Что открыл фрейд. Интересные факты о зигмунде фрейде

Доктор Зигмунд Фрейд умер в Лондоне от летальной дозы морфия, 23 сентября 1939 в возрасте 83 лет. Его радикальные идеи о работах человеческого разума преобразовали психологию, и остаются спорными и по сей день. В 75-ю годовщину его смерти предлагаю вам узнать 10 удивительных фактов о невропатологе, которого прозвали отцом современного психоанализа.

1. Смерть Фрейда могла быть от эвтаназии

2. Причиной болезни Фрейда было курение

Фрейд стал табакозависимым в двадцать лет, когда распробовал свою первую сигару. Его ежедневный распорядок дня всегда включал посещение местного магазина табака. Он часто курил более 20 сигар в день. Несмотря на предупреждения врачей о его непрерывном курении, Фрейд полагал, что привычка улучшает производительность и креативность. После открытия злокачественной опухоли во рту Фрейда в 1923, врачи удалили значительную часть его челюсти. Он перенес 33 дополнительных операции за следующие 16 лет и вставил большой протез, чтобы отделить его пазуху и челюсть, но при этом так и не бросил курить.

3. Фрейд считал кокаин чудесным лекарством

В 1880-х Фрейд заинтересовался кокаином - малоизвестным легальным препаратом, используемым немецкими военными докторами для стимуляции выбившихся из сил военных. Фрейд экспериментировал с препаратом и счел свое состояние более свежим и бодрым, после питья воды с растворенным кокаином. Он раздал дозы своим друзьям и будущей жене, расхваливая терапевтические преимущества препарата в газетах и вознося дань этому волшебному веществу. Однако, когда Фрейд дал кокаин близкому другу Эрнсту фон Флайшль-Марксову, чтобы излечить его зависимость от морфия и облегчить хроническую боль, его друг вместо этого развил склонность к кокаину. В дальнейшем вскрылись новые случаи зависимости и смертельной передозировки, и тогда Фрейд прекратил расхваливать его медицинские преимущества, но продолжил использовать кокаин от мигрени, заложенного носа и депрессии до середины 1890-х.

4. Фрейд отказался от 100,000$ голливудского магната

К 1925 известность Фрейда распространилась так широко, что кинопродюсер Сэмюэль Голдвин предложил венскому психоаналитику (которого он назвал “самым замечательным любовным специалистом в мире”) 100,000$, чтобы тот помог написать сценарий фильма “о величайших романах в истории”. Несмотря на сногсшибательное предложение, Фрейд отклонил его, поскольку ранее принял предложение в 25,000$ от издателя Chicago Tribune. Его задачей было подвергать психоанализу знаменитых преступников Леопольда и Лёба, пока те ждали своего сенсационного суда по делу об убийстве.

5. "Интерпретация снов" провалилась коммерчески

Книга, которую Фрейд назвал своей “самой значительной работой”, совсем не произвела впечатление после выхода в 1899 и провалилась коммерчески. За свои первые шесть лет "Толкование снов по Фрейду" было продано только 351 раз, а второй выпуск не был издан до 1909. Это один из самых интересных фактов о Фрейде, которые мало кому известны.

6. Его знаменитый диван - подарок от пациента

Фрейд использовал гипноз, когда открыл свою медицинскую практику в Вене в 1886, и счел более удобным вводить пациентов в трансы в лежачем состоянии. Когда он начал внедрять гипноз в своем психоанализе, то заставлял пациентов откидываться на диване, покрытом персидским ковриком. Диван был подарен ему в качестве благодарности пациенткой по имени мадам Бенвенисти. Впоследствии через него прошли практически все пациенты Зигмунда Фрейда.

7. Нацисты сожгли его книги

Будучи атеистом, Фрейд родился в еврейской семье и стал особой целью нацистов, когда они пришли ко власти. Его книги были среди сожженных нацистами в 1933, что заставило Фрейда язвительно заметить: “Какой прогресс мы делаем. В Средневековье они сожгли бы меня; в наше время они довольны горением моих книг”. После того, как Германия захватила Австрию, нацисты совершили набег на его апартаменты, арестовав его дочь Анну. С помощью его друга и пациента, принцессы Мари Бонапарт, Фрейд с семьей сбежали в Париж и затем в Лондон.

8. Сестры Фрейда погибли в концлагерях

Бонапарт попыталась, но не смогла также получить выездные визы для четырех из сестер Фрейда. Знаменитый психоаналитик умер спустя всего несколько недель после начала Второй мировой войны, а его сестры остались в Вене, и в конечном счете попали в нацистские концентрационные лагеря, где и погибли.

9. Фрейд изучал сексуальную жизнь угрей

Во время обучения в Венском университете, молодой Фрейд изучал зоологию. Во время исследовательской поездки в Триест, чтобы лучше изучить половые органы угрей, преподаватель поставил ему задачу обнаружить гонады самцов. Это открытие, которое ускользало от ученых в течение многих веков. Фрейд провел много часов, анализируя угрей, но все оказалось напрасно. “Все угри, которых я препарировал, имели пол оферента”, сообщил он.

10. Воры пытались украсть прах Фрейда

После смерти Фрейда его прах был помещен в древнегреческую урну, подаренную ему Бонапарт. Когда его жена, Марта, скончалась в 1951, ее прах был добавлен в вазу и сохранен в Лондонском Крематории Голдерса Грина. В январе 2014 лондонская полиция сообщила, что воры попытались украсть прах Фрейда. Хотя кражу и предотвратили, воры сильно повредили 2,300-летнюю урну.


Это была подборка интересных фактов о Зигмунде Фрейде. Если у вас есть, что добавить, прошу высказываться в комментариях.

Зигмунд Фрейд – австрийский психоаналитик, психиатр и невролог. Основатель психоанализа. Предложил новаторские идеи, которые вызывают в научных кругах резонанс даже сегодня.

Зигмунд Фрейд родился в городе Фрайберг (ныне - Пршибор, Чехия) 6 мая 1856 года, став третьим ребенком в семье. Мать Зигмунда – вторая жена Якоба Фрейда, у которого уже было двое сыновей от первого брака. Торговля тканями приносила семейству прибыль, которой вполне хватало на жизнь. Но грянувшая революция растоптала даже столь малое начинание на фоне остальных идей, и семье пришлось покинуть родной дом. Сначала семья Фрейдов переселилась в Лейпциг, а спустя год в Вену.

Бедный район, грязь, шум и неприятные соседи – те причины, которые не создавали позитивную атмосферу в доме будущего ученого. Сам Зигмунд не любил вспоминать раннее детство, считая те годы недостойными собственного внимания.

Родители очень любили сына, возлагая на него большие надежды. Увлечение литературой и философскими трудами только поощрялось. А читал Зигмунд Фрейд не по-детски серьезную литературу. В личной библиотеке мальчика почетное место занимали труды , и Гегеля. Кроме того, психоаналитик увлекался изучением иностранных языков, и даже сложная латынь давалась юному гению на удивление легко.

Учеба в домашней обстановке позволила мальчику поступить в гимназию раньше, чем было положено. В школьные годы Зигмунду создавали условия для беспрепятственного выполнения заданий по разным предметам. Такая любовь родителей полностью оправдалась, и гимназию Фрейд закончил успешно.

