Вашингтонское морское соглашение (1922). Вашингтонский договор Что такое «вашингтонский консенсус»

Что такое «вашингтонский консенсус»?

Из книги Твитономика. Все, что нужно знать об экономике, коротко и по существу автора Комптон Ник

Что такое «вашингтонский консенсус»? «Вашингтонский консенсус» – это набор рекомендаций по рыночной политике для развивающихся стран.Он был разработан в конце 1980-х гг. МВФ и Всемирным банком. В нем провозглашается, что ключом к успешному развитию является ограничение

Глава 16 …и Вашингтонский фарс

Из книги Катынь. Ложь, ставшая историей автора Прудникова Елена Анатольевна

Глава 16 …и Вашингтонский фарс Мы ведём сейчас два различных рода войн с Красной Россией. Одна из них - военный фронт в Корее, где наши парни преграждают путь китайским коммунистическим ордам, направляемым заговорщиками из Кремля. Второй фронт - это сражение за разум

ГДЕ ЖЕ ВАШИНГТОНСКИЙ ОБКОМ?

Из книги МИД. Министры иностранных дел. Тайная дипломатия Кремля автора Млечин Леонид Михайлович

ГДЕ ЖЕ ВАШИНГТОНСКИЙ ОБКОМ? Смена караула в Белом доме после очередных президентских выборов помогла восстановить рабочий ритм взаимоотношений Москвы и Вашингтона. Новая команда - президента Барака Обамы - предложила «перезагрузку», то есть начать строить отношения с

Глава пятая Вашингтонская конференция и «договор девяти держав» (ноябрь 1921 г. - февраль 1922 г.)

Из книги Том 3. Дипломатия в новейшее время (1919-1939 гг.) автора Потемкин Владимир Петрович

Глава пятая Вашингтонская конференция и «договор девяти держав» (ноябрь 1921 г. - февраль 1922 г.) США после мировой войны. Ни мир, подписанный в Версале, ни последующие договоры не принесли победителям успокоения. Выпадение огромной Советской страны из капиталистического

От военного коммунизма (1917–1921) к НЭПу (1921–1924)

Из книги 50 великих дат мировой истории автора Шулер Жюль

От военного коммунизма (1917–1921) к НЭПу (1921–1924) Захват власти 7 ноября 1917 г. произошел почти без сопротивления. Но эта революция, которую считали обреченной, напугала европейские державы, как только она стала проводить программу уничтожения капитализма (национализация

Англо-ирландский договор 1921

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Вашингтонский договор 1921

БСЭ

Вашингтонский морской договор 1922

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВА) автора БСЭ

Карсский договор 1921

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Рижский мирный договор 1921

Из книги Большая Советская Энциклопедия (РИ) автора БСЭ

Вопрос 98. Публичный договор. Предварительный договор. Договор присоединения.

Вопрос 98. Публичный договор. Предварительный договор. Договор присоединения. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая

Вопрос 105. Договор займа. Кредитный договор. Товарный и коммерческий кредит. Договор финансирования под уступку денежного требования.

Из книги Экзамен на адвоката автора

Вопрос 105. Договор займа. Кредитный договор. Товарный и коммерческий кредит. Договор финансирования под уступку денежного требования. По договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные

Вопрос 108. Договор поручения. Договор комиссии. Агентский договор.

Из книги Экзамен на адвоката автора

Вопрос 108. Договор поручения. Договор комиссии. Агентский договор. По договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным,

Глава 115 Вашингтонский договор отменен. Новые корабли

Из книги Последние властелины морей автора Паркс Оскар

Вашингтонский тоннель

Из книги Спецслужбы США автора Пыхалов Игорь Васильевич

Вашингтонский тоннель Возможно, некоторые читатели помнят шумиху, поднятую в 80-х годах вокруг нового здания посольства Соединенных Штатов в Москве. Тогда американцы обвинили КГБ в том, что оно начинило вновь построенную дипломатическую резиденцию своими

Текущая версия страницы пока не проверялась

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от, проверенной 7 февраля 2019; проверки требуют.

