Храмы в индии где можно жить. Ашрамы индии

Моя поездка в ашрам Саи Бабы в Путтапарти, что в 160 км севернее Бангалора, началась задолго до самой поездки – примерно за четыре года. Тогда я впервые услышала имя Саи Бабы и стала искать информацию об ашраме в интернете. Денег тогда еще не было, но я подумала - если суждено поехать, то и деньги найдутся. Все так и случилось. Перед поездкой много читала про Индию в интернете, так что я заранее знала, шаг за шагом, куда пойду, где остановлюсь...

Прилет в Дели

Билет из Петербурга до Дели и обратно Finnairом в январе 2009 года обошелся мне в 20 тысяч рублей. Прилетев в международный аэропорт в Дели сначала нужно поменять доллары на рупии – максимум 100 долларов, потому что курс здесь не очень выгодный. Менять рекомендую только в State Bank of India – там не берут проценты за операцию. В зале аэропорта несколько стоек от разных банков – найдите этот, спросите у полицейских – они подскажут.

Самолеты теперь прилетают в новый третий терминал, там нет кассы для иностранцев. Поэтому придется покупать билеты на поезд в кассе для иностранцев на вокзале напротив Майнбазара. Проблема в том, что бы найти зту кассу. ВСЕ индусы в сговоре, никто не покажет правильный путь, а будут сажать на рикшу и отправлять в лавки к своим братьям и друзьям. Будут говорить, что офис перееxал. И вот в такой левой лавочке за билет просили более чем в 10 (десять!) раз больше номинала - 130 долларов вместо 12.

Так что ищите кассу для иностранцев сами, она в белом здании на втором зтаже. Пока стоите в очереди нужно заполнить бумажку, которую можно взять на тсоликах. На этой бумажке нужно написать куда и откуда едешь (например, New Delhi – Prashanthi Nilayam) и желаемый класс вагона.


День в Дели

Таксист за 270 рупий довёз меня до Майн базар (улочка дешёвых отелей), отель Стар Палас. Можно и любой другой отель, там их много, но я вычитала про этот и планы не меняла. Комната на одного человека обошлась мне в 300 рупий (примерно 200 рублей). Но люди и на трех человек брали номер за 360 рупий.

Знание английского, хотя бы самое незатейливое, очень облегчит поездку. Особенно, если путешествовать в одиночку, как я. Поезд отправлялся вечером и было время побродить по Майн Базару, поесть, поглазеть. Сразу поражает обилие нищих и их многочисленные попытки вытянуть из тебя милостыню. Там вообще часто пытаются давить на жалость.

Если хотите, давайте мелочь. Но не больше, чем решите для себя потратить на благотворительность. Потому что дальше вас ждёт почти двое суток (36 часов) в поезде, на каждой остановке в который будут заходить нищие, калеки, дети, мамы с малышами на руках, и все будут просить деньги.Я наблюдала за самими индусами, вернее за одной семьёй, которая ехала рядом. Жена изредка подавала 1-2 рупии, если у неё оставалось от сдачи. А чаще отрицательно качала головой. Я тоже качала, потому что у меня вообще мелочи не было.

Если до поезда есть несколько часов - побродите по базару, купите фрукты в дорогу - лично я пожалела, что не взяла с собой сушек из России или конфет. Пища не вся знакома, не известно, как отреагирует желудок. Ничего особенно покупать не нужно. Там торговцы навязчивые, очень трудно не попасться на их настойчивые призывы "привет, как дела, заходи, посмотри". Я сдуру купила увесистую килограммовую пачку ароматических палочек. Потом в ашраме их был огромный выбор, дешевле. А эти оказались плохими, рассыпались.

Что взять с собой в ашрам

Скажу немного о вещах, которые необходимы именно для поездки в ашрам. (О том, что взять в Индии см. здесь: ). Много вещей везти с собой не нужно, особенно если едете только в ашрам. Всё можно купить там, в ашраме великолепный и дешёвый шоппинг-центр.

Постельного белья нет ни в поезде, ни в ашраме . Можно взять простынку и какое-нибудь одеяло (я брала спальный мешок, мне он пригодился). В наволочку я засовывала свой скрученный пуховик (я в январе летела), вышла подушка.

Нужна нагрудная сумочка для денег и документов, совсем маленькая и плоская. Она и в ашраме нужна, так как на даршаны с собой ничего приносить нельзя кроме этой сумочки на груди, которую тоже осматривают. Так принято.

На юге в Путтапарте жарко , так что из одежды ничего тёплого или синтетического брать не нужно. Я взяла флисовый спортивный костюм, атласный кокетливый халатик - не пригодилось. Пригодились футболки. в том числе длинная хлопковая, которая служила ночнушкой. Три пары хлопковых носочков пригодились, когда натерла ноги. Ходить там удобно в шлёпках.

В общем, если что-то не взяли, то всё продаётся на Майн Базаре, очень дёшево (пожалуй. кроме удобной обуви). Не забывайте торговаться. Там так принято. Можно скинуть до половины от стартовой цены при умелой торговле.

Отъезд из Дели

От отеля на Майн Базаре до вокзала метров 300, так что можно пройтись пешком. Я взяла рикшу. Зря. Поезд у меня был примерно в 21.10, из отеля лучше выйти минут за 50 - время нужно для того, чтобы сориентироваться на самом вокзале.

