Савва сторожевский в чем помогает. Преподобный савва сторожевский

Празднование святому преподобному Савве Сторожевскому было установлено в 1547 году на Московском Соборе и совершается 16 декабря.

30 июля отмечается перенесение мощей преп. Саввы под вновь сооруженную сень,

состоявшееся в 1887 году.

Преподобный отец наш Савва с самых юных лет возлюбил Христа и возненавидел мир. Он пришел к и принял от него пострижение. В иноческом образе он, стремясь к небесным благам, уготованным от Господа угодившим Ему, с особенной ревностию боролся со страстями и упражнялся в добродетелях.

Инок Савва всем казался простым и ничего не знавшим, хотя мудростию превосходил многих мнящих быть мудрыми – прежде всех входил в церковь и после всех из нея исходил, такое было у него умиление, что он не мог удерживаться от сильного плача и рыдания во время божественной службы: видя такое умиление и плач, отцы дивились и прославляли Благодетеля Бога. За высокую духовную опытность Преподобный пользовался у всех большим уважением, так что его назначили духовником братии, и также, по просьбе братии, он некоторое время исполнял обязанности игумена Троицкой обители.

Утвердившись в добродетелях, преподобный Савва стяжал себе добрую славу и уважение князей. Христолюбивый князь Георгий (Юрий) Дмитриевич пришел в обитель преподобного Сергия к блаженному Савве и упросил его создать в его вотчине на удобном месте обитель. Тогда Савва оставил обитель преподобного Сергия и поселился в пустынном месте на горе, называемой Сторожи, в верховьях Москвы реки, близ Звенигорода, верстах в пятидесяти от царствующего града Москвы; это место он избрал для будущей обители.


Здесь святой Савва жил в совершенном безмолвии и уединении, терпя холод и зной. Недолго, однако, Преподобному пришлось жить одному. Молва об его подвигах и святой жизни начала быстро распространяться, и к святому Савве стали приходить отовсюду иноки и миряне с просьбами руководить ими в духовной жизни. Всех, приходивших к нему, Преподобный принимал с любовью, подавая им пример в смирении и иноческих трудах: сам черпал в реке воду, носил ее на своих плечах на высокую гору, и исполнял другие необходимые работы. Этим он хотел приучить братию к труду, чтобы они не губили своих дней в праздности, которая мать всех пороков.

После этого христолюбивый князь Георгий Дмитриевич дал Преподобному необходимые средства для сооружения храма, и Савва воздвиг храм в честь честного и славного Рождества Пречистыя Богоматери и устроил обитель, чудную и великую, для душеспасительного пребывания в ней иноков.

Преподобный был добрым пастырем собранного в этой обители стада Христова и, возведя его на духовную пажить, утвердил его во многих добродетелях.


И сама жизнь Преподобного сияла добродетелями, так что Господу угодно было еще при жизни прославить его даром предвидения.

В 1399 году князь Георгий Дмитриевич должен был, по повелению брата своего великого князя, идти на войну против болгар. Перед выступлением в поход пришел он в обитель преподобного Саввы просить у него благословения. Святый старец, помолившись о нем и благословив его крестом, пророчески изрек: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатию Христовою здрав возвратишися в свое отечество».


Приняв потом начальство над войсками великокняжескими, Георгий с благословением старца вышел против неприятелей, в продолжении трех месяцев вел сражения и во всех одержал победу. По возвращении Георгий первым делом поспешил в обитель преподобного Саввы и принес благодарение Богу, который даровал ему победу по молитвам святого старца.

Достигнув преклонных лет, святый Савва впал в болезнь, и созвав братию, довольно научил их в Божественных Писаниях, убеждая их хранить телесную чистоту и непрестанно пребывать в посте и молитвах. После сего Преподобный, поставив над ними игуменом одного из своих учеников, заповедал всем братиям пребывать у игумена в послушании и повиновении. Преподав всем мир и последнее целование, святой Савва в добром исповедании предал душу свою в руце Божии в 3-й день декабря месяца.

Весть о преставлении святого угодника быстро разнеслась по окрестностям, и все христолюбивые граждане Звенигорода, как знатные, так и простой народ, с великою любовию собрались на погребение почившего святого, неся с собой недужных и больных. Совершив над почившим надгробное пение, с честию похоронили его в созданной им церкви Рождества Пресвятой Богородицы.

Честные мощи преподобного Саввы доныне источают многие и различные исцеления всем, с верою к ним притекающим, во славу Христа Бога нашего, творящего через Своих угодников, и по преставлении их, преславные чудеса. Господу нашему слава, ныне и присно и во веки веков. Аминь



Воспоминание явления преподобного Саввы

в Отечественной войне 1812 года

Это произошло в 1812 году, во время Отечественной войны с французами. Во время движения вражеских войск к Москве, принц Евгений Богарне, пасынок Наполеона, вице-король Италийский, с 24-тысячным отрядом подошел к Звенигороду. 12 сентября на подступах к городу русский отряд казаков под командованием Ф. Ф. Винценгероде вступил в сражение с многократно превосходившими силами неприятеля. Шестичасовой бой происходил в непосредственной близости от стен Саввина Сторожевского монастыря. Враг был вынужден приостановить свое движение, и только вечером Богарне вместе со своим штабом вступил в монастырь. Французы заняли комнаты в Сторожевской обители, рассеялись по монастырю и начали грабить обитель. Но сам преподобный своим явлением устрашил и вразумил дерзких грабителей. Случилось это так. Когда вечером принц Евгений, не раздеваясь, лёг и уснул, вот, наяву или во сне – он сам не знал того – увидел, что в комнату входит какой-то благообразный старец в чёрной длинной монашеской одежде и подходит к нему так близко, что было возможно при лунном свете рассмотреть черты его лица и грозный его взгляд. Явившийся сказал: «Не вели войску своему расхищать монастырь, особенно уносить что-либо из церкви; если ты исполнишь мою просьбу, то Бог помилует тебя, и ты возвратишься в своё отечество целым и невредимым». Устрашённый видением, принц отдал утром приказ, чтобы основные силы его отряда не заходили в монастырь, а сам вошёл в соборную церковь и при гробе преподобного Саввы увидел образ того, кто являлся ему ночью, и, узнав, чей это образ, с благоговением поклонился мощам преподобного и записал о случившемся в своей книжке. Потом принц велел запереть соборный храм, запечатал его своею печатью и приставил к дверям храма стражу из тридцати человек.

Согласно предсказанию преподобного Саввы, принц Евгений, в отличие от всех остальных главных военачальников Наполеона, остался цел и нигде в сражениях после того не был даже ранен.


Но на этом история не закончилась. Она имеет своё не менее удивительное продолжение в наше время. Весной 1995 года в Звенигородский музей (тогда об открытии монастыря ещё речи не было) приехала монахиня одного из православных французских монастырей Елисавета – представительница рода Богарне. Тогда матушке было уже более 70 лет. Она рассказала, что в роду герцогов Лихтенбергских (потомков сына принца Евгения Богарне – Максимилиана) существует семейное предание о том, что преподобный Савва не только предсказал Евгению Богарне возвращение невредимым из России, но добавил ещё одну фразу, о которой не сказано ни в одном издании. Он сказал: «Твои потомки вернутся в Россию». И это пророчество исполнилось. В 1839 году в Россию, на праздник, посвящённый годовщине Бородинской битвы, приехал сын Евгения Богарне – Максимилиан, герцог Лихтенбергский. От него в России и узнали историю, произошедшую с принцем Евгением Богарне в Саввином Сторожевском монастыре в далёком уже 1812 году. Герцог Максимилиан, вместе с Императорской семьёй посетил Сторожевскую обитель и поклонился мощам преподобного Саввы, как и обещал своему умирающему отцу. В том же году он сделал предложение Великой Княжне Марии Николаевне, любимой дочери Государя Николая I. После получения Высочайшего согласия на брак герцог принял Православие, и после свадьбы молодожёны поселились в Санкт-Петербурге, где на Невском проспекте и сейчас можно видеть дворец герцогов Лихтенбергских. Потомки Максимилиана жили там до революции. Летом 1917 года семья герцогов Лихтенбергских уехала во Францию к родственникам, взяв с собой ценные вещи и бумаги, продав земли и часть недвижимости. Октябрьский переворот застал их в Париже. Лихтенбергские живут во Франции почти весь ХХ век, но, по словам матушки Елисаветы, практически все они – православные, и носят русские имена. А преподобного Савву почитают, как своего небесного покровителя.

