Псалом 102 на церковнославянском языке. На церковнославянском языке

Этот псалом больше располагает к поклонению, чем к толкованию. Это самый прекрасный хвалебный псалом, предназначенный для общего использования. В нем псалмопевец (I) побуждает себя и свою душу прославить Бога (ст. 1,2) за Его благоволение к нему (ст. 3-5), к Церкви и ко всем благочестивым людям, к которым Он был и будет справедливым, добрым и неизменным (ст. 6-18), а также за Его управление миром (ст. 19). Он хочет, чтобы в прославлении ему помогали святые ангелы и все дела Божьи (ст. 20-22). Воспевая этот псалом, мы должны особым образом наполнить наши сердца благодарностью Богу за милость и любовь.

Псалом Давида.

Стихи 1-5 . В этих стихах Давид беседует со своим сердцем; и человек, который подобным образом разговаривает с собой и побуждает свою душу стремиться к добру, не является глупцом. Обратите внимание:

I. Как он побуждает себя исполнить свой долг и прославить Бога (ст. 1,2).

1. Мы должны благословлять именно Бога и хорошо говорить о Нем, так как Он – источник всех благ, кто бы ни был каналом или емкостью. Свою хвалу мы должны сконцентрировать на Его имени, Его святом имени, славя память святыни Его.

2. В благословении Бога должна принимать участие душа и вся внутренность наша. Мы ничего не совершаем своими религиозными представлениями, если в них не участвует сердце, если все, что внутри нас, более того, вся внутренность наша не участвует в этом. Этот труд требует участия внутреннего человека, всего человека – только тогда он будет принят.

3. Чтобы прославить Бога в ответ, мы должны с благодарностью вспоминать о полученных от Него милостях: «…не забывай всех благодеяний Его». Если мы не благодарим, то забываем о них, а это несправедливо и невежливо, так как все Божьи милости заслуживают, чтобы мы помнили о них. «О душа моя! Постыдись, как ты могла забыть о многих Его милостях; но, безусловно, ты не могла забыть обо всех и не должна забыть ни одного».

II. Как он обеспечивает себя многочисленными темами для хвалы; это производит большое впечатление: «Приди, душа моя, задумайся о том, что Бог сделал для Тебя».

1. «Он простил твои грехи (ст. 3);

Он простил и прощает все беззакония твои». Это упоминается в первую очередь, так как благодаря прощению греха убирается то, что удерживало от нас блага, и мы восстанавливаемся в правах на благоволение Бога, дарующее нам блага. Задумайтесь о том, что провоцирует Бога, - это беззаконие, но оно прощено; как бы много ни было преступлений, но они все прощены. Он прощает все беззакония твои. Это действие продолжается; Он продолжает прощать, так как мы продолжаем грешить и каяться.

2. «Он исцеляет все недуги твои». Порочность нашей природы является болезнью души: она вводит ее в смятение и пугает смертью. Это излечивается освящением; когда грех умерщвлен, тогда болезнь излечивается, какой бы тяжелой она ни была. Наша вина заслуживала смерти, но Бог, прощая ее, спасает нашу жизнь. Наша болезнь была смертельной, но Бог, исцеляя, спасает нашу жизнь. Эти истины идут рука об руку; Бог, совершая эту работу, делает ее совершенно, а не наполовину; если Бог прощающей милостью убирает вину за грех, то тем самым обновляющей благодатью лишает грех силы. Там, где Христос стал праведностью для души, Он стал и освящением (1Кор 1:30).

3. «Он избавил тебя от опасности». Опасность для человеческой жизни могут представлять не только его беззакония и болезни, но и сила его врагов. Поэтому и в этом плане мы также испытываем божественную милость: «Он избавляет от могилы жизнь твою (ст. 4), от губителя, от гибели (англ.пер.KJV), от ада (халдейский перевод), от второй смерти». Дорога цена искупления души их. Мы не можем постичь ее и поэтому оказываемся в еще большем долгу перед божественной благодатью, совершившей его, и Тем, кто приобрел вечное искупление для нас (см. Иов 33:24,28).

4. «Он не только спас тебя от смерти и гибели, но и сделал воистину абсолютно счастливой, облек в почести, даровал наслаждение и долгую жизнь».

(1) «Он даровал тебе истинную честь, великую честь, которая не менее значительна, чем венец». Он венчает тебя милостью и щедротами; и какая большая честь может быть оказана бедной душе, чем любовь и благоволение Бога? Честь сия - всем святым Его. Что еще может быть венцом славы, как не Божье благоволение?

