Почему в лирике А. Твардовского столь важное место занимает тема памяти (ЕГЭ по литературе)

Александр Трифонович Твардовский остался в истории русской литературы как талантливый народный поэт и главный редактор самого крупного в Советском Союзе литературно-художественного журнала «Новый мир». Именно ему мы обязаны возвращением в родную литературу «врага и эмигранта» И. Бунина, произведения которого не печатались в СССР. Твардовский взял на себя большую смелость опубликовать в журнале полную уважения и признательности статью о великом русском писателе, разрушив тем самым идеологическую клевету вокруг его имени.

Поэтическое творчество А. Твардовского началось еще в 20-е годы, а закончилось в 60-е. Он был родом из смоленской деревни, начинал самоучкой. Свои ранние стихи считал слабыми и не включал в сборники. Постепенно он наращивал и совершенствовал свое мастерство, много учился. Его талант сравнивали с есенинским: те же народные мотивы, русская деревня, любовь к родной земле.

В своих произведениях Твардовский широко использовал фольклорные формы, народный разговорный язык, пословицы, поговорки, его герои созданы по принципу фольклорных персонажей. Из устного народного творчества в поэзию Твардовского пришли мотив дороги, родного дома, череды испытаний на пути к удаче.

Никита Моргунок, крестьянин из поэмы «Страна Муравия», в трудную пору коллективизации идет искать свободную, плодородную и счастливую землю, которая была бы

…в длину и в ширину — кругом своя. Посеешь бубочку одну, И та — твоя.

Невольно возникает сравнение с поэмой Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Герой из народа ищет крестьянский рай. Он идет по родной земле и все больше убеждается, что жизнь в колхозах куда лучше, чем труд единоличника. Поэма полностью соответствует духу времени, партия пропагандировала объединение в колхозы. Наверное, и сам Твардовский тогда верил, что это правильно для народа.

В сборниках 30-х годов «Стихи», «Дорога», «Сельская хроника», «Загорье» поэт воспевает крестьянский труд, пишет о сельских жителях. В стихотворениях о Даниле, «Не стареет твоя красота…», «Ивушка» Твардовский создает обобщенный образ человека из народа, талантливого, смелого, честного и справедливого.

В художественной манере Твардовского постепенно сформировалась такая черта, как повествовательность. Он обращается к жанру баллады: «Отец и сын», «Баллада о товарище», «Баллада об отречении» и другие.

Полностью раскрылся талант Твардовского в годы Великой Отечественной войны. Он прошел войну как военный корреспондент, видел ее бессмысленную жестокость своими глазами. Его стихи приобретают эмоциональный накал и искренность. Лирика военных лет — это летопись войны. Поэт пишет о героизме солдат, об их быте на войне, как, например, в стихотворении «Армейский сапожник». Стихи-воспоминания о родной деревне Загорье очень близки к народным песням. В военной лирике поэт делает первые попытки философского осмысления человеческой жизни.

Стихотворения военной лирики вышли сборниками «Возмездие» и «Фронтовая лирика». Их основные темы — сражающаяся, непокоренная родина, беспримерное мужество ее защитников и тема священной мести врагу. Пронзительной трагедийностью наполнено стихотворение «Две строчки». Толчком к его созданию послужили две строчки в блокноте корреспондента Твардовского, написанные еще в финскую войну. Поэт вспоминает о нелепой смерти мальчишки-бойца, которого он видел, лежащего на льду. Его мысли — о невозвратимости потери, о цене человеческой жизни:

Мне жалко той судьбы далекой, Как будто мертвый, одинокий, Как будто это я лежу…

Самым сильным произведением Твардовского о войне признано стихотворение «Я убит подо Ржевом». Монолог убитого, обращенный к оставшимся жить, потрясает. Только мертвые могут так строго судить живых. Павший в кровопролитных боях обращается к живым — «братьям». Безымянный солдат погиб негероически — убит вместе с другими при бомбежке, похоронен в общей могиле в болоте. Солдат хочет знать, взят ли Ржев, защитили ли Москву, победили ли фашистов. Герой завещает беречь память о павших: Материал с сайта