Утилизация линкоров по Вашингтонскому договору. Филадельфия, декабрь 1923 года

Вашингтонское морское соглашение 1922 года или Договор Пяти Держав - соглашение, заключённое между ведущими мировыми державами: США , Британской империей , Французской Республикой , Японской империей и Итальянским королевством об ограничении морских вооружений. Подписано 6 февраля 1922 года по результатам Вашингтонской конференции , проводившейся в ноябре - феврале 1922 года .

Полное официальное название договора: (Договор между Соединёнными Штатами Америки, Британской Империей, Францией, Италией и Японией, подписанный в Вашингтоне 6 февраля 1922 года) .

Treaty Between the United States of America, the British Empire, France, Italy, and Japan, Signed at Washington, February 6, 1922

Кроме США только Великобритания могла претендовать на статус державы мирового значения. Соперничество между этими двумя государствами стало основным узлом международных противоречий. США успешно конкурировали с Великобританией на рынках её доминионов (Канада , Австралия , Новая Зеландия), путём займов и создания сети банков вытесняли её из Южной и Центральной Америки . Важным объектом англо-американского соперничества стал Китай , где Великобритания обладала огромной собственностью и проводила политику раздела страны на сферы влияния. США противопоставляли ей политику под лозунгом «открытых дверей», вытесняя конкурентов путём экономического давления. Пересекались интересы двух держав и в борьбе за природные ресурсы - нефть , каучук , хлопок .

Другим серьёзным соперником США была Япония . В -1918 годах , когда внимание ведущих держав было отвлечено войной, Япония последовательно укрепляла свои позиции на Дальнем Востоке . Путём экономического и военного давления она постепенно превращала Китай в японскую колонию. Кроме того, по Версальскому мирному договору Японии отошли бывшие германские колонии - порт Циндао и Шаньдунский полуостров . В качестве обоснования своих претензий на Китай, Япония выдвинула свой вариант «доктрины Монро» - Азия для азиатов. Интенсивно развивавшаяся в годы войны японская промышленность позволила японским товарам вытеснять английских и американских конкурентов из Китая, проникать в Латинскую Америку , в том числе в Мексику - сферу жизненных интересов США. Ситуацию осложняло то, что Япония и Англия были связаны союзным договором, срок которого истекал в 1921 году.

Определённые затруднения испытывала на Дальнем Востоке и Великобритания. Обладая в этом регионе обширными владениями и военными базами (Австралия , Новая Зеландия , Британская Малайя , Гонконг , Сингапур) и большими экономическими ресурсами (каучук , нефть), она сталкивалась с конкуренцией не только со стороны США, но и Японии, которая активно проникала в английские сферы влияния - долину Янцзы и Южный Китай. Англия всё яснее осознавала опасность усиления Японии и всё сильнее раздавались голоса за разрыв англо-японского договора.

В то же время существовали точки соприкосновения интересов Великобритании и США. США нуждались в посредничестве Англии в международной торговле. В интересах обеих стран было не допустить усиления Франции в Европе и Японии на Дальнем Востоке.

Послевоенные противоречия между тремя ведущими морскими державами - США, Великобританией и Японией - вызвали новый виток гонки морских вооружений. Планировались и закладывались корабли водоизмещением более 40 000 т, калибр орудий вырос до 16 дюймов (406 мм; на японских кораблях - 410 мм), проектировались корабли с орудиями 18 дюймов (457 мм; на японских кораблях - 460 мм) и более .

Англия и США традиционно делали ставку на тихоходные (23 уз.) но тяжело вооружённые и хорошо бронированные линкоры . В качестве «быстрого крыла» флота они проектировали новые линейные крейсера . К 1921 году в США на разных стадиях постройки находились 6 новых линкоров типа «Саут Дакота » и 6 самых больших и быстроходных в мире (43 500 т, 33 уз.) линейных крейсеров типа «Лексингтон ».

