Собирай по ягодке – наберешь кузовок. Какой смысл пословицы? Что значит пословица "Собирай по ягодке – наберешь кузовок"? Как объяснить собирай по ягодке наберешь кузовок

Что значит пословица "Собирай по ягодке – наберешь кузовок"?

    Не пугайся что долго дело делается, а впереди еще не початый край. Мелким ходом, тихой сапой, можно горы свернуть! Терпение надобно и упорство в любом деле, как в сборе ягод - ягодка маленькая а кузовок ими все же набирается.

    Собирай по ягодке - будет кузовок,

    Засучи повыше белый рукавок.

    Осторожно надо положить на дно

    Присмотреться к следующей и сорвать еще,

    Коли делать нечего и в лесу светло

    Собирай неспешливо - будет все твое.

    А другие люди пусть себе спешат.

    Пусть горстями хапают, мельтешат

    Пусть бегут усталые из лесу потом,

    Чтоб продать на трассе, да за городом.

    Пусть получат денежек и опять

    Собирают спешно все подряд.

    Не понять, им суетным, в чем здесь будет кайф.

    Пусть потратят денюжки на конфетный рай.

    Ты же тихим вечером, варенье положи

    Внуку про лесные встречи расскажи.

    Ягодки с кислинкой на хлебушке лежат,

    Ароматом сочным в лес опять манят,

    Собирать по ягодке полный кузовок,

    Сок Земли родимой мудрым людям впрок.

    На самом деле эта поговорка говорит о том, что любое дело делается совершенно не спеша и аккуратно, потихоньку и без торопливости, и слово полный кузовок, говорит о том, что дело будет сделано, а то что по ягодке, это вдумчиво и не торопливо.

    Любое дело всегда можно сделать и если изначально оно кажется сложным и трудным, то расстраиваться не нужно, потому что любое последовательное действие ведет к успешному результату.

    Иногда положительного результата нужно ждать какое то время и бывает так, что итог затягивается, но в этом случае, нужно просто проявить выдержку и все и всегда получится. И терпение будет важным фактором.

    Очень хорошая пословица, смысл которой в том, что самые большие и великие дела делаются постепенно. Я отношу пословицы подобные этой к группе описывающих переход количества в качество, принцип, который я исповедаю еще со студенческих лет и который срабатывает в 100% случаев, просто иногда нужного результата приходится ждать дольше, а иногда он приходит быстрее. Пример с БВ мне кажется очень удачным, но не полным. Строго следуя этой пословице не обязательно гнаться за исключительно за многозвездными вопросами, достаточно больше отвечать на вопросы пользующиеся небольшой популярностью и как только их накопится определенное количество, кузовок наполнится, заработок станет достойным.

    Пословица Собирай по ягодке - набершь кузовок означает, что Терпенье и труд вс перетрут. То есть, что только кропотливый, упорный труд может привести к ожидаемому результату.

    Пиши и пиши по вопросику, глядишь - заработаешь Стахановца. 🙂 Вот новая пословица родилась!

    Большое дело дробится на несколько маленьких и делается по частям, постепенно, глядишь -так все и сделал. Так со сбором ягод: собираешь по одной и через некоторое время ведерко полное. То есть каждое маленькое движение вперед приближает человека к заветной цели, которой он упорно добивается. И маленькие делА -это части большого дЕла.

    Пословица о ягодке и кузовке настраивает человека на спокойную, неторопливую работу. Она означает: Даже делая помалу, сделаешь в итоге много .

    Давайте представим себе, что мы отправились в лес за ягодами, взяли с собою пустой кузовок. Руки делать хотят, да глаза боятся. Ягодки-то маленькие, а кузовок большой. Ну когда же он полный набертся? Кажется, что никогда. И нам хочется что-то предпринять (например, горстями ягоды набирать) или бросить эту работу, не начинать е.

