Пятиполосный графический эквалайзер на микросхеме LA3600. Обзор принципиальных схем эквалайзеров и регуляторов тембра Микрофонный эквалайзер

В аппаратуре высокого качества часто используются графические корректоры (эквалайзеры), позволяющие произвольное формирование частотной характеристики акустического усилителя. В целом акустическом диапазоне выделяются несколько полос вокруг известныхчастот, которые могут быть усилены или заглушены в сравнении с остальными. "Сердцем" представленного корректора является специализированная интегральная микросхема LA3600 производства фирмы SANYO.

В первом каскаде устройства использован эмиттерный повторитель, гарантирующий малое выходное сопротивление, необходимое для хорошей работы корректированных элементов. Микросхема LA3600 имеет в своей структуре пять активных транзисторных фильтров. Их средние частоты устанавливаются наружными конденсаторами (СЗ-С12).

Данные величины конденсаторов определяют соответственно средние частоты: 100 Гц, 340 Гц, 1 кГц, 3,4 кГц и 10 кГц. В верхних положениях ползунковых потенциометров входные сигналы соответствующих частот усиливаются, в нижних - заглушаются. В среднем положении потенциометров схема имеет коэффициент усиления 1.

Перед началом монтажа следует внимательно проверить печатную плату, нет ли на ней замыканий между дорожками. Монтаж начинаем с впаивания резисторов и конденсаторов. Перед впаиванием потенциометров следует вырезать в каждом из них один лишний вывод (плоский).

Другой плоский вывод следует легонько спилить или сплюснуть плоскогубцами сразу. Схема требует хорошо отфильтрованного питания 9 В из-за возможности появления сетевых шумов. По этой же причине корректор следует соединять с источником сигнала и усилителем экранированным проводом.

ВРЛ - 100 лучших радиоэлектронных схем, 2004.

Многие радиолюбители, независимо от того какой трансивер они имеют, пытаются тем или иным способом улучшить качество передаваемого сигнала. У кого тембровая окраска голоса «неправильная», у кого микрофон неподходящий. В самодельных аппаратах коррекция обычно достигается подбором величин С и R в соответствующих цепях микрофонных усилителей, либо АЧХ корректируется при помощи простейших регуляторов тембра, владельцы «фирменных» часто покупают дорогие студийные микрофоны и эквалайзеры, применение которых в р/л технике скорее неоправданно, чем необходимо.

Как бы там ни было, применение эквалайзера очень часто позволяет улучшить сигнал, а сделать его можно почти бесплатно, если выкроить пару часов и смастерить предлагаемое устройство самому. Качество сигнала при этом не будет хуже, чем при применении „фирменного“ эквалайзера

В журнале Funkamateur N 8 за 2004 год стр 801 Marcel Schneider опубликовал статью, где он описал простой пятиканальный НЧ эквалайзер на микросхеме TA7796P, предназначенный для использования на р/любительских р/станциях, (рис.1) . Если вам попалась микросхема для стереоустройств, не расстраивайтесь. На второй половине можно собрать эквалайзер для приёмного тракта, который хоть и частично позволит компенсировать отсутствие ДСП (или какого- либо другого фильтра).

За основу автор взял схему фирмы Toshiba-производителя TA7796P (рис.2), которая была разработана для применения в бытовой технике, добавив усилитель на на V1 , чтобы использовать эквалайзер в тракте микрофонного усилителя и эмиттерный повторитель на V2, применённые в музыкальной технике.

Переменные резисторы RP1- RP5 с линейной характеристикой. Могут быть применены резисторы 50 кОм, в этом случае вместо перемычки R* впаивается резистор номиналом 3,3 кОм, либо другие- R*, соответственно, придётся изменить.


Рис.2

На мой взгляд ёмкость разделительных конденсаторов 10 µF неоправданно завышена, что приводит лишь к засорению сигнала низкочастотными шумами, напр. от вентилятора или трансформатора, а поэтому ёмкости 0,047- 0.1µF в базе VT1 вполне достаточно, как достаточно ёмкости 0,5µF в коллекторе VT1; 1µF в эмиттере VT2; в цепи ООС VT1 ёмкость в эмиттере также можно уменьшить до 0,47- 1µF.

Полярность включения разделительного конденсатора на выходе следует уточнить при использовании эквалайзера с конкретным трансивером или ещё лучше применить неполярный конденсатор.

Для согласования с трансивером по уровню, на выходе эквалайзера вместо постоянного резистора в цепи эмиттера VT2 лучше поставить подстроечный или переменный.

Некоторые данныеTA7796P:

Пятиканальный НЧ моноэквалайзер E пит = 4- 16В. I пит = 6 мА. Uвх, Uвых= 0,775В (0дб) Неравномерность АЧХ 20Гц- 20кГц=1,5дб. Uшума = 3µВ. К g = 0,007% при U вых = 245мВ.