Однако, когда стали известны тактико-технические характеристики проектируемых и строящихся японских кораблей, это вызвало беспокойство в США и европейских странах. Японские линейные крейсера превосходили американские по артиллерийской мощи и бронированию, делая американские корабли морально устаревшими ещё на стапеле. Слабым местом американских кораблей было недостаточное палубное бронирование, делавшее их уязвимыми от огня с дальней дистанции .

Увеличение размерности кораблей создавали для США ещё одну серьёзную проблему - корабли водоизмещением более 40 000 т с трудом проходили через Панамский канал . Это подрывало американскую военно-морскую стратегию, основанную на быстрой переброске флота между Тихим и Атлантическим океаном , и вынуждало США предпринять дорогостоящую реконструкцию Панамского канала. Кроме того, амбициозная программа военного строительства наталкивалась на настроения изоляционизма и экономии, крепнувшие в массе американских избирателей.

Разворачивающаяся гонка вооружений неизбежно должна была привести к военному конфликту на Дальнем Востоке. Для США такое развитие событий было опасно, так как Англия, связанная с Японией договором, могла вступить в конфликт на её стороне .

Не меньшие проблемы вызывала гонка морских вооружений в разорённой войной Европе. Великобритания, построившая в 1914-1918 годах огромный флот быстро устаревающих дредноутов , вынуждена была тратить значительные средства на его содержание и одновременно строить новые корабли.

Таким образом, в интересах большинства ведущих стран мира было установить определённые устраивающие всех ограничения в области морских вооружений. Поэтому пришедший к власти в марте 1920 года президент США Уоррен Дж. Гардинг предложил главам ведущих морских держав созвать конференцию по разоружению, которую планировалось провести в Вашингтоне .

Конференцию открыл председательствовавший на ней государственный секретарь США Чарльз Хьюз . Он объявил о готовности США пустить на слом 15 из 16 кораблей профинансированных в 1916 году: 3 из 4 линкоров типа «Колорадо» , все 6 линкоров типа «Южная Дакота» и 6 линейных крейсеров типа «Лексингтон» . Взамен он предложил Великобритании и Японии пустить на слом все свои строящиеся корабли. На втором этапе из состава флота предлагалось исключить некоторые старые корабли, чтобы общий тоннаж линейных флотов оказался в пределах оговоренных лимитов. Заменять оставшиеся корабли разрешалось только с 1931 года (Англии, Франции и Италии было разрешено построить несколько кораблей, но этим воспользовалась только Великобритания с 2 линкорами типа «Нельсон») при условии, что лимиты по тоннажу не будут нарушены и водоизмещение новых кораблей не превысит 35 000 т, а калибр орудий - 406 мм. Срок службы кораблей должен был быть не менее 20 лет для замены.

В результате США должны были прекратить строительство 15 новых кораблей и списать 15 старых додредноутов, оставив в строю 18 кораблей. Великобритания - отказаться от строительства запланированных кораблей и списать 19 старых, оставив в строю 22 корабля. Япония - отказаться от строительства заложенных и запланированных 15 кораблей и списать 10 дредноутов, оставив в строю 10 кораблей.

В дальнейшем тоннаж линейных флотов этих стран должен находиться в соотношении 5:5:3.

Великобритания принципиально согласилась с этим предложением, за исключением 10-летнего перерыва в строительстве, который пагубно отразится на британской военной промышленности. В ответ была предложена постепенная замена кораблей. Она также выступала за 43 000-тонный предел водоизмещения, считая 35 000 т недостаточным для линкора с 406-мм орудиями.

Япония настаивала на соотношении 5:5:3,5 и добивалась права достроить линкор «Муцу » типа «Нагато ».

В результате дискуссии стороны пришли к соглашению. Япония получила право достроить линкор «Муцу», США - «Колорадо » и «Вест Вирджинию », Британия - построить два новых линкора - «Нельсон» и «Родней» с учётом ограничений по водоизмещению и калибру орудий. Взамен Япония дополнительно утилизировала 1 корабль, США - 2, а Британия по вступлении в строй новых кораблей - 4.

