Сделать арматурный каркас для ленточного фундамента не сложно. Стоит изучить основные требования, предъявляемые к арматуре, которая будет использоваться и технологию как армировать ленточный фундамент. При соблюдении всех условий готовый каркас будет отличаться прочностью и долговечностью.
Ленточный фундамент имеет массу преимуществ по сравнению с другими основаниями. Он подходит для строительства основы и многоэтажных, и одноуровневых зданий на любом типе грунта. Именно поэтому он так часто используется в индивидуальном строительстве . Зная основные принципы работы, и точно следуя им, при правильно выполненных расчетах можно легко возвести фундамент своими руками.
При эксплуатации постройки часто появляется осадка . Почва под подошвой основания становится плотнее. И чем больше давление на фундамент, тем быстрее происходит этот процесс. Если расчеты выполнены правильно и нагрузка равномерно распределяется на грунт, то на ленточном основании не появляются трещины и сколы по бокам . Но на самом деле, часто случается обратное.
Неопытный строитель может столкнуться в этом случае с проблемой, как правильно армировать ленточный фундамент. Ведь от этого зависит, как долго будет эксплуатироваться постройка. Поэтому стоит подробнее остановиться на выборе материала и самой технологической последовательности.
При замерзании грунты вспучиваются и от этого на фундамент воздействуют дополнительные усилия
Выбор арматуры
От выбора арматуры зависит прочность каркаса.
Существует два основных вида:
- cтальная (металлическая);
- композитная (стеклопластиковая)
Последняя разновидность возникла в 50-х годах прошлого столетия, но не нашла широкого распространения в индивидуальном строительстве, несмотря на то, что она имеет ряд преимуществ по сравнению с металлической.
Стальная арматура, в свою очередь, может быть:
- стержневая;
- проволочная.
Для выполнения армирующих работ на ленточном фундаменте используется стержневая арматура периодического профиля , как рабочая (другое название — продольная) и гладкая (поперечная) в качестве вспомогательной.
Особенное внимание стоит уделить армированию углов, т.к. на эти места приходятся больше всего нагрузок.
В армирования углов необходимо соблюдать следующие правила:
- стержни на углах гнутся так, чтобы их концы заглублялись в стену основания с минимально с перепуском в 40 см (для прутов, диаметр которых составляет 10 мм);
- места, где они перекрывают друг друга, необходимо укрепить с помощью вертикальных и поперечных стержней;
- если длина прутка недостаточна, чтобы ее загнуть на стену, то необходимо укреплять такие места Г-образными прутами;
- хомуты на углах соединяются с шагом в 2 раза меньше.
При соблюдении этих требований, углы дольше сохранятся в первоначальном виде.
Вязка арматурного каркаса
Для обвязки арматуры используют вязальную проволоку диаметром 0,8-1,2 мм, которая нарезается на куски по 10-20 см . Минимально число соединений должно составлять половину количества пересечений.
В частном домостроении армокаркас часто сваривают вместо вязки ради ускорения процесса
Вязать арматуру можно несколькими способами:
- с помощью плоскогубцев. Для этого проволоку складывают вдвое, закручивают и фиксируют концы плоскогубцами с тупыми зубцами;
- можно воспользоваться крюком и шуруповертом cо специальной насадкой. Для этого отрезки проволоки складывают пополам, петлей цепляют за крюк. Концы обматывают в местах пересечения арматуры, а потом закладывают снова в крюк. Затем, проворачивая крюк, вращают. Можно применять для этих целей шуруповерт;
- при помощи скрепок, фиксаторов, скоб и т.п.;
- пистолетом для вязки.
Последний метод считается самым быстрым и эффективным. Для этого насадку пистолета ставят на место пересечения арматуры, и инструментом довершают вязку.
Армировка фундамента считается выполнена правильной, если соблюдены следующие строительные правила:
- выполнено армирование основания верхней и нижней поверхности;
- продольные ярусы каркаса изготавливаются из горизонтально расположенных прутов, соединенных с помощью поперечных и вертикальных стержней;
- рабочая арматура представляет собой стержни класса А3, диаметр которых составляет 10-16 мм, а хомуты для соединения изготовлены из арматуры класса Вр-1 диаметром 4-5 мм;
- каркас устанавливается внутри основания на расстоянии не меньше 5 см от его поверхности;
- продольные прутья установлены с шагом от 25 до 40 см, а соединительные хомута – 30 см;
- углы основания арматуры уложены с образованием перекрытия на 40 см;
- диаметр проволоки для вязки составляет 0,8-1,2 мм;
- минимально количество вязок равняется половине числа пересечений в каркасе.
При соблюдении этих условий каркас получится достаточно прочным и устойчивым. Специалисты рекомендуют для вязки использовать специально предназначенные для этого инструменты. Это значительно сократит время на вязку. Если не хватает опыта в этой сфере, лучше обратиться к специалистам.
Подробнее о том, как сделать арматурный каркас для ленточного фундамента своими руками можно посмотреть видео: