Рассказы о природе для школьников. Длинноносые рыболовы

Сегодня я хочу показать вам пару «познавалок». Этот жанр, который можно еще назвать «обо всем понемногу, зато с картинками» за последние двенадцать-пятнадцать лет настолько вошел в нашу жизнь, что уже мало кто вспомнит о том, как такого рода книги для начинающих читателей выглядели раньше.

Впрочем, замечательный пример этого «раньше»: «По следам Почемучки» Олега Кургузова – последний памятник великой эпохи советской детской научно-популярной литературы. Потом издатели перешли на переводные «энциклопедии», а когда вспомнили об отечественных авторах и о том, что свое можно сделать как минимум не хуже, то как делать – забыли.

Но никакой изгиб не может быть бесконечным. Вот и этот, «познавательный» потихоньку выплавляется. Периодически появляются тому свидетельства, которые можно с чистой совестью ставить на полку в детской.

Очень приличные книжки для 4–6-летних читателей выпускает в серии «Познаем мир» издательство «Дрофа-Плюс». Издательство планирует рассказывать о животных и растениях, морях и океанах, автомобилях, самолетах, кораблях и многом другом. А мы сегодня перелистаем две книги серии: «Про моря и океаны» и «Про птиц».

Тихонов А.В. Про моря и океаны. Моя первая книга о животных. / Художник А.Н. Сичкарь. М.: Дрофа-Плюс, 2006

Чем они привлекли наше внимание?

Во-первых, они отлично проиллюстрированы. Рисунки четкие, подробные и при том энциклопедически точные, без «излишеств». Спасибо художнику Александру Сичкарю, известному анималисту, который в конце семидесятых сотрудничал с журналом «Юный натуралист», позднее иллюстрировал книги о животных для отечественных и зарубежных изданий. Кстати, некоторые работы Сичкаря хранятся в Зоологическом музее МГУ.

Во-вторых, тексты Александра Тихонова, может быть, не столь безупречны, как рисунки к ним, но вполне приличны. Они не перегружены излишними научными сведениями и зачастую кажутся слишком «художественными» и даже легковесными, но в сочетании с иллюстрациями дают нужный эффект: юный читатель заинтересован.

«Если в море замаячил парус, не пытайтесь разглядеть лодку. Она – под водой. Это парусник резвится на просторе, выставив среди волн свой полутораметровый плавник. В погоне за мелкой рыбой он развивает скорость до 1000 километров в час. Своим острым клинком бьет и колет добычу. Другим способом ее не удержать, потому что у парусника нет зубов».

Каким таким клинком, спросите вы? Переадресуйте этот вопрос ребенку, когда будете вместе с ним читать «Про моря и океаны». Поглядев на картинку, чадо немедленно укажет вам на длинный и острый нос рыбины.


Тихонов А.В. Про птиц. Моя первая книга о животных. / Художник А.Н. Сичкарь. М.: Дрофа-Плюс, 2006

Впрочем, встречаются рассказы и более научные: «Пеликан свою рыболовную «снасть» носит всегда с собой. Это огромный и широкий клюв с кранным кожистым мешком. Чем не сачок? Пеликаны хорошо плавают, но не ныряют. Опустив голову и шею в воду, птица своим вместительным «сачком» черпает рыбу. Сколько рыбы пеликан может съесть за один день? Не так уж мало – около килограмма. Но ведь пеликан и сам немаленький. Размах его крыльев достигает 3 метров, а масса тела – 13 килограммов! Чтобы прокормиться, приходится пеликану рыбачить, не покладая «сачка».

По-моему, это история для настоящих экспериментаторов! Которые непременно захотят подержать в руках килограмм чего-нибудь, сравнить вес пеликана со своим весом, а рулеткой отмерить размах крыльев серьезной птицы. Чем не приключение?

А знаете, что главное? То, что в это приключение юный читатель вполне может пуститься самостоятельно: судя по шрифту, издатели учли такую возможность.

Ксения Молдавская / mosdeti.ru

Животный мир водоемов по своему местообитанию делится на две основные группы. Первая - это зоопланктон, а вторая - бентос. Зоопланктон обитает непосредственно в толще воды, а бентос населяет дно водоема. Отдельные группы образуют организмы, которые живут на тех или иных предметах, а также рыбы. Итак, растения и животные водоемов - какие они?

Растения

Они заселили собой всю водную среду. В озерах и ручьях, в прудах и протоках растут и размножаются самые разнообразные представители мира флоры. За миллионы лет своей эволюции они прекрасно приспособились к условиям обитания в водоемах. Одни из них целиком погружены в воду, а другие растут над ее гладью. Некоторые из них вообще обитают на границе между водой, землей и воздухом. Расскажем о наиболее известных из них.

Аир болотный

Он образует на мелководье большие заросли. Его листья мощные и имеют мечевидную форму. Достигают длины до 1,5 метра. У имеется длинное корневище, покрытое следами от отмерших листочков. Эти корневища - известное лекарство от тех или иных заболеваний. Используют его и в кулинарии (пряности), и в косметике.

Камыш озерный

Это растение сосредотачивается по заболоченным берегам. Его корневище ползучее и имеет полую внутренность. Толстый стебель цилиндрической формы поднимается на высоту до 2 метров. Венчается он характерными колосками коричневого цвета, собранными в метелку. Короткие и жесткие листочки располагаются в нижней части стебля камыша. Заросли этого растения порой непроходимой стенкой окружают водоем, представляя его обитателям надежное укрытие.

Кувшинка

Это растение редко можно увидеть в проточных водах. В основном оно растет на болотах, прудах, в заводях и старицах. Его мощное корневище имеет крепкие придаточные корни, а овальные листья, сидящие на длинных черешках, плавают на воде. Одним из наиболее прекрасных водяных растений считается кувшинка белоснежная. Именно ей посвящено множество поэтических произведений и легенд.

Своя экосистема

Как известно, условия жизни в водоемах различных типов тоже являются разными. Именно поэтому видовой состав животных, обитающих в текучих водах, существенно отличается от животного мира, поселившегося исключительно в стоячей воде. В рамках данной статьи мы, конечно же, не сможем описать все разнообразие этой фауны, однако отметим основные населяющих такие водоемы.

Зоопланктон

Это самые популярные животные, живущие в водоемах. Термином «зоопланктон» принято называть простейшие микроорганизмы: инфузории, амебы, жгутиковые, корненожки. Именно они служат пищей для мальков и прочих мелких водных животных. Эти организмы достаточно малы по своим размерам, их невозможно увидеть человеческим глазом, поскольку для этого нужен микроскоп. Рассмотрим их на примере амебы.

Амеба обыкновенная

Это создание известно каждому человеку, достигшему школьного возраста. Амебы - это животные водоемов (фото в статье), являющиеся убежденными одноклеточными одиночками. Найти эти создания можно практически везде, где есть вода и частицы, пригодные в пищу: бактерии, маленькие сородичи, мертвая органика.

Амебы, или корненожки, - существа непривередливые. Они живут в озерах и морях, ползают по водным растениям. Иногда они поселяются в кишечниках у Амебы имеют и своих заморских родственников. Это так называемые фораминиферы. Они населяют исключительно морские воды.

Ветвистоусые рачки

Зоопланктон стоячих вод представлен преимущественно так называемыми ветвистоусыми рачками. Выглядят эти существа следующим образом. Их укороченное тельце заключено в раковинку, состоящую из двух створок. Их головка сверху покрыта панцирем, к которому прикрепляются две пары специальных усиков. Задние усики у этих рачков хорошо развиты и играют роль плавников.

Каждый такой усик разделяется на две веточки с густыми перистыми щетинками. Они служат для увеличения поверхности плавательных органов. На их тельце под панцирем располагается до 6 пар плавательных ножек. Ветвистые рачки - типичные животные водоемов, их размеры не превышают и 5 миллиметров. Эти существа - незаменимая часть экосистемы водоема, ведь они являются пищей для молодых рыб. Итак, перейдем к рыбам.

Щука

Щука и ее жертвы (рыбы, которыми она питается) - это животные пресных водоемов. Это типичный хищник, широко распространенный в нашей стране. Как и другие организмы, щуки на разных этапах своего развития питаются по-разному. Их мальки, только что вылупившиеся из икринок, обитают непосредственно на мелководье, в неглубоких заливчиках. Именно эти воды богаты своей экосистемой.

Здесь мальки щук начинают усиленно питаться теми самыми рачками и простейшими микроорганизмами, о которых мы говорили выше. Уже через две недели мальки переходят на личинок насекомых, пиявок и червей. Растения и животные водоемов нашей страны в разных регионах разные. Это мы говорим к тому, что не так давно ихтиологи обнаружили интересную особенность: щурята, обитающие в средней полосе России, уже с возраста двух месяцев отдают свое предпочтение молодым окунькам и плотве.

С этого времени рацион молодой щуки начинает заметно расширяться. Она с удовольствием поедает головастиков, лягушек, крупных рыб (иногда и крупнее себя в два раза!) и даже небольших птиц. Иногда щуки занимаются каннибализмом: они поедают своих собратьев. Стоит отметить, что рыбы и зоопланктон - это не единственные животные, живущие в водоемах. Рассмотрим и других их обитателей.

Паук-серебрянка

Его второе название - водяной паук. Это распространенное по всей Европе паукообразное существо, отличающееся от своих сородичей плавательными щетинками на задних лапках и тремя коготками на них. Свое название он заслужил благодаря тому, что его брюшко под водой светится серебряным светом. Паук не тонет благодаря специальному водоотталкивающему веществу. Встретить его можно в стоячих или медленно протекающих водах.

Питается паук-серебрянка разнообразными мелкими животными, которые запутываются в нитях его подводной паутинки. Иногда он сам ловит себе добычу. Если его улов оказался больше обычного, избыток он бережно укомплектовывает в своем подводном гнезде. К слову сказать, свое гнездо паук делает, прикрепляя нити к подводным предметам. Оно открыто книзу, водяной паук наполняет его воздухом, превращая в так называемый водолазный колокол.

Обыкновенный прудовик

Животные, обитающие в водоемах, во многом известны нам благодаря школьному учебнику зоологии. Вот и не исключение. Эти крупные улитки относятся к легочным моллюскам. Обитают по всей Европе, Азии, Северной Америке и Африке. В России живет наиболее крупный вид прудовиков. Размеры этой улитки - величина изменчивая, поскольку полностью зависит от тех или иных условий существования.

Его «домик» - это цельная раковина с одним-единственным отверстием внизу. Как правило, она закручена по спирали на 5-7 оборотов и расширяется книзу. Внутри раковины располагается мясистое слизистое тело. Время от времени оно высовывается наружу, образуя голову сверху и широкую и плоскую ногу снизу. При помощи этой ноги прудовик скользит по растениям и подводным предметам, словно на лыже.

Мы не зря отметили, что обыкновенные прудовики относятся к легочным моллюскам. Дело в том, что эти животные пресных водоемов дышат атмосферным воздухом, как и мы с вами. Прудовики при помощи своей «ноги» прилипают к нижней стороне водной пеленки, раскрывают свое дыхательное отверстие, набирая в себя воздух. Нет, легких у них нет, под кожей у них имеется так называемая легочная полость. Именно в ней хранится и расходуется набранный воздух.

Лягушки и жабы

Животные водоемов не ограничиваются лишь микроорганизмами, улитками и прочими мелкими беспозвоночными существами. Наряду с рыбами в озерах и прудах можно увидеть и земноводных - лягушек и жаб. Их головастики практически все лето плавают в водоемах с По весне амфибии устраивают «концерты»: они при помощи своих мешков-резонаторов горланят на всю окрестность, откладывая в воду икру.

Пресмыкающиеся

Если говорить о том, какие животные водоемов относятся к пресмыкающимся, то здесь, бесспорно, можно отметить Весь его образ жизни напрямую связан с поиском пищи. Охотится он на лягушек. Для человека эти змеи не представляют никакого вреда. К сожалению, многие неосведомленные люди убивают ужей, принимая их за ядовитых змей. Из-за этого численность этих животных заметно снижается. Еще одна водная рептилия - это, например, красноухая черепаха. Именно ее содержат в террариумах любители-натуралисты.

Птицы

Растения и животные водоемов во многом взаимосвязаны друг с другом, ведь первые защищают вторых! Особенно отчетливо это прослеживается в случае с птицами. Тяготение пернатых к водоемам во многом объясняется высокой кормностью этих мест, а также прекрасными защитными условиями (камыши и осока делают птиц незаметными). Основная масса этих животных зиждется на гусеобразных (гуси, утки, лебеди), воробьинообразных, веслоногих, поганкообразных, аистообразных и ржанкообразных птицах.

Млекопитающие

Куда же без них! Представители этого класса животных объяли собой весь Земной шар, распространившись везде, где только можно: в воздухе (летучие мыши), в воде (киты, дельфины), на земле (тигры, слоны, жирафы, собаки, кошки), под землей (землеройки, кроты). Несмотря на это, млекопитающих, связанных с пресными и стоячими водами, на территории нашей страны встречается не так уж и много.

Одни из них практически всю жизнь проводят в водоемах, не отходя от них ни на шаг (ондатра, ласка, выдра, выхухоль, бобр), а другие предпочитают пребывать не в воде, а рядом с ней У таких животных между пальцами лап имеются хорошо развитые плавательные перепонки, а в ушах и ноздрях расположены специальные клапаны, затыкающие эти жизненно важные отверстия во время погружения животного в воду.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РОДНОМУ (РУССКОМУ) ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ДЛЯ 2- 4 КЛАССОВ

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НА 2017 – 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Рабочая программа составлена на основе авторской программы: Соколова Т.Н. Юным умникам и умницам: Школа развития речи: ,2,3,4 класс.-М.: Росткнига, 2013 г.