Есть версия, что, уже находясь на смертном одре, вице-король Италийский Евгений Богарне был крещён по православному обряду с именем Евгений. И уже абсолютно исторический факт – вскоре после наполеоновских войн недалеко от Парижа была построена часовня во имя преподобного Саввы. Савва Сторожевский – один из немногих (если не единственный) из русских святых, известных и почитаемых во Франции в XIX веке, причём не только жившими в Париже русскими, но и французами.

«Всем грешным прибежище»

Эти слова означают, что, по слову Господа (Ин. 6, 37), никого из приходящих к нему преподобный Савва не отвергал: но любой человек, независимо от возраста и состояния, осознающий себя согрешившим перед Богом, мог рассчитывать на сострадательное внимание святого игумена. Всему научился преподобный Савва у своего наставника, преподобного Сергия Радонежского, а в одном превзошел его: сам Сергий поставил Савву духовником братии, сам исповедовался у него.

Благодать совершения Таинств, и в том числе Таинства Исповеди, есть у каждого священника. Но не ко всем одинаково стремится народ, не у всех спрашивают совета в сложных жизненных ситуациях, когда потребна глубокая мудрость.

Преподобные Сергий и Савва обладали не только мудростью, приходящей с опытом, но и даром прозорливости от Бога. Им были открыты глубины душ человеческих. Успокоить, утешить грешника, обещать ему прощение – великое дело. Но ошибочно видеть в этом потакание греху, как некоторые говорят: «У православных легкая жизнь: согрешил – покаялся». Не таков был дух Преподобного. Он знал, что «нет человека, который не согрешил бы» (2 Пар. 6, 36), но произвольное коснение в грехе не могло найти у него оправдания.

«Домострой» – религиозный текст, по которому жили русские люди в век прославления преподобного Саввы, – указывает необходимые условия для спасения человека в Судный день Христов: «Кто не по-Божьи живет, не по-христиански, чинит всякую неправду, насилие и обиду… или нечестно судит, или неправедно производит розыск, или ложносвидетельствует… всякие непотребные дела творит: блуд, распутство, сквернословие, срамословие… точно будут все в аду и прокляты будут на земле, ибо за все грешные дела хозяин такой Богом проклят, и обиженные им вопиют к Богу. И своей душе погибель, и дому запустение… и милостыню их от неправедного богатства не приемлет Бог ни при жизни их, ни после смерти. Если хочешь от вечной муки избавиться, отдай неправдой захваченное обиженному и впредь обещай не поступать так».

Много было ктиторов и жертвователей у Саввино-Сторожевского монастыря, много имен поминали монахи в своих синодиках. Но только тех из них поминал и прозорливец Савва своими устами, кто имел «желание каятися», по слову молитвы. Такой человек, если еще и не мог отстать от прежних дел, то всей душой желал этого и томился, и не оправдывал себя ни в чем. Такому человеку был святой Савва «прибежищем», будь он царь или простолюдин.

Благодаря этой всеохватности своей любви был назван Звенигородский игумен «всея России Чудотворцем». За то, что он не чуждался власть имущих, общение с которыми всегда является испытанием как для смирения монаха, так и для его твердости, а при этом оставался простым русским мужиком, таскавшим дрова и воду на перетруженных плечах.

«Всея России Чудотворец», преподобный Савва во время своего прославления, в грозный XVI век уже стал символом единения Руси. Хотя народ церковный чтил Савву всегда, его имя периодически выпадало из памяти общественной: между временем князя Юрия и царя Ивана, между правлениями царя Феодора и царя Алексия, после 1917 года и до наших дней. Но это имя всегда чудно возрождалось, как весеннее солнце является после зимы.

«Единение» на церковно-славянском языке значит «собор». Собор как православный храм есть символ единения. Символами монолитного единства в духе стали Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря и Троицкий собор Сергиевой Лавры. Как икона духовного единства народа «от мала до велика» был построен Покровский собор на Красной площади в Москве. Как памятник ратного единения русских людей в войну 1812 года возведен на народные деньги храм Христа Спасителя. История готовит новые испытания действительного единства нашей страны, и если цели людей не укоренены в вечности, связи между ними едва ли окажутся достаточно крепкими.

Памятник преподобному Савве открыт у входа в Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде в августе 2007 года.

Акафист преподобному отцу нашему Савве игумену Сторожевскому Звенигородскому чудотворцу

Кондак 1

Избранный от Воеводы и Господа воинств небесных, преподобне отче наш Савво, силою Креста Господня победивый напасти, яже от диавола, мира и плоти, яко имея дерзновение ко Господу, от всяких искушений, бед и наветов вражиих молитвами твоими сохраняй нас, похвальная с любовию тебе воспевающих:

Икос 1

Ангел во плоти явился еси на земли, преподобне Савво, от юности бо возлюбив Бога, равноангельному поревновал еси житию учителя твоего, преблаженнаго Сергия и послужив Господеви в правде и преподобии во вся дни живота своего, по исходе нетлением телесе сияеши. Вси убо благоговейно чтуще тя, воспеваем сице:

Радуйся, истинный святаго учителя твоего ревнителю;

Радуйся, земный Ангеле и небесный человече.

Радуйся, верный слуго Господень;

Радуйся, усердный чистоты и воздержания хранителю.

Радуйся, зерцало веры благочестивыя;

Радуйся, образе кротости духовныя

Радуйся, пустынно жителей красото;

Радуйся, иноков наставниче.

Радуйся, многим ко спасению путеводителю;

Радуйся, скорый помощниче притекающим к тебе с верою.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 2

Видя, яко в мире сем всяческая суета и тление, потщался еси тесным и прискорбным путем течение жизни сея совершити; вселився во обители преподобнаго Сергия, и от него прияв ангельский образ, поревновал еси богомудрому его смирению и трудолюбию, и купно с ним день и нощь воспевал еси Спасителю, всех Богу: Аллилуия.

Икос 2

Разум и сердце покорив Христу Спасителю, глаголющу: «Иже хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возьмет крест свой, и по Мне грядет», – невозвратно отвратил еси лице свое от мира сего, яко от Вавилона греховнаго, и презрев вся красная и благая его, водворился еси в пустыни, чая Бога, спасающаго воителей Своих. Ныне же предстоиши Престолу Божию, наслаждаяся небесных благ, и велие дерзновение имея ко Господу, не забуди нас, к раце мощей твоих усердно притекающих и восхваляющих тя:

Радуйся, житейских сует и мирских соблазнов избежавый;

Радуйся, иноческое безстрастие и безмолвие стяжавый.

Радуйся, вся благая земли, Небеснаго ради Царствия, за уметы вменивый;

Радуйся, равноангельное житие до конца возлюбивый.

Радуйся, возненавидевый мира сего греховную сладость;

Радуйся. восприемый обетование непрестающия жизни.

Радуйся, облеченный славою Небеснаго Царствия;

Радуйся, сокровище некрадомое и нетленное обретый.

Радуйся, о Церкви Христовой, на земли воинствующей, молитвенниче небесный;

Радуйся, о всех верных, на поклонение к тебе притекающих, предстателю.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 3

Силою, излиянною на тя свыше, возшед на высоту добродетелей, постом и бдением, молитвами и целомудрием, яко многоценным венцем благоустроения иноческаго, повсюду просиял еси: сего ради вси велика и преславна тя почитаху. Ты же, бегая славы от человек, пребывал еси яко един от простых, труждаяся паче всех и поя хвалу единому, в Троице славимому Богу: Аллилуия.

