Су анасы. Существа из татарских легенд ч.2 Татарские сказка су анасы

СУ АНАСЫ СУ АНАСЫ

(«мать воды»), в мифологии казанских, западносибирских татар, татар-мишарей, кумыков (суванасы), карачаевцев (сууанасы) дух воды. У татар С. а. - разновидность духов су иясе (су иясе - нередко также другое название С. а.) представлялась в человеческом облике. У С. а. есть муж, су бабасы («водяной дед»), и дети (сыновья иногда тоже называются су иясе). Она моет своих детей, выходя в полночь на мостик над водой. Людям С. а. показывается на берегу реки, расчёсывая, подобно албасты, волосы гребнем. Считалось, что С. а. может наслать засуху, болезнь, утопить человека. Поэтому молодая жена, впервые пошедшая в доме мужа за водой, в дар ей бросала в воду монетку. У тобольских татар С. а. (соу короткоях) считалась главой соу-пяре, злых духов, за "ноги затаскивающих людей в воду. Представляли её в образе старухи с длинными седыми распущенными волосами, обычными атрибутами считались золотые вёдра или золотая гребёнка.
Лит.: Татары Среднего Поволжья и Приуралья, М., 1967, с. 360; Коблов Я. Д., Мифология казанских татар, «Известия Общества археологии, истории и этнографии при имп. Казанском университете», 1910, т. 26, в. 5;
Гаджиева С. Ш., Кумыки, М., 1961, с. 324-25.
В. Н. Басилов.


(Источник: «Мифы народов мира».)


  • СТРОФИЙ
  • СУ ИЯСЕ

Смотреть что такое "СУ АНАСЫ" в других словарях:

    анасы - Ирнең хатынына карата эндәшү сүзе. Балалы хатын 2. с. Ана җенестән булган; киресе: ата 3. Гадәттә өстәмә сүз яки аергыч урынында: иң кадерле, мөкатдәс, якын булган нәрсә тур. җир ана. Идел ана 4. күч. Тудыручы, барлыкка китерүче. АНА КОРТ –… …

    Бакиров, Энвер Закирович - Энвер Закирович Бакиров … Википедия

    ЖИР ИЯСЕ - («хозяин земли»), в мифологии татар мишарей дух, покровительствующий полям. Представлялся в человеческом облике. В некоторых местах Ж. и. собирательное название духов жир атасы («отец земли») и жир анасы («мать земли»). Ж. и. может навлечь… … Энциклопедия мифологии

    Площадь Тукая (Казань) - У этого термина существуют и другие значения, см. площадь Тукая. Площадь Тукая Казань тат. Тукай Мәйданы Общая информация … Википедия

    АЛБАСТЫ - в мифологии турок, казанских, крымских и западносибирских татар, казахов, башкир, тувинцев, алтайцев, узбеков (албасты, алвастй), туркмен (ал, албассы), киргизов (албарсты), каракалпаков, ногайцев (албаслы), азербайджанцев (хал, халанасы),… … Энциклопедия мифологии

    СУ ИЯСЕ - в мифологии казанских и западносибирских татар, казахов (су иеси), башкир (hыу эйяhe) антропоморфные духи хозяева воды, разновидность духов эе. У казанских и западносибирских татар различались С. и. мужчины (су бабасы), женщины (су анасы). Однако … Энциклопедия мифологии

    Улица Баумана (Казань) - У этого термина существуют и другие значения, см. Улица Баумана … Википедия

    кодагый - Өйләнешүчеләрнең берсенең анасы һәм аннан өлкән хатын кыз туганнарына икенче якның ата анасы һәм туганнары эндәшә торган туганлык атамасы … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге

    Ашуг - ашик, народный певец, сказитель у азербайджанцев, соседних с ними народов Советского Союза и в Турции (см. также Акын и Бахши). Термин «А.» известен в Азербайджане с 15 в. (ашуг Гурбани), но искусство А. имеет более древнюю историю… … Большая советская энциклопедия

    ВУТАШ - в мифологии чувашей духи воды. Термин «В.» финно угорского происхождения. Считалось, что В. живут под водой, ведут тот же образ жизни, что и люди. Они имеют семьи, среди них есть и старцы, и младенцы. Людям В. обычно показываются в образе… … Энциклопедия мифологии

Книги

  • Туган тел (детские стихи на татарском языке) Купить за 100 руб аудиокнига
  • Сөй гомерне, сөй халыкны, сөй халыкның дөньясын (сборник стихов для взрослых) , Габдулла Тукай. Даһилар гомере гасырлар белән генә исәпләнә. Тукай – шигърият тарихында бер могҗиза ул. Талант куәте белән ул иң югары кимәлдәге даһи. Күтәргән фәлсәфи-инсани фикерләре белән дә, сәнгатьчә…