Учебно-методический комплект О.Н.Крыловой «Чтение. Работа с текстом». 2-4 класс /Издательство «Экзамен», 2014г.

Рабочие программы. Начальная школа. 1-4 класс. УМК «Школа России» Методическое пособие с электронным приложением /Авт.-сост. Т. А. Жукова; под редакцией Е. С Галанжиной., издательство Планета, 2013г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть обладать речевой культурой. Владение словом – инструментом общения, мышления – это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период – одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Цель занятий, проводимых по программе «Школа развития речи», - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачами курса являются:

    обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;

    создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;

    формирование речевых интересов и потребностей младших школьников.

Занятия выстроены следующим образом:

    Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

    Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

    Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя со 2 -го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.

Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение предмета «Родной язык» отводится 1 ч. в неделю в соответствии с БУП МОКУ СОШ с. Узянбаш во 2 классе(34 часа). В связи с этим 1 час отводится на урок – развитие речи по рабочей тетради «Школа развития речи» авт. Т.Н.Соколова (всего по программе 34 часа за учебный год). .

Рабочая программа курса «Школа развития речи » разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования. .

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.

Ценностные ориентиры, лежащие в основе построения рабочей программы: Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса 1) Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части. 2) Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера. 3) Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.) 4) Развитие связной речи учащихся по определенной тематике.

Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

личностно-ориентированные: развития, творчества, психологической комфортности; личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной функции знаний, овладение культурой языка; деятельностно-ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку, адаптивности, перехода от совместной к самостоятельной деятельности ученика

ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.

Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия (УУД):

Коммуникативные:

Учащиеся научатся:

    вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);

    договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

    участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

    строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

    выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;

    быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

    оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;

    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

    владеть монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

Учащиеся научатся:

    осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;

    моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

    использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение)

    выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.

    вычитывать все виды текстовой информации: подтекстовую, концептуальную;

    строить рассуждения.

Личностные:

У учащихся будут сформированы:

    ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);

    осознание роли речи в общении людей;

    понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;

    устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;

    чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;

    интерес к изучению языка.

Регулятивные

Учащиеся научатся на доступном уровне:

    адекватно воспринимать оценку учителя;

    вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;

    в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;

К окончанию курса «Школа развития речи» обучающиеся должны знать:

    типы текстов;

уметь:

    уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);

    определять степень вежливого поведения, учитывать ситуацию общения;

    вступать в контакт и поддерживать его, умение благодарить, приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;

    быть хорошим слушателем;

    определять лексическое значение слова;

    отличать текст как тематическое и смысловое единство от набора предложений;

    редактировать предложения;

    определять по заголовку, о чем говорится в тексте, выделять в тексте опорные слова;

    сочинять на основе данного сюжета, используя средства выразительности;

    распознавать типы текстов;

    распознавать стили речи.

Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 2 класс

Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его ограниченном единстве и разнообразии через формирование представления младших школьников о языке как целостной системе, представления о единстве окружающего мира и языка, отражающего этот мир во всем его многообразии, о взаимосвязи и взаимозависимости изменений, происходящих в языке (и прежде всего в его словарном составе) и социокультурных изменений окружающего мира;

Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

Формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

Владение первоначальными представлениями о нормах русского родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

Владение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 3 класс.

Личностные результаты:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области языкознания;

б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;

в) развитие самостоятельности в поиске решения различных речевых задач;

г) формирование духовных и эстетических потребностей;

д) воспитание готовности к отстаиванию своего мнения;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли русского языка в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с литературой. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УУД

Уметь донести свою позицию до собеседника;

Уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть

работы;

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета 4 класс

Личностными результатами изучения предмета «развитие речи» являются следующие умения и качества:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Развития речи» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.

2 класс.

Устная и письменная речь. Выразительность речи. Умение регулировать громкость и высоту голоса. Знание скороговорок. Умение коллективно разметить текст для выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.

Слово.

Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Предложение и словосочетание .

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста.

План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

знать:

    многозначные слова, антонимы, синонимы, пословицы, загадки, фразеологизмы;

    изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

    стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

    распознавать типы текстов;

    устанавливать связь предложений в тексте;

    распознавать стили речи;

    выделять многозначные слова, фразеологизмы в тексте.

    восстанавливать деформированный текст;

    устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении;

    составлять планы различных видов.

Тематический план 2 класс

Тема

Кол-во

Часов

ДАТА

По плану

Фактически

Слово и его значение.

Лексическое значение слова.

Вн. чт. Рассказы И.Соколова-Микитова о природе. Главная мысль текста.