Глубина коррекции ± 11,5дб. Aналоги: DBL1046; KA2223; M5226P ; LA3600; TA7796P

P.S. Устройство начинает работать сразу и без изменений, предложенных мной.

Успехов в повторении! 73!
Николай Полюхов, г.Штуттгарт
DF3NPex: UL7LCW; UL7LC; UN7LC; UN0L

Следующий регулятор тембра имеет уже шесть полос регулирования, причем для каждой полосы используется отдельный операционный усилитель. Оригинальный вариант этого эквалайзера был пятиполосным, однако расширив количество полос и используя счетьверенные операционные усилители можно обойтись всего навсего 4-мя корпусами DIP14 для стереофонического варианта, вместо 16-ти DIP8, которые потребовались бы при использовании одинарных ОУ. Принципиальная схема этого эквалайзера приведена на рисунке 22. Этот вариант уже можно смело называть графическим эквалайзером, поскольку при использовании ползунковых переменных резисторов устанвленных в одну линию будет уже визуально видно общую АЧХ эквалайзера, т.е. графическое отображение произведенных регулировок.

Рисунок 22 Принципиальная схема шестиполосного графического эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

На рисунках 23- приведены кривые показывающие измение АЧХ в зависимости от изменения сопротивления регулирующих резисторов.


Рисунок 23 Регулировка 20 Гц.


Рисунок 24 Регулировка 100 Гц.


Рисунок 25 Регулировка 500 Гц.


Рисунок 26 Регулировка 2000 Гц.


Рисунок 27 Регулировка 1000 Гц.


Рисунок 28 Регулировка 20000 Гц.

Как видно из рисунков кривые изменения АЧХ имеют достаточно симметричную форму как в частотном диапазоне, так и в предела увеличения-уменьшения той или иной полосы, что позволяет использовать данный эквалайзер в аппаратуре среднего и высокого класса.

Использование полосовых фильтров может быть организовано не только так, как в предыдущем варианте, но и несколько иначе. Примером может служить эквалайзер показанный на рисунке 29. Каждый полосовой фильтр по сути это электронный аналог соединенных последовательно конденсатора и катушки индуктивности.


Рисунок 29 Принципиальная схема шестиполосного графического эквалайзера. УВЕЛИЧИТЬ

На рисунках 30-35 показанны АЧХ при крайних положениях переменных резисторов. Кстати сказать, диапазон регулировок можно немного расширить умешив номиналы резисторов по "краям" перемеников, но не менее чем 1,5 кОм. Добротность фильтров конечно оставляет желать лучшего, тем не менее схемотехника данного эквалайзера довольно популярна.


Рисунок 30 Регулировка 30 Гц


Рисунок 31 Регулировка 90 Гц


Рисунок 32 Регулировка 200 Гц


Рисунок 33 Регулировка 700 Гц


Рисунок 34 Регулировка 2000 Гц


Рисунок 35 Регулировка ВЧ

Частотный диапазон немного сдвинут в НЧ сторону, поэтому лучше персчитать, если планируется использовать данную конструкцию не в бытовых условиях.

Еще один вариант восьмиполосного эквалайзера показан на рисунке 36. По схемотехнике данный регулятор тембра представляет собой шесть полосовых фильтров, сигналы после которых просто суммируются и усиливаются буферным усилителем. Свой собственный коф усиления у этого варианта достаточно большой, поэтому входной усилитель Х1 служит делителем входного сигнала, т.е. изначально ослабевает его.


Рисунок 36. Принципиальная схема графического эквалайзера на ОУ
УВЕЛИЧИТЬ

При построении АЧХ эквалайзера выяснилась довольно интересная вещь - данный регулятор только усиливает выбранную полосу, а ослабление настолько маленькое, что им можно принеберечь (рисунок 37).


Рисунок 37 Измение АЧХ в зависимости от положения движка переменного резистора Х2.

Разумеется, что такое поведение вызвало подозрения в правильности переноса принципиальной схемы в симмулятор. Тщательная проверка ошибок не выявила, поэтому было решено проверить что собственно происходит в самих фильтрах в зависимости от измения положений переменных резисторов. Для начала ВСЕ движки переменных резисторов были перемещены в положение увеличивающее подъем каждой полосы и на выхода ОУ Х10-Х17 былы сняты АЧХ. То, что получилось глаз порадовало - измение формы довольно симметричныи и добротность не плохая (рисунок 38).


Рисунок 38 АЧХ каждого фильра при увеличении коф усиления фильтров

Далее движки переменных резисторов передвинули на уменьшение каждого фильтра и снова сняли АЧХ на выходе каждого фильтра. Картина получилась тоже весьма краисвая - ни частота, ни добротность не изменились (рисунок 39).


