Мобилизационный резерв вс рф - секретный пункт указа. Мобилизационный резерв, его предназначение

Мобилизационный резерв является федеральным запасом материальных ценностей, находящимся в исключительном ведении Правительства Российской Федерации, не подлежит приватизации, продаже в составе имущества предприятий-должников, не подлежит использованию в качестве залога и используется в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственном материальном резерве». Запасы мобилизационного резерва независимо от места их размещения являются федеральной собственностью. Они накапливаются в мирное время учреждениями, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности - Исполнителями мобилизационного плана экономики Российской Федерации в соответствии с установленными им мобилизационными заданиями.

Мобилизационный резерв формируется в целях развертывания специальных формирований и учреждений, создаваемых в установленном порядке для выполнения задач военного времени, медицинской помощи населению и личному составу войск, а также защиты населения в условиях применения современных средств поражения, ликвидации вспышек инфекционных за­болеваний.

Формирование, хранение и обслуживание мобилизационного резерва осуществляется в соответствии с Положением о мобилизационном резерве.

Управление системой мобилизационного резерва относится исключительно к компетенции Минэкономразвития России и Росрезерва по согласо­ванию с Разработчиками плана.

Исполнители плана за основу берут уста­новленное мобилизационное задание на расчетный год по развертыванию специальных формирований и учреждений здравоохранения военного вре­мени, нормы табельного оснащения медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом специальных формирований здравоохранения Российской федерации (тыловые госпитали здравоохранения и обсервационные пунк­ты), нормы обеспечения здравоохранения Российской Федерации медицин­ским имуществом для оказания населению отдельных видов медицинской помощи в военное время из расчета на 10 специализированных коек на 1 месяц работы, нормы обеспечения здравоохранения Российской Федерации медицинским имуществом для оказания медицинской помощи населению при применении противником оружия массового поражения в военное вре­мя из расчета на 1000 пораженных, номенклатуру и расчеты норм накопле­ния медицинского имущества в мобилизационном резерве для станций пе­реливания крови.

Объемы накопления материальных ценностей в мобилизационном резер­ве для обеспечения развертывания специальных формирований и учреждений устанавливаются исходя из потребности в них на 1-2 месяца работы по моби­лизационному плану экономики Российской Федерации. Если вести разговор конкретно по медсанхозимуществу, то в мобилизационный резерв закладыва­ется имущество, выпускаемое Российскими предприятиями и имеется воз­можность его освежения (за исключением средств профилактики и лечения лучевой болезни, антидотов и средств лечения пораженных отравляющими веществами, перечень которых утверждается Минздоравсоцразвития России, Минобороны России и Розрезервом, т.е. перечень имущества, подлежащего списанию по истечении установленных сроков годности, которое не может быть использовано в практическом здравоохранении мирного времени). Рас­ходное имущество закладывается исходя из квартальной потребности в нем. Все эти вопросы прорабатываются при разработке норм табельного оснаще­ния специальных формирований и учреждений здравоохранения. Потреб­ность в остальном недостающем имуществе учитывается при разработке за­явки в план расчетного года и планируется к поставке потребителям в первые 1 -2 месяца с момента ввода в действие плана расчетного года.

В мобилизационный резерв не закладываются материальные ценности, имеющие срок годности менее 12 месяцев.

Основа мобилизационных возможностей [ | ]

Мобилизационные возможности государства основываются на финансовых затратах производимых государством на следующие нужды :

  • создание золотовалютных резервов необходимых на поддержание экономики государства при военном положении;
  • создание продовольственных запасов;
  • создание резерва боевой техники, вооружения, военного имущества (боеприпасов, снаряжения, амуниции) и горюче-смазочных материалов;
  • периодическое обучение военнослужащих запаса и контроль за учётом военнообязанного контингента населения;
  • начальная военная подготовка в системе среднего и среднего специального образования;
  • подготовка и обучение офицеров запаса в гражданских вузах .

Факторы влияющие на мобилизационные возможности [ | ]

Мобилизационные возможности государства зависят от следующих факторов :

  • наличие тяжёлой промышленности и машиностроения;
  • наличие развитой транспортной структуры;
  • уровень экономического развития и тип экономики государства;
  • регулирующая роль государства;
  • количество населения государства;
  • уровень морально-психологической и общеобразовательной подготовки (грамотности) населения.

