Оформление уголков в лагере тема медиа. Художественное оформление отрядных и общелагерных уголков

ОФОРМЛЕНИЕ ЛАГЕРНОЙ СМЕНЫ

Каждого ребенка интересуют успехи его отряда: результаты спортивных и творческих мероприятий, новости не только в отряде, но и в лагере, какой сегодня день недели и как он называется по план – сетке, кто успел и в чем отличиться за прошедший день и что будет интересного. Именно эту насущную проблему – "узнавать, что да как" – призвано решать оформление лагерной смены.

Важно помнить, что лагерь для детей стал домом (пусть на несколько дней), поэтому имеет смысл украсить его, сделать уютным и ярким, а для этого нужно приложить немного усилий.

ПРИМЕРНЫЕ РАЗДЕЛЫ ОБЩЕЛАГЕРНОГО СТЕНДА.

Название лагеря

Девиз лагеря

Гимн лагеря (если есть )

Эмблема лагеря

Карта лагеря (где что находится )

План мероприятий на смену (Карта путешествия, чудо-календарь)

Штаб лагеря (взрослые и командиры отрядов )

Режим дня

Кружки (Творческие мастерские)

Распорядок на день («Сегодня в лагере», «Здравствуй, новый день»)

Экран чистоты

Экран дежурства

Цветография (что понравилось, что не понравилось, диагностика настроения ).

Победители («Звездный дождь»)

Законы лагеря

Календарь памятных дат

Доска гласности (не обязательно)

Ступени роста

Словарь смены (если есть )

Фотостенд («Глаз-алмаз»)

Информация «Информбюро»

ОФОРМЛЕНИЕ ОТРЯДНОГО МЕСТА И ОТРЯДНОГО УГОЛКА

Название отряда, девиз, эмблема, песня.

Законы лагеря и отряда.

Список отряда (веселый фотомонтаж «Это – мы!», «Разрешите представиться», «Приятно познакомиться»).

План на смену («Наша стратегия», «Калейдоскоп наших дел», «Веселыми тропами лета»).

План на день («День за днем», «А что у нас?»)

Режим дня.

Если в отряде есть чередование поручений, в уголке должна быть сделана «вертушка», на подвижной части которой будут написаны поручения, а на неподвижной – имена ребят.

Место для официальных поздравлений «Поздравьте меня», «Знайте своих героев», «Ура-ура!»

- «Боевой карандаш».

- «Любите эти песни».

- «Крылатые слова».

- «Доска объявлений».

- «Бестолковый словарь»

Оказывается, поздравлять ребят можно не только с днем рождения или с победой в соревнованиях, но и...

Всех нас с тем, что мы сегодня проснулись в отличном настроении!

Всех вас с тем, что воспитатели сегодня выспались (используйте свой шанс);

С первым днем лета;

Всех-всех-всех с хорошо прожитой неделей в лагере!

Всех тех, к кому погода была с утра благосклонна и позволила не посетить столь любимое всеми общелагерное мероприятие, именуемое ЗАРЯДКОЙ!

С первым дождем в лагере!

Всех нас любимых!

Всех нас с хорошим настроением воспитателей!

Всех с полным последним днем смены!

Всех с последним воскресеньем смены!

Всех с родительским днем!

Любителей понырять и поплавать с открытием купального сезона!

Всех-всех-всех с утренним ливнем и днем Нептуна!

Всех любителей поесть с последним полдником, ужином и пятым питанием!

Всех посетителей кружков творчества с их закрытием в смене!

Всех нас со спокойно проведенной ночью!

Всех девчонок, кого пригласили на медленный танец, всех мальчишек, кто решился пригласить этих самых девчонок на медленный танец, всех остальных мальчишек и девчонок, которые не танцевали медленный танец, а только смотрели, смотрели, смотрели...

Правила оформления:

В оформлении должны быть использованы три-четыре хорошо сочетающихся цвета.

Яркие чистые цвета аппликации из цветной бумаги гораздо предпочтительнее грязных гуашевых разводов.

Следуйте принципам газетного листа. Сверху поместите название, эмблему, девиз отряда. Все, что будет помещаться ниже, мысленно разделите на три части. Слева – «передовица» (календарь памятных дат, выдержки из газет), посередине – постоянная информация об отряде, справа – сменная информация. В нижней правой части – «подвал», где помещаются самые «несерьезные» материалы.

Помочь в оформлении отрядного места помогут следующие способы иллюстрирования:

Красочные, интересные открытки и вырезки из журналов;

Эмблемы, вымпелы и различные сувенирные «безделушки»;

Напыление, которое делается с помощью зубной щетки или жесткой кисти: на оформляемом пространстве раскладываются шаблоны (из бумаги, картона, листья, цветы и т.д.), которые должны заходить друг за друга. Напыление проводится в несколько этапов. Каждый раз «опыляется» все пространство, а шаблоны постепенно удаляются один за другим;

Выдувание: на гладкую бумажную поверхность наносят каплю туши и с помощью трубочки из нее выдувают лучики, ветки, щупальца, кустарники и т.д.;

Граттаж: делается заготовка – плотную бумагу натирают свечой до получения ровного слоя, затем прокрашивают гуашью и дают подсохнуть. Все надписи и рисунки наносятся на поверхность заостренным предметом, а восковую стружку снимают мягкой кисточкой.



При оформлении отрядного места можно использовать следующие идеи:

Стена гласности

Календарь настроения

Творения детей

- «Хочу сказать» или «Мои идеи»

- «Почтовый ящик»

Календарь настроения

  1. «Радуга настроения». (На отрядном месте повесить рисунки – дерево, дом или комету с длинным хвостом, а рядом – конвертики с маленькими листочками, кирпичиками, звездочками разных цветов. Каждый вечер ребенок приклеивает к рисунку цвет, соответствующий настроению).
  1. «Карта настроения». Каждому ребенку вожатый заготавливает карту на все дни смены (на карте обязательно должно быть указано имя ребенка). Она выглядит так: это таблица из трех столбцов, количество строк соответствует количеству дней смены: посередине вписываются числа смены. С левой стороны от числа ребенок вписывает балл от 0 до 10, который соответствует его настроению на сегодняшний день. А с правой стороны от числа он рисует значок, который отражает причину его настроения. На обороте каждой карты или на отрядном стенде есть таблица, в которой указаны символы и их значения.

Значения символов могут быть следующие:

Узнал что-то новое

Работа по микрогруппам

Научил чему-то других

Что-то не получилось

Сделал что-то хорошее для друзей

Сделал что-то хорошее для себя

Общение с друзьями

Нашел друга

Болезнь

Что-то личное

Проблемы в отряде

Участие в деле

Природа

Вожатые

Столовая

  1. «Маятник настроения». Картинка занимается чуть меньше листа ватмана. Маятник – подвижный, например, деревянная рейка, жестко закрепленная вверху. В зависимости от того, в «солнечной» или в «дождливой» части находится настроение, маятник в конце дня отклоняется влево или вправо. Внизу в секторе, до которого отклонился маятник, отмечается число и причина.


