Конспект урока по литературному чтению на тему "Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона. А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему Технологическая карта урока а блок сны
















Включить эффекты

1 из 16

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация на тему "Александр Блок" рассказывает о русском поэте, писателе, публицисте, драматурге, переводчике, литературный критик. Классик русской литературы 20 столетия. Рассматриваются такие произведения Блока, как "Ветхая избушка", "Ворона", "Сны".

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

Слайд 1

Слайд 2

Цели урока:

  • ознакомиться с жизнью и творчеством А. Блока;
  • учиться понимать и читать стихи поэта;
  • прививать любовь и интерес к поэзии.

Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты - большой.
Ишь, задравши головенку,
Рвется прочь он всей душой…

Ты представь такую штуку -
Если б толстый бегемот
Захотел с тобой от скуки
Поиграть бы в свой черед?

Взял тебя бы крепко в лапу,
Языком бы стал лизать.
Ух, как стал бы звать ты папу,
И брыкаться, и кричать!..

Ты снеси утенка к утке,
Пусть идет купаться в пруд.
Лапы мальчика не шутки,
Чуть притиснешь - и капут.

Слайд 3

Воробей мой, воробьишка!

Серый-юркий, словно мышка.
Глазки - бисер, лапки - врозь,
Лапки - боком, лапки - вкось...
Прыгай, прыгай, я не трону -

Видишь, хлебца накрошил...

Двинь-ка клювом в бок ворону,
Кто ее сюда просил?
Прыгни ближе, ну-ка, ну-ка,
Так, вот так, еще чуть-чуть...

Ветер сыплет снегом, злюка,

И на спинку, и на грудь.
Подружись со мной, пичужка,
Будем вместе в доме жить,
Сядем рядышком под вьюшкой,

Будем азбуку учить...

Ближе, ну еще немножко...
Фурх! Удрал... Какой нахал!
Съел все зерна, съел все крошки
И спасибо не сказал.

Слайд 4

«Слоник, слоник, настоящий слон живой,-
Отчего ты всё качаешь головой?»-
«Оттого что, потому что, потому -
Всё я думаю, дружок, и не пойму...
Не пойму, что человек, такой малыш,
Посадил меня в клетушку, словно мышь...

Ох, как скучно головой весь день качать!
Лучше бревна дали б, что ли, потаскать...»

- «Слоник, слоник, не качай ты головой!
Дай мне лучше поскорее хобот свой...
Я принес тебе из бархата слона,
Он хоть маленький, но милый. Хочешь? На!
Можешь мыть его, и нянчить, и лизать...
Ты не будешь головой теперь качать?..»

Слайд 5

Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю:

Кончил учитель урок,
Мирно сидит на крылечке.
Звонко кричит пастушок.
Скачут барашки, овечки.
Солнце за горку ушло,
Светит косыми лучами.
В воздухе сыро, тепло,
Белый туман за прудами.
Старый учитель сидит,
Верно, устал от работы:
Много трудов и заботы.

Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт .

Слайд 6

Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.)

Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.)

Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею - первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помешал в нем свои стихи, рассказы, очерки.

Слайд 7

Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.

Зая серый, зая милый,
Я тебя люблю.
Для тебя-то в огороде
Я капустку и коплю.

Жил на свете котик милый,
Постоянно был унылый,
Отчего - никто не знал,
Котя это не сказал.

Слайд 8

ВЕТХАЯ ИЗБУШКА

Ветхая избушка
Вся в снегу стоит.
Бабушка-старушка
Из окна глядит.
Внукам-шалунишкам
По колено снег.
Весел ребятишкам
Быстрых санок бег...
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом...
В снежном доме будет
Резвая игра...
Пальчики застудят,
-По домам пора!
Завтра выпьют чаю,
Глянут из окна
-Ан уж дом растаял,
На дворе - весна!

Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно?

Как вы понимаете выражение - «ветхая избушка»?