Спектакль по мотивам сказки Габдулы Тукая "Су анасы" (Водяная)


Автор: Бабаева Наталья Александровна, воспитатель МБДОУ детского сада "Звездочка",г. Суровикино Волгоградской области.
Описание материала: предлагаю вам сценарий сказки по мотивам произведения татарского писателя Габдулы Тукая "Су анасы" для детей старшего дошкольного возраста.
Данный материал будет полезен воспитателям, музыкальным и театральным руководителям.
Цель: Расширение представлений о культуре народа Татарстана.
Задачи:
- ознакомление с национальными традициями, одеждой, музыкой;
- развивать актерское мастерство, сценические движения;
- воспитывать дружелюбие, честность, порядочность.
Предварительная работа:
- рассказ воспитателя о Татарстане;
- рассматривание иллюстраций, фотографий;
- просмотр видеороликов с татарскими танцами, мультфильма "Су анасы" на татарском языке.
Действующие лица:
- Су анасы (Водяная)
- мальчик Марат;
- мама Марата;
- охотники;
- бабочки;
- звездочки.

Ход действий:

/На первом плане голубая ткань-озеро, мостик-скамейка. На втором - ширма-дом/
Ведущая: В одном маленьком татарском ауле жил мальчик по имени Марат. Однажды летним утром мужчины отправились на охоту. /Танец охотников/


- Женщины занялись домашним хозяйством. А мальчик по имени Марат отправился на рыбалку.
/Марат выходит под музыкальное сопровождение с удочкой... Садится на мостик, рыбачит.../
- Солнце поднималось все выше, птички весело пели в небе, над цветами пархали бабочки, весело кружась в танце. /Танец бабочек/


- Рыбалка оказалась неудачной. Марат не поймал ни одной рыбки, но сильно проголодался и собрался идти домой. Вдруг Марат увидел как из озера появилась водяная ведьма Су анасы. Она села на мостик и стала расчесывать свои длинные космы золотым гребнем.


- Испугался Марат, спрятался за дерево и смотрит... Су анасы расчесала свои космы-волосы, положила гребень на мостик и нырнула в озеро, а гребень на мостике остался.
Марат: Ведьма оставила гребень золотой. Никого нет, никто не видит. Что же я стою? Нужно взять... Подарю ка я его маме.
Ведущая: Схватил Марат гребень и побежал домой. А Су анасы увидев пропажу бросилась в след за Маратом.
Су анасы: Держите вора! Стой, негодный, погоди! Отдай мне мой гребень!
Ведущая: Испуганный Марат добежал до дома, залаяли собаки... Су анасы испугалась и убежала.
Марат: Еле убежал!
/Смена декораций: ширма-дом переносится в сторону. На сцене накрытый стол, кровать-скамья/
Ведущая: А дома Марата ждет мама.
Мама: Улым - сынок, что с тобой?
Марат: Эни - мама, я нашел на тропинке гребень и быстро бежал, что бы тебе показать.
Мама: Красивый гребень. Кто его мог потерять?
Марат: Не знаю.
Мама: Садись улым, покушай, я приготовила шалму и твой любимый чак-чак... Вкусно сынок?
Марат: Очень вкусно...


Мама: Рыбу поймал?
Марат: Нет, сегодня не было рыбы. Спасибо...
Ведущая: Наступила ночь. Марат пошел спать... Но никак не мог уснуть и сел на кровать полюбоваться звездочками в небе./Танец звездочек/
- Не спится... Тревожно Марату... Вдруг раздался стук в окно...
мама: Кто там?
Су анасы: Водяная я, откройте. Где мой гребень золотой? Знай, на озере сегодня вором стал сыночек твой.
Мама: На, возьми свой гребень! /Водяная уходит/
Ведущая: Увидев что Су анасы ушла, мама стала ругать сына... Ругала... Ругала... и наказала...
Марат: С той то взбучки материнской научился я добру. Есть хозяин или нету - ввек чужого не беру!...

Сказка «Су Анасы»

в бассейне

Этно-культурной направленности с использованием элементов синхронного плавания.

По мотивам сказки Габдуллы Тукая

«Су Анасы»

Цель :

Повысить эмоциональное состояние детей;

Совершенствовать навыки скольжения по поверхности воды с работой ног, как при плавании в стиле «Кроль» на груди; лежание на воде;

Воспитывать чувство уверенности в себе, активность;

Развивать чувство коллективизма.