Икос 3

Имеяй душу смиренномудрия исполнену, аще и устрашаяся бремене начальства, обаче не преслушав воли Божия, приял еси порученное тебе стадо Христово и добре в пасении его пребыл еси. Ныне же, выну предстоя Престолу Божию, благоспоспешествуй молитвами твоими всем, взывающим к тебе:

Радуйся, безпрекословный воли учителя твоего исполнителю;

Радуйся добрый стада Христова наставниче.

Радуйся, возлюбленный паче многих избранником Божиим Сергием, от него же не утаися святыня твоя;

Радуйся, благовонный крине вертограда церковнаго.

Радуйся, светлый сосуде Божественныя благодати;

Радуйся, светильниче, не скрывыйся под спудом, но на свещнице поставленный.

Радуйся, честное Святаго Духа селение;

Радуйся, преподобных светлое украшение.

Радуйся, иноков в подвизех постнических укрепляяй;

Радуйся, заблуждшим путь спасения показуяй.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 4

Бурю страстей и искушений вражиих, препобеждая постом, бдением и молитвами, утолил еси до конца. Ныне убо причащаяся славы небесныя со всеми святыми, предстоиши Царю славы и поеши купно с ними: Аллилуия.

Икос 4

Слышаще ближнии и дальнии богоугодное твое житие, стекахуся от окрестных стран к тебе, пользы ради: ты же всех любезно приемля, согревал еси сердца их Божественною любовию. К тебе убо и мы припадающе, молим: настви ны, яко отец чада своя, на стези спасения; и не забуди взывающих к тебе:

Радуйся, всем прибегающим к тебе наставниче предобный;

Радуйся, ищущим успокоения совести собеседниче претихий.

Радуйся, унывающих душ утешителю пресладкий;

Радуйся, кающихся со умилением ходатаю преусердный.

Радуйся, заблуждающих исправителю прекроткий;

Радуйся, беззаконных обличителю незлобивый.

Радуйся, к воздержанию и целомудрию путеводителю неослабный;

Радуйся, борющимся со страстьми помощниче неутомимый.

Радуйся, праваго пути веры и благочестия уазателю неложный;

Радуйся, молящимся тебе от гнева Божия защитниче неотступный.

Радуйся отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 5

Боготечная звезда явился еси, преподобне отче Савво, от мрака греховнаго хотящим прейти к Солнцу правды, ясно путь показующая. Темже молим тя: просвети и наша сердца, страстьми житейскими омраченная, и способствуй нам достойно воспевати Богу: Аллилуия.

Икос 5

Видя благоверный князь Георгий смиренномудрие твое, яко уклонился еси от начальствнныя власти во обители учителя твоего, устремляяся к пустынному безмолвию, той умоли тя, да вселишися на горах, глаголаемых Сторожи, Ты же, изволяя благое послушание явити благому желаию и обитель иноческую зде составили хотя, рекл еси со Пророком: «Се покой мой, зде веселюся, яко изволих». И скоро на месте сем храм Пресвятыя Богородицы создася, В немже ныне нетлением мощей твоих блаоухаеши и немолчно ко Господу вопиеши о возглашающих к тебе сицевая:

Радуйся, горлице пустыннолюбная и добровидная.

Радуйся, пустыни доброе прозябение,

Радуйся, цвете присноцветущий;

Радуйся, смиренномудрием и всякими добродетельми страну сию облагоухавший.

Радуйся, благополезно и мудро прошение князя совершивый;

Радуйся, церковь прекрасну зде во славу Рождества Богородицы соорудивый.

Радуйся, пустыню во обитель иночества претворивый;

Радуйся, стаду твоему верный наставниче.

Радуйся, всем притекающим к тебе мир и благословение от Господа молитвами твоими низводящий;

Радуйся, о всех градех и весех российских молитвенниче неусыпающий.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 6

Проповеди Евангельския послушав: «Не пецытеся душею вашею, что ясте, или что пиете; ни телом вашим, во что облечетеся», – упразднил еси сердце твое от житейских забот, питаяся былием пустынным и малоценныя ризы нося. Сего ради нетления одеждою одеялся еси по преставлении твоем, юже от Христа Бога получити и нам испроси, вопиющим Ему: Аллилуия.

Икос 6

Возсиял еси, яко Богосветлое светило, во стране Рссийстей, всеблаженне отче Савво, озаряя нас лучами добродетелей и чудес твоих, темже вопием ти:

Радуйся, дарованиями Святаго Духа сияющий члене Церкве Христовы;

Радуйся, преизобилующий истинным к Богу умилением.

Радуйся, подражателю преподобных в совершенном терпении;

Радуйся, подвигов иноческих ревнителю.

Радуся, страсти греховныя, силою благодати, себе умертвивый;

Радуйся, нищеты и нестяжания образе.

Радуйся, светлое святыни зерцало;

Радуйся, всех добродетелей рачителю.

Радуйся, немощных целебниче;

Радуйся, жезле, падающих подкрепляющий.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 7

Хотящу благоверному князю Герогию воинстовати на супостаты, благословение преподал еси, отче, на одоление, глаголя пророчески: «Изыди, благоверный княже! Господь ти поможет, и врагов твоих одолееши, и благодатию Божиею здрав возвратишися в отечество твое!», – еже и бысть по глаголу твоему. Он убо, возвратився от брани с победою и славою, и многими дарми снабдевая обитель твою, воспеваше благодарственно дивному во святых Своих Богу: Аллилуия.

Икос 7

Новый подражатель древних ратоборцев на страсти плотския явился еси, отче Савво: от юности бо ум твой вперив к Богу, яко столп веры непоколебимый, даже до старости маститыя пребыл еси в распинании плоти своея со страстьми и похотьми. Сего ради не можаху силы бесовския запинати ногама твоима, ниже успеваху устрашати тя издалеча, от ихже наветов и напастей соблюди неврежденных и нас, торжественно воспевающих тебе:

Радуйся, лику древних постников сопричтенный;

Радуйся, всенощными молитвами и бдением всю прелесть бесовскую посрамивый.

Радуйся, чистоты и воздержания хранителю;

Радуйся, страстей душевных и телесных победителю.

Радуйся, воине Христов неустрашимый;

Радуйся, обдержимым бесовскою силою надежный врачу.

Радуйся, надменных мудрованием плоти к покорению глаголам Божиим приводяй;

Радуйся, всем напаствуемым от духа льсти духовное зрение и трезвение подаваяй.

Радуйся, духа вражды и любоначалия от притекающих к тебе прогоняяй;

Радуйся, яко ходатайством твоим даров Святаго Духа, в воинствовании Христовом укрепляющих, сподобляемся.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 8

Странное чудо сотворил еси, предивный отче Савво, егда нечестивии хотяху расхитити достояние церкви твоея. Они, яко татие, устремляхуся оконцем, еже бе у гроба твоего: зде же велия гора, показася им, на нюже взыти несть мощно. Со студом убо возвращшеся отсюду, последи же раскаявшеся, с воплем и слезами, грех свой исповедаша пред всеми, и скоро путь неправды оставльше, в покаянии прочее пожиша, с верою вопиюще Богу: Аллилуия.

Икос 8

Весь был еси в Бозе, еще сый на земли, в подвизех иноческаго жития: предстоящу бо ти пред лицем Господним на Божественной службе, зримо бываше воспламенение чудное в лице твоем от молитвеннаго в дусе горения к Богу. Овогда же в толиком бе умилении душа твоя, яко источатися потокам слезным от очес твоих неудержимо, ихже ради единонравна тя зряху быти со пророком, глаголющим: «Быша слезы моя мне хлеб день и нощь». Обаче, велие стяжав дерзновение к Богу, не забуди и нас, со слезами печали о гресех своих к твоему заступлению притекающих и вопиющих к тебе:

Радуйся, огнем Божественныя любве ветхаго человека в себе попаливый;

Радуйся, во плоти, аки безплотен, на земли поживый.

Радуйся, живыми и спасительными слезами огнь похоти угасивый;

Радуйся, горния радости и блаженства ангельскаго сопричастниче.

Радуйся, за премногую любовь твою к Богу Отцу славою и честию препрославленный;

Радуйся, за глубокое смирение твое от Христа, Сына Божия, венцем нетления увенчанный.

Радуйся, за чистоту и безстрастие ангельское от Пресвятаго Духа осиянный;

Радуйся, пречестная обитель Троицы.

Радуйся, Божия Матере служителю верный и неусыпаяй;

Радуйся, в храме Ея горе возносивыйся духом, и ныне телом паки пребываяй.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 9

Всякие беды и скорби избави нас, преподобие отче Савво, твоими теплыми к Богу молитвами, и испроси нам вся ко временной и вечной жизни потребная, да сподобимся горняго. Иерусалима достигнути и купно с тобою воспевати Богу: Аллилуия.

Икос 9

Витии многовещаннии недоумеют достойно восхвалити тя, богомудре Савво: кто бо доволен разумети вся борения твоя с миродержители тьмы века сего? Или кто изочтет труды, болезни и подвиги твоя, в нихже пустыннолюбное житие совершал еси? Обаче мы, любовию твоею побеждаеми, благодарне тебе зовем:

Радуйся, закона Божия исполнителю всеусердный;

Радуйся, чистотою и целомудрием многоценнаго бисера честнейший.

Радуйся, в терпении и борении противу плоти адаманта твердейший;

Радуйся, смиренномудрием и кротостию паче славных земли прославленый.

Радуйся, борющимся со страстьми и похотьми помощниче непобедимый;

Радуйся, в трудех, бдении и воздержании великим постником подражателю ревностнейший.

Радуйся, в духовной мудрости наставниче благоискуснейший;

Радуйся, подвигов иноческих показателю рачительнейший.

Радуйся, другу Божию преподобному Сергию единонравный;

Радуйся, к лику другов Божиих на Небеса преселивыйся.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 10

Спастися хотяще вернии от различных напастей и бед мира сего, тебе теплаго предстателя и молитвенника к Богу предлагаем: не тщетну сотвори нашу надежду на молитвы твоя, но ходатайством твоим избави нас от лютых бед, напастей, искушений и скорбей, да несмущенно, от избытка сердца, глаголем всегда Богу: Аллилуия.

Икос 10

Стену тя тверду и молитвенника изрядна стяжав, святая обитель твоя и вси страны Российския заступлением твоим хвалятся. Темже и мы грешнии, ко гробу твоему притекше, яко чада отца, молим: заступи и сохрани нас от искушений и скорбей, бед и напастей молитвами твоими, да взываем ти радостно:

Радуйся, благовонный крине райскаго вертограда;

Радуйся, кипарисе, верных сердца благовонием услаждающий.

Радуйся, древо благосеннолиственное, имже обитель твоя покрывается;

Радуйся, неусыпный молитвенниче, желания верных во благих исполняяй.

Радуйся, надеждо и отишие в мори жития сего плавающих;

Радуйся, твердое ограждение и прибежище усердно Богу работающих.

Радуйся, неисчерпаемый источниче исцелений;

Радуйся, струе, напаяющая и веселящая жаждущих правды.

Радуйся, яко в скорбех житейских и обстояниих сподобляемся твоего заступления;

Радуйся, всех усердно притекающих к тебе от искушений и бед скорое избавление.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносим ти, преблаженне отче Савво, и со дерзновением молим: вознеси ко Господу о спасении душ наших твою святую молитву, да сподобимся вечно в радости блаженней воспевати Богу: Аллилуия.

Икос 11

Светоподательными лучами блистает житие твое, отче наш Савво: всякия бо добродетели Евангельския является в тебе исполнение, темже и глаголем:

Радуйся, сугубыя ради нищеты богатство небесное обретый;

Радуйся, плачем и умиления слезами утешение вечное приявый.

Радуйся, алкавый и жаждавый правды, ныне же насыщаяйся райским блаженством;

Радуйся, милостивым обещанное воздаяние улучивый.

Радуйся, чистотою сердца твоего лицезрения Божия достигнувый;

Радуйся, миротворениями многими в лице сынов Божиих быти сподобивыйся.

Радуйся, терпением правды ради в Царство Небесное водворивыйся;

Радуйся, образом кротости, тихости и незлобия поучение сущим в озлоблении подаваяй.

Радуйся, примером братолюбия ко исканию не своих си, но яже ближняго, и наш сердца утверждаяй;

Радуйся, всех со страхом работающих Господеви радосте.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 12

Благодать, данная ти от Бога, целити недуги душевныя и телесныя, созывает верных ко всечестным мощем твоим: при нихже и малое моление приносящим велия благодать от Бога подается, юже приемлюще, друг со другом радостно Богу возглашаем: Аллилуия.

Икос 12

Поюще велия твоя, досточудне отче, подвиги и труды, ублажаем приснопамятное успение твое: аще бо и преставился еси от нас, но жив сый и по смерти, не отступаеши от нас духом: обаче и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда. К тебе убо припадаем, тебе молимся и восхваляем тя сице:

Радуйся, в вере и любви божественной благоговейно от юности и благочесно до маститыя старости поживый;

Радуйся, многотрудныя и разнообразныя во иночестве подвиги добре совершивый.

Радуйся, яко совершеннаго освящения от Духа Святаго исполнен еси;

Радуйся, чудному учителю твоему уподобивыйся всецелою чистотою и святостию.

Радуйся, яко с богомудрым Сергием на Небесех присно ликуеши;

Радуйся, яко с ним купно Бога о нас грешных умоляеши.

Радуйся, яко нетлением мощей твоих, аки трубою, проповедуется будущее всех воскресение;

Радуйся, стране сей и всему отечеству нашему многоценное украшение.

Радуйся, яко тобою монахов множества в подвизех своих укрепление приемлют;

Радуйся, яко ходатайством твоим вернии и в молвах житейских спасаются.

Радуйся, отче наш Савво, чудотворче преславный.

Кондак 13

О преславный чудотворче и скорый заступниче наш, блаженне отче Савво! Малое сие от нас приношение ныне приими, испроси нам у Христа Бога утверждение в вере и братолюбии, еже быти неврежденным от всяких искушений, бед и напастей, и во грядущем веце мук вечных избавитися всем, вопиющим Ему: Аллилуия.

Сей кондак глаголется трижды, затем икос 1и кондак 1

Молитва преподобному Савве

О пречестная и священная главо, Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея, и о всех, по духу, чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу, и не презри, верою и любовию чтущих тя. Испроси, предстательством твоим, у Царя царствующих мир Церкви, под знаменем Креста воинствующей, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление; плененным отраду и возвращение; болящим исцеление; малодушным упокоение; заблуждшим исправление; согрешающим дух сокрушения; бедствующим и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих; споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении; и всех управи, в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя; идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Тропарь, глас 8

Пустыни явился еси доброе прозябение, Преподобне: от юности бо изволил еси чистое житие, духовному твоему учителю последуя, и того учением ум к небесным вперив, и стаду твоему премудр наставник показался еси; тем и Христос, яко пресветла тя светильника, чудесы обогати: Савво, отче наш, моли спастися душам нашим.

Многими молитвенниками богата была русская земля. Один из самых известных современников преподобного Сергия Радонежского - его ученик Савва Сторожевский. Он по сей день пользуется заслуженной славой и любовью верующих.


История жизни

Еще юношей пришел в монастырь, потому что всю свою жизнь решил посвятить Господу. Мысли его уже тогда пребывали только лишь в Царстве небесном, поэтому святой всегда выходил из храма позже всей братии. Такая преданность Христу не могла остаться незамеченной. Монахи сделали Савву Сторожевского своим духовником - это очень почетная обязанность и большая ответственность.