ВЕТХИЙ- разрушающийся от старости, дряхлый.

ВЕТХАЯ ИЗБУШКА

Слайд 9

Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью?

Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям

Весел ребятишкам
Быстрый санок бег...
Бегают, смеются,
Лепят снежный дом,
Звонко раздаются
Голоса кругом...

Слайд 10

Физкультминутка

«Смотрелки».

Закрыть глаза, сильно зажмуриться на 15-20 сек. Открыть глаза, посмотреть вдаль, т.е. задуматься. При открытых глазах сделать массаж двух точек (внутренний конец бровей): погладить точки (до 5 сек.) а потом надавить на них (20-30 сек.). Закрыть глаза, вдох – носом: шумный, мощный короткий; выдох – со звуком «ах», «ух». Расслабить мышцы лица, т.е. отпустить нижнюю челюсть, дышать спокойно.

«Рисовать брови».

Закрыть глаза, тёплыми пальцами «нарисовать» под бровями дугу. «Рисовать» от носа к вискам. На виски не давить (10-15 раз). «Рисовать» так же, но над бровями. Открыть глаза, посмотреть вдаль.

Слайд 11

Работа над стихотворением «Сны»

Прежде чем мы приступим к чтению следующего стихотворения, которое тоже написал Александр Александрович Блок, разберем непонятные слова.

Найдите значение слов:

  1. ЛАМПАДКА -
  2. ВНЕМЛЮ -
  3. ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ -
  4. ПОКРОВ -
  • небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой;
  • слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием;
  • дремота -полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза;
  • верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.
  • Слайд 12

    Сны

    Читаем цепочкой

    И пора уснуть, да жалко,
    Не хочу уснуть!
    Конь качается качалка,
    На коня б скакнуть!

    Луч лампадки, как в тумане,
    Раз-два, раз-два, раз!..
    Идет конница... а няня
    Тянет свой рассказ...

    Внемлю сказке древней,
    древней О богатырях,
    О заморской, о царевне,
    О царевне... ах...
    Раз-два, раз-два!

    Конник в латах
    Трогает коня
    И манит и мчит куда-то
    За собой меня...

    За моря, за океаны
    Он манит и мчит,
    В дымно-синие туманы,
    Где царевна спит...

    Спит в хрустальной, спит в кроватке
    Долгих сто ночей,
    И зеленый свет лампадки
    Светит в очи ей...

    Под парчами, под лучами
    Слышно ей сквозь сны,
    Как звенят и бьют мечами
    О хрусталь стены...

    С кем там бьется конник гневный,
    Бьется семь ночей?
    На седьмую - над царевной
    Светлый круг лучей...

    И сквозь дремные покровы
    Стелятся лучи,
    О тюремные засовы
    Звякают ключи...

    Сладко дремлется в кроватке.
    Дремлешь? -
    Внемлю... сплю.
    Луч зеленый, луч лампадки,
    Я тебя люблю!

    Слайд 13

    Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал?
    Прочитайте стихотворение выразительно.
    «Иван- красавица» и др.
    Стихотворение И. Сурикова «Детство».

    1. Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение?
    2. Какое настроение передано в стихотворении?

    Сонное, сказочное, волшебное.

    Слайд 14

    Чтение стихотворения «Ворона» (читает учитель)

    Вот ворона на крыше покатой
    Так с зимы и осталась лохматой...
    А уж в воздухе - вешние звоны,
    Даже дух занялся у вороны...
    Вдруг запрыгала в бок глупым скоком,
    Вниз на землю глядит она боком:
    Что белеет под нежною травкой?
    Вот желтеют под серою лавкой
    Прошлогодние мокрые стружки...
    Это все у вороны - игрушки.
    И уж так-то ворона довольна,
    Что весна, и дышать ей привольно!..
    Сны раздумий небывалых
    Стерегут мой день.
    Вот видений запоздалых
    Пламенная тень.