Задачи :

Оздоровительные : укреплять опорно-двигательный аппарат детей.

Образовательные :

Расширять и закреплять ранее полученные знания на других занятиях о народном поэте Габдуллы Тукая и его произведениях;

Совершенствовать скольжения на воде упражнение «Стрела»;

Закреплять навык выполнения упражнений: «Звезда» , «Поплавок» , навыки погружения в воду с задержкой дыхания;

Развивать смелость, ловкость и силу;

Воспитательные :

Воспитывать стойкий интерес к физкультуре и спорту,

доставить детям радость от участия в развлечении, предоставить возможность проявить активность, желание демонстрировать свои личные спортивные достижения;

Развивать наблюдательность, умение принимать игровую ситуацию и участвовать в ней;

Формировать этно-культурное сознание у детей дошкольного возраста.

Предварительная работа :

Беседы с детьми на темы: поэт Габдулла Тукай;

Обсуждение сценария праздника с исполнителями ролей;

Оформление бассейна;

Подбор костюмов, реквизитов, музыкального сопровождения;

Беседы с детьми о поведении в открытых водоемах.

Место проведения : бассейн детского сада

Участники : дети подготовительной, старшей, II младшей группы

Инвентарь : резиновые игрушки (тонущие), гребень

Оформление : оформление бассейна (деревья, цветы, наклейки обитателей озера), музыкальный центр.

Сказочные герои : Су Анасы

Музыкальное сопровождение : фонограмма балета «Су Анасы»

Ход досуга:

Звучит отрывок музыки к балету «Су Анасы» Анвар Бакиров;

Государственный Симфонический оркестр РТ, Фарид Нигматуллин.

Лето. В жаркую погоду любо в озере играть

Брызгаться, нырять, плескаться, плавать, воду лбом бодать!

Вот лягушки озорные

Я лягушка! Мин Бака! (говорит 1й ребенок II младшей гр.)

Я лягушка! Мин Бака! (говорит 2 й ребенок II младшей гр.)

Вместе с мальчиком резвились и плескались

Но из озера, однако, вылезать пришла пора

И уплыли кто куда!

После слов ведущего танец лягушат:

Лягушата, выполняют «стрелочку-скольжение» навстречу друг другу, в центр бассейна.

Встают, растопырив лапки, идут по кругу

Выполняют упражнение «поплавок»

Встают, кружатся

Выполняют упражнение «Звездочка»

Встают и уплывают в положении «стрелочка» на свои места.

Мальчик выполняет упражнение «Игрушка на дне»

В это же время «Су анасы» плавает в положении «стрелочка, ноги кроль» вокруг «лестницы - камня». Сделав один круг, садится на камень, причесывает волосы. Мальчик собрал все игрушки и увидел русалку.

«Су анасы» причесав волосы, спрыгивает в воду, забыв гребень на камне.

Мальчик, заметив гребень, плывет к камню, в положении «стрелочка, ноги кроль» забирает гребень. Уплывает назад.

Музыка становится тревожной.

Из под «лестницы-камня» выплывают рыбки-мальчики (4 мальчика, старшей группы)

Рыбки парами плывут к мальчику в положении «стрелочка, ноги кроль», первая пара, затем вторая

Подплыв к мальчику, берутся за руки, образуя круг.

Танец мальчиков-рыбок:

Упражнение «поплавок», не отпуская рук, погружаются в воду одновременно

Ходьба по кругу, поднимая руки вверх (3 раза)

Упражнение «звездочка»

Ходьба по кругу, поднимая руки вверх (3 раза)

Уплывают под камень.

Во время танца рыбок-мальчиков, рыбки-девочки, выполняют упражнение «ноги кроль» в углах бассейна.

Рыбки-мальчики уплывают, рыбки-девочки заканчивают упражнение.

«Су анасы» обнаружив пропажу гребня подплывает к мальчику:

Диалог водяной и мальчика:

Су анасы: - Зачем ты взял мой гребень?

Мальчик: - Он такой красивый, я хотел с ним поиграть

Су анасы: - если ты заберешь его, то мое озеро погибнет. Верни, мне гребень

Мальчик: - Вот, возьми! Я не хочу, чтобы это прекрасное озеро исчезло! (отдает гребень водяной)

«Су анасы» забирает гребень, плывет на камень, садится и причесывает волосы

Музыка становится плавной, танец рыбок-девочек:

Выполняют упражнение «стрелочка, ноги кроль» меняются местами, друг с другом (2 Раза)

- «Стрелочка, ноги кроль» плывут к камню

Ныряют на дно, выполняя ногами «фонтанчик» (ноги кроль)

Встают, руки вверх, кружатся на месте

Выполняют упражнение «звездочка на груди»

Встают, руки вверх, кружатся на месте

Выполняют упражнение «звездочка на спине», держась ногами за лестницу, руками выполняют маленькие брызги

Встают, руки вверх, кружатся на месте

Выполняют упражнение «ноги кроль на спине», уплывают в углы бассейна

Совместный танец мальчиков-рыбок и девочек-рыбок по углам бассейна.

