Эссе на тему "мои ученики - мои учителя". Эссе на тему: «Мои ученики – мои учителя

Эссе

«Я и мои ученики»

Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 9

Рыбак Татьяна Юрьевна

Чехов

2015 год

«Чтобы быть хорошим преподавателем,

нужно любить то, что преподаешь,

и любить тех, кому преподаешь».
В. О. Ключевский

Осень…На улице стало холодно…Природа оделась в яркие желтые краски…Время скоротечно…Еще совсем недавно я была ученицей средней школы, изучала русский язык и литературу, ходила на дополнительные задания, готовилась к экзаменам. Я с большим интересом наблюдала за своим учителем русского языка и литературы, и мне всегда казалось, что его работа – это неповторимое искусство. Галина Михайловна проводила уроки искусно, интересно и увлекательно. Именно она определила мой выбор профессии. Именно наблюдая за ее работой, я решила стать учителем. Мой учитель привил мне любовь к родному языку и литературе. Прошло пять лет…И теперь я работаю в школе учителем русского языка и литературы.

За моими плечами всего один год работы, но я с большой уверенностью могу сказать, что за этот год я прошла «воду, огонь и медные трубы»! Частенько за этот короткий срок я задавалась вопросом о правильности выбранной мною профессии. Особенно тяжело было в конце года, когда физические и эмоциональные силы уже на исходе. Но в выборе своей профессии я не усомнилась ни разу!

Так что же такое школа и школьные будни?.. Это невыученные уроки, забытые тетради, рано повзрослевшие дети и их родители, часто требующие от педагогов невозможного…А еще это ужасный и жуткий монстр по имени ФГОС…И вот тут-то, среди этой суеты, все всегда забывают о том, что есть в школе еще и думающие дети, которые умеют удивительно тонко чувствовать, мгновенно откликаются на твои слова, относятся к тебе как ко второй маме, с уважением, любовью и трепетом…

Так какие они, мои ученики? Конечно, разные. Под моим попечительством находятся дети 7 и 11 классов. Все они очень разные, совершенно не похожи друг на друга. Есть и отличники, которые ловят каждое твое слово, и двоечники, которые сидят на уроках в ожидании звонка на перемену, и хулиганы, которые каждый день придумывают что-то новое. Все вместе они превращают мою школьную жизнь в интересное и захватывающее приключение. И пусть даже порой это приключение сопровождается трудностями…На мой взгляд, трудности, переживания, даже потраченные нервы – это шаг для педагога вперед, толчок в развитии его личностных качеств и профессиональной деятельности.

На данный момент я являюсь классным руководителем 11 класса. Я считаю свой класс особенным, потому что детей в классе мало, но они все совершенно разные и по характеру, и по поведению, и даже по посещаемости и успеваемости. Каждый день они «выкидывают» что-то новое: то уроки прогуляют по разным причинам(например, вместо алгебры и геометрии им захотелось пойти в кино) или, забыв дома тетрадь или не сделав домашнее задание, придумывают такие истории, что их можно поставить на одну ступень с русскими писателями. Каждый день они заставляют меня импровизировать как в общении с ними, так и в обучении их. Вот это и есть движение только вперед, а не простаивание на месте.

Но не только я учу их гуманному поведению и своему предмету. Они тоже преподают мне свои уроки. Например, учат меня тому, что нужно верить в людей, не торопиться думать обо всех плохо. А самое главное, что школа – это движение не в одну сторону, вперед, а навстречу друг другу! Мы очень сильно ошибаемся, говоря о том, что детям «плевать» на педагога, им безразлично, что мы чувствуем…И у меня есть доказательство! Как-то раз на уроке меня очень огорчил своим поведением 7 класс. Вели себя настолько ужасно, что желание объяснять и показывать новый материал пропадало, потому что слушали лишь единицы, а все остальные занимались своими делами, и, естественно, на замечания никто не реагировал. Я настолько расстроилась, что глаза заблестели и проступили слезы…Но я нашла в себе силы сдержаться и не показать виду, что я вот-вот готова разреветься. Закончился урок, началась перемена. Я ходила по коридору туда-сюда, но никак не могла успокоиться. Неужели я такой плохой педагог, или я не могу заинтересовать их? Мои размышления развеял звонок. По расписанию у меня был русский язык в 11 классе. В класс я зашла с наигранной улыбкой, зачем детям знать, что я чем-то расстроена, и как ни в чем не бывало начала вести урок. Но тут одиннадцатиклассники, которые поняли, что со мной что-то не так, хором спрашивают: « Татьяна Юрьевна, Вы что, не знаете, как жить надо, так мы Вас мигом научим, говорите, что у Вас там случилось?» Весь класс рассмеялся, и я вместе с ними. От моих огорчений не осталось и следа. Однако это была не шутка, ребята говорили совершенно серьезно. До сих пор им благодарна за эти слова, ведь они интуитивно почувствовали, что я нуждаюсь в поддержке.