Соотношение тоннажей 5:5:3 осталось без изменения. Взамен США и Англия согласились ограничить строительство и укрепление военных баз на островах Тихого океана.

Одним из самых серьёзных спорных вопросов на конференции был вопрос о тоннаже подводного флота. По проекту Хьюза, США и Англия получали квоту по 90 тыс. т каждая, Япония - 40 тыс. В США были сильны настроения за полное запрещение подводных лодок .

Дискуссия по этому вопросу продолжалась более недели. Англия, отказавшись от принципа «двух флотов», стремилась компенсировать сокращение линейного флота строительством подводных лодок и требовала сократить подводный флот своей традиционной соперницы Франции. В качестве аргумента приводился опыт неограниченной подводной войны Германии в Первую мировую войну. По мнению английской делегации, Франция, обладая обширной сетью военно-морских баз, представляла большую угрозу, чем Германия.

Франция, имевшая по сравнению с Англией незначительный линейный флот, потребовала для себя равную с Англией квоту по подводным лодкам - 90 тыс. т, полагая, что только подводные лодки могут гарантировать безопасность её территории. Похожую позицию на конференции занимали Италия и Япония.

США, приняв в этой дискуссии сторону Англии, предложили Франции квоту 60 тыс. т. Связавшись по телеграфу с правительством, делегация Франции ответила отказом. Это означало срыв договорённости по подводным лодкам. В итоге подводные лодки остались без ограничений вообще.

В связи с ограничением военных флотов, на конференции обсуждался вопрос о сухопутных силах. В качестве одного из аргументов против увеличения французского подводного флота, Английская делегация выразила беспокойство, что французская армия (800 тыс. человек и 2000 самолётов) значительно превосходит необходимые силы для защиты границ с Германией и направлена против Англии. В ответ Франция соглашалась сократить свою сухопутную армию, если страны-участники согласятся гарантировать безопасность Франции со стороны Германии. Это предложение было отклонено, и вопрос о сокращении армии не нашёл отражения в документах конференции. Также после этого Франция потребовала сокращения линейного флота у Англии.

В результате англо-японский договор был расторгнут и вместо него 13 декабря 1921 года было подписано «четверное согласие» Англии, США, Японии и Франции, которое считается главным успехом США на Вашингтонской конференции. Четверное согласие не нашло отражения в договоре о сокращении морских вооружений и было оформлено отдельным документом .

Одним из важнейших для Японии вопросов был вопрос о сохранении «статус кво» на Тихом океане. Чтобы обезопасить себя от военной экспансии США в этом регионе, Япония добивалась запрещения на создание новых и укрепления существующих военных баз на тихоокеанских островах. Ценой уступки в тоннаже линейного флота, Японии удалось добиться этой цели. По статье XIX договора США запрещалось, в частности, строить укрепления на, »), хотя формально этот договор оставался в силе.

Договор впервые установил новое понятие - «стандартное водоизмещение корабля», то есть водоизмещение полностью оборудованного корабля, но без топлива и питательной воды для котлов .

Договор накладывает следующие ограничения на тоннаж капитальных кораблей, находящихся во флотах договаривающихся сторон:

Договаривающимся сторонам запрещается строить капитальные корабли со стандартным водоизмещением более 35 000 т и с орудиями калибра более 406 мм . Ограничения не касаются уже построенных линкоров и линейных крейсеров с водоизмещением свыше 35 000 т.

В договоре приведены списки капитальных кораблей, которые каждая из договаривающихся стран имеет права оставить в строю . Остальные корабли подлежат утилизации, за возможным исключением двух, которые можно перестроить в авианосцы.

Оговорены также способы утилизации боевых кораблей, исключающиее их дальнейшее использование в этом качестве и порядок замены выводимых из состава флота старых кораблей новыми .

Данные об утилизируемых и остающихся в строю линкорах и линейных крейсерах

Договор накладывает следующие ограничения на тоннаж авианосцев, находящихся во флотах договаривающихся сторон:

Договаривающимся сторонам запрещается строить укрепления и военно-морские базы, укреплять береговую оборону и расширять мощности по ремонту и обслуживанию флота на следующих территориях :

Под данные ограничения не попадают обычный ремонт и замещение изношенного вооружения и оборудования .