И у мертвых, безгласных, Есть отрада одна: Мы за родину пали, Но она — спасена…

Тема исторической памяти пронизывала и всю послевоенную лирику поэта, вплоть до последних дней. Твардовский упорно пытался разобраться в происходящем в стране. Его поэмы «По праву памяти», «Памяти матери» также посвящены покаянию и осмыслению прошлого, причем не только своей матери, а нескольких поколений русских людей:

Я знаю, никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны, В том, что они — кто старше, кто моложе — Остались там, и не о том же речь, Что я их мог, но не сумел сберечь — Речь не о том, но все же, все же, все же…

Мысль не закончена. За ней — большое мужество художника, создавшего бессмертные произведения о русском народе в час суровых испытаний.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • твардовский памяти матери история создания
  • ф.а. абрамов. «о чем плачут лошади»
  • Тема войны и памяти в лирике Твардовского
  • сайт
  • война и память в лирике твардовского

Тема исторической памяти в лирике В. Гадаева.

Тулкина Т. В., к.ф.н

Национальный исследовательский

Мордовский государственный университет

имени Н. П. Огарева г. Саранск, Россия.

Огромное значение для становления личности, формирования мировоззрения гражданина и патриота играет тот факт, насколько четко и правильно сформировалось в сознании молодого человека представление об основах культуры своего народа, насколько хорошо он знает процессы и события, определившие ход исторического становления и развития России. Поэтому историческая тема традиционно занимает в творчестве художников слова значительное место. Мотив исторических судеб страны объединяет целые пласты их творчества, объединяет прошлое и настоящее, указывает на неразрывную связь судьбы лирического героя с судьбой Родины.

Историческая память - своеобразный пантеон национальной идентичности. Она содержит знание об исторических битвах, судьбоносных событиях, жизни и творческой деятельности выдающихся деятелей политики и науки, техники и искусства. Историческая память воспроизводит непрерывность и преемственность социального Бытия. Д. С. Лихачев писал: «Память противостоит уничтожающей силе времени. Память - преодоление времени, преодоление пространства. Память - основа совести и нравственности, память - основа культуры. Хранить память, беречь память - это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память наше богатство» . А культурная память - необходимое условие нравственной жизни, духовной оседлости, национальной идентичности, привязанности к родным местам и патриотизма.

Однако процесс исторической памяти не означает механического повторения и воспроизведения прошлого, он отражает сложность, неоднозначность человеческих отношений, изменение духовных ценностей и личных позиций, влияние субъективных мнений.

Писатели зачастую вносят весомый вклад в возвращение исторической памяти. Литературные произведения передают современникам представления о трагических страницах российской истории. Немалое значение имеет устная история, закрепленная в воспоминаниях участников событий. Их достоверность создает особый эмоциональный канал сопричастности к прошлому. Историческая память живет активной жизнью и не только воссоздает образы прошлого, но и вызывает широкий спектр эмоций - восхищения и поклонения, скорби и страдания, пренебрежения и скептицизма.

Поэтическая стезя В. Гадаева начинается от порога отчего дома. Прочный уклад жизни, основывающийся на нелёгком крестьянском труде, формировал устойчивый социально-психологический тип человека, который для будущего поэта воплотился в его родителях и близких людях, чьи образы навсегда запечатлелись в его нравственном сознании. И на протяжении всей своей творческой жизни В. Гадаев обращается к ним как к источнику чистой совести, как к путеводной звезде: Но чем дышу, о чём пою,/Я с детства полонен . Под его пером часто воскрешается память о самых близких и светлых людях: об отце, славившемся в округе великолепным мастерством валяльного дела, о матери - неутомимой хранительнице семейного очага, о деде - виртуозном портном:

Как ни казалось бы нам странно,

Мы в этом доме рождены.

Отечества нет без преданий,

Нет нового без старины.

И потому я буду помнить,

Куда бы жизнь ни позвала,

Семью, обычаи, законы,

Дом на окраине села .

