Вклад марксизма. Основные положения марксистской теории

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

"Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"

Факультет Учет и Аудит

Кафедра "Экономическая история и история экономических учений"


"Карл Маркс, его вклад в науку"


Выполнила: студентка 1 курса группы У1-3

Козлова А.А.

Проверила: д.и.н., профессор кафедры Экономической истории и истории экономических учений

Разманова Н.А.


Москва 2014


Введение

Биография

"Учителя Маркса"

Вариант периодизации истории

Заключение


Введение


Карл Генрих Маркс (1818-1883 гг.) - один из величайших экономистов, философов, политологов, журналистов и общественных деятелей 19 в. Карл Генрих Маркс - один из самых влиятельных и уникальных мыслителей XIX века. Его уникальность состоит в том, что уже полтора столетия его идеи используются в работе различных ученых, а также различных социальных движениях; идеи Маркса использовались в качестве государственных идеологий в некоторых странах, а сам Маркс стал объектом сакрализации (либо в положительную сторону, либо в отрицательную). Он занимает чрезвычайно важное положение в экономической истории, поэтому, на мой взгляд, изучать его вклад в данную науку просто необходимо. Актуальность изучения данной темы напрямую связана с возрастанием интереса к трудам К. Маркса в современном мире. На основе вышесказанного можно сделать вывод, что цель данной работы - характеристика основных направлений учения Маркса и исследование возможности их применения в экономической, социальной и политической жизни XXI в. Чтобы достичь данной цели я исследую:

·Предпосылки экономических учений;

·Основные направления деятельности (диамат, классовая борьба, прибавочная стоимость и др.) и применимость их в современной жизни;

·Марксизм как живой/мертвый "организм" экономики;

"Ни один человек не оказал на мир большего влияния, чем Карл Маркс в XX веке".

маркс экономическая концепция гегельянство

Биография


К. Маркс рожден в Германии в г. Трире; он был третьим ребенком в семье Генриха и Генриетты Маркс. Генрих маркс - адвокат еврейского происхождения, сторонник идей Просвещения, обладающий либеральными взглядами. Карл, после окончания гимназии в Трире (1835), получал высшее образование на юридическом факультете Боннского университета, затем Берлинского. В это же время он примкнул к кружку гегельянцев, что оказало весомое влияние на стиль его мышления. В 1841 г. Маркс получил докторскую степень Йенского университета по философии. Изначально в его планы входило начать работу в должности доцента Боннского университета, но его буйный темперамент политического борца "рвался" наружу. Именно поэтому он работал политическим публицистом долгое время. В 1843 г. Женился на Женни фон Вест-фален, с которой переживал огромные трудности: постоянное безденежье, смерть трех детей, скитания (последняя его "остановка" - Англия, где он и скончался в 1883 г).


"Учителя Маркса"


Предпосылки учения Маркса - это ничто иное, как смесь гегельянства и английских экономических концепций. Так, в идеях Фейербаха и диалектике Гегеля он находил идеал философской мысли; углубляя и развивая это научное достояние, он создал исторический материализм, который впоследствии использовал при написании большинства своих работ (по характеристике Энгельса). Как философ Карл имеет недостатки: он слишком практичен и излишне прикован к проблемам своего времени, он признавал прогресс универсальным законом.

Второй "компонент" знаний Маркса, как упоминалось выше, английская политическая экономия, которая дала толчок развитию теории трудовой стоимости. Уже давно были выдвинуты мысли, что стоимость товаров равна времени, затраченному на их производство; также говорилось о прибавочной стоимости, но никто так и не смог объяснить, откуда же она берется и куда "исчезает". Именно английская школа в лице Смита и Риккардо задала правильный тон исследования Маркса, который развил их мысли.


Основные направления деятельности


Диалектический материализм

Данное понятие в 1887 г. Применил И. Дицген, переписывающийся с Марксом; сам ученый данного понятия не использовал. В марксистскую литературу это определение ввел Г.В. Плеханов, также его использовал и В.И. Ленин. Основоположник же марксизма, "переделал" диалектику на фон материализма, что означает: мир живет, развивается и двигается вне человеческой головы; человек может влиять на мир, воспроизводя его в своем сознании.

К. Поппер являлся ярым критиков диамата, утверждал, что несуразно распространять его на математику и другие естественные науки. Ленин же, наоборот, в своих трудах опровергал критику как диамата, так и всего марксизма в целом. Так, в СССР, в ВУЗах, в рамках марксистко-ленинской философии, диамат был обязательным и на гуманитарных, и на естественных направлениях. После 1991 г. - распада СССР, диамат потерял былую поддержку и интерес государства, именно поэтому данный предмет "канул в лету".

Учение о прибавочной стоимости

"Марксистская политическая экономия - направление в экономической теории, основу которого составляет трудовая теория стоимости (А. Смит, Д. Рикардо), которую Карл Маркс расширил теорией прибавочной стоимости".

Учение о прибавочной стоимости (или теория классовой эксплуатации наемного труда) - это "ядро" экономического учения марксизма. Когда капиталист организует то или иное производство, он затрачивает определенное количество денег для покупки средств производства и рабочей силы только лишь для одного - для получения избытка над авансированной суммой - этот избыток и называется прибавочной стоимостью. Постоянный капитал, т.е. средства производства, не являются источником прибавочной стоимости, так как они лишь переносят свою стоимость на вновь произведенный товар. В процессе потребления, именуемого трудом, рабочая сила может создавать новую стоимость, даже большую, чем она сама стоит. Тем самым, труд рабочего выступает единственным источником прибавочной стоимости. Доходом капиталиста является разница между ценой товара и капиталом, который был затрачен на его производство. Маркс сначала исследовал процесс производства прибавочной стоимости различных форм; затем он продемонстрировал, что в процессе реализации и распределения прибавочная стоимость "расходится" на три категории:

Прибыль для капиталистов,

Процент для банкиров,

Рента для землевладельцев.

Труд сам по себе не имеет стоимости. Рабочий продает капиталисту свою рабочую силу, та, в свою очередь, когда становится тем или иным товаром, определяется количеством затраченного труда. При капиталистическом укладе желание предпринимателей "урвать" кусок побольше совершенно безгранично. Но главное не путать две величины - стоимость товара-рабочая сила и стоимость товара, произведенного рабочей силой.

Так же, Маркс раскрыл сущность постоянного и переменного капитала: постоянный равен мертвому труду, переменный - живому, способному создавать новую стоимость. Благодаря этой классификации отделима часть капитала, благодаря которой он и вырос, от той части, которая осталась неизменна. Капиталиста же интересует именно прибавочная стоимость, т.к. цель его работы - увеличение стоимости капитала.

Поняв сущность и природу прибавочной стоимости, Маркс исследует три пути увеличения производительности труда для капиталиста: простую капиталистическую кооперацию, разделение труда и мануфактуры, машины и крупную промышленность. Машины могут удешевлять товары и, следовательно, сокращать часть рабочего дня, т.е. они представляют собой "средство производства прибавочной стоимости".

Классовая борьба.

Классовая борьба (КБ) - борьба между классами, которые несовместимы по интересам или вовсе противоречат друг другу. КБ - это движущая сила истории всех обществ с классовой структурой.К. Маркс и Ф. Энгельс открыли великий закон исторического движения классовых обществ:". всякая историческая борьба - совершается ли она в политической, религиозной, философской или в какой-либо иной идеологической области - в действительности является только более или менее ясным выражением борьбы общественных классов, а существование этих классов и вместе с тем их столкновения между собой в свою очередь обусловливаются степенью развития их экономического положения, характером и способом производства и определяемого им обмена".

Источник КБ - это противоречивость классовых интересов. Противоречия могут быть антагонистическими (взаимоотношения, основанные на эксплуатации человека человеком: крестьяне-феодалы и др. и взаимоотношения между господствующими классами разных формаций: феодалы - буржуазия и др.) и неантагоническими. Капитализм "раскрыл изнутри" классовые противоречия между буржуазией и пролетариатом. Классовая борьба пролетариата принимает всемирный размах.

Вариант периодизации истории


Маркс выделил в качестве периодизации истории - общественно-экономические формации (ОЭФ). ОЭФ - это исторический тип общества, который основан на определенном способе производства и производственных отношений и выступающий как ступень прогрессивного развития истории.

Сам К. Маркс не выдвинул законченной теории ОЭФ, но обобщение его высказываний помогло ученым (В.В. Струве) сделать вывод, что он выделил пять формаций (в соответствии с формой собственности):

.Первобытно - общинная

2.Рабовладельческая

Феодальная

.Капиталистическая

.Коммунистическая

Данный подход позволяет отличить один период истории от другого, раскрыть общие черты разных стран, которые находятся на одной ступени, рассмотреть общество как единый "социальный организм". Смена формаций происходит в результате социальных революций. "Только та форма, - пишет Маркс, - в которой этот прибавочный труд выжимается из непосредственного производителя, из рабочего, отличает экономические формации общества, например, общество, основанное на рабстве, от общества наемного труда".

Марксизм

Марксизм - разработанная в 19 веке К. Марксом и Ф. Энгельсом система философских, экономических и идеологических взглядов, которая включает в себя:

·Диамат

·Вариант периодизации истории (ОЭФ)

·Обоснование законов экономики (теория прибавочной стоимости и др.)