Критерии мобилизационных возможностей [ | ]

Людской ресурс [ | ]

Главным критерием мобилизационных возможностей государства является людской ресурс. Смысл критерия заключается в количестве населения, которое государство при необходимости, в состоянии мобилизовать в вооружённые силы .
Минимальный уровень мобилизационного потенциала государства для мирного времени, под которым понимается непосредственно численность личного состава вооружённых сил, составляет 0,5-1 % от общего числа населения государства. При данном показателе вооружённые силы в состоянии полноценно функционировать и развиваться, обеспечивая при этом внешнюю безопасность государства .
В случае начала широкомасштабных боевых действий, необходимый уровень мобилизационного потенциала государства оценивается от 10 до 20 % .

Военно-технический потенциал [ | ]

Под военно-техническим потенциалом подразумевается количество и качество боевой техники имеющейся в вооружённых силах.
Главными условиями наличия военно-технического потенциала считаются :

  • достаточное количество боевой техники (самолёты, вертолёты, корабли, танки, орудия, РЛС, ракетное вооружение и так далее);
  • качество боевой техники (соответствие современным требованиям, исправное состояние).

Сохранение военно-технического потенциала заключается в постоянной модернизации и разработке новых образцов вооружения, обслуживании боевой техники и создании запасов вооружения и боеприпасов к ним.

Военный бюджет [ | ]

В некоторых государствах основной упор делается не на содержание регулярных войск , а именно на систему подготовки резервистов, в которые вовлекается практически всё мужское население (милиционная армия). К примеру, в Швейцарии , по некоторым оценкам, вооружённые силы, насчитывающие 22 000 человек, способны за несколько часов мобилизовать в свои ряды 650 000 резервистов, а за двое суток - 1 700 000 резервистов .

Мобилизация резервистов [ | ]

В случае военной угрозы или начала войны, правительством объявляется частичная или всеобщая мобилизация и резервисты после их оповещения следуют в районы сбора, где под управлением представителей военного ведомства государства будут создаваться резервные воинские формирования .

В некоторых государствах в силу законодательства, массовая мобилизация резервистов может объявляться без введения военного положения и без наличия военной угрозы. Примерами таких массовых мобилизаций могут служить:

Бывают исключения в подходе к частоте мобилизации резервистов, когда она может начаться без всякой военной угрозы извне. К примеру в таких государствах как Израиль , кроме систематической переподготовки, резервисты совместно с регулярными войсками непосредственно участвуют в боевых действиях. На практике это заключается в том что любая крупная войсковая операция

Для увеличения картинки кликнуть по ней!

В составе запаса Вооруженных сил России выделяется мобилизационный людской резерв . Включение в состав резерва будет осуществляться на добровольной основе, по контракту.

В настоящее время мобилизационный резерв российской армии составляет 700 тысяч человек и состоит в основном из отслуживших солдат-срочников, сообщил начальник генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров.

По его словам, Минобороны сохраняет планы по поддержанию мобилизационного резерва. Численность контрактников в последующие годы будет увеличиться для поддержания боеспособности армии при любых условиях.

Депутаты Госдумы рассмотрели в первом чтении законопроект, в корне меняющий систему пребывания российских граждан в запасе. Как объяснил корреспонденту один из авторов документа, председатель Комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин, речь идёт о создании в России профессионального мобилизационного людского резерва , который армейское командование, руководство СВР и ФСБ призовет под свои знамена во время войны, крупных учений или чрезвычайных ситуаций.

Принудительно загонять в казарму уже отслуживших в армии людей никто не собирается. Отрывать их от дома и работы на длительный срок – тоже. Законопроект предусматривает добровольное вхождение запасников в резервное войско . Выглядеть это может следующим образом. Перед увольнением из армии командир предложит дембелю-призывнику подписать контракт, по которому вчерашний боец обязуется время от времени возвращаться в строй. Другой путь – набор контрактных резервистов через военкоматы.

Чтобы заинтересовать человека «внеурочной» службой, ему станут ежемесячно выплачивать определенную сумму . По мнению законотворцев, в зависимости от воинской специальности и армейского звания человека она может составлять 5-7 тысяч рублей в месяц. Как говорят депутаты, после значительного увеличения армейского жалования в 2012 году, финансовые показатели, скорее всего, пересмотрят.