Рисунок 39 АЧХ каждого фильра при уменьшении коф усиления фильтров

Чтож в таком случае происходит, если и диапазон регулировок фильтров и добротность хорошие а в финале подъем всего на 9 дБ, а завал и тоо меньше?
Ответ на этот вопрос довльно прост. Виновата во всем схемотехника эквалайзера, а именно суммирование сигналов после полосовых фильтров. Дело в том, что при увеличении амплитуды одного участка частотного диапазона проходя сумматор сигнал довоьно сильно ослабляется и в результате увеличение амплитуды происходит не на 20 ожидаемых дБ, а всего на 9 дБ. При ослаблении амплитуды одного участка частотного диапазона само слабление происходит, но только в фильтре, а на выходе сумматора это ослабление компенсируется ровными АЧХ на ослабляемом участке другими фильтрами. Таким образом чем больше будет полос в эквалайзере по этой схемотехнике, тем меньше будет диапазон регулировки.
Исходя из всего выше сказанного можно сдеелать вывод, что автор этой публикации ВСЕ расчеты делал собрав всего один-два фильтра и все расчеты и замеры проводились не в полноценном устройстве, а лишь используя его фрагменты, посколькув готовм устройстве не возможно получить пятиполосный эквалайзер с диапазоном регулировки ±12 дБ, особенно -12 дБ.
Однако совсем говорить ФУУУУ!!! на эту схемотехнику не стоит, поскольку на ее базе можно построить довольно не плохой регулятор тембра НЧ-ВЧ, причем подъем-завал будет происходить именно там, где нелинейность АЧХ акустической ситемы максимальна и где чаще всего требуется немного приподнять амплитуду. Для этого необходимо оставить лишь верхний и нижний полосовые фильтры, а номиналы резисторов R37, R44 и R46 уменьшить до 10 кОм. В результате получиться вполне достойная регулировка АЧХ на краях звукового диапазона (рисунок 40).


Рисунок 40 Форма изменения АЧХ при крайних положениях движков перменных резисторов "укороченного" эквалайзера.

Эти же фильтры можно использовать в устройствах, где требуется только подъем АЧХ на определенной частоте или выделения какой то частоты, напрмер спектранализатор или светодинамическая установка (цветомузыка).

В качестве следующего устройства для корректировки АЧХ рассмотрим принципиальную схему эквалайзера с регулируемыми полосовыми фильтрами и не совсем обычной схемотехникой. Принципиальная схема этого устройства покзана на рисунке 41.


Рисунок 41 Принципиальная схема профессионального пятиполосного эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

От предыдущих вариантов данный эквалайзер отличается прежде всего использованием двух операционных усилителей для одного полосового фильтра. Это увеличение деталей прежде всего окупается получением дополнительных возможностей, а именно возможностью регулировки частоты псевдорезонанса фильтра и регулировки добротности. Это в совю очередь полностью исключает подбор частотозадающих элементов (в эквалайзера рекомендуется использовать детали с разбросом не более 1%, в противном случае необходим подбор для получения необходимых частот и аналогичности регулировок в стереофонических вариантах) . Кроме этого, если подстроечные резисторы на 22 кОм в полосовых фильтрах заменить на 10 кОм и соеденить последовательно с переменными на 22 кОм можно получить параметрический эквалайзер имеющий гораздо большие возможности по сравнению с графическими эквалайзерами. Главным достоинством параметрических эквалайзеров является возможность регулировки не только уровня той или иной частоты, но и выбирать саму частоту, а так же изменять крутизну завалов или подъемов изменяемой частоты. Имеено по этому трехполосный параметрический эвкалайзер предпочтительней пятиполосного графического, ну а про пятиполосный параметрический эквалайзер и говорить нечего - это устройство для студий звукозаписи и требует подготвленного оператора.
Но вернемся к схеме и пока расмотрим работу одного полосового фильтра. На рисунке 42 показано изменение АЧХ всегоустройства при максимальной и минимально добротности среденчастотного полосового фильтра (точно так же происходит изменение добротности в остальных фильтрах).


Рисунок 42 Измение добротности, регулируется резисторами Х14-Х18.


Рисунок 43 Измение частоты, регулируется резисторами Х8-Х12.

На рисунке 43 показаны изменения частоты полосового фильтра. На рисунках довольно четко просматривается волнообразность частотной характиристики на краях регулируемой частоты. Появление этого эффекта связано с необоснованным увеличением диапазона регулировки - до уровня ±16 дБ, что само по себе уже слишком большой диапазон. При снижении диапазона регулировки (увеличением номинала резисторов R1-R5) можно добиться довольно существенного уменьшения этой волнообразности и при диапазоне ергулировки ±12 дБ максимальные пики "волн" будут на уровне 1-1,5 дБ, что на слух уже довольно затруднительно различить.
На рисунке 44 приведена принципиальная схема десятиполосного графического эквалайзера с использованием той же схемотехники. По сути от предыдущей эта схема отличается лишь увеличенным количеством полос, все остальное полностью одинаковое.