  1. «Музыкальный тест» . Нотный стан. Маленькие нотки. Оценить настроение по восьмибалльной системе (от «ми» до «ми»). Нотка прикрепляется на нужном месте. В зависимости от настроения палочка у нотки смотрит вниз (минор) или вверх (мажор). Каждый ребенок выставляет свое настроение. Можно подсчитать тональность всего отряда за день. Принимается цифровое обозначение нот: ми-1, фа – 2, соль – 3 и т.д. Сложите цифровое обозначение нот у каждого и разделите эту сумму на количество детей. Получится результат группы. Посмотрите, куда смотрело большинство ноток, определите характер настроения.
  1. «Роза настроения».

Выполняется на листе ватмана: вырезается круг с максимальным диаметром. Внутри маленького круга либо рисунок, либо пестрая картинка из журнала, либо эмблема отряда. Остальное пространство делится на сектора, количество которых соответствует количеству дней смены. Вводятся цветовые обозначения:

красный – восторженное, очень радостное настроение;

желтый – радостное, светлое, приятное настроение;

зеленый – спокойное, уравновешенное;

синий – грустное, печальное тоскливое.

6. «Ночные окна » - на темном фоне рисуются дома (многоэтажки) с окошками. Количество окошек в каждом доме равно дням смены. Ребята закрашивают каждый свое окошко.

желтый – отличное настроение

желтый с приспущенными шторками – среднее

темное окно – плохое настроение

Можно дополнять разными фишками:

горшок с цветком на окошке – у нас в отряде/палате день рождения/победа, призовое место/

кот на окошке – сегодня наша палата самая чистая

паутина – соответственно самая неаккуратная палата

7. «Чайки над морем » - чайки рисуются по количеству дней в смене карандашом

белая чайка – отличный день

серая чайка – хороший день

чёрная чайка – неудачный день

чайка с рыбкой в лапках – победа отряда в мероприятии в лапах у чайки может быть всё что угодно, лишь бы это отражало происходящее в отряде

8. «Закат » - рисуется солнце, погружающееся в море, делится на сектора, которые зарисовываются разными цветами: красным, желтым, темно-бордовым. К концу смены получается очень-очень красивое солнце.

9. «Шарики» - подходит для младших отрядов. Рисуется любой популярный в детском возрасте персонаж, который держит связку шариков. Шарики раскрашиваются в цвета, согласно настроению малышни. Рекомендация: не вводить темные цвета (чёрный, коричневый, серый), заменить их на синий, зеленый, сиреневый. Получается не так красиво, как солнышко, но вполне достойно. На прощание можно детям дарить шарики того цвета, который обозначал «отличный день» с пожеланиями на бумажке внутри.

10. «Смайлики » - самая простая, симпатичная и доступная форма. Рисуются смайлики – кружочек и два глазика. Каждый вечер дорисовывается ротик – улыбка, равнодушный, грустный, кричащий, улыбка до ушей и т.д. насколько хватит фантазии.

11. «Флаги » - если название отряда похоже на что-то историческое, средневековое (Камелот, например), можно нарисовать замок, и выставлять флаги по зубчатым стенам, получается здорово.

«Цветопись настроения »

  • Красный цвет - восторженное настроение;
  • оранжевый цвет - радостное;
  • желтый цвет - спокойное;
  • зеленый цвет - мне все равно;
  • черный цвет - плохо, уныние;
  • фиолетовый цвет - тревожное, грустно.

Помните, что отрядные уголки могут быть как плоского, так и полуобъемного изображения.

Есть еще один важный момент в жизни отряда – это путевка дня.

Очень часто путевки дня пишут на обычных тетрадных листах, но согласитесь, это довольно скучно. Мы предлагаем вам взглянуть на эту работу несколько иначе. Вот примеры, как можно интересно и со вкусом оформить путевки дня в лагере:

лучше все-таки оформить уголок, и сделать это следует красиво, интересно, понятно и без того самого формализма. Ну кому, скажите на милость, будет интересна занимающая центральное место рубрика “Список отряда”, если он будет написан в строчку или даже отпечатан на компьютере. То ли дело веселый плакат - аппликация “Это - мы!”, которую ребята сделают сами, нарисовав свой портрет фломастерами или вырезая из цветной бумаги, не забыв под ними написать: меня зовут…, я живу…, я люблю…, я увлекаюсь… и т.д. А могут быть и другие варианты - их много, спросите у своих коллег или вам подскажут ваши воспитанники.

Ну, что еще? Конечно название отряда, его девиз, отрядная песня и речевка, а может быть и любимая кричалка. Также должен быть план на смену и, конечно же, план на день, а может и на ближайшие 3-4 дня. И опять - таки желательно их сделать содержательными и интересными: с пояснениями и иллюстрациями к каждому делу.

Летняя погода очень изменчива и капризна, а некоторые дети в вопросах “экипировки” постоянны: как уж “влезут” в любимые джинсы и свитер, так их оттуда никакими силами не вытянешь даже в сорокаградусную жару. Поэтому облегчить свою воспитательскую долю можно, договорившись о создании соответствующей рубрики в отрядном уголке - о вариантах одежды (например: “парад”, “дождь”, “солнце”, “спорт”). К месту будет напомнить о том, что информация о санитарном состоянии в отряде должна быть наглядной, ведь все так стараются быть лучшими по чистоте и порядку! Не забудьте отвести в уголке место для “поздравлений”: именинников, победителей, призеров и тех, кому отряд хотел бы сказать “спасибо” за хорошее дежурство, за помощь малышам …да мало ли еще за что. Главное, чтобы эта рубрика никогда не пустовала! А для этого можно учредить в отряде конкурс - "Поздравь друзей!":

с тем, что воспитатели сегодня выспались и у директора хорошее настроение!

любителей поплавать с открытием купального сезона!

с первым дождем в лагере!

всех, всех, всех с интересно прожитой неделей в лагере!

Обязательно найдите место для рубрики "режим дня" и информация о лагере (законы, традиции, лагерные песни и легенды почтовый адрес лагеря). А также это могут быть рубрики “Твое настроение”, "Есть что сказать - скажи!", “Погода на завтра”, “Доска объявлений” и любые сведения, которые помогут ребятам снять внутреннее напряжение, найти взаимопонимание и искоренить сомнения в своих способностях. Только если не подумать о красочном оформлении и композиции уголка, все перечисленное выше будет выглядеть на стенде сплошным винегретом. Итак, об оформлении.

Если исходить из статистических данных, то в 98 случаях из ста - и вожатые, и их воспитанники далеко не художники. Впрочем, и отрядный уголок скорее не живописное полотно, а информационная газета или журнал. Поэтому чем ближе стиль ее оформления к газетно-плакатному, тем лучше, а значит при оформлении должны быть использованы 3-4 хорошо сочетающихся цвета. Причем яркие и чистые цвета аппликации из цветной бумаги гораздо предпочтительнее темных «гуашных» разводов. И еще немного секретного: существуют определенные законы организации места. Они связаны с тем, что любой печатный текст мы читаем слева направо, а любое изображение рассматриваем сверху вниз - это чисто рефлекторная привычка. Поэтому, оформляя уголок и следуя принципам газетного листа, сверху помещается название, эмблема, девиз отряда (как бы “шапка”). Все, что будет находиться в середине - важная и постоянная информация о жизни коллектива, а уж внизу и по бокам могут помещаться самые “несерьезные” материалы.