·Теория классовой борьбы

·Теорию социальной революции и перехода к коммунизму

Другими словами, марксизм включает в себя все те направления, которые описаны выше в моем реферате. Марксизм - это идейная модель переустройства всего мира посредством революции. В целом, данное направление защищает идею демократию как справедливого устройства общества, которое освобождает человека. Следовательно, и тезис о должной диктатуре рабочего класса является вполне себе приемлемым и закономерным. Марксизм "опробовался" на практике в Западной Европе, начиная с 1848-1849 гг. После данных революций К. Маркс пропагандировал научный коммунизм, подготавливал кадры революционеров во многих странах мира путем создания интернациональной партии рабочего класса: "Международное товарищество рабочих", т.е. Первый Интернационал, основанный в 1864 г.

Дальнейшее теоретическое развитие марксизма в России происходило в трудах В.Г. Плеханова и В.И. Ленина, которые написали множество работ о диктатуре пролетариата, социализме, коммунизме, классовой борьбе. В октябре 1917 г. Марксизм стал основой для революции в России. В наши дни очевидно, что наиболее важнейшие положения марксизма не реалистичны и утопичны, однако марксизм - важная ступень развития мировой экономической, социальной, политической и научной мысли.

Заключение


В своей работе я рассмотрела важнейшие характеристики марксизма и научное учение Маркса. На основе сделанных исследований можно сделать вывод, что хоть марксизм и не находится "на вершине" в наши дни, но он все не утратил свою актуальность, ведь это является огромным культурным наследием для всего человечества. Некоторые идеи данной теории явно противоречат друг другу, но, на мой взгляд, это либо неправильная трактовка исследователей и переводчиков, либо неправильное написание и понятие его идей, т.к. многие его работы были изданы после смерти и "сконструированы" Ф. Энгельсом и др. По моим личным убеждениям, К. Маркс - самый величайший экономист человечества; он не только написал множество работ с подробным анализом происходящих в мире событий и ситуаций, но и смог "подчинить" своей теории множество стран, а такое, пожалуй, не удавалось ни одному из экономистов. Его главный труд - "Капитал" являлся и является в наши дни "Библией", настольной книгой для многих людей. Карл Генрих Маркс - один из самых цитируемых ученых в области общественных наук, ведь даже его ярые противники - "антикоммунисты" изучают его работы чуть ли не более досконально, чем его приверженцы.


Список использованной литературы\


1. Корш К. "Марксизм и философия" (1923)

Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма // Ленин В.И. ПСС, т.23

Каутский К. Экономическое учение Карла Маркса 1886

Багатурия Г.А. Маркс, Карл // Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. - Советская энциклопедия. - М., 1983.

Баллаев А.Б. Маркс, Карл // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ. - науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В.С. Стёпин, заместители предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин, уч. секр.А.П. Огурцов. - 2-е изд., испр. и допол. - М.: Мысль, 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


Этапы развития марксистской философии

Первый характеризуется переходом Маркса и Энгельса от идеализма и революционного демократизма к диалектическому и историческому материализму (с конца 30-х до конца 40-х годов XIX в.).

На втором этапе осуществляется дальнейшее развитие марксисткой философии, расширение круга рассматриваемых проблем и уточнение отдельных положений.

Для третьего этапа характерно прежде всего распространение марксисткой философии в различных национальных культурах.

Четвертый этап связан с систематизацией и дальнейшим развитием марксисткой философии в СССР, где философия являлась официальной и имела апологетический характер.

Пятый этап развития марксисткой философии в России начался с 1991 г., когда она перестала быть государственной, но продолжает оставаться действенной основой для выдвижения новых философских идей.

Характерные черты марксистской философии

1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;

2. Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный, закономерный процесс;

3. Не только объясняется мир, но и разрабатываются общеметодологические основы его преобразования. Как следствие, центр философских исследований переносится из области отвлеченных рассуждений на область материально-практической деятельности людей;

4. Связываются диалектико-материалистические взгляды с интересами пролетариата, всех трудящихся, совпадающими с потребностями общественного развития.

Вклад философии марксизма в историю

Наиболее важным вкладом К. Маркса в философию и социальную науку считают созданную им теорию прибавочной стоимости и открытие материалистического понимания истории. К.Маркс и Энгельс создали экономическую теорию капитализма, разработали такие направления в философии, как диалектический и исторический материализм, применив их основные идеи к природе, обществу, человеку. Наибольший вклад Энгельса в философию марксизма – диал. природы. В конце XIX века в марксистской философии намечаются два направления в развитии: одно из них ориентируется на традиции гуманизма и принцип эволюционности в развитии; другое – экстремистски-радикальное, ориентированное на принцип целесообразности и подчинение человеческой индивидуальности идеям мирового коммунистического господства

Основные принципы марксистской идеологии

К таковым относят: диалектический материализм, принципы которого были распространены философами-марксистами на все стороны жизни общества, природы, человека, сознания и т.д. В основе – идея о примате социального над биологическим; идея об основополагающей роли практики в развитии общества, в материальных и духовных процессах в человеческой культуре, в процессе познания; в философии истории основополагающими принципами в развитии общества философами-марксистами провозглашены: теория классовой борьбы; идея исторической миссии рабочего класса; концепция роли народных масс и личности в истории. К основным принципам марксистской методологии относят: восхождение от абстрактного к конкретному, от простого к сложному; принцип историзма. Диал. глубоко пронизывает все мировоззрение марксизма. Материалистическая диал. опирается на предшествующее духовное развитие человечества. Ее непосредственными теоретическими источниками были: разработка диалектического метода немецкими идеалистами, фейербаховский материализм и великие естественнонаучные открытия, обнаружившие, что «в природе все происходит диалектически». Среди принципов материалистической диалектики Энгельс выделяет такие как принцип материального единства мира, принцип всеобщей связи и принцип развития. К основным законам он относит закон взаимопроникновения противоположностей, закон перехода количества в качество и обратно и закон отрицания отрицания. Исходя из принципа познаваемости мира, он рассматривает наши знания как отражение внешнего мира в сознании человека.

Диалектико-материалистическая теория познания рассматривалась в марксизме как теория отражения. При этом отражение понималось как активный, а не пассивный процесс взаимодействия субъекта с объектом. Здесь преодолевается основной недостаток домарксистского материализма, кот. состоял в игнорировании роли практики, а тем самым и активности субъекта познания. Отношения между субъектом и объектом понимались диалектически. Признавалось, что объективный мир детерминирует деятельность людей, их сознание, а также, что субъект активен. Опираясь на законы объективного мира, он познает его и целесообразно преобразует. При этом под субъектом познания понималась не только отдельная личность, но и группа людей и все человечество. Под объектом же понимался материальный мир, включенный в определенную человеческую практическую деятельность. Термин «исторический материализм» Энгельс применил для «обозначения того взгляда на ход всемирной истории, кот. конечную причину и решающую движущую силу всех важных исторических событий находит в экономическом развитии общества, в изменении способа производства и обмена, в вытекающих отсюда разделений общества на различные классы и в борьбе этих классов между собой». В дальнейшем материалистическое понимание истории стало рассматриваться в качестве основополагающего принципа исторического материализма как науки об обществе. Согласно историко-материалистическому учению Маркса развитие общества следует рассматривать как объективный, естественно-исторический процесс.

Ступенями исторического прогресса явились:

1. Первобытная стадия развития общества, отличавшаяся общей («племенной») собственностью и отсутствием классового деления.
2. Рабовладельческая стадия.
3. Феодализм.
4. Капитализм.
5. Высшей стадией развития человеческого общества они считали коммунизм.

Развитие философских идей Маркса и Энгельса в России осуществляли Г.В. Плеханов (1856-1918) и В.И. Ленин (1870-1924). Развитие марксизма, его философских основ, Ленин связывал с практикой революционной борьбы рабочего класса. Особое значение Ленин придавал разработке партийности в философии, отмечая две партии в философии - материализм и идеализм. основные постулаты марксизма: мир материален; мир объективен и не зависит от сознания; материя первична, вечна, несотворенна; сознание - свойство материи; мир познаваем.



Вклад К. Маркса в экономическую теорию Исторические условия возникновения марксизма, его идейные истоки В формировании экономического учения К. Маркса важную роль сыграл промышленный переворот в Англии, создавший адекватную капитализму материальную базу. Капиталистические производственные отношения вызвали мощные стимулы экономического развития. Фабричная система, построенная на наемном труде и концентрации производства, обеспечила ускоренное развитие производительных сил. Вместе с тем экономический прогресс на ранних стадиях капитализма сопровождался усилением эксплуатации рабочего класса. Механизация трудовых процессов была использована предпринимателями для удлинения рабочего дня и повышения интенсивности труда. На капиталистических предприятиях широко использовался низкооплачиваемый женский и детский труд. Капиталистическая конкуренция разоряла мелких товаропроизводителей. В периоды экономических кризисов увеличивалась безработица, падали реальные доходы населения. Учение К. Маркса возникло как прямое и непосредственное продолжение идей величайших представителей философии, политической экономии и социализма. Таким образом, возникновение марксизма обусловлено двумя взаимосвязанными предпосылками. Во-первых, революционным движением рабочих, отрицающим капиталистические производственные отношения, вовторых, идейными предпосылками в лице немецкой философии (Гегель и Фейербах), английской политэкономии (А. Смит и Д. Рикардо) и французского утопического социализма (Сен-Симон и Ш. Фурье).