«Су анасы» подплывает к лягушатам и мальчику, выполняют танец в центре бассейна, взявшись за руки.

Кружение по кругу, держась за руки.

- «Поплавок»

Встали, покружились

- «Звездочка»

Встали, покружились

- «Поплавок»

Встали, покружились

Уплывают все в центр бассейна, образуя круг вокруг лестницы-камня.

Повторяют весь рисунок танца (все выполняется под музыку, синхронно)

Разворачиваются, спиной в круг, держась за руки, выполняют поклон зрителям.

Разъединив руки, «Су анасы» уводит всех за собой, по одной линии, в угол бассейна, на финальный поклон.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

(из уст деревенского мальчика)

Лето. В жаркую погоду любо в озере играть -
Брызгаться, нырять, плескаться, плавать, воду лбом бодать!

Так резвился больше часа - нипочём теперь жара!
Но из озера, однако, вылезать пришпа пора.

Натянул штаны, рубашку: весь продрогший - хоть пляши!
Что-то боязно мне стало - нет ведь рядом ни души.

Я домой уже собрался, оглянулся на мостки:
Глядь! - там ведьма водяная ноги свесила с доски!

Золотым блестящим гребнем над зеркальною водой
Космы ведьма продирает, прядью тешится седой.

За деревьями густыми, что росли на берегу,
Я укрылся, зубы стиснул: и вздохнуть-то не могу.

Причесалось чудо-юдо и в мгновение одно
В озеро - бултых! - нырнуло и ушло к себе на дно.

Тут уж я собрался с духом, вышел из листвы густой...
На мостках забытый ведьмой блещет гребень золотой!

Что ж. не зря кругом безлюдно: не зевай да не робей!
Гребень взял - давай Бог ноги! - припустил в село скорей.

Ничего вокруг не вижу, и бегу я, и бегу.
Как в огне горю, взмокаю, отдышаться не могу...

Оглянулся я - и тотчас закачалось всё кругом:
Ах. злосчастье! - водяная вслед за мной бежит бегом!

Я бегу - она вдогонку, я скорей - она во след!
Что такое: как нарочно, никого в округе нет!

Наконец-то до деревни нас дорога довела.
Как залаяли на ведьму псы родимого села!

Гав-гав-гав! - на всю деревню лаем свора залилась.
Испугалась водяная, восвояси подалась...

Уф, прошла напасть лихая! Вроде с рук сошёл грешок.
Что, зловредная старушка! убежал твой гребешок!

Матери сказал, мол. гребень на обочине лежал.
Оттого, мол. запыхался, что без роздыха бежал...

Гребень мать взяла, услышав объяснение моё,
Но, казалось, сердце было не на месте у неё...

Су анасы. часть 2

Так, прекрасно. Солнце село. Лёг я спать, и свет потух.
За окном душистый воздух, в доме свежий, хлебный дух.

Сон нейдёт ко мне упрямо, хоть уснуть пора давно.
«Тук-тук-тук!» - внезапно слышу: это кто стучит в окно?

Но лежу я так блаженно, неохота мне вставать.
От ночного стука вздрогнув, поднялась с постели мать.

Кто там в полночь колобродит? Тьма - не видно ничего!
Ну, чего ещё им надо? Грабят, что ли, там кого?

Водяная я, откройте! Где мой гребень золотой?
Знай: на озере сегодня вором стал сыночек твой!

Тень её в окошке лунном: накрываюсь с головой.
Ну, куда теперь деваться?! - весь дрожу я. Боже мой!

Водяная всё стучится: тонкое стекло дрожит.
С головы её ручьями влага чистая бежит...

Матушка злосчастный гребень отыскала, - кинув ей.
От греха она окошко затворила поскорей.

Видит: бопьше нет напасти, и ругать меня давай!
Вот ругала, вот ругала, вот дала мне нагоняй!

С той-то взбучки материнской научился я добру.
Есть хозяин или нету - ввек чужого не беру.

Г.Тукай перевод с татарского Равил Бухараев
Татарская сказка Су анасы