Особую функцию в движении художественной мысли Гадаева выполняет мотив исторической памяти, посредством которого он обращается к культурной традиции как к собственному переживанию, своеобразной форме частного опыта, и в этом плане интересен цикл стихотворений, посвященный ярмарке: «Накануне ярмарки», «Ярмарка», «Возвращение с ярмарки», «На бывшей базарно-ярмарочной площади» и др. Ново-Троицк, родина поэта, издавна славился своими ярмарками, село, где жили лучшие мастера многих ремесел, славилось качественным товаром. Сюда в дни ярмарки съезжался народ со всех концов Мордовии. Это было событие, это был праздник, долгожданный и радостный. Ожидание чего-то необыкновенного, чудесного стремится передать поэт в стихотворении «Накануне ярмарки», эмоции трепещут, чувства обострены: Увидишь шаль иль красную рубаху,/Лицо ль мокшанки зноем полыхнет-/И встрепенётся, вспыхнет сердце, ахнет,/Таинственное что-то запоет .

Чтобы подчеркнуть, выделить это состояние души, показать, как ценно такое ожидание для человека деревни, поэт использует сочетание словесной анафоры с весьма оригинальными сравнениями:

Как тыквенные семечки с заслона

Сияет с небосклона Млечный Путь.

Как отдаленный наигрыш гармони,

Свет праздника переполняет грудь.

И яркими, образными, очень выразительными метафорами:

Вот-вот земля ударит петухами.

Вот-вот забрезжит свет над стороной.

Забьет, замашет ярмарка крылами

И выплеснется тучею цветной .

Долгожданный день ярмарки («Ярмарка») обрисован еще эмоциональнее, ярче, колоритнее, с употреблением восклицательных синтаксических конструкций, потому что ярмарка – это демонстрация богатств народа, его мастерства, плодородия земли, результатов труда человека:

Ярмарка! Утра рань.

Синяя, красная ткань,

И половодье цветов.

Радуй, звени, весели,

Песня щедрой земли!

Нынче в родной стороне

Как ты созвучна мне! .

Ярмарка – всенародный праздник, он собирал множество людей, на ярмарку стекались жители многих деревень Мордовии. Характерно, что поэт родной край органично воспринимает как русско-мордовское пространство, на котором общей историей и судьбой как «таинством магнита» скреплены народы. Буйство чувств, буйство красок – это и есть деревенская ярмарка:

Словно сто речек в море,

С дальних дорог и взгорьев,

С ближних приречных широт

Волжский окрестный народ

Шумно вливается в площадь! .

Всю свою глубокую любовь к родному краю, своему селу, своему народу поэт выразил в окказиональном, ярком эпитете: «Край ты мой, край знойнолицый!». Лирический герой с любовью и теплотой наблюдает за красками и запахами дня, за окончанием веселья и торга. Ему радостно видеть умиротворённую красоту своего края, исполненного поэтичности - даже корова для него – «как рыжий стог в закате дня» [Гадаев 1980: 14].

И как завершающий, печальный аккорд-воспоминание о крае «знойнолицем», ярмарочном звучит позднее стихотворение Гадаева «Ночь в Ново-Троицке»: Как ярко было в юности далёкой!

Как верилось и плакалось светло!

И даже ночью от мечты высокой

Во мне сияло красочно село.

……………………………………..

Дол оглашал в ночах передбазарных,

Как коростель, тележный скрип колес.

Ремесленникам, мастерам кустарным

Всегда, всегда неплохо тут жилось

В. Гадаев нередко обращается к исторической памяти. Сёла мордовского края для поэта – это наше достояние, наша история, здесь, на мордовской земле, выросли великие люди, писатель хочет, чтобы об этом помнили. Например, в стихотворении «Старое Акшино» он рисует образ Н.П. Огарева. Поэту дорог и близок «знаменитый бунтарь», и село, где он бывал, становится особенным – ведь здесь хранится народная память о знаменитом земляке:

по этой дороге

Ездил, ходил, размышлял в тишине,

С палкой ореховой, смуглый, нестрогий.

Тот, кто не барином видится мне.

Тот, кто с Герценом в «Колокол» бухал,

В уши России набатно гремел .