Договор закрепил реальное соотношение сил в морских вооружениях, достигнутое к началу 1920-х годов. США признавалась, наряду с Великобританией, ведущей морской державой мира. Великобритания была вынуждена отказаться от принципа «двух флотов», согласно которому флот Англии должен превосходить суммарный флот двух следующих за ней морских держав. Договор, однако, не ограничивал крейсерские, миноносные и подводные силы .

Договор ограничивал для США и Великобритании возможности строительства и укрепления своих военных баз на Тихом океане, обеспечивая Японии сохранение стратегических преимуществ в этом регионе .

Согласно договору, каждой из участвующих сторон разрешалось перестроить в авианосец два подлежащих утилизации крупных боевых корабля. Все участники, кроме Италии , воспользовались этой возможностью, построив 7 новых авианосцев. Таким образом, Вашингтонский договор дал толчок к стремительному развитию морской

мировой война договор империалистический

Важным объектом послевоенного мирного урегулирования был дальневосточный узел межимпериалистических противоречий. Япония, которая фактически не принимала участия в войне, воспользовалась тем, что главные ее соперники были заняты на европейском театре военных действий, укрепила свои позиции на Тихом океане и на Дальнем Востоке, особенно в Китае. Почти половина внешней торговли Китая была в руках Японии. По Версальскому договору ей досталась значительная часть германского «наследства», что, по мнению американских правящих кругов, серьезно ущемляло интересы США на Дальнем Восток.

Японская экспансия в этом районе вызвала противодействие и Великобритании, и США, хотя формы его были различны. Создав после окончания войны международный банковский консорциум, США требовали «интернационализации» Китая под лозунгами «открытых дверей» и «равных возможностей». Великобритания же отстаивала традиционный принцип раздела Китая на «сферы влияния». Атмосфера внутри этой тройки империалистических держав была весьма напряженной. В правящих кругах США и Японии обсуждалась даже возможность военного столкновения. К тому же американская разведка установила, что строящиеся в Великобритании и Японии военные корабли по своей мощности превосходили американские. США располагали большими материальными возможностями, чтобы, в конечном счете, выиграть военно-морское соперничество, но для этого требовалось время.

Япония становилась серьезным соперником США и Великобритании на Дальнем Востоке. Англо-японский союз, заключенный в 1902г. главным образом против России, Япония намеривалась использовать против США. Оставались напряженными и отношения между Великобританией и США. К началу 20-х годов сумма различных форм задолженности европейских стран Соединенным Штатам составляла уже свыше 18 млрд. долл. США требовали выплаты долгов, атаковали британские сферы влияния в Китае, настаивали на аннулировании этих привилегий, принятии американских лозунгов «открытых дверей» и «равных возможностей» в торговле и предпринимательстве во всех районах Китая.

Открытие Вашингтонской конференции. Трактат четырех держав

На конференцию, которая началась в 12 ноября 1921г., приглашались девять держав: США, Великобритания, Япония, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Португалия и Китай. Наркоминдел РСФСР выразил решительный протест против исключения из участников конференции Советской России. Он заявил о непризнании решений, принятых без согласия Советского государства. Не была приглашена и дальневосточная республика (ДВР). Особое положение ДВР, которая не входила тогда в состав РСФСР, обостряло японо-американское соперничество в борьбе за господство в Восточной Сибири. В переговорах в Дайрене с представителями ДВР Япония пыталась навязать ей полное экономическое и политическое закабаление. Эти причины были категорически отвергнуты.