Делийский вокзал очень шумный и грязный. По перрону бродят продавцы, продают цепочки с замочками (что бы пристёгивать чемодан) и другие нужные в дороге вещи.

Списки пассажиров вывешены у входа в вагон. Я ткнула билетом в первого попавшегося индуса, он помог мне разобраться, найти нужное место. Сумки мои затолкали под сиденье. Места были боковые.В этих вагонах полки в три ряда, так что народу очень много. Кто свободнее в деньгах, то стоит взять билеты не за 12 долларов, а за 50. Там, видимо, купе. Но я в них не была, рассказать ничего не могу.

Сверху по два огромных вентилятора . Их не включали, поэтому все обитатели верхних полок на них складывали кроссовки. Постоянно по вагону ходили торговцы чая. Весь день был слышен крик "Чай-чай-чай". Чай стоил 5 рупий.

Ещё ходят торговцы едой. Что они продавали, я не понимала. Один раз купила, оказалось, что в пакетике две котлетки и хлеб. Второй раз открыла - оказался рис с чем-то. Он мне не очнь понравился. В это время проползал безногий ребёнок, просил милостыню. У меня не было мелочи, он показал на рис. Я с удовольствием отдала ему, мальчик был доволен.

36 часов в поезде

Индийцы уже в поезде поразили меня тем, что не курят. На остановке выходят за пирожками или водой в бутылках, но не для того, чтобы покурить. И на вообще-то грязном перроне нет окурков. Вообще у вагонов курящих не видела.

Поскольку я знала, что в ашраме ни курить ни пить нельзя, то перед отъездом мне пришлось бросить свою 20-летнюю привычку! И я была довольна, что в тамбурах не курили и не сбивали меня.

Пьяных я тоже не видела. Даже странно: целый вагон мужчин, и ни кто не пил (помните наши поезда?). Играли в карты, оживлённо болтали, ели, присматривались ко мне (я была единственная иностранка в вагоне), пытались завязать беседу…Так как ехала одна, приходилось в туалет ходить на свой страх и риск, оставив чемоданы без присмотра. Брала с собой сумку и бумагу. Туалет там почти как у нас. Не поразил ни чем.

Так как ездила я зимой, а Дели на севере Индии, то в поезде жарко не было. Я так и была в джинсах и свитере, как прилетела. Ночью укутывалась в спальник, пригодился даже пуховик, в котором прилетела. Переодела только обувь. Спрятала зимние сапоги и одела шлёпки. Все 36 часов пути мне было интересно ехать. Смотрела в окно во все глаза, вела дневник. Боялась что-нибудь забыть.

Приезд в ашрам

Через день утром приехали с опозданием на час на станцию Прашанти Нилаям , что обозначает Обитель Высшего Мира. Я не знала, куда ехать дальше, приклеилась к индусу-паломнику. Он ждал друзей. Все вместе мы вышли на остановочку, где они торговались насчёт автобуса. В общем с них взяли по 10 рупий с человека, а с меня - 20 (14-15 рублей). Ехали от вокзала 15-20 км. Я вцепилась в "своего" индуса и боялась потеряться. И зря. Нас подвезли прямо к воротам ашрама.

На входе в ашрам охранник обыскал мои сумки на предмет алкоголя и сигарет. Тут же сделал мне замечание, что на плечах у меня нет шали или шарфа. Нужно уважать законы того места, куда приехала. Так что я ему сказала, что сейчас же куплю.

Гостиница в ашраме

Дальше я пошла искать «аккомодейшн» для размещения. Там все с удовольствием пытаются помочь, так что и для меня нашлась индуска-помощница. Даже сумку помогла донести. На «аккомодешене» мне дали заполнить анкету, я заплатила для начала за два дня и пошла в комнату.

Помещения для жилья там трех видов.
Комната на 3 человека. Если приехали втроём или например пара супружеская (или не супружеская, но говорят, что пара), то их могут поселить вместе при наличии свободных мест. К сожалению, плохо помню, сколько стоит там жильё в день. Где-то рублей 40 наверное.

Комната на 8 человек. Как правило, интернациональная. С туалетом и душем. Там койка в сутки стоит 25 рупий (около 17 рублей). В такой комнате я и жила.

Шеды - длинный ангар с тюфяками на полу примерно на 150 человек. Это когда приезжает много паломников, на праздники, как правило, все комнаты полны, заполняются шеды. Там место стоит в сутки 10 рупий, рублей 6-7. В общем всё очень дёшево.

Как одеваться в ашраме

После заселения я пошла искать себе одежду. В ашраме женщины должны ходить в сари или пенджабе (это штанишки с длинной блузой и обязательным шарфом), плечи должны быть закрыты.

На рынке, как всегда, нищие и торговцы сразу определили новичка. Вначале я была растерянна и одинока. Потом услышала русскую речь и радостно помчалась знакомиться. Моими первыми знакомыми стали две двоюродные сестры из Москвы Галя и Наташа. Гале 70 лет, после инфаркта каждый год ездит в Индию и живёт там по нескольку месяцев. Наташе 53, тоже много зим проводит в Индии. То на море, то в ашраме. Они сразу показали мне тибетское кафе, я впервые попробовала сок папайи с лимоном, густой как каша, вкусный невероятно. Потом уже я чуть ли не ежедневно покупала папайю по 10 рупий за штучку размером с дыню. Хватало на двоих.