(2) «Он дает тебе истинное наслаждение и насыщает благами желание твое» (ст. 5);

только благоволение и благодать Божья могут дать удовлетворение душе, дать соответствующие возможности, восполнить нужды и ответить на ее желания. Лишь божественная мудрость может взять на себя обязанность и наполнить их сокровищницы (Прит 8:21). Все остальное пресытит, но не насытит (Еккл 6:7; Ис 55:2).

(3) «Он даровал тебе видение и залог долгой жизни. Обновляется, подобно орлу, юность твоя». Орел живет долго, и, как говорят натуралисты, когда ему исполняется 100 лет, он сбрасывает старые перья (безусловно, каждый год он их меняет во время линьки) и на их месте вырастают новые, и таким образом он вновь становится молодым. Когда Бог благодатью и утешениями Своего Духа исцеляет Свой народ от угасания и наполняет новой жизнью и радостью, которые являются для него залогом вечной жизни и радости, тогда можно сказать, что он возвращается к дням юности своей (Иов 33:25).

Стихи 6-18 . До сих пор псалмопевец лишь оглядывался назад, обращаясь к собственному опыту и черпая темы для хвалы, а в этих стихах он осматривается вокруг и отмечает Его благоволение также к другим, ибо и за них мы должны радоваться и благодарить Бога, так как все святые питаются от общего стола и разделяют одни и те же благословения.

I. Воистину Бог благ ко всем (ст. 6): «Господь творит правду и суд не только для Своего народа, но и всем обиженным, ибо даже в Своих общих провидениях Он является Покровителем попранной невиновности и тем или иным способом вступится за обиженных против их притеснителей. Его честь – смирить гордых и помочь беспомощным.

II. Он особым образом благ к Израилю, к каждому израильтянину, который чист и прав сердцем.

1. Он явил нам Себя и Свою благодать (ст. 7), показал пути Свои Моисею, а через него сынам Израилевым - дела Свои, но не только Своим жезлом тем, кто жил в то время, но и с помощью Своих писаний последующим поколениям. Обратите внимание: божественное откровение является одним из первых и величайших божественных благоволений, которыми была благословлена Церковь, так как Бог приводит нас в порядок, являя Себя, и дарует нам всяческие блага, давая знание. Он показал пути Свои и дела Свои (т.е. Свою природу и способы, с помощью которых Он обращается с сынами человеческими), чтобы они могли представить Его себе и знали, чего ожидать от Него (как толкует д-р Хаммонд). Или же благодаря Его путям мы можем познать Его принципы, пути, которыми должны ходить, а благодаря Его делам, или замыслам (что подчеркивает значение этого слова), – Его обетования и цели относительно нас. Именно так Бог обращается с нами.

2. Он никогда не был безжалостным и жестоким к нам, а всегда исполнен сострадания и нежности, готовый простить.

(1) Такова Его природа (ст. 8): «Щедр и милостив Господь; таким Он явил себя Моисею на горе Хорив, когда провозгласил Свое имя (Исх 34:6,7) в ответ на просьбу Моисея (Исх 33:13): «…молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя». «Мой путь, - отвечает Бог, - прощать грех».

Он не скор на гнев (ст. 8). Он долготерпелив; Он не отмечает критически то, что мы делаем неправильно, и не использует каждый повод, чтобы наказать. Он долго терпит раздражающих Его и откладывает их наказание, давая время покаяться; Он не скоро исполняет приговор, вынесенный законом. Раз Он многомилостив, то и долготерпелив; Он - Отец милосердия.

Он не долго гневается, ибо не до конца гневается (ст. 9), несмотря на то, что мы часто обижаем Его и заслуживаем наказания. Хотя Бог выражает Свое недовольство нами упреками провидения и обличениями нашей совести, что приводит к скорби, но в то же время у Него есть сострадание и Он не всегда будет окружать нас болью и ужасом за грехи, а после духа рабства пошлет дух усыновления. Как непохожи на Бога те, кто постоянно гневается, использует всякую возможность разозлиться и не знает, когда прекращать гневаться! Что бы было, если бы Бог так же обращался с нами? Он не вовек негодует против Своего народа, а вскоре соберет его вечною милостью (Ис 54:8; 8 57:16).

(2) Мы увидели, что Он таков, и со своей стороны должны признать, что Он не по беззакониям нашим сотворил нам (ст. 10). Писание много говорит о милости Божьей, и под этой истиной мы все можем поставить печать и подтвердить, что удостоверились в этом. Если бы Он не был Богом терпимости, то мы давно уже были бы в аду, но Он не по грехам нашим воздал нам; так скажут все, кто знает, чего заслуживает грех. Он не налагает на нас наказания, которого мы заслуживаем, не лишает утешений, которыми мы пресытились, побуждающими нас думать о грехе хуже, а не лучше, так как благость (терпимость, англ.пер. KJV) Божия ведет нас к покаянию (Рим 2:4).