В своих первых статьях, опубликованных в начале сороковых годов XIXго столетия, К. Маркс и Ф. Энгельс выступили как революционные демократы, резко критикующие социальную несправедливость буржуазного общества. В процессе интенсивной научной работы пришли к выводу о решающей роли экономики в развитии общества. "Анатомию гражданского общества, - писал К. Маркс, - следует искать в политической экономии". 1845 -1846 гг. К. Маркс и Ф. Энгельс написали совместную работу "Немецкая идеология", в которой изложили учение о социальноэкономических формациях, их последовательной смене, показали зависимость общественного сознания от условий материального производства. В 1849 г. К. Маркс написал книгу "Наемный труд и капитал". Прибыль трактовалась как излишек стоимости, созданной трудом, над стоимостью труда. Видное место в марксистской литературе занимает книга Ф. Энгельса "Положение рабочего класса в Англии" (1845 г.). В ней впервые исследовано влияние крупной машинной индустрии на положение рабочего класса, показаны формы промышленной резервной армии труда, дан анализ циклического характера развития капиталистического производства. В книге раскрыты противоречия капитализма, показана историческая миссия пролетариата.

Основные положения «Капитала» К. Маркса Основное содержание первого тома "Капитала". Первый том "Капитала" состоит из 25 глав, объединенных в 7 отделов. В первом отделе "Товар и деньги" изложены основы теории стоимости, подчеркнут двойственный характер труда, создающего товар, раскрыты пять функций денег. Во втором отделе "Превращение денег в капитал" показано содержание всеобщей формулы капитала (Д-Т-Д"), раскрыты ее противоречия. Анализируя формулы простого товарного производства (Т-Д-Т) и капиталистического производства (Д-Т-Д") К. Маркс показал, что ". . . капитал не может возникнуть в обращении и также не может возникнуть вне обращения. Он должен возникнуть в обращении и в то же время не в обращении". Решение этого противоречия на базе закона стоимости, указывал Маркс, возможно лишь в том случае, если капиталист купит специфический товар, способный создавать стоимость большую, чем он сам стоит. Таким товаром в условиях капитализма является рабочая сила. Товарный капитал в стоимостном выражении состоит из 3 элементов: с + v + m, где с - постоянный капитал, v - переменный капитал, m - прибавочная стоимость. В третьем отделе "Производство абсолютной прибавочной стоимости" показан процесс увеличения прибавочной стоимости путем удлинения рабочего дня, при этом подчеркивается, что норма прибавочной стоимости m’= m/v *100% является точным выражением степени эксплуатации при капитализме.

В четвёртом разделе раскрывается механизм конкурентной борьбы, в ходе которой на базе технического прогресса и роста производительности труда происходит снижение стоимости рабочей силы и, следовательно, уменьшение необходимого рабочего времени и увеличение прибавочного рабочего времени. В пятом отделе "Производство абсолютной и относительной прибавочной стоимости" выяснены единство и различия двух форм прибавочной стоимости. Абсолютная прибавочная стоимость является результатом удлинения рабочего дня сверх необходимого рабочего времени, в течение которого рабочий воспроизводит стоимость своей рабочей силы. Фактическая величина его зависит от соотношения классовых сил. Абсолютная прибавочная стоимость возрастает также и в результате повышения интенсивности труда - при неизменной или даже при уменьшающейся величине рабочего дня. Другим способом увеличения производства прибавочной стоимости является сокращение необходимого и соответствующее увеличение прибавочного рабочего времени при неизменной продолжительности рабочего дня. Этому способу соответствует относительная прибавочная стоимость. Сокращение необходимого рабочего времени связано прежде всего с повышением производительности труда в отраслях, производящих средства существования рабочего, т. к. в конечном счёте это ведёт к снижению стоимости рабочей силы. А это, в свою очередь, приводит к сокращению необходимого и соответственно увеличению прибавочного рабочего времени во всех отраслях капиталистического производства.

В шестом отделе "Заработная плата" раскрыта сущность заработной платы при капитализме и показаны ее основные формы. Маркс подчеркивает особенность заработной платы, которая будучи формой оплаты лишь необходимого рабочего времени, выступает на поверхности капиталистических отношений как "цена труда", т. е. создаст иллюзию полной оплаты всего рабочего дня. Эта иллюзия обусловлена повременной и сдельной формами оплаты труда. Капиталист покупает не труд, а рабочую силу и заработная плата представляет собой превращенную форму стоимости и цены рабочей силы. В седьмом отделе "Процесс накопления капитала" анализируется превращение прибавочной стоимости в капитал. В заключительной, 25 -й главе К. Маркс подчеркивает, что на западе Европы процесс первоначального накопления капитала более или менее завершился. Иначе обстоит дело в колониях, где капиталистические отношения наталкиваются на препятствия со стороны мелких товаропроизводителей, экспроприация которых, как и в Старом свете, откроет дорогу капиталистическому производству.

Последующие тому «Капитала» вышли после смерти ученого. Второй том "Капитала" с подзаголовком "Процесс обращения капитала", отредактирован Ф. Энгельсом. В нем отражен процесс создания и движения капитала, проанализированы формы простого и расширенного производства. Предметом исследования 3 -го тома "Капитала" является процесс капиталистического производства, взятый в целом. Четвертый том капитала издан учеником К. Маркса Карлом Каутским под названием "Теории прибавочной стоимости «. Исследуя в историческом аспекте развитие различных экономических школ от меркантилистов до классиков буржуазной политической экономии, К. Маркс показал сильные и слабые стороны экономических учений, отражающих ступени развития экономической теории.

Развитие марксистской политической экономии в трудах Ф. Энгельса, В. И. Ленина, советских экономистов. Рассматривая содержание предмета экономической теории, Энгельс различает политическую экономию в узком и широком смысле. Так, политическая экономия в узком смысле изучает буржуазное общество, а в широком смысле - изучает все общественные формации. Характеризуя основные черты будущего общества, Энгельс указывает на общественную собственность на средства производства и планомерное развитие экономики. Заметим, что некоторые положения Ф. Энгельса не подтвердились практикой. Так, не произошло отмирание товарного производства и денежного обращения в процессе строительства социалистических систем хозяйствования в СССР и в ряде других стран Европы и Азии. Вместе с тем, оценивая с позиций сегодняшнего дня взгляды Энгельса на социализм и коммунизм, можно сделать следующие выводы: социалистическая идея содержит в себе общечеловеческие ценности и сохраняет свою привлекательность для значительной части населения Земли.

Марксистское направление в развитии российской экономической мысли связано прежде всего с работами В. И. Ленина. Ленин делает вывод о наступлении новой эпохи в развитии капитализма - империализм. Характерные черты этой эпохи, по его мнению, заключались в следующем: концентрация производства и капитала, дошедшая до такой высокой ступени развития, что она создала монополии, играющие решающую роль в хозяйственной жизни; слияние банковского капитала с промышленным и создание на базе этого "финансового" капитала, "финансовой" олигархии; вывоз капитала в отличие от вывоза товаров, приобретает особо важное значение; образуются международные монополистические союзы капиталистов, делящие мир; закончен территориальный раздел земли крупнейшими империалистическими державами. С быстрым ростом слоя рантье, эксплуатацией зависимых стран, ростом милитаризма порождается тенденция к застою. Установление монопольных цен ослабляет побудительные мотивы к техническому прогрессу и появляется экономическая возможность его искусственного торможения. Ленин подчеркивал, что тенденция к загниванию не исключает быстрый рост капитализма, отдельных отраслей промышленности, отдельных стран. В целом, отмечал Ленин, капитализм быстро, как никогда растет. Главный вывод, сделанный В. И. Лениным о том, что империализм - высшая и последняя стадия капитализма, исторически не оправдался.

ХХ век Постмарксизм ОРТОДОКСАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Марксизм изменениям не подлежит «Ренегат» К. Каутский «Ревизионист» Э. Бернштейн КРИТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Реформы вместо революций В. И. Ленин РЕВОЛЮЦИОННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: Победа социалистической революции в одной стране Диктатура пролетариата

Ленин и его сторонники обращали прежде всего внимание на революционное содержание марксистского учения: теорию прибавочной стоимости, эксплуатации, неизбежность гибели капитализма как общественного строя и необходимость пролетарской революции, то легальные марксисты извлекли из учения Маркса другие уроки. С их точки зрения, развитие России должно было осуществляться по естественноисторическому пути, не минуя капитализма, как предполагали народники, и не уничтожая его революционным путем, как это предлагали ленинцы. Легальные марксисты видели позитивные и негативные стороны капитализма, хорошо владели научной стороной учения Маркса и развивали ее. Что касается экономической политики, то в этой области легальные марксисты выступали за эволюционный путь развития России, полностью отрицали идеи социалистической революции и диктатуры пролетариата. Следует сказать, что и Г. В. Плеханов в начале XX века изменил частично свои воззрения по важнейшим вопросам хозяйственной жизни России, он отошел от ортодоксального марксизма. Плеханов вскрыл несостоятельность народнической идеи о крестьянском социализме, подверг критике идею самобытности исторического развития России. Плеханов раскрыл всю глубину преобразований в экономической жизни России, связанных с развитием капитализма. Изменения коснулись промышленности, сельского хозяйства, торговли.