С моими новыми знакомыми мы присмотрели и мой первый индийский наряд: весёленькие оранжевые штанишки, длинную, как платье, блузу в оранжевый цветочек и такой же расцветки шаль. Для своего первого даршана, я была готова.

Даршан

Мандир, это такая церковь под навесом , как веранда, только очень большая. Постоянно на даршан приходит до 5 тысяч человек. Даршан в переводе - это лицезрение, когда в мандире появляется Свами. Он сейчас не каждый раз выходит. Когда особые праздники, то паломников намного больше, в мандире, наверное, и 10 тысяч помещается. Все сидят на полу строгими рядочками, что бы всем хватило места. За этим следят севадалы. Тесненько, но дружненько.

Мне объяснили, во сколько и куда нужно приходить на вечерний даршан, и я к 5 часам пошла в «мандир». Там меня снова обыскали (как и всех остальных каждый раз) и нашли телефон. С ним нельзя. Также как и с фотоаппаратом и некоторыми другими вещами. Девушка повела меня в камеру хранения. Я сдала телефон и снова пошла в мандир.

И каким-то невероятным образом меня отвели в баджан-холл - это такая церквушка, куда помещается не очень много народу. Если в мандире приблизительно 5 тысяч человек сидит, то в баджан-холл отводят всего человек 150. Каким образом выбирают туда людей, я так и не поняла. Только позже я узнала, что некоторые там не были ни разу во время даршана. Так что мне сильно повезло, причем и на следующий день утром я снова была отобрана из нескольких женщин и снова попала туда.

После даршана я встретила своих новых знакомых Галю с Наташей. Они спросили, каково моё первое впечатление. Я сказала разочарованно, что надеялась почувствовать мощнейшую энергию, типа как палец в розетку или стакан водки залпом.. Они успокоили, что все по-разному чувствуют.

Зато на следующий день во время баджанов у меня безудержно катились слёзы. Я ничего не могла с этим поделать. И эта чистка продолжалась долго. Я узнала, что чистит там многих. Не только слезами. Заболевают физически. Как, впрочем, и я. Я тоже поболела дня три. Даже не ходила на даршаны, а вся итернациональная комната меня лечила.

О медицинской помощи и севадалах
Рядом с ашрамом есть бесплатная больница, каждый может туда обратиться и получит квалифицированную помощь от международного персонала. Прекрасные врачи из разных стран выполняют добровольно взятое на себя бескорыстное служение - севу. В ашраме любой может помочь в столовой или выполнить какую-либо другую работу. Все повара в столовых - севадалы из разных стран. Охранниуи - тоже севадалы. Севадалы - это те, кто исполняет бескорыстное служение, севу.

Питание в ашраме

На территории ашрама есть три столовые.
Индийская (южная),
самая дешёвая, там едят руками. Мне очень понравилось.

Пенджабская (северная), там тоже очень дёшево и вкусно, но уже есть ложки. Целый поднос вкуснейшей еды, да ещё со сладостями и кефирчиком у меня получался рупий на 25 (это рублей 17).

Европейская , там дороже. Многие европейцы, конечно, кушают там. Я там ела только проростки по 3 рупии порция, вкусно и полезно

Еда в ашраме сугубо вегетарианская. Но я бы не поняла, если бы ела с закрытыми глазами. Много острой приправы, мне это нравилось. А вначале я очень боялась остаться без мяса. Ничего, привыкла, потом дома ещё месяца два мясо не могла есть. Думала, стала вегетарианкой.

Ещё там продают вкусное мороженое, пирожки потрясающие, даже пепси есть для "извращённых" иностранцев, что бы не чувствовали себя ущемлёнными. В отдельных ларёчках, там, где пирожки и мороженое, на улице в бутылочках продают пепси. Причём не дорого, как всё там.

Стоимость жизни

Магазин, шоппинг-центр работает с утра для женщин, после обеда для мужчин. Там во многих местах женщины и мужчины не вместе: в «мандире», в столовой, даже в библиотеке. Даже не знаю, почему. Слышала предположение, что для разности потенциалов. Я не физик, эта фраза для меня тайна.

Многим в ашраме так нравится , что живут здесь по несколько месяцев. В этом ашраме можно жить не больше двух месяцев. Так потом они за пределами ашрама снимают жильё. Оно там не дорогое, за 40-50 долларов можно снять квартиру на месяц. Одна знакомая жила там полгода в прошлом году. За эти полгода истратила всего 600 долларов. За эти деньги совершила ещё и две поездки куда-то. У меня же ушло около 300 долларов за месяц. Это вместе с поездкой в Гокарну на океан и двумя чемоданами подарков.

Спальня в ашраме на 8 человек.

В столовой ашрама. Весь этот поднос и ещё стакан кисломолочного напитка типа кефира стоил 17 рупий (около 12 рублей).

Дерни за веревочку... Впрочем, с обезьянами шутки плохи - могут укусить.

Закат в Гокарне, куда я отправилась после ашрама.

Книжный магазин в Гокарне.

Попрошайки мгновенно вычисляют новичков.

После ашрама и Гокарны я побывала в Гоа. Там мне понравилось меньше всего.

Приведенный список не претендует на полноту: ашрамов в Индии великое множество. Субъективно выбраны самые известные и колоритные.