Конечно, иногда болит сердце от осознания своей беспомощности: например, я не в силах заставить ходить в школу и учиться ученика-одиннадцатиклассника, который предпочитает проводить время в компаниях… Я не в силах победить серость, лень и «нелюбопытство»: на собраниях приходи тся долго убеждать родителей , объясняя , что дети должны учиться…Но все эти неудачи мои – это не повод опускать руки и сдаваться. Если признать, что неудачи «завладели» мной, то значит я слабый человек…Я считаю, что, встретив преграды на своем пути, нужно идти вперед и только вперед, порой даже и не оглядываться, с уверенностью в себя и своих детей двигаться к намеченной цели!

Дети, любого возраста, воспитания и образования, они всегда будут детьми, приносящие нам и радость, и трудности. А какой же должен быть тогда педагог, чтобы идти в ногу с современными детьми? Отвечая на этот вопрос, я не хочу и не буду основываться педагогическую деятельность. Все это мы прекрасно знаем, все это каждый из учителей изучал в университете, а сейчас просто оттачивает полученные знания на деле. Я хочу напоследок посоветовать каждому учителю следовать постулатам, которым меня научили мои дети:

    нужно верить в людей, не т оропиться думать обо всех плохо;

    д ети верят в то, что света и добра в мире больше, чем зла и мрака. Нам бы поддержать эту веру…

    с годами дистанция между взрослыми и детьми увеличивается, а учителям нужно сделать так, чтобы этого разрыва не было, чтобы мы, взрослые, сумели сохранить в себе хотя бы капельку «детскости».

Я далека от мысли, что я гениальный педагог. Но один из моих главных принципов – НЕ НАВРЕДИ. Ведь я знаю, что рана, полученная от учителя, кровоточит очень-очень долго.

Я благодарна своим ученикам за все и уверена, что они тоже благодарны мне. Ведь, как мне кажется, мы движемся вместе навстречу друг другу! Мои ученики – это теперь неотделимая часть моей жизни, часть меня…И теперь я не представляю свое будущее без них…

А закончить свои размышления мне бы хотелось стихотворением великого русского князя Константина Константиновича Романова. Его слова мне сказала моя любимая учительница русского языка и литературы, Галина Михайловна Бухарова, в качестве напутствия. Я надеюсь, что в них вы тоже найдете для себя повод для стремления вперед и совершенствования своей педагогической деятельности.

Что корабль под всеми парусами,
‎Гавань тихую забыв,
Уносимый буйными ветрами
‎Мчится смел и горделив
В голубом потешиться просторе
‎С прихотливою волной, -
Ты стремишься в жизненное море,
‎Увлекаемый судьбой.
В добрый час! Не бойся урагана,
‎Перед бурей не робей,
Не страшись ни мели, ни тумана,
‎Ни обманчивых зыбей!
Смелым Бог владеет: полон силы,
‎Полн отваги юной будь,
Не бросай надёжного кормила
‎И держи прямее путь.
Чист душой стремись неустрашимо
‎Полон веры в подвиг свой
И борись, борись неутомимо
‎С бурной жизненной волной!