    Слайд 15

    • Как вы поняли, о чем это стихотворение?
    Прочитайте выразительно.
    В стихотворении говорится о вороне, о наступлении весны.
    • Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово(эпитет) помогает поэту изобразить ворону?

    Здесь ему помогает слово лохматой.

    • Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок?

    Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, Вниз на землю глядит она боком.

    • Была любопытна?
    • Вниз на землю глядит она боком: что белеет под нежною травкой?
    • Какая радость у вороны? В каких строках это выражено?

    Вон желтеют под серою лавкой Прошлогодние мокрые стружки... Это все у вороны - игрушки. И уж так-то ворона довольна, Что весна, и дышать ей привольно!..

  • Слайд 16

    Итог урока

    1. В каком возрасте А. Блок написал первые стихотворения?
    2. Какое стихотворение А. Блока больше всего понравилось?

    Домашнее задание:

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Цели урока:

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Конкурс чтецов стихов С. Черного.

    Кончил учитель урок,
    Мирно сидит на крылечке.
    Звонко кричит пастушок.
    Скачут барашки, овечки.
    Солнце за горку ушло,
    Светит косыми лучами.
    В воздухе сыро, тепло,
    Белый туман за прудами.
    Старый учитель сидит, -
    Верно, устал от работы:
    Много трудов и заботы.

    2. Рассказ учителя о поэте.

    Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.)

    В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.

    Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. В пять лет Блок сочинял стихи в таком роде:

    Зая серый, зая милый,
    Я тебя люблю.
    Для тебя-то в огороде
    Я капустку и коплю.

    Жил на свете котик милый,
    Постоянно был унылый, -
    Отчего - никто не знал,
    Котя это не сказал.

    Прочитайте его имя.

    избушка».)




    очень весело играть зимой. Он говорит:

    Весел ребятишкам
    Быстрый санок бег...
    Бегают, смеются,
    Лепят снежный дом,

    Прочитайте стихотворение выразительно.

    IV. Физкультминутка

    V. Продолжение изучения темы

    После чтения:


    царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая
    красавица» и др.)


    волшебное.)

    3. Выборочное чтение.



    слово лохматой.)

    Прочитайте выразительно.

    VI. Итог урока

    Домашнее задание

    1. Выучить стихотворение «Ветхая избушка» или «Ворона».

    Урок 60. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

    Цели урока: ознакомить с жизнью и творчеством А. Блока; учить детей понимать и читать стихи поэта; прививать любовь и интерес к поэзии.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Проверка домашнего задания

    Конкурс чтецов стихов С. Черного.

    III. Введение в тему. Ознакомление с жизнью и творчеством поэта

    1. Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Блока.

    Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю:

    Кончил учитель урок,
    Мирно сидит на крылечке.
    Звонко кричит пастушок.
    Скачут барашки, овечки.
    Солнце за горку ушло,
    Светит косыми лучами.
    В воздухе сыро, тепло,
    Белый туман за прудами.
    Старый учитель сидит, -
    Верно, устал от работы:
    Много трудов и заботы.

    Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.).

    2. Рассказ учителя о поэте.

    Александр Александрович Блок (1880-1921 гг.)

    Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею -первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редак¬тором, и главным художником, и главным автором - помешал в нем свои стихи, рассказы, очерки.

    В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.

    Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его сти¬хи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.

    Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. В пять лет Блок сочинял стихи в таком роде:

    Зая серый, зая милый,
    Я тебя люблю.
    Для тебя-то в огороде
    Я капустку и коплю.

    Жил на свете котик милый,
    Постоянно был унылый, -
    Отчего - никто не знал,
    Котя это не сказал.

    3. Работа над стихотворением «Ветхая избушка».

    Откройте учебник на странице 50. Рассмотрите портрет поэта.

    Прочитайте его имя.

    Прочитайте название стихотворения. (Дети читают: «Ветхая

    избушка».)