Помочь в оформлении отрядного места помогут следующие способы иллюстрирования :

красочные, интересные открытки и вырезки из журналов,

эмблемы, вымпелы и различные сувенирные "безделушки";

напыление, которое делается с помощью зубной щетки или жесткой кисти: на оформляемом пространстве раскладываются шаблоны (из бумаги, картона, листья, цветы и т.д.), которые должны заходить друг за друга. Напыление проводится в несколько этапов, каждый раз "опыляется" все пространство, а шаблоны постепенно удаляются, один за другим.

выдувание: на гладкую бумажную поверхность наносят каплю из туши и с помощью трубочки из нее выдувают лучики, ветки, щупальца, кустарники и т.д.;

граттаж: делается заготовка - плотную бумагу натирают свечой до получения ровного слоя, затем прокрашивают гуашью и дают подсохнуть. Все надписи и рисунки наносятся на поверхность заостренным предметом, а восковую стружку снимают мягкой кисточкой.

Только не подумайте, что соблюдение всех этих советов - обязательные оформительские условия. Ни в коем случае! Ваш отрядный уголок может быть сколь угодно игровым и выразительным. Надо только немного пофантазировать! А главное чтобы он нравился самим ребятам, а вас распирала творческая гордость потомка Церетели!

P. S. Конкурс, который можно проводить в течении всей смены в отрядном уголке и который развеселит и детей, и вожатых и даже администрацию лагеря, это - конкурс " Крылатая фраза дня". Предложите ребятам продолжить "список", периодически (каждые 3-4 дня) подводите итоги, определяя и награждая "интереснейшую фразу сезона". Попробуйте!

Отрядный уголок – презентация отряда, выраженная в графическом виде. Уголок отряжает основную информацию об отряде, его деятельность в течение всей смены. Важно, что бы он был не только красивым, ярким, креативным, но и всегда содержал актуальную информацию о жизни отряда.

Оформление должно соответствовать названию отряда, тематике проводимой смены, возрасту детей.

Основные элементы отрядного уголка можно разделить на два вида:

Статичные – не изменяются в течение всей смены, содержать основную информацию о вашем отряде:

  • Название
  • Девиз
  • Речевка
  • Список детей
  • Законы лагеря и отряда
  • Распорядок дня
  • Отрядная песня
  • Списки именинников
  • Распорядок дня

Динамичные – дополняются в, меняются в течение смены:

  • достижения детей в период смены (личные и командные): грамоты, благодарности и т.п.;
  • поздравления именинников;
  • мероприятия, проводимые в лагере и в отряде;
  • план на день;
  • почта, приуроченная к мероприятиям;
  • экран чистоты;
  • экран настроения;
  • стена гласности.

Визуальное оформление уголка ограничивается только фантазией вожатого и детей, значит, выбор практически безграничен. Это может быть как рисунок на одном или нескольких ватманах, так и целая композиция из различных элементов.

Как оформить отрядный уголок?

Отрядный уголок рисуется в первые дни смены – организационный период. Важно, чтобы оформлением уголка занимались именно дети, а не вожатые по ночам. Совместная работа детей, позволит сплотить ваш отряд. Так же отрядный уголок поможет узнавать полезную информацию детям, с которой они еще не знакомы, например, «Режим дня».

Все необходимые материалы для оформления уголка необходимо получить у вашего руководства, это краски, бумага, кисточки, карандаши и другая канцелярская продукция.

Конечно же проще организовать процесс оформления уголка в детьми среднего и старшего возраста. Однако вожатым детей младшего школьного возраста тоже необходимо привлекать их в данную деятельность. Вы можете распечатать или самостоятельно нарисовать «заготовки» элементов, которые ваши совсем юные воспитанники с радостью разукрасят яркими цветами. И даже самые юные ребята могут оставить отпечатки свои ладошек с помощью краски, что приведет их в восторг.

Не забывайте о цензуре при воплощении творчества и фантазии ваших воспитанников. Не должно содержаться информации, запрещенной законодательством РФ, оскорбительных рисунков и надписей и т.п.

Пример отрядного уголка.

Если ситуация сложилась таким образом, что идей оформления совсем нет, не бойтесь обращаться к вашим коллегам, культоргу, педагогу-организатору, эти люди вам обязательно подскажут и помогут, просто проявите инициативу.

Проявите фантазию, не ищите банальных шаблонов, и тогда ваш отрядный и по-настоящему красивый уголок обязательно станет гордостью вашего отряда, частички которого дети захотят забрать с собой на память.

Лето предназначено школьникам для отдыха. Об этом знают все: педагоги, родители и дети, но как руководство к действию воспринимают только последние. Дети стремятся к свободной от принуждения жизни. Они мечтают о походах и путешествиях, хотят насладиться чтением любимых книг, играми на компьютере, просмотром телепередач. У школьников много планов на лето. Летом ребенок не должен быть обременен такими же требованиями, нормами, запретами, заданиями, как в учебном году, однако ожидания его чаще не оправдываются. Взрослые даже летом «загоняют» детей в рамки своих интересов, снова заставляют жить «по расписанию».

Летние каникулы- время для ребенка идеальное для отвлечения от наскучивших занятий, для развития самостоятельности и творческого потенциала, включения в систему новых отношений, для снятия накопившегося напряжения, для восстановления сил, израсходованных за учебный год, новые возможности для личностного роста.

Оформление отрядного уголка – одно из первых коллективных творческих дел, которое и объединяет детей, и раскрывает их творческие способности.

В отрядном уголке, помимо названия, могут быть помещены: девиз, речевка, песни, заповеди, список отряда, путевка дня, поздравления (именинникам или победителям каких-либо конкурсов, соревнований). Можно добавить в уголок такие рубрики: «Я хочу», «Вопрос вожатому», «Мое предложение» и другие.

В вашем отряде есть доска объявления? А экран чистоты? А где вы разместили план работы на смену и план на каждый день? А список отряда?..

Можно, конечно, написать списки, начертить графики и закрепить все это на планшете. Но как это все скучно…

Мы предлагаем вам собрать творческую группу детей, снабдить их всем необходимым, и пусть они, исходя из названия отряда, оформят отрядный уголок, чтобы он привлекал к себе внимание окружающих своим необычным, ярким, интересным видом.

Здесь огромное поле деятельности как для воспитанников лагеря, так и для воспитателей, вожатых. Необходимо дать волю детям в изобретательстве и творчестве и можно быть уверенным, что отрядные комнаты будут выглядеть ярко и необычно. Желательно отойти от стандартных названий и заменить их на более яркие, но похожие по смыслу. Например, орган детского самоуправления назвать «Совет старейшин», название творческой мастерской «Веселая нотка» заменить на «Музыкальную хижину» и т. д.

