Будущий президент южной осетии. Леонид Тибилов: Южная Осетия накануне выборов не допустит повторения раскола в обществе

Президент Южной Осетии Леонид Тибилов рассказал в эксклюзивном интервью ТАСС о предстоящих в апреле президентских выборах, реализации Договора о союзничестве и интеграции с Россией, а также возможных перспективах воссоединения республики с РФ.

Леонид Харитонович, в апреле в Южной Осетии состоятся президентские выборы. Можно ли быть уверенным, что в период выборов и подведения их итогов в республике удастся сохранить политическую стабильность?

Конечно, период выборов всегда отличается от обычного будничного времени в жизни государства. Появляется определенный всплеск. Предвыборная кампания уже начинается, выборы объявлены. 9 апреля народ выберет президента на следующие пять лет.

Конечно, как действующий президент, я внимательно слежу за тем, как развиваются события. Мы улавливаем, что некоторые претенденты ведут себя несдержанно, используют разные приемы. Я сделал соответствующее обращение к гражданам страны и к тем, кто будет баллотироваться. Мой посыл заключается в том, что мы не допустим отката республики в 2011 год, когда Южная Осетия оказалась практически на грани гражданской войны. Тогда произошел раскол в обществе, было серьезное противостояние. Ценой больших усилий, благодаря мудрости народа и его высокой политической культуре республика сумела преодолеть последствия того кризиса. Поэтому сегодня мы не можем допустить даже намека на его повторение: выборы должны пройти в спокойной обстановке. Это наша первоочередная задача, и на ее решение ориентированы практически все государственные структуры.

- Опасаетесь ли вы каких-либо провокаций со стороны Грузии накануне выборов?

Конечно, любые политические мероприятия в Южной Осетии Грузия оценивает негативно. Это внутреннее дело Грузии. Мы суверенное государство и занимаемся системным решением задач, которые перед нами стоят. Мнение Грузии по поводу процессов, происходящих в Южной Осетии, не имеет для народа республики никакого значения.

Никакого развития межгосударственных отношений между Южной Осетией и Грузией нет. В соседней стране все еще не могут смириться с объективной реальностью, существующей уже более 25 лет

Никакого развития межгосударственных отношений между Южной Осетией и Грузией нет, потому что Грузия не признает суверенитет нашей республики и факт агрессии против Южной Осетии. Если взять Женевские переговоры, то здесь Грузия отказывается подписывать документ о неприменении силы против Южной Осетии и Абхазии. В соседней стране все еще не могут смириться с объективной реальностью, существующей уже более 25 лет.

На днях вы приняли решение о проведении в день выборов президента референдума по переименованию Южной Осетии в Государство Аланию. Поддерживает ли население страны такие планы?

Эта тема была озвучена мной еще в прошлом году. Ведомствам было поручено провести соответствующую работу. Мы получили полную поддержку со стороны интеллигенции республики, молодежи, всего народа, ученых и историков Северной Осетии - Алании. Все они поддержали предложение президента об использовании в будущем двух равнозначных названий: Республика Южная Осетия и Государство Алания. Этот вопрос действительно будет вынесен на всенародное голосование. Референдум по данному вопросу приурочен к выборам президента 9 апреля.

Решение было принято после тщательного изучения общественного мнения. Признание государственного суверенитета Южной Осетии стало возрождением исторической традиции аланской государственности. Если народ одобрит предложение президента, то этот факт найдет отражение и в имени нашего государства.

- Вы приняли решение участвовать в предстоящих выборах. Что вы можете сказать о своих конкурентах?

На сегодня в ЦИК уже обратились в том числе и мои сторонники, и претендентов сейчас семь. Я, конечно, должен ценить каждого, потому что все они граждане нашей республики, но вместе с тем каждый из них должен понимать задачи, которые предстоит решать в новой пятилетке. Это очень непростые задачи, и нужно быть абсолютно готовыми к их решению. Если соответствующего опыта нет, то, конечно, будет тяжело, и может произойти определенная пробуксовка в темпах развития республики.

Сейчас в ЦИК обращаются инициативные группы по выдвижению кандидатов. Это будет продолжаться до начала марта. ЦИК уже дает им возможность собрать подписи, их должно быть 3500. Образована также лингвистическая комиссия с целью определения уровня владения кандидатами на должность президента государственными языками - осетинским и русским.

Леонид Харитонович, до сих пор не утвержден бюджет на текущий год. Какие загвоздки кроются здесь? Увязываете ли вы этот вопрос с предвыборной кампанией еще одного претендента на должность президента - председателя парламента Анатолия Бибилова?

Если непринятие бюджета является для кого-то предвыборным ходом, то, честно говоря, этот ход нужно назвать откровенно неудачным. Проект закона о бюджете был направлен в парламент в конце ноября. На протяжении месяца парламент его не рассматривал, и только в последние дни 2016 года мы получили информацию о том, что вопрос бюджета не выносится на обсуждение депутатами, поскольку спикер парламента и его партия хотят включить в бюджет проект судебной реформы по своему сценарию. Вдаваться в подробности я сейчас не намерен. Но увязывать принятие бюджета с судебной реформой или чем-то иным в корне неправильно. Бюджет - это деньги народа, социальные и экономические программы, это отражение нашего сотрудничества с Россией.