3. Он простил наши грехи, не только мои беззакония (ст. 3), но и наши беззакония (ст. 12). Если благодаря прощающей милости Бога мы имеем утешение, то это наша личная привилегия; в то же время мы должны воздавать Ему славу за привилегии, которыми, благодаря ей, пользуются другие. Отметьте:

(1) необыкновенные богатства Божьей милости (ст. 11). Как высоко небо над землею (так высоко, что оттуда на всем его огромном протяжении земля кажется точкой), так милость Божья превыше заслуг тех, кто боится Его больше всего, она настолько выше, что невозможно найти соотношение; даже самые великие примеры исполнения долга не могут требовать доказательств Божьего благоволения в качестве обязанности, и поэтому все семя Иакова присоединится к голосу псалмопевца, признавая себя недостойными всех милостей Божьих (Быт 32:10). Обратите внимание, что велика милость Господа к боящимся Его, а не к тем, кто относится к Нему несерьезно. Мы должны бояться Господа и Его милости.

(2) Полноту Его прощения и доказательства богатства Его милости (ст. 12). Как далеко восток от запада (огромное расстояние, занимаемое двумя четвертями мира, благодаря тому, что населено и изучено, может быть измерено географами), так же далеко удалил Он от нас беззакония наши, и теперь они никогда не будут нам предъявлены и не встанут на суде против нас. Ни Бог, ни сами верующие не будут вспоминать эти грехи; их будут искать, но не найдут. Если мы окончательно отречемся от них, то Бог окончательно простит их.

4. Он сочувствует нашим скорбям (ст. 13,14). Обратите внимание:

(1) кому Он сочувствует – боящимся Его, то есть всем хорошим людям, которые в этом мире могут стать объектом сострадания из-за скорбей, для которых они не только рождаются, но и рождаются свыше. Или эти слова можно отнести на счет тех, кто еще не принял духа усыновления и трепещет пред словом Его. Таких Он милует (Иер 31:18,20).

(2) Как Он милует их - как отец милует сынов и благотворит им, как только появляется возможность. Бог является Отцом боящихся Его и относится к ним, как к Своим детям; Он нежен с ними, как отец. Отец жалеет детей, не имеющих достаточно знаний, и наставляет их. Он жалеет их, когда им плохо, и терпелив к ним; жалеет, когда они болеют, и утешает их (Ис 66:13);

жалеет, когда они падают, и помогает встать; жалеет, когда они соблазняются, и, видя их смирение, прощает их; жалеет, когда их обижают, и возмещает их убытки. Именно так милует Господь боящихся Его.

(3) Почему Он жалеет - ибо Он знает состав наш. Он имеет основание знать наш состав, так как образовал нас, и, сотворив человека из праха, Он помнит, что мы - персть не только по своему составу, но и по приговору: «Ты – прах». Он задумывается о тленности человеческих тел и о безрассудстве наших душ – о том, как мало мы можем сделать, и не ожидает большего, как мало мы можем вынести, и соответственно мало налагает на нас. Во всем этом проявляется нежность Его милости.

5. Он увековечил Свой завет милости и тем самым позаботился об облегчении для нашей тленности (ст. 15-18). Здесь обратите внимание на то, (1) как кратка человеческая жизнь и как сомнительна ее продолжительность. Таковой является жизнь даже самых великих и лучших мужей, и ни их величие, ни их благочестие не могут изменить их особенность: дни человека - как трава, которая растет из земли, но лишь немного вырастает, высыхает и вновь возвращается в нее (см. Ис 40:6,7). Человек в своем наилучшем положении кажется значительнее травы; он процветает и выглядит беспечным, но в то же время является цветом полевым, который, хотя немного и отличается от травы, но все-таки высохнет вместе с ней. Садовые цветы чаще всего выбираются из многих и больше ценятся, и хотя по своей природе они тоже высыхают, но их жизнь, благодаря заботам садовника и укрытию в саду, длится дольше. А полевой цветок, с которым здесь сравнивается жизнь, не только высыхает сам по себе, но и подвержен холодным ветрам; он не защищен ни от пасти полевых зверей, ни от вытаптывания. Жизнь человека не только истощается сама по себе, но этот период может быть подвержен тысяче несчастных случаев. Когда распустившийся цветок находится в своей красоте, то невидимый сильный ветер, которого никто не ожидал, пройдет над ним, и нет его. Цветок виснет на стебле, листья опускаются, и он вновь возвращается в землю. И место его (которое им гордилось) уже не узнает его. Таков и человек. Бог знает об этом и жалеет человека, и пусть сам человек задумается об этом и смирится, пусть станет мертвым для этого мира и задумается о другом.