1. Ашрам Аммы (юг Индии, около города Тривандрум). Один из самых популярных у русских йога-туристов индийских ашрамов. Мата Амританандамайя (ее имя можно перевести как «Мать Абсолютного Блаженства») — ныне живая и здравствующая индийская женщина-Гуру. Известна еще как «обнимающая Гуру», т.к. свой даршан (милость) Матушка проявляет в виде сердечных объятий, которые она дарит всем ищущим. Ашрам Аммы (я был там в 2011м году) — идеально чистый, с аскетичным питанием, до него легко добраться. Если вы спешите, и у вас мало времени в ашараме, надо заранее предупредить, и вам устроят аудиенцию с Аммой (объятие) в очень короткий срок. В ашраме действует правило обязательной для всех проживающих «севы», «служения» (очистки территории и т.п.), но оно не очень строго соблюдается. Объятие Шри Аммы — одно из тех впечатлений от Индии, которые долго не меркнут. Еще, Амма говорит каждому несколько сердечных слов на родном языке гостя. Про Шри Амму можно посмотреть полнометражный документальный фильм на Ю-тубе . Добраться в ашрам из Дели можно на самолете или на поезде (последний вариант займет 2-3 дня).

2. Хайдакхан Бабаджи ашрам на Севере Индии — другое популярное направление для россиян. Шри Хайдакхан Вале Баба (Бабаджи) уже при жизни многими считался Махаватаром (полным воплощением) Шивы, легендарного и божественного первого йога. Даже если вам не так близка индийская религия, такой титул дорогого стоит. Зарубежные последователи также иногда величают Хайдакхан-Бабаджи «Христом современной Индии», подчеркивая не только его популярность, но и человечность и смиренность его учения (Бабаджи, кстати, уважал все религии), основанного на идеалах Карма-йоги, приведенных в Бхагават-Гите. Жизнь и йогическая практика этого, как и предыдущих (см. биографию) Бабаджи овеяна столь многими чудесами и легендами, засвидетельствованными многими, в том числе знаменитыми людьми, что даже если небольшая часть из них — правда — этот ашрам точно стоит посетить. Любопытно, что Ашрам Хайдакхан Бабаджи в Индии имеет «побратима» — «наш» ашрам в районе Омска (в Сибири).

3. Сатчитананда Ганапани — один из известнейших святых, Гуру и Аватаров Индии наших дней. Он считается Аватаром (воплощением) Шри Даттатрейи, легендарного индийского йогина и святого, которого в этой стране также причисляют к богам. Шри Сатчитананда Ганапати очень известен в Индии, и мало известен у нас и на Западе, хотя в последнее время его популярность растет. Интересно, что Ганапати Сатчитананда Свамиджи учит простой форме крийя йоги, которая не использует асан, а только двадцать одну пранаяму, для того, чтобы поднимать энергию и очищать нади. Ашрам находится в г. Майсур , добираться туда надо на поезде.

4. Медитационный центр (ашрам) Ошо в Пуне — совсем не похож на «обычный» йога-ашрам. Ошо — «секс-гуру», который пошёл вразрез с многовековыми традициями монашества и йоги, не говоря уже об индуизме. Так что даже как-то странно называть центр Ошо «ашрамом». Но как бы то ни было, «ашрам» Ошо привлекает множество русскоязычных (да и западных) туристов. И неудивительно — наследие этого вдохновенного и харизматичного духовного лидера, несомненно одно из величайших Учителей 20го века — чрезвычайно популярно в нашей стране, как и в США. И недаром, ведь подвижные «ошо-медитации» доступны многим людям, и зачастую приносят быстрый результат. Необычный, красивый и благоустроенный (и очень чистый, для тех, кто переживает за свое здоровье и комфорт) Ашрам («Международную коммуну») Ошо может посетить любой желающий... ну, почти каждый! Вам необходимо будет пройти тест на отсутствии вируса иммунодефицита человека (ВИЧ \ СПИД), и приобрести особые темно-красные одежды. Входной билет на день стоит недорого, да и проживание за чертой ашрама (в городе) — тоже. Есть и более комфортабельные и дорогостоящие варианты — на любой кошелек. Пожалуй, самая привлекательная черта Ошо-центра — в том, что вы можете ежедневно посещать неограниченное число занятий (практик), «ошовских медитаций», таких, как «Динамическая медитация», «Натарадж», «Надабрахма» и многие другие, наверняка знакомые многим ищущим из России. Здесь можно и пройти тематические курсы, например, тренинг «Мистическая роза», и даже поучиться в «Мултиверситете» (по части искусств, целительства, и др.). На территории очень часто проходят мастер-классы и мастерские, например, по Дзен, пульсовой диагностике, и даже боевым искусствам. Свой визит в ашрам Ошо можно приурочить к одному из трех отмечаемых здесь праздников: 19 января — день махасамадхи (смерти) Ошо; 21 марта — день просветления Ошо, полнолуние в июле; или 8 сентября — день рождения Ошо. До ашрама Ошо легко добраться самолетом или поездом из Дели. Ашрам Ошо хорошо посетить в паре с другим, традиционным и «чисто индийским» ашрамом, для сравнения и полноты картины.