В 1951 г. был основан Социалистический интернационал, в него входят социал-демократические, социалистические и лейбористские партии. Эти партии сформировались в результате раскола социал-демократического движения, сложившегося во многих странах Европы в последней трети XIX в. Раскол окончательно оформился под воздействием Октябрьской революции в России, революционных выступлений рабочего класса в Германии, Венгрии и ряде других стран, итогов первой мировой войны. В результате раскола наряду с социал-демократией, выступившей за преобразование общества исключительно путем реформ, возникли коммунистические партии, исповедовавшие революционный марксизм. Оба течения сразу же вступили между собой в острую политическую и идеологическую борьбу, которая резко пошла на убыль лишь во второй половине 80 -х годов вследствие коренных изменений главным образом в СССР, а также в других бывших социалистических странах.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИЯМ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ

Кафедра философии

Дисциплина: «Философия»

По теме: «Основы марксизма»

Выполнил: студент 1 курса

Факультета платных образовательных услуг

Направление подготовки: ГМУ

Группы 3.52.13

Мерангулян Маргарита Гургеновна

Проверил: преподаватель по дисциплине

Философия

кандидат философских наук, доцент, Филатова Галина Александровна

Москва 2014

Введение

1. Марксизм

2. Предпосылки возникновения марксизма

3. Три основных этапа развития марксистской философии

4. Вклад материализма в науку

Заключение

Список литературы

Введение

Крупнейшим направлением мировой философской мысли второй половины XIX и начала XX столетий является диалектико-материалистическая философия, получившая название марксисткой по имени одного из ее создателей. Творческое наследие К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) является единым комплексом идей, хотя каждый из них имел свою "специализацию", особый круг рассматриваемых проблем. Этих мыслителей связывали на протяжении почти сорока лет не только общие научные и политические интересы, но и личная дружба.

Важнейшими вехами на пути становления марксистской философии стали труды Маркса "Тезисы о Фейербахе", "Нищета философии", а также совместные с Энгельсом работы "Святое семейство" и "Немецкая идеология". К зрелым марксистским философским работам можно отнести "Анти-Дюринг" и "Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии" Энгельса. марксизм философия материалистическая диалектика

В развитии марксисткой философии можно выделить несколько этапов. Первый характеризуется переходом Маркса и Энгельса от идеализма и революционного демократизма к диалектическому и историческому материализму (с конца 30-х до конца 40-х годов XIX в.). На втором этапе осуществляется дальнейшее развитие марксисткой философии, расширение круга рассматриваемых проблем и уточнение отдельных положений. Для третьего этапа характерно прежде всего распространение марксисткой философии в различных национальных культурах. В Германии она представлена творчеством Ф.Меринга и К. Каутского, в Италии - А. Лабриолой и А. Грамши, в России - Г.В. Плехановым и В.И. Лениным. Четвертый этап связан с систематизацией и дальнейшим развитием марксисткой философии в СССР, где философия являлась официальной и имела апологетический характер. Пятый этап развития марксисткой философии в России начался с 1991 г., когда она перестала быть государственной, но продолжает оставаться действенной основой для выдвижения новых философских идей.

В настоящее время существуют различные варианты диалектико-материалистической философии, из которых мы рассмотрим прежде всего философию, созданную Марксом и Энгельсом. При этом формирование марксисткой философии понимается не как процесс чисто логический. Здесь учитывается, что с самого начала деятельности этих мыслителей решение философских проблем осуществлялось ими в непосредственной связи с решением насущных практических задач политической борьбы и в ходе полемики с идеалистическими теориями.

Решающий вклад в создание диалектико-материалистической философии внес Маркс, которому Энгельс отдавал пальму первенства. Маркс определял философию как "духовную квинтэссенцию своего времени". Марксистская философия формировалась путем критического усвоения прежде всего лучших традиций немецкой классической философии и как теоретическое мировоззрение рабочего класса.

Характерные черты марксистской философии:

1. Диалектический метод рассматривается в неразрывной связи с материалистическим принципом;

2. Исторический процесс истолковывается с материалистических позиций как естественный, закономерный процесс;

3. Не только объясняется мир, но и разрабатываются общеметодологические основы его преобразования. Как следствие, центр философских исследований переносится из области отвлеченных рассуждений на область материально-практической деятельности людей;

4. Связываются диалектико-материалистические взгляды с интересами пролетариата, всех трудящихся, совпадающими с потребностями общественного развития.

1. Марксизм

Марксизм возник в середине 40-х годов 19 века. Его основоположники К.Маркс (1818-1883) и Ф.Энгельс (1820-1895). Маркс и Энгельс были убеждены, что создали действительную науку об обществе и получили истинное знание о капитализме и перспективах его гибели. Идеологически они защищали интересы пролетариата и беднейших слоев трудящихся; стремились указать пути реального освобождения от любых форм эксплуатации.

Карл Маркс в течение 40 лет занимался написанием своего главного руда «Капитал». Здесь он развивал классическую трудовую теорию прибавочной стоимости. Грандиозное по своим замыслам и масштабам экономическое учение Маркса получило неоднозначную оценку. Так, американский профессор П. Самуэльсон включил Маркса в немногочисленную плеяду «интеллектуальных гигантов» наряду с А. Смитом, Дж. Кейнсом и другими крупными учеными. Другой выдающийся американский экономист, В. Леонтьев, сетовал: если кто-либо захочет узнать, что в действительности представляют собой прибыль, заработная плата, капиталистическое предприятие, он может получить в томах «Капитала» более реалистическую и качественную информацию, чем та, которую он мог найти в дюжине учебников по современной экономике. Английский историк экономической науки, профессор М. Блаух в известной книге «Экономическая мысль в ретроспективе» констатировал: «Маркс подвергался переоценке, пересматривался, опровергался, его хоронили тысячекратно, но он сопротивляется всякий раз, когда его пытаются отослать в интеллектуальное прошлое. Хорошо это или плохо, но его идеи стали составной частью того мира представлений, в рамках которого мы все мыслим». Такая оценка теоретических трудов Маркса, по-видимому, не случайна.

Сам Маркс, считая, что в капиталистических странах политическая экономия выражает интересы собственников, стремился поставить свой вариант политической экономии на службу интересам рабочего класса. Однако классовый подход отрицательно повлиял на научную объективность ряда высказанных им положений и выводов. Учение Маркса (наверняка, вопреки его стремлениям) позволило обнаружить неразрешимые противоречия и определенную ограниченность всего классического направления политической экономии.

2. Предпосылки возникновения марксизма

1.Социально-экономические.

Развитие капитализма, выход на историческую арену рабочего класса, усиление его организованности и классовой борьбы против угнетения и эксплуатации. Восстания силезских и лионских ткачей показали, что пролетариат все отчетливее выделяется из общей массы трудящихся и выдвигает собственные экономические и политические требования. Как и любой другой класс, пролетариат нуждался в осмыслении своей собственной природы и коренных интересов, в обосновании своего места и роли в историческом процессе.

2.Идейно-теоретические.

Немецкая классическая философия Гегеля (з закона диалектики, которые впервые разработал Гегель на идеалистической основе, были перенесены Марксом на материалистическую) и Фейербаха.

Английская политическая экономия А. Смита и Д.Рикардо своей теорией трудовой стоимости направляла общественную мысль на изучение законов производства, распределения, обмена. Опираясь на их исследования К Маркс в «Капитале» дает анализ товарного производства, открывает закон прибавочной стоимости.

Французский утопический социализм Сент-Симона и Фурье, а также англичанина Оуэна. марксизм философия материалистический диалектика

3.Естественно-научные.

Открытие закона превращения энергии. Это подтвердило взаимосвязь явлений объективного мира.

Вывод о клеточном строении живых организмов. Это подтвердило материалистическую идею единства живой природы.

Эволюционная теория Дарвина о происхождении видов. Это подтвердило материализм и единство живой природы.

3. Три основных этапа развития марксистской философии

Первый этап - связывается с именами К.Маркса, Ф.Энгельса и их последователей в Германии (Бернштейн, Каутский), в других европейских государствах, в том числе и в России (Плеханов Г.В.). Используя достижения французского утопического социализма, английской политэкономии и классической немецкой философии, а также анализируя протекавшие в развитых капиталистических государствах того времени социально-экономические процессы, К.Маркс и Ф.Энгельс создали экономическую теорию капитализма, разработали такие направления в философии, как диалектический и исторический материализм, применив их основные идеи к природе, обществу, человеку. К их числу можно отнести теорию "отчуждения", теорию классовой борьбы, учение об исторической роли пролетариата в общественном развитии, формационную теорию общественного развития, исследование проблем познания, а также - основных свойств, условий и форм существования материи.

На этом этапе идеи марксизма получают признание среди европейских экономистов и обретают популярность среди творческой II научной интеллигенции европейских государств, постепенно проникая в профсоюзное рабочее движение и первые социал-демократические организации.

Второй этап - связывается с именем В.И.Ульянова (Ленина), предпринявшего попытку:

· философского осмысления особенностей экономическою, политического развития капитализма на империалистической стадии;

· подвести теоретическую базу под практику построения коммунистического общества в России.