В период сборов за резервистами сохранят их среднюю зарплату на гражданке. Кроме того, они будут получать деньги как обычные контрактники. Для таких людей хотят ввести и дополнительные выплаты, в частности, районный коэффициент и ежемесячную надбавку за непрерывное пребывание в резерве. Главное, что кошелек «партизана» станет пополняться вне зависимости от того, работает он или в данную минуту находится в воинской части.

Сегодня солдата и офицера запаса призывают в строй примерно раз в три года. Сборы длятся не более двух месяцев. Увеличивать их продолжительность нет смысла – иначе человека просто уволят с гражданской работы. Но вызывать резервистов на переподготовку нужно чаще. Авторы законопроекта надеются, что финансовые преференции вызовут у россиян интерес к мобилизационной службе. А значит, появится возможность отбирать туда действительно лучших специалистов.

Согласно документу, на заключение мобилизационного контракта пока вправе рассчитывать:
- бывшие солдаты-сержанты и прапорщики-мичманы в возрасте до 42 лет;
- младшие офицеры до капитана включительно не старше 47 лет;
- майоры, подполковники и соответствующие им морские офицеры – до 52 лет;
- полковники и капитаны 1 ранга – до 57 лет .

Установлен свой ценз и для выпускников военных кафедр гражданских вузов. Контракт на службу в мобрезерве им запретят подписывать через 15 лет после зачисления в запас и присвоения лейтенантского звания. Как и у действующих военнослужащих, первый «партизанский» контракт рассчитан на 3 года, последующие – на 5 лет.

Сформировать в России кадровый мобрезерв депутаты предлагают в несколько этапов, а начать – с создания второго фронта для Вооруженных сил. По мнению законотворцев, к 1 января 2012 года для армии и ВМФ реально набрать 4300 резервистов, а на завершающем этапе в 2014 году иметь 8600 профессиональных запасников. Затем, говорят в Госдуме, дойдет очередь до набора кадрового резерва в ФСБ и СВР.

Ну, а тех солдат и сержантов, кто перед увольнением не захочет подписывать контракт на службу в мобилизационном резерве , включат в так называемый мобилизационный ресурс. Пребывание там дополнительных денег людям не принесет. Они по-прежнему останутся военнообязанными, но вызывать на армейские сборы их будут реже, чем резервистов. А в случае чрезвычайной обстановки таких людей поставят под ружье во вторую очередь.

Журавлев С.И., кандидат юридических наук, доцент Московского государственного университета приборостроения и информатики.

Кременская М.Н., аспирант, юрист.

Статья посвящена анализу нового явления в деятельности военной организации государства - мобилизационному людскому резерву. В статье раскрываются особенности поступления на службу в резерв и заключения контракта с резервистами.

Ключевые слова: поступление на службу, прохождение службы, резерв Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный людской резерв.

On entering the mobilizable human reserve

S. Zhuravlev, M.N. Kremenskaya

This article is dedicated to the analysis of a new trend in the military activities of the state - the mobilizable human reserve. The article deals with the characteristics of entering military service as a reservist and signing contracts with reservists.

Key words: entering military service, military service, reserves of the Armed Forces of the Russian Federation, mobilizable human reserve.

В декабре 2012 г. в федеральное законодательство внесены изменения и дополнения по вопросам создания мобилизационного людского резерва <1>.

<1> Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 288-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва".

В первую очередь расширены полномочия Президента Российской Федерации в области обороны, который принимает решение о создании мобилизационных людских резервов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и устанавливает численность резервистов, а также устанавливает особенности формирования мобилизационных людских резервов в органах федеральной службы безопасности. Подпунктом 19.1 п. 3 ст. 2 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" определены порядок создания запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, запаса Службы внешней разведки Российской Федерации, запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Основные изменения по исследуемому вопросу претерпел Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", который дополнен разд. VIII.1 "Мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов".

При этом законодатель под лицом, пребывающим в мобилизационном людском резерве (далее - резервист), понимает гражданина, который пребывает в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации и поступил в мобилизационный людской резерв на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве.