После школы Зигмунд провел много дней в одиночестве, размышляя по поводу своего будущего. Строгие и несправедливые законы давали не такой уж и большой выбор еврейскому мальчику: медицина, юриспруденция, коммерция и промышленность. Все варианты, кроме первого, Зигмунд отбросил сразу, посчитав непригодными для столь образованного человека. Но и к медицине Фрейд не испытывал особого интереса. В конце концов будущий основатель психоанализа остановил выбор на этой науке, а психология станет основой в изучении различных теорий.


Толчком к окончательному решению стала лекция, на которой зачитали труд под названием «Природа». Медицину будущий философ изучал без привычного для себя рвения и интереса. Пребывая в студенческие годы в лаборатории Брюкке, Фрейд опубликовал интересные и содержательные статьи о нервной системе некоторых животных.

После окончания учебы Зигмунд планировал продолжать академическую карьеру, но окружающая обстановка требовала умения зарабатывать на жизнь. Потому, поработав несколько лет под началом некоторых известных терапевтов того времени, в 1885 году Зигмунд Фрейд подал заявку на открытие собственного кабинета невропатологии. Благодаря рекомендациям ученый получил разрешение.

Известно, что Зигмунд также попробовал кокаин. Действие наркотика поразило философа, и он написал большое количество трудов, в которых раскрыл свойства губительного порошка. Один из ближайших друзей Фрейда в результате лечения кокаином умер, но восторженный исследователь тайн человеческого сознания не обратил на этот факт должного внимания. В конце концов, Зигмунд Фрейд и сам пострадал от кокаиновой зависимости. Спустя долгие годы и массу стараний профессор все-таки излечился от пагубной привычки. Все это время Фрейд не оставлял занятий философией, посещая различные лекции и ведя собственные записи.

Психотерапия и психоанализ

В 1885 году благодаря поддержке друзей, влиятельных светил медицины, Зигмунд Фрейд попал на стажировку к французскому психиатру Жану Шарко. Практика открыла глаза будущему психоаналитику на различие между болезнями. У Шарко Фрейд научился применять в лечении гипноз, с помощью которого удавалось излечить пациентов, либо облегчить страдания.


Зигмунд Фрейд стал применять в лечении беседы с пациентами, позволяя людям выговориться, изменить сознание. Такая техника приобрела название «Метод свободных ассоциаций». Эти беседы из случайных мыслей и фраз помогли проницательному психиатру понять проблемы пациентов и находить решение. Метод помог отказаться от использования гипноза и подтолкнул к общению с пациентами в полном и чистом сознании.

Фрейд представил миру мнение о том, что любой психоз - последствие воспоминаний человека, от которых трудно избавиться. Тогда же ученый вывел теорию, что большинство психозов основаны на Эдиповом комплексе и инфантильной детской сексуальности. Сексуальность, как считал Фрейд, это тот фактор, который определяет большое количество психологических проблем человека. «Три очерка по теории сексуальности» дополнили мнение ученого. Такое заявление на основе структурированных работ вызвало скандалы и разногласия между психиатрами-коллегами Фрейда, выступившими против теории. Представители научного сообщества заявили, что у Зигмунда бред, а он сам, как предполагали эксперты, стал жертвой психоза.


Выход в свет книги «Толкование сновидений» поначалу не принес автору должного признания, но впоследствии психоаналитики и психиатры признали значимость снов в лечении пациентов. Как считал ученый, сновидения – существенный фактор влияния на физиологическое состояние человеческого организма. После выпуска книги профессора Фрейда приглашали читать лекции в университетах Германии и США, что сам представитель медицины считал большим достижением.

«Психопатология обыденной жизни» – еще одна работа Фрейда. Эта книга считается второй работой после «Толкования сновидений», которая повлияла на создание топологической модели психики, разработанной ученым.


Книга «Введение в психоанализ» заняла особое место среди трудов ученого. В этой работе содержится ядро концепции, способов истолкования теоретических принципов и методов психоанализа, а также философия мышления автора. В дальнейшем азы философии станут основой для создания совокупности психических процессов и явлений, получивших новое определение – «Бессознательное».

Пытался Фрейд объяснить и социальные явления. В книге «Психология масс и анализ человеческого Я» психоаналитик рассуждал о факторах, которые влияют на толпу, поведение вождя, «престиж» получаемый в результате пребывания во власти. Все эти книги автора до сих пор – бестселлеры.


В 1910 году случился раскол в рядах учеников и последователей Фрейда. Несогласие учеников с тем, что психоз и истерия связаны с подавлением сексуальной энергии человека (такой теории придерживался Фрейд) – причина противоречий, которые привели к расколу. Разногласия и распри утомляли великого психиатра. Психоаналитик решил собрать вокруг себя только тех, кто придерживался основ его теории. Так, в 1913 году появилось скрытное и практически тайное сообщество «Комитет».

Личная жизнь

Десятилетия Зигмунд Фрейд не обращал внимания на женский пол. Откровенно говоря, ученый опасался женщин. Этот факт вызвал массу шуток и пересудов, что смущало психиатра. Фрейд убеждал себя, что всю жизнь способен обойтись без вмешательства женщин в личное пространство. Но обстоятельства сложились так, что и великий ученый поддался влиянию очарования прекрасного пола.


Однажды по дороге в типографию Фрейд едва не попал под колеса кареты. Пассажирка, сожалевшая об инциденте, в знак примирения прислала ученому приглашение на бал. Уже на мероприятии Зигмунд Фрейд познакомился со своей будущей супругой Мартой Бейрнайс, а также ее сестрой Минной. Спустя некоторое время состоялась пышная помолвка, а после и свадьба. Супружеская жизнь омрачалась часто скандалами, ревнивая Марта настаивала на том, чтобы муж прервал общение с Минной. Не желая ругаться с женой, Фрейд так и поступил.


За 8 лет семейной жизни Марта подарила мужу шестерых детей. После рождения младшей дочери Анны Зигмунд Фрейд решил полностью отречься от половой жизни. Судя по тому, что Анна стала последним ребенком, великий психоаналитик сдержал слово. Именно младшая дочь ухаживала за Фрейдом на закате жизни ученого. Кроме того, Анна - единственная из детей, кто продолжил дело знаменитого отца. Именем Анны Фрейд назван детский психотерапевтический центр в Лондоне.

Биография Зигмунда Фрейда полна интересных историй.

  • Известно, что психоаналитик боялся чисел 6 и 2. Ученый никогда не силился в гостиницах, в которых числилось больше 61 номера. Таким образом, Фрейд избегал попадания в «адскую комнату» под номером «62». Кроме того, под любым предлогом 6 февраля австриец не выходил на улицу, боялся негативных событий, которые, как предполагал ученый, ожидались в этот день.

  • Фрейд слушал лишь себя, считая собственное мнение единственно верным и правильным. Ученый требовал от людей, чтобы те слушали выступления предельно внимательно. Наверняка не одна теория ученого связана с этими моментами, а подобными требованиями к другим психоаналитик пытался доказать превосходство, удовлетворяя свое самолюбие.
  • Феноменальная память психиатра – очередной загадочный момент в биографии австрийского врача. Ученый с детства запоминал содержание книг, записок и картинок, которые ему нравились. Такие способности помогли Фрейду в изучении языков. Знаменитый австриец кроме немецкого знал и большое количество других языков.