    Но мы так можем размышлять очень долго. До самого позднего вечера. А потом стемнеет, и мы вернмся домой с таким же пустым кузовком, так и не набрав ягод. Горстями когда рвшь они разминаются. По одной штучке рвать не хочется. А вот если мы набермся терпения и мужества, вс-таки начнм дело спокойно и неспеша, то кузовок незаметно заполнится неповрежднными ягодками.

    Есть похожее по смыслу присловье Корочка по зрнышку клют. Смысл этой пословицы заключается в том, что терпеливый и последовательный человек, в результате своего кропотливого и настойчивого труда, обязательно добътся нужного результата.

    Данная пословица означает, что не нужно лениться сделать хоть какое-то доброе дело или хоть какой-то маленький труд. Ведь всего по чуть-чуть и получится много. Особенно эта пословица касается данного сайта - Большого вопроса. Ведь если писать тут очень мало, то ничего не заработаешь. А если будешь не лениться писать много - начнешь зарабатывать.

  • Выбери из рассказа все пословицы и объясни их смысл. Как они помогают понять основную мысль произведения? Согласен ли ты с тем, что Шергин хотел выразить любовь к народной культуре?

Работа любит не молодца, а незалёжливого . Если человек трудолюбивый, то и работа у него хорошо складываться будет.
Глаза страшатся, руки делают . Говорится тогда, когда приходится приниматься за работу, которой не видно конца.
Комар носа не подточет . Не к чему придраться.
Собирай по ягодке - наберёшь кузовок . Делая понемногу, выполнишь всю работу.

  • Обсудите с другом выражение "Комар носа не подточит". Объясните его смысл. Запишите вашу беседу.

Как ты понимаешь выражение "комар носа не подточит"?
- Работа настолько идеальна, что в ней нельзя найти ни малейшего изъяна.

Подбери синоним к пословице.
- Безукоризненный, идеальный, безупречный, образцовый, совершенный, неуязвимый.

Ты знаешь, откуда пошло это выражение ?
- В старину одной из самых уважаемых профессий была профессия столяра и плотника. В то время на Руси и строения были из дерева, и мебель, и часть инструмента. В общем, изделия из дерева были везде. И самыми умелыми мастерами считались те, кто мог подогнать детали друг к другу так, что не оставалось зазора, щели.

Страница 3

О пословицах «Собирай по ягодке и наберешь кузовок», «Не наклонишься до земли – грибок не попадет в кузовок» - сказали только очень кратко, что нужно быть трудолюбивым и уметь трудиться. Дети не составили по сути рассказов, а раскрыли лишь значение пословиц. Не придумали никаких действий и поступков детей или людей в труде, чтобы обосновать эти пословицы, не сказали ничего и о важности труда в жизни людей.

На третьем этапе констатирующего эксперимента мы провели анкетирование родителей, с целью определения значимости для родителей формирования у детей нравственных чувств.

Анкетирование родителей включало следующие вопросы:

Радуетесь ли вы помощи своего ребенка?

Помогают ли он вам в быту, на даче, в общих делах?

Ваши близкие или соседи радуются помощи вашего ребенка?

Какие чувства развивает умение помогать людям?

Имеет ли ваш ребенок друзей во дворе, среди детей ваших знакомых?

Заботятся ли дети друг о друге? И ваш ребенок лично?

Как давно читали ребенку сказки и рассказы о добре, дружбе, чуткости?

Помните ли пословицы и поговорки о добре, скромности, чуткости, дружбе, любви?

Какие элементы народной мудрости в них заложены, и какие возникают при этом чувства?

Как часто выезжаете с ребенком на природу, ходите в библиотеку и кружки по интересам?

Рассказываете ли ребенку о городе, крае, стране, окружающем мире?

Какие впечатления остаются у ребенка от прогулок у моря, в лесу, от поездок в другие города?

Посвящаете ли ребенка в то, какие праздники есть у нас на родине?

Разрешаете ли ребенку держать животных или птиц дома?