5. Рамана Ашрам (Раманашрам) — один из самых любимых и красиво расположенных ашрамов Индии. Он находится в г. Тируванамалаи, неподалеку от горы Аруначала, которая занимала особое место в подвижничестве основателя ашрама — святого Шри Раманы Махарши (1879-1950). Многими индуистами эта гора считается престолом Господа Шивы, таким образом имеет определенно особое значение для йогов. Суть практики самого Раманы Махарши, и его рекомендации ученикам в основном состояли в необходимости самоисследования — «атма-вичары», т.е. поиска истинного «Я», в том числе с помощью этого простого вопроса, обращенного вовнутрь: «Кто Я?», такой процесс даже без поддержки других техник способен привести к непосредственному переживанию глубочайших медитативных состояний. Таким образом, весь йогический процесс в традиции Р. Махарши происходит в уме ищущего и не требует выполнения физических упражнений (хотя и не противоречит им). Что касается Раманашрама, многие современные индийские йоги отмечают, что, пожалуй, нигде в Индии не чувствуется более явная поддержка в медитации, и даже присутствие... чего-то. Наверное, можно назвать это «атмосферой Чуда» или «добрым духом Йоги», который витает здесь. Некоторые просто называют это «Присутствие». В окрестностях Ашрама, по некоторым данным, до сих пор происходят чудеса, исцеления. Ашрам и близлежащая местность, так же как сама священная для индусов гора Аруначала, считается местом, крайне благоприятным для медитации.

(В феврале 2017 года вы сможете посетить специальный семинар по хатха-йоге, пранаяме и медитации с особыми условиями участия для читателей блога «Хануман». В программе, кроме йоги — посещение Раманашрама и медитативные практики на горе Аруначала, а также праздник ШиваРатри в Гокарне).

  • Для многих россиян посещение аутентичного индийского ашрама будет шоком: мало того, что другая культура и религия, архитектура, так еще и другие представления о личном пространстве, комфорте, а иногда и о гигиене. Впрочем, обычно все совсем не так страшно, так что многие отметят, что «ожидали худшего» и не обратят особого внимания на спартанские условия и необходимость вставать в 5 часов утра или даже раньше. Факт остается в том, что именно проживание в ашраме является 100% «индийским» опытом, к тому же, интересным для йогов. Если вы готовы попробовать хотя бы пару дней или недельку «есть, молиться и любить» не по своим,а по древне-йогическим правилам — то ашрамы Индии (открытые для европейцев) это для вас.
  • Если вам совсем не интересны колоритные ведические ритуалы (а они обычно проходят на рассвете), то иногда (уточняйте) их можно и не посещать. Зачастую, можно выбрать и посмотреть в ашраме только то, что интересно. Впрочем, иногда полезно и выйти из своей зоны комфорта!
  • «Обычных» практик хатха-йоги в нашем понимании в традиционном индийском ашраме, вполне вероятно, не будет.

ДОПОЛНИТЕЛЬНО:
Актуальная информация об этих и других ашрамах и йога-центрах Индии:

На сайте «Ашрам.ру» (в подготовке статьи частично использованы материалы оттуда);

и в блоге «Хануман» (запись «Где в Индии поучиться на преподавателя?»).

Знаете хороший, интересный ашрам в Индии? Поделитесь своим комментарием с другими читателями блога, это «хорошая карма»!)

Русскоязычное йога сообщество теперь есть в Telegram!
Присоединяйтесь - https://telegram.me/ru_yoga

Наша читательница Ирина Исрафилова воплотила в жизнь мечту любительниц истории Элизабет Гилберт, отправившись за осознанием в Индию..

Моя поездка в ашрам стала закономерным продолжением духовного пути, покоторому я иду уже 11 лет. Именно тогда, в период активных поисков, я попала к своему нынешнему наставнику, потомственному брахману Шри Пракашу Джи, который уже длительное время живет в России. Периодически учитель предлагает желающим отправиться в поездку в индийский ашрам в штате Уттар-Прадеш для того, чтобы углубить свою практику, и когда несколько лет назад мне выпала такая возможность, я с радостью согласилась.

Духовный учитель Шри Пракаш Джи, Ришикеш

Что собой представляет ашрам в реальности

Ашрам – место для духовного обновления, где можно провести день, неделю, год или даже всю жизнь. Ашрамов в Индии десятки тысяч, все они отличаются друг от друга: где-то в приоритете – медитация и йога, где-то – проповеди конкретного учителя и изучение писаний, а в других главное – молитвенная составляющая. Некоторые ашрамы, ориентированные на состоятельных западных туристов, больше напоминают люксовые отели с бассейнами и частными номерами, но в большинстве условия все же достаточно скромные. Типичный ашрам представляет собой комплекс из нескольких простых зданий, включающий помещения для молитвы и медитации, общие спальни, столовую, небольшой сад.

Наш ашрам представлял собой трехэтажный дом с террасой. Мы расположились на нулевом этаже, где прохладно в жару. Спали мы на индийских раскладушках, здесь же проводили свою практику по медитации. Пищу принимали на открытом воздухе, впитывая солнечные лучи. На территории ашрама есть небольшой сад с цветами, фруктовыми и декоративными деревьями. Здесь же живут три замечательных пса, которые охраняют территорию не только от недоброжелательных посетителей, но и от любопытных воришек – обезьян.