  • Зигмунд Фрейд никогда не смотрел людям в глаза. Эту особенность четко заметили окружающие, которые встречали медика при жизни. Ученый избегал взглядов, поэтому представители научного сообщества предполагают, что знаменитая кушетка, появившаяся в комнате психоаналитика, связана с этим моментом.

Смерть

Усиленные изучения медицинских и философских трудов, напряженный распорядок дня и работа мыслителя оставили на здоровье Зигмунда Фрейда тяжелый отпечаток. Австрийский психоаналитик заболел раком.

Перенеся большое количество операций и не получив желаемого результата, Фрейд попросил лечащего врача оказать услугу и помочь умереть, избавившись от мук. В сентябре 1939 года доза морфия прервала жизнь ученого, предав тело праху.


В честь Фрейда создано большое количество музеев. Главное такое учреждение организовано в Лондоне, в здании, где ученый проживал после вынужденной эмиграции из Вены. Также музей и зал памяти Зигмунда Фрейда расположен в городе Пршибор (Чехия), на родине ученого. Фото основателя психоанализа часто встречается на мероприятиях международного уровня, посвященных психологии.

Цитаты

  • «Любовь и работа - вот краеугольные камни нашей человечности».
  • «Задача сделать человека счастливым не входила в план сотворения мира».
  • «Голос интеллекта тих, но он не устает повторять - и слушатели находятся».
  • «Ты не перестаешь искать силы и уверенность вовне, а искать следует в себе. Они там всегда и были».
  • «В целом ряде случаев влюбленность есть не что иное, как психическая захваченность объектом, диктуемая сексуальными первичными позывами в целях прямого сексуального удовлетворения и с достижением этой цели и угасающая; это то, что называют низменной, чувственной любовью. Но, как известно, либидинозная ситуация редко остается столь несложной. Уверенность в новом пробуждении только что угасшей потребности была, вероятно, ближайшим мотивом, почему захваченность сексуальным объектом оказывалась длительной и его «любили» и в те промежутки времени, когда влечение отсутствовало».
  • «Как раз сегодня моей умершей дочери исполнилось бы тридцать шесть лет... Мы находим место для того, кого потеряли. Хотя мы знаем, что острая скорбь после такой утраты сотрется, однако мы остаемся безутешны и никогда не сможем подобрать замену. Все, что становится на опустевшее место, даже если сумеет его заполнить, остается чем-то иным. Так и должно быть. Это единственный способ продлить любовь, от которой мы не желаем отречься». - из письма Людвигу Бинсвангеру, 12 апреля 1929 года.

Библиография

  • Толкование сновидений
  • Три очерка по теории сексуальности
  • Тотем и табу
  • Психология масс и анализ человеческого «Я»
  • Будущее одной иллюзии
  • По ту сторону принципа удовольствия
  • Я и оно
  • Введение в психоанализ

А.И. БЕЛКИН

Работу над одним из самых любимых своих произведений, о величайшем художнике и ученом Леонардо да Винчи, Зигмунд Фрейд начал в октябре 1909 года.

Книга впервые была опубликована в мае 1910 года под заголовком "Воспоминание о детстве Леонардо да Винчи" в издательстве "Дойтике" (Лейпциг и Вена). Второе издание вышло в 1919 году, третье — в 1923 году. В двух последних изданиях есть существенные поправки.

О Леонардо написано огромное количество книг: биографических, исторических, психологических, искусствоведческих, философских. Казалось бы, найти еще один угол зрения, который позволил бы по-новому понять жизнь и творчество великого художника и исследователя, уже невозможно. Но Фрейд нашел.

Работа представляет собой первый опыт психоанализа личности великого человека. Сложно ответить на вопрос, почему Фрейд остановился на Леонардо, родившемся в середине XV в., биографические данные о котором, естественно, далеко не полны, тем более, если подходить к ним с психоаналитических позиций, где важны мельчайшие детали, особенно - относящиеся к раннему детству.

Интерес к чарующей и таинственной личности Леонардо да Винчи возник у Фрейда задолго до того, как появилась идея написать о нем очерк. Есть основание считать, что этот интерес особенно вырос в связи с такими его работами, как "Три очерка по теории сексуальности" (1905), "Навязчивые действия и религиозная практика" (1907), "Анализ фобии пятилетнего мальчика" (1909) и др.

Прежде чем остановиться на психоаналитической трактовке образа Леонардо да Винчи, по-видимому, следует попытаться понять те мотивы, которые побудили Фрейда заняться личностью Леонардо, несмотря на то, что Фрейд уже в самом начале работы предвидел, какая буря негодования и возмущения последует за выходом в свет этого труда.

Мне кажется, что, несмотря на четыре века, разделяющие Фрейда и Леонардо, в структуре их личности, особенностях мышления, отношении к науке и восприятии мира есть нечто сходное. По-видимому, это ощущал и З.Фрейд. Не исключено, что чувство духовной близости с Леонардо и побудило основателя психоанализа заняться образом художника и ученого, наделенного удивительно разносторонними дарованиями.

Чем глубже вчитываешься в очерк "Леонардо", тем сильнее ощущаешь связь автора с объектом исследования. Не случайно Фрейд так горячо говорит об интеллектуальном одиночестве Леонардо, о том мужестве, с которым он бросал вызов современникам. Никто и ничто, как полагает Фрейд, не в силах умалить величие Леонардо, который жертвовал собой во имя познания нового.

Многие события жизни выдающегося художника в известной степени перекликаются с биографическими данными самого З.Фрейда. Речь идет о нападках современников на научные идеи Леонардо и о критике теории Фрейда современниками. И тот и другой, будучи великими психологами, стремились проникнуть в глубины человеческих страстей, хотя один использовал для этого возможности живописи, а другой - психоанализа.

И Леонардо, и Фрейд разработали свои, никем до них не применявшиеся методы работы. Однако путь нововведений, как известно, всегда тернист. Эксперименты Леонардо с новыми красками, цветом, формой загубили некоторые его полотна; психоанализ с первых своих шагов подвергался многочисленным нападкам, его автора обвинили в авантюризме, болезненном фантазировании и даже безумии. Фрейд обращает особое внимание на то, что Леонардо отверг постулаты религии, а в своей исследовательской работе "отдалился от миросозерцания верующего христианина". Не случайно, по мнению Фрейда, в образах святых, изображенных художником, нет и следа церковного догматизма; святые Леонардо - люди во всем многообразии и величии человеческих чувств.

Наиболее ярко это можно видеть на примере "Тайной вечери" - одного из лучших творений художника. Леонардо изобразил здесь не Христа, сообщающего о предательстве одного их учеников, ибо в этом случае единственной действующей фигурой был бы Христос. Художник выбрал момент, когда, придя в себя от неожиданной вести, апостолы бурно выражают свои эмоции, искренность которых, однако, нуждается в подтверждении, поскольку и мимика, и характер чувств, как известно, контролируются сознанием. И Леонардо находит замечательный прием. Это руки, за которыми наше внимание обычно не следит должным образом. Именно этот прием создает атмосферу особой таинственности в картине. Мимика, дополненная жестами рук, показывает разнообразие эмоциональных реакций людей на одно и то же событие.