  • Очень быстро о духовных дарах инока стало известно окружающим. К нему стали приходить князья и простой люд - все просили мудрого совета в духовной жизни. Хотя монах любил молиться в уединении, это не всегда ему удавалось.
  • Преподобный постоянно находился в трудах - сам носил воду из реки, подавая пример другим жителям монастыря. Ведь лень и праздность являются началом многих грехов.
  • Князь поручил мудрому священнику основать новую обитель, что он и сделал. Монастырь был построен и освящен в честь Рождества Девы Марии.

Уже при жизни преподобный обладал даром предвидеть грядущие события. Например, он предсказал князю Георгию победу в сражениях с болгарами. Спустя несколько месяцев так и произошло, первым делом воины пришли благодарить своего наставника.

Скончался старец в преклонных летах. В летописях точно не указана дата его рождения. Умер он в 1407 г. Церковь прославила его как святого через сто с лишним лет. Мощи Саввы Сторожевского в настоящее время находятся в Саввино-Сторожевском монастыре, который был основан самим преподобным.


Святая обитель

Хотя в нашей стране великое множество монастырей, есть самые знаменитые. Они прославлены благодаря великим подвижникам, которые жили в их стенах. Такой обителью является Саввино-Сторожевский монастырь. Находится знаменитое место паломничества в Звенигороде, основана обитель в конце 14 в.

Начиналось все по просьбе местного князя с одной деревянной церквушки, которая стояла на горе Стороже. Поначалу Савва жил там один в своей пещерке, но вокруг него собирались единомышленники.

  • Монастырь находился в стратегически важном месте, являясь защитой Московской области с западной стороны. Здесь любили молиться многие представители царской семьи - Иван Грозный, Алексей Михайлович и др.
  • После кончины великого монаха сюда была проложена специальная дорога, по которой цари приезжали в обитель на моление. Сейчас это Рублево-Успенская трасса.
  • В монастыре хранились великие святыни - Иверская икона Божией Матери, Владимирский образ Богородицы.
  • Обитель благополучно пережила многие страшные времена, но в годы революции большевиков все же была закрыта.
  • Здесь находился огромный колокол, чей благовест было слышно даже в столице, но большевики уничтожили его.

Возрождение монашеской жизни началось в 1995 г., сегодня здесь проживают несколько десятков монахов.


Почитание

В православной культуре принято приобретать для дома лики святых. Люди верят, что эти святыни способны защитить их, подарить душевный покой. Икона Саввы Сторожевского пишется в традиционном восточном стиле.

Прямо на молящегося смотрит старец с длинной бородой, волосы с проседью немного вьются, лоб открыт.

  • Изображен монах на золотистом фоне - это символ райских обителей, где будут обитать души праведников. Православная Церковь верует, что там находятся святые, которые своими молитвами могут помогать живущим на земле.
  • Монашеская мантия накинута поверх облачения, она символизирует ангельскую душу тех, кто отрекается от грешного мира.
  • Правой рукой наставник благословляет верующих, в левой держит свиток (символ мудрости и просвещенности Духом Святым).

Перед образом можно не только произносить молитву святому, но и петь акафист Савве Сторожевскому. Это поможет преодолевать страсти, сосредоточиться на том, что действительно важно - жизни духа, его воспитания в христианских добродетелях.

Чтобы приложиться к святым мощам, верующие стараются совершить паломничество в храм Саввы Сторожевского, он находится в Звенигороде. Там можно посетить скит, где который находится немного в стороне от монастыря, среди леса. Именно над оврагом, где совершались молитвенные подвиги, был возведен храм. Это сделано ради сохранения памяти подвижника православной веры. Средства на строительство были пожертвованы одним достойным купцом.

Здесь была начата традиция крестного хода, который совершается в день церковной памяти преподобного. Сюда приезжали для молитвы многие известные люди. Сегодня монахи стараются вести такую же строгую жизнь, образец которой показал преподобный Савва. Считается, что по молитвам преподобному можно исцелиться от болезней тела, обрести душевный покой, найти правильный путь в жизни. Молитвами преподобного Саввы, помилуй нас, Господи!

Текст православной молитвы Савве Сторожевскому

О пречестная и священная главо! Небеснаго Иерусалима гражданине, Пресвятыя Троицы обиталище, преподобне отче Савво! Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, молися о стаде ограды твоея и о всех по духу чадех твоих. Не премолчи вопия за ны ко Господу и не презри верою и любовию чтущих тя. Испроси предстательством твоим у Царя царствующих мир Церкви, под знамением креста воинствующей, архиереом святительства благолепие, монашествующим доброе в подвизех течение; святей обители сей, граду сему и всем градом и странам охранение; миру безмятежие и мир, глада и пагубы избавление; старым и немощным утешение и подкрепление, юным и младенцам благое в вере возрастание, в Евангельском учении твердое обучение, и в чистоте и целомудрии пребывание; вдовицам и сиротам милость и заступление, плененным отраду и возвращение, болящим исцеление, малодушным успокоение, заблуждшим исправление, согрешающим дух сокрушения, бедствующим, и всем, благодатной помощи требующим, благовременну помощь. Не посрами нас, к тебе с верою притекающих, споспешествуй, яко чадолюбивый отец чадам, и нам понести иго Христово во благодушии и терпении, и всех управи в мире и покаянии скончати живот свой непостыдно и преселитися со упованием во обители небесныя. Идеже ты, по трудех и подвизех, ныне водворяешися со Ангелы и Святыми, зря и прославляя Бога, в Троице славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Савва сторожевский - храм, икона, мощи was last modified: Июнь 6th, 2017 by Bogolub

Икона преп. Саввы Освященного

Хромолитография Н. Индутного

Императорского

Православного Палестинского Общества

Краткий вариант жизнеописания святого, часто публикуемый в церковных православных календарях, даёт общую картину о подвигах преп. Саввы.

«Преподобный Савва Освященный родился в V веке в Каппадокии в благочестивой христианской семье Иоанна и Софии. Его отец был военачальником. Уехав по делам службы в Александрию, он взял с собой жену, а пятилетнего сына оставил на попечение дяди. Когда мальчику шел восьмой год, он поступил в находившийся поблизости монастырь святой Флавианы. Одарённый ребенок скоро научился читать и хорошо изучил Священное Писание. Напрасно родители уговаривали святого Савву вернуться в мир и вступить в брак.

В 17 лет он принял монашеский постриг и так преуспел в посте и молитвах, что был удостоен дара чудотворений. Проведя десять лет в обители Флавианы, преподобный отправился в Иерусалим, а оттуда в обитель преподобного Евфимия Великого . Но преподобный Евфимий направил святого Савву к авве Феоктисту , настоятелю близлежащего монастыря со строгим общежительным уставом. В той обители пробыл преподобный Савва послушником до 30-летнего возраста.

После смерти старца Феоктиста, его преемник благословил преподобного Савву затвориться в пещере: лишь в субботу святой покидал затвор и приходил в обитель, участвовал в Богослужении и принимал пищу. Через некоторое время преподобному разрешили совсем не оставлять затвора, и святой Савва подвизался в пещере в течение 5 лет.

Преподобный Евфимий внимательно следил за жизнью юного инока и видя, как он духовно возрос, стал брать его с собой в пустыню Рув (у Мертвого моря) . Они выходили 14 января и пребывали в ней до Недели Ваий. Преподобный Евфимий называл святого Савву отроком-старцем и заботливо воспитывал его в высших иноческих добродетелях.

Когда преподобный Евфимий отошел ко Господу (+ 473), святой Савва ушел из Лавры и поселился в пещере близ обители преподобного Герасима Иорданского (+ 475; память 4 марта). Через несколько лет к преподобному Савве стали собираться ученики - все, кто хотел иноческой жизни. Так возникла Великая Лавра. По указанию свыше (через огненный столп) иноки устроили в пещере церковь.

Преподобный Савва основал еще несколько обителей. Многие чудеса были явлены по молитвам преподобного Саввы: среди Лавры забил источник, во время засухи пролился обильный дождь, происходили исцеления больных и бесноватых. Преподобный Савва написал первый устав церковных служб, так называемый "Иерусалимский", принятый всеми Палестинскими монастырями. Святой мирно преставился к Богу в 532 году» .

