Дамаска. Из-за ряда непримиримых группировок (в т. ч. «Нусры») этот участок считается одним из самых горячих в стране. Всего по некоторым оценкам на этой территории около 8 тысяч террористов. При этом проживает в Гуте до 500 тыс. мирных жителей. Вчера правительственные войска начали проводить операцию по зачистке региона.

4. Зона деэскалации на юго-западе Сирии — ситуация там осложнена положением на сирийско-израильской границе. С 15 тыс. боевиками сложно бороться, так как регулярно ведутся пострелы со стороны Голанских высот, оккупированных Изрилем. Дело в том, что Тель-Авив против присутствия в этих районах иранских солдат и консультантов.

Иран, в свою очередь, страна-гарант переговорного процесса в Астане. Иранские бойцы и солдаты «Хезболлы» воюют в самых горячих точках. Сложно переоценить вклад Тегерана в победы в Алеппо или Дейр эз-Зоре. Их цель — уничтожение радикалов и наращивание авторитета в регионе, шиитский коридор Сирия-Ирак-Ливан.

Россия и Иран

Российские власти неоднократно обьясняли: наша главная цель — униточжение террористов «на дальних подступах». Не секрет, что тысячи радикалов, вступивших в ряды запрещенной в России И Г, являются выходцами из стран СНГ.
Иран также заинтересован в победе над исламским фундаментализмом. Дело в том, что в сирийском конфликте замешана и религиозная составляющая. Сирийская правящая элита — это алавиты, а иранцы — шииты. Это схожие мусульманские течения. Им противостоит другое течение в исламе — суннизм. Сунниты — это Саудовская Аравия, Катар — склонны к радикализации ислама. Поэтому боевики запрещенного в России И Г — это, как раз, радикальные сунниты, которых спонсируют саудиты и Катар.

Турция

Их цель — обезопаситься от курдов, которые мечтают о своем государстве в том числе и за счет турецкой территории.

Американцы и их европейские союзники кроме войны с терроистами своей целью заявляют и свержение режима действующего президента Сирии Башара Асада. Эксперты называют и другую негласуню цель США — закрепиться в Сирии, чтобы усилить свое влияние на регион. США сделали ставку на курдов. Так, из оборонного бюджета США на 2018 год выделяется около $ 1,8 млрд на тренировку американских союзников в Сирии. Таким образом, даже после разгрома ИГ (а американцы вошли в Сирию именно под этим предлогом), Вашингтон продолжит находиться в Сирии, как это больше 10 лет делается в Ираке и Афганистане.

Курды

Курды в основе своей оппозиционны сирийским властям. Несмотря на это, вооруженные курдские отряды считаются одной из эффективнейших сил по борьбе с террористами. Заручившись на определенном этапе поддержкой США, они смогли нанести боевикам мощный удар и закрепиться в нефтеносных районах страны. Чего добиваются курды? Создания автономии с широкими правами, а в иделе — создание собственного государства.

Израиль

Израиль официально никак не участвует в сирийском конфликте. Однако о реальном нейтралитете говорить было бы наивно. На правах сопредельного государства Израиль регулярно вмешивается в ход событий. Ситуация начала усугубляться, когда в Сирию на помощь пришли Иран и проиранская «Хезболла» из Ливана. Тогда в израильском минобороны прямо заявили, что они пойдут на что угодно, но не допустят того, чтобы Тегеран, который считает своим «врагом номер один» Израиль (и наоборот), закрепился возле израильских границ.

Саудовская Аравия

После разгрома запрещенного в России ИГ главные силы боевиков сконцентрировала «Нусра» (она же «ХайятТахрир аш-Шам» - новое название сирийской «Аль-Каиды»). Изначально это был проект Саудовской Аравии и Турции. Но в последствии Саудовская Аравия поглотила протурецких головорезов.
Главная цель саудитов - свержение нынешнего правительства в Сирии.

Итого

Что же нас ждет

— В жестком противостоянии на Ближнем Востоке как Москва, так и Вашингтон понимают всю меру ответственности и стараются не переходить некую черту, — прогнозирует Кирилл Коктыш, кандидат политических наук, доцент кафедры политической теории МГИМО. — Именно потому, что опасаются возможных последствий в виде «горячего» глобального конфликта. Ведь любая война начинается, когда у сторон нет полной информации друг о друге. Например, накануне Первой мировой немецкое командование неверно оценило мобилизационный потенциал и экономические возможности России, втянулось в долгий конфликт и в итоге проиграло. А сейчас война если и возможна, то не на Ближнем Востоке, а там, где великие державы в лице России и США напрямую не соприкасаются, отчего «мера ответственности» участников потенциального конфликта будет куда ниже. Так, например, может быть случиться с Северной и Южной Кореей.

Но есть и другие мнения, более тревожные.
— Многие разочарованы действиями США в регионе. Даже те, кто не питает особой любви к России и правящему режиму Асаду, — говорит Елена Супонина, советник директора Российского Института Стратегических Исследований (РИСИ). — Американцы пытаются монополизировать все происходящее в регионе, не предлагая мирных инициатив. И это пугает многих участников противостояния.