Можно провести еще одну аналогию между творчеством Леонардо да Винчи и Фрейда. Это - наличие двух условно выделенных ступеней познания. В живописи Леонардо первая ступень - это сосредоточение на проблеме внутреннего мира изображаемого образа, на его психологической сути, а вторая - это познание области, отражающей внешний мир, того, что является естественным продолжением нашего Я. У Фрейда анализ внутреннего мира человека, вскрытие глубин бессознательного - это первая ступень познания. Вторая же ступень - это перенесение установленных закономерностей на мир за пределами Я, в сферу социологии, истории, философии, искусства, религии.

Интересно, что и Леонардо да Винчи, и Фрейд стояли на позициях последовательного детерминизма, подчеркивая причинную обусловленность наблюдаемых ими явлений. Оба предвосхитили дальнейший путь науки, отказавшись от стереотипных моделей исследования, догматических установок и традиционного мышления.

Все это требовало мужества и безграничной веры в познаваемость законов природы, в то, что разум, воображение способны проникнуть в суть наблюдаемых явлений.

Экспериментальный метод, открытый великим флорентийцем, послужил развитию многих областей техники и естествознания. Леонардо да Винчи понимал огромную ценность такого подхода и считал звание "экспериментатора" самым высоким титулом.

И вновь я обращаюсь к провидцу из Вены, к его методу психоанализа, открывшему перспективу для разработки новых видов лечения психических расстройств, позволившему проникнуть в мир бессознательных влечений, внутренних конфликтов и защитных механизмов человеческий психики, по-новому взглянуть на процессы творчества. С этих позиций Фрейд и подошел к анализу привлекательной для него личности великого художника и ученого.

Однако, помимо сходства, существует, и это вполне естественно, ряд различий в их восприятии действительности.

На одном таком примере я хотел бы остановиться. Речь пойдет об отношении к женщине. В рисунках Леонардо всегда присутствует элемент уважения и, пожалуй, преклонения перед материнской любовью, совершенством женской красоты, милосердием, полном психологической глубины достоинством и богатством ее личности (набросок картин "Леда", "Поклонение волхвов", "Мадонна в скалах", "Портрет Лукреция Кривелли", "Святая Анна с Марией и Иисусом", "Джоконда" и др.).

Во взглядах Фрейда почти нет места для описания одухотворенной женской любви; многое сведено к проявлению сексуальной энергии, ранним детским впечатлениям, преодолению внутренней амбивалентности, физиологическим потребностям, подчинению инстинктивным Я и Сверх-Я. Фрейд видит в женщине скорее "нарциссическое существо", а в ряде работ женщина выступает у него просто как "сексуальный объект", который мужчина должен завоевать. Другими словами, Фрейд упрощает проблему. Он пишет об "объектах любви", поскольку либидо не зависит от того, направлено ли оно на другие объекты или на собственное Я. Любовь, по Фрейду, в известной степени сводима к сексуальной энергии. Другими словами, любовь - не более чем инстинкт, направленный на "объект". Фрейд не видит качественного отличия любви взрослого человека от любви ребенка, ибо оба, в определенном смысле, любят тех, кто их кормит. Однако в последних своих работах Фрейд подчеркивает, что отец "представляется ребенку наиболее благотворным и величественным мужчиной, а мать - самой дорогой и любимой женщиной".

Проблема научной «истины»

Когда Фрейд начал свои исследования в области психологии бессознательного, его метод считался абсолютно ненаучным. Критики говорили о недостаточности и малой достоверности фактического материала, на который он опирается, об отсутствии статистики и невозможности точного воспроизведения исследуемого явления, без чего нельзя проверить истинность теории или гипотезы.

Область знаний, которой посвятил себя Фрейд, нуждалась в новом, нетрадиционном подходе. Эта область - бессознательная сфера - так же индивидуальна у каждого человека, как и его характер. Поэтому требование точной воспроизводимости явления выглядит здесь не только малопринципиальным, но и малореальным. Однако отказ от воспроизводимости был восполнен Фрейдом строжайшим детерминизмом и привлечением материалов, относящихся к другим сферам знаний (физиологии, мифологии, истории, социологии); иными словами, данные о бессознательной области нашей психики могут быть аналогичными событиям, имевшим место в другие исторические периоды. Похожесть событий свидетельствует об их едином генезисе и может использоваться, по мнению З.Фрейда, для объяснения многих проявлений бессознательного. Фрейд подчеркивал, что при изучении бессознательного важно уловить отдельные, исключительные по своей значимости события самого раннего детства, где прошлое соприкасается с будущим, рассмотреть тот "пункт", с которого начинается новый путь развития личности, определяющий бесконечное многообразие индивидуальных проявлений человека.

Естественно, возникает вопрос, может ли психоанализ, исследующий бессознательную сферу, быть принят как научная теория? Известно, что на сегодня в науке существуют три главных критерия, основываясь на которых, может быть принята та или иная теория. Это - внутренняя согласованность этой теории, соответствие ее эмпирическим фактам и отсутствие другой теории, которая могла бы доскональнее и убедительнее объяснить исследуемое явление. По моему глубокому убеждению, психоаналитическая теория удовлетворяет указанным весьма серьезным требованиям и может быть отнесена к области современной науки в той же степени, что и многие физические теории.

Опираясь на огромный психоаналитический опыт, Фрейд полагал, что источник человеческой страсти к познанию надо искать в ранних впечатлениях ребенка и что "ненасытная любознательность связана с сексуальным влечением". По его мнению, страсть к исследованию у человека способна заменить собой часть сексуальной жизни. Такой человек, следовательно, будет предаваться исследованиям с той же страстью, с какой другой отдается любви.

Понять человеческие страсти, их энергетический заряд было целью Фрейда. Но, к сожалению, в то время, когда он работал, психиатрическая эндокринология как наука только зарождалась. Точно было известно лишь то, что половые гормоны обладают мощным влиянием и на тело и сексуальность. Причем сексуальность рассматривалась как источник всех побуждений, в ней видели физиологические корни многих психических явлений, в том числе и патологических. Открытия последних лет показали, что в организме имеются десятки различных гормонов, вырабатываемых не только специальными эндокринными железами, но отдельными структурами головного мозга. К удивлению многих ученых оказалось, что в новой науке о связи гормонов и психики догадки З.Фрейда были на грани пророчества.

Фрейд приводит серию доказательств о связи либидо с детской пытливостью к приобретениям новых знаний. Он ссылается на случаи из своей врачебной практики, на наблюдения повседневной жизни, использует опыт психоанализа детей, прибегает к мифологии, подтверждающей (хотя и косвенно) его теоретические построения.

В результате подробного анализа полученных данных Фрейд выделил три типа связи ранних сексуальных интересов с детской любознательностью. Первый тип - падение или "парализация" любознательности и ограниченность свободы умственной деятельности на протяжении всей жизни. Второй - подавленные в детстве сексуальные интересы возвращаются из бессознательного в виде склонности к "навязчивому анализированию". И, наконец, третий тип, по Фрейду, самый редкий и совершенный, в силу "особого предрасположения" избегает как умственной задержки, так и невротической навязчивости. Здесь либидо с самого начала сублимируется в любознательность и тем самым усиливает стремление к исследованию.

В то же время З.Фрейд подчеркивает, что, к сожалению, биографические сведения, столь необходимые для психоанализа, ускользают от внимания наблюдателей даже в отношении современников.