Предлагаем возможные рубрики для отрядного уголка:

  • Календарь.
  • План на смену («План-сетка»; «Еще не вечер»; «Ни дня без приказа»; «Веселыми тропинками лета»; «Наша стратегия).
  • Сегодня («Сегодня у нашего костра»; «Скучен день до вечера, коли делать нечего»; «А у нас сегодня…»).
  • Поздравляем («Гип-гип, ура!!!»; «Маэстро, музыку!»; «Целуем в щечку»).
  • Спорт («От старта до финиша»; «Точно в кольцо!»; «Наша стометровка»; «Назло рекордам»; «Физподготовка»).
  • Список отряда («Знакомьтесь, это мы!»; «Ба, знакомые все лица!»).
  • За бугром («В других отрядах»; «За горами, за долами»; «А в это время у соседей»).
  • Наша песня («А мы поем…»; «А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер»; «Музыкальный граммофон»).
  • Наши достижения («Страна должна знать своих героев»; «Наши взлеты и падения»).
  • Добьемся.
  • Всякая всячина («А вы знаете, что всяко разно…»).
  • Очень важная информация («Скоро в отряде»; «Что пишут в газетах»).
  • Наше настроение («Дерево настроения»).
  • Книга жалоб и предложений («Бочка жалоб и предложений»; «Озеро доверия»; «Отрядная почта»).
  • Законы отряда («Это должен каждый знать обязательно на пять»).

Законы и традиции лагеря

Зачем в лагере законы?

Выполнение их дисциплинирует детей, приучает быть более ответственными. Но важно, чтобы законы не насаждались взрослыми, а предлагались, обсуждались и принимались детьми. Принятые таким образом законы легче воспринимаются и лучше выполняются ребятами.

Какими могут быть законы?

  • Закон доброго слова.
  • Закон уважения к старшим.
  • Закон уважительного отношения друг к другу.
  • Закон бережного отношения к природе.
  • Закон 0:0 (бережного отношения ко времени).
  • Закон чистоты.
  • Закон справедливости и т.д.
  • Закон 00:
    Законы надо выполнять,
    Нельзя друзей заставить ждать.
  • Закон правой руки:
    В лагере закон един:
    Все молчат, когда говорит один.
  • Закон территории:
    Здесь хозяин ты и житель,
    За оградой – нарушитель.
  • Закон зелени:
    Прекрасен лагеря зеленый наряд,
    О добрых руках нам цветы говорят.
  • Закон пруда:
    Пруд бывает и добрым и злым.
    Не выходи с ним один на один.
  • Традиция доброго отношения:
    Доброе утро, добрый день,
    Добрый вечер,
    Будь рад новой встрече.
  • Традиция огонька:
    Огонек откровения – святая пора,
    Это правда крутая,
    Это друга слова,
    Разговор по душам,
    По делам, по сердцам,
    То, что редко судьба
    Преподносит всем нам.
  • Традиция сюрприза:
    Неожиданный подарок –
    Задорная шутка,
    Улыбок на час
    И дел на минутку.
  • Традиция песни:
    Песен много, традиция одна –
    Помни мелодию, не путай слова;
    Помни, кто песню тебе подарил
    И подари эту песню другим.
    Песню нельзя оборвать,
    Песню нельзя прокричать.
    Пой от души, меньше фальшивь.

Примерный режим дня:

8:00 – Подъем
8:10 – Зарядка
8:30 – «Чистодвор» (время Мойдодыра)
9:00 – Завтрак
9:30 – Линейка
10:00 – Спортчас, танцевальный час
11:00 – Лагерные КТД, занятия в кружках
13:00 – Обед
14:00 – 15.30 – Тихий час
16:00 – Полдник
16:30 – Лагерные КТД
19:00 – Ужин
19:30 – Лагерные и отрядные КТД, дискотека
21:15 – Предсонник
21:30 – Отрядный огонек
22:00 – Подготовка ко сну
22:30 – Отбой

Режим работы лагеря

Подъем Солнышко встает –
спать ребятам не дает.
8.00
Зарядка Чтобы быть весь день в порядке,
надо сделать нам зарядку.
8.15 - 8.30
Время Мойдодыра Умывайся, одевайся
и вожатым улыбайся!
8.30 - 9.00
Завтрак Каша, чай, кусочек сыра –
вкусно, сытно и красиво!
9.00
Время отдыха, труда, игры Лишь услышим зов игры,
быстро на улицу выбежим мы!
9.30 - 13.00
Обед Нас столовая зовет:
суп отличный и компот!
13.00 - 13.30
Тихий час К нам приходит тишина –
отдыхает детвора.
14.00 - 16.00
Полдник Вот уже в который раз
Повара встречают нас!
16.00 - 16.30
Время отдыха, труда, игры Вместе с отрядом сил не жалей:
Пой, танцуй, рисуй и клей!
16.45 - 19.00
Ужин Ужина время настало и вот –
Отряд за отрядом к столовой идет!
19.00 - 19.30
Время отдыха, труда, игры Фильм или дискотека,
А может какая другая потеха?
19.30 - 20.30
Второй ужин Вот и снова горн поет.
Булка и йогурт в столовой нас ждет.
20.30
Время отдыха,труда, игры Кончим ужин, поиграем,
Сказки на ночь почитаем.
20.30 - 21.30
Время Мойдодыра На ночь надо нам умыться!
Вот вода, а вот корытце.
21.30 - 22.00
Отбой Спать, спать по палатам
Всем ребятам и вожатым!
22.00

