Кластерный подход в профессиональном образовании. Управление современной школой на примере создания образовательного кластера Теоретические основания образовательнойдеятельности кластера

Одним из современных типов организации учебного процесса являются образовательные кластеры. Но прежде чем говорить о том, что такое кластер в образовании, следует разобраться с основным понятием. Кластер – это объединённые группы с объектами, которые связанны друг с другом и выделяются по какому-либо общему признаку.

Кластер в образовании – открытая система образовательных, производственных, научных, проч. органов с формами образовательной деятельности в определённых областях (нанотехнологии, робототехника, ресурсосбережение). Эта совокупность осуществляет связь через сеть, что позволяет значительно увеличить образовательные ресурсы в системе.

В чём преимущества образовательного кластера?

Если с определением кластера в образовании всё понятно, то возникает следующий вопрос.

  1. Возможность использования ресурсов участников кластера (материальная база, кадры и проч.).
  2. Введение в сферу образования наиболее современного предметного и технологического содержания.
  3. Преемственность образования разных уровней.
  4. Построение индивидуальных траекторий профориентации.
  5. Непрерывное «погружение» обучающихся в область их будущей профессиональной деятельности.

Структура кластера в образовании

Чаще всего центральное и значимое место в кластере занимает университет, который объединяет учебные заведения и образовательную ситуацию. Это усиливает науку и её единство с практикой.

Взаимодействие членов образовательного кластера даёт такие возможности, как:

  • отбор и систематизирование содержания педагогического образования, учитывая интересы всех субъектов образовательного кластера;
  • организация многоуровневого и непрерывного профессионального образования;
  • после выпуска гарантия трудоустройства по выбранной специальности при ясной перспективе карьерного роста;
  • стимул к улучшению материальной базы образовательных заведений;
  • формирование и усовершенствование грамотного профессионализма;
  • стимуляция профессионального роста педагогов в образовательных учреждениях.

В высших и средних учебных заведениях педагогическими коллективами выполняются актуальные исследования, суть которых заключается в теории и практике образования и во внедрении полученных результатов в образование.

9.1. Отражение мирового системного кризиса в образовании

Социально-культурные, эколого-экономические и ресурсно-технологические проблемы современной цивилизации открыто свидетельствуют о системном кризисе, который, как полагает ряд исследователей (Дж. Боткин, Н.Н.Моисеев, А. Печчеи, С.Хантигтон и др.), носит антропологический характер. Современное общество функционирует в условиях перманентного экологического кризиса; все его социокультурные проблемы связаны с нарастающей технократизацией культуры, падением уровня духовности, ориентацией на рост материальных потребностей. Эти тенденции, характерные в целом для современной мировой цивилизации, находят свое специфическое отражение на региональном и локальном уровнях и, преломляясь сквозь призму природно-климатических, эколого-экономических, политико-правовых, демографических, этнонациональных и других особенностей, проявляются в жизни населения отдельных регионов. И Тюменская область в этом плане не исключение, но особую роль в Западно-Сибирском регионе обретает подготовка инженерно-технических работников для ресурсных сфер - геологоразведка, нефтегазодобыча, энергетика.

Специфика складывающихся здесь социокультурных проблем обусловлена рядом ее отличительных особенностей :

Огромная территория, на которой располагаются 3 равноправных субъекта Российской Федерации (Ханты-Мансийский, Ямало-Ненецкий автономные округа и, собственно, сама Тюменская область), протянувшаяся с юга на север почти на две тысячи километров и включающая пять природно-климатических зон;

Неоднократная за последние сорок лет смена концепций развития региона, отставание темпов становления его социальной инфраструктуры от темпов хозяйственного освоения природы,

Сырьевой характер хозяйства, направленный на добычу и транспортировку углеводородного сырья, монопрофильность производств и связанная с этим мировоззренческая установка людей на временность проживания на территории;



Особенности демографических процессов, высокий уровень миграции, приток населения из других областей России и ближнего зарубежья, многонациональный и многоконфессиальный состав населения, сравнительно невысокий уровень культуры;

Активное социально-культурное строительство в северных городах, в которых еще только начинает складываться инфраструктура, и невысокие его темпы в малых городах юга с давними культурными традициями;

Высокий духовный потенциал и культурные традиции старых городов региона с четырехсотлетней историей и, прежде всего, г. Тобольска, который до начала XIX века был столицей всего Сибирского края;

Наличие достаточно большого количества самостоятельных профессиональных учебных заведений (большинство вузов - 11 находятся на юге, при этом 8 - в г. Тюмени, 4 - в автономных округах), среди них 4 педагогических института, множество филиалов вузов из крупных образовательных центров России.