Для Фрейда было важно не получить окончательный вывод, а как можно ближе подойти к общей теории формирования личности. К чести ученого надо отметить, что он не боялся ошибок. Он допускал, что в науке возможны неправильные, но потенциально полезные гипотезы и теории, на основе которых нередко рождаются открытия. И, видимо, не случайно во многих своих работах Фрейд повторяет, что психоанализ - не законченная теория, что он подлежит дополнению и пересмотру на основе новых фактов. Одну гипотезу сменит другая, которая не обязательно будет полным отрицанием предыдущей, она может оказаться ее дальнейшим развитием, дополнением, модификацией. Важнейшим элементом научного подхода Фрейда является внимание к индивидуальным и субъективно значимым проявлениям психики. Фрейд пытался исследовать произносимые или написанные человеком слова не буквально, а уяснить себе, что они значат в конкретной ситуации, в каком контексте следует их рассматривать. Подобный подход к субъективности на деле повысил объективность фрейдовского метода, показав, что слово в соответствующем контексте является знаком уникального переживания.

В этой связи удивительно искусство Фрейда интерпретировать малосущественные жизненные эпизоды, воссоздавать реальность из многочисленных случайностей, добытых в результате догадки или скрупулезной интерпретации. Эта способность Фрейда улавливать мельчайшие нюансы в рассказе пациента, толковать его сновидения, ассоциации, фантазии вызывает восхищение. Кроме того, Фрейд нередко отмечает и недостатки собственной интерпретации, сложность создавшейся ситуации и даже возможности иной трактовки. Благодаря этому предлагаемые заключения не выглядят натянутыми или упрощенными, а, наоборот, принимаются с большим доверием.

Величие фрейдовского подхода к изучению иррационального - в способности увидеть принципиально значимые факты там, где их меньше всего можно было ожидать, "освободить" эти факты от предрассудков, выдвинуть новую гипотезу, попытаться ее доказать, а когда надо, то и пересмотреть ее на основе новых данных.

Реальность и домыслы

В работе, посвященной психоаналитическому исследованию личности Леонардо, З.Фрейд не только развивает проблемы, изучаемые им ранее (ранние детские впечатления, Эдипов комплекс, значение либидо и вытесненных комплексов в формировании характера и поведения), но и предваряет главные направления своих будущих работ в этой области.

Применив психоаналитический метод, Фрейд, естественно, коснулся интимных сторон жизни великого художника. Главная идея, которую он проводит, заключается в том, что истоки творчества Леонардо да Винчи в значительной мере обусловлены детскими впечатлениями.

Фрейд устанавливает тип взаимосвязи между ранней сексуальностью и развитием любознательности у Леонардо. По его мнению, у великого художника был самый редкий тип этой взаимосвязи, благодаря которому либидо Леонардо превратилось в страсть к познанию и заменило собой половую деятельность.

Фрейд стремился использовать любые доступные ему сведения, опираясь и на высказывания самого Леонардо. Именно из-за недостатка фактов он вынужден постоянно пользоваться методом интерпретации детских фантазий Леонардо и некоторых описок, встречающихся в работах великого художника, выстраивать собственные конструкции, учитывая мельчайшие детали. Иногда Фрейд буквально на голом месте строит свою гипотезу, используя весьма сомнительный прием, названный "перевернутым толкованием". Речь вдет о том, что определенный психологический феномен внешне может проявляться в его отрицании. Например, за излишней демонстрацией любви нередко скрывается подавленная ненависть, а бравада и высокомерие часто сопутствуют неуверенности. Однако предположение, что нечто означает свою противоположность, нуждается в серьезном доказательстве. Без этого ценность представленных построений может быть сведена к нулю.

Давая первый набросок психоаналитического образа Леонардо, Фрейд стремится не только описать тот или иной факт его жизни (это он всегда делает мастерски), но и отыскать те движущие силы, внутренние психологические механизмы, которые вызвали данный феномен.

Рисуя "динамику" узловых моментов становления личности Леонардо, Фрейд стремился тем самым максимально объективизировать свою работу. Изучение данных биографии художника привело Фрейда к заключению, что ненасытная жажда познания, необычайная любознательность не давали художнику возможности целиком отдаваться живописи. Поэтому рисовал он медленно, часто с большими перерывами, отвлекаясь на многочисленные научные проблемы. Все аффекты Леонардо были обузданы и подчинены одному стремлению - исследовать. Другими словами, по Фрейду, незаконченность ряда картин и медлительность в работе художника связаны со страстью Леонардо к науке, к его бесконечному экспериментированию, исследованию непознанного. При этом нередко живопись отходила на второй план. Но едва ли, при всем уважении к Фрейду, этот вывод можно принять окончательно. Скорее всего, к художественному творчеству Леонардо относился так же, как и к своим научным исследованиям. Живопись была для него той же исследовательской работой, которая, как известно, практически никогда не может считаться законченной.

Леонардо принимал заказы как живописец, но исполнял их как ученый. Анализ его полотен позволяет сделать предположение, что в области живописи он черпал силы не только в Оно, но и в своем Эго-идеале, которое связано образами любви, материнским началом и где на первом месте стоят совесть, мораль, ответственность человека перед обществом. И, видимо, не случайно в картинах Леонардо можно увидеть концептуальный подход художника к человеку. Вершиной подобного отношения к произведениям живописи являются такие картины Леонардо да Винчи, как "Тайная вечеря", "Мадонна в скалах" и др.

В книге о Леонардо дан первый набросок взаимоотношений между психоанализом, искусством, религией и наукой; намечен подход к судьбе "заторможенных" и "сублимированных" влечений.

Читая эту работу Фрейда, постоянно ощущаешь, что автор не только симпатизирует своему герою, но и испытывает к нему духовную близость. Может быть, именно поэтому Фрейд, к сожалению, нередко принимает желаемое за действительное. Несмотря на многочисленные оговорки о скудности материала и огромных трудностях получения достоверных данных, он, вдохновленный желанием подтвердить выдвинутую гипотезу, иногда теряет объективность, придавая искусственную значимость тому или иному событию. Свобода и сила воображения Фрейда вступают здесь в противоречия с объективностью. Дисциплина научного мышления неожиданно ослабевает. И автор выстраивает свои конструкции на основе крайне недостаточных данных, что, естественно, приводит к нечетким (а порой и сомнительным) заключениям.

Примером может служить вывод о наличии у Леонардо "идеальной гомосексуальности". Данные, приводимые на этот счет, весьма расплывчаты и произвольны в интерпретации. Так, в качестве доказательства приводятся следующие суждения: "Леонардо был примером строгого полового воздержания, какое трудно ожидать от художника и изобразителя женской красоты...", "...сомнительно, чтобы Леонардо когда-нибудь держал женщину в любовных объятиях...", "...когда он (Леонардо. - А.Б.) жил еще учеником в доме своего учителя, на него и других юношей поступил донос по поводу запрещенного гомосексуального сожития. Расследование окончилось оправданием". Отношение Леонардо к своим ученикам, "...которые жили с ним, по тогдашнему положению, одной жизнью, не выливалось в половой акт. Впрочем, в нем нельзя и предполагать сильной половой активности".