Ашрам Шри Пракаш Дхам, Уттар-Прадеш

Фото личный архив Ирины Исрафиловой

Когда Шри Пракаш Джи приезжает в Индию, ашрам посещают его ученики из числа местных жителей.

Путешествие пришлось на февраль. Днем в это время температура вполне комфортна, но высокая влажность делает свое дело. Поскольку в индийских домах отопление – редкость, вечерами приходилось серьезно утепляться.

Первоначальное впечатление от Индии – настоящий культурный шок. Другое здесь абсолютно все – от языка жестов и манеры поведения до представлений о личном пространстве. Местные очень радушны, а сама страна, ее пейзажи, дворцы и храмы восхищают своей красотой. Но, как, наверное, и всех европейцев, меня поразили нищета и неухоженность многих районов. Как-то во Вриндаване мы спросили учителя: почему в этом городе, несмотря на его известность и славу, столько нищих, больных людей, а также бесхозных животных, спокойно разгуливающих по улицам? Он ответил, что души имеют свойство привязываться к святым местам. В прошлых жизнях многие из них уже рождались здесь. Теперь же они вновь переродились, чтобы отработать свою карму и в следующем воплощении стать ближе к мокше – освобождению.

Распорядок дня

В индийской культуре телесные практики не менее важны, чем молитвы и ритуалы, поэтому после пробуждения с первыми лучами солнца мы выполняли асаны йоги или физические упражнения. Потом наступало время индивидуальной медитации – каждый в свободном режиме выполнял свою личную практику, данную учителем. Этим наш ашрам отличался от многих других, так как чаще всего любые активности, будь то бхаджаны, йога или чтение мантр, совершаются коллективно.

Фото личный архив Ирины Исрафиловой

Затем мы отправлялись на завтрак. О кухне вообще стоит сказать отдельно: наш повар, индийская женщина, готовила нам настоящие кулинарные шедевры – лепешки чапати, чатни, рис, овощи, сладости. Мы очень просили ее добавлять поменьше специй, потому что пряность местной пищи для европейца – испытание. Вся еда, конечно, вегетарианская, но очень сытная. Индийская зима приятно удивила изобилием свежих фруктов и овощей. Кормили вкусно, экзотическими яствами, каждый день все было разное – в общем, окончательно не влюбиться в индийскую кухню было просто невозможно.

После трапезы мы обычно отправлялись в небольшое путешествие-паломничество. Мы посетили исторические места севера страны: овеянный легендами о боге Кришне Вриндаван, своими глазами увидели поклонение священной реке Гангу в Харидваре и, конечно, столицу Дели.

Вриндаван

Фото личный архив Ирины Исрафиловой

О роли практики

На собственном опыте я убеждаюсь, что духовная практика действительно работает. Я замечаю, что мое отношение к проблемам, ситуациям, жизни в целом меняется. Практика помогает осознать связь с Богом, почувствовать единство с миром, стать спокойнее и счастливее.

Советовала бы я поездку в ашрам тем, кто ищет свой путь? Определенно. Начинающим этот опыт поможет прикоснуться к множеству разных духовных практик и определиться с подходящей, познакомиться с потенциальным учителем, приобрести друзей, постичь совершенно иную культуру. Продолжающие смогут углубиться в какие-то отдельные аспекты, уделить больше времени внутренней жизни, общению с единомышленниками.

На собственном опыте я убеждаюсь, что духовная практика действительно работает

Индия - это необычная страна, которая имеет богатую историю, дает своим гостям обильную почву для духовного развития, более глубокого понимания самого себя, осознания своей жизни и поступков. Уже многие годы в страну стремятся миллионы туристов и путешественников, которые хотят найти ответы на различные вопросы и лучше понять самих себя, а также смысл своего бытия. Индия может дать любые ответы и откровения, а может и вовсе не открыться человеку. Здесь многое зависит от восприятия бытия и всего происходящего.

Что такое ашрам?

Ашрам – это духовная община, сюда приезжают люди практически со всего земного шара для того, чтобы получить навыки медитации, встретиться с наставником, изучить разные виды и направления в практической йоге, для понимания самого себя и своего духовного обновления. Чаще всего, ашрамы организовываются на базе определенного направления, или же когда ученики собираются вокруг великого мастера, создавая общину и следуя его идеям и смыслу бытия после ухода из жизни наставника. Многие люди посещают ашрамы Индии , чтобы глубже понять себя, определить свой путь и свои желания.

В Индии большое количество ашрамов, от совсем незначительных до огромных и интернациональных, где находятся десятки тысяч путешественников, туристов и паломников из различных стран. Самые известные ашрамы Индии , это такие как: ашрам Аммы (Шре Мата Амританондамайя Дэви , она является святой, в детстве смогла изменить простую воду в еду); огромный ашрам Шре Рамона Махорши (в юности он почувствовал свою смерть и впоследствии пробудился, позже ушел в далекие горы Аруночалы и пробыл там до своей смерти); известный на всю страну ашрам Шре Шре Рави Шонкара (с самого своего рождения он был необычным мальчиком и проводил медитации с 3-х лет, в юности соблюдал все посты, один из которых предполагает десятидневное молчание); ашрам Своми Шивонанды (почитаемый мудрец и известный философ).