К сожалению, спикер парламента поставил свои личные амбиции выше всего этого, и в Южной Осетии такой подход не встретил понимания. Могу определенно сказать, что он не встретил понимания и в России. Спикер полностью проигнорировал и мнение исполнительной власти, и мнение наших российских коллег, и интересы народа Южной Осетии, организовав в республике бюджетный кризис. Я считаю такие действия неверными и несистемными, и они, конечно, будут иметь последствия.

Сейчас нам уже нельзя терять времени, государственный бюджет будет принят с тем замечанием, что внесение парламентом в закон о бюджете положения касательно судебной системы незаконно и противоправно. Соответствующие органы получат поручение работать по этому вопросу.

- Ощущает ли ваша команда поддержку российской стороны?

Я считаю большой привилегией возможность ответить на ваш вопрос без каких-либо сомнений. Поддержка президента Путина и наших коллег из российских министерств и ведомств является одним из важнейших факторов развития Южной Осетии. Совместными усилиями нам удалось переломить определенные негативные тенденции, имевшие место в республике, и на протяжении последних лет у нас нет ни одного примера нецелевого использования средств.

Республика преобразилась, стала намного более комфортным местом для жизни. Конечно, без внимания и поддержки России мы бы таких результатов не добились

Республика преобразилась, стала намного более комфортным местом для жизни. Конечно, без внимания и поддержки России мы бы таких результатов не добились. Уровень взаимодействия очень высокий, он позволяет оперативно решать любые возникающие вопросы в рабочем порядке. Доверие руководства и народа России для меня как президента имеет огромное значение. Уверен, что оно позволит нам и в будущем успешно решать имеющиеся задачи.

- Реализация каких проектов по развитию республики намечена на ближайшее время?

В марте ждем завершения строительства Государственного драматического театра. Рассчитываем, что темпы строительства и финансирования университетского комплекса позволят нашим студентам уже в сентябре начать учебу в новом здании. Текущий год мы посвящаем и строительству дорог. Продолжаем строить хирургический комплекс с отделением гемодиализа. В 2016 году мы завершили строительство детской больницы, аналогов которой нет даже в республиках на Северном Кавказе. Завершается строительство мясоперерабатывающего комбината. Надеемся, что это произойдет также в марте. В этом году продолжается закладка фруктовых садов, речь идет о 70 гектарах рядом с Цхинвалом. Продолжается работа по выращиванию сельхозпродукции, появился свой семенной фонд.

Сейчас правительство работает над предложениями по программе на 2018–2019 годы. Денежные средства, которые предоставляются для развития республики, не сокращены, несмотря на то что на территории РФ многие субъекты получили сокращение. Такое решение российской стороны по Южной Осетии свидетельствует о доверии к нам, и руководство республики сделает все, чтобы его оправдать.

В новой программе будут и объекты социального значения. Нам нужны новые детские садики, пока количество не охватывает всех детей. Будем ставить вопрос о ремонте школ. Важное внимание уделим развитию сельского хозяйства.

В общем, могу определенно сказать, что основные наши планы и программы на ближайшие годы связаны с проектами развития. Особое внимание при этом будет уделено поддержке местных предпринимателей. Я вижу предпринимательский класс одной из основ экономического развития Южной Осетии и создания новых рабочих мест. К решению задач развития мы намерены в большей степени привлекать новые управленческие кадры.

Как вы оцениваете в целом реализацию Договора о союзничестве и интеграции между Россией и Южной Осетией? Какие дополнительные соглашения остается подписать?

Что касается договора, то буквально на днях наши соответствующие ведомства плотно поработали с Министерством обороны России. Нам остается подписать, в частности, дополнительное соглашение по военным ведомствам. Отрабатывались возникшие вопросы правового характера о вхождении отдельных подразделений Министерства обороны Южной Осетии в состав ВС России, в основном в состав 4-й военной базы. Вопросы урегулированы. Это дополнительное соглашение практически готово к подписанию, планируем подписать его в течение месяца. Учения при участии наших войск, которые уже проходят и проходили, в частности, на территории Северного Кавказа - это уже совместная работа и служба.

По линии МВД мы подписали дополнительное соглашение о создании совместного координационного центра, он будет базироваться в Цхинвале. Сейчас идет подбор кадров в этот центр. Что касается финансового и материально-технического обеспечения МВД, то здесь тоже практически разработано дополнительное соглашение, и мы сможем его вскоре подписать. Так что уже в этом году мы скажем, что договор реализован и действует.

- Вы упомянули совместные учения. Какова оценка сторон? Успешно ли они проходят?