    Как вы понимаете это выражение - «ветхая избушка»? ВЕТХИЙ- разрушающийся от старости, дряхлый.

    Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь

    в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что дей¬

    ствие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей.)

    2. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
    - Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или
    грустью? (Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям
    очень весело играть зимой. Он говорит:

    Весел ребятишкам
    Быстрый санок бег...
    Бегают, смеются,
    Лепят снежный дом,
    Звонко раздаются Голоса кругом...) .

    Прочитайте стихотворение выразительно.

    IV. Физкультминутка

    V. Продолжение изучения темы

    1. Работа над стихотворением «Сны».

    Прежде чем мы приступим к чтению следующего стихотворения, которое тоже написал... (Александр Александрович Блок), разберем непонятные слова. Найдите значение слов:

    • ЛАМПАДКА - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой;
    • ВНЕМЛЮ - слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием;
    • ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ- дремота -полусон, состояние, при ко¬тором хочется спать и невольно закрываются глаза; ПОКРОВ - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.

    Чтение стихотворения учителем.

    После чтения:

    Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал? (Да, стихотворение И. Сурикова «Детство».)

    Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-
    царевич и серый волк», «Сказка о мертвой царевне...», «Спящая
    красавица» и др.)

    Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное,
    волшебное.)

    Прочитайте стихотворение выразительно.

    2. Чтение стихотворения «Ворона».

    Учитель выразительно читает стихотворение.

    3. Выборочное чтение.

    Как вы поняли, о чем это стихотворение? (В стихотворении
    говорится о вороне, о наступлении весны.)

    Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово
    (эпитет) помогает поэту изобразить ворону? (Здесь ему помогает
    слово лохматой.)

    Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок? (Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, Вниз на землю глядит она боком.)

    Была любопытна. (Вниз на землю глядит она боком: что белеет под нежною травкой?)

    Какая радость у вороны? В каких строках это выражено?

    (Вон желтеют под серою лавкой Прошлогодние мокрые стружки... Это все у вороны - игрушки. И уж так-то ворона довольна, Что весна, и дышать ей привольно!..)

    Прочитайте выразительно.

    VI. Итог урока

    В каком возрасте А. Блок написал первые стихотворения?

    Какое стихотворение А. Блока больше всего понравилось?

    Домашнее задание

    1. Выучить стихотворение «Ветхая избушка» или «Ворона».
    Скачать конспект

    1 . Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Блока.

    Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю:

    Кончил учитель урок, В воздухе сыро, тепло,

    Мирно сидит на крылечке. Белый туман за прудами.

    Звонко кричит пастушок. Старый учитель сидит, -

    Скачут барашки, овечки. Верно, устал от работы:

    Солнце за горку ушло, Завтра ему предстоит

    Светит косыми лучами. Много трудов и заботы.

    Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок. С жизнью и творчеством этого поэта мы познакомимся сегодня на уроке. (Слайд 2)

    2. Рассказ учителя о поэте.

    Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею - первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки.

    Шахматово неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Блока. Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с тех пор, он проводил в ней каждое лето на протяжении 36 лет из неполных прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли свое воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Этот уголок средней России называют его духовной Родиной. Здесь написано около 300 стихотворений. (Слайд №4)

    В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.

    Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.

    Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. Поэтические произведения Александра Блока переведены на многие языки мира. (Слайд №5)

    Памятник А. А. Блоку в Москве во дворе дома 8 по улице Спиридоновка. (Слайд №6)

    3. Работа над стихотворением «Ветхая избушка»

    (Слайд №7)

    • Дети слушают стихотворение
    • Работа над содержанием

    Как вы понимаете выражение - «ветхая избушка»?
    ВЕТХИЙ - разрушающийся, негодный от старости; дряхлый.

    Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей).

    • Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

    Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? (Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой).

    • Прочитайте стихотворение выразительно.

    Литературное чтение

    Тема . А. А. Блок. «Сны», «Ворона».