Я не случайно выбрала эту тему. Жизнь который раз доказывает нам, что в нашей профессии так и бывает. Мы учим детей, даем им знания, и сами невольно становимся их учениками. Конечно, учитель – это всесторонне развитый и образованный человек. А на современном этапе развития образования от него требуется очень многое, так как появилось множество способов передачи и получения информации. И педагог нового столетия должен быть готов к любому общению. Благодаря моей работе вокруг меня всегда много людей, которым, я это чувствую, нужна я и которые нужны мне. Это мои коллеги, мои ученики, их родители. Работая с детьми, я стараюсь искать и находить в ребенке все лучшее, что в нем есть, дать толчок развитию его творческих способностей. И в каждом из своих учеников я вижу личность. Учитель – профессия непростая, и не так – то легко решиться посвятить ей жизнь. На мой взгляд, у человека должны быть какие – то определенные способности, задатки, из которых развиваются профессиональные умения и качества. Это ежедневный труд, от которого ты не всегда получаешь отдачу. Но отдавая себя этой работе, думая о детях, об их завтрашнем дне, ты увлекаешься этим процессом. Вот так с годами приходят к тебе и уверенность, и профессионализм, которые предопределяют успех твоей педагогической деятельности. А дети… Они ждут от тебя какого – то особенного отношения к себе. И если ты хочешь быть настоящим педагогом, ты должен знать и уважать интересы своих учеников, должен быть для них другом и помощником. Тогда детям нетрудно будет найти дорогу в жизни, воплотить мечты в реальность. Мне всегда хотелось и хочется быть для своих учеников интересной, значимой, нужной. Стараюсь пробудить в них любознательность, стремление к прекрасному, готовность помочь себе и другим. И прихожу к мысли, что дети как будто чувствуют, что от них требуется, чего должны добиться. Они раскрывают свой внутренний мир, радуются своим успехам, становятся добрее, отзывчивее. Я знаю, что обязана им помогать, направлять их, верить в них, дарить любовь, теплоту сердца. Очень часто я вспоминаю своих учителей. Мой профессиональный выбор определили именно они. Это были прекрасные учителя. Я им благодарна. Помню о них всегда. Жизнь раскидала нас в разные стороны, мы очень редко видимся, но для меня они были и будут самыми хорошими наставниками. Они видели в каждом из нас личность, прилагали все усилия, чтобы воспитать нас настоящими людьми. Когда устроилась на работу в школу, я старалась быть похожей на своих преподавателей, быть любимой учительницей для своих учеников, учиться у них. Но это, оказывается, приходит с годами. Работая с детьми, я понимаю, что многому у них учусь. Учусь находить подход к каждому из них, поддержать, если это необходимо, ребенка советом, наставить на путь истинный. Ведь от нас зависит, каким человек станет тот или иной ребенок. Обучая, воспитывая детей, которых нам доверили, мы отдаем и душу, и энергию этим детям. Оценивая свою работу с учениками, я делаю вывод, что выбрала правильную дорогу в жизни. Мне бывает приятно, когда ученики невольно повторяют мои же слова и выражения, подражая мне. Я всегда радуюсь, когда дети ко мне подходят за советом, за помощью. Я замечаю, что рядом со мной они уверенны, спокойны. А это значит, что дети видят во мне не только учителя, но и друга. Если мне удалось хоть немного помочь им, поддержать их в трудную минуту, я радуюсь. Такими были мои учителя, и очень часто я ловлю себя на мысли, что многое в своей работе унаследовала от них. В окружении своих учеников я убеждаюсь в том, что в каждом ребенке есть своя изюминка, ее надо найти. Это главная задача педагога. И тут учителями для нас становятся именно ученики. Это действительно так. Какие бы трудности не встречались в жизни, меня всегда радуют глаза детей, добрые, любопытные, ожидающие от тебя чего – то нового, что до сих пор не изведали. Поэтому моя работа – постоянный процесс познания, общения. А мои ученики – мои учителя, помогающие мне в нахождении правильного пути в обучении и воспитании. Я не только учу детей, но и сама учусь у своих учеников. Это они заставляют меня двигаться вперед, идти в ногу со временем. Они – мой стимул, моя радость. Каждый новый день выдвигает новые требования. И ты стараешься приложить максимум усилий, чтобы дети шли к тебе на урок с радостью. Главное в работе педагога - учить детей мыслить, постигать тайны природы и жизни, учить заботиться о своём здоровье, учить смотреть и видеть, говорить и высказываться, стремиться научить детей самостоятельности, ответственности. Мои ученики не боятся высказывать своё мнение, даже если оно окажется ошибочным, ведь ошибка – путь к творчеству. Каждый мой ученик знает, что если он сегодня ошибся, это никак не повлияет на моё отношение к нему как к человеку. Напротив, я сумею в его высказывании найти какие – то стороны правильного мышления. Чтобы детям было комфортно на моих уроках, стараюсь создавать спокойную, доброжелательную атмосферу. Я никогда не жалела о том, что выбрала профессию педагога, всегда помнила о том, что я – учитель, помогающий ученикам познать себя, поверить в свои возможности, добиться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть, честь. На протяжении всей педагогической деятельности я стремилась быть примером для своих учеников, зная, что каждый шаг, каждое сказанное слово впитывают их неокрепшие души. В общении с детьми всегда стараюсь быть честной, искренней, ведь любая фальшь может разочаровать и ранить их. Я дорожу доверием детей, верю в каждого из них. Стремлюсь найти в ребенке и отметить положительное, раскрыть его творческий потенциал, поощрить даже маленькие успехи, воодушевить и ободрить, чтобы он гордился своими достижениями, поверил в себя, свои силы, проявил еще больший интерес к русскому языку и испытал удовольствие и радость от результатов своей деятельности. А когда чувствуешь отдачу от детей, на душе радостно… Хочется найти для них что – то интересное, нужное, чтобы повысить активность на уроке, стремление получить еще больше сведений по той или иной теме. В этом и заключается основа профессии учителя. Учитель – это творец, он всегда открыт для нового знания, постоянно растет профессионально, получает удовлетворение и удовольствие от своего труда. Профессию учителя, мне кажется, можно любить и ценить только за то, что она позволяет нам видеть духовный рост своих учеников и любоваться ими, через годы встречаться с этими уже взрослыми людьми. Это уникальное свойство профессии педагога. Встречаясь с выпускниками, которые нашли свое призвание, ты гордишься ими и убеждаешься в том, что твой труд не был напрасным. А когда они произносят добрые слова в твой адрес, ты становишься самым счастливым человеком, знаешь, что твоя жизнь, прожитая вместе с учениками, не прошла бесследно.