Какие, по вашему мнению, нравственные чувства развиваются при контакте со сверстниками-друзьями в играх, в увлечениях?

Какие чувства развиваются при заботе о домашних животных?

Какое значение имеет для вас совместный труд с ребенком?

И какие нравственные чувства рождает частое общение ребенка с книгой? Какие книги хотелось бы прочитать вместе с ребенком?

Есть ли у ребенка уже сейчас тяга посещать библиотеку?

Анализируя ответы, мы определили, что родители почти никогда не просят своих детей помогать им, что у детей нет постоянных обязанностей дома, мало кто заботится о животных, только несколько человек держат редких птиц и породистых собак. У родителей из-за большой загруженности работой - нет времени посещать с ребенком уголки природы, библиотеку, музеи, некоторые родители даже не знают, есть ли у ребенка прочные друзья, к которым он стремится. Большинство родителей, конечно же, очень заботятся о детях, покупая им книжки, игрушки, но мало кто старается заранее определить нравственную пользу от прочитанного. Редко рассказывают детям о родном городе, стране, праздниках, объясняя это нехваткой времени. И хотя некоторые родители уже позаботились о увлечениях сына или дочки, зато другие сказали: «Сам выберет увлечение, когда подрастет». Достаточная часть родителей ещё не задумывались о нравственных чувствах своих детей, считая, что их ребенок знаком с общими правилами поведения, а остальное сделают в процессе воспитании в детском саду. Некоторые родители говорили, «что их ребенок и так очень добрый и отзывчивый, а этого часто и не стоит делать».

Из ответов видно, что дети в связи с этим не стремятся помогать родителям в работе, мало знают о художественной литературе, описываемой воспитание нравственных чувств, о возможных увлечениях, о городе, родине, имеют мало друзей, не проявляют особой заботы и чуткости к домашним животным, не стараются часто помогать другим детям и людям.

Больше половины родителей не знает, какие нравственные чувства и как надо было бы их сформировать к старшему дошкольному возрасту. Не все родители осознают, что для формирования таких чувств, как доброта, отзывчивость, чуткость, взаимопомощь, трудолюбие, сопереживание, сострадание, дружелюбие, любовь к родине, необходимо создавать в семье самые благоприятные условия.

На основе содержания ответов бесед и анализа наблюдений за детьми экспериментальной группы на занятии «Труд в библиотеке», за самостоятельной игровой деятельностью детей, а также за выполнением заданий-упражнений по составлению рассказа о книжном герое и составлению рассказа по пословицам, несущим нравственный смысл, мы выделили показатели уровня сформированности нравственных чувств дошкольников, выступающие в нашем исследовании критериями оценки сформированности нравственных чувств старших дошкольников:

Показатели нравственного поведения ребенка:

проявляет ли доброту и чуткость к детям и людям,

заботится ли о товарищах, о младших детях,

помогает ли взрослым,

радуется успехам друзей,

проявляет ли участие к людям старшего поколения,

дорожит ли доверием окружающих,

вежлив ли с окружающими людьми,

проявляет ли жалость, сострадание к животным,

не хвастается ли своими умениями и успехами,

может ли договориться о совместной деятельности, взаимопомощи,

Урок литературного чтения

Тема: работа над текстом произведения «Собирай по ягодке- наберешь кузовок»

Класс: 3

Тип урока: лабораторно-практическое занятие.

Цели урока:

I . Образовательно-развивающие:

1.1 выведение новых понятий: -

1.2 применение опорных понятий: рассказ, метафора, пословица.

1.3 развитие общеучебных умений: оперировать понятиями (определять, делить, формулировать понятия и суждения), выделять родовой и видовые признаки в содержании понятия, сравнивать изучаемые события в тексте).

1.4 развитие специальных умений:

Понимать смысл текста,

Объяснять название текста.

Задавать вопросы по тексту,

Объяснять значение непонятных слов, пословиц,

Составлять план рассказа.