Помимо этих проблем, он исследовал вопросы места философии в обществе в условиях научно-технической революции, современные проблемы познания. Сделал он также и попытку прогноза развития системы общественных отношений, человеческой личности при социализме.

На втором этапе политические идеи философии марксизма приобретают широкую популярность в мире, становясь элементом политических программ коммунистических, социалистических, социал-демократических партий. Но уже в конце XIX века в марксистской философии намечаются два направления в развитии:

· одно из них ориентируется на традиции гуманизма и принцип эволюционности в развитии;

· другое - экстремистски-радикальное, ориентированное на принцип целесообразности и подчинение человеческой индивидуальности идеям мирового коммунистического господства.

На третьем этапе разрыв между гуманистическим и радикальным направлениями в марксистской философии возрастает. Радикальное направление, ставшее идеологией государств социалистической ориентации, подчинило марксизм задачам коммунистической идеологии, что предопределило кризисный характер ее развития на многие десятилетия. Можно назвать несколько вариантов интерпретаций радикального марксизма: сталинский, маоистский, кимирсеновский, африканский и другие. С учетом национальной, региональной или рассовой специфики - все они были ориентированы на подавление человеческой индивидуальности, политических, экономических и личных свобод человека в угоду сохранения коммунистической системы. А так как оно получило распространение, в первую очередь, в странах со средним и низким уровнями развития, то характерным для него стало и обоснование идеи ускоренного развития, преодоления за короткий период одного, а то и нескольких этапов исторического развития.

Гуманистическое направление в марксизме, сориентированное на общечеловеческие ценности, гуманизм, взятое на вооружение социал-демократическим и социалистическим движением, получило широкое распространение в государствах с развитой экономикой, став элементом экономического, политического мышления общества, было направлено на решение глобальных проблем современности, определение перспектив развития современной науки, научно-технического прогресса; на исследование взаимоотношений в системах человек-человек, человек-общество и т.д.

На третьем этапе развития марксистской философии широкое распространение получил неомарксизм и, в частности, такие его школы как социолого-технологический материализм, историзм, структуризм, гуманистическая антропология. В основе его идей заложено стремление переосмысления места многих марксистских постулатов в условиях современного постиндустриального общества, отказ от его наиболее радикальных идей. Основные принципы марксистской идеологии. К таковым относят:

· диалектический материализм, принципы которого были распространены философами-марксистами на все стороны жизни общества, природы, человека, сознания и т.д. В основе - - идея о примате социального над биологическим;

· идея об основополагающей роли практики в развитии общества, в материальных и духовных процессах в человеческой культуре, в процессе познания;

· в философии истории основополагающими принципами в развитии общества философами-марксистами провозглашены: теория классовой борьбы; идея исторической миссии рабочего класса; концепция роли народных масс и личности в истории.

В современном марксизме сформировалась теоретическая ориентация на понятие целостности как одной из ее особенностей. В рамках ее внимание исследователей акцентируется на выявлении целостных структур во всех сферах человеческого знания.

К основным принципам марксистской методологии относят:

· восхождение от абстрактного к конкретному, от простого к сложному;

· принцип историзма.

4. Вклад материализма в науку

Материализм, то есть учение о первичности материи, бытия и вторичности духа и сознания.

Материалистическая диалектика - учение о всеобщем развитии и связи явлений объективного мира.

Материалистическое понимание истории.

С точки зрения марксизма в основе развития общества лежит не божественный промысел, а производство материальных благ. Это развитие идет по восходящей линии. Отсюда смена общественно-экономических формаций. Это значит, первобытная формация сменяется рабовладельческим строе. Последний - феодализмом и так далее. Выделял следующие общественно-экономические формации: первобытнообщинная - рабовладельческая - феодальная - капиталистическая - социалистическая - коммунистическая. Двигателем этого процесса выступает развитие производительных сил. Совершенствуются орудия труда, возникает конфликт между базисом и надстройкой, в результате этого - революция и одна формация сменяет другую. Общественное бытие определяет общественное сознание.

Анализируя буржуазное общество, Маркс и Энгельс считали, что капитализм достиг предела своего развития и более не может справиться с теми могущественными производительными силами, которые вызрели в лоне буржуазных производственных отношений. Частная собственность на средства производства стала тормозом развития производительных сил. Буржуазия выковала не только оружие, несущее ей смерть, - гигантские производительные силы, но и породила своего могильщика - пролетариат. В «Манифесте коммунистической партии» Маркс и Энгельс образно и с большим революционным пафосом пишут о том, что классовая борьба пролетариев против буржуазии приближается к своей развязке. Рабочий класс в грядущей революции уничтожит частную собственность и разрушит все те политические институты, которые ее охраняли. Ближайшая политическая цель пролетариев - завоевание политической власти.

Далее. Творцами истории являются не короли, цари или полководцы, как считалось ранее, а непосредственные производители материальных благ - трудящиеся. Источником общественного развития являются внутренние противоречия способа производства. Это значит, противоречия между производственными силами и производственными отношениями. В классовом антагонистическом обществе эти противоречия выступают как противоречия между трудящимися и эксплуататорами. Поэтому классовая борьба с точки зрения марксизма - движущая сила социального прогресса. Отсюда марксизм делает вывод о неизбежности в конечном счете социалистической революции и перехода от капитализма к социализму. Вывод - революция в обществе неизбежна, это естественный исторический процесс.

Маркс, исследуя способ производства, пришел к выводу, что люди, участвуя в процессе производства, создают не только материальные блага. Они воспроизводят и свою социальность: общественные отношения, группы, институты. В конечном счете, люди воспроизводят общество и самих себя как членов социума, воспроизводят свою социальную сущность.

Рассматривая вопрос о строении общества марксизм оперирует категориями «базис» и «надстройка». Базис - экономический строй общества, система производственных отношений.

Надстройка:

Общественное сознание, включая идеологию

Общественные, политические учреждения и организации

Духовная культура.

Данные явления коренятся в «материальных жизненных отношениях», опираются на «реальный базис» и в своем бытии зависят от него. Этот реальный базис не только лежит в основании политико-юридической надстройки, но и определяет ее саму.

Однако основоположники марксизма не относили себя к представителям экономического детерминизма. Которые вульгарно понимали первичность экономики по отношению к политике и духовной сфере.

Энгельс в своих письмах 90-х годов 19 века писал о то, что исторический процесс не следует представлять таким образом. Что только «экономическое положение является причиной, что только оно является активным, а все остальное лишь пассивное следствие». Энгельс подчеркивает, что экономическое развитие «в конечном счете» определяет всю систему общественных отношений, реальный процесс жизни намного сложнее Надстройка оказывает сильное воздействие на базис. Это воздействие определяется тем, что люди стремятся либо упрочить, либо изменить сложившиеся отношения. К этому их толкают интересы и, в первую очередь, материальные. Надстройка является тем фактором, который закрепляет старую систему отношений, и поэтому социально-историческая практика направлена непосредственно портив надстройки старого общества. Но надстройка может быть не только силой, тормозящей развитие общества, но и силой, способствующей преобразованиям в обществе. Энгельс писал, что государственная власть может воздействовать на экономическое развитие общества в трех направлениях:

способствовать экономическому развитию, тогда это развитие идет быстрее;

тормозить его, и тогда она терпит крах через определенный промежуток времени;

в одних направлениях способствовать экономическому развитию, а в других ставить преграды.

Поэтому основным звеном конкретных преобразований в обществе являются изменения в надстройке, а борьба за государственную власть - главным смыслом политической борьбы. Только обладание государственной властью дает возможность социальным силам реализовать в полной мере свои интересы и добиться изменений в системе экономических отношений.

Как мы знаем из прошлого, Марксизм стал не только теорией, но и практикой сотен миллионов людей, строящих социализм и коммунизм. «В условиях социализма и строительства коммунизма роль и значение марксистско-ленинской теории неизмеримо возрастают, ибо социализм и коммунизм строятся сознательно и планомерно. Одним из важных условий дальнейшего развития марксизма-ленинизма является, как и раньше, борьба против ревизионизма, догматизма и сектантства, против любых извращений революционной теории Маркса, Энгельса, Ленина, за творческое претворение его на практике», - читаем в «Философском словаре».

Заключение

Если бы не было марксизма, материализм трудно было бы даже назвать философским направлением. Скорее это способ осмысления мира. Хронологически этот способ прослеживается от античности до современности и наблюдается практически во все философские эпохи.

Его основные постулаты:

· мир материален;

· мир объективен и не зависит от сознания;

· материя первична, вечна, несотворенна;

· сознание -- свойство материи;

· мир познаваем.

Что же касается марксизма, то новации, внесенные им в материализм, заключаются в применении материализованной гегелевской диалектики, в тезисах о сознании как свойстве высокоорганизованной материи -- мозга и о практике как критерии истины, в материалистической теории отражения (субъективная диалектика -- это отражение -- верное или неверное -- в головах людей свойств объективного мира) и создании на этой основе материалистической теории познания и материалистического понимания истории. Главное «достижение» марксизма -- в рассмотрении материалистической диалектики как критической и революционной, нацеленной не на осмысление мира, а на его преобразование, причем революционным путем.

