Значение константин v копроним в биографиях монархов. Значение «константин v копроним

Крестил будущего наследника престола, случилось зловонное предзнаменование: он испражнился в самой святой купели, и Герман пророчески предрек, что Церковь постигнет через него великое несчастье. Через этот случай и получил будущий император свое прозвище Копроним (от κοπρός - навоз, нечистоты).

Сделавшись взрослым, Константин, по словам того же Феофана, любил забавляться музыкой, пиршествами и пляской. Был он не равнодушен и к красивым юношам.

Второе прозвище - Каваллин , "кобылятник", император обрел из-за своего увлечения лошадьми.

Борьба за власть после смерти отца

После смерти отца 22-летний Константин смог утвердиться на троне лишь после упорной борьбы с мужем своей сестры Артавасдом . Этот Артавасд, женатый на сестре Константина Анне, был стратигом опсикийского войска. Едва он узнал в г. о кончине тестя Льва Исавра , как сразу взял клятву с подчиненных ему войск: стоять за него и не признавать императором никого другого. В это время римская армия находилась во Фригии и готовилась к походу на арабов. Константин позвал Артавасда к себе в лагерь на военный совет. Артавасд отправился в надежде, что сможет легко захватить своего врага, но Константин был настороже. Он послал навстречу зятю патрикия Висира, и когда узнал, что тот убит, бежал в Анатолийскую область. Тамошнее население благожелательно приняло его и обещало поддерживать до самой смерти. Фракисийское войско также взяло сторону Константина.

Религиозные гонения

Резкая оппозиция, вызванная на Востоке (в Сирии , Палестине , Египте) и на Западе (в Риме) постановлениями собора 754 года, привела Константина, вообще склонного к вспышкам и крутым мерам, к гонениям против иконопочитателей (не ранее года), преимущественно монахов.

Тех из них, которые хранили свой обет и противостояли иконоборческому учению , Константин предавал различным пыткам и издевательствам: одним беспощадно выжигали или выщипывали бороды, другим разбивали головы иконами, некоторым выкалывали глаза или обрубали им руки и члены тела. Как бы при возродившемся во второй раз язычестве изобретали по отношению к христианам всяческие злодеяния, с помощью которых стремились обесчестить и погубить всех приверженных запрещенному учению.

Многих, исполнявших государственные или военные должности, обвиняли в поклонении иконам и, как бы уличенных в жертвоприношении, убивали и во множестве высылали за границы империи.

Часть монастырей Константин отдал под жилища воинам, а другие приказал срыть до основания. Монахов же принуждал насильно вступать в брак.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  • Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия

По сообщению энциклопедии Брокгауза, Артавасд был "приверженцем иконопочитания"

Император Константин V вошел в историю, прежде всего, как иконоборец и ниспровергатель церковных догматов, за что поборники иконопочитания прозвали его «новым Юлианом Отступником». Он продолжил религиозную политику своего отца, Льва III , придав ей последовательность и решительность. В 754 императором был созван церковный собор, осудивший почитание икон и закрепивший победу иконоборческого учения в византийской церкви. Отныне верность династии и преданность императору означали и приверженность иконоборчеству, которое в этой связи позволительно рассматривать как политику, направленную на подчинение церкви государственной власти.

По завершении собора Константин сам поставил патриарха, которого через несколько лет, обвинив в причастности к заговору, низложил и обрек на казнь. Последние годы правления Константина V отмечены усилением преследования иконопочитателей, в особенности монашества, авторитет которого, наравне с властью патриарха, император считал главным препятствием в осуществлении своего главенства над церковью.

Иконоборческая политика Константина серьезно подорвала авторитет империи на Западе. В эти годы было покончено с византийской властью в Северной Италии. В 751 г. Равеннский экзархат был захвачен лангобардами, а папа обрел себе надежную защиту в лице франкского короля.

Основные достижения военной политики Константина связаны с войнами против арабов и болгар. Он сумел извлечь выгоду из междоусобной борьбы в Халифате между Омейядами и Аббасидами и в 746 и 752 одержал ряд побед над арабами в Северной Сирии и Месопотамии. Христианское население этих земель выводилось в Византию, поскольку империя еще не имела достаточных сил удержать их за собой. Главные удары Константин обратил против болгар, крупную победу над которыми при Анхиале 30 июня 763 отпраздновал триумфальным въездом в столицу. В последние годы царствования он совершал походы на болгар почти ежегодно. Память об императоре-победителе надолго пережила его самого. Когда в начале следующего, 9 столетия, войска империи терпели тяжелые неудачи, константинопольский люд бросился к гробнице Константина, моля императора восстать и спасти гибнущее государство.