Рисунок 44 Принципиальная схема десятиполосного графического эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

Примерная чатотная полоса в данном варианте настраивается соответсвующими резисторами и имеет вид, показанный на рисунке 45, хотя может быть изменена в зависимости от потребностей конкретного звукорежисера.


Рисунок 45 Примерная частотная сетка десятиполосного эквалайзера.
УВЕЛИЧИТЬ

Кроме постройки эквалайзеров полосовые фильтры могут использоваться и по одному, для коррекции какой то определенной частоты или диапазона. Например если использовать только самый низкочастотный полосовой фильтр, то можно получить довольно интересный фильтр для сабвуфера.

Ну вот собственно и все основные варианты регуляторов тембра со всеми плюсами и минусами.

Частоты, которые полезно помнить

Сеть (питание) шумит на частоте 50 Гц (и умножается). Для устранения этого надо убрать частоты 50 и 100 Гц при помощи параметрического эквалайзера, ширина полосы которого достаточно узка. Тогда это не повлияет заметно на общий звук, но устранит шумы сети. Графический эквалайзер (треть октавы) тоже применим в этой ситуации, но остальными типами эквалайзеров лучше для этого не пользоваться, так как они имеют слишком широкую (зону влияния) и регулировка может серьезно изменить звук 6ac-гитары.

Нижние частоты бас-гитары и бас-барабана лежат в области 40 Гц и менее. Чтобы придать этим звукам мощь (атаку), регулируйте частоту 80 Гц. Многие современные микрофоны, разработанные для баобарабана, имеют небольшой пик на этой частоте, что позволяет добится хорошего, густого звука.

Нижняя частота электрогитары - 80 Гц. Для устранения бочковатости надо вырезать частоту 200 Гц; для устранения неприятного резкого призвука - ослабить в районе 1 кГц. В любом случае, sweep эквалайзер надо настраивать на слух. Чтобы добиться высокого резкого звука, используйте фильтр плавного нарастания и спада (hi shelving control). Можно также поэкспериментировать с bell equaliser (6 кГц - 10 кГц). Чтобы "добавить яду", сделать "жалящим" звучание рок-гитары, просмотрите область от 1.5 кГц до 4 кГц, найдите нужную частоту и убирайте ее до тех пор, пока атака не станет такой, как нужно.

Основная проблема с акустическими гитарами, как правило состоит в том, что они звучат бочковато (из-за неподходящих микрофонов, положения микрофона, акустических характеристик помещения - или просто из-за того, что инструмент плохой). Для исправления этого недостатка можно использовать sweep equaliser: область "вредной" частоты обычно находится между 200 Гц и 500 Гц; ее надо вырезать. Усиление в области нижней середины скорее всего сделает звук резким, поэтому всегда лучше применять верхний фильтр плавного нарастания и спада, если требуется придать звуку гитары особую яркость.

Вокал также занимает большую часть частотного диапазона, при этом область 2-4 кГц регулируется для улучшения артикуляции. Стремитесь по возможности избегать большого усиления, так как естественное звучание голоса может быть потеряно. Пользуйтесь верхним фильтром плавного спада и нарастания для придания голосу яркости, если нужно; bell equaliser здесь вряд ли применим.

Описание методики построения моделей эквалайзеров в симуляторе МИКРОКАП:

О звуковом оборудовании.

1.Микрофоны.

Как правило, мало кто из любителей пользуется дорогими студийными микрофонами, а если и пользуются, то, скорее всего, случайно приобретенными. Правильно подобрать микрофон - половина успеха. Для наших задач подойдут качественные студийные конденсаторные микрофоны известных фирм с фантомным питанием на гибкой подвеске (краб). Для удобства эксплуатации желательно купить пантограф, который удобно крепиться на рабочем столе.

Втора половина успеха - правильно говорить в микрофон. У многих радиолюбителей существует расхожее мнение, что насыщенный звук создается, когда говоришь в микрофон на значительном расстоянии в 30-50 см при высоком усилении микрофонного усилителя. Да, звук создается, но какой! С большими нелинейными искажениями и с явным преобладанием средних частот! Качественная передача всего голосового спектра частот достигается при незначительном (5-10 см) расстоянии от микрофона. При этом совсем необязательно и даже очень вредно орать в микрофон и заплевывать его. Передать весь богатый голосовой спектр оператора возможно только при определенных навыках работы перед микрофоном. Наша задача научиться говорить так, чтобы приятные обертона определяли основу индивидуальности речи, а неприятные остались на заднем плане. Классический пример профессиональной работы с микрофоном - Donald N2VU.

Этому надо учиться, порой заставляя себя это делать насильно.

Русская речь и так отличается особой резкостью и порой некоторой жесткостью по сравнению скажем с англоязычной. Попробуйте произнести одну и ту же фразу по-русски и по-английски – разница в звучании налицо. Кроме того, правильно сформированный голосовой сигнал гораздо легче обрабатывается на последующих этапах формирования качественного SSB. При работе в эфире полезно говорить достаточно спокойно и монотонно, растягивая гласные звуки и быстро произнося согласные.