Из текста книги следует, что гомосексуальность выявлялась у Леонардо в виде полного аскетизма и асексуальности, доброго отношения к своим ученикам, желания носить красивую одежду, держать слуг и лошадей...

Чувствуя "притянутость" подобных доказательств, Фрейд отмечает, что научное суждение, включающее интерпретацию того или иного положения, должно всегда оставаться критическим. Только в этом случае оно способно приблизить нас к реальности и освободить от догматических построений, столь глубоко вошедших в нашу психику.

Говоря о детской фантазии Леонардо, связанной с "коршуном", следует отметить дискуссионность представленных Фрейдом данных. С этой целью я приведу короткую выдержку из статьи, напечатанной в качестве предисловия в книге Зигмунда Фрейда "Леонардо", изданной в Италии в 1975 году:

"Так как мы располагаем очень немногочисленными данными о детстве Леонардо, то Фрейд для своей аналитической реконструкции прежде всего пользуется уникальным воспоминанием, которое великий художник сохранил со времени своего детства. Это какая-то таинственная и сказочная фантазия, по которой какой-то коршун сел на его колыбель, открыл ему рот хвостом и несколько раз толкнулся хвостом в его губы. Фрейд достаточно подробно развил интерпретацию этого воспоминания, пытаясь связать ее с событиями любовной и интеллектуальной жизни Леонардо, характеризовавшейся, по его мнению, мощнейшим сексуальным влечением и почти абсолютной сублимацией его в неистребимую жажду познания. Но в самой интерпретации этого воспоминания Фрейд совершает серьезную ошибку. Придерживаясь немецкого перевода воспоминания Леонардо, в котором "коршун" передавался словом "гайр" (т.е. ястреб), а не "милан" (т.е. коршун), как было бы правильно, Фрейд пускается в целую серию рассуждений о значении верований и мифологических образов, связанных именно с ястребом. Такие рассуждения теряют во многом свою ценность из-за заблуждения, в какое впал Фрейд". (Перевод с итал. Л.Д.Каневского ).

Как Фрейд и предполагал, его первая психоаналитическая биография великого человека вызвала бурное негодование одних ученых и восторг других.

Многие друзья и ученики З.Фрейда (К.Юнг, КАбрахам, А.Цвейг и др.) восторженно отзывались об этой работе, указав на огромную важность публикации первой психоаналитической биографии не только для развития теоретических построений, уже изложенных в предыдущих трудах, но и для становления принципиально нового направления в психоанализе.

Однако огромное число психологов, психиатров и даже психоаналитиков упрекали Фрейда в отсутствии у него достаточного материала, объективных данных о личности Леонардо и даже в авантюризме... Но чаще всего ученого упрекали за то, что он посмел подвергнуть столь откровенному клиническому разбору великого человека, говорить о его сексуальных отклонениях, фантазиях, интимных сторонах жизни. В этой связи не следует забывать о степени самораскрытия самого Фрейда, когда он в качестве клинического материала представил на суд современников и потомков свои самые сокровенные влечения и желания. Этого требовал его психоаналитический метод.

История подтвердила правоту основных положений З.Фрейда, психоанализ позволил по-новому увидеть не только человека, но и окружающий его мир. И не случайно в наш век специалисты по психоанализу нередко оказываются в роли социальных экспертов. С ними консультируются по поводу преступности, национализма, теневой стороны политической власти, образования различных социальных течений (например, феминизма), движущих мотивов политических лидеров и путей повышения творческого потенциала людей науки и искусства.

Если творчество З.Фрейда в целом разделить на две половины, то с одной стороны окажутся исследования о бессознательном, причинах психических расстройств и их лечении, а с другой - большие философские сочинения ("Моисей и монотеизм", "Достоевский и отцеубийство", "Неудовлетворенность культурой" и т.д.). Между обеими этими "половинами" я поставил бы труд о Леонардо. Книга эта не лишена романтического пафоса, написана блестящим, пожалуй, даже филигранным языком. Читая размышления З.Фрейда о необъективности биографов, невольно идеализирующих образ своего героя, еще раз ощущаешь удивительно доброе отношение автора к объекту своего исследования.

Открытие бессознательного

Несомненно, Фрейд был не первым, кто открыл наличие мыслей и побуждений, которые мы не осознаем, – то есть тех, которые являются бессознательными и живут своей скрытой жизнью в нашей психике. Однако Фрейд был первым, кто сделал это открытие центром своей психологической системы и в подробностях и с поразительными результатами исследовал феномен бессознательного. В первую очередь Фрейд обратил внимание на несоответствие между мышлением и бытием. Мы думаем одно – например, что наше поведение мотивировано любовью, преданностью, чувством долга и т. д., – и не осознаем, что вместо этого нами движет желание власти, мазохизм, зависимость. Открытие Фрейда заключалось в следующем: то, что мы думаем, не обязательно совпадает с тем, чем мы являемся: то, что человек думает о себе, может быть (и обычно является) совершенно отличным или даже полностью противоречащим тому, чем он в действительности является; большинство из нас живет в мире самообмана, и мы принимаем свои мысли за отражение реальности. Историческая значимость фрейдовской концепции бессознательного заключается в развенчании давней традиции считать, что мышление и бытие идентичны, а в более строгих терминах философского идеализма – что только мысль (идея, слово) реальны, в то время как феноменологический мир реальностью не обладает. Фрейд, отводивший значительному числу осознанных мыслей роль рационализации побуждений, тем самым наносил удар по рационализму, выдающимся представителем которого был сам. Своим открытием разрыва между мышлением и бытием Фрейд не только подрывал западную традицию идеализма в его философской и популярной формах, он также сделал далеко ведущее открытие в области этики. До Фрейда искренность можно было определить как высказывание того, что человек думает. После Фрейда такое определение уже не было достаточным. Различие между тем, что я говорю и что думаю, приобрело новое измерение, а именно, мое неосознаваемое убеждение или мое неосознаваемое побуждение. Если в дофрейдовское время человек считал, что наказал своего ребенка, потому что это помогает его развитию, он был бы совершенно искренен, если бы действительно так думал. После Фрейда главным вопросом стал такой: не является ли его убеждение просто рационализацией его садистских устремлений, то есть не получает ли он удовольствия, поря ребенка, и только как предлог использует идею о том, что порка идет ребенку на пользу. Действительно, можно с этической точки зрения предпочитать человека, которому хватает честности признать свой настоящий мотив; такой человек не только был бы более честным, он был бы менее опасным. В истории не существует такой жестокости или порока, которые не получили бы рационализации, как мотивированные добрыми намерениями. Со времен Фрейда фраза: «Я хотел как лучше» – больше не может служить оправданием. Добрые намерения – одна из лучших рационализаций для дурных поступков, и нет ничего легче, чем убедить себя в валидности такой рационализации.

Есть еще и третий результат открытия Фрейда. В такой культуре, как наша, где слова играют огромную роль, вес, который им придается, часто приводит к пренебрежению реальностью, если не искажению события. Если кто-то говорит «я тебя люблю» или «я люблю Бога» или «я люблю свою страну», он произносит слова, которые, несмотря на то, что он полностью убежден в их истинности, могут быть совершенной неправдой и всего лишь рационализацией стремления этого человека к власти, успеху, славе, богатству или выражением его зависимости от собственной группы. В этом может не быть – и обычно и не бывает – никакого элемента любви. Открытие Фрейда еще не нашло такого общего признания, чтобы люди инстинктивно относились критически к уверениям в добрых намерениях или рассказам о примерном поведении; тем не менее то, что теория Фрейда носит критический характер, как носила и теория Маркса, – это факт. Фрейд не принимал высказывания на веру; он смотрел на них скептически, даже если не сомневался в сознательной искренности говорящего. Однако сознательная искренность значит довольно мало в целостной структуре личности человека.