Таким образом, лица, пребывающие в запасе, после увольнения с военной службы могут выбирать - продолжать им службу в мобилизационном людском резерве (далее - резерв) или пребывать в мобилизационном ресурсе. Под мобилизационным людским ресурсом понимаются граждане, пребывающие в запасе и не входящие в состав резерва.

Порядок поступления в резерв, прохождения службы в резерве, правовой статус резервиста определяются Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", Положением о порядке прохождения службы в мобилизационном людском резерве, иными нормативными правовыми актами.

При поступлении в резерв гражданин обращается в военный комиссариат по месту жительства, который направляет кандидата в резервисты для проведения медицинского и психофизиологического исследований. Проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию при поступлении в резерв осуществляется медицинскими комиссиями, проводящими освидетельствование призывников. Для органов федеральной службы безопасности установлен порядок, регулируемый ведомственными нормативными правовыми актами <2>. Разумеется, данный порядок может быть конкретизирован в дальнейшем, так как резервисты имеют свои специфические особенности при поступлении на службу в резерв.

<2> Приказ ФСБ России от 29 июня 2004 г. N 457 "Об организации военно-врачебной экспертизы в органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках"; Приказ ФСБ России от 31 декабря 1999 г. N 714 "О требованиях, предъявляемых к гражданам, поступающим на военную службу по контракту в органы федеральной службы безопасности".

Законодательством Российской Федерации определен перечень мероприятий, проводимых при приеме кандидата на службу в резерв. Частью 2 ст. 57.4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определено, что гражданин, поступающий на службу в резерв, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

Данные требования включают в себя следующее:

Законодательством и подзаконными актами разрешено устанавливать дополнительные требования к кандидатам в резервисты. Например , ст. ст. 16, 16.1, 16.2 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" выделяются дополнительные требования к сотрудникам органов федеральной службы безопасности. К числу таких требований относятся:

а) наличие деловых и личных качеств, на основании которых сотрудник способен исполнить возложенные на него обязанности;

б) наличие образования по профилю деятельности сотрудника;

в) процедура проведения специальной проверки на предмет допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Руководитель федерального органа исполнительной власти вправе установить дополнительные требования в соответствии со спецификой военной службы в конкретном ведомстве, но не противоречащие федеральному законодательству <3>.

<3> Приказ ФСБ России от 31 декабря 1999 г. N 714 "О требованиях, предъявляемых к гражданам, поступающим на военную службу по контракту в органы ФСБ".

В целях всесторонней и объективной оценки резервиста, определения его предназначения, соответствия занимаемой воинской должности и перспектив его дальнейшего пребывания в резерве проводятся процедуры аттестации и сдачи квалификационного экзамена, установленные ст. 57.5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве. При этом работа аттестационной комиссии должна проводится по правилам, установленным для поступающих на военную службу по контракту.

По окончании процедуры проверки требований к кандидату в резервисты с ним заключается контракт о пребывании в резерве (далее - контракт). Процедура заключения контракта установлена ст. 57.2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Контракт несущественно отличается от контракта о прохождении военной службы.

К содержанию контракта законодательство относит добровольность поступления гражданина в резерв и срок, в течение которого гражданин обязуется пребывать в резерве. Однако судебная практика <4> показывает, что в случае увольнения с военной службы по нарушению условий контракта со стороны военнослужащего срок военной службы суды относят к условию контракта.

<4> Обзор судебной практики Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению гражданских дел по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц за 2012 год. Официально опубликован не был.

<5> Более подробно см.: Журавлев С.И. Теоретические и правовые проблемы кадрового обеспечения пограничных органов федеральной службы безопасности: Монография. М., 2008. С. 61 - 80.