9.2. Роль профессионального образования в преодолении кризиса

Преодоление кризиса и переход общества к устойчивому развитию связаны, в первую очередь, с формированием качественно новой культуры человечества. Культурологический подход переводит решение проблемы в сферу образования, приоритетной задачей которого становится воспитание у каждого человека внутренней убежденности в необходимости добровольного следования стратегии устойчивого развития. Это определяет роль системы высшего образования в преодолении кризисных явлений: формирование новой генерации специалистов с высоким уровнем общей и профессиональной культуры, глобальным мышлением и высоконравственным сознанием, способных практически осуществлять идеи коэволюции природы и общества. Особую миссию при этом несут технические образовательные учреждения, готовящие инженерные кадры и кадры среднего звена для сферы промышленного природопользования.

Необходимость формирования социально и профессионально значимых качеств выпускника профессионально-технического учебного заведения декларируются во многих программных документах, регламентирующих их деятельность (Закон о высшем и послевузовском образовании, Концепция модернизации профессионального образования в РФ и пр.), однако анализ их реальной практики говорит о преобладающем "технократическом крене" в подготовке специалистов. Более того, системы воспитания , ориентированные в основном на календарно-тематический план праздников, крайне высокозатратны. И идеология организации учебного процесса, и содержание образования, и система воспитания, складывавшиеся в них в течение длительного времени, не могут в полной мере обеспечить выполнение социального заказа современного общества, не вполне соответствуют концепции устойчивого развития и пока еще далеки от гуманистических идеалов.

Удовлетворение новых запросов общества в подготовке специалистов требует перестройки всей работы современного профессионально-технического учебного заведения. Важнейшие современные требования, предъявляемые к системе образования ­- глобализация и интернационализация, стандартизация и унификация, открытость и доступность, высокое качество образовательных услуг, обеспечивающих конвертируемость образования, социальную и профессиональную мобильность выпускника, его конкурентноспособность и другие личностные качества специалиста.

Но традиционная педагогическая воспитательная (как и отмеченная во введении дидактическая) система в профессиональном учебном заведении содержит пять традиционных компонентов, которые не включают социального заказа общества на подготовку такого специалиста и связанных с ним дополнительных структур в этой системе.

Одной из наиболее перспективных форм решения данной проблемы являются региональные многоуровневые учебно-научно-производственные инновационные культурно-образовательные кластеры .

9.3. Понятие кластера и кластерный подход в производственных

и экономических системах

Кластер представляет собой структуру, построенную по принципу пирамиды, в вершине (блок К1) которой находятся кластеробразующие предприятия, деятельность которых зависит от системы организаций и предприятий (блоки К2-5), работающих в едином экономическом направлении (рис. 2.)

Рис. 2. Структура регионального многоуровневого кластера

К1 - предприятия (организации), специализирующиеся на профильных видах деятельности; К2 - образовательные и научно-исследовательские организации;

К3- предприятия, поставляющие продукцию или оказывающие услуги для специализированных предприятий, обслуживающие отрасли общего пользования, включая транспортную, энергетическую, инженерную, природоохранную и информационно-телекоммуникационную инфраструктуру;

К4 - организации рыночной инфраструктуры (аудиторские, консалтинговые, кредитные, страховые и лизинговые услуги, логистика, торговля, операции с недвижимостью); К5 - некоммерческие и общественные организации, объединения предпринимателей, торгово-промышленные палаты, организации инновационной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные парки, венчурные фонды, центры трансфера технологий, центры развития дизайна, центры энергосбережения, центры поддержки субподряда (субконтрактации).

Кластерный подход достаточно широко используется для описания функционирования экономических систем и организации деятельности производственных комплексов (Портер И. и др.), как технология организации и управления широко и успешно используется в экономических и социальных системах.

"Кластер " - это блок, состоящий из иерархии структур, объединенных транзитивной сетью взаимосвязей. Структуры каждого иерархического уровня включают совокупность взаимодополняющих элементов одного класса, объединенных по какому-то существенному признаку. В экономике это сети поставщиков, производителей, потребителей, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских институтов, взаимосвязанных в процессе производства добавочной стоимости и образующих целостность. Их агломерация, близость поставщиков, производителей и потребителей, удачное использование местных особенностей, сети динамично развивающихся взаимосвязей обеспечивают синергетический эффект, что приводит к созданию особой формы инновации - совокупного инновационного продукта.