(2) Как продолжительна милость Бога к Своему народу (ст. 17,18): она будет жить дольше их жизни и переживет их нынешнее положение. Обратите внимание на описание тех, кому принадлежит эта милость. Это те, которые боятся Бога и по своему принципу являются истинно религиозными людьми. Во-первых, они живут верой, так как хранят завет Бога. Они крепко держатся за этот завет и не упустят его. Они хранят его, как богатство, как свою часть, и ни за какие сокровища в мире не расстанутся с ним, так как это их жизнь. Во-вторых, их жизнь – жизнь послушания и они помнят заповеди Его, чтобы исполнять их; в противном случае они не сохранят завет с Богом. Привилегии Божьих обетований получит лишь тот, кто ответственно исполняет Его заповеди. Посмотрите, кто имеет хорошую память и разум верный (Пс 110:10), - кто исполняет заповеди Его; не только говорит о них, но и исполняет их и направляется ими.

На долговременную милость, принадлежащую таким людям. Она будет длиться больше их жизни на земле, и поэтому им не нужно беспокоиться из-за кратковременности их жизни, так как смерть не будет ни ограничением, ни посягательством на их блаженство. Милость Божья лучше, чем жизнь, так как она переживет ее. Во-первых, по отношению к их вечным душам. По отношению к ним милость Господня от века и до века: от вечных ее постановлений - до вечных ее последствий, от их избрания до создания мира - до их прославления, когда этого мира уже не будет больше, так как они предназначены к наследству (Еф 1:11), ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа для вечной жизни. Во-вторых, по отношению к их потомкам (Пс 102:18), которые будут хранимы до конца времен, и правда Его (правда Его обетования) на сынах сынов. Если они будут ходить путями благочестия своих предшественников и хранить завет Его, как и они, тогда милость для них будет сохранена до тысячи поколений.

Стихи 19-22 . В этих стихах (I) изложена доктрина всемирного провидения (ст. 19). Бог хранит блаженство Своего избранного народа с помощью обетования и завета, а общий ход человечества и мира в общем – с помощью общего провидения. Бог имеет собственный престол – престол славы и руководства. Он издал все правила с помощью слова Своей силы и на небесах поставил престол Свой. Господь утвердил и укрепил его так, чтобы он не поколебался. Все средства Своего руководства Он определил и совершал управление в соответствии со Своей волей. Его престол на небесах, выше нас и вне пределов видимости, так как Он распростер над ним облако Свое (Иов 26:9). Но в то же время Сам Он может судить сквозь мрак (Иов 22:13) благодаря Своей небесной власти (Дан 4:23), а нас это побуждает задуматься об этом благодаря влиянию, которое даже видимые небеса оказывают на землю своими уставами неба (Иов 38:33; Быт 1:16). Но хотя престол Бога на небесах, там Он содержит Свой двор и туда же мы должны направлять свои обращения (Отче наш, сущий на небесах…), в то же время царство Его всем обладает. Господь знает обо всех обитателях земли, делах этого нижнего мира и распределяет все в соответствии со Своей волей для Своей славы (Дан 4:32) - царство Его всем обладает, владычествует над царями и царствами, и ничто не избегает Его юрисдикции.

II. Оттуда издан указ о повсеместном прославлении Бога, так как все находятся в Его власти и должны почитать Его.

1. Пусть Его прославят святые ангелы (ст. 20,21): «Благословите Господа, Ангелы Его»; и вновь: «Благословите Господа, все воинства Его, служители Его». Давид побуждает себя и других прославить Бога, и в этих стихах, в завершение, он призывает к этому ангелов. Это не означает, что они нуждались в каких-либо побуждениях к прославлению Бога с нашей стороны, так как делают это постоянно; так псалмопевец выражает свои высокие мысли о Боге, как об объекте, достойном восхищения святых ангелов, побуждая себя и других к этому долгу. Он призывает задуматься о том, что это труд ангельский (тем самым он утешает себя, осознавая собственную слабость и несовершенство при исполнении этого долга), что есть мир святых ангелов, пребывающих в доме Божьем и прославляющих Его. Или кратко: блаженные ангелы являются прославленными посетителями благословенного Бога. Обратите внимание:

(1) как они в совершенстве соответствуют занимаемому положению. Они способны нести это служение, так как крепкие силою; они могущественны силой (дословно);

они могут совершать великие дела и совершать свой труд не утомляясь. И они в той же степени желают и обладают возможностями совершать этот труд, повинуясь гласу слова Его. Они стоят, ожидая поручений и наставлений от своего великого Господа, и всегда видят лице Отца Небесного (Мат 18:10), чтобы уловить легчайшие намеки Его разума. Они желают совершать этот труд: «Они исполняют слово Его (ст. 20);

они исполняют волю Его (ст. 21);

они не обсуждают Его божественные повеления, а с готовностью отправляются исполнять их». Они не откладывают исполнение, а стремительны в своих действиях. Они исполняют слово Его, повинуясь гласу слова Его, или (как трактует это место д-р Хаммонд) – как только услышат глас слова Его. Послушание лучше жертвы, ибо ангелы повинуются, но не приносят жертвы.