Названия и девизы отрядов

Название отряда Девиз отряда
Одуванчики Держаться вместе, чтоб не сдуло!
Если сдует – сразу всех!
Лунатики Ходим ночью, ходим днем,
никогда не устаем!
Бригада Солнце в ладони, сердце в груди,
Наша бригада всегда впереди!
Маленькая страна Маленькая страна – это класс!
Посмотрите все на нас!
Мы вперед всегда идем,
Никогда не отстаем.
Тигры Пусть отряд наш полосат,
Зато талантами богат.
Винни-Пух и все, все, все Вини-Пух идет вперед,
он друзей не предает.
Он с друзьями отдыхает,
веселится, зажигает.
В общем весело живет
и всегда идет вперед!
Созвездие Звезды на небе, звезды в кино,
В нашем отряде их тоже полно!
Юность Место скуке не давай,
никогда не унывай!
Муравьи Больше дела, меньше слов –
Только так у муравьев!
РВС Разведай все сам!
Робинзоны Мы, робинзоны, вперед идем,
никогда не устаем.
Не нужны нам няни:
мы – островитяне!
Звездопад Мы звездопад, мы лучше всех.
Нас в эту смену ждет звездный успех!
Бобры Наши зубы хороши,
потому что мы Бобры!
Спортивные ребята Мы спортивные ребята, любим бегать и играть!
1, 2, 3, 4, 5 – и попробуй нас догнать!
Смешарики Мы смеемся, мы творим,
Жизнь себе продлить хотим!
Прометей Зажги огонь в сердцах людей,
Как это сделал Прометей!
Эдельвейс Всегда вперед, всегда в пути –
Свой Эдельвейс хотим найти!
Ритм Решать! Искать! Творить! Мечтать!
В ритме века быть человеком!
Туристы Ни шагу назад, ни шагу на месте
–Только вперед! И только все вместе!
Бригантина Пусть не будет скуки-тины
На борту у «Бригантины»!
Радуга Будем дружными всегда,
как у радуги цвета.
Ералаш Утром пользуйся девизом:
Будь готов к любым сюрпризам!
Улыбка Жить без улыбки –
просто ошибка!
Апельсин Словно дольки апельсина,
Мы дружны и неделимы.
Лучики Солнышко, солнышко, мы твои лучи,
Быть людьми хорошими ты нас научи!
Неугомон Скуку, лень из жизни вон –
Так живет «Неугомон»!
Задорный У «Задорного» девиз:
Где трудней – туда стремись!
Смешинки Лучше лопнуть нам от смеха,
Чем от скуки умереть!
Оптимисты Песни петь, шутить всегда,
Не падать духом никогда!
Данко Возьми свое сердце, зажги его смело,
Отдай его людям, чтоб вечно горело!
Смелый Побеждает лишь тот,
кто стремится вперед!
Алые паруса На корабле с парусами цвета зари
Сквозь шторм навстречу мечте плыви!
Светлячки Хоть свет наш мал и мы малы,
Но мы дружны и тем сильны!
Неуловимые Нас не поймаешь! Нас не найдешь!
Неуловимых не проведешь!
Искатели Копаем, ищем и бродим не зря –
Нам тайны дивные открыть пора!
Утята Никогда не унывать,
выше клювики держать!
Буратино Сую свой нос
в любой вопрос!

Таким образом, лето – период, благоприятный для развития физических и духовных сил ребенка, формирования его ценностных личностных качеств, для проявления творчества и самостоятельности в действиях, выборе и оценке своих поступков. Оформление отрядных уголков в летнем лагере – это увлекательное и познавательное воспитательное дело, которое объединяет всех участников педагогического процесса в каникулярный период.

Отрядный уголок

Что это?

  • лицо отряда
  • Информация об отряде
  • Стена почета
  • Хроника событий
  • Сплочение (при подготовке)
  • КТД (коллективное творческое дело)

Зачем?

  • сплотить отряд
  • Диагностика
  • Информация
  • Оформление
  • Динамика развития
  • Способ создать ситуацию успеха

Качества : яркий, содержательный, оригинальный, безопасный (!), функциональный, памятный, динамичный, интересный

Уголок - это место, где собирается вся информация, касающаяся отряда. Оформление уголка должно соответствовать названию отряда (и возрасту детей конечно же). Уголок можно разместить на одном листе ватмана, но если есть возможность - он может занимать всю стену в холле или вообще можно оформить весь холл в соответствии с названием отряда.

Помимо обязательного наполнения - в уголок можно вешать абсолютно всё, что касается отряда (Например: рисунки после конкурса карикатур, благодарности, гневные листы, карта сокровищ после поиска клада).Варианты исполнения могут быть самые разные, и ограничены только вашим воображением: плоские, объёмные, раздвигающиеся, с вращающимися частями или подвесными элементами, да и в качестве материала можно использовать что угодно, а не только бумагу.

Самое главное - уголок в большей степени должны делать дети (конечно, если дети очень маленькие - можно ограничиться лишь не значительными элементами с их стороны). Вожатый должен принимать в основном руководящее участие и направляющее (раздать желающим детям задания, а потом собрать все части воедино и "обработать напильником").

Как правило, в первые дни (к конкурсу уголков) делается только основа уголка, содержащая необходимые элементы, а заполняется он в течение всей смены. Перед отъездом дети просто "с руками" разбирают уголок по частям на память - так что если уголок большой, то и хватит всем по кусочку, и не будет драки. Ведь в уголке остаётся всё "жизнь" отряда за смену и каждый кусочек что-то напоминает.

Уголок обязательно должен содержать:

  • название отряда, девиз, эмблема
  • отрядная песня
  • План-сетка (рабочую пс не вешать – украшать)
  • Экран настроения
  • Забор гласности (не обязательно забор)
  • Экран чистоты, экран поведения – не делать таблицы
  • Почта
  • Законы отряда (придумать с детьми)
  • Знаменательные даты (дни рождения)
  • Дежурства отрядные и внутриотрядные
  • Детские поделки, выставки
  • Администрация (в теме смены)
    адрес лагеря

Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.

Отрядный уголок - это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Отрядный уголок - это творчество Ваше и детей, но тем не менее, есть некоторые рекомендации, которые Вам помогут: Уголок должен быть "говорящим", т.е. содержание и его рубрики должны обновляться (должны появляться новые детские рисунки, новые выпуски лагерной газеты и т.п.) В уголке должна быть всесторонне описана жизнь отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы).

В оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети.

В работе над уголком можно выделить три периода:

  • заезд ребят в лагерь в оргпериод;
  • основной период;
  • заключительный период смены.

К заезду новых ребят в уголке снимаются все рубрики. И оформляются новые временные рубрики (необходимые только для оргпериода):

"Это наш лагерь" (краткие данные о лагере);

поздравление с приездом;

законы лагеря;

адрес лагеря;

наказ ребят прошлой смены;

первые песни, лагерная песня;

план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя.

В орг.период можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.

В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда:

соревнования,

подготовка к отрядным и дружинным делам, праздникам,

участие в творческих конкурсах, смотрах.

подготовка к дежурству отряда, дежурство отряда,

жизнь отряда

поощрение детей.

В заключительный период смены может быть представлена рубрика "Как мы жили" с фотографиями или же мысли ребят о прожитых днях. Многие Воспитатели закрепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с надписью, а напоследок я скажу, а дети пишут на прощание друг другу и лагерю пожелания.

Отрядные уголки вообще-то есть, наверное, во всех лагерях, но иногда хочется внести свою особенность, отличающую их от других.

Всё творчество должно проходить совместно с отрядом. Идеальный случай, когда вам приходится только контролировать процесс, иногда давая советы и помогая где надо, но это редко случается. Чаще всего необходимо постоянно быть во всеоружии. Название отряда придумывать хорошо в первый же вечер, собрав отряд на свечку и ведя задушевную беседу. Будь у вас хоть десяток готовых проработанных названий отряда, всегда надо дать детям шанс проявить себя. Ведь если в течение смены ребёнок каждый день будет видеть произведения своего творчества, то это будет только плюс. После бурного обсуждения названия можно переходить к оформлению. Обычно название пишется крупными буквами вверху, чтоб особо не разыскивать, но всегда могут быть и исключения. Дальше уже простор для вашей фантазии, что и где помещать. Чаще всего это выливается в много больших рисунков, раскрывающих название отряда. Или один ОЧЕНЬ большой, для названий типа "Экспресс" или "Каравелла". Сам процесс творения у детей идёт "на ура". Главное, сделать это не принудительным каторжным трудом, а оказанием высокого доверия. Пусть часть делает наброски будущих рисунков, другие карандашом и ластиком создают будущий шедевр, третьи обводят его чёрным маркером, дальше кто-то разукрашивает, вырезает и лепит на стену. И ничего, если они перепачкаются в краске, замажут краской не там, где надо или нечаянно отрежут журавлю голову. Пусть этот процесс для них будет в радость, ведь они только учатся всё делать самостоятельно. Зато потом он скажет с гордостью "Это вырезал Я!!!", а не просто выскажется, что "Вожатые красиво холл оформили..."