II . Воспитательная цель: формирование у учащихся диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: единство – многообразие, общее – особенное – единичное.

Технологии: смыслового чтения (ФГОС), способа диалектического обучения.

Заявка на оценку:

21 балл и более - «5»

17 – 20 баллов - «4»

12 – 16 баллов - «3»

Оборудование: компьютерный проектор, раздаточный материал (карточки № 1- 6, тексты с заданиями).

Карточки по СДО

Карточка №1

Вопрос- понятие

1. Что называется?

2. Что считается?

3. Что понимается под?

4. Что представляет собой?

5. Что выражает?

6. Что является?

7. Что такое?

8. Каковы свойства и виды?

9. В чем заключается сущность?

Карточка №2

Вопрос- суждение

С?

С- вопросительные слова

1- первое понятие (субъект – подлежащее суждения)

Связка между понятиями

2- второе понятие

1. Чем объяснить, что?

2. Как доказать, что?

3. В каком случае?

5. Каким образом?

6. Вследствие чего?

7. Почему?

Карточка №3

(сравнение)

1. По сравнению с …..

2. Так же ка и ……

3. Как ….., так и …….

4. Сравнивая………, можно сказать…..

5. Кроме……, ещё……

6. Помимо…….

7. Больше чем…….

8. Не только, а и ……

9. Наряду с …….

10. Если ……, то….

11. В отличии от……

Карточка№4

(противоречие)

1……..что, а……..

2. …….тем, что……

3. ……не, но……

4. …..хотя…..

5. …….если, то…….

6. ……..тем, чем……

7. …..не смотря на…..

8. ……однако…..

9. ……не толко……

1. Качество- количество

3. Первичное- вторичное

4. Сущность- явление

5. единство- многообразие

6. Общее- частное

7. Причина- следствие

8. Общее- особенное- единичное

9. Пространство- время

10. Возможность- действительность

11. Необходимость- случайность

Карточка№ 6

(умозаключения)

Дедукция (от общего к частному)

1.. Поскольку…

Следовательно…

Индукция.

1. Если……

Следовательно…

Аналогия

1. Если…..

Следовательно

План-конспект

Этапы урока

Деятельность учителя

Баллы

Деятельность учащихся

I .

Оргмомент

Проверка готовности уч-ся к уроку (наличие карточек № 1–6, текстов с заданиями)

слайд 1

Знакомство уч-ся с заявкой на оценку и критериями оценки (на экране проектора)

«5» 20 баллов и больше

«4» 16 -19 баллов

«3» 12 - 15 баллов

II .

До чтения

Давайте начнем урок с проговаривания скороговорок о труде: (речь)

«Шел Егор через двор, нес топор чинить забор» «Рубили дроворубы сыры дубы на срубы.»

А теперь объясните фразеологизм «Без сучка,без задоринки.(восприятие и воображение).

по 1 б. за прого

2 балла за прав версию

Легки и гладко. Сравнение с деревом: поверхность идеальная или с шероховатостями)

III .

Анализ темы урока

Откройте стр 124.

Сегодня мы будем работать с текстом произведения.

Какую работу мы будем проводить?

Работа с текстом

«Собирай по ягодке- наберешь кузовок».

Объяснять название текста.

Искать метафоры, олицетворения. (фиксируются на доске)

Работа по теме урока

Кто написал это произведение? Посмотрите на портрет автора.

К какому жанру мы отнесем это произведение?

Обоснуйте свой выбор в виде понятия

родовой+ видовые признаки.

Прочитайте название рассказа. Почему именно такое название?

В конце урока вернемся к вашим рассуждениям и посмотрим, чей ответ был ближе к тексту.

1 балл за каждую версию

Борис Шергин.

Рассказ – это литературное произведение повествовательного характера, небольшое по объему, в котором дается описание какого-либо события из жизни героя.

Родовой - литературное произведение повествовательного характера,

Видовые- небольшое по объему, в котором дается описание какого-либо события из жизни героя.