Великое открытие Фрейда с его фундаментальными философскими и культурными последствиями заключается в том, что между мышлением и бытием существует конфликт. Однако Фрейд ограничил важность своего открытия, предположив: главное, что подавляется, – это детские сексуальные побуждения и что конфликт между мышлением и бытием по сути является конфликтом между мышлением и детской сексуальностью. Это ограничение не удивительно. Как я говорил выше, находясь под влиянием материализма своего времени, Фрейд искал содержание того, что? подавляется, в физических и физиологических побуждениях, но также, очевидно, в том, что подавлялось обществом, в котором Фрейд жил, – точнее, средним классом с его викторианской моралью, к которому принадлежал сам Фрейд и большинство его пациентов. Он нашел доказательства того, что патологические феномены – например, истерия, – иногда были выражением подавленных сексуальных побуждений. Что он сделал, так это отождествил социальную структуру своего класса с неотъемлемыми особенностями человеческой природы. Это, несомненно, было для Фрейда слепым пятном. Для него буржуазное общество было идентично цивилизованному обществу, и хотя он признавал существование различных культур, отличных от буржуазного общества, они оставались для него примитивными, неразвитыми.

Материалистическая философия и общепринятый отказ от осознания сексуальных желаний были той базой, на которой Фрейд строил содержание бессознательного. К тому же он игнорировал тот факт, что очень часто сексуальные импульсы не обязаны своим существованием или интенсивностью физиологическому субстрату сексуальности, а, напротив, часто являются продуктом совершенно других импульсов, которые сами по себе сексуальными не являются. Таким образом, источником сексуальных желаний может быть нарциссизм, садизм, склонность подчиняться, простая скука; известно, что власть и богатство – важные факторы, вызывающие сексуальные желания.

Сегодня, когда после Фрейда сменилось всего два или три поколения, стало очевидным, что в городской культуре сексуальность – не главный объект подавления. Поскольку средний человек предан тому, чтобы быть человеком потребляющим, секс превратился в один из основных предметов потребления (к тому же один из самых дешевых), создавая иллюзию счастья и удовлетворения. Наблюдаемые в человеке конфликты как сознательных, так и бессознательных побуждений весьма различны. Ниже приводится список некоторых из самых распространенных:

Таковы истинные противоречия современности, которые подавляются и рационализируются. Они существовали уже во времена Фрейда, но некоторые были не столь радикальны, как сегодня. Однако Фрейд не обращал на них внимания, потому что был зачарован сексом и его подавлением. В ортодоксальном фрейдовском психоанализе детская сексуальность все еще остается краеугольным камнем. Таким образом, анализ оказывает сопротивление прикосновению к самым решающим конфликтам внутри личности и между людьми.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Чакры автора Ледбитер Чарлз Уэбстер

Из книги Философия науки и техники автора Стёпин Вячеслав Семенович

Что такое открытие? В свете сказанного можно уточнить часто используемое понятие «открытие» и противопоставить ему такие термины, как «выяснение» или «обнаружение». Мы можем выяснить род занятий нашего знакомого, можем обнаружить, что он лётчик. Это из сферы ликвидации

Из книги Система вещей автора Бодрийар Жан

ТЕХНИКА И СИСТЕМА БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО Следует, однако, задуматься о том, не обусловлена ли изначально эта относительная стагнация форм и технических средств (а в дальнейшем, в главе «Модели и серии», мы убедимся, что такой систематический дефицит чрезвычайно эффективен в

Из книги Архетип и символ автора Юнг Карл Густав

Об архетипах коллективного бессознательного Статья «Об архетипах коллективного бессознательного» впервые была опубликована в 1934 г. в ежегоднике «Эранос». В переработанном виде она вошла в книгу «О корнях бессознательного» (1954). Перевод осуществлен

Из книги Галактика Гутенберга автора Маклюэн Герберт Маршалл

I. Автономность бессознательного Целью Терри, учредителя этих лекций, было, очевидно, следующее: поспособствовать тому, чтобы представители науки, а равно философии и других областей человеческого знания, смогли внести свой вклад в обсуждение одной из вечных

Из книги Символический обмен и смерть автора Бодрийар Жан

Обнажение жизни сознания и ее редукция к одному-единственному уровню создала в семнадцатом веке новый мир бессознательного. Архетипы индивидуального сознания покинули сцену, уступив место архетипам коллективного бессознательного Таким образом, семнадцатый век,

Из книги Феномен человека автора де Шарден Пьер Тейяр

ПО ТУ СТОРОНУ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО Вопрос стоит так: есть ли необходимость при объяснении поэзии предполагать присутствие бессознательного - энергетического, эффектного потенциала, который в процессе своего вытеснения и своей работы становится основой расстройства,

Из книги Метаморфозы власти автора Тоффлер Элвин

1. ОТКРЫТИЕ ЭВОЛЮЦИИ А. Восприятие пространства-времениКаждый из нас утратил воспоминание о том моменте, когда, впервые открыв глаза, он увидел свет и предметы, в беспорядке низвергающиеся на него, - все в одной и той же плоскости. Требуется сделать большое усилие, чтобы

Из книги Ностальгия по истокам автора Элиаде Мирча

Из книги Проект Атман [Трансперсональный взгляд на человеческое развитие] автора Уилбер Кен

Предварительное открытие «Имеют значение только детали». Я не утверждаю, что это позиция всегда верна, но в истории культуры часто случается так, что детали оказываются более важными для открытия чем это обычно думают. Обратимся, для примера, к началу итальянского

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

11. ТИПЫ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО Предыдущие главы были посвящены обзору главных стадий и уровней в развитии сознания; в последующих будут рассмотрены некоторые следствия этой модели. В них мы взглянем на динамику эволюции - которая представляет собой не что иное, как

Из книги Фантастика и футурология. Книга 1 автора Лем Станислав

6. Сознание и сфера бессознательного Уровни ясности сознания. Термины «бессознательное», «подсознательное», «неосознанное» часто встречаются в научной и художественной литературе, в обыденной жизни. Говорят: «Он сделал это неосознанно», «Он не хотел этого, но так

Из книги Величие и ограниченность теории Фрейда автора Фромм Эрих Зелигманн

1. Открытие миру Что больше всего изменилось за последние четверть века? Географическая карта от образования «третьего мира»? Человечество от удвоения своей численности? Технология от сенсационных открытий? Политика от сотрудничества великих держав? Экспансия человека

Из книги Жемчужины мудрости: притчи, истории, наставления автора Евтихов Олег Владимирович

Открытие бессознательного Несомненно, Фрейд был не первым, кто открыл наличие мыслей и побуждений, которые мы не осознаем, – то есть тех, которые являются бессознательными и живут своей скрытой жизнью в нашей психике. Однако Фрейд был первым, кто сделал это открытие

Из книги Ницше. Для тех, кто хочет все успеть. Афоризмы, метафоры, цитаты автора Сирота Э. Л.