9.4. Кластерный подход в образовании

На наш взгляд его адаптация для проектирования, моделирования и управления в сфере образования может дать вузу неоспоримые преимущества перед традиционными подходами.

Превращение вуза в региональный образовательный кластер, объединяющий в своей структуре систему образовательных, культурных, научных, инновационных, социальных подразделений, предполагающий углубление и упрочнение его связей с учреждениями культуры, конструкторскими бюро, проектными институтами, технологическими и производственными предприятиями региона, дает дополнительные возможности для расширения спектра образовательных услуг, повышение их качества, расширение профессиональных возможностей выпускника, его горизонтальной и вертикальной мобильности в будущем, что позволит наиболее полно удовлетворять как его личные запросы, так и запросы работодателей. В такой структуре создается поле потенциальных возможностей для перевода внешних воздействий на будущего специалиста со стороны педагогов в его внутренние интенции - стремление к самообучению, самовоспитанию и саморазвитию. Но для этого необходима и перестройка деятельности всего профессорско-преподавательского коллектива профессионального учебного заведения.

Использование идей и технологий этого подхода на базе некоторых крупнейших вузов уже имеет место в функционирования высшего образования, в частности, и в нашем регионе. Именно крупные вузы, имеющие очень широкий спектр специальностей и специализаций, наиболее полно реализуют принципы системности, научности, непрерывности, гуманизации и гуманитаризации образования, приближают его к потребностям региона, имеют возможность более рационально распределять выпускников, развивают контрактно-целевую и договорную формы подготовки специалистов, более целенаправленно осуществляют повышение квалификации, создают дополнительную учебно-лабораторную базу, отвечающую современным требованиям и максимально приближенную к условиям научно-производственного и образовательного комплексов региона.

Кластеризация современного профессионального образования осуществляется практически по одному сценарию. Несмотря на то, что они выпускают специалистов для разных сфер и развиваются каждый по своей траектории, они создают вокруг головного вуза вертикаль образовательных учреждений, обеспечивающих системность, непрерывность и преемственность предпрофессиональной, начальной, высшей профессиональной и постпрофессиональной подготовки.

Образовательные учреждения разного уровня, входящие в его структуру, обеспечивают многоступенчатость подготовки кадров. Предпрофессиональная и начальная профессиональная подготовка осуществляется в рамках гимназий лицеев, колледжей и техникумов, функционирующих под патронатом вуза или непосредственно в их структуре. Высшая профессиональная подготовка осуществляется на базе созданных внутри вузов профильных учебных институтов. И здесь обеспечивается многоступенчатость подготовки кадров. Этому способствует вхождение вузов нашего региона в Болонский процесс и переход на европейскую систему подготовки: бакалавриат - специалитет - магистратура. Постпрофессиональная подготовка осуществляется через систему институтов дополнительного и дистанционного образования.

Научно-исследовательские институты, промышленные предприятия, образовательные и иные учреждения региона являются базой студенческих производственных практик и участвуют таким образом в формировании специалиста на собственной научно-учебной базе, в соответствии со своими потребностями и перспективами развития. Будущий специалист еще в студенческие годы активно входит в проблематику предприятия и приобщается к конкретным исследованиям.

Сеть филиалов позволяет каждому из вузов выстраивать собственное единое региональное образовательное пространство. Несмотря на возражения в средствах массовой информации против филиальной системы, позитивные культуроформирующая, воспитательная и консолидирующая функции филиалов нашего вуза, высвечивающиеся сквозь призму социальных процессов и перемен в регионе, не вызывают сомнения. Они и сегодня выполняют стабилизирующую социальную функцию.

В этом ракурсе можно выделить две плоскости, две особо важных стороны их функционирования: а) непосредственное влияние вуза и его филиалов на социально-культурную среду поселений разного уровня и прилегающих к ним территорий; б) опосредованное влияние на уровень культуры населения региона через своих выпускников (рис. 11).