Отдельно пройдемся по обязательным пунктам.

План на день - если за ним следить, вы будете избавлены от вечного детского вопроса "А что мы сегодня делаем?". Они будут знать, что всю информацию можно узнать в холле, и вожатого искать не надо.

План на смену – то же самое, но для долгосрочного планирования, чтобы не устраивать "Зарницы" в банный день.

Поздравляю - отмечать успехи отряда и отдельных личностей.

Список отряда - желательно в двух вариантах. Первый: все выписаны подряд, без изысков. Нужно для быстрого поиска ребёнка (родители в гости приехали, и т.д.) когда надо определить отряд. Да и вам самим пригодится, ведь если имена запомнили, то с фамилиями обычно ситуация похуже.

И второй вариант: раздельный список. Не секрет, что утром последнего дня смены стену встречают совершенно пустыми - за ночь дети себе все растаскивают на память, иногда забивая рисунок с самого начала смены. И каждому хочется оставить такую частичку у себя. Поэтому часто делают так: имя каждого ребёнка пишут на отдельном облачке, звездочке, мячике и тому подобном рисунке. Уже хорошо, есть, что забрать с собой. Можно пойти дальше. В одной из смен на каждого ребёнка можно завести своё "дело" (шуточное), в беспорядке развешенное по стене. Это и читать/рассматривать было интересно, и память о смене значительно весомее, сразу вспоминаются детали, что редко может быть с облачками. Такое дело не стыдно даже дома на стенку было повесить.

Распорядок дня - чтобы не было потом претензий, "А почему так рано спать?", или "Во сколько обед?". Всё отражено.

В это район можно вешать и другие служебные объявления. К примеру, сетку шахматного турнира, или соревнования по армрестлингу. Постоянно там будут собираться стайки детишек, обсуждая шансы того или другого кандидата. И график настроения, детский или вожатский.

Каждый холл должен нести в себе какую-то изюминку. Даже если он 10 раз красив, через пару-тройку дней будет досконально изучен и к интерес к нему охладится. Поэтому необходимо делать целые произведения искусства, на которые хочется смотреть снова и снова.

Первый вклад в оформление отрядного уголка делают именно вожатые: готовят приветственную газету - как знак доброжелательности, радостного ожидания новой встречи с ребятами. Первое такое послание должно быть максимально красочным, располагающим и информативным! Кто они - наши вожатые, чем они живут, увлекаются, о чем мечтают, почему мы можем им доверять?

Хороша рубрика “Именинники”. Если в отряде нет ребят, которые родились в эту смену, можно указать даты рождения известных писателей, актеров, музыкантов. Рекомендуем прикрепить веселенький конверт, чтобы «виновник торжества» мог найти там какую-нибудь приятную мелочь в день рождения: послания, поздравления, праздничные телеграммы от ребят и вожатых! Также можно сделать календарь (это понятнее для ребят, чем план-сетка), где были бы отражены основные ожидающие ребят мероприятия в течение смены.

Ключевое слово отрядного уголка - название и номер отряда. Нужны девиз/слоган, символ, кричалка, а лучше несколько. Очень важно, чтобы грамоты и награды, честно заработанные ребятами в различных конкурсах и соревнованиях, не пылились у вожатых на столе или у детей в шкафчиках, где они почему-то обязательно мнутся! В начале смены стоит договориться о том, что все достижения (отрядные и личные) будут вывешиваться и храниться в отрядном уголке, а в конце смены обязательно будут розданы самым активным - это хороший стимул! В отрядном уголке обязательно стоит уделить внимание тематике смены. Например, если это кинофестивальная смена, то сам уголок можно оформить в виде афиши, а также разместить там фото любимых актеров, а возможно, устроить хит-парад или рейтинг популярности. Если это международная смена, то к месту будет информация о стране, из которой приехали дети, флаг, герб и даже гимн. Если это кулинарная смена, используйте интересные рецепты. Здесь нет никаких ограничений: все, что интересно детям, может и должно применяться в отрядном уголке. В начале и в конце смены ребята обычно рисуют газеты, где пишут, соответственно, о своих ожиданиях и впечатлениях об отдыхе. Эти газеты также становятся частью отрядного уголка. Различные рисунки, пожелания, советы, письма - все это может создать неповторимый эксклюзивный стиль отрядного уголка.

Придумывайте вместе нескучные названия рубрик, лучше даже смешные, главное - привлекающие внимание, чтобы хотелось прочесть, запомнить!

Например:

· План смены/календарь – «Веселыми тропами лета», «Наша стратегия»;

· Поздравляем – «Целуем в щечку», «Гип – гип – ура»;

· Спорт – «От старта до финиша», «Назло рекордам»;

· Список отряда – «Знакомьтесь, это мы», «Наша тусовка»;

· Наша песня – «А мы поем…», «Музыкальный граммофон»;

· Адрес – «Где нас найти», «Приезжайте в гости к нам»;

· Достижения – «Страна должна знать своих героев!», «Наши взлеты и залеты»;

· Всякая всячина – «А вы знаете, что…», «Всяко разно…»;

· Скоро в отряде – «Новости», «Что пишут в газетах»;

· Законы, правила отряда – «Это должен каждый знать обязательно на “пять”», «Кодекс справедливости»;

Выводы: отрядный уголок должен быть ярким, позитивным. Состоять из множества элементов, чтобы привлечь внимание. Чем веселее, красочнее и насыщеннее он будет, тем лучше и благоприятнее будет впечатление ребят.

В конце смены ваш уголок может превратиться в “прощальный”.

Занятие № 13.

Много изменилось в жизни детей в лагере, но дети есть дети. Их по-прежнему интересуют успехи своего отряда, результаты спортивных и творческих мероприятий, любят они прочитать остроумные советы от воспитателей, сравнить оценки за чистоту в своей палате, узнать, какой сегодня день недели и прогноз погоды, кто из отряда и в чем сумел за прошедший день отличиться и что интересного будет в жизни отряда в ближайшем будущем. Об этом и многом другом ребятам рассказывает отрядный уголок. Его иногда называют и ежедневник, и информационник. Но смысл один - он отражает деятельность отряда и его участие в жизни лагеря.

Уголок - это место, где собирается вся информация, касающаяся отряда. Оформление уголка должно соответствовать названию отряда (и возрасту детей конечно же). Уголок можно разместить на одном листе ватмана, но если есть возможность - он может занимать всю стену в холле или вообще можно оформить весь холл в соответствии с названием отряда.