(2) В чем заключается их служение. Они – Его ангелы и служители Его, так как Он сотворил их и сотворил для себя, так как Он дает им работу, хотя и не нуждается в них, так как Он их Владелец и Господь. Они принадлежат Ему и находятся в Его распоряжении. Все творения – Его слуги, но не в той степени, что ангелы, посещающие присутствие Его славы. Солдаты, моряки, все хорошие подданные служат своему царю, но не в той степени, что придворные, служители государства и члены семьи.

Они время от времени служат Богу в этом нижнем мире, исполняют слово Его и Его поручения (Дан 9:21), сражаются в Его битвах (4Цар 6:17) и служат для блага Его народа (Евр 1:14).

Они постоянно славят Его в вышнем мире; они начали вовремя делать это (Иов 38:7) и до сих пор несут это служение, от которого ни днем ни ночью не имеют покоя (Отк 4:8). Слава Богу, что Он имеет таких поклонников, но еще большая слава Ему, так как Он не нуждается в них и не имеет от них выгоды.

2. Пусть все дела Его славят Его (ст. 22) во всех местах владычества Его, так как они являются Его делами и подвластны Ему -были сотворены ради имени Его и славы. Все дела Его, то есть все сыны человеческие во всех уголках земли, давайте прославим Бога! Более того, все низшие творения, которые также являются делами Божьими, прославьте Его, насколько это в ваших силах, если не можете прославить Его фактически (Пс 144:10). Но все это не дает Давиду права не участвовать в прославлении, а скорее побуждает его воздавать славу Богу с большей радостью, чтобы быть частью этого хора, ибо он заканчивает псалом так же, как и начал: «Благослови, душа моя, Господа!» (ст. 1). Благословение Бога и восхваление Его должно быть альфой и омегой всех наших служений. Он начал псалом словами: «Благослови, душа моя, Господа!», а после того, как написал и воспел этот превосходный псалом, не сказал: «Теперь, душа моя, когда ты благословила Господа, сядь и успокойся». Нет, Давид говорит: «Благослови, душа моя, Господа еще и еще!» Даже когда мы очень много служим Господу, то должны еще больше побуждать себя к служению. Слава Божья – это тема, которая никогда не истощится, и поэтому мы не должны считать, что она совершена, пока не попадем на небеса, где вечно будем этим заниматься.


Как псалом 102 попал в состав службы?

В прошлый раз мы говорили, что антифоны бывают разными. Чтобы охватить всё их разнообразие, понадобится немало времени. Поэтому мы рассмотрим лишь те из них, которые чаще всего доводится слышать во время литургии. Это, так называемые изобразительные антифоны – псалмы 102 (Благослови, душе моя, Господа…), 145 (Хвали, душе моя, Господа…) и Блаженства из Нагорной проповеди Иисуса Христа (Евангелие от Матфея 5:3-12). История изобразительных антифонов такова. Служба изобразительных (τὰ τυπικά) была частью древнего палестинского чина келейного самопричащения монахов запасными Святыми Дарами вне литургии. Эта служба определялась уставом преподобного Саввы Освященного, принятым в 524 г. Позже, в VIII-IX вв., произошло объединение элементов палестинской и византийской богослужебных традиций. Суточные службы палестинского Часослова заменили собой службы византийского «песненного последования». Таким образом келлиотский чин самопричащения (т. е. «изобразительны») был включен в чин Божественной Литургии.

Читаем псалом

Внимательно прочитайте текст псалма

Псалом 102

На церковнославянском языке

На русском языке

1. Благослови, душе моя, Господа. / Благословен еси, Господи. / Благослови, душе моя, Господа, / и вся внутренняя моя Имя святое Его.
2. Благослови, душе моя, Господа, / и не забывай всех воздаяний Его.

1. Очищающаго вся беззакония твоя, / исцеляющаго вся недуги твоя.
2. Избавляющаго от истления живот твой, / венчающаго тя милостию и щедротами.

1. Исполняющаго во благих желание твое: / обновится, яко орля, юность твоя.
2. Творяй милостыни Господь, / и судьбу всем обидимым.

1. Сказа пути Своя Моисеови, / сыновом Израилевым хотения Своя.

1. Не до конца прогневается, / ниже в век враждует.
2. Не по беззаконием нашим сотворил есть нам, / ниже по грехом нашим воздал есть нам.

1. Яко по высоте небесней от земли, / утвердил есть Господь милость Свою на боящихся Его.
2. Елико отстоят востоцы от запад, / удалил есть от нас беззакония наша.