Ответы (фиксируются на доске):

Пословица

Бабушка говорила

Рассказ о том, что делая помаленьку, выполнишь всю работу.

Закройте глаза и послушайте отрывок из рассказа.

(со слов «У Вани была бабушка….. до чтобы было прочно и красовито»

Чей образ вы себе представили?

А какой вы её увидели?

Что про нее говорят старики?

Посмотрите на иллюстрацию на стр 124. Восстановите диалог старичка и Вани о бабушке в парах.

Что говорит про бабушку Ваня?

Что говорит про бабушку старичок?

Слушание аудиозаписи.

Добрая, приветливая, весёлая, потому что говорит весело, всех утешит и рассмешит.

Из песен сделана, из пословиц сложена.

Моя бабушка рисовать умеет

Старичок:

У нее есть звание «Мастер малярного дела».

Она и штукатурное и малярное дело умеет.

Краску знает.

Древесную породу понимает.

С ней советуются художники, как разводить краску.

О чем допытывался Ваня у бабушки? Найдите и прочитайте в тексте

В каких случаях так говорят?

О какой работе Мите пойдет речь, если мы знаем что он- паркетчик?

Давайте прочитаем текст. Берем простой карандаш и по ходу чтения подчеркиваем незнакомые слова. Читаем со слов « Митя- художник …» по 2 строчки стр 125) - до слов « Я не успею ничего» (стр 126)

Возьмите карточку №1 . Задайте вопрос- понятие по незнакомым словам, которые встретились в тексте в

Дети пробуют раскрыть смысл каждого слова.

А вот какое определение дается в словаре Ожигова:

Древесная- получаемая из древесины

Коричное дерево-

Коричное дерево, коричник – род деревьев и кустарников из семейства лавровых, в котором насчитывается более 250 видов, произрастающих в тропической и субтропической Азии

Академия- высшее научное или художественное заведение

- «Работа любит не молодца, а незалёжливого»

- «Глаза боятся, а руки делают».

Говорят о подходе к выполнению какой- то работы.

Речь пойдет о выкладывании паркета из дерева.

Что называется древесной породой?

В чем заключается сущность слова красовито?

Что представляет собой коричное дерево?

Возьмите карточку № 2. Задайте в парах вопрос – суждение по прочитанному в парах. Кому (какой паре) вы хотите его задать?

Чем объяснить, что Митя сначала обрадовался заказу, а потом испугался?

Вследствие чего настроение Мити испортилось?

Когда испортилось настроение у Мити?

Как доказать, что возникло противоречие в поведении Мити?

Радость- испуг.

Радость- получил заказ от академии- сделать столешницу.

Радость от того, что доверили важную работу.

Радость от представления выполненной работы. Видит работу законченной, любуется ею.

Испуг- не успеет сделать работу в срок.

Каким образом разрешилось это противоречие?

Прочитайте диалог мастера и Мити в парах.

Почему мастер не стал ругать Митю?

В чем ценность его позиции?

Диалог Мити и мастера – сценка 2 учеников.

Он поверил Мите и предложил, как лучше сделать работу.

Выполняя любую работу, можно сделать ошибки. важна вера в человека, в его силу преодолеть препятствие.

Продолжим работу в четверках.

Задания: кубик Блума по 1 вопросу каждой четверке и 2 всем вместе

- Объясните почему выражение твоя бабка из песен сделана, из пословиц сложена является метафорой в виде умозаключения (карточка №6)

- Назовите все пословицы, встречающиеся в рассказе и объясни их смысл.

- Предложите аргумент в защиту выполненной работы Мити в тексте.

- Придумайте новое название рассказу

Поскольку метафора- это скрытое сравнение, построенное на сходстве предметов, а бабушка сравнивается с песнями и пословицами, следовательно выражение из песен сделана, из пословиц сложена является метафорой.