Помимо обязательного наполнения - в уголок можно вешать абсолютно всё, что касается отряда (Например: рисунки после конкурса карикатур, благодарности, гневные листы, карта сокровищ после поиска клада). Варианты исполнения могут быть самые разные, и ограничены только вашим воображением: плоские, объёмные, раздвигающиеся, с вращающимися частями или подвесными элементами, да и в качестве материала можно использовать что угодно, а не только бумагу.

Самое главное - уголок в большей степени должны делать дети (конечно, если дети очень маленькие - можно ограничиться, лишь не значительными элементами с их стороны). Вожатый должен принимать в основном руководящее участие и направляющее (раздать желающим детям задания, а потом собрать все части воедино и "обработать напильником").

Как правило, в первые дни (к конкурсу уголков) делается только основа уголка, содержащая необходимые элементы, а заполняется он в течение всей смены. Перед отъездом дети просто "с руками" разбирают уголок по частям на память - так что если уголок большой, то и хватит всем по кусочку, и не будет драки. Ведь в уголке остаётся всё "жизнь" отряда за смену и каждый кусочек что-то напоминает.

Уголок обязательно должен содержать:

1. Название отряда (ярко, видно)

2. Основные режимные моменты (режим дня)

3. Список детей по комнате (на дверке снаружи)

4. План отрядных и обще лагерных мероприятий

5. Забор гласности / экран настроения

6. Уголок «Сегодня»

7. Герой дня

8. Поздравления с днем рождения, грамоты.

9. Творческий список детей

10. График дежурств по комнатам (на внутренней стороне дверки)


Отрядный уголок призван: развивать активность ребят, разносторонне расширять знания, помогать в воспитании хорошего вкуса, учить культуре оформления, пробуждать интерес к жизни своего коллектива.

Отрядный уголок - это место, где постоянно работает отряд и стенд, отражающий жизнь отряда. Здесь постоянно представлены успехи и победы отряда, их фантазии, изобретательность, мастерство, это своеобразная газета, причем постоянно действующая, живая, творческая.

Отрядный уголок - это творчество Ваше и детей, но тем не менее, есть некоторые рекомендации, которые Вам помогут:

1. Уголок должен быть "говорящим", т.е. содержание и его рубрики должны обновляться (должны появляться новые детские рисунки, новые выпуски лагерной газеты и т.п.)

2. В уголке должна быть всесторонне описана жизнь отряда (самообслуживание, спорт, участие в лагерной жизни, награды, дни рождения, перспективы).

3. В оформлении уголка и обновлении содержания рубрик должны принимать участие дети. В работе над уголком можно выделить три периода:

§ заезд ребят в лагерь в оргпериод;

§ основной период;

§ заключительный период смены.

К заезду новых ребят в уголке снимаются все рубрики. И оформляются новые временные рубрики (необходимые только для оргпериода):

§ "Это наш лагерь" (краткие данные о лагере);

§ поздравление с приездом;

§ законы лагеря;

§ адрес лагеря;

§ наказ ребят прошлой смены;

§ первые песни, лагерная песня;

§ план на день и другие рубрики на усмотрение воспитателя.

В оргпериод можно провести конкурс на лучшее оформление уголка. Творческая группа отбирает лучшие предложения, обсуждают и делают макет уголка в соответствии с новым названием и девизом, раскрывая идею содержания названия своего отряда.

В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда:

§ соревнования,

§ подготовка к отрядным и дружинным делам, праздникам,

§ участие в творческих конкурсах, смотрах.

§ подготовка к дежурству отряда, дежурство отряда,

§ жизнь отряда

§ поощрение детей.

В заключительный период смены может быть представлена рубрика "Как мы жили" с фотографиями или же мысли ребят о прожитых днях. Многие Воспитатели закрепляют рядом с отрядным уголком лист ватмана с надписью, а напоследок я скажу, а дети пишут на прощание друг другу и лагерю пожелания.

Отрядные уголки вообще-то есть, наверное, во всех лагерях, но иногда хочется внести свою особенность, отличающую их от других.

Итак, покреативим… ;)

§ Отрядный уголок желательно должен полностью занимать все стены в холле;

§ Соответственно нужно попытаться обеспечивать необходимым количеством бумаги (например, рисовать вместо бумаги на старых обоях) и красками;

§ Обязательным конечно остается и наличие в отрядном уголке всех необходимых разделов: списка отряда, названия, план-сетки, Поздравляем, Позора, Сегодня в отряде (который надо заполнять каждый день, особенно в дни комиссий). Форма же разделов может быть любая;

§ На младших отрядах обычно дорисовывается в последнюю ночь перед сроком его сдачи, и обязательно всю ночь до утра (если же вы успеваете нарисовать раньше утра, то не торопитесь, рисуйте тщательней, иначе плохо получится);

§ Нельзя наносить отрядные уголки на стенку с помощью клея и даже зубной пасты, а исключительно прозрачным скотчем, и то в конце смены очень осторожно отдирайте скотч от стенки (т.е. чтобы со скотчем не отодралось и кусок этой самой стенки);

§ В течение смены очень тщательно оберегайте ваше творение от детей и других стихийных бедствий, а то, во-первых: комиссии приезжают и в конце смены, и, самое главное, в любой момент ваш отрядный уголок или какая-то его часть может понадобиться кому-нибудь для декораций какого-нибудь лагерного мероприятия или вожатского концерта.

Отрядные уголки могут быть разными:

§ красочными и красивыми (как правило, у младших отрядов);

§ краткими и лаконичными (у вожатых обделенных фантазией, либо у ленивых);

§ весьма оригинальными (например, состоящий из содержимого мусорного ведра, с фантазией прилепленный на стенку);

§ очень эффектными (сделанные с помощью волейбольной сетки, каната и т.д.);

§ долгорисуемыми (как, например, некоторые заканчивают рисовать свои уголки в конце смены, правда, получается обычно очень красиво);

Названия у отрядных уголков тоже могут быть разными:

§ простыми и ничего не означать (такие как Бригантина, Орленок и т.д.);

§ со скрытым смыслом (например: Икнодоп - прочитайте наоборот);

§ напрямую характеризующие отряд (Чугунная Елка, Блатные Сыроежки);

§ очень величественными (Весы Человечества);

§ а так же названия, придуманные самими детьми (очень редко).

Рассмотрим процесс создания уголка с детьми примерно 12-14 лет. Прежде всего, надо решить, для чего он нужен. При его создании преследуются многие цели:

1. Начать сплачивать отряд, выявляя таланты детей и привлекая на добровольной (!!!) основе к коллективному творчеству.

2. Украсить помещение, где собирается отряд. Согласитесь, глядеть на голые стены не очень интересно.

3. Получить место, где можно проводить интерактивную жизнь.

4. Отмазаться от начальства (самое последнее по значимости).

Теперь поподробнее. Что именно нужно оформлять? Например, это могут быть две стены размером 2.5*7 метров. Согласитесь, много пространства. И заполнить хотелось все. Конечно не так, чтобы стен не было видно вообще, но и лепить листок А4 на 1 кв.м. тоже не дело.