в росте посеянных им семян.
Дмитрий Менделеев
Учитель – прекрасная профессия, самая древняя и почитаемая. Каждый учитель делает самое важное дело на Земле. Именно учитель формирует личность нового поколения, закладывает основы будущего.

В стенах школы сменяется одно поколение мальчишек и девчонок другим, меняются взгляды, вкусы, мода, люди, власть. Но неизменно остаётся главным человеком в школе – учитель.

Учитель для меня не профессия, не работа, не хобби…. Для меня « учитель» - это моя жизнь. Я не работаю, я живу учителем. Мне нравится быть учителем. Я - учитель биологии. Моя роль как учителя - знакомить детей с жизнью в разных её проявлениях. И я иду на экскурсию в природу, общаюсь с детьми и помогаю им раскрыть тайны окружающего мира, наслаждаться природой и испытывать радость от общения с ней.

Учитель, который любит свою работу, любит и уважает детей, считается с их мнением , учит учиться, помогает человеку стать Человеком. Никакие самые чудесные машины и технологии не смогут заменить живое человеческое общение. Школа – второй дом, и от того, какие в этом доме родители, зависит будущее её обитателей. Школа должна дать ребёнку возможность самовыражаться, самоутверждаться. Учитель должен в каждом ученике увидеть хорошее, помочь поверить в свои силы.

С годами я всё больше и больше понимаю, какая огромная ответственность ложится на плечи учителей. Раньше, когда я была молодым специалистом, мне казалось, что достаточно детям дать глубокие прочные знания, влюбить в свой предмет, заинтересовать, а в дальнейшем они найдут этим знаниям применение. Я следила за новинками методической литературы, сама много читала, применяла нестандартные уроки. Но практика показала, что как бы хорошо учитель не был подготовлен в теоретическом и методическом плане, этого не достаточно для успешного выполнения задач, стоящих перед современной школой. Учитель не только преподаватель, учитель – это ещё и воспитатель. Чтобы шагать в ногу со временем, сегодня мало сформировать гармонично развитую личность: здоровую физически, с определённой учебной базой, со сводом правил нравственного поведения. Главная задача современной школы – научить детей жить в постоянно меняющемся мире. Задача учителя – помочь ребёнку найти самого себя в этой жизни, свою «нишу». Моя цель – это создание условий для развития способностей каждого ученика. Из этой цели вытекает задача: в любом ребёнке увидеть хорошее, развивать его, помочь поверить в свои силы. Именно поэтому я стараюсь создать условия для развития способностей каждого ученика.