Слабости марксизма достаточно известны и доказаны, особенно практикой его воплощения в нашей стране. Тезис «практика -- критерий истины» сработал против тех, кто его выдвинул. Эти слабости -- в преувеличении роли экономики и политики и недооценке духовности, настрое на революционное изменение (при очевидной закономерности эволюционного развития мира), игнорировании человека как личности и индивидуальности.

Список литературы

1.Волчек Е.З. Философия. - Мн., 1993

2.Спиркин А.Г. Философия. - М., 2002

3.Введение в философию: учебник для вузов. /Под общ. ред. Фролова И.Т. - М., 1989.

4.Мир философии: Книга для чтения. - М., 1991.

5.Проблема человека в западной философии /Пер. - М., 1988.

6.Философия: учебник /Под общ. ред. Жукова Н.И. - Мн., 2000.

7.Философия: учебник /Под общ. ред. Кохановского В.П.- Ростов-на-Дону, 1995.

8. Философия. Основные идеи и принципы. /Под общ. ред. А.И. Ракитова.

9.Философский словарь. - М. 1975.

10. Человек и общество: справочное пособие для абитуриентов и школьников. /Под общ. ред. проф. С.В.Решетникова. -- Мн., 1999.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Основные этапы становления и развития марксистской философии, главные идеи, методологические принципы; категории диалектики материализма, "практика" как целенаправленная деятельность людей по преобразованию объективного мира; труды классиков марксизма.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2011

    Критический анализ коммунистических доктрин. Политико-экономический анализ действительности. Источники марксизма. Разработка концепций материалистической диалектики в творчестве К. Маркса и Ф. Энгельса. Идеи русского марксизма и взгляды Энгельса.

    контрольная работа , добавлен 01.10.2008

    Сущность марксизма-ленинизма как основы научного мировоззрения и философского осмысления окружающего мира. Исторические условия, духовные предпосылки и теоретические источники возникновения марксизма. Диалектика - учение о всеобщей связи и развитии.

    реферат , добавлен 09.09.2014

    История возникновения, характеристика периодов формирования и развития марксизма, особенности основных этапов. Качественные отличия философии, созданной К. Марксом, сущность теории его противников. Характеристика и особенности ленинского этапа марксизма.

    контрольная работа , добавлен 31.03.2011

    Отчуждение и освобождение человека в марксистской философии. Труд как основа преобразования общества. Идеология и исторический путь общества. Понятие свободы в марксистской философии.

    реферат , добавлен 27.11.2002

    Основные положения классического марксизма, критика предшествующих идеалистических учений. Концепции марксизма: исторические формации, классовая борьба, прибавочная стоимость, концепция коммунизма. Тоталитарные механизмы марксистской идеологии.

    курсовая работа , добавлен 27.06.2013

    Понятие и основополагающие принципы марксистской философии, история развития. Научное обоснование догадок натурфилософии XVIII в. Судьба марксизма в XX столетии, оценка его положительных и отрицательных сторон. Идеологическая сила философии сталинизма.

    реферат , добавлен 12.10.2010

    Предпосылки возникновения марксизма, как направления классической политической экономии. Философские идеи основателей марксизма Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Социально-политическая проблематика (научный коммунизм) и идеи политэкономики марксизма.

    контрольная работа , добавлен 06.11.2016

    Материальная основа функционирования и развития общества, выраженная в трудах Маркса. Характер взаимодействия общественного бытия людей и их общественного сознания. Понятие "истинного" и "ложного" сознания. Принципы и законы материалистической диалектики.

    контрольная работа , добавлен 17.01.2012

    Вклад основоположника марксизма - Карла Маркса в развитие системы научных знаний о человеке и обществе. Научная значимость творческого наследия Маркса. Сходства и различия марксистской диалектики и диалектики Гегеля. Значение исторического материализма.

Немецкий экономист и философ Карл Маркс (1818 - 1983) оказал огромное влияние на развитие экономической мысли. Он предложил теоретическую концепцию, согласно которой капитализм представляет собой исторически переходящую систему. В силу противоречий он должен уступить место более прогрессивной системе.

Особое переходное состояние российской экономики и политики определило наличие в качестве руководства к действию весьма шатких экономических, политических и идеологических концепций правительства, в которых присутствует много антимарксизма. Почему же на Западе до сих пор К. Маркса считают великим экономистом, еще более великим социологом, а марксизм великим учением, как мы сами утверждали в столь недалеком прошлом? Потому что К. Маркс совершил много исключительных по значимости открытий в классической экономической теории, которые привели ее практически к совершенству.

Особенность марксизма как экономического учения заключается в том, что изначально был выработан метод его исследования - диалектический марксизм. Суть марксизма в диалектике, в развитии. Ни одна экономическая категория не является статичной, она развивается, как развивается само человеческое общество. Следовательно, и экономическую теорию в целом надо рассматривать диалектически. Здесь К. Маркс, беря на вооружение гегелевские законы диалектики, ставит их на прочную материалистическую почву. Этот метод привел его к материалистическому пониманию истории, что позволило ему научно обосновать развитие человеческой истории как последовательно сменяющие друг друга способы производства. Параллельно он открывает закон соответствия произведенных отношений характеру и уровню развития производительных сил. По существу, К. Маркс открывает метод диалектического материализма как некий золотой ключ, как средство познания.

В работе «К критике политической экономии» К. Маркс доводит до совершенства трудовую теорию стоимости: открывает двойственный характер труда, создающего товар, и двойственность самого товара, историю появления и сущность денег, их роль в товарном хозяйстве; в ней показана необходимость превращения товара в деньги вследствие того, что общественный характер труда, воплощенного в товаре, может проявляться только в обмене; сформулированы условия и черты товарного производства; найдена и охарактеризована простейшая экономическая форма капитализма - товар.

Теорию стоимости К. Маркс разрабатывает далее в «Капитале». Здесь он разрешает противоречие между определением стоимости товара рабочим временем и реально складывающимися в капиталистическом хозяйстве ценами. Принципиальный сдвиг в ценообразовании связан с переходом от простого товарного производства к капиталистическому. К. Маркс анализирует конкуренцию и открывает два ее вида: внутриотраслевую и межотраслевую. Межотраслевая конкуренция приводит к формированию «цены издержек», которая становится центром колебания рыночных цен. К. Маркс формулирует закон движения рыночной стоимости, и закон средней прибыли и цены производства. Теория средней стоимости на более конкретном уровне исследования.

Однако величайшим открытием К. Маркса считается разгадка секрета производства прибавочной стоимости. Впервые в экономической науке был четко и ясно показан механизм производства прибыли как совершенно естественный результат процесса капиталистического производства. Недаром В. И. Ленин называл теорию прибавочной стоимости краеугольным камнем экономической теории Маркса. Далее К. Маркс последовательно раскрывает сущность заработной платы и ее формы, механизм накопления капитала, его кругооборот и оборот. Особое место в экономической теории Маркса занимает раскрытый им механизм общественного воспроизводства, который, по мнению американского экономиста Б. Селигмена, является его самым большим открытием. Затем он одну за другой объясняет формы земельной ренты и здесь решает задачу, до тех пор никем не решенную, - механизм производства и расчета величины абсолютной ренты, а вместе с этим объясняет природу «цены» земли.

К. Маркс в совершенстве изобразил анатомию капиталистического общества в его диалектике, с противоречиями, классовой борьбой, с его созидательным и разрушительным потенциалом. В России, в основном после 1917г., использовано последнее открытие и на его основе создана и развита так называемая «марксистско-ленинская идеология». Но что здесь марксистского, если из его экономической теории, целостной и логичной, выхвачена одна лишь ее сторона?

Однако идеи К. Маркса о чисто эксплуататорском характере капиталистического строя, тем более об углублении и о развитии этого характера, проявляющегося якобы в усилении абсолютного и относительного обнищания рабочего класса, а также о конечной гибели капитализма оказались ошибочными и не подтвердились исторически. По существу, К. Маркс оказался в плену собственных классовых соперников, и желаемое выдал за действительное. Гениальный диалектик, материалист, доказавший природную способность капитализма к воспроизводству, не увидел в этой способности его возможности трансформации и совершенствования.

Буржуазная (немарксистская) экономическая наука, сначала шокированная открытиями К. Маркса и встретившая марксизм откровенно враждебно, усилиями великого экономиста Дж. М. Кейнса продуктивно использовала его в укреплении капитализма, усилении его выживаемости, гибкости, приспособляемости в новых социально-экономических условиях. Для нас в России и для Запада К. Маркс остается великим экономистом, и какой бы учебник по экономической теории мы ни взяли, фундаментальная его часть на 90 процентов излагается по К. Марксу.

Концепция общественного развития

Исходные положения марксовой концепции состоят в том, что способ производства материальных благ определяет процесс социального, духовного, политического развития. Основой существования и развития общества является материальное производство и те изменения, которые обусловлены сдвигами в сфере производства, прогрессом производительных сил.

Формы производства имеют свою специфику, свою внутреннюю логику. С развитием производства создаются новые общественные отношения. Совокупность производственных отношений, материальный базис определяют формы сознания, юридическую и политическую надстройку общества. Право, политика, религия управляются базисом; взаимосвязь между двумя сторонами общественного организма необычайно сложна, многогранна, противоречива. Экономика отнюдь не является единственным определяющим фактором.