Но не только деревни, села и города Мордовии в центре внимания поэта, он живо интересуется людьми своей республики, вглядывается в их жизнь, любуется их красотой, характерами, поступками. Особое внимание поэт уделяет мордовским женщинам. У него есть множество стихотворений, в которых основным является обобщённый образ мордовочки. У него в крови вера в общность судеб многонационального народа, неподдельная искренность и сердечная открытость по отношению к мордве. Ведь не будь всего этого, ему никогда не удалось бы создать такой лирический шедевр как стихотворение «Мордовки из села Лемдяй». Оно покоряет великолепным знанием предмета описания, чувством восторга, блеском поэтического слога, атмосферой душевной свободы. Читая это стихотворение, представляешь В.Гадаева не только искусным мастером слова, но и умелым живописцем, насколько красочно и выразительно он рисует праздничных мокшанок:

В кокошниках и платьях красных –

От них хоть спичку зажигай! –

Румянощекие, как праздник,

Мордовки из села Лемдяй.

Хоть на дороге в воскресенье,

Хоть на базаре их встречай.

Необъяснимое волненье –

Мордовки из села Лемдяй.

………………………………

Но в красных платьях неизменно

Мордовки из села Лемдяй .

Красный цвет в одежде, украшениях является символичным при создании образа мордовочки. Постоянство цвета – это дань традиции, дань национальным обычаям:

Какие ткани в магазинах,

На вкус любую выбирай.

Но чтят обычай свой старинный

Мордовки из села Лемдяй .

По мнению поэта, именно в этом сила мордовских женщин, сила их привлекательности и красоты, сила их тепла и жизненной мощи:

Бывает всякое в их жизни:

Печаль и радость. Примечай.

И хорошо, что есть в отчизне

Мордовки из села Лемдяй .

От начала и до конца стихотворения слышится восторг, непосредственное любование неповторимой женской красотой, чему способствует удачно выбранный стихотворный размер: четырёхстопный ямб в сочетании с пиррихием и изобилие красочных эпитетов.

Мотивы стихотворения «Мордовки из села Лемдяй», и те же теплые чувства, то же искреннее любование находят яркое воплощение в другом произведении поэта - «Мокшанка», в центре которого стоит яркая фигура мокшанки:

Шамурвай - малиновое пламя.

А на поясе - гляди, народ!-

Погремушка с алыми кистями.

Снег хрустит. Красавица идет.

Где такие бусы отливали,

Полумесяцем что на груди?

А нулу в Саранске, видно, ткали?

Нитей жар – зиме не остудить .

Много стихов посвящает писатель родной стране. В объёмном произведении «Мчит меня поезд по русской земле» поэт с новой силой живописует красоту просторов России, обращается к ее прошлому, к теме преемственности поколений, подвига народа, когда со всех сторон отечеству угрожали враги:

Мчит меня поезд по русской земле.

Ветер порывистый с запахом ягод

Еду я день, еду два, еду три

Мама моя! Ни конца и ни края.

…………………………………….

Дым перелесков, деревни, поля,

И на стоянках старушки с картошкой.

Здравствуй, о здравствуй, большая земля!

Горе моё ты развей хоть немножко.

……………………………………

Скачут на Русь мою бесы степей-

Гзак и Кончак - половецкие ханы

Ночь опустилась над русской землей.

Клики гортанные, клики чужие.

Всю затопили ее темнотой

Тучи татар и монголов Батыя.

О эти страшные черные дни,

Черные дни долгих черных столетий

Поэт перечисляет всех, кто пытался достичь господства над Россией:

Видятся снова чужие знамёна.

Лес треуголок. Французы идут.

Войско несметное Наполеона!

………………………………………

Сколько их было – нашествий, тревог!

Вижу – опять горизонт задымился.

Ломятся тыщи фашистских сапог .

Такое перечисление создает масштабную картину тех страданий, которые выпали на долю России и её народ, подчеркивает силу и мощь Руси, которая смогла все выдержать и выжить, сохранив всю свою ширь, красоту и великодушие, что и питает современного человека, вливает в него гармоничные, светлые чувства:

Здравствуй, о здравствуй, родная земля!

Как было тяжко тебе! Но жива ты.

Ягодный ветер колышет поля.

Вон на лугу праздник пёстрого стада.

…………………………………

С поезда прыгну на полном ходу.

Ой вы, поля! Луговые просторы!