В 744-48 империю поразила чума, повлекшая значительное перемещение населения. По приказу императора в столицу было переселено большое количество жителей из Греции и островов, фракийские области заселялись сирийскими и армянскими павликианами. В те же годы славяне проникли в Грецию до Пелопоннеса.

Константин имел от трех жен шестерых сыновей. Соправителем отца с правом изображения на монетах стал старший, Лев, по прозвищу Хазар (с 751).

(0718 )
Константинополь

Византийская империя

Смерть: Ошибка Lua в Модуль:Infocards на строке 164: attempt to perform arithmetic on local "unixDateOfDeath" (a nil value).
Место погребения: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Род: Исаврийская Имя при рождении: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Отец: Лев III Исавр Мать: Мария Супруга: Чичак , Мария, Евдокия Дети: Анфуса , Лев IV , Христофор, Никифор, Никита, Анфим, Евдоким Партия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Образование: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Монограмма : Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Биография

Правление

Константин V, бывший талантливым полководцем, до сих пор имеет славу беспощадного иконоборца, преследовавшего и казнившего многих монахов. Однако этот образ основывается на источниках победивших иконопочитателей. Само прозвище Копроним («Навозник», поскольку бытовал миф, что он младенцем испражнился в купель , тем самым осквернив таинство крещения), так же как и второе - Каваллин («Кобылятник») - дали ему религиозные противники.

Среди солдат Константин пользовался большой популярностью, и с его именем в немалой степени связано восстановление могущества империи после временного упадка и вторжений Омейядов .

В 745 году византийская армия перешла горы Тавра, отняла у арабов Германикию . В 746 году византийцы разбили арабский флот у Кипра, отняли Кипр у мусульман. В 751 году византийские войска дошли до Евфрата, разрушили Мелитену, Самосату, Феодосиополь; местные христиане были выведены оттуда в Византию.

Являясь ярым иконоборцем, Константин V в 754 году созвал собор, осудивший почитание икон. Ещё до начала собора императором был написан трактат, в котором он изложил свою точку зрения на эту проблему. Хотя текст трактата не сохранился, его тезисы известны из сочинений противника иконоборчества Патриарха Константинопольского Никифора . В своём сочинении император Константин осуждал не только почитание икон, но и высказывался за запрещение почитания Богоматери и святых . Позднее Константином был издан указ, законодательно закреплявший эти запреты .

В 755 году Константин отказался платить дань болгарам, что привело к долгой тяжелой войне с Болгарским ханством: всего император провел девять походов против болгар. В этом же году болгары дошли до Константинополя, но в 756 году Константин V высадил десант в устье Дуная, хан Кормисош просил мира и, видимо, уступил земли к югу от Родопских гор. В 759 году болгары были разбиты при Маркеллах, а в 762 году при Анхиале. В 765 или 767 годах Константин неожиданно прошел через горы и сжег селение на месте будущей столицы Болгарии - Преслава . В 768 году, когда болгарский хан Токту сам приехал в Константинополь, византийцы торжествовали победу.

В 770 году арабы, вторгшиеся в Малую Азию, были полностью разгромлены. Однако в 773 году Кипр был опустошен арабами, и после смерти Константина V (в 806 году) остров снова стал платить дань Халифату.

В 772 году в Болгарии был убит хан Токту, затем Паган , также как и его предшественник лояльный Византии, и новый хан Телериг снова начал враждебные действия против империи.

Известно, что в 773 году в войне против болгар Константин V сначала направил на врага свой основной флот , состоявший из двух сотен кораблей (chelandia), а затем сам вышел в море со своей особой флотилией «русских кораблей» (ῥούσια χελάνδια).

При Константине V в 740-х годах чума опустошила европейские владения Византии. Константин переселил в столицу немало жителей Греции - это облегчило славянскую колонизацию .

Константин V умер от болезни 14 сентября 775 года, во время своего девятого похода в Болгарию.

Семья и личность

Константин был сыном Льва III Исавра и его жены Марии. Как сообщает Феофан, во время крещения Константин испражнился в святую купель, что уже тогда патриархом Германом было истолковано как дурное предзнаменование. Константин рос беспощадным и бескомпромиссным человеком. Враги его, иконопочитатели, обвиняли во всех смертных грехах, и даже называли его «Антихристом во плоти». В то же время Константин был прекрасным полководцем, за что был любим в военных кругах.

Был в нескольких браках: первый с хазаринкой Чичак , родственницей кагана Вирхора, в крещении принявшей имя Ирина (его женил отец). В 750 году у них родился сын Лев . Вторую его жену звали Марией. Кроме этого, был женат третьим браком на Евдокии. Сыновей от неё - Христофора и Никифора - он сделал цезарями, а Никиту - нобилиссимом.