9.5. Кластеризация образовательной системы ТюмГНГУ

Особое значение для Западно-Сибирского региона имеет подготовка инженерных кадров для ресурсных сфер - геологоразведка, нефтегазодобыча, трубопроводный транспорт, технология переработки нефти и газа, энергетика. Выпуск специалистов для этих областей осуществляет Тюменский нефтегазовый университет. Все признаки его превращения в культурно-образовательный кластер региона налицо.

Кластеризация образовательной системы ТГНГУ проявляется в ее иерархичности, обмене кадрами между ее отдельными уровнями, кооперации элементов, наличии единой инфраструктуры. На первом уровне иерархии образовательного кластера функционируют технический лицей, нефтегазовый колледж, машиностроительный техникум, а также под патронатом головного вуза ­- несколько профильных профтехучилищ; второй уровень - подготовка специалистов в рамках институтов базового вуза и филиалов (институты геологии и геоинформатики, транспорта, нефти и газа и пр.); третий уровень - постпрофессиональная подготовка, в том числе, отделения дополнительного профессионального образования, учреждения реализующие модель "воспитания через всю жизнь"; высший уровень - подготовка кадров через аспирантуру, докторантуру и соискательство.

Укрепляются международные, федеральные и межрегиональные связи вуза с научными и образовательными учреждениями разных типов; создана разветвленная система филиалов, в том числе и зарубежных, а также новые структурные научно-образовательные подразделения и дистанционная форма обучения. Ежегодно возрастает набор студентов, успешно функционируют сложившиеся научные школы и создаются новые, растет численность кадров высшей квалификации, расширяется круг дополнительных образовательных услуг.

Рис. 3. Университетский комплекс (ТюмГНГУ)

в социокультурном пространстве региона

Успешность решения задач инженерного образования решается за счет консолидации его естественнонаучного, гуманитарного и технологического потенциалов. Динамичное развитие традиционных для вуза технологических специальностей дополняет открытый в структуре вуза институт гуманитарных наук и таких специальностей как социальная работа, религиоведение, социология, связь с общественностью и др.

Кластерный подход к организации непрерывного профессионального образования способен самым существенным образом изменить содержание учебной и воспитательной работы в вузе, обеспечить их синергию и развитие инноваций, направить усилия и ресурсы не только на поддержку отдельных структурных его элементов, но и на развитие и укрепление сетей сотрудничества между ними, оптимизировать его деятельность, обеспечить целостность и единство образовательно-воспитательного пространства не только головного вуза, но и региональной системы образования за счет многочисленных горизонтальных и вертикальных прямых и обратных связей между учреждениями разного типа, найти новые инструменты управления и повысить его эффективность, а также использовать методы кластерного анализа для исследования инновационных процессов.

Кластеризация в сфере образования связана с формированием крупных университетских комплексов , включающих в себя подразделения, обеспечивающие подготовку специалистов на всех уровнях профессиональной компетентности. Университетский комплекс, как часть регионального кластера в определенной сфере промышленности, реализует принципы системности, научности, непрерывности, гуманизации и гуманитаризации образования, имеет возможность более рационально распределять выпускников, развивать контрактно-целевую и договорную формы подготовки специалистов, более целенаправленно осуществлять повышение квалификации, создавать дополнительную современную учебно-лабораторную базу, максимально приближенную к условиям научно-производственного и образовательного комплексов региона.

9.6. Университетский комплекс

и непрерывное профессиональное образование

Университетский комплекс обеспечивает полноценное функционирование системы профессионального образования региона (рис. 4). Ввиду того, что специальности среднего и высшего профессионального образования представляют собой определенные локальные области знаний, которые могут быть использованы при выполнении различных видов деятельности, в том числе проектно-конструкторской, производственно-технологической, испытательно-исследовательской, управленческой на различных уровнях и должностях, занимаемых специалистами с высшим или средним профессиональным образованием, необходим специфический подход к построению образовательной среды учреждения профессионального образования. Кластерный подход к педагогическому феномену профессионального образования предполагает выделение и анализ подсистем-компонентов, входящих в систему, а также изучение связей между компонентами, обусловливающих появление новых, интегративных качеств системы, которых нет у ее отдельных компонентов.

Рис.4. Университетский комплекс (ТюмГНГУ)

в структуре регионального кластера в сфере промышленного природопользования

Таким образом, эволюционно новым этапом развития университетского комплекса является кластер - ­специально организованная культурно-образовательная система, представляющая собой иерархически выстроенную совокупность образовательных, культурных, научных, инновационных, конструкторских, технологических, производственных, социальных и иных единиц, а также установленных тесных связей между ними. При этом университетский комплекс (рис. 5), обретая тесные связи с кластеробразующим предприятием и полноценно встраиваясь в структуру регионального кластера в сфере промышленного природопользования, модернизирует собственное образовательное пространство, реализуя кластерный подход.