Официально организаторы Вашингтонской конференции объявляли своей целью «ограничение вооружений», апеллируя к пацифистским настроениям народов. Государственные деятели и дипломаты отрекались от «тайной дипломатии», пленарные заседания конференции проходили публично. Стержнем речи председателя Вашингтонской конференции государственного секретарь США Хьюза было предложение прекратить во всех странах постройку сверхмощных военных кораблей и вывести из строя часть из них. Однако в ходе конкретных переговоров, которые, кстати, не были публичными, развернулись острые дискуссии. Представитель Великобритании обусловил ограничение мощности флота сокращением огромной французской сухопутной армии. Французский премьер-министр отклонил подобные требования, ссылаясь на «опасность большевизма». США в этом вопросе поддерживали позицию Франции с целью изолировать Великобританию, лишить ее ореола «гаранта» Версальского мира. Против сокращения армии выступили и другие державы. Добиться приемлемого результата для всех соглашений по этому вопросу не удалось.

13 декабря 1921г. представители США, Великобритании, Японии и Франции подписали Трактат четырех держав. Он гарантировал островные владения его участников в бассейне Тихого океана. Англо-японский союз 1902г. был расторгнут. Договор носил военный характер. Это на первый взгляд обычное соглашение вызвало острую полемику в США во время его ратификации. И не случайно. Речь шла о гарантировании владений, находившихся «в состоянии мандата». Могло случиться, что США, не получившие мандаты, должны будут защищать чужие владения. Поэтому в ходе ратификации трактата была принята поправка, что «без согласия конгресса» правительство США не должно брать на себя обязательств защиты владений других наций на Тихом океане. Это обстоятельство не могло не ослабить действенность трактата. Но вместе с тем декларации от 13 декабря 1921г., приложенной к трактату четырех держав, отчетливо просматривался тот факт, что подписание трактата не означает согласия США на существующие мандаты и «не исключает возможности заключений соглашений» между США и державами-мандатариями об островах, находящихся «в состоянии мандата». Таким образом, сохранялась возможность приобретения островов и Соединенными Штатами.

В целом это соглашение оказывало стабилизирующее воздействие на позиции держав в Тихом океане. В какой-то мере оно явилось воплощением американской идеи «Ассоциации наций», то есть создания блока наиболее мощных держав на Дальнем Востоке, который мог быть использован в борьбе против Советской России и национально-освободительного движения в Китае.

Достигнутое соглашение по ряду спорных вопросов позволило сделать еще один шаг к укреплению позиций США.

В конференции, происходившей в Вашингтоне с 12 ноября 1921 г. по 6 февраля 1922 г., созванной для рассмотрения тихоокеанских и дальневосточных вопросов, а также проблемы ограничения мор­ских вооружений, принимали участие девять держав: США, Велико­британия, Япония, Франция, Италия, Китай, Бельгия, Португалия и Голландия. Советский Союз-великая тихоокеанская держава - не был приглашен на Вашингтонскую конференцию. Ведущую роль на конференции играли США. Вашингтонские соглашения явились составной частью Версальской системы. Они оформили временное не­устойчивое равновесие сил империалистических держав на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана.

А. Трактат

Между соединенными штатами америки, британской империей, францией и японией касательно их островных владений и островных территорий в тихом океане

(и з в л е ч е н и е)

Высокие Договаривающиеся Стороны соглашаются ува­жать в своих взаимоотношениях право каждой из них на свои островные владения и островные территории в" районе Тихого океана,»

Если указанные выше права подвергаются опасности в силу наступательных действий какой-либо другой державы, Высокие Договаривающиеся Стороны войдут во взаимный, полный и откровенный обмен мнениями для того, чтобы до­стигнуть соглашения о наиболее действительных мерах, дол­женствующих быть принятыми, каждой в отдельности или всеми совместно, в связи с требованиями создавшегося поло­жения.

Настоящий трактат останется в силе в течение десяти лет со дня вступления его в силу, и после истечения указанного периода он будет продолжать оставаться в силе, причем, однако, за каждой из Высоких Договаривающихся Сторон останется право прекратить его действие с предуведомлением за двенадцать месяцев вперед.

Б. Трактат

Между соединенными штатами америки, британской империей, францией, италией и японией об ограничении морских вооружений

Статья 1. Договаривающиеся державы соглашаются ограничить свои вооружения на море, соответственно услов­ленному в настоящем трактате.