Вон косари! Вон стога на виду!

Слышится песня далекого хора.

Вольно летит самолет в поднебесье.

И просветленно и властно во мне

С самых глубин пробуждается песня .

И, конечно же, нельзя не остановиться на теме Великой Отечественной войны, которой Гадаев уделяет много внимания в своём творчестве и отмечает, что сам он не был на войне, но боль людская понятна ему:

Хоть не был на войне, но в зале этом

Понятно мне молчание живых.

Горит огонь неугасимым светом -

То души павших в схватках боевых .

В этой связи он часто в свои стихотворения вносит свидетельства о войне через призму воспоминаний своих земляков, побывавших на войне. Многие подобные стихотворения становятся небольшими сюжетными повествованиями о той или иной семье, уклад жизни которой разрушила война:

И гнев, и боль… Поэма судит строго.

Она достойна рупора Земли.

Пусть каждый житель чувствует тревогу

И помнит, помнит: войны не прошли .

Таким образом, В. Гадаев через синтез лирико-биографического и социально–этического дал объемное изображение значимости исторической памяти для жизни человека, через портрет конкретно–индивидуального лирического героя, через его внутренний мир, его размышления приблизил судьбу отдельно взятого человека к судьбе родины, к судьбе народа.

Библиографический список

1. Гадаев, В. Вечная мельница: Стихи, поэмы / В. Гадаев. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1969. - 72 с.

2. Гадаев, В. Дума и судьба: Стихи и поэмы / В. Гадаев // Худож. Н.Зуев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1980. – 128 с.

3. Гадаев, В. Любви высокая звезда: Стихи и поэмы. / В. Гадаев. - Саранск: Мордов. кн. изд-тво, 1983. – 92 с.

4. Гадаев В. Моё мироздание: стихотворения, баллады, притчи, поэмы / В.Гадаев. – Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004. - 512с.

5. Лихачёв Д. С. Память истории священна / Д. С. Лихачёв.- М.: Правда, 1986.– 63 с.

Тема памяти звучит в творчестве Твардовского в двух аспектах. Во-первых, поэт выделяет важность памяти о погибших на войне, а во-вторых, говорит о значении цепочек родовой, семейной памяти, которые безжалостно разрушались в годы сталинских репрессий, когда многие публично отказывались от родства с теми, кто был объявлен врагом народа.

Памяти сражавшихся и погибших на войне посвящены строки поэмы «Василий Тёркин». В главе «Переправа» автор вспоминает тяжелую и неудачную переправу наших войск через реку:

Кому память, кому слава,

Кому темная вода, –

Ни приметы, ни следа.

Слово «память» в этой главе употреблено с тем оттенком значения, которое оно приобретает, если употребить с ним определение «вечная». Много погибло народу на той переправе («Люди теплые, живые // Шли на дно, на дно, на дно…»). «Вечная память погибшим!» – будто восклицает автор.

Иными, светлыми воспоминаниями овеяна глава «О себе». Прежний мир, «угол отчий», лес, не изрытый блиндажами, встает перед глазами рассказчика. Умиротворенность представленной картинки родной природы заставляет его сомневаться в действительном существовании такого места на земле:

Мать-земля моя родная,

Сторона моя лесная,

Край недавних детских лет,

Отчий край, ты есть иль нет?

Тема вечной памяти о погибших выведена и в стихотворении «Я убит подо Ржевом…». В своем обращении к живым погибший воин просит их во имя его памяти «счастливыми быть» и беречь родную страну, «беречь ее свято». В стихотворениях « Я знаю, никакой моей вины…» и «К обидам горьким собственной персоны…» мотив памяти переплетается с мотивом личной ответственности человека за судьбы многих.