    Планируемые результаты:

    Предметные:

    Представлять картины, изображенные в стихотворении;
    - читать выразительно, отражая настроение стихотворения.

    Личностные результаты

    Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

    Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    Метапредметные результаты

    Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

    Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    Цели : продолжать знакомить учащихся с творчеством А. Блока; прививать интерес к литературе, любовь к поэзии; работать над развитием мышления, выразительной речи учеников.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    На доску вывешиваются рисунки к стихотворению А. Блока «Ветхая избушка».

    – Мы видим веселых, счастливых детей, которые «лепят снежный дом», резво катятся с горы на санках, а старая бабушка, наблюдая за ними, наверное, вспоминает свое детство. А какие ваши любимые зимние игры?

    – Знакомо ли вам состояние, испытываемое ребятишками из стихотворения А. Блока?

    Учащиеся рассказывают стихотворение наизусть.

    III. Изучение нового материала.

    – Набегавшись и наигравшись вволю, хорошо погреться дома у теплой печки, а затем, забравшись на печку или удобно устроившись в кроватке, с замиранием сердца слушать сказку, рассказанную доброй бабушкой или нянюшкой. Об этом стихотворение А. Блока «Сны».

    Учитель выразительно читает стихотворение.

    – Почему мальчик любит «луч зеленый, луч лампадки»? (Потому что засветив лампадку, няня начинает рассказывать сказку, которую он с нетерпением ждет.)

    – Почему ему «жалко уснуть»? (Он боится пропустить хоть одно слово из сказки.)

    Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, сказочное, волшебное.)

    С л о в а р н а я р а б о т а:

    ЛАМПАДКА - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой;

    ВНЕМЛЮ - слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием;

    ДРЁМНЫЕ ПОКРОВЫ - дремота - полусон, состояние, при котором хочется спать и невольно закрываются глаза;

    ПОКРОВ - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.

    Упражнение в чтении стихотворения .

    – У Саши Черного мы читали стихотворение о воробье, а вот Александр Блок написал стихотворение о другой птице, которую так же часто можно встретить в любом дворе, а стихотворение так и называется – «Ворона».

    – Прочитайте стихотворение друг другу.

    Работа в парах .

    – Какой вы представили себе ворону?

    – Отчего она «запрыгала… глупым скоком»? (о т радости, что наступила весна.)

    – Прочитайте строки, подтверждающие ваше мнение.

    Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное слово (эпитет) помогает поэту изобразить ворону? (Здесь ему помогает слово лохматой.)

    Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, переваливаясь с боку на бок?

    – Как поэт относится к вороне? (Немножко подшучивает над ней (так с зимы и осталась лохматой; даже дух занялся у вороны; запрыгала вбок глупым скоком), но все же он рад, что ворона пережила все тяготы и невзгоды зимы и встретила долгожданную весну.)

    Словарная работа

    покатая - наклонная поверхность вешние звоны - весенние звоны

    привольно - свободно

    IV. Итог урока.

    – Какое настроение осталось у вас от урока?

    – Что особенно понравилось?

    Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворений А. Блока «Сны» и «Ворона» (с. 51–54,), по желанию сделать рисунки к одному из стихотворений.

    Родился и воспитывался А.Блок в доме, который принадлежал Петербургскому университету, в дворянской профессорской семье. Родители поэта – мать: Александра Андреевна Бекетова и отец: Александр Львовича Блок. Они разошлись, когда ему не было и двух лет, мать вернулась в дом своего отца Андрея Николаевича Бекетов. Детство будущего поэта в основном проходило в подмосковном имении деда Шахматова. В семье Бекетовых многие занимались литературным трудом, писали книги и занимались переводами. Поэтому, неудивительно, что Блок начал сочинять стихи в раннем возрасте, лет с пяти. Позже, будучи гимназистом, он издавал рукописные журналы, а с шестнадцати лет начал писать всерьез. В 1898 году он окончил Петербургскую Введенскую гимназию и поступил в университет на юридический факультет. В 1903 году он женится на Любови Дмитриевне Менделеевой 1905 г. – первая книга «Стихи о Прекрасной Даме» В 1906 – 1908 году А.Блок становится профессиональным литератором. Имя его приобретает известность. Выходят в свет новые сборники его стихов «Нечаянная радость», «Снежная Маска», «Земля в снегу» и другие.1921 год – скончался, похоронен на кладбище в Санкт-Петербурге.

    Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством А. Бло­ка; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

    Планируемые результаты:

    Оборудование: портрет и выставка книг А. Блока; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Проверка домашнего задания

    Чтение стихотворения «Ветхая избушка» наизусть.

    III. Работа по теме урока

    Прогнозирование произведения А. Блока «Сны»

    Прочитайте название следующего стихотворения А. Блока. Рассмотрите иллюстрацию к нему. Предположите, о чем может рассказать нам автор этого стихотворения.

    Ребята, а какие сны снятся вам? (Рассказы детей.)

    Работа над стихотворением «Сны»

    Прежде чем мы приступим к чтению стихотворения, раз­берем непонятные слова.

    Лампадка - небольшой сосуд с фитилем, который зажигают перед иконой.

    Внемлю - слушаю, отношусь к чему-либо с большим вниманием.

    Дрёмные покровы - дремота - полусон, состояние, при кото­ром хочется спать и невольно закрываются глаза.

    Покров - верхний наружный слой, покрывающий что-нибудь.

    (Чтение стихотворения учителем. Вопросы после чтения.)

    Не напомнило ли вам это стихотворение другое, которое мы с вами читали? Кто его написал? (Да, стихотворение И. Сурикова «Детство».)

    Какие сказки вы вспомнили, читая это стихотворение? («Иван-царевич и Серый Волк», «Сказка о мертвой царев­не...», «Спящая красавица» и др.)

    Какое настроение передано в стихотворении? (Сонное, ска­зочное, волшебное.)

    Прочитайте стихотворение выразительно.

    IV. Физкультминутка

    Поработали мы дружно,

    Отдохнуть немного нужно.

    Дружно встанем, тихо сядем

    Наступает, наступает,

    Наступает тишина.

    V. Продолжение работы по теме урока

    Чтение стихотворения «Ворона»

    (Учитель выразительно читает стихотворение.)

    Выборочное чтение

    Как вы поняли, о чем это стихотворение? (В стихотворении говорится о вороне, о наступлении весны.)

    - Перечитайте первые две строчки. Какое выразительное сло­во (эпитет) помогает поэту изобразить ворону? (Лохматой.)

    Как двигается ворона: медленно, торопливо, вскачь, пе­реваливаясь с боку на бок? (Вдруг запрыгала вбок глупым скоком, / Вниз на землю глядит она боком.)



    - Какая радость у вороны? В каких строках это выражено? (Вон желтеют под серою лавкой / Прошлогодние мокрые стружки... / Это все у вороны - игрушки. / И уж так-то ворона довольна, / Что весна, и дышать ей привольно!..)

    Выразительное чтение стихотворения

    VI. Рефлексия

    VII. Подведение итогов урока

    Вы прочитали три стихотворения Саши Черного. О ком они: о животных или о людях? Что объединяет произведения?

    Домашнее задание Выучить стихотворение, которое больше всего понравилось.

    Урок 83. С. Есенин «Черемуха»

    Цели: ознакомить учащихся с биографией и стихотворением «Черемуха» С. Есенина; учить понимать и чувствовать окружаю­щую природу; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

    Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; читать стихотворение, отражая настроение; находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.

    Оборудование: портрет и выставка книг С. Есенина; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    II. Речевая разминка

    Прочитайте пословицу.

    Никакое искусство не достигнет природы.

    Как вы ее понимаете?

    Прочитайте по слогам (еще: с ускорением, с вопроситель­ной интонацией, с утвердительной, с веселой).