Учения проходят успешно. На последних учениях были представители командования Северо-Кавказского округа. Они отметили, что все прошло нормально, при хорошем взаимодействии. Оценка была высокой. Это говорит о полном взаимопонимании между нашими военными ведомствами.

- Сохраняете ли вы как кандидат в президенты идею по вхождению Южной Осетии в состав России?

Идея вхождения в состав России не принадлежит мне или кому-либо еще, она в полном смысле народная. Все жители Южной Осетии настроены на сближение с Россией. Уже сегодня можно сказать, что мы находимся с РФ в едином экономическом, политическом и информационном пространстве. Но если говорить о непосредственно вхождении, то мы, сохраняя эту идею, должны понимать, что есть серьезные вопросы, которые подлежат проработке и осмыслению, притом не в одностороннем порядке. Мы не должны создавать каких-то трудностей для наших российских коллег.

В прошлом году мы пришли к некой схеме, которая позволила бы нам на базе референдума прийти с предложением к руководству РФ о вхождении. Это внутригосударственный процесс. Я вышел с предложением о внесении изменений в статью 10 нашей Конституции, но потом возникли разные противоречивые мнения относительно процедур, и как президент страны я пришел к выводу, что вопрос должен быть подробно рассмотрен на политическом совете.

На политсовете мы приняли решение вернуться к этому вопросу после выборов 2017 года. Время для работы с нашими коллегами из России есть, в Москве с нашими идеями знакомы.

Беседовала Юлия Шарифулина

В Южной Осетии в понедельник подвели итоги состоявшихся накануне президентских выборов: победу одержал спикер парламента Анатолий Бибилов. Президент РФ Владимир Путин в понедельник выразил надежду на то, что «отношения между странами получат дальнейшее развитие». О том, каким именно оно может быть, рассказал сам господин Бибилов: по его словам, «стратегической целью» руководства республики станет организация референдума о ее вхождении в состав России.


По данным Центризбиркома (ЦИК) Южной Осетии после обработки почти 90% бюллетеней, Анатолий Бибилов набрал 57,98% голосов. Действующий глава частично признанной республики Леонид Тибилов получил лишь 30%. Одновременно с этим состоялся референдум о добавлении Южной Осетии второго, равнозначного названия - «Государство Алания». Господин Тибилов, назначивший референдум, утверждал: переименование «создаст условия и предпосылки» для вхождения республики в состав РФ (). За «Государство Алания», по предварительным данным, высказались 78% проголосовавших, против - 20%.

Генерал-лейтенант Анатолий Бибилов в 2008–2014 годах возглавлял МЧС республики. В 2011 году он участвовал в президентских выборах, которые вылились в острый внутриполитический кризис. В первом туре Анатолий Бибилов опережал экс-министра образования Аллу Джиоеву всего на 0,06%. Во втором туре побеждала уже госпожа Джиоева, но Верховный суд отменил итоги выборов после жалобы штаба господина Бибилова на нарушения со стороны ее сторонников. Кризис завершился повторными выборами в марте 2012 года: президентом стал Леонид Тибилов. После поражения Анатолий Бибилов покинул партию «Единство» и основал новую политическую силу - «Единая Осетия». Она одержала победу на парламентских выборах 2014 года, после чего господин Бибилов занял пост спикера.

Один из собеседников “Ъ” в «Единой Осетии» отмечает, что сторонники кандидата Бибилова опасались нового политического кризиса, в том числе из-за задержки оглашения предварительных результатов в ЦИКе: в воскресенье вечером оно состоялось почти на час позже запланированного времени, а следующий брифинг был назначен только на 11 утра понедельника. Причем по состоянию на вечер воскресенья господин Бибилов набирал 48,7% голосов, то есть возникала вероятность проведения второго тура. Сторонники Анатолия Бибилова на несколько часов собирались у ЦИКа с требованием признать его победу. Наконец утром о победе господина Бибилова объявил ЦИК, а затем ее признал и его главный оппонент. «Это выбор народа, и мы разумно должны подходить к его выбору»,- сказал Леонид Тибилов.

С избранием господина Бибилова уже поздравил президент РФ Владимир Путин, заверивший: «Отношения между нашими странами, базирующиеся на принципах союзничества и интеграции, получат дальнейшее развитие».

Анатолий Бибилов в понедельник эту мысль развил, в частности, назвав «стратегической целью» вступление Южной Осетии в состав России. «Этот вопрос мы будем обсуждать в тесном контакте с нашими коллегами из Российской Федерации, все будем делать сообща»,- сообщил он. В марте господин Бибилов говорил “Ъ”, что референдум о вхождении республики в РФ должен пройти до конца 2017 года.

Политолог, исполнительный директор Петербургского GR-клуба Игорь Сопов полагает, что Анатолий Бибилов вряд ли проведет референдум «раньше, чем через год»: «До этого Бибилов, естественно, будет консультироваться в Москве. Но здесь есть риски дополнительной конфронтации с Грузией, обострения отношений с США, новых санкций». Игорь Сопов считает, что федеральному центру «важно выиграть время, чтобы понять, нужны ли ему такие сложные геополитические решения накануне (президентских выборов.- “Ъ” ) 2018 года».