1) стороны контракта . Контракт о пребывании в резерве заключается между гражданином и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в лице командира (начальника) воинской части;

2) предмет контракта - подготовка гражданина к военной службе по мобилизации и исполнение им обязанностей военной службы в случаях, предусмотренных федеральным законодательством (например, на военных сборах);

3) права и обязанности гражданина, пребывающего в резерве. Резервист обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности. Резервист исполняет и иные обязанности, установленные Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве. Поскольку права и обязанности резервиста в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" указаны не в полном объеме, целесообразно дополнить п. 3 ст. 57.2 Закона указанием о том, что должностные права и обязанности резервиста устанавливаются его должностным регламентом;

4) срок контракта. На основании требований ст. 57.3 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" первый контракт о пребывании в резерве заключается на срок три года. Новый контракт о пребывании в резерве может заключаться на срок три года, пять лет либо на меньший срок - до наступления предельного возраста пребывания в резерве. Предельный возраст пребывания в резерве соответствует предельному возрасту пребывания в запасе, устанавливаемому для граждан из состава запаса второго разряда. Также установлен предельный возраст для заключения первого контракта в зависимости от имеющегося воинского звания: для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов - до 42 лет; для младшего лейтенанта, лейтенанта, старшего лейтенанта, капитана, капитан-лейтенанта - до 47 лет; для майора, капитана 3 ранга, подполковника, капитана 2 ранга - до 52 лет; для полковника, капитана 1 ранга - до 57 лет;

5) условие о возмещении средств федерального бюджета , затраченных на военную или специальную подготовку резервиста и размер указанных средств;

6) форма Контракта - письменная .

Контракт о пребывании в резерве вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом согласно Положению о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве и прекращает свое действие в случаях и порядке, установленных ст. 57.8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". О вступлении контракта в силу издается приказ по воинской части с указанием должности, по которой гражданин приписан к воинской части (предназначен в специальное формирование), и его воинского звания, что является основанием для начисления ему денежных выплат, предусмотренных ст. 13.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2009 г. N 286-ФЗ).

Таким образом, рассмотрев вопросы правового регулирования поступления граждан на службу в мобилизационный людской резерв, можно сделать следующие выводы:

  1. Лицом, пребывающим в мобилизационном людском резерве (резервистом) является гражданин, пребывающий в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации и поступивший в мобилизационный людской резерв на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве.
  2. Порядок поступления в мобилизационный людской резерв определяется Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", Положением о порядке прохождения службы в мобилизационном людском резерве, иными нормативными правовыми актами.
  3. К резервисту предъявляются следующие требования:

а) отсутствие гражданства (подданства) иностранного государства;

б) соответствие медицинским и профессионально-психологическим требованиям службы в резерве;

в) требования к состоянию здоровья;

г) уровень профессиональной и физической подготовки;

д) достижение возраста, при котором разрешено заключать контракт;

е) отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления;

ж) допуск к сведениям, составляющим государственную тайну (где это необходимо).

  1. К условиям контракта мы предлагаем отнести: стороны контракта; предмет контракта; срок контракта; права и обязанности сторон; условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку резервиста.

Военное ведомство серьезно озаботилось мобилизационными возможностями страны. Как заявил заместитель начальника Генштаба Василий Смирнов, в минобороны разработан законопроект, в корне меняющий систему пребывания российских граждан в запасе.

Детально обнародовать свои предложения генералы не торопятся. Зато известно, что речь идет о создании в России абсолютно новой структуры - мобилизационного резерва. Условно говоря, это будет второй фронт, который армейское командование призовет под свои знамена во время войны, крупных учений или чрезвычайных ситуаций. Кроме того, в Вооруженных силах могут появиться части, где на временной основе будут служить бывшие солдаты-срочники.


Принудительно загонять их в казарму военные не собираются, отрывать от дома и работы на длительный срок - тоже. Законопроект предусматривает добровольное вхождение запасников в резервное войско. Выглядеть это может следующим образом. Перед увольнением из армии командир предложит дембелю-призывнику подписать контракт, по которому вчерашний боец обязуется время от времени возвращаться в строй.

Чтобы заинтересовать человека службой в резерве, минобороны станет ежемесячно платить резервисту некую сумму. Сколько именно - генералы пока не уточняют. Главное, что кошелек запасника хотят пополнять вне зависимости от того, работает он в данную минуту или находится в воинской части.

Размер армейского вознаграждения и срок контракта, по-видимому, будет зависеть от воинской специальности и квалификации резервиста. Людям с дефицитными в войсках профессиями, скажем, операторам зенитных ракетных комплексов ПВО, наверняка положат больше. Ремонтникам или водителям, скорее всего, поменьше. Зато последним не придется надолго покидать семью для армейской переподготовки. Освоить "баранку" нового военного грузовика или бронетранспортера все же проще, чем вникнуть в хитросплетения электронного мозга системы ПВО. Возможно, что с некоторыми категориями бывших солдат заключать контракт вообще не потребуется. К чему платить деньги рядовому стрелку, если его огневые и тактические навыки легко восстановить на краткосрочных военных сборах.