Знать понятие «лексическое значение слова», уметь пользоваться толковым словарем

05.09

09.09

Многозначные слова, их употребление в речи.

Вн. чт . В.Осеева «Плохо». Заголовок текста.

Знать понятие «многозначные слова»

12.09

16.09

Прямое и переносное значения слов.

Вн. чт. Л.Толстой «Два товарища». Опорные слова.

Знать понятия «прямое и «переносное значение слова»

19.09

23.09

Омонимы, их значение в речи. Значение омонимов.

Вн. чт. Рассказы В.Бурлакова о природе. План текста.

Знать понятие «омонимы»,

их значение в речи

26.09

30.09

9-10

Омофоны.

Омоформы.

Вн. чт . Рассказы А.Тихонова о жителях водоемов. Главные герои текста.

03.10

07.10

11-12

Синонимы, их значение в речи. Словарь синонимов.

Вн. чт. С.Михалков «Аисты и лягушки».

Знать понятие «синонимы»,

их значение в речи

10.10

14.10

13-14

Антонимы, их значение в речи.

Вн. чт. И.Пузанов «Рыбалка». Составление вопросов к тексту.

Знать понятие «антонимы»,

их значение в речи

17.10

21.10

15-16

Обучающее изложение «Ежик».

Анализ изложения.

Вн. чт. В.Бахревский «Ласточкино гнездо». Худ-е средства выразительности (сравнение).

Уметь: – выд-ть зв и глух соглас зв: – вып-ть звуко-буквенный анализ слова;

24.10

28.10

17-18

Фразеологизмы, их значение в речи.

Вн. чт. И.Соколлов-Микитов «На лесной дороге». Слова-синонимы.

Знать понятие «фразеологизмы»

07.11

11.11

19-20

Загадки, их художественные особенности.

Вн. чт. Русские и башкирские народные загадки.

Уметь придумывать загадку, отгадывать загадки

14.11

18.11

21-22

Пословицы. Употребление в речи образных выражений.

Вн. чт. Русские и башкирские народные пословицы.

Уметь употреблять в речи образные выражения

21.11

25.11

23-24

Сравнение. Олицетворение.

Вн. чт. Русские и башкирские народные сказки

Уметь выделять и сравнивать существенные признаки предметов, сос-ть пред-я

28.11

02.12

25-28

Текст. Признаки текста.

Тема текста. Заглавие.

Вн. чт. Л.Яхтин «Силачи». Деление текста на части.

Текст. Опорные слова.

Вн. чт. А Тихонов «Сороки»

Уметь опред-ть тему текста и озаглавть его, сос-ть рассказ по опорным словам

05.12

09.12

29-30

Проверочная работа.

Вн. чт. Детские журналы и газеты. Работа над ошибками. Закрепление.

12.12

16.12

31-32

План. Деление текста на части.

Вн. чт. Энциклопедии для детей. Научный стиль.

Уметь составлять план

Делить текст начасти

19.12

23.12

33-34

Составление текста по данному плану.

Виды плана.

Вн. чт. К.Ушинский «Играющие собаки». Деление текта на части.

Составлять текст по плану

Познакомиться с видами плана

26.12

30.12

35-36

Картинный план.

Цитатный план.

Вн. чт. И. Соколов- Микитов. Рассказы о животнах. Анализ художест.текста.

Составлять картинный план

16.01

20.01

37-38

Обобщение по теме «Виды плана». Проверочная работа.

Вн. чт. Е.Пермяк «Первая рыбка». Стили речи.

Составлять цитатный план

Обобщать пройденный материал

23.01

27.01

39-40

Связь между предложениями в тексте

Вн. чт. И.Соколов-Микитов «Белки». Типы текста.

Работа с текстом

Уметь восстанавливать деформир текст

30.01

03.02

41-42

Работа с деформированным текстом.

Вн. чт. С.Михалков «Не стоит благодарности». Слова – антонимы.

06.02

10.02

43-44

Связь между частями текста.

Вн. чт Г.Цыферов «Жил на свете слоненок». Жанры произведения.

Наблюдение за связью между частями текста

Умение устанавливать связь между предложением

13.02

17.02

45-46

Составление текста по данному началу.

Вн. чт. В.Кологрив «Кузнечик». Типы речи.

Умение составлять текст на заданную тему по данному началу

20.02

24.02

47-48

Редактирование текста.

Вн. чт. С.Аксаков «Верный друг». Стили текста.

Навык построения связного текста

Уметь употреблять образные выражения

27.02

03.03

49-50

Как избежать повторов в тексте?

Редактирование.

Вн. чт. Ш.Перро «Золушка». Характеристика главных героев.

06.03

10.03

51-52

Типы текста.Текст описание.