В противовес официальной идеологии, господствовавшей в стране, Твардовский утверждал, что необходимость помнить о своих корнях, о своих родственниках и близких – это не просто право, но и обязанность человека. Этому посвящено его стихотворение «Памяти матери». В нем он призывает любить и ценить близких, пока они еще живы. Все мы рвемся из отчего дома «задолго до крайнего срока», пытаемся устроить свою жизнь, не понимая, что наши матери не вечны, что время быстротечно и час последний ближе, чем кажется. А после – ничего уж не вернуть, не прижаться к теплому маминому плечу. Остается только надеяться на скорую встречу с мамой в ином, лучшем мире:

Перевозчик-водогребщик,

Старичок седой,

Перевези меня на ту сторону

Сторону – домой…

Знаменитая поэма Твардовского «По праву памяти» – это своеобразное «окно» в прошлое. В поэме автор обратился к воспоминаниям о прошлой жизни, о мечтах и надеждах юношеских лет, а главное – Твардовский, оглядываясь на прожитые годы, переосмыслил историческое значение попыток Сталина построить светлое будущее, искореняя «врагов коммунизма». Автор показал, что значит вдруг стать врагом народа для человека, преданного своей стране. Выявление «врагов народа» потянулось и по цепочкам родственных связей. Страх заставлял людей отрекаться от родных и близких, так как человек, пропавший без вести в бою или признанный кулаком, обрекал всю свою семью на всеобщее презрение и унижение:

Клеймо с рожденья отмечало

Младенца вражеских кровей,

И все, казалось, не хватало

Стране клейменных сыновей.

«Сын за отца не отвечает» – это сталинское изречение толкнуло многих людей на сделку с совестью:

Забудь, откуда вышел родом,

И осознай, не прекословь:

В ущерб любви к отцу народов –

Любая прочая любовь.

В заключительной главе Твардовский ставит вопрос о праве на память людей, лишенных при жизни честного имени:

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую быль. И чтобы волны

Над ней сомкнулись. Быль – забыть!

"Нельзя забывать!" – вот вывод Твардовского. Ощущение трагического надлома прошло через судьбу самого поэта, у которого были репрессированы отец и брат.

Эта поэма стала говорящим памятником сложного сталинского времени в истории нашей Родины. Она напоминает нам о безвинных и бессмысленных жертвах кровавых десятилетий и обязывает нас не допустить повторения этих страшных событий.

Для Твардовского любовь к своей семье, малой родине и память о ней неразрывно связаны с любовью к Родине с большой буквы. Но любить Родину – мало! Надо знать ее историю и помнить все, что было хорошего и плохого, для того, чтобы грядущие поколения жили лучше, чем мы.

Мы все в долгу перед прошлым и будущим. Каждый из нас отвечает за свое время, которое это будущее готовит. Но ответственности не бывает без памяти о про­шлом, без сопричастности к происходящим событиям. «Я жил, я был, за все на свете я отвечаю головой», - писал А. Твардовский. Его жизненное кредо - отвечать за все. Его произведения - это живая боль о времени. Они учат нас милосердию, высокой нравственности, гражданствен­ности, учат быть «людьми из тех людей, что людям, не пряча глаз, глядят в глаза». Поэт своими произведениями убеждает нас, что память должна уберечь нас от страш­ных ошибок.

Давно закончилась война. Практически не осталось тех людей, которые воевали. Как бы ни оценивали войну 1941-1945 годов, но годы войны никогда не изгладятся из нашей памяти. Прав А. Твардовский:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.

Военная тема - одна из главных тем творчества А. Твардовского. Поэт прошел всю войну. Призванный в 1939 году в ряды Красной Армии, он был рядовым, затем военным корреспондентом. Его многочисленные очерки, поэма «Василий Теркин», стихотворения, написанные на фронте, получили всенародное признание. В послевоен­ное время тема памяти, ответственности перед павшими становится основной в творчестве поэта.

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они, кто старше, кто моложе

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,

Речь не о том, но все же, все же, все же...

Рассказать о страшной войне - священный долг А. Твардовского, и он непременно должен его исполнить. Поэт, с его точки зрения, «лучше всех не свете» знает, о чем и как нужно говорить. В одном из стихотворений последних лет А. Твардовский высказал мысль:

Вся суть в одном-единственном завете:

То, что скажу, до времени тая,

Я это знаю лучше всех на свете

Живых и мертвых, знаю только я.

А. Твардовский постоянно возвращается к теме памя­ти, покаяния, ответственности перед погибшими. В сти­хотворении «Я убит подо Ржевом», написанном от лица погибшего солдата, эта тема достигает трагического зву­чания:

Вы должны были, братья,

Устоять, как стена,

Ибо мертвых проклятье -

Эта кара страшна.