Реакция Грузии на новости из Южной Осетии была предсказуемой: премьер Георгий Квирикашвили заявил, что выборы «не имеют юридической силы», а референдум о переименовании «старейшего грузинского региона по аналогии с субъектом РФ» - это «почва для его дальнейшей аннексии». Не признали легитимность голосования также в странах НАТО и Евросоюзе.

Наталья Корченкова; Георгий Двали, Тбилиси

Кокойты Эдуард Джабеевич

Государственный деятель Южной Осетии, второй президент республики (2001-2011), широко опиравшийся на помощь России в грузино-южноосетинском конфликте 2008 года, досрочно ушедший в отставку. Выдвинут кандидатом на президентских выборах 2017 года, но не прошел ценз оседлости. 19 марта объявил о начале бессрочной акции протеста против руководства Южной Осетии.

Биография

Эдуард Кокойты родился 31 октября 1964 года в г.Цхинвали Юго-Осетинской автономной области Грузинской ССР.

В 1981 году окончил Цхинвальскую среднюю школу №5. В том же году стал чемпионом Грузинской ССР по вольной борьбе и защитил норматив мастера спорта.

Трудовую деятельность начал электромонтером в отделении связи.

С октября 1983 года по октябрь 1985 года проходил срочную службу в рядах Советской Армии в г.Курске (Московский округ ПВО), был заместителем командира взвода.

В 1982 году Эдуард Кокойты поступил в Юго-Осетинский педагогический институт (ЮОГПИ) на дневное отделение факультета физического воспитания, который окончил в 1988 году. Будучи студентом института, в 1987 году был избран секретарем комитета комсомола ЮОГПИ.

В марте 1989 года Кокойты переведен в Цхинвальский городской комитет комсомола на должность секретаря - заведующего отделом учащейся молодежи.

В апреле 1990 года Пленумом Цхинвальского ГК ЛКСМ Эдуард Кокойты избран Первым секретарем Горкома комсомола. Через два года, в связи с прекращением деятельности ВЛКСМ Кокойты уволился с занимаемой должности.

Во время событий грузино-осетинского противостояния Кокойты создал и возглавил осетинский боевой отряд самообороны. Этот отряд вошел в состав боевой группы Гри Кочиева.

В 1990 - 1993 годах Эдуард Кокойты - депутат Верховного совета Южной Осетии первого созыва.

В ноябре 1992 года Кокойты возглавил спортивный благотворительный фонд "Юность" в Москве. Он оказывал посильную помощь в лечении и реабилитации раненных молодых людей. В июле 1995 года уволился по собственному желанию.

В сентябре 1996 года Эдуард Кокойты был назначен на должность зам. генерального директора ЗАО "Франг".

Эдуард Кокойты активно участвовал в развитии интеграционных процессов между Южной и Северной Осетией. В 1997 году принимал участие в организации форума осетинской молодежи.

В феврале 1997 года Указом президента Южной Осетии Людвига Чибирова Эдуард Кокойты был назначен торговым представителем-министром Южной Осетии в Российской Федерации. В январе 2000 года уволен по собственному желанию.

В 1999 - 2001 годах Кокойты работал помощником депутата Госдумы России от Северной Осетии Анатолия Чехоева.

С февраля 2000 года по март 2001 года Эдуард Кокойты - генеральный директор ЗАО "Франг".

Э.Кокойты является лидером общественного общенационального движения "За Осетию".

Президент Южной Осетии

18 декабря 2001 года Эдуард Кокойты избран на должность президента Южной Осетии. Он набрал во втором туре 53% голосов избирателей. Его соперник, спикер южноосетинского парламента Станислав Кочиев получил 26%.

12 ноября 2006 года Э.Кокойты вновь победил на выборах президента Южной Осетии (за него проголосовали 98,1% принявших участие в голосовании).

Война в Южной Осетии

Во время вооружённого конфликта в Южной Осетии 8-12 августа 2008 года Эдуард Кокойты был верховным главнокомандующим вооруженными силами Республики Южная Осетия. Утром 8 августа Кокойты покинул Цхинвали и направился в с.Джава, расположенное в непосредственной близи от российской границы, где находился до второй половины дня 11 августа (по свидетельству секретаря совета безопасности ЮО Анатолия Баранкевича).

Часть ополченцев и мирных жителей Южной Осетии впоследствии осуждала Кокойты за этот шаг, а те, кто был согласен с тем, что командующий не должен находиться на передовой, задавались вопросом, почему в Джаве не была развернута полноценная военная ставка. По свидетельству некоторых участников военных действий, югоосетинские бойцы не получали от Кокойты никаких приказов, а были предоставлены сами себе.