Я - учитель, я дарю детям счастье познания, помогаю им познавать себя, поверить в свои возможности, добиться успеха. И в этом мне помогают идеи развивающего обучения. Развитие ребёнка должно идти через его творческую деятельность. Содержание биологии включает факты, понятия, законы и теории, позволяющие реализовать принципы и концепции развивающего обучения.


«Скажи мне и я забуду,

Покажи мне и я запомню,

Дай мне действовать самому, и я научусь»…

На каждом уроке я стараюсь учить ребёнка думать, размышлять, обобщать, анализировать, рассматривать различные варианты решения проблемы. У школьников развивается интуиция , воображение, они учатся прогнозировать. В центре всего учебно-воспитательного процесса должна стоять личность ребёнка, ребёнка, которого мы должны подготовить: гибко адаптирующегося, самостоятельно приобретающего знания, с критическим мышлением, грамотно работающего с информацией, коммуникабельным и коммуникативным.

Для реализации этого, я, современный учитель, должна обладать определённым набором качеств: нести ответственность за себя и за других, быть оригинальной, общительной, доброжелательной, обладать чувством юмора, стремиться к самовыражению. Современного учителя должны отличать способность к креативному мышлению, стремление к профессиональному росту, стремление к общей и педагогической культуре, высокий уровень знаний в области преподаваемого предмета.

Считаю, что современный учитель тоже должен внутренне развиваться, шагать в ногу со временем, учиться, искать, узнавать, что - то новое.

Наши школьники искренне хотят учиться. Наше главное - урок. Не состоялся он – не состоялся учитель. По - настоящему учитель открыт только ребятам. Их оценка его работы важнее любых авторитарных мнений.

Главное в уроке не только знание своего предмета, умение доступно его преподнести, но и умение уважать детей, верить в каждого из них, быть не только наставником, но и другом. Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда видишь блеск глаз своих учеников.

Любовь и доброта – лучшие помощники учителя в общении с детьми и Природой. Ведь у каждого ребёнка есть потребность не только в общении, но и в эмоциональном контакте. Я не боюсь говорить школьнику, что у него сегодня на уроке всё получается, и часто произношу «молодец», « умница» даже тогда, когда успехи ученика более чем скромны. Ведь это воспитывает уверенность в своих силах, вызывает желание сделать следующий шаг более твёрдым, испытывать чувство похвалы за свой труд, ведь это пробуждает интерес к знаниям. Мои одобряющие слова вселяют в него веру в свои силы, помогают ему твёрдым и крепкими шагами идти по тропинке новых знаний.

Бывает так, что я делаю ребёнку замечание, могу быть строгой и требовательной, но если он чувствует, что я интересуюсь его делами, хочу понять его, искренне помочь, остаться хранителем его тайн, которые он мне доверил, то он примет мои замечания, поверит и сохранит уважение и признательность.

Мои ученики не боятся высказывать своё мнение, даже если оно окажется ошибочным, ведь ошибка – путь к творчеству. Каждый ученик имеет право на ошибку, и никто не должен диктовать ему свою волю. Стараюсь создавать на уроках спокойную, доброжелательную атмосферу. Каждый мой ученик знает, что если он сегодня ошибся, это никак не повлияет на моё отношение к нему как к человеку. Его оценка сегодня – это показатель того, насколько он продвинулся в познании мира , развитии самого себя. Оценка всегда может быть исправлена – таков мой принцип. «Не стыдно не знать, стыдно - не учиться»

Мне комфортно в школе, мне нравится наблюдать за тем, как вчера ещё робкий и неуверенный в себе человечек совершенствуется и набирает силу с каждым днём, вот он уже уверенно выступает на школьной конференции, ещё один шаг и он - молодой перспективный учёный.

Почему среди всех профессий я выбрала именно профессию учителя?

Наверное, потому что, взяв ребёнка за руку, я могу увести его в интересный и увлекательный мир биологической науки. Я могу наблюдать, как поднимаясь по лестнице знаний, растут и развиваются мои ученики, а вместе с ними расту и совершенствую своё умение и я. Нельзя не испытать чувство удовлетворения от работы, когда на одну ступеньку рядом со мной становится мой ученик, и я понимаю, что он может и должен идти дальше самостоятельно.