1. Якоже щедрит отец сыны, / ущедри Господь боящихся Его.
2. Яко Той позна создание наше, / помяну, яко персть есмы.

1. Человек, яко трава дние его, / яко цвет сельный, тако оцветет.
2. Яко дух пройде в нем, / и не будет, / и не познает ктому места своего.

1. Милость же Господня от века и до века / на боящихся Его.
2. И правда Его на сынех сынов, / хранящих завет Его, / и помнящих заповеди Его / творити я.

1. Господь на небеси уготова Престол Свой, / и Царство Его всеми обладает.
2. Благословите Господа, вси Ангели Его, / сильнии крепостию, творящии слово Его, / услышати глас словес Его.

1. Благословите Господа, вся силы Его, / слуги Его, творящии волю Его.
2. Благословите Господа, вся дела Его, /на всяком месте владычества Его.

1. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.
2. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

1. Благослови, душе моя, Господа, / и вся внутренняя моя Имя святое Его. / Благословен еси, Господи.

1. Благословляй, душа моя, Господа. / Благословен Ты, Господи! / Благословляй, душа моя, Господа, / и вся внутренность моя – имя святое Его.
2. Благословляй, душа моя, Господа, / и не забывай всех благодеяний Его.

1. Он прощает все беззакония твои, / исцеляет все недуги твои.
2. Избавляет от погибели жизнь твою, / венчает тебя милостью и щедротами.

1. Исполняет благами желание твое, – / обновится, как у орла, юность твоя.
2. Творит милость Господь / и суд всем обиженным.

1. Он открыл пути Свои Моисею, / сынам Израилевым – желания Свои.
2. Щедр и милостив Господь, / долготерпелив и многомилостив.

1. Не до конца прогневается / и не навек негодует.
2. Не по беззакониям нашим Он соделал нам, / и не по грехам нашим воздал нам.

1. Ибо, по высоте неба от земли, / утвердил Господь милость Свою к боящимся Его.
2. На сколько отстоит восток от запада, / удалил Он от нас беззакония наши.

1. Как милует отец сынов, / помиловал Господь боящихся Его.
2. Ибо Он знает состав наш, / помнит, что мы – прах.

1. Человек – как трава дни его, / как цвет полевой, так отцветёт.
2. Ибо дыхание прекратилось в нем / – и не будет его, / и не узнает он более места своего.

1. Милость же Господня – от века и до века / на боящихся Его.
2. И правда Его – на сынах сынов / хранящих завет Его /
и помнящих заповеди Его, / чтобы исполнять их.

1. Господь на небе уготовал престол Свой, / и Царство Его всем владеет.
2. Благословляйте Господа, все Ангелы Его, / сильные мощью, исполняющие слово Его, / как только услышат глас слов Его.

1. Благословляйте Господа, все воинства Его, / служители Его, исполняющие волю Его.
2. Благословляйте Господа, все творения Его, / на всяком месте владычества Его.

1. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу.
2. И ныне, и всегда, и во веки веков. Аминь.

1. Благословляй, душа моя, Господа / и вся внутренность моя – имя святое Его. / Благословен Ты, Господи!

Давайте поразмышляем

Вчитайтесь, пожалуйста, в эти вопросы и попробуйте ответить на них для себя. Обсудите их с кем-нибудь

Как вы понимаете призыв благословлять Господа? Как мы можем на него откликнуться?
Возникало ли у вас желание благословлять Бога? Если «да», то в каких случаях?
Нужно ли нам побуждать себя благословлять Бога? Почему? Зачем?
Будет ли человек, побуждающий себя благословлять Господа, как-то отличаться от тех, кто этого не ищет? Если «да», то чем?

Как научиться благословлять Бога?

По-настоящему, мы не можем благословить Господа простым цитированием псалмов или молитв, написанных другими людьми. Тут дело не в правильных и красивых словах, а в наличии внутреннего побуждения благословить Бога.

Если мы просыпаемся утром и радуемся тому, что Господь подарил нам ещё один день жизни, то наши слова «Благословен Ты Господь Бог создавший этот день на радость нам!» – не будут формальностью. Чтобы стать тем, кто по-настоящему благословляет Бога, важно научиться замечать Божье присутствие в нашем мире и в нашей жизни.

Замечаете ли вы присутствие Бога в своей жизни?

Перечитайте снова этот псалом. Что даёт автору псалма «пищу» для благословения Господа? Что побуждает его благословлять Бога и призывать к этому других?
Есть ли люди, которых вы бы хотели призвать к благословению Господа? Почему?