    Прочитайте выразительно.

    III. Проверка домашнего задания

    (Дети читают стихи наизусть.)

    IV. Физкультминутка

    Полетели листья,

    Листья-огоньки.

    Все летали, все летали,

    Листья-мотыльки.

    На дорожку прилетали,

    Тихо все опали.

    V. Работа по теме урока

    Беседа о поэте

    Белая береза

    Под моим окном

    Принакрылась снегом

    Точно серебром...



    Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина. Он с читал, что «писать для детей - надо особый дар иметь». Поэтому специальных «детских» стихов у него очень мало...

    Сергей Александрович Есенин (1895-1925) родился под Рязанью в селе Константиново.

    В раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу - он чувствовал себя частью этой природы. Потому как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о природе. А писать он начал рано - в девять лет.

    Есенина отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха.

    Вот ворона на крыше покатой
    Так с зимы и осталась лохматой…

    А уж в воздухе — вешние звоны,
    Даже дух занялся у вороны…

    Вдруг запрыгала вбок глупым скоком,
    Вниз на землю глядит она боком:

    Что белеет под нежною травкой?
    Вон желтеют под серою лавкой

    Прошлогодние мокрые стружки…
    Это все у вороны — игрушки,

    И уж так-то ворона довольна,
    Что весна, и дышать ей привольно!..

    Анализ стихотворения «Ворона» Блока

    Александр Александрович Блок, символист, певец Прекрасной дамы, в 1913 году опубликовал цикл произведений для детей, среди которых одно из самых характерных – «Ворона».

    Стихотворение написано осенью 1912 года. Его автору исполнилось 32 года, он женат, известен, постоянно находится в творческом поиске. Путешествовал по Европе, был впечатлен гибелью «Титаника». По жанру – стихи о природе, по размеру – трехстопный анапест с парной рифмой, 6 строф. Стихи написаны специально для детей. Интонация направлена на то, чтобы вызвать сопереживание, отклик в детском сердце. При этом всего одно восклицание, большинство строф оканчивается задумчивым многоточием. Нелепая, обыденная птица должна не насмешить ребятишек, а растрогать. В каждом двустишии – комичная черточка, описывающая ворону. «Так с зимы и осталась лохматой»: еще мерзнет, простужается, не распушила перышки. «Дух занялся»: фразеологический оборот, означающий примерно то же, что и строка басни И. Крылова «в зобу дыханье сперло». То есть, забыла важничать, пришла в неописуемое волненье от «вешних звонов». «Глупым скоком»: у этой птицы особое, сближенное строение пальцев лапок, отчего она и передвигается вперевалку, бочком. Вообще, ворона известна своей страстью к играм, развлечениям и шалостям.

    Единственный вопрос в 4 строфе: что белеет под травкой? И тут же птица переключается на другое: вон желтеют мокрые стружки. «Это все – игрушки»: птица умеет сама себя занять, любопытство ее безгранично. «Довольна, что весна, и дышать ей привольно!» Вопрос о пропитании не стоит, ей хочется познавать мир, наблюдать и забавляться. Лексика нейтральная и просторечная, все рифмы открытые, кроме третьего двустишия. Инверсия (измененный порядок слов): глядит она. Эпитеты просты, реалистичны, их немного: лохматой, глупым, нежною. Повтор: что. Ребенок невольно учится у героини стихотворения любознательности, умению радоваться простым вещам, разделять эмоции не только с людьми, но и с природой. Автор отлично знает, что сокровища малышей из их карманов напоминают незатейливые игрушки вороны. Нарисованная поэтом картинка проста, но включает в себя все базовые представления о весне как времени года. Собственно, произведение создавалось для сборника с дидактическим уклоном «Круглый год».

    В детстве и юности А. Блок каждое лето проводил в усадьбе матери Шахматово. Впечатления тех счастливых лет легли в основу зарисовки «Ворона».