Очень важно, чтобы на самом первом этапе мы имени чистый линейный сигнал, в противном случае исправлять его придется долго и муторно, и не всегда результаты будут положительными.

Ну и конечно залог успеха кроиться в самом голосе оператора. Чем приятнее и богаче звучит живой голос, тем легче добиться поставленной задачи. Не все из нас обладают красивым дикторским голосом, поэтому будем это учитывать и опираться на среднестатистический голос радиолюбителя. Главное при этом определиться, какой тип сигнала вы сами при этом хотите получить, какую стратегию обработки принять за основу.

2.Предварительные микрофонные усилители.

В настоящее время выпускается много различных микрофонных усилителей. Выбор конкретного усилителя – дело вкуса и возможностей на его приобретение. Как показывают опыт эксплуатации, совсем необязательно для наших целей приобретать дорогие ламповые микрофонные усилители. Особенность формирования сигнала в ограниченной полосе частот сведет практически до нуля разницу по качеству работы крутого лампового усилителя от недорогого полупроводникового. Хотя, по большому счету конечно приятно иметь ламповую технику у себя на рабочем столе.

3.Эквалайзеры.

И вот мы подошли к самому сложному этапу - эквализации голоса. Действительно, это большая проблема почти для всех. Попробуем разобраться как работать с эквалайзерами на примере качественного цифрового эквалайзера Behringer DEQ 2496.

Этот двухканальный прибор имеет в своем составе 31 полосный графический, 10 полосный параметрический эквалайзер, 3 полосный динамический эквалайзер по каждому каналу. Итак, по порядку:

Графический эквалайзер GEQ. Имеет 31 независимую полосу, с добротностью каждого фильтра 1/3 октавы. Пожалуй, главное правило, которое надо соблюдать при работе с графическими эквалайзерами, это плавное изменение усиления по каждому фильтру относительно соседних фильтров. Этот эквалайзер применяется, как говорят, на этапе предварительной подготовки и формирования нужной АЧХ. Примерно так, как на рисунке.

Параметрический эквалайзер PEQ. Имеет 10 полос с программируемой частотой, добротностью и усилению по каждому каналу. Это основной эквалайзер по формированию АЧХ. Именно в нем мы выполняем основную эквализацию. Допустим, что на входе этого эквалайзера мы имеем достаточно ровную АЧХ, но с явным уменьшением по амплитуде сигнала на высоких частотах, с наклоном скажем 10 дБ на октаву. Программируем наш эквалайзер примерно так:

Корректируем, при необходимости, некоторые параметры для выравнивания наклона АЧХ в область высоких частот на уровень скажем 3 дБ на октаву. При выборе добротности фильтров нужно придерживаться следующего правила, а именно, с увеличением частоты, добротность программируемых фильтров также увеличивается. Приемлемые для обработки голоса значение добротности выбираются, как правило, в диапазоне от 2 до 0.5 октавы.

Динамический эквалайзер DEQ. Имеет 3 независимые полосы с программируемой частотой, добротностью, усилением и временными параметрами. Очень качественная штука. По принципу работы этот эквалайзер очень похож на работу селективного компрессора или экспандера (зависит от значения усиления параметра GANE – минус или плюс). Допустим, что на получившейся кривой АЧХ вашего сигнала наблюдается явный узкий провал на частоте 800 Гц по уровню 6 дБ. Настраиваем одну ячейку DEQ на данную частоту, соответствующую добротность, устанавливаем значение GANE +6 дБ и «подкачиваем» данную частоту как селективный экспандер. Смотрим, как изменилась АЧХ, при необходимости корректируем параметры. Аналогично боремся и с явными выбросами по АЧХ, применяя параметр GANE с отрицательным знаком. При этом происходит не тупое выравнивание АЧХ, а как бы уплотнение звука (уменьшение динамического диапазона и пик-фактора соответственно) на данной частоте при заданных временах атаки и удержания сигнала. На слух это воспринимается как появление упругости звука на данной частоте. Особенно это заметно на низких частотах.

При работе с этими приборами нужно всегда придерживаться некоторых «золотых правил эквализации», а именно:

Усиление всегда лучше в минус, чем в плюс;

Если необходимо, скажем, поднять средние частоты, опускай низкие и высокие и наоборот;

Все должно быть плавно, без резких перегибов кривой АЧХ;

Умеренность, умеренность и еще раз умеренность.

Отмечу наиболее характерные ошибки при формировании АЧХ сигнала на этапе эквализации:

Вырезая 150-500 Гц, можно получить пустое, незавершённое звучание;

Большое увеличение 900-1300 Гц приводит к жёсткости;

Металлическая гнусавость возникает из-за слишком поднятых 3 килогерц;

Уменьшение от 2000 до 3000 Гц создаёт впечатление безжизненности, в звуке пропадает сочность.