Действующие в обществе социологические законы выражают принцип соответствия между производительными силами и производственными отношениями, а также между идеологической и политической надстройкой и базисом. Принцип соответствия между уровнем развития производства и формой организации общества объясняет, почему происходят изменения в общественных отношениях. Производственные отношения становятся тормозом развития производительных сил. Они должны уступить место и согласно диалектике общественного процесса преобразованы революционным путем. «С изменением экономической основы, - писал Маркс, - более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке».

Теоретическая концепция, представленная и конкретизированная Марксом, выглядит весьма логично. Ее воздействия не избежали многие экономисты, историки, обществоведы, в том числе крупные представители теоретической мысли Запада.

Научное наследие, оставленное Марксом, прочитывается по-разному и считается предметом непрекращающихся дискуссий, обсуждений, споров. Одни пытаются опровергнуть Маркса, другие отстаивают справедливость, а порой и незыблемость его основных положений и выводов. Встречается и более объективная, возвышенная оценка марксова наследия - стремление уточнить и переосмыслить идеи, содержащиеся в его трудах, с позиций происходящих перемен, выводов экономической науки, достижений общечеловеческой культуры.

Ускорение прогресса, динамичное развитие общества внесли немало нового в понимание основных тенденций социального, экономического, политического плана, и теорию Маркса не следует отождествлять с «марксистским» истолкованием его последователей и популяризаторов. Многие из них рассматривают марксизм не как определенную систему взглядов (в том числе не оправдавшихся или даже ошибочных), а как отдельные абстрактные или искаженные тезисы, нередко превратно понимаемые.

Влияние Маркса, который был одновременно и экономистом, и историком, и политиком, и революционером, создавшим вместе с Фридрихом Энгельсом (1820-1895) международное товарищество рабочих, не ограничено лишь «школой» его сторонников и приверженцев. Как мыслитель и ниспровергатель авторитетов, он был, возможно, самым удачливым из когда-либо живших «возмутителей умов».

«Маркс был, безусловно, гением, - пишут Р. Хейлбронер и Л. Туроу, - человеком, изменившим характер нашего мышления об обществе столь же радикально, как Платон изменил характер мышления философского, а Фрейд - психологического. Очень немногие экономисты сегодня прорабатывают всю необъятную массу работ Маркса; но, так или иначе, его воздействие затронуло большинство из нас. Марксу мы обязаны фундаментальной идеей о том, что капитализм - развивающаяся система, вышедшая из конкретного исторического прошлого и медленно, неравномерно двигающаяся к иной, неясно различимой форме общества».

«Капитал» К. Маркса: замысел и реализация

«Предметом моего исследования в настоящей работе, - писал Маркс в предисловии к первому изданию «Капитала», - является капиталистический способ производства и соответствующие ему отношения производства и обмена».

Пересказать содержание «Капитала» практически невозможно - это десятки глав, более трех тысяч страниц далеко непростого, довольно емкого текста. Второй и третий тома при жизни Маркса не были завершены. Рукопись расшифровал и отредактировал Энгельс, ограничившись самыми необходимыми, по возможности незначительными исправлениями и дополнениями.

«Капитал» состоит из четырех томов. В первом томе («Процесс производства капитала») исследуется процесс производства, взятый сам по себе, применительно к условиям свободной конкуренции, без учета внешних воздействий. Второй том называется «Процесс обращения капитала». Задача третьего тома - найти и описать те конкретные формы, которые возникают из процесса движения капитала, рассматриваемого как целое. Имеются в виду те конкретные формы капиталистических отношений, в которых они выступают на поверхности общества в результате взаимодействия и конкуренции капиталов. Четвертый том называется «Теории прибавочной стоимости». Он занимает особое место, в нем рассматривается история экономических концепций, дается их критических обзор.

Такая структура «Капитала» в целом соответствует методу движения от абстрактного к конкретному, которого придерживается Маркс. Основную цель исследования Маркс видел в выяснении тех законов, которым подчиняются возникновение, существование, развитие и разложение рассматриваемого им социально-экономического организма.

Первый том можно рассматривать как самостоятельное (по значимости) произведение. Анализ системы экономических отношений начинается не с богатства как слишком общей категории, присущей любой форме хозяйства, а с товара - «элементарной клеточки» капиталистического производства.

В капиталистическом обществе равновеликие капиталы приносят равновеликие прибыли; цены формируются в соответствии с размерами капитальных издержек и средней прибыли. Если товары продаются по ценам производства, то тем самым в несколько измененном виде сохраняется действие закона стоимости и «снимается» противоречие, которое не смог разрешить Д. Рикардо.

В какой мере Марксу удалось реализовать свой замысел? Ответы на этот вопрос пытаются дать многие исследователи, но их выводы оказываются далеко не однозначными. Бесспорно одно, интерес к теории и работам Маркса не пропадает. Почти каждого, кто знакомится с «Капиталом», поражает глубина обобщений, логическая строгость аргументации, удивительная способность проникать в сущность процессов, скрывающихся за их внешней оболочкой.

Производство прибавочной стоимости - узловая проблема первого тома «Капитала», фундаментальное положение теоретического анализа взаимоотношений двух основных классов: наемных рабочих и капиталистов - собственников средств производства.

Марксова теория прибавочной стоимости тесно связана с его трактовкой теории стоимости. В основе стоимости товара лежит только один источник (один производственный фактор) - труд. Все товары - продукты человеческого труда.

По Марксу, товар, во-первых, способен удовлетворять потребности людей, т. е. обладает потребительской стоимостью; во-вторых, производится для обмена, способен обмениваться на другие товары, т. е. обладает стоимостью.

В основе этого двуединого свойства лежит выдвинутое Марксом положение о двойственном характере труда. Как создатель потребительной стоимости, труд производителей всегда конкретен. Это - труд, отличающийся определенной целью, навыками, организацией, профессиональным умением.

Как создатель стоимости, тот же труд есть труд вообще, труд абстрактный, иначе говоря, полезный обществу, является общественно необходимым трудом, его продукция может быть реализована на рынке посредством обмена.

Положение о двойственном характере труда - теоретическое обобщение Маркса, которое он считал самым важным теоретическим открытием, сделанным им в процессе разработки экономической теории, в ходе работы над «Капиталом».

Экономисты до Маркса не соглашаются с этим утверждением, объявляют его слишком оторванным от реальной практики, заявляют, что это чистая абстракция. Настойчивые возражения других экономистов, возможно, и объясняются тем, что анализ двойственного характера труда тесно связан с выводами, серьезно задевающими практические интересы людей.

Наемный рабочий получает за свой труд заработную плату. Она покрывает издержки, необходимые для поддержания физических и моральных сил, для нормального функционирования работника.

Заработная плата оплачивает не труд, она служит формой оплаты специфического товара «рабочая сила». Особенность рабочей силы заключается в том, что она имеет свойство создавать продукт (товар), стоимость которого выше стоимости самой рабочей силы, т. е. того, что необходимо для поддержания жизни рабочего и членов его семьи.

«Тайна» эксплуатации, по Марксу, кроется в том, что рабочая сила, как любой товар, имеет два свойства: стоимость и потребительную стоимость. Прибавочная стоимость - не «вычет из труда рабочего» (так считал рикардо), а результат эквивалентного обмена. Рабочая сила продается и покупается по стоимости, но ее стоимость ниже, чем стоимость создаваемого ею предмета.

Прибавочная стоимость лежит в основе доходов владельцев капитала - предпринимательской прибыли, торговой прибыли, процента.

Критики Маркса считают, что его теория прибавочной стоимости представляет своего рода теоретическую конструкцию, которая не учитывает, что предпринимательский труд, труд по управлению, организации производства, также является источником ценности товара, создает доход. Лежащая в ее основе трудовая (однофакторная) теория стоимости не согласуется с практикой, т. к. труд разнороден и отличается не только по затраченному времени, но и по результатам, и создание ценности возможно без непосредственного участия труда (в случае полного автоматизированного производства). Обращается внимание на то, что формы эксплуатации возможны и существуют также в условиях, когда участники производственного процесса являются равноправными субъектами отношений собственности.

К проблеме эксплуатации Маркс подходил с научной, теоретической точки зрения, связывая эксплуатацию с присвоением части неоплаченного труда наемных рабочих со стороны капиталистов. При этом важно разграничить присвоение прибавочного продукта (или его доли) в виде неоплаченной части труда рабочего со стороны собственника средств производства и в условиях, когда участники производственного процесса являются равноправными субъектами экономических отношений собственности. Во втором случае имеет место иная форма эксплуатации.

Заслугой и достижением Маркса, как писал Шумпетер, «было то, что он понимал слабость различных аргументов, с помощью которых духовные наставники трудящихся масс до него пытались показать, как возникает эксплуатация, и которые по сей день поставляют этот товар для среднего радикала… Он хотел доказать, что эксплуатация возникает не из индивидуальных ситуаций, случайно или неожиданно; что она есть результата самой логики и капиталистической системы, неизбежный и независящий от индивидуальных намерений». «В конце концов, - заключает комментатор, - термин «эксплуатация» «был включен в круг научных аргументов и в этом качестве служит опорой ученикам, ведущим борьбу за дело своих учителей».