Министерство обороны РФ оценивает как стабильную ситуацию в зонах деэскалации в Сирии. Об этом говорится в опубликованном 28 августа информационном бюллетене Минобороны РФ. За последние сутки российские и турецкие наблюдатели зафиксировали лишь семь случаев беспорядочной стрельбы в зонах деэскалации, сообщается в документе.

Одновременно подписаны соглашения о присоединении к режиму прекращения боевых действий в населенных пунктах Хифсин, Маан, Крах провинции Хама, сообщают в Министерстве обороны РФ. Количество населенных пунктов, присоединившихся к процессу примирения, увеличилось до 2214. Это означает, что зоны деэскалации доказывают свою эффективность.

В настоящий момент в Сирии действуют четыре зоны деэскалации, в которых, в соответствии с договоренностями различных сторон конфликта и международных посредников, действует режим прекращения боевых действий.

Начало созданию подобных зон было положено на Четвертой международной конференция по Сирии в Астане. 4 мая 2017 года она завершилась принятием странами-гарантами перемирия - Россией, Ираном и Турцией - меморандума, в соответствии с которым на территории Сирийской Арабской Республики (САР) создаются четыре зоны деэскалации. Серьезный импульс для согласования данной договоренности придали переговоры в Сочи 3 мая президентов России и Турции.

В зоны деэскалации вошли провинция Идлиб и некоторые части соседних провинций - Алеппо, Латакия и Хама; район к северу от Хомса; а также район Восточной Гуты и юг Сирии. В соответствии с соглашением с 6 мая на этих территориях введен запрет на военную активность, включая полеты авиации. Действие документа рассчитано на полгода и может автоматически продлеваться на такой же период.

На границах районов снижения напряженности должны быть организованы зоны безопасности, где установят КПП для прохода гражданских лиц и доставки гуманитарной помощи, а также пункты мониторинга соблюдения режима прекращения огня.

Определение конкретных границ подобных территорий возлагается на Совместную рабочую группу по деэскалации. Создать ее подразумевалось еще до конца мая, однако данный механизм удалось документально оформить лишь в ходе пятой астанинской встречи 4–5 июля. В рамках июльского раунда ни одна из четырех зон границ не получила. Если по Восточной Гуте и Хомсу тогда намечался консенсус, то по району Идлиба и югу Сирии предстояла серьезная доработка.

По данным источников, расхождения заключались в участии Ирана в контроле за зонами деэскалации. К тому же резко против присутствия иранских и проиранских подразделений на юге Сирии выступал Израиль. Как заявил тогда спецпредставитель президента России по сирийскому урегулированию, глава российской делегации на переговорах Александр Лаврентьев, без участия Иордании и США южной зоны быть не может, учитывая влияние этих стран на оппозиционные группировки.

Вопрос о силах контроля, их полномочиях, мерах реагирования на нарушения перемирия и возможностях применения оружия также оставался открытым. По умолчанию предполагалось участие в этом подразделений российской военной полиции.

Российский представитель на брифинге фактически подтвердил информацию о предложении Казахстану и Киргизии отправить свои контингенты на линии соприкосновения для мониторинга обстановки. "Мы обратились ко всем странам СНГ с предложением рассмотреть вопрос о возможности направления страной в разумных пределах контингента для совместного участия в мониторинге за ситуацией, - сказал он. - Мы никому не навязываем".

Для дальнейшего продвижения необходима была политическая воля, которая и проявилась в ходе первой встречи президентов России и США Владимира Путина и Дональда Трампа в Гамбурге 7 июля. По итогам российско-американского саммита с 9 июля действует зона деэскалации на юго-западе Сирии, включающая провинции Дераа, Эль-Кунейтра и Эс-Сувейда. По словам министра иностранных дел России Сергея Лаврова, Москва и Вашингтон сделали все, чтобы интересы безопасности Израиля при создании этой зоны деэскалации полностью учитывались.

Позднее заработали зоны снижения напряженности в районах Хомса и Восточной Гуты - пригорода Дамаска.

С 23 августа в Аммане начал работу Совместный мониторинговый центр южной зоны деэскалации в Сирии. Как пояснили в военном ведомстве РФ, к задачам центра относятся контроль соблюдения режима прекращения боевых действий в южной зоне деэскалации, обеспечение беспрепятственного доступа гуманитарных грузов, а также оказание медицинской и иной помощи населению.

На данный момент остается согласовать границы зоны деэскалации в районе Идлиба. "Процесс достаточно непростой", - охарактеризовал ход согласования Сергей Лавров.

Очередная международная встреча в Астане теперь уже намечена на вторую декаду сентября. В зависимости от утверждения на бумаге и на "земле" границ районов снижения напряженности находятся документы об обмене удерживаемыми лицами и о разминировании объектов исторического наследия