В другом стихотворении «В тот день, когда окончи­лась война» поэт говорит о единении мертвых и живых. Боль о погибших, о трагическом прошлом нельзя вычерк­нуть из памяти. Не только напрасно, но и опасно думать, с точки зрения А. Твардовского, будто время «затянет любую боль», «любую быль».

Поэма «По праву памяти» подытоживает пережитое и самим поэтом, и его близкими. В центре поэмы - «не­забываемого века недоброй памяти дела». Мы не можем забывать своего прошлого, ведь «кто прячет прошлое рев­ниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Главной темой в произведении становится тема покаяния. Проблема памя­ти перерастает в проблему ответственности. Лирический герой поэмы выступает в ней от имени всего народа, ко­торому культ личности мешал идти по избранному пути. Поэт от имени народа вершит исторический суд и выносит приговор. Он извлекает из прошлого исторический урок во имя будущего, зовет читателя к выбору осознанной жизненной позиции: все нужно «мерять» только правдой, так как это единственная гарантия от новых ошибок.

Одна неправда нам в убыток,

И только правда ко двору!

Поэт размышляет в произведении «По праву памяти» о культе личности, о сталинских временах, о загубленных и изломанных человеческих судьбах. Он призывает хранить память, не забывать тех, кто пришел с войны, погиб в лагерях.

А. Твардовский называет память о войне, о трагичес­ком прошлом жестокой. Оказывается, жестокими могут быть не только люди! Эта «жестокая память» как бы пре­дупреждает нас: трагедия войны не должна повториться.

Война - жесточе нету слова.

Война - печальней нету слова.

Война - святее нету слова.

На нас лежит ответственность перед павшими людь­ми. На нас лежит ответственность за наше прошлое, ко­торое мы не должны забывать. Говорят, что время лечит. Но страдания, память из истории бессмысленно вычер­кивать. Если мы сделаем вид, что у нас не было крутых обрывов, ям, мы рискуем угодить в новые. Мы должны учиться на ошибках прошлого. Возвращаясь назад, к той жестокой памяти, поэт обращается к нынешним и всем грядущим поколениям.

Одной из значимых и вместе с тем противоречивых фигур в советской литературе стал А. Т. Твардовский, стихи и поэмы которого отличают близость к народной речи и фольклору, особая индивидуальность и неповторимость. и Великая Отечественная война, память о воинах, павших в боях за Родину, - вот, пожалуй, наиболее важные аспекты творчества поэта. Он стал свидетелем раскулачивания, утверждения и развенчивания тоталитарной системы Сталина, участником финской и Великой Отечественной войн. Богатый жизненный опыт и опора на действительность делают произведения Александра Трифоновича необычайно популярными у читателей.

Особенности лирики

При работе над произведениями Твардовский опирался на лучшие фольклорный традиции, учитывал особенности русского характера. Вот почему его стихотворения просты и понятны каждому читателю. Да и лирический герой, как правило, - это выходец из народа, изначально вызывающий у автора уважение и любовь. Сам поэт считал, что главной в его творчестве является актуальная во все времена тема памяти. В лирике Твардовского она находит отражение в размышлениях о родной семье, раскулаченной и высланной, когда будущий поэт был еще совсем юным. Например, в стихотворении «Братья» мы слышим нотки страдания и тоски по близким людям, с которыми он вынужден был жить в разлуке. Но особенно ярко находит воплощение тема памяти в лирике Твардовского о войне.

Фронтовая хроника

Каждому известно, что поэт участвовал в финской кампании конца 30-х годов. А после начала Великой Отечественной отправился на фронт в качестве корреспондента, но всегда был на передовой. Поэт в полной мере познал все трудности полевой солдатской жизни и рассказывал о ней своим читателям.