Наиболее подробное житие святого, описано в 555 году в труде Кирилла Скифопольского - древнего церковного писателя, который в своих трудах основывался на свидетельствах учеников преп. Саввы. Греческий текст жития преподобного Саввы Освященного содержался в книге Кирилла Скифопольского под общим названием «Ecclesiae Graecae monumenta». В 1823 году этот труд был переведен на русский язык и опубликован в VII части «Христианского Чтения» 1823 года , а затем в 1895 году в 1-м выпуске Палестинского патерика издания . Палестинский патерик издания 1895 года, опубликован в электронном виде на официальном портале Иерусалимского отделения Императорского Православного Палестинского Общества .

Палестинский патерик

Обложка издания ИППО 1895 года

Фотоархив Иерусалимского отделения

Императорского Православного Палестинского Общества

Внутренняя обложка

Фотоархив Иерусалимского отделения
Императорского Православного Палестинского Общества

Удивительно описание этого древнего агиографа о победе преп. Саввы над диаволом, искушавшим его в пустыне.

«Тогда великий Савва, будучи тридцати пяти лет от роду, увидел, что в киновии образ жизни переменился, поелику отцы обители скончались; посему удалился в ту восточную Иорданскую пустыню, в которой тогда святой Герасим сиял на подобие светила и сеял семена благочестия. Пребывая в пустыне, Савва самою жизнью своею пел сие Давидово изречете; се удалихся бегая и водворихся в пустыне (Пс.54:8). Там занимался он покоем, постом и непрестанными молитвами, и соответственно словам Писания: «утихните и познайте, что Я Бог» (Пс.45; 11), соделывал ум свой чистым зеркалом Бога и божественных предметов. Диавол, желая отвлечь его от такой жизни, по зависти своей вымышлял для него многие искушения. Так некогда в полночь Савва лежал на песке, и диавол, преобразившись в змей и скорпионов, старался устрашить его. Савва хотя сначала много устрашился, но скоро узнал, что это хитрость диавола. Почему оградившись крестным знамением и прогнавши страх, смело встал и сказал: «Хотя ты и стараешься устрашить меня, но сам остаешься побежденным; потому что со мною Господь Бог. Он дал нам власть над тобою сими словами: «се даю вам власть наступать на змей и скорпионов, и на всю силу вражью» (Лк. 10:19). Как скоро он сие произнес, то сии ядовитые животные исчезли. Также некогда явился ему сатана в виде самого страшного льва, который шел против него и свирепым своим видом угрожал ему. Савва, увидевши страшное приближение к нему зверя, сказал: «Если ты получил надо мною власть, то что медлить? Если же не получил, то для чего напрасно трудишься? Ты не можешь отвлечь меня от Бога: «ибо Он сам научил меня мужеству сими словами: на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона» (Пс. 90:13). Как скоро Савва произнес сии слова, то зверь стал невидим. И с того времени, Бог покорил Савве всякое ядовитое и плотоядное животное, так что, обращаясь в пустынях с сими животными, он не терпел от них никакого вреда» .

В XIX веке эту тему продолжает русский агиограф - святитель Дмитрий Ростовский в своем труде «Житие и подвиги преподобного отца нашего Саввы Освященного». Удивительны описания подвигов преп. Саввы в житийных минеях русского духовного писателя. Они перекликаются с житием преп. Саввы Кирилла Скифопольского и соответствуют иконографии уже современного монастыря преп. Саввы Освященного, в которой изображается преп. Савва Освященный, укрощающий льва.

«Блаженному Савве был тридцать пятый год от роду, когда он поселился в пустыне один, упражняясь в посте и непрестанных молитвах и соделывая ум свой чистым зеркалом божественных предметов. Тогда диавол начал строить против него козни. Однажды в полночь, когда святой после трудов спал на земле, диавол обратился в множество змей и скорпионов и, приблизившись к Савве, хотел устрашить его. Он же тотчас встал на молитву, произнося слова псалма Давидова: "Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем… на аспида и василиска наступишь" (Псалом 90: 5,13). При сих словах бес со своими ужасами тотчас исчез. Через несколько дней диавол обратился в страшного льва и кинулся на святого, как бы желая его съесть; бросаясь, он пятился назад, опять бросался и опять пятился назад. Видя, что зверь то бросается, то отступает, преподобный сказал ему:

Если у тебя есть от Бога власть съесть меня, то чего же ты пятишься назад? Если же - нет, то зачем ты трудишься понапрасну? Ибо силою Христа моего я осилю тебя, лев!"

И тотчас бес, явившийся в зверином виде, отбежал с позором. С этих пор Бог покорил Савве всех зверей и змей, и стал он ходить между ними, как между кроткими овцами» .

Икона преп. Саввы с образами двух львов (агресивного и смиренного)

Часовня св. Саввы Гроба св. Саввы

Французский писатель и исследователь Палестины XIX века Альфонс Курэ, в своей диссертации 1869 года под названием «Палестина под властью христианских императоров», которая была переведена на русский язык в 1894 году издательством «Русский паломник», оставил также жизнеописание подвигов святого Саввы:

«Св. Савва расположил свою лавру в тридцати стадиях к востоку от монастыря Св. Феодосия, на крутом обрыве Кедронского потока, среди многочисленных пещер, коими изобиловали окрестности этого потока. На вершине обрыва была первоначально выстроена башня и несколько ниже часовня, но вскоре им открыта была большая пещера, имевшая форму креста; проход, образованный природой, соединял ее с башней, а большое отверстие со стороны потока давало ей свет. Св. Савва, украсив внутренность пещеры, обратил ее в церковь. Отсутствие воды, чувствуемое в лавре, было чудесным образом устранено. Однажды ночью, стоя на молитве, дивный старец услышал шум в глубине ущелья и увидел дикого осла, усиленно ударявшего копытом в землю и припадавшего к вырытому углублению. Св. Савва поспешил со своими иноками к этому месту, стали рыть землю и вскоре вырвался наружу источник, доселе не иссякающий. Лавра Св. Саввы, одна почти из всех Палестинских древних обителей, по благословенно своего основателя, без перерыва продолжает существовать до наших дней, давая нам ясное представление о том, чем были известны нам лишь по рассказам древние пустынные обители. Одиннадцать лавр или монастырей, возведенных Св. Саввой и его учениками, постепенно расположились вокруг главной лавры. Самым красивым из них был монастырь Схолария, выстроенный Св. Саввой на том крутом уступе, где некогда возвышалась над всею пустыней башня Евдокии. Несколько монахов еретиков укрылись в этой башне после разгрома Maркианом Фекойского монастыря. Св. Савва возвратил их к православию, воздвиг вокруг башни монастырь и управление им поручил Иоанну Cxoларию, прославившемуся святостью жизни и давшему свое имя монастырю. Два других монастыря: Пещерный, так называемый по пещере, служившей ему церковью, и Кастелийный, воздвигнутый на развалинах древнего римского замка, образовали как бы треугольник, с вышеупомянутым монастырем Схолария.

Кедронское ущелье. Слева видны стены и строения Лавры преп. Саввы Освященного

На дне ущелья видны сточные воды канализации,

идущие с арабских деревень восточного Иерусалима со 2-й половины XX века.

До этого времени никаких сточных вод и потоков на дне ущелья не было

Карта древних византийский монастырей вокруг Лавры преп. Саввы Освященного

Но не одним наружным устройством стольких обителей прославились оба сопостника, Свв. Савва и Феодосий; еще более прославились они установлением внутреннего иноческого жития. Св. Савве принадлежит заслуга, что он собрал воедино уставы и правила, принесенные еще Св. Харитоном из Египта, установленные Св. Евфимием и Феоктистом в их монастырях, присовокупил к ним новые, вызываемые развитием иноческой жизни, и составил так называемый типик Св. Саввы, который, последовательно дополняемый и пересмотренный Свв. Софронием Иерусалимским, Иоанном Дамаскиным и Николаем Грамматиком, Константинопольским патриархом, постепенно вошел в употребление во всех Азийских церквях и в конце XV в. Благодаря стараниям Симеона Фессалоникийского, был принят за руководство для всех православных» .