Согласно теории Маркса в создании новой стоимости участвует только один фактор - рабочий, владелец рабочей силы. Остальные виды доходов - предпринимательская прибыль, торговая прибыль, ссудный процент, рента - превращение формы прибавочной стоимости, результат неоплаченного труда рабочих. Справедливость распределения доходов, по Марксу, в том, что доходы участников трудовой деятельности формируются в соответствии с общественно необходимыми затратами труда на производство товаров. Измерение доли каждого работника производится одной и той же мерой - трудом, что обеспечивает равенство в распределении трудовых доходов. Действует не принцип уравнения, а принцип равнозначности трудовых усилий. Учитывается как количество труда (отработанные часы), так и качество (сложный труд сводится к простому труду).

Основной замысел теоретической концепции Маркса - обосновать неизбежность крушения капитализма в силу развертывания его собственных противоречий, действия внутренних революционных сил. «Холодный металл» экономической теории на страницах марксовых работ, обнажая непримиримый антагонизм между собственниками средств труда и теми, кто их применял, воспламенял атмосферу классовой борьбы. Маркс был не просто блестящим исследователем, но и политическим революционером, организатором международного альянса рабочих, целью которого была практическая подготовка революции мирового масштаба.

Как выдающийся теорик Маркс является основоположником нового направления в исследовании экономических и социальных процессов, ученым, синтезировавшим исторический и теоретический подход к изучению общественных явлений. Но Маркс как революционер не был столь же удачлив. Еще в период работы над томами «капитала» он столкнулся с фактами реальной истории, которые разочаровали его кипучую, деятельную натуру.

Поражение Парижской коммуны в 1871 году, разлад и широкое развитие реформистского движения в рабочей среде, принятие социального и политического законодательства, перемены в настроениях общества в странах Западной Европы - все это болезненно воспринималось человеком, проводившим жизнь в эмиграции, не имевшим практической возможности превратить критику политической экономии в коренное переустройство общественной системы.

В последнее время стало модным от восхваления, строгого следования духу и букве марксовой доктрины переходить в лагерь его «непримиримых» противников. Но крайности, резкие повороты никогда не украшали. Важно не отрекаться, не игнорировать ни одно сколь-нибудь значительное и влиятельное учение, а извлечь и использовать все полезное.

«Марксистская школа мышления, - пишет известный отечественный знаток теоретических доктрин Ю. Я. Ольсевич, - при всех ее недостатках, обладает очевидным преимуществом: она не приемлет ни логического формализма, ни эклектического описательства, старается выявить связь технических, экономических, политических и иных процессов, их внутренние противоречия. Эту универсальность марксистского подхода с восхищением отмечают известные западные ученые-немарксисты». Слабость позиции марксистской школы в другом - в политической предвзятости, в заданности принципиальных выводов. К этому может быть присовокуплена жесткая непримиримость к иным позициям, претензия на обладание универсальной истиной.

С.В. Брагинский и Я.А. Певзнер, одни из первых поставившие вопрос о переосмыслении теоретического наследия в политической экономии, отмечали, что совершенствование рыночных отношений и конкуренции ведет к снижению актуальности анализа отношений эксплуатации.

В работе, посвященной дискуссионным проблемам экономической теории, они отмечали, что в развитых странах небольшое «собственное дело», ведение которого не требует особой квалификации, приносит во многих случаях значительно меньший экономический доход, чем квалифицированный наемный труд. Рабочий класс в целом живет лучше, чем значительная масса мелких капиталистов-хозяев. Происходит свободный перелив трудовых ресурсов, в том числе из категории наемных работников в положение самостоятельного предпринимателя. Услуги наемной рабочей силы становятся дороже, а услуги менеджеров и предпринимателей относительно дешевле.

Марксово понимание теории стоимости тесно связано с определением, как источника цен, так и источников доходов. Напомню, по Марксу, в основе стоимости лежит труд работников. Иной позиции придерживаются современные авторы. Они разделяют концепцию, согласно которой в основе стоимости лежит не один, а несколько производственных факторов - труд, капитал, природный фактор (земля), предпринимательские способности. В соответствии с этим признается, что стоимость, во-первых, формируется из участия всех факторов; во-вторых, распадается на доходы.

Возражая Марксу, утверждавшему, что только живой труд участвует в создании стоимости, его оппоненты ссылаются на разнородность и практическую несопоставимость различных видов труда (физического и умственного, квалифицированного и неквалифицированного); на несопоставимость вследствие разрывов во времени «живого» труда рабочего и «овеществленного» труда, воплощенного в средствах потребления рабочего; на реальную возможность производства без непосредственного участия живого труда (автоматизированное производство); на необходимость учета управленческой и организационной деятельности менеджеров.

Трудовая теория стоимости оказывается неподходящей основой для прикладных исследований: на практике цены не просто отклоняются от стоимости, а формируются вокруг «конструирующего стержня», отличающегося от стоимости. Положение Маркса о едином стоимостнообразующем факторе вступило в противоречие с реальной практикой и теорией, призванной выражать нужды практики, служить ей. Оно может рассматриваться как допущение или гипотеза, не способная отразить все многообразие и противоречивость реальной действительности.

Р. Солоу бесспорно прав в том, что Маркс не смог предсказать будущее капитализма. Но прав и Иоанн Павел II - капитализм трансформировался под воздействием социализма, при влиянии марксистской теории. Однако, вопрос - в чем состоит «ядро истины» марксизма в современных условиях? Маркс «ядром» своего экономического учения считал теорию прибавочной стоимости или теорию классовой эксплуатации наемного труда.

В том, что такая эксплуатация была широко распространена в XIX в. Мало у кого возникали сомнения. Под давлением рабочего движения в индустриальных странах Запада государство начало ее ограничивать. Перелом произошел в десятилетия после второй мировой войны, когда было принято демократическое законодательство. Классовая эксплуатация «почти» умерла. Но только почти, нет уверенности в том, что не произойдет обратной трансформации экономических отношений. Когда антагонизм между наемным трудом и капиталом смягчался и перерастал в социальное партнерство - нарастал социальный разрыв и отчуждение между различными слоями самого трудящегося населения. Кризис всей системы современной экономической мысли в том, что ни одна ныне существующая теория не в состоянии охватить и объяснить совокупную хозяйственную реальность. С содержательной точки зрения все течения современной экономической мысли отражают реальность и по уровню своей методологии далеко отстали от естественных наук. Это методология времен физики Ньютона. Теория относительности и ядерных реакций создают новое видение мира, от которого экономическая наука пока остается в стороне. Если учение об эксплуатации наемного труда капиталом - это ядро марксизма, то и судьба последнего поставлена в зависимость от процессов в сфере отношений двух основных классов общества. Напомню, что Марксово учение не содержит требования ухудшения положения наемных работников. Наоборот, оно допускает даже устойчивую тенденцию к улучшению этого положения.

Разрабатывая свою теорию эксплуатации и обострения классовых антагонизмов, К. Маркс во многих местах сделал оговорки, допускающие возможность иного пути эволюции капитализма. Однако возможность эволюционной реформистской альтернативы не была развита Марксом в цельную концепцию. Следовательно, можно предположить, что глубина и продолжительность кризиса экономического учения К. Маркса и в конечном счете судьба этого учения зависят прежде всего от того, в чью пользу будет распределяться национальный доход. В той мере, в какой существует реальная либо потенциальная возможность «обратной трансформации» и сокращения доли наемного труда в этом распределении - сохраняется и вероятность восстановления влияния экономического учения Маркса. В этом «предупреждении» и состоит «ядро истины» марксизма. Одновременно отсюда - общее сомнение по поводу чрезмерно категоричного утверждения Р. Солоу о том, что марксизм «уже не играет роли в сфере экономического анализа».

Выводы

Теоретическое наследие Маркса многообразно и чрезвычайно богато по своему содержанию. Его труды являют образец синтеза теоретического и исторического анализа. Актуальна и значима Марксова концепция исторического единства человеческого общества, учение о многовариантности исторического процесса. Маркс последовательно доказывал пагубность национальной односторонности и ограниченности.

Экономическое учение Маркса - серьезное и глубокое направление в экономической науке. Его социологичность можно трактовать как слабость, известную заданность и односторонность. Вместе с тем следует признать, что сама постановка и разработка социальных проблем, обращение к социальным аспектам экономических явлений и процессов вполне оправданы и составляют одну из сильнейших сторон марксистской методологии, подходов к познанию многосложной и противоречивой действительности.

Сегодня речь должна идти не об отбрасывании, а переосмыслении учения Маркса. В более обстоятельном и глубоком осмыслении нуждается трактовка в марксистском учении основных законов и тенденций экономического развития. Необходимо глубже исследовать процессы формирования и эволюции экономического цикла.

Список литературы

1. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. Учебное пособие. - М.: «Издательство ПРИОР», Новосибирск ООО «Издательство ЮКЕА», 1999. - 528 с.

2. Бартенев С.А. История экономических учений. - М.: Юристъ, 2001. - 456 с.

3. Белоусов В.М., Ершова Т.В. История экономических учений: Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: издательство «Феникс»; 1999. - 544 с.

4. История экономических учений: (Современный этап): учебник/ под общ. Ред. А.Г. Худокорикова. - М.: Инфра-М, 1999 - 733 с.