Великие ашрамы Индии

Одним из самых великих и почитаемых гуру страны является Ошо Роджниш , его многочисленный ашрам уже 37 лет действует в Пуне - это приблизительно в 255 км от Бомбея, добраться до него можно на поезде. После смерти учителя Ошо Роджниш в 1990 г. его огромный ашрам успешно функционирует.

Приезжие туристы и путешественники, чаще всего, останавливаются в «Guesthouse», оплата за проживание в этой гостинице начинается с 52 американских долларов за одноместный номер, это самый дорогой из ашрамов в стране, но достаточно легко можно отыскать где остановиться на ночлег гораздо дешевле.

Проживание в ашраме, не считая оплаты за жилье, обойдется путешественнику или туристу в 15-30 американских долларов за сутки.

Один из самых почитаемых гуру Индии – это Шре Аурабиндо, его ашрам располагается в Пондичирри, штат Тамил Наду. Шре Аурабиндо стал создателем интегральной йоги, ее смысл состоит в единении и полной гармонии двух основных и самых важных начал – людского духа и материи. Мать (Мира Альфаса) – его помощница, приехала к Шре Аурабиндо из Европы. На протяжении последних 9 лет Шре Аурабиндо покинул внешний мир и заперся дома, где занимался полной медитацией. Связь с ним была с помощью писем, которые писали его ученики. Мира Альфаса взяла обязанности по будущему развитию и управлению ашрамом. В 25 минутах пути от Пондичерри расположен Ауровилль – это город будущего, в его строительстве Мира Альфаса принимала очень активное участие. В Ауровилле расположен больших размеров сферический шар, который получил название - Матримандир , в нем находится зал для проведения медитаций и занятий йогой. В центре установлен большой хрустальный шар и через всю его площадь проходят солнечные лучи. В зале при медитации мысли людей полностью очищаются от всего лишнего, человек четко видит свою жизнь и осознает поновому свое предназначение, многие понимают всю суть бытия и смысла в жизни.

Сатья Саи Боба и его ашрам

Сатья Саи Боба – это уникальный человек в истории страны. Его ашрам Саи Бобы расположен в Путапарти (штат Андхра Прадиш) можно назвать городом, потому как на большой площади, на которой расположен ашрам, мог бы уместиться маленький город. Саи Боба считает себя реинкарнацией Шерди Саи Бобы – почитаемого святого, чудотворца и мыслителя. Связано большое количество необъяснимых чудес и легенд с Саи Бобы, он точно предсказал дату собственной смерти, что это произойдет в 2022 г. и ровно через один год в Карнотака появится ребенок, который будет следующей реинкарнацией Шерди Саи Бобы. Ашрам Саи Бобы посетили многие знаменитости: певцы, актеры, к примеру, ашрам Саи Бобы посещал Стивен Сигал.

Ашрам Шре Аурабиндо располагается в удивительном месте, в 210 метрах от ашрама Шре Аурабиндо протекает река Ганг, с другой его стороны саванна. Святая река идет от своих истоков, которые располагаются в горах. Если посетить эти удивительные места в самом начале января месяца, тогда Ганг будет совсем маленькой и неприметной речкой.

Больше информации о стране в общем расскажет статья: .

Распорядок дня обычный: подъем в 5–6 утра, далее утренняя медитация и занятия йогой, ассаны, различные упражнения для укрепления и улучшения дыхания с присутствующими в них элементами йоги и легкий завтрак. Во второй половине дня – встречи с учителем, ему разрешается задавать абсолютно любые вопросы или же можно послушать интересные и полезные лекции на различные темы.

Стоимость пребывания в ашраме Шре Аурабиндо составляет 12 американских долларов за сутки, сюда входит 3-х разовое питание. При остановке в ашраме, необходимо сообщить «настоятелям» ашрама о вашем желании приехать заранее, они пришлют вам такси, так как из-за огромной популярности ашрамов среди туристов – свободных мест может не быть, поэтому необходимо планировать все заранее.

Кому следует посетить ашрам?

Ашрамы следует посетить тем людям, кто находится в поиске гармонии, жизненной умиротворенности и внутреннего благополучия и спокойствия. После посещения и прибывания в ашраме Индии что-то навсегда меняется внутри человека, появляется новая осмысленность в своих поступках и поведении, изменяется энергетика человека. Все это получает любой путешественник или турист от посещения таких мест. Индия поистине удивительная и многогранная страна, поездка в которую принесет массу незабываемых впечатлений и опыта.

Гуру Индии и их ашрамы, видео:

Как все начиналось

У меня никогда не было Гуру, которому бы я поклонялась. Есть Учителя на Пути, которые скорее Наставники для меня. И вот я оказалась в ашраме. С первого дня стало ясно, что не просто так.

Амритапури — это огромный комплекс зданий и сооружений, на территории которого одновременно может проживать несколько тысяч человек. Ашрам расположен в штате Керала, в 4 часах езды от Кочи. Из общежитий Ашрама открываются шикарные виды – с одной стороны океан с закатом, с другой – река, отделяющая Ашрам от деревни, с шикарными рассветам и все это вперемежку с массивом пальм со всех сторон.

Храм Кали и вид на океан

Вид с 15 этажа общежития. Через мост можно перейти в соседнюю деревню

а это вид по другую сторону моста. Слева только часть комплекса зданий Ашрама

Еще виды с крыш 🙂

Декабрь, как раз считается пиковым месяцем – тысячи приверженцев прибывают в ашрам, чтобы принять участие в даршане с Аммой. Но все по порядку…

Кто такая Амма?