Напишите отзыв о статье "Константин V"

Примечания

Источники

  • Патриарх Никифор . Краткая история

Литература

  • Дашков С. Б. . - М .: Издательский дом «Красная площадь», 1997. - С. 132-136. - ISBN 5-87305-002-3.
  • Успенский Ф. И. . - М .: Астрель, АСТ, 2005. - Т. 2. - ISBN 5-17-011750-7.
  • Томоми К. : Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических нуак. - СПб. , 2006.

Отрывок, характеризующий Константин V

– Ты напрасно пытаешься, Изидора. Он поставил на Анну свою защиту. Я не знаю, как тебе помочь – она мне неизвестна. Как я уже говорил тебе, её дал Караффе наш «гость», что приходил в Мэтэору. Прости, я не могу помочь тебе с этим...
– Что ж, спасибо тебе за предупреждение. И за то, что пришёл, Север.
Он мягко положил руку мне на голову...
– Отдыхай, Изидора. Сегодня ты ничего не изменишь. А завтра тебе может понадобиться много сил. Отдыхай, Дитя Света... мои мысли будут с тобой...
Последних слов Севера я почти уже не услышала, легко ускользая в призрачный мир сновидений... где всё было ласково и спокойно... где жил мой отец и Джироламо... и где почти всегда всё было правильно и хорошо... почти...

Мы со Стеллой ошеломлённо молчали, до глубины души потрясённые рассказом Изидоры... Конечно же, мы наверняка были ещё слишком малы, чтобы постичь всю глубину подлости, боли и лжи, окружавших тогда Изидору. И наверняка наши детские сердца были ещё слишком добры и наивны, чтобы понять весь ужас предстоящего ей и Анне испытания... Но кое-что уже даже нам, таким малым и неопытным, становилось ясно. Я уже понимала, что то, что преподносилось людям, как правда, ещё совершенно не означало, что это правдой и было, и могло на самом деле оказаться самой обычной ложью, за которую, как ни странно, никто не собирался наказывать придумавших её, и никто почему-то не должен был за неё отвечать. Всё принималось людьми, как само собой разумеющееся, все почему-то были этим совершенно довольны, и ничто в нашем мире не становилось «с ног на голову» от возмущения. Никто не собирался искать виновных, никому не хотелось доказывать правду, всё было спокойно и «безветренно», будто стоял в наших душах полный «штиль» довольства, не беспокоимый сумасшедшими «искателями истины», и не тревожимый нашей уснувшей, забытой всеми, человеческой совестью...
Искренний, глубоко-печальный рассказ Изидоры омертвил болью наши детские сердца, даже не давая время очнуться... Казалось, не было предела бесчеловечным мукам, причиняемым чёрствыми душами уродливых палачей этой удивительной и мужественной женщине!.. Мне было искренне боязно и тревожно, только лишь думая о том, что же ждало нас по окончании её потрясающего рассказа!..
Я посмотрела на Стеллу – моя воинственная подружка испуганно жалась к Анне, не сводя с Изидоры потрясённо- округлившихся глаз... Видимо, даже её – такую храбрую и не сдающуюся – ошеломила людская жестокость.
Да, наверняка, мы со Стеллой видели больше, чем другие дети в свои 5-10 лет. Мы уже знали, что такое потеря, знали, что означает боль... Но нам ещё предстояло очень многое пережить, чтобы понять хоть малую часть того, что чувствовала сейчас Изидора!.. И я лишь надеялась, что мне никогда не придётся такого на себе по-настоящему испытать...
Я зачарованно смотрела на эту прекрасную, смелую, удивительно одарённую женщину, не в силах скрыть навернувшихся на глаза горестных слёз... Как же «люди» смели зваться ЛЮДЬМИ, творя с ней такое?!. Как Земля вообще терпела такую преступную мерзость, разрешая топтать себя, не разверзнув при этом своих глубин?!.
Изидора всё ещё находилась от нас далеко, в своих глубоко-ранящих воспоминаниях, и мне честно совсем не хотелось, чтобы она продолжала рассказывать дальше... Её история терзала мою детскую душу, заставляя сто раз умирать от возмущения и боли. Я не была к этому готова. Не знала, как защититься от такого зверства... И казалось, если сейчас же не прекратится вся эта раздирающая сердце повесть – я просто умру, не дождавшись её конца. Это было слишком жестоко и не поддавалось моему нормальному детскому пониманию...
Но Изидора, как ни в чём не бывало, продолжала рассказывать дальше, и нам ничего не оставалось, как только окунутся с ней снова в её исковерканную, но такую высокую и чистую, не дожитую земную ЖИЗНЬ...
Проснулась я на следующее утро очень поздно. Видимо тот покой, что подарил мне своим прикосновением Север, согрел моё истерзанное сердце, позволяя чуточку расслабиться, чтобы новый день я могла встретить с гордо поднятой головой, что бы этот день мне ни принёс... Анна всё ещё не отвечала – видимо Караффа твёрдо решил не позволять нам общаться, пока я не сломаюсь, или пока у него не появится в этом какая-то большая нужда.
Изолированная от моей милой девочки, но, зная, что она находится рядом, я пыталась придумать разные-преразные способы общения с ней, хотя в душе прекрасно знала – ничего не удастся найти. Караффа имел свой надёжный план, который не собирался менять, согласуя с моим желанием. Скорее уж наоборот – чем больше мне хотелось увидеть Анну, тем дольше он собирался её держать взаперти, не разрешая встречу. Анна изменилась, став очень уверенной и сильной, что меня чуточку пугало, так как, зная её упёртый отцовский характер, я могла только представить, как далеко она могла в своём упорстве пойти... Мне так хотелось, чтобы она жила!.. Чтобы палач Караффы не посягал на её хрупкую, не успевшую даже полностью распуститься, жизнь!.. Чтобы у моей девочки всё ещё было только впереди...
Раздался стук в дверь – на пороге стоял Караффа...
– Как вам почивалось, дорогая Изидора? Надеюсь, близость вашей дочери не доставила хлопот вашему сну?
– Благодарю за заботу, ваше святейшество! Я спала на удивление великолепно! Видимо, именно близость Анны меня успокоила. Смогу ли я сегодня пообщаться со своей дочерью?
Он был сияющим и свежим, будто уже меня сломил, будто уже воплотилась в жизнь его самая большая мечта... Я ненавидела его уверенность в себе и своей победе! Даже если он имел для этого все основания... Даже если я знала, что очень скоро, по воле этого сумасшедшего Папы, уйду навсегда... Я не собиралась ему так просто сдаваться – я желала бороться. До последнего моего вздоха, до последней минуты, отпущенной мне на Земле...
– Так что же вы решили, Изидора? – весело спросил Папа. – Как я уже говорил вам ранее, именно от этого зависит, как скоро вы увидите Анну. Я надеюсь, вы не заставите меня принимать самые жестокие меры? Ваша дочь стоит того, чтобы её жизнь не оборвалась так рано, не правда ли? Она и впрямь очень талантлива, Изидора. И мне искренне не хотелось бы причинять ей зла.