Однако, наряду с качественной работой эквалайзеров в этом блоке, нужно отметить и достаточно посредственную работу функций динамической обработки - секция DYN (компрессор, экспандер, лимитер).

4.Компрессоры.

Очень важный прибор, на работе которого стоит остановиться поподробнее. Рассмотрим работу компрессора на примере двухканального компрессора Behringer MDX 2600.

О компрессорах вообще написано много информации, поэтому нет смысла останавливаться на принципах работы. Поговорим лучше о том, как их правильно применять для решения наших задач. Нас будут интересовать, прежде всего, три вопроса:

Какие параметры задавать компрессору для оптимальной обработки голосового сигнала?

Какой оптимальный, с точки зрения АЧХ, сигнал должен на него подаваться?

В каком месте должен стоять компрессор?

Сразу отвечу на последний вопрос – оптимально после эквалайзера. Дело в том, что эффективность работы компрессора во многом зависит от того, с какой неравномерностью по АЧХ сигнал на него подается для компрессирования. В идеальном варианте, сигнал должен иметь АЧХ, по форме, близкую к прямоугольнику. В этом случае и происходит компрессия по всем частотам равномерно. Реально на практике такого добиться нельзя и нам приходиться работать с сигналами, имеющими в лучшем случае форму АЧХ близкую к трапеции. Даже при таком условии сигнал на слух получается очень «динамичным» и «упругим». А форму АЧХ сигнала прежде всего формирует именно эквалайзер. Вывод – основа красивого и «упругого» сигнала заложена в связке эквалайзер – компрессор. Вот теперь можно поговорить и об оптимальных параметрах компрессора. Для обработки голоса оптимальные параметры компрессии составят следующие значения:

RATIO в пределах от 1,5 до 2,5 дБ;

THRESHOLD порог срабатывания в пределах от -40 до – 30 дБ;

ATTACK - 0,3 мс;

RELEASE от 200 до 300 мс.

На практике бывают случаи, когда необходимо обработать очень богатый низкими составляющими голос оператора. При этом не всегда удается на этапе эквализации выровнять кривую АЧХ сигнала. Поступают так, до эквалайзера включают один компрессор с высоким порогом срабатывания (THRESHOLD определяют предварительно) и на небольшую величину GAIN REDUCTION (3-4 дБ) компрессируют только низкие частоты с большим значением RATIO (4-10 дБ). Здесь важно не перекомпрессировать сигнал, потом его уже не восстановишь ни чем. Но такие ситуации встречаются редко, пример тому - Тони IK1JUO.

В компрессоре Behringer MDX 2600 есть одна очень интересная функция – LO CONTOUR, включаемая одной клавишей. При этом активизируется эффект PUMPING, который на слух добавляет дополнительную энергию низким частотам, немного скрашивая сигнал после компрессии. Встроенный энхансер и эмулятор лампового звука также создают общее приятное впечатление от работы этого недорогого компрессора Behringer MDX 2600 в целом.

5.Процессоры эффектов.

Из наиболее распространенных процессоров, отметим такие приборы как Behringer DSP 2024 и Behringer REV 2496, причем в последнем имеется возможность сразу включать два независимых эффекта в работу одновременно в каждом канале. Это очень удобно, например, использовать одновременно эффекты PHASER и SHORT ECHO. Такое включение будет описано ниже на практическом примере. REV2496 – процессор моделирования реверберации референc-класса, имитирующий наиболее распространенные в мире реверб-процессоры. Он начинен мощью двух независимых процессоров эффектов, доступных через аналоговые и цифровые разъемы. REV2496 предлагает 8 алгоритмов реверберации класса high-end, построенных по принципу работы реверб-процессоров мирового класса, а также дополнительные высококачественные эффекты модуляции от X-over Delay до Chorus/Flanger, плюс стереокомпрессор.

DSP 2024 – качественный процессор эффектов, среди которых хочу особо выделить встроенный эффект WAVE DESINGER, который по сути выполняет функцию левеллера.

6.Психоакустические процессоры.

Эти приборы создают «жирный» и «сальный» звук. Классический пример – Behringer SX 3040. Этот однорэковый процессор обеспечивает улучшение звука - натуральность высоких частот путем синтеза высших гармоник и добавит плотности и глубины низким частотам. Обычно их включают в конце остальных блоков обработки, перед микшерским пультом. Однако нужно иметь в виду, что чрезмерное переусиление регулятора DRIVE в секции инхансера резко «завалит» частоты 200-300 Гц в сигнале.

7.Микшерские пульты.

Из большого числа существующих микшерских пультов, пожалуй, стоит обратить внимание на недорогие и достаточно качественные пульты фирмы Behringer 1002 FX, 1202 FX. При окончательной настройки, обращайте внимание на положение регуляторов трехполосного эквалайзера, встроенного в каждый микрофонный канал пульта. Именно здесь происходит окончательная настройка вашего сигнала, наклон и вид его АЧХ.