Сорокин Владимир Владимирович - преподаватель Общедоступного православного университета, основанного отцом Александром Менем, знаток некоторых древних языков. Ведет предметы Введение в Ветхий Завет, Основы ветхозаветной экзегезы и Библейские семинары. В его лекциях многие находят ответы на вопросы, возникающие при чтении Священного Писания.

В данных семинарах библеист подробно разбирает ветхозаветную книгу Псалмов, написанную, по преданию, царем Давидом и являющуюся собранием возвышенных священных гимнов, обращенных ко Творцу вселенной. В данном собрании содержатся материалы с нескольких курсов - с 2006 по 2012 гг. - которые, в общей сумме, включают в себя 192 лекции. Преподаватель подробнейшим образом разбирает книгу по главам, углубляется в особенности оригинального текста (в том числе языковые), и поясняет слушателям огромное количество деталей. Цикл будет полезен всем людям, которые всерьез интересуются Ветхим Заветом, его смыслом и духовным содержанием.

Предлагаем послушать первый семинар о 102 псалме

В жизни много различных событий, за один день можно пережить массу событий и эмоций. Очень трудно находиться всегда на душевном подъеме, помнить о том, что христианин должен ощущать в своем сердце радость о Господе. Чтобы вернуться в нормальное состояние духа, опытные священники рекомендуют читать тексты псалмов, в том числе - 102.

Для чего христианам необходимо повторять эти строки? В них заложена особая духовная энергия, которая способна положительно повлиять на того, кто начал впадать в уныние, кого гнетут различные проблемы, мучает плохое настроение.


Автор и время написания

Большая часть Псалтири написана древним израильским царем по имени Давид. Он положил начало целому роду великих патриархов - его сыном был известный Соломон, построивший Храм. Именно потомком Давида (по материнской линии) стал Иисус Христос. Скончался великий правитель около 965 г. до н. э.

Несмотря на то, что Господь произвольно избрал скромного пастуха на роль иудейского лидера, его жизнь нельзя назвать спокойной. Однако, псалом 102, вероятно, был написан в период затишья. В эти дни у царствующего Давида была возможность для того, чтобы поразмышлять о величии Божием. Скорей всего, это отрезок его жизни перед тем, как бразды правления были переданы в руки Соломона.


Текст псалом 102 на русском языке

Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя: Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боявшихся Его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. Господь на Небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя. Господа.


Содержание и толкование псалома 102

Церковно-славянский вариант молитвы входит в состав вечерней службы, но некоторые выражения могут быть непонятны, особенно на слух. Многим проще читать перевод на русском языке. Тогда становятся ясны все слова и выражения, которые в современном повседневном языке уже не используются. Хотя большинство людей итак поймет, о чем идет речь в данной молитве:

  • Милость Господа - вот основная мысль стихотворца, которую доносит Библия в 102 псалме.
  • Все существо Давида стремится выразить свою любовь и благодарность Богу. Ведь милостивый Творец прощает и очищает множество грехов каждому человеку, живущему под солнцем.
  • Согласно толкованию Православной церкви, Бог никогда не воздает за проступки в полной мере. Наказание бывает намного мягче грехов. Все потому, что Создатель очень добр к своим творениям.

Для чего читают данный псалом? Чтобы восхвалить своего Создателя, воздать ему надлежащую хвалу, как подобает каждому настоящему христианину.

Псалом 102 - текст на русском, как читать, толкование was last modified: Сентябрь 12th, 2017 by Bogolub

Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя: Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боявшихся Его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. Господь на Небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя. Господа.

Псалом 102 был написан царем Давидом как свидетельство о той жизни, которую дает Господь своему ребенку на земле. Речь в нем идет о положении христиан в земной жизни, тогда как парный с ним 103-й псалом больше сосредоточен на жизни духовной.

История написания

Псалмы 102 и 103, 18 и 19, 69 и 70 и прочие являются парными, содержание и смысл их перекликается, при этом они имеют одного автора и дополняют друг друга.

Псалом 102 был написан Давидом, об этом свидетельствует надписание, которое прописано в любом переводе Библии (иврит, греческий, славянский). Время написания и исторический контекст установить сложно, поскольку в самом тексте песни об этом нет информации.

В псалме 102 заложена особая духовная энергия, которая способна положительно повлиять на человека

Предположительно, это было во время мирного правления царя, которое выпадало крайне редко, и в его спокойном состоянии-размышлении о величие Творца. Есть ряд песен, которые были написаны с такими же размышлениями, что говорит о продолжительности мирного периода в Израиле. Возможно, это было в конце правления Давида.

На заметку! В тексте псалма раскрывается описание физического мира, в котором живет христианин.

Толкование псалма

Торжественный и хвалебный тон псалма задает соответствующее настроение при его прочтении - человек начинает хвалить Небесного Отца за все, что Он создал, за Его милость и любовь к человечеству.