Сейчас у меня подрастает собственный ребёнок. Дочке 11 лет. Конечно, у меня ещё многое не получается в воспитании дочери, в отношении с моими детьми – учениками, но я знаю, к чему мне надо стремиться в своей работе, в своей жизни….

Я – учитель! Каждый день я открываю школьную дверь и прихожу в класс. Звенит звонок и ко мне обращаются взоры моих учеников. Их светлые, ясные глаза – любопытные, добрые, верящие, оценивающие каждый мой шаг.

И я, маленькая частица Вселенной, дарю им счастье познания и общения, ведь я – человек, учитель, биолог, помогающий ученикам познать себя, поверить в свои возможности, добиться успеха, не потеряв при этом нравственные ориентиры: доброту, совесть, честь.

МБСОШ №17 г.Орла, Бредихина Н.В. Страница

Еще в школе я серьезно увлекалась информатикой, но хотела заняться более сложным - программированием. Мир не стоит на месте. Сейчас у нас век новых технологий, которые быстро меняются. Уже после института меня заинтересовала робототехника. Разработав дополнительную общеразвивающую программу «Основы робототехники», я поставила перед собой цель: создать условия для развития научно - технического и творческого потенциала детей, заинтересовать их своим предметом. Не даром Л.Н. Толстой сказал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

Но я еще тогда не знала, какой это ответственный труд - быть педагогом дополнительного образования, что мне предстоит учить не только детей, но прежде всего себя. А может ли быть совершенным учитель, который не учится у своих учеников? Ведь дети по-иному смотрят на мир.

Робототехника - это сложное занятие, а так как я впервые занимаюсь этим с детьми, мне порой бывает очень сложно, иногда хочется все бросить, но приходишь на занятия, видишь учеников с горящими глазами, увлеченно занимающихся конструированием и это очень здорово тебя вдохновляет! Дети очень любопытны, им все интересно знать. Они часто задают «простые» вопросы, на которые так сразу и не ответишь. Ко мне приходят разные дети, но я старюсь, чтобы они во мне видели не просто педагога, а верного друга и помощника. Я хочу пробудить в них любознательность, стремление к прекрасному, готовность помочь себе и другим. Мои ученики не боятся высказывать своё мнение, даже если оно окажется ошибочным, ведь ошибка - путь к творчеству. Каждый мой ученик знает, что если он сегодня ошибся, это никак не повлияет на моё отношение к нему как к человеку.

Стрекалина А.В.

Просмотр содержимого документа
«Эссе на тему: «Мои ученики – мои учителя»»

Стрекалина А.В.

Эссе на тему: «Мои ученики – мои учителя».

«Учитель лишь до тех пор остается учителем, пока сам учится. Как только он перестает учится, он перестает быть учителем» К.Д. Ушинский.

Еще совсем недавно я сидела за партой, и мне казалось, что сложного, войти в класс и провести занятие? Смотрела на учителей и мечтала о будущем, но время бежит очень быстро. И вот я уже сама стою в классе перед своими учениками. И тогда и сейчас меня одолевают противоречивые мысли, как донести до воспитанников материал, чтобы им было не скучно.

Еще в школе я серьезно увлекалась информатикой, но хотела заняться более сложным – программированием. Мир не стоит на месте. Сейчас у нас век новых технологий, которые быстро меняются. Уже после института меня заинтересовала робототехника. Разработав дополнительную общеразвивающую программу «Основы робототехники», я поставила перед собой цель: создать условия для развития научно – технического и творческого потенциала детей, заинтересовать их своим предметом. Не даром Л.Н. Толстой сказал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себелюбовьк делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

Но я еще тогда не знала, какой это ответственный труд – быть педагогом дополнительного образования, что мне предстоит учить не только детей, но прежде всего себя. А может ли быть совершенным учитель, который не учится у своих учеников? Ведь дети по-иному смотрят на мир.