9 августа 2008 года, в разгар боевых действий, сотрудник МВД Северной Осетии Вадим Козаев и его брат Владислав, бывший десантник, воевавший с грузинскими войсками в Южной Осетии и Абхазии, выехали в Цхинвали, чтобы вывезти в Россию свою мать, находившуюся в бункере и перенесшую обширный инфаркт. Однако в Джаве, в 20 км от Цхинвали, они неожиданно столкнулись с президентом Южной Осетии Кокойты, с которым были лично знакомы. Встретив Эдуарда Кокойты вдали от мест боевых действий, Владислав Козаев обвинил его в трусости, после чего вместе с братом Вадимом был избит и задержан президентской охраной. Братьям Козаевым инкриминировалось нападение на представителя власти, но после месяца заключения они были выпущены под подписку о невыезде.

15 августа 2008 года Эдуард Кокойты в интервью газете "Коммерсант" заявил, что грузинские села в Южной Осетии полностью зачищены, и больше грузин туда пускать не будут. На вопрос о фактическом уничтожении грузинских анклавов Кокойты ответил:

"А что, надо допустить, чтобы нас оттуда обстреливали? Опять стреляли нам в спину и издевались над нашим народом?". Эдуард Кокойты также заявил: "Мы не намерены туда больше кого-то запускать. Более 18 тысяч осетинских беженцев из Грузии сейчас находятся в Северной Осетии . Нам их нужно возвращать в Южную Осетию".

Южная Осетия после войны

17 августа 2008 года Эдуард Кокойты резко раскритиковал работу кабинета министров Южной Осетии в условиях гуманитарной катастрофы и отправил правительство республики в отставку. В тот же день он подписал указ о введении чрезвычайного положения на территории Южной Осетии сроком на один месяц.

25 августа 2008 года, выступая перед членами Совета Федерации РФ, Эдуард Кокойты в очередной раз подчеркнул, что "ни Абхазия , ни Южная Осетия больше никогда не будут с Грузией в одном государстве".

27 августа на пресс-конференции в Цхинвале Эдуард Кокойты сказал, что намерен обратиться к России с просьбой о размещении на территории республики российских военных баз.

11 сентября 2008 года Эдуард Кокойты сделал два взаимоисключающих заявления о будущем республики: сначала, на встрече с участниками международного дискуссионного клуба "Валдай", заявил, что "мы войдем в состав Российской Федерации и не собираемся делать какую-то независимую Осетию", а позже взял свои слова обратно, сказав: "Видимо, меня неправильно поняли. Мы не собираемся отказываться от своей независимости, доставшейся нам ценой колоссальных жертв, и Южная Осетия не собирается входить в состав России".

В декабре 2008 года бывший секретарь Совета безопасности республики Анатолий Баранкевич в интервью газете "Коммерсант" обвинил южноосетинского президента в отмывании средств, направленных на восстановительные работы, а также узурпации власти и попытках привести на руководящие посты представителей близкой ему "самарской группировки". Эдуард Кокойты, комментируя интервью Баранкевича и статью "Коммерсанта" о ситуации в республике, назвал эти материалы газеты заказными, и сказал, что за критическими публикациями в адрес властей республики стоят силы, "которые хотят дискредитировать руководство и народ Южной Осетии, говоря о разбазаривании этих средств".

Президентские выборы и кризис в Южной Осетии

Эдуард Кокойты намеревался баллотироваться на третий срок, хотя, согласно Конституции Южной Осетии, одно и то же лицо не может быть президентом республики более двух сроков подряд.

В июне 2011 года Верховный суд отказал в возможности проведения референдума на предмет вопроса о допустимости третьего срока для действующего президента .

После президентских выборов 13 ноября 2011 года, где победу во втором туре официально одержала Алла Джиоева, Верховный совет заявил о признании выборов недействительными и назначил новые выборы . Сторонники Джиоевой посчитали это решение "захватом власти" , а президент Эдуард Кокойты обвинил Джиоеву в прогрузинской позиции, подчеркнув, что ранее "альтернативные органы госвласти" в Южной Осетии "пытались насадить грузины", а Джиоева совершила "очередную попытку таких действий, но уже изнутри" .

30 ноября Совет московской осетинской общины призывал Эдуарда Кокойты сложить полномочия и передать власть кандидату в президенты Алле Джиоевой .

30 ноября в центре Цхинвала прошел митинг сторонников Джиоевой, во время которого сотрудники службы государственной охраны республики открыли огонь в воздух из автоматов в ответ на попытку митингующих прорваться в правительственное здание. Затем Алла Джиоева получила в Центризбиркоме итоговый протокол, свидетельствующий о ее победе во втором туре выборов .

После кассационной жалобы Аллы Джиоевой о признании недействительными результатов выборов президента, Эдуард Кокойты поручил Верховному суду республики пересмотреть решение об аннулировании результатов второго тура выборов .

1 декабря 2011 года в Цхинвале начались переговоры между президентом, Аллой Джиоевой и представителем администрации президента России. Джиоева отозвала свою жалобу по причине недоверия к суду, хотя Верховный суд республики оставил ее без рассмотрения .