Каждый стих песни наполнен хвалой:

  1. Стихи 1-5: псалмопевец начинает раскрывать свои чувства восхищения и славы Господа. Он говорит, что все его существо, т.е. тело и душа полны хвалы, а дела Господа восхищают и поражают его. Творец совершает самые разнообразные дела: милует грешников, исцеляет от душевных и телесных болезней, спасает от смерти, награждает материальными и духовными благами, поддерживает в человеке бодрость, обновляет его силы. Касательно последних строк, скорее всего, Давид тут имел в виду крепость и долголетие патриархов, которые по милости Божьей жили до 100 лет.
  2. Стихи 6-7: Господь предоставил своему отделенному народу (сначала евреям, а после и всем христианам) закон, по которому необходимо жить и проявил свою любовь и заботу о человеке в этом.
  3. Стихи 8-13: Бог никогда не гневается на человека долго, за Его наказанием всегда следует милость, которая также направлена с небес. При этом милость от Господа бесконечна. Благословения Божьи также велики, как и земля от неба - Давид тут использует сравнения с природными явлениями, чтобы максимально показать читателю и раскрыть силы Бога. Он подводит читателей к мысли, что забота Бога о человеке скорее похожа на отцовскую заботу о детях.
  4. Стихи 14-19: при этом сам человек по себе ничто - пыль. Автор снова использует сравнение, но уже с малыми мира сего - цветами, которые быстро исчезают. Тут проводиться параллель между всемогущим и великим Богом и ничто не значащим человеком.
  5. Стихи 20-22: призыв к благословению Творца всем сущим.
Важно! Вся песнь передает восхищение Давида Богом, он не перестает славить Его и превозносить, потому что он понимает, каков Творец и каков человек на самом деле.

Правила чтения

Церковно-славянский вариант псалма обязательно читается в ходе вечерней службы в субботу (утренняя воскресная).

Псалом 102 создан для прославления Господа, поскольку Он заслуживает всей славы на этой земле

Песнь читается торжественно и празднично, чтобы люди могли прочувствовать настроения и выразить в молитве благодарность Господу за все, что Он сотворил. Иначе читать хвалебный псалом просто нельзя.

Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его. Благослови, душе моя, Господа, и не забывай всех воздаяний Его, очищающаго вся беззакония твоя, исцеляющаго вся недуги твоя, избавляющаго от истления живот твой, венчающаго тя милостию и щедротами, исполняющаго во благих желание твое: обновится яко орля юность твоя. Творяй милостыни Господь, и судьбу всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя: Щедр и Милостив Господь, Долготерпелив и Многомилостив. Не до конца прогневается, ниже во век враждует, не по беззаконием нашим сотворил есть нам, ниже по грехом нашым воздал есть нам. Яко по высоте небесней от земли, утвердил есть Господь милость Свою на боявшихся Его. Елико отстоят востоцы от запад, удалил есть от нас беззакония наша. Якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его. Яко той позна создание наше, помяну, яко персть есмы. Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает ктому места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его, и помнящих заповеди Его творити я. Господь на Небеси уготова Престол Свой, и Царство Его всеми обладает. Благословите Господа вси Ангели Его, сильнии крепостию, творящии слово Его, услышати глас словес Его. Благословите Господа вся силы Его, слуги Его, творящии волю Его. Благословите Господа вся дела Его, на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя. Господа.

Но многим прихожанам выражения могут быть непонятны и сложно различимы на слух в силу специфики языка. Для этого можно с собой брать Псалтирь на русском языке и следить по тексту или перечитывать псалом дома:

1 Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя - святое имя Его.

2 Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.

3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;

4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;

5 насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.

6 Господь творит правду и суд всем обиженным.

7 Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым - дела Свои.

8 Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:

9 не до конца гневается, и не вовек негодует.

10 Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:

11 ибо как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его;

12 как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;

13 как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.

14 Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы - персть.

15 Дни человека - как трава; как цвет полевой, так он цветет.

16 Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.

17 Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,

18 и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.

19 Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.

20 Благословите Господа, [все] Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь

21 благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;

22 благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!

Доступный перевод позволяет человеку лучше понять смысл текста и прочувствовать настроение. Это помогает при молитве, когда человек использует слова Давида для выражения похожих чувств и при изучении Святого Писания.

Читать данный текст можно во время утреннего и вечернего молитвенного правила, во время изучения Писания или при особом торжественном и благодарственном настрое сердца. Также его рекомендуют читать при особых заболеваниях:

  1. гинекологических проблемах у женщин;
  2. особых умственных расстройствах;
  3. для рождения здорового ребенка.
Важно! Данный текст создан царем для прославления Господа, поскольку Он заслуживает всей славы на этой земле.

Псалтирь. Псалом 102