ОТКРЫТИЕ ЦЫПЛЕНКА Цыпленок пожелал превратиться в лисицу – и его желание волшебным образом исполнилось. Через некоторое время он с удивлением обнаружил, что его желудок не переваривает такое количество съеденного зерна.

Нет такого человека, который бы не знал Зигмунда Фрейда. Благодаря ему мы понимаем многие вещи, которые с нами происходят, и можем на них влиять. Мы знаем, что такое бессознательное и как на него воздействовать. Мы можем объяснить свои поступки и поступки других людей. Мы приоткрыли для себя мир детства и осознали его силу. Фрейд дал нам надежду на обретение счастья и здоровья психики. В статье мы расскажем о семи главных открытиях этого выдающегося психолога.

Бессознательное

До Зигмунда Фрейда психологи считали, что нужно и можно изучать только сознание, то есть то, что мы осознаем в данный момент времени. Фрейд первым заговорил о бессознательном как об основной части психики. По мнению Фрейда, именно из бессознательного в нашей психике все и формируется. Оно состоит из двух групп элементов. Во-первых, это примитивные инстинкты, которые никогда не были сознательными и осознанию вообще не доступны. Во-вторых, это эмоции, воспоминания, которые когда-то были осознаваемы, но потом как бы «забыты» и удалены («вытеснены») из сознания. Например, детские психотравмы, скрытые враждебные чувства и подавленные сексуальные желания.

Метод свободных ассоциаций

Фрейд предложил метод, с помощью которого можно вытащить из человека вытесненные из сознания эмоции и воспоминания. Это метод свободных ассоциаций. Клиент лежит на кушетке, психоаналитик сидит у изголовья, вне поля зрения клиента. Клиент старается говорить свободно, без ограничений все, что ему приходит в голову и виде свободных ассоциаций для того, чтобы психолог мог проследить мысли клиента вплоть до самых истоков и помочь ему осознать и разрешить конфликты, которые влияют на его жизнь на подсознательном уровне.

Либидо как ведущий инстинкт, ведущая энергия человека

Фрейд утверждал, что сексуальность – это ведущий инстинкт, ведущая энергия, которая влияет на поведение человека. Сексуальную энергию он называл либидо. Либидо циркулирует по телу человека, и в зависимости от возраста находится в определенной части тела. Отсюда и выделение Фрейдом несколько стадий психосексуального развития личности, о которых мы расскажем в следующем пункте. А здесь хочется несколько слов сказать о таком механизме как сублимация. Его тоже открыл Фрейд.
Сублимация – это перемещение неизрасходованной сексуальной энергии на приемлемые для личности и общества цели – творческую, религиозную, политическую или иную культурно и социально значимую деятельность. Сублимацию иногда называют механизмом «успешной личностной защиты», так как она подобно отводным каналам нейтрализует излишки сексуальной энергии.

Психосексуальные стадии развития личности

По мнению Фрейда, личность в своем развитии в первые годы проходит ряд стадий. 0–18 мес. – оральная стадия (либидо находится в области рта), 1,5–3 года – анальная (энергия либидо смещается в область кишечника), 3–6 лет - фаллическая (либидо циркулирует в области половых органов). Далее следует стабилизация – латентный (скрытый) период (от 6 до 12 лет), а с 12 до 18 лет – генитальная стадия (либидо опять возвращается в область половых органов).
Каждая из этих стадий имеет очень важное значение для развития психики человека. Ребенок проживает определенные кризисы и формирует долговременные установки, ценности и черты характера.

Три структуры личности

По Фрейду личность человека состоит из трех структур: Я (сознание или Эго), Оно (бессознательное) и Супер-Я (или Супе-Эго - надстройка над Я (Эго), которая отвечает за совесть, мораль, нравственные принципы). Супер-Я контролирует сознание, не давая человеку выйти за рамки дозволенного.
Фрейд писал, что внутри нас все время происходит борьба между этими тремя структурами. Но главная битва происходит в возрасте от 3 до 5 лет, когда между этими структурами устанавливается иерархия (кто главнее?). Эта иерархия сохраняется на всю жизнь и определяет ее. Если побеждает Я (Эго), человека можно признать условно здоровым. Если Супер-Я – то вырастет невротик, если Оно – то это уже тяжелый случай, тут может развиться даже психоз. Иерархия устанавливается в процессе выстраивания отношений с родителями или, как считал Фрейд, в процессе проживания Эдипова комплекса (для мужчин) и комплекса Электры (для женщин).

Эдипов комплекс/комплекс Электры

В возрасте от 3 до 5–6 лет либидо находится в области половых органов. Фрейд назвал эту стадию развития человека фаллической. Именно на фаллической стадии мальчик проживает Эдипов комплекс, а девочка – комплекс Электры. Суть этого комплекса в том, что ребенок испытывает сильные импульсы любви к родителю противоположного пола. Мальчик хочет жениться на маме, а девочка выйти замуж за папу. Соответственно мальчик испытывает агрессию к отцу (как к сопернику), а девочка к матери. И это нормально.
Если период пройден благополучно, то ребенок вырастает относительно здоровой личностью. Но благополучно – это как? Фрейд дает такое объяснение: должна произойти идентификация с родителем своего пола: мальчик должен решить стать таким же умным, мужественным и т.д. как папа. Тогда он может рассчитывать, что когда вырастет, то встретит женщину, похожую на маму. То есть он отказывается от своих притязаний на мать и решает идентифицироваться с отцом, а девочка соответственно с матерью. У ребенка появляется модель, на которую он может ориентироваться. Он осознает свою половую принадлежность, которая, по мнению Фрейда, с этого момента неизменна. Если есть нарушения, то они происходят именно в этот период.
Если нет идентификации с родителем своего пола, происходит фиксация на фаллической стадии развития. Ребенок не выходит из Эдипова комплекса (или комплекса Электры), из-за чего в будущем возникают проблемы в создании отношений. Поясним, что значит «не выходит из комплекса». Это значит, что он не оставляет притязаний на мать или отца (например, в неполных семьях, где у мальчика нет модели для идентификации). Такие мужчины всю жизнь живут с мамой, долго не женятся, ищут женщину, похожую на мать.
Девочка, не прошедшая эту стадию благополучно, будет искать мужчину-отца, сильно старше себя, заботливого и похожего на папу.

Защитные механизмы Эго

Фрейд впервые ввел это понятие в 1894 году в своей работе «Защитные механизмы». Он полагал, что сознание должно предпринимать какие-то действия для снижения разрушительного влияния тревоги и напряжения. В тех случаях, когда Эго не может справиться с тревогой и страхом, оно прибегает к механизмам своеобразного подсознательного отрицания или искажения действительности, то есть к самообману. Эго (сознание) защищает человека от угрозы, искажая эту самую угрозу. Фрейд выделял такие механизмы защиты как вытеснение (подавление), отрицание реальности (игнорирование), рационализацию, проекцию, компенсацию и другие. Фрейд также ввел новый научный термин – трансфер (перенос запрещенных чувств, желаний на более безопасный объект). Этим термином он объяснил «влюбленность» пациенток в своего психотерапевта, который выступает для них в роли отца.