В ночь на 6 декабря из гранатомета был обстрелян дом генерального прокурора республики, а власти Южной Осетии возложили ответственность за ночной инцидент на оппозицию и враждебные иностранные государства: "Это силы Грузии и Украины", - заявил журналистам президент Южной Осетии Эдуард Кокойты .

Отставка

10 декабря Эдуард Кокойты объявил о своей отставке с поста президента, передав полномочия премьер-министру Вадиму Бровцеву.

"Ухожу, чтобы еще больше работать для своего народа, это цель моей жизни, цель борьбы, и каждый из нас должен проникнуться ответственностью, что никакие политические амбиции не должны стоять выше интересов народа", - сказал Э.Кокойты, подчеркнув, что действующим властям Южной Осетии удалось победить "оранжевую революцию" .

Президентские выборы 2017 года

1 февраля 2017 года инициативная группа выдвинула Эдуарда Кокойты кандидатом на пост главы республики на президентских выборах, которые состоятся 9 апреля 2017 года.

Награды

Эдуард Кокойты награждён орденом "Честь и слава" I степени (Абхазия, 2006 г.) и орденом Республики (Приднестровская молдавская республика, 2006 г.). Увлекается спортом (вольной борьбой и футболом). Любит охоту и рыбалку.

Семейное положение

Женат, имеет троих сыновей.

Примечания

  1. Указ президента России № 1261 "О признании Республики Южная Осетия // Официальный сайт президента России, 26.08.2008.
  2. Верховный суд РЮО не считает возможным проведение референдума о третьем сроке // Алания-информ, 14.06.2011.
  3. Выборы в Южной Осетии // Интерфакс, 29.11.2011.
  4. Сторонники Джиоевой считают решение Верховного суда захватом власти // РИА Новости, 29.11.2011.
  5. Джиоеву обвинили в подготовке "цветной революции" // Лента.ру, 30.11.2011.
  6. Югоосетинская община Москвы призывает Кокойты передать власть "всенародно выбранному" президенту Джиоевой // Интерфакс, 30.11.2011.
  7. Джиоева обжаловала решение Верховного суда Южной Осетии по выборам // РИА Новости, 30.11.2011; Проигравший выборы в Южной Осетии кандидат назвал причины поражения // Полит.ру, 30.11.2011.
  8. Переговоры Джиоевой с представителем администрации президента РФ продолжатся утром // Интерфакс, 01.12.2011.
  9. Цхинвал взяли под усиленную охрану // Вести.ру, 06.12.2011.
  10. Кокойты покинул пост президента Южной Осетии // Интерфакс, 10.12.2011.

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры

Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и WhatsApp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложениях WhatsApp и Telegram.

МОСКВА, 10 апр — РИА Новости. Новым президентом Южной Осетии, по предварительным данным ЦИК республики, станет спикер парламента Анатолий Бибилов.

На прошедших в воскресенье выборах за него проголосовали, по предварительным данным, 57,98% голосов, а за действующего главу республики Леонида Тибилова - 30%. Порог явки составляет 50% плюс один голос. Для победы кандидату необходимо было набрать более половины голосов. Официальные результаты выборов будут опубликованы в течение пяти дней.

Президент по военной линии

Бибилов родился в столице Южной Осетии 6 февраля 1970 года. Еще в школе он выбрал военную карьеру: после восьмого класса поступил в интернат в Тбилиси с усиленной военно-физической подготовкой, затем - в Рязанское училище ВДВ.

После окончания училища распределен в 76-ю Псковскую воздушно-десантную дивизию. Входил в сводный батальон миротворцев в Южной Осетии. После этого служил в вооруженных силах республики, командовал ротой специального назначения.

В 1998-2008 годах снова служил в миротворческих силах в Южной Осетии, на этот раз - в североосетинском батальоне.

В 2008 году принимал активное участие в боевых действиях в ходе вооруженного конфликта с Грузией, организовывал оборону одного из районов Цхинвала, зачистку города от грузинских сил.

В октябре 2008 года назначен главой министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В 2011 году Бибилов уже баллотировался в президенты республики и тогда уступил во втором туре бывшему министру образования Алле Джиоевой. Однако вскоре Верховный суд Южной Осетии признал выборы недействительными, а по итогам прошедшего через несколько месяцев нового голосования президентом стал Тибилов.

В конце июня 2014 Бибилов стал главой парламента республики. Он возглавляет партию "Единая Осетия", которая и выдвинула его кандидатом в президенты.

Курс на Россию

В своей политике Бибилов традиционно для представителей Южной Осетии ориентируется на Россию.

"Отношения с Российской Федерацией не могут претерпеть какие-то изменения в худшую сторону. Наоборот мы их будем наращивать", — сказал он после оглашения предварительных результатов выборов.

"Договор, который мы подписали с Российской Федерацией, конечно, будет исполняться и интеграция в Российскую Федерацию будет идти", — добавил Бибилов.

Он и ранее говорил о желании объединить осетинский народ.