Вн. чт. Н. Юрцевич «Красавица русских лесов». Анализ художественного текста.

Знать типы текста

Знать особенности текста-

описания

13.03

17.03

53-54

Обучающее сочинение-описание.

Вн. чт. С.Юцзунь «Поиски друга». Диалог.

Уметь составлять самостоятельно текст-описание.

20.03

24.03

55-56

Текст – сравнительное описание.

Коллективное составление текста.

Вн. чт. В.Танасийчук «Упорные лососи». Анализ художественного текста.

Умение составлять текст-описание, сравнивая два предмета.

03.04

07.04

57-58

Текст - повествование.

Сравнение текстов.

Вн. чт. В.Коржиков «Осенняя прогулка».

Уметь отличать текст –описание от текста -повествование

10.04

14.04

59-60

Типы текста. Рассуждение.

Вн. чт. Сказки разных народов.

Уметь отличать текст-рассуждение от других видов текста

17.04

21.04

61-62

Сочинение на тему «Мой выходной день».

Вн. чт. Сказки Г.Х.Андерсена.

24.04

28.04

63-64

Повторение пройденного.

Вн. чт. Сказки братьев Гримм.

05.05

08.05

65-66

Викторины и конкурсы.

Игры со словами.

Вн.чт . Обобщающий урок по литературным сказкам.

12.05

15.05

67-68

Искусство речи.

Повторение и обобщение пройденного.

Вн. чт. Обзор произведений для чтения летом.

19.05

22.05

69-70

Резервный урок.

26.05

29.05

3 класс.

Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки.

Слово.

Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля.

Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования.

Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Умение редактировать простое предложение: исправлять порядок слов и порядок частей, заменять неудачно употреблённые слова, устранять лишние и восстанавливать недостающие слова, распространять предложения.

Текст.

Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации.

знать:

    многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы;

    изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты;

    стили речи: разговорный и книжный;

уметь:

    распознавать типы текстов;

    устанавливать связь предложений в тексте;

    распознавать стили речи;

    выделять многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы в тексте.

Тематический план 3 класс

Основные виды учебной деятельности

ДАТА

По плану

Фактич.

Речь. Техника выразительности речи (3 часа)

Речь. Выразительность речи.

Вн. чт. Книги, прчитанные летом.

Правильность, точность, богатство, выразительность речи. Выразительное чтение художественных произведений.

05.09

09.09

12.09

Слово(30 часов).

Вн. чт. Весёлые стихи Б.Заходера.

Многозначные слова.

Многозначные слова. Употребление многозначных слов в устной и письменной речи. Уметь различать многозначные слова; уметь находить выражения с прямыми значениями слов.

16.09

19.09

Вн. чт. «Рассказы и сказки Е.Пермяка».

Омонимы, омоформы и омофоны.

Омонимы, омоформы и омофоны. Употребление омонимов в устной и письменной речи. Уметь находить омонимы, омоформами и омофонами; уметь составлять с омонимами предложения, в которых раскрывался бы смысл слов.

23.09

26.09

Вн. чт. Сказки Г.Х Андерсена.

Фразеологизмы.

Употребление эпитетов в устной и письменной речи. Уметь находить в тексте фразеологизмы; уметь объяснять значение фразеологизмов; уметь уместно употреблять крылатые слова в речи.

29.09

03.10

10-11

Вн. чт. Рассказы Е.Чарушина.

Сравнения.

Уметь подбирать и употреблять сравнения в устной и письменной речи.

07.10

10.10

12-13

Вн. чт. Рассказы Н.Н.Носова.

Олицетворение.

Уметь употреблять олицетворения в устной и письменной речи

14.10

17.10

14-15

Вн. чт. Стихи В.В.Маяковского для детей.

Изобразительно - выразительные средства языка. Эпитеты.

Эпитеты. Их значение. . Уметь употреблять эпитеты в устной и письменной речи.

21.10

24.10

16-17

Вн. чт. Знакомство с журналом «Мурзилка»

Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.

2 четверть

Уметь выделять эмоционально окрашенные слова из текста и употреблять их в речи.

28.10

07.11

18-19

Вн. чт. Рассказы о животных В.Чаплиной .

Откуда приходят слова

Заимствованные слова. Употребление заимствованных слов в устной и письменной речи. Уметь находить слова с одной фонетической приметой нерусского происхождения, с двумя, с тремя

11.11

14.11

Вн. чт.Рассказы о дрессированных животных и о людях, которые их дрессируют..В.Л.Дуров.

Этимология.

Этимология. Происхождение и появление слов в языке. Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов

18.11

21.11

21 - 22

Как тебя зовут?