В XI и XII главах своего произведения, Альфонс Курэ подчеркивает роль преподобного Саввы в уврачевании расколов, распрей и споров, возбуждаемых различными направлениями монофизитов в Восточно-Римской Империи при императоре Анастасии в начале VI века. Для чего преп. Савве пришлось лично прибыть к императору Анастасию, с просьбой от имени «Иерусалима и его патриарха, даровать мир Палестинским церквям, дабы все мы, епископы и иноки, могли свободно и спокойно молиться за твое здоровье» . А при императоре Юстиниане (526-536), 90-летнему старцу - святому Савве, удалось разоблачить заговор самаритян:

«Император, поверив наветам, обратил свой гнев против Палестинских христиан и повелел наказать их так же строго, как мятежников. Это известие повергло всю Палестину в ужас. Патриарх Петр, епископы и иноки обратились к своему испытанному заступнику и умолили св. Савву вторично отправиться в Константинополь, чтоб отвратить эту новую угрозу и добиться для разоренных первой и второй Палестины облегчения тяжелых податей. Девяностолетний старец уступил их мольбам и явился у порога того дворца, перед которым некогда стоял для ходатайствования у императора Анастасия за Халкидонский собор и патриарха Илию.

На этот раз стража не только не остановила его, но императорские гонцы вышли к нему навстречу, Константинопольский патриарх с Ефеским и Кизикским епископами сопровождали его к императору, который пал на колени при виде Святителя.

Св. Савве не трудно было разоблачить клевету Арсения. Негодующий Юстиниан велел казнить всех находящихся в Константинополе в плену самаритянских вождей восстания, закрыть все синагоги и подчинить всех самаритян исключительному законодательству, по которому доступ им к правительственным должностям был закрыт; обязанности курии были на них возложены, но без тех преимуществ, которые смягчали их тяжесть. Наконец, самаритяне были лишены права отчуждать свои имущества, не могли ни отдавать, ни получать их по наследству, завещанию или дару. Если у них не было наследников христиан, то имущество их поступало в казну. »

Также одним из наиболее важных исследований жития преп. Саввы Освященного XIX века, является труд иеромонаха Феодосия (Олтаржевского) (будущего епископа Оренбургского и Тургайского - Русской Православной Церкви), под общим названием «Палестинское монашество с IV до VI века», опубликованный в 44-м выпуске Православного Палестинского сборника в 1896 году в Санкт-Петербурге. Мы приведем это исследование жития преп. Саввы Освященного отдельной главной. Замечательный русский духовный писатель, будучи тогда еще иеромонахом, посвящает значимую часть этого исследования преп. Савве Освященному. Подводя итог своему труду, иеромонах Феодосий особо подчеркивает:

«Монастырь Саввы Освященного находился и находится как бы под особым покровительством своего основателя. Хрисанф в своем Проскинитарии говорит, что он трижды восстановлялся после неоднократных и разрушительных набегов варваров, а между тем всегда являлся наиболее почитаемым, величественным и достойным удивления среди всех палестинских монастырей. Под названием мар-Саба, древняя лавра Саввы Освященного считается доселе одной из самых достопримечательнейших Святынь Палестины и привлекает к себе паломников всех вероисповеданий» .

Преподобный Савва Сторожевский, Звенигородский, в ранней юности ушел от мира, приняв пострижение от преподобного Сергия Радонежского, и был одним из первых его учеников и сподвижников.

Преподобный любил жизнь безмолвную, избегал бесед с людьми и пребывал в постоянном труде, плаче о нищете души своей, памятований суда Божия. Преподобный Савва для всех людей был образом простоты и смирения, он приобрел столь глубокую мудрость духовную, что еще "в монастыре Сергия был духовником всему братству, старцем почтенным и весьма учительным". Когда великий князь Димитрий Донской, в благодарность за победу над Мамаем, устроил на реке Дубенке обитель Успения Божией Матери, ее игуменом, но благословению преподобного Сергия, стал Савва. Сохраняя простоту своей подвижнической жизни, он питался только растительной пищей, носил грубую одежду, спал на полу.

Преподобный Савва Сторожевский. Икона и житием

В 1392 году братия Сергиевой Лавры, по удалении игумена Никона на безмолвие, умолила преподобного Савву принять игуменство в обители. Здесь он "добре пасяще порученное ему стадо, елико можаше и елико отца его блаженнаго Сергия молитвы спомогаху ему". Предание относит ко времени его игуменства извсдение водного источника за стенами Лавры.

С большой любовью и почтением относился к преподобному Савве князь Юрий Димитрисвич Звенигородский, крестный сын преподобного Сергия. Он избрал преподобного Савву духовником и упросил прийти дать благословение его дому. Преподобный надеялся вернуться в свою обитель, но князь умолил его остаться и заложить "в отечестве его, близ Звенигорода, идеже есть место зовомо Сторожи", новую обитель. Стремясь к жизни уединенной и безмолвной, преподобный принял предложение звенигородского князя Юрия Димитриевича и перед иконой Божией Матери со слезами испросил Ее покрова пустынному месту. На горе Сторожевской, где некогда располагалась стража, охранявшая Москву от врагов, основал он небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы (1377), а недалеко от него поставил малую келлию для себя. В 1399 г. здесь же преподобный устроил монастырь, с любовью принимая всех ищущих безмолвного жития. Много потрудился преподобный Савва при устройстве своей обители. Сам выкопал колодец под горою, откуда носил на плечах своих воду, обнес монастырь деревянной оградой, а в версте от него, в овраге, выкопал себе келлию для безмолвного жития.

В 1399 году преподобный благословил своего духовного сына, князя Юрия, уходившего в военный поход, и предсказал ему победу над врагами. Молитвами святого старца войскам князя была дарована скорая победа. Трудами преподобного Саввы в обители был выстроен каменный соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы.

Почитание преподобного местными жителями началось сразу по его кончине. Чудодейственная целительная сила, истекавшая от гроба преподобного, его многочисленные явления убедили всех, что игумен Савва "есть воистину Божественного света светило незаходящее, чудес лучами всех просвещающе". В грамоте 1539 г. преподобный Савва называется чудотворцем. Особенно чтил его царь Алексей Михайлович, неоднократно ходивший пешком нa поклонение в обитель преподобного. Предание сохранило для нас замечательный рассказ о том, как преподобный Савва спас его от свирепого медведя.

Как повествует житие преподобного Саввы, составленное в XVI в., в конце XV века (1480 - 1490 годах) игумену Саввинской обители Дионисию после вечернего правила явился старец и обратился к нему: "Дионисий! Вставай и напиши лик мой на иконе". На вопрос Дионисия, кто он, явившийся ответил: "Я Савва, начальник сего места". Ветхий старец обители Аввакум, видевший в юности преподобного, описал внешность святого. Точно таким явился он игумену Дионисию, который исполнил повеление и написал икону преподобного Саввы.

Празднование преподобному Савве было установлено в 1547 г, на Московском Соборе. 19 января 1652 г. обретены нетленными мощи преподобного.

Одним из самых почитаемых русских монахов был преподобный Савва Сторожевский, деяния которого по утверждению веры в душах монахов и мирян способствовали причислению его к лику святых. Он был одним из первых и любимых учеников преподобного Сергия Радонежского.

Житие Саввы Сторожевского, написанное Маркеллом Хутынским в XVI веке долгое время являлось настольной книгой не только для тех, кто желал принять монашеский постриг, но и для всех богобоязненных и добропорядочных жителей Киевской Руси.

Сохранившиеся до нашего времени источники, среди которых не последнее место занимают жития других монахов и святых людей не дают точного представления о месте и дате рождения Саввы.