Всё творчество должно проходить совместно с отрядом. Идеальный случай, когда вам приходится только контролировать процесс, иногда давая советы и помогая где надо, но это редко случается. Чаще всего необходимо постоянно быть во всеоружии. Название отряда придумывать хорошо в первый же вечер, собрав отряд на свечку и ведя задушевную беседу. Будь у вас хоть десяток готовых проработанных названий отряда, всегда надо дать детям шанс проявить себя. Ведь если в течение смены ребёнок каждый день будет видеть произведения своего творчества, то это будет только плюс. После бурного обсуждения названия можно переходить к оформлению. Обычно название пишется крупными буквами вверху, чтоб особо не разыскивать, но всегда могут быть и исключения. Дальше уже простор для вашей фантазии, что и где помещать. Чаще всего это выливается в много больших рисунков, раскрывающих название отряда. Или один ОЧЕНЬ большой, для названий типа "Экспресс" или "Каравелла". Сам процесс творения у детей идёт "на ура". Главное, сделать это не принудительным каторжным трудом, а оказанием высокого доверия. Пусть часть делает наброски будущих рисунков, другие карандашом и ластиком создают будущий шедевр, третьи обводят его чёрным маркером, дальше кто-то разукрашивает, вырезает и лепит на стену. И ничего, если они перепачкаются в краске, замажут краской не там, где надо или нечаянно отрежут журавлю голову. Пусть этот процесс для них будет в радость, ведь они только учатся всё делать самостоятельно. Зато потом он скажет с гордостью "Это вырезал Я!!!", а не просто выскажется, что "Вожатые красиво холл оформили..."

Отдельно пройдемся по обязательным пунктам.

§ План на день - если за ним следить, вы будете избавлены от вечного детского вопроса "А что мы сегодня делаем?". Они будут знать, что всю информацию можно узнать в холле, и вожатого искать не надо.

§ План на смену – то же самое, но для долгосрочного планирования, чтобы не устраивать "Зарницы" в банный день.

§ Поздравляю - отмечать успехи отряда и отдельных личностей.

§ Позор - надеемся, этим пользоваться не придётся, но можно использовать для подстёгивания провинившихся. Только необходимо так это поставить, чтобы он не отмахивался: "Да, опять в Позоре вишу, ну и пусть", а чтобы это была небольшая трагедия для ребёнка, и повод подумать и исправиться.

§ Список отряда - желательно в двух вариантах. Первый: все выписаны подряд, без изысков. Нужно для быстрого поиска ребёнка (родители в гости приехали, и т.д.) когда надо определить отряд. Да и вам самим пригодится, ведь если имена запомнили, то с фамилиями обычно ситуация похуже.

§ И второй вариант: раздельный список. Не секрет, что утром последнего дня смены стену встречают совершенно пустыми - за ночь дети себе все растаскивают на память, иногда забивая рисунок с самого начала смены. И каждому хочется оставить такую частичку у себя. Поэтому часто делают так: имя каждого ребёнка пишут на отдельном облачке, звездочке, мячике и тому подобном рисунке. Уже хорошо, есть, что забрать с собой. Можно пойти дальше. В одной из смен на каждого ребёнка можно завести своё "дело" (шуточное), в беспорядке развешенное по стене. Это и читать/рассматривать было интересно, и память о смене значительно весомее, сразу вспоминаются детали, что редко может быть с облачками. Такое дело не стыдно даже дома на стенку было повесить.

§ Распорядок дня - чтобы не было потом претензий, "А почему так рано спать?", или "Во сколько обед?". Всё отражено.

В это район можно вешать и другие служебные объявления. К примеру, сетку шахматного турнира, или соревнования по армрестлингу. Постоянно там будут собираться стайки детишек, обсуждая шансы того или другого кандидата. И график настроения, детский или вожатский.

Каждый холл должен нести в себе какую-то изюминку. Даже если он 10 раз красив, через пару-тройку дней будет досконально изучен и к интерес к нему охладится. Поэтому необходимо делать целые произведения искусства, на которые хочется смотреть снова и снова.

Оформление уголка

Первый вклад в оформление отрядного уголка делают именно вожатые: готовят приветственную газету - как знак доброжелательности, радостного ожидания новой встречи с ребятами. Первое такое послание должно быть максимально красочным, располагающим и информативным! Кто они - наши вожатые, чем они живут, увлекаются, о чем мечтают, почему мы можем им доверять?

Также отрядный уголок традиционно содержит:

§ краткие данные о лагере (желательно с яркими фото);

§ режим дня (чтобы ребята не умучали постоянными вопросами: «А почему так рано зарядка?» или «Уже отбой???»);

§ адрес лагеря и телефон для родителей;

§ рейтинг чистоты - “Чистюльку” - так легче следить, чтобы ребята содержали комнаты в порядке, ведь кому приятно вместо улыбающейся рожицы или солнышка, клубнички и т.п., получить грустный смайлик или ядро - значки с низкой оценкой?

§ «Законы отряда» или «10 самых главных слов отряда». Это важно делать вместе с ребятами. Они сами должны отобразить здесь то, что действительно важно и ценно для них. Эти правила или договоренности будут действовать лучше навязанных взрослыми.

Хороша рубрика “Именинники”. Если в отряде нет ребят, которые родились в эту смену, можно указать даты рождения известных писателей, актеров, музыкантов. Рекомендуем прикрепить веселенький конверт, чтобы «виновник торжества» мог найти там какую-нибудь приятную мелочь в день рождения: послания, поздравления, праздничные телеграммы от ребят и вожатых! Также можно сделать календарь (это понятнее для ребят, чем план-сетка), где были бы отражены основные ожидающие ребят мероприятия в течение смены.

Ключевое слово отрядного уголка - название и номер отряда. Нужны девиз/слоган, символ, кричалка, а лучше несколько. Очень важно, чтобы грамоты и награды, честно заработанные ребятами в различных конкурсах и соревнованиях, не пылились у вожатых на столе или у детей в шкафчиках, где они почему-то обязательно мнутся! В начале смены стоит договориться о том, что все достижения (отрядные и личные) будут вывешиваться и храниться в отрядном уголке, а в конце смены обязательно будут розданы самым активным - это хороший стимул! В отрядном уголке обязательно стоит уделить внимание тематике смены. Например, если это кинофестивальная смена, то сам уголок можно оформить в виде афиши, а также разместить там фото любимых актеров, а возможно, устроить хит-парад или рейтинг популярности. Если это международная смена, то к месту будет информация о стране, из которой приехали дети, флаг, герб и даже гимн. Если это кулинарная смена, используйте интересные рецепты. Здесь нет никаких ограничений: все, что интересно детям, может и должно применяться в отрядном уголке. В начале и в конце смены ребята обычно рисуют газеты, где пишут, соответственно, о своих ожиданиях и впечатлениях об отдыхе. Эти газеты также становятся частью отрядного уголка. Различные рисунки, пожелания, советы, письма - все это может создать неповторимый эксклюзивный стиль отрядного уголка.

Выводы: отрядный уголок должен быть ярким, позитивным. Состоять из множества элементов, чтобы привлечь внимание. Чем веселее, красочнее и насыщеннее он будет, тем лучше и благоприятнее будет впечатление ребят.