Рис 5. Технологический аспект проектирования образовательного пространства вуза в контексте кластеризации

9.7. Условия создания образовательного кластера

Началом образования кластера служит такое состояние университетского комплекса, при котором (рис. 6) полноценно сформированы проектировочный и креативный компоненты деятельности вуза, ориентированной на социальный заказ , определяемый кластеробразующим предприятием.

Рис. 6. Кластеризация университетского комплекса

В настоящее время технологические перемены, особенно в области педагогики, самым существенным образом влияют на деятельность учреждений образования. Прежде чем приступать к разработке стратегии, следует тщательно взвесить и оценить такие факторы, как скорость технологического обновления в отрасли, достижения в сфере информационных технологий (ИТ), использование Интернета и многие прочие факторы. Не менее важно выделить часть финансовых ресурсов кластера на исследования и разработки, чтобы обеспечить фирме возможность идти в ногу с технологическими изменениями в отрасли. В таблице 5 приводятся некоторые факторы макроокружения кластера.

ВОСПИТАНИЕ В СИСТЕМЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

13.1. Воспитание как составная часть специального образования

13.3. Общие и специальные принципы воспитания детей

с ограниченными возможностями

13.4. Методы воспитания

13.5. Задачи воспитания в условиях интеграционных процессов

Воспитание как составная часть специального образования

В специальном образовании воспитание рассматривается как целенаправленно организованный процесс педагогической помо­щи в социализации, социокультурном включении и социальном адаптировании человека с ограниченными возможностями жиз­недеятельности.

Воспитание происходит в различных временных, исторических и социокультурных условиях и подвержено изменениям в соот­ветствии с меняющимися формами и реалиями общественной жизни. Его цели и задачи, методы и средства определяются обра­зовательными системами и учреждениями, которые зависимы от общественных условий и требований. И вместе с тем оно следует и соответствует как особым личностным потребностям каждого отдельного человека, так и запросам всего общества, отражаю­щим нормы и правила, действующие в данной социокультурной среде.

В педагогике воспитание является частью педагогического про­цесса и играет в нем ведущую роль, так как в ее системе воспита­ние и обучение настолько тесно взаимосвязаны, что их разделе­ние допустимо лишь в целях изучения и анализа каждой из этих составляющих образовательного процесса. Единство воспитания и обучения выражается и в совпадении многих важнейших принци­пов, методов и форм работы.

В современной отечественной педагогике под воспитанием по­нимают процесс целенаправленного формирования личности (В.С.Селиванов), специально организованную деятельность пе­дагогов и воспитанников для реализации целей образования в ус­ловиях педагогического процесса (В.А. Сластенин), процесс це­ленаправленного влияния, целями которого выступают усвоение Ребенком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование принимаемой обществом системы ценностей -Смирнов).

В специальной педагогике воспитание - целенаправленное социальное взаимодействие, смыслом которого является специальная педаогическая помощь человеку с ограниченными возможностями жизнедеятельности в его развитии, социализации, освоении им действующих социокультурных норм и ценностей, в социокультур­ном включении, содействие ему в достижении свойственного обыч­ному человека образа жизни.


Цели специального воспитания могут быть представлены ком­плексом педагогических задач, направленных на формирование у детей следующих качеств и навыков:

Постижение жизненных ценностей и установление опреде­ленных ценностных ориентации;

Освоение (на доступном для каждого уровне) базовых со­ставляющих человеческой культуры и формирование культуры его собственной личности - культуры знания, культуры чувств и твор­ческого действия;

Обретение чувства доверия и интереса к жизни и к окружаю­щему миру;

Познание собственной личности, ее возможностей и границ развития;

Становление и реализация способности к мотивации само­развития и самопомощи;

Формирование жизненно значимых компетенций (знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни, благодаря кото­рым осуществляется познание и упорядочивание предметного мира, самообслуживание, самообеспечение и достигается без­опасность существования);

Ориентирование в окружающем мире, в социальных отноше­ниях - пользование информацией, общение, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, с окружающими людьми;

Навыки контроля и самоконтроля, самооценки собственной деятельности и поведения.