Вн. чт. «Здравствуй, гостья-зима!» (Стихи русских поэтов –классиков).

Происхождение имен и отчеств. Уметь использовать этимологический словарь; уметь объяснять происхождение слов

25.11

28.11

23-24

Наши фамилии.

Вн. чт. Сказки-несказки В. Бианки и Э. Шима.

Происхождение фамилий. Уметь высказывать предположения о происхождении фамилии.

02.12

05.12

25-26

Проект « Что в имени тебе моем…»

Вн. чт. Сказки А, Пушкина и П.П.Ершова.

09.12

12.12

27-28

Топонимы.

Вн. чт. Сказки А. Толстого для детей.

Происхождение географических названий. Уметь объяснять топонимы

16.12

19.12

29-30

Устаревшие слова.

Вн. чт. «Лес не школа, а всему учит» (Рассказы Н. Сладкова).

Устаревшие слова, архаизмы. Уметь находить и объяснять значение устаревших слов

23.12

26.12

31-32

Сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри».

Вн. чт. Былины о русских богатырях.

учить составлять текст по картине - описание картины Уметь употреблять фразеологические обороты

30.12

16.01

Проверочная работа.

проверка знаний и умений учащихся по пройденным темам Умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.

20.01

3 четверть

Текст (26 часов).

34-36

Вн. чт. Книги о защитниках Отечества. А.Гайдар,Е. Благинина.

Типы текстов.

Текст-описание, повествование, рассуждение. Уметь различать типы текстов

23.01

27.01

30.01

37-38

Вн. чт. Книги о человеке и его делах. (Стихи С. Михалкова).

Тема текста. Опорные слова.

Тема текста. Опорные слова. Составление текста по опорным словам. Уметь определять тему текста; уметь определять опорные (ключевые) слова в тексте; на основе опорных слов создавать текст.

03.02

06.02

39-40

Вн. чт. Мама и мы. (Стихи, рассказы, сказки).

Связь предложений в тексте.

Деформированный текст. Уметь из предложений составлять текст

10.02

13.02

41-42

Вн. чт. Книга – наш лучший друг.

Цепная связь предложений в тексте.

Цепная связь предложений в тексте. Употребление местоимений и синонимов для связи предложений. Уметь определять способы цепной связи предложений в тексте.

17.02

20.02

43-44

Вн. чт. Мой любимый писатель.

Параллельная связь предложений в тексте.

Единая тема и смысл предложений. Параллельная связь предложений в тексте. Уметь составлять из предложений текст с параллельной связью

24.02

27.02

45-46

Вн. чт. «Ванька» А.П.Чехов

Сочинение по картине В.Е.Маковского «Свидание».

Уметь правильно определять и употреблять связь между предложениями в тексте

03.03

06.03

Вн. чт. «Лесная газета» В.Бианки.

Единый временной план текста.

Вн. чт. «Мы все хотим побывать на Луне» (Книги о космонавтах).

Вн. чт. Любимые книги – любимые писатели.

Единый временной план текста. Время глаголов. Временная соотнесенность глаголов в тексте. Уметь определить типы текста; уметь находить глаголы в тексте и определять их время Уметь редактировать повествовательные тексты

10.03

13.03

17.03

20.03

24.03

Стили речи.

Вн. чт. Книги о труде.

Вн. чт. Газеты и журналы для детей.

Стиль речи. Разновидности стилей речи. Монолог и диалог. Уметь различать тексты в разговорном стиле и в книжном

03.04

07.04

10.04

14.04

56-57

Вн. чт. «Про эту книгу» (Книги-самоделки из материалов периодической печати ).

Научный стиль.

Научный стиль. Уметь различать научный текс от других.

17.04

21.04

58-59

Вн. чт. Стихи и сказки Дж.Родари.

Словари.

Словарь. Виды словарей. Использование словарей при чтении. Уметь работать со словарями

24.04

28.04

Культура общения (7 часов).

Вн. чт. Что говорят стихи. (Поэзия С. Марашка).

Культура общения.

Вн. чт. Читаем любимые книги

Слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинения. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге.

05.05

08.05

12.05

15.05

Проверь себя.

Вн. чт. Читаем любимые книги.

19.05

Анализ проверочной работы

22.05

Уметь ориентироваться в изученных понятиях, отличать их и правильно называть признаки понятий.

26.05

6 7

Итоговое занятие КВН.

29.05

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Рабочие тетради

Соколова Т.Н. Юным умникам и умницам: Школа развития речи: Рабочие тетради: в 2-х частях: 2,3,4 класс.-М.: Росткнига,

Учебно-методический комплект О.Н.Крыловой «Чтение. Работа с текстом». /Издательство «Экзамен»,

Методические пособия

Соколова Т.Н. школа развития речи: Курс «Речь»: методическое пособие. 1- 4 класс/ М.: Росткнига, (Юным умникам и умницам)

Литература для учителя.

    Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963

    Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960

    Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970

    Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976

    Ветвицкий В.Г. Занимательное языкознание.-Л.: Просвещение, 1968.

    Голуб И.Б. Путешествие в страну слов. – М.: Владос,1998.

    Григорьян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М.: Просвещение,1966

    Грызлова М.Л. Внеклассная работа по русскому языку. М-.: Учпедгиз,1977

    Евлампиева Е.А. Русская фразеология. Вопросы и задания.- Чебоксары: 1977.

    Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л.: Просвещение, 1990.

    Козловский Я.О. О словах разнообразных – одинаковых, но разных. М.: Детская литература, 1965.

    Кондрашов В.Н. Грамматические игры и загадки. – Кострома: 1961

    Корчиц М.А. Грамматические игры. – Липецк: 1961

    Кружковая работа по русскому языку./ Сост. Н.Н.Ушаков.- М.: просвещение,1979

    Лазарева Э.А. Системно-стилистические характеристики газеты.- Екатеринбург: 1993

    Львов М.Р. Школа творческого мышления.- М.: Просвещение.1992

    Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: просвещение, 1992

    Львова С.И. Русский язык. За страницами школьного учебника.- М.: Дрофа,2002

    Мережинская Е.К. Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика русского языка. – Киев: 1968

    Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение. – М.: Просвещение,1982

    Панов Г.А. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: просвещение, 1980

    Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. – М.: Просвещение,1985

    Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе. – М.: Просвещение, 1977

    Родари Д. Грамматика фантазии: введение в искусства придумывания историй. – М.: Просвещение, 1978.

Рассказ о природе, рассказ о рыбалке, рассказ о птичке, рассказ о рыбках для детей.

Длинноносые рыболовы. Автор: Георгий Скребицкий

Хорошее занятие рыбная ловля! Иной раз хоть и ничего не поймаешь, зато посидишь на берегу, на солнышке, да понаблюдаешь, что вокруг творится. Только одно условие: сидеть нужно тихо.

Прошлым летом пошёл я на речку за окунями. Рыба никак не клюёт. Стой, думаю, мы тебя перехитрим. Не хочешь на червяка браться, другую приманку предложим.

Снял я свою соломенную шляпу и тут же на отмели наловил ею, как сачком, мальков.

А вот хранить мне их не в чем: ведёрко-то я дома забыл. Не беда.

Выкопал в песке у самой реки ямку — вода в неё сразу же набралась — и пустил туда рыбок. Отличный «аквариум» получился.

Двух мальков вместо червей на крючки насадил. Попробуем: не будет ли окунь на эту насадку браться. Опять жду, и опять ничего не клюёт. Я даже слегка задремал под кустом.

Вдруг вижу — летит над речкой зимородок. Птица такая, немножко побольше воробья. Очень красивая птица: брюшко оранжевое, спинка ярко-зелёная, а нос длиннющий, прямой, как палочка. Им зимородок без промаха мелких рыбёшек хватает.

Подлетел зимородок к моим удочкам и уселся прямо на удилище. Меня и не замечает, сидит, в воду поглядывает.

Потом кинулся вниз, да не в речку, а прямо в мой «аквариум», выхватил оттуда рыбёшку и опять на удилище сел. Проглотил, отряхнулся, второй раз туда же — нырь. Поймал другую рыбку, есть не стал, а улетел с нею куда-то.

Эх, жалко, пусть бы ещё половил, уж очень он занятный. А мальки мне всё равно ни к чему: и на них окуни не берутся.

Только я об этом подумал, гляжу, а мой длинноносый рыбак уж опять тут как тут, да не один: второй следом за ним явился — птенец, ещё как следует летать не умеет.

Уселись оба рядышком на удилище. Потом «старый рыбак» нырь в мой «аквариум», вытащил рыбку — и к птенцу. Тот рот широко разинул: давай, мол, еду. А еду давать нетрудно, она тут же вот, рядом, только бери.

Сунул старый зимородок птенцу в рот пару рыбёшек. Смотрю, и малыш тоже начал вниз поглядывать. Глядел, глядел да как бросится! Цоп клювом рыбку, взлетел на удилище, голову вверх запрокинул, с таким аппетитом свою первую добычу глотает.

Теперь ему нечего ждать, когда его кто покормит,— сам научился рыбу ловить. Тут уж они вдвоём взялись за моих мальков, в один миг всех переловили.

А я ни с чем остался, ни одного окуня не поймал. Не беда, я доволен: разве часто увидишь такую картинку?