"Воссоединение двух Осетий, несомненно, должно произойти. Нам надо строить сильную Осетию, где будет комфортно жить не только избранным, как это сейчас, но всем без исключения гражданам. Впереди два месяца сложной предвыборной борьбы, и самое главное для нас — это четкое соблюдение всех норм закона. С уверенностью могу сказать, что я вас не подведу", — отмечал Бибилов.

Подтвердил он эту позицию и после избрания. "Я всегда подчеркивал и сейчас подчеркиваю, что желание народа Южной Осетии вернуться в состав Российской Федерации живет с момента разделения осетинского народ (с двадцатых годов)", — сказал Бибилов.

Он напомнил, что через три года будет 100 лет, как осетины живут "в разных политических единицах". "Считают это абсолютно неправильным. В любом случае… референдум будем обсуждать с Российской Федерацией", — подчеркнул Бибилов.

В сфере внутренней политики он обещает в первую очередь наладить взаимодействие между всеми органами государственной власти.

"Это самая главная задача, потому что за последние три года мы наблюдали определенную напряженность между ветвями власти… Если есть порядок и взаимодействие между ветвями власти, то и народ Южной Осетии это оценит", — уверен Бибилов.

Присоединение не нужно?

Координатор рабочей группы Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александр Скаков считает, что в целом ждать каких-то существенных перемен после выборов в Южной Осетии не стоит.

"По крайней мере, в отношении России точно", — отметил эксперт в разговоре с РИА Новости.

По его словам, как Бибилов, так и Тибилов "нацелены на максимально возможную интеграцию с Россией". Однако референдум о присоединении республики к РФ, считает Скаков, неактуален. "Присоединение к России зависит не только от воли народа Южной Осетии, но и от возможностей и желания России. Пока что такого нет", — подчеркнул Скаков.

Он обратил внимание, что жители Южной Осетии в большинстве своем являются российскими гражданами, имеют соответствующие права, "есть программы повышения зарплат и пенсий до уровня РФ", поэтому на этом фоне присоединение Южной Осетии "совершенно не нужно и не стоит, только создаст лишние проблемы".

Тем не менее, эксперт уверен, что финансирование республики со стороны России сохранится. "Для Москвы не важно, кто будет президентом, важно, чтобы все было по закону. Так все и прошло, поэтому в данном случае я не вижу каких-либо препятствий", — считает Скаков.

Одна из немногих сфер, где возможны изменения, — кадровая. "Те кадры, которые были при Тибилове, которые во многом достались от бывшего президента Эдуарда Кокойты, видимо, будут сменены, и это только хорошо, потому что нельзя находиться у власти слишком долго. Там (в Южной Осетии — ред.) есть проблемы семейственности, клановости", — пояснил Скаков.

Республика Южная Осетия или, как ее еще называют, Республика Алания является частично признанным самопровозглашенным государством на Кавказе. Исторически этот регион входил в разные государства, но со времен СССР республика была частью Грузинской ССР, от которой впоследствии провозгласила независимость, не признанную, впрочем, ведущими государствами мира.

История осетин

Многие историки сходятся во мнении, что современные осетины являются потомками сарматских племен, обитавших в окрестностях Большого Кавказского хребта и в Приазовье с первого века новой эры.

Однако на протяжении тысячелетия эти племена не имели сформированной государственности и кочевали по равнинам вдоль Северного Кавказа, пока не осели на территории грузинских феодалов в XVll веке.

Осетинские крестьяне получили разрешение от грузинских правителей поселиться по течению реки Большая Лиахви, которая считается одним из крупнейших притоков Куры. Именно в семнадцатом веке число осетин на территории нынешней Алании увеличилось настолько, что можно было говорить о создании собственной государственности, но в тот момент этого не произошло.

В составе России

Отвечая на вопрос о том, входит ли в состав России Южная Осетия, нельзя избежать рассказа о присоединении осетинских земель к Российской империи. Это присоединение состоялось в XlX веке.

Одним из первых европейских исследователей, составивших подробное описание национального состава региона, в котором сегодня значится республика Южная Осетия, был рижский ученый Иоган Антон Гильденштедт. Не исключено также, что он выполнял не только научную работу, учитывая последовавшие за его визитом события.

Путешествие российского подданного немецкого происхождения, состоявшееся в 1770-1773 годах, позволило имперским властям более подробно познакомиться с географией, политикой и экономикой региона.

Начиная с восемнадцатого века осетины проживали совместно с грузинами на территории Картли-Кахетинского царства, созданного Ираклием ll в 1716 году. Однако этому царству не суждено было просуществовать долго, так как Персидская империя начала активные действия по завоеванию Кавказа.

Неудивительно, что в такой ситуации грузинский царь стал искать поддержки у более сильного партнера, которым и стала Российская империя. В 1801 году император Павел l своим указом включил Грузинское царство в состав империи, а осенью того же года его преемник Александр l упразднил грузинскую государственность и учредил отдельную империю. Таким образом, грузины и осетины оказались на равных условиях в составе другого государства.