Робототехника - это сложное занятие, а так как я впервые занимаюсь этим с детьми, мне порой бывает очень сложно, иногда хочется все бросить, но приходишь на занятия, видишь учеников с горящими глазами, увлеченно занимающихся конструированием и это очень здорово тебя вдохновляет! Дети очень любопытны, им все интересно знать. Они часто задают «простые» вопросы, на которые так сразу и не ответишь. Ко мне приходят разные дети, но я старюсь, чтобы они во мне видели не просто педагога, а верного друга и помощника. Я хочу пробудить в них любознательность, стремление к прекрасному, готовность помочь себе и другим. Мои ученики не боятся высказывать своё мнение, даже если оно окажется ошибочным, ведь ошибка – путь к творчеству. Каждый мой ученик знает, что если он сегодня ошибся, это никак не повлияет на моё отношение к нему как к человеку.

Я считаю, что современный педагог должен выстраивать свои цели так, чтобы они соответствовали потребностям и особенностям его учеников. Должен уметь анализировать полученные результаты и учитывать в будущем свои ошибки. А главное уметь прислушиваться к потребностям детей. «Ребенок всегда способен преподать взрослому три урока: он весел безо всякой причины, всегда чем-то занят и умеет любой ценой добиваться желаемого» Марк Твен.

Наша профессия требует постоянного совершенства. Мы не должны стоять, мы должны постоянно идти вперед. В этом нам и помогают дети. А главная моя задача - создать условия для развития творческих способностей детей, учить их самостоятельно мыслить, полнее реализовать свои потребности, поощрять их индивидуальные склонности и дарования.