Учитывая, что "технологичные" должности в войсках скоро займут солдаты-профи, вербовкой их гражданских дублеров на службу в резерве займутся военкоматы. В нашем запасном войске успешных бизнесменов и богатых людей - единицы. Поэтому генералы надеются, что материальная заинтересованность и традиционно благожелательное отношение к армии вчерашних солдат заставит откликнуться на инициативу минобороны немалое количество опытных военспецов. Вызывать их на переподготовку планируют всего раз в год. Так что потеря работы резервистам не грозит. Тем более что по действующему законодательству увольнять таких сотрудников запрещается. Этот запрет в новом документе наверняка сохранится. Как и обязанность работодателей выплачивать временно убывшим в армию подчиненным среднемесячную получку.

Принципиально новым моментом в жизни резервистов может стать их временная служба на некоторых объектах минобороны. В обычных гарнизонах их не ждут. После перевода всех воинских частей в категорию постоянной готовности дивизии и бригады на сто процентов укомплектовали призывниками и контрактниками.

Однако кое-где вместо сокращенных полков оставили базы хранения вооружения и военной техники. Этот арсенал задействуют при развертывании Вооруженных сил в угрожающий период. Однако, чтобы бронемашины после долгой "спячки" ездили и стреляли, ракеты взлетали в воздух, а самолеты поднимались в небо, все это хозяйство надо поддерживать в боеготовом состоянии. Такую задачу как раз и хотят возложить на резервистов.

Как заметил Василий Смирнов, в штате каждой базы хранения есть 6 военных должностей и несколько гражданских. Смысла назначать туда военных профессионалов в Генштабе не видят - они нужны в линейных частях. Комплектовать базы новобранцами - себе дороже: солдаты-неумехи только испортят технику. А вот держать на ротационной основе опытных специалистов резерва - самое то.

Другой мобилизационной новацией может стать привлечение бывших солдат к ликвидации последствий техногенных катастроф и природных катаклизмов.

Свежий взгляд на организацию армейской службы и подготовку мобилизационного резерва руководство минобороны первоначально хотело изложить в двух новых законах - о военной службе и о воинской обязанности. Однако желание генералов развести призывные и служебные вопросы не нашло поддержки. В итоге Госдума будет рассматривать единый законопроект.

Формирование резерва - общепринятая практика ведущих западных стран. Его штат в Германии, Франции, Великобритании и США превышает численность вооруженных сил. К примеру, в Америке роль "второго фронта" играет Национальная гвардия. Кроме того, собственными людскими запасами обладают армия и ВВС. В министерстве ВМС резерв поделен между флотом, морской пехотой и береговой охраной.

Службу в резерве американцы проходят добровольно, обязательно подписывая с военными контракт.

Между тем

Не исключено, что к мобилизационным инициативам Генштаба у депутатов возникнут вопросы. Тем более что среди законодателей есть сторонники других вариантов формирования военного резерва. В том числе - по типу белорусского. В этой стране уже 6 лет практикуется следующая схема подготовки "второго фронта". Туда набирают не бывших военнослужащих, а призывную молодежь. Человеку достаточно написать заявление в военкомат с подробным объяснением причин невозможности проходить обычную службу солдатом. Затем получить у медиков справку о хорошем здоровье. Если аргументы заявителя в комиссариате сочтут вескими, его зачислят в мобилизационный резерв. Служба там проходит фактически без отрыва от основной работы. Призывника в течение года, двух или трех лет (срок зависит от его образования и уровня военной подготовки) вызывают на учебу по военно-учетной специальности в одну из армейских частей. Затем наступает этап длительного пребывания в резерве с эпизодической переподготовкой на военных сборах.

Схема выглядит привлекательной. Однако есть серьезный аргумент против ее внедрения в российскую практику. Службу в резерве соседи ввели из-за избытка призывников, которых можно поставить в действующий строй. У нас в стране, как известно, новобранцев всегда не хватает.