Достоверно известно лишь, что преподобный Савва Сторожевский был одним из ближайших учеников Сергия Радонежского. Жил звенигородский Савва Сторожевский в конце XIV начале XV века и был, скорее всего, потомком одного из богатых боярских родов, проживающих в Смоленских землях. Обычай отдавать в монахи одного из своих сыновей в те времена был очень распространен.

Будучи иноком в Троице-Сергиевской Лавре, Савва стал свидетелем многих чудес, сотворенных по молитве его великим учителем Сергием Радонежским. Одним из них были напутственные слова войску Дмитрия Донского, идущему на битву с врагами русских земель.

По возвращению из похода с победой, князь не забыл поблагодарить святого старца, выделив ему земли близ реки Дубенки для обустройства монастыря и скита, куда могли бы приходить жаждущие уединенной жизни монахи.

На подаренной земле Сергий Радонежский основал церковь Успения Пресвятой Богородицы, призвав туда множество монахов, воздвигнувших в пустынных местах прекрасный монастырь. Но дела мирские и Божеские требовали от Радонежского больших забот, потому старец выбрал самого умного, трудолюбивого и отрешенного от мирской жизни ученика, коим оказался Савва Сторожевский, и поручил ему блюсти монашеские заветы и направлять паству, ему вверенную так, будто это делает сам Сергий.

Настоятель Троицкого монастыря

Савва был уважаемым и кротким монахом, все свои дни проводящим в молитвах перед образом Святой Богородицы. Монашествующая братия безмерно обрадовалась назначению такого настоятеля. И впоследствии, после преставления Сергия Радонежского, предложили Савве возглавить Троице-Сергиеву Лавру.

Это предложение это было принято Саввой с большой благодарностью, но с условием, что назначение его будет временным и закончится как только старец Никон, которому по праву наследования принадлежала должность настоятеля, вернется из безмолвного скитания по пустошам. Произошло это событие примерно между 1392 и 1393 годами (в летописных источниках указанными, как вероятное время кончины Сергия Радонежского).

В должности настоятеля Савва Сторожевский пребывал на протяжении шести лет, после чего решил оставить мир и удалиться в уединенные скиты, передав полномочия вернувшемуся из странствий Никону.

За время нахождения на посту настоятеля Савва Сторожевский прославился благочинным нравом и снискал любовь не только простых мирян, приходящих искать благословения от рук святого старца, но и уважения со стороны сильных мира сего.

После смерти Сергия Радонежского Савва взял на себя опеку над всеми духовными сыновьями и дочерьми последнего, и на протяжении многих лет выступал в роли наставника вдовы Дмитрия Донского – Евдокии и его третьего сына Юрия.

Дружба с Юрием Донским

Юрий Дмитриевич Донской познакомился с Саввой еще при жизни своего великого родителя, глубоко чтившего насельников святой обители. После смерти Дмитрия Донского между его старшим сыном Василием и младшим сыном Юрием начался разлад, братья никак не могли поделить принадлежавшие им земли, никого не обидев.

Юрий был наиболее умным и способным из всех сыновей Дмитрия Донского, потому именно в нем жители Владимирских, Звенигородских и Галичских земель видели спасителя Руси. Этой же позиции, по всей видимости, придерживался и Савва, благословив Юрия Дмитриевича в 1395 году на поход в Волжскую Булгарию, завершившийся не только победой русского войска, но и предотвращением угрозы русским землям со стороны надвигающихся полчищ Тамерлана.

После того, как предсказание старца Саввы, данное им накануне похода сбылось, князь Юрий еще больше преисполнился к нему уважением и любовью и потому не пожелал отпускать от себя надолго, выделив земли вблизи Звенигорода для постройки , где Савва мог бы стать настоятелем. Видя в строительстве еще одной Божьей обители благое дело, Савва Сторожевский согласился покинуть Троицкую Лавру и основать монастырь на горе Стороже.

Строительство Звенигородского монастыря

Постройка монастыря была начата в 1396 году и завершилась ближе к 1405. На территории нового монастыря было воздвигнуто сразу несколько церквей, роспись которых была поручена тогда еще никому не известному Андрею Рублеву. С благословления самого Саввы Сторожевского Рублев написал «Спас Звенигородский», а также стал автором Звенигородского чина.

Влияние Саввы на молодого художника было столь велико и благотворно, что, по мнению, некоторых историков, именно Савва Строжевский стал тем, кто подвиг Рублева на написание его знаменитой «Троицы». Савва видел в молодом отроке немалый талант, потому незадолго до своей смерти препоручил его судьбу в руки своего духовного сына Юрия.

Благодаря усилиям Саввы Сторожевского, его неиссякаемой энергии и благочестию, Звенигородский монастырь превратился в своего рода Китиж-град, куда стремился попасть каждый православный христианин, на сердце которого лежал какой-нибудь грех, либо забота.

Савва Сторожевский принимал всех, кто приходил к нему со своими печалями, выслушивал и давал советы, поступая так, как это делал некогда великий его учитель Сергий Радонежский. Всю свою жизнь ни от кого не отворачивался монах, памятуя о том, что пути Господни неисповедимы, и не дано человеку судить о задумке Божией, а лишь направлять и смиренно молиться о судьбе грешников.

За свой долгий век старец благословил на святые брачные обеты немало пар, среди которых были также князь Юрий и его невеста Анастасия, прожившие счастливую и долгую жизнь. И это несмотря на то, что брак был исключительно политическим, поскольку позволял князю Юрию претендовать на большую часть русских земель. Вероятнее всего, что если бы задумка Юрия и в некоторой степени самого Саввы удалась, русские земли были бы объединены в одно государство намного раньше намеченного срока, но этого не произошло.

После смерти Саввы в декабре 1407 года, Звенигордский монастырь пришел в упадок, что было связанно с желанием потомков занявшего престол брата Юрия – Василия, стереть саму память о существовании преподобного, бывшего наставником ненавистного родственника.

Чудеса, связанные с образом Саввы Сторжевского

Житие Саввы Сторожевского, писанное Маркеллом Хутынским заканчивается историей о явлении святого Саввы игумену Звенигородского монастыря Дионисию, под впечатлением которого последний написал чудодейственный лик, славящийся своей способностью к исцелению страждущих.

Долгое время Савву Сторожевского почитали как местного святого, в 1547 году старец был канонизирован, а 1652 году произошло первое обретение мощей святого игумена в Звенигородском монастыре, совершенное по повелению Алексея Михайловича Романова, чтившего Савву как своего личного заступника, спасшего его от лап разъяренного медведя.

Другой удивительный случай помощи Саввы Сторожевского был зафиксирован в 1812 году. Преподобный явился одному из военачальников Наполеона – Эжену Богарне и попросил его не причинять бедствий жителям Звенигорода и монастырским стенам, предсказав, что выполнив эту просьбу, он останется цел и невредим в войне, ничего хорошего французам не сулящей. После того как предсказание Савы сбылось небольшой монастырь, им основанный, возвысился и стал также популярен, как и сама Троицкая Лавра.

Но на этом чудеса Саввы Сторожевского не закончились. На сегодняшний день мощи Саввы Сторожевского находятся в Звенигородском мужском монастыре, куда они были перенесены в 1998 году, после окончания периода коммунистического запрета на церковную и монашескую деятельность. Рака с чудотворными останками преподобного хранится справа от алтаря в .

А недалеко от обители, возле пещеры, где жил преподобный Савва расположен целебный источник. Многие годы люди передают друг другу весть о великих чудесах, которые открываются каждому чистому душой человеку, посетившему это место и окунувшегося в купель Саввы Сторожевского.

Даже не зная в чем помогает Савва Сторожевский, к нему обращаются люди со всех уголков России, рассказывают о возникших у них трудностях, и им становится легче. Преподобный Савва незримой рукой помогает и направляет заблудшие души также, как делал это при жизни. Звенигородский святой слышит любую праведную молитву и обязательно помогает.

Подробнее о Саввино-Сторожевском монастыре можно прочитать в этой .

На карте ниже представлены достопримечательности и , где мне удалось побывать.