Статья IV. Общий тоннаж линейных судов, могущий подлежать замене, не будет превышать: для Соединенных Штатов - 525 000 тонн... для Британской империи - 525000 тон... для Франции - 175 000 тонн.., для Италии - 175000 тонн... для Японии - 315 000 тонн...

Статья V. Ни одна из Договаривающихся держав не будет приобретать или строить, поручать строить и допус­кать в пределах своей территории постройку линейных судов, имеющих более 35000 тонн водоизмещения.

Статья VI. Ни одно линейное судно какой-либо из Дого­варивающихся держав не будет вооружено орудиями ка- * либра, превышающего 16 дюймов (406 миллиметров).

[* Статья XII. За исключением линейных судов, ни один ** военный корабль Договаривающихся держав, ниже упоминаемых…]

Хрестоматия по новейшей истории.

В З-х т. М., 1960. Т. 1. 1917 - 1939. Документы и материалы, С. 193 – 195.

Вашингтонский договор

12 ноября 1921 года, во время открытия Вашингтонской конференции, амери­канский делегат, госсекретарь Чарльз Эванс Хьюз (Hughes ) предложил провести со­кращение вооружений на море. Согласно предложению Хьюза, общее водоизмещение авианосцев для США и Англии должно было быть ограничено 80000 тоннами, а для Японии выделялась квота в 45000 тонн. Обсуждение проблемы авианосцев состоя­лось во время "горячей" дискуссии 28 декабря 1921 года. Японский делегат на конфе­ренции - Министр ВМФ, вице-адмирал Томасабуро Като - выступил против американ­ского предложения и потребовал для Японии тех же 80000 тонн, что и для США. Япон­цы всячески старались добиться своего, оказывали давление на делегации других стран. Дело в том, что в планах Японии было построить три авианосца полным водо­измещением 27000 тонн каждый.

Утром 6 февраля 1922 года представители США, Великобритании, Японии, Франции и Италии подписали так называемый "Вашингтонский договор", который ог­раничивал производство морских вооружений.

Статья VII Вашингтонского договора разрешала Японии иметь авианосцы об­щим водоизмещением 81000 тонн (82296 метрических тонн (Стандартное водоизмещение (вашингтонское) определяется как водоизмещение корабля, готового выйти в море и имеющего на борту полный запас топлива, боеприпасов, пресной воды и т.п. Стороны, подписавшие Ва­шингтонский договор, определяли водоизмещение кораблей в английских тоннах (1016 кг). В японской военно-морской терминологии также есть понятие стандартного водоизмещения, но японцы вкладывают в него другой смысл: водоизмещение корабля, готового выйти в море и имеющего на борту 25% запаса топлива, 75% боезапаса, 33% смазочного масла и 66% питьевой воды )), в то время как США и Великобритания получили возмож­ность иметь авиа­носцев общим во­доизмещением 135000 тонн (137160 метриче­ских тонн).

В разделе II четвертой части Договора давалось определение авианосца как ко­рабля стандарт­ным водоизмеще­нием более 10000 тонн и приспособ­ленного для про­изведения взлета и посадки самолетов с колесным шасси.

Статья IX Договора запрещала договорившимся странам иметь авианосцы во­доизмещением более 27000 тонн. Исключение составляли два американских авианос­ца, созданных на базе недостроенных линейных крейсеров: "Саратога" (" Saratoga ") и "Лексингтон" (" Lexington "), водоизмещение которых достигало 33000 тонн.

Статья X Договора ограничивала калибр орудий главного калибра авианосцев 8 дюймами (203 мм). Зенитные пятидюймовки (127 мм) не подпадали под ограничения Договора. Ограничение на калибр ГК накладывалось на авианосцы для того, чтобы исключить возможность их использования в качестве тяжелых крейсеров.

Вашингтонский договор кардинальным образом менял оборонную политику как Соединенных Штатов, так и Японии. Между двумя странами началась борьба за влия­ние на Тихом океане.