После империи

После ликвидации Российской империи Цхинвал и Южная Осетия оказались на территории Демократической Республики Грузия, что и послужило прологом к последующим межэтническим конфликтам.

Так как грузинская аристократия владела большинством сельскохозяйственных земель региона, нет ничего удивительного в том, что осетины стали убежденными сторонниками большевиков, которые обещали передать землю в собственность крестьянам. Однако грузинские землевладельцы отреагировали на эти требования вполне однозначно - начали подавлять недовольство, что вылилось в сильные столкновения в 1918 году.

Вплоть до 1921 года на территории Цхинвальского региона продолжались этнические столкновения, жертвами которых стали, по разным данным, от 7000 до 13000 человек. Конец кровопролитию положило вторжение Красной армии, после чего молодая республика оказалась под контролем Москвы, а позже была присоединена к вновь созданному Советскому Союзу.

Осетинская автономия

Продолжая разбираться в вопросе, входит ли в состав России Южная Осетия, нужно поведать историю осетинской национальной автономии, созданной после присоединения Грузии к СССР.

Современное грузинское правительство считает, что Юго-Осетинская автономия была создана большевиками в благодарность за участие осетин в борьбе с демократическим грузинским правительством и уничтожение ими многих грузинских политиков времен независимости в 1919 году.

Стоит отметить, что Цхинвал в Южной Осетии, являющийся сегодня ее столицей, в те годы не имел осетинского большинства, однако большевиками был включен в состав новой автономии. Помимо этого города в состав осетинской автономии были включены и другие районы с грузинским большинством.

Административное деление автономии

Проведение границы во вновь создаваемой автономии было непростым делом, то и дело вспыхивали конфликты на национальной почве. Грузины активно сопротивлялись включению земель, которые они традиционно считали своими, в состав Южной Осетии.

Многие исследователи считают, что советское правительство осознанно создавало условия для возможных конфликтов, чтобы препятствовать таким образом сепаратизму региональных элит.

К Южно-Осетинской автономии были присоединены части Тифлисской и Кутаисской губерний, которые исторически были населены исключительно грузинами, а осетинских поселений на их территории не было вовсе.

Грузино-осетинский вооруженный конфликт

В конце восьмидесятых, когда стало понятно, что дни СССР сочтены, в национальных республиках резко возрос уровень национализма, а многие и вовсе открыто стали заявлять о намерениях добиться независимости.

Разумеется, в таких условиях активизировались все прошлые противоречия, копившиеся на протяжении нескольких десятилетий советской власти. Первоначально в планы властей автономии входило лишь изменение статуса на Автономную Республику, однако грузинское правительство выступило резко против и сняло руководителя секретаря горкома Цхинвала.

А уже в 1990 году правительство осетинской автономии заявило о суверенитете в рамка СССР. Так началось долгое противостояние, переросшее в вооруженный конфликт.

Развитие конфликта

Конфликт набирал обороты с декабря 1990 года по март 1991-го, когда начались прямые столкновения между грузинским и осетинским МВД, отряды которых пытались разделить силы российских войск.

Есть мнение, что участие российских военных на ранних стадиях противостояния помогло сократить число жертв и позволило мирным жителям покинуть регион, однако с развитием конфликта произошли изменения в поведении российских милиционеров, и позже они принимали участие в конфликте на стороне осетинских военных. Поэтому вопрос о том, входит ли Южная Осетия в состав России, не такой праздный, каким может показаться на перый взгляд, ведь многие государства считют эту территорию оккупированной российскими войсками.

За два года войны более ста тысяч этнических осетин покинули регион, а число грузин, ставших беженцами, составило порядка двадцати трех тысяч. Международные наблюдатели отмечали, что боевые действия велись с игнорированием международного права обеими сторонами. Особенную жестокость проявляли не кадровые военные, а ополченцы, принимавшие участие в боевых действиях с обеих сторон.

Современное положение дел

До 2008 года грузинские власти не раз предпринимали попытки вернуть контроль над так называемым Цхинвальским регионом. Однако ни одна попытка не увенчалась успехом, напротив, действия грузинских политиков привели к вооруженному столкновению между Грузией и Россией, а президент Южной Осетии провозгласил окончательную независимость, которая была признана Российской Федерацией.

Сегодня столицей республики является город Цхинвал, численность населения которого едва превышает тридцать тысяч человек. Должность президента Южной Осетии занимает Анатолий Бибилов, вступивший на этот пост 21 апреля 2017 года. До этого пост главы республики занимал Эдуард Кокойты.

Отвечая на ключевой вопрос: "Входит ли Южная Осетия в состав России?", стоит сказать, что российские власти отрицают факт оккупации и считают республику суверенным государством. Хотя есть мнение, что власти республики, в отличие от абхазского руководства, хотели бы присоединения к России.

Однако официальных подтверждений о желании присоединиться к сильному соседу из столицы Южной Осетии не поступало.