Известно, что психофизические нарушения влекут за собой ограничения жизнедеятельности, следствием чего становятся за­труднения или невозможность самостоятельного овладения соци­альным опытом, нравственными ценностями общества. Это, в свою очередь, порождает в человеке чувство беспомощности, зависи­мости от окружающих, которые вынуждены принимать на себя организацию и регуляцию всей его жизнедеятельности, служить посредниками в процессе социального взаимодействия. Поэтому специальное воспитание выступает как педагогическая помощь в совершенствовании качества жизни, протекающей в осложнен­ных условиях, вызванных ограничением возможностей жизнедея­тельности и социального взаимодействия. Без образовательной

поддержки, без направленной помощи, психолого-педагогического сопровождения у таких людей неизбежно развивается чувство ущербности, ограниченности умственно-духовного, социально­го, нравственного, эмоционального и эстетического бытия. Под­держка в жизни означает прежде всего помощь в преодолении социальной изоляции, в открытии для человека с ограниченны­ми возможностями всего многообразия окружающего мира, в до­ступности для него нормального человеческого существования и во включении его в этот мир в качестве носителя и потребителя общей культуры.

Специальное воспитание предусматривает комплекс воспита­тельных действий, которые должны подготовить ребенка, подро­стка к способности вести максимально соответствующий совре­менному человеку образ жизни, помочь ему в достижении чело­веческой зрелости.

Обучение в самом широком смысле этого слова - обучение быть человеком - это и есть воспитание.

Для специальной педагогики оказываются крайне важными сущности понятий «воспитуемость» и «обучаемость», так как в практике бытуют понятия «труднообучаемый», «необучаемый», «трудновоспитуемый» ребенок.

Специальная педагогика и специальное образование (в отли­чие от общей педагогики) включают в сферу своего педагогиче­ского воздействия и помощи людей со сниженными, а иногда и минимальными показателями обучаемости и воспитуемости, на­ходят и действенно используют пути и средства коррекционно-воспитательной работы в этих условиях.

В качестве нормативов минимальной обучаемости и воспитуе­мости зарубежные специалисты предлагают пользоваться крите­риями показателей развитости человеческих свойств: минималь­ный интеллект, самосознание, чувство времени, способность к общению, способность реализовать социальные отношения, по­требность во взаимодействии с другими людьми, включенность в контекст жизненной ситуации и осознание себя в сообществе. В то же время, например, тяжелую форму олигофрении (идиотию) некоторые специалисты (преимущественно представители меди­цины) считают признаком неспособности к указанным выше про­явлениям, следовательно, к обучаемости. В этом случае, по их мнению, речь идет лишь о поддержке и уходе. Подобный подход отражен, например, в американской терминологии, где дети де­лятся на «обучаемых» и «тренируемых». При IQ = 50 и ниже это «тренируемые» воспитанники.

Практика показывает, что к лицам с глубоким умственным недоразвитием неприложимы в качестве общепринятых термины «обучение» и «воспитание» в том смысле, в котором они при­няты к употреблению в обществе, в обычной образовательной среде, так как они ориентированы на общепринятые школьные нормативы (в том числе и нормативы специальной школы). В дей­ствительности следует говорить о способности людей с тяжелым интеллектуальным недоразвитием к принятию индивидуальной реабилитационной поддержки и ухода. Стимулирующая педа­гогическая поддержка позволяет обнаружить и развить у них дрем­лющие способности к освоению простейших социальных «че­ловеческих» умений. Концепция педагогического воздействия, воспитания в этом случае базируется на способности человека меняться, физически развиваться, достигать определенного со­вершенствования (расширения) сенсорных возможностей и на этой базе формировать простейшие умения, присущие чело­веку.

Специальные педагоги убежденно считают, что нельзя отка­зываться от поиска потенциальной способности к воспитанию даже у самых тяжелых умственно отсталых воспитанников. Отказ от по­исков путей и способов развития человеческого в человеке они рассматривают как своеобразный смертный приговор, как «мяг­кую эвтаназию» (Шпек О., 2003).