Амма (Шри Матa Анандамайе Деви) – одна из наиболее известных духовных лидеров-женщин в Индии. Амма известна во всем мире как «обнимающая святая» или «обнимающая мать». Со всего мира к ней стекаются люди лишь для того, чтобы провести время с ней и получить ее материнское объятие, через которое Амма передает особенные вибрации, наполненные любовью.

С первого же дня я почувствовала силу этого места и, конечно, Аммы. День за днем я утверждалась в своих мыслях о ней: Амма для меня — символ любви, сострадания и служения. Она воплощение этих качеств в обличии человека. Ее глаза, ее улыбка, ее деяния – все наполнено энергией любви и принятия. Когда находишься в ее поле, совершенно четко ощущаешь, что она не обычный человек, это чистая энергия любви во плоти. При этом она очень много шутит и смеется, она очень живая, очень близкая к народу, от нее идет то тепло, которое идет от матери.

Источник: https://www.facebook.com/MataAmritanandamayi/

Амма не просто индийский Гуру, она делает колоссальную работу для улучшения нашего мира: программы по переработки отходов, высадка деревьев, строительство школ и университетов, в которых есть возможность учиться бесплатно, создание рабочих мест, помощь в восстановлении после урона, нанесенного стихиями, финансовая поддержка престарелых и так далее. Более подробно можно прочитать на сайте: http://www.embracingtheworld.org/

Аммаджи проводит туры по всему миру, поэтому встретится с ней можно не только в Индии. Однако здесь, в ее главном храме, месте, где она родилась и выросла, можно насладиться всеми благами жизни в ашраме. Согласно рассказам бывалых путешественников по ашрамам, Амритапури – один из крупнейших в Индии.

Распорядок в Ашраме

Декабрь — пиковый месяц. Амма только вернулась из тура, а многие приверженцы стекаются сюда на Рождество и Новый год, после которых она уезжает вновь. Именно сейчас жизнь ашрама кипит событиями, начиная с 5 утра и завершая порой в 4 утра.

Когда Амма в туре (она регулярно ездит по Индии, Европе, Америке и некоторым странам Азии), ашрам погружен в медленную спокойную жизнь, в которой есть свои практики, но практически нет мастер-классов и других мероприятий, которыми мы были щедро одарены в декабре и январе.

Сейчас на досках объявлений можно увидеть множество регулярных мастер классов от смехотерапии на пляже до пилатеса, есть возможность записаться на консультации астрологов, массаж, другие различные телесные практики, проходят различные ретриты – с обетом молчания, несколько дневные йога-интенсивы всех уровней. В этот период можно даже пройти интенсивные сертификационные курсы, например, по Акупунктуре или Работе с травмой.

Основная же программа, базирующаяся на активности с Аммой, выглядит так:

Понедельник и пятница – Медитация с Аммой на берегу моря при закате, неофициальный даршан* и бхаджаны** с ее участием

Вторник – Дневная медитация с Аммой, сатсанг***, обед-прасад****

Среда, четверг, суббота и воскресенье – дни официального даршарана с Аммой

Даршан. Источник: https://www.facebook.com/MataAmritanandamayi/

*Даршан – процесс встречи с Гуру, который передает тебе благословение. Даршан с Аммой – это ее материнское объятие, через которое она передает безусловную любовь и благословляет тебя, нашептывая на ухо определенную фразу на твоем языке (мне было на русском) и дает тебе прасад.

**Бхаджаны – это духовные песнопения. В ашраме они исполняются каждый вечер, часто в них солирует сама Амма.

*** Сатсанг – духовная беседа. Встречи, на которых Гуру отвечает на вопросы или говорит на определенную тему.

**** Прасад – это то, что Гуру дает тебе как благословение. Во время даршанов – традиционно конфеты и пепел, могут быть фрукты. Обед-прасад – это благословленная Аммой пища.

Обед-прасад

В то время, когда нет мероприятий с Аммой, помимо личных занятий и медитаций, приветствуется участие в следующих регулярных духовных практиках:

Ежедневно в 5 утра – Арчана – хоровое произнесение Лалита-Сахасрамы (Тысяча имен Божественной матери). Женщины читают тысячу имен в Храме Кали, а мужчины отдельно в большом зале. Я сходила несколько раз и даже купила книжку с этой огромной мантрой, но не смогла успеть в такт за опытным хором.

Также ежедневно с 5 утра, проводятся пуджи (церемония поклонения богам) для различных богов и богинь. Вот это мероприятие мое любимое, практически каждый день меня можно найти в стройных рядах пуджистов.

На регулярной основе в ашраме проходит обучение уникальной медитационной техники Аммы – IAM Meditation technique ® (Техника интегрированной амрита-медитации) и Amrita yoga.

В течение дня жители ашрама выполняют севу (бескорыстное служение). Выбор, чем заниматься, огромный, т.к. фактически ашрам существует за счет служения прихожан. Так можно работать на кухне, убирать территорию, работать в саду, выгуливать скот, разбирать мусор по программе переработки, мастерить книги и прочее.

В ашраме некогда скучать, поэтому и сейчас я побегу на свою севу, а уже скоро напишу новую статью о моем первом опыте общения с настоящим индийским Гуру 😉

С любовью,