19 статья Вашингтонского договора определяла количество военных баз на Ти­хом океане для Соединенных Штатов и Японии.

Достройка линейных крейсеров "Амаги" и "Акаги" была включена в новую про­грамму развития флота вместе с другими кораблями, строительство которых началось до 3 июля 1922 года. Те корабли, что получили разрешение на достройку в феврале-марте 1922 года, а также те корабли, строительство которых началось до 3 июля 1922 года вошли в состав программы строи­тельства кораблей на 1923 год ("1923 Кантай Сейдзо Синходзу Кейкаку"), принятой 46-й сес­сией японского пар­ламента в марте 1923 года.

Перестройку линейного крейсера "Акаги" начали на верфи в Куре 9 но­ября 1923 года. К этому времени главный конструктор проекта – капитан 1-го ранга Кикуо Фудзимото (вместе с капитаном 1-го ранга Судзуки) вернулся к планам перестройки ко­рабля. Был принят график надзора за ходом стапельных работ, связанными с перестройкой ко­рабля. Во время большого земле­трясения, обру­шившегося на ок­руг Канто 1 сен­тября 1923 года, корпус "Амаги" по­лучил настолько тяжелые повреж­дения, что 14 ап­реля 1924 года ко­рабль пришлось исключить из списков флота. 12 мая 1924 года корпус неудачливого корабля пошел на слом. Вместо "Амаги" в качестве авианосца было решено перестро­ить линкор "Кага". Этот линкор заложили 19 июля 1920 года на верфи в Кобе. 17 нояб­ря 1921 года корабль был спущен на воду, а 5 февраля 1922 года поступил приказ приостановить работы. Через 5 месяцев, 11 июля 1922 года корпус отбуксировали на верфь в Йокосуке. 19 ноября 1923 года появился приказ начать достройку "Акаги" и "Кага" в качестве авианосцев.

Перестройка кораблей шла в три этапа и была довольно сложным процессом, ведь приходилось переделывать в авианосцы корпуса линкора и линейного крейсера. Основная трудность заключалась в расположении броневых поясов. "Акаги" получил вдоль главной палубы бронепояс толщиной 79 мм (первоначально планировали 96 мм). Остальные части корпуса были защищены броней толщиной 57 мм. Броня той же толщины защищала противоторпедные були. Вдоль нижней части булей проходил до­полнительный бронепояс, который не только защищал днище корабля от торпед, но и был силовым элементом в конструкции корабля. Толщина брони главного пояса уменьшили с 254 до 152 мм. Даль­нейшая пере­стройка корабля прибавила голов­ной боли для кон­структоров. Суще­ствовавшая в то время технология постройки авиа­носцев была явно недостаточной. Отсутствие каких бы то ни было прототипов за­ставляло разра­ботчиков создавать эксперимен­тальную конст­рукцию, в которой неизбежно появ­лялись ошибки. Авианосец "Акаги" стал экс­периментальным полигоном для всех последую­щих кораблей этого класса. Все конструктивные ошибки учитыва­лись при построй­ке авианосца "Кага", который стал первым про­тотипом, в конст­рукции которого нашли свое отражение все основные принципы японского авианосца.

"Акаги" спустили на воду 22 апреля 1925 года. 25 марта 1927 года на корабле торжественно подняли военно-морской флаг. Командование новеньким авианосцем принял капитан 1-го ранга Йоитаро Умицу.

В процессе достройки и оснащения авианосца японские кораблестроители по­лучили огромный опыт, связанный с конструированием самолетных ангаров, системой отвода выхлопа, размещением орудий главного калибра и расположением палуб. Удалось успешно модернизировать некоторые составляющие корабля, но, в целом, результат оказался неудовлетворительным. Самыми большими и вместе с тем самы­ми трудноразрешимыми проблемами были система отвода выхлопа и конструкция летной палубы.

Можно смело сказать, что "Акаги" был экспериментальным и единственным в своем роде кораблем. Вместе с авианосцем "Кага", он стал одним из первых кораблей Императорского ВМФ, которых можно было бы назвать ударными авианосцами.