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»
Эссе
Мои ученики – мои учителя.
Учитель учится всю жизнь.
Как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель!»
К.Д.Ушинский
Начать свои размышления о судьбе и миссии учителя мне бы хотелось с обычной истории. Такие истории происходят со многими из нас довольно часто, иногда вызывают улыбку, иногда удивление, иногда заставляют задуматься.
В начале третьей четверти, после урока, ко мне подошел один из моих учеников, шестиклассник Мухлынин Миша:
- Ольга Александровна, вы читали Библию? – и, не дожидаясь моего ответа, продолжил,- Тогда вы знаете, там не указано, что Древом познания Добра и Зла была яблоня?
- Да, конечно, многие богословы склонны считать, что этим деревом была смоковница.
- Вы знаете, меня очень заинтересовал это вопрос, я провел исследование и склонен думать, что это было гранатовое дерево... Далее он рассказал, что гранат напоминает корону царя Соломона, что в гранате шестьсот тринадцать семечек, а это соответствует количеству заповедей Торы и еще много интересного об этом замечательном растении..
А я стояла и думала, вот именно из-за таких детских открытий я и люблю свою работу.
Все девочки мечтают стать учителями. Усаживают своих кукол или младших братьев и сестер на стульчики и начинают преподавать им трудные и непонятные науки; пишут кусочками мела или извести на стенках шкафа, обоях, перевернутых табуретках; в руках обязательно указка, на ногах мамины туфли на каблуке. А в душе такая гордость и чувство собственной значимости. Мечтают все… Становятся единицы.
Мой выбор профессии был предопределен бабушкой. В школу она пошла незадолго до войны, закончила пять классов и через всю жизнь пронесла благодарность и уважение к своим учителям. И когда в девятом классе встал вопрос, куда пойти учиться, бабушка сказала: «Иди в педучилище. Всегда будешь молодой, потому что тебя будут окружать дети, будешь уважаемой, потому что это самая главная профессия в мире и у тебя всегда будут бесплатные свет и дрова». Скажу честно, самое большое впечатление на меня произвела последняя фраза…
Учеба в педагогическом училище – осознание важности профессии, которую ты выбрал, когда еще и не очень-то понимал, кто ты. Главные уроки от мудрых и талантливых преподавателей. «Хочешь получить правильный ответ - задай правильный вопрос», - учила Любовь Федоровна во время педагогической практики. «Учитель не может себе позволить выглядеть плохо, на него всегда смотрят оценивающие глаза детей. Не забывайте - встречают по одежке», - наставляла Тамара Ивановна. «Учителю мало знать предмет. Учитель – это самый талантливый актер. Каждый ваш урок – это ваш премьерный спектакль», - вдохновляла Галина Ивановна.
Первые уроки во время педагогической практики, вот где ты понимаешь, что учитель – это призвание. Ощущение как на сцене, когда в зале аншлаг, понимание того, что сейчас решается, как «твое слово отзовется» в наивных детских душах. И глаза детей: восхищенные, удивленные, насмешливые, требовательные, жаждущие или… равнодушные.
Равнодушные – это самый большой кошмар учителя. Что сделать для того, чтобы в них появились искорки? И вот ты уже ищешь новые подходы, вырезаешь из бумаги зайчиков и мишек, устраиваешь путешествия в сказку или экскурсии по экзотическим странам. Начинаешь читать, спрашивать, применять новые технологии, только бы эти глазки не были равнодушными…
Но откуда же берется детское равнодушие? Самое простое и закономерное - обвинить в нем учителя. Но я точно знаю, что в наших школах работают ответственные, грамотные, талантливые учителя. Помимо того, что они дают знания детям и занимаются воспитательной работой, работой с семьей, они постоянно учатся. Занимаются научной, исследовательской, экспериментальной, краеведческой работой. Искренне любят своих учеников, переживают за них. Может ошибка в самом подходе? Альберт Эйнштейн как-то сказал: « Все мы гении. Но если судить рыбу по ее способности лазить по деревьям, она проживет всю жизнь, считая себя дурой». Сегодня учитель - это герой, которого постоянно упрекают: задает много уроков, чересчур требовательный или наоборот слишком добрый и прочее, прочее, прочее. А мы работаем… Работаем в системе, по программам, зачастую написанными людьми, которые ни дня не работали в школе. Так, нам долгое время навязывали мысль, что знания ученика можно проверить тестом со множеством ответов. А ведь даже Фредерик Келли, автор стандартизированных тестов, отмечал, что они грубые и не отражают реальной действительности. Сейчас государство ставит перед учителем другие задачи, мы живем в эпоху реформирования образования. Но менять школу не значит просто наточить карандаш, который мы уже держим в руке. Реформа школьного образования не может быть успешной, если сосредотачивать ее на простом улучшении того, что от нее требовалось ранее. Современный ученик сам должен осознавать свою индивидуальность, быть креативным, творческим, быть интеллектуалом. А значит, на первый план выходит индивидуальный подход в обучении и воспитании. Учитель, стоя перед классом, должен осознавать, что каждый ученик в классе - это разные потребности, разные запросы, разные таланты - мы все разные. Но задача учителя - достучаться до сердца каждого ребенка, ведь это поможет ему осознать себя настоящей индивидуальностью. Не нужно заставлять «рыбу лазать по деревьям»…
И опять дилемма: как научить всех и не потерять каждого? Как правильно организовать индивидуальную работу на уроке? Как побороть равнодушие в детских глазах?
Во-первых, заглянуть в свое сердце, вспомнить, что ты и сам творческий, креативный интеллектуал, ведь нельзя научить детей тому, во что не веришь сам.
Во-вторых, не забывать, что индивидуальный подход осуществляется более успешно, если на уроках широко практикуется самостоятельная учебная работа. Мой опыт показывает, что гораздо лучше эти вопросы решаются через технологии исследовательского обучения. На мой взгляд, данные технологии в большей мере, чем другие, отвечают требованиям, предъявляемым к современному уроку т.к. побуждают учащихся проявлять способности к осмыслению своей деятельности, к целеполаганию, к самообразованию и самоорганизации, к систематизированию, интеграции и обобщению информации из разных источников, к решению учебных и социальных проблем. Сегодня хороший урок тот, на котором интересно. Урок, не теряющий связи с жизнью, урок, на котором педагог работает вместе с учениками, сотрудничает, направляет детей, помогает, учит добывать знания, ставить и решать проблемы, урок, который дает ученику опыт активного участия в решении проблем, в преодолении возникших трудностей, выбора и принятия ответственности.
В-третьих, помнить, что учитель – это тоже ученик, который учится каждый день у своих коллег, у своих учеников, у мудрых педагогов, уже не раз, со времен Древней Греции, задававшихся этим вопросом.
Кстати, о Древе Познания, я так и не знаю, чем угостила Ева Адама, хотя после Мишиных слов перечитала большое количество литературы по этой теме. Зато могу сказать с полной уверенностью, пока наши ученики будут побуждать нас искать ответы на вопросы, пока мы будем неравнодушными и любознательными, мы сможем научить этому наших учеников. Ведь одним из главных качеств учителя по-прежнему остается стремление учиться.