Таким образом, понятия «обучаемость», «воспитуемость» весьма относительны и зависят от того, какие цели заявляют и какую планку ставят образовательная и воспитательная программа, об­разовательное учреждение, а также от того, ориентируются ли педагоги на индивидуальные, личностные возможности воспи­танников или видят лишь нормативные критерии (в последнем случае, например, воспитанник детского сада, помещенный в вуз, также окажется необучаемым). Для специального воспитания важно определить, что имеется в виду под обучением и воспитанием применительно к той или иной категории детей с ограниченны­ми возможностями жизнедеятельности, тем более что нередко обу­чаемость рассматривается как предпосылка к воспитанию, а не как феномен, который присутствует в процессе специального вос­питания.

Специальная педагогика признает воспитание более широкой и всеобъемлющей категорией, чем обучение, что обусловлено при­оритетной значимостью задач социального включения и адапти­рования человека с ограниченными возможностями жизнедеятель­ности. Существуют группы детей, для которых характерны огра­ничения возможности собственно обучения (усвоения академи­ческих знаний) в соответствии со школьными нормативами. В то же время применительно к тем же детям можно говорить об ус­пешности их воспитания, имея в виду их социальное и средовое адаптирование, освоение ими необходимых социокультурных норм и ценностей.

В общей педагогике - в теории воспитания - сложился некий образ идеального ребенка, обладающего комплексом определенных качеств, к достижению которых как бы должен стремиться каждый воспитатель в своей работе. Предполагается, что он ста­вит высокие цели воспитания и обучения, создавая идеальную модель человека. Однако в реальной жизни у каждого ребенка на­ходятся такие свойства (не всегда это даже недостатки), которые препятствуют его соответствию этому идеалу, и тогда воспитание направляется в первую очередь на преодоление именно таких «от­личающихся» качеств.

Ребенок с ограниченными возможностями жизнедеятельности зачастую весьма далек от идеального образа, если судить о нем с указанных позиций. Специальной педагогике с самых ее истоков приходится иметь дело не с «идеальным ребенком», а реальным человеком (ребенком, подростком, взрослым) с ограниченными возможностями жизнедеятельности, отягощенным еще и специфи­ческими проблемами социокультурного включения. Поэтому, вы­страивая воспитательный маршрут, она исходит не из учета того, в чем ребенок не достает до идеала, а, наоборот, ориентируясь на все позитивное, что имеется (сохранилось) именно у этого вос­питанника. И опора на имеющиеся задатки, возможности служит отправной точкой для движения вперед, помогает увидеть сущ­ность воспитательных потребностей ребенка и понять задачи его воспитания.

Таким образом, специальная педагогика в своих подходах к проблемам воспитания отвергает мысль о неизменной модели идеального человека и руководствуется положением о том, что потенциальная программа саморазвития, заложенная в каждом новорожденном человеке, должна быть возможно более полно ре­ализована, а для этого требуется обеспечить необходимые образо­вательные условия в окружающей ребенка среде. Только в этом случае даже отягощенный самыми сложными проблемами ребе­нок получает шанс для развития.

Итак, специальное воспитание основывается на гуманистиче­ском представлении о том, что любой человек, даже с тяжелыми нарушениями жизнедеятельности, обладает потенциальными воз­можностями развития, саморазвития, а значит, и воспитания, что помогает ему встраиваться в меняющийся контекст социальных отношений.

Специфической особенностью воспитания в системе специ­альной педагогики является помощь для реализации самопомощи, т.е. коррекционная педагогическая помощь человеку (ребенку) в самостоятельном осуществлении собственной жизни. В большин­стве случаев это удается; и человек с ограниченными возможно­стями жизнедеятельности может научиться в значительной мере помогать себе сам, используя пути и средства компенсации нару­шения, применяя знания и навыки, приобретенные в результате коррекционно-воспитательной работы с ним.

Кластерный подход

К развитию образовательного учреждения

подготовлен зам.директора МБОУ «СШ№10 с углубленным изучением отдельных предметов» Сулимкина Е.В .

В настоящее время одним из инновационных подходов в развитии школы, позволяющий эффективно использовать имеющиеся в системе образования ресурсы и успешно противостоять негативным внешним и внутренним факторам, является кластерный подход.

В переводе с английского «кластер» - гроздь, пучок. В определенном смысле кластер напоминает такие знакомые организационные формы как концерн, консорциум, корпорация. Однако, в отличие от них, он имеет гораздо менее жесткую организационную структуру.

Соответственно кластер можно считать тоже системой, но системой особого рода, в которой добавление элемента улучшает ее работу, а изъятие не приводит к фатальным последствиям, не нарушает общей целостности. Простейшим примером кластерных взаимоотношений в образовательной сфере может являться взаимодействие школы и детского сада.