Методика настройки звукового оборудования.

После того, как мы определились, какой сигнал хотели бы получить в итоге и подключили соответствующее оборудование, приступаем к настройке. Стратегия одна – добиться желаемого результата, при использовании данного оборудования. Тактика настройки следующая:

Настраиваем блоки по порядку, с первого до последнего;

Снимаем кривую АЧХ после микрофонного предусилителя и определяем задачи для последующих блоков для выравнивания АЧХ;

Методично настраиваем последующие блоки, все время, контролируя уровни сигнала на входе и выходе каждого устройства. Это очень важный момент. Дело в том, что специфика различных блоков звукового оборудования определяет качество работы при вполне определенных уровнях входных и выходных сигналов. К примеру, если оптимальные уровни сигналов для устройств Behringer DEQ 2496 и REV 2496 составляют от -12 до -10 дБ, то для Behringer MDX 2600 эти уровни должны быть в диапазоне как минимум от +3 до +8 дБ. Всегда надо иметь в виду то, что сигнал должен обрабатываться только на линейных участках динамического диапазона устройств (за исключением конечно компрессоров и их аналогов по динамической обработке) и не в коем случае не вызывать перегрузку, о чем будет сигнализировать индикатор CLIP. Настройка блоков предусматривает челночный способ контроля за уровнями сигнала – подправили настройки эквалайзера, нужно обязательно убедиться, что все блоки после него продолжают работать на оптимальных уровнях сигнала. И так вплоть до последнего блока.

Настройка оптимального уровня сигнала для линейного или микрофонного (что хуже) входа трансивера регулируется регулятором основного усиления на микшерском пульте. Контроль этого уровня осуществляется по шкале ALC трансивера, включенного на передачу. Произнося громкие гласные звуки перед микрофоном, добиваются, чтобы индикатор ALC показывал максимальные допустимые значения, не переходя за верхнюю границу красного сектора. Компрессор (процессор) трансивера при этом должен быть отключен. При желании его можно потом включить, но очень на небольшой уровень компрессии – кто знает, какие параметры заложили в него разработчики данного трансивера. Но лучше его не включать вообще – качество его работы достаточно посредственное, и он не был предназначен в априори для работы с качественном SSB.

Настройка встроенного в трансивер эквалайзера в режиме передачи тоже достаточно специфична. Как показывает практика, для трансиверов ICOM встроенный эквалайзер должен быть включен обязательно с параметрами BASS +4 и TREBL +3 ориентировочно. В трансиверах YAESU и KENWOOD встроенным эквалайзером вообще лучше не пользоваться.

Все кабельные межблочные соединения лучше осуществить симметричным аудиокабелем с разъемами XLR. Важно, чтобы длина каждого кабеля была как можно короче. А то получиться примерно так:

Бывают случаи, когда изначально не получается добиться качественного сигнала даже после микрофонного предусилителя – лезут посторонние шумы от вентиляторов различных приборов или работа ведется в большом пустом помещении, прослушивается отраженный звук голоса оператора. В таком случае особое внимание следует уделить направленности микрофона, уровню входного усиления микрофонного предусилителя. В крайнем случае, придется применить функцию экспандр/гейт. Хотя я не сторонник такого решения. Сигнал сразу же потеряет свою духовность и целостность.

Интересное решение по этому вопросу предложил KC9MSI:

Валерий R5FM (ex RX3FM)

5 - ти полосный микрофон - эквалайзер для трансивера

Модель << ME 008>>

Украина, г Харьков

НАЗНАЧЕНИЕ

Предлагаемый эквалайзер – устройство, позволяющее устанавливать необходимую амплитудно-частотную характеристику канала передачи сигнала (англ. equalize – уравнивать, equalizer – уравнитель, компенсатор). Оно позволяет оснастить радиолюбительские станции законченным устройством, включающим в себя высококачественный электретный микрофон, совмещённый с 5-ти полосным эквалайзером. Применение микрофона << ME 008 >> позволяет получить необходимую АЧХ микрофонного тракта, способную резко повысить удобочитаемость сигнала. Это устройство предназначено для радиолюбителей, не имеющих встроенный в трансивер, или, в виде отдельного блока эквалайзер.

КОНСТРУКЦИЯ
и технические характеристики

Конструктивное исполнение.

Устройство выполнено в виде отдельного блока из ударопрочного полистирола, вся внутренняя поверхность которого в целях экранировки от внешних электромагнитных полей подвергнута металлизации.
На передней и задней панели имеются все необходимые информирующие надписи, выполненные латинским шрифтом. Применение современных технологий позволило получить высокую стойкость к внешним воздействиям на истирание и т.п.
Держатель микрофона в целях экранировки от внешних электромагнитных полей выполнен из гибкого металлического шланга длинной около 25-ти см. полированное покрытие из хрома придаёт ему высокую стойкость к внешним воздействиям на истирание и т.п. и прекрасные эстетические показатели.
Вес устройства - около 250 гр.
Размеры - 90 Х 46 Х 150 мм.