Военная лирика Твардовского разнопланова. Это и публицистические стихотворения, являющие собой призывы к борьбе с ненавистным врагом («Бойцу Южного фронта», «Партизанам Смоленщины»). И небольшие сюжетные стихотворения, напоминающие «новеллы» о героических подвигах («Рассказ танкиста») или солдатском быте («Армейский сапожник»). Наконец, стихи-размышления, проникнутые болью за судьбу народа и всей страны («Две строчки»). Но главное, что их объединяет, - осознание автором личной ответственности за сохранение памяти о тех, кто отдал свои жизни ради освобождения Родины. Эта мысль никогда не покидала Александра Трифоновича как человека, и стала главным девизом поэта-Твардовского.

«Я убит подо Ржевом»: лирический герой и основная мысль

Стихотворение, написанное спустя несколько месяцев после окончания войны, сначала имело название «Завещание воина». Это не случайно, так как повествование в нем ведется от лица солдата, погибшего в боях за Ржев. Лирический герой - это обобщенный образ воина-освободителя, который, обращаясь ко всем оставшимся в живых, отмечает: «Вы должны были, братья, устоять…» Таким образом, даже после смерти русского солдата беспокоит судьба товарищей и страны. И ни в одной строчке нет укора за то, что он погиб, а другие остались живы. Ведь эта жертва не напрасна.

Такова военная лирика Твардовского. Перед лицом огромной беды конкретное размывается и становится общим. А такие противоположные ценности, как гибель и вечное бессмертие, утрата и незабвенный подвиг, переплетаются настолько, что оказываются неотделимы друг от друга.

«Книга про бойца»

Самым известным произведением А. Т. Твардовского стала поэма «Василий Теркин», создававшаяся в годы войны. В ней предстает образ бравого солдата, прошагавшего вместе с автором весь боевой путь с 42-го по 45-й годы и воплотившего в себе лучшие качества русского человека. Теркин всегда оказывается в центре событий, попадает в различные передряги, но никогда не унывает, не теряет надежды и веры, находит выход из самой сложной ситуации. При этом герой не раз испытывает боль и горечь, может даже заплакать - подчеркивает Твардовский.

Стихи поэмы также звучат то весело и бойко, то наполняются горечью и невыразимым чувством потери, как в главе «Переправа»: «Люди теплые, живые / Шли на дно…» И красной нитью через всю поэму проходит тема памяти о тех, кто навсегда остался лежать на полях сражений. Поэтому долг каждого человека - никогда не забывать о той великой цене, которую заплатил советский народ за мирное будущее.

Поэмы А. Т. Твардовского

Коллективизация и раскулачивание («Страна Муравия»), Великая Отечественная война и героизм народа («Василий Теркин»), «оттепель» при Хрущеве («За далью - даль»), развенчивание культа личности и тоталитаризма («По праву памяти») - главные этапы исторического развития страны в 20-60-х годах XX века стали частью судьбы самого Твардовского и нашли отражение в его поэмах. Автор воссоздает на страницах произведений прошлое, чтобы еще раз напомнить современникам: каждый из нас ответственен за то, что происходит с народом и страной. Наиболее ярко эта мысль воплотилась в его последней поэме.

«По праву памяти»

Произведение долгое время находилось под запретом. Его композиция, состоящая из 3 частей, знакомит читателя с жизнью самого поэта, его юношескими мечтами и надеждами. А главное - Александр Трифонович открыто говорит о трагедии, постигшей деревню в 30-е годы. Именно тогда был раскулачен и сослан его отец-труженик. Так тема памяти в лирике Твардовского отчасти превращается в сыновнее покаяние не только перед своей семьей, но и перед всем русским крестьянством. Подобно приговору, звучат в поэме слова, адресованные «вождю народов» и так называемым «молчальникам»: «… забыть велят безмолвно… Но это было явной болью / Для тех, чей был оборван век». Автор вспоминает людей, которых знал лично, что делает произведение достоверным.

Поэма в первую очередь посвящена молодежи и звучит как вечное напоминание о том, что историю нельзя делить на отрезки. Что в ней все взаимосвязано, и прошлое может повториться в настоящем или будущем. Именно поэтому уже в названии поэмы заявляется как основная тема памяти.

В лирике Твардовского, таким образом, большое значение приобретает актуальная во все времена проблема: необходимо знать и любить свою семью и свою Родину и обязательно нужно помнить о пережитом. Только так можно двигаться вперед, избегая повторения страшных ошибок прошлого.