Элементы образовательного кластера – организация в целом (вуз, бизнес-структура, образовательное учреждение и т.д.) или отдельные его структуры, сочетание структур, которые принимают участие в решении поставленной задачи. Состав участников образовательного кластера (его элементы) могут меняться, дополняться в зависимости от обстоятельств.

Школьная инфраструктура – к перечню мер по обеспечению современной школьной инфраструктуры следует отнести развитие взаимодействия образовательных учреждений с организациями различных сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, бизнеса и других. Инфраструктура задает размеры и другие топологические свойства образовательного пространства, которое характеризуется объемом образовательных услуг, мощностью и интенсивностью образовательной информации.

Образовательный кластер представляет собой один из способов организации школьной инфраструктуры, клубы – элементы данной инфраструктуры.

В основе процесса образования кластера лежит обмен информацией по вопросам потребностей, техники и технологий между партнерами. Происходит свободный обмен информацией и быстрое распространение новшеств по различным каналам для всех участников кластера.

Важными факторами, обусловливающими развитие кластера, являются его инновационность , основанная на связях кластера с научно-исследовательскими организациями.

Признаки кластерных взаимоотношений:

Системность;

Целостность;

Синергетичность.

Маршрут взаимодействия внутри образовательного кластера – маршрут построения взаимовыгодных отношений между отдельными элементами кластера в рамках конкретного проекта и в заданный период времени.

По мнению Е.Н. Семыкиной в определении кластера можно выделить несколько основных характеристик:

элементов в кластере всегда больше одного;

все эти элементы должны быть однородны;

эти элементы выполняют совместную работу;

работа выполняется ими эффективнее, чем одним элементом;

результат отличается не только количественно, но и качественно.

есть некий критерий, по которому эту эффективность можно оценить

Следует выделить необходимые ресурсы для создания образовательного кластера.

Кадровые ресурсы: руководители образовательных учреждений, заинтересованные в эффективном сотрудничестве с различными организациями; творческие педагоги, готовые организовать работу школьных клубов или других объединений взрослых и детей.

Информационные ресурсы:
– информационный банк данных обо всех и для всех участников образовательного кластера;
– поддержка активного взаимодействия с внешними информационными каналами, выполняющими функцию распространения;
– включенность информационных потоков всех субъектов и организаций, включенных в образовательный кластер в общую информационную среду города.

Организационные условия:
– определение, создание сетевой структуры, которая включает представителей власти, бизнес-сообщества, организации и т.д., сплоченных вокруг ядра инновационной педагогической деятельности;
– разработка нормативных документов, регламентирующих деятельность клубов и взаимодействие всех элементов в рамках образовательного кластера;
– регулярное проведение маркетингового исследования о возможных направлениях развития образовательного кластера.

Материально-технические условия:

Каждое образовательное учреждение имеет возможность использовать имеющуюся материально-техническую базу для реализации конкретного проекта, направления деятельности в рамках образовательного кластера. Построение образовательного кластера подразумевает, в том числе, использование материально-технических ресурсов всех партнеров.

Образовательный кластер может включает несколько кластерных плоскостей, например:

Кластерная плоскость – “территория” образовательного учреждения (основное образование, дополнительное образование, служба сопровождения) ;

Кластерная плоскость – “территория” школьных клубов;

Кластерная плоскость, состоящая из четырех сред:
– социальной (представители власти, общественные и политические организации, система социальных учреждений, население региона, институт семьи);
– научной (научные школы, вузы, исследовательские организации, консультационные центры);
– экономической (система экономических хозяйствующих субъектов (производственные предприятия, сферы услуг), ресурсный потенциал);
– культурной (организации культуры, организации дополнительного образования).

Сама по себе идеология кластеров интересна и неисчерпаема с точки зрения реализаций. Но в основе любой реализации столь непростой системы лежит практический интерес и целесообразность. Образовательный кластер – это гибкая и мобильная структура, внутри которого может быть различное сочетание маршрутов взаимодействия.

Литература

  1. Скорнякова Э. Р. Управление современной школой на примере создания образовательного кластера
  2. Каменский А.М. Кластерный подход к организации образовательной деятельности
  3. Е.Н. Семыкина Кластерный подход как управленческий ресурс в образовании и воспитании; Вестник ТГУ, выпуск 2 (82), 2010