Органы регулировки и управления.

Органы регулировки.

Регуляторы АЧХ выполнены в виде 5-ти регуляторов оси, которых выведены на переднюю панель устройства. Положение ручек, отображает АЧХ устройства. Плоской характеристике сигнала соответствует положение ручек на "12 часов" . Завалу АЧХ - 10 Дб. и в положении на " 8 часов ". Подъёму АЧХ в положении на " 16 часов " В эквалайзерах этого типа регулятором, установленным на задней стенке устройства, можно регулировать не только величину подъёма завала АЧХ, но и в значительных пределах уровень выходного сигнала. Другие параметры определяются схемотехникой, и их изменять невозможно.

Органы управления.

Устройство содержит в себе также кнопочный переключатель << PTT >> нажимного типа (без фиксации) предназначенный для перевода нажатием на его указательным пальцем трансивера в режим " ПЕРЕДАЧА.". Переключатель << PTT >> установлен на верхней панели (кнопка красного цвета). Справа от кнопки << PTT >>установлена кнопка нажимного типа (без фиксации) предназначенная для перестройки рабочей частоты трансивера вверх по частоте а с левой стороны от кнопки << PTT >> установлена кнопка нажимного типа (без фиксации) предназначенная для перестройки рабочей частотой трансивера вниз по частоте.

Разъёмные соединители.

На задней панели устройства расположен 8-ми контактный разъёмный соединитель предназначенный для:

1) выхода сформированного сигнала << OUT >>
2) цепи коммутации << RTX - PTT >>
3) управления (перестройке)трансивера по частоте

На задней панели расоложен также разъём 3.5 Мм предназначен для подключения штатной микрофонной головки или гарнитуры с микрофоном .

На задней панели расположен также специальный разъём для подачи питающего напряжения +13.8 V.
Соединение устройства с трансивером производится с помощью специального кабеля длинной 0,75 метра, входящего в комплект поставки, с одной стороны
снабжённого соответствующим разъёмом для подключения к устройству, а с другой стороны специальным 8-ми пиновым разъёмом (поставляется при наличии отдельного заказа).

Технические характеристики.

Пределы регулировки АЧХ не менее - 10 Дб. + 12 Дб.
Коэффициент гармоник не более 0007 %
Шумы при полосе частот 50 гц.- 5Кгц. не более 3 Мкв.
Зашита от внешних эл. магнитных полей - полная экранировка путём металлизации внутренней поверхности корпуса изделия и держателя микрофона.
Защита от проникновения внешних наводок через соединительный кабель - применение П. - образного фильтра по цепи питания, П. образного фильтрф по цепи входа микрофона
Напряжение питания - от внешнего источника питания трансивера 13,8 Вольт

Потребляемый ток- 15 Ма макс.

Примечание.

Характеристики измеряны при " плоской " АЧХ регуляторы полосовых фильтров в среднем положении на " 12 часов "

Комплект поставки.

1) 5 - ти полосный микрофон - НЧ эквалайзер для трансивера

2) Кабель соединительный + специальный 8-ми пиновый разъём - 1 шт.

3) Отрезок провода(краного цвета) снабжённый специальным разъёмом для подачи напряжения 13.8 V. от блока питания трансивера

4) Ветро-шумозащитный поролоновый экран

5) Упаковочная коробка

<< KENWOOD >> << ICOM >> << YAESU >> и Т.П..

Специальный 8-ми пиновый разъём кабельная часть (мама) подключаемый к изделию снабжёна красной меткой.

Распайка соединительного кабеля
МЕ 008

1 контакт – (+ MIC)
2 контакт – (+ PTT)
3 контакт – (F. DOWN)
4 контакт – (F. UP)
5 контакт – (N C не задействован)
6 контакт – (N C не задействован)
7 контакт – (-MIC)
8 контакт – (подача - напряжения 13.8 Вольт от микрофонного разъёма трансивера на изделие)

Напряжение питания подаётся

от блока питания трансивера красным (только +) проводом снабжённым специальным разъемом входящим в комплект поставки изделия

Или с другого разъёма расположенного на задней панели трансивера на котором есть напряжение бортовой сети трансивра 13.8 вольт.

Внимание!!!

Подключение соединительного кабеля к микрофону производить при выключеном напряжении источника питания.
Распайку микрофонного кабеля со стороны трансивера должен производить специалист соответствующей квалификации.

Производитель оставляет за собой право вносить изменения в схему устройства и внешнее оформление.
Все изменения направленны на улутшение электрических параметров и эргономичности изделия.

Ваши отзывы и пожелания просим направлять по эл.почте:
radiobomba@mail.

Украина, г. Харькoв
2008 год