История Византии в VIII и первой половине IX в. наполнена внутреннею борьбою, которая была вызвана появлением иконоборчества в начале VIII столетия. Император Лев III Исавр, поднявший гонения на иконы, положил начало и новой династии ,которая называется малоазиатской или исаврийской. Заняв престол путем восстания, Лев III оказался государем весьма энергичным не только в войнах с грозными соседями, но и в делах внутреннего правления. Он заботился об улучшении административной системы (в это время диоклетиановское деление империи заменялось новым – на фемы), и особенно ревностно занялся положением крестьянской массы. В последнем отношении дело Льва III продолжал и сын его Константин Копроним, тоже державшийся иконоборчества и бывший одно время соправителем отца. В их правление была издана эклога, т.с. «выборка» законов (εκλογή των νόμων) «с исправлением их в смысле большого человеколюбия »,как сказано в самом заглавии этого памятника византийского права. Кроме того, Лев и Константин издали земледельческий закон или устав крестьянский (νόμος γεωργικός), замечательный по совершенно новому отношению государственной власти к сельскому населению империи. Прежние императоры, стараясь защитить рабов от слишком жестокого обращения, а крепостных от произвольного увеличения налогов, тем не менее поддерживали прикрепление крестьян к земле и подчинение сельской массы вообще власти крупных землевладельцев. Иконоборческие императоры дали своей политике совсем иное направление. В основу крестьянского устава Льва и Константина были положены начала личной свободы крестьян и самостоятельности крестьянских общин. Это законодательство давало поселянам‑арендаторам право перехода из одного имения в другое в поисках за более выгодными условиями и брало под свое покровительство сельские общины, которые могли владеть землею сообща и ведать свои внутренние дела. В этих новых порядках видны следы славянского влияния на жизнь империи. Одною из забот императоров VIII и IX в. было таким образом ограждение крестьянской независимости от знати. Наконец, иконоборческие императоры боролись еще и против усиления монастырей и увеличения их землевладения.