Глаза страшатся, руки делают. Работа любит не молодца, а незалёжливого. Собирай по ягодке- наберешь кузовок.

Доска превращалась в цветущий сад. Руки у Мити золотые. Мастер долго любовался работой.

Дело мастера боится.

Итог урока.

Напротив каких задач, ты можешь поставить себе по баллу?

- читал с выражением.

Объяснил название текста.

Задавал вопросы по тексту,

Объяснял значение непонятных слов, пословиц,

Принимал участие в работе с кубиком Блума

Посчитайте, сколько баллов у вас получилось?

У кого 21 балл и более - «5»

17 – 20 баллов - «4»

12 – 16 баллов - «3»

Рефлексия. Выставление оценок.

Домашнее задание

Нарисовать рисунок по тексту рассказа

Сбор ягод, как и прочих даров леса, с древнейших времен являлся задачей для тех членов племени, кому не под силу было справиться с более трудоемкой работой. Если мужчины были заняты охотой и строительством укрытий от непогоды, женщины - хранительницы очага, не только мамонта могли разделать, но и одежду сшить и дров для этого самого очага притащить, дети отправлялись за самой легкой добычей. Конечно, назвать ягоды, которые они искали в дремучей чаще, так сложно, однако, растительность это не кусачая, от человека не убегает, да и донести до жилищ ее просто.

Всем известно, что дети - народ любопытный и непоседливый. Им всегда было непросто сконцентрироваться на поиске ягод. К тому же поиск съедобных даров природы - хитрая наука и без особых знаний найти съестное и не отравиться в лесу не просто. Обучали ребят старики. Они раскрывали секреты ягодных полян, учили выживанию, а также делали моральные наставления, дабы молодежь трудилась на благо племени, а не развлекалась во время прогулок.

Такая тихая охота вызывала у соплеменников уважение. Собирателей считали гостями леса. В народе сохранились поговорки и прибаутки, где говорится, что человек каждой ягоде и каждому грибу кланяется. Он высказывает природе свою благодарность.

С веками интерес к ягодам не пропал, а вот почитание лесов, закрепленное передачей их в собственность помещикам, сильно изменило форму. Одной из главных задач, которую стали решать при отправке молодежи за ягодами, стала борьба с вредной привычкой потреблять ягоды в пищу на месте . Страдающие авитаминозом сенные девки не желали приносить барыням корзины ягод и предпочитали наесться впрок этим лакомством. Проблему решили изящно: во время сбора ягод девушкам надлежало распевать песни - и слух радуют, и в лесу не заблудятся, и ягоды уплетать за обе щеки не выйдет.

Значение фразеологизма

Как было сказано выше, обучение сбору ягод было важным и непростым процессом. Только после того, как дитя преуспеет в этом общественно важном труде, оно начинало осваивать новые ремесла. Данный фразеологизм звучит как первая рекомендация старшего члена племени своему очень юному сородичу. Наставники нередко предлагают опираться на прежний опыт. Именно так, предлагая использовать умения полученные во время сбора ягод, и создали эту устоявшуюся фразу.

Данный фразеологизм означает то, что для достижения позитивного результата необходимо проявить терпение . Делать любое дело нужно внимательно, обращая внимание на мелочи, из которых будет состоять финальный продукт. Не стоит упускать возможности улучшить результат, внести дополнительные поправки, торопиться.

Применяется фразеологизм в случае, если требуется:

  • сделать наставление человеку, который не склонен работать долго и аккуратно. Ему предлагают проявить неспешность и добиться ощутимого результата стараний.
  • подбодрить того, кто работает над большим проектом. Ему говорят о том, что его старания не будут напрасными, и со временем он сможет достичь поставленной цели.

С упомянутыми в фразеологизме ягодками стараются не сравнивать деньги. Нужно обладать определенным цинизмом, чтобы провести аналогию между трудом собирателей, обеспечивающих все племя пищей, и конкретным скопидомом. Наш народ не такой.